Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Миокардиты при хронических инфекциях (диагностика и варианты течения) Дерюгин Михаил Владимирович

Миокардиты при хронических инфекциях (диагностика и варианты течения)
<
Миокардиты при хронических инфекциях (диагностика и варианты течения) Миокардиты при хронических инфекциях (диагностика и варианты течения) Миокардиты при хронических инфекциях (диагностика и варианты течения) Миокардиты при хронических инфекциях (диагностика и варианты течения) Миокардиты при хронических инфекциях (диагностика и варианты течения) Миокардиты при хронических инфекциях (диагностика и варианты течения) Миокардиты при хронических инфекциях (диагностика и варианты течения) Миокардиты при хронических инфекциях (диагностика и варианты течения) Миокардиты при хронических инфекциях (диагностика и варианты течения) Миокардиты при хронических инфекциях (диагностика и варианты течения) Миокардиты при хронических инфекциях (диагностика и варианты течения) Миокардиты при хронических инфекциях (диагностика и варианты течения)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дерюгин Михаил Владимирович. Миокардиты при хронических инфекциях (диагностика и варианты течения) : диссертация ... доктора медицинских наук : 14.00.06 / Дерюгин Михаил Владимирович; [Место защиты: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военно-медицинская академия"].- Санкт-Петербург, 2003.- 369 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Конституционно-правовой принцип светскости государства 21

1.1. Светскость как характеристика государства 21

1.2. Существенные признаки светскости государства 57

1.3. Светскость государства и идеология 90

Глава 2. Светскость государственной службы, светскость государственных и муниципальных образовательных учреждений 118

2.1. Светскость государственной службы 118

2.2. Светскость государственных и муниципальных образовательных учреждений 136

2.3. Внешнее выражение религиозной принадлежности в государственных учреждениях 162

Глава 3. Российская Федерация как светское государство 196

3.1. Конституционно-правовой институт светскости государства в Российской Федерации 196

3.2. Системность конституционно-правового института светскости государства в Российской Федерации 215

3.3. Принцип равенства религиозных объединений перед законом 225

Глава 4. Светскость государства: проблемы и тенденции 248

4.1. Эволюция правового содержания и понимания светскости государства 248

4.2. Многообразие современных светских государств 269

Заключение 292

Список использованных нормативных правовых актов и научной литературы 296

Приложения 334

Введение к работе

Актуальность исследования.

Диагностика воспалительных заболеваний миокарда на фоне хронических инфекций на протяжении последних десятилетий является сложной и не вполне решенной проблемой. Это обусловлено неуклонным ростом как неко- ронарогенных заболеваний миокарда, так и хронических инфекций у лиц молодого возраста (Казанцев А.П., 1985; Валгма К., 1990; Лобзин Ю.В. и др., 1999а; Гуревич М.А., 1998; Семенов В.М., 2000; Шляхто Е.В. и др., 2000; Се- ненко А.Н., 2001). Позднее их распознавание приводит к хроническому воспалительному поражению миокарда, прогрессированию нарушений ритма, развитию хронической сердечной недостаточности. Отсутствует общепринятая научная концепция, объясняющая возникновение и развитие воспалительных заболеваний мышцы сердца на фоне хронических инфекций, что негативно влияет на лечебную тактику.

Выделяют две группы воспалительных заболеваний миокарда (Валгма К., 1990; Уинни Д. и др., 1995; Палеев Н.Р., 1997; Гуревич М.А., 1998; James K.B. , 1997; Maisch В. et al., 2000). Первая - острые воспалительные заболе вания мышцы сердца - острые миокардиты, которые в основном связаны с острыми инфекционными заболеваниями, вызванными вирусами, бактериями, риккетсиями, спирохетами, простейшими и пр. Выявляются острые миокардиты у 1% - 15% инфекционных больных и характеризуется, в основном, доброкачественным течением с быстрым обратным развитием клинических проявлений на фоне терапии основного заболевания (Валгма К., 1990; Лобзин Ю.В. и др., 2000, 2000а; Шляхто Е.В. и др., 2000; Финогеев Ю.П. и др., 2003). Вторая группа заболеваний - хронические воспалительные процессы в мышце сердца (Палеев Н.Р. и др., 1982; Khl U. et al., 1992; Okabe M. et al., 1997; Yazaki Y. et al., 1998), которые могут быть вызваны как инфекционными агентами, так и неинфекционными причинами. Клинически их трудно дифференцировать, а по Международной классификации болезней (МКБ-10) называются кардиомиопатиями. МКБ-10 выделяет специфические (идиопа- тические) кардиомиопатии: дилатационную, ишемическую, гипертрофическую и рестриктивную, и неспецифические - обусловленные конкретным этиологическим фактором, а именно: алкогольную, токсическую, при метаболических нарушениях, и др. Для обозначения всех хронических инфекци- онно-обусловленных поражений миокарда МКБ-10 выделяет кардиомиопа- тию при инфекционных и паразитарных болезнях. Однако этот термин оказался не очень удачным. Например, при инфекционно-обусловленных кар- диомиопатиях могут не наблюдаться клинические признаки инфекционных и паразитарных заболеваний (латентные или субклинические формы болезни). В тоже время, при наличии развернутой клинической картины инфекционного заболевания с одновременным поражением сердца окончательным диагнозом, как правило, является лишь острый миокардит. Вследствие этого не все варианты хронических воспалительных заболеваний миокарда попадают в сферу внимания практикующих врачей. Именно по этой причине комитет экспертов ВОЗ в 1997 г. рассмотрел вопрос о диагностике хронических поражений миокарда, сопровождающихся воспалительной инфильтрацией (World Heart Federation Consensus conferences definition of Inflammatory Cardiomyopathy, 1997). Для обозначения заболеваний миокарда хронического течения, сопровождающихся воспалительной инфильтрацией в сердечной мышце и проявлениями застойной сердечной недостаточности комитетом экспертов ВОЗ был утвержден термин «воспалительная кардиомиопатия» (inflammatory cardiomyopathy). Эта нозологическая форма включает в себя: 1) все хронические воспалительные поражения мышцы сердца (хронические миокардиты); 2) все случаи дилатационной кардиомиопатии, где выявлена воспалительная инфильтрация в миокарде; 3) все острые или хронические миокардиты, ассоциированные с перикардитом и с сердечной дисфункцией; 4) все случаи идиопатических, аутоиммунных и инфекционных поражений миокарда и их последствия в виде миокардитического кардиосклероза, связанные с инфекционными возбудителями или протекающими на фоне инфекций. Таким образом, Комитет экспертов ВОЗ утвердил не только термин «воспалительная кардиомиопатия», как нозологическую форму, но и подтвердил существование заболевания и правомочность термина «хронический миокардит». Термин кардиомиопатия, как нозологическая форма, имеет более широкое толкование, чем хронический миокардит, указывающий только на воспаление миокарда. Однако хронический миокардит является ключевой патологией в группе заболеваний, именуемых как «воспалительная кардиомиопатия», публикации последних лет доказывают, что течение и исход хронического воспалительного поражения миокарда является основным патогенетическим механизмом развития застойной сердечной недостаточности у молодых людей (Khl U. et al., 1996, 1997; Richardson P. et al. 1996; James K.B. et al., 1997a; Pauschinger M. et al., 1998; Pankuweit S. et al., 1999; Maisch В. et al., 2000; Parrillo J.E., 2001).

Наименее изученными и, в то же самое время, наиболее часто встречающимися в кардиологических стационарах являются миокардиты на фоне хронических инфекций. По данным литературы известно, что в 70-80 годы XX века, от 3 до 10% случаев всех госпитализаций в кардиологические стационары больных в возрасте 17-35 лет были обусловлены воспалительными поражениями миокарда, отличающимися торпидным или рецидивирующим течением (Валгма К., 1990; Гуревич М.А., 1998; Khl U. et al., 1992; Feldman A.M. et al 2000). Однако как длительно сохраняется в миокарде лейкоцитарная инфильтрация и какое значение имеет фиброз в сердечной мышце до настоящего времени остается неизвестным.

В качестве этиологических факторов воспалительного поражения миокарда наиболее часто указываются вирусы, вызывающие острые миокардиты - это вирусы гриппа, возбудители аденовирусной и энтеровирусной инфекций (Вишнепольский Ю.А. и др., 1975; Karjalainen J., 1984; Bendig J.W. et al., 2001; Davydova J. et al., 2000; Hofmann P. et al., 2001; Hoi-shan Chan S. et al., 2001). Остается нерешенным вопрос о возможности воспалительного поражения миокарда на фоне других хронических инфекций (хроническое носи- тельство вирусов герпеса, Эпштейна-Барра, хламидий, токсоплазмы, борре- лий и др.) (Казанцев А.П., 1985; Лесняк О.М. и др., 1994; Лобзин Ю.В. и др., 1997а, 19976; Braund-Pohlmann М. et al., 1997; Gnarpe Н. et al., 1997; Bachmaier К. et al., 1999; Segura J.C. et al., 1999; Davydova J. et al., 2000).

Диагностика хронических миокардитов затруднительна. Существующий алгоритм распознавания воспалительного поражения миокарда, предложенный NYHA (1964, 1973) основывается на косвенных клинико- инструментальных синдромах, а диагноз устанавливается на основе комбинации неспецифических критериев. С помощью этого алгоритма возможна диагностика только острых воспалительных заболеваний миокарда, для чего он и был создан, т.к. основным критерием NYHA является появление признаков миокардита в связи с острой предшествующей инфекцией. Диагностика хронических воспалительных заболеваний миокарда на фоне хронической инфекции по этой схеме практически невозможна. По этой диагностической схеме невозможно также установить выраженность, стадию и последствия воспалительного процесса в сердце. Поэтому, очевидна необходимость создания комплексной методики обследования больных. Эта методика должна обладать высокой специфичностью и диагностической ценностью не только для определения фактэ воспаления в миокарде и последствий на фоне хронических инфекций, но и для выявления нарушений функции, выраженности воспалительных и иммунных нарушений, сопровождающих воспаление в миокарде. Эта методика должна быть как высоко информативной, так и доступной для первичного обследования больных, а также и для контроля за состоянием миокарда во время лечения и диспансерного наблюдения.

Цель исследования.

С помощью комплекса современных методов диагностики и в процессе проспективного наблюдения за больными оценить клинико-лабораторные и инструментальные проявления воспалительного поражения миокарда у больных хроническими инфекциями, изучить варианты течения миокардита и определить основные факторы, влияющие на его течение и исход.

Задачи исследования.

Разработать и апробировать комплекс современных методов диагностики, позволяющих верифицировать наличие миокардита и его последствий у больных хроническими инфекциями.

Определить чувствительность, специфичность и взаимозаменяемость методов диагностики воспалительной инфильтрации и фиброза в миокарде.

Изучить клиническое значение признаков повреждения кардиомио- цитов и нарушений функции сердца у больных с различной выраженностью воспалительной инфильтрации и фиброза в миокарде.

Оценить активность иммуновоспалительного процесса у больных миокардитом на фоне хронических инфекций с различной выраженностью воспаления и фиброза в миокарде.

Изучить роль хронической очаговой и системной внутриклеточной инфекции в поддержании воспалительного процесса в мышце сердца.

Предложить комплекс методов диагностики миокардита у больных хроническими инфекциями для стационаров с учетом различных возможностей лабораторного и инструментального обследования.

Изучить варианты течения заболевания в процессе проспективного наблюдения.

Научная новизна.

Впервые разработан комплекс современных методов диагностики воспалительного поражения миокарда на фоне хронических инфекций, включающий верификацию воспалительного процесса в сердечной мышце и его последствий, позволяющий выявить нарушенные функции сердца, определить выраженность повреждения и иммунного поражения кардиомиоцитов, а также выявить этиологические факторы, поддерживающие воспаление в мио- миокарде.

Показана информативность комплекса диагностических методов подтверждения миокардита у больных хроническими инфекциями в кардиологических стационарах с различными лабораторными и инструментальными возможностями обследования, определена диагностическая ценность и взаимозаменяемость морфометрических методик верификации воспаления и фиброза в миокарде.

Доказано, что в течении миокардита у больных хроническими инфекциями можно выделить три стадии. Начальной стадии соответствует распространенный воспалительный процесс без кардиосклероза; вторая стадия характеризуется уменьшением воспалительных изменений в миокарде при отчетливых признаках развития фиброза; третьей стадии соответствует мио- кардитический кардиосклероз с минимальными воспалительными проявлениями в мышце сердца.

Доказано, что клинико-лабораторные и инструментальные характеристики миокардита зависят от соотношения воспаления и фиброза в мышце сердца. Течение миокардита у больных хроническими инфекциями имеет хронический торпидный и рецидивирующий характер. Рецидивирующее течение миокардита связано с повторением стадий воспаления на фоне аутоиммунных изменений и неуклонного увеличения фиброза. Впервые показано, что при хроническом миокардите дистрофия, воспаление и фиброз не последовательные, а параллельные процессы, происходящие в сердечной мышце.

Показано, что у больных хроническими инфекциями вклад текущего миокардита в клиническую симптоматику заболевания не имеет специфических черт, обусловленных этиологией.

Практическое значение работы.

Предложен научно обоснованный комплекс методов для диагностики хронических воспалительных заболеваний мышцы у больных хроническими инфекциями, отсутствие которого негативно влияет на лечебную тактику, приводит к увеличению трудопотерь и инвалидизации трудоспособного населения.

Разработан ь апробирован комплекс методов диагностики миокардита, который позволяет определить наличие и протяженность воспаления в сердечной мышце, стадию и последствия воспалительного процесса в миокарде, что практически разрешает задачу дифференциальной диагностики миокардитов, дистрофий миокарда и функциональных заболеваний сердца у пациентов молодого возраста.

Показана информативность комплекса методов диагностики миокардита при различных диагностических возможностях кардиологического стационара, а также информативность морфометрических методов и их взаимозаменяемость.

Изучена роль иммунных нарушений и хронических инфекций в патогенезе миокардита, которая позволяет рассматривать миокардит на фоне хронических инфекций как аутоиммунное поражение сердца, требует проведения соответствующей патогенетической терапии и длительного наблюдения.

Изучена клиническая картина миокардита в зависимости от выраженности воспалительной инфильтрации и фиброза в сердечной мышце, показана динамика лабораторных и инструментальных показателей при торпидном и рецидивирующем течении заболевания.

Положения выносимые на защиту.

1. Диагностика миокардита у больных хроническими инфекциями основывается на выявлении воспалительных и фиброзных изменений в миокарде и их соотношения, доказательстве нарушений функции миокарда и факта повреждения кардиомиоцитов, определении степени выраженности воспалительного процесса, включая иммунное воспаление в миокарде, обнаружении очагов хронической инфекции с идентификацией антигенов возбудителей и антител к ним.

Формирование и течение воспалительного процесса в миокарде у больных хроническими инфекциями носит стадийный хронический характер. Начальной стадии миокардита соответствует распространенный воспалительный процесс без выраженного кардиосклероза; для второй стадии характерно уменьшение воспалительных изменений в миокарде, которые носят ограниченный характер при отчетливых признаках фиброза; третьей стадии соответствует выраженный кардиосклероз при минимальном воспалении в сердечной мышце. Рецидивирующее течение хронического миокардита связано с повторением стадий процесса воспаления на фоне аутоиммунных изменений и неуклонного увеличения фиброзных изменений.

Для диагностики миокардитов у больных хроническими инфекциями оптимальным является следующий комплекс: клинические методы (длительность заболевания, ФК ХСН); лабораторное исследование (СОЭ, концентрация ЛДГ, КФК); ЭКГ-покоя и ЭКГ-М (мерцательная аритмия, миграция водителя ритма, блокады ножек пучка Гиса, частая желудочковая экстрасисто- лия); ЭХОКГ (размеры ПЖ, ЛП, ЛЖ, ИММЛЖ, систолическая и диастоличе- ская функции левого желудочка); иммунологическое обследование (концентрация Ig G, КАГ и ATM, РТМЛ); эходенситометрия миокарда (значения ЭХО-плотности миокарда и CVI в области ЗСЛЖ и МЖП); томосцинтигра- фия миокарда (накопление «воспалительного» и перфузионного РФП в области ЗСЛЖ и МЖП); этиологическая диагностика (выявление очагов хронической инфекции, определение концентрации Ig G к Chlamydia pneumoniae и Epstein-Barr virus). Повторение методов оценки выраженности воспаления и фиброза в миокарде повышает достоверность полученных результатов, а исключение морфометрических и иммунологических методик снижает достоверность всего диагностического комплекса.

Реализация работы.

Результаты работы используются в учебном процессе и лечебно- диагностической работе клиник ВМедА. Проведенная работа является разделом двух проблемных НИР (регистрационные номера: 1602109 и 1602387): "Разработка методов диагностики и лечения миокардитов у военнослужащих", Директива ГВМУ МО РФ 16/7/1/6286 от 21.11.2000 г. и «Роль внутриклеточной инфекции (хламидии, цитомегаловирус, вирусы герпеса I и II типов) в развитии сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний у военнослужащих и разработка алгоритмов ее клинико-лабораторной диагностики», Директива ГВМУ МО РФ № 171/1/3/4933 от 22.08.2001 г.

Апробация работы.

Основные положения диссертации были доложены на заседании Санкт-Петербургского научного общества рентгенологов (Санкт-Петербург, 1997), Научно - практической конференции "Профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний" (Санкт-Петербург, 1998, 2000, 2002), заседании Санкт-Петербургского кардиологического общества им. Г.Ф. Ланга (Санкт-Петербург, 1999), IV и V Международном славянском Конгрессе по электростимуляции и клинической электрофизиологии сердца (Санкт- Петербург, 2000, 2002), Научно-практической конференции "Современные технологии в ядерной медицине. Взгляд в XXI век" (Дубна, 2000), заседании Санкт-Петербургского общества специалистов ядерной медицины (Санкт- Петербург, 2001), Симпозиуме «Инфекция и сердце» (Санкт-Петербург,

, Всероссийской научной конференции «Кардиология - XXI век» (Санкт-Петербург, 2001), Российском национальном конгрессе кардиологов "От исследований к клинической практике", (Санкт-Петербург, 2002), Европейском конгрессе по ядерной медицине (Австрия, Вена, 2000, 2001, 2003), Международном конгрессе по сердечной недостаточности (Норвегия, Осло,

Публикации.

По материалам диссертации опубликовано 76 научных работ, в том числе 6 статей, 20 публикаций в перечне, рекомендованном ВАК, и 9 публикаций международного уровня.

Объем и структура работы.

Текст диссертации состоит из введения, 8 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и приложения. Общий объем работы составляет 369 страниц машинописного текста. Диссертация иллюстрирована 42 таблицами, 27 рисунками и тремя клиническими примерами. Список литературы включает 398 источников, в том числе 138 отечественных и 260 иностранных.

Приношу глубокую благодарность за неоценимую помощь и поддержку научным руководителям: профессору доктору медицинских наук С.А. Бойцову, члену-корреспонденту РАМН профессору, доктору медицинских наук Ю.В. Лобзину.

Искреннюю признательность выражаю также начальнику кафедры сердечно-сосудистой хирургии ВМедА доктору медицинских наук профессору Хубулава Г.Г., заведующей отделением переливания крови кафедры сердечно-сосудистой хирургии кандидату медицинских наук Бойцовой М.Ю., начальнику кафедры патологической анатомии ВМедА доктору медицинских наук профессору Повзуну С.А., заведующей НИЛ электронной микроскопии ВМедА доктору биологических наук профессору Новожиловой А.П., заведующему отделением радиоизотопной диагностики клиники военно-морской и общей терапии ВМедА кандидату медицинских наук Сухову В.Ю., доценту кафедры военно-морской и общей терапии ВМедА кандидату медицинских наук доценту Захаровой А.И, заведующей кафедрой рентгенологии МАЛО доктору медицинских наук профессору Трофимовой Т.Н., доценту кафедры рентгенологии МАЛО кандидату медицинских наук доценту Ицкович И.И., Главному научному сотруднику ЦНИИРРИ МЗ РФ доктору медицинских наук профессору Фадееву Н.П., научному руководителю Центра хирургии аритмий и ЭКС доктору медицинских наук профессору Егорову Д.Ф., заведующему отделением хирургии аритмий кандидату медицинских наук Конд- л., г. >.. ратьеву В.Н., заведующей отделом иммунологии НИИ ЭМ РАМН доктору медицинских наук профессору члену-корреспонденту РАМН Фрейдлин И.С., старшему научному сотруднику отдела иммунологии НИИ ЭМ РАМН кандидату биологических наук Косицкой Л.С., заместителю начальника отдела НИИЦ (МБЗ) ГНИИИ военной медицины кандидату медицинских наук Сме- танину А.Л., заведующей лабораторией микробиологии НИИЦ (МБЗ) ГНИИИ военной медицины кандидату медицинских наук Нураловой И.В., заведующему лабораторией молекулярной генетики научно- производственной фирмы «Хеликс» Андрейчуку Ю.В., старшему научному сотруднику НИИ математики и механики Санкт-Петербургского Государственного Университета Солнцеву В.Н.

Светскость как характеристика государства

Принцип светскости государства - это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. Часть 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация - светское государство, и закрепляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, фундаментальный принцип построения и функционирования современного Российского государства.

Термин «светскость» сегодня является наиболее часто употребляемым в спорах по вопросам отношений государства и религиозных объединений.

Существующие многочисленные интерпретации принципа светскости государства свидетельствуют о том, что светскость - достаточно сложное понятие.

Об этом же свидетельствуют решения Европейского суда по правам человека, многочисленные судебные решения в различных странах мира и России.

Из наиболее показательных в этом отношении решений Европейского суда по правам человека можно выделить: решение от 27 июня 2000 г. по делу «Шаар Шалом Тседек против Франции», решение от 13 февраля 2003 г. по делу «"Партия процветания" и другие против Турции», решение от 26 сентября 1995 г. по делу «Фогт против Германии», решение от 15 февраля 2001 г. по делу «Далаб против Швейцарии», решение от 1 июля 1997 г. по делу «Калас против Турции», решение от 3 мая 1993 г. по делу «Карадэм против Турции» и др.

Так, в постановлении по делу «Карадэм против Турции» от 3 мая 1993 г. Европейский суд по правам человека принял решение о правомерности запрета ношения религиозных знаков в государственных учреждениях турецкого высшего образования в силу необходимости защиты женщин от любого давления. В постановлении по делу «Вальсамис против Греции» от 6 июля 1995 г. Европейский суд по правам человека счел, что учащийся не может оправдывать своими религиозными убеждениями отказ подчиниться школьному регламенту.

Во Франции Государственный Совет в течение 1989-2004 гг. активно занимался рассмотрением споров, связанных с запретами ношения знаков и предметов одежды, которыми учащиеся выражают религиозную принадлежность, и по иным вопросам, непосредственно связанным со светскостью государства, светскостью государственной службы и светскостью государственных и муниципальных (коммун) образовательных учреждений. Из немецких судебных решений этим же вопросам было посвящено, в частности, постановление Конституционного суда ФРГ от 24 сентября 2003 г.

Из российской судебной практики следует отметить названное средствами массовой информации «делом о хиджабе» судебное разбирательство, закончившееся тем, что 15 мая 2003 г. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации признала недействующим и не подлежащим применению со дня вынесения настоящего решения пункт 14.3 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605, в части, запрещающей гражданам, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов, представлять для получения паспорта гражданина Российской Федерации личные фотографии с изображением в головном уборе.

Недостаточное понимание принципа светскости часто проявляется в общественно-политической жизни многих государств. Так, в

Великобритании в 1982 г., во время службы по случаю завоевания Фолклендских островов, архиепископ Кентерберийский молился и за британских, и за аргентинских солдат, погибших во время конфликта, чем вызвал неудовольствие премьер-министра Маргарет Тэтчер5. Впоследствии некоторые политики и СМИ обвиняли архиепископа Кентерберийского в том, что он вмешался в политику.

Недостаточно четкая определенность правового содержания светскости государства приводит к явлениям, явно нарушающим конституционно-правовой принцип светскости. Так, летом 2002 г. Правительство Российской Федерации инициировало процесс создания за государственный счет Российского исламского университета, в котором был запланирован ежегодный выпуск 50 мусульманских служителей культа при содержании всех обучаемых на полном пансионе за счет государственного бюджета.

На региональном уровне факты неправомерных действий органов власти так же не редкость. Так, Правительство Москвы и Департамент образования города Москвы, всячески сопротивляясь обеспечению возможности учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений получать знания о религиозной культуре, до недавнего времени активно сотрудничали с Фондом «Толеранс»6, который является, по обнародованным Федеральной службой безопасности Российской Федерации данным, «дочерней структурой религиозно-националистической турецкой секты "Нурджулар", связанной с международными экстремистскими организациями и турецкими спецслужбами» .

Светскость государственной службы

Важнейшей производной от светскости государства является светскость государственной службы, представляющая собой один из базовых принципов построения системы государственной службы.

Государственная служба как правовой институт представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование объединения государственных служащих, их поведение и деятельность по реализации Конституции и законов Российской Федерации, а также личный правовой статус этих служащих176.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ (с изм. и доп., согл. ФЗ от 18.02.1999 № 35-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ, от 27.05.2003 № 58-ФЗ), государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как отмечают В.П. Мельников и B.C. Нечипоренко, государственная служба находится в органическом единстве с системой органов государственной власти и их аппаратом, она существует и развивается в неразрывной связи с целями, направлениями деятельности и структурой органов государственного управления177.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Все требования Конституции Российской Федерации, устанавливающей светскость государства в Российской Федерации и закрепляющей нормы, являющиеся признаками светскости государства, распространяются на государственную службу Российской Федерации.

Согласно пункту 11 статьи 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» одним из принципов, на которых основана государственная служба Российской Федерации, является внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона, государственный служащий не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; что в государственных органах не могут образовываться 177 Там же. - С. 8. структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Согласно части 2 статьи 21 указанного Федерального закона, при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. Часть 5 статьи 4 указанного Федерального закона устанавливает запрет на выполнение религиозными объединениями функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, а также на участие религиозных объединений в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

Конституционно-правовой институт светскости государства в Российской Федерации

Правовая норма части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что Российская Федерация - светское государство, закрепляет один из принципов построения и функционирования современного государства в Российской Федерации, определяет светскость государства как одну из основ конституционного строя в Российской Федерации и одну из важнейших конституционных характеристик Российской Федерации. Пункт 1 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» дублирует нормы статьи 14 Конституции РФ, закрепляя, что Российская Федерация - светское государство. Конституционные нормы о светскости государства нашли свое отражение в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. В некоторых конституциях и уставах светскость государства или государственно-территориального образования закреплена напрямую в статье, определяющей статус субъекта РФ, реже - в преамбуле. Так, часть 1 статьи 14 Конституции Республики Адыгея266 устанавливает: «Республика Адыгея - светское государство». Аналогичные нормы устанавливаются статьей 14 Конституции Республики Башкортостан267; статьей 16 Конституции Республики Дагестан ; статьей 1 Конституции Республики Ингушетия от 27 февраля 1994 г.; частью 1 статьи 14 Конституции Кабардино-Балкарской Республики ; частью 1 статьи 12 Конституции Карачаево-Черкесской Республики270; пунктом 3 статьи 1 Устава (Основного Закона) Рязанской области271; преамбулой Устава Московской области Российской Федерации . Преамбула Устава (Основного закона) Алтайского края273: «Алтайский краевой Совет народных депутатов, выступая от имени граждан Российской Федерации, проживающих на территории Алтайского края, действуя на основе Конституции Российской Федерации, признавая высшей общественной ценностью жизнь, достоинство, права и свободы человека и гражданина, принципы демократической, правовой, светской и республиканской государственности с социальной ориентацией, имея целью создание достойных человека условий жизни на основе обеспечения свободного развития личности, демократии и законности, совершенствования социально-экономических и культурных отношений, сохранения природной среды, уважения традиций, национальных, религиозных и иных особенностей жителей Алтайского края, принимая во внимание статус Алтайского края как равноправного субъекта Российской Федерации, принимает Устав (Основной Закон) Алтайского края». Статья 12 «Омская область - светское государственно-территориальное образование» Устава (Основного Закона) Омской области : «1. Омская область - светское государственно-территориальное образование. Никакая религия на территории Омской области не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Вероисповедание является частным делом каждого человека. Каждый может исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, свободно отправлять религиозные обряды, если они не запрещены законом и не нарушают прав человека. 3. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, государственные и муниципальные образовательные учреждения отделены от церкви». В ряде субъектов Российской Федерации светскость государства находит отражение только в нормах о светскости как светскости государственной деятельности. Так, согласно статье 8 Устава Пермской области, государственная деятельность в Пермской области носит светский характер, никакая религиозная конфессия не может быть признана в качестве государственной или обязательной.

Эволюция правового содержания и понимания светскости государства

Принцип разделения компетенции светской и религиозной власти (отделения религиозных объединений от государства), как сути светского государства, имеет уже, как минимум, двухтысячелетнюю историю, и его предпосылки были заложены в христианском вероучении: «...отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21); «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божий» (1 Петр. 2:13-16).

В 6-й новелле Юстиниана был сформулирован принцип, который лег в основу симфонии Церкви и государства: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода. Потому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем».

Идеи светскости государства и разделения компетенции светской и религиозной власти, получившие свое отражение в работах Юстиниана, а несколько позднее - и в трудах западноевропейских и американских мыслителей (Фома Аквинский, Мартин Лютер, Никколо Макиавелли, Жюль Ферри и др.), а также русских мыслителей (Н.Я. Данилевский, Л.А. Тихомиров, К.П. Победоносцев и др.), легли в основу большинства известных моделей отношений между государством и религиозными объединениями.

Представления о том, каким должно быть светское государство, изменялись со временем и отличались в зависимости от исторического периода и страны, где происходили события. Основная эволюция правового содержания и понимания светскости государства в государствах Западной Европы происходила в XVIII-XX веках. В России государство никогда не было теократическим, а светская власть в государственных делах всегда была выше духовной, но эволюция светскости государства в ее сегодняшнем понимании происходила так же в указанный период.

Поэтому без изучения динамики изменения правового содержания и понимания светскости государства, то есть светскости как процесса, невозможно дать полную картину светскости как характеристики современного государства.

Понимание светскости государства - это обусловленная особенностями состояния политико-правового развития общества и государства, историческими и национально-культурными традициями, распределением национально-культурной и религиозной идентичности общества система представлений о содержании светскости государства и обусловленных светскостью государства правах, обязанностях и ограничениях во взаимоотношениях между государством и религиозными объединениями.

В развитии правового содержания и понимания светскости государства в европейских странах отмечаются совпадения и аналогичные событийные ряды, этапы, проанализировав которые, можно вывести определенные закономерности этого развития.

В большинстве стран Европы государство в определенные периоды своего развития стремилось поставить Церковь и духовенство в полное подчинение государственной власти (период царствования Иоанна Грозного, реформы Петра I, Екатерины II и последующие в Российской Империи; галликанство299 во Франции; иосифизм300 в Австрии).

С другой стороны, та светскость государства, которая является сегодня конституционной характеристикой многих государств мира, зародилась в Европе как реакция правящих элит на вмешательство Римской католической церкви в суверенные дела европейских государств. Сторонники разделения церквей и государства во Франции приводили следующие доводы.

1. Конкордат с Римской католической церковью - это правовой инструмент, который позволяет иностранцу (Папе Римскому), не имеющему никакого отношения к Франции, правомерно вмешиваться во внутренние суверенные дела Франции, что не соответствует ее национальным интересам. На протяжении 100 лет с момента заключения в 1801 году Конкордата с Римской католической церковью Ватикан постоянно вмешивался во внутренние дела Франции, причем далеко не только по вопросам исключительно религиозного характера. Республиканское государство не должно и не может терпеть подобное вмешательство.

2. Конкордат императивно обязал Французское государство вступать в отношения с иностранцем, легитимность избрания которого главой Римской католической церкви сомнительна («который не является настоящим главой государства и сделался Папой Римским не по благодати Св. Духа, а по вето австрийского императора Франца Иосифа»).

Похожие диссертации на Миокардиты при хронических инфекциях (диагностика и варианты течения)