Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психолингвистическое исследование особенностей понимания библейских текстов Давлетова, Ярослава Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Давлетова, Ярослава Александровна. Психолингвистическое исследование особенностей понимания библейских текстов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Давлетова Ярослава Александровна; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2012.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/61

Введение к работе

В ряде работ отечественных и зарубежных лингвистов на протяжении последних десятилетий исследуется проблема влияния собственно текстовых характеристик, принадлежащих как внутренней, содержательно-смысловой структуре, так и внешней, языковой форме, на процессы восприятия и понимания речевых произведений разных типов (T.A. vanDijk, W.Kintsch, А.И. Новиков, В.П. Белянин,Н.П.Пешкова).

В психолингвистике существует мнение, что смысл текста возникает только в сознании реципиента. Текст, сам по себе, не имеет смысловой структуры, она формируется уже в сознании личности, воспринимающей и осмысливающей сообщение [Новиков 2007].

Некоторые аспекты влияния сознания реципиента на процессы восприятия и понимания информации исследовались в работах отечественных психолингвистов, а именно, Н.И. Жинкина, А.И. Новикова, А.А. Залевской,
А.А. Леонтьева, В.П. Белянина, Н.П.Пешковой, И.В.Кирсановойи др.

Тем не менее, не все составляющие данной проблемы получили освещение в трудах названных выше исследователей. Следует также отметить, что не все типы текста в достаточной степени изучены и представлены в современной типологии текста с позиции их порождения и восприятия. Именно к таким типам письменных речевых произведений относится и текст Библии.

Данный круг вопросов напрямую связан с изучением механизмов воздействия на сознание личности информации в форме разного рода текстов, что и обусловливает актуальность диссертационного исследования. Библейские тексты, обладающие большим воздействующим потенциалом, представляют собой благодатную почву для исследования механизмов и закономерностей речевого воздействия.

Актуальность также связана с выявлением и анализом различных форм речемыслительных процессов, и в том числе оценочного мышления, проявляющегося в процессе понимания и интерпретации текстов Библии, как особого типа речевых произведений с точки зрения «психолингвистики текста». Следует отметить, что в отечественном языкознании конца прошлого и начала нового века предметом исследований в этой области являлись лингвистические особенности текстов данного типа.

Актуальность работы определяется и вниманием общественности к проблемам осмысления общекультурных и культурно-религиозных ценностей в условиях изменений, происходящих в российском обществе, которые связаны с возрастающим интересом молодого поколения к духовным аспектам своего бытия.

Объектом исследования являются психолингвистические особенности процесса восприятия и понимания библейского текста, обусловленные его специфическими характеристиками. Предмет исследования составляют вербальные индивидуальные реакции испытуемых, зафиксированные письменно в форме «встречных текстов», отражающих как общие, так и индивидуальные механизмы и стратегии понимания информации.

Целью данного диссертационного исследования является выявление особенностей понимания библейского текста, с одной стороны, и языкового сознания реципиента – с другой, как составляющих процесса понимания.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать существующие подходы и направления изучения процессов восприятия и понимания, современные модели понимания текста, а также воззрения на проблему смысла как центрального звена организации и функционирования текста.

2. Провести теоретический анализ понятия «сознание» как научного явления и определить его типы, выделенные в научной литературе.

3. Обосновать выбор метода и инструмента исследования, материала исследования (текста Библии).

4. В ходе экспериментального исследования выявить массив реакций испытуемых, составляющих «встречные тексты», возникающие в их сознании в результате прочтения предъявляемого текста.

5. Проанализировать полученные данные (индивидуальные реакции реципиентов) в соответствии с процедурой используемого метода, классификации и возможного выявления новых видов реакций, сопровождающих восприятие текста данного типа.

6. Провести экспериментальную проверку рабочей гипотезы исследования.

7. Осуществить сравнительно-сопоставительный анализ результатов нашего исследования с результатами, полученнымиА.И. Новиковым, Н.П. Пешковой,
И.В. Кирсановой на материале других типов текстов.

Теоретическим основанием исследования являются труды
Н.И. Жинкина, А.А.Леонтьева, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, А.А. Залевской, концепция смысла и текста А.И. Новикова, получившая дальнейшее развитие в работах его последователей – Н.П. Пешковой,Н.М. Нестеровой, Н.В. Матвеевой, А.М. Маркаряна, И.В. Кирсановой и других.

Мы также опирались на труды зарубежных исследователей в области психолингвистики и когнитологии: У. Кинча, Т.А. ван Дейка, Р. Солсо и других.

Опираясь на вышеуказанные теоретические труды и экспериментальные исследования, а также собственные предварительные (пилотажные) эксперименты, мы выдвинули следующую рабочую гипотезу.

Активность реципиента при восприятии и понимании библейского текста связана с порождением в его сознании такого «встречного текста», в котором доминируют реакции прямой оценки, эмоциональной и рациональной, а также опосредованной оценки, присутствующей в смысловых реакциях других видов.

Мы также предположили, что индивидуальные реакции оценочного характера прямо или косвенно отражают базовые ценности, лежащие в основе национальной ментальности, поскольку в содержании текстов Библии как объекта понимания и осмысления представлены общечеловеческие культурные ценности и ориентиры.

В основе гипотезы лежат следующие принципы:

–c точки зрения психолингвистики любой текст обладает многозначной природой, проявляющей себя в динамике в процессе его понимания;

–человек – носитель языка рассматривается не как «исполнитель» некой абстрактно-абсолютной «семантики языка», а как активный субъект познания»;

–особенности сознания личности оказывают непосредственное влияние на процессы восприятия и понимания информации;

–наше мышление по своему способу и уровню познания мира является преимущественно оценочным, т.е. мыслительная деятельность в большей своей части совершается на уровне и в форме оценок.

–библейский текст как объект понимания создает особые возможности для исследования механизмов эмоционально-оценочного мышления, поскольку его особенности обусловлены большой эмоциональной нагрузкой и воздействующим потенциалом, заложенным в нем.

Материаломдля экспериментального исследования послужил фрагмент о грехопадении людей, который был взят из Ветхого Завета, Первой книги Моисея, Бытие (адаптированное к современной аудитории издание).

В работе применялись методы: эмпирический анализ текстов, психолингвистический эксперимент, анкетирование. Для интерпретации экспериментальных данных использовались количественный, качественный, сравнительный методы, а также метод компьютерной обработки данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В процессе восприятия и понимания текстовой информации особая роль принадлежит общим механизмам оценочного характера и, в частности, механизмам эмоционально-оценочного характера, требующим дополнительного экспериментального изучения.

2. Библейский текст как объект понимания обеспечивает широкие возможности для исследования особенностей эмоционально-оценочного мышления и механизмов его реализации, поскольку его специфика обусловлена значительной эмоциональной нагрузкой и большим воздействующим потенциалом, заложенным в его содержании и смысле.

3. Понимание текста Библии, выступающего в качестве стимула, характеризуется тем, что во «встречном тексте» реципиента преобладают реакции прямой оценки, эмоциональной и рациональной, мнения, суждения, а также другие виды опосредованной оценки.

4. Индивидуальные реакции реципиентов, являясь инструментом исследования языкового сознания, отражают базовые ценности индивидуума, лежащие в основе национальной ментальности, поскольку тексты Библии, выступающие в роли стимула, связаны с общечеловеческими культурными ценностями, такими как Добро и Зло, Любовь, семья, отношения между людьми.

Научная новизна диссертационной работызаключается в выявлении специфики психолингвистических механизмов понимания и интерпретации текстов Библии, не получивших должного внимания со стороны современных исследователей теории и типологии текста, а также проблем его понимания. Новизна исследования определяется и тем, что в нём была впервые использована методика «встречного текста» на новом текстовом материале.

Теоретическая значимость проведённого исследования заключается в том, что полученные экспериментальным путем данные вносят вклад в развитие психолингвистической теории текста, лингвистической типологии текстов, уточняют и дополняют современные теории восприятия и понимания речевых произведений.

Практическая ценность работы состоит в том, что полученные результаты могут использоваться в качестве практических рекомендаций при анализе воздействующего потенциала текста любого типа и, в частности, текста религиозного содержания, в качестве дидактического материала в курсах по психолингвистике и общей теории текста.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры иностранных языков естественных факультетов Башкирского ГУ (сентябрь, 2012).

Диссертационные материалы были опубликованы в рецензируемых научных изданиях, включённых в реестр ВАК (Вестник Башкирского университета 2012, Современные проблемы науки и образования 2012, Вестник Томского ГУ 2012).

Основные положения диссертационного исследования были изложены на научных и научно-практических конференциях различного уровня, в том числе на Международных Березинских чтениях и школе-семинаре по психолингвистике и когнитологии (Москва, 2011), на Международной конференции «Лингвометодические проблемы обучения иностранным языкам в школе в полилингвальном пространстве» (Стерлитамак, 2012), на Международной конференции «Теория и практика языковой коммуникации» (Уфа, 2012), на Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы психолингвистики» (Уфа, 2012), а также в межвузовских сборниках научных трудов Башкирского ГУ (2010, 2011а, 2011б, 2012).

Работа обсуждалась на научных семинарах кафедры иностранных языков естественных факультетов Башкирского ГУ (сентябрь, 2011), на всероссийских научно-методических конференциях, проведенных в 2011 и 2012 годах в БашГУ (г. Уфа) по проблемам языкознания, психологии и методики обучения иностранным языкам, а также на аспирантских семинарах. Основные положения и выводы исследования отражены в 11 публикациях.

Структурадиссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Похожие диссертации на Психолингвистическое исследование особенностей понимания библейских текстов