Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конституционное право человека на честь и достоинство Паладьев Максим Анатольевич

Конституционное право человека на честь и достоинство
<
Конституционное право человека на честь и достоинство Конституционное право человека на честь и достоинство Конституционное право человека на честь и достоинство Конституционное право человека на честь и достоинство Конституционное право человека на честь и достоинство Конституционное право человека на честь и достоинство Конституционное право человека на честь и достоинство Конституционное право человека на честь и достоинство Конституционное право человека на честь и достоинство Конституционное право человека на честь и достоинство Конституционное право человека на честь и достоинство Конституционное право человека на честь и достоинство
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Паладьев Максим Анатольевич. Конституционное право человека на честь и достоинство : оснвоания, содержание, защита : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.02. - Самара, 2006. - 219 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основания права человека на честь и достоинство

1. Социально-философские и этические основания права человека на честь и достоинство 12

2. Соотношение понятий «честь» и «достоинство» личности 24

3. Российская конституционная концепция права человека на честь и достоинство 37

Глава 2. Содержание конституционного права человека на честь и достоинство

1. Место института чести и достоинства в системе права Российской Федерации 50

2. Содержание субъективного права человека на честь и достоинство 65

3. Развитие конституционного права человека на честь и достоинство в отраслях публичного права Российской Федерации 89

4. Развитие конституционного права человека на честь и достоинство в частном праве Российской Федерации 102

Глава 3. Защита чести и достоинства

1. Гарантии конституционного права человека на честь и достоинство 114

2. Судебная защита чести и достоинства в Российской Федерации 137

3. Международно-правовые механизмы защиты чести и достоинства 154

Заключение 170

Библиографический список 179

Приложение 208

Введение к работе

В последние два десятилетия в России произошли кардинальные изменения общественных ценностей, важнейшей из которых стал сам человек. К сожалению, ценности современного общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации1, воспринимаются неоднозначно, что неизбежно ведет к их нарушению.

Принятая 3 апреля 2006 года Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора указывает на существующую неопределенность понимания прав человека и его достоинства2. Очевидно, что конфликт интересов в российском обществе на современном этапе достиг опасного уровня и является реальной силой, способной разрушить общество и государство. В то же время, институт чести и достоинства при должном правовом закреплении способен противодействовать таким негативным явлениям как работорговля, пытки подозреваемых, неуставные отношения в армии, неуважение к пожилым людям и другим умаляющим достоинство видам обращения, общему падению нравственности общества.

Главным условием обеспечения достойной жизни человека является гарантированность совокупности его прав и свобод, а также возможность их надлежащей охраны и защиты в установленном законом порядке. При этом актуальным является вопрос о гарантированности неприкосновенности частной жизни человека в связи с предстоящим принятием закона «О персональных данных».

Согласно Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г., Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и другим междуна-

1 Конституция Российской Федерации: [принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.] // Российская
газета.-25.12.1993.-№237.

2 Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора // Архангельский
епархиальный вестник. - 2006 - Апрель.

родно-правовым актам, идея достоинства личности возводится в ранг общеправового принципа.

На современном этапе развития института прав человека, человеческое достоинство стало краеугольным камнем во многих гуманитарных науках и в большей степени в правоведении. Достоинство выступает в качестве основы неотъемлемых прав, свобод человека и правовой системы в целом.

Актуальность исследования обусловлена также недостаточной научной разработанностью ряда вопросов, касающихся правовой природы чести и достоинства и особенностей их защиты. Это проявляется в отсутствии единого мнения ученых относительно содержания конституционного права человека на честь и достоинство, что является следствием низкого уровня разработки социально-философских и этических оснований чести и достоинства. Между тем, более глубокое исследование таких оснований позволяет обнаружить расхождение в понимании содержания права человека на честь и достоинство в различных отраслях права.

В научной литературе нет общепризнанной точки зрения в отношении того, обладают ли отношения, выражающие честь и достоинство человека, предметным единством; занимают ли они конкретное, определенное место в системе права; можно ли на основании единства метода выделять правовой институт «честь и достоинство».

В диссертации внимание сосредоточено на наиболее дискуссионных аспектах проблемы реализации и защиты права человека на честь и достоинство, в том числе на международном уровне.

Различные аспекты современного правового понимания категории «честь и достоинство» нашли свое отражение в работах В.В. Бойцовой, Л.В. Бойцовой, К.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, О.В. Герасимовой, Ю.А. Дмитриева, Р.А. Каламкаряна, СВ. Калашникова, В.М. Капицына, В.П. Кашепова, В.Н. Лопатина, М.Н. Марченко, Т.Д. Матвеевой, Л.А. Морозовой, Г.М. Резника, А.Х. Саидова, К.И. Скловского, О.И. Тиунова, Н.Ю. Хаманевой, B.C. Шевцова и др.

Среди работ советского периода необходимо выделить труды В.Е. Гулиева и Ф.М. Рудинского «Демократия и достоинство личности», Н.А. Придворова «Достоинство личности и социалистическое право»1, а также работы А.В. Бенедиктова, А.Г. Бережнова, К.Ф. Егорова, В.А. Карташкина, А.В. Мицкевича и В.А. Тархова.

Весомый вклад в исследование теоретической основы права человека на честь и достоинство внесли научные работы российских и зарубежных ученых: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, Н.А. Богдановой, Ю.М. Козлова, В.М. Корельского, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, Л.В. Лазарева, В.О. Лучина, А.В. Мазурова, Н.А. Михалевой, О.Г. Румянцева, Жан-Жака Руссо, В.Н. Синюкова, Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина, СМ. Шахрая, Б.С. Эбзеева и др.

Философский и этический аспекты категории «честь и достоинство» раскрыты в работах Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова, Ч. Беккария, И. Канта, Б.Л. Кистяковского, Т.В. Мишаткиной, А.Т. Москаленко, В.В. Невинского, Ф. Ницше, Дж. Ролза, В.Ф. Сержантова, И. Стремяковой, А. Шопенгауэра.

Психологический аспект указанной категории освещен в трудах Е.В. Гордиенко, Г.В. Оллпорта, Е.А. Родионовой, Э. Эриксона, В.А. Ядова.

В настоящее время значительные успехи в исследовании функций и способов правового регулирования отношений, выражающих честь и достоинство личности, достигнуты в науках гражданского и гражданского процессуального права, трудового права. Стремление найти приемы юридического воздействия, их сочетания, средства юридического инструментария на отношения, выражающие честь и достоинство личности, привели к интенсивным исследованиям в этих науках (А.Л. Анисимов, М.И. Бару, А.В. Белявский, С.Н. Братусь, М.Д. Добриева, А.А. Ерошенко, Е.А. Ершова, М.Н. Малеина, Н.С. Малеин, Н.А. Придворов, О.Н. Садиков, А.П. Сергеев и др.).

1 См.: Гулиев, В.Б., Рудинский, Ф.М. Демократия и достоинство личности. - М., 1983; Придворов, Н.А. Достоинство личности и социалистическое право / Н.А. Придворов. - М., 1977.

Таким образом, теоретическую основу исследования составили научные идеи советских и современных российских ученых, зарубежных исследователей в области конституционного права Российской Федерации, теории государства и права, международного права, уголовного, гражданского и других отраслей российского права, а также, этики, философии и психологии.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство, международно-правовые акты, законодательство субъектов Российской Федерации. При подготовке работы были использованы материалы практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также Европейского Суда по правам человека.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, реализации и защиты конституционного права человека на честь и достоинство в Российской Федерации. Соответственно предметом исследования служат положения Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства, судебная практика по делам о защите чести и достоинства, научные разработки.

Целью исследования является установление основания и содержания конституционного права человека на честь и достоинство как нормативно-правовой базы для его защиты, а также комплексный анализ особенностей конституционно-правового регулирования защиты чести и достоинства.

В соответствии с указанной целью в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

а) исследованы социально-философские и этические основания права
человека на честь и достоинство, а также их правовое закрепление;

б) определено место института чести и достоинства в правовой системе
Российской Федерации;

в) определено содержание субъективного права человека на честь и
достоинство;

г) исследовано развитие и особенности конституционного права человека
на честь и достоинство в других отраслях права Российской Федерации;
определены эффективность текущего отраслевого законодательства,
соотношение между действительным результатом и непосредственной целью
правовых предписаний;

д) выявлены существующие проблемы в законодательном регулировании
защиты чести и достоинства под углом зрения разработки предложений по
совершенствованию законодательства в данной сфере.

Методологическую основу исследования составляют историко-правовой, сравнительно-правовой, диалектический и логико-формальный методы толкования права в сочетании с комплексным и системным анализом законодательства.

Диссертация является первым комплексным конституционно-правовым исследованием категории «честь и достоинство». При этом в рамках поставленных задач, исследование охватывает систему права Российской Федерации, а также этическую составляющую указанных категорий.

Данное исследование проведено в новом для российской юридической науки аспекте. В отличие от предшествующего периода, когда проблема достоинства личности рассматривалась в правоведении преимущественно в плане негативной функции права, в представленной работе реализована возможность рассмотрения категории «достоинство» в позитивном плане как совокупности личных, социальных и частично политических прав человека.

В диссертации предложен и обоснован новый подход к пониманию содержания исследуемого права, в связи с этим разработаны предложения по совершенствованию законодательства.

В результате проведенного исследования автором выносятся на защиту следующие положения:

1. Проблема правильного закрепления в законодательстве права человека на честь и достоинство возникает в основном в связи с неточностью

определений чести и достоинства и подменой их юридического содержания этическим и психологическим.

2. При определении чести, как и при определении достоинства, нужно
различать два аспекта: объективный и субъективный. При этом понятие
«достоинство» в субъективном понимании можно идентифицировать с
понятием «честь» в его объективном значении.

Учитывая однородность регулируемых общественных отношений и единство методов регулирования, следует выделять в структуре российской правовой системы межотраслевой институт «чести и достоинства человека».

  1. Непризнание в конкретном человеке личности само по себе является умалением его достоинства. Поэтому целесообразно в правовой доктрине приравнивать понятия «человек» и «личность» (презумпция личности в каждом человеке).

  2. Естественное право человека на достоинство предназначено не столько для непосредственной регламентации поведения людей, сколько имеет значение общего положения правовой системы - принципа. Признание принципа достоинства, его соблюдение и защита государством являются необходимым условием существования личных и социально-экономических прав.

  3. Право на честь и достоинство не предпосылка того, что может возникнуть в будущем вследствие возможного правонарушения, а наличные блага человека, существующие и в повседневном его состоянии без каких-либо нарушений. То есть существование права на честь и достоинство не зависит от того, будет ли оно нарушено. В момент нарушения возникает лишь необходимость защиты этого права, а не само право.

  4. Несоответствие прав и свобод человека в Российской Федерации высоким стандартам, которые демонстрируют развитые демократические страны мира, следует рассматривать как умаление достоинства человека.

  5. Конституция Российской Федерации устанавливает равное право каждого человека на честь и достоинство, поэтому неправомерна

дифференциация чести и достоинства в зависимости от занимаемой должности, установленная конституциями и уставами некоторых субъектов Российской Федерации. Эти положения не имеют значимой юридической силы, так как у региональной власти нет средств их обеспечения (судоустройство; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; гражданское, гражданско-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации).

8. Право на честь и достоинство следует рассматривать и как особое
субъективное право. Его сущность как неимущественного права можно
представить в виде совокупности следующих правомочий:

презумпция чести и равного достоинства;

обладание честью и достоинством;

распоряжение честью;

защита чести и достоинства.

  1. Некоторые правомочия, составляющие содержание права человека на достоинство утрачиваются в момент его смерти. В данном случае может идти речь о защите либо его чести, либо репутации.

  2. Понятие «репутация» совпадает с понятием «честь» в ее внешнем, объективном значении. Деловой репутацией наделены не только физические лица-индивиды, предприниматели, но и юридические лица.

Юридическое лицо не может обладать достоинством. Поэтому правильнее говорить о закрепленном статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации праве на защиту чести, достоинства и деловой репутации гражданина и деловой репутации юридического лица.

11. В соответствии с определением Конституционного Суда Российской
Федерации от 4 декабря 2003 года № 508-О и статьей 55 Конституции
Российской Федерации термин «умаление» является универсальным для всех
прав и свобод человека и гражданина. Учитывая объективную невозможность
унижения достоинства личности, целесообразно отказаться от использования в
праве понятия «унижение чести и достоинства» и применять понятие

«унижение чести и умаление достоинства» или «умаление чести и достоинства».

  1. К порочащим достоинство человека можно отнести лишь те сведения, которые нарушают неотъемлемые права личности, например, семейная тайна, личная тайна и др.

  2. В целях обеспечения реализации конституционной концепции права человека на честь и достоинство в уголовном праве Российской Федерации группу преступлений против достоинства личности нельзя ограничивать ст. 129 и ст. 130 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Достоинство личности является дополнительным объектом преступлений, непосредственными объектами которых являются права человека, обеспечивающие его достоинство.

  3. В отношении права человека на честь и достоинство речь идет действительно об их международной защите, а в отношении их социально-экономической составляющей - о международном сотрудничестве в деле поощрения и развития уважения к этим правам.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в решении ряда научных и практических задач в области защиты чести и достоинства. Полученные в ходе исследования результаты и основанные на них выводы могут быть полезными для совершенствования законодательства и правоприменительной деятельности, а также для защиты человеком своих прав при рассмотрении судами дел данной категории.

Теоретические положения диссертации могут быть использованы при проведении лекционных и семинарских занятий по дисциплинам «Права человека», «Конституционное право Российской Федерации» и др.

Основные положения и выводы, содержащиеся в исследовании, изложены и обсуждены на 36-й научно-практической конференции преподавателей и сотрудников Самарского государственного университета 26 апреля 2005 года в г. Самаре, всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и инновации в современном мире: правовая, акмеологическая и социально-

11 психологическая поддержка» 6 июня 2005 года в г. Москве и международной 4 научной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы частноправового регулирования» 28-29 апреля 2006 в г. Самаре.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования и обусловлена необходимостью последовательного изложения материала. Работа состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

Социально-философские и этические основания права человека на честь и достоинство

Будучи существом социальным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться о своем статусе в обществе, о мнении окружающих и оценках, выносимых его поступкам и всей его жизни. Он не может не думать о своем месте среди других людей, не совершать самооценки. Эта духовная связь человека с обществом выражается категорией «честь и достоинство», и определяет отношение к человеку как высшей общественной ценности.

Понятие «честь» играло видную роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и народов, характеризуя их общественные взгляды и направления деятельности.

Платон считал честь неразрывно связанной с правом, так как, по его мнению, потеря чести должна повлечь за собой потерю всех прав. По Платону, основанием всякой чести является стремление к идеалу.

По учению Аристотеля, в ряду внешних благ честь представляет собой высшее благо. Но она имеет такое значение потому, что дает человеку сознание своего превосходства, а это последнее, по мнению мыслителя, следует, в сущности, ценить больше, чем честь1.

Следует отметить, что честь и достоинство - достаточно широкие, богатые по содержанию и глубоко диалектические по своей природе понятия. Они могут восприниматься в сфере нравственного сознания (как чувства или как понятия) и в сфере этики (как категории морали).

Между тем, для науки важна четкость определения в текстах законов таких понятий, как «честь», «достоинство», «унижение чести и достоинства».

Не ясно до сих пор, какое содержание должно вкладываться, и какое вкладывается в понятия «честь» и «достоинство»; кто может быть обладателем этих благ и вправе претендовать на защиту в случае их нарушения.

Понятия «честь» и «достоинство» состоят из совокупности более простых понятий. Открываясь с разных сторон, они то высвечивают, то скрывают различные элементы своего содержания1. Причем во всех этих комбинациях присутствуют элементы, имеющие общие составляющие. Чтобы найти сущность понятий «честь» и «достоинство» и основания права человека на честь и достоинство, необходимо взглянуть на происхождение общества.

Понятия «честь» и «достоинство» в ходе истории наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с обществом.

Человечество начало свою историю с признания ценности не отдельной личности, а социальной общности, благополучие и нравственный статус которой должны охранять и поддерживать ее члены. Деление на «своих» и «чужих» являлось первичным для оценки человека. «Чужой» оценивался заведомо отрицательно, за ним не предполагалось никаких достоинств. Принадлежность же к «своим» давала право добиваться высокого статуса в среде соплеменников. Иерархия считалась основным принципом организации общества, потому в древнем мире доминирующим оказывается понятие «честь» как возвышение в своей среде2.

Историческим периодом, в котором понятие «честь» вышло на передний план в нравственной системе, стало средневековье. Феодалы являлись господствующим классом, для которого естественным было представление об особой сословной чести, обладать которой могут только благородные люди. Таким образом, честь носила в средние века ярко выраженный сословно-статусный характер.

Первые законы и власть появились в связи с потребностью восстанавливать порядок, нарушаемый вследствие столкновений эгоистических интересов отдельных личностей. Установление более тесных связей между людьми породило разнообразие взаимных отношений и потребностей, которые всегда выходили за рамки возможностей любого кодекса предусмотреть их заранее. И в то же время они были недостаточны, чтобы раскрыть в полной мере реальные возможности отдельной личности. С этой сфере начинается господство общественного мнения, поскольку оно остается единственным средством защиты в случаях, не урегулированных законом.

«Общественное мнение подвергает пытке мудреца и невежду, заставляя принимать за добродетель то, что является лишь ее внешним проявлением, и превращая злодея в проповедника, если оно сочтет это соответствующим своим собственным интересам1». Поэтому человек вынужден не только прислушиваться к мнению людей, но и следовать ему, чтобы не опуститься ниже общепринятого уровня.

Чезаре Беккария писал о понятии «честь»: «Между гражданскими законами, этими ревностными стражами личности и имущества граждан, и так называемыми законами чести, предпочитающими всему остальному общественное мнение, существует удивительное противоречие» . Философ не только считает категорию «честь» не правовой, но и противопоставляет ее нормам права.

Однако приходится признать, что во все времена категория «честь» имела значение общественного регулятора. Современное этическое понятие «честь» обосновывает данное утверждение. Итак, честь - это этическая категория, определяющая отношение общества к личности, социальная оценка моральных и иных качеств личности

Соотношение понятий «честь» и «достоинство» личности

Конституция Российской Федерации закрепляет:

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21).

2. Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23).

Для уяснения смысла данных норм представляется необходимым определить содержание основных понятий: «достоинство», «личность», «умаление достоинства», «честь» и «доброе имя». Понятия «умаление достоинства» и «доброе имя» будут рассмотрены в следующих главах. Для определения соотношения понятий «честь» и «достоинство» необходимо выяснить содержание понятия «личность».

Понятия «никто» и «каждый» не представляются двусмысленными. Оба эти понятия подразумевают любой элемент некой общности без исключения. Их различие лишь в негативном и позитивном понимании соответственно.

Предположим, что в статьях 21 и 23 Конституции Российской Федерации понятия «личность», «никто» и «каждый» применяются как равнозначные.

По мнению Л.Д. Воеводина, понятие «личность» имеет универсальный характер. Оно кратко выражает самую суть двух понятий - «человек» и «гражданин», соединяя их1.

Так как любой человек или гражданин охватываются понятием «каждый», то высказанное нами суждение является верным. Следовательно, для определения характера связи между категориями «честь» и «достоинство» нужно обратиться к связующей их категории «личность».

Классификация различных определений личности предложена Г. Олпортом . В ее основу положено противопоставление «внешних» и «внутренних» определений личности. Среди многообразных значений этого термина выделяются такие, где «личность» означает, с одной стороны, что-то ложное, показное в человеке, то, каким он хочет казаться в глазах других людей, а не каков он на самом деле (внешний эффект, публичное «Я»), - так называемый «биосоциальный» взгляд на личность, а с другой стороны, «личность» означает именно подлинное и внутренне свойственное человеку, его сущность (теологические, философские, этические и другие определения личности), и эту линию в понятии личности должна, по мнению Г. Олпорта, поддержать наука.

Анализируя гипотезы этимологии термина «личность» как в западноевропейских, так и в славянских языках, Е.А. Родионова отмечает исторически позднее отождествление понятия «личность» с человеком вообще, случившееся на рубеже средних веков через юридическую интерпретацию личности как «отдельного индивида», наделенного правами и обязанностями. Специальное внимание обращается на значения слов «лик» и «личность» в славянских языках, где специально подчеркивается смысл «сравнивать, сличать, ровня» и отсутствует значение «особа, отдельный индивид»

Рассматривая приводимые Г. Олпортом и близкие к ним психологические определения личности, Е.А. Родионова указывает на их связь с функционалистским подходом, когда личность выступает как природное явление, возникающее на определенном этапе биологической эволюции, и является лишь сложно устроенным «адаптивным механизмом», функционирующим в натуралистически понимаемой неизменной и независящей от человека «социальной среде», истолковываемой лишь как «группа индивидов». Олпортовское противопоставление «биофизического» и «биосоциального» взглядов на личность, когда за последним отрицается какой-либо смысл для науки, является методологически неверным, поскольку оба подхода не вскрывают общественно-историческую природу и специфику понятия «личность»

По мнению А.Т. Москаленко и В.Ф. Сержантова всякая личность является индивидуальной структурной единицей, реальной целостностью социальных функций, сил, проявлений, опосредовании и как таковая оказывается неповторимой индивидуальностью в системе общества. Человек - некоторый особенный индивид в силу его отличительных особенностей, но нормальное существование любого индивида в данном обществе основано, прежде всего, на его сходстве с другими членами данного общества2.

В итоге Е.А. Родионова приходит к выводу, что понятие «личность» не может быть тождественно понятию «индивидуальность» и основываться на противопоставлении социальной роли и внутренней сущности3.

Для более точного понимания категории «личность» важными являются понятия «социальная роль» и «социальный статус». Эти понятия определяют место индивида в социальной системе и конкретизируют его образ жизни, а тем самым социальные функции личности и ее социальную определенность.

Понятия «социальный статус» и «социальная роль», будучи функциональными определениями личности, связаны между собой как возможность и действительность. Подобная связь присутствует и между правом человека на достоинство (равные возможности) и правом на честь (действительный статус).

Взаимная связь двух основных социальных определений личности означает, что всякий статус может быть реализован в той или иной совокупности ролей, обусловленных как этим статусом, так и индивидуальными психофизиологическими особенностями личности.

Место института чести и достоинства в системе права Российской Федерации

В европейской и российской литературе нет пока общепризнанной точки зрения в отношении того, обладают ли отношения, выражающие честь и достоинство человека, предметным единством; занимают ли они конкретное, определенное место в системе права, либо им отводится условное место в зависимости от целей систематизации2; можно ли на основании единства метода выделять правовой институт «честь и достоинство».

Совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, подобно праву в целом, имеет внутреннюю структуру3. Предмет правового регулирования составляет одно из оснований для группировки прав, свобод и обязанностей человека, выделения из всей массы этих прав, свобод и обязанностей таких, которые опосредуют однородные отношения и связи.

Поэтому можно говорить о соответствующих правах, свободах и обязанностях человека в области административного, финансового, трудового, гражданского и других отраслей права. Все эти права, свободы и обязанности, будучи органической частью единой системы, индивидуализируются в ней в той же мере, в какой соответствующая отрасль права обособляется внутри всей правовой системы .

Деление прав и обязанностей человека и гражданина по отраслевому принципу признается наукой и применяется в законодательстве2. На основании ряда критериев современная правовая наука выделяет права, свободы и обязанности человека и гражданина 1) в сфере личной безопасности и частной жизни; 2) в области государственной и общественно-политической жизни; 3) в области экономической, социальной и культурной деятельности. Л.Д. Воеводин отмечает, что только в органическом единстве трех этих областей можно получить обобщенную картину юридического статуса человека. Право человека на достоинство прямо или косвенно включает в себя ряд личных и социальных прав. Для общественно-политической и экономической жизни в идеале характерно минимальное вмешательство государства с целью установления основных гарантий равенства (этим подкрепляется достоинство субъекта обозначенных отношений). Там, где государство не вмешивается, субъекты отношений вольны приобретать отличия в своем статусе, выражающиеся в приобретении чести и репутации. Таким образом, граница между честью и достоинством пролегает между урегулированным государством и саморегулирующимся статусами человека.

Современное международное право в значительной степени восприняло естественно-правовую концепцию и оказывает определяющее влияние на национальные правовые системы. В частности, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года в качестве одного из основополагающих начал называет веру народов Объединенных Наций в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. Статья 12 данной Декларации провозглашает, что никто не может подвергаться посягательствам на его честь и репутацию.

Запрет подвергать человека пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию является одним из принципиальных положений международного права, закрепленным в целом ряде международных актов о правах человека: Всеобщей декларации прав человека 1948 года; Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года1; Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года ; Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1975 года; Принципах медицинской этики, относящихся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1982 года; Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года ; Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1988 года4; Основных принципах обращения с заключенными и Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, 1990 года и др

Гарантии конституционного права человека на честь и достоинство

Для эффективного осуществления права человека на честь и достоинство в Российской Федерации необходим устойчивый к всевозможным нарушениям и негативным воздействиям механизм гарантий обеспечения прав и свобод человека. Такой универсальный механизм должен включать в себя международный и национальный уровни правовой защиты. Оба уровня гарантий обеспечения прав и свобод человека должны быть логично взаимосвязаны и тесно переплетены в правовых нормах, имеющих различную юридическую силу и установленных разными по статусу и полномочиям органами, исходными началами которых стали основные принципы и нормы международного права.

Международный механизм гарантий прав и свобод человека состоит из нескольких структурных элементов:

1) условий осуществления прав и свобод человека, складывающихся тенденций в международной политике и мировой экономике;

2) средств защиты прав человека, принципов и норм международного права, механизмов и процедур, регламентирующих права и свободы человека, основных направлений деятельности субъектов международного права;

3) совокупности юридических процедур, международно-правовой ответственности субъектов международного права за нарушения прав человека, а также деятельности правозащитных организаций.

Конституция Российской Федерации признает международное право частью российской правовой системы, но при этом устанавливает и внутригосударственные гарантии прав человека. Она включает нормы-гарантии в одну главу с правами и свободами личности, а содержащиеся в ней

положения характеризует как основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации (ст. 64).

М.В. Баглай предлагает классифицировать конституционные гарантии прав и свобод следующим образом: общие гарантии прав и свобод человека и гражданина; защита прав и свобод как обязанность государства; самозащита прав и свобод; судебная защита; международная защита; возмещение вреда; конституционные гарантии правосудия: гарантии подсудности; право на юридическую помощь; презумпцию невиновности; запрет повторного осуждения; недействительность незаконно полученных доказательств; право на пересмотр приговора; гарантия от самообвинения; права потерпевших от преступления; запрет обратной силы закона1.

С.А. Авакьян делит гарантии прав человека на материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление этих прав и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств2.

О.Е. Кутафин подразделяет гарантии на политические, экономические, социальные, организационные и правовые. Среди правовых гарантий обособляются процессуальные - такие же условия или обстоятельства, только имеющие процедурный характер3.

Нельзя отвергнуть какую-либо из предложенных классификаций, но среди данных гарантий прав человека (в том числе права на честь и достоинство) нужно четко различать общие условия и специальные средства.

Общие условия - это объективные условия общественной жизни. Эти условия создают макросреду реализации права человека на честь и достоинство, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства.

Для осуществления права человека на честь и достоинство должны быть созданы экономические предпосылки: в государстве должен быть средний минимум, стандарт экономической обеспеченности прав, свобод и обязанностей.

Уважение чести и достоинства человека во многом зависит от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни, социальных услуг самым непосредственным образом сказываются на уровне уважения чести и достоинства личности.

Организационные гарантии выражаются в том, что имеется система органов и должностных лиц - государственных и местного самоуправления, -целью которых являются обеспечение и охрана права человека на честь и достоинство. Эту задачу выполняют все существующие органы власти: представительные, исполнительные, судебные. Организационные гарантии заключаются в необходимых действиях, мероприятиях соответствующих органов и должностных лиц, благодаря которым реализуется право и предпринимаются шаги по его защите1.

Гарантии права человека на честь и достоинство во многом определяются уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Чувство достоинства (этическая составляющая права на достоинство) или честь возникают у человека при должном отношении к нему со стороны окружающих. Необходим такой уровень правовой культуры, когда уважение чести и достоинства личности является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя

Похожие диссертации на Конституционное право человека на честь и достоинство