Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозное сознание православного населения в Ярославской и Костромской губерниях Барабаш Марина Николаевна

Религиозное сознание православного населения в Ярославской и Костромской губерниях
<
Религиозное сознание православного населения в Ярославской и Костромской губерниях Религиозное сознание православного населения в Ярославской и Костромской губерниях Религиозное сознание православного населения в Ярославской и Костромской губерниях Религиозное сознание православного населения в Ярославской и Костромской губерниях Религиозное сознание православного населения в Ярославской и Костромской губерниях Религиозное сознание православного населения в Ярославской и Костромской губерниях Религиозное сознание православного населения в Ярославской и Костромской губерниях Религиозное сознание православного населения в Ярославской и Костромской губерниях Религиозное сознание православного населения в Ярославской и Костромской губерниях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Барабаш Марина Николаевна. Религиозное сознание православного населения в Ярославской и Костромской губерниях : 07.00.02 Барабаш, Марина Николаевна Религиозное сознание православного населения в Ярославской и Костромской губерниях (вторая половина XIX - начало XX в.) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Ярославль, 2006 205 с. РГБ ОД, 61:07-7/194

Содержание к диссертации

Введение

1. Религия и религиозное сознание в жизни населения Ярославской и Костромской губерний второй половины XIX в. 38

1.1. Отношение городского и деревенского населения к исполнению обрядов православной церкви 38

1.2. Религиозные преступления 59

1.3. Православное духовенство и его влияние на религиозное сознание 79

2. Старые и новые явления в религиозном сознании жителей Ярославской и Костромской губерний в начале XX в. 97

2.1. Русская православная церковь в восприятии городского и сельского населения Ярославской и Костромской губерний 97

2.2. Динамика религиозной преступности в начале XX в. 116

2.3. Новые явления в жизни православного духовенства 132

Заключение 146

Список использованных источников и литературы 157

Приложения

Введение к работе

Православие на протяжении веков оказывало влияние на материальную и духовную жизнь русского народа. Через православие русский человек познавал и оценивал собственные поступки и поступки окружающих, организовывал свою трудовую деятельность, личную жизнь и быт. Исторически сложилось так, что религиозность и православие стали неотъемлемыми и даже определяющими в формировании сознания русского человека. Религиозное сознание исстари являлось мощным источником патриотизма народа, не воспринимавшего раздельно понятия «вера» и «отечество». С другой стороны, преобладающая роль православной религии в формировании сознания была предопределенной, так как согласно традициям и российским законам в православной семье при рождении ребенка крестили в православном храме, затем отдавали в школу, где преподавание и воспитание велось с позиций православных канонов. Но к началу XX в. в российском государстве сложилась ситуация, когда на фоне относительно благополучного экономического развития, наблюдался упадок нравов и пренебрежение высокими моральными принципами и нормами, которые издревле воспитывала в каждом русском человеке православная религия и церковь, оказавшаяся сама в этот период в глубоком кризисе, который, по мнению большинства историков, занимавшихся проблемами Русской православной церкви второй половины XIX - начала XX вв., сыграл немаловажную роль в крушении царской России. Не мог этот кризис не сказаться и на религиозном сознании представителей различных сословий, начиная с самих священнослужителей. Хотя, нужно оговориться, что кризис православной церкви второй половины XIX - начала XX вв. был не единственной причиной изменений, которые коснулись религиозного сознания православного населения России.

Прежде чем приступать к изучению религиозного сознания, необходимо определить, что же мы будем подразумевать под этим понятием.

4 Сознание человека (в том числе и религиозное) — одна из так называемых пограничных тем, которая интересовала представителей философии, психологии, социологии. В последнее время к таким темам всё чаще обращаются представители истории, культурологи, отсюда - появление новых направлений - психоистория, историческая психология, социальная история и др., а потому существует множество подходов к определению сознания. Кроме этого, следует разделить понимание сознания человека с религиозно-богословских позиций и с позиций науки, которое давалось психологами и философами. Если обратиться к определениям сознания, которые даются в литературе по философии и психологии, то наиболее распространённым является истолкование сознания как самосознания, как самоотчёта «Я» в собственных действиях. Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, как особый «внутренний мир», данный объекту совершенно непосредственно и познаваемый с полной несомненностью1.

В этом истолковании сознания берётся во внимание только «внутренний мир» объекта. В других подходах подчёркивается, что хоть «сознание любого индивида уникально, но не произвольно - оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего, структурами социальной системы, где существует индивид, и всегда носит общественно -исторический характер» .

Что же касается религиозно-богословской трактовки религиозного сознания, то здесь речь идёт не о точном определении этого понятия, а, скорее, о выделении черт, присущих православному сознанию русских. Так, например, П. Новгородцев в статье «Существо русского православного сознания» выделяет «особенности религиозной психологии православной верующей души...: созерцательность, смирение, душевная простота, радость

1 Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000 -2001, Т. 3. М„ 2001. С. 589-590,

2 Словарь психолога - практика / Сост. СЮ. Головин. Минск, 2001, С, 756.

3 Новгородцев П. Существо русского православного сознания // Православие: pro et contra І Сост, В.Ф.
Фёдоров. СПб., 2001, С. 307 - 318.

о Господе, потребность внешнего выражения религиозного чувства, чаяние Царства Божия»4.

Итак, мы под сознанием будем понимать «состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчёте об этих событиях» . Таким образом, религиозное сознание подразумевает две стороны -внутреннюю и внешнюю. С одной стороны, религиозное сознание — это, «внутренний мир», но это ещё и совокупность идей коллективных, складывавшихся на протяжении веков, которые человеку приходится воспринимать, согласовывать с ними свои действия, оценивать на их основе свои поступки.

При изучении религиозного сознания перед историком встаёт множество проблем, главная из которых - на основе сохранившихся источников понять этот особый «внутренний мир» изучаемой личности или целого сословия. В рамках исследуемой темы представляет интерес, прежде всего, отношение представителей различных сословий к православной церкви и её служителям, так как именно через отношение, которое включает посещение или непосещение церковных служб, регулярное или нерегулярное участие в церковных обрядах и таинствах, совершение против церкви и священнослужителей преступлений, проявляются обе стороны религиозного сознания, хотя, конечно до конца познать внутренний мир человека не помогут никакие источники.

Целью данной работы является изучение религиозного сознания православного населения второй половины XIX - начала XX вв. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить влияние процесса модернизации, в той или иной степени охватившей все стороны жизни российского общества после отмены крепостного права, на религиозное сознание православных; выявить, как повлияли на религиозное сознание события в политической, экономической

4 Новгородцев П. Указ. соч. С. 313. Новая философская энциклопедия. Т. 3. С. 589.

и социальной жизни начала XX в.; рассмотреть проблему религиозной преступности в указанный период; определить роль и место православного духовенства в его влиянии на религиозное сознание православных во второй половине XIX - начале XX вв.

Хронологические рамки исследования ограничены серединой 60-х гг. XIX в., когда начали проявляться последствия отмены крепостного права и развиваться совершенно новые социально-экономические и общественно-политические отношения, как в городе, так и в деревне, и 1917 годом, который стал точкой отсчёта новой государственной политики по отношению к церкви и религиозному сознанию верующих.

Работа построена по хронологическому принципу и включает две главы: первая охватывает вторую половину XIX в., вторая - начало XX в. Именно хронологический принцип даёт возможность проследить те изменения, которые происходили в религиозном сознании верующих, так как стык двух веков (XIX и XX вв.) стал для России стыком двух эпох, когда модернизационные процессы, по крайней мере, в центральной России, коснулись практически всех. И если относительно конца XIX в. можно говорить о «прощании» со старой Россией, то в начале XX в. Россия предстаёт «новой, меняющейся». Таким образом, гипотеза нашего исследования заключается в том, что в рассматриваемый период происходят существенные изменения в религиозном сознании простых верующих.

Каждая из глав имеет три параграфа, которые подразделяются по трём проблемам: отношение православных к исполнению таинств и обрядов Русской православной церкви; религиозные преступления православных; православное духовенство и его влияние на религиозное сознание верующих.

Территориальные рамки работы охватывают Ярославскую и Костромскую губернии, которые очень близки и по своему географическому положению, и по культурно-историческому развитию. Примерно одинаковыми в рассматриваемый период являлась численность и социальный состав населения этих губерний.

Следует оговориться, что в данной работе мы остановимся на изучении религиозного сознания именно представителей официального православия, не рассматривая религиозного сознания старообрядцев, сектантов и раскольников, так как их религиозное сознание - это отдельная тема для изучения. Хотя мы будем обращаться к представителям категории «колеблющихся в вере», которых было немало, как немало было и тех (особенно среди купечества и крестьянства), которые скрывали свою приверженность к сектантству или старообрядчеству.

Методологической основой исследования является цивилизационный подход, который признаёт специфику экономического, государственного, общественно-политического, религиозного и культурного развития России. Эта методология представляется в данном конкретном случае наиболее приемлемой, так как религиозное сознание на протяжении веков было одной из базовых основ российской цивилизации.

Для более полной и объективной разработки и изучения заявленной темы использовались как общенаучные методы познания (восхождение от абстрактного к конкретному, анализ, синтез, индукция, дедукция), так и специально-исторические методы и приёмы (историко-сравнительный метод, приём ретроспективного познания, проблемно-хронологический метод). Историко-сравнительный метод заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени и даёт возможность выявления сходства и различия между ними. Проблемно-хронологический метод, во-первых, подходит для разработки историографии вопроса и позволяет определить степень изученности вопроса, а также проследить эволюцию взглядов на ту или иную проблему. Во-вторых, он даёт возможность рассмотреть изучаемое явление в процессе его развития и понять динамику этого явления во времени. Приём ретроспективного познания помогает в выявлении причин исследуемых явлений путём последовательного проникновения в предшествующий период истории.

При изучении религиозного сознания нами привлекались некоторые методики, используемые в социологии - контент-анализ и дедуктивно-логический способ извлечения «скрытой» информации при работе с историческими источниками.

Актуальность и научная значимость изучаемой проблемы состоит в том, что интерес к церковной истории России в целом, и отдельным вопросам таким, как духовная жизнь православных, духовное образование, церковно-госу дарственные отношения, материальное положение православной церкви, церковные православные организации, существенно возрос. Кроме этого, во многом современные проблемы, связанные с положением православной церкви, схожи с проблемами, возникшими и существовавшими в рассматриваемый нами период и оказывавшими влияние на религиозное сознание. В современной исторической науке появилась возможность рассматривать проблемы, связанные с Русской православной церковью, объективно, без политической и идеологической предвзятости, как это было в советское время. Отсюда, актуально выделение предметом исследования религиозного сознания, а объектом - православного населения.

В исследовательской литературе, связанной с историей Русской православной церкви, проблема религиозного сознания практически не ставилась. Авторов различных периодов интересовали несколько иные аспекты, касавшиеся, в основном государственно-церковных отношений синодального периода Русской православной церкви. Более близки исследуемой теме работы, имеющие социологический, культурологический, этнографический характер, хотя и в них религиозное сознание упоминается как таковое без какого-либо анализа и точного определения. Теперь остановимся на этих работах подробнее.

Проблемы взаимоотношения православной церкви и верующих начали рассматриваться уже в конце XIX - начале XX вв. Именно тогда историки и публицисты пытались ответить на злободневные вопросы - в чём причина охлаждения к вере, церкви и священникам со стороны прихожан, что лежит в

9 основе упадка морально-нравственных устоев среди молодёжи, почему приход превратился в пустую формальность и перестал выполнять какие-либо функции. Например, историк православной церкви А.А. Папков в своей работе «Упадок православного прихода»6 рассматривает экономический и юридический упадок православного прихода со времён Петра I до царствования Николая I и говорит о двух причинах разрушения древнерусского прихода, совершившегося, во-первых, «под влиянием крепостного права», а во-вторых, «этому разрушению прихода значительно помогал со своей стороны и раскол, который отвлекал в свою тёмную среду довольно большую часть народонаселения...»7. И хотя возникновение многих проблем, связанных с жизнью прихода, автор возводит ко времени Петра I, всё же политика по отношению к церкви, так же как и деятельность в этой области Екатерины II, находят в книге оправдание: «Правительство Петра Великого и Екатерины II, одушевлённые нередко наилучшими намерениями касательно переустройства церковного строя и быта, имели дело с инертною народною массою, которая безучастно относилась ко всем

высшим запросам жизни и духовным потребностям» .

Другой дореволюционный историк И.Г. Айвазов9, хотя его изыскания по проблемам православной церкви в большей мере можно отнести к публицистике, попытался оправдать деятельность священнослужителей и дать отпор критике духовенства со стороны светских журналов и газет, которая особенно бурно развернулась в 70 - 80 е гг. XIX в. Автор говорит о чрезмерных неоправданных обвинениях в адрес священнослужителей. По его мнению, совершенно возмутительно выглядит обвинение неизвестного автора одной из статей журнала «Русская мысль», который пишет об огромных поборах и вымогательствах духовенства за исполнение треб10. Не согласен автор и с заявлением «Вестника Европы», где говорится о том, что

6 Папков А.А. Упадок православного прихода (XVIII — XIX века). M., 1899. 163 с. 1 Папков А.А. Упадок православного прихода... С.1.

8 Папков А.А. Указ. соч. С. 8.

9 Айвазов И.Г. Церковные вопросы в царствование императора Александра III, М., 1914. 83 с.
' АЙвазов И.Г. Церковные вопросы... С. 15.

«духовенство может оказывать влияние лишь на простой народ и то только нравственное влияние, а не на образованных людей; последние живут, движутся и существуют началами не религии, а современной цивилизации»11. И.Г. Айвазов анализирует и причины малоэффективное правительственных реформ, направленных на преодоление кризисной ситуации в Русской православной церкви. Здесь он говорит об отсутствии «сочувствия», например, в сфере образования со стороны Министерства народного просвещения и земств.

Однако, несмотря на возросший интерес к истории Русской православной церкви в конце XIX - начале XX вв., большинство дореволюционных авторов освещали проблемы, относящиеся к более раннему периоду, а если и появлялись работы но современному положению церкви, то они носили скорее не исследовательский, а публицистический характер. Поэтому, для исследования мы обращались, в основном, к трудам советских и постсоветских авторов, а также к работам русских эмигрантов, написанным за пределами СССР.

В советское время история Русской православной церкви, как и история дореволюционной России, освещалась согласно идеологическим установкам, выдвигаемым партийным руководством. А, поскольку, одной из главных задач провозглашалась пропаганда атеистических идей, то проблемы, связанные с историей православной церкви, как и с религией в целом, преподносились в соответствующем ключе и трактовались с социально-экономических позиций. В советское время, по крайней мере, до середины 80-х годов, историки уделяли очень мало внимания изучению истории Русской православной церкви, хотя, разумеется, по понятным причинам полностью игнорировать этот вопрос, они не могли.

Одним из первых советских исследователей, написавшим труд по истории Русской православной церкви, является Н.М. Никольский. Хотя нужно оговориться, что работать над своей книгой и собирать к ней

11 Айвазов И.Г. Указ. соч. С. 49.

материалы автор начал ещё до революции. Первое издание «Истории русской церкви» вышло в 1930 г. с эпиграфом «Религия - дурман для народа»12, и под этим лозунгом изложен весь материал. Исследование включает 11 глав и охватывает историю русской церкви от дохристианских верований и культов до пореформенной России. Плохое экономическое положение плюс бюрократическая политика обер-прокурора К.П. Победоносцева, по мнению автора, привели русскую церковь к глубокому кризису, который затронул и взаимоотношения между рядовыми священниками и епархиальным руководством, и работу церкви с прихожанами. Н.М. Никольский говорит о главном последствии этого кризиса для церкви - об ослаблении её влияния на верующих. Кроме этого, кризис коснулся и молодого поколения духовенства: «Подраставшее в такой обстановке потомство клириков видело весь этот неприглядный быт и на опыте узнавало, что религия, в сущности, является только средством существования и обогащения клира. Наиболее светлые головы шли дальше и приходили к убеждению, что религия есть не что иное, как самообман в лучшем случае и сознательный обман в худшем...»13. По мнению Н.М. Никольского кризис церкви коснулся не только рабочих и интеллигенции, но проявился даже и «в тёмной забитой деревне». Н.М. Никольский приходит к выводу, что революция «освободила» общество и от идеологического дурмана, и от «экономического паразитизма» Русской православной церкви: «Синодская церковь была потрясена до основания Октябрём, разгромившим и уничтожившим начисто её классовую и государственную опору. Последующее десятилетие было периодом её быстрого разложения и упадка»14. Отбросив некоторые поспешные выводы и преувеличенные факты, на которые, было обращено внимание уже в третьем издании «Истории русской церкви»15, можно заключить, что в целом основные проявления и причины кризиса православной церкви в России в

Никольский Н.М. История русской церкви. Рязань, 1930. 270 с.

13 Никольский Н.М. Указ. соч. М., 1983. С. 413.

14 Никольский Н.М. Указ. соч. С. 434.

15 Никольский Н.М, История русской церкви. М„ 1983.

12 конце XIX - начале XX в. Н.М. Никольским были выделены вполне точно и нашли отражение в исследованиях других историков более позднего периода. Долгое время труд Н.М. Никольского оставался единственным полным советским исследованием по истории церкви, поэтому он неоднократно переиздавался с некоторыми дополнениями и изменениями. Под влиянием выводов, сделанных Н.М. Никольским, в 50 - 70 гг. XX в. советские историки нередко освещали проблемы взаимоотношения церкви и государства и церкви и верующих. Труды, которые выходили в этот период, имели в большей мере пропагандистско-просветительский, нежели научно-исследовательский характер. Для историков церкви того времени главной целью было доступно и убедительно доказать трудящимся, что «православие - душитель революционных движений»16, а русская церковь всегда была против просвещения и науки, на защите крепостного права и самодержавия17. Вскоре «рабочие и крестьяне стали понимать, что служители культа на службе у помещиков и буржуазии, что они стараются затуманить народ проповедью терпения и смирения и обещанием царства небесного за отказ от

революционной борьбы» , что, в свою очередь, привело к Октябрьской революции и отходу народа от церкви. В многочисленных работах советских историков доказывалась несостоятельность религии в целом и православия в том числе19.

Подходы к изучению православной религии и церкви несколько изменились с 80-х гг. XX в., когда руководство страны избрало иную линию политики в отношении православной церкви. В это время историки Русской православной церкви продолжают развивать концепцию взаимоотношений между церковью и государством, формирование которой было начато в предыдущий период, однако при этом стремятся расширять круг источников и основываться в своих выводах не только на тезисах В.И. Ленина и Н.М.

16 Титов B.C. Православие. М., 1974. С. 324.

"Геркулов Е.С. Церковь, самодержавие, народ (вторая половина XIX-начало XX в.). М., 1969. С. 146.

15 Геркулов Е.С. Указ. соч. С. 145.

См.:ЕмеляхЛ.И. Критика В.И. Лениным православия. Л., 1971.30 с; Мартыненко Н.И. Критика православного учения о нравственности Воронеж, 1973. 170 с; Чертков А.Б. Критика философских основ православия. М., 1978. 63 с; Шученко В.А. Критика православной концепции культуры. Л., 1985. 17 с.

13 Никольского. Начинают появляться работы с более осторожными и продуманными выводами. Так, например, П.Н. Зырянов в книге «Православная церковь в борьбе с революцией 1905 - 1907 гг.» , говоря об этой «борьбе» всё же отмечает, что «следует...учитывать медленность и сложность отхода от церкви народных масс. Даже находясь в условиях глубокого кризиса церковь ещё сохраняла большую притягательную силу. Играла роль темнота и забитость народных масс, особенно крестьянства, сказывалась историческая традиция»21.

Издаются и «критические» сборники, например, «Русское православие и атеизм в отечественной истории»22, где для нас наиболее интересны две статьи. Первая принадлежит З.А. Лучшевой, в которой автор на примере выдержек из работ «передовых людей России» XIX века (В.Г. Белинского и А.С. Пушкина) доказывает, что «не религиозность, а равнодушие к религии является национальной особенностью русского народа»23.

Другая статья из этого сборника, выдержанная в подобном же ключе, посвящена антиклерикальным идеям в русской живописи во второй половине XIX в. Здесь даётся краткий искусствоведческий и более обширный анализ идейного содержания работ известных художников второй половины XIX в. В.Г. Перова, И.Е. Репина, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, связанных с религиозной темой. В этой статье говорится, что «произведения, критически, даже сатирически, представляющие быт, нравы, образы духовенства, некоторые церковные обряды...» стали своеобразной реакцией на «падение авторитета церкви», которое «...становилось всё более очевидным» . Авторы статьи приходят к выводу, что «процесс становления буржуазного сознания...вел к

Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. M., 1984.223 с. 31 Зырянов П.Н. Указ. соч. С. 40.

Русское православие и атеизм в отечественной истории. Сб. научных трудов. Ленинград, 1988.157 с.

Лучшева З.А. Критика революционерами демократами славянофильской концепции роди православия в истории России// Русское православие и атеизм в отечественной истории. Ленинград, 1988. С. 91 - 107.

Тульпе И.А., Шершова Н.В. Антиклерикализм в русской живописи второй половины XIX в. // Русское православие и атеизм.... С. 118-133.

14 усложнению духовного мира личности, к росту её самостоятельности, к

ощущению внутренней независимости и самоценности...» .

Итогом изучения истории Русской православной церкви советскими исследователями можно назвать издание коллективного труда «Русское

православие: вехи истории» , в котором изложена история русской церкви с древнейших времён и до событий 1917 г. Материал в сборнике излагается по хронологическому и проблемно-тематическому принципам. Если говорить об интересующем нас периоде, то ему посвящены две главы, в которых достаточно подробно излагается государственная политика по отношению к церкви, говорится о безрезультатности церковных реформ, о глубоком кризисе, о падении авторитета церкви среди верующих (в качестве доказательства этого приводятся массовые отказы прихожан от посещений исповеди правда по данным только одного села Московской губернии) и нежелании священнослужителей этот авторитет повышать. Усугублялось положение дел, по мнению авторов, разложением в среде духовенства, в которой к началу XX в, высшие церковные иерархи стали частью верхов «господствующего класса» зачастую не высказывавших «ни одной живой мысли, ни одного горячего слова о положении церкви, об упадке веры», городское духовенство сомкнулось с буржуазной интеллигенцией, а сельское по доходам приближалось к среднему крестьянству и даже зажиточному . В начале XX в. в Русской православной церкви сложилась ситуация, когда «...духовенство вступило в состояние растущей разобщённости своих рядов. В многочисленной, давно сложившейся организации, не одушевлённой какой-то общей идеей, многие не считали нужным сдерживать свои индивидуалистические инстинкты ради пользы общего дела»28. В итоге, к 1917 г. Русская православная церковь пришла в глубоком кризисе, многие из её служителей превратились в радикально настроенных последователей тех или иных учений. Кроме того, «Социальная доктрина церкви носила

25 Тульпе И.А., Шершова Н.В. Указ. соч. С. 131.

26 Русское православие; вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. М., 1989. 719 с.

27 Русское православие: вехи истории. С, 384.

28 Указ. соч. С. 385.

15 обветшавший, архаичный характер. Краеугольным её камнем было признание извечным деление общества на богатых и бедных» . В целом, по мнению авторов этого сборника «...наиболее значительный вклад в политическую и культурную историю России был внесён Церковью в период Средних веков. При всей многосложности этого периода не вызывает сомнений, что реальное воздействие церкви на экономическое, политическое, культурное развитие было наибольшим за всю её историю» .

Таким образом, в советской историографии практически все исследования по истории Русской православной церкви имели схожие выводы о глубоком кризисе церкви и царской власти, который неминуемо привёл к победе революции и идеологии большевиков. Причём подчёркивалось, что к началу XX в. большинство населения относилось к церкви и исполнению её обрядов формально.

Одновременно с советскими историками работа по изучению истории православной церкви велась русскими эмигрантами, работавшими после установления советской власти за рубежом. Одним из значительных русских историков-эмигрантов является А.В. Карташёв. Его «Очерки по истории русской церкви» вышли в Париже в 1959 г., а в России в 1991г. Несмотря на то, что по хронологии труд доведён только до начала синодального периода, важна оценка А.В. Карташёва всему этому периоду в истории церкви. Автор оценивает его неоднозначно: с одной стороны, синодальный период в истории Русской православной церкви «западнический, секулярный, антитеократический...», а с другой - период восхождения церкви «на значительно большую высоту по всем сторонам её жизни...», когда расширяются духовные школы, привлекается светская культура в область православного богословия и религиозной культуры - появляются труды Хомякова, Аксаковых, Владимира Соловьёва .

Русское православие: вехи истории, С. 385. 30 Указ. соч. с. 693.

Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2 т. М., 1991. 32 Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. С. 248.

Другой обширный труд по истории Русской церкви восьмая книга многотомной «Истории русской церкви», посвященная синодальному периоду и написанная И.К. Смоличем33. В отличие от А.В. Карташёва, который избрал хронологический принцип изложения материала и в соответствии с ним плавно и последовательно описал и проанализировал практически всю историю русской церкви, И.К. Смолич предпочёл другой подход: в первой части идёт речь о церковном устройстве, церковных учреждениях и о политике государства в отношении церкви (в период с начала XVIII по начало XX вв.), вторая часть книги посвящена деятельности этих институтов. Поэтому очень часто, особенно при чтении второй части книги, возникает путаница с хронологией, так как не всегда понятно, к какому периоду относится то или иное утверждение автора. Однако, огромным плюсом этого исследования, является наличие информационно-справочного аппарата и обширных приложений.

В основном содержании книги И.К. Смолич приводит доводы, что многие проблемы, особенно обострившиеся после реформ в отношении церкви проведённых Петром I, были заложены ещё в более ранний период. Например, одним из основных недостатков церковной жизни досинодального периода автор называет необразованность приходского духовенства, обучение которого в недостаточной степени волновало церковное руководство, - отсюда перекос в деятельности рядовых священников в сторону культа и обряда. Другое негативное явление - раскол, борьбу с которым церковь поставила во главу своей миссионерской деятельности, «растрачивая почти бесплотно свои силы и упуская тем самым другие важные задачи пастырского служения»34. Кроме этого, И.К. Смолич выделил четыре фактора в истории России XVIII - XX в., поставившие перед церковью чрезвычайно трудные задачи: 1) территориальный рост государства; 2) прирост населения; 3) изменения в социальной структуре и состоянии культуры; 4) новый характер государственной власти и её позиции

33 История русской церкви: В 9 кн. М., 1996-1997. Кн. 8.4. 1,2. М, 1996. ЗА История русской церкви. Кн. 8. Ч. 1. С. 23.

17 по отношению к Церкви35. И.К. Смолич говорит и о трагедии русского епископата синодального периода, которая заключалась «в несостоятельности его [епископата - М.Б.] пастырской деятельности...Архиереи...видели свою задачу в управлении верующими, а не в их пастырском окормлении»36. Таким образом, кризисное положение церкви, в котором она оказалась в начале XX в., по мнению И.К. Смолича, во многом было предопределено не только петровскими реформами, но и другими факторами, сформировавшимися и имевшими место еще в допетровскую эпоху.

История Русской православной церкви интересовала также Д.В. Поспеловского37. Проживая за пределами СССР, этот историк написал по данной проблеме несколько работ, основное внимание в которых уделено Русской православной церкви XX в. Однако Д.В. Поспеловский остановился и на характеристике синодального периода. Как и другие исследователи, он говорит о кризисной ситуации внутри Русской православной церкви в начале XX в. Анализируя воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского) и привлекая другие источники по этому вопросу, исследователь приходит к выводу о неправильной и непродуманной линии политики государства в области духовного образования, приведшей к тому, что часть семинаристов покидала стены своих учебных заведений далеко не с теми настроениями и побуждениями, которые здесь воспитывались. Д.В. Поспеловский обозначает и те причины, по которым церкви в годы первой революции «не удалось отвоевать почти ничего: во-первых, мирское общество оставалось далёким от церкви и её интересов. Борясь за гражданские права и свободы, оно не принимало во внимание церковь, привыкнув смотреть на неё как на какой-то отросток государственности» . Иными словами, церковь оказалась в своеобразной изоляции, практически все партии в соответствии со своими

35 История русской церкви. Кн. 8. Ч. 1. С. 24.

36 История русской церкви. Кн. 8. Ч. 1.С. 312.

37 Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996.408 с.
Он же. Русская православная церковь в XX веке. М., 1991.511 с.

Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. С. 33.

18 программными установками отказывались её поддерживать. Вторая причина, о которой говорит Д.В. Поспеловский, связана с неприятием церковью тех методов борьбы, к которым прибегало общество (забастовки, пропаганда, ультиматумы и т. п.). И, наконец, третья причина заключается в позиции представителей государственной власти: «российские государи привыкли смотреть на Русскую православную церковь как на «своё хозяйство», дела которого могут и подождать»39.

Некоторые историки и философы, жившие в эмиграции, были убеждены в религиозном подъёме и возрождении России в начале XX в. Правда, связывали это возрождение, прежде всего, с интеллигенцией. Например, Н. Зернов, хотя и признаёт, что «духовенство не руководило общественным мнением и обладало малым влиянием вне сферы богослужения и обряда» всё" же более склоняется к мнению, что «...приходское духовенство невзирая на неудовлетворительные условия жизни и работы, оставалось в своей массе преданным Церкви и многие священнослужители в годы революции не отказались от веры и приняли мученичество»40. Кроме этого, по мнению Н. Зернова в начале XX в. к церкви по-настоящему обратилась интеллигенция, «интеллектуальная элита» и «открыла для себя мир русской святости и аскетическую монашескую традицию...»41.

Подобного же мнения придерживается прот. Сергей Четвериков, который, рассматривая работу православных Братств, широкую издательскую деятельность церкви, сделал вывод «что в народном сознании в XIX в. уже начало пробуждаться всё более и более сознательное отношение к своей христианской жизни, к сознательному и правильному её устроению. Самый рост сектантства, хоть и был уродливым явлением, свидетельствовал о том же...»42.

39Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке, С. 34.

40 Зернов H. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991.С. 52.

41 Зернов Н. Указ. соч. С. 67.

Прот. Сергий Четвериков. Подъем русской духовной жизни в XVIII и XIX в. // Вестник Русского Христианского движения. 1988. № 152. С. 65.

19 Таким образом, с 1917 по 1990 гг. изучением истории Русской православной церкви параллельно занимались историки, проживавшие в СССР и за его пределами. В советской историографии синодальный период в истории русской церкви оценивался критически, а деятельность церкви рассматривалась, в основном, с социально-экономических позиций, как «враждебная» и «паразитическая» по отношению к простому народу. Русские историки-эмигранты давали разную оценку синодальному периоду и пытались разобраться в причинах кризисного положения Русской православной церкви, в котором она оказалась к началу XX в.

В современной русской историографии исследователи, акцентируя внимание, в основном, на отдельных аспектах истории Русской православной церкви, также подчёркивают всю неоднозначность и сложность ситуации, сложившейся в конце XIX - начале XX в., как в сфере государственно-церковных отношений, так и в сфере взаимоотношений православной церкви с верующими.

Например, историк АЛО. Полунов в книге «Под властью обер-прокурора...» проанализировал деятельность К.П. Победоносцева на посту обер-прокурора. По мнению автора, «не коснувшись этой темы, нельзя понять духовные истоки социальной катастрофы, погубившей династии Романовых, выяснить, как разрушились вековые религиозно-монархические устои народного сознания»44. Привлекая огромное количество разнообразных источников, А.Ю. Полунов рассмотрел практически все преобразования К.П. Победоносцева, которые коснулись духовного образования, прихода, священнослужителей и их материального обеспечения, издательской деятельности церкви, повышения нравственного уровня народа. Автор также привёл различные оценки, которые были даны обер-прокурору его современниками. Сам А.Ю. Полунов дал личности К.П. Победоносцева достаточно высокую оценку и пришёл к выводу, что все его

43 Полунов АЛО. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра Ш. М., 1996.

144с.

Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. С. 5.

20 начинания проводились с глубокой убеждённостью в их положительном влиянии на разрешение кризисной ситуации в Русской православной церкви. Но вся беда этого деятеля состояла в том, что он, во-первых, недооценил глубину кризиса и, во-вторых, не учёл жёсткую «реальность синодального строя», которая складывалась на протяжении многих десятилетий и в итоге «расставила всё на свои места». Поэтому, не смотря на размах и разнообразие «каналов, по которым Победоносцев «вливал» церковный элемент в общественное сознание...»45 это «общественное сознание» не впитало практически ничего из замыслов обер-прокурора, а его деятельность уже в то время получила резко негативную оценку.

По словам А.Ю. Полунова, «сам того не желая, обер-прокурор запустил механизм, неумолимо «сжимавший» остатки церковной независимости. Блокируя влияние общества на церковь, обер-прокурор обрёк духовенство на необеспеченность, углублял мертвенность приходской жизни»46. Автор исследования назвал и ещё одну причину, по которой не удалось повысить роль Русской православной церкви в конце XIX в. Она заключалась в том, что церковь была организована как ведомство и в этом смысле противостояла другим частям государственного механизма. В итоге АЛО. Полунов пришёл к выводу, что церковь и государство - по сути два разных начала, призванные действовать разными методами и в разных сферах. А «смешение «Божьего» и «Кесарева» способствовало одной из самых тяжёлых трагедий в истории России»47.

Продолжил тему государственно-церковных отношений С.Л. Фирсов48. Его исследования касаются начала XX в. и охватывают различные аспекты государственно-церковных и общественно-церковных отношений, например, рассматриваются взаимоотношения православной церкви и царской семьи, а также влияние на общественную и религиозную жизнь той эпохи Л.Толстого

45 Полунов А.Ю.Указ. соч. С. 126. 40 Полунов А.Ю.Указ. соч. С. 127. 47 Там же. С. 129.

Фирсов С.Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб, 1996. 660 с; Он же. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х-1918 гг.). СПб., 2002. 623 с.

21 и Г. Распутина. В целом, С.Л. Фирсов придерживается схожего с А.Ю. Полуновым мнения, что «трагедия Русской православной церкви заключалась в том, что старые, воспитанные столетиями, принципы послушания и подчинения «миру» были окончательно извращены самодержавной властью, воспринимавшей Церковь не только как

49 те

религиозный институт, но и как политическое «ведомство»» . Кроме этого, в сознании православного населения Российской империи понятие «царь» почти полностью дискридитировало понятие «Бог», отсюда - и резко негативное отношение к Русской православной церкви.

По мнению С.Л. Фирсова, к 1917 г. церковь всё ещё находилась в состоянии «победоносцевского застоя» и даже созыв Поместного Собора не смог бы церковь из него вывести. «Не менее трагичным для Православной Церкви было и то, что её собственные «нестроения» совпали по времени с процессом десакрализации самодержавной власти»50. С.Л. Фирсов говорит о таких проявлениях кризиса религиозного сознания и морально-нравственного состояния всего российского общества в начале XX в. как рост числа преступлений (в том числе и против церкви) и хулиганских поступков (особенно в среде простых горожан и крестьянства), увеличение количество самоубийств, причём «...самоубийство в тот период стало для многих целью жизни, люди (главным образом молодёжь) налагали на себя руки не тайком, а в «экстазе возбуждения», публично»51. Плюс ко всему этому, автор подчёркивает, что глубокий кризис охватил изнутри и саму русскую церковь (прежде всего, духовную школу).

К вопросу о духовной школе и её проблемах обращались и другие исследователи. Например, Т.Г. Леонтьева в статье «Православная культура и семинарский быт» отмечает, что к началу XX в. внутри духовных учебных заведений накопилась масса проблем, касавшихся и учебного, и

49 Фирсов С.Л. Православная церковь и государство... С. 581.

50 Фирсов СЛ. Указ. соч. С. 572.

51 Фирсов С.Л. Указ. соч. С. 55.

Леонтьева Т.Г. Православная культура и семинарский быт (конец XIX - начало XX в.) // Отечественная история. 2001. №3. С. 170-177.

воспитательного процессов. Во многом нежелание следовать профессиональным нормам и воспитывать в себе священнические качества молодые семинаристы, по мнению автора, не хотели как из-за строгости в обращении с ними руководством семинарий, так и из-за желания вкусить все прелести жизни (посещение кабаков, устройство пьяных дебошей на частных квартирах и т. п.), Определённую роль в изменении настроений семинаристов играло и распространение социал-демократического учения.

О кризисе системы духовного образования говорит и Л. Шалимова53, рассматривая в своей статье практически все элементы этой системы в России того времени. Л. Шалимова приводит многочисленные примеры радикализации настроений воспитанников различных семинарий, которые выражались не только в непослушании, но и в запугивании и устрашении верующих, святотатственных и кощунственных поступках против церкви и предметов культа и даже терроре, который был развёрнут именно воспитанниками семинарий против духовенства.

Таким образом, по мнению С.Л. Фирсова и других авторов54, к 1917 г. Русская православная церковь была неразрывно связана с самодержавным государством и находилась в глубоком кризисе, пронизывавшем и взаимоотношения её с православными верующими, и внутрицерковную жизнь.

Итак, мы остановились на нескольких сугубо исторических исследованиях истории Русской православной церкви интересующего периода. Однако, их авторы в силу выбранной тематики очень поверхностно останавливаются на изменениях в религиозном сознании населения. Отчасти восполнить этот пробел нам помогут социально-исторические и историко-этнографические исследования.

Шалимова Л. Кризис системы духовного образования в России в начале XX века // Вестник Евразии. 2002. №4.С. 52-71.

54 См.: Беликова Н.Ю. Православная церковь и государство на Юге России (конец XIX - первая треть XX вв.). Краснодар, 2004. 162 с. Бычков С. Русская церковь и императорская власть: В 2 т. М., 1998. Кантор В.К. Русское православие в имперском контексте: конфликты и противоречия // Вопросы философии. 2003. № 7. С. 3 - 23.

23 Например, на стыке двух наук - истории и этнографии - создан коллективный труд «Очерки городского быта дореволюционного Поволжья»55. В целом это исследование посвящено различным аспектам общественного быта волжского города XIX - начала XX в., в том числе, и духовной жизни. В духовной жизни городского населения Поволжья авторы выделяют ряд особенностей, сложившихся к концу XIX в. Во-первых, они говорят о поверхностном усвоении православия большинством населения. Характерной была ситуация, когда «внешняя сторона обрядности, следование традициям предков, абсолютно преобладало над пониманием существа христианского вероучения. На бытовом уровне сильно сохранились пережитки язычества...»56, Очень высок был уровень мистицизма общественного сознания. Обратной стороной этого высокого уровня мистицизма и церковности являлось малое внимание властей к уровню благосостояния населения, так как несовершенство жизни, бедность и людские страдания воспринимались властями как воля Господа, которой они противостоять не могут да и не должны. Вторая характерная черта духовной жизни, которую называют авторы «Очерков городского быта...», заключалась в гипертрофированное национально-патриотической идеи: «Считалось, что вне всякой связи с качеством жизни гражданин должен быть патриотом. Народ обязан любить «Царя и Отечество», чем бы царь и Отечество не занимались. Патриотическая идея, способная играть положительную историческую роль, таким образом, превратилась в идеологический хомут»57. И в качестве заключения авторы делают вывод, схожий с предыдущими «... в конце XIX - начале XX в. Россия переживала кризис мировоззрения, кризис всей системы ценностей. Неверие во власть, крушение идеалов, разочарование в возможности каких бы то ни было улучшений овладевало самыми широкими слоями населения»58.

Очерки городского быта дореволюционного Поволжья. Ульяновск, 2000.693 с. Очерки городского быта... С. 65.

57 Там же. С. 68.

58 Таи же. С. 73.

24 Несколько иное мнение высказывают авторы этнографических исследований «Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII - XX веках» . Авторы этого сборника рассматривают проявления благочестия различных слоев российского общества с XVIII по XX вв. и говорят о его высоком уровне на протяжении всего рассматриваемого периода. Не соглашаются они и с мнениями тех исследователей, которые считают, что религиозность русского народа, особенно простого, малограмотного и безграмотного, носила внешний обрядовый характер. Под религиозностью авторы сборника понимают практику веры и благочестия. В качестве примера в одной из статей приводится случай, когда во время пожара в городе Коломна нависла угроза церкви, прихожане бросились спасать храм и предметы культа. В том числе был вынесен престол - главная святыня храма, причём старались выносить престол в соответствии с канонами, чтобы как можно меньше осквернить эту святыню60. Не совсем понятна мысль авторов о том, что «государство и церковь очень осторожно обращались с чувствами верующих. По этой причине государственная идеология и сама личность царя не воспринималась как чужеродные явления, навязанные силой, но были близки и понятны»61. Кроме этого, в сборнике говорится о большой роли и влиянии прихода на жизнь верующих, об огромном значении церковно-приходских школ и о понимании этого значения простыми верующими, а также об огромной роли священника в жизни православных. Таким образом, авторы вообще не ставят проблемы изменения религиозного сознания и религиозной жизни, а также взаимоотношения между верующими и церковью даже относительно начала XX в.

Другим исследованием этнографического характера является сборник «Православная жизнь русских крестьян XIX - XX вв.»62. Идея книги

Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII - XX веках / О.В. Кириченко, X.B, Поплзвская. М, 2002.469 с.

60 Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII - XX веках. С. 160. 1 Православная вера и традиции благочестия... С. 5. 63 Православная жизнь русских крестьян XIX - XX вв. Итоги этнографических исследований. М., 2001.363с.

25 сформулирована самими авторами «...показать преобразующее влияние православия на самые разные стороны жизни сельского мирянина. Факт воцерковленности русского крестьянина, его жизни по вере столь очевиден, что не требует очищения материала от поверхностной чешуи...» . Специфическая черта русской религиозности видится авторам в осознании собственной греховности, в стремлении, а точнее, - в потребности, к покаянию, особенно в критические минуты жизни . Отсюда, по мнению исследователей, и строгое отношение в крестьянской среде к соблюдению постов, и потребность в духовных наставниках, и стремление даже вне церкви организовывать свой быт таким образом, чтобы постоянно чувствовать присутствие и помощь святых сил (например, иконы в доме, религиозная литература).

Огромная роль православия и церкви для крестьянства показана и в других исследованиях этнографического и культурологического характера65.

Роль православия и религии в сознании русской интеллигенции проанализирована в работе Е.С. Элбакян66. Автор ставит для себя цель -определить место религии в сознании представителей интеллигенции, относящихся к разным сословиям. Так, Е.С. Элбакян выделяет дворянскую и разночинскую интеллигенцию, а среди последней - революционно-демократическую, народническую и социал-демократическую. Проведя религиозно-философский анализ автор приходит к выводу, что «несмотря на антиклирикальную и во многом атеистическую идеологию российской интеллигенции, её ментальность остаётся религиозной»67. Немалое место в своём исследовании автор уделяет религиозно-философскому ренессансу,

Православная жизнь русских крестьян ХЇХ - XX вв. С. 4. м Там же. С. 5.

65 См.: Кузнецов СВ. Культура русской деревни // Очерки русской культуры XIX века. М„ 1998. С. 214 -
249. Он же. Вера и обрядность в хозяйственной деятельности русского крестьянства // Менталитет и
аграрное развитие России (XIX - XX вв.). Материалы международной конференции. М., 1996. С. 285 - 394.
Миронов Б.Н. «Всякая душа празднику рада»: труд и отдых в русской деревне второй половины XIX -
начала XX в. // Проблемы социально-экономической и политической истории России XIX-XX веков. СПб.,
1999.С. 200-209.

66 Элбакян Е.С. Религия в сознании российской интеллигенции XIX - начала XX вв. Философско-
исторический анализ. М, 1996.316 с,

67 Элбакян Е.С. Религия в сознании российской интеллигенции... С. 309.

26 который в начале XX в. охватил часть российской интеллигенции и был направлен на пересмотр «старого» сознания, а также на «формирование новой иерархии ценностей, обновления национального сознания, создания

новой политической идеологии и нового культурного типа» , но в России этот процесс был прерван революцией 1917 г., так и не сыграв практически никакой роли для большей части российского общества.

Проблема религиозного сознания представителей различных сословий дореволюционной России и его секуляризация освещается в обширной монографии Б.Н.Миронова . Б.Н. Миронов постарался дать в своём труде всеобъемлющий социологический анализ российскому обществу (например, проанализирована социальная структура российского общества и межсословная мобильность, показаны демографические аспекты, проблемы внутрисемейных отношений, особенности менталитета представителей различных сословий и т.д.). Затронул исследователь и проблему секуляризации религиозного сознания. Под секуляризацией Б.Н. Мироновым понимается «...процесс освобождения общества и культуры от власти религии и господства закрытых метафизических воззрений, создание светской системы ценностей, десакрализация власти и природы» . В контексте своего исследования автор прибегает к рассмотрению только одного аспекта секуляризации - отношения прихожан к исполнению обрядов православной церкви. Использовав ряд интересных методик, например, анализ количества пропущенных исповедей во время Пасхи по неуважительным причинам и уровень рождаемости через девять месяцев после Великого поста, Б.Н. Миронов констатирует «...если внешнее обрядовое благочестие строго соблюдалось в течение всего XVIII - н. XX в., то внутреннее благочестие дало лёгкую трещину. Но всё же эти данные не

Эябакян Е.С. Указ. соч. С. 315.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в,): В 2 т. СПб., 2000.

Миронов Б.Н. Социальная история России...Т. 2. С. 326.

27 дают основания говорить о снижении религиозности православного

населения»71.

Интересно понимание роли и места православной церкви в сознании русских иностранными исследователями. Так, в двухтомном исследовании Д.Хоскинга «Россия и русские»72 говорится о том, что к началу XX в. православная церковь уже не удовлетворяла потребности населения. Особенно это было видно на фоне растущей урбанизации, которая порождает религиозный кризис, когда новым переселенцам, в одночасье утратившим связь с привычным образом жизни, особенно необходима поддержка религии и церкви, чтобы как можно быстрее адаптироваться к новым условиям. В России же сложилась ситуация, когда православная церковь оказалась не готова оказать людям такой поддержки. Отсюда, по мнению Д.Хоскинга, рост антисоциального поведения, хулиганства и других отрицательных явлений, которые в итоге привели к революции и крушению прежнего уклада жизни. Один из главных недостатков православной церкви, ставший для неё роковым, по мнению исследователя, заключается в ее нереформированности: «А Церковь из-за своего переформированного положения оказалась неспособной перекинуть мост между низкой и высокой культурой, чтобы тем самым найти адекватный ответ на вызовы времени и справиться с проблемами, порождёнными возрастающей социальной мобильностью масс и повышением уровня их образованности»7.

В краеведческих исследованиях немало внимания уделено истории государственно-церковных отношений. Дореволюционных историков-краеведов интересовала история церкви более раннего периода, либо какие-то отдельные аспекты современной им ситуации (например, раскол или духовное образование). В последнее время появляются разнообразные краеведческие работы по истории Русской православной церкви конца XIX -начала XX вв. Однако, все они затрагивают хоть и близкие настоящему

71 Миронов Б.Н. Социальная история России...Т. 2. С. 328. 12 Хоскинг Дж. Россия и русские: В 2 кн. М., 2003. 73 Хоскинг Дж. Россия и русские. Кн. 2. С. 47.

исследованию, но несколько иные аспекты, связанные с православной церковью7.

Таким образом, в историографии можно условно выделить несколько позиций в вопросе о роли православия в сознании и жизни русского народа во второй половине XIX - начале XX в. Разумеется, советская историография относится к критическому направлению. В постсоветский период, часть авторов продолжает это критическое направление, правда, стараясь преподносить материал с позиций социальной психологии, и говорит о глубоком кризисе православной церкви, о больших изменениях, которые произошли в сознании прихожан, о формальном отношении их к исполнению своих обязанностей по отношению к церкви. Другие авторы предпочитают умалчивать об этих проблемах, вовсе не обозначая кризиса взаимоотношений между церковью и верующими, говоря о высоком уровне религиозности и благочестия, считая преувеличенными степень и глубину кризиса в отношении верующих к церкви. И, наконец, можно выделить апологетическое направление, последователи которого пишут о религиозном возрождении и процветании Русской православной церкви в конце XIX -начале XX в.

Однако, как мы уже отмечали, несмотря на различные подходы к изучению Русской православной церкви и разнообразие проблем,

См.: Анисков В.Т., Хаиров А.Р. Православие на Ярославской земле. Ярославль, 2003. 152с; Введенский Е.С. Деятельность духовенства Рыбинского уезда в области начального народного образования во второй половине XIX в. // IX ЗолотарЁвские чтения. Материалы научной конференции, 29—30 октября 2002 г. / Под ред. A.M. Селиванова. Рыбинск, 2002, С. 117-119; Велитченко Н.С. Православная церковь и начальное образование в Ярославской губернии во второй половине XIX в. // Культура. Образование. Православие: Сб. материалов региональной научной практической конференции / Под ред. A.M. Селиванова, Н. Лихоманова. Ярославль, 1996. С. 214 - 218; Герасимова Н.С. Среднее духовное образование в Ярославской и Костромской губерниях во второй половинеXIX-начале XX вв.: Дис. ...канд. ист. наук/Ярославский гос. ун-т. Ярославль, 2001. 192 с; Киселёв А.В. Положение церковного старосты в православном приходе XVIII - начале XX вв. (на примере Ярославской епархии) // Путь в науку: Сборник научных работ аспирантов и студентов исторического факультета / Под ред. A.M. Селиванова, Ярославль, 2001. Вып. 6, С. 61 - 65; Обнорская Н.В. К вопросу о религиозной принадлежности ярославских купцов // Страницы минувшего (VI Тихомировские краеведческие чтения). Ярославль, 1996. С. 79 - 81; Полетаева О.В, Домовые церкви Ярославля в XIX-началеXX вв. //Культура. Образование. Православие. С. 221 -224; Шустрова И.Ю. «От супружеского сожития расторгнуть...» (дела о заключении браков в фондах духовных ведомств Ярославской епархии в XIX в.) // IX Золотаревские чтения. Материалы научной конференции... С. 104-106; Шабров И.В. Губернская администрация и религиозные организации в период вероисповедных реформ в России в начале XX века (на материалах Ярославской губернии, 1903 - 1914 гг.): Автореф, дис. ...канд. ист. наук/М., 1998.24 с.

29
большинством историков не изучается религиозное сознание как таковое.
Поэтому основу работы составили источники. Все неопубликованные
источники привлекались нами из фондов трёх архивов: Государственного
архива РФ (далее - Г АРФ), Государственного архива Ярославской области
(далее - ГАЯО) и Государственного архива Костромской области (далее -
ГАКО). К сожалению, по независящим от авторов причинам, нам оказались
недоступны фонды Российского Государственного исторического архива
(РГИА), так как время работы над сбором материалов к диссертации совпало
с переездом РГИА. Но мы надеемся, что собранные нами материалы
достаточно объективно и полно раскрывают заявленную тему, хотя, конечно,
дела из фондов Синода сделали бы эту работу полнее и интереснее. Все
привлечённые нами источники можно разделить на несколько групп:
^законодательные документы; 2)статистические источники;

3Делопроизводственные документы; 4)периодические издания; 5)мемуары, переписка; 6)финансовые документы.

Из многочисленных законодательных документов того времени нам интересны законы, распоряжения и постановления, касающиеся положения православной церкви и православных верующих в Российской империи75. Кроме этого, важен источник уголовного права - «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»76. Для диссертационного исследования мы использовали издание 1904 г., хотя работа по созданию единого свода уголовных законов была начата ещё в начале XIX в., а первое издание уголовного уложения, вышедшее 15 августа 1845 г., претерпело два переиздания (в 1885 и 1903 гг.). Для изучения религиозного сознания важен раздел статей, посвященный религиозным преступлениям (ст. 176-225). Все преступления этой категории были разделены на четыре группы: «О богохулении и порицании веры», «Отступления от веры и постановлений церкви», «О оскорблении святыни и нарушении церковного благочиния», «О

15 Полный свод законов Российской Империи / Под ред. А.А. Дебовольского: В 16 т. СПб., 1911. 75 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. Изд-е 12. СПб., 1904. 977 с.

святотатстве, разрытии могил и ограблении мёртвых тел» . К этой же группе источников можно отнести различные директивные указы и распоряжения центральных и местных властей. Например, 5 апреля 1904 г. Синодом был издан циркулярный указ №2 о запрещении обучающимся в духовно-учебных

заведениях приобретать и держать у себя огнестрельное оружие , Другой вид источников - статистические, К ним относятся:

а) «Обзор деятельности ведомства православного исповедания
за...год», в котором за определённый год даётся сжатая информация о
положении Русской православной церкви, об основных проблемах и
достижениях (например, в «Обзоре деятельности ведомства...за 1914 г.»
сообщалось о повышении религиозности и стремления в народе к
грамотности). Кроме этого, каждый «Обзор деятельности ведомства
православного исповедания.,.» содержит многочисленные таблицы, в
которых приводятся данные о количестве православных, приходского
духовенства, церквей, церковно-приходских школ и т. д. по епархиям. Этот
источник, безусловно, важен для анализа и сравнения общих цифр,
например, о количестве раскольников или перешедших в иное исповедание,
по губерниям.

б) «Обзор Ярославской губернии за...год» и «Обзор Костромской
губернии за...год», выходившие с 1878 по 1914 г. В «Обзорах...губернии...»
помимо прочих сведений (например, по экономическому положению
губернии, общественному благоустройству и здравоохранению) в ведомостях
содержатся сведения об уголовных преступлениях, в том числе и
религиозных. По Ярославской губернии отражены данные с 1878 по 1914 гг.,
по Костромской - с 1879 по 1914 гг. Этот источник даёт возможность
посчитать общее количество религиозных преступлений по губерниям,
сравнить их количество с другими уголовными преступлениями, проследить
динамику преступлений за весь период. Очень важно, что в таблицах

Более подробно статьи по религиозным преступлениям проанализированы в соответствующих параграфах работы.

" ГАЯО. Ф. 236. Оп. 1. Д. 466. Л. 47. Данные из ведомостей «Обзоров...» сведены в таблицы в приложениях.

31 указывается социальная принадлежность осуждённых, пол и возраст. Но к недостаткам этого источника, как и других статистических документов, можно отнести неполноту данных, так как даже в самих ведомостях зачастую указывается, что цифры предоставлены не всеми уездами. Кроме этого, за некоторые годы ведомости с уголовными преступлениями вовсе отсутствуют, что также играет отрицательную роль при составлении и анализе общей картины.

в) «Ведомости о состоянии приходов, церквей по Ярославской губернии за...год» и «Ведомости о состоянии приходов, церквей по Костромской губернии за...год». Именно этот источник наиболее ценен в плане получения информации о посещении или непосещении служб, о взаимоотношениях между верующими и духовенством и для формирования общей картины положения православной церкви в Ярославской и Костромской губерниях. «Ведомости...» сохранились в фонде 230 «Ярославская Духовная Консистория» ГАЯО и фондах 130 «Костромская Духовная Консистория» и 132 «Костромской архиерейский дом» ГАКО. «Ведомости о состоянии приходов, церквей...» были двух видов - в одних благочинные приводили только цифры о количестве церквей и священнослужителей по своим округам, в других же цифры сопровождались обширными (или не очень - всё зависело от добросовестности благочинного) комментариями не только о количестве церквей, священников и паствы, а также о библиотеках и оснащённости их книгами, о расколе и взаимоотношениях раскольников с православными. На страницах «Ведомостей...» этого вида нередко благочинные пытались рассуждать о причинах ослабления религиозности в народе и о нежелании некоторых из прихожан регулярно посещать церковь. Однако, эти источники также имеют ряд существенных пробелов. Во-первых, полнота информации во многом зависела от самих благочинных. Так, некоторые из них давали лишь однозначные ответы на заданные руководством вопросы, иногда даже не утруждая себя внесением необходимых цифр (например, не везде

32 присутствуют данные о посещении или пропуске исповеди). Во-вторых, подобные «развёрнутые» «Ведомости,..» выходили не регулярно.

г) документы, касающиеся образования, как духовного, так и светского. В частности, это «Отчёты о состоянии...» какого-либо учебного заведения. Эти источники находятся в ф. 236 «Ярославская духовная семинария», ф. 71 «Рыбинская мужская гимназия», ф. 72 «Рыбинская женская гимназия» ГАЯО. Отчёты содержат разнообразную и, что очень важно, сводную информацию не только о количестве учеников и об успеваемости по тем или иным предметам, но и сведения о «нравственном состоянии» учащейся в духовных и светских учебных заведениях молодёжи.

Следующую обширную группу составляют делопроизводственные источники:

а) уголовные следственные дела по религиозным преступлениям из ф.
346 «Ярославский окружной суд», ф. 37 «Рыбинский окружной суд» ГАЯО и
ф. 340 «Костромской окружной суд» ГАКО. Из этих дел можно выяснить
мотивы, состав преступлений, ход дела, решение суда, приговор, а также
узнать социальную принадлежность, возраст преступников (в некоторых
делах начала XX в. помещалась также фотография обвиняемого). К этой же
группе следует отнести и дела, касающихся противозаконных поступков
духовенства, рассматривавшихся Ярославской или Костромской Духовными
Консисториями.

б) дела о безнравственных поступках и преступлениях против церкви,
как представителей светских сословий, так и духовенства, из ф. 109
«Собственная Его Императорского Величества Канцелярия» (далее -
СЕИВК) и ф. 102 «Департамент полиции МВД» ГАРФ, а также из различных
фондов ГАЯО и ГАКО. В отличие от следственных дел, эти документы
содержат суть происшествия, социальную принадлежность, пол, иногда
возраст обвиняемых, но из них нам не понятно, какой приговор вынес суд и
признан ли обвиняемый виновным.

в) «Журналы заседаний Ярославского..,общеепархиального съезда
духовенства...», которые велись на каждом епархиальном съезде и
представляли из себя краткий отчёт о проделанной работе и принятых
решениях. Предметы обсуждения на них были самыми широкими и касались
«религиозно-нравственных нужд епархии», «материальных нужд
духовенства», «призрения вдов, сирот...»78, Большая часть вопросов
затрагивала материальную сторону, но есть и полезная для нас информация,
касающаяся поведения священников и отношения к ним прихожан, а также
морально-нравственного состояния верующих.

г) «Журналы...», выпускавшиеся педагогическими собраниями
Ярославской духовной семинарии, которые отражают основные проблемы
воспитательного и учебного процессов в стенах этого учебного заведения, а
также вопросы, связанные с поведением семинаристов за его пределами.
Например, в 1911 г. педагогическим собранием обсуждалась проблема
приобретения и хранения огнестрельного оружия у воспитанников79.

д) дела, содержавшие жалобы прихожан на своих священников,
которые направлялись в Духовную Консисторию и касались, прежде всего,
пьянства, денежных поборов и даже рукоприкладства священнослужителей.
Особенно много таких дел поступало в Костромскую Духовную
Консисторию. Однако, разобраться в них не просто, так как приводятся
версии обеих сторон и не всегда есть решение вышестоящей инстанции.

Следующая обширная группа источников объединяет периодическую печать. Проблемы, связанные с положением дел в православной церкви, восхваление или, наоборот, критика деятельности священнослужителей публиковались в конце XIX - начале XX в. на страницах как светской, так и церковной прессы. Из центральных церковных периодических изданий немало интересных сведений содержится в «Церковных ведомостях» (издавались с 1888 г.) и «Церковном вестнике» (издавался с 1875 г.). В них

78 Журналы заседаний Ярославского XVII общеепархиалыюго съезда Духовенства 1910 года. Ярославль,
1910. С. 91.

79 ГАЯО. Ф. 236. Оп. 1.Д.466.

34 печатались сюжеты и статьи на различные темы, тревожившие церковное руководство: распространение нигилистических и социал-демократических идей, упадок нравственности среди молодёжи, ответы на несправедливые обвинения священнослужителей в светской прессе (очень часто подобные ответы были адресованы журналу «Русь»), Отдельно размещалась рубрика «сведения из епархий», из которой видно, что проблемы, волновавшие священнослужителей, практически во всех епархиях были одинаковыми -упадок нравственности и уважения к церкви, особенно среди молодого поколения, пьянство и недобросовестность священнослужителей и нежелание молодых выпускников духовных учебных заведений связывать свою карьеру со служением церкви.

На местном уровне подобные же вопросы освящались в «Епархиальных ведомостях». Инициатива их создания принадлежала архиепископу Херсонскому Иннокентию, выработавшему программу, утверждённую Священным Синодом. В Ярославле «Ярославские епархиальные ведомости» появились в 1860 г., с 1885 г. начинают издаваться «Костромские епархиальные ведомости». Как и многие центральные издания, эти газеты делились на официальную и неофициальную части, имели несколько «отделов». «Епархиальные ведомости» дают представление о положении дел в приходах епархии, так в ней, например, публиковались «Обозрения Ярославской епархии...», которые делал архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан, а также известия о различных событиях, происходивших в столицах и отклики на них (например, «Костромские епархиальные ведомости» очень негативно отозвались об участи Гапона в январских событиях 1905 г.80). Из «Епархиальных ведомостей» можно узнать интересную информацию о проблемах, с которыми сталкивалось местное духовенство в своей пастырской деятельности. В целом, несмотря на свой официальный характер, этот источник помогает восполнить некоторые

Костромские епархиальные ведомости. Оф. ч. 1905. I февраля.№3.

35 пробелы при изучении религиозного сознания православных верующих Ярославской и Костромской епархий.

Следующая обозначенная нами группа источников - мемуары и переписка. На наш взгляд, мемуарные источники особенно ценны для изучения религиозного сознания, так как именно эти источники помогают понять внутренний мир человека или людей, о которых в них идёт речь. Те мемуары, которые использовались при написании этой работы, освещают, в основном, купеческий и мещанский уклад. Ярославлю конца XIX - начала

О 1

XX вв. посвящены воспоминания СВ. Дмитриева . Большая часть этих воспоминаний связана с купеческой семьёй Огняновых. Разумеется, при работе с источником такого рода нельзя забывать о всех специфических чертах мемуарного жанра, к тому же систематические записи автор начал делать только в 1947 г. Однако сведения, которые приводит СВ. Дмитриев о религиозном быте Огняновых, интересны и ценны. Автор неоднократно подчеркивал религиозность этой семьи, имеющую патриархальный характер, а также стремление Огняновых организовывать свой быт и деятельность в соответствии с церковными нормами и традициями. Очень красочно и эмоционально СВ. Дмитириев описывает приходскую и обрядовую жизнь Ярославля, даёт характеристику некоторым священнослужителям.

Уклад жизни Норского посада конца XIX в. описан в воспоминаниях Е.С. Петровых и Г.И Курочкина, изданных в 2005 г.82 Авторы воспоминаний очень подробно изложили религиозные праздники и религиозный быт мещанской среды того времени.

Религиозной жизни Ярославской губернии касается в «Письмах из

провинции» И.С. Аксаков , однако его работа связана с более ранним периодом и автора в большей мере интересуют старообрядцы. Читая И.С. Аксакова, создаётся впечатление, что практически всё купечество и мещанство Ярославской губернии принадлежало к старообрядчеству, хотя,

81 Дмитриев СВ. Воспоминания. Ярославль, 1999.392 с.

82 Мол родина - Норский посад: [сборник] / Ред и подгот. текстов A.M. Рутман, Л.Е. Новожилова.
Ярославль, 2005.424 с.

Аксаков И.С. Письма из провинции. Присутственный день в Судебной палате. М, 1991.544 с.

36 как показала работа с другими источниками, большая часть представителей купечества подчёркивала свою приверженность к православной вере, а что касается простых людей, то многие из них сами толком не могли определиться ~ старообрядцы они или «официальные» православные.

Некоторые картины религиозной жизни московского купечества начала XX в, показаны в воспоминаниях представителя купеческой семьи Н.П, Вишнякова, на которые очень часто ссылается П.А. Бурышкин в своей книге «Москва купеческая»84. Н.П. Вишняков подчёркивает «патриархальную религиозность», присущую не только его семье, но и другим крупным купеческим семьям столицы.

Следует также несколько слов сказать о воспоминаниях, которые оставили некоторые священнослужители, например епископ Арсений (Жадановский) и митрополит Евлогий (Георгиевский) . Их мемуары показывают жизнь и деятельность священнослужителей «изнутри», трудности, с которыми они сталкивались. Эти воспоминания дополняют картину религиозной жизни конца XIX - начала XX в. и дают возможность взглянуть на неё глазами служителей церкви.

Другой вид источников - переписка, которая дополняет другие источники, например, в плане характеристики религиозных правонарушений. Так, канцелярией ярославского губернатора велась переписка с различными учреждениями по религиозным, финансовым вопросам и печати87.

Последняя группа источников - финансовые документы. Источники этой группы («ведомости о похищенных деньгах...» или «ведомости о пожертвованиях...») использовались нами в качестве иллюстративного материала, например, о пожертвованиях прихожан на нужды церкви или, наоборот, о суммах, которые были украдены из церквей.

Таким образом, привлекая широкий круг источников и основываясь на некоторых выводах и положениях исследователей истории Русской

84 Бурышкин П.А. Москва купеческая. М, 1991.299 с.

85 Арсений (Жадановский)- Воспоминания. М., 1995,294 с.
Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. М, 1994. 620 с,

87ГАЯО.Ф. 73. Оп. 4. Д. 4564.

37 православной церкви мы попытаемся рассмотреть религиозное сознание православного населения Ярославской и Костромской губерний в конце XIX - начале XX вв., а также выявить влияние модернизации экономических отношений, роста урбанизации, политических изменений на религиозное сознание, выразившихся в охлаждении к исполнению обрядовой стороны, росте религиозных преступлений, снижении уважения и доверия к священнослужителям.

Отношение городского и деревенского населения к исполнению обрядов православной церкви

История России и Русской православной церкви неразделимы. Положение Русской православной церкви под воздействием социально-экономических, политических, идеологических реформ постоянно изменялось. Так было в петровскую эпоху, в царствование Николая І, в период реформ Александра II. Во времена Николая I с принятием Свода законов Российской империи (далее - СЗРИ) на законодательном уровне было закреплено господствующее и первенствующее положение в государстве Русской православной церкви, равно как и регламентированы обязанности православных верующих: «Все должны в церкви Божией быть почтительными и входить в храм Божий с благоговением, без усилия»; «перед иконами стоять так, как благопристойность и святость места требует»; «во время совершения службы никаких разговоров не чинить, с места на место не переходить, и вообще не отвращать внимания православных от службы ни словом, ни деянием, или движением, но пребывать со страхом, в молчании, тишине и всяком почтении»1. Отныне участие в исповеди и других таинствах и обрядах церкви расценивалось не только как христианский долг, но и как обязанность верноподданного.

Царствование Александра II и пореформенный период в истории России ознаменован развитием новых для российского общества процессов (модернизация сельскохозяйственного и промышленного производства, урбанизация, повышение уровня грамотности), которые нашли яркое выражение во всех сферах жизни и деятельности и коснулись не только экономики, но оказали влияние и на развитие культуры, мировоззрения, быта русского народа. Не могло не сказаться это влияние и на положении Русской православной церкви, необходимость реформирования которой в новых условиях становилась всё более очевидной. Вполне определённо вырисовывался и круг проблем: положение духовенства и его материальное обеспечение, оживление прихода, усиление влияния православной церкви на верующих. Причём разрешать эти многообразные и многогранные проблемы нужно было таким образом, чтобы сохранить и усилить за православной церковью функции воспитания в народе богобоязненных чувств и настроений.

В 60-70-е гг. XIX в. реформирование церкви начал обер-прокурор Д.А. Толстой, курс которого, несмотря на хорошее начало, в целом провалился. Д.А. Толстой стремился разрушить сословную замкнутость духовенства, преобразовать духовно-учебные заведения. Кроме этого, с 1864 г. были приняты положения о церковно-общественных органах - Братствах и церковно-приходских попечительствах. Преобразования охватили большинство звеньев церковного устройства и соответствовали духу времени. Однако, к концу 1870-х гг. в обществе всё чаще говорили о «церковной беде» и характеризовали положение дел в церкви как «явное бессилие духовной власти, отсутствие у неё общепризнанного нравственного авторитета и общественного значения, безмолвное подчинение её светским властям, отчуждение духовенства от остального народа...религиозное невежество и беспомощность православного народа, дающие простор бесчисленным сектам, равнодушие или же вражда к христианству в образованном обществе...»2.

Религиозные преступления

В предыдущем параграфе мы говорили о преобладании внешней стороны религиозного сознания православных во второй половине XIX в. и рассматривали эту проблему через обрядовую сторону религиозной жизни. Ещё одним проявлением религиозного сознания можно считать совершение преступлений против церкви, причём изучение именно такого рода преступлений поможет понять и внутреннюю сторону религиозного сознания, хотя, ещё раз оговоримся, что полностью раскрыть внутренний мир человека невозможно.

Как уже отмечалось, за весь синодальный период Русской православной церкви именно во второй половине XIX в. проявляются и обостряются многие кризисные явления. А потому совершение преступлений против церкви, её обрядов и служителей является также одним из показателей кризисной ситуации. Разумеется, правонарушения совершались против церкви и в более ранний период, но именно со второй половины XIX в. количество подобных преступлений начало вызвать особенное беспокойство у священнослужителей. В этой главе мы остановимся на рассмотрении и анализе преступлений против церкви, совершённых лицами, принадлежавших к светским сословиям.

Согласно законодательству того времени, а именно «Уложению о наказаниях уголовных и исправительных»1 (далее - «Уложение о наказаниях»), под религиозным преступлением понималось «преступление против веры и ограждающих оную постановлении»2. Раздел, посвященный религиозным преступлениям, включал четыре главы: «О богохулении и порицании веры», «Отступления от веры и постановлений церкви», «О оскорблении святыни и нарушении церковного благочиния», «О святотатстве, разрытии могил и ограблении мёртвых тел». Каждая из этих глав включала несколько статей и хотя бы вкратце нужно оговорить, какие преступления относились к религиозным по законодательству того времени.

Первая группа статей (ст. 176 - 183) - «О богохулении и порицании веры» - определяла состав преступлений и наказания за их совершение против обрядов и святых православной церкви: «Кто дерзнёт публично в церкви с умыслом возложить хулу на славимого в Единосущей Троице Бога, или на Пречистую Владычицу нашу Богородицу и присно-Деву Марию, или на честный крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на бесплотные Силы Небесные и их изображения, тот подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу на время от 11 до 15 лет» , К этой же группе статей относилось и кощунство, под которым подразумевалось «изобличение... в язвительных насмешках, доказывающих явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства...»4.

Вторая группа статей (ст. 184 - 209) - «Отступления от веры и постановлений церкви» - предусматривала наказания за переход из православия в иное исповедание (как христианское, так и нехристианское), за распространение раскола и ересей, а также за сознательное уклонение православными от исповеди и причастия.

Третья группа статей (ст. 210 - 218) - «О оскорблении святыни и нарушении церковного благочиния» - касалась преступлений против предметов, используемых при богослужениях, против священнослужителей, за умышленное или неумышленное воспрепятствование совершению богослужения в храме.

Русская православная церковь в восприятии городского и сельского населения Ярославской и Костромской губерний

Начало XX в. в истории России ознаменовано многими событиями, коснувшимися и изменившими экономическую, политическую, социальную стороны жизни общества. Революционные события 1905 - 1907 гг. повлекли за собой существенные изменения в государственном строе страны и законодательстве. Разумеется, и в правительстве, и в среде духовенства, и в обществе осознавалась острая необходимость реформ как внутри церкви, так и в государственно-церковных отношениях. Несмотря на принятие 17 апреля 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости», в котором признавался юридически возможным и ненаказуемым переход из православия в другую христианскую веру, было облегчено положение раскольников и старообрядцев и т.д., в новой редакции законодательства Российской империи по-прежнему оговаривалось господствующее положение Русской православной церкви: «Первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть Христианская Православная... Восточного исповедания»1.

Принятие указа «Об укреплении начал веротерпимости», несомненно, привнесло в общественную жизнь России элементы религиозной свободы, но для православной церкви этот указ обострил многие проблемы, прежде всего, связанные с переходом недавно обращенных в православие старообрядцев, мусульман, протестантов. Плюс к этому усилилась необходимость в активизации деятельности представителей церкви по повышению религиозности православных верующих. Более остро зазвучали вопросы, касавшиеся управления Русской православной церковью, всё чаще и настойчивее стали высказываться мысли о возобновлении патриаршего управления. В начале XX в., как и во второй половине XIX в. проводились попытки реформ церковной жизни, которые соответствовали духу времени, но, как и в предыдущий период, эти попытки практически ничего не изменили в церковном устройстве и религиозной жизни России. Ни деятельность Государственных дум, ни работа Предсоборного Присутствия 1906 г, и Предсоборного совещания 1912 г. не решили наболевших проблем. Как отмечал в 1908 г. генерал А.А. Киреев: «Нравственные устои всего общества падают и этого не замечают. А где Церковь? Она ушла в формализм и буквоедство» . Правда, по словам того же А.А. Киреева, винить в этом церковь не вполне правильно, так как, находясь почти два столетия под опекой государства, в кризисные моменты церковь сама не знала, «чего ей требовать от общества»3 и как отстаивать и бороться за свои истины и убеждения. Иными словами, представители православной церкви ждали решительных действий от императорской власти, а власть эти решительные действия в религиозных вопросах откладывала.

Для нас интересно, как сказалась эта ситуация на основной массе православных верующих Ярославской и Костромской губерний, и произошли ли какие-то существенные изменения в религиозном сознании под влиянием первых революционных и военных событий в истории России. В этом параграфе мы вновь обратимся к внешней стороне религиозного сознания православных, которая проявлялась, прежде всего, в соблюдении обрядовой стороны и исполнении таинств, и остановимся на данных о посещении исповеди и причастия жителями Ярославской и Костромской губерний.

В конце XIX в. эта ситуация обстояла вполне благополучно, так как количество пропустивших исповедь и причастие «по опущению» было незначительным. В Ярославской губернии на 1896 г. эта цифра составляла 12,3% от общего числа православных верующих. В Ярославской епархии в 1906 г. по запросу епархиального начальства благочинные предоставляли ведомости о своих округах за 1905 г., в которых по установленной форме излагали сведения о количестве прихожан, храмов, школ, духовенства, давали информацию об образовательном уровне духовенства, об исполнении ими своих обязанностей, об отношении прихожан к духовенству и посещении храмов, о расколе в своих округах. Нам особенно интересна информация о количестве прихожан пропустивших исповедь «по опущению». Сразу оговоримся, что не все благочинные указывали в своих отчётах эти цифры, некоторые приводили число нерадивых прихожан только в самых неблагоприятных приходах, поэтому общую цифру пропустивших посчитать невозможно. Однако, если объединить приводимые в этих ведомостях данные, то получится, что в 1905 г. из 304098 прихожан обоего пола не были у исповеди и причастия «по опущению» 16395 человек или 5,4% . При количестве православного населения епархии примерно в 1 млн. человек эта цифра составляет треть, соответственно, неблагоприятный процент не посещавших исповедь приблизительно равен 15%. Таким образом, количество пропустивших исповедь «по опущению», так же как и в конце XIX в. не существенно, а уж тем более говорить о каком-то росте этого количества не приходится.

Похожие диссертации на Религиозное сознание православного населения в Ярославской и Костромской губерниях