Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие белорусской художественной культуры в 1917-1927 гг. Станкевич, Светлана Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Станкевич, Светлана Владимировна. Развитие белорусской художественной культуры в 1917-1927 гг. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Рос. академия управления.- Москва, 1992.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-3/2031-5

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Культура, наряду с экономикой, политикой, социальной сферой, выступает одним из главных институтов общественной жизни. Это явление общечеловеческое и общеисторическое. Каждому периоду развития человечества в целом соответствует определенный характер культуры и культурных отношений. В то же время, он варьируется в зависимости от места и форм проживания, потребностей и запросов любой отдельно взятой общности людей, нации, народности. Следовательно, культура - явление национальное, у различных народов она имеет свои специфические черты, выработанные особенностями их существования, психологического склада, духовного и социального саморазвития, уровня самосознания. На базе синтеза национальных культур, их взаимопроникновения формируются общечеловеческие ценности и, в конечном итоге, предопределяется прогресс общества.

Как и любое явление в ходе исторического развития, национальная культура имеет свои периоды подъема и спада, пики творческого расцвета и время относительного спокойствия, обусловленного множеством экономических, политических и других факторов общественной жизни. Знание особенностей культурного развития нации, понимание, какой ценой создавались ее материальные и духовные ценности, что влияло на их формирование, из чего они складывались, оказывает огромное воздействие на состояние общественного сознания, нравственный и психологический тонус народа.

Изучение различных аспектов культурной жизни общества актуально в любой период его развития, поскольку позволяет с высот исторического знания данного времени осмыслить и оценить происходившее ранее, определить его значение для современности, извлечь из него самое важное для настоящего.

' Первое послереволюционное десятилетие кардинально изменило жизнь всей страны и белорусского народа в том числе. Мощная революционная волна, всколыхнувшая самые глубинные пласты общества, активизировала те слои, которые в условиях монархии были лишены возможности раскрывать свой творческий потенциал.

После революции они буквально ворвались во все сферы жизни, привнеся в нее динамизм, неукротимую жажду действия, совершенно новое видение проблем, их трактовку. Это десятилетие чрезвычайно насыщено различными событиями и явлениями, которые, с одной стороны, были результатом величайшей встряски и приходом на историческую арену совершенно других общественных сил, а с другой - итогом многовекового культурного и исторического развития, подведением результатов жизни и деятельности многих поколений в условиях социального и национального закрепощения. Кроме того,именно в это десятилетие - І9І7-І927 гг. - появились новые институты общественной жизни, в том числе и в области культуры, предопределившие направление последующего развития. Особенности этих лет заложили фундамент всего будущего социалистического периода, его грядущие достижения и просчеты.Значимостью и весомостью данного этапа в истории белорусского народа и его культуры и продиктованы хронологические рамки исследования.

Распад Советского Союза, создание на его территории независимых суверенных государств, отказ от тоталитарной системы власти и другие общественные процессы, происходящие в настоящее время, в чем-то повторяют те социальные катаклизмы, которые народы пережили после революции. Новая общественная атмосфера вызвала стремительный рост национального самосознания, что явилось причиной еще одного процесса - усиления внимания к проблемам культуры, ее национальным аспектам. Опыт культурного строительства, накопленный в первые послереволюционные годы, в данной ситуации оказывается бесценным. Он помогает лучше понимать сам народ и его стремления, видеть те упущения и просчеты в культурной деятельности, которые негативно сказались на его духовном развитии и, в итоге, на состоянии самой культуры. Изучение различных сторон деятельности в области культуры пока зывает, каковы были подлинные намерения и тенденции сразу после революции, насколько они отвечали нуждам народа, и как они были деформированы или вообще уничтожены в условиях тоталитарного режима.

Обобщение опыта культурного строительства в указанное десятилетие, анализ основных направлений творческой деятельности, становления национальной культуры актуальны для сегодняшнего периода исторического развития и позволяют выработать рекомендации по использованию уроков прошлого в современной практической деятельности.

Из большого числа компонентов, входящих в содержание национальной культуры, предметом настоящего исследования автор выбрал наименее изученный - белорусскую художественную культуру первого послереволюционного десятилетия.

В работе на основе теоретических положений и конкретного эмпирического материала проанализированы важнейшие составляющие духовного процесса, непосредственно связанные с развитием художественной культуры: литература, изобразительное и музыкальное искусство, театр и их главное действующее лицо - художественная интеллигенция.

Состояние научной разработанности проблемы. В научной литературе имеется значительное количество работ, в которых много-планово и неоднозначно освещаются общетеоретические и методологические проблемы развития как культуры в целом, так и национальных культур в частности. В исследованиях А.И.Арнольдова, Е.В.Боголюбовой, А.Г.Егорова, М.П.Кима, А.Г.Здравомыслова, Н.С. Злобина, Э.А.Баграмова, С.Т.Калтахчяна, Л.М.Дробижевой и многих других раскрываются закономерности развития культуры, основные ее тенденции и черты, вопросы культурного сотрудничества народов .

I. Ким М.П. 40 лет .советской культуры. - М., 1957; его же. Ве
ликий Октябрь и культурная революция в СССР. - М.,1968; Багра-
мов Э.А. Ленинская национальная политика: достижения и перспек
тивы. -М., 1977;Боголюбова Е.В. Культура и общество.-М..1978;
Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М.,1980;
Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социо-
логический очерк межнациональных отношений.-М.,1981;Калтахчян
С.Т.Марксистско-ленинская теория нации и современность.- М.,
1983: Арнольдов А.И.Социалистическая культура: теория, и жизнь.-
М., 1984; Социальные функции духовной культуры //Интернациона
лизация духовной жизни советских народов в современных уело-*
виях. -Вильнюс, 1984 и-др. . , ,...,,,,*.

В ряде работ рассматриваются проблемы функционирования национальной культуры в контексте общих задач развития культуры, ее роли и места в зшзни общества. Однако в них недостаточн< исследуются национальные особенности культуры, их корни, специ: фика проявления в различных областях человеческой деятельности'

Обширная историография советского периода посвящена изучению социалистической культуры в целом и художественной культуры в частности. Ее главные положения полностью согласуются с утверждаемой десятки лет официальной точкой зрения, согласно которой культура советского общества является "социалистическо: по содержанию и национальной по форме". Работы базируются на марксистско-ленинском положении о классовом подходе к развитию культуры, о наличии в любом антагонистическом обществе двух культур, в них обосновывается концепция интернационализации, сближения национальных культур .

I. Межуев В.М. Культура и история. - М.,1977; Культура и общее во: вопросы истории и теории.-И.,1978; Культура труда, быта и человеческих отношений. -И.,1980; КультуЬа как целостное явление: проблемы и методология изучения. - Л., 1983; Маркарян Э.С Теория культуры и современная наука. - М., 1983: Взаимовлияние форм культуры в духовной жизни общества. - и.. 1986; Актуальные вопросы развития культуры и искусства. - Одесса,I98Tи др.

циональных отношений, взаимообогащение и сближение культур на-

одов СССР //Межнациональные связи и обогащение культур народо ССР. - Таллинн, 1978; Магомедов Д. Развитие социалистических национальных художественных культур. - М. ,1979; Иовчук М/Г., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура. - М., 1979; Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура. - и., 1982; Рудая Т.П. Вэаимообогащение художественных культур народов СССР. -Киев, 1983; Взаимодействие национальных художественных культур в условиях совершенствования социализма. - Махачкала, 1986; Андреев А.Л. Актуальные проблемы развития советской художественной культуры. - М. 1987; Журавлев В.В. Мир художественной культуры. - М., 1987 и др.

Во второй половине 80-х годов, с изменением общей идеологической ситуации в'стране, появляются монографии, в которых ученые предпринимают активные поиски путей разрешения имеющихся проблем во взаимоотношениях между народами в различных областях общественной жизни. Изданы работы, посвященные анализу национальных культур, их влиянию на общественное сознание . Появились исследования, где переосмысливаются явления культурной жизни, которые до этого трактовались однозначно, в рамках устоявшихся идеологических штампов. Например, подверглась новому анализу концепция культурной революции. В ней стали видеть не только достижения, но и издержки, ошибки в методах осуществления*^.

Значительно обогатили теорию культуры работы российских ученых, которые покинули страну или были выдворены из нее в период революции и гражданской войны. Их труды, опубликованные в России и за границей, были запрещены и оставались недоступными для большинства советских исследователей в течение длительного времени. Уже в первые революционные годы они пытались предвидеть последствия кардинальной ломки для культуры, анализировали влияние на нее взаимоотношений интеллигенции с большевиками. Фактически только сейчас эти ценные исследова-ния вводятся в научный оборот .

  1. Дикселис В.П. Национальные отношения в СССР: диалектика развития на современном этапе. - Минск. 1987; Сулейменов Р.Б. Советская культура: 70 лет развития.-и., 1987; Бромлвй Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов,- М.,1988; Дкунусов Н.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. -.Ашхабад, 1988 и др.

  2. Арутюнян Ю.В..Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. - И., 1987; Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М., 1987; Котожеков Г.Г. Генезис национальной культуры. - Абакан, 1991 и др.

  3. См.: Розанов В.В. Сочинения. - м.,1990; Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.А 1990; Изгоев А.С. Социализм, культура и большевизм //Вехи. Из глубины.- Ы., 1991: Котляревский СА. Оздоровление //Вехи. Из глубины. - М., 1991.

В советской науке о культуре стержневой является проблема формирования и развития социалистической интеллигенции. Она заняла в историографии одно из ведущих мест по числу исследований и многообразию аспектов. В монографиях С.А.Федюкина, В.Л.Соскина, М.Е.Гловацкого, Л.И.Ивановой, В.С.Волкова, А.И. Арнольдова и в коллективных трудах поставлен ряд методологических вопросов, сделаны обобщения процессов дифференциации интеллигенции, в теоретическом и конкретно-историческом плане исследуется проблема "революция и интеллигенция" .

В современных исследованиях широко распространен принцип отраслевого изучения отдельных групп интеллигенции. Наиболее широко рассматривается история подготовки инженерно-технических кадров, научной, педагогической интеллигенции, опубликованы историко-экономичвские работы, посвященные формированию селі ской интеллигенции . При всем разнообразии тем, раскрывающих путь становления отдельных профессиональных групп интеллигенциі отчетливо видно почти полное отсутствие исследований о художественной интеллигенции. Эта проблема еще не стала предметом специального монографического труда. Она рассматривается лишь

1. Федюкин СА. Великий Октябрь и интеллигенция. - М. ,1972;
Соскин В.Л. В.И.Ленин, революция, интеллигенция. - М., 1972;
Интеллигенция и социалистическая культурная революция. - Л.,
1975; Изменение социальной структуры советского общества. Ок
тябрь І9І7-І920. - М.,1976; Советская интеллигенция (І9І7-І975
- 8., 1977; Арнольдов А.И. Социалистическая интеллигенция и
культурный прогресс. - и., 1980; Интеллигенция и революция,

XX век. - М., 1985; Алексеев П.В. Революция и наутаая интеллигенция. - М., 1987 и др.

2. Борисов D.C. Подготовка производственных кадров сельского
хозяйства в реконструктивный период. - М..I960: Ульяновская
В.А. Формирование научной интеллигенции в СССР (І9І7-І937 гг.)
И., 1966; Ёсакова В.Д. Советская наука в годы первой пятилет
ки. - М., 1971; Гловацкий М.Е. КПСС и формирование технической
интеллигенции на Урале. - Свердловск, 1974; Волков B.C. Комму
нистическая партия и техническая интеллигенция в период строи
тельства социализма в СССР (I928-I937 гг.). - Л., 1975; Бастре
кова Й.С. Становление советской системы организации науки
(I9I7-I922).-M., 1976; Иванова Л.В. Формирование советской на
учной интеллигенции. (І9І7-І927 гг.). - М., 1980 и др. -

- 7 -в одном разделе книги С.А.Федюкина "Великий Октябрь и интеллигенция". Вопросы взаимоотношений художественной интеллигенции с советской власть» затрагиваются также в трудах по истории искусства и литературы, но авторы их справедливо видят свою задачу, главным образом, в освещении творческой стороны жизни художественной интеллигенции.

Вопросы культурного строительства, развития отдельных направлений художественного творчества и многие другие проблемы этой области, связанные конкретно с Белоруссией, исследовались в большом количестве научных работ, опубликованных в республике. Они появлялись на всем протяжении советского периода, в большинстве своем трактуя указанные темы в соответствии с официальными установками и требованиями существующей идеологии.

Первые исследовательские труды, появившиеся уже в начале 20-х годов, наряду, с широкой оценкой послереволюционной деятельности в различных сферах, содержали материалы и в области культуры. Среди таких работ прежде всего следует отметить публикации В.Г.Кнорина, непосредственного организатора и руководителя борьбы за советскую власть в Белоруссии, А.Г.Червякова -председателя ЦИК республики, Д.Ф.Жилуновича (Т.Гартного), известного белорусского писателя, общественного и государственного деятеля. Последний опубликовал в журналах "Полымя" и "Иаладняк серию статей о революционной борьбе в Белоруссии, отведя в них значительное место проблемам культуры . В эти годы вышли в свет работы белорусских ученых В.И.Пичеты, И.А.Петровича, В.М.Игна-товского и др., в которых рассматривались как общие проблемы развития культуры, так и частные: белорусский язык и литература

I. Кнорин В.Г. Революция и контрреволюция в Белоруссии. - Смоленск, 1920; его же. Пять лет: Краткий конспект истории КП(б)Б.-Минск.1922; его же. За культурную рэвалюцыю: Зб.артыкулау.-MIhckJ929; Червяков А.Г. За бавецкую Беларусь.- Шок. 1927; его же. Белоруссия к X годовщине Октября. -Минок, 1927; Яылуно-в1ч Д.Ф. Два оакі беларускага руху.-Полымя.- 1923. - М 3-4; УступамІ да Акцябра. - Там же.-» 5-6; Пстарычны момант. - Там же. -1924. - Л 4: Будаванне Савецкай БеларусІ.-Иаладняк.-1925.-Ш 6: Беларуская 1нтэлл1генцыя у г1старычным аспекце. - Полымя.-

устное народное творчество .

, . В ЗО-е годы были изданы несколько коллективных трудов, рассматривающих как в целом процесс культурного строительства в Белоруссии, так и отдельные его составляющие . К сожалению, в эти годы, было фактически свернуто изучение культурного наследия белорусского народа, которое рассматривалось или как "per акционно-феодальное" или как "буржуазно-националистическое", иі -следовательно, не заслуживающее серьезного внимания и изучения *, В целом'для публикаций по истории-культурных преоб-.' разований в БССР, вышедших в 20-30-е годы, был характерен недостаточно высокий уровень научного анализа и теоретического обобщения. Большинство из них представляют собой; общие очерки важнейших', событий политической истории.

Более объективные и содержательные научные работы стали появляться с конца. 50-х годов. В них освещались исторические аспекты культурного строительства в Белоруссии, его. предметно-содержательная сторона,' 'особенности развития и функционированш

  1. Пичета В.И. Белорусский язык, как фактор национально-культурный. - Минск, 1924; Пятровіч І.А. Адноуленая Беларусь. -Менск, 1925; Игнатовский В. .Белоруссия. Территория, население, экономика и важнейшие моменты истории. - Минск, 1925; . Белорусская Советская Социалистическая Республика, -г Минск, 1927:,10 год БССР. - Менек, .1928; Белорусская культура. Сборник да I. - Минск, 1928 и др. ,

  2. Платун A.M. Итоги культурного строительства в БССР за

10 лет. - М.-Л., 1931; Вальфсон С.Я..Культурная рэвалюцыя у дзеянні: Нац.-культурнее будауніцтва БССР да ХУ-годзя Кастрыч-ніцкай рэвалюцы!. - МІнск, 1932; Культурное строительство' БССР. -Минск, 1940; Искусство советской.Белоруски. -М.-Л., 1940; Очерки по истории изобразительного искусства Белоруссии.

я. —Л. , і.У4и,

3. См.: Михнюк В.Н. Становление и развитие исторической науки
Советской Белоруссии (І9І9-І94І),; - Минск, 1985*

- 9 -различных областей культуры .

Однако в трудах названных ученых, в связи с широкими временными рамкаш и обобщающими задачами, отдельные направления культурных преобразований, развитие художественной культуры и участие в этом процессе интеллигенции затрагивались лишь в той мере, в какой это было необходимо для выработки общих оценок.

Многие явления,происходившие в белорусской культуре в исследуемый период, анализирует совместная работа В.М.Конона и Э.К.Дорошевича, а так же труды А.С.Яскевича и В.А.Колесника . Ценный фактический материал содержится в трудах белорусских

1. Каменская Н.В. Первые социалистические преобразования в
Белоруссии. - Минск, 1957; Силиванчик П.П. деятельность КП Бе
лоруссии по осуществлению культурной революции в республике
(I9I9-I937 гг.}. - Минск, 1961; Горбунов Т.О. Изменения исто
рических судеб белорусского народа в результате Великой Ок
тябрьской социалистической революции. - Минск, 1965; Ешин С.З.
Развитие культуры в БССР за годы Советской власти. - Минск,
1970; Ракашевич В.К. Под знаменем братства. - Минск, 1972;
Марцелев СВ. К духовному расцвету. Исторический опыт разви
тия белорусской советской культуры (I9I7-I973). - Минск,1974;
Волк А.А., Ракович А.И. Книгоиздательское дело в Белоруссии:
Исторический очерк. - Минск, 1977; Каменская Н.В., Селиванов

П.А. Великий Октябрь в Белоруссии. - Минск, 1977; Сафонова О.В. Великий Октябрь и культурное строительство в БССР. - Минск, 1987; Лыч Л.М. Ликвидация экономического и социально-культурного неравенства союзных республик: на примере Белорусской ССР (I9I7-I94I гг.). - Минск, 1988; Ерпова эГб. Подготовка кадров культуры Белоруссии и их участие в общественно-политической жизни республики в 20-30-е годы. г М., 1989 и др.

2. Дорошевич Э.К.,Конон В.М. Очерки истории эстетической
мысли Белоруссии. - М., 1972; Яскевич А.С. Становление бело
русской художественной традиции. - Минск, 1987; Калеснік В.
Тварэнне легенды. - МІнск, 1987.

- 10 -исследователей театра, живописи, музыки и литературы . Среди этих публикаций особенно выделяются 3-х томная "Псторыя беларускага театра", вышедшая в 1983-1987 гг. и "Псторыя беларускай савецкай музыкГ', изданная в Минске в 1971 г. В данных работах дан обстоятельный анализ развития театрального и музыкального искусства Белоруссии на протяжении советского периода. Это комплексные, обобщающие груды, но, конечно, выдержанные в духе своего времени, поэтому в них подробно,показаны' достигнутые успехи и нет анализа накапливающихся и трудноразрешимых проблем .

Недостаточно, на наш взгляд, в белорусской историографии исследованы проблемы интеллигенции. Можно отметить работу Ю.С. Кузнецова "Вовлечение интеллигенции в социалистическое строительство (I9I7-I925 гг.): на материалах партийной организации Белоруссии" и две коллективные монографии: "Структура советской интеллигенции (по материалам. БССР)" и "Великий Октябрь и социальная структура советского общества: Интеллигенция".

1. См.: Няфед В, І. БеларускІ Тэатр. Нарыс гісторьгі. - МІнск,
1959; Есакв5 А.А. Майстры беларускай сцзны. - МІнск. I960;
Кацер М.С. Нарыоы па гісторьгі выяуленчага ;мастацтва Савецкай
БеларусІ. - МІнск, I960; Орлова М.А. Искусство Советской Бело
руссии. Очерки, живопись, скульптура, графика. - М., I960;
шыркоу Ю.С. Беларуская савецкая проза: 20-я-пачаток 30-х
гадоу\ - МІнск, I960; Смольский Б.С. Белорусский музыкальный
театр: Исторический очерк. - Минск, 1963; Нефед В.И. Станов
ление белорусского советского театра, І9І7-І94І. - Минск,

-.1965;. Нисневич И.,Ниеневич С. Очерки по истории - советской белорусской музыкальной культуры. - М.- Л., 1966; Сабалеускій А.В. Беларуская савецкая драма. - МІнск. ч970; Гинзбург С.Л.: Из истории музыкальных связей народов СССР: Избранные статьи и выступления. - Л., 1972; Дробов Л.ІЇ. Живопись Советской Белоруссии (І9І7-І975 гг.). -ЧІинск, 1979; Гаранін Л., Мэтру- > ненакА., Яскевіч А. Нарадженне .новага мастацтва. - МІнск, 1980; Наумовіч У.А. Шляхамі арлянят. Проза "Маладняка" - ' М1нск,; 1984; Чигрин И. Проза; "Молодняка". -Минск, 1985 и др.

2. Псторыя беларускага тэатра. У 3-х тамах. - МІнск,- 1983-
1987; Псторыя беларускай савецкай музнкі. - МІнск, 1971.

- II -

В них дан определенный анализ роли интеллигенции в жизни общества . Более обстоятельным исследованием явилась книга А.В.Ру-сецкого "Художественная культура: Возрастание роли и проблемы развития", где автор прослеживает, место художественной интеллигенции в духовной жизни белорусского народа, а также рассматривает некоторые функции художественной интеллигенции, подчеркивает ее роль в межнациональных отношениях. Вместе с тем, уклон в работе сделан на анализ деятельности Компартии Белоруссии по руководству и управлению развитием художественной культуры в республике .

Краткий историографический обзор показывает, что в научной литературе уже рассмотрены некоторые проблемы культурного строительства в Белоруссии в І9Г7-І927 гг. Однако перемены, происшедшие в обществе, требуют переосмысления многих явлений, выработки новых подходов, и подчас просто непредвзятого анализа успехов и недостатков прошлого.

В данной работе поставлена цель дать конкретно-исторический анализ развития белорусской художественной культуры в первое послереволюционное десятилетие. Для ее реализации автор стремился решить следующие задачи;

на уровне современных представлений раскрыть сущностные черты белорусской литературы, музыки, театра, изобразительного искусства 20-х годов;

показать особенности развития белорусской художественной культуры указанного периода во взаимосвязи с социально-экономической и политической жизнью республики;

рассмотреть участие художественной интеллигенции в процессе эволюции культуры, систему подготовки кадров художественного профиля, движение от форм.народного творчества к профессиональному искусству, результативность предпринятых органами управления мер;

I. Русецкий А.В. Художественная культура: Возрастание роли и проблемы развития. - Минск, 1988.

- на опыте развития белорусской художественной культуры охарактризовать взаимовлияние культур различных народов в рас-с латриваемый период.

Поставленные автором задачи достаточно многообразны, они позволяют ограничиться исследованием развития тех форм культуры, которые относятся к категории профессиональных и не рассматривать проблемы самодеятельности и любительского творчества.

Методологической основой диссертации является совокупность основных принципов материалистической диалектики, таких, как всеобщая связь, становление и развитие; научных принципов и методов познания, прежде всего, историзма, объективности и системности. Реализация этих принципов позволяет рассматривать историческое развитие общества, оценивать национальную культуру белорусского народа в соотношении с прошлым, социально-экономическими факторами и культурами других народов. Данная методологическая основа дает ключ к пониманию того, как развивалась художественная культура Белоруссии и какие этапы в своем развитии она проходила.

Источниковую базу завершенного исследования составили в первую очередь материалы, почерпнутые автором из фондов Центрального государственного архива Октябрьснй .революции и социалистического строительства БССВ, Центрального государственного архива литературы и искусства БССР, партийного архи~ ва Института истории партии при ЦК КПБ, Государственного архива Витебской области?

Другую группу источников представили государственные реше
ния й документы учреждений культуры Белоруссии, принятые в
20-ё годы, материалы научных конференций к творческих дискус
сий по исследуемой теме. Определенный интерес представляют
выступления' общественных и государственных деятелей итого, вре
мени и мемуарная литература, которые достаточно точно воспро
изводят атмосферу тех лет. Благодаря этому, многие процессы
и явления становятся более пднятными для современных исследо
вателей. ,'' ;-,> Л',КГЛ- ' ' '-'.".<. '-«'.'у'

Автором использованы данные статистических сборников, публикации в газетах "Савецкая Беларусь", ("Советская Бело- ' х Названия архивов даны по состоянию на I января 1991г.

- ІЗ -іуссия"), "Звезда" за І92І-І928 гг., "Література І мастацтво" іа 1987-1992 гг., общественно-политических и литературно-худо-;ественных журналах "Искусство" за 1921 г., "Полымя" за 1922-!929 гг., "Маладняк" за 1925-1928 гг., ''Узвьиета" за 1927 г., 'Неман" за 1987-1992 гг.

Научная новизна и практическая значимость исследования тключаются в том, что автором делается попытка па основе ана-газа конкретного эмпирического материала выявить ноше сторо-ш, особенности формирования и развития белорусской художест-зенной культуры, ее функционирования в исследуемое десятилетие, участие в этом интеллигенции. Впервые рассмотрена роль института белорусской культуры, являющегося предтечей государ-зтвенных учреждений в этой сфере, в возрождении национального замосознания, сохранении самобытных черт белорусского народа. Автором введены в научный оборот ранее не использованные архивные материалы.

Выводы данного исследования могут представлять интерес для специалистов, разрабатывающих вопросы теории и практики духовной жизни общества и художественной культуры в частности: Кроме того, конкретно-исторический материал диссертации может быть использован при разработке курсов лекций по истории Белоруссии, теории и истории культуры, а также в практической работе творческих союзов, государственных и общественных организаций, связанных с проблемами культуры.

. Апробация работы. Основные положения, научные результаты
и выводы, выдвигаемые соискателем для публичной защиты, полу
чили апробацию в ходе обсуждения на заседании проблемной груп
пы кафедры отечественной истории Российской Академии управле
ния. Важнейшие положения диссертации нашли отражение в публи
кации. ' , '<

Похожие диссертации на Развитие белорусской художественной культуры в 1917-1927 гг.