Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российско-испанские культурные связи : конец 1970-х гг. - начало XXI в. Юрков, Дмитрий Викторович

Российско-испанские культурные связи : конец 1970-х гг. - начало XXI в.
<
Российско-испанские культурные связи : конец 1970-х гг. - начало XXI в. Российско-испанские культурные связи : конец 1970-х гг. - начало XXI в. Российско-испанские культурные связи : конец 1970-х гг. - начало XXI в. Российско-испанские культурные связи : конец 1970-х гг. - начало XXI в. Российско-испанские культурные связи : конец 1970-х гг. - начало XXI в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юрков, Дмитрий Викторович. Российско-испанские культурные связи : конец 1970-х гг. - начало XXI в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Юрков Дмитрий Викторович; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2010.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/89

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. СССР и Испания на пути к восстановлению двусторонних отношений (конец 1930 - середина 1970-х гг.) 20

1.1. Политическое и социально-экономическое развитие Испании как фактор, влиявший на развитие двусторонних связей 20

1.2. Международное положение и внешняя политика СССР и Испании в конце 1930 — середине 1970-х гг. как факторы, влиявшие на восстановление отношений 31

1.3. Культурные предпосылки восстановления двусторонних отношений 45

Глава 2. Развитие культурных связей между СССР и Испанией в конце 1970-х-1991 гг 64

2.1. Политические, организационные и правовые основы развития советско-испанского культурного сотрудничества 64

2.2. Советско-испанское сотрудничество в области науки и образования 88

2.3. Советско-испанское сотрудничество в области художественной культуры 97

Глава 3. Российско-испанские культурные связи на новом этапе двусторонних отношений в начале 1990-х - 2000-е гг 119

3.1. Культурное сотрудничество между Россией и Испанией в новых условиях: договорно-правовые основы, формы и приоритеты 119

3.2. Формы российско-испанского сотрудничества в области культуры и образования 136

Заключение 154

Список источников и литературы 159

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В начале XXI в. развитие России, испытывающей на себе вызовы процесса глобализации и находящейся в поиске путей модернизации, во многом будет зависеть от её отношений со странами Запада. При этом всё более заметное место в её историческом диалоге с Европейским Союзом начинают занимать культурные связи, ставшие одним из конструктивных инструментов российской внешней политики.

Возрастание роли культурного сотрудничества в обеспечении национальных интересов России вызывается целым рядом факторов. В первую очередь следует учитывать утрату Россией в начале 1990-х гг. статуса сверхдержавы, перегруппировку сил на международной арене и резкое снижение влияния нашей страны на внешнеполитические процессы. Адаптируясь к новым геополитическим реалиям, но не обладая военно-политическим и экономическим потенциалом СССР, современная Россия использует различные средства как для достижения равноправного партнёрства, так и для усиления влияния на международной арене.

Среди них особое место занимают культурные связи, которые во многом воздействуют на формирование позитивного образа России в европейском общественном сознании, что, в свою очередь, определяет отношение к нашей стране в других сферах международного сотрудничества. Тем более что именно культурными достижениями Россия может гордиться и ей есть что внести в мировой культурный процесс.

Последовавший в начале XXI в. переход российского руководства к внешнеполитическому курсу, нацеленному на отстаивание национальных интересов и построение многополярной системы международных отношений, способствовал возрастанию значения культурных связей как одного из важных инструментов внешнеполитической практики1.

1 См.: Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. - 2000. - 11 июля.

Значение темы определяется и тем, что на современном этапе развития международных отношений Испания превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся европейских стран, оказывающей все возрастающее влияние на положение дел в мире. Кроме того, она укрепляет своё политическое, экономическое и культурное присутствие в Латинской Америке. Таким образом, Испания становится всё более привлекательным внешнеполитическим партнёром, развитие всесторонних контактов с которым представляет для нашей страны огромный интерес.

Основой для плодотворного культурного сотрудничества между Россией и Испанией является, с одной стороны, уникальность и самобытность культурных традиций обеих стран, возникших и развивающихся в результате неповторимого соединения автохтонных цивилизационных основ и привнесённых извне культурных атияний, и сформировавших определённое сходство национальных характеров наших народов, а с другой - накопленный в предшествующие эпохи продуктивный опыт двусторонних культурных связей.

Обращение к теме позволит проследить за тем, как изменялось отношение к культурному диалогу в нашей стране, сравнить подходы советской и современной эпох, установить перманентные и переменные составляющие внешнеполитического курса, выявить проблемы, которые стоят на пути углубления двусторонних связей.

В целом актуальность избранной темы определяется как интеграционными процессами, протекающими в мире, так и возрастающей ролью культурных связей в развитии двусторонних отношений. Более того, разработка данной проблемы позволит конкретнее представить характер влияния культурного и духовного факторов на международную политику и внутреннюю социально-экономическую эволюцию, что расширит наши представления о роли культуры в международной жизни.

Объектом исследования являются российско-испанские культурные связи в конце 1970-х - начале 2000-х гг.

Предмет исследования - содержание, формы и направления реализации российско-испанского сотрудничества в области художественной культуры, науки и образования, рассматриваемого в качестве одного из инструментов внешней политики СССР и России.

Целью настоящего исследования является комплексная реконструкция картины советско-испанских и российско-испанских культурных связей в конце 1970-х - начале 2000-х гг., выявление их содержания и эволюции.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

выявление факторов, повлиявших на восстановление советско-испанских отношений в 1960 - 1970-е гг.;

реконструкция и характеристика исторического и культурного контекста российско-испанских связей;

рассмотрение организационно-правовых аспектов развития двусторонних культурных связей, в том числе нормативной базы культурного обмена;

выявление места и роли государственных институтов и общественных организаций двух стран в исследуемом процессе;

реконструкция и анализ содержания советско-испанских и российско-испанских культурных и научных связей, выявление их специфики и содержания, определение их влияния на развитие отношений между двумя государствами.

Степень научной разработки проблемы. Историографию темы условно можно разделить на несколько групп. К первой относятся общие работы по истории внешней политики СССР и России, создающие теоретическую и фактологическую базу исследования2. В качестве отдельной подгруппы здесь необходимо выделить труды, посвященные роли

2 См.: Бажанов Е.П. Эволюция внешней политики Российской Федерации (1991 - 1999). -М„ 1999; Его лее. Приоритеты России в меняющемся мире. - М., 2000; Быков О.И., Королёв И.С. Развитие отношений СССР с капиталистическими странами. - М\, 1986; Внешняя политика Российской Федерации. 1992 - 1999 / Отв. ред. А.В. Торкунов. - М., 2000; Примаков ЕМ. Минное поле политики. - М., 2007; Розанов Г.Л. Политика сотрудничества - веление времени (СССР и капиталистические страны. 70-е годы). - М., 1977; Уткин АИ. Россия и Запад: проблемы взаимного восприятия и перспективы строительства отношений. -М., 1995 и др.

культурного сотрудничества в международных отношениях СССР и современной России3.

Во вторую группу входят исследования, посвященные социально-политической истории и внешней политике Испании XX в., в которых рассматриваются проблемы эволюции испанского государства и общества, раскрываются факторы, влияющие на выработку внешнеполитической стратегии4. Особый интерес для нас представляют публикации советских журналистов-международников, отразившие ту обстановку в Испании, в которой шёл процесс восстановления ее культурных связей с Советским Союзом5, а также работа В.П. Евстигнеева, затронувшая некоторые аспекты их развития6.

Третью группу представляет целый комплекс научной литературы, посвященной истории российско-испанских и советско-испанских отношений. Связи между двумя странами, сложившиеся к XVIII в., стали объектом исследования СП. Пожарской, О.В.Волосюк, B.C. Бобылёва7. Следует подчеркнуть, что некоторые учёные обращались не только к политическим и торгово-экономическим, но и культурным аспектам развития российско-испанских отношений. Так, О.В. Волосюк показала, что уже на ранних этапах, хронологически относящихся к рубежу XV-XVI вв.,

3 См.: Голубев А.В. Дипломатия народная и культурная: из опыта советской эпохи // Сотрудничество и связи России и СССР с народами зарубежных стран XX вв. - М., 2010; Кашлев Ю.Б. Культурные связи: важный фактор разрядки. - М, 1976; Квасов О.К Внешние культурные связи. Дипломатическая деятельность по развитию культурного сотрудничества. - М, 2001 и др.

См.: Волкова Г.И., Дементьев А.В. Политическая история Испании XX века. - М., 2005; Данилов СЮ. Гражданская война в Испании (1936 -1939). - М., 2004; Орлов АА. Испания в системе военно-политических организаций н союзов Запада: обретение «нового лица». - М., 2000; Пожарская С.П. Тайная дипломатия Мадрида (внешняя политика Испании в годы Второй мировой войны). - М., 1971; Её же. Испания и США. Внешняя политика и общество. 1936 - 1976. - М., 1982; Её усе. Франсиско Франко и его время. - М., 2007; Прохоренко И.Л. Национальный интерес во внешней политике государства. Опыт современной Испании. -М., 1995; Сагомонян АА. Испанский узел «холодной войны»: Великие державы и режим Франко в 1945 -1948 гг.-М., 2004 и др.

5 См.: Камынин Л.И. Письма из Мадрида. - М., 1981; Красиков АА. Испанский репортаж. - M., 1981.

6 См.: Евстигнеев В.П. Испания: основные направления внешней политики. - М., 1982.

См.: Бобылёв B.C. Россия и Испания в международных отношениях второй половины XVIII века. - М., 1997; Волосюк О.В. Испания и российская дипломатия в XVIII веке. - М., 1997; Пожарская СП. Русско-испанские отношения в конце XVIII - первой четверти XIX в. (факторы интереса) // Россия и Испания: историческая ретроспектива. - М., 1987; Её же. Испания глазами российских послов конца XVIII - начата XIX в. // Россия и Европа. Дипломатия и культура. - М., 1995.

важнейшая роль в развитии двусторонних связей принадлежала культурному фактору8.

Советско-испанские отношения получили освещение в трудах ряда историков9, которые затрагивали и проблему культурных связей, рассматриваемых ими, прежде всего, сквозь призму реализации политики мирного сосуществования. Различные аспекты двусторонних связей на этапе их восстановления в середине 1970-х - начале 1980-х гг. стали объектом специального исследования М.А. Самелюка. Необходимо отметить, что автор, писавший диссертацию в годы перестройки и испытавший на себе влияние доктрины «нового политического мышления», сформулировал ряд положений, выходящих за рамки доминировавшей концепции. Например, он отметил чрезмерную идеологизированность внешнеполитического курса Советского Союза, дал критическую оценку позиции советского руководства, так и не осудившего деятельность террористических организаций в Испании10. Е.А. Грозная в своей работе пришла к выводу, что, несмотря на различия советской и испанской общественно-политических систем, а также консерватизм и инертность советского руководства, обоюдными усилиями была создана база для дальнейшего развития двусторонних отношений11.

Особое место в данной группе занимают исследования, непосредственно освещающие российско-испанские и советско-испанские культурные связи12. Комплексный анализ культурных отношений эпохи 1917

I См.: Вопосюк О.В. Указ. соч. - С. 3.

9 См.: Майский ИМ. Испания и СССР // Проблемы испанской истории. - М., 1971; Мещеряков М.Т.
Испанская республика и Коминтерн (национально-революционная война испанского народа и политика
Коммунистического Интернационала 1936 - 1939 гг.). - М., І98І; Новиков М.В. СССР, Коминтерн и
гражданская война в Испании. - Ярославль, 1995; Телицы* В.Л. «Пиренеи» в огне. Гражданская война в
Испании и советские «добровольцы». - М., 2003; Черкасова ЕТ. Испания н перемены в СССР и Восточной
Европе: формирование нового уровня взаимоотношений на рубеже 90-х гг. // Новое в «восточной политике»
стран Западной Европы.-М., 1991 идр.

10 См.: Самелюк М.А. Советско-испанские отношения 1975 - 1982 гг. Автореферат диссертации ... канд. ист.
наук.-М., J 990. С. 13,16, 17.

II См.: Грозная Е.А. Политика Советского Союза в отношении Испании в 1963 - 1991 гг. Автореферат дисс.
... канд. ист. наук. - Екатеринбург, 2004. - С. 25.

12 См.: Алексеев М.П. Очерки истории испано-русских литературных отношений XVI - XIX вв. - Л., 1964; Индутпая Н.Е. Об участии обществ дружбы в развитии советско-испанских отношений (1977-1984 гт.) // Вопросы новой и новейшей истории. Вып. 32. - Киев, 1986. - С. 39 - 47; Её же. СССР - Испания: культурный обмен (70-80-е гг.) // Вопросы новой и новейшей истории. Вып. 36. - Киев, 1990. - С. 19-25; Кулешова В.В. Испания и СССР. Культурные связи 1917 -1939. - М., 1975.

- 1939 гг. был проведен В.В. Кулешовой, отметившей их огромный
потенциал и собравшей богатый фактологический материал. Вместе с тем
следует учесть, что в её монографии, основанной на марксистско-ленинской
методологии, двусторонние культурные связи рассматривались как один из
инструментов реализации классово ориентированного внешнеполитического
курса СССР, заинтересованного в укреплении позиций левых
республиканцев и ослаблении монархических, консервативных и
националистических сил в Испании.

Процесс восстановления и развития культурных связей между СССР и Испанией в конце 1970-х - 1980-е гг. нашёл освещение в ряде статей Н.Е. Индутной. Их научно-методологической основой являлся марксистско-ленинский подход, что объясняет невнимание автора к целому ряду факторов, например, цивилизационных особенностей, имагологических аспектов, влиявших на развитие двусторонних культурных отношений. Вместе с тем, её статьи, содержащие скрупулёзно отобранный и систематизированный фактологический материал, вносят определенный вклад в разработку темы.

В историографическом комплексе особое место принадлежит имагологической литературе, в которой убедительно доказана необходимость изучения образа другой страны, оказывающего значительное влияние на развитие двусторонних связей". В контексте исследуемой проблематики большое значение имеют работы В.Е. Багно, в которых рассматриваются вопросы складывания, трансформации и взаимовлияния образов России и Испании на протяжении XVI - XX вв. как факторов, оказавших огромное влияние на развитие отношений между двумя странами, в том числе в области культурного сотрудничества14. Россия и Испания характеризуются В.Е. Багно как страны, обладающие определённым сходством путей

13 См.: Брошей Ю.В. Этнография и взаимопонимание народов // Советская этнография. - 1986. - № 1. - С. 8

- 9; Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М., 1994; Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете
межкультурных коммуникаций // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкулътурные коммуникации. -
1998. -№1.- С. 94- 104; Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1979 и др.

14 См.: Багно В.Е. Образ другого как способ самопознания (Россия и Испания) // Взаимосвязи и
взаимовлияние русской и европейских литератур. - СПб., 1999; Его же. Языки пограничных культур
(Испания и Россия) // Пограничные культуры между Востоком и Западом (Россия и Испания). - СПб., 2001;
Его же. Россия и Испания: общая граница. - СПб., 2006.

исторического развития, отразившимся на формировании положительного образа испанского народа в русском, а русского в испанском национальном сознании, что, в свою очередь, оказало влияние на развитие дружественных двусторонних отношений15.

Четвёртую группу составляют работы испанских авторов. Среди них необходимо отметить труды ряда испанских государственных деятелей, осветивших вопросы формирования внешнеполитического курса Испании в конце 1960-х - середине 1980-х гг.16. Особый интерес представляют исследования, посвященные современной России и отразившие характерное для части испанского общества восприятие нашей страны как государства, стремящегося к восстановлению утраченного имперского статуса17.

Таким образом, сложившаяся историографическая традиция создаёт научный фундамент для раскрытия избранной темы. Однако к настоящему времени проблема российско-испанского культурного сотрудничества конца 1970-х - начала 2000-х гг. не стала предметом специального комплексного научного анализа, что делает обращение к теме необходимым.

Характеристика источников. Источниковую базу исследования составляют как неопубликованные, так и опубликованные документы.

Из неопубликованных источников следует отметить материалы, хранящиеся в фондах Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ). К их числу относятся делопроизводственные документы Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (Ф. 5283) и Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (Ф. 9576). Кроме того, в архиве хранятся эпистолярные материалы - переписка представителей ССОД в Мадриде с должностными лицами Президиума и центрального аппарата ССОД, а также переписка между руководящими

" См.: Багно В.Е. Языки пограничных культур... С. 13- 14; Его же. Россия и Испания; обща* граница. С. 33 -34.

16 См.; Areilza J.M. de Matrico. Diario de un ministro de monarquia. - Barcelona, 1977; Fraga Iribarne M. El
retorno a las raices. - Barcelona, 1984; Moron F. Una politica exterior para Espana. - Barcelona, 1980.

17 См.; Serra у Massansahador F. Rusia, la otra potencia europea. - Barcelona, 2005; Sdnchez Andres A.
Relaciones politico-economicas de Rusia con la peninsula de Corea II URL: ; Sanchez
Andres A.
Relaciones politico-economicas entre Rusia e Iran II URL; .

работниками ССОД и их испанскими контрагентами - чиновниками различных ведомств, общественными деятелями и частными лицами.

Необходимо подчеркнуть чрезвычайную важность выявленных в процессе исследования архивных материалов для разработки избранной темы ввиду высокой степени их репрезентативности. К тому же они содержат ценную информацию, которая, являясь служебной, не могла быть опубликована в периодической печати.

Опубликованные источники, в свою очередь, необходимо разделить на несколько групп.

В первую группу входят международные нормативные правовые акты -советско-испанские межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения и меморандумы, служившие правовой базой культурного сотрудничества между СССР и Испанией, и российско-испанские межгосударственные договоры и декларации, а также межправительственные соглашения, регулирующие взаимоотношения двух стран в сфере культурных связей18.

Ко второй группе относятся концептуальные политические документы Российской Федерации, представляющие собой разновидность публицистических материалов и содержащие информацию о приоритетных направлениях внешнеполитического курса России, в том числе в вопросах

1 См.: Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Испании о культурном и научном сотрудничестве // СССР. Договоры. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых СССР с иностранными государствами. Вып. 35. - М., 1981. - С. 404 - 407; Протокол к Соглашению между Союзом Советских Социалистических Республик и Испанией о культурном и научном сотрудничестве // Там же. - С. 407 - 408; Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Испании о научном и техническом сотрудничестве // Там же. - С. 231 - 233; Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Испании о сотрудничестве в области туризма // Визит М.С. Горбачева в Испанию. 26 - 28 октября 1990 г. Документы и материалы. - М., 1990. - С. 117 - 120; Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Испании о взаимоотношениях в области кинематографии // Там же. ~ С. 130 - 137; Советско-испанский меморандум о развитии изучения языков и литературы обеих стран // Там же. - С. 145 - 148; Соглашение между Государственным комитетом СССР по вычислительной технике и информатике и Министерством промышленности и энергетики Испании о научно-техническом сотрудничестве в области информатики 11 Там же. - С. 154 - 156; Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области культуры и образования // Дипломатический вестник, 1994, N 9 - 10. - С. 13 - 16; Декларация о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Королевством Испания // URL:.

международного культурного сотрудничества .

Большое значение для разработки темы имеют материалы периодической печати, как советской и российской, так и испанской, составляющие третью группу источников. Важные фактологические сведения по изучаемой проблеме содержатся в официальном органе ССОД -журнале «Культура и жизнь», в издании Министерства иностранных дел РФ «Дипломатический вестник», а также в газете «Правда», органе ЦК КПСС, «Российской газете» и газете «Культура». Интересные информационные и аналитические материалы обнаружены автором в ведущих испанских газетах - «ABC», в значительной степени отражающей точку зрения консервативных общественно-политических сил, и «El Pais», близкой к испанским социалистам.

В четвёртую группу входят мемуары государственных деятелей и известных дипломатов20. Безусловно, в мемуарах присутствуют личные оценки, отражающие субъективные взгляды авторов на те или иные исторические процессы и личности, однако они представляют большой интерес для исследователя в связи с тем, что их создатели являлись, как правило, непосредственными участниками описываемых ими событий. Одним из наиболее информативных источников по истории восстановления как советско-испанских отношений в целом, так и по вопросу развития культурных связей между двумя странами являются мемуары Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР в Испании в 1978 - 1986 гг. Ю.В. Дубинина21. Личное участие автора в описываемых событиях позволило ему осветить те стороны советско-испанского диалога, сведения о которых отсутствуют в других источниках, например, мотивы и скрытые пружины принятия сторонами ряда важных политических решений.

Таким образом, выявленные источники создают документальную

19 См,: Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник. - 1993. - .Ns I. -
С 3 - 12; Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. - 2000. -11 июля.

20 См.: Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962 -
1986). - М, 2008; Исразлян В.Л. На фронтах Холодной войны. Записки советского посла. - М., 2003;
Трояновский О.А. Через годы и расстояния. История одной семьи. - М., 1997.

См.: Дубинин Ю.В. Амбахадор! Амбахадор! Записки посла в Испании. - М., 1999.

основу для раскрытая темы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1977 г., когда были восстановлены дипломатические отношения между СССР и Испанией, по 2009 г., отмеченный подписанием в ходе государственного визита в Испанию Президента Российской Федерации ДА. Медведева российско-испанской Декларации о стратегическом партнёрстве, в которой были отражены приоритетные направления двустороннего сотрудничества, в том числе в сфере культурных связей.

Вместе с тем, обращение к предпосылкам восстановления и развития российско-испанских культурных связей во многих случаях делает необходимым выход за нижние рамки исследования, например, при анализе условий восстановления культурного сотрудничества между Советским Союзом и Испанией, складывавшихся со второй половины 1950-х гг.

Методология исследования. При разработке темы автор использовал системный подход, позволяющий рассматривать российско-испанские культурные связи как целостный феномен, развивающийся в определенном историческом и международном контекстах. Кроме того, для раскрытия темы применялся цивилизационный подход, дающий возможность выявить глубинные истоки диалога российской и испанской культур. Принцип историзма позволил рассмотреть и проанализировать российско-испанские культурные связи в их эволюции. В своей работе автор опирался также на общенаучный принцип объективизма, предполагающий выявление всех исторических фактов, относящихся к теме исследования, и их непредвзятый и всесторонний анализ.

Научная новизна исследования. Тема российско-испанских культурных связей конца 1970-х гг. - начала XXI в. вплоть до настоящего времени так и не получила специального освещения. Представленная диссертация является первым комплексным исследованием российско-испанских культурных связей, в котором с современных методологических позиций проводится анализ важной сферы сотрудничества между двумя

странами.

В работе проанализированы правовые основы культурного сотрудничества и механизмы реализации различных проектов и мероприятий в данной области. Впервые проведено сравнение государственной политики в сфере международных культурных связей, проводимой Советским Союзом и современной Россией. В диссертации определена степень эффективности российско-испанского культурного сотрудничества в различных областях, а также выявлены проблемы, стоящие на пути развития культурного диалога. Кроме того, в научный оборот впервые вводится ряд архивных материалов. Автором представлена концепция российско-испанских связей как инструмента внешней политики СССР и постсоветской России, который, видоизменяясь, приобретает всё большее значение в системе внешнеполитических координат нашей страны.

Практическое значение исследования заключается в том, что его основные положения могут быть использованы в качестве научной базы культурного сотрудничества России с зарубежными странами. Материал диссертации, выводы и рекомендации автора могут представлять определённый интерес для российских государственных структур и общественных организаций, являющихся акторами российско-испанских отношений. Работа может оказаться полезной при подготовке специальных учебных курсов по истории внешней политики России и Испании, истории международных контактов и связей России.

Апробация результатов исследования осуществлялась в докладах автора на научно-практических конференциях, а также в его публикациях.

Международное положение и внешняя политика СССР и Испании в конце 1930 — середине 1970-х гг. как факторы, влиявшие на восстановление отношений

В настоящем, параграфе будут рассмотрены политико-идеологические и социально-экономические процессы в Испании эпохи правления каудильо Ф. Франко и первых лет переходного периода от диктатуры к демократии в контексте их влияния на развитие испано-советских отношений.

Установление в стране авторитарного политического режима,,та помощь, которую оказывал Советский Союз Испанской республике в годы Гражданской войны, идеологические и политические противоречия привели, к разрыву отношений между СССР и Испанией27. В советской политической пропаганде и официальной историографии за режимом Ф. Франко прочно закрепилось наименование «фашистского»28.

Вместе с тем, по нашему мнению, обозначение режима Франко как фашистского всё же неправомерно, ведь, по справедливому замечанию СЮ. Данилова, «нацизм с его презрением к «неарийским» народам и слепым, нехристианским культом фюрера вызывал равную неприязнь у испанского духовенства, военных и фалангистов»2 . Очевидно, что сложившейся системе были присущи все признаки авторитарного, националистического, но не фашистского режима.

Опорой личной диктатуры Ф. Франко были армия, тайная политическая полиция и созданная в 1937 г. националистическая партия «Испанская фаланга». Социальной основой режима являлись аристократия, верхушка армии, высшее духовенство испанской Католической церкви, чиновничество, промышленная и финансовая олигархия, значительная часть средних слоев города и деревни.30

В центральных органах государственной власти «кадровые военные заняли большинство высших государственных постов»31.

Новым-режимом был претворён в жизнь целый-ряд запретительных актов по отношению к символам республиканской эпохи, причём как на общегосударственном, так и на национально-региональном уровне: «Республиканская конституция была отменена, республиканский «Гимн Риэго» [песня, написанная в честь испанского военачальника и либерального политика первой четверти XIX в. Рафаэля дель Риэго-и-Нуньеса (1784 - 1823), в 1931 -1939 гг. являлась гимном Испанской Республики. - Д.Ю.] и трёхцветный флаг [в 1931 — 1939 гг. государственным флагом Испании было знамя из трёх горизонтальных полос - красного, жёлтого и фиолетового цветов. - Д.Ю.] запрещены. Та же участь постигла баскский и каталонский языки»32. Была произведена ревизия произведений литературы и искусства и введены элементы цензуры, например, «были запрещены не только произведения «красных современников», но и Бальзака, Толстого, Золя и др.» .

В государственном устройстве Испании произошли существенные изменения: «Испания перестала быть конституционным государством. Упразднив конституцию 1931 года, победители не приняли другой. Они управляли страной отдельными органическими законами и многочисленными подзаконными актами»3 .

В стране были запрещены все политические партии и профсоюзные организации, поддерживавшие Республику. Министры, губернаторы провинций, судьи, генералы, адмиралы назначались и смещались лично Франко; для назначения архиепископов и епископов на высшие церковные должности также требовалось согласие диктатора. Власть на местах, вплоть до муниципальных округов, осуществляли назначаемые правительством чиновники. Руководители и административные работники отраслевых профсоюзов также назначались правительством. Органы судебной власти действовали на основе чрезвычайного законодательства военного времени. Таким образом, в Испании сложилось жёстко централизованное государство, отличительными чертами которого являлись территориальное единство страны, не подразумевавшее региональных и национально-культурных автономий, и вертикаль государственного управления, исключавшая возможность местного самоуправления35.

Новая идеология и новые герои заняли важное место в жизни испанского общества сразу после окончательной победы Франко над республиканцами: «Повсюду победители воздвигли помпезные триумфальные арки. Открывались памятники вождям националистов, в том числе прижизненные, в их честь переименовывались улицы и площади. Монументы Франко появились в центре сразу нескольких городов, начиная с Мадрида. Моле [генерал Эмилио Мола, главный координатор подготовки военного мятежа против Республики. - Д.Ю.] фалангисты воздвигли памятник в Вальядолиде. ... Националисты восстановили отменённые Республикой старинные католические праздники и учредили новые идейно-политические праздники - День смелости, День стойкости, День скорби, День памяти» .

В социально-экономической области правительством Ф. Франко претворялись в жизнь принципы государственного регулирования экономики: правительство строго регламентировало производство, устанавливало размеры заработной платы, регулировало цены и ведало вопросами снабжения. Для создания нового промышленного предприятия требовалось административное решение . Государством осуществлялся жёсткий контроль за внешней торговлей. Была введена система государственных закупок сельскохозяйственной продукции по фиксированным ценам. В период с 1939 по 1952 гг. в стране существовала карточная система распределения продуктов питания . Кроме того, после окончания Второй мировой воины, завершившейся разгромом важнейших политических союзников и экономических партнёров Испании в Европе — нацистской Германии и фашистской Италии, Испания оказалась в фактической международной изоляции, что серьёзно затрудняло не только её полноценное участие в мировой политике, но и негативно сказывалось на хозяйственном развитии страны. Длительное время в Испании существовал «чёрный рынок» товаров народного потребления, процветала спекуляция39.

Культурные предпосылки восстановления двусторонних отношений

В данном параграфе рассматриваются вопросы поэтапного восстановления советско-испанских политических и дипломатических отношений на фоне изменений внутриполитической и идеологической обстановки в двух странах. Кроме того, будет проанализировано влияние колебаний внешнеполитических курсов Испании и Советского Союза на развитие двусторонних культурных связей, выявлена нормативная база и организационные формы их культурного сотрудничества. Особое внимание уделяется роли общественных организаций в культурном взаимодействии. Установление неофициальных контактов между дипломатическими миссиями Советского Союза и Испании, наряду с оформлением в конце 1960 — начале 1970-х гг. официальных отношений «в виде обмена морскими представительствами, журналистами, организации информационных служб для печати, заключения торговых соглашений»144, позволяет говорить об установлении между СССР и Испанией межгосударственных отношений де-факто. Данный период отмечен и некоторым оживлением советско-испанских культурных связей. Так, на Международном кинофестивале в испанском городе Сан-Себастьян в 1969 г. побывала делегация советских деятелей культуры и искусства. Освещавший мероприятие советский журналист-международник А.А. Красиков вспоминал: «В Сан-Себастьяне меня ждал сюрприз: туда уже прибыла наша официальная делегация. В неё входили писатель Михалков и актёры Пырьева, Чурсина и Ульянов» 5.

С начала 1970-х гг. область советско-испанских контактов всё более расширяется. Испанию начинают посещать советские туристы. Речь идёт, безусловно, не о массовом туризме: помимо того, что между двумя странами в описываемый период времени не были установлены дипломатические отношения и, как следствие, отсутствовали необходимые двусторонние соглашения в сфере туризма, подавляющему большинству граждан СССР выехать за рубеж, тем более — в капиталистическую страну, политический режим которой именовался официальной советской пропагандой не иначе как «фашистским», не представлялось возможным. Советскими туристами, посещавшими «фашистскую» Испанию, были ответственные работники различных государственных структур, журналисты, деятели искусства, научные работники, выезжавшие в составе так называемых специальных туристических групп, формируемых по линии различных организаций, например, Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами

Иидутная Н.Е. Об участии обществ дружбы в развитии советско-испанских отношений (1977 — 1984 гг.) // Вопросы новой и новейшей истории. Вып. 32. - Киев, 1986. - С. 40. 145 Красиков А.Л. Испанский репортаж. — М., 1981. —С. 14. (ССОД). В справке заведующего Отделом Западной Европы ССОД от 25 мая 1973 г. сообщается: «Спецтургруппа ССОД, выезжавшая в 1972 г. в Испанию, состояла из работников театра, изобразительного искусства, журналистов, деятелей науки и техники. ... Сверх туристской программы, участники группы проделали следующую работу: учёные и медицинские работники посетили высший совет по научным исследованиям Испании, ознакомились с работой различных медицинских заведений..., осмотрели медицинский городок соцобеспечения г. Севильи и имели беседу с руководством службы здравоохранения г. Мадрида. Учёные-искусствоведы беседовали с руководством Мадридского музея Прадо, а также с видными прогрессивными испанскими художниками и критиками по вопросам искусства. Работники театра и кино встречались с драматургами, актёрами и директорами театров Мадрида и Барселоны. Группа дала несколько пресс-конференций и была принята в редакциях крупнейших газет «АБЦ», «Ля Веридат» и «Информационен. Руководители группы были приняты в конце поездки мэром г. Мадрида и зав. отделом восточно-европейских стран МИД а Испании»1 . Очевидно, что подобные поездки организовывались в интересах советской внешней политики и использовались советской стороной для зондирования общественно-политической обстановки в Испании, на что указывают факты встреч советских туристов с представителями органов государственной власти Испании, чиновниками испанского внешнеполитического ведомства и репортёрами крупнейших газет. С другой стороны, представляется, что культурные связи, прямые профессиональные контакты между деятелями науки подготавливали определённые условия для восстановления политических отношений между двумя государствами.

Безусловно, качественно новый этап в двусторонних отношениях начался после смены политического режима в Испании. Именно «демократизация общественно-политической жизни страны после смерти генерала Франко

Вместе с тем, по нашему мнению, помимо устранения идеологических барьеров, экономической заинтересованности и т.д., на восстановление дипломатических отношений между СССР и Испанией оказали серьёзное влияние и другие факторы. Так, свою роль сыграла международная обстановка, а точнее, то положение, в котором оказался в конце 1970-х гг. Советский Союз, «попадающий во всё большую политическую изоляцию» и стремящийся «найти партнёров и союзников для выражения своих интересов на международной арене»148. И, несмотря на то, что во второй половине 1970-х гг. «правящие круги Испании видят путь к усилению своих позиций на мировой арене главным образом в интеграции с основными группировками Запада — Североатлантическим союзом и Европейским экономическим сообществом» , не взирая на укоренившуюся в высших эшелонах власти Испании точку зрения об организационной и финансовой поддержке Москвой террористической организации баскских сепаратистов ЭТА150, дипломатические отношения между двумя странами были восстановлены в феврале 1977 г. При этом следует отметить взаимную заинтересованность и активность двух сторон, которые договорились «работать как бы с чистого листа, вести речь даже не о восстановлении дипломатических отношений, а об их установлении». Участник переговоров, руководитель советской делегации Ю.В. Дубинин подчёркивал, что «такой подход освобождал нас — пусть даже и не полностью — от необходимости касаться вопросов прошлого, которые могли бы осложнить дело. Более того, это делало договорённость об установлении дипломатических

Советско-испанское сотрудничество в области науки и образования

В Советском Союзе в 1970 — 1980-е гг. развитию международного туризма придавалось определённое значение, однако поездки советских граждан за рубеж, в особенности — в капиталистические страны, не были массовым явлением. По этой причине Испанию посещали так называемые специальные туристические группы, состоявшие из «политически благонадёжных» творческих, педагогических и научных работников, которых сопровождали штатные работники ССОД. Как уже упоминалось, советские туристы встречали в Испании тёплый приём, зачастую — на достаточно высоком уровне.

К сожалению, советские участники процесса восстановления культурного сотрудничества с Испанией в лице ряда государственных структур, в частности — известных туристических бюро «Интурист» и «Спутник», не всегда отвечали испанским туристам, посещавшим Советский Союз, русским гостеприимством. В ряде случаев, подтверждённых документально, речь скорее идёт о явлении, которое получило в самом СССР меткое обозначение «ненавязчивого советского сервиса». Об одной из подобных ситуаций, не способствовавших повышению престижа СССР и складыванию его положительного образа в глазах испанцев, представитель ССОД в Мадриде B.C. Виноградов докладывал первому заместителю председателя Президиума ССОД Е.В. Иванову: «В последнее время в Ассоциацию [Общество «Испания - СССР». — Д.Ю.] стали поступать коллективные и индивидуальные письма от туристов, побывавших в СССР, с жалобами на плохую организацию турпоездки по Советскому Союзу и плохое обслуживание. ... В Москве их [группу испанских туристов. — Д.Ю.] не встречал гид-переводчик (он появился только на следующий день после полудня), и вся группа была оставлена без ужина. Проживали они в комнатах по 4-5 человек с общим душем, хотя в проспекте утверждалось, что комнаты у них будут одинарные или двойные. В одной из гостиниц был всего один душ на все номера, размещенный в грязном подвале» .

Вместе с тем, необходимо отметить, что в испанской прессе появлялись материалы, содержавшие позитивные оценки советской действительности. В качестве одного из примеров можно привести статью в газете «Диарио де Валенсия», опубликованную побывавшим в Ленинграде и Москве президентом отделения общества «СССР — Испания» в Валенсии адвокатом Висенте Бадиа. В ней автор, в частности, отмечает широкую распространённость знания испанского языка среди жителей советской столицы: «Мы не отваживаемся «уходить в свободное плавание» [выходить в город без сопровождения гида. — Прим. переводчика], поскольку язык — это непреодолимое препятствие. Мне стыдно не знать русского языка, потому что многие москвичи свободно говорят по-испански»264. Испанского гостя приятно удивляет чистота на улицах советских городов: «Как в Москве, так и в Ленинграде, поддержание чистоты — всеобщая неизменная забота. Чисто- везде: спичечный коробок, неосмотрительно брошенный на снег, коверкает перспективу»" . Висенте Бадиа пишет: «Культура доступна каждому. Достижениями цивилизации и прогресса пользуются все советские люди»26 .

Возвращаясь к вопросу организации комплексных культурных мероприятий, необходимо отметить, что Недели Советского Союза в Испании организовывались не только Посольством СССР и представительством ССОД в этой стране, но и обществом «Испания - СССР», как, например, Неделя СССР в Саламанке, проведённая в период с 28 апреля по 4 мая 1980 г. B.C. Виноградов сообщал в Президиум ССОД: «Программа Недели ... предусматривала следующие мероприятия: торжественный акт открытия Недели, встречи с местными властями высшего уровня, официальное провозглашение Отделения Ассоциации Испания - СССР в провинции Саламанка и беседы с его руководством, прессконференцию [так в тексте оригинала. — Д.Ю.], выставку советской книги, фестиваль советских фильмов, концерты советских артистов, выступления лекторов» .

С 23 по 30 мая 1981 г. проходили Дни советской культуры в г. Бадахосе: «С особым успехом прошёл концерт солистов Ленинградского театра оперы и балета им. СМ. Кирова, состоявшийся в городском театре Бадахоса. На концерте присутствовали все местные власти и более тысячи зрителей. На открытии фестиваля советских фильмов выступили народный артист СССР С.Ростоцкий и заслуженные артисты РСФСР И. Макарова и Е. Жариков. ... В день открытия выставки детского рисунка и детской книги её посетило около пятисот человек. По неполным данным четыре художественные кинокартины и шесть научно-популярных фильмов, показанных в рамках кинофестиваля, просмотрело не менее 10 тысяч зрителей» .

В 1985 г. Неделя СССР прошла в г. Витория, столице Страны Басков. В рамках мероприятия была экспонирована выставка советской книги, фотографии и произведений искусства2 9.

Таким образом, в описываемый хронологический период между Советским Союзом и Испанией установились и получили развитие тесные связи в области художественной культуры и в гуманитарной сфере. Наиболее результативными их формами стали артистические обмены, обмены выставками культурных ценностей и литературных новинок, сотрудничество в области кинематографа, профессиональные контакты между представителями творческой интеллигенции, обмены делегациями между общественными организациями.

Формы российско-испанского сотрудничества в области культуры и образования

Итак, в настоящей главе были рассмотрены вопросы эволюции и развития российско-испанских культурных связей в контексте глобальных международно-политических изменений начала 1990-х гг.

Одной из особенностей двустороннего культурного сотрудничества явилась его прямая зависимость от внешнеполитического курса обеих стран-участниц данного процесса. В целом неприоритетный характер как российского направления для внешней политики Испании, так и испанского для российской дипломатии является, по нашему мнению, одним из важнейших факторов, оказывающих негативное влияние на состояние и развитие культурных и научно-образовательных связей между нашими странами. В случае Испании основную роль играет первостепенная важность западноевропейского и американского направлений внешней политики, причём данная стратегическая линия доминирует в системе внешнеполитических координат Испании ещё со времён правления Ф. Франко. Для России же характерно унаследованное из советского периода стереотипное невнимательное отношение к Испании как к игроку на европейской и мировой международно-политической арене.

Вместе с тем, вторая половина 2000-х гг. охарактеризовалась определённым ростом взаимного интереса двух стран друг к другу, что отразилось в тематике встреч на высшем уровне, а также содержании российско-испанских документов, подписанных по итогам проводившихся переговоров. Кроме того, проблемы международно-политического курса современной России, положения нашей страны на европейской и мировой политической арене, в том числе вопросы двустороннего политического и экономического сотрудничества в указанный период, всё чаще привлекают внимание испанского политического истеблишмента и прессы. Со своей стороны, российские политики, экспертное сообщество и научная общественность так же всё чаще фокусируют внимание на таких вопросах, как место и роль Испании в Европейском Союзе, а также на ибероамериканском культурно-лингвистическом пространстве. Представляется, что указанные тенденции создают важные предпосылки для активизации и углубления всех направлений сотрудничества между нашими странами, в том числе в области культуры, науки и образования.

Необходимо отметить, что в описываемый период были достигнуты определённые результаты в сфере российско-испанского культурного сотрудничества. Так, с подписанием в 1994 г. Соглашения о сотрудничестве в области культуры и образования произошло нормативно-правовое оформление приоритетных направлений культурного и научно-образовательного сотрудничества между двумя странами, была создана отвечающая произошедшим политическим изменениям договорно-правовая база развития культурных связей в новых условиях. Были сохранены и во многом приумножены важнейшие направления двусторонних связей гуманитарной сфере и в области художественной культуры.

Вместе с тем, вряд ли можно назвать эффективным сотрудничество России и Испании в области образования и науки, а его результаты — плодотворными. Однако и в данной сфере, с 1970 — 80-х гг. сохраняющей периферийное положение в российско-испанских отношениях, наметились положительные изменения, заключающиеся, в первую очередь, в установлении прямых контактов между заинтересованными образовательными учреждениями и научными организациями двух стран. Определённая интеграция систем образования России и Испании возможна в рамках реализации мероприятий Болонского процесса, участие в котором принимают обе стороны.

С деидеологизацией культурной дипломатии со стороны России открылись новые, достаточно широкие возможности для экспорта освобождённых от идеологических и пропагандистских наслоений достижений российской культуры в Испанию, как традиционными способами, с помощью государственных институтов, так и средствами народной дипломатии. В свою очередь, деидеологизация культурного сотрудничества имеет важное положительное значение, поскольку отсутствие целенаправленной пропаганды, зачастую чуждой широким слоям населения зарубежной страны, облегчает восприятие российского культурного наследия и, в конечном итоге, способствует складыванию позитивного образа России в мире.

В 1990 — 2000-е гг. российской стороной был сохранён положительный опыт организации и проведения ориентированных на широкие слои испанского общества культурных мероприятий различного профиля, накопленный Министерством иностранных дел СССР и Союзом советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами в предшествующий период. Эта важная работа проводится в настоящее время посольством России и представительством Россотрудничества в Испании. Кроме того, важное место среди российских организаций, участвующих в культурном обмене с Испанией, в изучаемую эпоху заняли неправительственные, общественные структуры — культурные и научно-образовательные центры, реализующие исследовательские и учебные проекты, проводящие культурные мероприятия как в России, так и в Испании. Испанская сторона также существенно усилила гуманитарное и культурное присутствие в России: наряду с продолжением сотрудничества по линии артистических и выставочных обменов в российской столице был открыт филиал Института Сервантеса, ставший постоянно действующим испанским культурным центром. Как показывают приведённые выше примеры, российско-испанские связи в сфере народной дипломатии в исследуемый период оказались достаточно эффективными, что, по нашему мнению, можно объяснить высоким потенциалом духовных и культурных связей между нашими народами, искренней заинтересованностью общественности двух стран в развитии и укреплении культурного и гуманитарного сотрудничества, а также позитивным опытом двусторонних отношений в данной области, накопленным в предшествующие эпохи.

Особо следует отметить увеличение количества проектов и программ, реализуемых как российской стороной в Испании, так и испанской — в России, в области изучения языков обеих стран. Данная работа также проводится как по линии государственных учреждений, так и на базе общественных организаций России и Испании.

Безусловно, российско-испанские культурные и — в особенности — научные и образовательные связи в 1990 — 2000-е гг. не получили того развития, какое могло быть продемонстрировано с учётом, с одной стороны, фактического отсутствия проблемных, нерешённых вопросов и конфликтных ситуаций в политических отношениях двух стран, а с другой — определённого сходства путей исторического развития России и Испании, обусловившего духовную близость и взаимное тяготение наших народов. Катализатором процесса активизации российско-испанского культурного и научно-образовательного сотрудничества, по нашему мнению, должно стать качественное повышение уровня политических отношений между Россией и Испанией как в двустороннем формате, так и в рамках международных организаций мирового и регионального уровня.

Похожие диссертации на Российско-испанские культурные связи : конец 1970-х гг. - начало XXI в.