Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы : Источниковедческое исследование Зотова Елена Яковлевна

Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы : Источниковедческое исследование
<
Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы : Источниковедческое исследование Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы : Источниковедческое исследование Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы : Источниковедческое исследование Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы : Источниковедческое исследование Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы : Источниковедческое исследование Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы : Источниковедческое исследование Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы : Источниковедческое исследование Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы : Источниковедческое исследование Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы : Источниковедческое исследование Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы : Источниковедческое исследование Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы : Источниковедческое исследование Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы : Источниковедческое исследование
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зотова Елена Яковлевна. Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы : Источниковедческое исследование : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09.- Москва, 2003.- 245 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/756-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историография и источники С.20

1. Изучение меднолитой пластики в XIX - XX вв.

2. Основные группы источников и их значение в исследовании старообрядческой меднолитой пластики г. Москвы .

Глава II. Старообрядческие меднолитейные мастерские г. Москвы в конце XVIII - начале XX вв. 67

1. Поморская медная пластика - образец старообрядческого литейного искусства .

2. «Медные заведения» Лефортовской части г. Москвы.

3. Влияние традиций литейного дела г. Москвы на другие регионы России.

Глава III. Классификация меднолитой пластики старообрядческих мастерских г. Москвы

1. Типология крестов московского производства .

2. Иконы - основной вид меднолитой пластики для старообрядцев федосеевской общины.

3. Композиция и иконография складней московских мастеров-литейщиков.

Глава IV. Проблемы атрибуции меднолитой пластики «медных заведений» Лефортовской части г. Москвы 183

1. Технологические и стилистические признаки предметов .

2. «Удостоверяющие знаки» как основа для атрибуции произведений московского региона.

Заключение С.213

Список использованных источников и литературы С.221

Сокращения С.244

Введение к работе

Старообрядческая культура как целостное историко-культурное явление остается в центре внимания современных исследователей. Это вызвано осознанием роли старообрядчества в деле сохранения и развития древнерусского духовного наследия. К ярким выражениям старообрядческой культуры на протяжении XVIII - начала XX вв. принадлежит медное художественное литье, представляющее собой «замечательное явление, уникальное по своей цельности и художественной структуре, как бы русский вариант так называемого «art sacro», но в отличие от этого европейского феномена полноценное по своим эстетическим свойствам и глубоко национальное по существу»1.

Специфика меднолитой пластики как одного из видов вещественных источников - тиражированность, прочность и портативность -способствовала широкому распространению этого материала по всей территории России и далеко за ее пределами. В результате значительный пласт старообрядческой меднолитой пластики сосредоточен в музейных и частных собраниях не только в нашей стране, но и в Бельгии, Германии, Голландии, Польше и др. Особенностью известных нам вещественных комплексов является их разнородный состав, включающий памятники различных литейных мастерских России. Большая часть этого материала XVIII - начала XX веков не имеет четкого определения его происхождения, условий создания и дальнейшего использования и, следовательно, нуждается еще в выявлении информации о месте производства, мастере-литейщике и характере бытования предмета. С начала XVIII в. историческое развитие меднолитойпластики оказалось тесно связано со старообрядческим движением России, став одним из ярких материальных воплощений его идейно-догматических взглядов.

Главной особенностью медного художественного литья является его совершенно особое положение среди других видов старообрядческого искусства - нелегальность на протяжение 150 лет. Это отличие оказало влияние на становление литейного процесса в каждом регионе России - в Поморье, Москве и Подмосковье, Поволжье, Урале и Сибири. Определяющее значение для такого развития меднолитейного дела имел Указ Петра I от 31 января 1723 г., обусловивший его нелегальное положение уже на этапе становления производства: «...Медные и оловянные литые иконы, где обретаются, кроме носимых на персех крестов, по тому ж в ризницы обрать для того: выливаются оные зело не искусно и не изобразительно и тем достойной чести весьма лишаются, чего ради таковые, обрав, употребить на церковные потребы; и о том, чтоб оных икон отныне впредь не лить и обретающимся купеческим людям в рядах продажу оных воспретить...» .

При постоянном контроле со стороны властей старообрядцам удалось не только сохранить опыт литейного дела, накопленный древнерусскими мастерами, но и внести значительный вклад в дальнейшее развитие художественных особенностей этого вещественного материала как одного из видов прикладного искусства.

В новых исторических условиях старообрядцы стали продолжателями сложившихся традиций, не дав исчезнуть этому чисто национальному явлению. Медь как материал, из которого выполнялись кресты, иконы и складни, не только оказала влияние на композиционные и художественные особенности предметов, но и сама по себе обладала глубоким символическим значением . Наряду с деревом и камнем медь4 - важнейший знаковый элемент мировой культуры, нашедший свое воплощение в ветхозаветном образе «медного змия»5. Это семиотическое значение материальной сущности каждого предмета, функции которого усиливались его назначением, повлияло на выбор основного материала для молитвенного обихода в старообрядческом мире, в котором не могло быть случайных элементов.

Главная особенность этого вида прикладного искусства, «как прошедшего очищение огнем» и «не творенного никонианами», явилась основанием для использования предметов медного литья старообрядцами всех согласий и толков. Именно меднолитая пластика, этот тиражированный вид искусства, стала вещественным выражением конфессиональной принадлежности старообрядческих общин. Эта специфика меднолитой пластики, позволяющая быстро реагировать на изменения в религиозно-догматических программах каждого согласия, была выражена в позиции наставников общин беспоповского толка: для молитвенного обихода должны быть использованы кресты, иконы и складни, выполненные мастерами-единоверцами. Этот важный момент нашел отражение в документальных источниках - постановлениях соборов старообрядцев-беспоповцев, в которых подчеркивается избирательное отношение к предметам: «...у Никониан и у поповщины меднолитных крестов и створов мы христианом выменивать и держать не велим» .

Значение меднолитой пластики, ставшей воплощением программных взглядов, было осознано основателями Выговского старообрядческого общежительства (1694 - 1854). Произведения, созданные мастерами этого крупнейшего духовного центра, стали образцами для многочисленных литейных заведений по всей территории России и оказали определяющее влияние на формирование традиций меднолитейного дела среди старообрядцев беспоповского толка г. Москвы. Важной особенностью столичного региона, ставшего с конца XVIII в. центром старообрядчества, явилось быстрое овладение рынком сбыта меднолитейной продукции далеко за пределами Москвы - Подмосковье, Петербург, Поволжье, Сибирь . Ведущее положение такого крупного старообрядческого объединения, каким стала московская Преображенская община старообрядцев-федосеевцев к началу XIX в., привело к формированию нового центра книжности, иконописания и меднолитейного производства. Мастера данного региона выступили как преемники поморских традиций и создатели своей московской школы старообрядческого литейного искусства, на протяжении XIX - начала XX в. определявшей развитие этого национального художественного явления.

Объектом исследования является старообрядческая меднолитая пластика XVIII - начала XX вв. как важная часть исторического, духовного и культурного наследия Преображенской общины федосеевского согласия г. Москвы. Значительный массив вещественного материала, появление которого было непосредственно связано с этим крупным идейно-организующим центром России, до настоящего времени не становился объектом самостоятельного исследования.

Предметом изучения является информационный потенциал комплекса вещественных, письменных, картографических и изобразительных источников по истории развития медного художественного литья XVIII - начала XX веков старообрядческих мастерских, выполнявших заказы общины беспоповского толка федосеевского согласия.

Главная цель исследования - изучение и характеристика медного художественного литья второй половины XVIII - начала XX вв. московского производства как целостного социокультурного и художественного явления.

Поставленная цель обуславливает следующие основные задачи:

- выявить основной корпус вещественных, письменных, картографических и изобразительных источников;

- определить значение меднолитой пластики в истории культуры старообрядчества Москвы и Московской губернии;

- показать специфику литейного дела в пределах такого крупного столичного центра, как Москва;

- отразить исторические этапы становления литейного дела на примере отдельных мастерских Лефортовской части г.Москвы;

- раскрыть организационную сторону меднолитейного дела;

- проанализировать типологические и иконографические особенности меднолитой пластики старообрядцев беспоповского толка федосеевского согласия;

- выявить отличительные признаки (стилистические, технологические, эпиграфические) значительной группы московского медного литья;

- представить широту распространения этого вида продукции по всей территории России;

- определить влияние московского медного литья на формирование ассортимента мастерских в других регионах России.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XVIII в. до начала XX в. Определение нижней границы обусловлено новым этапом в истории старообрядчества, с которым связано образование ведущих объединений, в том числе и на территории Москвы. За короткий период с 1760-х по 1780-е гг. произошло становление не только отдельных моленных, но и формирование крупных центров в разных частях города - старообрядцев-поповцев на Рогожском кладбище за Рогожской заставой; старообрядцев-беспоповцев федосеевского согласия на Преображенском кладбище за Камер-Коллежским валом и Покровской (Монинской) моленной поморцев брачного согласия в Лефортовской части, а также старообрядцев филипповского согласия на Братском дворе в Рогожской части г. Москвы.

Идейно-программные разногласия старообрядцев поповского и беспоповского согласий вызвали необходимость организации литейного производства в общинах каждого из направлений. Для старообрядцев, приемлющих священство, продукцию поставляли «медные заведения», существовавшие в подмосковных Гуслицах - районе, охватывавшем несколько сел Ильинской волости Богородского уезда. Скрытый, изолированный характер жизни общин беспоповского толка (поморцев, федосеевцев, филипповцев) способствовал возникновению нескольких самостоятельных мастерских, отливавших медные кресты, иконы и складни «наподобие поморских» для молитвенных потребностей только общин-единоверцев.

В настоящем исследовании рассматривается медное художественное литье, отразившее особенности вероучения старообрядцев, не приемлющих священства, и в частности, общины старообрядцев беспоповского толка федосеевского согласия на Преображенском кладбище г.Москвы. Внимание к данному крупному старообрядческому центру вызвано тем, что в XIX веке литейные мастерские федосеевского согласия в Лефортовской части г. Москвы занимали ведущее место в России по объему, ассортименту и качеству выпускаемой продукции. Художественные традиции литейного и эмальерного дела в столице были прерваны революционными событиями 1917 г., но нашли продолжение в отдаленных провинциальных регионах (с.Красное Костромской области, с. Старая Тушка Кировской области и др.) в 1920-30-х гг.

Методологические основы исследования. Настоящее исследование, основанное на комплексном использовании исторических источников различных типов (вещественных, письменных, картографических и изобразительных), позволяет говорить о применении при анализе единых принципов теории и методологии современного источниковедения. Кроме того, при использовании общих методов анализ каждого из привлекаемых источников осуществлен с учетом его специфики. Для решения поставленных задач были использованы в качестве основных следующие методы: историко-описательный, сравнительный, классификационный и статистический. Так, при изучении вещественных источников, представляющих собой целый пласт продукции различных старообрядческих мастерских, наиболее результативным является использование метода сравнительного анализа. В рамках подобного исследования рассматривается типология, иконографические и художественные особенности меднолитой пластики отдельного региона. Полнота изучения выбранного вещественного материала возможна лишь на основе междисциплинарного исследования с использованием данных таких дисциплин, как история, религиоведение, история искусств, история науки и техники.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые медное художественное литье старообрядческих мастерских г.Москвы становится предметом самостоятельного исследования как целостное социокультурное и художественное явление. Данная работа является первым опытом междисциплинарного исследования, позволившего восстановить страницы истории литейного дела в старообрядческой среде столицы, представить вещественный ряд памятников меднолитой пластики, определить совокупность иконографических, технологических и стилистических признаков произведений московской литейной школы и выявить новые имена мастеров в этом виде русского прикладного искусства.

Введение в научный оборот значительного корпуса датированных и подписных произведений, отмеченных «удостоверяющими знаками» мастеров-литейщиков московских мастерских, позволяет восполнить малоисследованный аспект эпиграфики и является основанием для атрибуции вещественных памятников в других регионах России .

Большая часть этого вещественного материала впервые становится предметом изучения эпиграфики как науки о надписях на твердых предметах. До настоящего времени медное художественное литье XVIII - начала XX вв. в таком объеме не рассматривалось эпиграфикой, в центре внимания которой были лишь памятники древнерусского прикладного искусства. Поздние памятники «ввиду их многочисленности» не вошли в известные своды И.А.Шляпкина9, А.С.Орлова10, Б.А.Рыбакова11, Т.В.Николаевой , А.А.Медынцевой13, включающие предметы с русскими надписями не позднее первой четверти XVI в. В то же время изучение позднего вещественного материала, представляющего интерес для эпиграфики, имеет важное значение для атрибуции целого пласта художественного наследия, каким является медное литье московских старообрядческих заведений. Еще в 1933 г. при выделении датированных предметов меднолитои пластики XVI - XIX вв. академик В.Н.Перетц сделал вывод: «...количество датированных меднолитых предметов по сравнению с обращающейся массой совершенно ничтожно» . Выявление датированного вещественного материала литейных мастерских конкретного региона позволяет открыть новое перспективное направление при изучении предметов медной художественной пластики.

Актуальность темы исследования вызвана наличием в музейных и частных собраниях значительного массива меднолитои продукции старообрядческих мастерских XVIII - начала XX вв. До настоящего времени основной состав этих вещественных памятников нуждается в атрибуции, в определении не только времени, но и места производства, мастера, среды бытования и т.д. Задачи каталогизации меднолитой пластики требуют выявления технологических, стилистических и эпиграфических признаков продукции конкретных мастерских. В этом ряду одно из ведущих мест по количественному и качественному составу предметного ряда принадлежит заведениям, работавшим по заказу Преображенской федосеевской общины г. Москвы. Определение вещественного материала, бытовавшего в одной конфессиональной группе, может стать важным этапом при создании национального свода меднолитой пластики.

Исследование московского медного художественного литья не только позволяет рассмотреть неизученный аспект истории и культуры старообрядчества конкретной общины, но и открывает перспективы дальнейшей работы на общероссийском уровне. Актуальность темы вызвана и необходимостью разработки методов подобного комплексного исследования исторических источников различных типов (вещественных, письменных, картографических, изобразительных) с целью последующего применения в региональных исследованиях.

Практическое значение диссертации состоит в том, что материал исследования может быть использован при каталогизации музейных и частных собраний как в центре, так и в других регионах; при составлении экспертных заключений на предметы старообрядческой пластики; в общих лекционных курсах по истории русской культуры. Методика комплексного подхода в изучении предметов медного художественного литья XVIII -начала XX вв. на примере такого крупного центра как Москва может быть использована в других городах России. Синтез отдельных признаков вещественных материалов (иконографических, технологических, эпиграфических) вместе с данными письменных и картографических источников может стать основанием для выделения предметов по центрам, школам и мастерским.

До настоящего времени старообрядческая меднолитая пластика Москвы не получила специального отражения в каталогах, сводах музейных и частных собраний. В последней четверти XIX в. упоминание отдельных предметов местного производства приведено лишь в «Каталоге христианских древностей»15, представляющем собрание московского купца Н.М.Постникова.

В XX в. меднолитая пластика старообрядческих мастерских г.Москвы также не привлекала внимание исследователей. Более того представление о художественных особенностях медного литья столичного региона было сформировано на основании выводов, сделанных исследователем старообрядческой поморской культуры В.Г.Дружининым. Мнение известного ученого: «К московским же [образцам. - Е.З.] можно относить предметы очень грубые по отделке и по позолоте» - стало определяющим в отношении последующих исследователей к данному вещественному материалу. Подобные отличительные признаки были отмечены и его последователем, старообрядцем-реставратором Ф.А.Каликиным: «...грубое, толстое и тяжелое» .

Полагаем, что такая в сущности поверхностная характеристика московской пластики оказала влияние на последующий выбор - внимание исследователей XX в. было обращено лишь к произведениям старообрядческого меднолитейного искусства Выговского поморского общежительства.

Краткие сведения о «медных заведениях» Преображенского кладбища и их роли в становлении литейного дела в провинции в конце XIX - начале XX вв. приведены в статьях С.С.Катковой18, О.С.Куколевской19, Н.А. и Ю.А.Гончаровых20, В.А.Чупина21, Н.П.Мартыновой22. Отдельные предметы московского производства были приведены в двух выпусках сборника «Русское медное литье»23, каталогах музейных и частных коллекций России, Польши, Германии, Бельгии.

Эти разрозненные сведения не создают целостного представления о становлении, развитии меднолитейного дела и его роли в духовной жизни московского старообрядчества.

Решению важной задачи «синтеза источников в едином исследовании»24 посвящен материал данного исследования с привлечением четырех основных групп источников: вещественных, письменных, картографических и изобразительных.

Медное художественное литье старообрядческих мастерских как вещественный источник является одним из самых распространенных видов прикладного искусства в России. Основой данного исследования является фонд меднолитой пластики Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, насчитывающий до двух тысяч предметов старообрядческой пластики. Особый интерес вызывают иконы, кресты и складни, происходящие из среды своего исторического бытования. Это, прежде всего, меднолитая пластика из старообрядческого Покровского храма г.Серпухова, хранящаяся в фондах Серпуховского историко-художественного музея, и отдельные предметы, принадлежащие старообрядцам федосеевской общины Преображенского кладбища г. Москвы.

Основной комплекс расширен датированными и отмеченными монограммами московских мастеров предметами медного художественного литья из 27 музейных и 10 частных собраний городов России (Егорьевск, Екатеринбург, Кострома, Красноярск, Москва, Новокузнецк, Орел, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Сергиев Посад, Серпухов, Суздаль, Тверь, Чебоксары, Ярославль). В качестве аналогий вещественный ряд дополнен меднолитой пластикой, опубликованной в многочисленных каталогах частных и музейных собраний Германии, Голландии, Польши и других стран.

Для полноты исследования использованы письменные источники: законодательные акты, делопроизводственные материалы, произведения беллетристики, мемуары, периодическая печать и справочные издания. Среди неопубликованных письменных источников - делопроизводственная и учетная документация, материалы по истории старообрядчества Москвы, переписка, «Опись предметов культового имущества храмов Преображенского кладбища», - все эти разнообразные материалы, хранящиеся в 8 архивных и рукописных собраниях Москвы и Санкт-Петербурга.

Среди первой группы письменных источников важное место принадлежит законодательным актам, регламентировавшим производство, торговлю и бытование предметов меднолитой пластики на протяжении XVIII - начала XX вв. К числу основных относятся указы, постановления и распоряжения, императорские манифесты, опубликованные в «Полном собрании законов Российской империи».

Информация о «медных заведениях» в Лефортовской части г.Москвы содержится в «Дневных дозорных записях о московских раскольниках», опубликованных А.А.Титовым в нескольких книгах ЧОИДР за 1885, 1886 и 1892 гг. Эти делопроизводственные материалы, оформленные в виде дневниковых записей, содержат донесения полицейских агентов с 11 ноября 1844 г. по 2 июля 1848 г. и дают представление не только о внутренней жизни старообрядцев Москвы и, в частности, Преображенского кладбища, но и о деятельности мастеров-литейщиков в 1840-х гг.

Сведения об известных московских заведениях конца XIX - начала XX веков и их роли в становлении старообрядческой литейной мастерской в селе Красное Костромской губернии приведены в опубликованных мемуарах красносельского литейного мастера А.П.Серова (1899 - 1974) . Материалы «Об истории литейного дела икон и крестов медно-литейного заведения Серова Петра Яковлевича, село Красное Костромской области» содержат воспоминания современника о Преображенском кладбище и «медных заведениях» на улице Девятая рота в Лефортовской части Москвы, их роли в развитии местного кустарного промысла.

Краткая информация рекламного характера о продукции московских медных и серебряных заведений приведена на страницах журнала «Церковь», выходившего в Москве в 1908 - 1914 гг.

Основным справочным изданием для восстановлении истории частных домовладений и меднолитейного дела являются памятные книжки Московской губернии и выпуски адрес-календаря «Вся Москва. Адресная и справочная книга».

Комплекс архивных материалов, большинство из которых впервые вводится в научный оборот, представлен делопроизводственными документами и группами источников промышленного, церковного и административно-полицейского учета, хранящимися в фондах Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ). К числу основных источников для изучения истории ремесленных и торговых заведений относятся книги учета торговых, фабричных и промышленных заведений, журналы генеральной поверки торговых и промышленных заведений, свидетельства на открытие торгово-промышленных предприятий, оценочные описи недвижимого имущества.

Важным источником для изучения политики государственных властей в отношении старообрядчества Москвы и Московской губернии и степени распространения медного литья в данном регионе является делопроизводственная документация, проходящая по ведомству Святейшего Синода. Этот материал дополняют поквартальные книги регистрации старообрядцев (ЦИАМ).

Значимым источником для изучения внутренней жизни старообрядчества Москвы являются материалы «Отеческих завещаний», содержащие переписку, постановления соборов, сведения по истории согласий. Эти документальные источники находятся в фондах Российского государственного архива древних актов (РГАДА) и отделе рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ).

В личной переписке известных деятелей старообрядчества Ф.А.Каликина и И.Н.Заволоко 1960 - начала 1970-х гг., хранящейся в Древлехранилище Института русской литературы (ИРЛИ)27 содержатся сведения о технологии, типологических и иконографических особенностях поморского и московского литья.

В «Описи предметов культового имущества, хранящегося в храмах Преображенского кладбища», составленной в 1980-х гг. сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации (ныне ГосНИИР), приведены 119 предметов медного художественного литья. Этот документальный материал, дающий представление о количественном составе, типологии и иконографии старообрядческого собрания, хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) .

Впервые при изучении организационной стороны литейного производства на территории города привлекаются картографические источники, представляющие планы отдельных частных домовладений Лефортовской части Москвы, использование которых позволяет восстановить историю «медных заведений» на протяжении XIX - начала XX вв. Эти материалы находятся в фондах Центрального архива научно-технической документации Москвы (ЦАНТД).

Использование отдельных произведений изобразительного искусства (виды Преображенского кладбища г. Москвы, живописные иконы в серебряных окладах) позволяет уточнить атрибуцию отдельных предметов московской меднолитой пластики.

Таким образом, обзор вещественных, письменных, картографических и изобразительных источников позволяет сделать вывод о наличии основания для исследования меднолитой пластики московских старообрядческих мастерских и определения ее значения в духовной жизни старообрядчества данного региона.

Поставленные задачи определили структуру исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и приложений. Во введении представлена проблема исследования, ее актуальность, научная новизна, степень изученности, определены цели и задачи, практическое значение при систематизации музейных коллекций, дана историография и определены основные группы источников, ставшие основой для данного исследования. В главе I «Историография и источники» показана степень изученности данного вещественного материала в исследованиях XIX-XX вв., представлены комплексы вещественных материалов, письменных и картографических источников. В главе II «Старообрядческие меднолитейные мастерские г. Москвы в конце XVIII - начале XX вв.»

раскрывается значение поморской меднолитой пластики для становления московских «медных заведений», исследуется организационная сторона технологического процесса, восстанавливается история «медных заведений» Преображенского кладбища в Лефортовской части г.Москвы и указывается их роль в возникновении мастерских в отдаленных регионах России. В главе III «Классификация меднолитой пластики старообрядческих мастерских г.Москвы» дается представление о типологии и иконографии московского медного художественного литья. Глава IV «Проблемы атрибуции меднолитой пластики «медных заведений» Лефортовской части г. Москвы» посвящена анализу технологических, стилистических и эпиграфических признаков произведений старообрядческих мастерских, работавших по заказу Преображенского кладбища. В заключении подведены основные итоги исследования, его теоретическое и практическое значение. В приложениях приведены планы участков владельцев «медных заведений» Лефортовской части г. Москвы (8 ед.); альбом-каталог «Московская меднолитая пластика XVIII - начала XX вв. с датами, монограммами мастеров и владельцев «медных заведений», включающий 95 иллюстраций 75 предметов; фрагмент дела о конфискации 152 предметов медного литья из Преображенского богаделенного дома.

Апробация материала. Материалы диссертации введены в научный оборот в ряде публикаций, докладов и занятий по экспертизе предметов из музейных и частных коллекций в течение 1993 - 2003 гг. Доклады были прочитаны на семинаре по вопросам изучения, хранения и реставрации медного художественного литья XI - XIX вв. (Дмитров, 1993 г.), отчетных конференциях Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, общероссийских и международных конференциях «Выговская пустынь и ее значение в истории русской и мировой культуры» (Петрозаводск, университет, 1994 г.), «Живые традиции. Результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества» (Москва, МГУ, 1995 г.), «Художественный металл России. Памяти Г.Н.Бочарова» (Москва, РГГУ, 1998 г.), «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства» (Москва, ГТГ-Магнум-Арс, 2000 г.), «Ювелирное искусство и материальная культура» (С.-Петербург, Эрмитаж, 2001 г.) и «Христианство в Вол го-Уральском регионе. История и культура» (Казань, 2002 г.).

Результаты исследований по данной теме изложены в 2 каталогах меднолитой пластики из музейных и частных коллекций и 12 статьях, опубликованных в сборниках как по истории культуры старообрядчества, так и русского прикладного искусства.

Основные группы источников и их значение в исследовании старообрядческой меднолитой пластики г. Москвы

Для полноты раскрытия темы, посвященной медному художественному литью старообрядческих «медных заведений» г. Москвы, требуется привлечение различных источников. К основным группам источников относятся: вещественные, письменные и картографические. При анализе вещественных источников используются изобразительные материалы.

Вещественные источники, представляющие собой меднолитую пластику многочисленных старообрядческих мастерских России, могут быть выявлены в музейных и частных собраниях в виде значительного пласта предметов XVIII - начала XX вв. Для определения круга памятников, атрибутируемых нами как произведения московской школы старообрядческого литейного искусства, необходимо показать наиболее полный вещественный ряд, наделенный общностью признаков иконографического, технологического и стилистического плана.

Атрибуция старообрядческой меднолитой пластики как вещественного источника заключается прежде всего в определении места производства, времени, мастера-автора модели или конкретной отливки и владельца мастерской . Это общие признаки, объединяющие меднолитую пластику с предметным миром. Но данный материал обладает и своей спецификой. Своеобразие этого вида вещественного материала состоит в том, что каждый предмет является носителем заложенной в нем ценной информации. Это сохранившееся в течение нескольких столетий «сообщение» не только об уровне технологии и смене художественных направлений (что видим на примере любого светского предмета из металла), но и об идейно-религиозных взглядах самостоятельной общины, ее конфессиональной принадлежности, потребностях в расширении иконографического ряда и формировании эстетических взглядов, получивших воплощение в простом недрагоценном материале, каким является медный сплав.

Анализ этого вида вещественных материалов представляет большие сложности в связи с отрывом меднолитой пластики из среды своего исторического бытования и постоянными, не прекратившимися до настоящего времени миграционными передвижениями предметов не только в России, но и за рубежом. Исследование этих вещественных источников затруднено в связи с масштабностью такого явления отечественной культуры, каким являлось медное художественное литье в XVIII - начале XX вв., с его количественным составом, не поддающимся в настоящее время полному и всестороннему подсчету как предмет частного собирательства. Особенности технологического процесса с его тиражированным характером затрудняют выявление модели предметов меднолитои пластики.

Смешанный характер каждой коллекции (за единичным исключением), включающей меднолитую пластику разного времени и различных старообрядческих мастерских, не позволяет свести атрибуцию к простому определению иконографии и требует накопления информации не только о конфессиональных, но и технологических особенностях литейного дела в отдельных регионах, включая и столичный. Анализ ряда музейных коллекций позволяет представить количественное соотношение старообрядческой меднолитои пластики и провести анализ процесса миграции меднолитои пластики, происходящей из конкретного места производства. В собрании ЦМиАР фонд старообрядческой пластики насчитывает до 2000-х единиц хранения (для сравнения фонд пластики XI QO

XVII вв. составляет всего около 200 ед.) ; в собрании ЯМЗ соответственно -725 единиц хранения и 80 единиц"; в собрании Пермского областного краеведческого музея - 254 предмета старообрядческой пластики100; в собрании Пермской художественной галереи - 250 единиц хранения101; в коллекции Карельского краеведческого музея - более 100 единиц хранения102; в коллекции музея о.Валаам - 200 единиц хранения , в 9 музейных собраниях Приенисейского региона - 770 единиц хранения и т.д.

Неоднородность состава каждой музейной и частной коллекции обуславливает прежде всего выявление произведений старообрядческой меднолитой пластики, имеющих отличительные особенности в виде так называемых "удостоверяющих знаков" - монограмм мастеров и владельцев "медных заведений". Эти признаки московской меднолитой пластики, принадлежащей федосеевской общине Преображенского кладбища, стали основой для последующей атрибуционной работы по выявлению вещественного материала конкретного региона. Сравнительный анализ позволяет наглядно представить соотношение продукции центральных и местных провинциальных мастерских: широта распространения московского медного литья в городах центральной России (Сергиев Посад, Ярославль) и превалирование продукции местных старообрядческих мастерских в отдаленных от центра регионах (Урал, Сибирь).

Поморская медная пластика - образец старообрядческого литейного искусства

К началу XX в. старообрядческими меднолитейными мастерскими, существовавшими в Поморье, Москве, Подмосковье, Поволжье, Урале и Сибири, было выпущено значительное количество крестов, икон и складней, нашедших своего потребителя среди многочисленных общин различных согласий и толков на территории России181. Все вещественные памятники в качестве источника духовной информации, предназначавшегося, прежде всего, для старообрядческой среды, не только не утратили содержания, но и сохранили до настоящего времени свои отличительные признаки.

При исследовании старообрядческой меднолитой пластики главным моментом является установление принадлежности предмета к производству в определенном месте для нужд общины конкретного согласия. Каждый вещественный источник является носителем целой системы, включающей сведения о предмете, анализ которых позволяет определить не только региональные особенности пластики, но и религиозные взгляды владельца, его принадлежность к той или иной общине. При этом комплекс данных о меднолитом предмете должен включать следующие характеризующие признаки: - вид предмета (крест, икона, складень), - форма, - композиция, - характер обработки (опиловка оборотной и боковых сторон, ушка), - иконография, - декор (орнамент фона и полей, цветовая гамма эмалей, золочение или серебрение), - надписи (двух основных видов - поясняющие и датирующие), - сохранность (литейные дефекты, изменение первоначального облика за период существования). Таким образом, при атрибуции памятников московской школы старообрядческого литейного искусства необходимо произвести отбор вещественного ряда, каждый из предметов которого должен обладать общими признаками технологического, стилистического и эпиграфического характера.

При всем многообразии старообрядческой медной пластики внимание исследователей было уделено лишь поморскому литью, получившему известность уже в начале XVIII в., задолго до становления московской федосеевской общины и возникновения ее литейных заведений . Пластика, под наименованием «поморская» , была распространена по всей России и стала образцом для повторения в литейных мастерских от Севера до Сибири.

Проблема классификации старообрядческого медного литья по месту производства нашла отражение в опубликованных документах середины XIX в., сформулированных Министерством внутренних дел: «...отливные медные кресты и иконы, известные под названиями: загорских184, поморских, погостских и других, из коих первые два сорта отливаются в Московской, а последние во Владимирской губернии» .

Эти данные могут быть дополнены сведениями, которые приводил в 1869 г. владимирский краевед И.А. Голышев: «Иконы медные разделяются на 4 категории: Загарские (Гуслицкие) , Никологорские (Никологорского погоста), Старинные или Поморские (для раскольников Поморской секты) и Новые. Новые предназначаются для православных, а Старинные — для раскольников, которые льются с особыми для них рисунками»

В начале XX в. пластику, производимую в Московской губернии, известный исследователь старообрядческой культуры В.Г.Дружинин также относил к «гуслицкой или загарской», отметив только один признак легковесность отливок

Согласно приведенным сведениям, в XIX в. меднолитая пластика московских мастерских беспоповского толка федосеевского согласия не выделялась как самостоятельный вид и следовательно могла рассматриваться в составе одной из перечисленных категорий, т.е. поморской, загарской (гуслицкой) или погостской.

Существование постоянной связи поморского Выговского общежительства и московского Преображенского кладбища, наглядным отражением которой стали теоретические положения соборных постановлений с середины XVIII до первой четверти XIX в., позволяет сделать вывод о выборе поморской пластики в качестве образца для московских литейных заведений. Опыт поморской литейной школы, разработанные формы и композиции крестов, икон и складней были приняты всеми старообрядческими беспоповскими общинами Москвы. Следовательно, становление видового, типологического и иконографического ряда старообрядческого медного художественного литья московского производства происходило под непосредственным влиянием поморских образцов Выговского общежительства. Эта важная особенность была отмечена А.И.Журавлевым (бывшим старообрядцем-поморцем) - о неприятии московскими старообрядцами-федосеевцами поморских крестов и створов, отлитых не в самом Выговском монастыре, а в его скитах

Отдельные этапы литейного производства Выговского монастыря восстановлены исследователями поморской медной пластики как на территории самого монастыря,191 так и в скитах192, принадлежавших обители. Осознание значимости меднолитой продукции не только для формирования взглядов старообрядцев, но и как существенного источника доходов обители1 способствовало налаживанию производства за сравнительно короткий период к началу XVIII в.194. К этому времени уже были сформированы теоретические основы поморского учения, получившие вещественное воплощение в виде крестов, створ и икон. По мнению П.Любопытного, ведущая роль в этом принадлежала наставнику обители Андрею Денисову (1671 - 1730), который «привел и устроил в надлежащем порядке существующую ныне форму в меднолитных створах, дотоле бывшую в рассеянности» . Первый историк обители и ее настоятель И.Филиппов (1741 - 1744) свидетельствует об устройстве «медницы» на территории общежительства не ранее 1719 г.196. О значении и роли «медницы» свидетельствуют уставные статьи в «Выгорецком Чиновнике», регламентирующем внутренний распорядок в общежительстве: «В меднице казначею должно надсматривать. Да всякое дело, аще медное, аще сребреное, с него ведения да делают, как братским, так и окрестным, а без казначиева ведения медники да не дерзают что творити. Казначей колико меди дает в медницу, должен записывати, также колику оттуда створев или крестов примет и колико братии раздает, вся в книгу да впишет» . К началу XVIII в. относятся и датированные меднолитые предметы: складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники» 1717 г. с гравированной надписью «Сие моление олончанина посацкаго члвка Михаила Семенова сна...» ,

Типология крестов московского производства

В первой половине XIX в. постоянно увеличивалось число прихожан федосеевской общины Москвы . Согласно архивным данным, полученных нами из «Записки о распоряжениях настоятелю Преображенского Богаделенного Дома», самое большое число проживающих на Преображенском кладбище - 1259 человек - значилось в 1835 r.ZJ1. К этому времени Преображенское кладбище в «царствующем граде Москве» оформилось как организующий центр старообрядцев-федосеевцев всех регионов России и стало «законодательным учреждением для федосеевства» Это подтверждают рукописные сборники, известные как «Отеческие письма» и «Отеческие завещания», состав которых дает наглядное представление о постоянной связи Преображенского кладбища с общинами на территории всей России, о контроле за жизнью провинциальных общин, заключавшемся в назначении настоятелей и решении всех насущных и спорных вопросов, объяснении соборных постановлений и снабжении «правильными» книгами и иконами . Для этих целей Преображенское кладбище прежде всего монополизировало изготовление и торговлю свечами, иконами, книгами и меднолитыми предметами для периферийных общин России 254. Предметы, необходимые для молитвенного обихода каждой из провинциальных федосеевских общин, пересылались через торговых агентов с представителями московской общины или непосредственно закупались в Москве. Так, в одном из «Отеческих писем» содержатся сведения о выполнении заказа на живописную икону в Москве для «благодетеля» из саратовской обители и уточняется характер украшения: «неугодно ли (...) будет на сию икону на поля хошенъкий зделать серебреной и позолоченной оклад или с чернью»

Полагаем, что в становлении производства, необходимого для удовлетворения духовных потребностей членов общины в предельно короткий период, огромное значение имела финансовая поддержка членов совета попечителей Преображенского кладбища, в состав которого входили влиятельные представители купеческого сословия, и прежде всего, Ф.А.Гучков (1796 - 1856), главный попечитель с 1836 - 1854 гг.256. Богатые попечители вкладывали средства не только в благоустройство моленных Преображенского кладбища, но и способствовали быстрому становлению мастерских, занимавшихся производством книг, живописных икон и меднолитейного производства. Полагаем, что в налаживании деятельности литейных мастерских существенную роль сыграл Ф.А.Гучков, которому принадлежала ткацкая фабрика, располагавшаяся в непосредственной близости от Преображенского кладбища и по праву именовавшаяся «светским отделением Преображенскаго кладбища»257. При этом современники подчеркивали умение Гучкова определять «склонности и способности своих служащих одноверцев» и втягивать людей в свое производство или создавать для них «самостоятельные промыслы» . Не случайно В.Г.Дружинин называл московское медное литье «литьем Гучковых» 259, как полагаем, отразив в этом определении роль Ф.А. Гучкова в становлении медного дела старообрядческой федосеевской общины на территории Лефортовской части.

При решении вопроса о месте нахождения меднолитейных мастерских прежде всего следует рассмотреть обязанности должностных лиц «в монастырском учреждении» на 1814 г., среди которых указаны попечитель, настоятель, эконом, сторожа, старосты, казначеи, ключник, келарь и не названы лица, связанные с литейным делом. Эти данные подтверждаются и сведениями «Дневных дозорных записей» на 1846 г., согласно которым среди 98 «должностных лиц», проживающих на территории кладбища, значатся 33 «книжных» и 2 иконописца, но не упоминаются кузнецы или мастера-медники . Приведенные сведения по истории Преображенского кладбища за разные годы позволяют сделать вывод о существовании литейных мастерских в частных домовладениях на территории города.

Этот вариант организации литейного производства - вне основного комплекса - известен на примере Выговского общежительства, опыт которого был использован всеми старообрядческими общинами, в том числе и в таком крупном промышленном центре, как Москва. Исследователи отмечают факт знакомства И.А.Ковылина с устройством поморской обители, ее порядком и всеми службами262. Московскими старообрядцами был выбран вариант создания мастерских по типу поморских скитских кузниц по ряду причин и среди них главная - в целях создания относительной безопасности производства, запрещенного известным Указом Петра 1 от 31 января 1723 г. и вынужденного существовать на нелегальных условиях. Для московской общины старообрядцев Преображенского кладбища, находившейся под постоянным надзором полиции, оказался более приемлемым вариант существования литейных мастерских вне основной территории, в частных домовладениях Лефортовской части.

При устройстве старообрядческого литейного дела на новом месте, в нашем случае - на территории крупного промышленного города -требовались следующие условия: - предпосылки исторического характера; - наличие металла для производства, т.е. меди и цинка; - устройство меднолитейного горна; - присутствие мастеров, имевших опыт работы с цветным металлом; - наличие образцов (моделей) крестов, икон и створок складней. Становлению литейного дела в старообрядческой среде на территории Москвы способствовало успешное развитие медеплавильной промышленности на Урале. Большая часть продукции этих заводов как крупными предпринимателями (А.Демидов), так и мелкими (И.Небогатов) продавалась в Москве, ставшей центром всероссийского рынка . Постоянное увеличение поставок металла в центральный регион способствовало развитию литейного дела не только в Москве, но и в Московской губернии 264. Владельцы «медных заведений» Богородского уезда Новинской волости закупали в Москве желтую медь по цене 8 руб. за пуд и красную - по 12 руб. и затем здесь же продавали свои изделия Среди 40 медных мастерских в данном регионе отдельные специализировались на изготовлении «литых икон и складней»266.

Технологические и стилистические признаки предметов

Старообрядческая община федосеевского согласия на Преображенском кладбище и ее «медные заведения» оказали существенное влияние на становление литейного дела в провинциальных регионах России в конце XIX - начале XX вв. Одна из причин этого содействия старообрядцам единоверцам состояла в том, что московские мастерские были не в состоянии удовлетворить потребности Москвы и всех периферийных старообрядческих общин в меднолитых крестах, иконах и складнях.

На примере нескольких старообрядческих мастерских, основанных в различных регионах - Поволжье, Урале и Вятке - возможно определить сферы влияния московского Преображенского кладбища на общины старообрядцев-федосеевцев на территории России. В этом немалую роль сыграли меднолитейные заведения Лефортовской части, в которых мастера из отдаленных мест проходили обучение литейному и эмальерному делу, что и способствовало быстрому становлению производства на местах.

Одним из наиболее наглядных примеров этой взаимосвязи московских заведений Лефортовской части стала литейная мастерская Петра Яковлевича Серова (1863 - 1946) в селе Красное Костромской губернии, открытая в 1901 г. . Сотрудничество с московскими мастерскими началось ранее, еще в 1896 г., когда П.Я.Серов имел кузницу в деревне Сопырево и производил иконы, кресты-распятия и книжные застежки, и сам поставлял эту продукцию в Москву374.

Потребность московских заведений в увеличении объема продукции обусловила формирование производственных отношений с этой провинциальной мастерской, которой был гарантирован рынок сбыта без посредников в главных старообрядческих общинах Москвы375. Мемуары красносельского мастера А.П.Серова «Об истории литейного дела икон и крестов медно-литейного заведения Серова Петра Яковлевича, с.Красное Костромской области» подтверждают ведущую роль двух московских мастерских - М.И.Соколовой и Ф.Е.Панкратовой при становлении литейного дела в этой небольшой сельской мастерской .

Наглядным примером этого содействия является тот факт, что московский мастер Викул Исаевич Одинцов в течение полутора лет работал в красносельской мастерской и обучал местных литейщиков секретам формовки

О высоком качестве московских образцов свидетельствует тот факт, что при снижении производства в известных московских заведениях, П.Я.Серов скупил их модели и продолжал литейное дело уже после закрытия Преображенских мастерских .

Сведения о красносельской мастерской подтверждают зависимость старообрядческих кустарных промыслов от изменения государственной политики - значительно расширяется ассортимент меднолитейной продукции и ее сбыт для старообрядцев различных толков как на Рогожском, так и Преображенском кладбищах. Среди всех известных нам провинциальных мастерских эта небольшая мастерская по праву «соперничала» с московскими заведениями - ее хозяин П.Я.Серов никогда не продавал оптом свою продукцию местным скупщикам и при поддержке московских старообрядцев сумел наладить торговые связи с общинами в Саратове, Нижнем Новгороде, Омске, Томске, Кургане и других городах.

Другой вариант обучения литейному делу - непосредственно в московских заведениях - известен на примере мастерской деревни Становое Тобольской губернии Курганского уезда Митинской волости, принадлежавшей в 1899 - 1914 гг. местному крестьянину И.И.Ульянову . По сведениям, приведенным в Обзоре кустарных промыслов Тобольской губернии за 1902 г., мастер Ульянов отправлял своего сына для обучения литейному делу в Москву . В деревенской мастерской, устроенной на заимке, отец и сын Ульяновы отливали кресты (от нательного до большого моленного), иконы и складни, декорированные разноцветными эмалями Таким образом, традиции московского литейного и эмальерного дела нашли продолжение в отдаленном от центра регионе в конце XIX - начале XX в.

Новые данные о системе взаимоотношений старообрядческой федосеевской общины на Преображенском кладбище с регионами становятся известными на примере типографии и литейной мастерской, принадлежавших Луке Арефьевичу Ґребневу (1864 - 1932) в селе Старая Тушка Малмыжского района Кировской области в начале XX в. . О сложившихся отношениях двух общин свидетельствует один из жителей деревни Нижняя Тойма Малмыжского уезда Вятской губернии: «Тушка же состоит в непрерывной связи с Преображенским кладбищем в Москве, куда тушкинские отцы ездят на благословение» .

Московская федосеевская община оказала влияние на становление заведения в селе Старая Тушка - Л.А.Гребнев работал в московской типографии Г.К. Горбунова (1836 - 1926), впоследствии главного попечителя и председателя комитета Преображенского прихода старопоморского благочестия.

О связях Л.А.Гребнева с московской общиной свидетельствует и тот факт, что в 1906 году его первую тайную "Почаевскую" типографию в родной деревне Дергачи покупает Преображенская община. В 1909 году он открывает вторую типографию в селе Старая Тушка при содействии казанских и московских старообрядцев . В это время начинает заниматься литейным делом и размещает литейную мастерскую на первом этаже двухэтажного деревянного дома, где жил он с семьей.

Похожие диссертации на Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы : Источниковедческое исследование