Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов Пролетенкова Светлана Евгеньевна

Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов
<
Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пролетенкова Светлана Евгеньевна. Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 : СПб., 2005 208 c. РГБ ОД, 61:05-12/1022

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-правовой анализ конституционных прав на свободу совести, свободу вероисповедания 16

1. Формирование взглядов, учений и понятий о свободе совести и свободе вероисповедания 16

2 Понятия: «религия», «свобода», «свобода совести», «свобода вероисповедания» - и их соотношение на современном историческом этапе .. 25

Глава 2. Конституционно-правовое регулирование прав военнослужащих, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов на свободу совести и свободу вероисповедания в нормах международного права, зарубежных странах и в России 46

1. Закрепление прав на свободу совести, свободу вероисповедания в нормах международного права и зарубежных странах 46

2. Конституционное регулирование прав на свободу совести, свободу вероисповедания военнослужащих, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов в России 68

Глава 3. Реализация прав на свободу совести, свободу вероисповедания военнослужащих, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов: проблемы и перспективы 103

1. Практика и особенности осуществления, прав на свободу совести и свободу вероисповедания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации 107

2 Реализация прав на свободу совести и свободу вероисповедания сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов 149

3 Гарантии реализации прав на свободу совести и свободу вероисповедания военнослужащих, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов 172

Заключение 189

Список использованной литературы 196

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Религия в современном российском обществе занимает все более важное место и приобретает ключевое значение для развития многих общественных процессов. Ее влияние уже сегодня охватывает очень широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и даже политических. В результате, религиозный фактор воздействует на развитие культуры, межнациональные отношения и активно способствует формированию нравственных ценностей в общественном сознании. Однако, российский народ, всего лишь некоторое время назад избавившийся от тоталитарного духовного, культурного, правового, политического и экономического угнетения пребывает в состоянии апатии и растерянности. Непросвещенность населения в области реализации основных идеалов свобод человеческой личности связана не только с тем, что на протяжении нескольких поколений этими понятиями просто не пользовались, но и в большей мере с тем, что произошло разрушение понимания их всеобщности и неотчуждаемости.

Общедемократические преобразования в нашей стране, принятие Конституции Российской Федерации, провозглашающей приоритет прав и свобод человека и гражданина и объявляющей их высшей ценностью, позволяют задуматься о преобразованиях происходящих во всех сферах жизни нашего общества.

Закрепление Конституцией РФ принципа светского государства (ст. 14) как основы конституционного строя России должно сыграть решающую роль в превращении российского государства в силу, не только уважительно относящуюся к верующему человеку, любой церковной организации, но и в равной мере стоящую на страже прав всех религиозных объединений. Думается, что в условиях этнокультурного и религиозного многообразия населения России обозначенное положение имеет важное теоретическое и практическое значение. Однако его реализация обусловле-

на рядом трудностей. Во-первых, достаточно сильны еще пережитки монопольного атеизма; во-вторых, опасен и другой перекос, а именно, повальная религизация всей страны, в-третьих, необходимо правильное понимание сущности и содержания самого принципа светского государства, и в первую очередь, людьми, осуществляющими власть в государстве.

Нельзя не отметить того, что в нынешнее время наблюдаются некоторые тенденции усиления влияния религиозной идеологии на государство. При этом приоритет отдается, как правило, лишь одной религии в зависимости от того, какая группа населения доминирует в том или ином регионе, или в целом по стране. Полагаем, что такое положение не только противоречит конституционным нормам, но и может обострить межконфессиональные противоречия. Такое состояние дел нельзя допустить. Одновременно с предоставлением населению широкого спектра свобод в области вероисповедания, государство не должно оставаться безучастным к религии и к тому, что происходит по поводу и вокруг нее. Так, государство берет на себя обязательство обеспечить равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии (ст. 19 Конституции РФ). Оно, как известно, может достигаться путем принятия уголовно-правовых мер к тому, кто нарушает равноправие граждан по религиозным признакам (ст. 136 УК РФ). Уголовную ответственность влечет так же и создание религиозных объединений, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, либо с побуждение граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний (ст. 239 УК РФ). Далее следует отметить, что государство гарантирует каждому свободу вероисповедания, включая право исповедывать любую религию или не исповедывать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28 Конституции РФ). Однако допускаются лишь те действия, основанные на религиозных убеждениях, которые не противоречат действующему законодательству. Те из

них, что направлены на возбуждение религиозной вражды, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации влекут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством (ст. 282 УК РФ).

В контексте вышеназванной ст. 28 Конституции РФ, особенно интересным становится вопрос о регламентации и реализации прав верующих в организациях и учреждениях, особенности которых накладывают некоторые ограничения прав и свобод на пребывающих в них граждан (воинские части, служба в государственных ведомствах, служба в органах внутренних дел и других правоохранительных органах). Не так давно, когда атеистическая политика была введена в ранг государственной, человек, поступающий на воинскую службу или на службу в государственные силовые и правоохранительные структуры, даже подумать не мог о реализации своих прав в духовной сфере.

После принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации, 28 апреля 1991 г. Закона РСФСР «О милиции», 23 декабря 1992 г. Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, 28 марта 1998 г. Закона «О воинской обязанности и военной службе», появилась возможность по другому оценить правовой статус военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Анализируя текст вышеуказанных нормативно-правовых актов можно сказать, что на сегодняшний день служба в рядах Вооруженных Сил и в правоохранительных органах находится вне политического давления. Статья 28 Конституции РФ провозглашает право человека - военнослужащего, сотрудника ОВД или иных правоохранительных органов на свободу совести, свободу вероисповедания в том числе, право исповедовать свою веру индивидуально или совместно с другими, или придерживаться атеистических убеждений. Актуальность провозглашения права на свободу совести, свободу вероисповедания во-

еннослужащих и сотрудников ОВД не вызывает сомнений. Как сказал в июле 1992 года Н.Столяров, генерал-майор авиации, депутат Государственной Думы РФ:

«Мудрость Библии открыта для всех. Но она особенно важна для тех, кто волей судьбы и долга поставлен между жизнью и смертью, в чьи руки доверено оружие, кому поручена защита своего народа. Не осознающий этой высокой миссии, нравственно несовершенный воин, может легко переступить черту между праведным и неправедным, справедливым и несправедливым, гуманным и преступным, вольно или невольно оказаться орудием зла и насилия».

С этими словами трудно не согласиться.

Необходимо так же отметить, что возрождение нравственности и духовности сотрудников ОВД вносит огромную лепту в искоренение правового нигилизма, которому подвержена в последнее время определенная часть слоев населения и в том числе, к сожалению, сотрудники правоохранительных органов. Причинами возникновения такого явления является социальная напряженность, экономическая нестабильность, сложности в правовой системе общества, так характерные для переходного периода. Появление симптомов правового нигилизма в среде сотрудников правоохранительных органов наиболее опасно, так как они являются, в своем роде «носителями права», а зачастую и «вершителями человеческих судеб». Единственным возможным вариантом выхода из сложившейся ситуации является развитие у военнослужащих и сотрудников ОВД таких нравственных идеалов и моральных ценностей, которые позволили бы им внутренне перестроиться и поставить для себя на первое место ценность человеческой жизни, соблюдение прав человека, наконец, патриотизм и гордость за служение Отечеству. Религия в данном случае могла бы помочь сотрудникам государственных структур найти для себя вышеперечисленную систему отношения к жизни и деятельности. Конечно, исключено и просто преступно навязывать людям мысль о необходимости религиозности. Задача

руководящего состава заключается в создании необходимых благоприятных условий для реализации сотрудниками своих прав в области свободы совести и свободы вероисповедания. В рамках этого, например, был подписан ряд совместных заявлений о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и МВД РФ, Министерством по делам ГО и ЧС, МО РФ, ФПС РФ, ФАПСИ РФ и др.

Таким образом, в условиях сложившейся обстановки необходимо обратить особое внимание на возрождение духовных и нравственных начал военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Необходимо понять, что правоохранительная деятельность должна опираться на соблюдение прав и свобод человека, а осознание особой ценности этих прав может прийти разными способами, но в том числе и через религию, через наличие святых идеалов и веры в уважение, веры в право.

Определение степени законодательного закрепления, а так же практики реализации прав свободы совести, и свободы вероисповедания военнослужащими и сотрудниками ОВД требует решения комплекса проблем.

Прежде всего, необходим глубокий научный анализ, позволяющий определить степень законодательной защищенности военнослужащих и сотрудников ОВД в сфере обеспечения их прав на свободу совести и свободу вероисповедания. Требуется рассмотрение некоторых институтов конституционного права, призванных гарантировать человеку и гражданину возможность совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, а так же возможность самостоятельно решать вопрос о том, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или отказываться от них. В контексте этого вопроса следует рассмотреть и право граждан на альтернативную гражданскую службу. Кроме того, на основе практического материала требуется рассмотрение и изучение, во-первых, ряда факторов, негативно влияющих на процесс реализации военнослужащими и сотрудниками ОВД предоставленных им прав на свободу совести и свободу вероиспо-

ведания, и, во-вторых, степени гарантированности государством данных прав.

На основе рассмотрения и изучения вышеназванных проблем, необходимо разработать модель юридической защиты прав военнослужащих и сотрудников ОВД с целью устранения законодательных пробелов в рассматриваемой области и недопущения ущемления вышеназванных прав впредь.

Степень разработанности темы. Проблемы, определенные темой диссертации, были предметом исследований в общетеоретической и отраслевой литературе.

Разработкой учений и понятий о свободе, совести, религии, а также о взаимосвязи этих категорий занимались в разное время такие философы и ученые как: Г. Гроций, К. Гельвеций, Б. Спиноза, Д. Юм, Д. Дидро, Р. Декарт, К. Томазий, Г. В. Лейбниц, Д. Локк, М. Падуанский, П. Гольбах и др. А так же правоведы, социологи, философы XIX-XX в.в. Зиммель, Савиньи, Иеринг, Фромм, Ясперс, Фехнер и др.

В отечественном правоведении, философии и социологии проблемы права и религиозных свобод, вопросы отношения церкви и государства всегда занимали видное место, активно разрабатывались и обсуждались. Эти проблемы нашли свое отражение в работах таких выдающихся русских мыслителей, как Н.Н. Алексеев, И.А. Ильин, И.В. Михайловский, К.П. Победоносцев, М.И. Одинцов, П.А. Столыпин, B.C. Соловьев, Б.Н. Чичерин и

др.

В России советского периода отношения церкви и государства замалчивались. Кроме того, систематически выходили работы посвященные формированию у советских людей атеистического мировоззрения. Авторы подобных трудов (Д.М. Аптекман, Г.В. Воронцов, Г.Р. Гольст, М.И. Гу-бельман, Л.И. Емелях, В.В. Клочков, В.Н. Носович, С.Н. Савельев, М.И. Шахнович, Г.И. Эзрин и др.) с различных юридических, философских, социологических позиций стремились максимально преуменьшить роль и

значение церкви и религии в деле формирования нравственно-здорового общества и государства.

Демократические изменения в Российской Федерации и возрастающая роль религии в общественной жизни сделали весьма актуальной задачу нового осмысления прав на свободу совести и свободу вероисповедания как граждан всей страны в целом, так и отдельных их категорий (таких как военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, лица отбывающие наказания в виде лишения свободы и др.). В связи с этим теоретическим аспектам правовой регламентации свободы совести и вероисповедания, а также практическим сторонам ее реализации в последние годы был посвящен ряд диссертационных исследований. Среди них можно выделить исследования, проведенные Аминовым И.Р., Архирейской Т.Ю., Вишняковой И.Н., Королевым Г.Н., Кругловым А.Н., Ловинюковым А.С., Понкиным И.В., Тагиевой Т.Ю., Черемных Г.Г., Чухвичевым Д.В. и др1.

Теоретической основой диссертации послужили также труды ученых, принадлежавших к различным правовым научным направлениям и школам: Дозорцева П.Н., Никольского Н.М., Одинцова М.И, Победоносцева К.П., Рейснера М.А., Рудинского Ф.М., Руффини Ф., Тарнас Р., Федоси-

Аминов И.Р. «Реализация права на свободу совести в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации». Дисс. ...канд. юр. наук.- СПб. 2003 г.; Архирейская Т.Ю. «Правовые основы деятельности религиозных объединений в России: история и современность». Дисс. ...канд. юр. наук. - М., 2001 г.; Вишнякова И.Н. «Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания». Дисс. ...канд. юр. наук. - М.,2000 г.; Королев Г.Н. «Правовое регулирование реализации права военнослужащих на свободу вероисповедания». Дисс. ...канд. юр. наук. - М., 1994 г.; Круглов А.Н. «Конституционный режим свободы вероисповедания в Российской Федерации: правовое оформление и практика реализации». Дисс. ...канд. юр. наук. - СПб., 2004 г.; Ловинюков А.С. «Административно-правовая охрана свободы совести». Дисс. ...докт. юр. наук.- М., 1994 г.;Понкин И.В. «Конституционно-правовое регулирование отношений между государством и религиозными объединениями в Российской Федерации». Дисс. ...канд. юр. наук. - М., 2001 г.; Тагиева Т.Ю. «Конституционно-правовое регулирование свободы совести в Российской Федерации». Дисс. ...канд. юр. наук. - Екатеринбург, 2003 г.; Черемных Г.Г. «Право человека на свободу совести в условиях формирования граждан-кого общества в Российской Федерации». Дисс. ...канд. юр. наук. - СПб., 1996 г.; Чух-вичев Д.В. «Свобода и право». Дисс. ...канд. юр. наук. - М., 2001 г.

ка В.А., Фоминой СВ., Шебатинского К. и многих других.

Цель диссертационного исследования - на основе теоретических положений, действующего отечественного законодательства и международных актов, а также сложившихся в России традиций и правовой практики выявить объем и содержание конституционных прав на свободу совести и свободу вероисповедания военнослужащих, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов, соотношение их с иными правами и свободами, механизм реализации, правовые гарантии и формы нормативно-правового закрепления данных прав.

Для достижения указанных целей автором ставились и в процессе исследования решались следующие задачи:

  1. Раскрыть структуру и сущность конституционных прав на свободу совести, свободу вероисповедания;

  2. Исследовать исторический опыт реализации прав на свободу совести, свободу вероисповедания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

  3. Подвергнуть анализу законодательное закрепление прав на свободу совести и свободу вероисповедания военнослужащих и сотрудников ОВД;

  4. Проанализировать механизм реализации военнослужащими и сотрудниками ОВД предоставленных им прав на свободу совести и свободу вероисповедания;

  5. Рассмотреть эффективность решения задач обеспечения и гарантиро-ванности государством прав военнослужащих и сотрудников ОВД на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе и путем предоставления гражданам права на альтернативную гражданскую служ-бу;

  6. На основе изучения практического материала, проанализировать проблемы, возникающие у рассматриваемой категории граждан в рамках

реализации ими конституционных прав на свободу совести и свободу

вероисповедания. 7. На основе данных, полученных в ходе решения предыдущих задач

сформулировать рекомендации по внесению изменений и дополнений

в нормативные акты Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов прав на свободу совести и свободу вероисповедания на современном этапе государственно-правового развития Российской Федерации.

Предметом исследования является правовое регулирование механизма реализации прав на свободу совести и свободу вероисповедания военнослужащих, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов, выраженного как в нормативно-правовой сфере, так и в сфере практического применения данных норм, а также теоретические концепции ученых-юристов, исследовавших данную проблематику.

Методологической основой диссертационного исследования является общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: историко-правовой, формально-логический, системно-структурный, конкретно-социологический, сравнительно-правовой и лингвистический. Применительно к теме в основу методологии были положены принципы толерантности, взвешенного подхода к деятельности любых законопослушных религиозных объединений, оценки фактов с объективно-научных позиций, максимально возможного учета альтернативных точек зрения.

Применяя данные методы, опираясь на всю доступную автору совокупность источников, диссертант считает возможным исследовать объекты во всей полноте их взаимосвязи и взаимозависимости, целостности и всесторонности для достижения цели исследования.

Новизна диссертационного исследования состоит в том, что это комплексная теоретическая и практическая разработка проблем реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащих, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов. На момент начала диссертационного исследования данная работа входит в число первых правовых исследований, посвященных вопросам обеспечения государством прав военнослужащих и сотрудников ОВД на свободу совести и свободу вероисповедания, а так же юридическую защиту этих прав. Анализ проделан с учетом исторического прошлого России, современного этапа ее государственно-правового развития, особенностей состояния экономики, федеративных отношений, уровня развития демократии и правосознания общества.

Положения, вносимые на защиту.

1. Свобода совести - одно из важнейших демократических прав, га
рантированных государством, представляющее собой вид и меру возмож
ного и должного поведения человека и гражданина которое выражается в
недопустимости незаконного вмешательства государства, юридических
или физических лиц в свободу определения личностью своего отношения к
религиозным или иным духовным ценностям.

Свобода вероисповедания является важной составляющей свободы совести. Свобода вероисповедания - право человека в признаваемом им вероучении исповедовать свою веру индивидуально или совместно с другими, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь и распространять любые религиозные взгляды, отказываться от них и менять их, участвовать в религиозных богослужениях, обрядах и культах, жить в соответствии с религиозными постулатами и догмами, соблюдая их в быту, в семье, в обществе, участвовать в миссионерской деятельности, паломничестве и т. д.

2. Состояние государственно-конфессиональных отношений в Рос
сии
свидетельствует о тенденциях огосударствления наиболее массовой
религии (православия), с выделением ряда «традиционных» конфессий и

ослаблением остальных религиозных объединений. В связи с этим предлагается исключить из ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» Преамбулу, как не соответствующую Конституции РФ, а так же смыслу самого Закона. Диссертант считает, что предложенная формулировка создает потенциальную возможность для межконфессиональных конфликтов и произвола государственных органов.

3. Право военнослужащих (сотрудников правоохранительных орга
нов) на свободу совести
— это обеспеченная юридической обязанностью го
сударства и закрепленная нормами конституционного права, предостав
ленная возможность совершения определенных действий (или определен
ного поведения) в целях удовлетворения религиозных потребностей и ин
тересов, а также возможность выражения атеистических убеждений либо
нейтрального отношения к религии.

Реализация указанных прав выступает не только как конкретное исполнение на деле определенных интересов, но и как процесс двустороннего сотрудничества между воинскими подразделениями и религиозными организациями. Реализация права на свободу совести военнослужащих (сотрудников правоохранительных органов) - это регламентированный нормами права процесс, обеспечивающий каждому духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также охрану и защиту этих прав от противоправных посягательств.

  1. Практика взаимодействия Вооруженных Сил и правоохранительных органов с законопослушными религиозными объединениями показывает, что совместные мероприятия положительным образом воздействуют на процесс воспитания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, снижает негативные проявления, повышает культурный уровень, помогает в преодолении правового нигилизма.

  2. Анализ законодательного закрепления и практики реализации прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на свободу совести и свободу вероисповедания доказывает невозможность и нецелесо-

образность введения в армию института военного духовенства. Подобное реформирование в многонациональном и поликонфессиональном государстве являлось бы дестабилизирующим фактором в развитии военно-религиозных и государственно-конфессиональных отношений, к тому же повлекло бы коренные изменения в структуре Вооруженных Сил, что существенным образом усложнило бы их финансирование и управляемость.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что положения и выводы, сформулированные и обоснованные в ней, дополняют и расширяют представления о понятийном аппарате категорий «свобода совести» и «свобода вероисповедания», а также развивают и конкретизируют разделы конституционно-правовой науки, анализирующие содержание правового статуса личности, нормативной регламентации и практики реализации государственно-конфессиональных отношений.

Практическая значимость состоит в том, научные разработки могут быть использованы широким кругом ученых и практиков, занимающихся не только вопросами конституционного права, но и вопросами защиты гражданских, социальных и духовных прав военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск МВД России. Эти разработки также могут быть применены при преподавании в высших учебных заведениях, в том числе в учебных заведениях МВД России таких дисциплин как конституционное право Российской Федерации, конституционное право зарубежных стран, профессиональная этика сотрудников ОВД, культурология и пр. Практические предложения, сформулированные в работе, могут быть использованы при разработке федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере реализации военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов прав на свободу совести и свободу вероисповедания, для дальнейшего совершенствования военно-религиозных отношений.

Апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования обсуждались, а также были одобрены и рекомендованы к защите на кафедре конституционного и муниципального права Санкт-Петербургского университета МВД России. Основные теоретические положения и идеи работы нашли отражение в докладах и выступлениях на семинарах и научных конференциях в период 2001 - 2004 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России, а также на юбилейной научно-практической конференции «МВД России - 200 лет: история и перспективы развития» 20-21 сентября 2002 г. Выводы проведенного исследования содержались также в научных публикациях автора.

Структура диссертации определена содержанием темы и логикой последовательного разрешения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.

Формирование взглядов, учений и понятий о свободе совести и свободе вероисповедания

Формирование новой модели государственно-конфессиональных отношений невозможно без учета исторического опыта взаимоотношений государства с религиозными организациями. Уроки истории приобретают сегодня вполне практический характер, позволяют учесть ошибки прошлого при формировании новых взаимоотношений, что в конечном итоге может сказаться на реальной практике и перспективах развития отношений власти и общества в целом.

Вкладывая в термин «свобода совести» определенное философское, правовое и иное мировоззренческое понимание его интерпретаторы, среди которых есть и политики, и ученые, и священнослужители, и рядовые носители прав и свобод, исходят из совершенно различных, противоположных, а порой и исключающих друг друга понятий. Понятие свободы совести широко используется для обозначения оппозиции, альтернативы по отношению к церковной нетерпимости, догматизму, возможности проявлять атеистические убеждения и т. д.

Процесс определения данного понятия осложнен тем, что проблемы совести, веры, свободы, находятся на пересечении различных областей гуманитарных знаний: философских, социологических, психологических, юридических и др. Без глубокого историко-философского и политико-юридического анализа развития этих отношений на протяжении десятков веков невозможно прийти к каким-либо однозначным выводам. Основные вероучения, используемые в нашей стране, относятся к ряду мировых религий, и в силу этого данный анализ не может быть ограничен только рамками России.

Так что же скрывается под этим, часто используемым в различных контекстах, словосочетанием?

Для того чтобы осознать весь смысл приведенного понятия необходимо обратиться к истории его возникновения, к моменту начала использования его в законодательных актах стран мира, к фактам открытого противостояния сторонников свободомыслия действующему режиму.

Отдельные элементы идеи свободы совести стали появляться еще в работах таких древних философов как Антифонт, Алкидам и Пикофрон. Идеи веротерпимости и свободы совести известны также ранним христианским мыслителям. Так, по мнению Тертуллиана, «каждый поклоняется тому, чему хочет. Религия одного человека ни вредна, ни полезна для другого. Но не свойственно одной религии делать насилие над другой. Религия должна быть приемлема по убеждению, а не насилию».

Традицию свободомыслия мы можем обнаружить не только в философии древнего мира, но и в народном сознании. В древнеегипетских письменных памятниках («Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своей душой» - XXI-XXII в.в. до н. э.), высказывается сомнение в существовании загробного мира, в древнекитайской «Книге песен» (XII- YI в.в. до н.э.), осуждается несправедливость богов, в древнеиндийских «Ведах», ут-верждается, что боги не предшествовали бытию и т. д.

Уже с этих времен древние начинают задумываться о смысле своего существования, своем отношении к богам и предназначении в окружающем мире. Однако эти мысли пока еще только зарождаются в отдельных философских работах того времени и не оказывают никакого влияния на существующий государственный строй и положение граждан.

В отсутствии свободы совести и вероисповедания широкое распространение получают нетерпимость и преследование. Правление на основе нетерпимости и преследования было долгим и кровавым. За последние две тысячи лет миллионы людей погибали из-за того, что их убеждения расходились с признанными догматами.

Римляне бросали христиан на растерзание львам. Император Нерон заклеймил христианство как смертельное преступление и обвинял христиан в поджоге Рима. Во II веке н.э. император Аврелий приказал карать христианские секты, распространяющие новое учение, как «возбуждение брожения в нездоровых головах». Во времена крестовых походов преследователями стали уже христианские армии, которые убивали и пытали каждого кто пытался им помешать. Два столетия спустя после крестовых походов, насилие вылилось в религиозные войны между католиками и протестантами. Тридцатилетняя война 1618-1648 г.г. сократила население Германии и Австрии с 21 миллиона человек до 13,5 миллионов. По всей Европе эта война погубила по крайней мере 9,7 миллионов людей. Другими словами, в течение 25 лет сражений каждый день, 365 дней в году, умирали 2700 человек. Для века, в котором не существовало оружия массового поражения, это просто поразительно. В XX веке мы стали свидетелями другого ужасного примера нетерпимости человека к своим ближним - нацистского геноцида. 6 миллионов человек были хладнокровно убиты за то, что их убеждения и образ жизни отличались от признанных. Большинство из них были евреями, но кроме них погибли многие Свидетели Иеговы, инакомыслящие и представители интеллигенции. В течение столетий и по сей день мусульмане и индусы, а так же христиане и мусульмане убивают друг друга. При Аурангзебе, одном из последних мусульманских императоров Индии, в течение целого года ежедневно убивали по десять тысяч индусов. По оценкам историков, в ходе сталинского террора в 30-х и 40-х годах было убито двадцать миллионов советских людей.

Решение проблемы, связанной с подобным насилием до сих пор ускользает от нас.

На протяжении всей истории находились люди, которые предлагали способы избежания подобных конфликтов. Первые серьезные попытки внести в общество искру либерализма и терпимости начались в эпоху Средневековья. В это время начинается осмысление понятия «свобода». Церковь, которая восприняла такие попытки как угрозу распространения произвола среди населения, и соответственно, выхода широких масс из под контроля, жестоко пресекала попытки вольнодумства.

Понятия: «религия», «свобода», «свобода совести», «свобода вероисповедания» - и их соотношение на современном историческом этапе

Современное человечество стоит перед уникальной ситуацией: с одной стороны, провозглашается идея свободы — слова, предпринимательства, «свободное общество» в целом... Понятие «свободы» стало своеобразным символом эпохи. С другой стороны, человечество показывает примеры пренебрежения к свободе не только личности, но и целых народов.

Традиционное общество не знает лично свободного человека. Человек был «волен» и «свободен» подчиняться лишь законам рода-общежития. В античном обществе появляется понятие о деятельной, свободной личности, правда, действующей согласно традициям и правилам полиса. В христианстве возникает новое понимание личности как индивидуума, оно основывается на религиозном ощущении мироздания. Человек оказывается один в ситуации духовного выбора между добром и злом. Он свободен выбрать или отвергнуть божественную истину как путь спасения души.

В Новое время свободным, предстает человек способный полагаться на собственный ум, не нуждающийся в поводыре, человек не зависимый от внешних авторитетов или инструкций, а имеющий мужество следовать внутреннему голосу.

Философское осмысление свободы, заложенное и развиваемое на протяжении практически всей истории человечества, заставляет нас задуматься о соотношении этого понятия с другими составляющими человеческого существования (совестью, религией, правом, государством и т. д.). В зависимости от того, что будет для нас мерилом человеческой свободы, можно будет выделить наиболее важные ценности существующего общества, определить приоритеты его дальнейшего развития.

Определения свободы в зависимости от исторического периода появления и общественного положения их авторов в значительной мере разнятся, однако, все они сводятся к определению внутреннего мира человека, его понимания предназначения собственного существования.

Обобщая наиболее известные определения свободы, можно выделить два ее аспекта. Наиболее радикально настроенные по отношению к обществу авторы выступают за абсолютную свободу. В данном случае, речь идет о возможности человека действовать согласно своим внутренним убеждениям, даже в том случае, если они противоречат общественной морали, порицаемы, общественно неприемлемы. В подтверждение данной позиции высказывалось мнение о том, что любое ограничение абсолютной свободы, уже само по себе не соотносится с понятием свободы. Ограничение своих действий в данном случае должно исходить от самого человека, эти ограничения соответствуют его моральным ценностям, воспитанию или боязни общественного порицания. Таким образом, даже если внутренние убеждения и нравственность человека не удовлетворяют выдвигаемых обществом требований, он имеет право поступать так, как велит ему его свобода, а в свою очередь общество, или отдельные его члены вправе осудить совершенный поступок и реагировать на него сообразно заложенным установкам.

Другие исследователи в этой области выступают не так категорично и допускают ограничение абсолютной свободы во имя интересов общества. В данном случае на человека, пользующегося свободой выбора поведения и свободой при выборе путей достижения своих целей, налагается моральная обязанность соотносить свое поведение с благом других людей и нести ответственность за нарушение их прав. Именно проблема самоограничения человеком своей свободы является наиболее важной, поскольку при осознании этого самого ограничения, при его не комфортности, у субъекта отношений пропадает ощущение собственной свободы. Изучение этого феномена давно занимает умы ученых и философов. Например, много размышлял о свободе человека видный писатель и общественный деятель П.Я. Чаадаева. Особенно его интересовала следующая мысль: «С идеей о моей свободе связана другая ужасная идея, страшное, беспощадное последствие ее - злоупотребление моей свободой и зло как ее последствие» .

В диалогах о свободе не остаются в стороне и религиозные деятели. Нельзя упустить тот факт, что некоторые Церкви (религиозные конфессии) вообще не признают свободы как таковой, и, соответственно, спектра ее проявлений (свободы совести, например). Хотя, другие Церкви не только уверены в существовании человеческой свободы, но и в том, что эту свободу даровал сам Господь, однако, в своеобразной форме, отличной от земной абсолютности. Например: «... не бойтесь быть святыми! Именно эту свободу даровал нам Христос. Это не иллюзия свободы, обещанная мирскими властями: полная автономия, потеря всякой ответственности в отношении созданий Божьих и детей, утверждение самодостаточности, которое делает нас беззащитными перед краткостью жизни, одинокими в тюрьме нашего эгоизма, подчиняя нас «душе этого мира», обрекая быть «рабами тления»2.

« Свобода в понимании мусульманских ученых - способность, возможность человека действовать, пока он не причиняет вред или зло себе или другим, ... свобода не может быть причиной или поводом, чтобы человек совершал зло, распространял разврат, ... свобода — право человека, ... которое имеет свои правила, ограничения и сферы» .

Приведенные высказывания в большей части вполне соответствуют тому смыслу, который на сегодняшний день вкладывается в понятие «свобода», поэтому мы можем использовать их при работе над уяснением смысла, как этого понятия, так и терминов связанных с ним.

Обобщая приведенные рассуждения, необходимо сказать о том, что под свободой на страницах данной работы понимается такое положение человека в обществе, коллективе, которое предполагает соблюдение двух важных принципов: личность свободна при выборе путей и средств достижения своих целей; человек обязан при постановке и реализации своих намерений сопоставить свое поведение со свободой других людей и нести ответственность за нарушение их прав и интересов. «Свобода - познанная необходимость, основанная на знании и соблюдении человеком объективных законов развития природы, общества, самого человека».

Закрепление прав на свободу совести, свободу вероисповедания в нормах международного права и зарубежных странах

Права человека в современной научной практике понимаются как неотъемлемые права и свободы личности, которые приобретаются индивидом в силу своего рождения, они содержат гражданские права и политические свободы, вмещающие в себя интеллектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолением разнообразных форм эксплуатации и насилия. Основой всех прав человека является вера в то, что каждая личность - священна; эта вера приобретает особое значение в рамках религиозного сознания. Это значит, что со стороны государства должно быть законодательно признано неотторжимое право лиц в нем проживающих на свободное решение вопроса о своей религиозной идентичности. Проблема соотношения свободы вероисповедания и прав человека в широком смысле весьма далека от разрешения. Это происходит из-за того, что существуют национально-государственные религии, например, ислам в арабских странах, иудаизм в Израиле и т.д., где они представляют собой не только религиозную систему, но и образ жизни, пренебрежение правами человека опирающееся на свое собственное мировоззрение и миропонимание, сложившиеся на протяжении многих столетий исторического развития. В данном случае очень сложно говорить об абстрактном понимании свободы, в силу того, что она всегда имеет конкретное содержание, выражающееся в отношении к ней со стороны конкретных государств. Отсюда и свобода вероисповедания ограничивается юридическими актами, которые не всегда отвечают основным правам и свободам человека и гражданина.

Правоотношения в области религиозных прав и свобод человека, деятельности религиозных объединений устанавливаются и регулируются множеством правовых источников.

Первой составляющей этой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Применительно к Российской Федерации можно отметить, что впервые в истории в Конституцию (п.4 ст. 15) включено положение, объявляющее принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации частью ее правовой системы. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения норм международного права органами власти, включая суды, а так же возможность обращения в установленном порядке граждан в Европейский суд по правам человека.

В международном праве нет нормативного акта, который исчерпывающим образом перечислял бы его общепризнанные принципы и нормы. Кроме того, необходимо заметить, что долгое время свободе совести и свободе вероисповедания не уделялось должное внимание.

Особую роль в развитии и закреплении прав человека, в том числе и религиозных свобод, сыграли международные организации, в первую очередь Организация Объединенных Наций. Ст. 55 Устава ООН провозглашает содействие всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов.

Среди международных актов следует, прежде всего, назвать Всеобщую декларацию прав человека принятую 10 декабря 1948 г. Являясь, пожалуй, главнейшим из международных документов Всеобщая декларация прав человека отражает принципиально новый, цивилизованный и демократический подход к принципу свободы совести, который развился после II мировой войны. При этом важно подчеркнуть, что осмысление и разработка его осуществлялись представителями как светской общественно-правовой и философской мысли, так и религиозной. В числе политических прав и свобод Декларация устанавливает: свободу мысли, совести, религии (ст.18), свободу убеждений и выражения их (ст. 19), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.20), право принимать участие в управлении своей страной (ст.21).

Ст. 18 провозглашает право человека на свободу мысли, совести и религии, и здесь же содержит определение права на свободу совести, которое «включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков»1. Далее в ст. 19 утверждается, что «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их». Анализируя смысл приведенных норм можно отметить, что в данном документе используется расширенное толкование понятия свободы совести, в содержание которой вкладывается не только ряд религиозных свобод, но и свобода иных убеждений, возможно атеистических или вообще не соотносимых с религией. Ст. 19 несколько конкретизирует положения ст. 18 , в части права на свободу убеждений. Очевидно, здесь имеются в виду убеждения, не носящие религиозного характера, а отражающие мировоззренческие основы индивида, его миропонимание и мироощущение.

Многие международные документы закрепляют право каждого человека на свободу мысли, совести, религии. Несмотря на различия в формулировках, они содержат стандартные определения права на свободу совести. Так, это положение подтверждается Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. Этот документ содержит пять статей определяющих право человека на свободу мысли, со вести, религии, мнения и т.д. В ст. 18 он дает практически идентичное по смыслу определение свободе совести, тому, что было приведено выше. Здесь же дается расширенное перечисление запретов на ограничение вышеперечисленных прав и обращается особое мнение на обеспечение государством их охраны. .

Практика и особенности осуществления, прав на свободу совести и свободу вероисповедания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

Полную разработку понятие субъективного права (в том числе права на свободу совести) получило в общей теории права. Ученые пришли к выводу, что целью любого субъективного права является получение определенного социального блага. Таким образом, и право на свободу вероисповедания имеет ту же цель. Возможность пользоваться благом - содержательная сторона субъективного права. Но одно дело возможность пользоваться благом в обычных условиях, и другое - в условиях связанных с определенными ограничениями.

Представляется, что центральным элементом субъективного права военнослужащих на свободу совести является не юридическая возможность собственных действий, что конечно тоже немаловажно, а возможность требовать соответствующего поведения от других лиц (командиров), поскольку без их положительных действий военнослужащие во многих случаях не могут осуществить свое право. Только после совершения каких-либо действий представителей руководства субъекты права имеют возможность на определенное поведение.

Рассмотрим теперь, из каких элементов состоит право военнослужащих на свободу совести. Под основным элементом в юридической науке понимаются правомочия, закрепленные данной нормой (институтом), которые в своей совокупности определяют его социально-политическое и юридическое содержание.

Постольку, поскольку речь идет о праве на свободу совести, чтобы избежать повторений, необходимо помнить, что сюда же включены и элементы содержания права на свободу вероисповедания, за исключением прав в области атеистического мировоззрения.

Право военнослужащих на свободу совести включает в себя: 1. Возможность военнослужащих совершать юридически значимые действия по осуществлению права на свободу совести. 2. Возможность военнослужащих требовать исполнения или соблюдения юридической обязанности по соблюдению их права на свободу совести. 3. Возможность военнослужащих привести в действие аппарат государственного принуждения. 4. Возможность военнослужащих относиться к религии нейтрально, придерживаться атеистических убеждений, либо вести атеистическую пропаганду. Принимая во внимание вышеизложенное можно сделать теоретический вывод, что

Право военнослужащих на свободу совести - это обеспеченная юридической обязанностью государства и закрепленная нормами конституционного права, предоставленная военнослужащим возможность совершать определенные действия (или определенное поведение) в целях удовлетворения религиозных потребностей и интересов, а так же возможность выражать атеистическое либо нейтральное отношение к религии.

Рассмотрев содержание права военнослужащих на свободу совести необходимо обратить внимание на процесс его воплощения. Исполнение на деле предоставленного права называется его реализацией. Данный процесс направлен на достижение цели удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих в общении, познании, обретении духовной опоры и др.

В общетеоретическом смысле «реализация - регламентированный нормами права процесс, обеспечивающий каждому гражданину материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а так же защиту этих прав от любых посягательств».

Алексеев С.С., освящая механизм правового регулирования в государстве, выделил реализацию субъективных прав и обязанностей в качестве одной из стадий процесса правового регулирования, при котором правовое регулирование достигает своих целей - воплощается в поведении конкретных лиц.

Таким образом, и реализация военнослужащими прав на свободу совести и свободу вероисповедания выступает итогом действия обеспечивающих этот процесс правовых норм и заключается в совершении необходимых индивиду действий диктуемых его религиозными потребностями.

Для дальнейшего рассмотрения процесса реализации военнослужащими прав на свободу совести и свободу вероисповедания необходимо осмыслить существующий комплекс проблем, выводящих в современном российском обществе рассматриваемую тему на весьма острый уровень обсуждения. Теоретическое рассмотрение вышеназванных факторов позволяет уяснить саму систему реализации. I. Различие особенностей реализации прав на свободу совести и свободу вероисповедания военнослужащих и других граждан Российской Федерации. Условия и факторы, влияющие на этот процесс.

Проблемой реализации права на свободу вероисповедания является, прежде всего, вопрос создания экономических, организационных и прочих условий, необходимых для практического осуществления данного субъективного права граждан. В соответствии с конституционным принципом отделения церкви от государства - государство предоставляет право гражданам и религиозным объединениям граждан самим создавать подобные условия для религиозной деятельности. В отличие от вышеперечисленных категорий военнослужащие не могут создавать подобных условий в силу своего положения. Так, совершенно очевидно, что религиозные организации лишены возможности самостоятельно проводить с военнослужащими мероприятия религиозного характера без поддержки представителей командования. Служители культа могут посещать охраняемые объекты, на которых находятся военнослужащие, только в сопровождении уполномоченных офицеров подразделения. Это объясняется особым положением воинских формирований как режимных учреждений закрытого типа. Процесс службы в них организуется в рамках установленного режима, который должны соблюдать все без исключения, и который зачастую не оставляет времени для религиозной деятельности. Поэтому для характеристики проблемы сотрудничества командования воинских подразделений с представителями религиозных организаций для решения проблем оказания духовной поддержки недостаточно указания только на согласованную деятельность, необходимо иметь в виду то, что это в большинстве своем совместная деятельность, осуществляемая в рамках установленного порядка прохождения службы. А зачастую, командование воинских формирований, воспитанное на идеалах советской эпохи не поддерживает идею сотрудничества с религиозными организациями.

Наличие таких существенных проблем не означает, что военнослужащие не могут исповедовать религию. Так как государство гарантирует наличие права на свободу совести, свободу вероисповедания у всех граждан, в том числе и военнослужащих. Отличие состоит в том, что в воинских частях и других подразделениях государство должно само создавать социальные и правовые предпосылки для религиозной деятельности верующих военнослужащих, поскольку они не лишены права на свободу вероисповедания, но не могут осуществить его без государства. Совершенно логично предположить, что если государство наделило эту категорию граждан правом на свободу вероисповедания, которое они не могут реализовать самостоятельно, то военнослужащие вправе потребовать от государства создания необходимых условий для его реализации.

Этот теоретический вывод имеет важное практическое значение, так как ориентирует на создание системы правовых норм обеспечивающих реализацию права на свободу совести, свободу вероисповедания военнослужащих, без которой нет, и не может быть практического осуществления рассматриваемого права.

Похожие диссертации на Особенности реализации конституционных прав свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащими, сотрудниками ОВД и иных правоохранительных органов