Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российские художники-эмигранты (1918 - 1939) :Аспекты адаптации Бакина Наталья Евгеньевна

Российские художники-эмигранты (1918 - 1939) :Аспекты адаптации
<
Российские художники-эмигранты (1918 - 1939) :Аспекты адаптации Российские художники-эмигранты (1918 - 1939) :Аспекты адаптации Российские художники-эмигранты (1918 - 1939) :Аспекты адаптации Российские художники-эмигранты (1918 - 1939) :Аспекты адаптации Российские художники-эмигранты (1918 - 1939) :Аспекты адаптации Российские художники-эмигранты (1918 - 1939) :Аспекты адаптации Российские художники-эмигранты (1918 - 1939) :Аспекты адаптации Российские художники-эмигранты (1918 - 1939) :Аспекты адаптации Российские художники-эмигранты (1918 - 1939) :Аспекты адаптации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бакина Наталья Евгеньевна. Российские художники-эмигранты (1918 - 1939) :Аспекты адаптации : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Белгород, 2005 199 c. РГБ ОД, 61:05-7/905

Содержание к диссертации

Введение

I. Причины эмиграции российских художников. Юридический статус российских эмигрантов 28

1.1. Внутренняя стратификация и взаимоотношения различных групп эмигрантов - деятелей изобразительного искусства 28

1.2. Причины эмиграции 45

1.3. Становление юридического статуса эмигрантов 62

II. Взаимоотношения художников российской эмиграции и Советского Союза в межвоенный период 76

2.1. Развитие взаимосвязей в 20-е годы 76

2.2. Контакты в 30-е годы 102

III. Профессиональная и общественная деятельность российских художников в эмиграции во Франции 128

3.1. Выставочная деятельность 128

3.2. Творческая и педагогическая работа российских художников-эмигрантов 142

Заключение 166

Библиографический список использованных источников и литературы 173

Приложения 186

Введение к работе

Официально создаваемая история России в последние годы интенсивно дополняется пристально изучаемым комплексом вопросов, связанных с российской эмиграцией XX столетия. Тема диссертации «Российские художники - эмигранты во Франции: аспекты адаптации (1918 - 1939 гг.)» в этой связи представляется весьма актуальной. Долгое время изучение истории эмиграции не велось, что было обусловлено идеологической цензурой, существовавшей в советской исторической науке. Эмиграция, прежде всего послереволюционная, воспринималась, как явление однозначно негативное, и редкие публикации на эту тему не могли восполнить недостаток фактического знания и теоретического осмысления проблемы. Процесс активного изучения вопроса с середины 80-х годов XX столетия приобрел особое значение с точки зрения расширения теоретических знаний и их качественно нового переосмысления.

Проблема эмиграции русских художников находится на стыке разных сфер научного знания, и представляет интерес для специалистов как всеобщей, так и отечественной истории, культурологии, искусствознания, истории искусства. Нет необходимости дополнительно указывать на интегративный, синтетический характер изучаемого вопроса, что отвечает требованиям современной науки.

В последнее время эмиграция из России, особенно в межвоенный период, весьма активно изучается учеными разных специальностей. Такой «исследовательский бум» объясняется тем, что тема представляется чрезвычайно разнообразной и интересной, а так же тем, что долгое время изучение ее не поощрялось. После периода освоения фактического материала начинается проблемное исследование явления, рассмотрение некоторых аспектов адаптации конкретной социальной группы приобретает самостоятельный научный интерес. В этой связи тема диссертации актуальна и лежит в русле современных изысканий.

Кроме того, в соответствии с современным видением, отечественная история и культура не могут быть полными без изучения феномена эмиграции. По замечанию современного философа П.Щедровицкого «Русский Мир -вселенский»1, поэтому необходимо преодолеть географические рамки, политические разногласия, идейную предубежденность, чтобы понять, ощутить и реализовать национальное и культурное единство. И хотя сегодня за пределами России проживают более половины русских, до сих пор в отношениях российской диаспоры и метрополии еще много недоверия и даже взаимного отчуждения. Всестороннее изучение российской эмиграции всех волн содействует объединению.

Историография проблемы начала складываться вместе с формированием
послереволюционной российской диаспоры. Тогда же наметились три
основные ее направления: сочинения, выходившие в Советской России, позже —
в СССР; попытки самоосмысления, предпринимаемые в среде русской
эмиграции, а также труды зарубежных авторов, посвященных эмиграции из
бывшей Российской империи. Следует отметить, что российская диаспора
никогда не воспринималась как целостное явление, в первые годы
существования она распалась на множество групп, обществ, объединений,
слоев. Уже в 20-е годы XX в. в СССР стали разделять российскую диаспору за
рубежом на «эмиграцию» и «не эмиграцию». Первую составляли граждане
России, покинувшие свою страну вследствие революции, не принявшие новый
t порядок. Это так называемая «белая» эмиграция, к ней причисляли военных,

политических деятелей, дворян, предпринимателей и т.д. Во вторую группу вошли те, кто выехал за рубеж в первые два десятилетия XX в., прежде всего по профессиональной необходимости, как правило, это творческая интеллигенция. Первые негативно воспринимали СССР, вторые - нередко искали контакта с новой Россией. Такое деление встречается уже в статьях А.В. Луначарского .

Щедровицкий П. Новое дело // Co-Общение: технологический журнал для гуманитариев, 2003. - № 11 (46). -С.8.

2 Луначарский А.В. Русские художники в Берлине //Луначарский А.В. Об искусстве. В. 2-х т. Т. 2. - М., 1982. -С.214-218.

В советской историографии с самого начала сложилось резко негативное отношение к эмигрантам. Первые публикации в СССР относятся к 20-м годам. В этом ряду, прежде всего, необходимо назвать книги В. Белова1. Автор этих публикаций жил два года среди эмигрантов в прибалтийских странах, его книги основаны на личных наблюдениях. Он отмечал неустроенность быта эмигрантов и присущую им «провинциальность» по отношению к основным центрам русского зарубежья. Существенных для нас выводов В. Белов не делает, да, по-видимому, и невозможно было тогда что-либо подытоживать. Поэтому сочинения В.Белова представляют в настоящее время скорее историографическую и источниковую ценность. В эти годы обозначилась тенденция специализированного изучения эмиграции, прежде всего, ее культурной жизни . П.Эттингер, пожалуй, впервые столь подробно повествует

0 творчестве художников - выходцев из России. По его оценке «участие
русских художников в жизни искусства Запада и отчасти Северной Америки,
их появление на больших международных и меньших местных выставках, в
области заграничного художественного издательства и иллюстрирования
книги, оценка их творчества в иностранных журналах <.. .> за последние годы
стало принимать такие широкие размеры, что давно пора хоть вкратце
зарегистрировать эти явления"3. Не претендуя на полноту изложения, автор
статьи классифицирует наиболее значительные выступления русских
художников и искусствоведов. Статья представляет собой подробное, но
суховатое описание выставочной и иллюстраторской деятельности выходцев из
России, причем, независимо от срока пребывания их за границей. Известный
искусствовед Б.Н.Терновец1 в статье, посвященной выставке, проходившей в
ГМНЗИ, говорит о ее ярко выраженном международном характере. Б.Терновец
отметил традиционный интерес российских художников к современному

1 Белов В.М. Белая печать. Ее идеология, роль, значение и деятельность. (Материалы для будущего историка).
- Ревель, 1922; Его же. Белое похмелье. Русская эмиграция на распутье. Опыт исследования психологии,
настроений и бытовых условий русской эмиграции в наше время. - М.-Пг., 1923.

2 Эттингер П. Русское искусство за границей. // Печать и революция. Журнал литературы, искусства, критики и
библиографии- 1928. - кн. 4, май - июнь. - С.122 - 129.

3 Эттингер П. Указ! соч. -С. 123.

французскому искусству, и не просто интерес, а генетическую преемственность «левых», «которые теперь ведут широкую художественную политику»2. Однако, несмотря на это, после революции задачи искусства изменились. Исторически неизбежна трещина между искусством России и Франции, разрыв между двумя социальными системами только углубляется, и влияние Парижа «будет теперь, несомненно, более узким, ограниченным пределами

производственно-технических, формально-художественных проблем» . То есть, здесь уже прослеживается, ставшее позже обязательным, связывание политических и эстетических установок. Подготовка выставки проходила трудно, и всю ответственность за это автор статьи возложил на Францию, где царила атмосфера недоверия по отношению к СССР. И все же, по мнению Б.Терновца, можно «констатировать давно назревшую в нашем обществе потребность ознакомиться с современной культурой Запада»4. Статья содержит и довольно подробный анализ представленных на выставке работ художников, выехавших из России (АЛковлева, В.Шухаева, К.Терешковича, Х.Орловой, Ж.Липшица и др.), тем самым признается их принадлежность новому французскому искусству. Кроме того, обобщая разнообразные наблюдения за русской художественной колонией, Б.Терновец констатировал «растерянность, отсутствие своего лика у одних, быстрый расцвет на почве Парижа живописного дарования других»5, что делало общую картину сложной и противоречивой. Статья Б.Терновца осталась одной из немногих, посвященных профессиональной деятельности художников-эмигрантов. Выставка 1927 г. вызвала в прессе много отзывов1, которые, к сожалению, не содержат обобщающих выводов. Советская историография 20-х годов отразила интерес общества и государства к эмиграции, творческая часть которой еще не была отделена идеологическими преградами от метрополии.

1 Терновец Б.Н. Выставка современного французского искусства в Москве // Печать и революция. - 1927. - кн.
7, октябрь - ноябрь. - С. 117 - 141.

2 Терновец Б.Н. Указ. соч. -С. 121.

3 Там же. - С. 124.

4 Там же. - С. 127.

5 Там же.-С. 133.

В 30-е годы XX в. российская эмиграция вообще не являлась предметом научного изучения, а рассматривалась лишь как сюжет пропаганды. Эмиграция воспринималась исключительно как явление политическое и негативное. Такой взгляд на проблему упрощал ее и способствовал формированию чрезвычайно стойких стереотипов, весьма далеких от реальности. С середины 30-х годов наступил длительный, на три десятилетия, перерыв в изучении истории эмиграции. Редкие публикации на эту тему имели ясную идеологическую направленность и скорее служили чисто политическим целям, нежели исследовательским. Феномен российской эмиграции в советской публицистике стал частью борьбы с контрреволюцией. В публикациях того периода отсутствовали даже попытки понять соотечественников, вынужденных покинуть родину. Отчуждение, вплоть до полного игнорирования явления эмиграции определяло в эти десятилетия отношение к ней на родине.

Лишь в 60-е годы, в период «оттепели», стало возможным научное
изучение русской эмиграции. Первенство в изучении русского зарубежья
принадлежит филологам3, открывшим ранее неизвестное на родине богатое
литературное наследие эмиграции, а так же, искусствоведам, сосредоточившим
внимание на изучении творчества мирискуссников. Видимо не случайно в эти
годы исследование российской эмиграции концентрируется в основном на
культурном аспекте, а не на политической истории российской диаспоры.
Наиболее важным в те годы было освоение фактического материала, изучение
у деятельности отдельных персоналий. Работа в этом направлении завершилась

изданием целого ряда сочинений мемуарного и эпистолярного характера, которые сопровождались подробным комментарием4. Большинство из этих публикаций и по сей день не потеряли своей актуальности. Степень

1 Напр.: А.В. Луначарский. Русские художники в Берлине // Луначарский А.В. Об искусстве. В 2-х т. Т. 2. - М.,
1982.-С.214-218.

2 Выстрел в Париже (дело об убийстве Петлюри). - М., 1930; Кудрявцев Р. Белогвардейцы за границей. - М.,
1932.

3 Литературное наследство: Иван Бунин. Т. 84, кн. 1,2.- М., 1973.

4 Бенуа А.Н. Александр Бенуа размышляет... - М., 1968; Бенуа А.Н. Мои воспоминания. В 4 кн. - М., 1990;
Сомов К.А. Письма. Дневники. Суждения современников. / Сост., вступ, ст. и прим. Ю.А. Подкопаевой и А.Н.
Свешниковой. - M., 1979; Константин Коровин вспоминает... / Сост., вступ, ст., коммент. И.С. Зильберштейн,
В.А. Самков.-М., 1971.

изученности проблемы не позволяла в то время ставить теоретические вопросы

0 возможности адаптации в новых условиях российских эмигрантов, в
частности, деятелей культуры. В 60-е годы была только приоткрыта завеса
идеологических запретов над этой темой, изучение которой по-прежнему
оставалось неполным и односторонним.

В 70-середине 80-х гг. началось изучение политической деятельности
русского зарубежья1. В этих исследованиях проявилась более взвешенная
авторская позиция: проблема контрреволюции потеряла былую актуальность.
На этом фоне выделяется монография Л.К. Шкаренкова , выдержавшая три
издания (1981, 1986, 1987). Пожалуй, это первое исследование, основанное на
использовании такого широкого фактического материала. Кроме того, автор
сделал попытку взглянуть на историю эмиграции как на трагедию людей,
потерявших родину. Все разделы книги содержат данные о материальном
положении, культурной, просветительской жизни российской диаспоры.
Использование мемуарных источников позволило глубже понять
психологическое состояние российских апатридов. Эмиграция представляется
исследователю явлением сложным и неоднозначным, «возникнув как явление
политическое, эмиграция все время дробилась и раскалывалась по причинам не
только политическим» . Привлекает внимание и книга А.Л. Афанасьева
«Полынь в чужих краях»4. В ней, несмотря на обвинения послереволюционной
эмиграции в сотрудничестве с империалистическими спецслужбами и в «до
* кипения дошедшей ненависти» к Советской России5, автор использовал

разнообразные фактические данные. Так приводится точное число печатных изданий, выходивших в основных центрах эмиграции. Кроме того, основываясь на тексте речи советского посла во Франции А.Е. Богомоловского, произнесенной в 1946 г. перед собранием эмигрантов в Париже, автор говорит

1 Голинков Д.Л. Крушение антисоветского подполья в СССР: В 2-х кн. 2-е изд. - М., 1978; Иоффе Г.З. Крах
российской монархической контрреволюции. - М., 1977; Комин В.В. Политический и идейный крах русской
контрреволюции за рубежом: учеб. пособие. - Калининград, 1977.

2 Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. - М., 1986.

3 Шкаренков Л.К. Указ. соч. -С. 93.

4 Афанасьев А.Л. Полынь в чужих краях. Изд. 2-е, дополн.. - М., 1987.

5 Афанасьев А.Л. Указ соч. - С. 42.

об эволюции политических взглядов эмигрантов1. И, наконец, в монографии предприняты первые попытки оценки возможности адаптации российских эмигрантов. Идеологические штампы предшествующих десятилетий продолжали действовать, и, тем не менее, происходило накопление фактического материала и расширение тематики исследований.

Середина 80-х годов при ослаблении идеологического давления отмечена качественным переломом в изучении эмиграции. Формальным поводом для этого стало 70-летие Октябрьской революции, поэтому особую актуальность приобрели сюжеты, так или иначе связанные с этим событием отечественной истории. На широкую общественность обрушился вал публикаций, телевизионных передач, в которых, так или иначе, затрагивалась тема эмиграции2. Эта публицистическая волна не имела научного осмысления, происходило формирование позитивного общественного мнения по отношению к эмиграции, а также «экстенсивное» освоение нового материала, накопление фактических данных. На этой основе в конце 80-х - начале 90-х годов издавались первые книги, в которых авторы предпринимали попытки непредвзятого изучения феномена российской послереволюционной эмиграции . Но подобные издания не в полной мере отвечали научным требованиям. Их публицистический характер объясняется стремлением авторов сделать предмет своего исследования близким максимально широкому кругу читателей. Благодаря этим сочинениям проходило становление проблематики российской эмиграции в исторической науке.

Параллельно мощному публицистическому потоку началось и действительно научное изучение феномена российского зарубежья. Ученые получили доступ к ранее закрытым архивным фондам. В этой связи необходимо назвать Пражский архив, переданный СССР после Великой

1 Там же.-С. 94.

2 Большаков В. Русские березы под Парижем // Правда. - 1988. -11 июля; Его же. Эмиграция: вопросы к
самим себе // Правда. - 1989. - 9 января; Почивалов Л. Кто они - эти эмигранты? // Лит. газ. - 1988. - 28
декабря; и др.

3 Коваленко Ю.И. Москва - Париж: Очерки о русской эмиграции: Профили и силуэты. - М., 1991; Соничева
Н.Е. На чужом берегу. - М., 1991; Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. - Ставрополь, 1992; Носик Б.М.
Привет эмигранта, свободный Париж! - М., 1992; Власов Ю.П. Огненный крест: Бывшие. - М., 1993; и другие.

Отечественной войны и находившийся в ЦГАОР (ныне ГА РФ -государственный архив РФ). Стало возможным знакомство с массивами документов, находящихся за рубежом. Новой отличительной чертой стало обращение к этой теме ученых разных специальностей: историков, филологов, искусствоведов, социологов, правоведов, а также формирование целых научных коллективов и исследовательских центров; стали обретать очертания новые аспекты этой необъятной темы, определились важнейшие направления исследования, появились первые историографические статьи, проводилось источниковедческое изучение вновь открытых архивных материалов.

. Значительным результатом этой работы и, одновременно, условием ее продолжения, стал сборник статей «Культурное наследие российской эмиграции. 1917 - 1940 гг.», изданный в 2-х книгах в 1994 г. Тематика статей сборника чрезвычайно обширна: от общего определения основных периодов и терминов истории эмиграции до генеалогических очерков. В издании приняли участие исследователи разной специализации: историки, литературоведы, а также биологи, физики. Феномен российского зарубежья получил в сборнике всестороннее освещение. Особенностям вхождения российских эмигрантов во французскую среду посвящена статья Э.А. Шулеповой1. Основываясь только на зарубежных исследованиях, она ставит следующие вопросы: почему русские предпочитали Францию другим странам, каков был их правовой статус и уровень профессиональной занятости. Автор подчеркивает уникальность российской эмиграции, ее огромную роль в сохранении традиций национальной культуры.

Уже с начала 90-х годов в институте российской истории РАН группа ученых под руководством академика Ю.А.Полякова успешно изучает вопрос адаптации различных социальных групп российской эмиграции. Очевиден качественно иной, более глубокий подход к рассмотрению такого сложного и неоднозначного явления как русская послереволюционная эмиграция. Такой

Шулепова Э.А. Русские вне границ (проблемы правового статуса, трудовой занятости, образования российской эмиграции первой волны) // Культура российского зарубежья. - М., 1995. - С. 8 - 18.

подход представляется наиболее оправданным, так как позволяет исследовать не только жизнь и быт эмигрантов, то есть, внешние проявления адаптации, но и выявить ее глубинные мотивы. По результатам работы группы Ю.А.Полякова издавались сборники1, представляющие большой интерес для исследователей настоящей. проблематики. Ю.А.Поляков в своей статье дал классификацию миграционных процессов . В.Селунская выявила факторы, препятствующие процессу адаптации, а также выделила этапы в межвоенном периоде развития общественного сознания российской эмиграции1. Для историка любой специализации всегда чрезвычайно важно осмыслить источниковую обеспеченность изучаемой проблемы, без этого невозможно серьезное исследование. В изучении истории российской эмиграции, при условии открытия новых документальных материалов, необходимость такого осмысления стала особенно актуальной. Поэтому издание сборника «Источники по истории адаптации российских эмигрантов в XIX - XX вв.» стало своевременным и важным. В сборнике рассматриваются разные группы источников: законодательные акты, так или иначе затрагивающие эмигрантов, экономическая публицистика, французские переписи населения. Подобный подход позволяет проанализировать процесс адаптации с разных сторон. Разработка настоящей проблемы - только в самом начале, а потому представляется оправданным сосредоточение внимания на изучении определенной ограниченной категории российской диаспоры, то есть, сузить рамки исследования, конкретизировав его предмет. При таком подходе возможно сочетание более детального изучения фактического материала, его глубокого теоретического осмысления на основе идеи единства и закономерности исторического развития. Это вполне отвечает требованиям современной науки. Кроме того, изучение частных вопросов является основой

1 Проблемы изучения истории российского зарубежья. Сб. ст. / РАН ИРИ, Ассоциация «Родина»; Ред.: Ю.А. Поляков, Г.Я. Тарле. - М., 1993; История российского зарубежья: Проблемы адаптации мигрантов в XIX - XX в. Сб. ст. / РАН Ин-т истории; Отв. ред. Ю.А. Поляков. - М., 1996; Источники по истории адаптации российских эмигрантов в XIX - XX в. Сб. ст. / Под ред. Ю.А. Полякова и Г.Я. Тарле. - М., 1997.

Поляков Ю.А. Адаптация и миграция - важные факторы исторического процесса // История российского зарубежья. - С. 4 - 18.

целостного рассмотрения проблемы. На наш взгляд, избранная тема является составной частью актуальных современных научных изысканий.

В начале 90-х годов проходили конгрессы соотечественников, потомков эмигрировавших из России в послереволюционные годы. На первом московском конгрессе (19-31 августа 1991 г.) была разработана комплексная программа исследовательской деятельности, включавшая пять основных разделов: 1) литературный; 2) историко-филологический (в том числе религиозный); 3) этнографический и социологический; 4) искусствоведческий; 5) раздел истории русской науки и техники за рубежом . Эта программа была обусловлена необходимостью систематизации изучения российской эмиграции в условиях огромного интереса, к этой теме со стороны публицистов и ученых. Второй и четвертый разделы представляют для нас особый интерес, так как включают исследование истории эмиграции, в том числе роль русской православной церкви в жизни эмигрантов, сохранения в изгнании национальной культуры и философского наследия, а также совместную работу с ВНИИ искусствознания, Академии художеств, Союзов художников и композиторов тогда еще СССР, подготовку монографий и изучение мощного воздействия русского искусства на мировую культуру. По мнению организаторов конгресса, это влияние продолжается и по сей день.

Исследования по отдельным аспектам проблемы русской эмиграции стали проводиться примерно с середины 90-х годов XX в. Ранее авторов интересовали общие вопросы, касавшиеся определения понятий, терминов, этапов истории российской эмиграции, выяснения ее миссии. Теперь, с накоплением огромного и разнообразного фактического материала, стали возможны узкотематические исследования. В 1995 г. в Москве прошла большая выставка произведений российских художников-эмигрантов из собрания Рене Герра3, содержащего четыре тысячи картин, более тридцати тысяч томов,

1 Селунская В.М. Проблемы адаптации эмигрантов из России в европейском зарубежье 20-30-х годов XX века
(по материалами мемуаристики) // История российского зарубежья. - С. 45 - 60.

2 Первый конгресс соотечественников. 19-31 августа 1991. Научно-информационные материалы.-М., 1992.

3 «Они унесли с собой Россию...» Русские художники-эмигранты во Франции, 1920-е - 1970-е годы. Кат.
выставки. Из собр. Р. Герра. - М., 1995.

многие из которых с дарственными надписями, и, почти, восемнадцать тысяч единиц хранения архивных материалов. Устроители выставки сумели охватить почти шестидесятилетний период существования российской художественной диаспоры во Франции, что позволило наглядно проследить ее эволюцию. В каталог выставки, помимо репродукций и каталожных описаний произведений, вошли статьи Д.Лихачева, Д.Сарабьянова, запись беседы с Р.Герра и биографии художников, работы которых экспонировались на выставке. Каталог представляет уникальный справочный материал, в том числе и иллюстративный.

Общественная и творческая деятельность художников-выходцев из России стала темой исследовательской работы А.В.Толстого1. Сосредоточивая основное внимание на мирискуссниках и их последователях, автор связывает трудности их адаптации за рубежом с завершением «эпохи "прорыва" русской культуры Серебряного века на Запад, поры открытия Западом, в первую очередь Парижем, самобытности русского художественного взгляда на мир таким, каким он сложился к 1900-м - началу 1910-х годов...» . Таким образом, причины «неадаптивности» российских беженцев рассматриваются им на широком культурологическом фоне.

Современные исследователи по-разному оценивают возможности и результаты адаптации эмигрантов в инокультурной среде: от мнения, что «степень "врастания" в инонациональную культуру не зависит от этнического происхождения, от родословной наследственности»3 до утверждения, что «развиваясь изолированно от России, культура русского зарубежья не всегда могла глубоко и полно освоить духовный и интеллектуальный опыт западного мира. Отчасти это объясняется <...> стремлением к самосохранению через

1 Толстой А.В. Время итогов. Художественный мир русской эмиграции в Париже в 1920-1930-е годы //
Российское зарубежье: история и современность. / Российский институт культуры. Координационный совет
общенациональной программы «Духовные основы государственной политики и гражданства». - М., 1998. - С.
62 - 69; Его же. Эмиграция и судьба художественной эпохи // Пинакотека.- 2001 - № 3. - С. 36 - 39.

2 Толстой A.B. Эмиграция и судьба художественной эпохи. - С. 38.

3 Фрейнкман-Хрусталева Н.С., Новиков А.И. Эмиграция и эмигранты. История и психология. - СПб, 1995. - С.
21.

консервацию» . Российская эмиграция, особенно послереволюционная, -явление чрезвычайно сложное и многоаспектное, что нашло отражение в широком спектре идей и настроений, которые выразились в философии, психологии, искусстве, политических убеждениях, религиозных и нравственных исканий.

Не смотря на интенсивное изучение проблематики эмиграции из России, остаются почти неизученными национальный вопрос в среде российской диаспоры, тема возвращенчества и другие. Труды, касающиеся этих вопросов пока единичны2.

В последнее десятилетие российская эмиграция в различных аспектах не раз становилась предметом диссертационных исследований3, что только подчеркивает актуальность этой темы.

В 90-е годы в России издаются всевозможные справочники, энциклопедии, хроники культурной жизни российской эмиграции4. Они фиксируют уровень наличного знания и систематизируют разнообразные факты, а потому являются чрезвычайно важными в работе над темой эмиграции. Анализируя справочные издания, необходимо остановиться на подготовленном еще в 70-е годы биографическом словаре «Художники русской

1 Попов А.В. Русское Зарубежье и архивы. Вып. IV. - М., 1998 - С. 3.

2 Доронченков А.И. Российская эмиграция «первой волны» о национальных проблемах покинутого Отечества.
- СПб, 1997; Его же. Эмиграция «Первой волны» о национальных проблемах и судьбе России. - СПб, 2001;
Кулагина Г.М., Бочарова З.С. Идейно-политические аспекты возвращенчества (20-е г.г.) // Культурное наследие
российской эмиграции. Сб. ст. В 2-х т. Т. 1- М., 1994. - С. 42 - 49; Бочарова З.С. Репатриация россиян из
Франции и «Союз возвращения на родину» (1920-е годы) // Русская эмиграция во Франции (1850-е - 1950-е
г.г.). Сб. науч. ст. - СПб, 1995. - С. 97 - 104.

3 См., напр.: Аблажей Н.Н. Эмиграция из восточных районов России в 1920 - 30-е г.г./ Автореф. дис. на
соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Новосибирск, 1997; Курата Юка. Русские эмигранты
в Японии (20-е - 30-е г.г. XX в.). / Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. -
M., 1996; Еременко Л.И. Русская эмиграция как социально-культурный феномен. / Автореф. дис. на соискание
ученой степени кандидата философских наук. - М., 1993; Ручкин А.Б. Становление и деятельность
экономического кабинета С.Н.Прокоповича в российском зарубежье 1920-е г.г./ Автореф. дис. на соискание
ученой степени кандидата исторических наук. - М., 1996; и др.

Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья: книги 1917— 1940.— СПб., 1993; Литературная энциклопедия русского зарубежья, 1918 - 1940. - М., 1994; Художники русской эмиграции (1917 - 1941). Биографический словарь. Авт. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. - СПб., 1994; Литературная энциклопедия русского зарубежья, 1918 - 1940: В 3-х т. - М., 1997; Писатели русского зарубежья (1918 - 1940): Справочник: В 3 ч. - М., 1993, 1994; Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. - М., 1998; Хроника культурной жизни российской эмиграции. - М., 1994.

эмиграции (1917 - 1941)»1. И хотя словарь содержит немало неточностей, он содержит много полезной информации.

В последние полтора десятилетия, пожалуй, впервые в российской историографии, изучение российской эмиграции проводится по столь широкому кругу направлений. Исследователи не ограничиваются фактической стороной и пытаются теоретически осмыслить уникальный опыт русского зарубежья. Кроме того, постепенно появляется интерес и к более поздним «волнам» эмиграции из России.

Российская эмиграция стала предметом изучения как зарубежной, так и эмигрантской историографии на протяжении всего существования русского зарубежья. И если в Советском Союзе эта проблема выступала исключительно в качестве пропагандистской, либо вообще замалчивалась, то за рубежом российскую эмиграцию уже с первых лет ее формирования пытались осмыслить как уникальное историческое явление. В эмиграции оказалась интеллектуальная элита России, поэтому недостатка в подобных публикациях не наблюдалось, была и соответствующая публика, был и горячий интерес к этой проблеме. В первые годы изгнанничества среди разных слоев беженцев господствовала убежденность, что советская власть долго не продержится, следовательно, их эмиграция - явление временное. Поэтому главным предметом размышлений были причины эмиграции и жизнь после возвращения на родину. Но скоро пришло осознание, что пребывание за границей будет неопределенно длительным. И сразу встали вопросы о целях, стоящих перед русским зарубежьем, о возможности адаптации, о необходимости объединения, но уже не для свержения революционной власти, а чтобы выжить и сохранить русскую культуру. Не случайно, с 1926 г. День русской культуры стал самым важным, объединяющим праздником русского зарубежья. К этому дню издавалось множество сборников и альманахов, которые содержали статьи, посвященные отдельным сюжетам культуры, важным глобальным вопросам

1 Художники русской эмиграции (1917 -1941): биографический словарь. Авт. ДЛ.Северюхин, ОЛЛейкинд. -СПб., 1994.-592 с.

жизни российской диаспоры. Понимание целей своего пребывания за рубежом обрело мессианский характер. Эмиграция, в ее собственных глазах, выступала как носитель настоящей русской культуры, в отличие от новой России, поэтому ее миссия и оправдание пребывания вне пределов родины - это сохранение национальной культуры и ознакомление с ней мировой общественности. При этом утверждалось, что «ее влияние на мировую культуру громадно. Весь мир пронизан сейчас русскими духовными ценностями, и это, в значительной мере, заслуга русской эмиграции»1. В 30-е годы, после мирового экономического кризиса, русское зарубежье живет «с пониженным самосознанием»2. Однако, по утверждению Г.Федотова, эмиграция - это подвиг. Российская диаспора распадается на три группы: военную, политическую и культурную, каждая из них должна по-своему содействовать освобождению России и строительству новой жизни. Культурная эмиграция - главное оправдание «деятельного бытия эмиграции»3. И « ни одна эмиграция не получала от нации столь повелительного наказа - нести наследие своей культуры»4. Но ее трагедия состоит в том, что она вынуждена жить и творить в «безвоздушном пространстве», и это одиночество несет в себе горечь сомнения в необходимости своего дела.

Сменовеховцы поставили вопрос о взаимоотношении русского зарубежья с новой Россией и предложили свое решение. Они исходили из убеждения, что полнокровное существование культуры вне пределов родины невозможно. Кроме того, обе России нуждаются друг в друге, поэтому необходимо их сближение. Сменовеховство вызвало активное неприятие консервативно настроенной части российской диаспоры. Их обвиняли в связи с большевиками и предательстве священного долга эмиграции. Но и другая сторона негативно восприняла их идеи.

1 Бунаков И.И. Что делать русской эмиграции. Сб. ст. - Париж, 1930. - С. 5.

2 Федотов Г. Зачем мы здесь? // Современные записки. 1935, № 58. - С. 433.

3 Там же. - С. 436.

4 Там же. - С. 439.

Первую попытку обобщения истории культурной жизни эмиграции предпринял П.Е.Ковалевский в книге «Зарубежная Россия»1. В конце 20-х - 30-е годы он был председателем Федерации студенческих организаций. Автор ставит перед собой три основные цели: сохранить для будущих поколений историю зарубежной России и ее культурно-просветительской деятельности; выразить признательность иностранцам, содействовавшим сохранению и развитию русской культуры; дать будущим историкам данные обо всем, что написано и напечатано о русском зарубежье, местах хранения материалов о жизни и творчестве русских вне России2. Автору удалось достичь поставленной цели, так как все последующие исследователи русского зарубежья, так или иначе, ссылаются на книгу П.Е.Ковалевского. Кроме того, он попытался дать периодизацию истории русской эмиграции за полвека, выделив в ней три периода, и кратко охарактеризовал их. На первом этапе (1920 - 1939гг.) происходит формирование российской диаспоры; второй этап охватывает время II мировой войны, когда эмигрантские организации практически прекратили свое существование; третий, послевоенный период, характеризуется тем, что центром притяжения для эмигрантов из России становятся США. Такая периодизация сегодня кажется слишком общей, не учитывающей качественных изменений, происходивших в русском зарубежье. Оценивая значение российской эмиграции, П.Е.Ковалевский сравнивает ее с еврейским исходом и выездом протестантов из Франции. На их фоне эмиграция из России представляется ему наиболее крупной и значительной, а с культурной точки зрения наиболее своеобразной3.

Одним из самых значимых трудов, посвященных истории российской эмиграции, стала книга куратора Бахметьевского архива в Нью-Йорке Марка Раева1. Автор стремился рассмотреть эмиграцию максимально полно. Книга содержит главы, в которых излагается история издательского дела русского

1 Ковалевский П.Е Зарубежная Россия (история и культурно-просветительная работа русского зарубежья за
полвека. 1920 - 1970). Париж, 1971.

2 Ковалевский П.Е. Указ. соч. - С. 7.

3 Там же.-С. 11.

зарубежья, русской православной церкви в изгнании, русского искусства. При этом М.Раева интересует только то направление культурной деятельности эмиграции, которое развивало традиции русского Серебряного века, и совсем не интересуют «левые» течения в искусстве. В этом исследовании чрезвычайно высоко оцениваются достижения русского зарубежья в культуре, но при этом делается вывод о завершении его истории. По мнению М.Раева, выполнив свою культурную задачу, зарубежная Россия прекратила свое существование .

Эмиграция, понимаемая как изгнание, ее смысл и истоки и перспективы на протяжении десятилетий была самой актуальной темой в русском зарубежье. При значительных расхождениях по многим вопросам, эмигранты сходились в одном: их жизнь и деятельность - служение России, в этом их историческое призвание.

Зарубежные (нерусскоязычные) исследователи тоже обращались к изучению проблем российской эмиграции. Более того, Е.В.Хитрова замечает, что зарубежная историография полнее, чем отечественная, осветила историю русской эмиграции во Франции. Русское зарубежье с самого начала стадо заметным явлением в жизни Франции, поэтому первые исследования появились уже в 20-е годы XX в. В это время в Европе утвердилась мода на все русское: музыку, театр, живопись, дома моды, рестораны. И первые попытки присмотреться к жизни российской диаспоры были осуществлены в публицистических статьях по поводу каких-либо событий в эмигрантской среде3.

В 30-е годы появились и более основательные исследования4, которые в основном были адресованы французской публике. Их авторы пытались наиболее полно представить жизнь русской диаспоры, ее культурную, общественную жизнь, различные организации, условия труда. Настоящая

1 Раев M. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919 - 1939: Пер. с англ. / Предисл. О.
Казниной. - М., 1994.

2 Раев М. Указ. соч. - С. 9.

3 Хитрова Е.В. Русская эмиграция во Франции 20 - 40-х годов в исторической литературе. // Россия и Франция:
XVIII - XX века. Вып. 3. - М, 2000. - С. 246 - 247.

4 Delage J. La Russie en exil. - P., 1930; Ledre Ch. Les emigres russes en France, ce qu'ils sont, ce qu'ils font, ce
qu'ils pensent. - P., 1930.

Россия, по мнению авторов, находилась в изгнании, и они надеялись изменить поверхностное представление французов о тех, с кем им приходилось сталкиваться каждый день.

Уже в 70-е годы изучение проблем российской эмиграции сосредоточилось в Национальном центре восточных славян1. Как правило, это сборники статей, посвященных отдельным сюжетам более или менее частного характера. В них содержится интересный фактический материал, а так же обобщения, позволяющие наметить общую эволюцию российской эмиграции во Франции2.

Изданная в 1996 г. на французском языке монография потомка эмигрантов первой волны Н.Струве содержит ряд важных схем размещения и численности российских эмигрантов, а так же небольшой биографический словарь эмигрантов трех волн. Российское зарубежье рассматривается на протяжении всего периода существования советской власти, в результате достигается целостное представление об этом явлении.

Проблемы истории эмиграции из России в XX в. представляют интерес для исследователей разных стран. Например, международная конференция «Русско-еврейский Париж», проведенная по инициативе Института славянских исследований (Institut d'Etudes Slaves) в Париже 11-12 декабря 1998 г. Доклады, прочитанные учеными из Франции, России, Израиля, США на этой конференции, были изданы отдельной книгой4. В статьях и материалах сборника, опубликованных на русском, французском, английском языках, раскрываются разнообразные аспекты культурно-исторического и социально-демографического феномена такого, как «русско-еврейская Франция».

1 La vie culturelle de Immigration Russe en France: Chronique (1920 - 1930)/ Etablie par M.Beyssac I P.,1971;
Goussef C, Saddier N. L'emigration russe en France: 1929 - 1930./These Universite de Paris. Depart d'Histoire des
Slaves. - Paris, 1983; La premiere emigration russe. Vie politigue et intellectuelle. I Cabinet de l'emigration russe
Plnsh'tut d'etudes Slaves. - P., 1994.

2 Breuillard C. Vie politigue de Immigration russe, 1919 - 1945. Un destine. II La premier emigration russe. Vie
politique...-P. 12-26.

Struve N. Soixante-dix and d'emigration russe. 1919 - 1989. - P.,1996. 4 Евреи России - иммигранты Франции I Мат. Международной конференции «Русско-еврейский Париж». Ин-т славянских исследований (Париж), Центр исследований славянских языков и литератур Еврейского университета в Иерусалиме, Париж 11 - 12 декабря 1998. - Иерусалим - М., 2000.

H.Menegaldo1, изучая процесс формирования еврейской художественной диаспоры в начале XX в., считает одной из основных причин отъезда молодых художников условиями жизни евреев в России, когда действовал закон о черте оседлости. Автор рассматривает пути вхождения этих художников в культурную жизнь Парижа, их участие в Парижской школе, изменения в искусстве молодых еврейских художников из России, произошедшие под влиянием творческой атмосферы Парижа.

Зарубежные исследователи российской эмиграции сосредотачивали свое внимание на национальных вопросах, культурной деятельности выходцев из России, интеграции в принявшее их общество. Зарубежные исследователи основываются на документах, долгое время недоступных российским ученым, кроме того, они свободны от многих субъективных факторов, им присущ отстраненный взгляд на проблему.

Источниковая база чрезвычайно широкая, ее можно разделить на несколько групп: документы международных, государственных организаций, профессиональных объединений, периодическая печать, источники личного происхождения (письма, мемуары), каталоги выставок.

Массовая многомиллионная миграция людей стала одним из следствий I мировой войны и революций. Международные организации, прежде всего Лига Наций, много занимались вопросами, связанными с определением положения вынужденных апатридов. Решения требовали два вопроса этой проблемы: установления юридического статуса и улучшения материального положения мигрантов. Деятельность Лиги Наций, касающаяся проблемы апатридов, зафиксирована в многочисленных документах на французском, немецком и английском языках . Проблема русских и армянских апатридов расценивалась Комиссариатом по делам беженцев Лиги Наций как гуманитарная, что придавало ей особую значимость, масштабность и позволяло использовать в ее решении самый широкий спектр мер. Документы Лиги Наций представляют

1 Mehegaldo Н. Peintres et sculpteurs: entre tradition et modernite. II Евреи России...С. 238 - 258.

2 ГА РФ. Ф. 7067, оп. 1, ед. хр. 126, 149,455,472.

интерес, прежде всего, с точки зрения становления юридического статуса эмигрантов при изучении трудностей, возникших в процессе адаптации беженцев.

Вопрос взаимоотношений русского зарубежья и Советской России остается практически неизученным. А между тем, он достаточно хорошо обеспечен источниками, к которым относятся документы государственных культурных, академических, научных организаций (ВОКС, ГАХН, ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН)1. В фонде ГАХН собраны различные документы (заявления и списки художников-эмигрантов, участвовавших в Венецианской и Парижской выставках, а так же их произведений, входивших в экспозицию, каталоги выставок, эпистолярные документы), в которых содержатся факты, свидетельствующие об активных контактах российской художественной эмиграции и советской стороны в 20-е годы. В письме ВОКС во ВХУТЕМАС и протоколе учредительного собрания ВОКСа изложены задачи вновь созданной организации, а так же ее структура, соответствовавшая направлениям деятельности2.

Документы эмигрантских организаций («Союза русских художников в Париже»3, «Союза возвращения на родину») раскрывают детали общественной деятельности российских художников в эмиграции, содержат списки участников.

Чрезвычайно богатым, разнообразным, поистине неисчерпаемым источником представляется эмигрантская периодическая печать. Излишне напоминать, что российская диаспора в годы своего формирования переживала настоящий издательский бум, на долю периодики приходилось более половины всей печатной продукции. Газеты и журналы были разными по своим целям и направленности. Но для нас особый интерес представляет содержание таких художественных изданий, как «Жар-птица»4 и «Удар»1. Эти журналы очень

1 ГА РФ, ф. 52; РГАЛИ, ф. 941,981.

2 РГАЛИ, ф. 981, оп. 2, ед. хр. 43, л. 83.

3 РГАЛИ, ф. 990, оп. 1, ед. хр. 280.

4 Жар-птица. Ежемесячный литературно-художественный иллюстрированный журнал. Париж - Берлин, 1921 —
1925.

различаются, они отражают интересы противоположных групп русской художественной эмиграции, разные пути адаптации, разные взгляды на искусство вообще и революционные перемены в России. Таким образом, они позволяют представить широту взглядов и разнообразие художественной эмиграции. Эти журналы просуществовали недолго из-за недостатка средств. В 1930-31 гг. линию художественных журналов попытался продолжить «Мир и искусство» под редакцией Анатолия Вершховского. «Мир и искусство» выходил два раза в месяц, свет увидели пятнадцать номеров. В целом, по содержанию и оформлению, хотя и более скромному, журнал продолжал традиции «Жар-птицы». Но были и отличия: программа журнала «Мир и искусство» оказалась не такой цельной и не имела отчетливого просветительского характера, как программа «Жар-птицы». В журнале публиковались статьи, посвященные К.Терешковичу, входившему в парижскую школу, это не меняет его мирискусснической направленности, что косвенно подтверждает и сохранение в нем старой орфографии.

Кроме специализированных художественных журналов в рамках темы настоящего исследования, в качестве источников можно рассматривать и периодические издания общекультурного профиля, которые содержат разделы, посвященные изобразительному искусству, например, «Иллюстрированная Россия»3. Это наиболее авторитетный журнал зарубежной России, он просуществовал долгий срок по меркам эмиграции. Он сыграл важную объединяющую роль для всей российской диаспоры за рубежом, создавая общее культурное пространство. «Иллюстрированная Россия» содержала рубрики, посвященные эмигрантскому изобразительному искусству. Так, в разделе «Мир искусства» помещались сведения о проходивших выставках русских художников. В рубрике «Русское искусство заграницей»

1 Удар. Литературно-художественная хроника Сергея Ромова. Париж, 1921 - 1922.

2 Мир и искусство. Иллюстрированный литературно-театрально-художественный журнал. Париж, 1930-1931,
№№1-30.

3 Иллюстрированная Россия: Еженедельный литературно-художественный журнал. Париж, 1927 - 1939.

публиковались очерки, посвященные творчеству того или иного художника . Каждый номер журнала, как бы в оправдание своего названия, был иллюстрирован большим количеством репродукций. «Иллюстрированная Россия» - издание чрезвычайно разностороннее, его постоянными рубриками были: «Хроника мира», «Театр и искусство», «С "Кодаком" по миру», «Парижская мода», «Женская страничка», «Юмор» и т.д. Кроме того, с редакцией постоянно сотрудничали И.Бунин, З.Гиппиус, В.Зайцев, Д.Мережковский, К.Коровин. В целом, журнал давал вполне исчерпывающую информацию для интересующихся культурной жизнью российской диаспоры.

Благодаря такому источнику, как периодическая печать, общественная, культурная, политическая жизнь русского зарубежья предстают во всем своем живом разнообразии, периодика доносит дух эпохи. Эта особенность периодики, как исторического источника, составляет и его сложность для анализа. Исследователю необходимо ознакомиться с огромным массивом периодических изданий, соотнести информацию, опубликованную в них, с событиями и явлениями в жизни российской эмиграции, а также настроениями различных слоев внутри диаспоры.

Еще одна категория материалов, служащих источниками по настоящей теме, - документы личного происхождения: переписка, мемуары эмигрантов. Некоторые из них опубликованы, но значительная часть никогда не издавалась3. Многие материалы находятся в зарубежных государственных, университетских и частных архивах, потому доступ к ним российских исследователей затруднен. Эти документы чрезвычайно интересны, потому что сообщают о личном отношении того или иного деятеля искусства к проблеме

1 См. напр.: Художник И. Пуни. // Иллюстрированная Россия. - 1933. - № 30. - С. 16; Об участии в XV Салоне
художников-медиков. // Иллюстрированная Россия. - 1935. - № 19. - С. 15; и т.д.

2 Бенуа А.Н. Александр Бенуа размышляет... - М., 1968; Бенуа А.Н. Мои воспоминания. В 5 кн. - М., 1990;
Сомов К.А. Письма. Дневники. Суждения современников / Сост., вступ, ст. и прим. Ю.А. Подкопаевой и А.Н.
Свешниковой. - M., 1979; Константин Коровин вспоминает... / Сост., вступ, ст., коммент. И.С. Зильберштейн,
В.А. Самков. - М., 1971; Вертинский А.Н. Дорогой длинною... -М., І 989; Шаляпин Ф.И. Душа и маска.-М.,
1990; Серебрякова З.Е. Письма. Современники о художнице. / Авт.-сост. В.П. Князева. - М., 1987; Виссон В.
Судьба жить искусством. - М.: Р.Валент, 2002.

3 РГАЛИ,ф.941,оп. 15,ед.хр.31;ф. 1334, оп. 2, ед. хр. 111; и др.

эмиграции, возможностям вхождения в новую культурную среду, позволяют взглянуть на ситуацию как бы изнутри.

Наконец, ещё одна категория источников, отражающих профессиональную деятельность российских художников. Имеются в виду каталоги выставок русских апатридов. В силу финансовой ограниченности данных предприятий, каталоги, сопровождающие выставки, издавались довольно редко. В основном это были каталоги крупных совместных выставок (например, выставки «Мира искусства» в 1927 и 1932 гг.). Каталоги являются ценным источником, так как содержат информацию о том, участие каких художников или произведений было заявлено и что фактически было представлено в экспозиции; в них давалось описание произведений (каталожная карточка), по которому при небходимости можно провести атрибуцию произведений.

В целом, следует признать, что избранная тема достаточно обеспечена самыми разнообразными источниками, что позволяет провести обстоятельное разностороннее научное исследование. Однако, работа осложняется тем, что многие документы сосредоточены за рубежом. В период оккупации Франции немецкими войсками в Германию вывозились, в числе прочих ценностей, и архивы. К сожалению, часть из них была утрачена. А в 1945 г., когда западная Германия была занята войсками союзников, архивные массивы, тоже с потерями, были переправлены в США и осели в университетских хранилищах. Самые крупные собрания документов находятся в Гарвардском и Стенфордском университетах. Кроме этого, в конце 30-х годов, особенно после оккупации Франции, деятели культуры устремились за океан, пытаясь спастись от надвигавшейся в Европе войны. С собой они увозили и личные архивы. После войны Советскому Союзу был передан Пражский архив русской эмиграции, который долгое время ; находился в отделе специального хранения ЦГАОР (ГА РФ), доступ к нему был практически невозможен. Только в начале 90-х годов этот огромный массив бесценных документов стал доступен для исследователей. В Пражском архиве отложились самые

разнообразные документы: меморандумы и протоколы заседаний Лиги Наций1, статистические данные, тематические подборки вырезок из периодических изданий , фотодокументы и рисунки эмигрантов, а также фонд Тургеневской библиотеки, этого центра русской культуры в Париже3.

История российской эмиграции межвоенного периода в последние полтора десятилетия наиболее активно разрабатывается в российской гуманитарной науке. Но несмотря на это остается еще много «белых пятен». В этой связи цель нашего исследования - выявление закономерной зависимости форм адаптации художественной интеллигенции от эстетических и политических установок, а также от причин, побудивших ее к эмиграции. В процессе работы над темой представляется необходимым решить следующие задачи:

Выявить и проанализировать основные группы в среде российских художников во Франции;

исследовать причины отъезда из страны деятелей изобразительного искусства, факторы, побудившие их остаться за рубежом, а также рассмотреть юридический статус русских апатридов, как исходные условия формирования эмигрантской самоидентификации и процесса адаптации;

проследить динамику взаимоотношений художников-эмигрантов с Советской Россией, а позже с СССР;

охарактеризовать политические убеждения и симпатии русских апатридов в контексте возможностей и причин реэмиграции;

изучить профессиональную и общественную деятельность художников-эмигрантов, как формы их адаптации.

В связи с описанными целями и задачами исследования, объектом изучения является русское зарубежье в 20-е - 30-е годы XX в., предметом -деятели изобразительных искусств русского зарубежья.

1 ГА РФ. Ф. 7067, оп. 10.

2 ГА РФ. Ф. 6502 Союза русских писателей и журналистов в Югославии, оп. 1.

3 ГА РФ. Ф. 6846, оп. 1.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные принципы историзма и научной объективности. Теоретической основой послужила формационно-цивилизационная концепция изучения исторических явлений, предложенная академиком И.Д.Ковальченко1, в которой он исходит из интегрального понимания соотношения индивидуального, социального и общечеловеческого и в самом общественно-историческом развитии, и в его изучении2. На основе междисциплинарного подхода применялись методы научного познания: структурно-системный, применение которого позволило рассматривать предмет изучения в его системной целостности и помогло избежать описательности и придать работе уровень теоретических обобщений; сравнительно-исторический на основе которого проводится сопоставление различных групп эмигрантов и выявляется степень их адаптации; ретроспективный, использование которого позволило в динамике воссоздать изменения в среде российских художников-эмигрантов во Франции.

Структура диссертации соответствует выдвинутым задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы ти источников, а также приложения, содержащего выдержки из архивных документов, пояснения встречающихся в тексте сокращений. Основной концептуальной идеей является представление о неоднородности российской диаспоры. Четко выделяются две группы художников: традиционалистов и левых. Адаптация представителей этих групп проходила по-разному. В первой главе рассматривается стратификация художественной интеллигенции русского зарубежья, а также причины эмиграции художников с попыткой определения специфических, соответствующих этой группе, и дифференциации мотивов отъезда для разных категорий художественной интеллигенции (традиционалисты и левые). Вторая глава посвящена описанию развития взаимоотношений между эмигрантской художественной интеллигенции и Советской Россией (позже — СССР). Причем необходимо отметить, что этот

Ковальченко ИД. Теоретико-методологические принципы исторических исследований. Заметки и размышления о новых подходах. // Новая и новейшая история. - 1995 - № 1, - С. 3 - 33. Ковальченко И.О.. Указ. соч. - С. 13.

сюжет редко возникает в специальной литературе, тогда как его изучение помогает многое понять в том, как и почему проходила адаптация художников в эмиграции. В третьей главе анализируется профессиональная и общественная деятельность художников - выходцев из России. Задача затрудняется обилием фактического материала. Поэтому предпринята попытка его систематизации и рассмотрения профессиональной и общественной деятельности художников-эмигрантов с точки зрения успешности их адаптации. В заключении формулируются выводы, к которым мы пришли в процессе работы над темой. Приложения содержат дополнительные материалы, иллюстрирующие текст. Такая последовательность изложения материала представляется логичной и предопределенной ходом работы над темой.

Внутренняя стратификация и взаимоотношения различных групп эмигрантов - деятелей изобразительного искусства

Первая глава, состоящая из трех параграфов, посвящена характеристике, на основе имеющихся фактов, двух основных групп художников-эмигрантов, описанию специфики причин эмиграции деятелей изобразительного искусства и изучению становления правового статуса российских эмигрантов. Причем причины отъезда из страны и правовое положение трактуются, как условия адаптации эмигрантов, в то же время мы можем рассматривать феномен российской художественной эмиграции в широком социально-политическом контексте. Выделяя основные группы художников, мы основывались на идее об их глубоком культурологическом различии, как выразителей глобальных культурных парадигм. Эта разница подтверждается и при определении мотивов эмиграции представителей этих групп.

Большинство российских художников, покинувших родину в послереволюционные годы, стремилось обосноваться во Франции. Тому есть несколько причин. Между Россией и Францией давно существовали прочные культурные связи. Традиционно российские деятели изобразительных искусств совершали творческие поездки по европейским странам с целью ознакомления с новейшими художественными тенденциями. И самым притягательным был Париж - культурная столица мира. Во Франции еще в 70-е годы XIX в. сформировалась русская колония со своими общественными культурными организациями. В 1875 г. открылась Тургеневская библиотека. В начале XX в. в столице Франции действовали Союз русских художников (1904 - 1910-е гг.),

Свободная академия, Русская академия (1910-е гг.) , впоследствии пополнялась и расширялась новыми выходцами из России. К этому времени насчитывалось несколько тысяч русских парижан. Между дореволюционными и послереволюционными («Союз русских художников в Париже») общественными организациями российских художников за границей существовала определенная преемственность в составе и организационной структуре. По традиции русские художественные общества в Париже возглавляли литераторы, в 10-е годы - И.Эренбург, в 20-е - И.Зданевич.

В то же время во Франции огромный интерес у публики вызывали выставки русского искусства, дягилевские «Русские сезоны»2. Блестящий критик, Гийом Аполлинер посвятил не одну статью творчеству художников из России: Е.Кругликовой, И.Машкова, А.Архипенко, М.Шагала. Симпатии французских интеллектуалов к революционной России проявились еще в период первой русской революции 1905 г. и сохранялись в течение последующих десятилетий. Среди тех, кто позитивно воспринял советскую республику, были и политики (Э.Эррио), и ученые (А.Мазон), и литераторы (Р.Роллан, А.Барбюс), и деятели искусства (Ле Корбюзье, П.Синьяк, Ф.Леже).

Российская художественная эмиграция в межвоенный период была довольно неоднородной. Политическая неоднородность эмигрантской среды переплеталась с национальной, имущественной, профессиональной и культурной разнородностью3.

Развитие взаимосвязей в 20-е годы

Во второй главе рассматривается история отношений художников-эмигрантов и СССР. Такие взаимосвязи были одним из значимых условий адаптации апатридов, а потому являются важным аспектом в изучении проблемы эмиграции. Прослеживается динамика этих контактов, а также факторы, влиявшие на нее. Изучение настоящего вопроса позволяет отчетливее представить жизнь, деятельность и мотивы действий российских эмигрантов.

Покинув Россию, деятели изобразительных искусств не порывали с ней окончательно, сохраняя связи с ее культурной жизнью. В значительной степени это относится к художникам, потому что в целом политические причины их эмиграции не были основными. Часто, уезжая из России в творческие или служебные командировки, деятели искусств не планировали оставаться за рубежом. Так уехали К.Коровин, К.Сомов, З.Серебрякова и многие другие. Даже, если эмиграция была результатом обдуманного решения, то политические причины не являлись главными. Скорее основной предпосылкой было недовольство сложившейся неблагоприятной ситуацией, при которой многие художники ощутили свою невостребованность, что, прежде всего, относится к мирискуссникам, (символистам и близким им мастерам).

Особую группу российских художников-эмигрантов составляли выехавшие еще до I мировой войны молодые живописцы и скульпторы. В Европу они стремились, по приглашениям на работу, или с целью получения образования. В эту группу входят М.Ларионов, НГончарова, Х.Сутин, ШСремень, Я.Липшиц и другие. Вернуться в Россию им помешала I мировая и гражданская войны, революции. Особенность этой группы состоит в том, что к ним, по сути эмигрантам, относились в России иначе, да и они ощущали себя по-другому. Понятие «эмигрант» тогда относилось к покинувшим Россию после 1917 г. вследствие целого комплекса причин. Прежде всего, к людям, придерживавшимся определенных политических, идеологических, эстетических взглядов, не разделявшим принципов большевизма. Так, И.Э.Грабарь в письме от 7 июня 1929 г., адресованном В.М.Грабарь, писал о М.Ларионове и НХончаровой: «Они не эмигранты, ибо в Париже уже с 1913 года. Бывают всегда в полпредстве»1. Творчество таких художников не вписывалось ни в советское, ни во французское, ни в русское эмигрантское искусство. Они - «просто художники почему-либо очутившиеся за пределами СССР» . Более развернуто охарактеризовал находящихся за границей художников АЛуначарский: во Франции есть «советские художники, приехавшие с нашими паспортами, частью даже получающие наши субсидии и предполагающие вернуться, как только истечет их срок»3, есть советские художники, которые «несколько слишком "влипли" в парижскую жизнь, так что некоторым из них уже пора для их же пользы напомнить о родине»4, есть и достаточно большая группа художников давно проживающих в Париже и в значительной мере «офранцузившихся», но большинство этих художников не считают себя эмигрантами и хотели бы укрепить свои связи с Россией, и, наконец, есть группа «злостных эмигрантов, бежавших из России в разное время, непримиримых и для нас погибших»5. И далее - очень показательная фраза: «Не будем плакать об этом, талантов у нас хватит»6.

Выставочная деятельность

Профессиональная, педагогическая и общественная деятельность одновременно являются формами и результатом адаптации эмигрантов. В последней главе на основе обширного фактического материала вьывлена структура профессиональной и общественной деятельности, характерная для основных групп российских художников-эмигрантов.

Развитый художественный рынок во Франции, сложившийся задолго до исследуемого периода, привлекал художников со всего света. Изобразительное искусство вызывало устойчивый интерес европейских знатоков и любителей живописи, архитектуры, скульптуры. Благодаря отлаженному механизму рынка не имели никакого значения ни национальная принадлежность художника, ни его успешность у себя на родине. В завоевании симпатии публики имели значение талант, усилия маршанов и критиков в продвижении на рынок произведений того или иного художника. По свидетельству Р.Р.Фалька, чтобы занять в Париже хорошее положение «самое лучшее жить здесь годами, много работать и постепенно занимать прочное положение в здешних художественных кругах»1. Российские мастера, особенно старшего поколения, имевшие опыт участия в культурной жизни на родине, были озадачены четкостью рыночного механизма во Франции, с трудом привыкали к его жесткой предопределенности. Россия не знала такой интенсивности художественной жизни, подобные отношения между творцами, критикой и публикой только зарождались.

В Париже до мирового экономического кризиса ежегодно открывалось более тысячи выставок произведений разных художников1. Выходили десятки разнообразных изданий по искусству. В этой «индустрии» работали сотни критиков, маршанов, натурщиков, галерей, ателье, салонов, магазинов художественных принадлежностей, где можно было выставить работы на продажу. Все они занимали свою нишу и этим поддерживали заведенный порядок. Эмигранты из России, особенно те из них, которые не сталкивались ранее с подобными отношениями, обвиняли французов во всепоглощающей жажде наживы и невнимании к творческой индивидуальности художника. Такой порядок имел свои положительные стороны: «Таким образом уничтожилось или почти уничтожилось нелепое предпочтение какой-нибудь определенной модной школы, и решительно все "направления в искусстве" пользуются одинаковым признанием при единственном условии, что их представители были интересны» . А факт существования между художником и коллекционером профессионального посредника обеспечивает мастеру стабильность условий работы .

Большинство российских художников, приехавших во Францию, оказались в новой среде, культурная жизнь «столицы мира» отличалась ярким своеобразием и необычайной насыщенностью. Сложившиеся традиции художественного рынка, сама атмосфера Парижа оказывали сильное влияние на приезжавших сюда со всего мира. Р.Р.Фальк прожил в Париже с 1928 по 1938 гг., оставил интересные сведения о жизни, быте и работе деятелей изобразительного искусства, отмечал, что «влияние Парижа - очень опасная вещь. Его населяют целые колонии художников, редко кто выдерживает эту "выварку" в общем котле пестрого искусства. Большинство гибнут как художественные личности»4. И делает, на первый взгляд, парадоксальный вывод: «Ошибочно, что Париж поможет усовершенствоваться - там можно все растерять». Опыт российской эмиграции, прежде всего традиционалистов, подтверждает этот вывод.

Похожие диссертации на Российские художники-эмигранты (1918 - 1939) :Аспекты адаптации