Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция Деканова Марьяна Кабаровна

Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция
<
Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Деканова Марьяна Кабаровна. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Деканова Марьяна Кабаровна; [Место защиты: Сам. гос. ун-т].- Самара, 2009.- 244 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/188

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Праздничная культура россии на рубеже 31-79 XIX и XX вв .

1. Эволюция российского праздничного календаря в конце XIX - начале XX в .

2. Формы дореволюционных российских праздников 60 - 79

ГЛАВА II. Изменение российской праздничной культуры в 1917 г .

1. Основные направления модификации российского праздничного календаря в феврале - октябре 1917 г.

2. Особенности использования праздничных форм в торжествах 1917 г .

ГЛАВА III. Формирование советской праздничной культуры

1. Складывание "красного календаря" 108 - 131

2. Формы советских праздников 132 - 169

ГЛАВА IV. Религиозные и народные праздники в системе советской праздничности

1. Изменение положения традиционных праздников в рамках нового советского календаря. Политика "осовечивания" праздников

2. Судьба традиционных элементов праздничной культуры в 1920- х - начале 1930-х гг .

Заключение 206 - 213

Список использованных 214 - 244

Источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы.

В современной исторической науке одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание исследователей, является рассмотрение социокультурных процессов, имевших место в прошлом и происходящих сейчас в нашей стране Один из наиболее динамичных периодов трансформации Россия пережила с конца XIX в по первую треть XX в Анализ произошедших тогда изменений позволяет продемонстрировать общество в конкретно-историческом контексте, выявить тенденции его развития, показать противоречия мировосприятия человека в переломные периоды Особенное значение в этом плане приобретает изучение изменений в такой области как праздничная культура Напрямую связанная с сочетанием будней и праздников, балансом рабочігх и свободных дней в календаре, трудовой этикой и общественным сознанием, она служит действенным механизмом объединения общества Посредством транслируемых через нее ценностей происходит включение индивида как в структуру социума, так и в его культуру Праздничная культура способствует оформлению национальных, культурных, религиозных, корпоративных и семейных моделей, направленных на самоидентификацию человека, общества и государства

Объектом изучения стала праздничная культура России конца XIX - первой трети XX в, проанализированная на столичном и провинциальном уровне

Предметом исследования являются методы, факторы и особенности трансформации российской праздничной культуры, рассмотренные в контексте социокультурных преобразований

Праздничная культура представляет часть духовной культуры общества и включает совокупность всех видов и форм праздников и праздничных традиций, обрядов и ритуалов, церемоний и обычаев, атрибутов и символов С течением времени она переживает изменения как эволюционного, так и революционного характера Одни ее компоненты, хотя и испытывают воздействие социокультурных процессов, достаточно стабильны, другие обладают большей ориентированностью на новации и в большей степени подвержены изменениям

Подобная двойственность связана с сущностью феномена "праздника", ключевого элемента, формирующего праздничную культуру Праздник - явление, в котором соедішеньї две тенденции возврата, неподвижности и обновлеїшя, дішамики, он одновременно ориентирован на прошлое и устремлен в будущее, праздник ритуали-зирован, обряден, но никогда не сводится к ритуалу или обряду, оставляя место новому, непредусмотренному, свободе проявления и сознательному выбору'

Праздник принадлежит к числу одного из наиболее распространенных слов в языке и культуре, его универсального определения не существует - это явление многогранное и многоуровневое, оно располагается в различных областях, его функции и смыслы меняются в зависимости от угла зрения и задачи применения

Праздник - это антитеза будням, особый мир, противостоящий повседневности и прерывающий стабильное, привычное существование общества, это "хронотоп свободы", независимость от забот и обязанностей, законов и порядков Он имеет непосредственное отношение к сфере досуга, его можно рассматривать как один из примеров взаимодействия людей в свободное время Однако причины его выделения нельзя вывести из "биологической (физиологической) потребности в периодическом отдыхе", праздник - не пустое времяпрепровождение, не просто пере-

1 Некрылова, А Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века / АФ Некрылова.-СПб,2004 -С 3-4

дышка в труде или досуг, "праздник должен получить санкцию не из мира средств и необходимых условий, а из мира высших целей человеческого существования, то есть из мира идеалов Без этого нет и не может быть никакой праздничности"1

В данном исследовании главное внимание сосредоточено на феномене массового праздника, понимаемого как момент торжества, установленного в честь или память какого-либо культового, сакрального события в его мифологическом, религиозном, историческом или политическом осмыслении Посредством символических действий данное событие получает возможность ожить, восстановиться в настоящем Регулярная повторяемость способствует закреплению этого события в календаре, а также кристаллизации его в сознании социума и последующей трансляции через поколения

Хронологические рамки диссертации определяются периодом с конца XIX по первую треть XX столетия Значительный временной охват определил выделение трех этапов трансформации, условно определяемых как "дореволюционный" (конец XIX - начало XX вв ), "февральский" (1917 г) и "советский" (подразделенный на фазы с 1917 г по 1921 г и с 1922 г по начало 1930-х гг)

Территориальные рамки очерчены Средним Поволжьем Основное внимание было сосредоточено на праздничной культуре населения Самарской губернии, для лучшего понимания выявляемых процессов также использовались сюжеты из Симбирской (Ульяновской), Саратовской, Пензенской, Казанской губерний Выбор указанных территорий был обусловлен схожестью условий их существования, однотипностью политического статуса - "провинция", "внутренние окраины Российской империи", общностью исторического прошлого

Для определения соотношения столичных ("центральных") и региональных ("провинциальных") элементов в праздничной культуре и сравнения курсов трансформации привлекались материалы о торжествах в Москве и Санкт-Петербурге (Ленинграде) Это в свою очередь позволяет рассмотреть процесс трансформации, проанализировав его с точки зрения общероссийского и регионального контекста

Степень изученности проблемы

Изучение феномена праздника началось в России в 30-х гг XIX в в рамках зарождения научного интереса к народным песням и сказкам, обрядам и ритуалам, развлечениям и празднествам Продолжили исследование данной области советские ученые, действующие в рамках различных гуманитарных дисциплин С позиций философских и историко-философских категория праздника была рассмотрена А Н Филатовым, В И Брудным, АЛ Белоусовым, Д М Угриновичем, Н М Заковичем2 В данных работах праздник редко выступал в качестве самостоятельного сюжета, он изучался в комплексе с традициями, обрядами и ритуалами, что дало понимание его сущности, исторических и культурных основ, позволило определить типы и виды праздников, охарактеризовать их функции и задачи Рассмотрение праздника как объекта философского анализа было предпринято В А Рудневым, А В Бенифандом, Н Мизовым, К Жигульским3 Синтез наук при анализе феноме-

1 Бахтин, ММ Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса / ММ Бахтин-М, 1965-С 14

1 Филатов, А Н О новых и старых обрядах /АН Филатов - М, 1967, Брудный, В И Обряды вчера н сегодня / ВИ. Брудный - М., 1968, Белоусов, АЛ Праздники старые и новые Некоторые философские аспекты проблемы празднования / А Я Белоусов -Алма-Ата, 1974, Угринович, ДМ Обряды за и против/ДМ Угринович -М, 1975, Закович,Н.М Советская обрядность и духовная культура / Н М Закович -Киев, 1980

3 Руднев, ВЛ Советские праздники, обряды и ритуалы / BA Руднев - Л, 1979, Бенифанд, А В Праздник сущность, история, современность / А В Бенифанд - Красноярск, 1986, Мизов, Н Массовый праздник как общественное явление / Н Мизов - София, 1966, Жигульский, К Праздник и культура. Праздники старые и новые Разлплпления социолога/К Жигульский -М, 1985

на использовал А И Мазаев1 Он произвел философский и литературный экскурс данной проблематики и разработал термины "праздничное время", "праздничное пространство", "праздничное мироощущение" Своеобразным прорывом в изучаемой области стала работа ММ Бахтина Исследуя содержание романа Ф Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", он сформулировал понятие "смеховой культуры", через призму которой разобрал особенности организации и мироощущения европейского карнавала, очертил проблемное поле теории праздника и создал новое направление его анализа Концептуальное определение праздничной культуры было предпринято и в этнографии Опираясь на значительный корпус источников, В И Чичеров, В Л Пропп, В Н Топоров, Л А Абрамян3 определили корни многих праздников, установили исторические основы их выделения, проанализировали сущностные элементы и формы

Параллельно шло накопление фактического материала (этнографического и исторического характера), позволявшего более качественно исследовать аспекты праздничности Например, крестьянские праздники и аграрные традиции были рассмотрены В К Соколовой, Т А Бернштам, М М Громыко4, городская праздничная культура как до-, так и послереволюционная привлекла внимание А Ф Некрыловой, Л А Анохиной, М Н Шмелевой, О Р Будиной5 Особенности традиционной праздничной культуры народов Среднего Поволжья были изучены Е П Бусыгиным, Н В Зориным, Е В Михайличенко, Т И Ведерниковой6

Приоритетным направлением научной деятельности советских авторов являлось изучение революционных праздников и новых праздничных ритуалов и обрядов, возникших в 1920-е г Одни ученые в большей степени акцентировали свое внимание на художественной или музыкальной стороне данных праздников7, другие изучали их с точки зрения культурно-просветительной, педагогической и

1 Мазаев, А И Праздник как социально-художественное явление Опыт историкс-теоретического исследования/ АИ Мазаев -М, 1978

2Бахтин, ММ Творчество Франсуа Рабле к народная смеховая культура средневековья и Ренессанса / ММ Бахтин-М, 1965

3 Чичеров, В И Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI - XIX вв / В И Чичеров - М, 1957, Пропп, В Русские аграрные праздники Опыт историко-этнографического исследования / В-Я Пропп -М, 2000, Топоров, В H Праздник / В Н Топоров // Мифы народов мира Энциклопедия В2т - Т 2 -М, 1980, Абрамян, ЛЛ Первобытный праздник и мифология/JIA Абрамян -Ереван, 1983

' Соколова, В К Весенне-летние календарные обычаи русских, украинцев и белорусов XIX - начало XX в / В К. Соколова. - М , 1979, Бернштам, Т А Будни и праздники поведение взрослых в русской крестьянской среде /ТА Бернштам // Этнические стереотипы поведения — Л, 1985, Она же Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в Половозрастной аспект традиционной культуры — Л, 1988, Громыко, ММ Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века /ММ Громыко - М, 1988, Она же Мир русской деревни -М.1991

5 Некрылова, А Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века / АФ Некрылова. - СПб, 2004, Анохина, JLA Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем на примере городов Калуга, Елец, Ефремов / Л А Анохина, М Н Шмелева. - М, 1977, Будина, О Р Город и народные традиции русских по материалам Центрального района РСФСР / О Р Будина, М Н Шмелева. - М, 1989

' Бусыгин, Е П Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья Историко-этнографическое исследование (середина XIX - начало XX вв) / ЕП Бусыгин, HB Зорин, ЕВ Михайличенко -Казань, 1973, Ведерникова, ТИ Этнография и праздничная культура народов Самарского края / ТЛ Ведерникова. -Самара, 1991

7 Конович, А А Театрализованные представления и обряды в СССР / АЛ Конович - М, 1990, Лензон, В М Музыка советских массовых праздников / B.M Лензон - М, 1987, Немиро, О В город пришел праздник Из истории художественного оформления советских массовых празднеств / О В Немиро - Л, 1973, Он же Праздничный город Искусство оформления праздников История и современность - Л, 1987, Толстой, В П Искусство, рожденное Октябрем /ВП Толстой//Агитационно-массовое искусство Оформление празднеств 1917- 1932 гт В2т -Т 1 -М, 1984, Шамшур, В В Празднества революции Организация и оформление советских массовых торжеств в Белоруссии / В В Шамшур -Минск, 1989

идеологической работы , третьи пытались представить их как комплексное социальное и культурное явление2 Отличительным признаком этих трудов было использование большого числа источников, с помощью которых стала возможна детализация многих аспектов праздничности Наряду с этим в них присутствовали и такие черты, как тенденциозность в подаче материала, политизация оценок, идеализация форм и элементов советской праздничной культуры

Политические перемены конца 1980-х гг существенно повлияли на исследовательский процесс в целом и изучение праздничной культуры в частности Так, знания о народных праздниках, аграрных традициях и обрядах, ранее востребованные исключительно профессионалами, стали необычайно популярными среди рядовых читателей, что повлекло за собой выход большого числа работ как научного, так и публицистического плана Также актуализировались исследования в области изучения дореволюционной праздничности, рассматриваемой через призму столичной и провинциальной культуры3

Устоявшиеся представления о российской праздничной культуре были модифицированы благодаря иностранной литературе Исследования Р Стайтса, Р Уортмана, Дж вон Гелдерна, М Рольфа, П Кенеза, Ф Корни позволяют лучше понять механизмы использования праздника властными структурами4, рассмотрение праздника как одного из важнейших идеологических орудий представлено в работах Ш Фицпатрик, К Петроун, Ш Плаггенборга5

Новые ракурсы рассмотрения праздничной культуры представлены в исследованиях отечественных авторов Разрабатывая широкий круг проблем политической и социальной истории, В В Глебкин, Н Б Лебина, С В Яров, И В Нарский затрагива-

1 Аксенов, В С Организация массовых праздников трудящихся (1918 - 1920) /ВС Аксенов - Л, 1974, Он же Место пролетарских массовых праздников в идейно-политическом воспитании трудящихся (1918 - 1920) - Л., 1975, Жарков, АД Революционные праздники / А Д. Жарков - М.1983, Он же Революционные праздники и их воспитательное значение -М, 1986

2Генкин, ДМ. Массовые праздники / ДМ Генкин - М, 1975, Тульцева, ЛА Современные праздники и обряды народов СССР/Л А Тульцева.-М, 1985

3 Лихачева, О О "Царские дни" и их влияние на религиозную жизнь Петербурга первой четверти XIX века /00
Лихачева // Православие в русской культуре - СПб, 1998 - Вьш 1, Немиро, О В Праздничные заботы Министерства
внутренних дел (середина ХГХ - начало XX в) / ОВ Немиро // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2 -
1999 - № 4, Он же Городские народные празднества в Санкт-Петербурге начала XX века // Сохранение и возрождение
фольклорных традиций Вып 7 Традиционные формы досуга. История и современность - М., 1996, Цимбаев, К.Н
Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России / К Л Цимбаев // Отечественная история - 2005
- № 6, Литягина, А В Праздничная культура горожан Западной Сибири во второй половине ХГХ - начале XX в / А В
Литягина // Города Сибири XVII - начала XX в - Вып 2 - Барнаул, 2004, Гончаров, ЮМ Городские праздники в
Западной Сибири в середине XIX - начале XX века /ЮМ Гончаров // Вестник Томского государственного
педагогического университета. Серия Гуманитарные науки - 2004 -№ 4, Аидриец, ПА Массовые городские праздники
на юге Дальнего Востока России (конец ХГХ - начало XX в) / ГА Андриец // Россия и АТР - 2007 - № 1

4 Стайте, Р Русская революционная культура и ее место в истории культурных революций / Р Стайте //
Анатомия революции 1917 год в России массы, партия, власть - СПб, 1994, Stites, R Revolutionary Dreams Utopian
Vision and Experimental Life on the Russian Revolution / R Stites - N -Y, 1989, Stites, R Festival and Revoluthion The Role
of Public Spectacle in Russia, 1917-1918 / R. Stites //Esseys on Revolutionary Culture and Stalinism - Columbus, 1990, Stites,
R. Russian Popular Culture Entertainment Since 19001R Stites - Cambridge, 1992, Уортман, P С Сценарии власти Мифы и
церемонии русской монархии В 2 т - М, 2002, Geldem, J Bolshevik Festivals, 1917 - 1920 I 1 VonGeldem -
Berkeley, 1993, Рольф, M Советский массовый праздник в Воронеже и Центрально-Черноземной области России (1927 -
1932) / М Рольф - Воронеж, 2000, Он же Советские массовые праздники - М, 2009, Kenez, Р The Birth of the
Propaganda State Soviet Methods of Mass Mobilization, 1917 - 1929 / P Kenez. - Cambridge, 1985, Corney, F Telling
October Memory and the Making of the Bolshevik Revolution IF Comey - Ithaca, 2004

5 Фицпатрик, Ш Повседневный сталинизм Социальная история Советской России в 30-е годы город /
Ш Фицпатрик-М, 2008, Она же Сталинские крестьяне Социальная история Советской России в 30-« годы деревня -
М, 2008, Petrone, К Life Has Become More Joyous, Comrades Celebrations in the Time of Stalin IК Petrone - Bloomington,
2000, Плагтенборг, Ш Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и
эпохой сталинизма/Ш Плагтенборг -СПб, 2000

ют также вопросы, связанные с формированием "красных" торжеств и сохранением в советском быту традиционных праздников и старых привычек1

Отдельные региональные аспекты праздничной культуры получили свое отражение в работах этнографов, историков культуры и специалистов по истории повседневности Например, темы отдыха, досуга, праздничных обычаев жителей Казани в XIX - XX вв рассмотрены Е А Вишленковой, С Ю Малышевой, А А Сальниковой Дореволюционная повседневность городов Поволжья исследована О В Гончаровой3 Изменения уклада, образа жизни и мировоззрения горожан (на примере Симбирска) и сельчан (Пензенская губерния), начавшиеся после Октябрьской революции и ускоренные гражданской войной, проанализированы М А Бравиной и Л В Лебедевой4 Однако, во всех этих работах феномен праздничной культуры является лишь дополнительным сюжетом, необходимым для характеристики различных политических или социокультурных процессов

Конкретные вопросы формирования советской праздничной культуры, проанализированные с учетом новых научных положений, отражены в работах С Ю Малышевой5 Внимание данного автора также обращено и на рассмотрение проблем отечественной и зарубежной историографии раннесоветского праздника6 Данные направления развивают в своих работах и такие ученые, как А Н Кислицына, М А Мордасова, И Н Котылева7 В отличие от работ советского периода, главным образом концентрировавших внимание на столичных празднествах, эти исследования сосредоточены на рассмотрении проблем региональной праздничности Тем не менее, делая акцент на феномене советской праздничности, авторы оставляют за рамками многие аспекты трансформации, изменения российской праздничной культуры

Несмотря на представленное многообразие работ, выполненных в различных отраслях науки, но посвященных одной проблематике, следует констатировать, что изучение особенностей трансформации российской праздничной культуры в конце XIX — начале XX в редко оказывалось в центре научного внимания Главным образом ученые концентрировали свои усилия на изучении таких аспектов праздника, как

'Глебкин, В В Ритуал в советской культуре / В В Глебкин - М, 1998, Левина, НБ Повседневная жизнь советского города- Нормы и аномалии 1920 - 1930-е годы / H Б Лебина. - СПб, 1999, Яров, С В Крестьянин как политик. Крестьянство Северо-Запада России в 1918-1919п* политическое мышление и массовый протест/С В Яров - СПб, 1999, Он же Пролетарий как политик Политическая психология рабочих Петрограда в 1917— 1923 гт — СПб, 1999, Он же Конформизм в Советской России Петроград 1917 - 1920-х годов - СПб, 2006, Нарский, И В Жизнь в катастрофе Будни населения Уралав 1917-1922 гг /ИВ Нарский -М,2001

1 Вишленкова, ЕЛ Культура повседневности провинциального города Казань и казанцы в XIX — XX вв / ЕЛ Вишленкова,СЮ Малышева, АЛ Сальникова.-Казань, 2008

3 Гончарова, О В Повседневная жизнь провинциального российского города на рубеже XIX - XX вв (на материалах Нижнего Поволжья) / О В Гончарова. Автореф насоиск учен степ канд ист наук.-Астрахань, 2007

4Бравина, МЛ Повседневная жизнь Симбирска в условиях революции и гражданской войны (1917—1922 гг) / М А Бравина. Автореф диссерт на соиск. учен степ канд. ист наук - Чебоксары, 2008, Лебедева, Л В Повседневная жизнь пензенской деревни в 1920-е годы традиции и перемены / Л В Лебедева. - М, 2009

s Малышева, С Ю Советская праздничная культура в провинции пространство, символы, исторические мифы (1917 - 1927) /СЮ Малышева. - Казань, 2005, Она же Трансформация праздничного календаря в Татарстане в 1920 -1930-е годы // Линии судьбы - М, 2007, Она же Мифологизация прошлого советские революционные празднества 1917-1920-х годов //Диалоги со временем Память о прошлом в контексте истории. -М, 2008

'Малышева, СЮ Праздничная культура российской революции в современной зарубежной историографии советские "революционные празднества11 1917 - 1920-х годов /СЮ Малышева // Clio Moderna. Зарубежная история и историография -Вып 3 - Казань, 2002, Она же Раннесоветская праздничная культура (1917- 1920-е гг) основные этапы и тенденции изучения // Вестник молодых ученых Серия Исторические науки - СПб, 2003 - № 4

'Кислицына, АН Массовые праздники в Петрограде в 1917- 1922 гг (История организации и проведения) / АН Кислицына. Автореф насоиск учен степ канд ист наук.-СПб, 1999, Мордасова, МА Праздничная культура Южного Урала в 1917 - 1941 гт / М А Мордасова. Диссерт на соиск учен степ канд. ист наук. - Челябинск. 2005, Котылева, ИН Праздничная культура Европейского Северо-востока России в 1918г - начале 1930-х гг / ИН Котылева. Диссерт насоиск учен степ канд ист наук-Сыктывкар, 2005

оформление и организация, историческая, философская и культурологическая сущность, анализировали его как отдельную единицу и рассматривали соответственно либо только дореволюционные праздники, либо только советские Но при этом мало затрагивались интереснейшие моменты сосуществования и "напластования" разновременных праздников и праздничных ритуалов Исключение в этом плане представляют работы Е В Душечкиной, проследившей традиции празднования Нового года и Рождества, и Е Э Келлер, представившей обзор Санкт-Петербургских (Ленинградских) торжеств1, примером анализа регионального аспекта изменений праздничной культуры являются исследования А В Фроловой2

Суммируя вышесказанное, необходимо отметить, что накоплен огромный массив знаний о феномене праздника и праздничной культуре Это позволило подвергнуть анализу следующие аспекты проблематики природа и сущность праздника, оппозиция будней и праздников в повседневной жизни, структура и содержание мероприятий, истоки формирования праздников и связанных с ними обрядов и ритуалов, особенности существования праздника в рамках традиционной и массовой культуры Кроме того, были предложены варианты определения понятия "праздник", выявлены функции и значения праздника и праздничной культуры, созданы варианты их классификации и типологии

Между тем, историческое рассмотрение праздничной культуры Среднего Поволжья дореволюционного и советского периода, как в статике, так и в динамике, а также изучение особенностей ее трансформации все еще остается вне поля зрения ученых

Цель исследования заключается в изучении и комплексном анализе трансформации российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в, выявлении основных факторов, направлений, этапов, механизмов и тенденций этого процесса, реализовавшихся в центре и провинции

Исходя из поставленной цели, задачи исследования состоят в следующем

- дать общую характеристику российской праздничной культуры конца XIX
- первой трети XX в ,

-реконструировать картину провинциальной праздничной культуры на материале праздников и праздничных традиций народов Самарской губернии и шире Среднего Поволжья,

проследить процесс трансформации праздничной культуры России в конце XIX - первой трети XX в в центре и на местах, уделив внимание общим и особенным чертам ее изменения,

выделить этапы трансформации российской праздничной культуры, обосновать их периодизацию и установить специфику каждого этапа,

выявить основные элементы праздничного календаря и дифференцировать структуру государственных, гражданских, религиозных, традиционных и иных праздников, существовавших в России в рассматриваемую эпоху,

-раскрыть содержательные элементы и формы праздничных мероприятий, продемонстрировать соотношение общегосударственных, региональных и локальных элементов праздничности в жизни городского и сельского населения Среднего Поволжья и проследить их эволюцию,

' Душечкина, Е В Русская елка История, мифология, литература /ЕВ Душечкина. - СПб, 2002, Келлер, Е Э Праздничная культура Петербурга Очерки истории / Е Э Келлер -СПб, 2001

2 Фролова, А В Изменение игрового календаря детей и молодежи в XX в / А В Фролова // Культурология традиционных сообществ - Омск, 2002, Она же Трансформация праздничной культуры русских Архангельского Севера в XX - начале XXI в // Этнографическое обозрение - 2006 - № 6, Она же Праздники русских Архангельского Севера в XX-начале XXI века (традиции и инновации) Автореф диссерт насоиск.учен степ канд истор наук -М,2006

-определить главные направления и механизмы формирования советской праздничной культуры, показать содержание и структуру "красного календаря", рассмотреть особенности новых пролетарских, революционных торжеств, праздничных традиций и обрядов, появившихся после октября 1917 г ,

-выяснить положение и судьбы традиционных (народных и религиозных) праздников, обрядов, ритуалов и праздничных форм в советский период

Источниковая база включает в себя обширный комплекс разнообразных по типам и характеру материалов

Первую группу источников составили законодательные и нормативные документы центральных и местных органов власти Они позволяют проследить эволюцию праздничной культуры на официальном уровне, показать правовые формы регуляции праздничности, действовавшие в изучаемое время в Российской империи и Советском государстве1

В основу диссертационного исследования были положены документы и материалы, извлеченные из более 30 фондов центральных и региональных архивов

Складыванию представлений о трансформации российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в помогло изучение дел центральных государственных органов власти Российской империи, Временного правительства, Советского государства, собранных в Государственном архиве Российской Федерации и Российском государственном архиве социально-политической истории Исследование также базировалось на документах, законодательных и испочни-тельных, а для советского периода еще и партийных органов власти, отложившихся в фондах таких архивов, как Центральный государственный архив Самарской области, Самарский областной государственный архив социально-политической истории, Государственный архив Ульяновской области

Тематические сборники литературы, включающие в себя разнообразные материалы (сценарии, программы, пособия и очерки), сопровождавшие подготовку и проведение того или иного торжества, составили следующую группу источников В дореволюционной России публикации подобного рода получили распространение в конце XIX - начале XX в на волне инициируемой властью "юбилееманин" В этот же период появляются и брошюры, посвященные истории рабочих праздников и революционных традиций, но влияние их на общество было невелико, в силу малой распространенности и нелегальности

В советское время праздничные сборники выходили регулярно и имели солидные тиражи Любое торжество революционного "красного календаря" (Перво-май, Октябрьские годовщины, Международный женский день, остальные празднества) имело собственную и весьма вігушительную библиотеку

К выделенной группе источников относятся и первые теоретические работы, посвященные проблеме советской праздничности Их авторами были люди, которые в силу своих обязанностей занимались созданием "революционной" культуры В своих статьях они выступали не только в роли художников, которые старались обрисовать увиденные мероприятия, или большевистских пропагандистов, рассказывающих о преимуществах нового строя и власти, но и как ученые, всесторонне рассматривающие феномен праздника2

'Свод законов Российской империи В 16 т - T 14 - СПб, 1890, Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительств) ющем Сенате - СПб, 1904, Декреты Советской власти - Т 1 25 октября 1917г -16марта 1918г,-T 2 17марта-Юмая 1918г,-T 4 10ноября 1918-31 марта 1919г -М, 1957- 1968

2 Пиотровский, А И За советский театр' / А И Пиотровский - Л, 1925, Массовые празднества. Сборник комитета социологического из>чения искусств -Л, 1926, Рюмин, Е Массовые празднества / Е Рюмин -М , Л , 1927, Цехновицер, О Демонстрация и карнавал К десятой годовщине Октябрьской революции / О Цемювицср - М , 1927, Он же Празднества Революции Л, 1931

В четвертую группу источников вошли публицистические произведения государственных и общественно-политических деятелей (в основном советской эпохи) Главными создателями и идеологами "красной" праздничной культуры являлись А В Луначарский, Н К Крупская, П М Керженцев, Е М Ярославский1 Что же касается признанных лидеров партии ВИ Ленина, ЯМ Свердлова, М И Калинина , они не только определяли концептуальные основы новой праздничности и внимательно следили за процессом трансформации старой, традиционной, а также лично участвовали во многих торжествах, выступали на митингах, принимали демонстрации, военные и гражданские парады Тексты их выступлений тиражировались в печати и составляли значительную массу "праздничной литературы", распространяемой по всей стране накануне "красных" календарных дат Применение источников данного типа позволяет показать конкретные механизмы включения феномена праздника в политическую структуру и использования его в агитационно-пропагандистских целях

Отдельным видом источников является периодическая печать Обращаясь к публикациям центральных ("Известия ВЦИК", "Правда") и местных средств информации ("Волжское слово", "Городской вестник", "Голос Самары", "Самарские губернские ведомости", "Самарская газета" - газеты Самары дореволюционного периода, "Приволжская правда", "Коммуна", "Серп и молот", "Солдат, рабочий, крестьянин", "Пролетарский путь"- издания Самары и Симбирска советского периода), было получено большое количество ценных фактов Так, именно в газетах анонсировались программы и сценарии торжеств, давались рекомендации по их организации и проведению, публиковались лозунги и поздравительные адреса, выходили праздничные отчеты и репортажи "с мест", наблюдения за бытом и праздничным досугом

"Голос времени" можно "услышать", обратившись к такому виду источников, как дневники, письма, воспоминания, мемуары Использование документов личного характера позволяют "расцветить" историческое полотно, приблизив и "персонифицировав" события, сделав их более понятными для читателя

В диссертации использовались также фольклорные материалы, составившие седьмую группу источников К их числу относятся песни и частушки, пословицы и поговорки, этнографические описания архаичных обрядов, ритуалов и праздников XIX в, а также их остатков, сохранившихся в народной культуре и в XX в Все эти сведения дают возможность понять основы российской ментальное, воплощенной в такой области, как праздничная культура

Совокупность используемых источников позволяет с достаточной долей объективности выяснить особенности процесса трансформации российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX вв

Методологической основой диссертации стал многофакторный подход, в контексте которого происхождение и развитие праздников и праздничных обрядов, ритуалов и традиций, а также процесс трансформации российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в рассматривается как результат парал-

1 Луначарский, А О народных празднествах / А В Луначарский // Организация массовых народных празднеств - М, 1921, Он же Первое мая 1926 года - М, 1926, Он же Десятилетие революции и культура - М., 1927, Он же Воспоминания и впечатления - М., 1968, Крупская, НХ 8 марта Международный женский день / HK Крупская -М., 1928, Она же Великая годовщина. - М, 1928, Керженцев, П М Революция и театр / П М Керженцев - М, 1918, Он же Творческий театр Пути социалистического театра. - М, 1919, Ярославский, Е На антирелигиозном фронте Сборникстатей,докладов,лекцийициркуляровзашестьлет(1919-1925)/ЕМ Ярославский -М,1925

1 Ленин, В И К 8 марта /ВИ Ленин - М, 1924, Он же К годовщинам Октябрьской революции 1918 - 1922 -М, 1976, Он же Первое мая в России-М, 1925, Калинин, МИ Статьи и речи 1919-1935/МИ Калинин -М, 1936, Свердлов, ЯМ Избранные статьи и речи 1917-1919/ЯМ Свердлов -М.1944

лельного и равнозначного влияния факторов общественной жизни - экономического, политического, религиозного, идейного, психологического и иного характера

Методами исследования стали метод системно-исторического анализа, диахронического сравнения, историко-генетический и сравнительно-исторический Первый из выбранных методов позволяет рассмотреть феномен праздничной культуры комплексно и изучить его с разных сторон, учитывая такие его структурные элементы, как праздничный календарь, типы и формы праздника, он дает возможность ответить на вопросы, каким образом возник данный феномен, какие этапы развития прошел, каковы его исторические перспективы

Метод диахронического сравнения, применяемый для сопоставления одного и того же элемента в разные периоды существования, приводит к выявлению закономерностей, особенностей и деталей, присущих праздничной культуре России конца XIX - начала XX столетия, как в качестве отдельной самостоятельной единицы, так и в качестве составной части культуры страны

Если диахроническое сравнение позволяет выявить сущность и характер произошедших изменений, то применение историко-генетического метода, предполагающего установление специфики формирования тех или иных явлений и событий через сопоставление с аналогичными структурами более ранними по времени существования, способствует выявлению динамики социокультурных трансформаций, рассматриваемых через призму изменения основ и компонентов праздничности

Сравнительно-исторический метод, применяемый в комплексе двух его противоположностей индивидуализирующей, позволяющий рассмотреть единичное и особенное в факте и явлении, и синтетической, дающей возможность провести логическую нить рассуждения к выявлению общих закономерностей, позволил сопоставить формы и типы праздников, существующие в разные исторические эпохи в разных регионах страны

Новизна диссертации состоит в том, что она представляет собой первое историческое исследование, реализованное в рамках многофакторного подхода, в котором комплексному анализу подвергнут феномен российской праздничной культуры На основании обширного круга разноплановых исторических источников изучены различные праздники и праздничные традиции, обряды и ритуалы, выявлены этапы, направления и механизмы их изменений, рассмотрены условия, обстоятельства и тенденции данных преобразований, осуществленные в рамках социокультурных реформ, проходивших в конце XIX - первой трети XX в Все это дает возможность впервые показать длительный и сложный процесс трансформации праздничной культуры как целостный и последовательный Новгоной отличается и рассмотрение проблемы сосуществования в культуре разновременных и разноплановых праздничных традиций Кроме того, впервые в отечественной историографии на материале Среднего Поволжья и конкретно Самарской губернии предпринята попытка реконструировать феномен провинциальной праздничной культуры и продемонстрировать особенности процесса ее трансформации

На защиту выносятся следующие положения

1 Трансформация праздничной культуры является одной из наиболее важных составных частей процессов социокультурных преобразований, происходивших в России в конце XIX - первой трети XX в Процесс трансформации российской праздничной культуры хронологически можно разделить на три этапа "дореволюционный" (конец XIX - начало XXв), "февральский" (1917 г), "советский" (1918 - начало 1930-х гг), последний этап, в свою очередь, подразделяется нафазы-с 1917 г по 1921 г ис 1922г по начало 1930-хгг

  1. Развитие российской праздничной культуры на первом этапе трансформации в конце XIX - начале XX в проходило эволюционным путем Параллельно с постепенным изменением религиозных, традиционных и государственных праздников и праздничных форм шло формирование новых элементов праздничности появляются новые типы (городской, общественный, литературно-просветительный, пролетарский, политический) и новые формы праздников (театрализованные постановки, маевки, демонстрации)

  2. Дореволюционный праздничный календарь и культура народов Среднего Поволжья обладали целым рядом отличительных черт, связанных с многонациональным и многоконфессиональным характером региона Изменение праздничности происходило под влиянием столичных образцов, с легким отставанием и определенной вариативностью внедряемых элементов

  3. Свержение самодержавия и последующие за этим кардинальные преобразования всех сфер общественной жизни также повлекли за собой и активные изменения в праздничной культуре, как на центральном, так и на региональном уровне Главной отличительной чертой "февральского" этапа трансформации была его синтетичность В это время, как сами праздники, так и применяемые праздничные формы строились с использованием самых разнохарактерных структур царских и официальных государственных торжеств и народных празднеств, светских общественных и, естественно, революционных мероприятий Кроме того, на данном этапе происходит упраздните одних и появление других праздников, легализация ранее запрещенных торжеств и праздничных форм, появление новых ритуалов и символов, а также начинается активная политизация общественного досуга, выразившаяся и в политизации праздничной культуры

  4. В течение следующего этапа трансформации под влиянием целенаправленных действий советских властей происходит кардинальная смена привычных основ праздничной культуры формируется новый "красный календарь", доминантное положение в программах и сценариях праздников получают находящиеся ранее на периферии формы, имеющие политическую основу (демонстрации, митинги, собрания и их производные), различные элементы и структуры праздничной культуры активно используются в целях агитации и пропаганды, вследствие чего приобретают подчеркнуто политический характер

  5. Одними из наиболее важных направлений трансформации российской праздничной культуры в 1917 - начале 1930-х гг являлись "ломка" привычной календарной матрицы, сокращение численности и идеологическое вытеснение религиозных и народных праздников из повседневной практики, использование приема "осовечивания" празднеств для усиления агитационного воздействия на населения

  6. Для развития праздничной культуры Среднего Поволжья в 1917 — начале 1930-х гг было характерно общее следование задаваемым центром тенденциям Сложные обстоятельства жизни региона в указанный период (гражданская война, крестьянские восстания, хозяйственная разруха, голод, замедленное восстановление экономики) способствовали формированию здесь таких отличительных черт праздничности, как сохранение многих элементов традиционной и религиозной праздничной культуры, отставание в процессе "осовечивания" "старых" и замедленное распространение структур и форм "новых" праздников

Теоретическая значимость работы определяется тем, что собранный в ней материал способствует обогащению и уточнению содержания научных концептов и понятий, вносит вклад в развитие представлений как о феномене праздничной культуры, так и о процессе ее социокультурной трансформации

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов диссертации в преподавании курсов по истории и истории культуры России, специализированных курсов по истории менталыюстн и регионоведению, а также в конкретно-практической работе - архивной практике, краеведческих и этнографиче-ских экспедициях, историко-культурных исследований широкого профиля

Апробация исследования Результаты исследования были представлены на международных и всероссийски конференциях и семинарах "Платоновские чтения" (2005, 2006), "Социальная политика в контексте трансформации российского общества советский опыт, современные реалии" (2007), "1917 год и гражданская война в России новые подходы, документы, взгляды" (2008), "Гражданская война взгляд сквозь десятилетия" (2009) Основные положения диссертации нашли свое отражение в десяти публикациях в научных изданиях, из них две работы - в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ

Структура работы Диссертация состоит из введения, четырех глав (каждая из которых разбита на два параграфа, выделение которых было обусловлено целями и задачами исследования и конкретизировано за счет хронологических рамок), заключения, списка источников и литературы

Эволюция российского праздничного календаря в конце XIX - начале XX в

Актуализировались исследования и в области изучения дореволюционной российской праздничности, рассматриваемой через призму общероссийских тенденций развития, столичной и провинциальной городской культуры .

Значительной вехой в области изучения данной проблематики стал выход этнографических очерков серии "Народы и культуры", объединивших усилия ведущих специалистов в области изучения повседневности (в том числе и праздничной культуры - календаря, народных праздников, аграрных традиций, семейных торжеств) различных народов, проживающих на территории»нашей страны .

Общественный интерес к теме праздничности также подстегнул и переиздания многих "классических" трудов отечественных и зарубежных ученых. Среди последних следует прежде всего упомянуть об изысканиях философов X. Ортеги-и-Гассета, Г. Гадамера, X. Кокса, Р. Кайуа, культурологов И. Хейзинги и М. Элиаде4, этнографа А. ван Геннепа5, давшие возможность показать праздник как многомерный феномен культуры, реализующийся в разных странах через уникальные и типизированные компоненты.

На современном этапе устоявшиеся представления о российской праздничной культуре - царской, революционной и советской, были модифицированы бла годаря ставшей более доступной иностранной литературе. Свой "взгляд со стороны" на указанную проблематику, имеющий очень важное значение для определения истинности того или иного факта, достоверности характеристик и оценок, представляют западные историки с мировым именем. Например, интересные положения о природе революционного праздника, проанализированные на примете торжеств эпохи Великой французской революции, вполне применимые и при изучении российской политической культуры конца XIX - начала XX в., содержатся в книге М. Озуф1. Исследования Р. Стайтса, Р. Уортмана, Дж. вон Гелдерна, М. Рольфа, П. Кенеза, Ф. Корни позволяют лучше понять механизмы использования праздника властными структурами для легитимации, создания и внедрения в сознание общества исторических мифов, установления собственного "порядка вещей", сотворения новых социальных идентичностей, популяризации политиче-ских целей и манипулирования обществом . Работы Ш. Фицпатрик, К. Петроун, Ш. Плаггенборга, предлагают комплексное рассмотрение культуры, как одного из орудий политики (главным образом советского времени, однако в исследованиях проводятся широкие аналогии и из других периодов), вобравшего в себя формы устной и печатной речи, визуальные и звуковые образы, а также транслирующегося через праздничные коммуникации3.

Новые ракурсы рассмотрения российской праздничной культуры представлены в исследованиях и отечественных авторов: В.В. Глебкина, Н.Б. Лебиной, СВ. Ярова, И.В. Нарского. Разрабатывая широкий круг вопросов в рамках изуче ния политической и социальной истории (главным образом советского периода), они обращаются к значительному числу тем (жилье, питание, одежда, формы досуга, религия, взаимоотношения между полами, семья, социальный протест, деви-антность), естественно, прямо или косвенно затрагивая также вопросы, связанные с формированием новых "красных" торжеств и сохранением в советском быту традиционных праздников и старых привычек .

Отдельные аспекты изучения региональных особенностей российской праздничной культуры получили свое отражение в работах этнографов, историков культуры и специалистов по истории повседневности. Например, темы отдыха, досуга, праздничных обычаев жителей Казани в XIX - XX вв. (на ряду с вопросами культурного ландшафта города, быта и привычек его обитателей) рассмотрены такими авторами как Е.А. Вишленкова, СЮ. Малышева, А.А. Сальникова . Дореволюционная повседневность провинциальных городов - Астрахани, Саратова, Царицына, исследована О.В. Гончаровой3. Изменения хозяйственно-бытового уклада, образа жизни, мировоззрения горожан (на примере Симбирска) и сельских жителей (Пензенская губерния), начавшиеся- после Октябрьской революции и ускоренные гражданской войной, проанализированы М.А. Бравиной и Л.В. Лебедевой4. Однако во всех этих работах феномен праздничной культуры является лишь дополнительным сюжетом, необходимым для характеристики различных политических или социокультурных процессов.

Особенности использования праздничных форм в торжествах 1917 г

Российская праздничная культура, традиционно базирующаяся, на религиозных компонентах, в конце ХГХ - начале XX в. начинает претерпевать изменения. Интенсивное развитие капиталистических отношений и рост городов приводили к постепенному "размыванию" привычных социальных отношений, эволюции ментальносте, изменению отношения к религии, церкви, монархии, что в свою очередь способствовало началу трансформации праздничности. Так, рост миграционных процессов, новые социально-экономические интересы, усиление вовлеченности крестьян в товарно-денежные, рыночные связи при распаде общинных институтов приводили к ослаблению влияния патриархально-религиозных традиций. Прежде всего, эти черты имели отношение к молодому поколению, через смену аграрного труда на промышленный, отходничество и промыслы, переселения в города и городские поселки, быстро приобщавшемуся к новыми условиями жизни и посредством этого испытавшие на себе влияние заводов и фабрик, ярмарок и рынков, с их новыми капиталистическими установками, подвергшиеся идейному воздействию со стороны интеллигенции, пропагандистов самых различных политических направлений и их литературы. Население городов также ощущало на себе воздействие социокультурных изменений. Постепенное распространение образования способствовало усилению антиклерикализма и религиозного индифферентизма (проявляемого в-нарушении ре-гулярности отправления религиозных обрядов и посещения церкви) : Все это способствовало тому, что многие базирующиеся на архаичных представлениях и ритуа лах, праздники забывались или упрощались. Не отказываясь от внешнего соблюдения религиозных обрядов и ритуалов, и особенно проведения торжеств, отношение людей к их проведению становится все более формализованным.

Рассмотренные выше черты трансформации праздничной культуры (в ее религиозном аспекте) проявлялись в различных регионах страны с неодинаковой скоростью. Например, для Среднего Поволжья, преимущественно аграрного и слабо промышленно развитого, они станут характерны только в самом конце XIX - начале XX в. Религиозность местного населения, как исповедующего православие, так и придерживающегося норм других конфессий, являлась неоспоримым фактом, оказывающим влияние на повседневную жизнь.

Кроме религиозных праздников в российском календаре также выделялись и дни официальных государственных праздников. Многие из них являлись выходными, или как их в то время называли "неприсутственными", "табельными" днями. Количество подобных дней было величиной постоянной: в 1850 г. их насчитывалось 31, в 1878 г. - 33, в 1900 г. - 321.

К числу государственных праздников относились "царские дни": дни восшествия на престол, рождений и именин императора и императрицы, наследника и его супруги, вдовствующей императрицы, а также прочих особ царствующего дома . Грандиозными празднованиями, зачастую продолжавшимися несколько недель и охватывавшими всю страну, отмечались коронации российских императоров3. В начале XX в. отмечаемыми "царскими днями", имеющими при этом статус выходных, были: 6 мая и 6 декабря - день рождения и тезоименитства императора Николая II, 23 апреля и 25 мая посвящались его супруге, императрице Александре Федоровне, а 14 декабря и 22 июля - его матери» вдовствующей императрице Марии Федоровне . До появления на свет у императорской-четы царевича Алексея наследни ком российского престола был Цесаревич и Великий князь Георгий Александрович, и его "дни" праздновались 27 апреля и 26 ноября1. Для провинции своеобразным "царским днем" могло стать посещение его императором или членами его семьи. Например, в истории Самары особым праздничным днем было 29 августа 1871 г., когда церемонию торжественной закладки строящегося кафедрального собора во имя Христа Спасителя посетили император Александр II и великий князь Владимир Александрович2.

Первые же июльские дни 1904 г. были отмечены в Самаре приездом Николая II и его супруги. Царский визит был приурочен к отправлению русских войск на Дальний Восток, где в этот момент разгоралась русско-японская война . В этот день в городе все промышленные и торговые заведения бьши закрыты; на многих домах были вывешены флаги, а сами они "роскошно декорированы зеленью и тканями и украшены портретами Государя Императора и Государыни Императрицы". Царская чета, всюду встречаемая здравницами и криками "ура", осыпаемая цветами и подарками, приняла участие в смотре войск и церковной службе. Праздник, вылившийся в широкое гулянье, продолжался до позднего вечера .

Посещение города монаршими особами являлось настолько важным событием, что их старались теми или иными способами увековечить. Так, в 1881 г., после трагической гибели Александра П, самарская городская дума приняла постановление о сооружении памятника Царю-Освободителю на Алексеевский площади, аргументируя свое решение тем, что названный император посетил город и много способствовал его развитию5. Впоследствии вокруг памятника был разбит сквер, устроены фонтаны и подведено освещение, что сделало это место подлинным центром.городской жизни6.

Формы советских праздников

В царской России все подобные политические акции (митинги и сходки; демонстрации и манифестации) были нелегальными. Опасаясь преследования» полиции, соб 70 рання, посвященные обсуждению положения в стране и насущных жизненных вопросов, оппозиционно и радикально настроенные группы рабочих, интеллигенции, студентов, учащихся старались проводить подальше от посторонних глаз и ушей. П.А. Сорокин писал, что "большинство валшых революционных митингов проходило за городом в лесистых местностях, вокруг места сбора выставлялись доверенные наблюдатели, предупреждавшие о появлении жандармов или казаков" . Самарский революционер И.В. Казарин вспоминал, как он расставлял пикеты в лесу, которые должны были подать сигнал о приближении полиции собравшимся на митинг маевщикам .

Потаенность данных действий придавала им особый дух. Рабочий Обуховско-го завода С.Н. Сулимов так вспоминал о подготовке первомайской сходки: "Мысль о том, что 1 Мая будет праздник рабочих и что его будут праздновать потихоньку и скрытно, меня страшно будоражила. Да и не меня одного - все товарищи кругом были как-то необычно настроены и возбуждены"3. Схожее настроение формировалось и тогда, когда демонстрации или митинги проводились открыто: осознание того, что рабочие, студенты и представители интеллигенции могут пройти по улицам не таясь, придавала им характер праздника.

Обострение внутриполитический ситуации в России на рубеже XIX и XX вв. приводит к завершению оформления различных типов политических шествий4. Среди них можно выделить манифестации, связанные с забастовочным движением, организуемые в связи с выходом новых законов, с проведением репрессий, призывом в армию, сопутствующие проведению маевок5, праздников и других мероприятий6. Первомайская демонстрация1 рассматривалась революционерами как чрезвычайно важный акт, для подготовки- к которому, следовало при 71 кладывать все силы . А для столичного студенчества особое положение занимали шествия, проходящие в "Татьянин день". Ставшие традиционными с середины XIX в. гуляния в день основания Московского университета (12 января)", наполнялись политическим содержанием и трансформировались из "завтраков" в ресто-ранах в своеобразные демонстрации .

Отличными по форме проведения и по их роли в общественной жизни были демонстрации, связанные с "красными" похоронами и поминовениями ("рабочие панихиды")4. Данные траурные церемонии, естественно, не являлись праздником ни по своему характеру, ни по своему духу, тем не менее они оказали значительное влияние на развитие сначала российской революционной идеологии со свойственной ей "культом павших", а впоследствии оказали несомненное воздействие на формирование советской культуры.

Несмотря на приведенные факты, все же можно констатировать, что в последнее десятилетие XIX в. массовые политические собрания и шествия еще не были серьезно распространены в России и являлись скорее разовыми, случайными акциями, объединяющими под свои знамена незначительное число людей. Особенно это относится к аграрным, промышленно слабым территориям, таким как Среднее Поволжье, здесь политические мероприятия, не имели значительного влияния на население. Тем не менее даже единичные примеры проведения подобных политических мероприятий весьма настораживало царское правительство. Для создания противовеса оппозиционным действиям власть начинает организовывать собственные акции. Прекрасный пример этому дает проведенное с подачи московских властей в лице великого князя Сергея» Александровича 50-тысячное шествие рабочих Москвы, состоявшееся 19 февраля 1902 г. для возложения серебряного венка к памятнику Царю-Освободителю Александру II в Кремле (причем количество участников данной про 72 цессии было на порядок большим, чем в любой стачке или демонстрации в рассматриваемый период1). СВ. Зубатов охарактеризовал это шествие как "первый опыт... генеральной репетиции управления народными громадами" .

С первых же лет XX столетия число разнообразных выступлений начинает неуклонно расти. Среди них наиболее крупными можно считать "Обуховскую оборону" (интересно, что произошедшее в мае 1901 г. в Санкт-Петербурге своеобразно объединило несколько форм - маевка, митинг и манифестация3; кроме того, именно "Обуховка" в числе немногих других исторических событий нашла свое место как в советской идеологии и мифологии, так и в советском праздничном календаре), всеобщую стачку на Юге России в 1903 г., маевки.

В конце XIX - начале XX вв. Самара - "город купцов и горчишников"4 и Симбирск - своеобразное "дворянское гнездо"5, ничего примечательного в политическом плане не представляли6. Здесь в отличие от Саратова и Нижнего Новгорода еще не происходили массовые политические акции, и даже экономические выступления были крайне редки. Имеющиеся политические "кружки" были малочисленны, разрозненны, и очень слабы.

Судьба традиционных элементов праздничной культуры в 1920- х - начале 1930-х гг

Попытки "совершенствования" календаря продолжались и позднее. Н. Ляшко, один из деятелей Пролеткульта, предлагал каждый месяц определять через празднование наиболее знаменательных революционных событий: январь должен был быть связан с "Кровавым воскресеньем", февраль, соотносился с Февральской революцией, март - с Парижской Коммуной, апрель - с Ленскими событиями, май - с Первомаем, июнь - с началом I мировой войны, июль - с изданием "Капитала" К. Маркса, август - посвящался декабристам, сентябрь - выходу большевиков из подполья, октябрь - "первому советскому рабочему дню 1905 г.", ноябрь - событиям революции 1905 г., декабрь - восстанию 1905 г.2.

Несмотря на то, что и эти идеи не воплотились в жизнь, они сигнализируют о потребности в изменениях определенной революционно настроенной части общества. Одной из форм выражения подобных чаяний стал процесс сотворения новых праздников, который шел как "сверху" (от центральных органов власти), так и "снизу" (от местных администраций, общественных организаций). Идея "сотворения" новых по форме и по содержанию праздников не была новаторской, в этой сфере большевики следовали за теми тенденциями, которые проявились еще в дореволюционной России и были многократно умножены в течение всего 1917 г. на волне февральского "переустройства мира". Октябрьская революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война ни в коей мере не приостановили этот процесс, и даже в еще большей степени активизировали.

В первые послереволюционные годы какого-то четкого и подробного плана по трансформации старого календаря и создания нового не существовало . Можно констатировать даже, что праздники появлялись случайно и хаотично. Некоторые из них были лишь политическими кампаниями, которые проводились только один раз, другие более прочно входили в советскую праздничную систему и с разной периодичностью отмечались и в дальнейшем. Наиболее активными в плане "рождения" новых праздников и ритуалов были 1920-е гг., именно в это время был сформирован "красный календарь", который в практически неизмененном виде действовал на протяжении всей советской истории.

Первым в советском праздничном календаре обрел с вое место Первомай. В 1918 г., как первое торжество организованное после прихода к власти большевиков, оно отмечалось значительно. Наиболее масштабно оно прошло, конечно же, в Москве и Петрограде, хотя и в провинции старались не отставать от столиц . П.Д. Мальков, тогдашний комендант Московского Кремля, писал: "Впервые День международной солидарности трудящихся встречал свободный народ свободной страны, навеки скинувший ярмо помещичье-капиталистического гнета" . К. Ше-лавин, который встретил этот день в Петрограде, отмечал: "Нигде и никогда не праздновался день первое мая так, как в советской России в 1918 г." . Ему вторил и А.В. Луначарский, считающий, что "никогда еще этот праздник труда не выливался в такие красивые формы"4. "Незабываемым" назвал празднование симбирец Б.Н. Чистов, впервые участвующий в данном революционном торжестве5.

Однако подобная реакция на Первомай была характерна далеко не для всех. Интересно, что первое же празднование, организованное большевиками, вызвало острое неприятие и критику со стороны православного духовенства в связи с тем, что 1 мая 1918 г. пришлось на среду Страстной недели (когда на богослужениях вспоминается предательство Иудой Иисуса Христа). Поместный собор 7 (20) апреля 1918 г. принял решение о недопустимости для верующих принимать участие в каких-либо торжественных мероприятиях. В постановлении собора говорилось: "В скорбные дни Страстной Седмицы, всякие шумные празднества и уличные ше Ill ствия, независимо от того, кем и по какому случаю они устраиваются, должны рассматриваться как тяжелое оскорбление, наносимое религиозному чувству православного народа"1. Французский дипломат граф Луи де Робиен, находящийся Ь мая 1918 г. в Вологде, сделал такое замечание: "Вот и все: хватило одного года революции, чтобы все пресытились праздником Первого мая! Праздник, который в этом году пришелся на день православного Святого четверга, был осужден Патриархом, и толпа верующих, выходивших с вечерней службы со свечами в руках, странно контрастировала со скудной иллюминацией официального торжества. Русская душа еще верна своим традициям, и, если принимать во внимание боль у шевиков и попов, то этим вечером верх одержали попы!" . Первомай 1918 г. отрицательно оценивался не только с религиозных позиций. В одной из анархических газет можно было прочитать: "Празднование Первого мая в настоящем году в России носил явно государственный характер, является казенным, принудительным праздником, организованным по приказанию свыше, по повелению власти, которая хочет превратить этот праздник борьбы за освобождение трудящихся в день ликования в честь своей временной победы. И велит власть праздновать его не скромно, как всегда, а с шиком и блеском, с триумфом, который не отвечает переживаемому грозному историческому моменту, а рассчитан только на то, что бы этой внешней яркой драпировкой скрыть от очей трудового народа трагическое положение вещей"3. Эту же мысль развивала и кадетская газета "Наш век", отмечающая, что "в Российской Социалистической Республике 1 мая не есть символ победы грядущего, а торжество настоящего. Русское 1 мая празднуется не вопреки воле правительства, а по предписанию его"4. Интересно, что аналогичное критическое отношение к, себе (религиозное, политическое, мировоззренческое, личностное) со стороны общества испытали абсолютно все советские торжества.

Похожие диссертации на Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция