Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России : на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа Со Андрей Александрович

Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России : на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа
<
Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России : на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России : на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России : на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России : на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России : на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России : на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России : на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России : на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России : на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России : на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России : на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России : на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Со Андрей Александрович. Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России : на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Со Андрей Александрович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов].- Санкт-Петербург, 2010.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/938

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-правовые основы свободы вероисповедания 16

1.1. Понятие и содержательная характеристика свободы вероисповедания 16

1.2. Свобода вероисповедания и основы конституционно-правового статуса личности 41

1.3. Становление свободы вероисповедания и межконфессиональных отношений 65

1.4. Конституционно-правовое регулирование деятельности религиозных объединений в зарубежных странах 86

Глава 2. Свобода вероисповедания и конституционно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации 96

2.1. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации 96

2.2. Практика реализации свободы вероисповедания в Российской Федерации 120

Глава 3. Свобода вероисповедания и деятельность религиозных объединений в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа 141

3.1. Особенности конституционно-правового регулирования и реализации свободы вероисповедания в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа 141

3.2. Деятельность религиозных объединений в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа 159

Заключение 179

Список литературы 191

Приложение 223

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Существующие религии и лежащие в их основе конфессиональные вероучения настолько разнообразны и друг другу противоречивы, что нередко становятся источником социальной напряженности, конфликтов и войн, религиозными идеями зачастую прикрывается современный терроризм, угрожая миру и безопасности человечества. С этими вызовами приходится сталкиваться современному обществу, которое «может считаться благополучным и здоровым» только тогда, когда «каждый индивид в нем обладает реальными гарантиями нормального развития и защищенности».

Российское законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях за последние два десятилетия претерпело значительные изменения, направленные на обеспечение духовной безопасности. В этих условиях существует проблема полноценной реализации свободы вероисповедания, защищенности личности от различных форм идеологического принуждения, что влияет на состояние иных прав и свобод, становление гражданского общества и правового государства. Как отметил С.А.Авакьян, «создание условий для полного выражения каждым человеком своей духовной свободы – важный фактор демократизма страны и ее конституционного строя».

На основании пункта «б» части 1 статьи 72 Конституции РФ, пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (в ред. от 23июля 2008 г. № 160-ФЗ) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон «О свободе совести…») нормотворчество субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений отнесено к сфере совместного ведения. Однако проблемы практики конституционно-правового регулирования данных вопросов слабо исследованы в науке конституционного права. В связи с этим нуждается в конституционно-правовом анализе ситуация с соблюдением прав граждан на свободу вероисповедания в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах соответствующего федерального округа. В частности, в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа в должной мере не были проанализированы вопросы конституционно-правового регулирования и практики реализации свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений, правовые конфликты, возникающие на религиозной почве, проблемы совершенствования регионального законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Степень научной разработанности и теоретическая база исследования. Исследования свободы вероисповедания как правовой категории, рассматриваемой в контексте общей теории прав человека и конституционного права, осуществлялись такими учеными, как С.С.Алексеев, М.В.Баглай, Г.Г.Бернацкий, Н.В.Витрук, Л.Д.Воеводин, Л.И.Глухарева, А.Н.Головистикова, Л.Б.Ескина, А.И.Ковлер, А.Н.Кокотов, М.Г.Кириченко, В.А.Кряжков, Е.А.Лукашева, Д.И.Луковская, В.О.Лучин, А.В.Малько, Л.С.Мамут, Н.И.Матузов, Д.З.Мутагиров, Ю.А.Розенбаум, Н.Ю.Тетерятников, О.И.Тиунов, В.А.Четвернин, Б.С.Эбзеев и др.

Особенности правового регулирования свободы вероисповедания в зарубежных странах исследовались на основе работ таких ученых, как Ю.Я.Баскин, Г.Дж.Берман, К.Г.Борисов, Ж.Боберо, У.К.Дьюрем, Т.В.Зонова, Дж.Купер, К.Каневский, Е.М.Мирошникова, М.П.Мчедлов, Г.М.Моран, К.Морено Педро, Р.А.Подопригора, Ф.Руффини, С.Ферарри, Б.Н.Чичерин, А.В.Щипков и др.

Анализу проблем, связанных с правовым регулированием и реализацией свободы вероисповедания в Российской Федерации и ее субъектах, посвящены труды таких ученых как С.А.Авакьян, Ю.И.Гревцов, П.Н.Дозорцев, А.Г.Залужный, В.Д.Карпович, А.В.Красиков, А.И.Кудрявцев, А.В.Логинов, Г.П.Лупарев, А.А.Нуруллаев, Н.А.Придворов, А.В.Пчелинцев, Ф.М.Рудинский, В.В.Ряховский, А.Е.Себенцов, Ю.В.Тихонравов, С.В.Фомина, Г.Г.Черемных и др.

Историко-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой аспекты свободы вероисповедания отражены в работах таких авторов как И.З.Аюшева, А.А.Дорская, А.А.Левина, А.С.Ловинюков, К.А.Писенко, А.Н.Садков, М.С.Стецкевич и др.

В последнее время по проблемам реализации прав и свобод граждан в области религии было защищено немалое число диссертационных исследований, среди которых следует упомянуть работы таких ученых как С.А.Бурьянов, А.Н.Круглов, Ю.В.Сластилина, Т.Ю.Тагиева, Е.В.Тихонова и др.

В большинстве вышеперечисленных исследований четкого разграничения свободы совести и свободы вероисповедания как самостоятельных конституционно-правовых категорий не прослеживается, рассматриваемая в работах реализация свободы совести касается, в сущности своей, исключительно вопросов осуществления лицом свободы в религиозной сфере. Таким образом, в науке конституционного права все еще недостаточно разработанными оказываются конституционно-правовые основы свободы вероисповедания, юридическая природа данной свободы, ее взаимосвязь со свободой совести и конституционно-правовым статусом личности в целом.

Обзор диссертационных исследований, затрагивающих вопросы реализации свободы вероисповедания в федеральных округах Российской Федерации, показывает, что данная проблематика практически не исследована и отражает специфику либо отдельно взятого Южного федерального округа (Д.С.Белявский, Е.В.Шевелева), либо отдельных субъектов Российской Федерации (Волгоградская область, Хабаровский край).

Среди диссертационных исследований, посвященных проблемам конституционно-правового регулирования деятельности религиозных объединений, следует отметить работы таких авторов как Т.Ю.Архирейская, Л.М.Воронкова, Е.Н.Клименко, И.В.Понкин и др. В данных работах дается обоснование построения и развития в России модели сотрудничества государства и религиозных объединений, представляющих интересы «традиционных» религий. При этом предлагаемые формы такого сотрудничества и их нормативное закрепление не во всех случаях согласуются с конституционными принципами светского государства и равенства религиозных объединений перед законом, что требует конституционно-правового анализа содержания данных принципов и определения степени их влияния на реализацию свободы вероисповедания.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением свободы вероисповедания и деятельностью религиозных объединений в Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования являются правовое регулирование свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации, а также особенности правового регулирования и реализации свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа.

Целью диссертационного исследования является на основе комплексного правового исследования конституционно-правовых основ свободы вероисповедания в Российской Федерации, конституционно-правового статуса религиозных объединений, действующих в России, соответствующего опыта зарубежных государств, выявить особенности конституционно-правового регулирования и реализации свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа и разработать правовые рекомендации по совершенствованию федерального и регионального законодательства в религиозной сфере.

Для достижения указанной цели в работе решались следующие научные задачи:

1. На основе критического анализа ранее выполненных исследований определить современное конституционно-правовое содержание понятия свободы вероисповедания.

2. Исследовать правовые особенности свободы вероисповедания и условия ее реализации как одной из основ, составляющих конституционно-правовой статус личности в России.

3. Исследовать опыт и выявить историко-правовые особенности становления свободы вероисповедания и регулирования межконфессиональных отношений в зарубежных странах и в России.

4. Раскрыть особенности реализации конституционного принципа светского государства в Российской Федерации.

5. Исследовать практику реализации свободы вероисповедания в Российской Федерации, выявить и проанализировать правовые конфликты, связанные с реализацией свободы вероисповедания.

6. Провести анализ и выявить особенности конституционно-правового регулирования и практики реализации свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные методы современного научного познания общественных явлений, в том числе: формально-логический, структурный, системный, функциональный, а также частно-юридические методы: историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический.

Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (в том числе субъектов Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе). В диссертации были использованы решения Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, акты федеральных судов общей юрисдикции, а также Европейского Суда по правам человека; конституции и правовые акты иностранных государств, законодательство стран СНГ.

В работе также были проанализированы нормативные правовые акты дореволюционной и советской России, регламентирующие реализацию религиозных свобод и межконфессиональные отношения.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней осуществлено одно из первых комплексных исследований конституционно-правовых основ закрепления и реализации свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа.

В результате выделения общего и особенного в понятиях свободы совести и свободы вероисповедания как самостоятельных конституционных свобод личности обосновывается необходимость выделения свободы вероисповедания в отдельный институт в конституционном праве, разработано соответствующее понятие с учетом назначения данной свободы.

В связи с исследованием практики конституционно-правового регулирования деятельности религиозных объединений уточняется конституционно-правовое содержание принципа светского государства, предложены конкретные правовые средства, направленные в защиту принципа светского государства в современных условиях в России. В работе обосновывается некорректность использования термина «секта» в законодательстве и правоприменительной практике России с учетом ее многоконфессионального уклада, внесены предложения по совершенствованию мер ответственности религиозных объединений, в том числе путем закрепления термина «незаконное религиозное объединение».

В ходе исследования выявлены несовершенства российского законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях и предложены пути их устранения. В частности, разработаны проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях», проект Указа Президента РФ «О внесении изменений в Доктрину информационной безопасности», проект Приказа Министерства юстиции РФ «О внесении изменений и дополнений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации «О государственной религиоведческой экспертизе», проект Закона Вологодской области «О внесении изменений в статью 14.7 Кодекса Вологодской области об административных правонарушениях».

На защиту выносятся разработанные лично автором следующие основные научные положения и результаты:

1. Свобода вероисповедания является самостоятельной конституционной свободой личности, нетождественной свободе совести, поскольку свобода совести является свободой любых морально-этических воззрений и убеждений, свободой поступать так, как велит совесть. В свою очередь, свобода вероисповедания охватывает собой ту часть человеческого сознания, которая касается отношения к исповедуемой религии, вере, то есть является свободой выбора в пределах религиозного сознания и поведения. В широком смысле свобода вероисповедания может быть рассмотрена как свобода, затрагивающая вопросы веры в духовно-нравственные идеалы в целом. Таким образом, свобода вероисповедания – это вид и мера возможного поведения лица выбирать любые морально-этические взгляды и убеждения, основанные на той или иной религии либо вере в духовно-нравственные идеалы, а также возможность следовать этим убеждениям при условии соблюдения закона.

С учетом положений статьи 28 Конституции РФ, конституционно-правовой институт свободы вероисповедания можно охарактеризовать как систему правовых норм, обеспечивающих сферу религиозной свободы личности, включая правомочия лица исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Свобода вероисповедания, определяя сферу индивидуальной свободы личности в вопросах веры в духовно-нравственные идеалы и ценности, гарантирует самоопределение личности в этих вопросах, что накладывает особенности в реализации ряда других конституционных прав и свобод: право на достоинство личности, свобода слова, право на распространение информации, право на образование, право на труд и на отдых, обязанность соблюдать конституцию и законы государства, воинская обязанность (право на отказ от военной службы и замену ее альтернативной гражданской службой) и др.

3. Пределы реализации свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений определяются в зависимости от сложившихся в том или ином государстве национальных особенностей правовой системы, традиций нормативно-правовой регламентации принципа светскости государства, особенностей закрепления правового статуса личности и практики государственно-церковных взаимоотношений. Установлено, что наиболее благоприятный режим реализации свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений обеспечивается в государствах, придерживающихся принципа светского государства.

4. Практика правового регулирования свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа характеризуется многообразием подходов к религиозной сфере. В субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа обеспечивается публично-правовое регулирование религиозной сферы, включающее нормы конституций республик и уставов, региональные целевые программы, региональные законы о передаче имущества религиозного назначения, правовые акты органов местного самоуправления, посвященные учету и систематизации деятельности религиозных групп на территории муниципальных образований и др. При этом законодательная практика субъектов Российской Федерации в данной сфере является неразвитой и, в основном, правовое регулирование осуществляется через региональные программы и решения территориальных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

5. Ни в одном из рассматриваемых субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа, в отличие от других федеральных округов (Приволжский, Южный, Северо-Кавказский, Сибирский федеральные округа), нет специального закона, посвященного свободе вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Принятие специальных законов на территории Северо-Западного федерального округа представляется нецелесообразным по причине гарантирования федеральным законодательством в необходимом и достаточном объеме уровня конституционно-правовых гарантий реализации свободы вероисповедания, а также объективных сложностей, существующих в определении пределов правового регулирования субъектами Российской Федерации вопросов защиты прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания и вопросов деятельности религиозных объединений, отнесенных к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

6. В 1990-х годах, до принятия Закона «О свободе совести…» субъекты Российской Федерации Северо-Западного федерального округа осуществляли попытки упорядочить миссионерскую деятельность религиозных объединений на своих территориях посредством законодательного регулирования (Архангельская, Вологодская области) либо посредством актов подзаконного нормотворчества (Псковская область). Однако эта правовая практика, связанная с попытками ограничения прав граждан на свободу вероисповедания на региональном уровне, не в полной мере соответствовала пункту «в» части 1 статьи 71 Конституции РФ и российскому законодательству о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, и во всех случаях (по собственной инициативе органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в Вологодской, Псковской областях; либо по инициативе прокуроров субъектов Российской Федерации – в Архангельской области) их действие было прекращено.

В то же время законодательными актами отдельных субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа (в частности, статьей 14.7 Кодекса Вологодской области об административных правонарушениях) устанавливается административная ответственность за «назойливое приставание к гражданам в общественных местах с целью религиозной агитации», что не в полной мере согласуется с положениями статей 28, 55 (часть 3) Конституции РФ, статьи 3 (пункт 6) Закона «О свободе совести…», статей 1.3 и 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относящих возможность ограничения прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе путем установления административной ответственности в этой сфере, только федеральным законом.

7. Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа и религиозных объединений осуществляется путем заключения не только двусторонних как в субъектах Российской Федерации других федеральных округов, но и многосторонних договоров и соглашений о сотрудничестве (Республика Карелия), что отражает специфику округа. В таких соглашениях обеспечивается участие и некоторых крупных протестантских религиозных объединений (прежде всего, лютеранского вероисповедания) за счет их традиционно сильного влияния в северо-западной части России. При этом несоответствие содержания отдельных соглашений положениям статей 13 (части 1 и 2), 14, 28 Конституции РФ, статьи 4 (пункт 4) Закона «О свободе совести…» обнаруживается в определении закрытого перечня «традиционных» для соответствующего субъекта Российской Федерации религий и в обязательствах органов государственной власти контролировать в учебных заведениях деятельность других религиозных объединений, которые не относятся к традиционным; в признании «православия источником вечных духовных ценностей» и в обязательствах органов государственной власти оказывать поддержку образовательной деятельности отдельной религиозной организации, в обязательствах религиозной организации участвовать в подготовке проектов законодательных актов субъекта Российской Федерации в образовательной сфере и др.

8. В целях противодействия дискриминации законно действующих религиозных объединений, во исполнение конституционного положения, запрещающего установление религии в качестве государственной или обязательной, необходимо в Законе «О свободе совести…» абзацы четвертый и пятый преамбулы изложить в следующей редакции:

«признавая особую роль христианства, ислама, буддизма, иудаизма в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,

уважая все другие религии и вероисповедания России,».

9. Осуществленное в Законе «О свободе совести…» закрепление двух форм религиозных объединений: религиозных групп и религиозных организаций, имеющих различный правовой статус, не в полной мере соответствует содержанию статьи 14 Конституции РФ. Представляется целесообразным в законодательное определение религиозного объединения внести изменения, предусматривающие, что к религиозным объединениям должны относиться религиозные организации, которые, в свою очередь, подразделяются на местные религиозные организации и централизованные религиозные организации. Религиозные группы, как формы общественных объединений, которые по причине отсутствия у них государственной регистрации не пользуются правами юридического лица в полном объеме, целесообразно исключить из числа форм религиозных объединений, рассмотрев их правовой статус отдельно либо в Законе «О свободе совести…», либо в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ) «Об общественных объединениях» .

10. Закрепленное в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 09сентября 2000 г. № Пр-1895, Письме Министерства образования Российской Федерации от 12 июля 2000 г. №549/28-16 «Об информации о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений» понятие «секта» носит оценочный характер и не соотносится с терминологией, закрепленной в Конституции РФ и в Законе «О свободе совести…». Для обозначения религиозных объединений, которые действуют с нарушением законодательства Российской Федерации, посягают на права и свободы человека и гражданина, причиняют своей деятельностью ущерб нравственности и здоровью граждан, целесообразно использовать юридически более корректный термин «незаконное религиозное объединение», акцентирующий внимание именно на противоправном характере деятельности религиозного объединения. Признание религиозного объединения незаконным должно осуществляться в судебном порядке с одновременным применением мер ответственности, предусмотренных статьей 14 Закона «О свободе совести…».

Теоретическая значимость работы заключается о том, что осуществленная в ней разработка конституционно-правовых основ свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации, включая нормотворческую и правоприменительную практику субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа, способствует выявлению правовой сущности свободы вероисповедания как самостоятельного элемента системы конституционных прав и свобод личности, степени влияния данной свободы на систему права в целом, а сделанные в работе выводы и рекомендации могут быть использованы в дальнейших научных разработках.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемые в работе выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании законодательства и в правоприменительной практике в сфере обеспечения свободы вероисповедания и регулирования деятельности религиозных объединений в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа.

Результаты работы также могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплины «Конституционное право России», спецкурса «Конституционно-правовой статус религиозных объединений».

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и научно-практические рекомендации диссертации неоднократно обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры государственного и международного права СЗАГС, а также обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах (Международный научный форум «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность», 2007 г., СЗАГС; V научная конференция «Религиозная ситуация на северо-западе России и странах Балтии: традиции и современность», 2008 г., РГПУ им. А.И.Герцена; международная научная конференция «Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России», 2008 г., Курганский государственный университет), нашли отражение в опубликованных автором научных работах и могут представлять интерес для научной общественности, государственных и муниципальных служащих.

Структура диссертационного исследования. Исходя из целей и задач исследования определена структура диссертации, которая состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка научной литературы и приложения.

Понятие и содержательная характеристика свободы вероисповедания

На этапе закрепления темы исследования автором учитывалось наличие определенного количества работ, затрагивающих проблемы правового регулирования свободы совести и свободы вероисповедания. Уже в ходе осуществления настоящего исследования был опубликован ряд диссертационных работ по аналогичной тематике. В большинстве исследований были обнаружены существенные научные практические недостатки, негативным образом отражающиеся на реализации свободы вероисповедания, что заставило автора обратиться к обзору выполненных работ и их критической оценке.

Одни из первых диссертационных исследований в этой сфере осуществля-лись такими учеными как Н.П.Гаевая , Ф.К.Лауринайтис", Ф.М.Рудинский . Как и большинство исследований советского периода, данные работы в основном носили идеологизированый характер, обусловленный господствующими в советском обществе представлениями о необходимости преодоления религиозных предрассудков правовыми средствами и мерами атеистической пропаганды.

В 90-х гг. по проблемам свободы совести и деятельности религиозных объединений были защищены диссертации Г.Н.Комковой4, Г.П.Лупарева , Г.Г.Черемных6 и др. Данные исследования проводились либо на основе действовавшего Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-1 «О свободе вероисповеданий» , либо учитывали отдельно взятые аспекты свободы совести: административно-правовой, уголовно-правовой. Свобода вероисповедания, как самостоятельная разновидность конституционных свобод личности, в данный период практически не была исследована.

В 2000 г. были защищены кандидатские диссертации И.Н.Вишняковои" и С.Ю.Симорот3. В данных работах впервые была предпринята попытка целостного теоретико-правового исследования понятий свободы совести и свободы вероисповедания. Однако ученым не удалось провести достаточно четкого разграничения упомянутых свобод, а исследование современных проблем свободы вероисповедания осуществлено в основном с позиций сравнительного анализа Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» и Закона «О свободе совести ...».

В последующие годы было защищено более двадцати диссертационных работ по проблемам свободы совести и свободы вероисповедания. Историко-правовому аспекту свободы совести посвящены исследования А.А.Дорской , Е.Д.Ковалевой 5 , А.А.Левиной 6 . Административно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой аспекты свободы совести анализировались в работах Е.А.Димитровой7, Е.И.Романюк8, А.Н.Садкова9 и др.

Дальнейшим разработкам проблем правового регулирования свободы совести занимались такие исследователи как Д.С.Белявский , Т.Ю.Тагиева , Н.Ю.Тетерятников2 и др. Проблемы религиозно-мировоззренческого выбора рассматриваются в этих исследованиях в контексте составной части свободы совести, по этой причине сущностная характеристика свободы вероисповедания в полной мере в этих работах не отражена. Региональный аспект проблемы правового регулирования отношений в религиозной сфере исследован недостаточно, за исключением отдельных работ (Д.С.Белявский, О.В.Брянцева ).

Комплексному исследованию свободы вероисповедания как самостоятельной разновидности конституционных прав и свобод личности посвящены работы С.А.Бурьянова4, А.Н.Круглова5, Е.В.Шевелевой6 и др.

Недостатками данных работ являются, с одной стороны, отсутствие четких критериев разграничения указанных свобод, с другой - размытость предлагаемых учеными дефиниций понятия свободы вероисповедания. В частности, А.Н.Круглов, давая понятийную характеристику свободе вероисповедания, указывает на то, что «свобода вероисповедания обладает определенным своеобразием, но сохраняет сущностные системные характеристики свободы совести, защищает и стимулирует теистические мировоззренческие системы» . Не менее пространное определение свободы вероисповедания дает Е.В.Шевелева . Ю.В .С ласти лина ограничивается в своей работе констатацией необходимости исходить из самостоятельности свободы вероисповедания в процессе ее конституционно-правового исследования.

Свобода вероисповедания и основы конституционно-правового статуса личности

Исследование теоретико-правовых основ свободы вероисповедания предполагает анализ основ конституционно-правового статуса личности в контексте реализации данной свободы, особенностей ее взаимодействия с другими конституционными правами и свободами, обязанностями, влияния на систему права в целом.

Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми1. На формирование этих связей накладывает отпечаток религия, которая, по замечанию У.К.Дьюрема, «обладает существенным влиянием на социальные структуры и ценности» и рассматривается «в более глубоком контексте структурирующих связей между частями обществами всем обществом»2. Человек, реализуя свободу вероисповедания, превращается в активного субъекта взаимоотношений с социумом, государством, другими людьми.

Учитывая, что законодательство и юридическая практика не проводят различий между понятиями «правовой статус» и «правовое положение» личности, представляется возможным исходить из тождественности этих понятий. Хотя в юридической науке отдельными учеными предлагаются различные варианты соотношения этих правовых категорий3.

В качестве структурных элементов правового положения личности выступают правовые явления, с помощью которых «законодатель фиксирует правовое состояние личности в системе общественных отношений»4. Ядро, основу, сердцевину правового статуса личности составляют права, свободы, обязанности и законные интересы личности, закрепленные в конституции и других важнейших законодательных актах. В частности, в статье 64 Конституции РФ содержится положение о том, что права, свободы и обязанности человека и гражданина, предусмотренные главой 2 Конституции РФ, составляют основы правового статуса личности.

В.О.Лучин отмечает, что конституционные нормы о правах, свободах и обязанностях граждан нацелены на «общую, универсальную регламентацию статуса личности, они касаются не какой-либо одной его стороны, а всех наиболее важных его сторон..., в обобщенном виде, выражающем самые существенные черты правового положения личности в целом»1. Эти нормы образуют институт конституционно-правового статуса личности.

С конституционно-правовым статусом личности связаны все остальные правовые явления, такие как гражданство, правосубъектность. Рассмотрение свободы вероисповедания в контексте структурных элементов конституционно-правового статуса личности позволит глубже исследовать сущностные особенности свободы вероисповедания и механизм ее реализации.

Важнейшее положение в структуре правового статуса личности занимает институт гражданства, который «устанавливает первичную политико-правовую связь государства, с одной стороны, и конкретного индивида — с другой»2. Благодаря юридическому закреплению принадлежности лица к определенному государству лицо приобретает новое юридическое качество, становится гражданином соответствующего государства. Основные международно-правовые документы в области прав и свобод человека и гражданина гарантируют свободу вероисповедания каждому, независимо от наличия у него гражданства. В соответствии со статьей 28 Конституции РФ свобода вероисповедания гарантируется каждому независимо от наличия у него гражданства. Данное положение находит также подтверждение и в абзаце 2 пункта 1 статьи 3 Закона «О свободе совести...».

Правосубъектность в юридической литературе рассматривается как способность личности быть носителем прав, свобод и обязанностей, то есть как предпосылка обладания правами. А.Б.Венгеров отмечает, что понятие правосубъектности «характеризует конкретный объем правомочий и обязанностей, которым обладает конкретный субъект правоотношений и который он может осуществлять в конкретном правоотношении. Кроме того, эта категория включает в себя деликтоспособную характеристику субъекта правоотношения»l. Н.В.Витрук справедливо пишет, что сами правоотношения «не выступают в качестве структурного элемента правового статуса, так как они существуют не в одном ряду с правами, обязанностями и законными интересами личности, а яв-ляются формой их существования (проявления)»". Природа и содержание прав, свобод и обязанностей личности определяет вид и характер правовых связей и отношений, в которых они находятся, а не наоборот . Следует также учитывать, что реализация конституционных прав и свобод в правомерном поведении соответствующих субъектов не всегда требует возникновения конкретных правоотношений, а может осуществляться и в рамках общих конституционных правоотношений, существующих объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов. Такие отношения «имеют статутный характер, выражают общее правовое состояние субъектов, их взаимоположение, ответственность друг перед другом и государством. ...опосредуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества».

Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации

С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации был заложен юридический фундамент для формирования и становления российской государственности, основанной на принципах демократического федеративного правового социального светского государства. Высшей ценностью был объявлен человек, его права и свободы, а обязанностью государства - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ). Основные права и свободы были признаны неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (часть 2 статьи 17 Конституции РФ). Благодаря прямому действию Конституции РФ стала возможной полноценная реализация провозглашаемых ею прав и свобод. В настоящее время сложился целый комплекс правовых норм, составляющих конституционно-правовые основы свободы вероисповедания в Российской Федерации. Только на федеральном уровне в общей сложности действует свыше ста нормативно-правовых актов, принадлежащих к различным отраслям права, в которых «в том или ином аспекте упоминаются вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений»1. Учитывая данное обстоятельство, учеными предлагаются различные варианты классификации нормативно-правовых актов, так или иначе регламентирующих свободу вероисповедания. Так, например, А.И.Кудрявцев условно выделяет следующие группы: 1) законодательные акты, специально принятые для регулирования правоотношений в области прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, а также правового положения религиозных объединений (Закон «О свободе совести...»); 2) законы, регулирующие правоотношения, принятые в целях обеспечения равных прав и возможностей граждан независимо от их отношения к религии (Закон РФ «Об образовании»); 3) законы и иные правовые акты, субъектами которых религиозные объединения также не являются, однако эти акты содержат нормы, ограничивающие вмешательство государства и его институтов в деятельность религиозных объединений (Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ) «Об оперативно-розыскной деятельности»1 и др.); 4) законы, регламентирующие соблюдение и порядок реализации прав верующих в организациях и учреждениях, специфические особенности которых накладывают определенные ограничения в общегражданских правах и свободах находящихся в них граждан (Основы законодательства об охране здоровья гра-ждан", Уголовно-исполнительный кодекс РФ); 5) законы и иные нормативные акты, регулирующие имущественные и финансовые правоотношения религиозных организаций (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2001 г. № 490 (в ред. от 01 февраля 2005 г. № 49) «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения»3 и др.); 6) законодательные акты, регламентирующие осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях и устанавливающие ответственность за его нарушения (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и др.)1. На примере вышеприведенной классификации несложно убедиться в многообразии отношений, складывающихся в религиозной сфере и требующих их постоянной нормативно-правовой регламентации. Необходимо отметить, что в системе законодательства свобода совести и свобода вероисповедания сведена в единое правовое понятие, что приводит к необоснованному стиранию различий между этими свободами. С.А.Авакьян, в частности, отмечает, что по тексту Закона данные свободы «используются совместно в виде обобщенного понятия. Причем надо отметить, что в Законе предусмотрено одно право личности, охватывающее обе данные свободы»2 в форме словосочетания «право на свободу совести и свободу вероисповедания». По мнению большинства ученых, такая формулировка является целесообразной, поскольку позволяет учитывать то, что свобода совести и свобода вероисповедания, гарантируемые Конституцией РФ, не являются абсолютными по своей юридической природе и подлежат законодательным ограничениям3. Анализируя же текст Закона «О свободе совести...», можно сделать вывод о том, что законодателем все-таки уделяется преимущественное внимание правовому регулированию не свободы совести, а свободы вероисповедания, в особенности, коллективным формам ее реализации, затрагивающим деятельность религиозных объединений4. Предмет Закона вступает в противоречие с его названием - «свобода совести сведена к свободе вероисповедания»5. Учитывая

Особенности конституционно-правового регулирования и реализации свободы вероисповедания в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа

На основании Указа Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 (в ред. от ) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации»1 был образован Северо-Западный федеральный округ, охватывающий 11 субъектов Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа - г. Санкт-Петербург.

На территории Северо-Западного федерального округа представлено большинство из официально зарегистрированных в Российской Федерации вероисповеданий. Все регионы Северо-Западного федерального округа являются многоконфессиональными по своему составу.

Согласно данным, полученным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в апреле 2008 года, приверженцами православия себя назвали 73% опрошенных, ислама — 6%, доля затруднившихся с выбором конфессиональной принадлежности составила 3%, колеблющихся между верой и неверием - 7%, неверующих - 10%2. В субъектах РФ СЗФО религиозная ситуация в целом похожая: православных — 79%, затруднившихся с выбором конфессии - 2%, колеблющихся между верой и неверием - 3%. По сравнению с другими федеральными округами в СЗФО отмечена самая высокая доля неверующих (16%)1.

Определенная относительность результатов представленных социологических исследований (например, низкий уровень приверженцев ислама) может быть объяснена тем, что для многих опрашиваемых понятия религия и вероисповедные убеждения, соответствующий образ поведения различаются. Кроме того, принадлежность к православию в современной России стала своеобразной модой, стремлением быть «как все».

Так, по данным ВЦИОМ, для большинства населения России религия выступает национальной традицией, верой предков (39%), а лишь потом связана со следованием моральным и нравственным нормам (26%), с частью мировой культуры и истории (21%) и личным спасением, общением с Богом (17%). Вместе с тем, «для большинства россиян православие и христианство - это «две далеко друг от друга отстоящие реальности»: к православию положительно и с уважением относятся 80-90%) россиян, а к христианству — лишь 20-25%о. Отрицательно о православии высказываются не больше 1-2%, тогда как о христианстве - от 35 до 50%. Как и следовало ожидать, в сознании россиян православие близко к этническому фактору. В пределе это выглядит так: социологи спросили, можно ли некрещеного русского человека отнести к православным, и 84% ответили утвердительно. Кроме того, православие оказалось гораздо ближе к магии, суевериям и оккультизму, чем к христианству»2. Здесь следует согласиться с Е.О.Беликовой, отмечающей низкую степень религиозности и глубины религиозной веры населения, несмотря на «значимость религии (прежде всего православия) в культурной и социальной жизни страны»3.

Принимая во внимание степень влияния национального самосознания на определение лицом своего отношения к конкретной религии, следует отметить полиэтнический состав СЗФО, его неоднородный характер. Несмотря на то, что большую часть населения составляют русские, среди других национальностей преобладают коми, карелы, саамы, вепсы, на северо-востоке Архангельской области - ненцы. Представителями коренных малочисленных народов, проживающих на территории СЗФО, предпринимаются отдельные попытки возрождения традиционных языческих верований, что в целом не оказывает ощутимого влияния на религиозную ситуацию в СЗФО. Большинство населения округа является русским, что предопределяет высокую степень «православносте» населения, проживающего на территории СЗФО.

Вместе с тем нельзя не отметить возрастания миграции из республик Средней Азии, республик Кавказа, из Эстонии, Молдавии, Украины, Белоруссии, что приводит не только к изменению стереотипов поведения людей, стиля жизни, но и к увеличению на территории СЗФО количества представителей этнических общностей, традиционно исповедующих ислам. Из 851 тысячи человек, проживающих на территории Мурманской области, «более 90 тысяч человек ... являются мусульманами, из них: татар — около 8000 человек, азербайджанцев — около 8000 человек, башкир - около 1200 человек, казахов - около 600 человек, узбеков — около 500 человек, чеченцев - около 400 человек, представителей других диаспор - до 400 человек».

Похожие диссертации на Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России : на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа