Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. Якунин Вадим Николаевич

Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг.
<
Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Якунин Вадим Николаевич. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02.- Самара, 2002.- 444 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-7/93-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны: историография и источники по проблеме 16

1. Отечественная историография проблемы 16

2. Зарубежная историография проблемы 36

3. Характеристика источников 60

ГЛАВА II. Положение Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 84

1. Структура центральных органов управления Русской Православной Церкви в 1941-1945 гг 84

2. Укрепление позиций Русской Православной Церкви в 1941-1945 гг 109

3. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в 1941-1945 гг 135

4. Изменение государственно-церковных отношений в 1941-1945 гг 155

ГЛАВА III. Русская Православная Церковь на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны 186

1. Политика фашистов по отношению к Русской Православной Церкви .186

2. Положение Русской Православной Церкви в Прибалтике 203

3. Русская Православная Церковь на оккупированных территориях РСФСР 221

4. Положение Русской Православной Церкви в Белоруссии 237

5. Церковная жизнь на Украине 260

6. Положение Русской Православной Церкви в румынской оккупационной зоне 288

ГЛАВА IV. Международная деятельность Русской Православной Церкви в 1941-1945 гг 304

1. Внешние связи Московской Патриархии в годы Великой Отечественной войны 304

2. Расширение юрисдикции Московской Патриархии в 1941-1945 гг 322

3. Воссоединение греко-католиков с Русской Православной Церковью 340

4. Отношение христианских церквей зарубежья к освободительной борьбе советского народа 361

Заключение 3 82

Список использованных источников и литературы 398

Приложения и таблицы 434

Список сокращений 444

Введение к работе

Проблемы истории Русской Православной Церкви (РПЦ) на современном этапе, когда происходит активный рост гражданского, политического сознания, духовных потребностей граждан России, ширится и становится более глубоким их интерес к отечественной истории, растёт стремление постигнуть неразрывную связь времён, истоки тех традиций, которые сегодня питают наше общество живительной силой, приобрели особую актуальность. Одним из значительных «действующих лиц» в истории России является РПЦ. В условиях, когда пробуждается национальное самосознание и нуждается в перестройке военная система, очевидным является востребованность ценного опыта РПЦ в деле патриотического воспитания верующих на героических традициях российского прошлого и её идейно-нравственного подвижничества.

Особенность российской истории состоит в том, что на протяжении более чем тысячелетней истории существования государства наши предки вели войны за независимость и целостность России, гармоничное и устойчивое развитие населявших её народов. Национальное единение, государственность русского народа веками складывались в условиях постоянной внешней экспансии, что не могло не отразиться на его национальном самосознании. Традиционно Православная Церковь уделяла большое внимание идейно-нравственному воспитанию верующих на героических традициях и примерах самоотверженного служения Родине. В годы тяжёлых испытаний служители Церкви всегда вставали на патриотические позиции и призывали верующих к защите Отечества. Не стала исключением и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Патриотические призывы и обращения руководства Московской Патриархии, активное участие духовенства и мирян в боевых операциях на фронте, их самоотверженная работа в тылу способствовали решению общей для всего народа задаче по разгрому оккупантов.

Именно суровые годы Великой Отечественной войны стали переломным этапом в истории РПЦ в XX веке. В этот период, после долгих лет гонений, поставивших Церковь на грань уничтожения, произошло радикальное

; 4

изменение её положения, начался долгий и мучительный процесс возрождения, продолжающийся и в наши дни. Поэтому всестороннее изучение и обобщение исторического опыта РПЦ в деле патриотического служения Отечеству, исследование ратных и трудовых подвигов духовенства и мирян представляется весьма важной задачей.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что РПЦ всегда находилась в центре внимания властных структур и отношения с ней составляли основное содержание государственной религиозной политики в целом.

Изучение истории Церкви в 1941-1945 гг. представляет интерес в связи с развитием в настоящее время тенденций укрепления её роли в жизни общества, совершенствования структуры управления, кардинального изменения правового положения, расширения сети духовных школ, улучшения качества духовного образования, повышения её авторитета в мире. Начались эти процессы в военные годы. Изучая тот переломный период, мы можем лучше понять, обратимы ли сегодняшние изменения в положении Русской Православной Церкви в Российском государстве.

Представляется актуальным изучение опыта взаимодействия Вооружённых сил и Православной Церкви на различных этапах нашей истории, особенно в военное время. Конструктивное сотрудничество армейских и церковных структур необходимо для укрепления морально-психологического состояния Вооружённых сил России.

Сегодня, когда звучат заявления о необходимости союза славянских республик, объединительная роль Православия в этих процессах очевидна. Именно РПЦ была одной из основных консолидирующих сил на всём протяжении истории единого Российского государства. Так случилось и в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на явное желание фашистов разделить Церковь по национальному и территориальному принципу, их политика в этом вопросе потерпела фиаско. В большинстве своём православные христиане Прибалтики, Украины и Белоруссии сохранили верность Московской Патриархии вопреки давлению фашистов. И хотя верующие оккупированных и тыловых областей Советского Союза были

Отечественная историография проблемы

В отечественной историографии проблемы можно выделить два основных этапа: 1) 1941-1988 годы и 2) с 1989 года до настоящего времени.

На первом этапе изучения проблемы исследователей интересовали следующие вопросы: объяснение патриотической деятельности РПЦ в годы Великой Отечественной войны, последствия, которые повлекла за собой эта деятельность, изменение государственно-церковных отношений, коллаборационистская деятельность православного духовенства и верующих, объяснение повышения религиозной активности населения в годы Великой Отечественной войны, преодоление обновленческого раскола и попытки анализа зарубежной историографии проблемы под видом критики «буржуазной фальсификации» положения религии в СССР.

Начало развития отечественной историографии можно отнести к первым неделям войны, когда И. В. Сталин через своего секретаря А. Н. Поскрёбышева поручил руководителю Союза воинствующих безбожников Е. М. Ярославскому отметить патриотическую позицию верующих в печати1. Н. Сергеева посвятила свою статью откликам зарубежных средств массовой информации на избрание патриарха и создание Священного Синода .

Новый этап во взаимоотношениях Советского государства и РПЦ в годы Великой Отечественной войны оценивался исследователями однозначно как шаг в сторону нормализации. Но этот процесс, по их мнению, был вызван переходом РПЦ на лояльные позиции в отношении к советской власти и её патриотической деятельностью. При этом оставался без внимания тот факт, что РПЦ объявила о своей лояльности ещё в 1927 году, когда заместитель Война и рабочий класс. 1943. № 12 (15 ноября). С. 18-20. местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) выпустил Декларацию, в которой говорилось о лояльности церковных властей властям государственным и о том, что «мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши успехи, а неудачи - наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие.., сознаётся нами как удар, направленный в нас» . Церковь в последующие годы строго придерживалась этого принципа. Авторы оправдывали церковную политику государства и утверждали, что инициатива в нормализации государственно-церковных отношений принадлежала советскому руководству .

В работах председателя Совета по делам РПЦ в 1943-1960 гг. Г. Г. Карпова и его преемника В. А. Куроедова даётся высокая оценка патриотической деятельности РПЦ5. Однако авторы не исследуют условия и причины нормализации государственно-церковных отношений в военные годы.

Фрагментарно государственно-церковные отношения и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в военный период освещались в работах, посвященных анализу проблем свободы совести в СССР6 и вопросам атеистического воспитания населения, авторы немногих из них обращались к периоду Великой Отечественной войны .

На первом этапе в отечественной историографии признавалась патриотическая деятельность верующих в годы Великой Отечественной войны. Но среди исследователей были и такие, которые видели непримиримое

Цит. по: Николин Алексей, священник. Церковь и государство. (История правовых отношений.) М., 1997. С. 395. Г. М. Массовый атеизм: становление и развитие. Л., 1987. противоречие между религией и патриотизмом8, утверждая, что патриотическая позиция Церкви вошла в противоречие с заповедью христианской религии - «возлюби врага своего»9. Другие осуждали антимарксистское понимание причин войны РПЦ, считая, что высокий моральный дух и массовый героизм народа формировались не деятельностью Церкви, а усилиями партии большевиков10. Было принято считать, что дух христианского вероучения «несовместим с духом героической борьбы за честь и свободу Родины»11, а «верующие исполняли и исполняют воинский долг не благодаря своей религиозности, а-вопреки ей» .

Структура центральных органов управления Русской Православной Церкви в 1941-1945 гг

Перед Великой Отечественной войной РПЦ находилась в состоянии организационного кризиса, вызванного репрессиями 20-30-х гг. Церковь была лишена возможности избрания патриарха. Власти не разрешали созыв Поместного собора, на котором мог решиться этот важный вопрос. Церковью управлял местоблюститель патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский). К осени 1939 г. в патриаршей Церкви осталось только четыре правящих архиерея. Ещё около 10 уцелевших архиереев находились на покое или совершали богослужения как настоятели храмов . Другие иерархи либо пребывали в ссылке, либо находились на покое. По этой причине архиерейские кафедры в епархиях в большинстве своём оставались вакантными. Были закрыты духовные учебные заведения и церковные периодические издания. Управляющий делами Московской Патриархии в конце 30-х гг. архиеп. Дмитровский Сергий (Воскресенский) писал, что главной задачей Патриархии в то время было «посильно замедлить, затормозить предпринятое большевиками разрушение Церкви» .

Некоторое изменение политики советского руководства в отношении Русской Православной Церкви наметилось после начала второй мировой войны и было связано с присоединением к СССР западных территорий с нетронутой гонениями религиозной жизнью. На них находилось, по разным оценкам, от 3000 до 3350 православных храмов, 64 монастыря, 14 правящих архиереев, свыше 7.500.000 православных верующих .

На остальной части СССР действовало 400 православных храмов, большая часть из которых находились в Москве с пригородами (32 храма) и Ленинградской епархии (21 храм)268. В 25 областях РСФСР не имелось ни одной действующей церкви, в 20 областях было от 1 до 5 храмов .

В последние предвоенные годы волна антицерковных репрессий утихла отчасти из-за опасения, чтобы вся Церковь не ушла в подполье, так как официальная и строго контролируемая Церковь представляла меньшую опасность, чем подпольная. С другой стороны, для Советского государства важно было сохранить Патриархию как доказательство того, что в нём даже Церковь, эта «опора реакции царизма», пользуется полной свободой.

Правовое положение РПЦ в предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны определялось постановлением ВЦИКа и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», которое хотя и подвергалось в дальнейшем уточнению, редактированию и дополнению, но в целом сохранялось как действующее вплоть до конца 80-х годов XX в. Оно законодательно закрепило ставшее к этому времени господствующим мнение о том, что религиозные общества не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме как удовлетворением религиозных потребностей верующих преимущественно в рамках молитвенного здания, и что следует «вытеснить» религиозные объединения из всех сфер общества, где до этого они имели право действовать, и запретить им какой-либо вообще «выход» в общество. По сути религиозные общества превращались в некие «резервации» для граждан, исповедующих те или иные религиозные убеждения. Одновременно деятельность религиозных организаций и в части удовлетворения религиозных потребностей населения была обставлена множеством ограничительных и регламентирующих условии .

Политика фашистов по отношению к Русской Православной Церкви

В первые месяцы войны германский вермахт занял едва ли не половину европейской части Советского Союза: Прибалтику, Белоруссию, Украину, западные области Российской Федерации. На Карельском перешейке и в Карелии на стороне Германии сражались войска Финляндии. В Молдавии, Приднестровье, Крыму, на Южной Украине немецкие войска были усилены итальянскими, румынскими и венгерскими частями. В Закавказье и на Дальнем Востоке постоянную угрозу создавали Турция и Япония.

Управление территориями, оккупированными немецкими войсками, осуществлялось рейхсминистерством Восточных земель во главе с Альфредом Розенбергом. Захваченные земли были разделены оккупационной администрацией на рейхскомиссариаты, состоявшие из округов, областей, районов, уездов и волостей. Прифронтовая территория находилась под управлением военного командования. В результате нового административного деления Северная Буковина, Молдавия, Бессарабия и Одесская область были переданы Румынии, причем земли восточнее Днестра вместе с Одессой составили так называемую Транснистрию (Заднестровье). На оккупированной фашистами части Карелии власть осуществляло Военное управление Восточной Карелии. Галицию присоединили к Польскому генерал-губернаторству. Остальная территория составила рейхскомиссариат Украины с центром в городе Ровно. Центральная часть Белоруссии образовала генеральный комиссариат Белоруссии. Северо-запад Брестской и Гродненская области отошли к Восточной Пруссии, где действовали общегерманские законы; большая часть Брестской, а также Пинская и Полесская области отнесены были к рейхскомиссариату Украины; северо-западные районы Виленской области — кгенеральному округу Литвы. Таким образом, сама Белоруссия собственно состояла из Барановичской, части Виленской, Минской, Пинской, частей Брестской и Полесской областей. Генеральный округ Белоруссия входил в состав рейхскомиссариата Остланд (Восток). Переход через границы административных зон был жестко ограничен, а для большинства жителей оккупированных территорий строго запрещен и смертельно опасен.

Перед нападением на Советский Союз фашисты уже имели богатый опыт проведения своей религиозной политики как в Германии, так и на территориях, захваченных ими в Европе. В системе Главного управления имперской безопасности (СД) имелись два отдела, занимавшиеся «церковной политикой»: отдел III С - сбор сведений в религиозных кругах и отдел IV С - политическая деятельность католической и протестантской церквей, религиозные секты .

В их задачи входили контроль и наблюдение за деятельностью религиозных организаций всех конфессий на территории Германии и за ее пределами, изучение настроений духовенства и активистов, внедрение агентуры в административно-управленческие структуры церквей и религиозных организаций и вербовка агентов из среды церковно- и священнослужителей. Практически во всех странах Европы и во всех крупных конфессиональных организациях действовала широко разветвленная агентурная сеть отделов. Эти же отделы обеспечивали продвижение "нужных" людей на различные иерархические должности, а также в церковные и общественные фонды, комитеты и т. п.

Немецкие оккупанты делали всё для того, чтобы взять Церковь на оккупированной территории под свой контроль. С этой целью при городских управах создавались церковные отделы по руководству церковными делами. Их деятельность заключалась в подборе церковных кадров, организации работы церквей и даже в составлении расписаний церковных служб5 .

Похожие диссертации на Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг.