Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные аспекты поэтической метафоры Колючкин Денис Валерьевич

Ценностные аспекты поэтической метафоры
<
Ценностные аспекты поэтической метафоры Ценностные аспекты поэтической метафоры Ценностные аспекты поэтической метафоры Ценностные аспекты поэтической метафоры Ценностные аспекты поэтической метафоры Ценностные аспекты поэтической метафоры Ценностные аспекты поэтической метафоры Ценностные аспекты поэтической метафоры Ценностные аспекты поэтической метафоры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колючкин Денис Валерьевич. Ценностные аспекты поэтической метафоры : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19. - Челябинск, 2005. - 149 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования ценностных аспектов метафоры 10

1.1 Понятие ценности в различных аспектах современной науки 10

1.2 Онтология ценность процесса метафоризации 13

1.3 Ценностные аспекты метафоры как факта языка и тропа 18

1.3.1 Классификационные признаки метафоры 19

1.3.2 Типология метафор 22

1.3.3 Метафора в системе тропов 33

1.3.4 Понятие поэтической метафоры 38

1.4 Функционирование поэтической метафоры с точки зрения логики 40

1.5 Функционирование поэтической метафоры с точки зрения теории информации 49

1.6 Ценностные аспекты информации поэтической коммуникации 55

Выводы по 1 главе 65

ГЛАВА II. Особенности функционирования поэтической метафоры в поэзии поля Верлена 68

2.1 Ранний период творчества Верлена 70

2.1.1 Лексикометрический анализ сборника «Poemes saturniens» 70

2.1.2 Анализ материального аспекта ценности поэтической метафоры в сборнике «Сатурналии» 83

2.1.3 Комплексный анализ поэтической метафоры стихотворения «Chanson d'automne» 87

2.2 Импрессионистический период творчества Верлена 91

2.2.1 Лексикометрический анализ сборника «Fetes galantes» («Галантные празднества») 92

2.2.2 Лексикометрический анализ сборника «Bonne chanson» («Добрая песенка») 94

2.2.3 Лексикометрический анализ сборника «Romances sans paroles» («Романсы без слов») 95

2.2.4 Анализ поэтических концептов импрессионистического периода 96

2.2.5 Анализ материального аспекта ценности поэтической метафоры импрессионистического периода творчества Верлена 108

2.2.6 Комплексный анализ поэтической метафоры стихотворения «Чувствительное объясение» (Галантные празднества) 112

2.3 Поздний период творчества Верлена 115

2.2.1 Лексикометрический анализ сборника "Мудрость" 116

2.2.2 Лексикометрический анализ сборника «Некогда и давно» 118

2.2.3 Лексикометрический анализ сборника «Любовь» 119

2.2.4 Анализ поэтических концептов позднего периода творчества Верлена 120

2.2.5 Анализ материального аспекта ценности поэтической метафоры позднего периода творчества Верлена 124

2.2.6 Комплексный анализ поэтической метафоры стихотворения «Каспар Гаузер поет» («Gaspar Hauser chante», Sagesse, III, IV) 127

Выводы по 2 главе 130

Заключение 133

Введение к работе

Настоящее исследование посвящено поэтической метафоре, ее особому проявлению и функционированию в поэтическом произведении, анализу ее ценностных аспектов. Исследование выполнено в рамках теории языка, лингвистической поэтики и поэтической семиотики.

Актуальность данной работы определяется неоднозначностью проявления метафоры в поэтическом дискурсе, где метафора - это и стилистический прием, и лексическая единица, этимологическое значение которой возрождается благодаря особому типу отношений элементов семиотической системы, в которой она выступает как знак, и концепт, выраженный как вербально, так и особенностями стиховой структуры (рифмой, звуком и ритмом). Таким образом, изучение метафоры в структуре поэтического дискурса способствует осознанию особой значимости метафоры и углублению знаний о ней как о культурной ценности и лингвистической универсалии. Актуальным представляется исследование ценностных аспектов метафоры во всех ее проявлениях, включая функционирование в структуре поэтического дискурса.

Понятие ценности широко используется в разных областях знания (философии, социологии, лингвистике, теории информации и т.д.). В лингвистике понятие ценности восходит к идеям Ф. де Соссюра, который в «Курсе общей лингвистики», рассматривая ценность лингвистического знака, выделил ценность как с концептуальной, так и с материальной сторон. Концептуальный аспект ценности лингвистического знака связан с означаемым, с понятийной стороной знака, а материальный аспект ценности имеет прямое отношение к означающему. Поэтическое произведение с точки зрения семиотики это тоже знак, обе стороны которого (означаемое и означающее, план содержания и план выражения) также имеют концептуальную и материальную ценность. Однако в отличие от лингвистического знака, у которого отношение между означаемым и

означающим характеризуется зачастую произвольностью (Ф. де Соссюр), отношение между означающим и означаемым поэтического произведения как знака характеризуется исключительной мотивированностью (Ю.М. Лотман, А.Ж. Греймас). То же самое можно сказать и о структуре метафоры, которая всегда мотивированна, и тем более о метафоре поэтической, мотивированность которой является необходимым условием ее функционирования.

Таким образом, объектом настоящего исследования является метафора в структуре поэтического дискурса.

Изучение метафоры проводилось во многих направлениях: как явление художественной речи с позиций литературоведения и стилистики она изучалась в работах И.В. Арнольд, Н.Д. Арутюновой, Ш. Балли, А.Н. Веселовского, Ж. Марузо, Г. Штерна; как один из путей семантической эволюции языка рассматривалась в лексикологическом и историко-семантическом плане В.В. Виноградовым, М.В. Никитиным, Г.Н. Скляревской, В.К. Тарасовой, В.Н. Телия; со стороны внутренней языковой структуры и функциональных свойств исследовалась О.С. Ахмановой, В.Г. Гаком, И.Р. Гальпериным, Ю.И. Левиным, Р. Якобсоном. Одним из наиболее актуальных подходов к метафоре можно считать когнитивный (Н.Д. Арутюнова, М. Джонсон, Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, Дж. Лакофф, А.П. Чудинов), при котором за основу изучения берутся ментальные операции как способ познания, структурирования и объяснения мира. Подобное многообразие подходов, однако, не исключает появления новых взглядов на эту проблему, одним из которых, в частности, является изучение ценностных аспектов метафоры.

Предмет исследования - анализ ценностных аспектов поэтической метафоры в их материальной и концептуальной манифестации. При этом понятие ценности в структуре поэтической метафоры отражает как ее лингвистическую и поэтическую сущность, так и глубоко концептуальную и информационную структуру.

Материалом для исследования послужило поэтическое наследие французского поэта Поля Верлена, произведения которого известны своей

музыкальностью, чувственностью передачи лирического состояния, что позволило некоторым исследователям творчества Верлена говорить о его стихах как о «пейзажах души» (Е.Г. Эткинд).

В ходе работы были проанализированы стихи из сборников «Poemes saturniens» («Сатурналии»), «Les fetes galantes» («Галантные празднества»), «Bonne chanson» («Добрая песенка»), «Romances sans paroles» («Романсы без слов»), «Sagesse» («Мудрость»), «Amour» («Любовь»). Общий объем материала исследования составил 8492 строки поэтического текста.

Рабочей гипотезой настоящего исследования стало предположение о том, что метафора «пейзаж души» как универсалия творчества Верлена обладает материальной и концептуальной ценностью. При этом материальный аспект ценности поэтической метафоры, связанный в интерпретации Ф. де Соссюра с означающим, в творчестве Поля Верлена выражается звуком и ритмом и одновременно является его концептуальным аспектом ценности. В данной работе понятие ценности понимается в том значении, которое вкладывал в него Ф. де Соссюр: «valeur» как ценность и «valeur» как значимость.

Цель исследования заключается в описании функционирования поэтической метафоры как знака в ее материальном и концептуальном аспектах.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд конкретных задач:

1) исследовать понятие ценности в парадигме современной науки вообще
и применительно к поэтическому дискурсу в частности;

  1. проанализировать механизмы функционирования метафоры с точки зрения различных лингвистических парадигм, изучить способы реализации поэтической метафоры;

  2. определить ценностные аспекты поэтического ритма, дать ценностную характеристику рифмы и звуковых конфигураций;

4) рассмотреть материальный и концептуальный аспекты ценности
поэтической метафоры «пейзаж души» в поэзии Поля Верлена;

5) произвести структурно-функциональный анализ поэтических
произведений Поля Верлена в хронологической последовательности.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Метафора - это не только троп или фигура речи, метафорой может являться целое поэтическое произведение. Такое явление может иметь место при тесном контакте и взаимодействии' концептуального и материального аспектов ценности.

  2. Поэтическая метафора, в отличие от лингвистической (языковой), подразумевает существование нескольких денотатов, которые в зависимости от интерпретации каждого конкретного индивидуума становятся каким-либо референтом. В случае же с лингвистической метафорой референт носит единичный характер и не обладает свойством интерактивности, т.е. вне зависимости от интерпретации референт, воспринимаемым разными реципиентами, будет одинаков.

  3. Ценность метафоры складывается из двух составляющих: степени новизны метафоры и степени достоверности метафоры. И та, и другая составляющие относятся к концептуальному аспекту ценности, однако ценность метафоры может быть значительно увеличена и расширена при активизации материального аспекта ценности поэтической метафоры.

  1. Ценность поэтической метафоры определяется исключительно в системе поэтического дискурса. Пересечение компонентов системы (звуков, ритма, рифмы, смысла и образов) приводит к перегрузке органов восприятия читателя, в результате чего в поэтическом дискурсе может появляться дополнительная информационная ценность. Изучение ценностных аспектов поэтической метафоры позволяет создать шкалу ценности информации метафоры.

    Поэтическая метафора в поэзии Поля Верлена формируется на звуковом и ритмическом уровнях. Метафоричность поэтического ритма

    Верлена обусловлена игрой четного и нечетного ритмов на разных уровнях ритмической организации стиха.

    6. Метафоричность звуковой структуры обусловлена игрой звука и
    смысла, благодаря которой между звуком, ритмом, рифмой и смыслом
    устанавливаются отношения параллелизма.

    7. Концептуальная ценность поэтической метафоры Верлена находит свое
    выражение в метафоре «пейзаж души» как универсалии для многих его стихов.
    Поэтическая метафора «пейзаж души» - это знак, в котором в качестве
    означаемого функционирует концепт «человек», а в качестве означающего -
    концепт «природа».

    Методика исследования. В соответствии с поставленными задачами методологической базой исследования стало положение об обусловленности речевой деятельности понятийной системностью сознания, лежащее в основе когнитивной теории метафоры (Н.Д. Арутюнова, А.Н. Баранов, Е.С. Кубрякова, Дж. Лакофф, А.П. Чудинов). В работе применяется методика анализа связей между концептами внутри метафорических структур, функционирующих в поэтических произведениях конкретного поэта, позволяющая наиболее глубоко рассмотреть принципы смыслоформирования в текстах. В качестве базовых были выбраны методы поэтической семиотики, лексикометрического анализа и структурно-функциональные методы описания ценностных аспектов значений (М.Л. Гаспаров, Ю.В. Казарин, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман), структурно-функциональнальный метод описания ценностных аспектов значений (И.В. Арнольд, П. Гиро, Ж. Коэн, Ю.М. Лотман, Н.Б. Попова), применялись также метод описания эстетической значимости художественного произведения С.Ф. Гончаренко и методика исследования различных типов информации художественного текста, разработанная И.Р. Гальпериным.

    Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она представляет собой вклад в разработку многих актуальных вопросов теории языка. Понимание механизмов сжатия информации при помощи метафоры и ее декодирование при ее развертывании позволяет определить связь между

    системностью языка и системностью текста, выразить отношение между вербальными особенностями текста и мышлением поэта.

    Научная новизна исследования заключается в следующем:

    1) впервые поэтический дискурс и поэтическая метафора
    рассматриваются с точки зрения ценностных аспектов знака, каковым является
    и поэтический текст, и метафора, и слово;

    2) в работе впервые предлагается шкала информативной ценности
    поэтической метафоры, распространяющаяся на поэтический текст в целом как
    на развернутую метафору.

    Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в курсах лексикологии французского и русского языков, на практических занятиях по стилистике и интерпретации текста. Данные результаты могут оказаться полезными в ходе чтения спецкурсов по теории языка, лингвистике текста, лингвистической поэтике и семиотике искусств на филологических факультетах университетов.

    Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены для обсуждения на теоретических семинарах и заседаниях кафедры общего и романского языкознания Челябинского государственного университета, в докладах на всероссийских и международных научных конференциях в Челябинске и Северодвинске.

    Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 200 наименований на русском, французском и английском языках. Общий объем работы - 126 страниц печатного текста.

    Понятие ценности в различных аспектах современной науки

    Ценность - термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» или объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра или зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.; подобные оценки иногда могут быть шкалированными (отмечающими различные уровни соответствующего качества). Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. «Предметные» и «субъектные» ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.

    В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми; в самих ценностных категориях выражены «предельные» ориентации знаний, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей. Развитие рационального познания общества, в том числе исследование природы и генезиса ценностей, воздействует на всю сферу ценностных отношений, способствуя освобождению ее от метафизической абсолютизации.

    Каждая исторически конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей - как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Интеграция, внутренняя противоречивость и динамизм общественных систем находят свое выражение в структуре соответствующих им ценностных систем и способах их воздействия на различные общественные группы. Важный элемент ценностных отношений в обществе - системы ценностных ориентации личности, представляющих собой устойчивые, не полностью осознаваемые отношения человека к различным элементам общественной структуры и самим ценностям; субъективно окрашенные оценки не совпадают непосредственно с общественно значимыми характеристиками соответствующих ценностей. Эмпирическое изучение ценностных ориентации занимает существенное место в социологических исследованиях воспитания, профессионального выбора, общественной и трудовой активности и др. проблем.

    Говоря о ценности, нельзя не вспомнить о теории ценностей, являющейся аксиологией и философским учением о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности.

    Аксиология как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии - показать, как возможна ценность в общей структуре бытия, и каково ее отношение к «фактам» реальности.

    Художественное произведение приобретает свою ценность лишь постольку, поскольку воздействует на человеческую психику. Даже в тех случаях, когда художественное произведение слито с практически-полезной вещью (постройка, мебель, керамика и т. д.), художественная сторона этой вещи все же глубоко отлична от непосредственно практической, и ее сила заключается как раз в том впечатлении, которое она производит на сознание окружающих. Что из данной чаши можно пить - это одно дело, а что эта чаша красива - другое. Первое свойство относится к области практики, живой действительности, второе, конечно, тоже имеет к ней отношение, но лишь косвенно, через тот эффект, который вызван в сознании.

    Художественное произведение совершенно немыслимо без воздействия на эстетическое чувство воспринимающего: если произведение не доставляет удовольствия, то оно не может быть признано художественным; удовольствие это заключается не в удовлетворении каких-либо элементарных человеческих потребностей, а является самостоятельным. Плеханов правильно отметил, что еще в животном мире развертывается эта особенная способность испытывать удовольствие при определенной комбинации движений, звуков, красок, линий, переживаний и т. д. В иные полосы развития человеческой культуры искусство преследует как бы исключительно эту цель - оно служит, прежде всего, для непосредственного удовольствия. Но и в этих случаях, как весьма убедительно доказал Плеханов, эстетический критерий у человека меняется и определяется неосознанными для индивидуальности соображениями выгоды для общества. Всю полноту своего значения искусство приобретает лишь тогда, когда эстетическое чувство используется художником в целях наиболее яркого и плодотворного воздействия на человеческое сознание в определенном общественном смысле.

    Онтология ценность процесса метафоризации

    Поэзия - это метафора. Метафора лежит в основании поэзии и ее поэтическая функция хорошо изучена. В эстетике метафору рассматривали только как чарующую вспышку, вдруг озарившую своим светом прекрасное. В поэзии метафора на основе частичного сходства двух объектов делает ложное утверждение об их полном тождестве. И именно это преувеличение придает ей поэтическую силу. Красота метафоры начинает сиять тогда, когда кончается ее истинность. Но и наоборот, не может существовать поэтической метафоры, которая бы не открывала реальной общности.

    Интерес к метафоре, расширение сферы ее применения и изучения, захватил разные области знания - философию, логику, психологию, нейронауки, герменевтику, разные школы лингвистики, теорию информации - и способствовал взаимодействию названных направлений научной мысли, их интеграции, следствием которых и стало формирование когнитивной науки. Метафора становится ключом к пониманию основ мышления и процессов создания ментальных представлений о мире. Таким образом, метафора укрепила связь с логикой с одной стороны и мифологией - с другой.

    Интуитивное чувство сходства играет огромную роль в практическом мышлении, определяющем поведение человека, и оно не может не отразиться в речи. В практике жизни образное мышление весьма существенно. Человек способен не только идентифицировать индивидуальные объекты (в частности, узнавать людей), не только устанавливать сходство между областями, воспринимаемыми разными органами чувств, и выражать его в речи (явление синестезии: холодный ветер и холодный взгляд), но также и улавливать общность между конкретными и абстрактными объектами, материей и духом (человек идет, дождь идет, время идет, жизнь идет). В этих последних случаях, как указывает Н.Д. Арутюнова, человек не столько открывает сходство, сколько создает его. (Арутюнова 1991: 43). Метафоры возникают в любых видах дискурса, что связано, прежде всего, с особенностями сенсорных механизмов и их взаимодействием с психикой, позволяющим человеку сопоставлять, казалось бы, несопоставимые понятия. Развитие всегда начинается с творческого акта. Это верно и по отношению к жизни, и по отношению к языку. В акте метафорического творчества участвуют всегда двое: создатель метафоры и его слушатель (читатель).

    Обратимся к некоторым аспектам эффективности метафор. Пьер Маранда в статье «Метаморфные метафоры» анализирует некоторые из них. Во-первых, «в метафорах содержатся прагматические программы. Даже такие простые утверждения, как «Да, солнышко», «Ты ангел» или «Время - деньги», навязывают адресату некоторые изменения программы поведения». Он же делает отсылку к работе Дж. Лакоффа и М.Джонсона «Метафоры, которыми мы живем»: «Если мы правы, предполагая, что наша концептуальная система преимущественно метафорична, тогда наш образ мыслей, переживания и повседневные действия в высокой степени определяются метафорой» (Lakoff, Johnson: 1980). Во-вторых, «прагматика, в свою очередь порождает метафоры. Метафоры имеют дело с прагматическим программированием, поскольку -говоря метафорически - горнилом для метафоры является прагматика. И наоборот, метафоры имеют обратную связь с прагматикой, что хорошо известно специалистам по рекламе и семиотикам. Например, коллективное представление о льве в Африке восходит к опытной основе - прагматике охоты, и оно порождает метафору, которая влияет на поведение: «Метафора имплицирует действие. Так, король, который постоянно слышит, что он лев, начинает этому верить и старается вести себя соответствующим образом».

    Начало для современных когнитивных дискуссий о метафоре было положено публикациями цикла исследований Э.Кассирера о символических формах в современной культуре. Э.Кассирер обращается к этапу дологического мышления, отложившегося в языке, мифологии, искусстве, религии. В языке выражены как логические, так и мифологические формы мышления. Рефлексы мифологических представлений о мире Кассирер ищет в метафоре. В отличие от Ницше, он различает два вида ментальной деятельности: метафорическое (мифо-поэтическое) и дискурсивно-логическое мышление. Дискурсивно-логический путь состоит в ряде постепенных переходов от частного случая ко все более широким классам. Это путь формирования понятий и законов естественных наук. Метафорическое освоение мира, в свою очередь, ориентировано на качественный параметр, оно интенсивно в отличие от экстенсивного дискурсивно-логического пути.

    Из тезиса о внедренности метафоры в мышление была выведена новая оценка ее познавательной функции, ее суггестивность, ее моделирующая роль: метафора не только формирует представление об объекте, она также предопределяет способ и стиль мышления о нем. По когнитивной функции метафоры делятся на ключевые (базисные) и побочные (второстепенные). Ключевые метафоры, определяющие способ мышления о мире (картину мира) или о его фундаментальной части («Что наша жизнь? Комедия страстей, а наши радости антракты в ней». В.Шекспир), ранее изучавшиеся преимущественно этнографами и культурологами, вошли в круг интересов специалистов по психологии мышления и методологии науки.

    Аналогии, основанные на ключевой метафоре, вводит в свою систему автор теории фреймов (сценариев, в контексте которых изучаются предметные и событийные объекты) М.Минский. Такие аналогии позволяют увидеть предмет или идею «с качествами» другого предмета или идеи, что позволяет применить знания и опыт, приобретенные в одной области, для решения других проблем. Метафора, по Минскому, способствует образованию непредсказуемых межфреймовых связей, обладающих большой эвристической силой.

    Ранний период творчества Верлена

    «Я родился романтиком»,-признавал Поль Верлен очевидную и глубокую связь своей поэзии с романтизмом (первое свое стихотворение — «Смерть», 1858, — он посвятил и послал Виктору Гюго), особенно с позднеромантической группировкой Парнаса (Леконт де Лиль, Банвиль и др.) и творчеством Шарля Бодлера. Эта связь определяет и содержание, и форму первого сборника стихов Верлена «Сатурналии» (1866): романтическое противопоставление Идеала вульгарной толпе, прошлого настоящему и т.п. Однако, уже в этом сборнике в творчестве Верлена прослеживаются предпосылки импрессионизма, что выражается в дематериализации действительности, одним из средств достижения которой является метафора. Перенося свойства с одних предметов на другие метафора как бы размывает их контуры, переносит свойства абстрактных предметов на конкретные и наоборот.

    Для определения концептуальных доминант сборника «Сатурналии» был проведен лексикометрический анализ, в результате которого были выявлены наиболее часто употребляемые поэтом слова. Как и следовало ожидать, наиболее часто употребляемыми словами оказались служебные слова, предлоги союзы, вспомогательные глаголы, артикли и местоимения. Однако, их доминирование свойственно не только поэзии Поля Верлена, но французскому языку в целом.

    Основная масса слов употребляется в сборнике не более двух раз. Для объективности анализа был введен коэффициент частотности употребления слова, который рассчитывался по следующей формуле:

    Общее количество слов в сборнике «Poemes saturniens» составило 8686 слов. Наименьший коэффициент составил 0,0115% (слова, употребленные 1 раз). Наибольший коэффициент составил 5,1808% (союз et). Частотными словами считаются слова, имеющие коэффициент больше или равный 0,1151%. В сводной таблице не указаны служебные слова, предлоги, союзы и т.д, не имеющие отношения к определению концептуальной доминанты сборника.

    Как видно из данных лексикометрического анализа, наиболее часто употребляемыми словами в сборнике «Poemes saturniens» являются слова, входящие в семантические поля «человек» и «природа», что еще раз подтверждает верность метафорического определения творчества Поля Верлена - «пейзаж души».

    Для анализа ценностных аспектов поэтической метафоры несомненный интерес представляет анализ именно тех метафор, которые формируются при помощи использования концептов, отображенных в таблице наиболее часто встречаемых в тексте Верлена слов.

    В данном случае концепт «человек» употребляется в прямом значении, т.е. указывает на конкретный персонаж - на Адама, первого человека, изгнанного из Эдемского сада. Таким образом, в данном примере концепт «человек» не входит в метафору. Следует отметить, что концепт «человек» в данном сборнике Верлена характеризуется использованием в прямом смысле, либо в составе метонимии.

    В данном примере Верлен использует слово «человек», которое он графически выделяет при помощи заглавной буквы для обозначения всего человечества, которое он отождествляет в вечно ищущим своей любви Орестом. В данном случае видно, как метафора, возникающая на лексическом уровне усиливается при помощи действия звукового уровня, а именно путем воздействия на читателя сочетаниями звуков, образующих эффект эха - [sps]-[rs]. Именно благодаря такому взаимодействию концептуального и материального аспектов метафора может выйти на самый высокий уровень ценности.

    Концепт «черный» также встречается в тексте сборника 10 раз, однако, частота его употребления в составе метафоры намного выше. «Черные зимы» - метафора, в которой свойство черного цвета отождествляется со страданиями, разочарованиями и скорбью, образуя одну метафорическую цепочку, и применяется по отношению к зиме, которой совсем не свойственен черный цвет, образуя тем самым вторую метафору. Таким образом, посредством метафоры в концепте «черный» сливаются значения концептов «зима», «страдание» и «скорбь», между которыми устанавливается отношение тождества. Как и в указанном выше примере с концептом «человек» метафора усиливается посредством повтора звука [n] (noirs-ennuis).

    В данном случае прилагательное «черный» употребляется совместно с существительным «воздух», образуя таким образом метафору, обозначающую не только ночное время суток, но, учитывая то значение, которое было вложено поэтом в концепт черного цвета в предыдущем примере, и время скорби и страданий, что подтверждается содержательно-фактуальной информацией данного стихотворения, в котором описываются повешенные люди. Сила метафоры в данном случае усиливается при помощи воздействия звуковой цепочки, основанной на схожести звуков [п] и [n]: dansant-dans-noir ([п]- [п] В следующем примере поэт помимо слова «черный» использует и еще одно слово - «ночь», нагнетая тем самым черную окраску стихотворения. Как и в предыдущем примере воздух обретает качество цвета. Кроме того, в данном примере воздух еще и получает свойство осязаемости, которое появляется благодаря метафорическому употреблению слова ramer (грести веслом).

    Импрессионистический период творчества Верлена

    Характер Верлена был двойствен. С одной стороны, он - "женственная натура", впечатлительная, пассивная, нуждающаяся в любви и покровительстве, с другой — натура "мужская", напористая в своей чувственности и требовательная в неутомимой жажде материнской ласки, которой он добивался от всего и от всех — от родителей, от кузины, от своего младшего друга Рембо, от жены, от самого мироздания, наконец. Не умея обуздать в себе ни одного из этих начал, примирить их друг с другом и с практической жизнью и оттого томясь постоянной внутренней болью, выливавшейся в припадки бешеной ярости и запойного пьянства, "бедный Лелиан", как он сам себя называл, в сущности на всю жизнь остался ребенком, которого по-настоящему так никто и не приласкал.

    Верлен принадлежал к тем людям, которые как бы сохраняют живую генетическую память о своем "дорождении" - о материнском лоне, об изначальном единстве с мирозданием и причастности к Богу и потому чрезвычайно остро переживают драму своей отторженности, "изгнанничества в мир", где им приходится обретать "самость", индивидуализироваться, совершать ответственные поступки и т. п., однако, в отличие от Бодлера, осознававшего свою "единственность" с болезненно-острым наслаждением, Верлен воспринимал ее скорее как бремя, которое нужно сбросить, чтобы вновь слиться с тем целым, которому ранее он безраздельно принадлежал.

    Тема отрешенности, неопределенности и желания возвратиться туда, куда не существует обратного пути красной линией проходит через сборники «Галантные празднества», «Добрая песня», «Романсы без слов».

    Именно поэтому "душа" Верлена ощущает себя не как некое устойчивое "я", выделенное из внешнего мира и обособленное от других людей, но, напротив, как нечто зыбкое, переливающееся множеством неуловимых оттенков, "несказанное" и, главное, живущее постоянным предвкушением возврата в нерасчлененную стихию первоначал.

    Для определения концептуальных доминант сборника «Fetes galantes» («Галантные празднества») был проведен лексикометрический анализ.

    В ходе анализа было проанализировано 2444 слова, среди которых были выявлены наиболее часто употребляемые слова. Как и при анализе сборника «Сатурналии», в сводную таблицу включаются имена существительные с коэффициентом частотности больше 0,1151%.

    Как видно из таблицы, все наиболее значимые концепты сборника относятся к семантическим полям «человек» и «природа», из чего можно сделать вывод о том, что метафора «пейзаж души» свойственна не только раннему периоду творчества Верлена, но и, возможно, всему творчеству Поля Верлена.

    Лексикометрический анализ сборника «Bonne chanson» («Добрая песенка») осуществлялся по тем же принципам, что и анализ предыдущих сборников. В ходе работы было проанализировано 2440 слов. В результате проведенного лексикометрического анализа были получены следующие данные (в таблице приводятся только существительные, частотность потребления которых равна или больше 0,1151%)

    Похожие диссертации на Ценностные аспекты поэтической метафоры