Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российские Императорские драматические театры Петербурга и Москвы в 80-90-е гг. XIX века Сологян, Анаид Альбертовна

Российские Императорские драматические театры Петербурга и Москвы в 80-90-е гг. XIX века
<
Российские Императорские драматические театры Петербурга и Москвы в 80-90-е гг. XIX века Российские Императорские драматические театры Петербурга и Москвы в 80-90-е гг. XIX века Российские Императорские драматические театры Петербурга и Москвы в 80-90-е гг. XIX века Российские Императорские драматические театры Петербурга и Москвы в 80-90-е гг. XIX века Российские Императорские драматические театры Петербурга и Москвы в 80-90-е гг. XIX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сологян, Анаид Альбертовна. Российские Императорские драматические театры Петербурга и Москвы в 80-90-е гг. XIX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Сологян Анаид Альбертовна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т].- Москва, 2011.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/291

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена объективной необходимостью обращения к историческому опыту развития Императорских театров, сыгравших огромную созидательную и воспитательную роль в культурной жизни страны. Именно к 80-90-м годам XIX века русский театр достиг больших успехов. Сложилась национальная школа отечественной драматургии, созданная А.Н. Островским, И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым и др., блестящей плеядой русских актёров, которые по технике исполнения, по темпераменту игры превосходили многих артистов Германии, Франции, Италии и др. стран.

Формирование и развитие буржуазного общества не могло пройти мимо Императорских драматических театров. Оно отразилось на репертуаре и на игре артистов, их влиянии на общественную жизнь России.

В эти годы театру пришлось ориентироваться не только на дворянско-аристократические, но и на буржуазные и демократические круги. Спрос на театральные представления возрастал, зрители требовали перемен. Наступило новое время, когда драматические представления стали насущной потребностью.

Актуальность вопроса заключается в том, что драматические театры превратились в единственное место, где с подмостков сцены пропагандировалась освободительная идеология, где артисты, исполняя роли в пьесах. Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, У Шекспира, Лопе де Вега, Ф. Шиллера, призывали к борьбе за справедливость, за свободу, против реакционных кругов.

Актуальность изучаемой темы определяется и тем, что артисты Малого и Александрийского театров отстаивали стремления к всемирности и все-человечности. Революционно-освободительные идеи постоянно присутствовали в общественном сознании. Они находили отклик в артистической среде. Вокруг Императорских драматических театров шла постоянная идейная и политическая борьба. Правительство запрещало постановку многих пьес русских и зарубежных авторов, цензурный комитет менял содержание многих драматических произведений, предлагал ставить безыдейные, развлекательные пьесы, а выдающихся артистов заставлял играть на сцене в пьесах, которые выбирали чиновники. Это было одной из главных причин конфликтов в драматических театрах.

Актуальность исследования обуславливается и тем, что, несмотря на наличие определённого количества научных работ, посвященных драматическим театрам России, многие из них носят прикладной характер, подготовлены в искусствоведческом плане. Привлечением новых материалов, используя достижения отечественной исторической науки, был осуществлен комплексный анализ истории Императорских драматических театров в 1880-1890 годы в России.

Объектом исследования является деятельность Императорских драматических театров в условиях театральных реформ и Первого съезда театральных деятелей России в 1880-x-l890-х гг.

Предметом исследования является история театральной жизни Рос-;ии в условиях театральной реформы 1882 г., её влияния на развитие театрального искусства; освещение кризисных явлений в театральной жизни в 80-е-90-е гг. XIX века, путей их преодоления; решения Первого съезда театральных деятелей России 1897 г.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период от принятия закона о театральной реформе 1882 г до Первого съезда театральных деятелей России 1897 г.

Территориальные рамки исследования ограничены Москвой и Санкт-Петербургом как центрами общественной и культурной жизни в данный исторический период.

Методологической и теоретической основой является диалектико-материалмстическое понимание истории. Диссертация подготовлена на основе принципов: объективность, историзм, проблемно-хронологический. Они позволяют проанализировать состояние театральной деятельности в Москве и Петербурге, динамику ее развития в 80-е-90-е годы XIX века, общие и специфические черты. Диалектика даёт возможность показать многомерность развивающегося театрального искусства, целостную историческую картину, складывающуюся из совокупности фактов в их взаимодействии и развитии, объективность исследования исторического процесса.

На основании вышеназванных принципов анализируется история драматических театров в историческом аспекте. В качестве определяющих принципов выступают категории «объективность» и «историзм», которые позволяют рассматривать явление в его развитии, устанавливать причинно-следственные связи, показывать объективность театральной деятельности в Москве и Петербурге.

Для более глубокого изучения и обобщения истории драматических театров был использован историко-хронологический принцип анализа и принцип сравнения. Они дали возможность выявить общее и особенное в процессе развития театрального дела в Москве и Петербурге, игру артистов, репертуар, социальное положение артистов различных категорий, режиссуру. Привлекая многочисленные исторические факты из деятельности Александрийского и Малого театров, была показана широкая панорама их творчества в 1880-1890 годы в России.

Теоретической основой научного анализа являются труды отечественных исследователей, документы, письма, материалы, пресса, мемуары, т.е. всё, что относилось к театральной жизни, к артистам драматических театров Москвы и Петербурга.

Состояние научной разработки проблемы. Научная разработка проблемы имеет свою специфику, заключающуюся в том, что в подавляющей массе опубликованных работ театры преимущественно рассматривались в рамках более общих проблем, чаще всего в контексте проблемы истории театрального искусства.

История российских Императорских и частных театров привлекла внимание отечественных дореволюционных исследователей. Интерес к теме

был проявлен в процессе становления и развития российских драматических театров, исполнения ролей, особенно выдающимися артистами. В основном большинство работ носили описательный характер. О театре писали П.Д. Боборыкин, А.С. Суворин, С.А. Юрьев, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, Ю.Э. Озаровский и др. Так, в исследованиях С.А. Юрьева и П.Д. Боборыкина рассматриваются идейная борьба по вопросам театрального искусства, теория театральной деятельности, критикуются отдельные постановки на сценах Императорских театров, отдаётся должное выдающимся актёрам, играющим в пьесах, которые недостойны сцены1 Так, С.А. Юрьев критикует пьесы В.А. Крылова, И.В. Шпажинского и др., которые идеализировали развитие исторических событий, и вместо того, чтобы служить прекрасному, извращали само понятие о театральном искусстве2

В работах Ю.Э. Озаровского и В.Н. Всеволодского-Гернгросса рассматривалось драматическое образование в России. Несмотря на то, что театральная подготовка не всегда отвечала своим задачам, авторы указывали, что все театры были обеспечены артистами, приток которых усиливался3

В 80-90-е годы XIX века было издано много брошюр - о деятельности Невского общества устройств народных развлечений, о выступлениях артистов на летних эстрадах перед многочисленной гуляющей публикой4

Среди дореволюционных публикаций особое значение имели книги и статьи, посвященные юбилейным датам выдающихся артистов Императорских театров. В них даны биографические сведения об артистах, отмечались наиболее выдающиеся роли, сыгранные актёрами. Авторы многих работ были лично знакомы с артистами. В сборнике 'Т.Н. Федотова. 25 лет на сцене Малого театра. Сборник ко дню юбилея" (М.,1887) рассматривался путь выдающейся актрисы от образа матери с ребёнком к вершинам театрального искусства, создавшей лучшие образцы героинь драматических пьес5 О театральной деятельности М.Г Савиной, М.Н. Ермоловой, В.Ф. Комиссаржев-ской ещё при их жизни были изданы книги, статьи, заметки, брошюры. В этой литературе имеется информация об их артистическом искусстве, их вкусах, положении в обществе, выборе репертуара - т.е. достаточно полная картина трудовой деятельности артистов6

Много внимания театральной деятельности В.Ф. Комиссаржевской посвятил А.В. Амфитеатров. Он писал, что "эта женщина великих испытаний и бесконечных проб..." Её игра на сцене являлась самоубийственной резко-

1 Боборыкин П.Д. Народный театр. Спб. 1886.

2 Юрьев С.А. Несколько мыслей о театральном искусстве. М., 1889. С. 4.

3 Озаровский 10. Наше драматическое образование. Спб., 1900. С.19.

4 Десятилетие народных гуляний за Невской заставой. Очерк деятельности Невского
общества устройства народных развлечений. Спб., 1895. СЮ.

5 Федотова Г Н. 25 лет на сцене Малого театра. Сборник ко дню юбилея. М. 1887.
С. 39^0.

6 Карнеев М. В. Савина М. Г Двадцать лет на императорской сцене. Мария Гавриловна
Савина и критики ее сценической игры. Биографический очерк. Спб., 1894. С. 78.

стью, она покорила зал, зрители переживали вместе с ней. Актриса, которая не имела себе равных на русской сцене7

Ешё в конце XIX века И.И. Забрежнев опубликовал книгу: "В.Ф. Ко-миссаржевская. Впечатления" (СПб., 1898), а в 1900 г. Ю.Д. Беляев издал работу: "В.Ф. Комиссаржевская. Критико-биографический этюд" (СПб., 1900).

В монографии И.И. Забрежнева отмечается огромный талант актрисы, социальная определённость творческой линии, беззаветная преданность театру, гениальное исполнение ролей - всё это не могло не привлечь к её имени публицистов и исследователей. В книге И.И. Забрежнева и в критических этюдах Ю.Д. Беляева анализировались все роли, сыгранные актрисой на сцене различных театров. Авторы признавали В.Ф. Комиссаржевскую самой интересной, талантливой и популярной актрисой петербургской сцены.8

Анализируя игру актрисы В.Ф. Комиссаржевской на сцене, ее отец писал, что она исполняла роли виртуозно, имела разнообразные оттенки. Так, в пьесе "Строитель Сольнес", играя роль Гильды, она "действовала на зрителей, как электрический ток" 9

В 1910 г. историк русского театра Б.В. Варнеке опубликовал двухтомную монографию "История русского театра", вторая часть которой посвящена Императорским театрам второй половины XIX - начала XX вв. Автор писал, что из многочисленных работ по истории русского драматического театра, подготовленных и изданных в разные годы, для подготовки капитального исследования взять фактический материал было сложно и трудно. У него не было ни одного предшественника, ни одной научной работы, посвященныой Императорским драматическим театрам за XIX век. Б.В. Варнеке обратил внимание, что при подготовке книги он использовал лекции А.Н. Островского, записанные его слушателями.10

Б.В. Варнеке считал, что для него большую ценность составили воспоминания актёров, рецензии современников, посещавших театральные представления и писавших практически обо всех спектаклях и опубликованных в российской прессе. Особое внимание он обратил на то, что в газетах и журналах о многих спектаклях и артистах публиковались заметки диаметрально противоположные11

Используя имеющиеся материалы, Б.В. Варнеке написал историю драматических театров Петербурга и Москвы, Александрийского и Малого.

В целом монография даёт наиболее полное представление о деятельности Императорских театров в России.

В советский период интерес к истории драматических театров России не ослабел. Так, Н.Е. Эфрос опубликовал ряд книг, посвященных К.С. Станиславскому, А.И. Южину, М.Н. Ермоловой12

Амфитеатрон А. В. О Комиссаржевской. Спб. 1913. С. 12. R Забрежнев В.И. В. Ф Комиссаржевская. Впечатления. Спб., 1898. СЮ. 4 Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской. Спб., 1911. С.122. 10 Варнеке Б. История русского театра. Ч. 2. Казань, 1910. С. 1-2.

1 Варнеке Б. История русского театра. Ч. 2. Казань, 1910. С. 3. 12 Эфрос Н. К.С. Станиславский (опыт характеристики). Пб., 1918. С. 70.

В статьях, посвященных М.Н. Ермоловой и А.И. Южину, Н.Е. Эфрос отметил их превосходную игру, полную самоотдачу театру. С большим уважением к артистам, особенно к А.П. Ленскому, А.И. Южину, М.Н. Ермоловой, писали А.А. Кизеветтер, П.Н. Сакулин, П.А. Марков13 и др. А.И. Южин посвятил одну из своих работ М.Н. Ермоловой, в которой высоко оценил её подвиг на сцене русского театра14

В 1927 г. была опубликована работа М.Г Савиной "Горести и скитания" Записки 1854-1877 (Л., 1927). К воспоминаниям М.Г Савиной было опубликовано предисловие A.M. Брянского, в котором автор отметил её как выдающуюся представительницу русского сценического искусства15

Труды исследователей, посвященные персоналиям, способствовали накоплению фактического материала. Так в книге С.Г Кара-Мурзы «Малый театр. Очерки и впечатления. 1891-1924» (М. 1924) опубликованы биографии выдающихся артистов Малого театра. Среди них биографии Н.М. Медведевой, О.О. Садовской, Г.Н. Федотовой, М.Н. Ермоловой, А.А. Яблочкиной, А.П. Ленского, О.А. Правдива, Ф.П. Горева, К.Н. Рыбакова, А.И. Южина и др.

Автор пишет, что он практически не пропустил ни одного спектакля на сцене Малого театра с 1891 года, т.е. почти четверть века. Это дало ему возможность тщательно изучить лучшие театральные спектакли и игру артистов. Так родилась книга, где довольно убедительно показана идейно-воспитательная роль театра и его воздействие на зрителей16

В 1930-е годы продолжилось издание воспоминаний видных артистов драматических театров. Ко всем таким книгам были подготовлены вступительные статьи, где с позиции современных научных достижений раскрывалась роль авторов в театральном искусстве.

В эти же годы были изданы книги: П.А. Стрепетовой «Воспоминания и письма» (М.: Л., 1934), с вводной статьёй И.II. Кутикова.; В.А. Мичуриной-Самойловой «Полвека на сцене Александрийского театра» (Л., 1935), со статьями К.С. Державина "Род Самойловых" и С.С. Данилова "Воспоминания В.А. Мичуриной-Самойловой"; "М.Г Савина и А.Ф. Кони" Переписка 1883-1915. (Л.: М., 1938), с вводной статьёй A.M. Брянского М.Г Савина и А.Ф. Кони. Письма М.Н. Ермоловой (М.: Л., 1939) с большой научной статьёй С. Дурылина «Мария Николаевна Ермолова». Авторы вводных статей в целом сделали научную оценку сборников документов и мемуаров видных артистов драматических театров. Вместе с тем, прозвучала и критика в адрес отдельных авторов. Так, С.Н. Дурылин отметил большое количество публикаций Н.Е. Эфроса, посвященных М.Н. Ермоловой, но нигде автор не сделал ни одной ссылки на высказывания своей героини

13 Эфрос Н. Александр Иванович Южин. М. 1922.

14 Южин А.И. Мария Николаевна Ермолова. М., 1925.

15 Брянский A.M. Савина М.Г Горести и скитание. Записки. 1854-1877. Л., 1927. С. 5.

16 Кара-Мурза С.Г Малый театр. Очерки и впечатления. М., 1924.

17 Дурылин С.Н. Мария Николаевна Ермолова. М - Л., 1939. С. 20.

В 1932 г. в связи со столетием со дня открытия Александрийского театра были опубликованы монографии: "Столетие Александрийского театра -театра госдрамы 1832-1932" (Л. 1932) и К.С. Державина «Эпоха Александрийской сцены» (Л., 1932.). Первая книга, подготовленная коллективом авторов, отразила политическую и идейную борьбу, которая проходила в российском обществе в пореформенной России. Они отметили, что после убийства Александра П был изменён репертуар в театре с позиций демократических на охранительно-реакционные, на буржуазную обывательскую драматургию. В реальной действительности в 80-е-90-е годы ХГХ века на сцене Александрийского театра ставились классические пьесы, отражавшие политическую борьбу в обществе. В первой монографии многие положения и выводы авторов неясны, ответов на них нет, в том числе не раскрыта причина провала на сцене Александрийского театра пьесы А.П. Чехова "Чайка" 18

В 1936 г. Э.М. Бескин опубликовал книгу «Мария Николаевна Ермолова (1853-1928)». (М.: Л., 1936), в 1938 г. вышла в свет монография М.И. Лучанского «Ермолова». (М., 1938); в 1939 г. монография Д.Л. Тальни-кова «В.Ф. Комиссаржевская» (М.: Л., 1939) и брошюра В.А. Филиппова «М.С. Щепкин и его роль в истории русского театра» (Л.: М., 1938). В данной литературе проанализирована театральная деятельность выдающихся артистов России, их роль в развитии театрального искусства. В этом отношении большое значение для развития науки имела книга М.И. Лучанского, в которой прослеживается жизнь и творчество великой русской актрисы.19

Существенный вклад в развитие истории российских драматических
театров был внесен во второй половине XX века. После победы советского
народа в Великой Отечественной войне был опубликован ряд научных ис
следований и публикаций. Среди них видное место заняла книга
С.С. Данилова "Очерки по истории русского драматического театра", в кото
рой прослеживается возникновение и развитие отечественного театра на про
тяжении нескольких веков. Особое место в работе занимают разделы "Ост
ровский", "Театр конца ХГХ века" и др., где раскрывается многогранная дея
тельность драматургов, артистов, режиссёров, театральных деятелей,
проводивших в жизнь лучшие традиции русского театра, превратившегося в
конце XIX века в ведущий театр мира19. Был опубликован в эти годы ряд ра
бот, посвященных персоналиям И.М. Москвину, А.А. Яблочкиной,
К.А. Марджанову.20 В 1951 г. вышел из печати огромный том А.И. Южина, в
который вошли основные его труды и письма. Автор вводной статьи
В.А. Филиппов отметил, что А.И. Южин вошел в историю Малого театра как
один из выдающихся артистов и организаторов, многие годы возглавлявший
творческий коллектив этого театра. Он всегда отстаивал и поддерживал всё
лучшее, что несли в творческую жизнь артисты, что они и творцы и материал

Сто лет. Александрийский театр -театр госдрамы 1832-1932. Л., 1932. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М. - Л., 1948. Виленкин И.М. Москвин на сцене Московского Художественного театра. М., 1946.

театрального искусства Необходимо отметить и монографию П.А. Маркова "В.Ф. Комиссаржевская" (М., 1950), в которой автор всесторонне раскрыл театральную, сценическую деятельность актрисы, всегда защищавшей справедливость и добро22

В 80-е-90-е годы был опубликован ряд работ, посвященных истории драматических театров. Среди них монографии Н.Г Зографа "Малый театр второй половины XIX века" (М.,1960); Малый театр СССР. 1824-1917. Том I. М.,1978; «Русский драматический театр». Под редакцией профессоров Б.Н. Асеева и А.Г. Образцовой (М.,1976); Очерки истории русской культуры второй половины XIX века (М.,1976), в которых имеется специальная глава, посвященная русским драматическим театрам; монография В. Носовой. Комиссаржевская (М.,1964), вышедшая в серии "Жизнь замечательных людей", книга Т.Л. Щепкиной-Куперник «Ермолова». (М.,1972); капитальное исследование Ю. Рыбаковой, «В.Ф. Комиссаржевская» (Л., 1972); книги А.Я. Альт-шуллера "Пять рассказов о знаменитых актёрах" (Л.,1985), Л.Н. Пажитнова «А.П. Ленский» (М.,1988) и др.

В опубликованных работах раскрывается деятельность драматических театров России в 80-е-90-е годы XIX в.. В книгах Н.Г. Зографа проанализирован недельный репертуар Малого театра России, показан жанр пьес, количество актёров, задействованных в том или ином спектакле, реакция зрителей на игру актёров. Автор отмечает, что видные актёры театра систематически добивались отмены спектаклей таких драматургов, как И.В. Шпажинский, В.А. Крылов, и, наоборот, с большой охотой и любовью играли классические произведения русских и зарубежных авторов23

В книге Т.Л. Щепкиной-Куперник «М.Н. Ермолова» говорится, что выдающаяся актриса на сцене проживала образы своих героинь, особенно в произведениях А.Н. Островского24

Среди вышеперечисленных работ особое место занимает книга А.Я. Альтшуллера "Пять рассказов о знаменитых актёрах" Монография посвящена выдающимся актёрам Александрийского театра - В.А. Каратыгину, А.Е. Мартынову, М.Г. Савиной, Н.Ф. Сазонову, В.Н. Давыдову, В.Ф. Комис-саржевской, Н.Н. Ходотову, Ю.М. Юрьеву и др. Автор раскрывает их творчество, анализирует культурную жизнь эпохи и художественные искания театра. А.Я. Альтшуллер подчеркивает, что для большинства актёров происходило слияние искусства актёра и писателя (автора пьесы). Особое место в этом слиянии имело воплощение актёром образов его пьес и, в свою очередь, ориентация драматурга на актёра в процессе создания пьесы и этического созвучия искусства двух художников25

21 Филиппов В.А. Южин-Сумбатов Александр Иванович. Записки. Статьи. Письма.
М, 1951. С. 11.

22 Марков П.А. В.Ф. Комиссаржевская. М., 1950.

23 Зограф Н.Г. Малый театр второй половины ХГХ века. М., 1960.

24 Щепкина-Куперник Т.Л. Ермолова. М., 1972. С. 96.

25 Альтшуллер А.Я. Пять рассказов о знаменитых актерах. Л., 1985. С. 6-7.

В 1980-1987 годах были изданы 1-7 тома "Истории русского драматического театра" и монография "Русский драматический театр конца XIX-начала XX вв." (М.,1997). В пятом томе рассматривается деятельность всех драматических театров России в 1826-1881 годах, анализируются процессы, которые происходили в театральном искусстве, вплоть до отмены монополии Императорских театров. Именно в эти годы на сценах Малого и Александрийского театров появились выдающиеся артисты, гордость и слава русского искусства Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, М.Г Савина, А.П. Ленский, К.А. Варламов, В.Н. Давыдов, М.Н. Писарев, В.Н. Андреев-Бурлак и др.

Шестой том "Истории русского драматического театра" охватывает период с 1882 по 1897 год - от момента отмены монополии Императорских театров до первых организационных шагов по созданию Московского Художественного театра. Именно в эти годы начинает постепенно сходить со сцены драматургия А.Н. Островского и появляется новая драматургия - пьесы Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, которые выдвигают перед сценическим искусством новые задачи, новые приёмы игры.

В книге "Русский драматический театр конца Х1Х-начала XX вв." (М.,1997) проанализирована драматургия А.П. Чехова и других авторов, рассмотрена творческая деятельность артистов Малого и Александрийского театров, творчество В.Ф. Комиссаржевской, работа Московского Художественного театра. Авторы предприняли попытку осмыслить новые идеи и новые веяния на сцене российских драматических театров26

Необходимо отметить монографию, посвященную истории русского театра с древнейших времен до 1917 года. Её автор Н.Н. Евреинов опубликовал свое исследование в Нью-Йорке в 1955 г. Много внимания Н.Н. Евреинов уделил театральной деятельности В.Ф. Комиссаржевской. Он отметил, что альфой и омегой театрального искусства, является её простота

Определенную ценность представляют исследования, посвященные ранней театральной деятельности К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Среди них монографии Е.И. Поляковой «Станиславский» (М., 1977) и трехтомная работа О.А.Радищевой «Станиславский и Немирович-Данченко».! 1-3. (М., 1977-1999).

Авторы всесторонне проанализировали театралыгуго жизнь и деятельность выдающихся актеров, постановщиков спектаклей и режиссеров, отметили лучшие спектакли, такие как "Лес", "Ревизор", "Горе от ума" и др., которые вошли в золотой фонд русского театрального искусства. Так, в монографии Е.И. Поляковой рассматривается деятельность К.С. Станиславского до открытия Нового Московского художественного театра, о подготовитель-нои раооте с артистами, о репертуаре и т.д.

~ Русский драматический театр конца ХГХ-начала XX вв. М., 1997.

Евреинов Н.Н. История русского театра с древнейших времен до 1917 года. Нью-Йорк, 1955. С. 332. 28 Полякова Е.И. Станиславский. М., 1982.

Таким образом, имеющаяся литература показывает, что отечественные исследователи достаточно глубоко проанализировали состояние российских драматических театров, показали роль и значение актеров на сценах Малого и Александрийского театров в деле идейно-воспитательного и культурного подъема населения страны. Однако многие проблемы, возникающие в процессе развития театрального искусства, организации театральной деятельности., не были достаточно глубоко изучены. Среди них практически нет работ, посвященных административным органам Министерства Императорского двора, дирекции Императорских театров, цензурного комитета, финансирования театров, театральной реформы 1882 г. Нет глубокого анализа Первого съезда театральных деятелей, давшего большой толчок новым направлениям в театральном искусстве, в том числе и открытию МХТ.

На основании анализа имеющейся литературы можно сделать вывод, что есть еще проблемы в области театральной деятельности драматических театров Москвы и Петербурга. Это позволило сформулировать цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение и обобщение опыта работы Императорских драматических театров в условиях театральной реформы 80-90-х гг. XIX века.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

рассмотреть деятельность Императорских драматических театров накануне театральной реформы;

исследовать суть закона о театральной реформе 1882 г.;

проследить претворение в жизнь основных положений закона с театральной реформе;

проанализировать репертуар драматических театров;

изучить подготовку и проведение Первого съезда театральных деятелей России 1897 г.

показать роль и значение Первого съезда театральных деятелей России для дальнейшего развития драматических театров.

Источниковая база исследования. Для достижения поставленной цели и задач научного исследования была привлечена широкая источниковая база исследования. Она включает в себя как опубликованные, так и извлеченные из архивов документы: документы, исходящие от Дирекции Императорских театров, переписку по поводу постановки пьес, в том числе отвергнутых цензурным комитетом, приглашения и увольнения артистов и режиссеров, оценку репетиций и постановок пьес на сценах драматических театров, вопросы о репертуаре, письма актеров с оценкой выступлений, дневники, мемуарную литературу, хроники, прессу. Все это дает возможность исследовать творческую жизнь артистов Императорских драматических театров, проанализировать направления в театральной деятельности, вскрыть суть застойных и кризисных явлений. Документальные материалы способствуют раскрытию театрального искусства выдающихся актеров России, их роль и вклад в творческую жизнь театров.

Несомненной ценностью для изучения истории драматических театров Москвы и Петербурга являются материалы, отражающие реальные исторические факты, введенные в научный оборот еще в конце XIX - начале XX вв.

В этом отношении предстоял тщательный отбор первоисточников, отражавших в наибольшей степени процессы становления и развития театрального искусства на различных его этапах - начала 80-х годов XIX в. до 1898 г. включительно. Многие документы использовались исследователями в научных работах, со ссылками на архивы. В наши дни они опубликованы и стали достоянием научной общественности. Например, дневники директора Императорских театров России В.А. Теляковского.

Наибольшую ценность для изучения истории Императорских драматических театров Москвы и Петербурга имеют «Ежегодники Императорских театров» за определенный сезон, издававшиеся с 1890 по 1905 гг. В них имеются сведения об общей картине текущего сезона, достаточность и достоверность обо всех поставленных и снятых со сцены спектаклях Императорских театров. Большое значение для исследователей имеют сведения о поставленных пьесах в Москве и Петербурге, их названия, фамилии и имена исполнителей, художников-декораторов, режиссерах. Здесь же имеются рисунки декораций, специально выпущенных для новых пьес. Например, для трагедии У Шекспира «Макбет» в Московском Художественном театре29

Для изучения истории Александрийского и Михайловского театров имеет большое научное значение составленная А.И. Вольфом: «Хроника Петербургских театров с конца 1855 до начала 1881 года» (Санкт-Петербург, 1884). Здесь собраны сведения обо всех постановках на сценах Императорских театров Петербурга. Приведены данные о спектаклях А.Н. Островского, Н.А. Потехина, Н.В. Кукольника, И.С. Тургенева, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, поставленных в тот или иной сезон.

Проанализированы отзывы об игре артистов - представителей Императорского двора, а иногда императорами России, например, Александром К и Александром Ш. По заданию Министерства Императорского двора управляющей конторой Императорских театров в Петербурге В.П. Погожев составил и опубликовал в 1892 г. работу «Экономический обзор десятилетия Императорских С.-Петербургских театров после реформы 1882 года». В сводке приведены сведения о системе финансирования драматических театров Петербурга, о расходах на содержание администрации и артистов, театральных зданий, ценах на места в Александрийском театре, стоимости проведенного одного спектакля и всех за 10 лет. Составитель отметил, что на отдельные спектакли тратились огромные средства. Так, на один спектакль расходовалось более 30 тыс. рублей, при максимальном сборе с одного спектакля 1408 р. Театры имели постоянный дефицит.30 Опубликованные В.П. Погоже-

20 Ежегодник императорских театров. Сезон 1890-1891 гг. Спб., 1892. С. 26.

Экономический обзор десятилетия Императорских Санкт-Петербургских театров после реформы 1882 года. СПб., 1892. С. 13.

вым сведения способствуют более глубокому пониманию деятельности Императорских драматических театров в конце ХГХ века.

Аналогичная сводка была составлена П.М. Пчельниковым по Московскому Императорскому театру. Поставив перед собой задачу изучить вопрос о финансировании Малого театра, о его доходах и расходах, уделив особое внимание десятилетию до и после реформы 1882 г., составитель подчеркнул, что в течение с 1872 г. по 1893 г. расходы постоянно повышались, в том числе на содержание артистов, администрации, на подготовку спектаклей, театральное училище, хозяйственные расходы и пр.

В книге, составленной П.М. Пчельниковым, опубликованы распоряжение о назначении А.Н. Островского заведовать репертуарной частью Императорского Московского театра и утвержденный Устав театрального общества от 1 октября 1883 года.31

В 1900 году были опубликованы две книги по театральному делу: В.П. Погожева «Проект законоположений об Императорских театрах» (Т. 3. Спб., 1900) и «Справочная книга по театральному делу», составленная П.М. Пчельниковым в 1900 году. В них были помещены действующие законы, указы, распоряжения по театральному делу, формы контроля над деятельностью Императорских театров. Среди них Временное положение и законодательные акты 1827 и 1829 гг., давно устаревшие и практически никем не выполняемые.

Особое значение для изучения истории Императорских драматических театров имеют «Труды первого Всероссийского съезда сценических деятелей» (Часть первая. СПб.,1898; часть вторая. СПб., 1898). Первый съезд артистов и постановщиков пьес на сцене театров России имел большое общественное значение. Впервые собрались около 1400 артистов страны, заслушали доклады и сообщения о развитии театрального искусства, о деятельности администрации, о материальном положении артистов. На съезде выступили: М.Г Савина, П.А. Стрепетова, А.А. Потехин, П.П. Гнедич, Е.П. Карпов, А.Н. Кремлев. Съезд открыла Н.М. Медведева. По итогам работы съезда был принят ряд резолюций, которые в перспективе способствовали дальнейшему развитию театрального искусства и особенно улучшению положения артистов, работающих в провинциях.

Среди основополагающих источников, имеющих большое научное значение, является эпистолярное наследие артистов, драматургов, писателей, режиссеров, т.е. всех деятелей, связанных с театром. Особое значение имеет переписка А.Н. Островского, А.П. Чехова. Среди них: «Переписка А.Н. Островского с П.Я. Соловьевым. Литературный сборник» (Т.1., Кострома, 1928); А.Н. Островский и Ф.А. Бурдин. Неизданные письма». (М.: Пг., 1923); А.Н. Островский «Дневники и письма. Театр Островского» (М.: Л., 1937); А.Н.Островский «Рукописи, переписка, документы» (М., 1938); А.Н. Островский «О театре. Записи, речи, письма» (Издание 2. М.: Л., 1947).

31 Справочная книга по театральному делу. Составил П.М. Пчельников. М., 1900. С. 265.

Впоследствии почти все эти труды и письма А.Н. Островского вошли в полное собрание сочинений. Опубликованные письма и материалы способствуют пониманию той напряженной идейной борьбы, которую он вел с консервативно-охранительными деятелями руководителей Императорских театров России.

Опубликованные письма А.П. Чехова к О.Л. Книппер («Переписка А.П. Чехова и О.Л. Книппер». Т.1. М. 1934) раскрывают взаимоотношения авторов писем с театральными деятелями, в том числе с В.И. Немировичем-Данченко, В.Ф. Комиссаржевской и др. Из писем можно узнать о творческих замыслах писателей, о пьесах, которые были поставлены на сцене театров России, и др.

Большое научное значение имеет переписка И.С. Тургенева и М.Г Савиной и переписка М.Г Савиной с А.Ф. Кони. Из писем И.С. Тургенева видны его глубокое уважение и признательность артистке за ее талантливое исполнение героинь в его пьесах, в таких как «Месяц в деревне», «Вечер в Соренто». Писатель отметил у артистки большой и дивный талант32 Сохранившаяся переписка М.Г Савинной и А.Ф. Кони была опубликована в сборнике «М.Г Савина и А.Ф. Кони. Переписка 1883-1915» (Л.: М., 1938). Она помогает уяснить некоторые стороны взаимоотношений актрисы с братьями Самойловыми, А.Н. Островским, Ф.А. Бурдиным, о ее использовании во многих спектаклях, где она играть не хотела33

Опубликованные письма А.П. Ленского, М.Н. Ермоловой, К.С. Станиславского, В.И Немировича-Данченко, В.Ф. Комиссаржевской и др. дают возможность осветить подготовку к постановке того или иного спектакля, дать оценку игры артистов, отношение к драматургам, т.е. всей внутритеат-ральной жизни.34

Необходимо подчеркнуть, что довольно обширная информация об исполнении артистами своих ролей, об отношении зрителей к спектаклям публиковалась в газетах и журналах. Подавляющую массу постановок в Алек-сандринском и Малом театрах освещали профессиональные репортёры. Особенно критически они подходили к тем произведениям, где авторы отступали от реалистичного искусства, где сдавали позиции "новым веяниям" из европейских стран. Передовая театральная критика стремилась выполнить свою главную задачу - укрепление позиций российского театрального искусства, российского драматического театра. Особое значение имела пресса, когда освещались те или иные недостатки на сцене театров. Она призывала к новаторству, к поиску новых форм и методов исполнения театральных произведений на Императорской сцене.

Уже в 80-е-90-е годы театральные критики активно выступали за демократическое направление в сценическом искусстве, за просвещение и воспитание зрителей. В этом отношении ведущее место занимали издания: "Ар-

32 Тургенев и Савина. Пг., 1918. С. 3.

33 Савина М. и Коми А. Переписка. 1883-1917 Л - М., 1938. С. 24.

34 Ленский А.П. Статьи. Письма. Записки. М. - Л., 1935.

тист", ежемесячный театральный журнал, издававшийся с 1889 по 1895 гг.; журнал имел приложение "Дневник артиста", где печатались новые драматические произведения. Большой популярностью пользовалась газета "Театр", на страницах которой помещались обозрения о спектаклях и игре артистов. В ней достаточно много было опубликовано статей по истории российских театров. С 1890 г. в Москве издавалась газета "Театр и жизнь" Она освещала деятельность театров в Петербурге и Москве, публиковала краткие рецензии на спектакли. Среди газет выделялся "Суфлёр" (1879-1886), получивший широкое признание у артистов и зрителей Императорских театров.

Особое значение для изучения истории театров России, в том числе драматических, имеет мемуарная литература. Артисты, режиссеры, театральное руководство, писатели, публицисты оставили огромное количество воспоминаний о театральной деятельности. Среди них выделяются воспоминания Е.Феоктистова «За кулисами политики и литературы 1848-1896» (М., 1991), где рассказывается о деятельности цензурного комитета К.Победоносцева, о запрещении пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы»; барона Н.В. Дризена «Сорок лет театра. Воспоминания 1875-1915» (Пг., 1915), в которых рассматривается деятельность высокосветских любителей театрального искусства, для которых специально ставились пьесы по произведениям А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других авторов, запрещенных цензурой. Среди мемуаров выделяется «Книга жизни». Воспоминание 1855-1918 гг. (Л., 1929) П.П. Гнедича. В его работе освещается театральная жизнь в Петербурге более чем за 60 лет. Он лично написал много пьес, поставленных на сценах российских театров, дал высокую оценку артистам Е.Н. Васильевой, М.Г Савиной, В.Ф. Комиссаржевской, одним из первых оценил и понял суть пьес А.П. Чехова.

Среди мемуарной литературы, написанной бывшими государственными деятелями, особое место принадлежит В.А. Теляковскому. Занимая должность директора Императорских театров, он в буквальном смысле слова знал жизнь Александрийского и Малого театров, был лично знаком со многими выдающимися артистами и давал им объективные характеристики. Особо он выделил игру А.П. Ленского, М.Н. Ермоловой, В.Ф. Комиссаржевской. Он понимал, что многие пьесы авторов, подготовленные в середине XIX века, устарели, что необходима очередная реформа. В период управления театрами России В.А. Теляковский внес существенный вклад в развитие театрального искусства.

Театральные деятели, артисты Императорских театров подготовили и опубликовали большое количество своих воспоминаний, среди которых видное место занимают мемуары А.П. Давыдова, П.А. Стрепетовой, А.И. Южина, Е.Д. Турчаниновой, В.А. Мичуриной-Самойловой, К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, Т.Л. Щепкиной-Куперник, Н.Н. Ходотова, М.Ф. Ленина и другие.35

Давыдов В.Н. Рассказы о прошлом. М. 1934.

Мемуарная литература способствует уточнению тех или иных явлений, которые состоялись в жизни актеров драматических театров, их социального положения в обществе, морально-нравственным настроениям, переживаниям за свою игру и своих товарищей по сцене. Во многих воспоминаниях отмечалась удачная или неудачная игра артистов, оценка репетиций и гастролей, волнения и тревоги, т.е. полноценная актерская жизнь. Так, в воспоминаниях Т.Л. Щепкиной-Куперник показана сценическая деятельность Н.М. Медведевой, М.Н. Ермоловой, Е.Н. Горевой, проанализировано раннее творчество А.П. Чехова и многих других артистов и драматургов3

Интересные воспоминания оставил о своей театральной деятельности артист Малого театра М.Ф. Ленин.37 Талантливый и наблюдательный актер, ученик М.Н. Ермоловой, он дал очень высокую оценку своим товарищам по сцене: Г.Н. Федотовой, Н.А. Никулиной, К.Н. Рыбакову, О.А. Правдину, А.П. Ленскому. Он обратил внимание на чуткость и внимательность к молодому актеру М.Н. Ермоловой. М.Ф. Ленин был потрясен и поражен игрой В.Ф. Комиссаржевской, когда он стоял за кулисами рядом с ней, ожидая выхода на сцену. Он пишет, что Вера Федоровна, ожидая своего выхода, «стояла взволнованная, приподнятая, вся комок нервов, она стояла, устремив горящие глаза на сцену»"

Несомненную ценность для научного анализа имеют ранее не опубликованные материалы, почерпнутые в архивах. В Российском Государственном архиве литературы и искусства отложились материалы об Императорских драматических театрах. В фонде 659 - Московская Контора Императорских театров Министерства Императорского двора сохранилась переписка между руководством Императорских театров и Петербургской и Московской конторами. Здесь имеются сведения о репертуаре театров, запрещении и разрешении постановок на сцене пьес А.С. Пушкина «Борис Годунов», А.С. Грибоедова «Горе от ума», М.Ю. Лермонтова «Бал-маскарад», произведениях А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Лопе де Вега, У Шекспира и др. о подготовке будущих артистов, приеме на работу, заработной плате артистов первой, второй и третьей категорий, обслуживающего персонала, о ценах на спектакли. Среди материалов имеются сведения о посетителях театров, в том числе о том, кто будет играть на сцене ту или иную роль, т.е. оценка зрителями артистов уже при покупке билетов.

Огромную ценность представляют донесения Московской конторы, где имеются сведения обо всех постановках на сцене Малого театра за 1878— 1898 гг., их оценка зрителями и чиновниками, об игре на сцене учащихся театрального училища, об игре М.Н. Ермоловой, А.И. Южина, А.П. Ленского, об отказе М.Н. Ермоловой играть в пьесах И.В. Шпажинского и Раева, о заработной штате артистам. В донесениях имеются сведения о постоянном

Щспкина-Куперпик Т.Л. Воспоминания. М., 2005. С. 210-211.

Ленин М.Ф. Пятьдесят лет в театре. Театральные мемуары. М., 1957 С. 49.

Мичурина-Самойлова В.А. Полвека на сцене Александрийского театра. Л., 1935. С. 53.

посещении лучших спектаклей театра студентами университета, об их отношении к игре артистов. Эти материалы позволяют более глубоко вникнуть в деятельность Императорских театров Москвы и Петербурга. Положения, выносимые на защиту:

  1. Влияние реформы 1882 года на развитие московских и петербургских драматических театров в 80-е-90-е годы XIX века позволили проанализировать состояние театральной деятельности, динамику её развития, показать влияние театральных кадров и их роль в развитии театрального искусства, процесс возникновения и становления частных театров. Реформа улучшила положение артистов, режиссеров, драматургов, обслуживающего персонала.

  2. Преобразования, связанные с закономерностями исторического, эволюционного, демократического, революционного процессов в российском обществе отразились на развитии театрального искусства, драматических театров и на артистах. Переходный период от реакции 80-х годов к общедемократическому подъёму 90-х годов XIX века характеризовался изменением репертуара и сценического искусства артистов драматических театров Москвы и Санкт-Петербурга.

  3. Состоявшийся в марте 1897 года в Москве Первый съезд театральных деятелей, сыграл существенную роль в жизни российских драматических театров, где был принят ряд принципиальных резолюций о положении артистов российских театров, о вознаграждении за их труд, о подготовке молодых кадров для театров.

Съезд способствовал дальнейшему совершенствованию театральной России. Именно в эти годы развернулась борьба за будущее театрального искусства, которая стала содержанием театрального процесса 80-X-90-X годов XIX века.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно является одной из первых работ, в которой на основе документов и материалов наиболее полно проанализирована деятельность драматических театров в условиях театральных реформ 1880-1890-х гг., изучен и обобщен опыт работы Императорских драматических театров России в 1880-1890-е гг в истории России.

Привлечение большого количества опубликованной литературы, многочисленных источников, многие из которых ранее не вводились в научный оборот, прессы, хроник, мемуарной литературы позволило показать на широком историческом фоне черты и специфические особенности, присущие Московскому и Петербургскому драматическим театрам в целом, раскрыть чрезвычайно сложные проблемы формирования и развития театрального искусства, их специфические особенности, многочисленные противоречия, связанные с развивающимися кризисными явлениями в России, в театральной жизни столиц. Особое внимание было уделено театральной реформе 1882 года и ее претворению в жизнь, а также Первому съезду театральных деятелей 1897 года.

В работе показано развитие театрального искусства сквозь призму менталитета артистов Императорских драматических театров России, влияние на

них школы М.С. Щепкина, Дома А.И. Островского, произведений Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, У Шекспира и многих других выдающихся драматургов, появление и утверждение в жизни театров режиссуры.

Много внимания было уделено недостаточно изученным вопросам, подготовке артистов в театральных училищах, работе с текстами пьес, заработной плате актерам, созданию ансамблей, а также борьбе артистов против запрещения к постановке многочисленных пьес российских и зарубежных авторов. В данной работе проанализированы изменения, которые произошли в театрах Москвы и Петербурга после подписания Указа Александром Ш о театральной реформе.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что содержащийся в ней конкретно-исторический материал и обобщения могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов по истории России, в вузах, а также в смежных учебных дисциплинах: по истории российской культуры.

Апробация работы. Основные положения исследования опубликованы в научных статьях, докладывались на международных, зональных конференциях, в ИППК при МГУ им. М.В. Ломоносова, на конференциях в МАДИ (ГТУ). Доклады и сообщения, сделанные на конференциях, опубликованы.

Структура работы соответствует целям и задачам диссертационного исследования, состоит из введения, двух глав, заключения и списков использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Российские Императорские драматические театры Петербурга и Москвы в 80-90-е гг. XIX века