Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тебриз в XIII-XVII веках. (Социально-экономическая история города) Онуллахи, Сеидага Мирон оглы

Тебриз в XIII-XVII веках. (Социально-экономическая история города)
<
Тебриз в XIII-XVII веках. (Социально-экономическая история города) Тебриз в XIII-XVII веках. (Социально-экономическая история города) Тебриз в XIII-XVII веках. (Социально-экономическая история города) Тебриз в XIII-XVII веках. (Социально-экономическая история города) Тебриз в XIII-XVII веках. (Социально-экономическая история города) Тебриз в XIII-XVII веках. (Социально-экономическая история города) Тебриз в XIII-XVII веках. (Социально-экономическая история города)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Онуллахи, Сеидага Мирон оглы. Тебриз в XIII-XVII веках. (Социально-экономическая история города) : Дис. ... д-ра исторические науки : 07.00.02.-

Содержание к диссертации

Введение

Глава II. Из историй тебиїза в древности и раннш срвдневековее (до ХШ в.)

1. О датировке и названии города Тебриза..57-68

2. Тебриз в ІХ-ХП вв .68-75

Глава III Тебриз В веках ( Социально-экономичеокое положение города)

I. Экономическая жизнь города

1. Развитие ремесленного производства .76-86

2. Торговля 86-113

Социальная жизнь города

1. Население Тебриза ІІ4-ІІ7

2. Городской строй,социальные отношения и классовая борьба

Глава IV. Тебриз веках

I. Экономическая жизнь города

1. Развитие ремееленного производства ... 172-218

2. Торговля 218-249

Общественная жизнь города

Население, социальные отношения и

классовая борьба в Тебризе 249-324

Заключение 289-293

Библиография

Тебриз в ІХ-ХП вв

Заслуга В«ВфБартольда СОсТОИТ в том, что он внес новое в выявление специфики развития средневековых городов Востока. На основе исследования топографии Самарканда, Бухары и других среднеазиатских городов В.Б.Бартольд установил, что в IX-XE веках происходил процесс перемещения центра городской жизни из старых аристократических

Фундаментальное исследование социально-экономической истории средневекового Азербайджана и Ирана связано с именем видного советского востоковеда профессора И.П.Петрушевокого. Основываясь на анализе многообразных источников, он вслед за В.Бартольдом приходит

-Однако критическое изучение трудов средневековых авторов показывает, что уровень экономического развития Тебриза данного периода не был стабильным. В исследуемое время в экономике города подъем чередовался с упадком. Шттересную попытку в этом направлении предпринял О.А.Эфендиев142..

Большую научную ценность представляет капитальная и глубоко содержательная монография академика А.А.Али-заде, посвященная аграрному вопросу, общественным отношениям, одним словом, проблемам социально-экономической и политической истории Азербайджана. На основе богатого фактического материала А.А.Али-заде разработал периодизацйю экономической жизни Азербайджана в ЖПІ-Х1У веках ,которая в общем совпадает с различными этапами в экономике Тебриза. Конечно же, это произошло не случайно, так как в то время Тебриз стал политическим и экономическим центром не только Азербайджана и Ирана, но и всего государства Ильханидов. Совершенно справедливо академик А.А.Ализаде приходит к выводу, что,несмотря на перенос столицы из Тебриза в Султанийю в период правления Ольджайту Султана Му 144 хаммеда (I304-I3I6), Тебриз не утратил своего прежнего значения ,

Б работах, посвященных непосредственно истории азербайджанских городов, многие авторы затрагивают и вопросы социально-экономического положения Тебриза в изучаемую эпоху. В частности, эти вопросы затронуты А.П.Новосельцевым в статье "Города Азербайджана и Восточ 145 ной Армении в ХШ-ХУШ вв."

Проблемы ремесленного производства и торговли исследуются в работе М.Х.Гейдарова, в которой автох приходит к ряду интересных научных выводов. Он, в частности, приводит материалы, рассказывающие о роли производства и торговли в развитии различных средневе 146 ковых городов Азербайджана, в том числе и Тебриза .

Несмотря на большое научное значение истории развития торговли в Тебризе и его роли в экономике страны в исследуемый период эти вопросы еще не стали объектом самостоятельного углубленного изучения. Правда, в ряде трудов и статей советских востоковедов, посвященных как караванным путям, проходившим по территории Азербайджана, вопросам его внутренней и внешней торговли, таможенной системы и ряду других, попутно рассматриваются в той или иной мере вопросы состояния и развития торговли в Тебризе. В их числе мож 147 148 149 но назвать работы Е.С.Зевакина1 , М.М.Альтмана , А.Н.Гусейнова , С.Б.Ащурбейли , Ф.М.Алиева , М.Х.Гейдарова , М.Х.Шарифли иГ.А.Далили 4 Ф.М.Алиев справедливо отмечает, что даже в период временного нахождения Азербайджана под властью иранского государства Тебриз не только не утратил своего значения как торгового центра, но даже 155 оставил далеко позади в этом плане столицу Ирана - Исфаган Вопросы состояния торговли Б некоторых городах Азербайджана, в том числе и Тебризе, вкратце затронуты в трудах русского ученого 156 АЛ.Шцаковского, исследовавшего русско-иранские торговые отношения, 157 1 58 а также советских востоковедов-Ж.П.Фехнера и Н.Г.Кукановой .

Одну из основншс групп источников исследуемого периода составляй нумизматические материалы. Как и в ряде других городов средневекового Азербайджана, в Тебризе время от времени также чеканились монеты. Б целях выяснения рада экономических проблем изучаемого периода диссертанттопользовал труды Е.А.Пахомова , М.А.Сейфед-дшш , А.М.Раджабли , в которых содержатся интересные сведения о монетах, изготовленных на Тебризоком монетном дворе, их стоимости и др.

Развитие ремесленного производства

Однако впоследствии, в связи с ослаблением движения Бабека, Мxхаммед йбн Баис в 837 г. пригласил в себе в гости в Тебриз Исмой ал-Курди и его соратников, где взял их в плен, а затем отправил халифу ал-4Луутасиму, который выведал у них сведения о военных планах Бабека. Военные действия против Бабека в этот период принимают все бо 60 лее широкий размах .

Тебриз в тот период имел не только важное военно-стратегическое значение, но и был достаточно большим по тем временам городом, который постоянно расширялся и развивался. Однако в 244 г.х. (858-859 гг.) произошло сильное землетрясение, которое разрушило город и превратило его в развалины. Спустя некоторое время город по при 61 казу халифа Мутаваккшгя (842-861) был вновь восстановлен

В конце IX века Тебриз уже превратился в центр ремесел и торговли, а Б середине X века приобрел известность как крупный город.

Ибн Мискавейх, описывая события 330 г.х. (941-942), отмечал, что Тебриз - это большой город, обнесенный крепкими стенами и окруженный лесами и рощами фруктовых деревьев. Он сообщал, что жители города отважны и богаты . Анонимный источник X века "Худуд-ал алем" сообщает, что Тебриз - "небольшой, но очень богатый и благо 63 устроенный город" . В конце X века Тебриз уже упоминается в ряду наиболее крупных городов. Ибн.Хаукал, назвавший Тебриз "прекрасным, благоустроенным городом с большим населением", отмечал, что "там много базаров, идет обширная торговля. "В Тебризе,- писая он,-ткется бесчисленное множество покрывал, равных которым по красоте не найти" . Ал-Мукаддасй (986-1038), касаясь благоустройства Тебриза, писал: "Тебриз -могучий город...мусульмане могут им гордиться.Посередине города проложены арыки, а вокруг много деревьев. ...В центре города высится главная мечеть... необычайной красоты...Тебриз и Мугань - это цветущие сады. Оба они считаются гордостью му -70 65 сульманскйх стран и стран Рихама" .

Гатран Тебризи, отмечая, что в период между двумя землетрясениями 244 г.х,(858 г.) и 434 г.х, (1042 г,-) Тебриз был крупным и благоустроенным городом, центром торговли и ремесел, писал: "В мире не было города прекраснее Тебриза. В городе было много жителей, замечательных мастеров и певцов. Эмир и работники, слуги, ремесленники и торговцы - каждый занимался своим делом. На протяжении двухсот лет этот город гордо возносится к самым небесам, привлекая к себе внимание прекрасными зданиями, постреннными горожанами, благоустроенными дворами, высKкимH заборами. По своему могуществу, богатству, сил и красоте Тебриз не знал себе равных,..Там имелись дома.прекрас 66 ные как райские сады" В результате землетрясения 1042 года в Тебризе погибло 40-50 тысяч.человек. Часть города была полностью разрушена.Крепостная 67 стена, большинство домов и базаров превратились в груду развалин . Таджикский поэт Насир Хосров, побывавший в Тебризе через четыре года после землетрясения и проведший там 24 дня, писал: "Когда я был в Тебризе правителем там был Абу Мансур Вахсудан ибн Мухаммед» Тебриз выглядел большим и благоустроенным городом.Но мне сказали, что после землетрясения часть города была разрушена, а дру 68 гая его часть не пострадала" .

Из сказанного следует,что половина города была полностью разрушена в результате стихийного бедствия, но затем восстановлена. Конечно, за четыре года отстроить Тебриз до прежнего уровня было невозможно, но во всяком случае, он был в какой-то мере восстановлен. Гатран Тебризи пишет,что в результате усилий Вахсудана и его сына город вновь стал благоустроенным и "был лучше обоих Ираков и Хорасана" .

В период правления династии Раввадидов и вплоть до набегов 70 Тогрул бека I Ц038-I063) Тебриз был столицей Азербайджана .Пра -71 витель Тебриза эмир Вахсудан, попав в зависимость от Тогрула,прочитал хутбу, преподнес ему богатые дары и вынужден был затем остав 71 лять у него заложником своего сына . В период правления атабека Шамс ад-Дина Ильдениза (II36-II74) Тебриз был отолицей государства Ильденизидов. Город этот был в II75 72 году передан Джаханом Пехлеваном своему брату в качестве икта . G 582 г.х. ЦІ86-ІІ87), то есть во времена правления в Азербайджане Кызыл-Арслана Тебриз становится еще более крупнш. Он по-прежнему является столицей Азербайджана и считается одним из самых 73 благоустроенных городов не только Азербайджана, но и Ирана . После захвата Кызыр-Арсланом в 1175 году он становится постоянной столицей страны, хотя в отдельные периоды столицей Ильденизидов была и Нахи-74 чевань .

В период правления видного представителя государства атабеков Нусрат ад-Дина Абу Джафар Джахан-Пехлевана (П77-П9I), атабека Абу-бекра (II9I-I2I0) и его брата Узбека (I2I0-I225) Тебриз как столица государства получил значительное экономическое развитие. Видный советский ученый З.М.Буниятов отмечает,что период правления атабеков был годами расцвета для азербайджанских городов. В Нахичевани, Бай 75 лакане, Тебризе и Шемахе насчитывалось до ста и более тысяч жителей .

Йакут Хамави, побывавший в Тебризе в 610 г.х. (I2I3-I2I4), писал: "Тебриз - один из известных городов Азербайджана. Население его велико. Город окружен высокой стеной из кирпича и гажи. Окрестности этого прекрасного и благоустроенного города сплошь в садах. Цены на фрукты здесь очень низкие...В этом городе изготавливаются и выво-зятся в страны Востока и Запада шелковые и златотканые ткани, атлас" Таким образом, период о конца IX и до середины XI века был отмечен развитием экономики Тебриза. И хотя последовавшие феодальные междоусобицы нанесли ей серьезный удар, в период правления Ильденизидов Тебриз оставался одним из крупных городов Азербайджана.

Городской строй,социальные отношения и классовая борьба

Точные сведения о населении Тебриза и других городов Азербайджана в изучаемый период отсутствуют. Какими-либо данными о переписи населения в средние века мы не располагаем. Ввиду этого мы попытаемся на основе некоторых сведений первоисточников и описаний путешественников хотя бы ариблизительно определить, каким было тогда население города.

К.середине ЗСЕ века население Тебриза было довольно значи 151 тельным,.о чем, в частности, пишет Катран Тебризи. . Источники сообщают,что в результате землетрясения 1042 года здесь погибло примерно 40-50 тысяч человек.И хотя такая цифра кажется преувеличенной, можно не впадая в большую ошибку, утверждать,что в то время население Тебриза составляло около ста тысяч человек. В период правления Шамс ад-Дина Ильдениза (II36-II74), когда.Тебриз стал. столицей, население города, несомненно, увеличилось. Академик З.М. БуниятоБ называет Тебриз этого.периода в числе городов о населени 152 ем свыше ста тысяч человек . Автор "Аджаиб ад-дунйа" по этому поводу пишет: "В этот период Тебриз становится весьма известным . городом, сюда стекается очень много ладей" . Этому способствова ло превращение города в столицу страны, развитие здесь ремесленного производства и торговли. Однако в начале ХШ века при Джалал ад-Дше Хорез-ахе население города сильно уменьшается, а в 1265 году в период правления Абага-хана, когда он,вновь становится столицей, оно опять начинает постепенно расти. Аргун заложил на западе Тебриза в местности, носящей название "Шам" или "Шанб\ город Аргунйййе, Рашид ад-Дин сравнивал ебриз по количеству населения с Египтом, а Аргуниййе- с Каиром

В 671 г.х. (1272-1273) в Тебризе в результате нового земле -115-трясения было разрушено много здании и погибло большое число жителей. Однако некоторое время спустя город вновь застраивается и население его опять начинает расти. В 1294 году Рашид ад-Дин назвал Тебриз городом с многочисленным населением, а Вассаф - "ма-леньким Жгйптом" .

В тот период протяженность тебризокой крепости равнялась шести тысячам шагов. Учитывал рост населения города, Газан-хан довел ее до 27 км. Еще то дого, как Газан-хан начал строить городскую стену, за ее пределами располагались тысячи домов, что также свидетельствует о значительном росте населения Тебриза. По данным Хавдуллаха Казвини, территория города при Газан-хане выросла в четыре раза, а по свидетельству Васоафа на.54 тысячи шагов (4,5 фарсанга - 27 км) , то есть в девять раз. Если считать,что в период, когда протяженность Тебриза достигала шесть тысяч шагов численность его населения была 60 тысяч человек, то в период,когда территория его увеличилась в 9 раз, можно полагать,что население города составляло примерно 550-600 тысяч человек. В Раб-и

Рапшди, построенном Рашид ад-Дшюм в.пределах городской террито 157 рий, имелось тридцать тысяч домов . Если считать,что в каждом доме проживало по три человека, то получается,что население Раб-и Рашиди приблизилось к 90 тысячам. Если прибавить к этой цифре и население Шам Газана, то опять-таки получается,что в начале

Упадок государства Ильханидов и непрекращающиеся феодальные междоусобицы не могли не привести к сокращению тебризско.го населения. В результате эпидемии холеры, вспыхнувшей в городе в 1369 году, здесь,, по сведениям Хафиза Абру, погибло триста тысяч человек. Однако население города было настолько велико,что это не слишком сказалось на его численности . Если даже предполо-жить,что Хафиз Абру преувеличил число жертв холеры вдвое и,что -ни -116 ооотавляли менее половины населения города, то и в этом случае получается,что в тот период в Тебризе проживало не менее 300 350 тысяч человек.

Б разные периоды население города,сокращалось в.результате массовых переселений. Например, в 768 г.х. (I366-I367), когда Ширваншах Кавуо дважды нападал на Тебриз, значительное число жи 160 телей города переселилось в Карабах и Ширван .

В сражениях за Тебриз в 80-х годах.ПУ века большое число 161 жителей погибло, многие попали в плен .Во время нападения Тох тамыша на Тебриз (4 января 1386 года) погибло 10 тысяч человек и 100 тысяч было взято в плен. В голодные годы, наступившие спустя II лет, десять тысяч человек погибли, а многие были вынуждены покинуть город.

Клавихо,бывший в Тебризе в 1403 году, отмечает,что в нем проживало тогда двести тысяч семей . А.иранский ученый Абуль-касим Тахирл, привода эту цифру, отмечал, что каждая семья в среднем состояла из четырех человек, и делал отсвда вывод, что всего в Тебризе тогда проживало 800 тысяч человек. При этом он отмечал, что численность населения оставалась неизменной и на протяжении последующих 50-60 лет. С ним соглашается и Мухаммед Джавад Машку1 . И.П.Петрушевский пишет, что если, данные Клави хо верны и что при этом в каждой семье было по пять человек, то можно утверждать,что население Тебриза составляло около миллиона Ведь,как отмечалось выше, в конце Х1У-начале ХУ века население Тебриза значительно сократилось и не могло превышать 150-200 тысяч человек. Даже Контарини, побывавший в городе в 1474 г.,писал: "Тебриз - большой город. Однако, мне кажется, что население его невелико"

Развитие ремееленного производства

Джаме отлил орудие .И когда кызнлбаш вели войну против лрави рнй отлші для них несколько пушек. Фазли Иофагаш пишет, что насаду с румлинокишй иофаганскйми стрелками из ружей, Шейхи Топчибаши во время боя вел огонь из пушки .То,что имя тебризского мастера по отливке орудий впервые встречается в исторических источниках лишь в 1529 году, вовсе не означает,что до того времени в Тебризе не изготавливали или не умели изготавливать пушек. Ведь и само имя мастера Шейхи Топчибаш означает, что он возглавлял,руководил мастерской или же цехом по отливке артиллерийских орудий (по крайней мере, об этом свидетельствуют составные части его имени - шейх - глава, начальник, топчибаш - глава топчи, т.е. мастеров по изготовлению пушек).Несомненно и то,что у Шейхи Топчибаш бшш не только ученики, но и учитель. Известно, что искусным мастером по изготовлению орудий был и сын Шейхи Топчибаши.Источники сообщают, что когда шах Тахмасиб I напал на Грузию и окружил несколько крепостей, он приказал привезти свда же Гейдар-бека Аниси Тебризи - сына Шейхи Топчибаши, который отлил на месте несколько орудий

Тебризские ремесленники сыграли важную роль в совершенствовании производства артиллерии. Мастерскими по изготовлению их руководители в Тебризе топчибаши, воспитавшие немало учеников. (/ В 940 Р.х. (I533-I534) во время нападения османской армии 11 на Азербайджан,кизылбаш вели огонь из орудий и ружей .Хасан-бек Румлу пишет: "Ружья несли весть о смерти, а зарбзаны проделыбали дыры в телах противника" с

Сефевидокий правивель Султан Мухаммед Худабенде,осадивший в 158С году крепость Турбеь, приказал доставить туда топчибаши

Бархурдар -196-бека Тебризи, которые должны были на месте отлить орудие.Эти мастера изготовили из 4000 батманов меди орудие весом 2800 батманов, стрелявшее каменными ядрами весом 60-70 батманов , Кази Ах мед Куми называет этих топчибаши "редкими мастерами" 4Но орудия изготавливалисэ нх только на поле иоя. Их отливали . о самом Тебризг.Когда в 1с85 еоду кызылбаши осадили крепость, выстрсенную в ТеиризК турками, 5егризец Мурад-бео Топчибаши за два месяца отлил орудиет Однако из-за холодной покоды и из-за тогоа мто & рма для отливки не высохла как следуетп расплавленная медь вылилась из яормы на немлю. Позже изготовит, пушку поручилмеыну Гейдар-иека Эниса Бархудар-беку, кооорый за 40-50 дней отлил отдаеа стрелявшее Бамнями весом 2к батманов К концу ХЛ века средства перевозки орудий несколько усовершенствовалицу. Правдаа они пока пе были снабжены колесами,потому шранспортировалиса арбами или другими средствами передвижения. у 1585 году таким сьособам били перевеиеса из крепопти Гегярчинлу 1близ Мараги) в себриз пушка "кяллягуш"а итрелявшая каменными ядрами весом до 15 батмановш Эт" орудие было изготовлено в крепости еще при шахе Тахмасибе Iв Шарафхан Бидлисо пишет,что оыла еще пушка, называвшаяся "шахи"Ш которуБи трудом шередвигали десять пар быков а 22 марта 1607 кода по приказу шаха Аббаса І в Шемаху были перевезены четыре пушки. Они были изготовлены в Гяндже пакжб тебризскими мастерами. Искендер Мунши пишет, что орудия бы—

Шемаху, иушки, стрелявшие трщщатиоатмановыми ядрами чсамня-ш), были использованы шемахшщами в боях о турками .В 1635 го-ду, в период правления шаха Оефи, в крепость Иреван были достав даш" изготовленная в Хоех Кроме того, в Иреван для отливки дру— гих орудии приехали іопчиоаши мурад-оек и шуртазакупу-оек лены былиолько орудий, отлитых в исфагане, т также пуш.В 1йол КИ Д 138 -197" Таким образом, факты транспортировки артиллерийских орудий на большие расстояния, приглашение тебризских мастеров для отливки пушек Б Гянджу, Иреван и другие места доказывают, что искусство изготовления этого вида огнестрельного оружия в Азербайджане было, развито достаточно хорошо и, несомненно, в этом немалая заслуга принадлежала тебризоким оружейникам,

Тебриз продолжал оставаться центром производства артиллерийского оружия даже и при шахе Аббасе I, несмотря на перенос столищ страны Б Исфаган, Известно,что в 1603 году во время боевых действий армии шаха Аббаса I против турок в Иреванокой крепости, топчибаши Бархудар-бек занимался отливкой пушек примерно в 6 км от места боев - в городе Иреване. Он изготовил в городе Иреване две пушки, каждая из которых стреляла каменными ядрами весом в привезены балдаз и несколько орудий . Из Тебриза наряду с топчибаши выезбалм и специалисты, а также вывозилось необходимое сырье и материалы.В году в Шемаху для борьбы с турками по приказу шаха Аооаса из Тебриза было направлено несколько специалистов по отливке пу-шек, необходимое оборудование, свшец, порох и т.д. Одновременно

В том же году Бархурдар-бек по приказу шаха Аббаса I основал в 141 Тебризской крепости пушечную карханэ Тебризокая крепость за короткое время превратилась в настоящую пушечную мастерскую. Силами городских мастеров здесь был создан двухгодичный запас вооружения, в том числе пушки, ружья, порох . .

Иногда тебризские мастера, изготовив форму для отливки орудий, по необходимости перевозили ее в другие города и там изготавливали пушки, В мае 1606 года Бархурдар-бек Тебризи изготов -198 .шгэтшше Фс 143 ленные им в Баргушаде формы отвез в Гянджу и там отлил с их помо- 13 щыо орудия Кроме того, в 1604 году под его руководством были отлиты две пушки "фатх" и "нусрат",стрелявшие камнями весом в сорок батманов, а в I6I0 году - в крепости Думдума- две крупные 144 пушки и балмыз . По сведениям, сообщаемым Джалал ад-Дином MvxaM даалад ад д ухам медом Мунаджимомйезди, в I6II году в течение сорока дней были изготовлены три крупных орудия и один балмыз. Они стреляли соот 145 ветственно I0-, 28- и 30-батмановыми ядрами (камнями) «

Как правило, все орудия изготавливались из меди .Тебриз ские мастера не умели еще отливать из железа очень крупные и длинноствольные пушки. Можно утверждать,что технология производства артиллерийских орудий в Азербайджане была на более низком, неже-1ли в Европе, уровне, 4 июня 1608 года в Исфагане при участии шаха Аббаса I состоялись стрельбы. Здесь демонстрировалось около семисот единиц артиллерийского оружия, которое было захвачено в качестве трофеев у османской армии и в Европе. Призванные по приказанию шаха Аббаса I в Исфаган мастера по производству пушек осмотрели это оружие и были весьма удивлены тем, что они отлиты из железа. Как утверждает Мунаджим Йезди, основной причиной их удивления было то что они до сих пор не знали технологии от Jrt 147 ливки длинноствольных орудий из железа

Похожие диссертации на Тебриз в XIII-XVII веках. (Социально-экономическая история города)