Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российские государственные знамена XVIII-XIX вв. : Источниковедческое исследование Голованова Марина Петровна

Российские государственные знамена XVIII-XIX вв. : Источниковедческое исследование
<
Российские государственные знамена XVIII-XIX вв. : Источниковедческое исследование Российские государственные знамена XVIII-XIX вв. : Источниковедческое исследование Российские государственные знамена XVIII-XIX вв. : Источниковедческое исследование Российские государственные знамена XVIII-XIX вв. : Источниковедческое исследование Российские государственные знамена XVIII-XIX вв. : Источниковедческое исследование
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Голованова Марина Петровна. Российские государственные знамена XVIII-XIX вв. : Источниковедческое исследование : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09.- Москва, 2001.- 344 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/201-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Характеристика источников

Глава II. Знамя в становлении системы официальных государственных символов России конца XVII - первой половины XVIII века 82

Глава III. Государственное знамя 1742 года - регалия власти 141

Глава IV. Государственное знамя в системе официальных символов Российской империи второй половины XIX - начала XX века 193

Заключение 237

Список источников и литературы 245

Приложения 2

Характеристика источников

Описанию государственного знамени как одной из регалий российских императоров, уделялось внимание в специальных публикациях, посвященных коронационным торжествам. В историографии XIX века такие публикации появились в частных журнальных изданиях, уделявших значительное место исторической тематике. В связи с коронацией императора Николая I в 1826 году П.П. Свиньин в «Отечественных записках» поместил «Историческое описание ... коронования ... императора Николая Павловича ...».17 Своей целью П.П. Свиньин - издатель и одновременно автор этих материалов о коронационных торжествах 1826 года - видел не только в публикации «любопытного и приятного чтения для читателей», но и в том, чтобы «приуготовить драгоценные материалы для будущих историков царствования императора Николая I». При написании текста П.П. Свиньин, несомненно, использовал официальные материалы о коронации: его очерк состоит из 23 глав и подробно описывает все церемонии торжества. Публикацию автор журнала предварил специальной исторической главой: «Взгляд на коронования Российских Венценосцев», которая посвящена непрерывности российской традиции возведения на престол начиная от Владимира Мономаха до Иоанна и Петра Алексеевичей. Очерк П.П. Свиньина не был самостоятельным исследованием. Основой для его составления стала историческая концепция Н.М. Карамзина, воплощенная им в уже вышедшей к тому времени «Истории государства Российского». Труд Карамзина, по существу, являлся историей русского самодержавия и стал официальной политической программой защиты самодержавия как основной движущей силы исторического процесса, которому противопоставлялась история Западной Европы.

Текст П.П. Свиньина содержит значительное количество ссылок, объясняющих и уточняющих наиболее важные термины. Специальное внимание автора привлек «панир» - так называли государственное знамя официальные материалы коронаций с XVIII века. Сведения о «панире» (государственном знамени) П.П. Свиньин снабжает специальной сноской, в которой он повторяет материал, опубликованный им в «Указателе главнейших достопамятностей...».18

Таким образом, уже в историографии XIX века история государственного знамени самым тесным образом переплеталась с историей коронаций российских императоров, с важнейшими вехами в истории России. События начала XIX века: Отечественная война 1812 года, Венский конгресс, образование Царства Польского, революции в Испании, Неаполе, Пьемонте, греческое восстание - все это были значительные общественно-политические потрясения. Стремление осмыслить исторические судьбы народов вызывало повышенный интерес к истории. В России поиск новых обоснований нерушимости самодержавного государства привел к созданию «теории официальной народности» министром народного просвещения графом С.С. Уваровым. В ней самодержавие при знавалось как единственно возможная форма правления в России.

Вводная глава в труде А.Ф. Малиновского и историческая часть «Взгляд на коронования Российских Венценосцев» в очерке П.П. Свиньина открыли целый ряд специальных публикаций, посвященных коронациям российских государей. Эти публикации отражали уровень развития исторической науки XIX в. и подчеркивали самобытность исторического пути России, незыблемость существования самодержавной власти. Нередко они были приурочены к коронационным торжествам, происходившим в 1856, 1883 и 1896 гг. К коронации императора Александра II в 1856 году было опубликовано издание И. Крылова «Историческое описание всех коронаций великих князей и Царей Российских». Его основой также стала историческая концепция Н.М. Карамзина и источники, опубликованные в «Древней Российской Вивлиофике». Издание охватывает большой хронологический период и заканчивается венчанием на царство царей Ивана и Петра Алексеевичей.19

Историки либерального направления еще в 30-40-х годах XIX века стремились по-новому осмыслить русскую историю, понять закономерности и специфику ее развития, связь и отличие от западноевропейской. В этот период начинается изучение истории XVIII века. Благодаря изданию фундаментальных трудов СМ. Соловьева были раздвинуты хронологические рамки истории (XVIII - XIX вв.). В официальной историографии героем русской истории становится Петр I. Вопрос об отношении к эпохе петровских преобразований стал одним их важнейших в споре двух идейных течений либералов: славянофилов и западников. Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России, идеализировали историю допетровской Руси. Западники резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя отличие страны исторической отсталостью.

Одним из самых читаемых периодических изданий стал «Истори 13 ческий вестник» (1880-1917) - историко-литературное издание умеренно-либерального направления, основателем и главным редактором которого был историк и литератор С.Н. Шубинский, а издателем - А.С. Суворин. Своей целью руководители издания видели популяризацию достижений русской и зарубежной исторической науки. Много места в журнале занимали материалы о деятельности российских императоров; так, Петру I было посвящено 26 публикаций, Екатерине II - 30, Николаю I - 36, Александру II - 2720.

Однако, и общие работы об эпохе Петра I, и отдельные публикации: о вступлении на престол императриц Анны Иоанновны, Екатерины II,22 появлявшиеся в различных изданиях, были посвящены событиям политической истории и основывались на официальной исторической концепции. В них не уделялось специального внимания изучению истории разработки государственных церемониалов и роли в них государственных регалий.

Знамя в становлении системы официальных государственных символов России конца XVII - первой половины XVIII века

Необходимо отметить, что государственный герб в Петровскую эпоху чаще всего понимался как изображение двуглавого орла с соответствующими атрибутами. Изображения на груди орла могли быть различными; нередко на груди орла вместо «ездеца» помещали андреевский крест89. Большой интерес представляют гравюры, на которых помещены изображения знамен. Так, изображение знамени с российским двуглавым орлом, на груди которого - андреевский крест, а в лапах -меч, перевитый лавровой ветвью и скипетр, помещено на исполненной И.Ф. Зубовым и Г.П. Тепчегорским «Конклюзии Кантемира» (1712)90. Конклюзия изображает переход молдавского господаря Дмитрия. Кантемира на русскую службу: Кантемир на коне во главе отряда своих соотечественников повергает знамена к ногам сидящей на троне России. Его благословляет ангел, несущий флаг с русским гербом91. (См. ил. 7, приложение 13).

Знамя с двуглавым орлом можно видеть и на гравюре Питера Пи-карта «Вход персидского посольства в Москву» (1713).92 На указанной выше гравюре А.Ф. Зубова 1721 года, на полотнище знамени, в геральдическом щитке на груди орла изображение отсутствует; вслед за императором несут щит овальной формы, на котором на груди двуглавого орла отсутствует и сам геральдический щит.

Знамена как наиболее выразительные символы Петровских преобразований были активными участниками всех торжественных парадов первой четверти XVIII века. Как указывает Е.И. Кириченко, подобные триумфы были частью целой системы начинаний Петровской эпохи, «проводившихся с целью подтвердить, укоренить, разъяснить, доказать неизбежность, плодотворность, полезность и даже угодность Богу совершаемого волею монарха переустройства страны»93.

В Петровскую эпоху триумфальные парады стали традицией. К концу петровского правления сложилась целая система светских праздников . В первую очередь к ним относятся военные парады по случаю важнейших побед в сражениях Северной войны. Боевые знамена были одним из наиболее выразительных украшений праздников. Один из первых петровских парадов проходил 30 сентября 1696 года, когда москвичи встречали победителей Азовского похода. С этого времени Москва неоднократно приветствовала победные шествия российских войск. Так, в 1703 году в Москве состоялось триумфальное шествие «взятия ради Свейскаго города Нотебурга, переименованного Шлиссельбургом». Для торжественного парада войск Водовзводная башня Кремля была украшена российскими знаменами, которые располагались по круглым ярусам и в окнах до самого верха. Ночью башня была эффектно освещена: между знаменами поставили слюдяные фонари.9

21 декабря 1709 года по Москве прошли победители Полтавы97. Ежегодно праздновались годовщины самых значительных воинских побед - битвы при Лесной, день Полтавской баталии, Гангутсткого сражения, взятие Шлиссельбурга.

Целый ряд праздненств был связан с важными датами в жизни царской семьи: отмечались дни рождения и тезоименитства самого Петра I и его супруги, цесаревен Анны, Елизаветы и Натальи, дата бракосочетания Петра и Екатерины98. По случаю тезоименитства Петра также происходили торжественные воинские парады .

В ряду крупнейших праздников был и день вступления Петра I на престол. Еще 25 июня 1682 года высокий титул Великого Государя, Царя и Великого князя Петра Алексеевича был освящен особой церемонией «посвящения» - венчания на царство, традиционной для русских государей. Факт своего законного права на престол Петр подтверждает и в специальном указе от 16 мая 1721 года «О торжествовании дня коронования Его Царского Величества», в котором извещалось: «... во всем Российском государстве день коронования Его Царского Величества, а именно 25 числа, торжествовать молебным ко всеблагому Богу пением, равно как торжествуются день Его Величества рождения, и день Его ж Величества тезоименитства...». Единоличный правитель государства после смерти царя Ивана Алексеевича в 1696 году, Петр I законодательно закрепил неограниченность своей власти в 20-м артикуле Воинского устава 1716 года: «монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться Сам Бог повелевает».

В ряду петровских триумфов особое значение имел парад по случаю окончания Северной войны. 30 августа 1721 в Ништадте был подписан российско-шведский мирный договор, по которому Россия получила выход к Балтийскому морю в результате присоединения целого ряда территорий: Лифляндии (с Ригой), Эстляндии (с Ревелем и Нарвою), Ингерманландии, западной части Карелии с городами Выборгом и Кексгольмом и ряда островов Финского и Рижского заливов. Это означало изменение статуса государства - Россия стала влиятельной державой, от позиции которой теперь зависели решения важнейших европейских проблем.

В связи с этим основным значением, триумфальное шествие в Москве в декабре 1721 года, во время которого победители несли знамена Петровской армии, былоне просто воинским парадом победителей. Скорее это было событие государственной значимости: парад возглавлял уже император Всероссийский Петр - «Великий», «Отец Отечества», глава огромной державы, континентальной и морской. Однако, официальное, зафиксированное в международных актах и соглашениях признание ведущими государствами Европы императорского титула российского государя и ранга «великой державы» за Россией, которое предполагало определенные договоренности о титулатуре и этикете, растянулось на целое полустолетие. Европейские державы не хотели мириться с русскими завоеваниями в Восточной Прибалтике. 102 В 1722 году

Россию признали империей Пруссия и Голландия, в 1723 году шведский король Фридрих I обязался называть Петра «Императором»; в 1724 году к ним присоединилась Дания. Официальное признание со стороны собственно «великих держав», какими в I половине XVIII века считались Англия, Австрия, Франция, последовало лишь в 40-е годы, уже во время правления дочери Петра I - императрицы Елизаветы Петровны. 103

Следующим актом, в котором Император Петр Великий утверждает свой новый титул, стало торжество 7 мая 1724 года. Это было одно из самых грандиозных праздненств Петровской эпохи - первая в России церемония коронации. Петр коронует свою супругу Екатерину Алексеевну в Успенском соборе Московского Кремля, в присутствии высших сановников государства, армии, представителей иностранных государств, для которых была отведена специальная галерея слева от входа104. В литературе существует устойчивая традиция трактовки основной политической значимости коронации как важнейшего аргумента в вопросе наследования престола.105 Однако, как известно, однозначным доводом в пользу правления Екатерины I сам факт ее коронации не стал. Представляется, что бесспорное значение церемониала заключалось в укреплении политического авторитета самого Петровского правления.

Историческая традиция отмечает важность этой коронации как первого церемонии, отличной от церемоний венчаний на царство русских государей; ориентацию его на Запад, и прежде всего - на Пруссию.1 6 Изучение источников, связанных с подготовкой коронации позволяет уточнить особенности этого важного в истории России церемониала.

Государственное знамя 1742 года - регалия власти

Изображения, помещенные на полотнище знамени в 1742 году, составляли полный государственный герб - двуглавого орла с Московским гербом на груди, вокруг которого по периметру полотнища был размещен 31 "правинциальный" герб. Все эти гербы должны были составлять полный титул императрицы Елизаветы Петровны.

Однако, в числе 33 гербов, изображенных на гравюре, после Карельского герба помещен герб Ингерманландии, наименование которой отсутствует в титуле. Сравнение наименований территорий в титуле императрицы Елизаветы Петровны и гербов, изображенных на гравюре знамени 1742 года, представлено в Приложении 1. Исследованные нами источники указывают, что в числе знамен "с гербами провинциальными", участвовавших в церемонии погребения императора Петра І, в этом месте в иерархическом ряду гербов, указано "знамя Ижерского герба"61, наименование которого также отсутствует в официальном титуле, помещенном в Полное Собрание законов Российской Империи62.

В числе гербов, помещенных на знамени в 1742 году, 21 герб соответствует описанию гербов, утвержденных 8 марта 1730 года (см. таблицу Приложения 2). Эти гербы были подготовлены по поручению Военной Коллегии под руководством обер-директора над фортификациями всей России, губернатора Ингерманландии, Карелии и Финляндии генерала графа Б.К. Миниха63 и определены для помещения на знамена полков и печати губернаторов64. Все эти гербы в основе соответствуют изображениям в Титулярнике. 5 гербов (Югорский, Болгарский, Удорский,

Обдорский и Кондинский) также повторяют изображения, помещенные в Титулярнике 1672 года.

Судя по изображениям, сохранившимся на знамени, обе стороны полотнища были совершенно идентичны. Таким образом, можно заключить, что было выполнено два полотнища с полным государственным гербом. Затем они были смонтированы и дополнены декоративным обрамлением из галуна и золотной бахромы. Однако, бахрома имеет лицевую и оборотную стороны: на лицевой стороне ее дополняют декоративные висячие украшения - "картулины", выполненные из золотных (серебряных) нитей. Полотнище изучаемого нами знамени квадратной формы, имеет размер 146 х 146 см. Знамя не имеет "запаса" или "мешочка", которые традиционно использовались для прикрепления полотнища к древку. На ткани полотнища со стороны древка сохранились следы проколов: возможно, это был шнур, использованный для его фиксации.

Для исследования памятника немалую важность имеет факт, что созданное к коронации императрицы Елизаветы Петровны знамя документы XVIII века называют несколькими терминами. В документах Коронационной комиссии его называют "панир65", однако сразу же обязательно дается уточнение "или государственное знамя". Живописных дел мастер Герольдмейстерской конторы И.В. Чернавский в своей челобитной от 13 января 1743 года указывает: "тако ж де и сего 1742 году во время престола коронования вашего императорского величества был у отправления штандарда"66.

Термин "панир" практически неизвестен нынешним исследователям, он отсутствует в современных специализированных словарях, посвященных флагам и знаменам . Этот термин в английском языке (pannier) принадлежит к терминам историческим и означает "плетеный щит (лучника)", а в немецком (panier) соответствует историческому термину - "воинское знамя". Термин встретился нам в опубликованных в 1856 году описаниях церемоний погребения императора Священной Римской империи Карла V (1558) и короля Франции Людовика XIII (1643) . В описании траурной церемонии Карла V термином "панир" названы знамена с гербами нидерландских и испанских провинций, входивших в огромную империю Габсбургов. Полотнища паниров имели золотную бахрому и древки, раскрашенные "сообразно металлу или финифти, преобладающих на панирах"69. В церемонии участвовал и "Большой императорский Панир, с двумя концами", на котором также, как и на императорском стяге и штандарте, был изображен императорский орел в золотом поле, со средним гербом императора Карла V на груди. В церемонии погребения Людовика XIII также участвовал "панир Франции"71. Таким образом, можно сделать заключение, что панир - это знамя, участвующее в церемонии государственной значимости, с территориальным или государственным гербом, полотнище которого обшито бахромой.

В описании церемонии погребения короля шведского Карла Густава (1660), опубликованном в том же издании, "панир" не упоминается. Все участвующие в процессии знамена, в числе которых - знамена с территориальными гербами (61 знамя), называются "штандартами"72.

Выше уже указывалось, что термин "штандарт", появившийся в русском языке в начале XVIII в, в первую очередь обозначал название императорского флага (так же и в иностранных армиях) , то есть знамени, являющегося символом власти - это так называемый личный штандарт, который мог иметь различную форму - знамени, флага, прапора или хоругви74. Кроме этого, термином "штандарт" обозначали знамя кавалерийской части. Термин не употребляется для обозначения знамен XVII в. В историографии по истории российских воинских знамен неоднократно обращалось внимание на факт, что штандарты были введены в начале 30-х годов в Лейб-гвардии Конном (переименован из Лейб-Регимента 31 декабря 1730 г.) и в кирасирских полках (тяжелая кавалерия)76. Их отличал размер (знамена - 170 х 270 см; штандарты - 50 х 50 см) и декоративное оформление: по периметру штандарта нашивался золотный галун и золотная бахрома77. В 1741 году штандарты были пожалованы Лейб-кампании (26.12.1741 года гренадерская рота Преображенского полка названа Лейб-кампанией и отчислена от полка78). Размеры полотнища из белого штофа составляли 110 х 127 см.

Обратим внимание на то, что и панир по описанию церемонии погребения Карла V, и штандарт, существовавший в российской армии, имели декоративное оформление, аналогичное изучаемому нами памятнику - по периметру штандарта пришивалась золотная бахрома.

Во время коронации государственное знамя участвовало во всех официальных церемониалах. Распоряжение Коронационной Комиссии о процессии регалий определило «персон», назначенных нести символы власти российских государей. Вновь вошедшие в это число символы было поручено нести высоким чинам: "мечь генералу Нарышкину, печать вице-канцлеру Бестужеву-Рюмину79, панир генералу Волкову"80.

Утром в день коронации регалии (корона, скипетр, держава, государственный меч государственная печать и государственное знамя) были перенесены из Мастерской палаты в здание дворца. В этой церемонии также участвовали высокие военные чины: государственное знамя нес полковник Иван Камынин."81 Для регалий был приготовлен специальный стол под балдахином, справа от трона императрицы.

Государственное знамя в системе официальных символов Российской империи второй половины XIX - начала XX века

В исследовании показано, что история сложения символики российского государственного знамени связана с историей развития знаменной системы. В связи с этим прослежены этапы развития знаменной символики начиная со второй половины XVII века. Особое внимание обращается на то, что знамена, составляющие знаковую систему, активно воздействующую на массовое сознание, играли важную роль в становлении системы официальных государственных символов. Новая, еще не распространившаяся широко символика, пропагандировалась путем размещения ее на знаменах. Наиболее ярко это проявилось в эпоху петровских преобразований, когда воинские регалии - знамена стали одним из средств формирования политических ценностей. В основу созданной Петром знаменной символики, отразившей этапы формирования новой идеологической доктрины, были положены изображения государственного герба - двуглавого орла - и территориальных эмблем российских земель. Штандарт российского государя: желтое полотнище с изображением государственного герба - двуглавого орла - стал символом, который вошел в уже существовавшую европейскую систему знаков королевской и императорской власти.

В связи с особенностями российского абсолютизма, боевые знамена, на которых активно использовалась государственная символика, играли важную роль в оформлении государственных церемоний. Разработка этих церемоний происходила под пристальным вниманием самого Петра I, с участием его ближайших сподвижников, занимавших ключевые государственные посты. При создании церемоний учитывались традиции, существовавшие в Русском государстве, и активно использовались традиции крупнейших западноевропейских государств: Франции, Швеции, Австрии. В числе наиболее важных церемоний первой четвер ти XVIII в., несомненно, были военные парады по случаю побед в сражениях Северной войны. Однако, торжественный парад по случаю окончания Северной войны в 1721 году стал событием государственной значимости: его возглавлял впервые уже император Петр. Важным государственным событием, подводившим итог истории России первой четверти XVIII века, стала церемония погребения первого российского императора. Ее сопровождало огромное количество знамен, в символике которых была представлена вся созданная Петром огромная держава -континентальная и морская.

История российского знамени как официального государственного символа связана с важнейшими церемониями в жизни страны - коронациями. В связи с окончательным оформлением абсолютизма в первой четверти XVIII века, в России устанавливается форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Коронация лица, вступившего на престол, выражала определенные представления об императорской власти и формировала эти представления. Императором Петром в первой коронации 1724 года был создан, если можно так образно сказать, «механизм» функционирования государственного церемониала, обеспечивавшего преемственность политического и культурного развития страны и просуществовавшего в Российской империи в течении двух столетий. Было положено начало формированию комплекса государственных регалий - политических символов власти, соответствующих данному типу государственного устройства. Одновременно были заложены и основы тех изменений, которые вносились в церемонию с развитием исторической традиции.

Особое внимание в исследовании уделено истории создания государственного знамени 1742 года - самого раннего памятника в составе изучаемого комплекса. Появление государственного знамени в числе символов власти было связано с определенным рубежом в истории российского государства и стало этапом в развитии коронации как важнейшей государственной церемонии.

Нормообразующим актом можно считать решение Коронационной комиссии 1742 года, которое включило знамя в состав государственных регалий. В документах Комиссии содержится подробное описание государственного знамени, устанавливающее его цвет, декоративное оформление и изображения, помещенные на полотнище. Выявленные в результате изучения памятника документы позволили уточнить его атрибуцию и определить имена создателей - ведущих живописцев этого периода: И.Я. Вишнякова, И.В. Чернавского и И. Одольского.

На желтом атласном полотнище государственного знамени был помещен полный герб Российской империи - черный двуглавый орел и гербы территорий. Изображение полного герба на полотнище государственной инсигнии стало закономерным итогом развития символики знамен российской армии, истоки которой можно проследить, начиная со второй половины XVII века. Гербы территорий соответствовали титулу императрицы Елизаветы Петровны и представляли всю огромную державу.

История этого памятника, связанная с его реальным активным функционированием в ранге государственной регалии и участием в коронационных торжествах, а также траурных церемониях погребений российских императоров, продолжалась до середины XIX века. Однако, значительное увеличение российских территорий к концу первой четверти XIX века изменили содержание императорского титула и изображения на полотнище уже не соответствовали существующим реалиям, несмотря на предпринятую в 1826 году к коронации императора Николая I попытку их «усовершенствования» (гербы вновь вошедших территорий были добавлены). Кроме этого, выполненное из ткани полотнище не отличалось долговечностью и приходило в неудовлетворительное состояние.

В системе официальных символов абсолютизма второй половины XIX - начале XX века государственное знамя оставалось одной из важнейших инсигний. Государственное знамя входило в состав регалий во всех коронациях и уже прочно вошло в систему символов власти Российской империи. В XIX веке было создано 3 государственных знамени; их изготовление было связано с подготовкой коронационных церемоний 1856, 1883 и 1896 годов, а решение о создании каждый раз принимала специальная коронационная комиссия.

Коронационные торжества являлись самой торжественной церемонией в жизни страны. Жестко регламентированный церемониал коронации был церемониалом наивысшей сакральной значимости. В связи с высоким статусом знамени-святыни в российской армии на протяжении веков, в коронации появилась специальная торжественная церемония освящения государственного знамени, проходившая накануне коронации в Тронном зале Оружейной палаты.

На протяжении всей истории своего существования, государственное знамя в числе регалий оставалось единственной инсигнией, которая имела особый «геральдический» статус в связи с помещенным на полотнище изображением полного государственного герба Российской империи. В XIX веке изменения в составе герба, которые отражали важные вехи истории Российского государства, повлекли за собой и смену изображений на полотнище государственного знамени. В связи с этим в создании рисунка полотнища активное участие принимали специалисты по государственной геральдике. Для размещения на государственном знамени большого государственного герба была создана особая композиция, в которой наряду с государственной, использовалась и традиционная воинская символика. Исследование основных элементов символики российских государственных знамен показало, что в середине XIX века государственное знамя получило оформление, соответствующее тем изменениям, которые произошли в оформлении воинских знамен к середине столетия.

Особенности происхождения объекта исследования и его использования в социальной практике определили особое место российских государственных знамен XVIII - XIX вв. в знаменной системе российского государства. Государственные знамена составили уникальный комплекс вексиллологических памятников, особый тип знамен, остававшихся на протяжении почти двух веков прежде всего политическим символом, регалий российских императоров. Это обусловило во-первых, их специальную роль в церемониале коронации; а, во-вторых, репрезентативность, уникальность исполнения, высокие художественные достоинства. Государственное знамя в числе государственных регалий принимало участие и в церемониях погребений российских императоров.

Вместе с тем в XIX веке расширилось типологическое многообразие знаменного материала и одним из наиболее выразительных символов и непременным атрибутом гражданской жизни стали флаги; крупные торжества стали поводом для украшения улиц и зданий флагами государств. С конца XVIII века и на протяжении XIX века были официально утверждены государственные флаги почти всех стран Европы.

Особое значение приобрел вопрос о цвете национального флага в России. В Российской империи существовало одновременно два флага: черно-желто-белый и бело-сине-красный, утвержденных официальными актами в 1858 и 1883 года. Обсуждение в официальных кругах правомерности существования одного из флагов было самым непосредственным образом связано с подготовкой к коронации 1896 года и вылилось в широкую дискуссию об исторических путях и перспективах развития Российской империи.

Похожие диссертации на Российские государственные знамена XVIII-XIX вв. : Источниковедческое исследование