Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль мыслителей Востока в развитии естественных наук Хусейнов Каримджан

Роль мыслителей Востока в развитии естественных наук
<
Роль мыслителей Востока в развитии естественных наук Роль мыслителей Востока в развитии естественных наук Роль мыслителей Востока в развитии естественных наук Роль мыслителей Востока в развитии естественных наук Роль мыслителей Востока в развитии естественных наук Роль мыслителей Востока в развитии естественных наук Роль мыслителей Востока в развитии естественных наук Роль мыслителей Востока в развитии естественных наук Роль мыслителей Востока в развитии естественных наук
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хусейнов Каримджан. Роль мыслителей Востока в развитии естественных наук : Дис. ... д-ра техн. наук : 07.00.10 : Уфа, 2004 291 c. РГБ ОД, 71:05-5/183

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. СВЯЩЕННАЯ КНИГА ЗОРОАСТРИЙЦЕВ «АВЕСТА» И ГУНДИШАПУРСКАЯ АКАДЕМИЯ - КОЛЫБЕЛИ ПОЯВЛЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ВОСТОКЕ

1.1. Зачатки естествознания в «Авесте» 7

1.2. Гундишапурская академия-базис для развития естествознания в средневековом Востоке

Глава II. ЗАРОЖДЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ АЛХИМИИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ АРАБСКОМ ВОСТОКЕ

2.1. Истоки возникновения исламской практической алхимиии 26

2.2. Джабир ибн Хайян (Гебер) - основоположник экспериментальной химии

2.3. Мухаммад Закария Рази - выдающийся химик средневекового Востока

Глава III. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА: АБУМАНСУРА МУВАФФАКА, АБУАЛИ ИБН СИНО, АБУРАЙХАНА БЕРУНИ

3.1. Научное наследие Абумансура Муваффака 92

3.2. Естественнонаучные воззрения Авиценны 99

3.3. Абурайхан Беруни - выдающийся мыслитель арабского Востока 128

Глава IV. ВЗГЛЯДЫ МЫСЛИТЕЛЕЙ ВОСТОКА НА ПРИРОДУ И СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ МИНЕРАЛЬНОГО И ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

4.1. Химические понятия в энциклопедии «Мифтох-ул-улум» 168

4.2. Мыслители Востока о свойствах камней 176

4.3. Оценка качества драгоценных камней в сочинении «Маълумот-ул- Офок» и современное состояние этой проблемы

4.4. Производство пигментов и красок в средневековом Востоке 199

4.5. Зарождение и развитие знаний о чае 207

4.6. Нефть и сведения о ней в трудах естествоиспытателей 215

средневекового Востока

Глава V. ВОЗЗРЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА НА ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ

5.1. Значение воздуха для жизни в трудах мыслителей Востока 221

5.2. Вода в сочинениях мыслителей средневекового Востока 228

ВЫВОДЫ 268

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 272

ПРИЛОЖЕНИЯ 289

Введение к работе

Древняя цивилизация народов Востока внесла неоценимый вклад в историю развития естественнонаучной мысли, в том числе в прогресс химии и смежных с ней отраслей науки и техники.

Изучение бесценного творческого наследия мыслителей древнего и средневекового Востока до настоящего времени не занимает должного внимания исследователей. В то же время раскрытие этапов зарождения, становления и последующего развития химической науки и технологии, а также смежных с ней областей естествознания на основе анализа имеющегося фонда древних рукописей или комментария к ним со стороны ученых последующего поколения, безусловно, имеет научное и практическое значение. Проведение исследований в данном направлении актуально тем, что оно позволяет оценить весомый вклад, внесенный мыслителями Средней Азии, Ирана, Индии, арабского Востока в прогресс мировой цивилизации. Это позволяет раскрыть принцип преемственности в науке, которая передавалась от Востока к Западу и наоборот, что привело в конечном итоге к прогрессу общечеловеческой цивилизации.

Об этом убедительно свидетельствует утверждение видного ученого в области истории естествознания, профессора В. К. Чалояна, который, характеризуя вклад народов Запада и Востока в развитие мировой науки и культуры, отмечает следующее: «Говоря о преемственности в развитии общечеловеческой цивилизации, мы не утверждаем ни исключительности Востока, ни исключительности Запада. Напротив, мы подчеркиваем, что линии преемственности вели временами от Запада к Востоку, временами от Востока к Западу, что именно на основе такой преемственности осуществляется прогресс человечества и его культуры». Далее он отмечает: «Все прогрессивное, что было создано на Востоке в странах кавказско-византийской и ирано-арабской цивилизации, оказалось достоянием Запада. Благодаря тому, что Запад достиг более высокой степени исторического развития, добившись известного подъема уровня социально-экономической и культурной жизни, он смог направить развитие восточного наследия, его «мыслительного материала» по новому руслу. Запад выступил наследником Востока. Западный ренессанс есть продолжение ренессанса Востока на новом высшем уровне. В этом и сказывается преемственность в развитии прогрессивных идей, направленных на раскрепощение человека...»

Для выявления зачатков зарождения естественных наук, в том числе химии, актуальным является также глубокое и широкое изучение научного наследия такой бесценной и древнейшей сокровищницы знаний, как знаменитое сочинение «Авеста», исследование роли научных академий, функционировавших в странах средневекового исламского Востока, и огромного творческого наследия таких выдающихся мыслителей того времени, как Джабира ибн Хайяна (Гебер), Мухаммада Закария Рази (Разес), Абу Али ибн Сино (Авиценна), Абумансура Муваффака, Беруни и др.

Без оценки и знания исторической роли и вклада этих мыслителей в общечеловеческое научное достояние нельзя представить достижений современной химической науки и смежных с ней отраслей естествознания и производства.

Работа выполнена в соответствии с научно-технической программой Минобразования РФ «Теоретические основы методов получения малотоннажных химических продуктов» (Указание № 747-19 от 22.12.97 г., Распоряжение № 12-30 от 14.01.99 г.) и тематическим планом НИР и НИОКР НИИРеактива на 1997-2000 гг. пункт 23; в соответствии с научно-технической программой Минобразования РФ «Научные исследования Высшей школы в области химии и химических продуктов» (в соответствии с Приказом Минобразования РФ от 08.02.2000 г., № 39) и тематическим планом НИР НИИРеактив на 1999-2001 гг. на пункт 4 (код проекта 03.02.02); и тематическим планом НИР НИИРеактив на 1999-2003 гг., раздел «Изучение истории развития предприятий химических отраслей».

Цель работы:

- исследование с целью выявления зачатков появления естественных наук в древнейшей и священной книге народов Центральной и Ближней Азии «Авеста»; анализ и оценка вклада Гундишапурской академии для развития естествознания в средневековом Востоке;

- выявление истоков зарождения и развития исламской практической алхимии;

- изучение творческого наследия выдающихся мыслителей средневекового Востока Джабира ибн Хайяна, Мухаммада Закирияи Рази, Абумансура Муваффака, Абу Али ибн Сино, Беруни, и оценка вклада их в становление и развитие химической науки и технологии;

- проведение детального анализа материала, посвященного химии, изложенного в редком и уникальном сочинении выдающегося мыслителя средневекового Востока Мухаммада Закария Рази «Книга тайн», изложенного на языке фарси и комментарий к нему с точки зрения современных теоретических представлений;

- осуществление анализа аспектов, касающихся различных отраслей естествознания, изложенных в таких бесценных малоизвестных шедеврах науки средневекового Востока, как «Сайдана» («Фармакогнозия»), «Маълумот-ул-Офок» («Сведения о Вселенной»), «Мифтох-ул-улум» («Ключ к знаниям»), «Хакоик-ул-адвия» (Фармакопея), «Дастури тибб» («Руководство по медицине») и др.;

- раскрытие естественнонаучных воззрений мыслителей средневекового Востока на природу воды, воздуха, ядов, косметики, пигментов и красок, чая, драгоценных камней, нефти и других продуктов неорганического и органического происхождения.

Научная новизна. Впервые на основе изучения древнейшей сокровищницы знаний, как «Авеста», анализа деятельности научных академий, функционировавших в средневековом исламском Востоке на обширной территории Ближней и Центральной Азии выявлены зачатки возникновения и последующего развития элементов естествознания, в том числе химической науки.

В результате детального анализа сочинений таких выдающихся мыслителей средневекового исламского Востока, как Джабир ибн Хайян, Мухаммад Закария Рази, впервые показана их определяющая роль в возникновении экспериментальной химии; установлено приоритетное значение их исследований в выделении и синтезе ряда веществ органической и неорганической природы, а также в зарождении ятрохимии; детально проанализированы редкие сочинения Мухаммада Закария Рази, посвященные химии, и осуществлена интерпретация изложенного в них материала с точки зрения современных теоретических представлений.

На основе всестороннего аналитического исследования уникальных сочинений выдающихся мыслителей средневекового Востока впервые показан их неоценимый и весомый вклад в становление химической науки, фармакологии и фармацевтической химии. Определена достоверность методологии Беруни в проведении научного поиска, а также правильность пути, указанного Авиценной в осуществлении химических экспериментов, в отличие от представителей алхимического направления.

Впервые изложены естественнонаучные воззрения великих ученых средневекового Востока на природу и свойства воды, воздуха, фармацевтических средств, ядов, косметики, чая, пигментов, красок, драгоценных камней, нефти и нефтепродуктов и т. д.

Практическая значимость работы.

Материалы диссертационного исследования используются при чтении курса лекций по общей, неорганической и органической химии студентам технологического факультета Уфимского государственного нефтяного технического университета, студентам химического и биологического факультетов Таджикского государственного национального университета, а также курса «Концепции современного естествознания» студентам налогово-правового института Республики Таджикистан.

Зачатки естествознания в «Авесте»

«Авеста» (Авесто или Абасто) является древнейшим писанием зороастризма - религии древних персо-язычных народов. Эта книга имеет неоценимое значение в изучении не только проблем религии, этики, морали, культурно-исторических достоинств, происхождения зороастризма, но и начальных стадий зарождения естествознания: химии, биологии, медицины и т.д. [1]

Один из великих бельгийских ученых Жак Дюшен Гийеман отмечает место книги «Авеста» в мировой науке таким образом: «...Из всех сынов Азии первым, кого «усыновил» Запад, был Заратуштра. Его учение обогатило Грецию примерно за четверть века до того, как там было принято учение Христа. Заратуштру знал уже Платон. Потребовалось слишком много времени, чтобы голоса Будды и Конфуция достигли Европы, и поэтому в течение веков Заратуштра, или, как было принято называть его в Греции, Зарастр, был единственным, кто представлял на Западе среднеазиатскую мудрость».

Древняя цивилизация народов Востока внесла огромный вклад в историю развития ряда отраслей науки. Русский литературовед XIX в. В.Ф. Корша писал: «Известно, как много обязано человечество первым трудным шагам восточных народов на пути к знанию и образованности. Древнейшая культура и литература Востока остаются родоначальницами европейской образованности и европейских литератур. Восток был колыбелью всех господствующих в настоящее время религий, религиозной поэзии и морали. Наши языки, наша азбука, наши цифры, наши меры и все наше искусство, многие наши сказания, даже сказки все первоначально пришло к нам с Востока...». Появление «Авесты» связано, как считали древние персы, с именем пророка Заратуштры, который провозгласил веру в Ахура-Мазду. Заратуштра -- реально существовавший человек, о чем свидетельствует, прежде всего, его имя, означающее дословно «Староверблюдный» (т.е. «Обладающий старым верблюдом»). Однако он тогда не помышлял о том, что его проповеди будут записаны. Письмо древние иранцы считали изобретением злого Анхра-Манью, противника Ахура-Мазды и врага всего благого в мире, а поэтому совершенно неподходящим для записи священных слов. Жрецы знали все священные и богослужебные тексты наизусть, заучивали их с детства и произносили всегда по памяти. Такое обучение прошел и Заратуштра. Большинство ученых склоняются к тому мнению, что Заратуштра жил на рубеже рубежа II—1-го тыс. до н.э. где-то на востоке области, населенной иранскими племенами. Иранцы (или арии, как они себя называли аналогично близкородственным древним индийцам - индоариям) в ту эпоху были кочевниками-скотоводами, но постепенно приобщались и к земледелию, пасли скот - коров, верблюдов, овец и коз на огромных степных просторах от Северного Причерноморья до Алтая и Восточного Туркестана, от Уральских гор до Иранского нагорья. Согласно очень ранней легенде, Заратуштра не был принят на своей родине и после многолетних скитаний нашел прибежище при дворе Киви-Виштаспы, восточно-иранского царя. Жена Виштаспы, царица Хутаоса, его родственники и придворные стали первыми, кто принял новую веру. Согласно той же легенде, погиб Заратуштра в возрасте 77 лет - его заколол в спину кинжалом враждебный жрец, противник новой веры, в то время, когда пророк стоял на молитве.

Позднее его имя было переиначено греками как «Зороастр», и оно стало ассоциироваться со словом «астрон» (звезда), в связи, с чем в античных источниках он изображается мудрецом-астрологом и звездочетом, а основанное им вероучение с тех пор называется «ЗороастриЗхМ» и его последователи - зороастрийцы.

На протяжении своей тысячелетней истории зороастризм претерпевал серьезные изменения и в обрядовой практике. На раннем этапе развития эта религия не признавала храмов или вообще культовых сооружений. Став официальной религией парфянских царей Аршакидов, могущественной империи Сасанидов, зороастризм обзавелся и грандиозными храмами с великолепными статуями и многочисленным духовенством. Став господствующей религией, она оказала влияние и на другие религии, элементы которой исследователи находят в иудаизме, и в христианстве, и в исламе и в буддизме. Однако и сам зороастризм подвергался чужеземным воздействиям: так, под конец правления Сасанидов, очевидно под влиянием иноземных религий, придававших большое значение письменной фиксации священного слова, была создана специальная письменность на основе использовавшегося в то время пехлевийского (среднеперсидского, происходящего от арамейского) алфавита, и с использованием этой письменности была написана священная книга «Авеста». Точное значение этого слова не установлено. Однако предполагается, что оно может означать либо «наставление», либо «восхваление». Сасанидская «Авеста» насчитывала 21 книгу. До нас дошло около одной четверти этого труда [2].

Согласно [3], первая рукопись состояла из 350 000 слов, из них до нас дошел текст, содержащий только 83 000 слов.

Имеется два варианта этой книги. Из них первый не имеет перевода на пехлевийский (среднеперсидский) язык, поэтому его называют «Простым Вандидодом» или чистым, т.е. сохранившим первоначальное содержание.

Второй вариант имеет перевод на пехлевийский язык с комментариями. Он называется «Занд-Кхуртак-Авистак», изданное издательством Парен Пунгает в 1927 г. в Бомбее под редакцией Е. Б. Насарванджи Дабар.

Приводим титульный лист этой книги

Истоки возникновения исламской практической алхимиии

Возникновение ислама дало сильный толчок психологии и творческой деятельности человечества. Исламская теология, право и взгляды на материальный мир являются предметом дискуссии средневековых и современных ученых планеты. Долгие завоевательные походы мусульман, крестовые походы христиан против мусульман, конечно, не оставались бесследными, и эти процессы в конечном итоге привели к взаимному проникновению христианской и исламской культур. В исламе возникли различные течения, а средневековое христианство после продолжительного кризиса претерпела сильную реформу. Изучение истории ислама показало, что в отличие от взглядов некоторых современных ученых, изучающих историю и право ислама, пророк мусульман Мухаммад не только не был противником естественных наук, но обязывал мужчин и женщин, исповедующих ислам, изучить Коран и все науки, существующие в то время.

Свидетельством тому, что ислам не является противником науки, являются высказывания Бертрана Рассела (философ): «Превосходство Востока было не только военным. Наука, философия, поэзия и все виды искусства процветали в мире пророка Мухаммеда, тогда как Европа была погружена в варварство. Европейцы с их непростительной узостью взглядов называют этот период «темным веком», но только в Европе он был «темным», фактически в христианской Европе, так как Испания, которая была мухамедианской (исламской), имела блестящую культуру» [29-31].

Справедливость того, что ислам способствовал в то время развитию всех наук можно подтвердить следующим фактом. Согласно редкой и уникальной рукописи«Равзат ул шухадо» (Врата святых, павших за веру и справедливость) [32], которая находится в личной библиотеке д.х.н, профессора Таджикского Государственного национального университета Юсупова З.Н., во время войны между имамом Хусейном и халифом того времени Язидом, в 681 г. в Карбале (Ирак) произошло следующее событие. Войска Язида окружили членов семьи пророка, произошло неравное сражение, в результате чего, кроме самого имама Хусейна и его сына Зайналобиддина все мужчины были убиты, остались только женщины и девушки.

Когда этот больной семилетний ребенок, с трудом переставляя ноги, направился на поле сражения, раненый имам остановил его и сказал: «Сын мой, этим людям нужен я или моя голова. Ты возвращайся, ибо до судного дня наш род сохраняется посредством тебя. Мне в наследство от моего деда, отца моей матери Фотимы, дочери пророка мусульман Мухаммада и моего знаменитого отца Али достались в наследство несколько книг, которые передаю тебе и завещаю тебе имамство и главенство семьи пророка, чтобы ты нес людям свет знания и законы справедливости». Затем имам взял своего сына за руку, и они вошли в шатер имама Хусейна, где имам из сундука достал святой Коран, сборник исламского права и несколько книг, посвященных естественным наукам, и добавил: «Твоя задача и задача твоих детей нести людям слово Аллаха и свет знаний». После того, когда имам Хусейн в степях Корбалы был убит, его сын Зайналобиддин занялся изучением Корана и основ шариата, а затем все это передал своему сыну имам Бакиру, а тот своему сыну имаму Джафару, который стал самым знаменитым имамом мусульман. Приводим фрагмент текста этого произведения (рис. 3) [30,32].

В это время и семейство халифа стало обращать внимание на развитие научных исследований.

Первым из омейидских принцев, проявляющий интерес к естественным наукам, в том числе к химии был Холид ибн Язид (660-704 гг.). По его просьбе в Дамаске такие ученые как Мариенис из Александрии и Стефанус стали его обучать основам химии и секретам химического ремесла [33 ]. »

Известный исламский историк ибн Надим в своей книге «Фехрист» [34] упоминает о четырех книгах Халида, посвященных природе тепла и химическим ремеслам. Принц Халид способствовал также переводам книг из греческого, среднеперсидского (пехлеви) и древних языков Сирии и Египта на арабский язык. Вследствие этого произошло взаимное проникновение алхимических знаний древнего Египта, Греции и Сасанидского Ирана. Европейские исследователи исламскую культуру назвали арабской не совсем корректно, так как все научные трактаты в то время писались на арабском языке как государственном языке исламского халифата. Следует упомянуть, что весь исламский мир, включая арабские источники, называют этот период исламским халифатом, а не арабским.

Если проанализировать известные в настоящее время химические термины, то наряду с латинскими названиями можно найти много персидских и греческих слов, вошедших как химические термины в арабский язык. Арабский научный язык посредством персидского языка вбирал в себя не только греческие и персидские термины, но и древнесирийские языки, даже язык санскрита.

Укрепление халифата в экономическом и политическом отношениях способствовало возникновению различных научных школ в таких культурных центрах, как Дамаск (Сирия), Куфа и Басра (Ирак). В это время имам Джафар ас Садик (700-750 гг.) в результате усиленного изучения известных в то время наук создал свою школу и стал учителем по разъяснению Корана, основам исламского права, общественным и естественным наукам. В результате его ученики создали свои школы теологического и естественнонаучного направления, а сам он стал знаменит как имам, суфий и алхимик. Его алхимическая школа обобщила известные в то время теоретические и практические знания мифологического характера. Немецкий ученый Юлиан Руска в своих работах [35,36] упоминает о значительной роли имама Джафара в становлении и развитии исламской алхимии как составной части истории химии [34,37,38]. Эти высказывания подтверждают и сведения, приведенные в работе С. Мусавилари [38]: «Джабир ибн Хайян последователь известного имама Джафара ас Садика стал известен во всем мире как «Отец химии» и «Арабской алхимии».

Джабир ибн Хайян (721-815) родился в деревне Хайян провинции Туе (Иран). Постепенно совершенствуя свои знания в исламской теологии, праве, математике и других естественных науках, он пришел в школу имама Джафара, где усиленно стал изучать алхимию. В более чем 50 известных в настоящее время [39] рукописных трудах Джабира отмечено, что они посвящены его учителю имаму Джафару ас Садыку. Впоследствии, когда омейидские халифы были заменены аббасидами, Джабир стал приближенным при дворе халифа Хорун ар Рашида. Однако он и в службе при дворе занимался науками, а спустя некоторое время в г. Куфе открыл самую большую в то время алхимическую лабораторию. В лаборатории Джабира для проведения химических опытов существовали вспомогательные мастерские, в которых изготавливали различную стеклянную, глиняную и медную посуды и оборудование [39,40].

По истечении нескольких лет труды Джабира стали переводить на латинский язык, а сам он стал известен под именем Джебер или Гебер. Джабир по результатам своих химических опытов перенес теоретические, порою мифологические химические знания на практическую основу. Он первым заметил ложность пути получения драгоценных металлов с помощью иксира (эликсира). Говоря о природе веществ, он предполагал, что они состоят из заряда молнии и мельчайших неделимых частиц. Он описал способы приготовления царской водки, серной кислоты, карбонатов натрия и калия, хлорида аммония и др. Внедрил в свою практическую деятельность такие химические приемы, как перегонка жидкостей и получение дистиллированной воды, выпаривание, возгонка, фильтрование и кристаллизация. Он впервые предсказал и применил известные в то время химические препараты для лечения различных заболеваний. Это направление науки в эпоху Возрождения в Западной Европе возникло под названием ятрохимия. Способ выражения веществ с помощью чисел, которые вошли в научную литературу Западной, а затем и Восточной Европы под название м «магические числа» (происходящие от слова «муг»), также принадлежит Джабиру [34,39,40]. После Джабира что самым знаменитым исламским алхимиком признавался Абубакр Мухаммад ибн Закария Рази (865-925 гг.) [33,41,42]. Он родился в г.Рай (Иран) в семье ремесленника. Еще в детстве Рази освоил искусство ювелирных дел и медника. Это занятие укрепило его веру в то, что с помощью «иксир» (эликсира) можно превратить неблагородные металлы в благородные, но затем изучив труды Джабира, проведя соответствующие опыты, он отказался от этого занятия и стал изучать химию, медицину, математику, философию, астрономию и литературу. В Западной Европе он известен под именем Разес, где его основная книга «Сир ал асрор» (Книга тайны тайн) при его жизни была переведена на латинский язык. Можно считать, что Рази является одним из основателей исламской практической химии, так как основные выводы он делал на основании проведенных им опытов [40—43]

Многократные эксперименты по выделению металлов из различных руд позволили ему заключить, что идея превращения металлов в благородные с помощью иксира напрасный труд. Труд Рази назван «Книгой тайн», потому что она является ключом к разгадке тех мыслей, которые скрыли Оросизимус, Гермес, Аристотель, Холид ибн Язид и Джабир ибн Хайян. После того, как Рази стал заниматься медициной, он идеи применения химических веществ для лечения больных претварил в жизнь. Например, он по методике, предложенной Джабиром, получил этиловый спирт (кстати, слово алкоголь есть производное от алкаль, т.е. спирт так был назван Джабиром), а Рази впервые применил его для дезинфекции ран.

В заключение заметим, что Рази не только дал классификацию известных в то время химических соединений и элементов, но и писал что: «Знай, что любое искусство имеет свое оборудование, и оно имеет название, которое знают только те, кто работают в этой области». Поэтому он подробно описывает приборы и оборудования, которые используются для выполнения той или иной химической операции.

Когда мы говорим о Джабире или Рази, то это не означает, что они были единственными, которые сделали такие успехи. В этот период, конечно, трудились и творили сотни других ученых, которые в той или иной мере внесли свой вклад в развитие научной мысли человечества. Среди таких многочисленных ученых была возможность появления одного или нескольких ученых-энциклопедистов. В этом ряду ученых следует отметить и Аль Кинди. Абдуюсуф Якуб ибн Исхак ал Кинди (умер в 866 г.) имел свою школу, он оставил своим ученикам более 231 книг и статей по различным отраслям науки. Он написал специальную книгу, где указывал на невозможность получения золота с помощью иксира. Он изучал и исследовал способы получения различных видов стекол и подробно описывал свои результаты. Но его большой заслугой является переводческая деятельность. Он переводил книги с греческого, среднеперсидского и сурени (древнесирийский язык) на арабский язык. Он был хорошо знаком с индийской школой математиков. Аль Кинди относится к той категории ученых, которые доказывали, что естественные науки не являются противником религии и бога.

Ибн Умаил (864-912 гг.) занимался исследованием превращения веществ из одного состояния в другое. Можно заключить, что его эксперименты проходили в следующем направлении: «Превращение телесных тел в нетелесные и наоборот, превращение нетелесных тел в телесные». До некоторой степени это можно связать с современными представлениями о взаимном превращении веществ и энергии. Постепенно труды ибн Умаила также были переведены на латинский язык. В связи с этим, можно предположить, что его идеи о взаимном превращении телесных тел в нетелесные могли лечь в основу возникновения теории флагистона в Западной Европе [29,34,36].

Из ученых IX в. следует назвать Абу Абдулло Нотоли и ибн Вахшиен. Нотили написал величайшую книгу «Об эликсире» (Илми эксир), затем переехал в г. Бухару, где стал учителем химии Абуали ибн Сино. Ибн Вахшиен был современников Закария ар Рази, его труды посвящены в основном химии, растениеводству и повышению плодородия земель.

Исходя из того, что развитие медицины во все времена тесным образом было связано с успехами, достигнутыми фармацевтической химией, фармакологией, следует отметить роль мыслителей того периода истории науки, писавших свои сочинения на языке дари, т.е. на том языке, на котором разговаривают таджики Герата, Балха и других городов Хорасана и Мавераннахра.

К числу таких выдающихся ученых следует отнести Муваффак бини Али-ал-Хирави, который между 967-976 г.г. н.э. написал знаменитое сочинение «Китаб ал-абнийа ан-хакай кал-адвийа» («Книга основ об истинных свойствах лекарств») или «Фармакопея Абу Мансура». Данный трактат был посвящен саманидскому правителю Мансуру-1 ибн Нуху. Во время путешествия в Индию Абу Мансур изучил основы медицины этой страны и при классификации веществ руководствовался принципами индийских ученых.

В соответствии с этим, Абу Мансур делит вещества на чисто питательные, лекарственные продукты питания, лекарственные средства и яды.

В данном сочинении изложены свойства 584 наименований лекарственных веществ различного происхождения. Приведено описание 63 растительных масел, которые в тот период использовались в виде лекарственных средств и компонентов при изготовлении парфюмерных и косметических изделий. Автор уделяет большое внимание применению камфары, которую с успехом производили в то время среднеазиатские алхимики. В «Фармакопее» приводятся наименования 74 химических соединений органического и неорганического происхождения, имеющих целебные свойства [44,45].

Научное наследие Абумансура Муваффака

Одним из великих мыслителей Востока в эпоху алхимии является Абумансур Муваффак бинни Али Хирави, который жил в XX в. Относительно даты рождения и смерти, биографии, исследовательской деятельности и творчества этого ученого до настоящего времени отсутствуют достоверные сведения. Однако, судя по смыслу его псевдонима «Хирави» можно сделать предположение, что он являлся уроженцем известного в те времена одного из крупных научных и культурных центров Востока - города Хират (в русской транскрипции Герат).

Перу Абумансура Муваффака принадлежит сочинение «Хакоик-ул-адвия», которое в истории естествознания и медицины известно под названием «Фармакология Абумансура» [8,81].

Ученый, судя по его сочинениям, кроме родного ему таджикско-персидского языка, в совершенстве владел индийским, арабским и латинским.

Это позволило ему собрать, систематизировать и обобщить все имеющиеся до этого времени знания о фармации, фармакологии, фармакопее и фитотерапии, написанные не только фарсиязычными учеными, но и мыслителями Индии, Арабского Востока, Греции и Рима.

С целью непосредственного ознакомления с древней медициной Индии, он совершил путешествие в эту страну, где совершенствовал свои знания по лечению различных заболеваний с применением методов и рецептов приготовления лекарств индийских целителей.

В эпоху Саманидов большое развитие получили наука, культура и медицина. В тот период Иран, Хорасан и Мавароуннахр (Междуречье) уже были освобождены от арабских завоевателей.

Особенно крупные достижения в науке и культуре приходятся на период правления государством Саманидов Абусалиха Мансура-ибн-Нуха. По традиции этих времен, каждый поэт, писатель и ученый посвящал свои труды главе государства, так как считалось, что именно он создавал необходимые условия для реализации намеченных ими задач. Относительно периода написания этого трактата имеются многочисленные противоречивые сведения. По историческим сведениям, наиболее вероятным является то, что Абумансур Муваффак мог служить придворным лекарем этого правителя, и написание его трактата «Фармакопея» могло быть осуществлено предположительно в период 961-976 гг. [48,103].

Единственный экземпляр этой рукописи хранится в библиотеке г. Вены. Согласно отметкам, приведенным в конце этой книги, она была переписана с подлинника известным таджикским поэтом, ученым и каллиграфом XI в. Али-ибн-Ахмад Асади Туей. В 1859 г. профессор Ф.Р.Залегман перевел это сочинение на латинский язык и издал его. В 1893 г. профессор Абдулхолик Ахундов в г. Тарту осуществил перевод и издание Фармакопеи Абумансура на немецком языке. Это редкое и ценное сочинение дважды издавалось на языке дари-фарси сначала в г. Вене (1859 г.), а затем в 1966 г. в г. Тегеране[104].

Трактат «Фармакопея Абумансура» состоит из двух частей: в первой части подробно изложено введение и сведения относительно лекарственных средств, проблемы зависимости средневековой медицины от наличия необходимых лекарственных форм, приведены данные о наиболее эффективных индийских препаратах. Кроме того, подробно описываются действия различных лекарственных средств, компонентов пищи, разнообразных ядовитых веществ на организм человека в зависимости от его натуры, т.к. в те времена лекари подразделяли натуру на четыре основных вида.

Вторая часть этого трактата полностью посвящена целебным свойствам растений, минералов, ядов, различных мясных и молочных продуктов, масел, дистиллятов, глин, воды и т.д. Перечень лекарственных средств расположен согласно арабского алфавита, начиная с буквы «алиф» (Ї ), кончая буквой «е» (с5), подробно изложены их свойства с необходимыми комментариями. В период X-XVII вв. арабский язык был доминирующим в странах Востока, особенно в фармацевтической науке в написании рецептов приготовления лекарств, а также при изложении их названий.

Общий перечень лекарственных средств, изложенных в «Фармакопее Абумансура», включает 584 наименования, и по происхождению они подразделяются на три основных класса: препараты, изготовляемые из растительного сырья, из минералов и руд, а также животного происхождения. Однако из этого обширного перечня лекарственных средств 465 т.е. 79,7 % имеют растительное происхождение. Особенно подробно описаны целебные свойства многих растений, произрастающих в государствах Центральной Азии и Ирана.

В данном трактате излагаются названия 64 лекарств, получаемых на основе масел из растений, в том числе эфирных. Однако о химическом составе этих растений сведений не приводится. О химической природе и структуре биологически активных соединений: алкалоидов, дубильных веществ, органических кислот, эфирных масел и др. стало известно только лишь в XIX-XX вв. благодаря развитию органической химии и методам физико-химического анализа природных веществ.

В «Фармакопее Абумансура» приведены названия 74 препаратов, рецепты приготовления которых основаны на использовании различных минералов и руд. Эти препараты подразделяются на четыре группы:

1. Соли и минеральные вещества (поваренная соль, нашатырь, гипс, армянская глина, известняк, нефть, мумие, зола и т.д.).

2. Минеральные соли (металлы) - золото, серебро, свинец и продукты его сгорания, сурьма, магнитный железняк, железо, мышьяк, ртуть и т.д.

3. Самоцветы и драгоценные камни.

4. Органические вещества - вино, уксус, сахар и т.д.

В данном трактате приведены сведения о 45 различных лекарствах, приготавливаемых на основе использования различных органов домашних и диких животных, птиц, насекомых. К ним относятся мясо, кожа, змеиный яд и др. Кроме того, изложены примеры использования крови, жиров, желчи и других продуктов, выделяемых из туш медведей, волков, оленей и других животных для лечения внутренних болезней, а также для наружного их применения. В древней медицине Востока для лечения болезней глаз, ушей и особенно кожных заболеваний широко использовались мясо, шкура змей.

Современная медицина подтвердила правоту средневековых мыслителей Востока в использовании целебных свойств змеиного яда. Свидетельством этого является широкое использование в клинической медицине препаратов, созданных его основе: «вироксин», «наяксин» в виде инъекций и мазей, «випросал», «витратокс» для наружного применения.

В данном сочинении Абумансур Хирави приводит имена таких известных врачей и фармацевтов Индии, как Рото, Мунга, Жотак, Фаргуводат, Нуварах (Наврал), Сири, Сушрат и др., труды которых помогли ему написать этот трактат. Кроме того, к этой группе он причисляет великих мыслителей, вся сознательная жизнь которых была целиком посвящена развитию естествознания, культуры и общечеловеческих ценностей, живших и творивших до него, т.е. от второй половины VII в. до второй половины X в.: -Фавел или Павел Эргини (615-690), Мухаммад Закария Рази (865-925), Ибни Сахарбахт (ученик Хунайи ибн Исхака), Али ибн Раббои ат-Табари (808-855), Юханно, т.е. Абу Закария Юханно ибн Исхак (808-873), Исо ибн Масех (876-910), Мусо ибн Синон (909-946), Синон ибн Собит (умер в 943 г.), Собит ибн Курох (834-901) и др., которые являлись представителями различных народов Востока и Запада. Это свидетельствует о том, что в средневековый период истории существовали самые тесные научные, общественные и торговые связи между государствами Центральной Азии, Индией, Китаем и арабскими странами.

В результате научные достижения каждой из этих стран становились достоянием народов соседних государств, что приводило к появлению новых идей и созданию новых трудов, в которых находило свое отражение все прогрессивное, все ценное накопленное учеными различных национальностей. Перед нами стояла задача отбора из многочисленных лечебных средств, изложенных в данном трактате, именно тех препаратов, которых определенным образом можно отнести к химическим веществам или их с месям, а также физические и химические приемы и методы, используемые при изготовлении этих препаратов.

Судя по рецептам, изложенным в этом сочинении, сурьма и минералы, содержащие ее, а также ацетат свинца предлагаются использовать для лечения и профилактики глазных заболеваний.

Афъюн (чакида) — papaver somnifomm L - выделяется из специального растения и применяется в качестве обезболивающего, местно анестизирующего средства. При использовании в большом количестве (1 донг-эквив. 0,531 г; от 0,5 до 1 мискола - соответственно от 2,32 г до 4,64 г) - сильный яд со смертельным исходом).

Тутие - tutia. Имеются 4 вида: табоширский, хурасанский, кирманский и коричневый. Происхождение - минеральное. Используется при лечении глазных болезней и способствует улучшению функции глаз.

Хадэкаруляракон (санги кахрабо, янтарь) - lapis intericum. При ношении его в качестве ювелирного украшения оказывает профилактическое действие на организм человека.

Хадид (охан) - ferrum - железо. Используется для улучшения работоспособности желудка, особенно при его расстройствах.

Хамр (шароб) - vinum - вино. Описываются целебные свойства небольших доз вина. Употребление избыточного количества его наносит вред организму.

Хал (сирка) - aceticum- уксусная кислота применяется в качестве средства, улучшающего аппетит и вкусовые качества мясных изделий.

Захаб (тилло) - аигит - золото предлагается в качестве лекарства, укрепляющего сердечную деятельность и организма в целом. Повышает остроту зрения.

Роман (атри мозу) — амбра. Оказывает влияние на деятельность желудка, кишек и печени. Из него изготавливают парфюмерные изделия.

Рамод (хокистар) - cinis - зола. Описано использование золы, особенно золы инжирного дерева, в лечении кожных заболеваний, опухолей и зуда кожи.

Зифт (катрон) - pix - смола - оказывает противовоспалительное действие при гнойничковых заболеваниях.

Зайбак (симоб) — hidrargirum vivum - ртуть является эффективным средством против вшей и блох. Оказывает улучшающее действие при зуде кожи.

Зумуррад — samaragdus - изумруд. Растворы этого камня оказывают положительные влияние при отравлениях ядами.

Суккар (шакар) - saccharum - сахар. Изложено лечебное действие сахара на заболевания горла и легких. Обладает большой энергией в качестве пищевого продукта.

Садаф - koncha — жемчуг. Зола жемчуга улучшает зрение, способствует удалению белых пятен из глаз. Обладает свойством приостанавливать рост волос.

Тип (гил, хок) — тегга - глина. Изложены различные виды глин и показано, что они являются смесью различных минералов.

Гили армани — terra агтепіка - армянская глина. Предлагается в качестве кровоостанавливающего средства.

Описано также лечебное действие многочисленных разновидностей глин.

Указано на применение (охак, гадж) алебастра, а также глины джипсина (гипс) - gypsum inustrun при различных переломах кости.

Тобошир (кием е муми бамбук) - concretiones bambusae arundinaceae willd - сироп-смола из бамбука - предлагается применять при различных заболеваниях печени.

Изложены целебные свойства меда и рецепты приготовления лекарств из него. Описано также лечебное действие костей различных животных, а также продуктов их сжигания.

Катрон (ширеш е самги cape) - pix cedri - сосновая смола. Предлагается использовать для бальзамирования трупов, а также против различных насекомых и червей, обитающих на коже, в ушах и кишечнике.

Кахрабо — янтарь - оказывает облегчающее действие при заболеваниях кишечника и желудка.

Кофур (камфора) - laurur camphra L . Описано целебное действие камфоры при различных заболеваниях, а также значение воды для живого организма, пути выделения его через различные органы. Излагаются целебные свойства вод из различных источников.

Луълуъ (джавохир) - margarita - описано полезное для организма действие этого драгоценного камня.

Нафт - naphtha — нефть. Изложено применение нефти совместно с другими компонентами в лечении кожных и других заболеваний.

Екут — hyacinth us — рубин. Изложены целебные свойства ювелирных изделий из этого самоцвета. Показана эффективность приема порошка из этого камня при отравлении ядами. Наличие этого камня придает человеку бодрость, повышает жизненный тонус и настроение.

В уникальном сочинении Абумансура Муваффака впервые приведены методы выделения лекарственных средств путем экстракции растительного сырья, описаны простейшие способы перегонки, позволяющие получить эфирные масла и дистиллированную воду. Им впервые введено в обиход лекарственное средство - «питьевое золото», которому приписывались универсальные лечебные свойства подобно «эликсиру долголетия», а также описано применение в качестве лечебных препаратов тростникового сахара и танина, относящегося к классу полифенольных соединений. Автором данного трактата установлено различие составов карбонатов натрия и калия. Им впервые был выделен оксид меди и путем дистилляции соленой озерной воды получена пресная вода.

Похожие диссертации на Роль мыслителей Востока в развитии естественных наук