Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Приходское духовенство и прихожане Чувашского края в конце XVIII - первой половине XIX веков Евдокимова Анжелика Николаевна

Приходское духовенство и прихожане Чувашского края в конце XVIII - первой половине XIX веков
<
Приходское духовенство и прихожане Чувашского края в конце XVIII - первой половине XIX веков Приходское духовенство и прихожане Чувашского края в конце XVIII - первой половине XIX веков Приходское духовенство и прихожане Чувашского края в конце XVIII - первой половине XIX веков Приходское духовенство и прихожане Чувашского края в конце XVIII - первой половине XIX веков Приходское духовенство и прихожане Чувашского края в конце XVIII - первой половине XIX веков Приходское духовенство и прихожане Чувашского края в конце XVIII - первой половине XIX веков Приходское духовенство и прихожане Чувашского края в конце XVIII - первой половине XIX веков Приходское духовенство и прихожане Чувашского края в конце XVIII - первой половине XIX веков Приходское духовенство и прихожане Чувашского края в конце XVIII - первой половине XIX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Евдокимова Анжелика Николаевна. Приходское духовенство и прихожане Чувашского края в конце XVIII - первой половине XIX веков : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Чебоксары, 2004 384 c. РГБ ОД, 61:04-7/1004

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРИХОДЫ В ЧУВАШСКОМ КРАЕ В 1781-1860 ГОДАХ 34-106

1.1. Православие в Чувашском крае к 1780 году 34-46

1.2. Органы управления Русской православной церкви

на территории Чувашского края 46-68

1.3. Строительство храмов и церковные приходы 68-106

Глава II. ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО ЧУВАШСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКОВ 107-222

2.1. Состав и правовой статус православного духовенства 107-138

2.2. Обеспечение церквей и материальное положение приходского духовенства 139-163

2.3. Подготовка кадров приходского духовенства Чувашии и его образовательный уровень 163-193

2.4. Нравы духовенства Чувашии конца XVIII - первой половины XIX веков 193-222

ГЛАВА III. ПРИХОЖАНЕ-ЧУВАШИ: МЕТОДЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ХРИСТИАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКОВ 223-298

3.1. Состав и положение приходского населения Чувашского края 223-238

3.2. Культурно-просветительская деятельность приходского духовенства 239-264

33. Уровень усвоения прихожанами Чувашского края христианского учения и обрядности к 60-м гг. XIX века 264-298

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 299-309

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 310-333

ПРИЛОЖЕНИЕ 334-384

Введение к работе

Последние десятилетия в истории России характеризуются важными переменами не только в обществе и государстве, но и в идеологии и сознании. Эти процессы дали возможность современным историкам по-новому взглянуть на историко-культурные процессы дореволюционного Отечества. Историко-церковная проблематика занимает все большее место в средствах массовой информации и в жизни российского общества, т.к. православная церковь, наряду с другими конфессиями, выступает не только как общественный институт, но и как хранительница материальной и духовной культуры прошлого. Перемены в стране, происходящие в настоящее время, отразились и на государственно-церковных отношениях. Возвращаются культовые сооружения верующим, открываются новые храмы и ранее закрытые духовно-учебные заведения. В связи с этим неподдельный интерес вызывает история православной церкви и христианизации не только по стране в целом, но и в отдельно взятых регионах. Очень важно по достоинству и объективно оценить все аспекты развития Русской православной церкви, которая является неотъемлемой частью современной общечеловеческой культуры. Различные проблемы истории православия все больше отражаются в научных исследованиях.

Чуваши, как и другие народы Среднего Поволжья, были формально крещены в православную веру в середине XVIII в, но усвоение ими православного вероучения затянулось. Этапы христианизации нерусских народов Среднего Поволжья выглядят следующим образом: 1740-1764 гг. - это деятельность Новокрещенской конторы, 1764-1780 гг. -деятельность проповедников, следующий этап растянулся до 1860 года.

Важнейшую роль в развитии просвещения и истории христианизации длительное время играло православное приходское духовенство. В условиях социально-экономического и культурного развития Чувашии XIX в. оно выполняло и религиозные, и просветительские функции сре ди чувашского народа. Распространение христианства на территории Чувашского края тесно связано с деятельностью приходского духовенства. Изучение приходского духовенства и прихожан представляется актуальным, а характер их взаимоотношений вызывает научно-практический интерес с точки зрения религии и культуры.

В отечественной исторической науке длительное время значительное внимание уделялось исследованию репрессивной политике церкви и государства в период феодализма, в частности, во времена массовой христианизации нерусских народов Среднего Поволжья. Проводником государственной идеологии среди поволжских народов являлось приходское духовенство. Как правило, наибольший научный интерес в дореволюционной историографии вызывало правовое и материальное положение духовенства, в советской исторической науке духовное сословие рассматривалось исключительно как звено в системе эксплуатации трудящихся масс; практически не изучалось население как прихожане, т.е. как исполнители основных предписаний русской церкви. Советские историки стремились выяснись причины медленного распространения христианства среди нерусских народов восточных районов России, обращая главное внимание на сопротивление народа государственной политике христианизации. Представители региональной историографии, как дореволюционного (А.Ф. Можаровский, Н.В. Никольский), так и советского (П.В. Денисов, Д.М. Макаров и др.) времени, изучали преимущественно историю христианизации нерусских народов Среднего Поволжья применительно к периоду XVI - XVIII вв., акцентируя свое внимание на методах ее осуществления.

Соответственно, стоит перед исследователем проблема изучения особенностей положения духовенства и приходского населения в Среднем Поволжье, выявление ее локальных отличий. Всестороннее исследование приходского духовенства и чувашских прихожан представляется весьма важным, т.к. оно позволит существенно углубить и расширить наши представления о роли приходского духовенства в политике христианизации, об отношении к церкви населения, выявить особенности взаимоотношений духовного сословия и прихожан, раскрыть степень эффективности его деятельности по распространению православия к моменту реализации новых методов христианизации по системе Н.И. Ильминского.

Актуальность темы исследования обусловлена, таким образом, особой ролью и значением приходского духовенства во внутренней политике государства и одного из его институтов - православной церкви, значением приобщения чувашского населения к общероссийской христианской идеологии. Именно духовенство являлось главным проводником государственной идеологии и духовно-нравственных основ среди местного, формально крещеного еще в XVIII в. чувашского населения, которое обладало своей самобытной религиозной культурой и менталитетом. Актуальность данной проблемы связана и с недостаточной изученностью православного духовенства и прихожан на региональном уровне. Применительно к Чувашскому краю данная проблема в конце XVIII - первой половине XIX вв. еще не являлась предметом самостоятельного исследования. Лишь отдельные ее аспекты получили отражение в исторической литературе. Важное значение имеет и то обстоятельство, что по мере преодоления эмоционального восприятия Русской православной церкви, появляется потребность в более детальном изучении ее многогранной деятельности с целью максимального использования ее многовекового исторического опыта для решения насущных проблем современного состояния российского общества, формирования нравственности, развития системы благотворительности и образования.

Объектом исследования является деятельность Русской православной церкви в лице приходского духовенства в отношении прихожан Чувашского края в конце XVIII - первой половине XIX веков.

Предмет исследования - церковное строительство и становление прихода, количественная и качественная характеристика духовенства и прихожан Чувашского края, степень христианского просвещения чувашского народа.

Хронологически исследование охватывает период с конца XVIII в. до середины XIX в., конкретно 1781-1860 годы. Это время характеризуется глубокими изменениями в социально-экономической и культурной жизни России, заставившими церковь и государство пересмотреть методы и приемы сохранения и утверждения православия среди нерусских, в том числе и чувашского, народов востока России, перейти к применению родного языка в церковной проповеди и начальном школьном обучении. Нижняя хронологическая грань исследования связана с территориальными изменениями в проведении губернской реформы 1775 г., а также правового статуса и материального положения приходского духовенства, пересмотром отношения государства и церкви к его образовательному уровню и моральному облику, расширением его обязанностей в приходе. Верхнюю грань (1860 г.) определяют социально-экономическое и политическое развитие страны накануне отмены крепостного права и необходимость пересмотра методов миссионерства, укреплявших позиции русского православия на территории Поволжья, которая объективно привела к созданию системы Н.И. Ильминского.

Территориально работа ограничивается местом компактного расселения чувашского народа, известным в литературе как Чувашский край. Ввиду неудовлетворительной сохранности источников, касающихся чувашских приходов Буинского, Курмышского и Тетюшского уездов, автор ограничился Чебоксарским, Цивильским, Ядринским уездами и чувашскими приходами Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, которые охватывали более 70 % территории компактного проживания чувашского народа.

Целью исследования является всестороннее, комплексное изучение на основе архивных и опубликованных источников деятельности русского приходского духовенства в крае как опоры светской и церковной власти среди чувашей, являющихся, с момента их официального крещения, прихожанами, выполнение ими основных предписаний христианства и их отношения к духовенству.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:

- проанализировать динамику строительства приходских церквей в XVIII - первой половине XIX веков;

- определить систему управления духовенством и приходами на территории Чувашского края;

- проследить изменения количественного и качественного состава приходского духовенства и прихожан в рассматриваемое время;

- показать систему подготовки кадров приходского духовенства, определить причины изменения государственной политики в отношении данного слоя служителей церкви;

- раскрыть основные направления деятельности приходского духовенства среди чувашского населения, в частности, в распространении христианского просвещения;

- оценить уровень восприятия прихожанами Чувашского края христианской обрядности и вероучения.

Методологическая основа диссертационного исследования базируется на принципах объективности, детерминизма и историзма, которые предполагают всесторонний критический анализ исторических процессов и явлений в их формировании, становлении и развитии. Данные принципы подразумевают такой подход к исследованию, при котором исторические процессы рассматриваются в связи с образующими их причинами и условиями, а также с анализом тенденций последующего времени.

В работе использованы как общенаучные методы, среди которых выделяются методы анализа и синтеза, и специально-исторические. Источниковедческий метод дал возможность выявить и определить основную базу исследования, метод критического сопоставительного анализа источников различного происхождения позволил воссоздать объективную картину исторических событий. Применялись также историко-генетический и историко-сравнительныи методы. При использовании статистического метода основное внимание уделялось не только сопоставлению основных характеристик и показателей, но и их динамике во времени.

Использование совокупности вышеуказанных методов позволило автору подвергнуть тщательному анализу широкий круг источников, дало возможность проследить основные тенденции истории взаимоотношений духовенства и прихожан, и также отношение государства к объектам церкви.

Основные положения, выносимые на защиту:

- православная миссия в Среднем Поволжье, в частности, среди чувашского населения, в середине XVIII в. привела только к формальному крещению населения, что вынудило государство пересмотреть методы и приемы распространения православия;

- строительство церквей и основание приходов в Чувашском крае шло интенсивно в XVIII в., в конце XVIII - первой половине XIX вв. происходила замена обветшалых деревянных храмов на каменные. Приходские церкви сооружались за счет прихожан и на средства частных лиц;

- в рассматриваемое время существенно изменилось отношение государства к приходскому духовенству. Благодаря комплексу мероприятий, проводимых церковью и государством, существенно повысился правовой статус, образовательный уровень и моральный облик духовного сословия;

- главной обязанностью приходского духовенства в Чувашском крае в рассматриваемое время стала миссионерская работа священнослужителей по распространению христианства. Духовенство было наделено также административно-полицейскими функциями. Принудительные и обременительные обязанности духовенства, ничего общего не имевшие с ролью проповедников, превращали его в особый слой государственных служащих;

- Русская православная церковь в лице приходского духовенства значительно расширила направления культурно-просветительской деятельности и усилила, особенно с 40-х гг. XIX в., социально-гуманитарные аспекты: открытие приходских школ и преподавание в них, общение с прихожанами на родном языке, благотворительность, помощь населению в борьбе с пожарами и болезнями, историко-краеведческая работа;

- совершенствование духовно-нравственных качеств православного клира, в свою очередь, привело к изменению отношения к нему со стороны чувашского населения;

- в религиозном мировоззрении приходского населения в первой половине XIX в. стали формироваться синкретические процессы. Они были тесно связаны с действием обрядовых факторов православия: чувашское население под воздействием духовенства начинало исполнять православные обряды, праздновать некоторые христианские праздники, но мало разбиралось в сути христианского вероучения;

- благодаря росту материальной обеспеченности, ограничению штатов 1845 г., увеличению доли клириков с духовным образованием и знанием чувашского языка к моменту реализации системы Н.И. Иль- минского приходское духовенство объективно было готово выполнять возложенные на него обязанности.

Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы, т.к. впервые предпринята попытка комплексного изучения жизни православного прихода в конце XVIII - первой половине XIX веков. Привлечение широкого круга источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, позволило автору осветить малоизученные аспекты проблемы. В работе впервые показана система управления духовенством и приходами в крае, дана характеристика православного прихода в отдельно взятом регионе, показаны его особенности, численный и социальный состав, проанализирован процесс церковного строительства, рассмотрены основные обязанности населения прихода как православных христиан.

В диссертации проведено глубокое и всесторонние исследование численности, возрастного состава приходского духовенства, определены особенности положения отдельных его страт. Проведенный анализ количественных и качественных характеристик позволил оценить уровень специальной подготовки духовенства по внедрению православия среди нерусских народов Поволжья, дать оценку его деятельности в Чувашском крае. В диссертации содержатся выводы о значимости работы, выполняемой православным духовенством, вместе с тем выяснена необходимость изменения миссионерских методов по внедрению православия среди чувашского населения, подавляющее большинство которого по-прежнему придерживалось самобытных верований, не знало церковнославянского и русского языка

Вместе с тем рассматриваемые вопросы не претендуют на их окончательное решение. Настоящим исследованием предпринята попытка дать лишь общую картину приходской жизни и уровня религиозности прихожан, а также показать важнейшие стороны деятельности приходского духовенства и его некоторые характерные особенности.

Практическая значимость. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в процессе создания новых учебных пособий как по истории церкви и культуры региона, так и для создания обобщающих трудов на эти темы. Результаты исследования и вводимые в научный оборот новые источники могут использоваться при написании обобщающих работ по истории сословий в России, по истории Среднего Поволжья и Чувашии, истории образования и просвещения, а также при проведении лекционных курсов и семинаров по истории Чувашии и ее церквей, в курсе религиоведения. Материалы диссертации могут быть востребованы преподавателями и учащимися различных типов образовательных учреждений, работниками музеев, краеведами, представителями церкви.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедры источниковедения и архивоведения и кафедры средневековой и новой истории Отечества Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. Положения и выводы диссертационного исследования были изложены в докладах на научных конференциях, проводимых ЧТУ и ЧГПУ: ежегодной студенческой конференции (апрель 2001 г., подсекция аспирантов), «Семья в Чувашской Республике» (октябрь 2001 г.), «Личность в истории» (апрель 2002 г.), «Власть и общество» (апрель 2003 г.); отражены в восьми публикациях.

Историография темы исследования. Исследование данной проблемы имеет давние традиции, уходящие корнями в середину XIX века. В публикациях, начиная с 50-х гг. XIX в., стала разрабатываться проблема истории духовного сословия и его места в современном для XIX в. обществе как в светской, так и в церковной историографии. Одной из первых работ, в которой затрагивалась проблема правового положения российского духовенства, отношение к нему государства, являлась изданная в Берлине работа И. Беллюстина «Описание сельского духовенства в России».1 Своего рода отповедью на эту книгу явился сборник, составленный русскими священнослужителями, также изданный в Берлине в этом же году под названием «Русское духовенство».2 Авторы данного сборника сравнили уровень жизни приходского духовенства с другими слоями населения, прежде всего с чиновниками, и пришли к неутешительным выводам: несмотря на низкий уровень материального обеспечения, государство, считая священно- и церковнослужителей своими слугами, вынуждало работать их бескорыстно. Схожую позицию высказали в своих работах Н.В. Елагин и А.И. Розанов:3 благодаря государственной политике в отношении духовенства оно было обречено на всеобщее неуважение общества. О недостаточности финансирования духовенства со стороны государства писал консервативный преподаватель Казанской духовной академии И.С. Бердников, а С. Шадков - о необходимости клиру самому заниматься земледелием, нежели пользоваться от прихожан ругой и продуктовыми подношениями.4

Ярко выраженную критическую направленность по отношению к духовному сословию имела книга Д.И. Ростиславова «О православном черном и белом духовенстве».5 В целом реформы 60-70-хх гг. XIX в. дали возможность осветить историю церкви и духовного сословия как составной его части не только в плане восхваления. Для многих историков центральной стала мысль о пагубности безоговорочного подчинения духовного сословия в XVIII - первой половине XIX вв. государству.

Преподаватель Казанской духовной академии П.В. Знаменский в диссертации «Приходское духовенство в России со времен реформ Петра I»6 проанализировал основные законодательные акты относительно духовного сословия и обязанностей прихожан и пришел к мысли о губительных последствиях секуляризации 1764 г.: подрыв материальных возможностей лишил церковь средств к серьезному просвещению и уровню подготовки приходского духовенства. Он утверждал, что закрытие доступа низших представителей духовенства в высшие слои усилило его сословную замкнутость. П.В. Знаменский во всех своих работах отмечал зависимость клира от прихожан, что вело к негативным последствиям - частыми явлениями стали конфликты с населением по поводу доходов в пользу церкви. Автор выступал за приходскую автономию. Работы П.В. Знаменского7 и преподавателя Московской духов ной академии И.П. Знаменского «Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I»8 являлись значительным достижением историографии церковного направления дореволюционного времени.

Другие авторы клерикального направления занимались в основном историей духовного образования в общероссийском масштабе. Они отмечали потребность государства в квалифицированных кадрах приходского духовенства.9

На региональном уровне проблема подготовки кадров духовенства для Казанской и соседних с ней епархий привлекла внимание П.В. Знаменского, А.А. Благовещенского, А.Ф. Можаровского, И.С. Бердникова, А. Архангельского.10

Вклад приходского духовенства в развитие народного образования России в XIX в. был отражен в работах Ф. Благовидова и И.В. Преображенского.11 Необходимость реорганизации церковных школ и труд-ности в духовно-учебном деле рассматривал С.А. Козубовский.

Интерес к приходу и вопросы взаимоотношения церковного клира с прихожанами усилился в начале XX в. в связи с нарастанием реформаторских тенденций по преобразованию Русской православной церкви. Серьезный вклад в исследование проблем приходской жизни внес А.В. Папков, разработавший периодизацию развития прихода и установивший взаимосвязь различных направлений деятельности прихода с общерелигиозными вопросами. Приходская община представлялась ему идеальным в духовном плане институтом, позволившим установить прочные связи между духовенством и прихожанами.13

По мнению Н.Я. Виноградова и Е.Стратонова, установленная государством сословная замкнутость и обособленность явились основной причиной разрыва его с приходским населением.14 Отношение государства к клиру рассматривали также С. Мелыунов и П.В. Верховский.15

Порой неоднозначные оценки содержались в исследованиях, определявших место и значение миссионерской деятельности среди прихо жан: от полного отрицания необходимости миссионерской деятельности, с «присвоением должности» распространителя реакции 16 до признания ее роли в укреплении государства и нравственности.17

Фундаментальной работой по истории русских епархий является 1 о исследование И.М. Покровского , выполненное на основе многочисленных законодательных актов. В ней автор детально анализировал изменения в территориальном управлении русскими епархиями в ходе проведения ряда административно-территориальных реформ XVIII века. Особенностью историографии дореволюционного времени является издание энциклопедий, содержащих богатый материал по богословию, церковному строительству и приходской жизни.19 Со второй половины XIX в. начинается активное освоение источниковой базы и публикация законодательных актов, касающихся всех вопросов устройства

Русской православной церкви. С середины 30-х гг. XIX в. ежегодно печатаются отчеты обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода.

Пробуждение интереса к приходской жизни и необходимость церковных преобразований, наряду с другими реформами 60-70-хх гг. в жизни российского общества, вызвали появление церковной журналистики. На страницах церковных изданий и в консервативной печати стали публиковаться статьи богословского характера, законодательные акты, распоряжения местных епархиальных властей, духовно-учебные из вестия.

В работах российских дореволюционных историков в целом показаны: резко возросшая зависимость духовенства от государства и усиление его функций в отношении приходского населения, введение бюрократического принципа принадлежности к духовному сословию, главным условием которого стала служба на штатных местах. Но, осветив достаточно полно проблемы, связанные с правовым и материальным положением приходского духовенства, дореволюционная историография не смогла в полной мере проанализировать положение приходского населения и его отношение к православию.

Ряд вопросов, связанных с историей приходского духовенства и степенью религиозности чувашских прихожан, рассматривался в дореволюционной историко-краеведческой литературе. Предметом исследования первых этнографов Чувашского края А.А. Фукс, В.А. Сбоева и СМ. Михайлова было освещение обычаев и традиций чувашского народа, однако на страницах их работ получили отражение некоторые сюжеты истории взаимоотношений православного клира с прихоЛса4іаЙ кс оставила нам и воспоминание о поездках по чувашским селениям, и одновременно историческое исследование. Она одной из первых показала деятельность церкви и духовенства по осуществлению переводов христианских книг на чувашский язык и дала общую картину религиозной принадлежности жителей Чувашии.23

Более детально отношение к духовным лицам со стороны чувашских прихожан, а также некоторые направления просветительской деятельности духовенства показал В.А. Сбоев.24 Применительно к уровню восприятия чувашами христианской обрядности и вероучения автор делает довольно оптимистические выводы.

Первый чувашский историк СМ. Михайлов в своих трудах много внимания уделял освещению приходской жизни чувашского народа. Он выступал как активный сторонник распространения православия среди чувашей, а важнейшим методом считал проповедь, пропаганду христианского учения на родном языке прихожан и развитие школьного дела, позитивно оценивая деятельность приходского духовенства по развитию просвещения в чувашских приходах сел Ишаки Козьмодемьянского и Чемеево Ядринского уездов. По мнению СМ. Михайлова, только через христианское просвещение и сближение с русским народом на основе единой веры можно развивать духовную культуру чувашского народа. 5 Следует полагать, что Михайлов стоял за начальное обучение в школах на родном языке. В этом отношении он предвосхитил Н.И. Ильминского и И.Я. Яковлева. СМ. Михайлова по праву считают первым чувашским просветителем.26

О религиозном состоянии чувашского народа в первой половине XIX в. писал протоиерей В.П. Вишневский,27 сделавший вывод о скромном влиянии христианства на мировоззрение чувашского народа.

В 60-70-е гг. XIX в. сотрудники братства святителя Гурия при Казанском кафедральном соборе, главным образом профессора Казанской духовной академии и Казанского университета, написали ряд работ, в которых была предпринята попытка дать полный анализ миссионерской деятельности Русской православной церкви и приходского духовенства среди народов Среднего Поволжья. Одной из первых работ в этом направлении стали «Очерки распространения христианства между иноверцами Казанского края» студента Казанской духовной академии А.Г. Хрусталева. Более основательной по своей идейно-смысловой сути и источниковой базе можно рассматривать сочинение А.Ф. Можа-ровского «Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 годы», в котором автор установил причины изменения методов утверждения христианства на протяжении нескольких веков.29

О пересмотре отношения церкви к деятельности миссии во второй трети XIX в. писал И.А. Износков, считавший, что деятельность миссионеров не увенчалась успехом, а некоторые положительные сдвиги в распространении православия автор связывал со школьным делом и внедрением родного языка прихожан в церковную проповедь, которые должны были привнести в приходскую жизнь священники.30

Исследователей также привлекала проблема функционирования новокрещенских школ в XVIII веке. Все авторы единодушно признавали несовершенство учебно-воспитательного процесса и незначительную роль нерусского духовенства в приходской жизни среди своих же единоплеменников. 1

Серьезным исследованием религии чувашского народа явилась работа В.К. Магницкого «Материалы к объяснению старой чувашской веры». С помощью священников и жителей чувашских селений автор собрал богатейший материал о верованиях чувашей, показал их синкре-тизацию в результате внедрения христианства к последней четверти XIX в., отметив определяющее значение русских православных обрядов на ее формирование. Автор положительно оценивал деятельность приходских священников в их борьбе с языческими обрядами и «суевериями» и считал необходимым дальнейшее открытие школ и усиление культурных связей с русским населением.

Е.А. Малов в работе «О чувашах» проанализировал причины длительного существования языческих пережитков у народа: «чуваши -спокойный народ», в отличие от татар, они «не беспокоили власти, которые перестали обращать на них внимание», поэтому в конечном результате действия священников и миссионеров оказались малоэффективными. Автор предлагал усилить преподавание языков прихожан в духовно-учебных заведениях, отказавшись от никому не нужных «мертвых классических».33

Основным направлением в деле христианского просвещения чувашского и других народов, по мнению священника К.П. Прокопьева,34 является школьное дело, однако школы в первой половине XIX в. открывались в редких приходах. Автор раскрыл трудности постановки школьного дела, проанализировал основные переводы церковной литературы на нерусские языки, отметив их существенные недостатки.

Деятельность Русской православной церкви в Среднем Поволжье изучал в конце XIX - начале XX вв. известный чувашский исследова-тель Н.В. Никольский, опубликовавший ряд монографий, в которых объективно показал основные этапы христианизации чувашского народа в XVI-XVIII вв., составной частью которой было строительство церквей, основание приходов и появление нового русского элемента среди чувашей - православного духовенства, которое с нежеланием, за очень редким исключением, стало относиться к проповеди христианства среди новокрещеного населения, предпочитая заниматься сугубо меркантильными делами. Только единицы священников прославились на ниве христианского просвещения.

Статьи по частным вопросам христианизации чувашского народа были опубликованы Г.И. Комиссаровым и М.Г. Васильевым.

Ряд священников чувашских церквей и краеведы проявили интерес к отдельным приходам - они составили описание некоторых сюжетов приходской жизни, показали процесс церковного строительства, историю приходов.37

Известный чувашский просветитель И.Я. Яковлев придавал большое значение приобщению чувашского народа к христианству и ознакомлению с его вероучением.38 Он не занимался специально научным исследованием темы христианизации, духовенства и прихожан, но в его трудах значительное место уделено отношению чувашей к объектам православного культа и к служителям церкви.

На рубеже XIX - XX вв. появляются исследования по истории русской церкви в других регионах Поволжья. Так, П.Н. Луппов опубликовал работы о христианизации удмуртов, основных направлений деятельности духовенства и их результатов среди народа к середине XIX века. Некоторые методы исследования автора мы использовали в нашей работе.

В целом вопрос о приходском духовенстве и прихожанах Чувашского края конца XVIII - первой половины XIX вв. в дореволюционной историографии не стал предметом специального исследования.

Советская историческая наука подходила к оценке духовенства с классовых позиций. Историками отрицала роль церкви в регулировании нравственных устоев общества и прогрессивность распространения христианства среди народов, придерживавшихся языческих верований. Типичными в этом отношении стали работы Е.Ф. Грекулова.40 Автор отмечает перманентную зависимость духовенства от богатых прихожан и помещиков и считает его союзницей господствующего класса. В вышедшей в 1962 г. работе «Православная церковь - враг просвещения» автор подчеркивал, что церковь насаждала религиозную идеологию, стремилась отвлечь народные массы от научных знаний.41

Сходную точку зрения отстаивал Г. Макаров.42 В целом историки 20-30-х гг. XX в.43 были единодушны во мнении, что монастыри и церкви, владевшие землями, являются духовными феодалами, а духовенство относилось к правящей угнетающей элите.

Исключением стал труд А.В. Карташева,44 опубликованный за рубежом еще в 30-е гг., но нашедший массового читателя лишь в 90-е гг. XX века. Автор предпринял попытку проанализировать историю русского православия на протяжении всего его развития до начала XIX в., уделив определенное внимание приходам.

Значительный интерес для нас представляет работа западногерманского историка, русского по происхождению, И.К. Смолича.45 Она является наиболее фундаментальным трудом по синодальному периоду русской церкви. Автор не имел доступа к российским архивам, поэтому пользовался опубликованными документами, вследствие этого наибольшее отражение на страницах его труда получило освещение государственно-церковных отношений и механизм функционирования центральных и местных органов церковного управления, устройство приходов. Автор делает вывод о безуспешности деятельности духовенства по распространению религии до введения системы Н.И. Ильминского.

Классической работой советского периода стала монография Н.М. Никольского,46 в которой, в частности, разрабатывался вопрос о правовом статусе духовных лиц в XVIII - XIX вв. и делался вывод о не нужности церковных школ, а благотворительность русской церкви расценивалась только как средство поднятия ее авторитета. П.К. Курочкин, Н.Н. Розенталь, Э. Кольман 47 указывают, что, сосредоточившись в своей проповеднической деятельности на вопросах нравственности, служители культа предпринимали неустанные попытки выдать православие за гуманистическое мировоззрение, прикрываясь им даже тогда, когда церковь сжигала «еретиков» на костре.

Во многих опубликованных в советское время работах отрицалась прогрессивная роль духовенства в приходе, отмечалась его отчужденность от населения.

В 60-80-е гг. стали более активно изучать историю церкви в отдельно взятом регионе Советского Союза.48 Характерной чертой этих работ было отрицание положительной роли духовенства в области культуры и просвещения среди своего народа.

С конца 80-х гг. XX столетия изменилось отношение государства к Русской православной церкви. Переломным моментом стала дата - 1988 год - Тысячелетие Крещения Руси, что нашло отражение в содержании публикуемых работ.49

В совершенно новом русле, с привлечением ранее неизвестных источников, были опубликованы, на материалах Тобольской епархии, работы Н.Д. Зольниковой. Ее методы исследования использованы в настоящей работе.50 Автор подметила двойственность положения русского духовного сословия: с одной стороны, привилегии и политическая служба государству отрывали его от среды, в которой оно действовало, большей частью крестьянской, с другой - их сближали общность происхождения и образ жизни. Помимо Н.Д. Зольниковой, особенности церковных документов как источников изучались Н.А. Миненко.51 Достижением советской историографии стали работы В.М. Кабузана и Б.Н. Миронова,5 в которых они привели значительный пласт статистических материалов XVIII - начала XX вв. и пришли к выводу о высокой степени надежности исповедных ведомостей. Миронов, кроме того, рассмотрел материальное благосостояние белого духовенства и его образовательный уровень в первой половине XIX века.

Капитальным трудом Б.Н. Миронова стал итог его многолетней работы над монографией «Социальная история России», в которой автор рассмотрел все аспекты истории различных сословий на протяжении XVIII - начала XX вв., в том числе и духовенства, которое, по мнению автора, также, как и крестьянство, было закрепощено, но зависело от государства, т.к. состояло на его службе.

Последнее десятилетие в изучении истории Русской православной церкви ознаменовалось поиском новых концепций ранее изученных проблем и выявлением лакун в истории приходской жизни. В исследованиях заметно изменилось отношение к церкви как к институту общества.54

По-новому авторы стали смотреть на формирование одного из важнейших религиозных институтов - приход, деятельность которого, к примеру, в Карелии, стала неотъемлемой частью жизни населения, несмотря на то, что позиции язычества и старообрядчества здесь были довольно сильны.55 Не только об отрицательной, но и о положительной роли русской церкви в развитии Башкирии писал Ю.Н. Сергеев,56 зафиксировав привнесение русской церковью в быт башкир элементов русского уклада жизни и отсюда смягчение их нравов и обычаев.

Значительно увеличилось количество публикаций, касающихся духовных учебных заведений,57 быта и нравов духовного сословия,5 его культурной деятельности.59 В ряде публикаций сборника «Православная жизнь русских крестьян в ХІХ-ХХ веках: Итоги этнографических исследований» рассмотрено отношение русского крестьянства к обрядовой стороне русского православия и к церковному притчу.60

Различные аспекты истории русского православия затрагивались в диссертационных исследованиях.6

В середине XX в. появились работы по чувашской истории, где так или иначе затрагивались отдельные аспекты темы нашего исследования, в частности, массовой христианизации чувашского народа. П.В. Денисов62 одним из первых в советской историографии положил начало углубленному изучению проблемы православной религии в Чувашской Республике, показав историю религиозных верований чувашского народа и изменение методов насаждения православия в зависимости от конкретно-исторических условий. Неудачной признано школьное дело и издание религиозной литературы на чувашском языке как методы внедрения официальной идеологии среди народа. В работе, посвященной Иакинфу Бичурину, он проанализировал деятельность духовно-учебных заведений конца XVIII в, отметив их положительные стороны.

В работе В.Д. Димитриева «Распространение христианства и чувашские народные массы в период феодализма (середина XVI века -1861 год)» автор привел обоснованную периодизацию истории Русской православной церкви в Чувашском крае до середины XIX в., отметив, что невыполнение исповеди и причастия, непосещение церкви, наряду с активными формами сопротивления, были также специальной формой протеста чувашского народа русскому православию. В других работах автора приведены сведения о православии в XVIII в. 64 и о видных священниках Чувашского края.

Различные направления деятельности церкви в Чувашии исследовал специалист по истории христианизации чувашского народа первой половины XIX в. Л.А. Таймасов:6 открытие духовенством церковноприходских школ в XIX в., хозяйственная деятельность церквей и монастырей, перевод церковной литературы на чувашский язык. Автор, рассмотрев историю христианизации чувашей в первой половине XIX в., показал формирование языческо-православной синкретизации религиозных верований народа, а главную причину неудач христианского про свещения к середине XIX в. видел в отстраненности чувашей в этом процессе.

Исследователь Д.М. Макаров опубликовал работы по истории христианизации чувашского и других народов Среднего Поволжья в XVI - XVIII вв., придавая важное значение государственным мерам миссионерства. Автор рассмотрел основные принципы законодательной деятельности государства, методы миссионерской проповеди, конкретизируемые с учетом социального положения новообращенных, которые были призваны укрепить самодержавие, и их реализацию среди нерусских народов.

В сборнике статей, посвященном тысячелетней истории крещения Руси, был отражен ряд аспектов нашего исследования.

В целом положительно оценивал деятельность духовенства в развитии образования и христианского просвещения М.Я. Сироткин.69 Появление женского образования, также связанного с деятельностью духовенства, рассматривала К.Н. Сидорова.70 Чувашскими историками рассматривалась по-новому, с положительной точки зрения, деятельность низших духовно-учебных заведений и Казанской семинарии.

Вопрос о материальной обеспеченности и преподавательской деятельности духовных лиц отражен в статье Л.М. Гавриловой,72 которая пришла к выводу о привилегированном положении получившего образование духовенства. Материальное положение крестьян Чебоксарского уезда в середине XIX в. анализировал Е.П. Погодин.

Проблема синкретизации религиозных верований чувашского народа с элементами православия была исследована в работах Г.Е. Кудря-шова,74 который проанализировал длительный процесс формирования и трансформации религиозных верований чувашей, выделив сложные полисинкретические структуры, и пришел к выводу о слабом влиянии христианского просвещения на чувашей к концу XIX века. Заслуживает внимание вывод исследователя о появлении условий распространения православия среди нерусских народов Среднего Поволжья, в том числе и чувашского, к началу XIX в., среди которых важнейшими считались приспособление вероучения, культа и социальной организации церкви к местным условиям.

Ряд исследователей обратил внимание на культурологический аспект проблемы, а именно на описание церковной архитектуры и скульптуры.75 Заметно возрос интерес к отдельным сторонам церковной истории, который получил отражение в краеведческой литературе.76

Изучение литературы позволяет сделать вывод, что в отечественной историографии до сих пор отсутствует комплексное изучение истории приходского духовенства и прихожан в Чувашском крае в конце XVIII - первой половине XIX веков.

Источниковая база исследования. Круг источников по истории церквей, духовенства и прихожан на территории Чувашского края довольно обширен и разнообразен. Это опубликованные и неопубликованные документы, выявленные нами в архивах гг. Чебоксары (ЦГА ЧР), Казани (НА РТ), Йошкар-Олы (ГА РМЭ), Нижнего Новгорода (ГА НО). Использованные источники можно разделить на законодательные акты, делопроизводственные документы государственных и епархиальных учреждений, занимающихся делами русской православной церкви. Это и массовые статистические источники, а также этнографические описания. Данная диссертационная работа базируется в основном на документальных материалах, выявленных в архивах Чебоксар, Йошкар-Олы, Казани и Нижнего Новгорода.

1. Законодательные материалы и распоряжения светских государственных и церковных органов, содержащие сведения о нормативной регуляции исследуемых вопросов. Они представлены законами, содержащимися в «Духовном Регламенте», «Полном собрании постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи», различных сборниках законов, опубликованных во вто рой половине XIX - начале XX веков. К этой же группе можно отнести и Устав духовных консисторий 1841 года. Данный свод законов позволяет выяснить основные требования государства к ведению богослужения, показывает должностные обязанности духовенства, здесь регламентируется церковное строительство. Устав строительный 1857 г. вобрал в себя все существующие распоряжения относительно церковного строительства. Свод законов о состояниях издания 1857 г. зафиксировал существовавшее ранее деление духовенства на белое и черное и закрепил их правовой статус.78

В Центральном государственном архиве Чувашии (Фонд 225) и Государственном архиве Республики Мари Эл (Фонд 172) отложилось значительное количество указов Синода и Казанской духовной консистории духовным правлениям. Они регулировали различные сферы религиозной жизни, связанные преимущественно с организационными вопросами. Данный вид документов довольно сложный источник, поскольку содержит, помимо распоряжений властей, и различные ведомо-сти, приходно-расходные документы. Некоторые исследователи склонны считать подобные указы законодательными актами,80 другие -делопроизводственными документами.81 В целом документы первой группы позволяют выявить основные требования, предъявляемые властями к приходу, дают возможность проследить, как конкретизировались различные положения государственной политики в отношении духовенства, приходского населения на местах, насколько эффективно велась миссионерская деятельность.

2. К материалам делопроизводства относятся документы распорядительного характера: а)деловая переписка между представителями церковных органов управления епархии и духовных правлений, донесения, рапорта глав церквей и благочинных, отчеты миссионеров. Сюда же относятся отчеты архиереев, на основе которых обер-прокурор Синода составлял ежегодный отчет для доклада императору. В отчете главы Сино да содержались сведения хозяйственно-экономического характера, о строительстве церквей, епархиальном управлении; б)послужные списки настоятелей церквей, списки школ, ведомости об учащихся. Отчетная документация за год дает богатый фактический материал о духовенстве, прихожанах и о состоянии храмов. Большая часть этих документов сосредоточилась в Национальном архиве Республики Татарстан и Центральном госархиве Чувашской Республики.

3. Сведения о духовенстве и прихожанах представлены и в демографической статистике. Полные сведения о лицах духовного звания приходов давали клировые ведомости, предназначенные именно для учета лиц духовного сословия. Клировая ведомость составлялась ежегодно на один церковный приход. Ее форма с течением времени менялась, обогащая ее содержательную часть. В фондах Чебоксарского и Козьмодемьянского духовных правлений, Казанской духовной консистории сохранились некоторые ведомости в середины 90-х гг. XVIII в. до 60-х гг. XIX в., составляться они начали с 1769 года. Клировые ведомости дают сведения о церкви, ее состоянии и приделах, обеспеченности утварью, средствах, вложенных на ее строительство, земельном и руж-ном обеспечении от прихожан, других доходах. Основная часть посвящена каждому члену причта с членами их семей, заштатным и сиротствующим лицам. Она дает сведения о социальном происхождении клирика, образовании, местах службы, наказаниях и поощрениях. Заключительная часть ведомости посвящена прихожанам: месте их проживания и расстоянии до приходского центра, социальном, половом, националь ном и численном составе.

К материалам церковного учета населения относятся исповедные ведомости, которые по отдельным приходам учитывали все православное население прихода обоего пола, с выделением каждого сословия. О каждом прихожанине говорилось, был ли он на исповеди и у причастия, а если нет, то по какой причине.84

На основе клировых и вероисповедных ведомостей по благочини-ям и уездам составлялись «экстракты». Особенностью формуляров документов является приближение их к табличной форме, увеличению описательной части .85

4. В своей совокупности экономико-географические и этнографические описания представляют важный комплекс источников, т.к. в них предпринимаются попытки анализа рассмотренных вопросов действительности. Среди них выделяется сборник «Материалы для географии и статистики Российской империи. Казанская губерния». Здесь приведены сведения из этнографии чувашского народа, его занятиях, уровне усвоения православия; представлено количество церквей по городам и уездам.

Разнообразный по форме, структуре и содержанию материал содержится в личных фондах чувашских исследователей. В Научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН) в фондах священника Н.А. Архангельского есть ряд документов, в которые дается описание некоторых приходов Чувашии, в которых получили отражение история основания прихода, строительство церквей и их архитектура. Что касается фонда исследователя Н.В. Никольского, то материалы, хранящиеся в НА ЧГИГН, посвящены, за не оо которым исключением, периоду конца XIX - начала XX веков.

Наиболее полон и разнообразен архив исследователя К.В. Элле, в котором содержатся церковные летописи ряда приходов Чувашского края. Они дают информацию об истории прихода и церкви, благотворительной деятельности в пользу церкви и прихожан, наиболее известных пастырях. Представлен национальный и социальный состав прихожан, время их крещения. Необходимо отметить, что в части, касающейся прихожан, летописи тенденциозны, поскольку священники осознавали тщетность своих усилий по распространению христианства, и местное население применительно к первой половине XIX в. показано «диким», но в тоже время авторы критикуют своих предшественников в приходах за нерадение к должности.

5. В качестве особого, но недостаточно полно используемого в историографии источника, выступает региональная печать. К ней, в частности, относятся «Известия по Казанской епархии» и журнал Казанской духовной академии «Православный собеседник», в официальной части которых публиковались указы Синода, распоряжения местной епархиальной власти, отчеты о духовных школах. В неофициальной части помещались статьи, посвященные религиозно-нравственному состоянию отдельных народов Поволжья и история приходов.

Необходимо отметить, что не все проблемы нашей темы в равной степени обеспечены источниками. Наиболее скуден материал по деятельности прихода и об уровне религиозности прихожан. Значительно лучше представлены материалы, характеризующие положение приходского духовенства. Несмотря на некоторые трудности, документы и исследования предшественников позволяют с достаточной адекватностью раскрыть тему диссертации.

Структура работы. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка Источников и литературы и Приложения.

Православие в Чувашском крае к 1780 году

Приступая к исследованию темы, мы должны иметь представление о ходе христианизации чувашей в предшествующий период. Изучение проблем, связанных с материальным и правовым положением православного духовенства, его личных качеств, ролью, которое оно играло в политике государства и церкви на территории Чувашского края, степенью христианизации чувашского населения в конце XVIII - первой половине XIX в., невозможно без исследования указанных вопросов применительно к более раннему периоду.

Государственная политика православной христианизации, осуществляемая в течение длительного времени, на каждом историческом этапе проводилась различными формами и методами, и итоги осуществления христианизации напрямую зависели от конкретных социально-экономических условий. Несмотря на то, что основная масса чувашского народа к концу XVIII в. была крещена, у чувашей по-прежнему сохранялась верность своей традиционной религии и культуре.1

Православному духовенству и церкви, которые поддерживали идею завоевания Казанского ханства, отводилась решающая роль в упрочении новой власти в крае и в крещении населения. Однако социально-политическая обстановка в Среднем Поволжье во второй половине XVI в., внутри- и внешнеполитическое положение Российского государства сводили на нет возможности христианской проповеди среди иноверческого населения. Негативную роль в этом сыграла вероисповедная нетерпимость, которую проявляли специально созданные воинские команды, целью которых был надзор за всеми сторонами жизни местного населения, а также православное духовенство и монастыри, в том числе и Чебоксарский Троицкий. Православное духовенство, как духовный и феодальный притеснитель, было ненавистно местному населению, что отчетливо проявилось в ходе восстаний второй половины XVI века.3

Начало XVII в. не ознаменовалось практически никакими акциями государства по отношению к народам Поволжья. Но, с воцарением династии Романовых, с 20-х гг. XVII в., издавались царские указы, в которых декларировались всяческие льготы новокрещенам и ограничивались права иноверческого населения. В отношении тех, кто не перешел в христианскую веру, принимались жесткие меры: им запрещалось владеть крепостными, поместными землями, поэтому часть служилого населения была вынуждена креститься.

Анализируя деятельность христианской церкви среди поволжских народов в XVII в., церковные историки были вынуждены признать провал планов царской администрации. Наиболее распространенной формой идеологического протеста нерусского населения против христианизации являлись не только отказ от крещения и переход в мусульманство. Даже люди, принявшие христианство, нередко отказывались от выполнения обрядов и предписаний православной церкви, упорно придерживаясь старой языческой веры. Другой формой сопротивления поволжских народов, в частности, и чувашей, являлось бегство крестьян из своих селений в труднодоступные места.5

Среди пассивных форм сопротивления использовались: отказ от выплаты различных поборов духовенству, выступление с «богохульными» речами, пренебрежительное отношение к предметам религиозного культа.6

Антирелигиозный и антифеодальный протест весьма часто перерастал в открытую вооруженную борьбу против духовенства, особенно монашествующего, которому в то время отводилась значительная роль в миссионерстве.

Состав и правовой статус православного духовенства

Важнейшим направлением изучения православия на территории Чувашского края является выявление роли приходского духовенства в процессе христианизации языческого населения, установление его совокупной численности в общей массе приходского населения, правового статуса и уровня материального благосостояния, изучение системы подготовки кадров православного духовенства и его образовательного уровня на протяжении рассматриваемого периода, определение морально-нравственного облика и социального портрета.

Нравственность и образовательный уровень духовенства существенным образом зависели от совокупности тех условий, в которых возникло и развивалось духовное сословие. Особенности правового положения и материального обеспечения белого духовенства глубоко влияли на его место в обществе, прежде всего на взаимоотношения с приходом, на всю его деятельность. Особенностью положения приходского духовенства на территории Чувашского края являлось то, что оно для местного населения было чужим, подчас враждебным элементом; это еще больше усиливало его сословную замкнутость среди окружающего его нерусского населения.

Духовенство разделялось на черное, или монашествующее, и белое, или приходское. Среди русского духовенства на долю монашествующего приходилось около 10 % всего духовенства, но они занимали командные позиции в Русской православной церкви.1

На территории Чувашского края в рассматриваемое время проживало незначительное количество представителей монашествующего духовенства. Его общая доля в составе православного духовенства за рассматриваемое время существенно снизилась: в начале 80-х гг. XVIII в. черное духовенство составляло 4,8 % от всего его наличного состава, в 1860 г. - 2 %. Причина понижения этого показателя кроется в явлении целибата, в ограничении монастырских штатов с 1764 г. и в некоторой степени в уничтожении Спасо-Геронтьевой пустыни в Чебоксарах в 1838 году.2

В Русской православной церкви существуют три степени священства, различающиеся в преимуществах церковной власти и чести. Высший чин - чин епископа, который может совершать все таинства, и обладает высшей административной властью в епархии. Пресвитер, или священник, - это наместник епископа в каждом приходе, имеет право совершать все таинства, кроме хиротонии, т.е. посвящения в сан. Некоторые пресвитеры имеют особенные отличия и звания, не обладая высшей степенью священства. Главный пресвитер в соборе носит имя протопресвитера, или протоиерея (иерей - священник), как, впрочем и те, кто заслужил внимания церковного начальства за свою усердную деятельность. Дьякон (по-гречески «служитель») помогает священнику в священнослужении, возносит молитвы от лица народа и читает Евангелие, заботится о нравах прихожан, опекает вдов и сирот. Итак, в приходской жизни священнослужители - это иерей и дьякон.3

Низшие служебные должности в церкви исправляли до середины XIX в. церковнослужители, т.е. дьячки и пономари. Дьячки, или певчие, читали и пели во время богослужения, пономари готовили и подавали священнику церковные принадлежности, зажигали и выносили свечи, наблюдали за чистотой в храме, кроме того, обязанностью пономарей было звонить в колокола.4

Состав и положение приходского населения Чувашского края

Одной из важнейших характеристик православия на любой территории Российского государства является численность всех групп православного приходского населения, поскольку о степени христианизации того или иного народа судят по количеству прихожан, составляющих объект внимания церкви. Именно поэтому, для определения уровня усвоения народом христианского вероучения и церковной обрядности необходимо максимально точно учесть численность приходского населения, его этнический и социальный состав на протяжении рассматриваемого времени.

Основным источником для изучения приходского населения Чувашского края послужили данные церковного учета. Церковный учет численности населения ведет свое происхождение с 1690 г., когда приходским священникам и поповским старостам Новгородской епархии было предписано составлять списки бывших и не бывших у исповеди и причастия лиц православного вероисповедания, а также раскольников. Спустя несколько лет так называемые духовные росписи, или исповедные ведомости, стали распространяться по всей стране, а налажен церковный учет был к концу 30-х гг. XVIII века.1

Отличительной особенностью духовных ведомостей, в отличие от административно-фискальных документов является то, что они фиксировали только православное население, реально жившее на территории прихода, независимо от того, находились ли они на административном учете или числились по старому месту жительства.2

Исповедные ведомости дают сведения не только о численности населения, но и раскрывают его социальную структуру. Они велись по отдельным рубрикам, отражающим сословное деление прихожан. В них в 1737-1842 гг. учитывалось 7-8 групп населения: духовное сословие, военные, приказные, разночинцы, посадские, последние, в свою очередь, иногда делились на купцов и мещан, а также дворовые и крестьяне. В 1842-1861 гг. групп насчитывалось 5-6: духовные, военные, статские, горожане (в ряде ведомостей делившиеся на купцов и мещан), дворовые и крестьяне. В некоторых ведомостях, особенно по г. Ядрину, приказные и чиновники до начала 1840-х гг. отмечались отдельно, что можно считать определенным недостатком данного вида статистических источников, как, впрочем, и то, что не все духовные росписи четко разделяли «посадское население» на две прослойки.

Иногда в составе некоторых социальных групп могли рассматриваться представители других сословий, это особенно заметно в городах, отличавшихся социальной пестротой: например, в разделе «чиновники» священники вносили подворные списки о постоянно проживающем в городах служащем и неслужащем табельном чиновничестве («статские»), а также о служащих и ушедших на покой технических работниках уездных учреждений (писцах, копиистах), не имевших чина и иногда выделявшихся в особую графу «приказные». Записи могли содержать в себе как данные о главе и членах всей семьи прихожанина, так и сведения о лицах, постоянно проживающих в домах чиновников, но относившихся к другим сословиях: служанкам из крестьян и мещан. В ряде случаев фиксировались чиновники-военные (городничие, исправники).

Впрочем, и применительно к сельскому населению можно сказать то же самое: категория прихожан «военные отставные» и в социальном, и в материальном плане практически ничем не отличалась от крестьянства. До 1860-х гг. принадлежность к сословной группе какого-то лица косвенно указывала на род его занятий, т.е. исповедные ведомости дают возможность раскрыть профессиональную структуру жителей края.

Похожие диссертации на Приходское духовенство и прихожане Чувашского края в конце XVIII - первой половине XIX веков