Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Репрезентация ритуала "крещение" в структуре языкового сознания : на материале русского и французского языков Ласская Оксана Геннадьевна

Репрезентация ритуала
<
Репрезентация ритуала Репрезентация ритуала Репрезентация ритуала Репрезентация ритуала Репрезентация ритуала Репрезентация ритуала Репрезентация ритуала Репрезентация ритуала Репрезентация ритуала Репрезентация ритуала Репрезентация ритуала Репрезентация ритуала
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ласская Оксана Геннадьевна. Репрезентация ритуала "крещение" в структуре языкового сознания : на материале русского и французского языков : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19.- Тамбов, 2006.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/479

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Ритуал в контексте структур гуманитарного знания 13

1.1. Ритуал в интра- и интердисциплинарных исследованиях 13

1.1.1. Филогенетический аспект изучения ритуала 13

1.1.2. Ритуал с позиций этнолингвистических и лингвокультурных исследований 16

1.1.3. Вербальные ритуалы в семиотическом языке культуры 24

1.1.4. К проблеме функциональной системы ритуала 27

1.2. Специфика репрезентации ритуала в структуре сознания 34

1.2.1. Ритуал в структуре мифологического сознания 34

1.2.2. Концептуальное сознание как структура представления знаний о мире 38

1.2.3. Языковое сознание и проблемы ритуала 41

1.3. К проблеме соотношения ритуала и понятий «обряд», «обычай», «традиция», «церемония», «церемониал», «этикет» в лексикографических источниках и в научной литературе 48

Выводы по главе 1 57

Глава II. Специфика репрезентации ритуала «крещение» в структуре сознания русского и французского лингвокультурных сообществ 59

2.1. Тематическая группа Святая Троица /Tres Sainte Trinite как ядерная константная единица ритуала «крещение» и ее концептуально-вербальная репрезентация в христианской религии 61

2.2. Концепт Bepa/Foi (f) как ключевой концепт религиозной культуры и константная составляющая ритуала «крещение» 69

2.3. Объективация периферийных составляющих ритуала «крещение»: Царство Божье /Royaume de Dieu, Дар Божий /Don de Dieu, Благодать/Grace 73

2.4. Репрезентация дуалистических оппозиций Бог -Дьявол /Dieu - Satan, Добро - Зло / Bien - Mai, Свет - Тьма /Lumiere - Tenebres 82

2.5. Вербальная репрезентация прелиминарного этапа ритуала «крещение» 96

2.6. Языковое представление лиминарного этапа ритуала «крещение» 107

2.6.1. Объективация концепта Освящение воды / Sanctification de Veau 108

2.6.2. Освящение елея / Onction d huile 120

2.6.3.Погружение в воду / Aspersion de Peau 124

2.7. Репрезентация постлиминарного этапа ритуала «крещение» 125

2.7.1.Облачение в белую одежду / Remise du vetement blanc .125

2.7.2.Возложение нательного креста 127

2.7.3. Remise du cierge allume I Вручение горящей свечи 128

2.7.4. Benediction du nouveau baptise et des parents I Благословение новокрещенного и родителей 130

Выводы по главе II 132

Глава III. Экспериментальное изучение представления ритуала «крещение» в русской и французской лингвокультурах 134

3.1. Экспериментальное изучение репрезентации ритуала «крещение» в структуре сознания носителей русского языка 135

3.2. Специфика репрезентации ритуала «крещение» в структуре сознания носителей французского языка 147

Выводы по главе III 152

Заключение 153

Список использованной научной литературы 157

Список словарей 175

Список источников фактического материала 177

Приложение 178

Введение к работе

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению репрезентации ритуала «крещение» в структуре языкового сознания на материале русского и французского языков.

Это понятие вошло в лингвистическую науку из этологии, где ритуал означает определенный упорядоченный способ поведения, основанный на передаче сигналов от одного животного к другому. Ритуал интерпретируется как совокупность установленных упорядоченных символических действий, функционирующих на всех уровнях жизнедеятельности человека и активно участвующих в социальном урегулировании. В нашем исследовании мы актуализируем антропоцентрическую направленность ритуала, поскольку ритуал выступает важным механизмом построения человеческих отношений в обществе и характеризует развитие сознания, мышления, самосознания и деятельности как индивида, так и социума в целом.

Данная работа выполнена в рамках когнитивного и лингвокультурологического подходов с учетом конфессиональной специфики ритуала «крещение» в русской и французской лингвокультурах.

Актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, тем, что предлагаемая работа выполнена в русле современной когнитивной научной парадигмы. Это позволяет осуществить комплексное и разностороннее изучение заявленной проблемы, рассмотрение которой проводилось до настоящего времени фрагментарно. Укрепление позиций ритуала и других культурных феноменов в контексте возрождения национального сознания и самосознания и возрастающий интерес к изучению данных культурных явлений также свидетельствуют об актуальности выполненной работы.

На актуальность указывает интра- и интердисциплинарная специфика изучения ритуала в данной работе, объединяющая достижения

естественных и гуманитарных наук (биологии, этологии, истории, антропологии, этнолингвистики, лингвокультурологии, психолингвистики) и позволяющая выявить всю многогранность и специфику функционирования исследуемого явления.

Объектом настоящего диссертационного исследования являются концептуальные и лингвокультурные особенности репрезентации ритуала «крещение» в рамках русской и французской культур.

В качестве предмета исследования выступают вербальные средства репрезентации ритуала «крещение» и его базовых константных составляющих в русском и французском лингвокультурных сообществах.

Цель работы заключается в выявлении константных единиц концептуального содержания ритуала «крещение» и изучении специфики их вербальной репрезентации в контексте русской и французской лингвокультур.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач:

изучить и описать теоретическую основу функционирования ритуала в современном обществе с учетом интегративного подхода;

выявить дифференциальные особенности понятий «ритуал», «обряд», «обычай», «традиция», «церемония», «церемониал», «этикет», закрепленные в лексикографических источниках и научной литературе;

описать структуру и концептуальное содержание ритуала «крещение» на основе его константных составляющих: Святая Троица, Дар Божий, Благодать, Царство Божье, Вера, освящение воды, освящение елея с опорой на религиозные русские и французские тексты;

выявить специфику репрезентации ритуала «крещение» в коллективном и индивидуальном сознании носителей русской и французской лингвокультур.

Основу нашей работы определила следующая гипотеза: ритуал «крещение» представляет собой сложное концептуально и лингвально обусловленное, а также социально мотивированное этнокультурное действие, в котором могут быть выделены как общие, так и культурно специфические признаки, выступающие маркерами коллективного и индивидуального сознания носителей языка. Вербальная репрезентация ритуала «крещение» раскрывает специфику его функционирования в структуре языкового сознания, в частности, религиозного языкового сознания, конкретного лингвокультурного сообщества.

Научная новизна диссертации заключается в том, что ритуал «крещение» впервые исследуется с учетом интегративного когнитивно-лингвокультурного подхода. Когнитивно ориентированный взгляд позволяет по-новому рассмотреть проблему взаимодействия социально-культурного феномена - ритуала и лингвоментальной единицы - концепта. Новизна обусловлена также отсутствием работ комплексного характера, посвященных изучению специфики ритуала «крещение» в русской и французской лингвокультурах в структуре религиозного языкового сознания.

Теоретическая значимость предлагаемого исследования заключается в дальнейшей разработке лингвокультурологической теории, посвященной изучению ритуала, в уточнении концептуально-структурной организации и вербальной репрезентации ритуала «крещение» в рамках конкретного лингвокультурного сообщества. Результаты представленного исследования углубляют теоретические представления о культуре, в частности, религиозной, русского и французского социумов.

Практическая ценность исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы при разработке теоретических курсов по лингвокультурологии, этнокультурологии и этнолингвистике, теологии, спецкурсов по когнитивной лингвистике, в исследовательской практике и лексикографических описаниях.

Теоретической базой исследования послужили основные положения

этологии (К. Лоренц, Дж. Хаксли);

лингвокультурологии (Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, Д.С. Лихачев, В.А. Маслова, Ю.С. Степанов, В.Н. Топоров);

этнолингвистики (А.К. Байбурин, А. ван. Геннеп, Н.И. Толстой, СМ. Толстая);

когнитивной лингвистики (Н.Н. Болдырев, Е.С. Кубрякова, М.В. Никитин, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Р. Шанк и др.);

социологии и социолингвистики (Э.Дюркгейм, А.И. Кравченко, Н.Б. Мечковская);

психолингвистики (А.П. Боргоякова, В.В. Красных, Е.Ф. Тарасов, Т.Н. Ушакова, Т.А. Фесенко);

психологии (Л.А. Карнацкая, А.А. Пелипенко, В.Ф. Петренко, Э.В. Сайко, Н.А. Хренов, К.Г. Юнг, И.Г. Яковенко);

философии (М. Евзлин, С. Лангер, М.М. Маковский, Е.Я. Режабек, М.А. Розов).

Фактический материал исследования представлен словарными толкованиями ритуала «крещение» и составляющих его компонентов, а также сакральными текстами: молитвами, текстами Библии, катехизисом, проповедями, высказываниями видных священнодеятелей общим объемом 5000 страниц. В диссертации использовались также информационные ресурсы Internet.

Анализ языкового материала проводился с применением комплекса общенаучных и собственно лингвистических методов, включающих компонентный анализ лексических значений слов, анализ словарных дефиниций, концептуальный анализ, лингвопсихологический анализ и методы лингвистического описания, метод интроспекции, а также элементы статистического анализа.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

  1. Ритуал - это социокультурный феномен, представленный совокупностью последовательных действий, лингвально и ментально репрезентированных и национально маркированных. Вербальное функционирование ритуала способствует формированию наиболее полного образа ритуала в сознании носителей языка. Специфика ритуала заключается в том, что он актуализирует все образующие его значения на религиозном, официально-деловом и бытовом уровнях и потому он объединяет такие культурные феномены, как обряд, обычай, церемония, церемониал, этикет.

  1. Концептуальное содержание ритуала «крещение» репрезентируется константными единицами: Святая Троица, Дар Божий, Благодать, Царство Божье, Вера, основные концептуальные характеристики которых закреплены в молитвенных текстах крещения.

  2. Периферийные составляющие ритуала «крещение»: Дар Божий, Благодать, Царство Божье - являются базовыми и смыслообразующими компонентами константных единиц Святая Троица и Вера, формирующих ядерное пространство ритуала. Святая Троица объективирована многочисленными теонимами каждого из трех лиц Троицы, чья функциональная архитектоника включает в себя как различные функциональные параметры, так и точки их пересечения. Концептуальные основы теонимов имеют экспликационное значение для молитвенных текстов крещения и занимают ведущее место в вербальной репрезентации ритуала «крещение».

  3. Репрезентация ритуала «крещение» осуществляется также через актуализацию дуалистических оппозиций «Бог -Дьявол», «Добро -Зло», «Свет - Тьма». Данные дуалистические оппозиции объективированы лексическими группами, в основе которых лежит соответствующая антонимическая характеристика.

5. В практическом сознании носителей языка сформирован базовый

образ ритуала «крещение», обусловленный существующей

традицией и нормами данного общества. Тем не менее, носители

русского и французского языков, исходя из личного опыта,

профессиональных знаний и культурных особенностей, располагают

различными содержательными вариантами данного образа.

Обоснованность полученных результатов определяется

привлечением современных когнитивно ориентированных подходов к

изучению проблемы, комплексным применением различных методов

исследования, значительным объемом фактического материала, а также

соответствием практических выводов теоретическим установкам

диссертации.

Психолингвистический эксперимент позволяет верифицировать полученные результаты экспериментальным путем.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты исследования отражены в докладах, представленных на международных научных конференциях: «Языки и транснациональные проблемы» - Москва-Тамбов, 2004; «Этногерменевтика и антропология» - Кемерово, 2004; «Филология и культура» - Тамбов, 2005; а также в опубликованных статьях по теме исследования. По теме диссертации опубликовано шесть работ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из Введения, одной теоретической Главы, двух исследовательских Глав, Заключения, Списка использованной литературы, Списка словарей, Списка источников фактического материала и Приложения.

Во Введении предлагается общая характеристика работы, дается обоснование актуальности и научной новизны темы выполненной работы, определяются объект, предмет, цель и задачи предпринятого исследования, его теоретическая значимость и практическая ценность. Формулируются выносимые на защиту основные положения, называются использованные в

диссертации общенаучные и лингвистические методы, определяется сам материал исследования, а также приводятся сведения об апробации основных положений и практических результатов диссертации.

В Главе I «Ритуал в контексте структур гуманитарного знания» рассматриваются существующие подходы к изучению ритуала в рамках традиционных научных направлений, изучаются основные характеристики ритуала, его исторические сильные позиции - этапы культуры, где ритуал реализует все свои потенции, а также описываются культурные и «антикультурные» функции исследуемого феномена. Глава посвящена также изучению ритуала в структуре различных видов сознания: мифологического, концептуального и языкового, в частности, религиозного языкового сознания; здесь рассматривается соотношение ритуала и других понятий, функционирующих в области поведения человека, в лексикографических и научных источниках с целью их содержательного и дефиниционного разграничения.

Ритуал в интра и интердисциплинарных исследованиях

Первоначальный источник изучения ритуала прослеживается, прежде всего, в рамках биологических наук, поскольку, как отмечают многие исследователи, ритуал возник в природе и лишь затем продолжил свое развитие в культурной области в результате эволюции видов.

Понятие ритуализованности введено в научный обиход английским биологом Джулианом Хаксли в 1914 году. Изучая поведение животных, ученый пришел к выводу, что между особями одного вида существуют некие способы взаимопонимания, или «координация их социального поведения» [цит. по Лоренцу 1998: 426], проявляющаяся в передаче друг другу сигналов, которые можно принять за основу выражения их заданного ситуацией определенного типа поведения. Опираясь на данное наблюдение, Джулиан Хаксли сформулировал понятие ритуализованности, которое он рассматривал как систему следующих в установленном порядке сигналов. Данные сигналы были обусловлены потребностью в общении животных друг с другом, то есть, ритуализованность, согласно Дж. Хаксли, имеет, в первую очередь, коммуникативную направленность и подразумевает переход на новую ступень развития. Именно это утверждение Дж. Хаксли положило начало развитию нового направления в биологии - этологии, цель которой - изучение эволюции поведения животных и исследование генетически обусловленных компонентов поведения.

Вслед за Дж. Хаксли, в рамках этологии к ритуализации обращается австралийский ученый Конрад Лоренц, который уточняет уже имеющиеся сведения и вводит понятие «ритуал». К. Лоренц акцентирует внимание на том, что ритуал представляет собой некий шаблон поведения с заложенной программой выполнения упорядоченных операций [Лоренц 1998: 427], основанных на передаче сигналов от одного животного к другому. Таким образом, и Дж. Хаксли, и К. Лоренцом подчеркивается факт появления ритуала как ответа на потребность в общении. Иными словами, биологическая ветвь ритуала определяется как «социально-коммуникативная» [Монич 2000: 72].

Итак, биологический ритуал - это одна из ступеней развития природного мира, знаменующая собой коммуникационный этап, выражаемый через сигнальную систему поведения.

Важным для нашего исследования является тот факт, что при рассмотрении филогенетического ритуала ученые обращаются также к культурно-историческому, определяя схожие механизмы образования и функционирования, а также первичность филогенетического ритуала по отношению к культурно-историческому, уже более сложному по своей структуре образованию.

Коммуникативная сущность ритуала прослеживается при его функционировании как в биологическом сообществе, так и в культурной среде. Однако при этом следует отметить ряд характерных особенностей: 1) если филогенетический ритуал основан на передаче элементарных сигналов, то в процессе реализации культурно-исторического ритуала происходит создание целых символов, которые затем могут находить выражение в языке; 2) в биологическом ритуале понимание движений особей одного вида происходит через унаследованные функции того, кто получает сигнал, тогда как в культурном ритуале отправление и прием сигналов развиваются на основе обучения и культурного наследования приобретенных признаков (данное утверждение подтверждает успешность эволюционирования ритуала в русле культуры); 3) филогенетическая ритуализация не способствует постоянству признаков вида, в то время как ритуал в культуре играет существенную роль в сохранении ее традиционных признаков [Лоренц 1998:433].

Таким образом, можно заключить, что возникновение ритуала в природном мире обусловлено коммуникативной потребностью, что нашло свое проявление также в культурной сфере.

Несмотря на тот факт, что понятие «ритуал» используется для описания конкретных форм поведения как в природе, так и в культуре, ритуальное поведение, как подчеркивает В.Н. Нечипуренко, свойственно только человеку [Нечипуренко 2000: 86], что подтверждается целым рядом других концепций.

Специфика репрезентации ритуала в структуре сознания

С целью полного и более глубокого изучения ритуала необходимо обратиться к тому этапу развития человеческого общества, когда ритуал являлся «своеобразной осью», вокруг которой выстраивался общественный порядок. Наиболее важную, определяющую роль ритуал выполнял в структуре мифологического сознания, образуя с мифом «ритуально-мифологический комплекс» [Мелетинский, Электронный ресурс].

Согласно М.М. Маковскому, мифологическое сознание - это «особый вид мироощущения, специфическое, образное, чувственное представление о явлениях природы и общественной жизни, самая древняя форма общественного сознания. Оно представляет собой творение в воображении или с помощью воображения иной действительности -субъективной или иллюзорной, служащей не столько для объяснения, сколько для оправдания определенных («священных») установлений, для санкционирования определенного поведения» [Маковский 1996: 15]. Человеческому сознанию на наиболее ранних этапах функционирования было присуще отождествление живого и неживого и оперирование разного рода магическими образами и символами, вот почему мифологическое сознание иногда называют магическим. Однако, как подчеркивает О.М. Фрейденберг, это не означает, что «первобытное мышление само по себе «мифично» [Фрейденберг 1979: 19]. Мышление мифологическими образами выражает объективную действительность первобытной эпохи, а первобытный человек имеет очень условную систему понимания этой действительности.

М.М. Маковский выделяет два закона, лежащих в основе мифологического сознания: 1) «Отсутствие причинно-следственного ряда. Мир для первобытного человека в силу специфики его мышления превращается в субъективную действительность, образующуюся по своим правилам, где одна мысль повторяет другую, один образ вариантен другому; различие их форм создает кажущееся разнообразие». 2) «Симбиоз прошедшего с настоящим. Поступательное движение вперед первобытной культуры опирается на все пройденное, которое остается не преодоленным в контексте нового и актуального. Первобытное мышление не знает борьбы старого и нового, и здесь идет речь о закономерном состоянии мифологического сознания, которое еще не умеет преодолевать пройденного» [Маковский 1996: 18]. По сути, мифологическому сознанию и не требовалось преодолевать пройденное, поскольку его задачей было вернуться в это пройденное, необходимо было только обновить его в соответствии с выбранной смысловой позицией. Первобытное сознание отличается чувственно-эмоциональной направленностью, которая и определяет поведение человека.

Согласно А.Д. Пелипенко, ритуально-мифологический комплекс является моделью функции сознания [Пелипенко 2003: 46]. В контексте мифологического сознания ритуал ориентирован на исключение необъяснимых событий и безвыходных ситуаций, направлен на приспособление личности к социуму и гармонизацию взаимоотношений социальной группы и природного окружения.

Основой для возникновения ритуально-мифологического комплекса, по мнению исследователей, являются архетипы, через которые конструируется и функционирует окружающая действительность. Швейцарский психолог К.Г. Юнг определяет архетипы как «безличностные или коллективные бессознательные формы», единые для всего человечества, так как они затрагивают самые глубинные пласты психики, где снимаются все различия. Поскольку архетипы - достояние всего человечества в целом, то они по своей природе носят коллективный характер и представляют собой «определенное образование архаического характера, включающее как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы». Уровень бессознательного, согласно концепции К.Г. Юнга, характеризуется отсутствием выраженной индивидуальности и включенностью в сферу общечеловеческого бессознательного разума, в котором отсутствуют какие-либо отличия. Именно на этом этапе зарождается и начинает свое развитие ритуал. Вернее, он уже существует в качестве бессознательного образования, которое начинает свою реализацию в мифологической действительности. Наличие определенного архетипического пласта в сознании всех людей, по мнению К.Г. Юнга, предопределило специфику первобытного сознания [Юнг 1995: 30-38].

Тематическая группа Святая Троица /Tres Sainte Trinite как ядерная константная единица ритуала «крещение» и ее концептуально-вербальная репрезентация в христианской религии

Крещение - это, прежде всего, процесс, конечной целью которого является приобщение человека к вере через обращение к Богу. Образ Бога в христианской религии представлен в виде Святой Трощы/Tres Sainte Trinite ф - Отца/Dieu le Рёге, Сына/Fils de Dieu и Святого Духа/Saint Esprit, то есть это три лица, между которыми существуют особые отношения, за каждым из них закреплено собственное функциональное поле, которое, однако, имеет множество точек пересечения и не исключает общего восприятия Троицы. Итак, Святая Троица/Tres Sainte Trinite (f) выступает основной константной составляющей, определяющей концептуальное содержание ритуала «крещение». Следует заметить, что лексема Троица/Trinite (f) входит в омонимо-синонимическую группу языка и представляет собой теоним, который обозначает слова, использующиеся для наименования Бога. Бог, в свою очередь, также является теонимом по отношению к Святой Троице, обобщая и унифицируя значения всех теонимов.

Святая Троица/Tres Sainte Trinite (f) по своей семантике, как подчеркивает А.Ю. Мусорин, является главным определяющим моментом христианской культуры, на котором основано противопоставление христианского Бога языческим: три ипостаси единого Бога против одного [Мусорин 2002; Мусорин 2004].

Представление о числовом соотношении, по мнению Н.А. Хренова, составляет важную концепцию универсального характера, согласно которой три - это совершенное число, Троица, представляет собой основную константу макрокосма, определяющую его динамичную целостность [Хренов 2003: 27].

Святая Троица/Tres Sainte Trinite (f) - главная составляющая в ритуале крещения, центральный момент ритуала, предопределяющий вербальное содержание крещения, поскольку, подчеркнем это еще раз, именно в обращении и присоединении к ней заключается истинная цель совершаемого ритуала.

По мнению В.И. Карасика, помимо главной цели существует также целый ряд достаточно важных целей ритуала, уточняющих и объясняющих ее: 1) получение поддержки от Бога; 2) очищение души; 3) призвание ближних к вере и покаянию; 4) утверждение верующих в вере; 5) разъяснения принципов учения, на которых базируется вера; 6) осознание через ритуал своей принадлежности к той или иной конфессии [Карасик 1999]. Содержание ритуала крещения и составляющие концепта «крещение» обеспечивают реализацию указанных целей и отражают религиозные ценности определенного социума.

Необходимо отметить, что святость является отличительной чертой Троицы и представляет собой некую сложную реальность, заключающуюся в проявлении Божьей силы, могущества и величия, способной как дарить жизнь, так и уничтожать все вокруг. Святость Бога проявляется в любви и прощении, символизирует нравственную чистоту Троицы и ее безгрешную природу. Во французском языке Троица/Trinite (f) объективирована качественным прилагательным Sainte, имеющим семы pur , parfait , подчеркивающие безгрешность и совершенство Бога. На лексическом уровне абсолютная, высшая степень святости Троицы/Trinite (/) с дополнительной коннотацией превосходства над остальным миром объективирована наречием tres, что находит отражение в выявлении

общих качеств Святой Троицы/Tres Sainte Trinite (f), в основе которых лежит признак превосходной степени.

Одной из задач нашего исследования было проследить (опираясь на религиозные, лексикографические источники, религиозную научную литературу и молитвенные тексты крещения), каким образом происходит объективация Святой Троицы/Tres Sainte Trinite (f) на языковом уровне. Результаты анализа представлены нами в тематической модели (по образцу Thematic Organisation Points - ТОР-моделей Р. Шанка), отражающей мыслительные и абстрактные соединения событий. ТОР-модель организации памяти, предложенная Р. Шанком, передает структуру соединений событий и фактов, относящихся к различным образцам, что обеспечивается особенностями нашей памяти, в которой накапливаются тематические пункты с определенными концептуальными характеристиками, благодаря чему мы можем смоделировать развитие событий, опираясь на накопленную нашей памятью информацию о них.

«Точкой отсчета» для Святой Троицы/Tres Sainte Trinite (/), главной ипостасью выступает Бог-Отец/Dieu 1е Рёге, который согласно религиозным источникам, является нематериальной, безначальной субстанцией/іе Pur Esprit, не имеющей телесного воплощения. Прилагательное риг, используемое в переносном значении, подчеркивает значение лексемы Esprit и образует один ряд с общей характеристикой Троицы/Trinite (/), выраженной прилагательным sainte

Экспериментальное изучение репрезентации ритуала «крещение» в структуре сознания носителей русского языка

В качестве испытуемых в эксперименте приняли участие носители русского языка двух разных возрастных категорий: студенты (17-25 лет), служащие и пенсионеры (40-60 лет). При обработке полученных данных нами был выявлен дополнительный критерий отбора: разделение испытуемых по месту проживания, не являющийся нашей задачей в эксперименте, однако различия в восприятии крещения, обусловленные местом проживания в сельской местности, позволили выделить отдельную группу испытуемых: 1) студенты 1-2 курсов универсиїета специальностей «Русский язык и литература» и «Зарубежная филология», проживающие в сельской местности (12 человек); 2) студенты 1-2 курсов универсиїета специальностей «Русский язык и литература» и «Зарубежная филология», проживающие в городской местности (14 человек); 3) служащие и пенсионеры в возрасте от 40 до 60 лет (20 человек). Опросник включал следующие вопросы: 1. Веруете ли Вы в Бога? 2. В какой вере Вы приняли крещение? 3. А) Почему Вы приняли крещение? Б) С какими чувствами и состоянием Вы связываете крещение? 4. Носите ли Вы нательный крест? Почему? 5. Что из ритуала крещения для Вас самое важное? 6. Что Вы надеялись получить в результате крещения? 7. Как изменилось Ваше отношение к жизни (Ваше сознание) после крещения? Анализ ответов испытуемых позволил выявить следующие особенности. Группа (П. Все без исключения информанты веруют в Бога, но приняли православное крещение из них 11 человек, поскольку для одного из испытуемых группы крещение и церковь вызывают страх, препятствующий принятию ритуала. Вероятно, подобное необоснованное негативное эмоциональное восприятие крещения может быть обусловлено отсутствием начальных знаний о церкви как о собрании верующих людей либо поверхностным восприятием человеком веры, не предполагающее более глубокого обращения. Среди мотивов принятия крещения нет превалирующей причины, однако самое большое количество ответов приходится на положение: я верующий человек и принял крещение в подтверэюдение веры, что соответствует принципам православной церкви, подчеркивает осознанное отношение человека к вопросам религии и веры, свидетельствует об определенном уровне развития религиозного сознания. Другие причины, указывающиеся в качестве мотива, актуализируют: а) традицию данной веры, передающуюся из поколения в поколение, подразумевающую совершение ритуала в подтверждение следованию некой системе взглядов и идей; б) верность семейным обычаям, согласно которым крещение принимают независимо от собственных взглядов, а лишь потому, что так полагается, в силу определенного сложившегося порядка или привычки; в) знание о действии крещения, несущего спасение от бед и защиту от зла; г) Стремление вести правильный образ жизни, заключающийся в соблюдении заповедей Бога. Испытуемые данной группы связывают крещение с проявлением следующих положительных чувств, состояний, действий: любовь к Богу, любовь к другим людям, спокойствие, уверенность, надежда, удовлетворение, счастье, радость, покаяние, которые мы приводим в порядке их называния от наибольшего количества к наименьшему в пределах каждого подкласса. 10 из 12 испытуемых исследуемой группы носят нательный крест, считая его защитой от зла и врагов, обязательным видимым подтверждением веры, источником сил. 2 человека, являясь верующими и признавая важность нательного креста, тем не менее, не имеют его, что обусловлено страхом потери одного из главных предметов крещения. В некоторых случаях отсутствие нательного креста заменяется другими религиозными предметами: ладаном и иконой, имеющим, по всей видимости, такое же назначение - охранять человека от воздействия злых сил. Самой важной частью ритуала испытуемые считают молитвы священника, оказывающие также положительное влияние на человека и сопутствующие созданию светлой и торжественной атмосферы приобщения к Богу. Большую роль в крещении, по мнению испытуемых, играет выбор крестных родителей, поскольку, согласно религиозной традиции, это должны быть самые близкие люди после родителей. Таким образом, экспериментальное исследование подтверждает наличие элементарного знания о структуре и процедуре крещения.

Похожие диссертации на Репрезентация ритуала "крещение" в структуре языкового сознания : на материале русского и французского языков