Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение истории изобразительного искусства таджикского народа (Досоветский период) Мухидинов Сайдали Раджабович

Изучение истории изобразительного искусства таджикского народа (Досоветский период)
<
Изучение истории изобразительного искусства таджикского народа (Досоветский период) Изучение истории изобразительного искусства таджикского народа (Досоветский период) Изучение истории изобразительного искусства таджикского народа (Досоветский период) Изучение истории изобразительного искусства таджикского народа (Досоветский период) Изучение истории изобразительного искусства таджикского народа (Досоветский период) Изучение истории изобразительного искусства таджикского народа (Досоветский период) Изучение истории изобразительного искусства таджикского народа (Досоветский период) Изучение истории изобразительного искусства таджикского народа (Досоветский период) Изучение истории изобразительного искусства таджикского народа (Досоветский период)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мухидинов Сайдали Раджабович. Изучение истории изобразительного искусства таджикского народа (Досоветский период) : Дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.09 : Душанбе, 2003 409 c. РГБ ОД, 71:04-7/113

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Степень изученности проблем изобразительного искусства таджикского народа с древнейших времен до VIII в. н.э.

1. Изучение наскальной живописи как древнейшего вида изобразительного искусства 18

2. Освещение истории монументальной живописи эпохи древности и раннего средневековья. 65

Глава II. Исследования по истории изобразительного искусства таджикского народа XV-XIV вв.

1. Отражение истории изобразительного искусства эпохи Саманидов в трудах историков и искусствоведов (IX-X вв.) 111

2. Освещение истории изобразительного искусства XI- XIV вв 141

Глава III. История изучения миниатюрной живописи таджикского народа в XV- XVI вв.

1. Школы миниатюрной живописи Хоросана и Мавераннахра 155

2. Вопросы изучения жизни и творчества таджикского художника - миниатюриста Камолиддина Бехзода 200

3. Письменные источники по истории миниатюрной живописи 238

Глава IV. Историография изобразительного искусства таджикского народа XVII - начало XX вв.

1. Изучение истории миниатюрной живописи XVII-XIX вв 269

2. Ахмад Дониш - художник-миниатюрист эпохи Просвещения 312

3. Изобразительное искусство таджиков в начале XX в 329

Заключение 345

Список использованной литературы 358

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Изучение памятников культуры Среднего Востока всегда привлекало внимание отечественных и зарубежных ученых, специалистов и любителей искусства. Культура Среднего Востока, особенно эпохи Средневековья, - это целостная система, включающая в себя все виды художественного творчества: литературу, музыку, архитектуру, прикладное искусство, каллиграфию. В ней ярко выслеживается культурное наследие таджикского народа. Среди множества разновидностей жанров и направлений, особое место принадлежит изобразительному искусству. Не случайно оно стало объектом изучения специалистов. Отдельные аспекты данной проблемы, в той или иной мере, освещены в извкстных трудах обобщающего характера.

Конкретным проблемам истории изобразительного искусства Средней Азии, в том числе Таджикистана, посвящены книги и статьи. Тем не менее, в годы Советской Власти участились сознательные попытки присвоения культурных ценностей, памятников изобразительного искусства «специалистами» из сопредельных государств. В многочисленных книгах, альбомах, и другого рода, публикациях бесцеремонно делались попытки приписать, своим предкам, древние памятники изобразительного искусства таджиков и других народов, заселявших Среднюю Азию. В подобных трудах проблемы трактовки и принадлежности многих памятников изобразительного искусства получили однобокое освещение, исходя из их нынешнего территориального расположения, о них говорится как об историко-культурном достоянии этих народов. При создавшейся ситуации от историков и историографов требуется напряженная работа по объективному определению и оценке культурного наследия таджиков.

Президент Республики Таджикистан Э. Рахмонов в своей первой книге «Таджики в зеркале истории», От арийцев до Саманидов» отмечал: «У нас нет намерения присваивать себе достояния цивилизации или культурного

наследия какой - либо из наций или народностей, проживающих в исторических или сегодняшних границах Средней Азии. Единственное, чего мы хотим, - это изучить историю и родословную наших предков, проследить их взлеты и падения, происходившие на протяжении тысячелетий, а также вынести для себя - уроки из одержанных, нашими предками, побед и понесенных ими поражений» . Все это и множество других вопросов, которые исходят из сегодняшных реалий, дают основание взяться за историографическое исследование истории изобразительного искусства таджикского народа с древнейших времен до начала XX в. В этой связи важно заметить, что данная проблема как одна из важнейших должна занять свое достойное место в отечественной историографии. Необходимость сосредоточения внимания на исследовании данного вопроса диктуется не только ужасающим искажением фактов, но и как объект изучения с позиции историзма. Актуальность историографического изучения данной проблемы состоит еще и в том, что изобразительное искусство как явление: культуры, несмотря на многочисленные публикации, все еще остается малоизученным. Академик Н.Негматов верно заметил, что «... история изобразительного искусства фактически еще накапливает факты для постановки и решения основных этапов его развития; история декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел, при огромном количестве материала и фактов, по существу имеет мало обобщающих историко-этапных исследований, очень слабо изучена проблема пластического искусства (танец, скульптура), также как искусство книжной графики, за исключением миниатюры»2.

На наш взгляд, чтобы восполнить этот пробел, прежде всего, следует по-настоящему заняться историографическим анализом достижений или упущений в этом направлении. Именно такой подход дает реальную возможность выявить степень изученности актуальных аспектов проблемы,

1 Рахмонов Э. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От арийцев до Саманидов. -
Лондон, 1999.-С. 150.

2 Негматов Н.Н. Таджикский феномен: теория и история. - Душанбе, 1997. -С. 58.

их недостатки и тем самым определить круг задач, над которыми должны исследователи сосредоточить своё внимание. Все это, бесспорно, говорит о важности и крайней актуальности избранной, нами, темы научного исследования.. Итак, в диссертационной работе рассматривается историография истории изобразительного искусства таджикского народа. Автором более 15 лет, ведется исследование по проблемам изучения персидско-таджикской миниатюры в разных аспектах. Результатом исследований стала целостная методика обращения; к соответствующим материалам, составляющим источниковую базу данных средневековых источников.1 Это позволяет взглянуть на общие принципы науковедения о рукописной книге, с новой точки зрения, представляющей аналитическое отношение к миниатюре, как явлению не только нашей культуры. По своей оригинальности, историческому и художественному значению памятниками изобразительного искусства таджикского народа, прежде всего, являются наскальные изображения, древняя настенная живопись и книжная миниатюра. К большому сожалению, все эти виды, за некоторым исключением книжной миниатюры, и поныне недостаточно полно исследованы. Все это побудило нас взяться за разработку этой важной и актуальной проблемы. В работе, объектом историографического исследования, выбрано огромное количество опубликованной и неопубликованной литературы, относящейся к вышеназванным самостоятельным и уникальным жанрам художественного творчества. При характеристике памятников по территориальному признаку, в диссертационной работе, диссертант придерживался позиций авторов книги «История таджикского народа» , в которой показаны исторические судьбы тех среднеазиатских племен и народов, которые, трансформируясь в

1 Мухиддинов С.Р.Персидско-таджикская миниатюра и принципы ее библиографирования / Отв. ред. д-р ист. наук Л.Н.Додхудоева. - Душанбе. 1999. - 178 с.

История таджикского народа: Древнейшая и древняя история / Под ред. академика АН РТ Б.АЛитвинского и чл.корр. АН РТ ВА.Ранова. -Душанбе, 1998. Т. 1. - 751 с.

конечном счете, вошли в состав таджикского народа. Поэтому территориальное изложение охватывает области всего среднеазиатского Междуречья, частично Южный Туркменистан, Северный Кыргызстан и Южный Казахстан. Это был регион преимущественного расселения древних иранцев, заселявших также Афганистан и Иран, история которых, теснейшим образом, связана с историей среднеазиатских республик. При этом, авторы исходили из фундаментального положения, что древнейшая и древняя история и культура Средней Азии являются общим историко-культурным достоянием всех современных народов Средней Азии»1.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ. Выбор столь огромного периода времени, с древнейших времен до начала XX в., в диссертации обусловлен тем, что, во-первых, эти периоды изучены недостаточно, отсутствуют обобщающие работы по истории изобразительного искусства таджикского народа. Есть отдельные периоды развития изобразительного искусства народов Центральной Азии, изученные некоторыми учеными этого региона.2

Но среди таджикских ученых эти периоды развития изобразительного искусства не были предметом специального историографического исследования. Исключение представляют отдельные монографии, книги, сборники научных статей по отдельным аспектам изобразительного искусства3. Во-вторых, данный период выбран как объект диссертационного

История таджикского народа: Древнейшая и древняя история. Указ.соч. С. 4.

2 Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Выдающиеся памятники изобразительного искусства
Узбекистана. - Ташкент, 1960. - 527 с, с илл.; Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. История
искусств Узбекистана с древнейших времен до середины девятнадцатого века. - М.:
Искусство, 1965. - 687 с.

3 Живопись древнего Пянджикента: Сб. статей. - М., 1954. - 204 с; Сборник статей,
посвященных истории и культуре периода формирования таджикского народа и его
государственности (1Х-Х вв. н.э.) // Тр. Ин-та истории, археологии и этнографии АН Тадж
ССР. - Сталинабад, 1954. - Т.37. - 230 с; Сборник статей, посвященных искусству
таджикского народа // Тр. Ин-та истории, археологии и этнографии. - Сталинабад, 1956. -
Т. 17. - 257 с; Искусство таджикского народа. - Душанбе, 1960. - 376 с; Ранов В.А.
Каменный век Таджикистана. - Душанбе, 1963. - 33 с; Ранов В.А. Археологи на «Крыше
мира». — Душанбе: Ирфон, 1967. - 152 с; Дьяконова Н.В. Среднеазиатские миниатюры
ХУ1-ХУ11 вв. - М., 1964. - 36 с, с илл.; Чалилов А., Неъматов Н. Кашфиёти Панчакенти
кадим.- Душанбе: Ирфон, 1969.-98 с; Джалилов А. Из истории культурной жизни предков

исследования в связи с тем, что не всегда и не всеми авторами достаточно четко поставлена задача исторического изучения памятников изобразительного искусства. Все ограничиваются лишь иконографическим описанием, интерпретируются и анализируются сюжеты, дается датировка и вводятся в научный оборот наскальные изображения, древняя настенная живопись, книжная миниатюра. В-третьих, малоизученным являлся период изобразительного искусства Эпохи Саманидов, в частности, история миниатюрной живописи, деятельность отдельных художников и миниатюристов этого периода.

ХРОНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМЫ. Принятая хронология

последовательности и периодизации абсолютно приемлема, так как в изучении наскальных рисунков, настенной живописи и миниатюры пока не принята единая периодизация. Ученые - исследователи миниатюры такие как Б.П.Денике, О.Ф.Акимушкин, В.В.Веймарн, Г.А.Пугаченкова, Б.В.Ремпель, Б.Г.Долинская, А.А.Иванов, О.И.Галеркина, Ш.М.Шукурсв, А.Т.Адамова, М.М.Ашрафи, западные ученые Э.Блоше, Е.Кюнель, К.Вайцман и другие, использовали разные варианты периодизации истории миниатюр. В своих работах они предлагали и сами использовали различные виды периодизации. Например, предлагаемая периодизация М.М.Ашрафи средневековой миниатюры Ирана и Средней Азии, выглядит так: 1. XI11 — первая половина ХУ в.; 2. Вторая половина ХУ-ХУ1 в.; 3. Конец ХУ1-ХУ11 в. А.А.Иванов считает что: 1. Иранская миниатюра Х1У-ХУ11 вв.; Мавераннахрская

таджикского народа и таджиков в раннеем средневековье. - Душанбе:Ирфон, 1973.-148 с; Ашрафи М.М. Бухарская школа миниатюрной живописи (40-70-е годы ХУ 1 века). -Душанбе, 1974. - 28 с, с илл.; Шукуров Ш.М. Искусство средневекового Ирана.

Формирование принципов изобразительности. - М.: Наука, 1989. 248 с, с илл.;

Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье: Сб.статей / Под ред. Б.Г.Гафурова и Б.АЛитвинского. - М., 1979. - 191 с; Камолиддин Бехзод и актуальные проблемы культуры Центральной Азии: Сб. статей. — Душанбе: Ирфон, 2001. - 284 с; Очерки истории и теории культуры таджикского народа: Сб. статей. - Душанбе, 2001.-353 с.

(Среднеазиатская) миниатюра ХУ1-Х1Х вв. В работах отдельных авторов приняты разные периоды: (Э.М.Исмаилова) «Искусство оформления среднеазиатской рукописной книги ХУ111-Х1Х вв.»; (Л.Н.Додхудоева) «Художественная культура книги Средней Азии и Индии ХУ 1-Х IX вв.»; (М.А.Рузиев) «Эволюция таджикского орнамента 1Х-ХХ вв.» и др. При историографическом анализе источников, в опубликованных материалов в диссертации придерживается строгая хронологическая последовательность выхода их в свет. Однако, исходя из некоторых особенностей содержания материалах и решаемых вопросов, в работе наблюдаются некоторые отклонения от хронологической последовательности. Это объясняется тем, что для историков и историографов изобразительного искусства, большое значение имели научные дискуссии по многим узловым вопросам изучения изобразительного искусства, особенно, по вопросам изучения памятников наскальной живописи, интерпретации, датировки изображений, методам описания, нашедшим свое отражение на страницах журнала «Советская этнография», а также обмен мыслями относительно проблем основания «Мавераннахрской» (Среднеазиатской) школы миниатюрной живописи в ХУ-ХУ 11 вв. При обобщении материалов, несмотря на хронологию выхода в свет, вся литература касающаяся их, сосредоточена в одном месте.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Следует отметить, что освещение истории изобразительного искусства таджикского народа, определение степени ее изученности, являлось достаточно сложным из-за ее многообразия. Как отмечено выше, в рамках одной диссертации невозможно осветить, в равной мере, все работы, посвященные всем жанрам и аспектам изобразительного искусства. Поэтому основное внимание было уделено историографическому исследованию главного направления и затронуты важнейшие вопросы истории изучения наскальных рисунков, древней настенной живописи и книжной миниатюры.

Научное освещение наскальных изображений, на территории современного Таджикистана, началось в конце XIX века. Первые сведения о наскальных рисунках, найденных на территории современного Таджикистана, опубликовали Г.Троттер (1876 г.), С.Лидский (1887 г.), Н.С.Хлудов (1902 г.), А.А.Бобринский (1908 г.), В.И.Масальский (1913 г.), И.А. Кастанье (1915 г.), Н.Л.Корженевкий (1922 г.), М.С.Андреев (1928 г.), Н.И.Вавилов (1929 г.). Среди работ ученых, посвященных непосредственно наскальным изображениям Таджикистана, выделяются; работы В.И.Рацека, О.Г.Агаханянца, А.Н.Бернштама, В.А.Ранова, М.Е.Массона, А.Н.Дальского, А.М.Мандельштама, А.Е.Маджи, А.А.Формозова, Н.А. Кислякова, А.В.Гурского, Б.А.Литвинского, Н.Н.Нурджанова, Г.В.Шацкого, М. Джуракулова, О.В.Панфилова и др. Большой вклад в изучение настенных росписей мирового значения в Дильберджине, Систане (Кухи Ходжа) Хорезме, Балалык — теппе, Варахше и Пенджикенте внесли ученые А.А.Семенов, А.Ю.Якубовский, А.Стейн, Е.Херцфельд, Д.Шлюмберже, КХА.Рапопорт, Л.И.Альбаум, Л.А.Лелеков, Б.Г.Гафуров, В.А.Шишкин, Г. А.Пугаченкова, А.А.Камбаров, А.А. Абдураззаков, А.М.Беленицкий, Б.А.Литвинский, И.Т.Кругликова, В.АЛившиц, Е.Г. Шейнина, Н.Я. Ставиский, П.И. Костров, Р.Бернард, С.П.Толстов, Н.Н.Негматов, В.А.Мешкерис, Н.М.Дьяконов, БЛ.Ставиский, В.Л.Воронина, Б.И.Маршак, А.Джалилов и др.

Менее слабо изучена история изобразительного искусства эпохи Саманидов. Анализ работ показал, что исследователи в общих чертах, определяя основные направления развития искусства, отметили высокое развитие таких областей как архитектура, монументальное искусство, художественно-гончарная промышленность в 1Х-Х вв. Исследователи связывают их развитие с изобразительным искусством. Эти вопросы освещены в работах основоположников саманидоведения В.В.Бартольда, А.Ю.Якубовского, в дальнейшем с А.А.Семенова, Б.Г.Гафурова,

Н.Н.Негматова, С.Хмельницкого. Некоторым аспектам изобразительного искусства большое внимание уделили А.М.Беленицкий, В.Л.Воронина. В.Л. Вяткин, А.Джалилов, Б.В.Веймарн, В.П.Денике, Л.С.Айни, Ш.М.Шукуров, А.Шахрияр и др.

В освещении истории изобразительного искусства таджикского народа в X1-X1V вв., в совокупности фактов, вырисовывалась общая картина существования данного вида искусства. Они отражены в отдельных трудах Б.Г.Гафурова, О.Ф.Акимушкина, С.Хмельницкого, В.В.Веймарна, В.Долин-ской, В.П.Денике, ИА.Орбели, А.МЯкубовского, Г.А.Пугаченковой, Л.И. Ремпеля, М.М.Ашрафи, Л.САйни, О.Галеркиной, Ш.М.Шукурова, Т.К.Мкр-тычева, Е.Л.Поляковой, З.И.Рахимовой, а также западных исследователей Гумонта, Т.Арнольда, М.Блоше, Ф.Мартина, И.Щукина, А.Судовара и др.

Изучение истории Гератской и Среднеазиатской (Мавераннахской) школ миниатюрной живописи показало, что они существовали как две самостоятельные школы миниатюрной живописи, о чем свидетельствуют выводы и заключения в работах В.В.Стасова, А.А.Семенова. А.Ю.Якубовского, Б.Г.Гафурова, А.Н.Болдырева, В.П.Денике, М.М.Дьяконова. Н.В.Дья-ковновой, Г.А.Пугаченковой, Л.И.Ремпель, О.Ф.Акимушкина, А.А.Иванова, К.С.Айни, Л.С.Айни, М.М.Ашрафи, В.Г.Долинской, О.И.Галеркиной, Э.М.Исмаиловой, М.Бобоходжаева, Л.Н.Додхудоевой, М.А.Олимова, зарубежных ученых Ф.Мартина, В.Сакисиана, Б.Робинсона и др.

Наиболее изученными являются вопросы исследования жизни и творчества выдающегося таджикского художника-миниатюриста Камолиддина Бехзода. Изучение его творчества началось в первое десятилетие XX века. Им занялись западные ученые: Т.Арнольд, Е.Блоше, Кл. Юар, Ф.Мартин, А.Демонт, Р.Еттинггаузен, В.Грей, Е.Кюнель, В.Минорский, Б.Робинсон, А.Сакисиан, П.Шулц, А.Щукин, в дальнейшем: В.П.Денике, А.А.Семенов, А.Н.Болдырев, Б.Г.Гафуров, К.Айни, Г.А.Пуга-ченкова, О.Ф.Акимушкин, В.Беленицкая, Г.Мирзоев, Ю.Якубов, Т.А.Горе-

лишвили, Х.Сабохи, Н.Норкулов, И.Низомуддинов, У.Пулодов, М.М.Аш-рафи, Х.Хайруллоев, Ф.К.Сулейманов, Л.Н.Додхудоева, Э.М.Исмоилова, Н.Негматов, А.Афсахзод, В.Бойназаров, С.Р.Мухиддинов и др. Изучением и введением в научный оборот средневековых трактатов, многие из которых написаны как познавательная и мемуарная литература, являющаяся единственно сохранившимся источником средневековой живописи, занялись исследователи: Б.Веймарн, Б.Н.Заходер, В.Ф.Минорский, Э.Н.Дарский, Р.И.Костыгова, А.А.Казиев, Мухаммед Али Тарбият, Б.Денике, А.А.Мад-раимов, С.И.Баевский, О.Ф.Акимушкин, В.С.Путурадзе, В.В.Бартольд, А.Н.Болдырев, С.Айни, Б.Г.Гафуров, П.И.Петров, Р.М.Стори, В.И.Крач-ковская, М.Д.Назарли, К.Д. Каримов, Казвини, А.А.Семенов, В.А.Жу-ковский, А.М.Гуревич, В.Дорн, Т. Арнольд, К.Г. Зелеман, Г. Хашим, Г.М.Савори и др.

Прослеживая историю изучения миниатюрной живописи ХУ11 начала XX вв., многие авторы детально и подробно дали обширный материал, начиная с 40-х годов прошлого столетия. Благодаря трудам нижеследующих авторов, выявлено и опубликовано большое число миниатюр данного периода со среднеазиатским происхождением. Этими авторами являются: А.А.Семенов, А.А.Бобринский, М.С.Андреев, Г.А.Пугаченкова, В.Г.До-линская, А.Т.Адамова, О.Ф.Акимушкин, А.А.Иванов, Э.М.Исмаилова, Г.Н.Чабров, Н.А.Белинская, Т.И.Султанов, В.Нурматова, Л.И.Ремпель, Е.А.Полякова, З.И.Рахимова, Р.Т.Хидоятова, Б.Г.Гафуров, А. Мухтаров, М.А. Рузиева, А.К.Писарчик, Т.В.Грек, Л.Н.Додхудоева, М.М.Ашрафи и др.

Анализ исторической, искусствоведческой литературоведческой, книговедческой и другой литературы по данной проблеме показал, что историографический анализ изобразительного искусства таджикского народа, с древнейших времен до начала XX века, не был предметом специального историографического изучения. Исходя из вышеизложенного,

мы выбрали тему диссертационного исследования «Изучение истории изобразительного искусства таджикского народа (досоветский период)».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Цель исследования

заключается в комплексном историографическом анализе процесса изучения

изобразительного искусства таджикского народа и воссоздание общей

картины развития данной проблемы с древнейших времен до начала XX века.

Исходя из указанной цели определен следующий круг задач:

-на основе структурной классификации изучения опубликованных, неопубликованных работ воссоздать общую картину истории изобразительного искусства до советского периода;

- проследить в хронологическом порядке конкретные исторические и
научные исследования в области историографии, существующие в регионе и
за ее пределами, с целью выявления качественных изменений исследуемого
материала, тем самым обозначить ясную картину эволюционного развития
изобразительного искусства с древнейших времен до начала XX в.;

выявить степень изученности наскальной и монументальной живописи;

определить степень изученности изобразительного искусства эпохи Саманидов;

осветить историю изобразительного искусства таджикского народа в X1-X1Vbb.;

проанализировать историю изучения школ миниатюрной живописи Хоросана и Мавераннахра;

определить творческие заслуги выдающегося таджикского художника-миниатюриста Камолиддина Бехзода, как высшего достижения миниатюрной живописи Среднего Востока;

выявить вклад отечественных и зарубежных ученых в изучении и публикацию источников по истории миниатюрной живописи;

изучить историю миниатюрной живописи ХУ11 - начала XX вв.;

представить выдающегося таджикского мыслителя, писателя, ученого просветителя и дипломата Ахмада Дониша как художника -миниатюриста;

исследовать историю изобразительного искусства таджиков начала XX в.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ. В диссертации впервые предпринимается попытка создать историографическое исследование, характеризующее процесс изучения истории изобразительного искусства таджикского народа с древнейших времен до начала XX в. В ней осуществлен комплексный подход к анализу историографии наскальных рисунков, древней настенной живописи и книжной миниатюры. Соединение этих вопросов в одном исследовании способствует раскрытию общего состояния науки в рамках обозреваемого хронологического периода. Впервые систематизирован и обобщен историко-искусствоведческий материал, выявлены и обоснованы основные направления неразработанных проблем, связанных с изобразительным искусством данного периода. Основательно произведено историографическое изучение жизни и творчества выдающегося таджикского художника-миниатюриста Камолиддина Бехзода. Впервые в историографии Таджикистана освещается ранее неизвестная сторона деятельности выдающегося таджикского мыслителя, писателя, ученого, просветителя, дипломата второй половины XIX века Ахмада Дониша как художника-миниатюриста эпохи Просвещения.

Работы данного периода, публикации общего характера, специально посвященные отдельным памятникам, анализируются по знакам их особенностей и значению. В работе содержится подробный анализ использованных источников и опубликованной литературы по исследуемой проблеме.

Изучены и исследованы исторические источники, в них входят не только»искусствоведческие труды, научные статьи, сообщения, доклады, но и другие работы, специально посвященные проблемам изобразительного искусства. Подвергаются анализу рукописные книги, средневековые трактаты, археологические документы, альбомы, путеводители музеев, труды по общей истории, филологии, книговедению, которые отличаются большим количеством фактического материала. Диссертант не ограничивает свое внимание лишь анализом и оценкой основного содержания рассматриваемых трудов, но, при возможности, дает оценку тех или иных работ, отмечая их значение в свете дальнейшего хода развития не только исторической, но и искусствоведческой науки.

Теоретической и методологической базой исследования послужили принципы, методы, способы ведения исследования и положения, разработанные в области истории, источниковедения и историографии искусства, в целом. Автор руководствовался принципами историзма, объективности, ценностного подхода. В процессе работы над диссертацией, автор опирался на фундаментальные научные исследования ученых республики и зарубежных стран в области истории, археологии, искусствоведения, книговедения. В диссертации исследователь опирался на историографический опыт Н.М.Постовской, В.В.Лунина, Р.М.Масова, О.Б.Бокиева, Х.ГШирумшоева, Л.Д.Додхудоевой и др.

ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. В диссертации использованы средневековые рукописи, исторические, искусствоведческие, литературные, специальные средневековые трактаты по изобразительному искусству, литературные трактаты, мемуары, альбомы, опубликованные персидско-таджикские источники, археологические, этнографические, литературные источники, каталоги восточных рукописей различных фондов и коллекций, обществоведческие, философские материалы, в частности, труды по истории государства Саманидов.

Важными для диссертации являются труды отечественных и зарубежных историков, археологов, искусствоведов, литературоведов и огромное количество разнообразных опубликованных материалов, в том числе периодическая печать на русском, арабском, персидском и европейских языках. Такой спектр материалов позволил создать основательную базу для все объемного и детального изучения эволюционного процесса истории изобразительного искусства таджикского народа с древнейших времен до начала XX в. В процессе исследования автор использовал фонды Института востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан, Национальной библиотеки Республики Таджикистан им.А.Фирдоуси, Центральной научной библиотеки АН Республики Таджикистан им.И.Ганди, также библиотеки Института Востоковедения РАН в Москве, Музея народов Востока (г. Москва), Российской государственной библиотеки, Российской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино, Библиотеки института живописи им. Н.И.Сурикова, Государственной библиотеки Республики Узбекистан им. А.Навои, Национальной библиотеки Исламской Республики Иран.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ настоящей диссертационной работы заключается в том, что впервые делается попытка выяснить уровень изученности истории изобразительного искусства таджикского народа с древнейших времен до начала XX в. Работа может служить научным и практическим пособием для историков, историографов, искусствоведов, археологов, преподавателей, работающих в области изобразительного искусства таджикского народа и Центральной Азии в целом. Теоретические и практические выводы диссертации могут быть учтены при создании и подготовке различных научных трудов, публикации учебников и учебных пособий по истории и историографии изобразительного искусства таджикского народа и истории искусств Таджикистана в целом. Положения и выводы, изложенные в диссертации, использовались при чтении лекций на

историческом факультете Таджикского государственного национального университета, перед студентами Таджикского государственного института искусства им. М.Турсун-заде. По результатам исследования разработана учебная программа по курсу «История искусств. Персидско-таджикская книжная миниатюра», материалы исследования помогли при создании документального фильма киностудии «Таджикфильм» о легендарном таджикском художнике-миниатюристе Камолиддине Бехзоде.

АПРОБАЦИЯ? РАБОТЫ. Диссертация обсуждалась в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Республики Таджикистан, отдельные положения обсуждались на кафедре живописи, истории и теории искусств Таджикского государственного института искусств им.М.Турсун-заде, на кафедре историографии, и архивоведения Таджикского государственного национального университета, НИИ культуры и информации Республики Таджикистан, ученом совете Национальной библиотеки РТ им. Фирдоуси. Основные положения и материалы диссертации в качестве доклада, апробированы на международных и республиканских симпозиумах, конференциях: Проблемы национального и интернационального в культуре советского Востока (Душанбе, 1990 г.), Книга в развитии культуры народов Востока (Душанбе, 1991 г.), Актуальные проблемы возрождения народного художественного творчества и подготовка кадров в вузах культуры, (Москва, 1991 г.), Актуальные проблемы культуры (Москва, 1991 г.), Книга в меняющемся мире, 7-я научная конференция по проблемам книговедения (Москва, 1992 г.), Человек в мире искусства (Краснодар-Новороссийск, 1994 г.), Памятники древнего и средневекового Востока: создание базы данных (Москва, 1995 г.), Культура и рынок (Душанбе, 1995 г.), Электронные библиотеки и базы данных по истории Евразии в средние века (Москва, 1997 г.), Наследие А.С.Пушкина и информационная культура России (Краснодар-Новороссийск, 1999 г.), Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые

формы сотрудничества (Автономная Республика Крым, Украина, 1999, 2000 гг.), Библиотеки и демократизация общества (Иссык-Куль, Кыргызстан, 2001,2002 гг.), Вопросы ирановедения (Тегеран, Исламская Республика Иран, 2002 г.), Камолиддин Бехзод и актуальные проблемы культуры Центральной Азии (Таджикистан, Душанбе, 2002 г.).

Изучение наскальной живописи как древнейшего вида изобразительного искусства

Наскальные изображения (писаницы, петроглифы), древние (от палеолита до средневековья) - изображения на стенах пещер, на скалах и камнях, выполненные краской, резьбой, рельефом и пр.1 По словам известного таджикского археолога, доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента АН Республики Таджикистан В А. Ранова «Одним из самых сложных для понимания, и вместе с тем бесконечно увлекательным разделом исторической науки являются наскальные рисунки - изображения животных и людей, образующих иногда сложные композиции /сцены охоты, сражений, праздников/, религиозные символы, знаки собственности-тамги и т. д. Рисунки выбивались камнем, а иногда острым металлическим предметом или прорезались последним /прочерчивались/ на отдельных камнях или поверхности скал. В научной литературе такие изображения называются петроглифами» .

Если до открытия наскальной живописи принято было считать, что художественное развитие человечества восходило, подобно тому, как это мы видим у детей, от беспомощных попыток абстрагирующего изображения к передаче «естественных» форм людей, животных и предметов, то образы животных, созданные во время позднего палеолита, показали ошеломленным зрителям, что вполне развитая, основанная на точном наблюдении натуралистической живописи, возникла без сколько-нибудь заметной подготовки, можно сказать, внезапно. Исследователи утверждают, что «древнейшие изображения появились вначале верхнепалеолитической эпохи..» история человечества насчитывает около миллиона лет, начало верхнепалеолитической эпохи, с которой связано появление первых изображений, отстоит от наших дней всего лишь на сорок тысячелетий»2. Наскальные изображения каменного века представляют драгоценный материал не только для решения вопросов происхождения искусства, но еще больше для понимания, мышления, представлений об окружающем мире, способах охоты и идеологии первобытного человека3.

Как отмечают ученые, уже почти сто лет, как ведутся раскопки времени палеолита. Получены большие результаты и накоплен; огромный фактический материал, «позволяющий с несомненностью утверждать, что известные нам памятники изобразительной деятельности людей четвертичного периода являются не только древнейшими из сохранившихся і до наших дней произведениями искусства, но и действительно первыми в истории человечества» .

Изучение истории этих древних изображений наскальной живописи как первобытного искусства в мировой науке началось в XIX веке «после открытия палеолитической живописи и скульптуры во Франции и Испании» ... Это послужило толчком ученых многих стран, в том числе и России, на более углубленное изучение творчества «палеолитических художников»6. В то время были переведены основные работы западноевропейских ученых о наскальных изображениях.

В 1912 году в Санкт-Петербурге И. И. Фоминым был опубликован «альбом с воспроизведениями; почти всех известных к тому времени пещерных росписей и гравировок, резной кости и статуэток древнекаменной кости и статуэток древнекаменного века»1. Таким; образом, началось основательное изучение наскальных изображений археологами и специалистами других областей.

Исследованиями; наскальных изображений, найденных на территории бывшего Советского Союза, в том числе, на территории Средней Азии, обстоятельно занимались ученые археологи, этнографы, искусствоведы, геологи, географы, зоологи и др. В течение десятилетий продолжались исследования наскальной живописи, были опубликованы монографии, многочисленные статьи, доклады, посвященные отдельным проблемам истории. Обзор наиболее важных памятников первобытного искусства, а именно наскальной живописи на территории бывшего Советского Союза, в том числе Средней Азии, имеется в работах Б. Л. Богаевского, С. Н. Замятнина, А. П. Окладникова, Я. Я. Рогинского, 3. А. Абрамова, А. Д. Столяра, В. И. Равдонакаса, В. Н. Чернецова, А. Г. Медоева, А. Н. Бернштама, В. А. Ранова, А. М. Линевского, Ю. А. Савватеева, И. М. Джафарзаде, А. А. Формозова, В. И. Марковина, Г. Караханяна, Г. В. Парфенова, И. Ф. Ломаева, А. Рогинской, Б. А. Литвинского, О. Е. Агаханянц, М. Э. Воронец, В. А. Городцова, А. Хайслера, А. Н. Дальского, А. П. Поцелуевского, А. М. Мандельштама, А. Г. Максимова, Г. В. Ксенофонтова, Д. Г. Савинова, А._ И. Минорского, В. Ф. Генинга В. И. Рацека, Н. Г. Хлудова, М. Джуракулова, А. В. Гурского, Т. Агзамходжаева, Б. М. Зимма, В. М. Массона, В: Городцова и др., а также в работах ряда зарубежных исследователей. Но, до рассмотрения историографии вопроса по изучению наскальной живописи как древнейшего вида изобразительного искусства, проводились оживленные дискуссии по вопросам изучения наскальных изображений, в которых обсуждались важнейшие теоретические вопросы данного вида изобразительного искусства. Они состоялись на страницах журнала «Советская этнография». Ее основными участниками были А. П. Окладников, Г. И. Пелих, А. А. Формозов, В. Н. Черенцов, Ю. А. Савватеев, В. А. Ранов и др. В основу дискуссии была положена статья А. А. Формозова «О наскальных изображениях эпохи камня и бронзы в Прибайкалье и на Енисее», опубликованная в том же журнале1. В концепции А. А. Формозова речь шла не столько об интерпретации отдельных писаниц, сколько о принципах подхода к этим сложнейшим историческим источникам. В этой связи представлялось уместным обратиться не только к археологической, но и к этнографической аудитории. Этнографы сталкиваются с не менее сложными памятниками духовной жизни охотничьих, рыболоведческих, скотоводческих племен и народов, но могут истолковывать эти памятники полнее и надежнее, пользуясь расспросами у аборигенов2. После данной статьи, которая стала спорной, авторы в дискуссиях остановились на вопросах интерпретации, принципах подхода к сложнейшим историческим источникам датировки изображения, методам описания, анализа изучения наскальных изображений и аналогичных памятников древней изобразительной деятельности, методе научной классификации, связи между петроглифами разных местностей, выделении в наскальных изображениях основных сюжетов.

Отражение истории изобразительного искусства эпохи Саманидов в трудах историков и искусствоведов (IX-X вв.)

Средневековая эпоха в истории таджикского народа — это целое тысячелетие, десять веков, каждый из которых так не похож на другой. И, пожалуй, самый яркий, самый неожиданный исторический феномен приходится на самое начало этой эпохи на грань между VIII и IX вв. Как подтверждают опубликованные источники и материалы изучением истории возникновения, развития Государства Саманидов занялся ряд отечественных и зарубежных исследователей. В том числе русских исследователей: «двух крупнейших востоковедов, учителя и ученика — В. В. Бартольда и А. Ю. Якубовского, заложивших основы современного саманидоведения». О вкладе Б. Г. Гафурова, подробно изложено в выступлении исследователя Ш. Шарипова «Бободжан Гафуров — исследователь истории Государства Саманидов», на Международном Симпозиуме «Древняя цивилизация и роль ее в сложении и развитии культуры Центральной Азии эпохи Саманидов». Еще в своей первой обобщающей работе «История таджикского народа в кратком изложении», которая вышла в 1947 году на таджикском языке и в последующих выпусках этой книги на русском языке (М, 1949, 1952, 1955), Б. Гафуров изложил ряд своих оригинальных выводов по истории образования государства Саманидов»3.

Глава вторая посвящена хозяйственной и культурной жизни в государстве Саманидов (IX-X вв.). Он отмечает, что «Культура Средней Азии в X в. чрезвычайно выросла и во многих отношениях стояла выше европейской культуры того времени. Ученые, поэты, художники и другие мастера искусства направлялись со всех окраин арабского халифата в Мавераннахр. Они селились и продолжали свою работу в городах Мавераннахра и Хорасана, где создавалась благоприятная почва для занятий наукой и искусством. Бухара, Самарканд, Мерв и Ургенч сильно развились в культурном отношении, а Бухара — столица Саманидского государства -превратилась в научный центр»1. Высказывания Б. Гафурова - свидетельство того, что здесь было развито искусство архитектуры, работали художники и оформители. В книге идет речь об архитектуре данного периода, особенно дается характеристика мавзолея Саманидов в Бухаре (IX в.). С резным орнаментом, подлинные деревянные изделия саманидского времени, найденные в горных районах Таджикистана, «состоящих из стилизованных растительных мотивов, очень свободно и живо изображенных» . Этот вопрос находит свое более полное освещение, главным образом в трудах Н. Негматова: «Государство Саманидов» и «Таджикский феномен» 3. Однако, тема нашего исследования, которая посвящена изучению истории изобразительного искусства эпохи Саманидов, очень специфична. Многие исследователи прямо или косвенно касались культуры и искусства этой эпохи. Ряд из них освещает художественную гончарную промышленность, где имеются элементы изобразительности, также архитектуры этой эпохи. Мы считаем необходимым, рассмотреть труды историков, искусствоведов, литературоведов в контексте отражения истории изобразительного искусства эпохи Саманидов. Хотя оригинальные работы, специально посвященные изобразительному искусству данного периода, пока отсутствуют, тем не менее, любое сведение, относящееся к этому виду искусства, для нас имеет огромное значение.

В.Л.Вяткин в 1926 году в своей книге «Афрасиаб — городище былого Самарканда»1, говоря о поливной посуде, отмечал: «В свое время посуду до монгольского времени я называл саманидской и под этим названием, она известна местным работникам. Как известно, в период правления этой династии (IX-X вв.) в Мавераннахре был высокий культурный подъем. Можно было предположить, что художественная гончарная промышленность развилась именно в этот период, наравне с ткацким производством, достигшим высокого совершенства тогда, же». Значит, существовала саманидская художественная гончарная промышленность с художниками и художественными мастерскими. В книге Б. Денике «Живопись Ирана»3 имеются сведения о том, что к X веку относятся первые известия о книжной миниатюре, причем отмечается участие китайцев в иллюстрировании рукописей. В написанном прозой предисловии; к «Шах-наме» сообщается,. что правитель Бухары из династии Саманидов Наср ибн Ахмад (913 - 942) приказал перевести с арабского книгу басен «Калила и Димна», которую слепой поэт Рудаки переложил в стихи, а китайцы украсили живописью»4. Далее, авторы особенно обращают внимание на архитектуру этой эпохи, которая по своей особенности имела мировое значение.

В 1954 г. выпущен очередной сборник статей, посвященный истории и культуре периода формирования таджикского народа и его государственности (ІХ-Х вв. н. э.)»5. В них опубликованы статьи А. А. Семенова, А. В. Ошанина, О. А.. Сухаревой, В. Л.. Ворониной, Н. А. Кислякова, Е. А. Давидовича, Б. А. Литвинского, М. Ф. Фазылова, М. И. Занда по различным проблемам исследования эпохи Саманидов (ІХ-Х вв. н. э.). Проблемам искусства посвящена статья В. Л. Ворониной «К характеристике архитектуры Средней Азии эпохи Саманидов»1, где автор делает сжатый анализ немногих, но характерных произведений архитектуры X в., особенно мавзолея Исмаила Самани. Показывает, как много взято из коренной таджикской традиции, особенно из культуры Согда. Зодчество идет от того же корня, питается теми же соками, как и сама таджикская народность. Эти корни глубоки и прочны. По художественным достоинствам, зрелому мастеру, равновесию выразительных средств произведений: архитектуры ІХ-Х вв. можно судить как об эпоху расцвета творческих сил. Зодчество этой блестящей поры может быть определено, как своеобразная классика искусства Средней Азии ... В ней также приводится перечень названий памятников эпохи Саманидов — основателей первого таджикского государства, дается подробный стилистический анализ Мавзолея Исмаила Самани и устанавливается генезис его архитектурных форм, восходящих к согдийским традициям. Особо в работе выделена характеристика архитектурной декорации, части комплекса древнего резного дерева Зеравшанской долины, резного штука (панели с Афрасиаба). Вывод статьи: архитектура эпохи Саманидов — живое закономерное развитие сложившихся на согдийской почве приемов зодчества. Статья снабжена 9 иллюстрациями, фотографиями и рисунками деталей саманидских памятников.

Школы миниатюрной живописи Хоросана и Мавераннахра

Освещение истории средневековой миниатюрной живописи является одной из первостепенных задач историков, искусствоведов, специалистов в области книговедения и миниатюроведения. Изучение Гератской, Самаркандской и Бухарской школ миниатюрной живописи стало объектом пристального внимания данных школ миниатюрной живописи. В «Трактате о каллиграфах и художниках» Кази-Ахмеда1 наилучшим образом освещен Герат как главный центр художественной деятельности Хорасана в Иране XVI века. «Гератская эпоха второй половины XV в. нашей эры, — пишет А.А.Семёнов была велика своими блестящими достижениями в разных отраслях искусства. Поэзия и литература, живопись и каллиграфия, музыка и хореография были на высоте. Все они имели своих блестящих представителей, носителей великих имен и исключительных дарований, навсегда вошедших в культурную историю человечества. Последний великий таджикский классик поэт Абдурахман Джами (ум. в 1492 г.), его друг и почитатель, великий узбекский поэт Алишер Навои (ум. в 1501 г.), великий таджикский художник Бехзод (ум. ок. 1526 г.), чудеснейший «царь каллиграфов», художник-декоратор Султан Али-йи-Мешхеди (ум. в 1518 г. или вероятнее всего в 1515 г.), знаменитый флейтист Шейхи и замечательный и оригинальный танцор Сейид-Бадр - вот они великие гератцы XV в. со своим главою, просвещенным деспотом... Султан-Хусейн-Мирзо, незаурядным поэтом и прозаиком (ум. в 1506 г.). Их имена вошли в историю литературы и искусства Востока»2.

Еще в 1860 г. Н. В. Ханыков издал историческую топографию и надписи Герата. Публикации, посвященные истории изучения вышеназванных школ миниатюрной живописи по своему содержанию хотя и разнообразные, но не систематичны. Авторы рассматривают различные аспекты данной проблемы. Как известно из предыдущих параграфов, изучение миниатюры рукописных книг в Средней Азии началось со второй половины XIX века, где исследователи отметили особенности и разнообразие развития; этого вида художественного творчества. Еще в 1902 году В. В. Стасов в книге «Миниатюры некоторых рукописей византийских, болгарских, русских, джагатайских и персидских»1 раздел VI посвящает персидским миниатюрам. Анализируемые миниатюры относятся к гератской школе первой трети XV в. Это подтверждено еще А.. А. Ивановым в «Материалах по библиографии работ о ближневосточной миниатюре» .В 1923 г. Б. Денике в своей статье «Задачи изучения искусства Афганистана» пишет о гератской школе XV в. и раскрывает ее содержание.

Однако как свидетельствуют работы средневековых авторов в изучение миниатюрной живописи огромное значение имели средневековые трактаты историков, литераторов. По словам историка Хондемира «...упомянуть всех представителей науки, литературы, поэзии и искусства невозможно, ибо во владениях Султан-Хусейна, в частности, в Герате, их было множество»4. Бабур также отмечает, что «Эпоха Султан-Хусейна была удивительная: Хорасан, и особенно город Герат, были наполнены талантливыми и бесподобными людьми, каждый человек, занимавшийся каким-либо делом, все свои усилия и намерения устремлял к тому, чтобы довести дело до совершенства» . Однако прекрасным источником являются «Мемуары» таджикского писателя, уроженца Герата, Зайн ад-дина Восифи «Бадое-ул-вакоеъ», они освещены в исследованиях ираниста А.Н. Болдырева. В том числе в работе «Очерки из жизни гератского общества на рубеже XV-XVI веков»2, где прекрасно обрисован широкий круг населения Герата,, ремесленники и торговцы, из среды которых вышло большинство каллиграфов, художников и других мастеров художественного творчества. А. Н. Болдырев в своей монографии и других работах подробно останавливается на данной проблеме. Историки средневековья и письменных источников другого периода показали Герат не только как культурный центр, но отметили процветание эпохи; Султан-Хусейна. Действительно, «Герат, стоящий на стыке великих торговых путей, был большим и цветущим городом». По инициативе правителя Байсун-кур-Мирзы (ум. в 1433 г.) в Герате около 1410 г. была создана библиотека — мастерская по производству рукописных книг. Во главе ее стоял мастер-каллиграф Мавлана Фаридаддин Джафар Табризи. Многие художники работали в ней, переехав из других художественных центров, таких как Табриз, Багдад, Шираз 4. Другая работа Б.П.Денике «Живопись Ирана»5 освещает подробно Герат как центр развития иранской миниатюры. Отмечает высокое качество, которого достигла книжная миниатюра в эпоху Шахруха, особенно в рукописях, выполненных для Байсонкура (1430-1433). «Новый расцвет гератской школы относится к последним трем десятилетиям XV в., когда правителем Герата был поэт и меценат Хосейн Бойкара»6. Исследователь Б. Денике делает акцент на тимуридскую эпоху и развитие миниатюрной живописи в Герате. В 1938 году в своей книге «Живопись Ирана» отмечает, что в «тимуридскую эпоху главным центром развития иранской миниатюры был Герат. Мы видели, какого высокого качества достигла книжная миниатюра в эпоху Шахруха, особенно в рукописях, выполненных для Байсонкура (430-1433). В эту эпоху художник начинает сознавать себя индивидуальным творцом произведений искусства значительно чаще, чем в предыдущую эпоху. Встречаются подписи художников в литературных произведениях, упоминается о художниках, даются характеристики отличительных особенностей некоторых из них1 Особенно следует остановиться на деятельности великого таджикского художника Камолиддина Бехзода .Этим вопросом занимался А.А.Семенов, который опубликовал статью «Гератское искусство в эпоху Мир-Алишера Навои» в книге «Литература и искусство Узбекистана»3, где автор рассказывал о творческой биографии гератских художников и их произведениях. В 1940 г. автор полностью посвятил миниатюрной живописи гератской школы третий раздел своей другой статьи «Гератское искусство в эпоху Алишера Навои»4. В статье имеется информация о биографии и творчестве художников-миниатюристов Камолиддине Бехзоде, Хаджи Мухаммаде, Мирек-наккаш, Махмуд Музаххибе и Касим-Али, Рафики и др. В сборнике статей «Алишер Навои» А.А.Семенов публикует статью «Гератская художественная рукопись эпохи Навои и ее творцы»5, где также идет речь о миниатюрах гератской школы.

Изучение истории миниатюрной живописи XVII-XIX вв

Политическое обособление Ирана и Мавераннахра, произошедшее в результате событий в конце XV в., привело сначала к ослаблению связей между этими странами, а впоследствии и вызвало и естественное обособление их культурной жизни. Последнее ярко иллюстрируется процессом развития миниатюрной живописи в Мавераннахре ХУІ-XVII вв.1 Источники ХУ1-XIX вв. показывают, что сдвиги в области феодальных отношений и земельной собственности, экономике и культуре все же происходили и за последние столетия . Общественное развитие Средней Азии XVIII-начала XIX вв. дает возможность определить характер происходивших изменений для исследователей. Так, по мнению академика В. В. Бартольда «в XVIII веке в Средней Азии наступило время политического, экономического и культурного упадка»3.

Состояние искусства Средней Азии вышеназванного периода, авторы связывают с экономической жизнью региона. «XVIII-XIX вв. в Средней Азии характеризуются резким упадком экономической жизни страны, давно потерявшей свое былое значение в мировой торговле, усилением феодальной эксплуатации трудящихся масс и децентрализацией политической власти.

В XIX в. на территории Средней Азии существует три самостоятельных, постоянно борющихся между собой феодальных ханства, которые были завоеваны русскими войсками и превратились в колониальные владения царской России»4. По словам известного таджикского историографа X. Пирумшоева «...по мере увеличения военно-экономической мощи России, после образования централизованного государства, в отношениях официальных властей постепенно стало все больше возобладать великодержавное настроение. Оно росло пропорционально ослаблению военно-экономической мощи среднеазиатских государств»1. Однако, как отмечает О. Б. Бокиев «вторая половина XIX - начало XX вв., несмотря на свой весьма противоречивый характер, поистине являются важным этапом в истории среднеазиатских народов, в том числе таджиков»2.

Что касается искусства, то Н. Нурджанов считает, что вторая половина XIX и первая половина XX века - это «интереснейший период развития художественной национальной культуры»3. Благодаря исследованиям некоторых ориенталистов и искусствоведов, было выявлено и опубликовано большое количество миниатюр среднеазиатского происхождения. Прослеживая историю изучения миниатюрной живописи таджикского народа. XVII-XIX вв., многие авторы детально и подробно дали обширный материал данного периода. Эрмитаж организовал выставку культуры и искусства Средней Азии4. Выставка отдела Востока, осуществленная в основном в 1931-1935 гг. ставила своей задачей выявление и показ общего процесса развития истории культуры и искусства Востока. На ней была показана история культуры и искусства Передней и Средней Азии, начиная от древнего Востока и кончая XVIII в. Проведенные исследования и археологические работы нашли свое отражение на экспозиции, развернутой в десяти залах Зимнего Дворца и охватывали период с начала VIB. ДО X И ДО 70-х гг. XIX в. в том числе экспонировались скульптуры из дворца в Варахше, и находки из замка на горе Муг, керамика из Пейкенда. Несомненно, эта выставка дала толчок дальнейшему изучению истории культуры и искусства Средней Азии, в котором миниатюрная живопись занимает достойное место. Одной из первых публикаций, посвященной среднеазиатским миниатюрам XVII века является статья профессора А. А. Семенова «Миниатюры самаркандской рукописи начала XVII в. «Зафар-нома» Шарафуддина Езди»1. В этой статье дано подробное описание миниатюры лицевого списка и художественный анализ «Книги Тимуровых побед» («Зафар-нома-и Тимури»), персидского историка Шарафуддина-Алия Ездского, хранящегося в Государственной Публичной библиотеке Узбекистана. Рукопись датирована 14 мая 1628 годом. Всего в ней 493 листа, размером 23, 5x32, 5см. Уникальность рукописи заключается в 12 миниатюрах, сюжеты которых посвящены истории победоносных походов эмира Тимура. Автор статьи, разбирает каждую миниатюру в отдельности, опираясь на иконографические принципы. Отмечены художественные особенности миниатюр, рассмотрены истоки их развития и отличная от персидской и индо-персидской школы манера исполнения. Автор устанавливает принадлежность рукописи к среднеазиатской школе миниатюры начала XV в. — эпохе Аштарханидов. В статье, на основе приведенных образцов, определяются отличительные черты этой школы и особенности индивидуального стиля самаркандского миниатюриста. Затрагивается также вопрос о глубоких традициях среднеазиатской миниатюры, восходящих к древним согдийским росписям Варахша и Пенджикента. Одной из исторических работ, связанной с данным периодом, является работа П. П. Иванова «Очерки по истории Средней Азии (XVI-середины XIX в.).

Похожие диссертации на Изучение истории изобразительного искусства таджикского народа (Досоветский период)