Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема учебника истории Грузии и Я.С. Гогебашвили Мчедлишвили, Георгий Михайлович

Проблема учебника истории Грузии и Я.С. Гогебашвили
<
Проблема учебника истории Грузии и Я.С. Гогебашвили Проблема учебника истории Грузии и Я.С. Гогебашвили Проблема учебника истории Грузии и Я.С. Гогебашвили Проблема учебника истории Грузии и Я.С. Гогебашвили Проблема учебника истории Грузии и Я.С. Гогебашвили Проблема учебника истории Грузии и Я.С. Гогебашвили Проблема учебника истории Грузии и Я.С. Гогебашвили
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мчедлишвили, Георгий Михайлович. Проблема учебника истории Грузии и Я.С. Гогебашвили : Дис. ... канд. исторические науки : 07.00.09.- Москва 2007

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Учебники истории в феодальной Грузии 9

ГЛАВА II. Попытка создания учебника истории грузии для народных школ по "Картлис Цховреба" 51

ГЛАВА III. "Деда Эна" и "Бунебис Кари" Я.С.Гогебашешш как учебники истории 95

Заключение 158

Список литературы 169

Введение к работе

Изучение культурного наследия народов СССР, в том числе вопросов просвещения, имеет большое значение в деле глубокого и всестороннего освещения целого ряда кардинальных вопросов современности. К проблемам этой важной сферы относится и вопрос создания школьных учебников по истории.

В августе 1980 года в Бухаресте на ХУ международном конгрессе историков особое внимание было уделено так называемым "большим" темам, среди которых предметом живейшего обсуждения был доклад "Место и роль преподавания истории преимущественно в средней школе как средство формирования личности в XX веке" (5.35. с,16-17). В его обсуждении приняли участие 35 представителей из 20 стран, в том числе советская делегация (5.27.с.62-67).

На конгрессе был выдвинут ряд конструктивных предложений, обстоятельно проанализирован богатый опыт проделанной работы над программами и школьными учебниками по истории; в заключение определена перспектива в области этой работы:"... обязательно созвать специальную международную комиссию в связи со школьными учебниками" (5.35. с.16).

В системе школьного образования предмет истории занимает одно из ведущих мест. Постоянное совершенствование обучения истории является важной составной частью той работы, которую проводят органы народного образования и советские учителя в соответствии с постановлениями партии и правительства.

Курс школьной истории последовательно освещает развитие общества с древнейших времен до наших дней. В результате у уча-

4 щихся формируются важнейшие мировоззренческие идеи. Обучение истории призвано сформировать у молодежи марксистско-ленинское мировоззрение, глубокую идейность, правильный классовый подход к явлениям общественной жизни, воспитать чувство советского патриотизма, верность пролетарскому интернационализму, преданность делу партии, коммунистическое отношение к труду, непримиримость к буржуазной идеологии, чувство ответственности и дисциплины.

Эти основополагающие идеи должны стать убеждениями учащихся, определяющими их отношение к общественной жизни; в формировании этих убеждений ведущая роль принадлежит школьным учебникам по истории.

Таким образом, учебники по истории представляют собой один из решающих факторов в деле обучения и воспитания молодого поколения.

В.И.Ленин обращал особое внимание на вопрос учебников. Еще в 1897 году о книге А.Богданова "Краткий курс экономической науки" Ленин писал: "Главное достоинство "Курса" г-на Богданова -полная выдержанность направления от первой до последней страницы книги" (1.3, с.35). Эта последовательность, эта неотклоняемость от прямой линии, о которых говорит в рецензии В.И.Ленин, есть одно из существенных требований, поставленных перед учебником. Абсолютная правильность и точность должны быть соблюдены и в устной речи, но в учебнике это еще более необходимо, так как в вопросе обучения и воспитания сфера учебника значительно шире, чем живое слово. Поэтому в письме 1921 г. "О работе нарообраза" - "товарищам Луначарскому, Покровскому и Литкенсу" среди мероприятий по улучшению работы В.И.Ленин прежде всего называет "составление учебников" (1.5, с.133-134). Особенно важно следующее мнение Ленина: "Вся задача состоит в том, чтобы человек,ус-

5 воивший себе начальное руководство, имел в руках надежную путеводную нить для дальнейшего изучения этого предмета, чтобы он получил интерес к такому изучению" (1.3. с.36-27). Из этих слов Ленина ясно, что учебник для ученика есть не только главное орудие и источник в приобщении к знаниям в период непосредственного обучения, но является и путеводной звездой для большего углубления знаний в будущем. Учебник должен "дать живую картину известной формации при строго научном объяснении ее" (I.I. с.140). Необходимо обеспечить изучение исторического процесса таким образом, "чтобы не было верхоглядства, чтобы знали факты" (1.6. с.24).

Эти идеи В.И.Ленина лежат в основе обучения истории в советских школах.

В Грузинской ССР в школах изучается история всеобщая., СССР и родной страны. История Грузии изучается в двух концентрах: первый концентр - ІУ класс (4.75), второй концентр - УП-Х классы (4.23). В настоящее время в нашей республике осуществляется работа по созданию нового школьного учебника истории Грузии.

Для улучшения условий осуществления всеобщего обязательного среднего образования в нашей стране большое политическое, социальное и воспитательное значение имеет постановление Центрального Комитета партии и Совета Министров СССР "0 переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ" (2.1). Дальнейшее совершенствование организации учебно-воспитательного процесса особенно актуально в настоящее время, когда в порядке дня стоит вопрос коренной реформы системы нашей школы и профессионально-технического обучения (2.3).

Несомненно, для создания хорошего учебника нужно использовать опыт прошлого. Родоначальник русской педагогики К.Д.Ушин-ский в своем письме педагогу Л.Н.Модзалевскому писал: "Ни в ко-

ем случае не думайте, что жизнь великих просветителей прошла напрасно для России, и мы все должны начинать с начала" (4.72. с.53).

Становление учебника по истории Грузии имеет богатое прошлое. Для того чтобы все больше и больше совершенствовать учебники, необходимо учитывать богатое педагогическое наследие великих просветителей, их деятельность, ту многовековую традицию, которая имеется у грузинского народа в составлении учебников.

В этом отношении до сих пор не освещен такой вопрос, как проделанная работа по созданию учебных пособий и школьных учебников истории Грузии в эпоху феодализма и в пореформенный период. Диссертационная работа и ставит своей целью восполнить этот пробел.

Предметом исследования является изучение вопроса, связанного с созданием учебников истории Грузии для народных школ, имевшиеся в этом деле трудности, а также "Деда эна" ("Родная речь") и "Бунебис кари" ("Врата природы") Я.С.Гогебашвили как учебники истории.

Цель данной работы - это прежде всего показать, как создавался и совершенствовался учебник истории в феодальной Грузии, выявить те факторы, которые определили кризис этих учебников при феодализме и после падения крепостничества, исследовать деятельность представителей передового грузинского общества по преодолению этого кризиса.

Методологическую основу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам воспитания и образования, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС по идеологическим вопросам.

В данной работе использованы следующие источники: сведения античных писателей, агиографическая литература, "Шатбердский

сборник" списки "Картлис Цховреба" ("История Грузии"), "Краткая история Грузии" Р.Дзамсашвили, архивные материалы заседаний Общества по распространению грамотности среди грузин и его правления, грузинская пресса XIX века, "Деда эна", "Бунебис кари" Я.Гогебашвили.

Несмотря на то, что учебники по истории на грузинском языке в феодальной Грузии и в пореформенный период не были предметом специального исследования, однако по вопросам, связанным с этой проблемой, в научной литературе имеется немало интересных высказываний. Мысли по этому вопросу, изложенные в книгах и статьях И.Джавахйшвили, Э.Такаишвили, С.Джанашия, Н.Бердзенишвили, П.Гу-гушвили, К.Кекелидзе, С.Каухчйшвили, Г.Меликишвили, Ш.Нунубидзе, И.Абуладзе, В.Габашвили, М.Думбадзе, М.Лорткипанидзе, Ш.Месхия, А.Барамидзе, Д.Гвритишвили, К.Григолия, В.Дондуа, С.Гамсахурдиа, А.Иоселиани, С.Макалатиа, А.Новосельцева, А.Рогава, Г.Тавзишви-ли, Ш.Хантадзе, Т.Хундадзе, Н.Канделаки, И.Махарадзе, Л.Цихиста-L.- ви, А.Цамцишвили, К.Церетели и другие, оказали нам большую помощь в работе над диссертацией. Эта богатая научная литература рассмотрена в соответствующих главах данной работы.

Научная новизна и практическая ценность диссертации состоят в том, что в грузинской литературе специально не рассмотрена такая проблема, как учебники истории на грузинском языке в эпоху феодализма и после падения крепостничества, трудности создания учебников истории Грузии для народных школ и исторические концентры Я.Гогебашвили.

Освещение этого вопроса будет способствовать исследованию истории, историографии, культуры, педагогического мышления в Грузии феодальной и буржуазной эпох. Работа окажет помощь в состав-

лении школьных учебников по истории Грузии и в деле совершенствования методики преподавания истории в высших учебных заведениях республики.

Учебники истории в феодальной Грузии

Учебник истории Грузии прошел очень сложный и долгий путь становления. Грузинский народ исстари приобщился к изучению культуры того, как осмысливалась история страны. Интерес народа к своему прошлому прежде всего отразился в преданиях и легендах. Так, наряду с официальным сводом грузинских летописей "Картлис цховреба" ("История Грузии") существовала устная, по выражению Н.А.Бердзенишвили, "народная, крестьянская "Картлис цховреба", еще более древняя по своему происхождению, в которой отразилась жизнь трудовой Грузии (4.10. с.3-5, 5.21.с.20). поэтому народные грузинские сказания вполне можно причислить к тем первым неписаным.: учебникам, по которым изучалась история.

Характерно, что обучение в Грузии по такого рода "учебникам" сохранилось почти до революции, так как"из-за малочисленности и недоступности школ и учебных пособий жажду учения простые люди по-прежнему утоляли уже неподходящими для нового времени народными средствами обучения и воспитания" (4.68. с.211-233).

Изучению прошлого Грузии в ранние времена определенные условия создавала и сама историческая обстановка. Наша страна волей-неволей исстари приобщилась к восточной и западной культурам, в развитие которых и сама вносила определенную лепту. Как известно, исключительную роль в этом отношений выполняли Древний Восток, а позже Греция, Рим. Да и история создания учебников началась сначала в странах Древнего Востока и уже позднее в античном мире, то есть "когда трактаты Платона, Пифагора, Аристотеля, а затем сочинения Квинтилиана и других были использованы как учебные книги" (5.50. с.411).

Надо полагать, что и в Грузии учебные книги знали еще с античных времен. По греческой мифологии, грузинская колхская письменность имеет древние корни, и в ряде случаев такие письменные тексты служили в качестве учебников.

Предполагают, что в древней Грузии составлялись "Мепета циг-неби" ("Книги царей"), в которых рассказывалось о деятельности царей и значительных событиях еще языческих времен (4.16. с.8). Вполне естественно, что для изучения вопросов прошлого такие хроники могли быть очень содержательными учебниками, и в системе обучения и воспитания они могли играть значительную роль.

Ранний очаг "академического" образования в Грузии, который, по свидетельству Тацита, должен был существовать еще в I веке (5.48. с.135, 5.28), продолжает так называемое риторическое училище Фазиса (Ш-ІУ вв.) (5.29. с.337-346). Так как в античном мире в училищах такого типа обучение истории занимало значительное место (4.76, 4.32. с.406), можно предполагать, что и кузница красноречия в Грузии по воспитанию будущих ораторов большое место уделила бы нужной дисциплине - истории, что еще более подтверждается в позднее время.

В трудах Агафия (536-582) имеется сообщение (3.3) о выступлении грузинских ораторов на народном собрании (4.41, с.106), созванном в Колхиде (Эгриси) в связи с предательским убийством !- царя Губаза византийскими полководцами, которое говорит, как были искусны в вопросах истории народные предводители колхов.

"Мокцеваи Картлисаи" (провозглашение христианства государственной религией в Картлийском царстве) в ІУ веке имело огромное влияние на дальнейшее развитие культуры, в том числе на обучение и воспитание. Христианство привнесло новую систему про свещения, целью которого прежде всего было воспитание глубоко образованных духовных лиц. В церковных школах среди обязательных учебных предметов изучались грузинские агиографические сочинения, они читались и перед прихожанами в церквах и монастырях.

"Маргвилобеби" и "Цховребеби" ("Мученичества" и "Жития") святых по своему содержанию и характеру давали представление как учащимся, так и прихожанам о целом ряде значительных вопросов истории Грузии: христианство и борьба с язычеством, борьба с иранскими и арабскими завоевателями,жизнь выдающихся церковных деятелей, церковная полемика, история раздела армянской и грузинской церквей и т.п. (4.44.с.75-134. 5.10. с.35-41, 4.53. с.260-261).

Из произведений такого жанра слушатели могли получить разносторонние знания: исторические, теолого-философские, литературные, о церковной жизни, правовых нормах и др. Повествование каждого из этих произведений лаконично, понятно и последовательно, что указывает на то, что они писались по предварительно разработанному плану (4.24. с.18-19).

Все это дает возможность считать, что в Грузии в продолжении нескольких веков после принятия христианства роль учебных пособий по истории выполняли в основном грузинские агиографические сочинения. Но удовлетворялись ли всем этим церковно-мона-стырские школы раннего периода, или обучение истории велось еще отдельно?

Среди сохранившихся памятников прошлого, по которым можно судить не только об отдельных произведениях, но и проследить эволюцию учебной литературы на протяжении веков, особое место занимают рукописи Шатбердского монастыря (3.24).

Шатбердский сборник, составленный в 1 веке, рассматривают в своих работах известные исследователи: Д.Бакрадзе, Т.Жордания, И.Джавахишвили, И.Абуладзе, Н.Марр, Э.Такаишвили, М.Джанашвили, С.Каухчишвили, П.Ингороква, Г.Меликишвили, М.Лорткипанидзе,М.Ша-нидзе и др. Существующая литература дает возможность разобраться в учебных текстах, вошедших в эту книгу. Такие сборники, которые называют энциклопедическими, широко были распространены в Византийской империи, они имели прежде всего определенное познавательное и просветительское значение. Сочинения, вошедшие в сборники, включали те отрасли знаний, которые в то время занимали ведущее место. С этой точки зрения Шатбердскому сборнику прекрасно подходит условное наименование "учебной книги", как назвал Мосе Джанашвили ту часть, которая не имела заглавия; представленные в ней сочинения, как учебники, были предназначены для получения среднего образования. Данный сборник среди других нужных для преподавания предметов содержал историю, для которой был предназначен содержащий краткие хронологические сведения хроникой "Зарубежные страны" (4.16. с.24) Ипполита Римского и описания прошлого Грузии "Мокцеваи Картлисаи".

Попытка создания учебника истории грузии для народных школ по "Картлис Цховреба"

В 1801 году, с момента присоединения Грузии к России, царское правительство стало создавать в Грузии русские школы. Но число их было довольно ограничено. В учебный план наряду с другими предметами входила и история. "В монархическо-крепостниче-ской России политико-воспитательное значение истории как учебного предмета было велико, так как изучение истории означало воспитание верности царскому престолу" (4.19. с.17).

До 20-30-х годов XIX века как в российских, так и в грузинских гимназиях и духовных училищах в качестве учебников по истории были приняты следующие: "Руководство к познанию всеобщей политической истории" И.Кайданова и "Краткая история Российского государства" Н.Карамзина. С 30-х годов их место занимают "Русская история" М.Устриалова, "Начертание русской истории для гимназии" М.Погодина, "Руководство к познанию средней истории для средних учебных заведений" М.Сморогдова, "Русская история для первоначального чтения" Н.Полевого и другие учебные книги, которые были обязательны для всех школ империи" (4.34).

По имеющимся сведениям, для изучения истории в Грузии в виде вспомогательного учебника использовалась "История, которая называется очерком "Давида Багратиони", "История всей Грузии от начала Иверии, т.е. Георгии" Теймураза Багратиони, изданная в Петербурге в 1848 году, а также история и география Вахушти, которая пользовалась большой популярностью ( 4.68. с.278-279 ).

Назначенный на Кавказ первый наместник царя М.Воронцов (1844-1854) в соответствии со своей политикой, вместе с другими реформами административного характера, приступил к улучшению системы народного образования. Одно из значительных мероприятий представляло собой разработанное в это время новое "Положение о Кавказском учебном округе и училищах, подчиненных ему," и созданный в 1848 году на его основании Кавказский учебный округ (5.46).

Управление Кавказским учебным округом поручалось попечителю округа, у которого были помощник и инспектор государственных училищ. При попечителе существовали также совет, комитет составления учебников и цензурный комитет (4.68. с.148).

Положение о Кавказском учебном округе 1848 года ставило вопрос учебников еще шире - под председательством помощника попечителя округа был создан специальный комитет, который намечал учебники. При этом комитете открылся отдел грузинских учебников. В него входили Д.Килианй (председатель), П.Иоселиани, З.Коргана-ШВЙЛИ, Э.Алексишвили, И.Туркестанишвили и З.Молодинашвили (4.68. с.286). Внешне как будт все было сделано для создания грузинских учебников, но этим официальным путем делалось очень мало.

Бесспорно, до 60-х годов XIX в., в соответствии с политикой Воронцова сказывается благосклонное отношение правительства к грузинскому языку и истории Грузии.Назначенный в 1853г. попечителем Кавказского учебного округа Николай дал разрешение использовать изданную в 1846г. в Санкт-Петербурге в двух частях "Грузинскую хрестоматию,или избранные места из грузинских писем,составленные Давидом Чубиновым".Первая часть, изданная отдельной книгой, содер жала прозу, вторая - поэзию. Так как в хрестоматии вместе с литературным материалом были помещены отрывки из" Картлис цховре-ба", учащиеся могли их использовать при изучении родном истории.

В школах Российской империи наряду с учебниками Кайданова, Устриалова и Сморогдова в 50-е годы большую популярность приобретают учебники истории Соловьева, Щульсина, Стасиулевича (4.17. с.244). Конечно, в это время были и другие учебники истории, но они или мало использовались в школах, или же, если и использовались, то в виде дополнительного учебного пособия.

С 60-х годов до свержения самодержавия в школах Российской империи, в том числе и в закавказских, господствующее положение занимают учебники Д.Иловайского. Но построены они были на основе ошибочных принципов (5.51). Ненаучность, поверхностность, проповедь преданности царской монархии в учебниках Д.Иловайского имел в виду В.И.Ленин, когда писал: "Именно пример Б.Кричев-ского - ответим мы на это - показывает, что иногда называют себя марксистами люди, которые смотрят на историю буквально "по Иловайскому" (1.4. с.II).

Монархическая целенаправленность учебников Д.Иловайского получила одобрение со стороны реакционных кругов. Усиление реакции в системе образования нашло свое отражение также в постепенном ущемлении грузинского и других местных языков.

Как реагировало грузинское общество на такое положение с родным языком в учебных заведениях? По этому поводу впервые заговорил "Цискари" И.Кереселидзе, который требовал национальных учебных заведений с грузинскими учебниками; однако его требование осуществлять обучение при монастырях уже не соответствовало времени.

Старым консервативным и религиозным идеям в области воспитания и образования, так же, как и в вопросе отношения к языку, с 60-х годов противостояли "тергдалеулеби" (общественно-политическая и литературная группа), объединившаяся вокруг газеты "Дроеба".

Литературный грузинский язык в течение целого столетия (середина ХУШ - середина XIX вв.) рассматривался в соответствии с теорией трех стилей католикоса Антона I. "Согласно этой теории было не принято судить обо всех предметах и явлениях одним и тем же языком. Высокой материи (например, богословию) подходил высокопарный язык - "высокий стиль"; историческое повествование требовало среднего стиля; повседневные дела, бытовые явления рассказывались "просто", им подходил обыкновенный разговорный язык - это был "мир низшего стиля" (4.71. с.020).

В 60-х годах XIX века теория трех стилей подверглась ревизии. Новое поколение, сплотившееся вокруг великого писателя и выдающегося общественного деятеля Ильи Чавчавадзе, было против такого литературного грузинского языка. "Тергдалеулеби" считали, что должен быть единый понятный для всех народный язык - третий стиль. Этому противопоставлялось требование грузинской дворянской аристократии, которая старалась в своих классовых феодальных интересах сохранить грузинский язык трех стилей. И эти разногласия, принявшие характер борьбы между поколениями, выявили существование в общественной жизни противоречия.

"Деда Эна" и "Бунебис Кари" Я.С.Гогебашешш как учебники истории

Среди славных сынов грузинского народа, которым принадлежит особая заслуга в деле обучения родной истории, неувядаемой любовью и уважением пользуется великий грузинский педагог-классик, выдающийся общественный деятель второй половины XIX века, публицист Яков Семенович Гогебашвили.

За его труды, бессмертные "Деда эна" и особенно "Бунебис кари", совершенно справедливо Я.Гогебашвили считают основоположником начального обучения истории Грузии.

Огромна его заслуга в популяризации исторического прошлого, в частности среди подрастающего поколения, которое по его книгам полюбило историю своей страны. Однако о работе, проделанной великим педагогом в области распространения исторических знаний до сегодняшнего дня опубликовано лишь несколько статей (5.37,5.59, 5.41, 5.33, 5.1, 5.57, 5.38), и это, конечно, "можно считать только началом нужной работы, которую следует провести в этом направлении" (5.41. с.18). И.Махарадзе считал, что "историческая концепция Я.Гогебашвили является объектом специального исследования" (5.38. с.72).

В условиях самодержания просветительская деятельность среди народа была нелегкой. Наряду с самоотречением требовалась большая осторожность и предусмотрительность, так как царским режимом строго контролировались всякие действия в этом направлении.Потому приходилось действовать завуалированно,маскируясь,через художественные литературные произведения пробуждать в народе национально-освободительные идеи, повышать его самосознание. Возглавляли это благородное дело И.Чавчавадзе. А.Церетели, Я.Гогебашвили и др.

Акакий Церетели своими поэтическими творениями старался разжечь в сердцах грузин любовь к родине, пробудить патриотические чувства; Илья Чавчавадзе в публицистических статьях и художественных произведениях призывал грузин к борьбе за свободу; Якоб Гогебашвили посвятил свое перо делу патриотического воспитания подрастающего поколения. Он как великий педагог хорошо знал, что в борьбе за свободу народа было главным патриотическое воспитание молодежи, воспитание любви к родному языку, культуре еще со школьного возраста. Если с самого начала, с детства, не заниматься этим,то потом, на тлеющих чувствах, трудно привить любовь к родине на патриотических стихах или прозе. И он был прав в том, что свой душевный порыв за освобождение народа перенес в мир подрастающего поколения (5.37. с.123).

Самая большая помощь, которую оказал Гогебашвили всему грузинскому народу, заключалась в составлении учебников. В 1865 году он издал учебник для народных школ "Картуші анбани да пирвели сакитхави пдгни мосцавлетатвис" ("Грузинский алфавит и первая книга по чтению для учащихся"); в 1868 году - "Бунебис кари", в 1876 году - "Деда эна", а в 1887 году - "Русское слово". Кроме того он автор многих монографий, обзоров, статей, написанных на общественно-политические темы, которые еще при его жизни играли решающую роль в деле повышения уровня образования и национального самосознания грузинского народа. Проф. Г.Тавзишвили указывал: "Только "Деда эна" и "Бунебис кари" было бы достаточно как вечный памятник Якобу в истории грузинского народа" (4.69. с.13).

Именно в этом и состоит заслуга Я.Гогебашвили перед грузин ским народом. Что такое любовь к родине и как ее понимает Гогебашвили? В связи с этим вопросом Гогебашвили высказывает довольно интересные соображения: "Не думаем, чтобы кому-нибудь была не знакома та мысль, что любовь к родине, горячее национальное чувство есть самое большое богатство, из которого складывается счастье страны. Элементарной аксиомой является то, что основа этого счастья более прочна тогда, когда больше преданных патриотов. Но многие не знают того, что истинная любовь к родине - это такое высокое чувство, которое не легко воспитать. Если спросить у некоторых наших господ, они скажут, что чувство патриотизма, закладывается еще в утробе матери, так как любовь к родной стране дана самой природой и поэтому о воспитании этого чувства заботиться не нужно. Если бы это было так, то на земле и с фонарем не сыскать несчастного уголка: каждая страна, большая или малая, была бы полна патриотами, любовью к родине и благополучием. К сожалению, природа о патриотизме совершенно не заботится. Она рождает не общество, а индивидуумов, отдельных лиц и для защиты существования награждает его эгоизмом, любовью к самому себе... патриотизм должно воспитывать, поставить его на соответствующую высоту... чтобы превратиться в патриота, совершенно недостаточно знать, что патриотизм - это прекрасная вещь ... Кто называется патриотом? Кто главным предметом своей жизни сделал счастье родной страны, кто ревностно, бесстрашно и неутомимо борется с каждым препятствием на пути к счастью родной страны, кто считает потерянной каждую секунду, не потраченную на заботу о родине, у кого горит сердце от страдания родины, кто радуется ее радостью, счастлив ее счастьем, несчастен ее несчастьем, и кто готов с улыб кой пожертвовать ей свою жизнь" (5.12. с.360-361).

Такую любовь к родине, по мнению Гогебашвили, надо внушать человеку с детства. А для этого надо ознакомить его с географией, историей и литературой своей родины. Для пробуждения и развития национальных сил народа Гогебашвили считал необходимым ус-лонием хорошее знание истории родной страны, стремление с детства проникнуться любовью к своему народу и родине. С особой остротой необходимость этого чувствовалась в период реакции, т.е. с 80-х годов XIX века.

Похожие диссертации на Проблема учебника истории Грузии и Я.С. Гогебашвили