Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исторические взгляды Г. Т. Бокля Гульбин, Геннадий Константинович

Исторические взгляды Г. Т. Бокля
<
Исторические взгляды Г. Т. Бокля Исторические взгляды Г. Т. Бокля Исторические взгляды Г. Т. Бокля Исторические взгляды Г. Т. Бокля Исторические взгляды Г. Т. Бокля Исторические взгляды Г. Т. Бокля Исторические взгляды Г. Т. Бокля Исторические взгляды Г. Т. Бокля Исторические взгляды Г. Т. Бокля Исторические взгляды Г. Т. Бокля Исторические взгляды Г. Т. Бокля Исторические взгляды Г. Т. Бокля
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гульбин, Геннадий Константинович. Исторические взгляды Г. Т. Бокля : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09.- Томск, 1979

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І. Общетеоретические взгляды Г.Т.Бокдя 33

1. Очерк жизни и творчества Г.Т.Бокдя ... 33

2. Идейно-политические основы исторических взглядов Г.Т.Бокля. 54

3. Общетеоретические взгляды Г.Т.Бокдя . 80

ГЛАВА II. Основы исторических воззрений Г.Т.Бокдя 108

1. Прогресс в истории в изображении Г.Т.Бокдя 108

2. Г.Т.Бокль о предмете истории... 132

3. Г.Т.Бокль о методе истории как науки . 154

Заключение 183

Источники и литература... 189

Введение к работе

Современный этап в развитии советской исторической науки характеризуется высоким интересом к ее историографическим вопросам и ставит новые задачи по их изучению. В материалах Смоленской (1973 г.) Всесоюзной историографической конференции подчеркивается необходимость дальнейшего изучения конкретных и теоретико-методологических проблем историографии и повышения роли историографических исследований в советской исторической науке1).

Важное место в историографических исследованиях занимает изучение творчества известных историков прошлого. Исследование творческого наследия крупнейших представителей исторической науки способствует повышению научной эффективности современных исторических исследований, так как восстанавливая развитие исторической науки в ее основных звеньях, мы не только облекаем в конкретные формы исторические представления и понятия, методологию, технику исторических исследований прошлого, но также, опираясь на всестороннюю оценку социальных и гносеологических основ творчества историков прошлого, можем выделить рациональное в их работах, не потерявшее свое значение и в наше время. "Задача марксистов, - писал В.И.Ленин, указывая на необходимость изучения трудов буржуазных ученых, оценивая последних как "ученых приказчиков" капитала как в естественных, так и в общественных науках,-и тут и там суметь усвоить себе и переработать те завоевания, которые делаются этими "приказчиками" (вы не сделаете, например,

I) Вопросы историографии в Высшей школе. Смоленск, 1975, с.3-14. ни шагу в области изучения новых экономических явлений, не пользуясь трудами этих приказчиков), - и уметь отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию и бороться со всей линией араддебшх вам сил ж классов ».

Одной из наиболее заметных фигур среди историков XIX в. был Генри Бокль. Изучение Бокля необходимо потому, что без него история исторической науки середины и второй половины ИХ в. будет неполной. Правомерность изучения историографического наследия Бокля проявляется в значительной степени в анализе литературы о нем.

В оценке исторических взглядов Бокля в буржуазной литературе можно выделить несколько периодов: I) с 1857 г. (времени выхода первого тома книги Бокля "История цивилизации в Англии") до начала первой мировой войны; 2) с начала первой мировой войны до середины 50-х гг. и 3) с середины 50-х гг. по настоящее время.

Первые аналитические оценки исторических взглядов Бокля содержатся в статьях и рецензиях, помещенных в английских общественно-политических, историко-литературных и научных журналах конца 50-х - 60-х гг. XIX в. в связи с выходом в свет его знаменитого сочинения. В своих отзывах авторы статей не были единодушными Одна из первых оценок дана в журнале английских бур

The Westminister Review и - одно из немногих изданий, выступившее в защиту Бокля от нападок консервативной и церковно-тео-логической печати. Вторая рецензия, помещенная в этом журнале, построена как ответ его критикам, которые объявили, что Бокль посягает на догматы религии . Критику религии Боклем встретили с опаской даже в либерально-буржуазной прессе Так, даже либеральный журнал w Jrazer s Magazine и, издатель которого напечатал сочинение Бокля, в своей рецензии, отмечая эрудицию и силу изложения исторического материала, пугается остроты критики духовенства .

Если либерально-буржуазные журналы отмечали большую популярность книги Бокля , то консервативная печать вообще долгое время хранила о ней молчание®). И только через год после выхода из печати "История цивилизации..." встретила дружный отпор со стороны официальных журналов консервативного толка и особенно церковно-теологических изданий Суть их критики состояла в обвинении в "безнравственности", подрыве авторитета церкви и государства.

Особенно раздраженная критика в адрес книги историка прозвучала со страниц консервативного журнала который назвал ее "книгой ошибок"2). В центре внимания журнала -вопросы религии. Комментируя оценку историком влияния естественнонаучных открытий на духовное развитие европейского общества конца ХУТ - пергой половины ХУЛ вв., журнал подвел своеобразный итог иеторико-церковной проблематике в его книге: "При таких условиях невозможна ни религия откровения, ни историческая религия, ни изучение религии, ни отправление ( profession ) религии, ни общность религии, ни Священное писание, ни церковь. Ничего не остается, кроме голой абстракции, которая не оставляет любой религиозной системе ни малейшей практической ценности в регулировании как личной, так и общественной нравственности"3К Вместе с тем в и Ье Quarterly Review н впервые в литературе о Бокле был поставлен вопрос об идейной связи сочинения историка с позитивной философией О.Кента4 • Щурнал после явного успеха пер

Систематическая критика Бокля с этих же позиций дана в журнале пты Edinburg Review 2). В отличие от других консервативных изданий он перенес основной огонь критики на идею закономерности в истории. Отметив грандиозность намеченной Боклем картины всеобщей истории и глубину его отдельных идей3), журнал пытается опровергнуть Бокля в главном, утверждая, что развитие человеческого общества подчиняется не законам, а индивидуальной воле4). Оуть оценок журнала мало чем отличается от предшествующих: религиозно-идеалистическая подоплека статей четко вскрывается в заключительных выводах ). Несмотря на видимость объективности, проявленную некоторыми авторами, статьи выдержаны в откровенно критическом ключе и содержат грубые нападки на книгу историка.

В официальной английской исторической науке книга Бокля была встречена холодно Ведущие английские историки отнеслись к "Истории цивилизации..." как к работе дилетанта и зачастую удастся достичь установления науки о человеческих действиях; с другой стороны, мы не верим, если бы даже такая наука была возможна, в, факт какого-либо ослабления основ морали и религии, но мы чувствуем по манере изложения, что Бокль другого мнения", -писал шотландский философ .Высказывали свое мнение без основательного знакомства с ней. Кори#ей английской историографии того времени Т.Маколей ограничился, по его собственным словам, беглым просмотром первого тома "Истории цивилизации...", заметив при этом, что автор показался ему непоследовательным и парадоксальным1 . Другой известный английский историк Т.Карлейль обвинил Бокля в догматизме и подгонке фактов жод выдвигаемую теорию, прочитав лишь несколько отрывков из его книги . Когда мнение о работе Бокля спросили у одного из известных английских медиевистов В.Стеббса, он заявил: ЯЯ не верю в философию истории, поэтому я не верю в Бокля" .

Но преимуществу недоброжелательными являлись и более аргументированные оденки работы Бокля. Особым нападкам было подвергнуто его требование сделать историю генерализирующей наукой и изгнать из нее теологию Враждебно встретил первый том "Истории цивилизации...w молодой Актон, опубликовавший в 1858 году в своем журнале большой очерк "Философия истории Бокляи, подчеркнув уже на первых его страницах, что "Бокль еще больший невежда, чем Милль"4 . Актон справедливо считал, что перенесение естественнонаучных методов в исторические исследования на натурфилософских основаниях, предложенных Боклем, обеднило бы содержание исторического процесса, лишив его индивидуальности. Вместе с тем, он целиком отверг мысль Бокля о возможности генерализации в истории. Будущий профессор Кембриджского университета был сторонником учения о свободе воли и полагал, что в истории нет места закону. Глубоко

Критика попытки Бокля поднять историю на степень науки была предпринята также учеником Т.Каряейля - Д.Э.роудом. Он целиком посвятил одну из своих лекций анализу взглядов Бокля на историю как науку2) Последователь Карлёйля также отвергал мысль о необходимости генерализации в истории. Отдав должное автору "Истории цивилизации..." как исследователю необычайно широкой эрудиции, он в то же время выражал сожаление, что Бокль отверг взгляд на историю человечества как историю ее великих людей. Прогресс интеллектуальных, материальных и технических основ цивилизации, по его мнению, интересный, но не самый важный раздел истории. Исследование великих моральных истин на зыбкой исторической почве низких мотивов и высоких чувств, деяний великих исторических личностей в драме жизни, где добро и зло ведут непрекращающуюся борьбу, - вот что должно стать, по мнению Фроуда, главной темой истории ). Условия человеческой жизни, продолжает он,никогда не повторяются и в великих событиях герои и святые появляются неожи 1) В статье о философии истории Бокля Актон четко формулирует свое кредо: когда появляется талантливая и умная книга, она должна ответить на вопрос, чем она может стать полезной религии См.:( ibid.,р,341-34-2 )# идеи "Истории цивилизации..." не отвечали требованиям Актона, поэтому совершенно справедливо высказывание А.Уэллса о том, что Актон противопоставляет объяснение причин возвыщения и упадка цивилизации "бедностью крови"(Гобино)-идеям Бокля, потому что он находит расеовую теорию Гобино полезной религиозным ЦЄЛЯМ. См.: С Wells A. The critics of Bucfc&e.-Past and Pr e sent, London, ! 956, H 9-, p. 78 ).

Давно, вне логики общественного процесса, если такая вообще существует .

Направляя фокус исторического исследования на изучение моральных истин, Фроуд переоценивал роль религии и церкви в историческом процессе. Неудивительно поэтому его критическое отношение к оценке Боклем шотландской церкви. Фроуд настаивал на положении о просветительской роли церкви в Шотландии в позднее средневековье и новое время, отвергая документально представленные в "истории цивилизации..." доказательства ретроградной позиции шотландской церкви и духовенства в ЗУП-ХУШ века, их роли в насаждении древних суеверий и предрассудков в шотландском народе ).

Близкие іроуду взгляды на историческую концепцию Бокля высказал немецкий историк И.Г.Дройзен. Он, с тревогой отмечая усиливающееся влияние "Истории цивилизации..." на европейскую общественность и молодых историков, посвятил свою статью низвержению Бокля как историка3 . Бокля-иеторика он оценил несравненно ниже Бокдя-мыслителя и философа. Освещая под этим углом зрения теоретические положения "Истории цивилизации...", Дройзен признал важными и своевременными требования ее автора определить предает и научный метод истории, принципы поиска и отбора научных фактов. Однако, считая невозможным построение истории как науки без изучения нравственных законов, Дройзен по основным положениям исторического исследования опровергает Бокля. Требованию сблизить методы истории и естественных наук, привлечь статистику и материалы естествознания в исторические исследования, он противопоставил изучение нравственных идей. Обвинив Бокля в материализме, Дройзен дал религиозно-идеалистическое толкование 

В первый период изучения творчества Бокля в буржуазной литературе с критикой его исторической концепции выступили американский исследователь Д.Фиске и философ-неогегельянец Д.Стиржинг2 . Краткие справки об исторической концепции ученого дают Р.Флинт, А.В.Бен, Л.Стивен и Д.І.Гуч. Совеем немного о ней сообщает немецкий историограф Э.ФютерЗ),

В целом, к систематическому анализу исторических взглядов Бокля в первый период его изучения в английской буржуазной литературе обращались главным образом его идейные противники. Подавляющая часть историографии вопроса в Англии представлена консервативными авторами и теологами. Критиков Бокля возмущала материалистическая и антитеологическая направленность его исторического творчества. Выступая против основных положений историка, они обычно обвиняли его в материализме и даже атеизме, искажая, замалчивая или просто не понимая сущности его взглядов .

Таких критиков Бокля можно найти и в России. Достаточно ска 1) Дройзен И.Г. Указ.соч., с.15-17. См. также: Смоленский Н.й. Принцип историзма в национально-политической историографии Германии ИХ в.- Средние века, 1978, Вып.42, с.221.

Но из всех европейских стран именно в России книга английского историка стала самой популярной. Здесь она в короткий срок нашла обширную аудиторию и восторженных поклонников среди передовой интеллигенции и демократически настроенной молодежи. "Любимым писателем студенчества" называла Бокля писательница Н.Д.Шаховская в письме к В.Г.Короленко . Демократические слои читателей в России привлекла антиабсолютистская направленность книги Бокля, критика засилия церкви в духовной жизни, пропаганда представлений о высокой роли науки в жизни общества . Книгу Бокля изучали передовые рабочие России. Так, она была в библиотеке "Северного союза русских рабочих" .

1) См.: Герье В.И. Очерк развития исторической науки. М., 1865; Стасюлевич М. Опыт исторического обзора главных систем философии историй. Спб., 1866; Стадлин А. Критический разбор основных положений "Истории цивилизации..." Бокля. Тифлис, 1874; Он же. Историческая теория Бокля. - Русский вестник, т.СХІГ; Турцевич И.Г. Борк и Бокдь. Нежин, 1912; Преображенский А. Первая глава "Истории цивилизации в Англии" под судом логики и фактов. - Странник, 1864, т.2, В 5; Лебедев. О божественном предопределении и свободной воле человека в отношении истории. - Дух христианина, кн.У, отд.Ш; Чельцов Г. Теория Бокля и христианское учение о промысле божьем. Спб., 1884. Одиноко среди этих критических работ стоит книга из серии "Жизнь замечательных людей".-Соловьев Е.А. Г.Т.Бокль. Его жизнь и научная деятельность. Спб., 1895.

Большое влияние идеи Бокля оказали на передовых русских ученых и общественных деятелей, особенно Д.1.Писарева, Н.В.Шел-гунова, А.К.Тимирязева, М.М.Филиппова, И.И.Мечникова, историков-демократов А.П.Щапова, И.Г.Прыжова, Н.Я.Аристова.

Книга Бокля была одной из наиболее читаемых среди книг русских революционеров-демократов- . А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Д.Й.Писарев, П.Н.Ткачев, П.І.Іавров высоко ценили демократические тенденции в творчестве историка культуры и в первую очередь его антиклерикализм „

Вместе с тем, в работах передовых представителей русской демократической мысли принципиальную оценку получили и некоторые слабые стороны его творчества. Н.Г.Чернышевский и П.Н.Ткачев указывали на непоследовательность мировоззренческих позиций либерального историка, вскрывали ограниченность его буржуазного демократизма .

Большую популярность книга Бокля обрела в либерально-буржуазных кругах России. Видные идеологи русского либерализма Н.И.Кареев, М.М.Ковалевский неизменно обращались к ней как к

В Англии в первый период изучения творчества Бокля с защитой его сочинения в середине 90-х гг. выступил английский журналист и политический деятель Д.М.Робертеон . Его работа является первым монографическим исследованием творчества Бокля в Англии. Робертеон подчеркнул необъективность многих оценок Бокля в английской науке3ч Книга Робертсона сохраняет значение как сводка фактического материала по некоторым аспектам творчества историка и особенно оценкам Бокля в трудах английских исследователей различных областей науки. Вместе с тем, автор избегает освещения идейно-теоретических истоков исторических взглядов Бокля, демонстрируя неспособность вскрыть классовую природу основных положений его историко-научного творчества. Не будучи специалистом, он не дает анализ конкретной историографической практики Бокля.

Книга Робертсона была высоко оценена буржуазными историографами Бокля4 . Она повлияла на дальнейшие оценки его творчества в исторической литературе. Откликнувшись на его книгу, Д.Стивен, первоначально высказавший сомнение в теоретической значимости работы Бокля, посвятил в своем новом исследовании большую главу историческому методу Бокля ). Эта глава написана с конкретной целью - проследить в творчестве Бокля положения, близкие к идей 1) Имя Бокля постоянно связывалось русскими либералами с ному кредо бентамйстов. Она имеет определенное исследовательское значение.

С середины ИХ в. и до начала первой мировой войны в Англии вышло много мемуарных записок о Бокле, а также солидная биография о нем, написанная известным библиофилом, одним из основателей английского библиографического общества Альфредом Хатом ). Книга А.Хата содержит богатый фактический материал, в первую очередь переписку и дневниковые записи историка.

В 1872 году при непосредственном участии Д.С.Милля была опубликована часть рукописного наследия Бокля2 . В 1885 г. эта публикация выдержала второе издание3 ,

В этот период имеют место многочисленные перепечатки его книги, что свидетельствовало о ее широкой популярности. Согласно данным "Генерального каталога опубликованных книг Британского музея" и "Каталога книг" библиотеки конгресса США в этот период в Англии вышло изданий книги Бокля, большая часть которых

С начала первой мировой войны количество публикаций об английском историке резко сократилось. С этого времени и вплоть до середины 50-х гг. специальных исследований его исторических взглядов не появлялось. Главная причина тому - наступление неоидеалистической реакции в буржуазной историографии конца XIX - начала XX вв. В условиях утверждения в буржуазной исторической науке конца XIX - начале XX вв. откровенно идеалистических представлений на характер и возможности исторических знаний имя Бокля стало мишенью нападок и резкой критики). Особенно острой она

В последние десятилетия в англо-американской буржуазной историографии интерес к научному наследию Бокля значительно возрастает. Со второй половины 50-х гг. появляются вдумчивые исследования его идей, ранее провозглашенных устаревшими,

В фокусе работ современных исследователей на Западе находится попытка Бокля создать теорию научного исторического объяснения. Прогрессивный английский историк Г.А.Уэллс, подчеркнув характер критики Бокля в английской историографии первой половины XX в., настойчиво высказывает мысль о правомерности требования автором "Истории цивилизации в Англии" широких обобщений в истории ), в конце 50-х гг. в Англии появилась монография о Бокле, автор которой поставил целью разорвать цепь незаслуженно пренебрежительного отношения, сложившегося в исторической литературе к жизни и работам известного историка середины XIX в. Значительное место в этой монографии занимает анализ теоретических взглядов Бокля. Однако этот анализ, так же как и в работах предшествующих буржуазных авторов, проводится

Bnckle.London,1958. вне связи с общим развитием английской историографии XIX в Основное внимание концентрируется на фактах биографии историка и пересказе некоторых идей его основного сочинения.

Автор этой книги далек от понимания классовой природы основных исторических представлений Бокля. Несмотря на то, что монография содержит массу фактов, интересных замечаний и оценок жизни и творчества историка, автор оказался неспособен проследить эволюцию исторического наследия Бокля в английской буржуазной историографии середины и второй половины XIX в.

Имя автора "Истории цивилизации..." с середины 50-х гг. часто появляется на страницах работ Г.Баттерфилда, А.Вайджери, П.Смита, П.Гардинера и других известных буржуазных авторов ). Осуществляются переиздания книги Бокля, причем последнее из них - в известной серии классиков английской исторической литературы ). Лейтмотивом обращения к творчеству английского мыслителя в англоамериканской историографии звучит признание искренности его попытки создания новой исторической науки. Возвращая Боклю имя серьезного исследователя, многие буржуазные авторы склоняются к признанию его идейно-теоретических взглядов классическими в буржуазной теории истории3 .

Наряду с оценкой идейно-теоретического наследия Бокля в буржуазной историографии в Англии и в США. поднимается тема изучения популярности его книги в кругах революционной и демократической интеллигенции второй половины XIX в. Освещение этой темы в работах буржуазных авторов нередко проводится в плане сопоставления влияния идей Бокля и учения основоположника научного коммунизма К.Маркса на общественную жизнь европейских стран второй половины XIX в. При этом мировоззренческие позиции К.Маркса и Бокля оцениваются как близкие друг к другу, и либеральный буржуазный исследователь фантастическим образом возвышается в ранг величайшего революционера XIX в. Идеи Бокля продолжают участвовать в современной идейной борьбе. Изучение историографического наследия Бокля важно для понимания состояния современной исторической науки на Западе. Буржуазная наука переживает глубокий кризис, являющийся порождением общего кризиса капитализма. В теоретической практике современных буржуазных историков и философов бытуют принципы исторического релятивизма, распространено представление о коренном различии истории и естествознания. Это различие усматривается в том, что история имеет дело с индивидуальным, а естественные науки .В последние годы обнаружился еще один важный аспект кризиса исторической науки на Западе. В ней возрождаются объективистские тенденции, оказывающие значительное влияние на развитие современной буржуазной историографии и философии истории , в немалой степени этому способствует широкое проникновение в социальные исследования количественных методов, что определяет острую актуальность проблемы "история и социальные науки". Традиционный буржуазный объективизм, после соответствующей модернизации, призывается современными западными исследователями разрешить эту проблему. Так, редакторы серии исторических памятников "Классики британской исторической литературы" видят большое значение Бокля, как крупнейшего представителя "исторической социологии", в попытке решения им задач, "... которыми сейчас заняты ученые, а также исследователи, интересующиеся историей, изучающие природу взаимосвязи между социальными науками и историей, между социологом ( social scientist ) и историком" . История - это искусство и 

Обращение современных буржуазных ученых к наследию Бокля подчеркивает важность этой фигуры для развития буржуазной науки. Необходимость борьбы с буржуазной идеологией в сфере исторических знаний обусловливает несомненную актуальность изучения его творчества.

Всестороннее изучение исторических воззрений Бокля возможно только на основе марксистской методологии научного исследования. Историками-марксистами разработаны общие принципы историографического анализа и собран богатый материал по истории исторической науки. Задачей первостепенной важности в историографическом исследовании является изучение закономерностей развития исторической науки через выяснение влияния на нее современной социально-политической борьбы, общего состояния научных знаний в конкретной взаимосвязи и взаимовлиянии событий прошлого.

В обобщенном виде принципы историографического исследования сформулированы в работах современных ученых2 . Но в большей или меньшей мере они были объектом изучения на всех этапах развития исторической науки в СССР. 

Очерк жизни и творчества Г.Т.Бокдя

Обстоятельное изучение основ исторического мировоззрения любого мыслителя необходимо предполагает обращение к важнейшим фактам его биографии. Подобное исследование обычно позволяет конкре-тжзировать и обогатить новыми фактами анализ творческого наследия известного ученого. Изложение биографии Бокля тем более необходимо, что в жизни английского историка было мало событий, не связанных с написанием его основного труда, и в этом смысле изучение жизненного пути выдавшегося исследователя становится неотъемлемой частью анализа его научного творчества.

Генри Бокль родился в семье состоятельного лондонского буржуа, главы крупной торговой фирмы Т. Бокля 24 ноября 1821 г. Поскольку будущий историк в детстве не отличался крепким здоровьем, он не получил систематического образования. Первоначально его воспитанием и образованием в основном занималась мать, происходившая из семьи йоркширских Мидльтонов, известной своей глубокой религиозностью.

К исследовательской деятельности Бокль проявляет интерес с начала 40-х гг. Именно в это время он задумал написать грандиозный труд, задачей которого должно было стать освещение истории цивилизации всего человечества . Молодой англичанин с увлечением погружается в изучение самых различных эпох. Однако вскоре Бокль осознает сложность задуманного плана и решает конкретизировать его, избрав в качестве первого звена своего исследования историю средних веков К Большое влияние на направление творческих интересов начинашего исследователя оказало знакомство с Г. Гал-ламом. Бокль познакомился с именитым английским медиевистом во время своего первого путешествия за границу в 1840 г. и долгое время поддерживал с ним дружеские отношения.

Бокль не рассчитывал долго задерживаться на изучении средних веков. Его влекла идея всеобщей истории цивилизации, и западноевропейское средневековье первоначально рассматривалась им лишь как ступень в изучении прошлого. Но время показало, что этой теме суждено было стать одной из важнейших в его творчестве.

Интенсивное изучение европейского средневековья обнажило пробелы домашнего образования. Молодой англичанин включил в круг литературы для самообразования книги по юриспруденции, илоео$ии и естественным дисциплинам. Особое внимание он уделил изучению иностранных языков и вскоре в этой области обнаружил феноменальные способности, к началу 50-х гг. овладев 19 языками, современными и древними К

В начале 40-х гг. Бокль переживает период ложи мировоззрения. Консерватизм и религиозность, присуще духовной атмосфере семьи, быстро рассеялись при первом знакомстве с европейской жизнью. В 1840 г., после смерти отца он предпринял первое путешествие за границу. Уже в ходе этого путешествия, после посещения Антверпена, Брюсселя, Рима, швейцарских, южногерманских и французских городов,Бокль из правоверного тори превращается в свободомыслящего либерала К Его восхищает свободомыслие Д. Штрауса и возмущают охранительные меры европейских правительств в отношении свобод совести и печати. Бокль задумывается о причинах быстрого возвышения одних европейских народов и вековой отсталости других. Позднее, в своей книге, он прямо укажет на основные социальные и политические силы, мешающие поступательному развитию капиталистических общественных отношений в Европе, предъявив феодально-крепостнической и церковно-теологической идеологии документально аргументированное обвинение в реакционности. Однако и на раннем этапе его творческой деятельности просматривается резко отрицательная характеристика ряда политических институтов европейских стран и в особенности роли церкви в сохранении суеверий и пережитков средневекового прошлого .

Однако активного участия в общественной жизни молодой исследователь сторонится. Его основной страстью была наука. Ранний период творчества характеризуется упорным поиском и подбором необходимых материалов для будующих публикаций. Обладатель крупного состояния, Бокль приобретал все рукописи и книги, которые находил полезными для своей работы. Он собирает личную библиотеку, насчитывающую одно время 22000 томов. Ее составляли книги, необходимые историку для занятий. Значительное место среди них занимали работы ученых-гуманистов европейского Возрождения и просветительская литература ХШ в.

Он сторонится светского общества и ведет размеренную, расчи-танную по часам жизнь. Все то, что не соответствовало его научной деятельности, историк исключил из своей жизни. Эта участь постигла даже его любимое увлечение - шахматы, которые уже в юности принесли Боклю европейскую известность . Ежедневные прогулки, несмотря на жару или холод, дождь или снег, затем работа в своей библиотеке до обеда, отдых и вновь работа над литературой до полуночи превратились в привычку, исполнение которой стало почти автоматическим . молодого исследователя не покидал замысел создания грандиозной картины всемирной истории. Днительное время он отвергал мысль написать какую-либо менее значительную работу и делал выписки по всем интересовавшим его историческим эпохам и событиям К

Общетеоретические взгляды Г.Т.Бокдя

Еели политические взгляды историка с начала 40-х гг. и вплоть до смерти сколько-нибудь значительных изменений не претерпели, то развитие его основных идейно-теоретических представлений носило более сложный характер. Теоретические вопросы исторической науки всегда были в центре исследовательских интересов Бокля, более того, главной целью своего поиска он считал именно решение основных проблем теории истории. Главное место среди них Бокль отводил доказательству существования и изучению законов истории. Поэтому целью настоящего раздела диссертации является изучение наиболее общих теоретических воззрений историка.

Существует большая литература, посвященная изложению и трактовке общетеоретических позиций английского историка. Особенно пристальное внимание европейской буржуазной науки данный аспект творческой деятельности Бокля привлек во второй половине XIX в. К Однако в силу недостатков методологического характера работы буржуазных авторов не удовлетворяют современным требованиям исследования данной проблематики.

Этот аспект творчества английского ученого не обойден вниманием в марксистской литературе. Однако существующие в ней оценки Бокля противоречивы: так, если М. Н. Покровский оценивал историка как "домаршва материалиста", во втором издании Большой Советской

Энциклопедии он охарактеризован как "историк-идеалист" \ Совершенно недостаточно в марксистской литературе освещен вопрос об одном из важнейших источников теоретических взглядов историка-философско-исторической традиции европейского Просвещения ХУШ в.

Учитывая это, представляется необходимым обратиться, с привлечением малоизученных материалов Бокля, к систематическому освещению его важнейших теоретических идей, и в первую очередь уяснить его позицию в решений основного вопроса философии.

Уже отмечалось, что под влиянием позитивистской философии и современного английскому историку естествознания он пришел к мысли о необходимом, закономерном характере развития человеческого общества. Стремление открыть законы истории, управляющие всемирно-историческим процессом, необходимо привело его к постановке, подчас в своеобразной форме, основного вопроса философии. Ответ на этот вопрос в различные периоды творчества Бокля не был однозначным.

К философскому определению материи английский исследователь обращался уже в своих подготовительных материалах. В его рукописях есть небольшой отрывок "Материя", в котором, изложив определения материи Джеймсом Миллем. Ридом и Локком и обратившись к работе современного ему философа-идеалиста Ньюмена, историк высказался против требования последнего исключить понятие материя ( substance) из философского словаря . Бокль продолжает далее: "Действительный вопрос, я полагаю, не в том, является ли материя бесполезным словом, но в том, выражает ли оно нечто, что имеет объективное существование, или оно не более, чем языковое обобщение" 2).

Дать ответ на сформулированный таким образом основной вопрос философии в первом томе своей книги английский исследователь не смог. В третьей главе "Истории цивилизации..." он обратился к характеристике важнейших философских течений современности и выделив из них ведущие направления - материалистическое и идеалистическое - оценил их спор о природе духа и материи как схоластический, принесший человечеству намного меньше пользы, чем открытия отдельных наук К

Дри опровержении "бесплодных" попыток идеалистического, равно как и материалистического решения основного вопроса философии, английский исследователь опирается на агностицизм Канта. Метафизики, имеющие всегда готовый ответ на "законы человеческого ума", совершенно не замечают, по его мнению, неразрешимого противоречия: философы употребляют ум как оружие исследования, не имея возможности ответить на вопрос о сущности собственно мыслительной деятельности

Прогресс в истории в изображении Г.Т.Бокдя

Изучение исторических взглядов Бокля было бы неполным без объяснения его понимания прогресса. Осмысление теоретических основ прогресса определило направление всей творческой деятельности Бокля. Историческое изображение прогресса занимает одно из центральных мест в творчестве английского историка культуры. В изучении именно этой проблемы представляется, на ваш взгляд, наилучшая возможность проследить влияние на творчество ученого двух важнейших его источников: философии истории и историографии Просвещения, а также историко-социологической концепции позитивизма. Наконец, важное значение подобное исследование приобретает в условиях возрастающей идеологической борьбы на современном этапе общественного развития. Буржуазные философы истории, социологи и историки отказываются от признания прогресса как всеобщей характеристики исторического развития и выступают против рамой идеи закономерного характера общественного развития1 . Освещение взглядов крупного идеолога буржуазии середины XIX в. на прогресс в истории наглядно иллюстрирует глубину кризиса буржуазной идеологии, провозгласившей в свое время идеалы свободы, разума, благосостояния и справедливости в обществе, не способном осуществить их. В буржуазной идеологии XIX в. идея прогресса превратилась в своего рода "символ веры"

В английской историографии середины XIX в. наиболее известной была концепция исторического прогресса Т.Б.Маколея. Во взглядах Маколея на прогресс явственно проступает восхищение историка капиталистическими порядками и уверенность в незыблемости буржуазной цивилизации. Решающее значение он отводил нравственному прогрессу. "Счастье человечества, нравы и нравственность, бедность и богатство, знание и невежество, жестокость и гуманность - изменения в них, по большей части, бесшумные революции", - писал МаколеЙ, указывая на развитие нравственных истин как решающий фактор для судеб цивилизации2 .

Концепция исторического прогресса Бокля существенно отличается от ее трактовки Т.Б.Маколеем. Бокль защищал интересы буржуазной цивилизации более совершенными приемами и на более высоком уровне. Он не закрывал глаза на известные пороки современного ему общества. Но, как правило, видел в них последствия феодально-олигархического управления и засилия церкви в духовной жизни страны Бокль более активно апеллировал к широким массам и в его оценке некоторых событий прошлого звучал подлинный демократизм .

Оценка социальных истоков в освещении английским историком прогресса имеет важное значение для изучения вопроса Однако она повсеместно отсутствует в работах современных буржуазных авторов. В современной литературе на Западе дается оценка Боклем прогресса в плане заимствования и развития в ней чисто научных и культурных традиций европейской литературы прошлого Причем! в наиболее систематических оценках выделяются преимущественно просветительские традиции в творчестве историка.

"Бокль мало что внес в просветительскую концепцию прогресса, веря, подобно Кондорсэ в совершенство человека и в верховную власть Разума", - так оценил Г.Обин взгляды Бокля на прогресе По его мнению взгляды последнего на политику и на прогресс сформировались под влиянием рационализма ХУШ в Это мнение подхвачено и редакторами серии "Клаееики английской исторической литературы" Исторические интересы Бокля более тяготеют к ХУШ в., чем к современной ему научной жизни, утверждает Хэнхэм. Он не был последователем О.Конта и его концепции исторического прогресса - особое явление в научной литературе, корнями уходящее в рационализм предшествующего века Таков вывод его статьи о Бокле

Подобная оценка творчества Бокля в определенной мере является реакцией на сложившуюся практику рассматривать его только как последователя и ученика О.Конта . Но попытка обосновать творчество историка исключительно просветительскими мотивами рискует увести от его действительного понимания. Ярким примером тому является оценка А.Вайджери в книге "Объяснение истории. От Конфуция до Тойнби"1).

Наиболее основательная оценка просветительской традиции в концепции исторического прогресса Бокля в современной англо-американской литературе дана английским исследователем С.Поллардом. Он также придерживается мнения об определяющем влиянии просветительской традиции в трактовке Боклем прогресса2 . Наряду с объяснением общественного развития на ранних ступенях цивилизации его материальными условиями Поллард относит и обращение Бокля к умственному фактору как решающему в судьбах цивилизации нового времени. Не вызывает сомнений влияние просветительской оценки материальных условий как решающих на развитие общества в древнем мире и средние века. Даже сама формулировка оценки почерпнута Боклем из просветительской литературы: мы находим у Кондорее объяснение ранних этапов развития человечества материальными факторами, а цивилизации нового времени - силой разув ).

Г.Т.Бокль о методе истории как науки

В системе взглядов Бокля понимание предмета истории тесно связано с методом ее изучения Более того, выбор историком предмета исследования в основных моментах является определяющим и для его метода. Эта взаимосвязь повсеместно обнаруживает себя на страницах "Истории цивилизации в Англии".

Ведущее место в методе Бокля занимают идеалистические представления об умственном развитии как решающем факторе исторического процесса в Европе ХУІ-ХУШ вв. Социально-экономическое развитие было для исследователя важным, но не объясняющим ход исторического процесса фактором. Главной силой общественного развития он вслед за Контом считал интеллектуальный рост человечества, в первую очередь накопление, углубление и распространение знаний.

В трактовке Боклем интеллектуального фактора в истории просматриваются акценты, характерные для историко-социологической доктрины позитивизма. Исследование интеллектуальной истории Англии и Франции ХУІ-ХУШ вв. Бокль начинал с оценки успехов разума в политике, религии и науке. Большое внимание в этой связи он придавал скептической литературе второй половины ХУІ - первой половины ХУЛ в. Наивысшей силы скептицизм европейской литературы достиг в трудах Декарта1 .

Идейными наследниками гуманистической традиции в европейской культуре стали французские ученые-просветители ХУ1 в. Бокль показал это, осветив преемственность французской исторической гуманистической литературы ХУІ-ХУШ вв и просветительской историографии ХУШ в.2 Зта часть работы Бокля несет известный отпечаток просветительских идей. Но к подобной аргументации прибегал и О.Конт, в историко-социологической концепции которого дается высокая оценка гуманистической и просветительской литературы в борьбе разума и веры на "метафизической стадии" развития человеческого ума5 Л

Влияние основоположника позитивизма на методологию исторического исследования Бокля наиболее полно обнаруживается в трактовке ведущего фактора прогрессивных изменений европейского общества ХУІ-ХУШ вв. Вслед за О.Контом Бокль искал истоки прогресса цивилизации в росте научного знания. Он проводил мысль о том, что приливы и отливы в ходе прогрессивного общественного развития континента совпадали с успехами и трудностями европейской науки и, в первую очередь, естествознания того времени.

С неуклонной последовательностью Бокль проводил эту мысль и в объяснении крупнейших событий новейшей истории. В этом отношении характерна трактовка историком Французской революции. Подобно Конту, самой революции он придавал большое значение. Для него она - "самое важное, самое сложное и самое поучительное событие во всей историии . Соответственно этому большое значение уделяется выяснению причин ее возникновения. Причины эти Бокль искал в умственном развитии Франции и в его своеобразии в ХУП-ХЛІ вв.

Одной из первых причин историк назвал упадок наук и литературы при Людовике ХІУ, усилившуюся в стране феодальною и церковно-телогическую реакцию1 . Он подробно говорит о религиозных преследованиях при Людовике ХІУ, о правительственном покровительстве умственной жизни и его крайне вредных для нее последствиях, о развитии после смерти Людовика ХІУ во французском обществе реакции на это покровительство и видит в этом важные предпосылки французской революции.

Основной движущей силой революции Бокль считал интеллигенцию и поэтому другой значительной причиной революции 1789 г. он назвал влияние на французский интеллект свободолюбивых идей из Англии. Ученый приводил многочисленные факты, свидетельствующие о знакомстве французских писателей, философов и ученых с языком, литературой и порядками в Англии, с борьбой в этой стране против духовенства и феодального правительства ) По его мнению, побуждаемая примером Англии, "лучшая частьи французского общества смогла оценить несчастное положение, в котором она очутилась после правления Людовика ХІУ и включилась в борьбу за его изменение.

Решающей же причиной Французской революции Бокль считал бурное развитие и распространение естественно-научных идей. И если в первой половине ХУШ в. еще существовала возможность мирного разрешения вызревающего конфликта, то с начала 50-х гг.,когда центр тяжести интеллектуальных занятий во Франции переместился в область естествознания, рна отпала . Критика религии приняла самые острые формы2). Осторожные политические доктрины первых французских просветителей сменила небывалая критика политических учреждений феодально-абсолютистской Франции. От интеллектуалов и среднего класса французского общества она распространилась в широких народных массах и даже среди аристократии .

Похожие диссертации на Исторические взгляды Г. Т. Бокля