Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Власть, общество и еврейский вопрос в 80-е годы XIX века в России Витенберг Майя Викторовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Витенберг Майя Викторовна. Власть, общество и еврейский вопрос в 80-е годы XIX века в России : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Витенберг Майя Викторовна; [Место защиты: С.-Петерб. ин-т истории РАН].- Санкт-Петербург, 2009.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/248

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. История возникновения еврейского вопроса в России. «Антиеврейские беспорядки» 1881 - 1882 гг 28

Глава II. Деятельность губернских комиссий по еврейскому вопросу 1881 года 89

Глава III. Создание и деятельность Высшей комиссии для пересмотра всех действующих о евреях в империи законов (1883 - 1888) 127

Заключение 179

Список источников и использованной литературы 186

История возникновения еврейского вопроса в России. «Антиеврейские беспорядки» 1881 - 1882 гг

В конце XVIII века, в результате разделов Речи Посполитой, полтора миллиона евреев, проживающих на ее территории, стали поданными Российской империи62.

Перед властями на тот момент встала первоочередная задача организации управления в присоединенном крае. Еврейскому населению разрешено было продолжать пользоваться всеми правами, которые они имели ранее. Был сохранен и орган еврейского самоуправления кагал -учреждение, которое регламентировало все стороны жизни еврейской общины.

Все еврейское население, проживающее на присоединенных территориях, было записано в купечество и мещанство. Несмотря на то, что значительная часть евреев жила в уездах, фактически все они стали городским населением. Отчасти это объясняется тем, что Екатерина II стремилась создавать большие торговые города и достижению этой цели должны были способствовать своей деятельностью сословия купцов и мещан. Идея переселения евреев в города стала лейтмотивом многочисленных последующих законодательных актов, касавшихся еврейского вопроса.

К концу XVIII века постепенно сформировалась и черта еврейской оседлости. По мнению Дж. Клиера, «черта оседлости, несомненно, представляла собой самую репрессивную и тягостную составную часть всего корпуса российских законов, направленных на ограничение прав евреев»63.

В феврале 1790 года представители московского купечества обратились в Сенат. Они подали жалобу на то, что еврейские купцы ведут свободную торговлю во внутренних губерниях и записываются в купечество русских городов. Их ходатайство было рассмотрено и указом 1791 года было запрещено еврейскому населению пользоваться правом свободной торговли и постоянного жительства во внутренних губерниях64. Закон 1791 года принято считать началом формирования черты еврейской оседлости.

Во времена царствования Павла I происходила большая канцелярская работа по выработке различных законодательных мер, регулирующих положение евреев. В этот период осуществлялись опросы дворянства и высшей администрации на местах с целью ознакомления с состоянием еврейского населения. Весной 1800 года в Сенате были рассмотрены все отзывы и проекты преобразования быта еврейского населения с целью создания «Положения» о евреях.

В это же время состоялась поездка в Белоруссию сенатора и поэта Г. Р. Державина. Ему было поручено выявить причины тяжелого положения белорусского крестьянства. Результатом его экспедиции стало «Мнение об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, об их преобразовании и прочем»65. В нем Державин большую часть ответственности за тяжелое положение местного крестьянства возложил на евреев, которые занимались в крае винокурением и продажей водки. В связи с этим предлагалось запретить евреям жительство в деревнях, изготовление спиртных напитков, покупку зерна. В «Мнении» говорилось также и о необходимости ввести и другие ограничения, касающиеся содержания евреями христианской прислуги, участия в городских магистратах и образования детей66.

Записка Г. Р. Державина была передана для рассмотрения в Сенат и должна была лечь в основу Положения о евреях. Однако с момента восшествия на престол в 1801 году Александра I власти при решении еврейского вопроса старались воздерживаться от принятия радикальных мер. В 1802 году был образован «Комитет по благоустройству евреев». В его состав вошли министр внутренних дел В. Кочубей, граф В. Зубов, на тот момент уже министр юстиции Г. Р. Державин и близкие к императору А.Чарторыйский и С. Потоцкий.

Спустя некоторое время Г. Р. Державин вышел из состава Еврейского комитета, что было обусловлено его отставкой с поста министра. С этого момента консервативное «Мнение» перестало быть обязательным руководством в деле выработки нового еврейского законодательства.

Признаком благоприятного изменения правительственной политики по отношению к евреям может служить факт приглашения в Петербург депутатов от всех губернских кагалов. Они должны были сообщать комитету о нуждах еврейского населения, в то время как ранее подобная практика не применялась.

Результатом деятельности Комитета явилось изданное 9 ноября 1804 года Положение о евреях . Оно показало, однако, что при всей прогрессивной направленности, члены Комитета, прежде всего, стремились оградить интересы христианского населения от вмешательства евреев. В экономическом отношении оно было направлено на приобщение еврейского населения к ремесленному труду и мелкой торговле. Для этого было запрещено цехам, не принимавшим евреев в свою организацию, препятствовать последним заниматься ремеслами, не записываясь в цех, что ранее не допускалось. По Положению 1804 года допускался выход за пределы черты оседлости представителей некоторых категории еврейского населения: пойдя навстречу экономическим потребностям евреев, комитет разрешил фабрикантам, купцам и ремесленникам временно селиться с семьями во внутренних губерниях и столицах.

Что касается культурной реформы, то здесь члены Комитета своей просветительской программой действовали согласно духу времени. Еврейскому юношеству был открыт доступ во все российские народные училища, гимназии и университеты. Евреям разрешалось открывать свои собственные общеобразовательные училища с обязательным преподаванием одного из трех языков: русского, польского, немецкого.

С. М. Дубнов справедливо охарактеризовал Положение 1804 года как «смесь вольностей и стеснений» . Однако вольности еврейскому населению предполагалось получить в ближайшее время, а все стеснения оно почувствовало тотчас же после введения нового закона.

Одной из важнейших задач в глазах правительства, во время разработки Положения 1804 года, являлся вопрос о проживании евреев в деревнях, где они занимались преимущественно питейным промыслами. Главную роль в его решении сыграло обвинение евреев в причинении вреда крестьянству, а именно в спаивании местного населения. В качестве доказательства приводилась вредная деятельность евреев - содержателей питейных заведений, которые, отпуская в кредит спиртное, впоследствии получали долг продуктами, стоящими намного дороже. Исходя из этого, новый закон предписывал в 1807 году начать переселение евреев в города, которое должно было совершиться в трехлетний срок. Это явилось бы бедствием для всего еврейского населения. Изгнанные с мест своего проживания евреи должны были скитаться в поисках крова и пищи. Только указом 29 декабря 1808 года император «приняв в уважение сии затруднения предписал (...) войти в особенное и окончательное соображение всех до переселения относящихся обстоятельств. И вследствие того (...) действие 34 статьи Положения 9 декабря 1804 года (...) остановив, Евреев, до дальнейшего впредь повеления оставить на их жительствах по прежнему»6 . Отмена 34 статьи Положения была связана с тем, что в 1806 году был созван Наполеоном так называемый «еврейский парламент», который занимался тем, что рассылал во все страны Европы воззвания о предстоящем «Великом Синедрионе». Это не на шутку испугало правительство европейских стран, которые опасались, что их еврейские подданные проявят свое недовольство. В Петербурге известие о созыве Синедриона восприняли как желание французского императора привлечь на свою сторону еврейское население Пруссии, Австрии и России. В этом случае предстоящее изгнание российских евреев из деревень могло благоприятствовать агитации Наполеона. В связи с этим следовало потушить недовольство и приостановить выселение, что и было сделано7 .

Деятельность губернских комиссий по еврейскому вопросу 1881 года

Уже в июле 1881 года, через три месяца после начала беспорядков, власти обвинили самих евреев в создавшейся на юге империи ситуации, тем самым, сняв с себя всю ответственность за погромы.

Указав на еврейское население как на главного виновника происходивших печальных событий, правительство тем самым ставило перед собой единственную задачу: разрешить еврейский вопрос, не затрагивая при этом другие аспекты социально - экономической жизни страны. Уже с середины мая власти все усиленнее стали обличать еврейское население, сетуя на то, что после всех бедствий, пережитых евреями, они не желают отнестись к своим действиям критически и по-прежнему "продолжают излюбленное дело эксплуатации христианской части населения"239. Попытки одесских и елисаветградских евреев обратить внимание правительства на то, что лица, участвовавшие в беспорядках "не только не терпели от еврейской эксплуатации, но и никогда не приходили ни в какое соприкосновение с евреями"240, не имели успеха.

Еврейская общественность в Петербурге пыталась со своей стороны предотвратить возможное возобновление погромов и обратить внимание императора и министров на необходимость скорейшего разрешения еврейского вопроса241. По свидетельству историка российского еврейства И. Френкеля, «до 1881 года еврейская политика была элитарной. Вращаясь вокруг вопросов благотворительности, образования и пропаганды, она основывалась на альянсах между частями плутократии и уже сложившейся еврейской интеллигенции»242. Однако деятельность еврейских нотаблей не принесла видимых результатов, а сумма собранных пожертвований оказалась ничтожна мала.

С целью изменить ситуацию вокруг еврейского вопроса несколько сотрудников русско-еврейского еженедельника "Рассвет", публицист и общественный деятель Маркус Каган (Мордехай бен Гиллель Га Коен), поэт и переводчик, сотрудник журнала "Восход" Соломон Лурье и известный еврейский поэт Семен Фруг решили побудить к более активной деятельности еврейских нотаблей. Они отправили приглашения на встречу в доме известного финансиста и общественного деятеля Г.О. Гинцбурга наиболее состоятельным петербургским евреям. Самому Г. О. Гинцбургу был послан список всех приглашенных и вопросы, которые должны были обсуждаться на этом собрании.

Встреча эта состоялась и на ней среди прочего, было решено отправить к императору депутацию во главе с Г.О. Гинцбургом, чтобы ознакомить правительство с бедственным положением евреев, а также просить императора даровать им гражданские права и положить конец всем ограничениям. Кроме того, было решено призвать в Петербург делегатов от всех еврейских общин империи.

11 мая 1881 года Александр III принял депутацию петербургских евреев. Это событие широко освещалось в еврейской прессе, которая желала видеть в нем начало конца страданий еврейского народа. В передовой статье журнала "Рассвет" говорилось, что Александр III указал на то, что "смотрит на всех подданных без различия вероисповедания и племени", а также высказал мнение, что в беспорядках на юге России виноваты анархисты и поручил депутатам успокоить своих единоверцев . Можно предположить, что столь благоприятное настроение императора было вызвано, в основном, желанием успокоить общественное мнение Европы. Несмотря на это представители еврейской общественности искренне верили расположение к ним высшей власти. Слова, сказанные Александром III о том, что он смотрит на своих подданных "без различия племени и исповедания" вселили надежду на возможное благоприятное разрешение еврейского вопроса. Однако широкой общественности не было известно, что император при приеме делегации упоминал и о так называемой "еврейской эксплуатации", которая, по его мнению, явилась одной из причин погромов. Один из членов делегации, адвокат А. Пассовер пытался возразить, но Александр III, не вступая в полемику, лишь указал описать все в отдельной записке. Через некоторое время записка была составлена и передана министру внутренних дел. В ней высказывалось убеждение, что "причина погромов кроется не в так называемой "еврейской эксплуатации", а в действующем законодательстве о евреях". "Законы смотрят на евреев как на необходимое зло" - говорилось в записке, - "как на людей низшего сравнительно с другими подданными порядка и притом на людей вредных, которых следует теснить и, по возможности, выживать из России"244. Записка была подана министру внутренних дел для последующей передачи Александру III. Кроме указанной записки, министру внутренних дел было передано и личное прошение Г.О. Гинцбурга, адресованное императору с просьбой о прекращении еврейских погромов. Спустя некоторое время Н. П. Игнатьев передал записку и прошение, сопроводив последнее своими комментариями, в которых указывал на необоснованность и недостоверность выводов, представленных в нем Так, в частности Г. О. Гинцбург обращал внимание на то, что "на территории, вошедшей в состав российской империи евреи живут уже многие столетья, что они несут все государственные тягости и повинности на равных со всеми подданными (...), а их еще продолжают считать пришельцами в отличие от "коренных" и законодательство наше лишает их, между прочим, основного из присущи каждому поданному, хотя бы язычнику, прав личных, т.е. права повсеместного жительства и свободного передвижения в империи"245. На это заявление министр внутренних дел в своих комментариях свидетельствовал о невозможности " представить право повсеместного жительства в империи евреям-талмудистам (...) вследствие отношений, которые повсюду и всегда установились между ними и производительным населением. Так же как и по первенствующему месту, которое принадлежит им в уголовной статистике».246 Подобным образом были прокомментированы все положения, высказанные еврейскими депутатами. Уже в отдельной записке, переданной императору, Игнатьев отмечал, что такого рода прощения евреев и "их незаконного представительства лучше всего доказывают необходимость твердо и неуклонно следовать по начертанному Вашим Императорским Величеством пути и возможно скорее избавить в этой мере насколько это окажется исполнимым коренное население от еврейского гнета"247.

В то же время И. Френкель в своем исследовании, ссылаясь на работы Я. Ле-щинского и И. Чериковера, полагает, что массовая эмиграция из России в Америку началась не в 1880-х годах, а в 1870-х и не была напрямую связана с еврейсвоем гражданском бесправии, еврейское население обращалось к властям с призывом "открыть исход нашему иначе безвыходному положению, легализовать эмиграцию и сделать ее свободной для всякого желающего, разумеется, в том крайнем случае, если изменение нашего положения в настоящее время почему-либо невозможно"249. Несмотря на то, что российскую власть не слишком огорчала перспектива лишиться нескольких тысяч евреев, тем не менее, эмиграционное движение подрывало ее престиж за рубежом. Это обстоятельство побудило министра внутренних дел обратиться к Г.О.Гинцбургу с тем, что бы тот сделал все возможное для прекращения эмиграции. Было предложено созвать съезд представителей всех еврейских общин черты оседлости для обсуждения путей для улучшения положения евреев. Одним из главных обсуждаемых вопросов должен был стать вопрос об эмиграции. Съезд состоялся в конце августа и все прибывшие представители еврейских общин высказались против эмиграции. Однако к этому времени ситуация изменилась и проблема еврейской эмиграции пере-стала волновать высшее руководство . В это время все еврейские издания тиражировали фразу Н. П. Игнатьева, сказанную им в интервью И. Оршанскому о том, что "западная граница открыта для евреев" и что "при всяком выселении из России евреям следует помнить, что возвра-щение в Россию допускаемо не будет" .

Создание и деятельность Высшей комиссии для пересмотра всех действующих о евреях в империи законов (1883 - 1888)

Создание Высшей комиссии для пересмотра всех действующих о евреях законов было стандартным решением, принятым высшими властями. Учрежденная комиссия представляла собой очередное звено в цепи комиссий и комитетов, создававшихся в течение века.

Министру внутренних дел Д. А. Толстому, сменившему на этом посту Н. П. Игнатьева, было поручено «обратить особое внимание на еврейский вопрос и сделать нужные административные распоряжения для предотвращения повторения столкновений коренного местного населения с евреями»367. Д. А. Толстой пришел к заключению, что необходимо немедленно приступить к пересмотру всего действующего законодательства о евреях. С этой целью было решено идти традицион-ным бюрократическим путем и создать очередную комиссию . Таким образом, Высшая комиссия была, в первую очередь, образована с целью предотвратить возможное возобновление погромов.

На протяжении века решение многих вопросов еврейской жизни зависело от расположения или нерасположения правящих кругов к евреям. Во всем законодательстве не существовало одной общей последовательной линии, которой следовало бы правительство. Выводы, сделанные большинством предшествующих еврейских комиссий и комитетов не устраивали власть, поскольку в целом, в той или иной степени сводились к одному - необходимости смягчения ограничительных законов.

Высшая комиссия для пересмотра всех действующих о евреях в империи законов была учреждена 4 февраля 1883 года с целью выработки нового Положения.

Первое заседание Высшей комиссии состоялось 1 декабря 1883 года, т.е. спустя почти год после ее учреждения. Это было связано с поисками председателя, вызванными смертью Л. С. Макова, первоначально назначенного на эту должность369.

Новым председателем стал бывший министр юстиции К. И. Пален. Его назначение оживленно обсуждалось в еврейской прессе. Так, «Недельная хроника Восхода» писала тогда: «Нельзя не выразить удовольствия, что выбор пал на такого человека как граф Пален, который, во всяком случае, чужд шовинистических стремлений мнимо-народной политики, который в бытность свою министром юстиции если и не отличался особой милостью к евреям, то и не обнаруживал никакой вражды к ним и в своем ведомстве заявлял полное беспристрастие и отсутствие племенных симпатий и антипатий» . Собственно и само учреждение комиссии воспринималось еврейской общественностью как событие, которое должно было стать завершающим звеном в веренице законодательных актов постепенно расширяющих права еврейского населения.

Членами комиссии были назначены представители от различных министерств. От Министерства внутренних дел в ее состав вошли: член Совета министра внутренних дел Н. Н. Колошин; директор хозяйственного департамента А. Г. Вишняков; Вице-директор департамента духовных дел иностранных исповеданий Н. Н. Бестужев-Рюмин; директор департамента духовных дел иностранных исповеданий М. Р. Кантакузин-Сперанский. От Министерства финансов: директор департамента мануфактур и торговли Н. А. Ермаков; член Совета министра финансов А. Н. Мицкевич. От Министерства народного просвещения: председатель Ученого комитета Министерства народного просвещения А. И. Георгиевский; профессор Харьковского университета П. А. Без-сонов. От Министерства иностранных дел: неприменный член Совета Министерства иностранных дел Ф. Ф. Мартене. От Министерства юстиции: бывший товарищ Обер - Прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената Е. Ф. Де-России; Товарищ Обер-Прокурора гражданского кассационного департамента Правительствующего Сената В. С. Лозина- Лозинский. От Министерства государственных имуществ: бывший вице - директор Департамента общих дел Министерства государственных имуществ Г. А. Тройницкий; вице - директор департамента общих дел Министерства государственных имуществ Л. К. Лебедев.

Делами Высшей комиссии управлял действительный статский советник Н. Н. Бестужев-Рюмин, а делопроизводителем был назначен статский советник В. В. Вашкевич, чиновник особых поручений при Министерстве внутренних дел371. По мнению П. А. Зайончковского «состав этой Высшей комиссии был не очень авторитетен. В нее не вошли не только ни один министр, но даже его товарищ»372.

На первом заседании комиссии было решено, что основным материалом для разработки вопросов, касающихся еврейского населения будут служить отчеты губернских комиссий по еврейскому вопросу. Предполагалось, что после их изучения можно будет определить круг вопросов и план заседаний комиссии.

Программа деятельности Высшей комиссии была весьма обширна и включала множество вопросов, которые были распределены между представителями различных министерств и ведомств. Все они касались изменения действующих постановлений, определяющих права и состояния евреев . Проект вопросов был рассмотрен и утвержден на трех заседаниях комиссии - 3, 10 и 18 мая 1883 года. Всего было наме-чено рассмотреть 54 пункта .

Далеко не все члены Комиссии согласились с такой постановкой дела. Так, Н. Н. Герард375 в своем письме председателю комиссии К. И. Палену указывал на то, что «из программы исключены все принципиальные вопросы, и она ограничена лишь имеющими более или менее частный характер; но правильное разрешение сих последних едва ли возможно без уяснения как цели, которую должна себе поставить ко миссия, так и направления, в котором она будет действовать» . Далее он предлагал к рассмотрению некоторые вопросы, разрешение которых, по его мнению, могло бы точнее определить направление деятельности комиссии. Герард писал о необходимости «уяснить, что именно дает повод к предубеждению против евреев», предлагая с этой целью исследовать «в чем заключается вред, причиняемый евреями христианскому населению и какой именно стороной их общественной жизни»377. Можно предположить, что его замечания были приняты к сведению, поскольку в окончательной редакции программы комиссии появились, помимо прежних, и вопросы более общего свойства:

1. В чем заключается еврейский вопрос? (поручено было рассмотреть П.А. Бессонову).

2. В чем заключается вредное влияние евреев. Есть ли полезное влияние еврейского населения? (поручено было рассмотреть Н. Н. Голицыну).

3. Можно ли допустить полную гражданскую свободу? (поручено было рассмотреть Н. Н. Герарду) и другие .

Как уже говорилось, первоначально предполагалось, что материалы губернских комиссий будут служить основным материалом для разработки новых положений.

Похожие диссертации на Власть, общество и еврейский вопрос в 80-е годы XIX века в России