Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Геральдический суперэкслибрис XVIII - начала XX века в российских книжных собраниях : источниковедческое исследование Дружинин Петр Александрович

Геральдический суперэкслибрис XVIII - начала XX века в российских книжных собраниях : источниковедческое исследование
<
Геральдический суперэкслибрис XVIII - начала XX века в российских книжных собраниях : источниковедческое исследование Геральдический суперэкслибрис XVIII - начала XX века в российских книжных собраниях : источниковедческое исследование Геральдический суперэкслибрис XVIII - начала XX века в российских книжных собраниях : источниковедческое исследование Геральдический суперэкслибрис XVIII - начала XX века в российских книжных собраниях : источниковедческое исследование Геральдический суперэкслибрис XVIII - начала XX века в российских книжных собраниях : источниковедческое исследование
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дружинин Петр Александрович. Геральдический суперэкслибрис XVIII - начала XX века в российских книжных собраниях : источниковедческое исследование : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09 / Дружинин Петр Александрович; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2009.- 309 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/201

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Типология и эвристика геральдических суперэкслибрисов 36

1. Типология и терминология суперэкслибриса 36

2. Эвристика геральдических суперэкслибрисов 55

Глава II. Метод атрибуции геральдических суперэкслибрисов 69

1. Вспомогательные исторические дисциплины в атрибуции геральдических суперэкслибрисов

2. Характеристика книжного переплета при атрибуции геральдических суперэкслибрисов

Глава III. Апробация метода атрибуции геральдических суперэкслибрисов

1. Суперэкслибрисы графов Разумовских: геральдический и фалеристический методы атрибуции

2. Группа суперэкслибрисов графов Шереметевых: персональная атрибуция

3. Суперэкслибрисы Сумароковых: фалеристический метод персональной атрибуции

4. Суперэкслибрис князя СБ. Куракина: фалеристический и палеографический методы атрибуции.

5. Нумизматический метод в исследовании суперэкслибрисов герцога Фердинанда Пармского

Глава IV. Геральдический суперэкслибрис как исторический источник

1. Геральдический суперэкслибрис как источник по истории русской культуры и просвещения

2. Геральдический суперэкслибрис как источник для установлении происхождения и судьбы книжных памятников

3. Роль геральдического суперэкслибриса в установлении подлинности книжных памятников

4. Так называемые «издательские русские геральдические суперэкслибрисы»

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

з І.

Темой диссертационной работы является источниковедческое исследование геральдических изображений, которые в качестве владельческих знаков наносились на переплеты книг Понятие суперэкслибрис (лат- super -сверху, ex-hbns - из книг) обозначает совокупность различных типов владельческих знаков, нанесенных на книжные переплеты посредством горячего тиснения металлическим штампом-матрицей

Исследуемые в работе суперэкслибрисы включают в свое изображение либо гербы цетиком, тибо геральдические фигуры, образуя обширную группу владельческих знаков Понятие суперэкслибриса включает в себя и другие типы, характеристике которых также уделено внимание в диссертации

Актуальность темы исследования Изучение геральдического суперэкслибриса имеет существенное научное и практическое значение, отвечает направлению развития отечественной исторической науки в целом и вспомогательных исторических дисциплин в частности возрастает интерес не только к историческому процессу как таковому, но и к историко-культурному наследию, исследование которого невозможно без разработки и систематизации разнообразных видов и типов исторических источников

Одним из таких источников является геральдический суперэкслибрис Принадлежность этого феномена к группе геральдических источников делает его незаменимым как для исследования дворянского быта, изучения употребления геральдики в различных слоях русского общества, так и для характеристики интеллектуального развития русского общества Нового времени

Принадлежность же геральдического суперэкслибриса к источникам по истории книжности и Просвещения делает его важнейшим показателем при анализе читательских интересов определенных категорий русского общества, при изучении языковых предпочтений русского читателя XVIII - начала XX века, да и вообще при характеристике самого феномена чтения

Не меньшее значение исследование геральдического суперэкслибриса

имеет для изучения переплетного и декоративно-прикладного искусства, поскольку во внешнем оформлении книжного переплета геральдический суперэкслибрис играет одну из ключевых ролей, а экземпляры книг с геральдическими суперэкслибрисами в абсолютном большинстве случаев относятся к категории книжных памятников

Характеристика геральдического суперэкслибриса как владельческого знака, а также неразрывная его связь с самой книгой, делают геральдический суперэкслибрис исключительно важным источником как для установления происхождения и бытования конкретных книжных памятников, доказательства и характеристики их подлинности, выявления возможных фальсификатов книжных памятников, так и для решения более масштабных исследовательских задач - реконструкции целых библиотек и книжных коллекций

Кроме того, посредством изучения геральдического суперэкслибриса возможно охарактеризовать торгово-экономические связи России с европейскими странами, определить интенсивность книжной торговли и роль русских собирателей XVIII - начала XX в в антикварной книжной торговле Европы, поскольку именно геральдические суперэкслибрисы западноевропейских владельцев на книгах, прибывавших в различные государственные и частные библиотеки дореволюционной России, позволяют проследить пути книг

Исследование геральдического суперэкслибриса актуально при решении возникших в последние годы вопросов, связанных с реституцией культурных ценностей, к которым принадлежат и многочисленные книжные памятники, вывезенные в качестве трофеев из Германии в 1945-1946 гг Именно обращение к геральдическим суперэкслибрисам в фондах иностранных книг позволяет выявить конкретные книжные собрания, проследить их историю, отделить книги, поступившие из Германии, от книг, поступивших из других стран Европы, а также, что особенно важно, отследить те книги, которые попали в Россию до 1945 г и, соответственно, не могут рассматриваться в качестве предмета реституции.

Цель диссертационной работы - исследовать и охарактеризовать геральдический суперэкслибрис как исторический источник и уникальный историко-культурный феномен

Достижение поставленной цели влечет за собой необходимость решения ряда конкретных научных задач

1 Разработать типологию суперэкслибрисов и установить терминологию
этого явления

2 С целью формирования источниковой базы исследования
геральдических суперэкслибрисов разработать эвристический метод выявления
книг с ними в различных книгохранилищах

  1. Выявить книги с геральдическими суперэкслибрисами в библиотеках, музеях и частных собраниях России для дальнейшего исследования

  2. Разработать метод атрибуции геральдических суперэкслибрисов

  1. Апробировать разработанный метод применительно к конкретным выявленным книгам, имеющим геральдический суперэкслибрис

  2. Охарактеризовать геральдический суперэкслибрис как исторический источник

Объектам, послужившим источниковой базой для проведенного исследования геральдических суперэкслибрисов, явились их непосредственные носители - то есть сами книги XVIII - XX веков, русские и иностранные, хранящиеся в государственных библиотеках и музеях Российской Федерации, а также в частных собраниях Были рассмотрены и некоторые зарубежные книжные коллекции.

Предметом диссертационного исследования является всесторонняя источниковедческая характеристика геральдического суперэкслибриса как социокультурного феномена

Хронологические рамки исследования обусловлены временем существования геральдического суперэкслибриса в России 1710-ми годами датируется первый геральдический суперэкслибрис, принадлежавший князю ГФ Долгорукому (1657 - 1723), а завершение употребления геральдических

6 суперэкслибрисов относится к 1910-м годам

Методологическую основу исследованию дает феноменологический метод источниковедения, в основе которого понимание исторического источника, с одной стороны, как результата творческой деятельности конкретного человека, и, с другой стороны, как продукта определенной культуры

Формирование источниковой базы исследования было произведено специально разработанным эвристическим методом Первоочередной задачей было выявление книг с суперэкслибрисами в Отделах редкой книги библиотек, музеев и архивов В историографии неоднократно отмечалось, что «широкие возможности открывает поэкземплярное изучение книг при исследовании культуры и общественной мысли»1, поэтому в качестве наиболее эффективного способа поиска книг с геральдическими суперэкслибрисами был избран поэкземплярный просмотр книжных фондов

В результате была сформирована фундаментальная база источников для исследования геральдических суперэкслибрисов по материалам российских собраний Всего в процессе работы было поэкземплярно просмотрено de-visu более 180 000 книжных памятников в государственных книгохранилищах - в тч ШИБ России, ВГБИЛ им.М А Рудомино, НБГос. Эрмитажа, Гос Музее А С Пушкина, собрании редких книг ГМИИ им. А С. Пушкина, музее-усадьбе «Архангельское» и других, включая и личную библиотеку АС Пушкина в ИРЛИ РАН.

Режим хранения книжных памятников, все более ужесточавшийся в процессе исследования, сделал некоторые книгохранилища недоступными для поэкземплярного просмотра В таких случаях использовались служебные картотеки индивидуальных особенностей (почти всегда геральдические суперэкслибрисы были отмечены как «герб на переплете» или «суперэкслибрис» без дополнительных атрибуций), а затем и ознакомиться de-visu с отмеченными в них экземплярами Была изучена инвентарно-

1 Мыльников АС О книговедческом аспекте в источниковедении (к постановке вопроса)//Книга Исслед и материалы. М, 1972. Сб 25 С 14

описательная информация о книжных фондах, численность которых суммарно превышает 1 450 000 томов Среди них - коллекции ОРК РГБ, ОРК РНБ, ОРКиР НБ МГУ, ОРК РГАДА, ОРК БАН и другие.

Кроме книгохранилищ Москвы и Петербурга был предпринят поиск книг с геральдическими суперэкслибрисами в провинциальных библиотеках, в тч НБ ТГУ (Тверь), ТОУНБ (Тверь), НБ ПГУ (Петрозаводск), НБ СГУ (Саратов), ТОУНБ (Тула) и др, а также в частных книжных собраниях

В процессе поиска в общей сложности был выявлен 1491 геральдический суперэкслибрис Этот корпус складывался из нескольких неравноценных составляющих а) выя&тенные посредством собственноручного поэкземплярного просмотра фондов книжных памятников (560 книг с геральдическими суперэкслибрисами), б) выявленные с помощью выборочного просмотра фондов редких книг при помощи служебных картотек и материалов хранителей этих фондов (795 книг с геральдическими суперэкслибрисами), в) выявленные в фондах провинциальных книгохранилищ посредством запросов и поездок (32 книги с геральдическими суперэкслибрисами), г) входящие в виде переплетных крышек или срезов фрагментов кожи с переплетов в собрания книжных знаков музеев и библиотек (24 геральдических суперэкслибриса), д) выявленные в частных собраниях (80 геральдических суперэкслибрисов), из которых 71 знак сохраняется на книжных переплетах, а 9 в виде срезанных фрагментов с книжных переплетов

Степень научной разработанности проблемы. Интерес к геральдическому суперэкслибрису возник в Европе еще в первой половине XIX столетия; но это был не столько научный, сколько эрудитский интерес, явившийся следствием как широкого распространения там суперэкслибрисов, так и бурного роста европейского книжного коллекционирования. Не последнюю роль в такой популярности «переплетов с гербами» у коллекционеров сыграла декоративность геральдического суперэкслибриса, благодаря чему он нередко рассматривался исключительно в контексте декоративно-прикладного искусства и до сих пор не утратил своей

привлекательности для коллекционеров Специфической особенностью геральдических суперэкслибрисов, способствовавшей привлечению к ним дополнительного внимания, является избранность этого феномена, поскольку употребление таких владельческих знаков было прерогативой ограниченного круга собирателей книг - необходимо было не только наличие крупной собственной библиотеки, но и возможность заказывать переплеты со специальным тиснением, что требовало больших средств

Если распространенность геральдических суперэкслибрисов в Европе стимулировала начало их изучения - сперва выявление, а затем атрибуцию и каталогизацию, то широко распространенное их коллекционирование и тесная связь с книгопереплетным искусством невольно ограничили изучение геральдических суперэкслибрисов рамками книговедения, именно поэтому в европейской исторической науке до сих пор нет источниковедческих исследований в области суперэкслибриса

Хотя изучение геральдических суперэкслибрисов в Западной Европе имеет длительную традицию, общего их каталога не существует Наиболее полно суперэкслибрис каталогизирован во Франции, где интерес к данной проблематике начинается с середины XIX в, а в 1870-1873 гг в Париже издается «Гербовник библиофила»2, с выходом в свет которого мода на коллекционирование переплетов с гербами получила новый импульс В 1890 г вышло дополненное издание книги3, а уже в XX в все многочисленные работы и заметки, посвященные французскому геральдическому супсрэкслибрису, включило в себя «Пособие для любителей французских гербовых переплетов» в 29-ти частях (senes)4, в котором суперэкслибрисы систематизированы по геральдическому принципу - по наличию в изображенных на них гербах какой-либо геральдической фигуры, знаки французских монархов и представителей

Guigard J Armorial du Bibliophile, avec illustrations dans le texte P, 1870-1873 T 1-2 3 Idem Nouvel Armorial du Bibliophile P,1890 T 1-2

Olivier E, Hernial Q, Roton R Manuel de 1'amateur de reliures armonees francaises P, 1924-1935 Senes 1-29, Index. P, 1938.

королевской крови рассмотрены отдельно

В значительной мере суперэкслибрис каталогизирован в Великобритании Одной из первых работ является статья У Флетчера 1897 г.5, которую превосходит каталог английских суперэкслибрисов К Давенпорта 1909 г6 С учетом последующих замечаний к нему7, тему каталогизации английских знаков стоит признать разработанной достаточной полно

Геральдический суперэкслибрис был весьма распространен в Германии, однако единого их свода создано не было, а события двух мировых войн оказались причиной перемещения или утраты большей части книжного фонда этой страны Публикации по данной проблематике состоят из альбомов-каталогов сокровищ различных немецких библиотек (Прусской8, Баварской9, Саксонской10, Дармштадтской11) Ряд знаков воспроизведен в книге австрийца Г. Богатты12, знакам XVI в посвящена книга К Геблера13 Существуют статьи по суперэкслибрисам отдельных областей - например, Пфальца14, или же знакам только государственных библиотек 15 Также отдельно рассмотрены в литературе библиотеки Фридриха Великого, отмечавшего переплеты своих книг

5 Fletcher WY English Armonal Book-stamps and Their Owners II
Bibhographica Papers on Books Their History and Art London, 1897 Vol III Part.
XI P 309 - 343

6 Davenport С J H. English Heraldic Book-stamps L, 1909

7 Clements HJB Armorial Book-stamps and Their Owners II The Library
Transactions of the Bibliographical Society L, 1939 Vol XX С 121 -135

8 Husung M J Buchembande aus der Preussischen Staatsbibhothek zu Berlin.
Leipzig, 1925.

9 Buchembande aus elf Jahrhunderten I Bayensche Staatsbibhothek 1558 -1958
Munchen, 1959

10 Lier H A Buchembande aus dem Bucherschatze der Konighchen offentlichen
Bibhothek zu Dresden Leipzig, 1892

11 Schmidt A Buchembande aus den 14 - 19 Jahrhunderten in der
Landesbibhothek zu Darmstadt. Leipag, 1921.

12 Bohatta H Das Suprahbros Wien, 1926.

13 Haebler К Deutsche Bibhophilen des 16 Jahrhundert Leipzig, 1923

14 Geldner F. Die Suprahbros der Pfalzischen Wittelsbacher des 17 und 18
Jahrhunderts II Archiv fur Geschichte des Buchwesens Frankfurt am Mam, 1963
Band 5 Lieferung2 S 714-742

15 Teitge H -E Ruckenverzierangen und Superexlibns an altern bestanden der
deutschen Staatsbibhothek II Marginahen Heft 48 Berlin, 1972 S 19-27

различными вариантами суперэкслибрисов16 Австрийские суперэкслибрисы рассмотрены отдельно в статье С. Страдонитца17

О суперэкслибрисах Севера Европы нет специальных изданий, но описания их входят в труды по библиотековедению или книгопереплетному искусству - благодаря этому хорошо известны знаки Швеции18 и Дании19. Таким же образом могут быть получены сведения о суперэкслибрисах Люксембурга20, Чехии21 и, в меньшем объеме, Испании22.

Геральдические суперэкслибрисы Польши каталогизированы много лучше большинства европейских и стран- в 1929 г в альбоме К Пекарского было опубликовано 40 знаков23, а в последние годы введены в научный оборот 100 суперэкслибрисов из библиотеки Варшавского университета24 и столько же из Национальной библиотеки25

Изучение суперокслибриса в России носило случайный характер в 1929 г Б М Чистяков констатировал «Насколько мало у нас в России владельцев суперэкслибрисов и коллекционеров их, настолько же бедна у нас и литература

Krieger В Die bibliotheken Fnednchs des Grossen II Monatshefte fur Bucherfreunde und Graphiksammler Leipzig, 1925 № 1 S 3 -19

17 Stradonitz S К, von Uber Super-Exhbns II Zeitschrift fur Buchembande
Bielfeld, Leipzig, 1904 Dezember

18 Sjogren A Svenska kunghga och fursthga bokngaremarken Stockolm, 1915;
Carlander С M Svenska bibhotek och ex-libns Stockholm, 1889 - 1894. Bd 1- 3,
RudbeckJ R G Svenska bokband Stockholm, 1910 -1914 Bd 1-3

19 Kyster A The Royal Library Copenhagen I Bookbindings in the Public
Collections of Denmark Copenhagen, 1938. Vol I

20 Vekene E van der Bemerkenswerte einbande in der Nationalbibhothek zu
Luxemburg Luxemburg, 1972, Vekene E van der Les reliures aux armoires de
Pierre Ernest de Mansfeld Luxembourg, 1978

21 Maly J Vystava ceskeho exlibns a suprahbros v Praze II Sbornik pro exhbns a
jinou uzitkovou grafiku Rocniklll VPraze, 1931 S 119- 183,HamanovaP Zdejin
knizm vazby Praha, 1959

22 Lopez Serrano M La encuadernacion Espanola Breve histona. Madrid, 1972.

23 Piekarski К Superexlibnsy polskie od 15 do 18 wieku Krakow 1929

24 Spayllo M Polskie superexlibnsy XVI-XVIII wieku Warszawa, 1988
Cubrzynska-Leonarczyk M Polskie superekshbnsy XVI-XVIII wieku

Centunadruga Warszawa, 2001

11 о них»26 Эти слова справедливы лишь в отношении литературы, поскольку именно ее отсутствие как раз и не давало возможности судить об истинном масштабе употребления в России геральдических суперэкслибрисов

Первые публикации геральдических суперэкслибрисов датируются 1902 г тогда В А Верещагин воспроизвел в своей книге «Русский книжный знак» суперэкслибрисы А Р Баташева и Н Н Сумарокова, причем атрибутированы они были одинаково и характерно - как «знак неизвестного собирателя»27 С такой же аннотацией вскоре был опубликован и суперэкслибрис ИИ Шувалова28. В 1903 г ПК Симони воспроизвел суперэкслибрис ПБ Шереметева, но без персональной атрибуции29, в 1914 г был воспроизведен знак А С Строганова, также без атрибуции персонально30 В сущности, первые публикации суперэкслибрисов - либо без атрибуции вовсе, либо только с указанием рода, которому принадлежит герб, - очень характерны для всей историографии вопроса

Состоявшаяся в 1914 г. в Петрограде выставка «Русская и иностранная книга XV-XIX века»31 свидетельствовала о росте коллекционирования в России, в том числе и о возникновении серьезного интереса к переплетам с суперэкслибрисами, чему способствовало несколько крупных собирателей, наиболее значительным из которых был академик Н П. Лихачев, покупавший переплеты с гербами как в России, так и в Европе

После революции 1917 г интерес к геральдическим суперэкслибрисам еще более возрос, что объясняется огромным потоком книг из императорских и дворянских библиотек, хлынувшим на книжный рынок Такая доступность книг

26 Чистяков Б М. Супер-экслибрис и библиофилия // Альманах библиофила
Л,1929 С 136

27 Там же С 19

28 Антиквар Библиогр листок 1902 год СПб ,1902 С 276

29 Симони ПК Из книжной старины XVIII столетия // Антиквар СПб,
1903 №11-12 С 333

30 Русский библиофил СПб, 1914 № 4 С. 28

31 Русская и иностранная книга XV - XIX века [Каталог] / Кружок
любителей русских изящных изданий, Сост П Д Кедров, М А Остроградский,
П Е Рейнбот СПб ,1914

с суперэкслибрисами способствовала не только их коллекционированию, но и изучению в 1922 году с «целью посвятить себя изысканиям и исследованиям по происхождению и распространению в России книжного знака»32 было учреждено Петроградское (с 1924 г Ленинградское) общество экслибрисистов, которое за время своего существования (до 1930 г) издало ряд ценных работ, выходивших под редакцией В К Лукомского33, в которых изредка воспроизводились геральдические суперэкслибрисы В 1929 г была опубликована единственная за все время отдельная статья о геральдическом суперэкслибрисе под названием «Супер-экслибрис и библиофилия»34 БМ Чистякова, в которой воспроизведен суперэкслибрис ГФ Долгорукого Все последующие публикации геральдических суперэкслибрисов еще более хаотичны в 1932 г опубликованы знаки ИИ Куриса, в 1937 г -М С Воронцова (с неверной атрибуцией)35, в 1939 г с правильной атрибуцией опубликован знак И И Шувалова36, в 1947 г — знак Г И Чернышева37, в 1969 г -А А Аракчеева38, в 1970 г как «герб Паниных XVIII века» воспроизведен суперэкслибрис Н П Панина39

Возрождение интереса к книжному знаку начинается в 1980-е годы, а наиболее ценным изданием суперэкслибрисов становится альбом-каталог книжного знака библиотеки МГУ40, в котором воспроизведены три ранее

Труды Ленинградского Общества Экслибрисистов Л, 1924. Вып I С 2

33 Чистяков БМ Библиография изданий Ленинградского Общества
Экслибрисистов // Труды Ленинградского Общества Экслибрисистов Л, 1931
Вып XIII Летопись Ленинградского Общества Экслибрисистов С. 24 - 29

34 Альманах библиофила. Л , 1929 С 127 - 148

35 Люблинский В С Наследие Вольтера в СССР // Литературное наследство
М, 1937 Т 29/30 Русская культура и Франция Т I С 46

36 Лукомский В К Гербовая экспертиза (случаи и способы применения) //
Архивное дело М , 1939 № 1 (49) С 61

37 Лукомский В К Герб как исторический источник // Краткие сообщения
Института истории материальной культуры им НЯ Марра Л, 1947 Вып
XVII С 54

38 Смирнов-Сокольский Н П Моя библиотека Библиогр описание М,
1969 Т 1 С 519.

39 Минаев Е М , Фортинский С П Экслибрис М , 1970 С 13

40 Кашутина Е С, Сапрыкина Н Г Экслибрис в собрании Научной

неизвестных суперэкслибриса - П Г Демидова, А М Голицына и Н И Панина В 1991 г в описании русских книжных знаков библиотеки Стенфордского университета был воспроизведен геральдический знак Суворовых, но как «анонимный»41

Таким образом, если сведения о геральдических суперэкслибрисах большинства стран Западной Европы систематизированы и относительно доступны, а во многих странах изданы подробные каталоги геральдических суперэкслибрисов, то информация о русских знаках представляет собой хаотичное собрание небольшого чиста публикаций 1902-1991 гг В указанный период были опубликованы только 26 знаков, 9 из которых либо атрибутированы неверно, либо воспроизведены в качестве анонимных, то есть корпус опубликованных и правильно атрибутированных русских геральдических суперэкслибрисов насчитывал всего 17 знаков

Тем не менее, именно в России геральдический суперэкслибрис впервые начал рассматриваться в качестве исторического источника Связано это с деятельностью русского историка В К Лукомского, который заложил основы геральдики именно как источниковедческой дисциплины42, настаивая на максимальном привлечении геральдического материала в историческом исследовании

Новизна исследования. Несмотря на то, что у истоков изучения геральдического суперэкслибриса стоят такие выдающиеся специалисты в области вспомогательных исторических дисциплин как Н П. Лихачев и В К. Лукомский, ни один из них не смог завершить своих начинаний - первый ограничился масштабным собирательством, а написанная работа второго погибла

В настоящей работе была сформирована модель комплексного изучения

библиотеки Московского государственного университета Альбом - каталог М, 1985

41 Studemeister М Bookplates and Their Owners in Imperial Russia An
illustrated Survey of Holdings at Stanford University Tenafly, 1991 P 32

42 Лукомский В К Гербовая экспертиза С 46 - 76, Он же Герб как
исторический источник С 49-57.

совершенно не исследованного ранее вида источников — геральдических суперэкслибрисов, причем в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к вспомогательным историческим дисциплинам на современном этапе развития гуманитарного знания, выявление репрезентативного корпуса источников, разработка типологии, атрибуция выявленных источников, их научная каталогизация и затем источниковедческая характеристика данного вида исторических источников

Таким образом, впервые был не только выявлен, атрибутирован и каталогизирован целостный корпус исторических источников - русских геральдических суперэкслибрисов, но и охарактеризован сам феномен геральдического суперэкслибриса

Практическая значимость исследования. Проведенное исследование открывает важные научные перспективы - как для исследования уже выявленных экземпляров, так и для проводимой в настоящее время в отечественных книгохранилищах масштабной работы по выявлению, атрибуции и каталогизации книжных памятников Кроме того, атрибуция и научное описание геральдических суперэкслибрисов не только способствуют выявлению и введению в научный оборот новых исторических источников, но и закладывают базу для масштабного изучения русской культуры Нового времени

Отдельно следует указать на то, что значительный корпус монографических и научно-справочных изданий, вышедших в процессе исследования, заполнили серьезную лакуну в отечественной источниковедческой литературе43.

Апробация материала. Диссертация одобрена и рекомендована к защите

43 Дружинин П А. Русский геральдический суперэкслибрис М , 2000 - 227 с, Бантыш-Каменский Н.Н Списки кавалерам императорских российских орденов Св Андрея Первозванного, Св Екатерины, Св Александра Невского и Св Анны с их учреждения до установления в 1797 году орденского капитула / Предисл, сост, ред и указ П.А Дружинин - М, 2006 - 227 с, Общий гербовый!: дворянских родов Всероссийской империи Части 1-Х (1562 герба) / предисл, сост, ред и указ ПА Дружинин -М,2009 -712 с

на кафедре источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ, ее положения отражены в девяти печатных работах (в том числе две - в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК).

Структура работы продиктована поставленными задачами- диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, а также иллюстративного приложения

Эвристика геральдических суперэкслибрисов

Геральдические суперэкслибрисы Польши (часть которой входила в состав Российской империи) каталогизированы много лучше большинства европейских и стран. Еще в 1929 году в Кракове был издан альбом Казимира Пекарского (1893 - 1944), содержащий 40 листов воспроизведений геральдических суперэкслибрисов. Но наиболее интересны издания последних лет, которые ввели в научный оборот большую часть польских геральдических знаков XVI - XVIII веков: в 1988 году был опубликован каталог, включающий ровно сто геральдических суперэкслибрисов, составленный по материалам университетской библиотеки в Варшаве ; а в 2001 году было опубликовано его продолжение - еще сто гербовых суперэкслибрисов польских гербовладельцев40.

В России геральдический суперэкслибрис долгое время не привлекал внимания исследователей, что частично отражало меньшую распространенность этого явления по сравнению с Западной Европой. Неизученность этого вопроса, отсутствие каталогов и сведений о русских владельцах суперэкслибрисов позволили библиофилу и исследователю Борису Михайловичу Чистякову (1885 - 1942) отметить в 1929 году: «Насколько мало у нас в России владельцев суперэкслибрисов и коллекционеров их, настолько же бедна у нас и литература о них»41. Эти слова справедливы лишь в отношении литературы - ведь при отсутствии литературы невозможно судить об истинном масштабе употребления в России геральдических суперэкслибрисов. И действительно, сложность атрибуции геральдических суперэкслибрисов зачастую была непреодолима даже для авторов публикаций, что вынуждало их обнародовать суперэкслибрисы без аннотаций, ограничиваясь их воспроизведением в качестве библиофильских диковин.

Несмотря на такое положение, именно в России геральдический суперэкслибрис впервые начал рассматриваться в качестве исторического источника. И связан такой поворот в его изучении и трактовке с деятельностью русского историка Владислава Крескентьевича Лукомского (1882 - 1946) - с 17 июля 1942 года профессора Кафедры вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института и с 15 марта 1944 года ученого секретаря Совета Историко-архивного института.

В.К. Лукомский положил основание геральдике именно как источниковедческой дисциплине, а его публикации по этому теме42, ставя совершенно новую проблематику в источниковедении, отражали выдающиеся знания автора и содержали убедительные примеры практического применения исторического исследования геральдических источников. Именно В.К. Лукомский наглядно показал, что кроме основного вопроса геральдического исследования - собственно атрибуции герба и определения личности непосредственного гербовладельца — наличие герба на любом предмете (в том числе и на книжном переплете) способствует разрешению важных источниковедческих вопросов . Однако, если В.К Лукомскому и удалось привлечь внимание непосредственно к геральдике, то исследования геральдических суперэкслибрисов так и не начались. Практически все публикации XX столетия по данной проблематике носят случайный характер. Характерным примером умозаключений, нередко встречающимся при упоминании суперэкслибрисов, является мысль знаменитого исследователя русской графики и книжного знака В.Я. Адарюкова (1863 — 1932), который писал в 1921 году: «Несомненно, что в помещичьих и частновладельческих библиотеках были в сравнительно большом употреблении эти штампы, но, само собой разумеется, что они не были изящной работы, ибо переплетное мастерство у нас никогда не стояло высоко.»44 Источником такого мнения является не столько неискушенность исследователя , сколько состояние исследования самого вопроса русского геральдического суперэкслибриса.

Лишь единицы придерживались иной точки зрения - в основном, это были немногочисленные коллекционеры геральдических суперэкслибрисов, заложившие основы для научного изучения этого важного исторического источника.

Если во Франции уже во середине XIX века было множество коллекционеров «переплетов с гербами», то в России они появились лишь в начале XX, а к концу XX века, со смертью в 1993 году известного московского библиофила Петра Степановича Романова (1920 - 1993)46, не стало вовсе.

Кроме упомянутого П.С. Романова можно перечислить лишь четырех известных коллекционеров. Это, прежде всего, академика Николай Петрович Лихачев (1862 — 1936) - безусловно, самый значительный собиратель геральдических суперэкслибрисов в России; Павел Евгеньевич Рейнбот (1855 -1934) - библиофил, владелец знаменитой пушкинской коллекции, собиравший качественные экземпляры книг с геральдическими суперэкслибрисами без особых географических пристрастий. После революции особенно были известны также двое: Сергей Александрович Мухин (1896 — 1933) и историк Владислав Крескентьевич Лукомский (1882 - 1946). Заслуживает особого упоминания то, что каждый из двух последних начинал писать книгу о русских геральдических суперэкслибрисах (труд С. А. Мухина не был окончен, а практически доведенная до полноты работа В. К. Лукомского погибла при пожаре в дни ленинградской блокады).

Характеристика книжного переплета при атрибуции геральдических суперэкслибрисов

Намного чаще встречаются книги, на которых соседствуют несколько суперэкслибрисов одного и того же владельца: на верхней крышке геральдический, а на нижней — шрифтовой. Но поскольку они могут использоваться и по отдельности, то не следует их считать смешанным типом суперэкслибриса, а числить как два разных знака - геральдический и шрифтовой.

Также нередко присутствие в шрифтовом суперэкслибрисе геральдического элемента - короны; однако, в данном случае уже корона является дополнительным элементом, подчеркивающим достоинство владельца, и такой суперэкслибрис может быть рассмотрен в контексте шрифтовых суперэкслибрисов. Исключением являются знаки монархов, составляющие еще один отдельный тип.

Суперэкслибрисы монархов. Суперэкслибрисы монархов и членов их фамилий в большинстве случаев выполнены на высоком художественном уровне, декоративны, и часто представляют собой настоящие произведения искусства. Традиционно суперэкслибрисы монархов пользовались повышенным вниманием и всегда служили украшением как музейных экспозиций, так и книжных распродаж.

Чаще суперэкслибрисы монархов и членов их семей геральдические, но встречаются и шрифтовые, которые обычно сопровождают геральдические. Лишь в XIX столетии, когда придворные библиотеки стали достигать серьезных размеров — во многие десятки тысяч томов — в употребление вошли шрифтовые суперэкслибрисы, преимущественно на корешках книг, которыми отмечались вновь поступающие тома.

Суперэкслибрисы монархов, в силу своей декоративности, привлекли интерес исследователей раньше, нежели суперэкслибрисы частных лиц, а каталогизация их чаще производится отдельно от прочих знаков. Вместе с тем, суперэкслибрисы монархов представляют собой специфическую группу, научное изучение которой сопряжено с рядом серьезных трудностей. Это происходит потому, что почти всегда герб монарха был не только его личным гербом, но и государственным гербом его владений; таким гербом могли украшаться государственные документы, предметы обихода, фронтоны зданий, наконец, книжные переплеты.

Именно в силу такой широкой общеупотребительности монарших гербов, далеко не все они, нанесенные на книжные переплеты, могут считаться собственно книжными знаками — то есть суперэкслибрисами. Когда такой знак вытиснен на книге из личной библиотеки монарха, то, несомненно, этот герб на переплете является геральдическим суперэкслибрисом. Когда же этот герб наносится на переплет книг, выходящих из придворной типографии и раздающихся придворным сановникам или посылаемых в подарок другим дворам, или просто украшает особую часть тиража изданий придворной типографии, то вряд ли к такому вытисненному гербу подходит название суперэкслибрис - ведь нанесен он не в качестве знака книговладения, а в качестве государственного символа или декоративного элемента оформления книжного переплета.

Как говорилось выше, вопрос такого разделения в европейской традиции отсутствовал, поскольку в большинстве случаев все геральдические знаки объединялись понятием «переплет с гербом». В России же, понимая очевидную несообразность именования суперэкслибрисом знака, не являвшегося в действительности символом книговладения (собственности), еще в начале XX века было введено понятие «издательский суперэкслибрис». Поскольку это понятие применяется не только к суперэкслибрисам монархов, но и к другим знакам, то т.н. «издательские суперэкслибрисы» выделены в отдельный тип принятой типологии. Суперэкслибрисы учреждений и ведомств

Заметное место в корпусе суперэкслибрисов занимают знаки учреждений и ведомств. К этому типу относятся суперэкслибрисы публичных и ведомственных библиотек, библиотек учебных заведений (университетов, академий, коллежей, семинарий), библиотек религиозных организаций (орденов, конгрегации, иезуитских коллегий, монастырей) и прочих организаций совершенно различного направления.

Если в Западной Европе суперэкслибрисы этого типа уже в XVI - XVII веках получили большое распространение (особенно их много у библиотек различных заведений ордена иезуитов), то в России образцы суперэкслибрисов этой группы встречаются преимущественно в XIX - XX веках, причем в большинстве случаев уже в виде шрифтовых суперэкслибрисов.

Дополнительная сложность в изучении суперэкслибрисов ведомственных библиотек состоит в том, что они могли отмечаться знаками, напоминающими суперэкслрибрисы монархов. К примеру, прусский король и знаменитый библиофил XVIII века Фридрих Великий употреблял для своих личных библиотек несколько различных суперэкслибрисов, тогда как для государственного собрания — Берлинской королевской библиотеки — применялся специальный шрифтовой суперэкслибрис, состоящий из королевского вензеля «FR» под королевской короной 4.

Суперэкслибрисы Сумароковых: фалеристический метод персональной атрибуции

Геральдические арматуры часто рассматриваются вместе с так называемыми трофеями. Трофеи, как геральдический элемент, также являются важным элементом в геральдических суперэкслибрисах, благодаря которым возможно установление как рода деятельности владельца суперэкслибриса, так и установление многих других подробностей, в том числе географической характеристики его владельца.

При верной атрибуции геральдических трофеев возможно определить род занятий, должность или звание владельца геральдического суперэкслибриса. Знаки военной доблести, изображенные на геральдическом суперэкслибрисе, свидетельствуют о службе его владельца в армии, а морская символика на геральдическом суперэкслибрисе характеризует служивших на флоте, и т.п.

При распознавании воинских званий, сведения о которых также зачастую содержатся в рисунке геральдического суперэкслибриса, то званию маршала соответствуют два маршальских жезла, диагональным крестом расположенные за геральдическим щитом (как на суперэкслибрисе М.-Е. Мнишека (1748 — 1804) (см. илл. 71); на принадлежность к артиллерии указывают присутствующие в геральдическом суперэкслибрисе пушки — как на геральдическом суперэкслибрисе маршала артиллерии Луи Бурбона (1701 -1775)218.

Если говорить о морских званиях, то геральдическим суперэкслибрисам обладателей высшего звания — полного адмирала — соответствует трофей из двух скрещенных якорей (суперэкслибрис Луи-Александра Бурбона (1678 -1737)219 (см. илл. 75), геральдическому суперэкслибрису адмирала, и позже вице-адмирала — соответствует ровно поставленный за геральдическим щитом один якорь (геральдический суперэкслибрис Луи-Жана Бурбона (1725 — 1793)220.)

Особенную ценность трофеи приобретают на том этапе исследования геральдических суперэкслибрисов, когда сам герб владельца суперэкслибриса уже атрибутирован, то есть исследователю известно, к какому роду он принадлежит, а персонально представитель рода еще не установлен.

Хронологическая характеристика геральдического суперэкслибриса. Последним показателем, способствующим установлению качественных признаков геральдического суперэкслибриса, является датировка его происхождения на основе анализа его общей геральдической композиции и стиля. Для этого следует учесть все имеющиеся перед исследователем геральдических суперэкслибрисов признаки: и вид шлема и короны, и форму щита, и характер более ранних (стилизованных) или поздних (трактуемых более натуралистично) изображений и, особенно, необходимо обратить внимание на стиль картуша или намета, окружающих герб в суперэкслибрисе, а также на декоративную трактовку его элементов.

Таким образом, геральдическое исследование суперэкслибрисов состоит из трех частей; и только объединив все три части геральдического исследования суперэкслибриса — географическую характеристику геральдического суперэкслибриса, характеристику титула (ранга) владельца геральдического суперэкслибриса и хронологическую характеристики самого геральдического суперэкслибриса, исследователь имеет достаточные основания для проведения дальнейшей атрибуции геральдического суперэкслибриса в четко выделенной категории гербов, зарегистрированных в многочисленных, составленных в разных странах и в разное время сборниках гербов, трактатах об их теории и общих руководствах по изучению геральдической истории.

Для эффективной атрибуции геральдических суперэкслибрисов в разработанной методике отводится важное место не только собственно геральдике, но и другим вспомогательным историческим дисциплинам, применение которых в процессе исследования имеет важное научно-практическое значение.

Полидисциплинарность метода атрибуции геральдических суперэкслибрисов, достигаемая за счет последовательного применения в исследовании ряда вспомогательных исторических дисциплин, способствует оптимизации всего исследования геральдических суперэкслибрисов и, как следствие, достижению максимально точных результатов их атрибуции.

Фалеристическое исследование геральдических суперэкслибрисов Важнейшей вспомогательной исторической дисциплиной, применение которой в процессе атрибуции геральдических суперэкслибрисов позволяет достичь положительных результатов, является фалеристика.

Серьезную помощь фалеристика оказывает как в определении общественного статуса владельца геральдического суперэкслибриса, так и зачастую его национальной принадлежности. Особенно применение фалеристики в процессе исследования геральдических суперэкслибрисов важно при наличии суперэкслибриса, уже с помощью геральдического исследования атрибутированного какому-либо дворянскому роду, но без точного указания, к какому конкретно его представителю этот герб персонально относится.

Геральдический суперэкслибрис как источник для установлении происхождения и судьбы книжных памятников

Граф активно выписывал русские книги: он упоминается в списках подписчиков на второе издание «Древней Российской вивлиофики» (1788-1791), «Деяния Петра Великого» И.И. Голикова (1788-1789), а также книги, посвященные хозяйству - многотомное издание В.А. Левшина «Домоводство», журналы «Экономический магазин» и «Журнал о земледелии»370.

В Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского сохраняется единственная сохранившаяся до нашего времени часть его библиотеки — нотно-музыкальная коллекция усадьбы Разумовских «Яготин» под Киевом, основа которой была собрана графом Алексеем Кирилловичем. Насчитывает эта коллекция около 1700 произведений, переплетенных в большие тома. Там же хранится рукописный каталог этой библиотеки в восьми томах, на крышках переплетов которых вытиснен шрифтовой суперэкслибрис — литеры «ACR» под графской короной.

Петр Кириллович Разумовский (1751-1823), второй сын К.Г. Разумовского. С 1765 года учился в Страсбургском университете, после чего путешествовал по Англии. Вернувшись в 1769 году в Россию, граф начал расточительно тратить деньги и входить в долги, что вызвало большое неудовольствие отца. 13 декабря 1770 пожалован полковником Ладожского пехотного полка, отлучаясь подолгу за границу в отпуск. 1 января 1779 года пожалован бригадиром того же полка. 24 ноября 1780 года пожалован генерал-майором и направлен в Санкт-Петербургскую дивизию, в 1787 году направлен с дивизией в северные губернии, в 1786-1787 годах он был награжден двумя польскими орденами — Святого Станислава и Белого Орла, в 1788 году участвовал в войне со Швецией. 21 апреля 1789 года был пожалован чином генерал-поручика с увольнением к статским делам, но уехал жить за границу, оставаясь в штате военного 15/ ведомства и ожидая «определения к статским делам». Как и братьям, графу

Петру Кирилловичу нравилось жить в Европе, где он несмотря на порицания со стороны отца, не отказывал себе ни в чем. Он жил в Италии, Швейцарии, Голландии и Франции. С воцарением Павла I он вернулся в Петербург, и был пожалован присутствующим членом в Сенат и награжден чином действительного тайного советника. 30 августа 1814 года пожалован обер-камергером, и до самой свое смерти, последовавшей 14 декабря 1823 года, жил в Петербурге. Был женат на вдове С.С. Чарторижской, урожденной Ушаковой (1746-1803).

Сведений о Библиотеке графа Петра Кирилловича Разумовского в литературе вопроса не имеется.

Андрей Кириллович Разумовский (1752-1836), третий сын К.Г. Разумовского, и наиболее известный из братьев. В детстве уже поражал своей любовью к истории профессора Шлецера. В 1762 году ему был пожалован морской чин мичмана, а в 1764 году он был уволен «в чужие края», поскольку в 1765 году отправился вместе с братьями в Страсбургский университет, после которого совершил путешествие по Англии. Возвратившись в 1769 году в Петербург, он 23 июня был произведен в лейтенанты, и на корабле «Не тронь меня» совершил плавание из Кронштадта в Портсмут, а в 1770 в Архипелаг и участвовал в Чесменском сражении. В 1772 году возвратился в Петербург и 22 сентября пожалован в придворный штат камер-юнкером. Будучи в том же году произведен в капитан-лейтенанты получил в 1773 году командование пакетботом «Быстрый» на Балтике. В Петербурге он слыл щеголем и часто входил в долги. Сильно сдружившись с цесаревичем Павлом Петровичем, в 1776 году князь пал жертвой собственной же связи с великой княгиней Наталией Алексеевной, после смерти которой были обнаружены компрометирующие бумаги. Граф был выслан в Ревель, затем в Батурин. 31 декабря 1776 года он был исключен из морской службы, а 1 января 1777 года назначен посланником в Неаполь, но по дороге туда провел 1777-1779 годы в

Вене. В 1784 году он был переведен из Неаполя в Копенгаген, в 1786 в Стокгольм, а в 1790 году - помощником уже больному послу Д.М. Голицыну в Вену. 22 сентября 1793 года граф был награжден орденом Святого Александра Невского. Павел I, недовольный действиями Разумовского, в 1799 году отозвал его из Вены и отправил жить в Батурин. Александр I, вступив на престол, вновь назначил Разумовского на этот важный дипломатический пост, который граф оставил только в 1806 году, но остался жить в Вене как частный человек. В 1811 году был награжден орденом Святого Владимира, а затем и орденом Святого Андрея Первозванного. Вступив во время заграничного похода русской армии в свиту государя, граф в 1814 году был уполномоченным на Венском конгрессе, за что в 1815 году был возведен в княжеское достоинство с титулом Светлости, а в 1819 году получил чин действительного тайного советника 1 класса. Скончался Андрей Кириллович в Вене 11 сентября 1836 года.

Граф Андрей Кириллович был большим любителем музыки и сам неплохо играл на скрипке. Гайдн, Моцарт и Бетховен неоднократно бывали в его великолепном доме в Вене; Бетховен посвятил графу три своих квартета, а Разумовскому совместно с Ф. Лобковицем — Пятую и Шестую симфонии. Для венских жителей граф казался очень напыщенным, за что его звали там «Эрцгерцог Андреас». В его дворце в центре Вены располагалось богатейшее собрание живописи и скульптуры, а также замечательная библиотека, хранил которую личный библиотекарь графа Поль Биго. 31 декабря 1814 года, во время пребывания Александра І в Вене, когда русский император пользовался дворцом Разумовского как резиденцией, во дворце вечером вспыхнул пожар, вызванный новой системой отопления. Подготовленный к новогодним торжествам дворец почти полностью выгорел; государя там в это время не было. По-видимому, последовавшее в том же году возведение Андрея Кирилловича в княжеское достоинство было попыткой Александра I утешить его горе от пожара. Библиотека разделила судьбу остального имущества и большею частью погибла, как писала венская газета: «...Единственный в своем роде библиотечный зал и все смежные комнаты стали жертвой пламени.

Нанесенный при этом ущерб особенно значительный, поскольку уничтожены уникальные книги и рукописи.»371

Лев Кириллович Разумовский (1756-1803), четвертый сын К.Г. Разумовского. Учился в Геттингене и Женеве, после чего возвратился в Россию. В 1774 году, состоя в чине капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка, был записан в штат известного посольства князя Н.В. Репнина в Константинополь, где находился более двух лет. Возвратившись в Петербург, был пожалован чином капитана и служил в Семеновском полку до конца 1781 года, а 1 января 1782 года был пожалован полковником и направлен в Пехотный Старосколький полк, при котором состоял до 1786 года. В 1787 году переведен полковником в Пехотный Малороссийский гренадерский полк, 21 апреля 1789 года пожалован бригадиром. Принимал участие в сражениях с турками, проявляя храбрость. Отличился в битве при Исакчи, в 1789 году преследовал турок до Измаила и бомбардировал эту крепость, в том же году участвовал во взятии Бендер. 5 февраля 1790 года «за отличие» произведен в генерал-майоры. В 1791 году принимал участие в победе при Мачине и за свои военные подвиги указом от 18 марта 1792 года награжден орденом Святого Владимира 2 степени. Почти сразу по восшествии на престол Павла Разумовский подал в отставку «за болезнию» и отправился за границу. Пропутешествовав несколько лет, он возвратился в отечество и поселился в Москве. Граф был одним из самых заметных персонажей допожарной Москвы, устраивая в своем доме на Тверской большие балы, спектакли и празднества; одновременно был очень образованным человеком, любившим книги, науки, художества и музыку. Много времени граф проводил в Петровском-Разумовском. После 1812 года он бережно восстанавливал свои дома и сады, и скончался в Москве 21 ноября 1818 года.

Похожие диссертации на Геральдический суперэкслибрис XVIII - начала XX века в российских книжных собраниях : источниковедческое исследование