Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственно-правовая защита культурных ценностей : Сравнительный анализ российского и французского законодательства Егорова, Екатерина Юрьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Егорова, Екатерина Юрьевна. Государственно-правовая защита культурных ценностей : Сравнительный анализ российского и французского законодательства : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Фед..- Москва, 1996.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-2/71-2

Введение к работе

Актуальность таны наследования. Глубинные политические и экономические изменения в России сказываются и на сфере культуры. Новые принципы культурной политики в своем юридическом выражении включают общедоступность культурных ценностей, обязательность для каждого заботиться о сохранении.культурного и исторического наследия, отказ от монополизма. Реализация этих принципов обусловливает необходимость формирования эффективных правовых механизмов охраны культурных ценностей в условиях многообразия форм собственности и нногосубъектности системы управления в сфере культуры, множественности источников финансирования. Особую актуальность и остроту правовая защита, сохранение культурных ценностей, в частности, относящихся к движимому имуществу, приобретают в свете международной ситуации, сложившейся вокруг рассматриваемых объектов и оцениваемой специалистами как чрезвычайная и требующая срочных адекватных мер. Кражи предметов культуры вышли на второе место по масштабам и значимости после контрабанды наркотиков и приобрели новое качество (хищение раритетов из национальных библиотек). Раскрываемость же таких преступлений очень низкая: в Великобритании и Франции она составляет 20 - 30 процентов, в Италии -50 процентов. Интерпол возвращает владельцам лишь 10 процентов похищенного.

Актуальным направлением в борьбе с покушениями на культурные ценности становится создание международного банка данных похищенных произведений искусства, содержащего их описание и позволяющего надежно их идентифицировать. В 1991 году международными правовыми органами в содружестве с полицией ведущих стран и руководством крупнейших музеев и галерей и при морально-финансовой поддержке заинтересованных лиц была создана компьютерная программа, получившая название "Каталог пропавших произведений искусства" и содержащую 50 тысяч файлов с основными характеристиками похищенных шедевров.

Вступление России в Совет Европы имеет существенные пра-

вовые последствия в части охраны культурных ценностей. После принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации решения о вступлении нашей страны в Совет Европы перед Россией неизбежно встанут практические задачи интеграции законодательства, в том числе в области охраны культурных ценностей на международном, региональном и субрегиональном уровне правового сотрудничества (А.К. Морозов).

Первостепенное значение, помимо законодательной базы, приобреп учет культурных ценностей. Особо актуальної! проблемой является унификация законодательства в этой сфере, выработка международных стандартов первичной учетной документации и приведение национальных стандартов в соответствие с ними. Эффективная борьба с преступлениями против культурных ценностей становится возможной только при тесном сотрудничестве различных государств в создании правовой базы.

Особенно актуальна защита частных.собраний предметов искусства, на которые приходится наибольшее количество краж, укрепление государственной поддержки частных коллекций.

В силу вышеизложенного анализ определений понятия "культурные ценности" в научной литературе и правовых актах, как российских, так и международных, рассмотрение организации учета и изучение ратвития и изменения государственной политики в ошошении частных коллекционеров, изучение дихотомии "частное - общественное" применительно к культурным ценностям связано 8 работе с конкретныни вопросами правового механизма их защиты, реальной практикой различных органов, структур охранительной функции.

Состояние научной разработки темы. Проблема защиты культурных ценностей, сохранения культурного наследия всегда привлекала внимание ученых-юристов, философов, историков.

Теоретико-методологические и практические аспекты управления в сфере культуры, интеллектуальной собственности и информации рассматриваются в работах Г.В. Атаманчука, И.Л. Бачило, Б.И. Габричидзе, В.И. Иванова, Н.М. Кейзерова, Б.М. Лазарева, А.Ф. Ноздрачева, Т.М. Шамбы и др.

Ло последнего времени культурные ценности рассматривались

главным образом как объекты гражданского права. Проблемам международно-правовой защиты культурных ценностей посвящены работы М.М. Богуславского "Международно-правовая защита культурных ценностей" (М., 1973), "Современные правовые вопросы возвращения культурных ценностей в страну их происхождения" ("Государство и право". - 1992. - N 11). Анализ юридической научной литературы показывает, что наибольшую актуальность приобретает проблема борьбы с посягательствами на культурные ценности в международном масштабе. Этот вопрос затрагивается как российскими, гак и зарубежными исследователями.1

Данный аспект проблемы защиты культурных ценностей рассматривается не только в теоретическом, но и в практическом плане в выступлениях руководителей и работников Министерства культуры РФ. Академией МВД России выпущено учебное пособие (Горбачев В.Г., Гуров А.И. Борьба с преступными посягательствами на культурные ценности. - Н., 1992).

Вместе с тем следует отметить, что монографические исследования, в которых рассматривается правовые вопросы государственного обеспечения сохранности и развития культурного наследия, практически отсутствуют. Одной из попыток такого исследования стала работа Р.Б. Булатова "Культурные ценности: правовая регламентация и юридическая защита" (Санкт-Петербург, 1995).

Чрезвычайная ситуация, сложившаяся вокруг культурного наследия в России и в мире вообще, не могла не вызвать обеспокоенности со стороны общественности как в нашей стране, так и за рубежом, о чем говорит увеличение количества публикаций в периодической печати, посвященных проблеме сохранения национальных культурных богатств, в частности, вопросам реституций,

' см.: Онуфриенко Г. Криминальная проблема номер два (0р~ ганизованная преступность и художественное наследие - новая ситуация) // Знамя. - 1995. - N 7; Попов Д. Несоизмеримые потери: О состоянии и мерах борьбы с транснациональными кражами культурных ценностей // Информационный бюллетень/Национальное бюро Интерпола в Российской Федерации. - М., 1993. - N 4; Se-idl-Hohenveldern I. La protection Internationale du patrimoine culurel national // Revue Generale de droit international public. - P., 1993. - T. 97, N 2 И Др.

- б -

обеспечению сохранности памятников истории и культуры во вре вооруженных конфликтов и т.д.

Исследователем использовались также работы французск специалистов, посвященные проблемам публично-правовой защи культурных ценностей, вопросам их юридического статуса,2 о ращения культурных ценностей в объединенной Европе.3

объектом диссертационного исследования является существ ющая в Российской Федерации и Франции нормативная база, в с ответствии с которой строится система защиты культурных це ностей различных форм собственности, и юридические характери тики их субъектов.

Предиетон диссертационного исследования выступают понят и классификация культурных ценностей, юридическая природа типология средств защиты и практические рекомендации по сове шснсгвованию последних.

Цель н задачи исследования. Целью диссертации явило комплексное исследование проблемы государственно-правовой э щиты культурных ценностей в зависимости от формы собственное на указанные объекты.-' В ходе ее реализации решались следуют исследовательские задачи:

проанализировать основные теоретико-нетодологическ подходы к правовому понятию "культурные ценности", рассмотре его соотношение с другими родственными правовыми категориям п частности с понятиен "интеллектуальная собственность";

показать своеобразие преломления дихотомии "частное общественное" применительно к культурным ценностям;

изучить систему учета культурных ценностей как юри

*""Perinet-Harquet Н. La protection public des biens ct torels en droit francais // Revue Internationale de droit cc pare. - P., 1990. - A. 42, N 2. - P. 789 - 804; Braibant Droit public et ргоргіеЧе* prive'e immobiliere: les insuffise ces du droit // Actlvite" juridique. Drcit administratif. - t 1992. - A. 48, N 6 . - P. 387 - 415 и другие

2 Audit В. Le statut des biens culturels en droit int«
national prive' francais // Revue international de droit comf
re\ - P., 1994. - A. 47, N 2. - P. 405 - 422
и Др.

3 Voudouri D. Circulation et protection des biens cult
rels dans 1'Europe sans frontieres // Revue du droit public
de la science politique en France, et a 1'etranger. - P., 199 N
2. - P. 479-524 и Др.

ческую основу обеспечения их сохранности, акцентируя, в частности, внимание на первичных охранных документах;

- выделить специфические черты частных коллекций и обосновать необходимость гарантирования их юридической защищенности, внести предложения, касающиеся государственной политики в отношении негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют исследования отечественных и зарубежных ученых - юристов, искусствоведов, философов, историков, культурологов и других специалистов в области законодательства о культуре. При анализе темы потребовалось применение различных методов исследования: сравнительного правоведения, социологических методов (анализ документов), дедукции и индукции, системного, семантического, сравнительно-исторического и других научных методов познания социально-политических явлений и процессов, соотнесения между собой концепций, содержащих разнообразный нормативный материал, и эмпирической практики, вплоть до единиц хранения. Теоретико-методологической новацией является рассмотрение в единстве фаз защиты не только конечного интеллектуального продукта, но и на стадиях его производства, защиты творческой личности писателя, художника, авторских и смежных прав, социологии интеллектуальной собственности (Е.В. Халипова и др.) , объектов промышленной собственности (С.С. Целиков и др.).

Органическая связь исследуемой темы с правовым обеспечением теории и практики государственного управления многоаспектна, например, рассмотрение управления как самостоятельной культурной ценности, государственной полигики в сфере культуры и ее нормативного регулирования.

Комплексность темы обусловила привлечение материала как из смежных дисциплин: философии, истории, искусствоведения, психологии, так и отраслей права - конституционного, административного, гражданского и др.

Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные

акты министерств и ведомств, международные договоры и конвенции, участницей которых является Россия, правовые акты стран -членов СНГ, законодательство Франции о культурных ценностях.

Эмпирической базой исследования является практическая деятельность Министерства культуры Российской Федерации и московских музеев по обеспечению сохранности культурных ценностей, публикации в периодической печати.

В особенности детально изучена нормативная база охраны культурных ценностей, законы и подзаконные акты, инструкции по хранению муэойных ценностей в России и Франции.

Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе впервые осуществлен сравнительный анализ общетеоретических понятий юридическая защита, культурные ценности, интеллектуальная собственность и др., а также конкретных способов и опыта государственно-правовой охраны культурных ценностей в российском и французском законодательстве.

Автором впервые изучена специфика преломления дихотомии "частное - общественное" применительно к рассматриваемой категории объектов с точки зрения аргументации существования различных форм собственности на них.

Особый интерес представляет анализ существующей в Российской Федерации системы государственного учета культурных ценностей и проблем ее совершенствования на основе имеющегося международного опыта.

На защиту, в частности, выносятся следующие положения:

- путем сравнительно-правового исследования российского и французского законодательства, анализа семантики правовых понятий, используемых во французских и российских нормативных актах выведено следующее определение культурных ценностей: "культурные ценности (памятники истории и культуры) - формы синтеза материальных и духовных результатов человеческой деятельности, за которыми признано обществом историческое, научное, художественное или иное культурное значение в силу их уникальности и способности выступать в качестве объединяющего начала для представителей народа одной страны, в том числе между их различными поколениями";

впервые введены в оборот и исследованы материалы, касающиеся учетной документации; на основе анализа актов органов государственного управления, конкретного опыта музеев, международной практики аргументирована ведущая роль государственного учета культурных ценностей, в том числе находящихся у частных владельцев, в обеспечении их сохранности, а также необходимость приведения учетной документации в соответствие с международными стандартами в связи с вступлением РФ в Совет Европы; сравнительный анализ применяемых технологий учета приводит К выводу о необходимости его осуществления по категориям объектов;

в результате сопоставления генезиса и объема правовых понятий "культурные ценности" и "интеллектуальная собственность" на основе анализа нормативно-правовых актов, теоретических исследований российских и французских юристов сделан вывод о существовании категории объектов, которые могут пользоваться двойной защитой. Взаимосвязь указанных категорий состоит также в том, что охрана права интеллектуальной собственности служит основой приумножения культурного наследия, в го время как культурные ценности служат эталоном при оценке вновь созданных произведений;

на основе изучения природы и специфики культурных ценностей как объектов правового регулирования с точки зрения соотношения частного и общественного достояния сделан вывод о двойственности их природы, с преобладанием публичного начала, что обусловливает возможность существования различных форм собственности на культурные ценности и оптимальное регулирование их статуса посредством ограничения осуществления правомочий собственника;

анализ на основе исторических материалов и нормативных актов государственной политики в отношении частных коллекционеров позволил обосновать необходимость государственной защиты частных коллекций, поддержки коллекционеров, в частности предлагаются наиболее адекватные управленческие решения и юридические меры защиты.

Практическая значимость исследования состоит в том, чт оно ориентировано на решение в условиях острой, кризисной си туации актуальных проблей правовой теоретической и практичес кой защиты культурных ценностей, на реальную возможность ис пользования ряда выводов, предложений и рекомендаций, направ ленных на разработку новых и совершенствование принятых зако нодательных и подзаконных управленческих актов. Этой цели слу жат конкретные предложения, направленные на совершенствовани процесса рассмотрения эмпирических форм, методов, приемов за щиты.

Практический интерес представляет рассмотрение Федераль ного Закона Российской Федерации "О Музейном фонде Российско Федерации и музеях в Российской Федерации" и других актов d lege ferenda.

Материалы диссертации имеют практическое значение для от раслевых юридических наук, могут быть использованы в науч но-исследовательской работе, в деятельности правоохранительны органов, в учебном процессе по юридическим дисциплинам, а так же по менеджменту культуры.

Апробация результатов исследования. Результаты исследова ния апробированы на заседании кафедры государственного управ ления и правового обеспечения государственной службы Российс кой Академии государственной службы при Президенте Российско Федерации, выступлениях автора на "круглых столах" и конферен циях Отделения защиты интеллектуальной собственности и инфор мации Международной Академии информатизации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, тре глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка исполь эованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Государственно-правовая защита культурных ценностей : Сравнительный анализ российского и французского законодательства