Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Шамхальство Тарковское в XVII - XVIII вв. : социально-экономические отношения и политическая организация Хасбулатова Ниссоханум Казбековна

Шамхальство Тарковское в XVII - XVIII вв. : социально-экономические отношения и политическая организация
<
Шамхальство Тарковское в XVII - XVIII вв. : социально-экономические отношения и политическая организация Шамхальство Тарковское в XVII - XVIII вв. : социально-экономические отношения и политическая организация Шамхальство Тарковское в XVII - XVIII вв. : социально-экономические отношения и политическая организация Шамхальство Тарковское в XVII - XVIII вв. : социально-экономические отношения и политическая организация Шамхальство Тарковское в XVII - XVIII вв. : социально-экономические отношения и политическая организация
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хасбулатова Ниссоханум Казбековна. Шамхальство Тарковское в XVII - XVIII вв. : социально-экономические отношения и политическая организация : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Хасбулатова Ниссоханум Казбековна; [Место защиты: Дагестан. гос. ун-т].- Махачкала, 2006.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/1075

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Экономическое развитие шамхальства Тарковского в XVII-XVIII .24

1. Земледелие, животноводство, домашние промыслы 24

2. Развитие торговли 42

ГЛАВА II. Социальные отношения в шамхальстве Тарковском в XVII-XVIII 58

1. Формы землевладения и землепользования 58

2. Социальные отношения и их отражение в обычном праве кумыков 79

а) права и привилегии феодалов 81

б) правовое положение узденства 92

в) правовое положение зависимого крестьянства. Кулы караваши 95

ГЛАВА III. Административно - политическая структура шамхальства Тарковского в XVII - XVIII вв 102

1. Административно - территориальное устройство шамхальства. Взаимоотношения центральной власти с бийликами 102

2. Органы власти и управления 112

3. Органы суда. Судопроизводство по адату 126

Заключение 141

Библиография 151

Развитие торговли

Наличие больших площадей плодородной земли, рек для орошения полей, и благоприятные климатические условия способствовали занятию земледелием, имевшем здесь вековые традиции и являвшимся основным в хозяйственной деятельности населения шамхальства. Данный факт отражен в трудах Р. М. Магомедова, С. Ш. Гаджиевой, Х.-М.О.Хашаева, В. Г. Гаджиева, Е. Н. Кушевой, М.-С.К.Умаханова, А. С. Акбиева и ряда других авторов.

Определенные сведения о земледелии в шамхальстве имеются и в исторических источниках. В частности старец Кирилл, посол грузинского царя в Москве, описывая выгоды подчинения шамхальских земель России, среди прочих сведений подчеркивает, что местность между Тарками и Бойнаком очень удобна для земледелия. В ней «винограду и пашни и лесу много и людям и скоту добре здорово»1. Похожие сведения содержатся и в сочинении турецкого путешественника Эвлия Челеби, прибывшего в Дагестан в составе посольства крымского хана во второй половине XVII в.2 Участник же похода армии Петра І в Дагестан офицер И. Гербер отмечает наличие в Тарковском владении хороших виноградников, пашен, садов и огородов3.

Ведущее место в хозяйстве местного населения занимало пашенное земледелие. Пахатная земля в большинстве случаев делилась на три части. В то время как две из них подвергались обработке, третья пустовала. Через год участки, использованные, например, под яровые культуры и оставленные под паром, засевались осенью озимой пшеницей и ячменем. Считалось, что подобное чередование культур восстанавливает плодородные почвы1.

В одном из документов XVIII века констатируется, что на своих пашнях кумыки сеяли больше всего пшеницу и просо. Благодаря многочисленным и обильным поливам посевы проса давали особенно хороший урожай. Ячменя же высеивали мало. Здесь же отмечается, что «поля их, пересекаемые татаулами, особенно хорошо родятся» . В 1723 году комендант крепости Святой Крест сообщал в Коллегию иностранных дел, что у жителей шамхальства «ныне хлебы родились со удовольствием и не памятуют де давно такова хлебородного году».

Хлеб, выращиваемый в шамхальстве, не только удовлетворял внутренние потребности, но зачастую шел и за пределы, в горные общества Среднего Дагестана, а также на российский рынок. К примеру, когда в 1614 году в «Кумыках и Черкассах хлеб не дородился», русские крепости на Северном Кавказе испытывали большие трудности в продовольственном снабжении.4 Резиденция шамхалов Тарки была ко всему и крупным хлебным рынком, куда приезжали для закупок акушинцы, цудахарцы, жители Аварского ханства, а так же других владений горного и предгорного Дагестана5.

Обработка земель на плоскости производилась плугами. Т. П. Казначеева в своей статье, посвященной рассмотрению общих черт земледельческой культуры народов Северного Кавказа, отмечает, что «простые земледельческие орудия труда по тому времени были совершенными произведениями человеческого разума и рук. Обращает на себя внимание замечательное свойство этих изделий: исключительная тщательность исполнения и отделки - в меру существовавших в то время возможностей. Каждое орудие создавалось с установкой на максимальную практичность и удобство. Пахотные орудия в зависимости от места применения (горы, предгорье, плоскость) отличались не только конструкцией, но и размером, формой, весом, соотношением компонентов. На зернистых, тяжелых черноземных почвах при поднятии целины и залежей применялся тяжелый деревянный плуг, а также приспособления, позволяющие регулировать глубину и ширину борозды. Тягловой силой при этом требовалась не менее четырех пар быков»1. Ввиду того, что отдельные крестьянские семьи не имели возможности приобрести полный плуг, в эксплуатации одного плуга участвовали несколько семейств, которые вели обработку земли совместно и затем делили полученный урожай пропорционально числу рабочего скота. Боронование производилось деревянной бороной, а прополка своеобразной мотыгой. На своих землях местные жители выращивали пшеницу, ячмень, просо и другие культуры, но предпочитали озимую пшеницу и ячмень2.

С. Ш. Гаджиева, детально исследовавшая вопрос о земледелии у народов равнинного Дагестана, отмечает, что «каждая семья старалась засеивать свой надел лучшими семенами-урлук.Сеяли вручную, набрав зерно в специальный мешочек, прикрепляемый к поясу, или в переметные сумки. После посева обязательно проводилось боронование земли3.

Молотьба у кумыков производилась очень тщательно. В устройстве тока использовался опыт, накопленный веками. Подробное описание процесса молотьбы составлено С. Г. Гмелиным, который наблюдал его в 1774 г. будучи в Дербенте. Нам думается, что не будет большой ошибкой, если мы предположим, что молотьба в Дербенте не столь уж сильно отличалась от аналогичного процесса в шамхальстве. Согласно наблюдениям С. Г. Гмелина для молотьбы использовали широкое ровное место, куда насыпали собранные колосья «толщиною не с большим в дюйм» . «Потом приуготовляются две продолговатыя, шириною иногда больше, а иногда меньше и единственно на сей конец делаемыя доски, которыя и между собою посредством одного бруска соединяются. На переднем конце оных укрепляется высокой четвероугольной брус, служащий для припряжения пары лошадей, или быков, позади онаго становится человек, к чему обыкновенно употребляется небольшой мальчик. Сей погоняет скотину и гоняет ее вкруг по насыпанному хлебу и от переворачивания оного выпадают зерна из колоссов. Однако знать надобно, что доски снизу бывают шероховаты, или лучше что на нижней плоскости оных по самой средине выдолблены небольшие четвероугольники и во всяком вделаны острыя палочки. Сим средством не только скорее хлеб от Колосов отделяется, но также, если уже и то учинено будет, пустые колоссы на сторону отдвигаются, чтоб таким образом после удобнее хлеб в мешки класть можно было»2. С. Г. Гмелину такой способ показался не только особым, но и «некоторым образом и подражания достойным», поэтому он сделал и специальный рисунок, в котором изобразил сам процесс молотьбы .

Социальные отношения и их отражение в обычном праве кумыков

Вопрос о земельной собственности вообще и отдельных ее формах имеет первостепенное значение в определении уровня общественных отношений. Поэтому исследователи, занимающиеся изучением общественного строя Дагестана, в той или иной степени касаются существовавших в прошлом у местных народов форм земельной собственности. Существуют различные мнения о формах земельной собственности в феодальных владениях Дагестана. С. В. Юшков и Р. М. Магомедов пишут о существовании трех форм земельной собственности: феодальной, феодально-общинной и общинной. Б. Г. Алиев выделяет пять форм земельной собственности: крупное феодальное землевладение, условное землевладение, частное мюльковое землевладение уздений - общинников, мечетское землевладение и коллективное землевладение, т. е. общинные земли3. А. С. Акбиев, рассматривая общественные отношения кумыков, описывает следующие формы земельной собственности: мюльковую, фамильную, условную, общественную и вакуфную4.

Земельные отношения жителей шамхальства, как и других народов Дагестана, в силу ряда исторических и географических причин отличались большой сложностью. Тем не менее, мы попытаемся рассмотреть их в данной главе, используя труды предшественников и тот фактический материал, который нам удалось обнаружить в процессе работы над темой.

Мюльковое землевладение

Среди многочисленных аспектов проблемы земельных отношений особый интерес по своей важности представляет вопрос о частной (мюльковой) собственности как основы, определяющей взаимоотношения различных классов общества. Не показав, в чьей собственности находилась земля, кто имел на нее фактические права собственности, как основы жизнедеятельности общества, кто был ее настоящим хозяином, невозможно показать всей социально-экономической структуры дагестанского общества1.

К мюльковому землевладению относятся земли, принадлежавшие шамхалам, знатным узденям, узденям-общинникам на правах частной собственности. Оно являлось одной из распространенных форм землевладения. И. П. Петрушевский, давая определение мюльку, отмечает, что это «частное владение недвижимостью, преимущественно землею, отчуждаемое по наследству и признаваемое шариатом»2. Р. М. Магомедов констатирует, что в Дагестане, как и в Азербайджане, термином мюльк обозначались ханские земли, земли беков и других феодалов, общинное владение и всякое недвижимое имущество3.

Крупными мюльковладельцами в Дагестане были феодалы: шамхалы, ханы и беки. Отличительными чертами частнофеодальной собственности являются ее сословный характер, выраженный в иерархической структуре землевладения. Феодальный вассалитет, как основа политической организации господствующего класса, опирался на сложную систему прав и обязанностей в сфере феодальной земельной собственности. Раздробленность или иерархичность перераспределения земельной собственности между различными сословиями.

Крупнейшими землевладельцами в Дагестане были шамхалы. Согласно источникам, феодальная земельная феодалов приводила к постоянному появлению новых крупных собственников. Другой особенностью крупного частного землевладения - это ее дальнейшее укрепление и расширение за счет захватов земель у сельских обществ, а также частных лиц1собственность шамхалов выражалась всегда в трех видах. К первому относились пахотные и покосные земли, находившиеся издавна в общем пользовании сельских общин и шамхала «на условиях повременного выдела определенной обычаем доли владельцам и узденям из участков, назначенных к обработке» . Это ежегодно переделяемые между всеми членами сельской общины пахотные и покосные земли, за пользование которыми шамхалу платили ренту и несли различные повинности. Таким участком, например, было поле в Герменчике, которое жители Тарков обязаны были засеивать и собирать урожай для шамхала. Здесь же ежегодно выделялись земли и самим тарковцам3.

Ко второму виду относились земли, принадлежавшие шамхалу и бекам, но находившиеся в неотъемлемом наследственном пользовании сельских общин без права их отчуждения. За это сельские общины - джамааты платили им определенную обычаем ренту и несли повинности .

К третьему виду относились земли, находившиеся в исключительном владении шамхала. Это были кутаны, пастбищные горы, пахотные земли и другие угодья, на которые шамхал имел полное право отчуждения5.

Согласно документам, шамхалам принадлежало около двенадцати кутові Уйташ, Сасыкъ-булак, Гийик-солган, Верхний Хаджи-аул, Уллу Дармаз, Кигиляу, Къалмукъ-ятгьан, Экчи-кутан и Койсу-уч6. Д. И. Тихонов отмечает, что шамхалы отдавали свои кутаны в наем горцам, за что получали «в зиму за один кутан по 200 баранов, а за иной и менее»7. Два кутана - Экчи-кутан и Койсу-уч использовались для собственных нужд шамхальского дома и занимались отарами овец, табунами лошадей, крупнорогатым скотом, принадлежавшим Тарковским правителям1. Кутан означал в Дагестане такую земельную собственность, на которой предполагалось обычно наличие усадьбы, сада, пашни и покосов, одним словом полное, отдельное внеаульское хозяйство2.

правовое положение зависимого крестьянства. Кулы караваши

Верховным правителем Тарковского владения являлись шамхалы, возглавлявшие законодательные и совещательные органы власти, руководившие внешней политикой и вооруженными силами шамхальства. Передача шамхальского достоинства происходила не по прямой линии, а давалась старшему в роду. Происходило это в торжественной обстановке на собрании князей, мурз и «лучших людей Кумыкской земли».

Авторы XVII века Адам Олеарий и Якоб Стрейс сообщали в своих сочинениях, что шамхал избирается бросанием позолоченного яблока. Вся знать собиралась в круг, а мулла бросал в них яблоко, в кого оно попадало тот, и становился шамхалом. Мулла, однако, по утверждению авторов, прекрасно знал, в кого будет бросать1. Р. М. Магомедов в своей работе приводит другой обычай, согласно которому в силу установившихся традиций ни один из избранных в Тарках шамхалов не мог быть признан, если его не признавали акушинцы, которые посылали в Тарки свою депутацию и проводили «инаугурацию» нового правителя. Церемония эта заключалась в том, что представители от акушинцев сажали шамхала на специально для этого устроенный четырехугольный камень и затем одевали на избранника папаху .

12 марта 1763 г. в письме кумыкского воеводы Алиша Хамзина кизлярскому коменданту говорилось об избрании в шамхалы Тишсиз Магомеда. По свидетельству А. Хамзина, сюда съехались «губденцы и карабудатцы и все кумыцкие народы». Они дали избранному правителю присягу следующего содержания: «ныне де владелец наш - ты, и ты де что будешь нам приказывать, мы служить будем, и мы де приятелям будем приятелями, а неприятелям неприятелями. И оные народы дали ему аманат. И живущие по той стороне Койсу все присягали ему, чтоб послушными быть»1.

Одновременно с шамхалом выбирался и крым - шамхал, который должен был наследовать титул правителя в случае смерти последнего. Наличие такого пожизненного преемника уже лишало шамхала права самолично распоряжаться престолонаследием. Подобный порядок передачи власти приводил к частным междоусобицам, в которые втягивались многие влиятельные феодальные владетели Дагестана. В 1622 г. еще при живом шамхале Андие крым-шамхалом был избран Тарковский владетель Эльдар. Но при этом была достигнута договоренность, что после смерти Андия шамхалом станет Солтан-Махмуд Эндиреевский, как старший в роду кумыкских владетелей2. Однако когда шамхал Андий умер, Эльдар, заручившись поддержкой русского правительства, объявляет себя шамхалом. В ответ же на претензии со стороны более старшего претендента он заявил, что хотя и является младшим, но, будучи «Крымом» имеет все права на достоинство шамхала3. В результате вспыхнула междоусобица, которая активно поддерживалась русским правительством, не заинтересованном в объединении кумыкских земель4. Аналогичные примеры встречаются на протяжении всего рассматриваемого нами периода.

В XVIII веке наблюдаются попытки шамхалов уничтожить ограничения по передаче шамхальского звания по прямой линии. Этим попыткам противодействовали в первую очередь крым - шамхалы, имевшие резиденцию в Бойнаке, а затем и все остальные влиятельные кумыкские феодалы . К середине XVIII века традиции шамхальского дома стали рушиться. Старшинство при избрании шамхала перестало соблюдаться, и решающим фактором стала вооруженная сила и смелость самого шамхала. Наглядно этот процесс иллюстрирует междоусобица, вспыхнувшая после смерти Хасбулат - шамхала, который был бездетным. Согласно обычаю его преемником должен был стать двоюродный брат Мехти по прозвищу Ширданчи, который являлся владетелем Бойнака и обладавший титулом крым - шамхала. Но шамхал Хасбулат, обиженный на двоюродного брата за развод с его родной сестрой, еще при жизни своей стал готовить в преемники своего племянника Баммата по прозвищу Тишнек. В 1765 г. началась междоусобица, в которой активное участие приняли и другие владения Дагестана, в частности, Акушинский союз. В конечном итоге шамхалом был провозглашен сын Мехти Шиданчи Муртузали, с которым под влиянием шамхальских беков был вынужден примириться и Тишнек Баммат .

Довольно интересная ситуация возникла в шамхальстве еще в начале XVIII века. В 1719 г. один из Тарковских владетелей Адиль - Гирей изгоняет из Тарков Амолата-шавкала, а из Бойнака своего брата Муртазали, обвинив их в проиранской ориентации. Отстранив таким образом законного шамхала от власти, Адиль-Гирей сам занял его место. По свидетельству русских источников, Адиль-Гирей в Тарках «живет князем и владеет над всеми кумыками»3. Затем он добивается от русского правительства признания его шамхалом. Однако дальнейшая деятельность Адиль-Гирея, как известно, привела к ликвидации шамхальства русским правительством . Лишь только в 1734 году достоинство шамхала и все его титулы были восстановлены завоевателем Надир - шахом5.

Органы власти и управления

Вслед за беками шли чанки - дети феодальных властителей от их браков с представительницами низших сословий. Они также делились на две группы: чанка - беков и просто чанков. Чанки второй категории чаще всего не имели в своей зависимости поселян и владели на правах узденей в составе сельских обществ участками земли и наравне с прочими жителями пользовались общественными угодьями. Чанка - беки же, согласно шамхальским адатам, обладали почти теми же правами, что и уланбии (беки из рода шамхалов).

Низшую ступень феодалов составляли первостепенные уздени, которые в шамхальстве именовались уллу - узденями. В документах XVII - XVIII вв. они упоминаются как «лучшие», «добрые», «почетные» уздени.

Большую часть населения составляли лично свободные уздени -общинники, подразделявшиеся на ряд категорий: второстепенных уздений, догерек - узденей, адат - узденей. В источниках за указанный период они именуются «средние и черные люди». Отметим, что, несмотря на отдельные ограничения для той или иной категории узденей, все они фактически пользовались одинаковыми правами.

Зависимые крестьяне назывались чагарами, которые подразделялись на две категории: первостепенных и второстепенных. Они должны были выполнять в пользу владельцев ряд установленных адатами повинностей, главной из которых являлась отработочная рента - булка. Самую низшую ступень в сословной дифференциации занимали кулы - рабы. Первоначальным источником появления кулов, несомненно, были военнопленные - «ясыри». В дальнейшем в более поздний срок ясыри покупались кумыками у горцев. В шамхальстве не было компактного поселения рабов отдельными населенными пунктами, как это было в горах Дагестана. Из материалов, относящихся к XVIII веку видно, что кулы имелись у шамхала, беков, знатных узденей, должностных лиц, простых узденей и даже у чагаров.

В шамхальстве имелась и небольшая прослойка людей, называемая казаками. Они не составляли особого сословия. Так назывались люди одинокие, хотя и жившие в своем доме, но безземельные и свободные, которые нанимались на работу за небольшую плату. Иногда они проживали в доме своего работодателя, выполняя различные поручения и, по-существу входили в категорию дворовой челяди у знатного господина. Отдельные упоминания о казаках содержатся в документах XVIII в.

В XVII - XVIII вв. шамхальство продолжало оставаться одним из крупных и влиятельных феодальных владений Дагестана. Отделение от шамхальства земель Засулакской Кумыки, Казикумухского и Мехтулинского владений, дробление части территории на бийлики, конечно же, ослабило это владение и значительно уменьшило его территорию, тем не менее, шамхалы пользовались большим влиянием среди владетелей Северо - Восточного Кавказа.

Шамхальство включало в себя равнинную территорию Прикаспия к югу от реки Сулак до реки Оросой-булак. В его владениях находилась и часть предгорья Дагестана. Согласно источникам шамхальство состояло из двадцати четырех кумыкских селений и двадцати четырех ногайских аулов. Часть территории шамхальства составляли бийлики: Эрпилинский, Бамматулинский, Карабудахкентский, Бойнакский, Губденский. По своему внутреннему устройству бийлики во многом напоминали шамхальство. Правители бийликов пользовались большой самостоятельностью по отношению к центральной власти - шамхалу.

Шамхалы являлись верховными правителями Тарковского владения, возглавлявшими законодательные и совещательные органы власти, руководившими внешней политикой и вооруженными силами шамхальства. Шамхальское достоинство было наследственным, но передавалось не по прямой линии и праву первородства, а переходило к старшему из числа представителей правящей семьи. Причем под старшим понимался не просто старший по возрасту, а тот, кто, находясь в зрелом возрасте, состоял с предыдущим шамхалом в ближайшем кровном родстве и был рожден матерью, принадлежащей исключительно к одному из дагестанских владетельных домов, при этом он должен был обладать целым комплексом личных достоинств. Подобный порядок передачи власти приводил к частым междоусобицам, в которые втягивались многие влиятельные феодальные владетели Дагестана. В XVIII веке наблюдаются попытки шамхалов уничтожить ограничения по передаче шамхальского звания по прямой линии. Этим попыткам противодействовали в первую очередь крым - шамхалы, а затем и все остальные влиятельные кумыкские феодалы.

Влияние того или иного шамхала зависело от того, сколько владетелей было связано с ним договором об одиначестве - союзе. Власть шамхалов была ограничена произволом владетельных беков, среди которых наибольший вес имели правители бийликов и Карачи - беки. Весьма активно проявляло себя и узденство. Однако следует отметить, что, начиная со второй половины XVIII в., наблюдается заметное усиление власти шамхалов. К этому времени им удалось добиться передачи шамхальского звания по прямой линии и в значительной степени подчинить своему влиянию крупных феодалов. Наиболее преуспел в этом шамхал Мехти. Таким образом, можно наблюдать, что проводимая шамхалами на протяжении XVII - XVIII вв. централизаторская политика дает свои результаты к концу XVIII века.

Развитие общественно-экономических отношений породило и соответствующее этому процессу административное управление. В шамхальстве отсутствовал сложный государственный аппарат. Во главе шамхальской администрации стоял визирь, назначаемый шамхалом чаще всего из числа приближенных к нему узденей. Помимо него при дворе шамхала имелся назир, кадиаскер, «ближние уздени», выполнявшие функции послов, приставов, мытников, чашников и т. д. В целом весь штат придворных чинов насчитывал не более двух десятков человек.

В шамхальстве, как и в других владениях Дагестана, судопроизводство основывалось на двух видах законодательства: шариате и адате. По шариату рассматривались тяжбы по наследству, разделу имущества, опеке, продаже и покупке вещей и рабов. По адату же разбирались дела уголовные. Разбор дел по шариату производился кадиями, а по адатам - выбранными от общества стариками. В документах XVIII в. упоминаются «старичьи суды», существовавшие в шамхальстве. В основе адатного судопроизводства лежала присяга с соприсяжниками, которая в XVII - XVIII вв. являлась весьма эффективным способом раскрытия преступлений. Количество назначаемых соприсяжников зависело от характера совершенного преступления.

Похожие диссертации на Шамхальство Тарковское в XVII - XVIII вв. : социально-экономические отношения и политическая организация