Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Времяисчисление русского старожильческого населения Среднего Урала в народной и церковной календарной практике (XVII-XX вв.) Белобородова, Ирина Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белобородова, Ирина Николаевна. Времяисчисление русского старожильческого населения Среднего Урала в народной и церковной календарной практике (XVII-XX вв.) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Екатеринбург, 1994.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы Исследования по духоеной культуре русского народа всегда актуальны, ибо культура и подходы к ней неисчерпаемы. Это в полной мере- можно отнести и к теме настоящего исследования - традиционному календари - одному из самых ярких явлений русской духовной культуры. Представления о календаре всегда отражает представления о мироустройстве, человеческой жизни и их вза-. имосвязи, или, говоря иными словами, календарь является временным стержнем "картины мира" у любой этнической общности, независимо от ее исторических трансформаций.

Как явление народной культуры, традиционный календарь предполагает наличие различных подходов к его изучению. Одним мз них может служить выбранный нами историко-культурный подход, позволяющий рассматривать кулы/рное явление в динамике обьективных процессов Формообразования (упорядочивания) календаря и субъективных (народных) представления. Изучение народной традиционной культуры должно учитывать соотношение ее устных и письнечных "слагаемых". Отсюда - выбранный нам>. аспект исследования - из/чение календарных Форм и связанных с ними представлений в исторической динамике, во взаимодействии письменной и устной традиций.

Одним из важных мировоззренческих вопросов соотношения письменной и устной традиций в рамках русской культурной модели является вопрос о взаимодействии "языческих" Форм и канонического православия, поскольку религиозное сознание было тем духовным ядром, вокруг которого формировалась и традиционная - устная г крестьянская культура (в первую очередь, народная религия), ft-элитарная письменная (преимущественно церковная). Изучение этого вопроса связано с шир<#8ім кругом.- проблем языческо-христианского синкретизма. Народный календарь, сформировавшийся как и другие синкретичные формы (комплексы) традиционной русской культуры на,, основе взаимодействия внехристианского сознания с христианством, являет собой яркий пример той глубинной связи мевду "поздники" и "архаическими" представлениями, которая^была характерна для всей русской культуры.

Цель и задачи исследования. «*ель и задачи диссертации определяются вы.;ранннм аспектом исследования народного календаря. Главная цель работы состоит в изучении традиционного календаря (системы счисления и наполнения различных временных промежутков) на основе духовной судаосп: русского народа - религиозности, в исторической динамике его компонентов. Исходя нз этоЯ цели в работе ставятся следующие задами: 1) проанализировать структуру и характер календаря церковной и народюк традиции; 2) исследовать символику элементов и календарных обрядов: 3) рассмотреть динамику календарных форм, основываясь на данных церковной и народной традиций.

Методика исследования. В соответствии с целью и задачами рабо-' тк были выбраны следующіе приемы исследования: 1. сравнительно-исторический' проспективный анализ народной и церковней календарной практики. 2. Комплексный источниковый анализ регионального вариан7'з русского календаря (письменного и устного). 3. Интерпре-та'іия народного календаря в терминах и понятиях егс носителей. На основе этих трех аналитических приемов делается попытка синтеза историко-структурно-типологического и имманентно-мировоззренческого порядка для выявления синхронно-диахронических связей цер-.. ковной и народной календарной практики.

Географические ранкн. Территориальные рамки исследования - область Среднего (горнозазодского) Урала, по административному делению начала XIX в. входившего в состав Пермской губернии. В настоящее время регион распределяется меаду Пермской и Свердловской областями и северо-восточными районами Курганской и Челябинской областей. Выбор Среднего Урала в. качестве региона исследования обусловлен рядом факторов. Во-первых, это - одна из пограничных . европейских областей, до сих пор не привлекавшая полноценного этнографического внимания. А между тем она Формировалась как поли-этн:!чная территория "стыка" русского (восточнославянского), финно-угорских, тюркских и самодийских этносов. Во-вторых, социально-экономическая специфика развития региона (горнозаводская промышленность, феодально-крепостнические отношения), отразившаяся в культурном наследии. В-третьих, региональный культурный комплекс, включая календарь, 'складывался на основе восточнославянских традиций. занесенных переселенцами в разное время и \із разных мест "исхода". Наконец, в-четвертых, регион богат старообря-ческой

іьтурой. б том числе и книжно-рукопйсксЛ. сохранившей ранние .сты доніікоііовского православия.

Хронологические рамки, истерическая динамика обусловила широ-.' хронологические границы привлеченных для анализа материалов -XVII до середины XX вв. Нижняя граница обусловлена началом :совой крестьянской колонизации Среднего Урала и появлением фсоСрядчества. Верхняя граница была установлена а связи с ак-шым функционированием регионального варианта календаря у ста-шльческого населения.

Литература и источники. Историография по русскому и аире -зточнославячекому - календарю довольно обширна. Она ьключает jotw представителей различных научных дисциплин: этнографов, пьклористов, этнокузиковедов, археологов, археографов, лингеис-з, историков науки. Поэтому отмечены только те работы, которые эвт методико-теоретическсе и 'проблемное значение. Это. прежде его. работы Т.А.Бернстзм, М.М.Громыко. 8.И.Чичерова, С.А.Тока-са, А. Я. Гуревича, К. В. Чистова. К. II Толстого. С. М. Толстой., В.Иванова, В.Н.Топорща. Большую ценность по обилия представ-нного пли использованного материала кмеят труды И.П.Снегирева. И Сахарова, А.В.Терещенко. Ф.И.Буслаева. Л.А.Потебни, А.Ф. Афа-сьева, А.Н.Веселовского, Г..В Аничкова. П.Б.їДейка, А. Ермолова, П.Калинского, С. В. Максимова. Неоценимую псу;е;ь в исследовании дендарньк данных по памятникам письменности оказали работа Прозоровского, П.В.Степанова, н. Степанова, К.Л.Покровского, 0.СВЯ7СКОГО. А. Н. Пьшнна. Н. Сперанского. К. С.Тихонравова, К. Редина, - М.А.Моминоа, В. Н. Щапова. Анализ письменных данных по ілекдзрй иироко представлен и в богословских трудах таких авто-ш как К.Никольский. И.Иаксвегйв. ПЛІ Вдастов. Г.Дьяченко. П.Огицкий, А, А.Дмитриев,. h.Д.Успенский.

Историографический обзер этнографической литературы по Средне--/ Уралу довольно незначителен и представлен работами советского гриод/л, поскольку дореволюционная литература по исследуемому резону носит преимущественно ирточниковыя характер. Из числа эт-згр'д^нческил работ наибольший интерес для выбранной темы предс-авляот труд в. Ю. К:улянокой<'и Н.С.Полищук "Культура и быт рабочих оряогаводскогс Урала. Конец XIX - начало XX в. (М.: Наука, 1971) коллективная монография "На */угях кз, гемли Пермской в Сибирь" V.: Наум, 1939), работы искусствоведа В. '.. Бзрздулкна, фолькло-

-o-

риста П. 3. Бирюкова, этнографа Г. К. Чапша.

Источні.коБая база диссертации довольно обширна. На основании примененной методики изучения календаря (комплексный подход).привлекаемые е исследовании источники разделены на семь групп. 1. В первую группу включены памятники христианской канонической литературы: Библия, богослужебная литература, произведения отцов Церкви учительного и толкового характера, различные церковные постановления. 2. Ко второй группе относятся летописные данные. 3. Третье группу источников составили памятники "отреченой" литературы - апокрифы самого шкрокого диапазона от неканонических Евангелие до рукописных заговоров. 4. К четвертой группе принадлежат материалы, характеризующие состояние календарного вопроса в "старообрядческой шшю-рукописной традиции, в том числе и Среднего Урала. 5. Пятую группу источников составили материалы по народной русской традиции среднеуральсксгс региона. В нее вошли три подгруппы: а) архивные материалы; б) данные периодических изданий местной печати, научных и краеведческих сборников; в) полевые материалы автора, собранные во время экспедиционнных 'исследований 1986 - 1933 гг. в Невьянском. Красноуфимском. Шалинском. Пригородном. Верхнесалдинском. Ковслялкнском. Еерхотурском, Сысерт-ском. Полевском районах Свердловской области. 6. Шестая группа объединяет источники различного характера по социально-экономической истории региона и его конфессиональной характеристике: труды И.И. Лепехина, П.С.Палласа, статистические .и экономические труды губернского и уездных земств, работы обобщающего характера, диссертационные исследования. 7. Отдельную группу источников, широко используемых в работе, составили материалы по народной лексике, зафиксированные в общих и региональных' словарях, а также -опубликованные в дореволюционной периодике. Большую помощь в работе оказали данные обширной картотеки Топонимической экспедиции кафедры русского языка и общего языкознания Уральского государственного университета.

Научная ценность и новизна работы состоит в том. что в ней впервые традиционный календарь исследуется в исторической динамике, во взаимодействии письменной и устной традиций. Также впервые в истории отечественной этнографии объектом исследования является региональный вариант русского народного календаря'- средиеураль-еккй,- до сих пор не привлекавший специального внимания"учелых. Е

соответствии с этим в научный оборот вводится целый ряд новых источников, находящихся а отчасти забытых или малодоступных изданиях, местных архивах. Большой процент источникового материала составляют полевые записи автора, впервые вводящиеся в научный оборот.

Практическое значение диссертации заключается в возможности использования ее материалов и выводов для разработки ішрокого круга проблем по истории и этнографии России, в целом, и Урала, в частности. Кроме того, применяемые в работе аналитические приемы и методы могут послужить основой для дальнейшей разработки общих методических принципов при проведении совместных археографо-фоль-клорно-зтнографических исследований и комплексного анализа накопленного различными гуманитарными дисциплинами материала. Результата исследования, а также введенные в научный оборот новые источники, могут быть использованы при чтении специальных вузовских курсов по этнографии и культуре Урала, в составлении методических пособий и программ, в полевой работе этнографов и археографов.

Апробация работы. Огчовные положения диссертации изложены в докладах на научной смески "Полевые исследования ГМЭ народов СССР" (Ленинград, 1989), на IY Уральских археографических чтениях (Свердловск. 1989). на III Всесоюзной летней ни зле-семинаре "Семиотика культуры" (Сык'.лзкар. 1991). ка научно;, конференции студентов и аспирантов исторического Факультета Уральского университета (Екатеринбург. 1992). на конференции, посвященной 330-летию Российск Я Государственности (Екатеринбург, 1993), на научной конференции по методике изучения сельских поселений Урала (Екатеринбург. 1%j). на международной научно-практической конференции, посвященной 400-летию 7ч/рода Сургута (Сургут, 1994).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложенкй, списка информаторов. Работа изложена ка 222 страницах.

Похожие диссертации на Времяисчисление русского старожильческого населения Среднего Урала в народной и церковной календарной практике (XVII-XX вв.)