Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп Зюков Андрей Михайлович

Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп
<
Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зюков Андрей Михайлович. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.08. - Рязань, 2005. - 229 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Этническая преступность как криминологическая проблема .. 14

1. История развития учений об этнической преступности 14

2. Особенности этнической преступности в системе современной преступности России 34

3. Тенденции преступности представителей разных этнических групп в России 58

Глава 2. Характеристика личности преступника - представителя этнических групп 79

1. Характеристика представителей разных этнических групп, совершивших преступления 79

2. Характеристика социальной среды представителей этнических групп, совершивших преступления 110

Глава 3. Противодействие этнической преступности 141

1. Общеорганизационные вопросы противодействия преступности представителей разных этнических групп 141

2. Нормативно-правовая база по предупреждению этнической преступности в Российской Федерации 155

3. Совершенствование правоохранительной деятельности в рамках противодействия совершению преступлений представителями разных этнических групп. 163

Заключение... 176

Библиографический список 181

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Эффективность борьбы с преступностью, раскрытие и предотвращение подготавливаемых и тщательно маскируемых преступлений предполагают широкое использование всего комплекса наличных сил, коренное улучшение средств и методов деятельности правоохранительных органов.

Противодействие преступности в среде представителей различных этнических общностей заслуживает высокого научного интереса и исследования как со стороны практических работников, так и со стороны научных кругов. Преступления, совершенные представителями других этносов на территории России, составляют ощутимую долю в общей преступности страны, выявление и раскрытие таких преступлений осложняются ярко выраженными этническими особенностями: обычаями и традициями криминогенного характера, языковыми и культурными барьерами, слабым учетом этих особенностей в действующем законодательстве и слабым знанием этих особенностей правоприменителем. На территории России проживает свыше 160 больших и малых народов. Основываясь на мировой практике при выявлении и раскрытии совершенных ими преступлений, привлечении к уголовной ответственности, в процессе судебного разбирательства и исполнения наказаний, применении мер профилактики, необходимо учитывать обычаи и традиции этнического характера, их влияние на совершение преступления и умело использовать в правоприменительной деятельности.

Успешное решение этих задач предполагает учет широкого круга факторов, в том числе состояния, структуры, динамики преступности, личности преступника, его социальных, психологических, национальных особенностей, а также специфики предупреждения и раскрытия преступлений, совершаемых лицами отдельных этнических общностей. Последние наряду с общими для всех наций и народностей чертами характеризуются специфическими нравами, обычаями, традициями, что накладывает отпечаток на их поведение, в том числе и на совершение ими преступлений.

В этой связи заслуживают внимание вопросы борьбы с преступностью в среде представителей различных этнических общностей, что обусловливается присущими им ярко выраженными особенностями, а также многочисленными пережитками в сознании, обычаями и традициями криминогенного характера, в значительной степени детерминированными спецификой исторического развития.

Противодействие применяемым карательным мерам порождало в среде представителей различных этнических общностей и групп специфичные приемы общения, конспирации своих общественно опасных действий, хитроумные способы совершения преступлений.

Следует учитывать, что изменения в социально-политической и экономической сферах, произошедшие после 1991 г. на постсоветском пространстве, автоматически не повлекли за собой изменения сформировавшегося в течение многих веков социально-психологического уклада жизни народностей, населяющих бывшие республики СССР и современную Россию.

В настоящее время недостаточное внимание уделяется изучению этнической преступности, оказывающей существенное влияние на криминогенную обстановку. Во Владимирской области в 1982-1983 гг. такие исследования не проводились, за исключением практики расследования преступлений, совершаемых в связи с обострением конфликта на Северном Кавказе, его представителями.

Вместе с тем в период с 1997 по 2003 г. на территории области к уголовной ответственности были привлечены 112887 чел., из которых 4863 чел., или 4,3 %, являлись представителями этнических групп. В то же время осуждены к реальному сроку лишения свободы и в настоящее время содержатся в учреждениях уголовно-исполнительно системы области 11488 чел., из которых 1001 чел., или 8,8 %, - представители этнических групп. В ходе проведенного исследования было установлено, что в России в местах лишения свободы отбывают наказания около 3000 этнических граждан России только за совершение преступлений, квалифицируемых ст. 205, 2051, 206, 208, 209

5 УК РФ, а также 66 иностранных граждан, отбывающих наказания за преступления, связанные с убийством, участием в незаконных вооруженных формированиях на территории России, незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ1. Это свидетельствует о том, что доля лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, среди представителей этнических групп превышает аналогичный показатель в общей совокупности осужденных к лишению свободы.

Степень научной разработанности проблемы. Этническая характеристика лиц, совершающих преступления нуждается в более тщательном изучении, чем это было до сих пор. Расхожая громкая фраза «преступник не имеет национальности» имеет не больше смысла, чем выражения «преступник не имеет пола» или «преступник не имеет возраста, социального положения».

Выводы и предложения диссертационного исследования базируются на действующем законодательстве Российской Федерации, фундаментальных трудах этнографов (А.К. Байбурина, Л.Н. Гумилева, Р.Ф. Итс, В.И. Козлова, Н. Кочетыговой, В.А.Тишкова, С.А.Токарева, Н.Н.Чебоксарова), работах известных криминологов (В.И. Алексеева, В.В. Астанина, И.А. Бурмистрова, Л.К Виноградовой, Н.А. Горюновой, А.И. Гурова, А.И. Долговой, О.А. Евла-новой, И.И. Карпеца, Д.М. Коломытца, А.Г. Крамарева, Н.Ф. Кузнецовой, А.Н. Ларькова, И. Лузгина, В.В. Лунеева, В.П. Лаврова, В.Б. Малинина, В.В. Меркурьева, СМ. Никитиной, В.А. Номоконова, Т.В. Пинкевич, Ю.С. Пулатова, А. Сандугея, А.Н. Сухаренко, А.Ю. Чупровой), исследованиях специалистов в области межэтнических отношений (Р.Г. Абдулати-пова, Г.В. Дашкова, Н.Р. Маликовой, М.А. Рыльской), этнической психологии (Г.М. Андреевой, С.Н. Ениколопова, В.Г. Крысько, Д.В. Ольшанского, Э.А. Саракуева), а также диссертационных исследованиях последних лет, непосредственно посвященных аспектам этнической преступности. Среди них можно назвать кандидатские диссертации Р.Г. Чефходзе «Этнические аспек-

См.: Противоправные проявления этнических групп в местах лишения свободы: Аналит. обзор / Под ред. проф. К.К. Горяинова; НИИ УИС Минюста России. М., 2004.

ты преступности» (1999) и Г.М. Геворгяна «Криминологические проблемы борьбы с организованными этническими преступными формированиями в России» (2000).

Вместе с тем многие вопросы, относящиеся к проблемам преступности представителей разных этнических групп, до сих пор остаются не исследованными. В частности, отсутствуют комплексные монографические исследования личностных характеристик представителей этнических групп, совершивших преступления, условий социальной среды, способствующей совершению преступлений. Недостаточно четко описана структура преступных групп, в состав которых входили представители разных этнических групп. Отсутствует и собственно определение этнической преступности. Настоящее исследование представляет собой первое монографическое исследование, позволяющее наиболее подробно рассмотреть указанные проблемы.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является изучение криминологической характеристики преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи: рассмотреть этническую преступность как криминологическую проблему, изучить этническую преступность в системе современной преступности России, раскрыть характеристику социальной среды жизнедеятельности этнических групп, рассмотреть личность этнических преступников - членов разных этнических групп, содержащихся в местах лишения свободы, проанализировать систему мер предупреждения совершения преступлений. Кроме того, диссертант постарался выработать меры и предложения, которые могут быть использованы в практической деятельности правоохранительных органов и учреждений УИС для предупреждения совершения преступлений представителями разных этнических групп.

Объектом исследования является этническая преступность в системе современной преступности России как криминологическая проблема; предста-

7 вители этнических групп, общностей и народностей, совершившие преступления и содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Предметом исследования выступают:

этническая преступность и особенности криминального поведения представителей различных этнических групп;

личностная характеристика представителей этнических преступных групп;

характеристика социальной среды, обусловливающая совершение преступлений представителями этнических групп и жизнедеятельности этнических групп;

система мер предупреждения совершения преступлений представителями разных этнических групп.

Методологическую и теоретическую базу исследования составляют общенаучный (диалектический) и специально-научные методы: исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический. Настоящее диссертационное исследование базируется на диалектическом методе познания правовых явлений в единстве их социального содержания и юридической формы, обеспечивающем научный подход к изучению явлений и процессов общественной жизни этнических групп и позволяющем рассматривать их во взаимосвязи и постоянном развитии. В исследовании широко используются научные труды по философии, истории, этно-софии, этнической психологии и социологии. Изучена область этнографических интересов, этнические процессы, влияющие на преступность, рассмотрены в их динамике, исследован разработанный в теории понятийный аппарат. Автором проведены изыскания на стыке отраслей научного знания, которые, как показывает практика, всегда плодотворны.

Методология исследования базируется в целом на использовании диа-лектико-материалистического учения. Работа направлена на изучение явлений социального характера, поэтому она осуществлялась с использованием всех методов исследования общественных и социальных явлений: общенауч-

8 ных (восхождение от абстрактного к конкретному; системно-структурный анализ; исторический метод; сравнение; динамические и статистические методы); конкретно-социологических (изучение документов, в том числе уголовных дел и личных дел осужденных; метод экспертных оценок, интервьюирование, наблюдение).

Теоретическую основу исследования составили работы по теории уголовного права, уголовной политики, криминологии, уголовно-исполнительного права, логики, педагогики, психологии, социологии, относящиеся к проблемам диссертационного исследования.

Эмпирической базой исследования является изучение основных аспектов современного состояния борьбы с этнической преступностью на территории Владимирской области в период с 1997 по 2003 г. Основу эмпирического материала, использованного в этих целях, составляют данные программированной обработки статистических карточек формы № 2, а также материалы уголовных дел, расследованных на территории Владимирской области в отношении представителей 83 этнических групп - 4863 чел., данные программной обработки статистических карточек, заполняемых в НИИ ГУИН Миюста России (г. Тверь), о 2381 преступлении, зарегистрированном в период с 1 января 2001 г. по 16 ноября 2004 г.

В целях повышения репрезентативности исследования использованы материалы судебно-следственой практики Московской, Ивановской областей, Республики Татарстан. По разработанной соискателем анкете в качестве экспертов опрошены 455 сотрудников уголовно-исполнительной системы Владимирской, Свердловской, Омской, Ивановской, Пермской, Нижегородской, Ростовской, Архангельской, Красноярской, Псковской, Самарской, Калининградской областей, Хабаровского края, республик Северная Осетия, Карелия, Коми, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, 381 сотрудник органов внутренних дел. Кроме того, изучено 331 личное дело осужденных, отбывающих наказания во Владимирской области.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена самой постановкой проблемы, охватывающей вопросы этнической преступности с момента возникновения преступных наклонностей в микросреде представителей этнических групп (тейп, табор, община) до совершения ими конкретных преступлений, преступных проявлений в групповой и организованной преступности, осуждения и отбывания наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы на региональном уровне, изучения личности этнического преступника. Новизна исследования заключается в том, что с применением разнообразных методик исследования, глубоко проанализирована этническая преступность как криминологическая проблема.

В исследовании предпринята попытка через исторически сложившиеся корни антиобщественного образа жизни некоторых народов, фольклорный материал и данные судебной практики изучить преступное поведение представителей различных этнических групп, доминирующих на территории Владимирской области, и влияние на преступном поведении этих лиц сформировавшихся с детства привычек, установок, обычаев и традиций той или иной этнической среды.

В частности, обычай кровной мести распространен далеко не везде. В то же время, там, где распространено пьянство, чаще совершаются насильственные ситуативные корыстные преступления ради немедленного получения спиртных напитков либо средств для их приобретения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В целях противодействия преступной деятельности этнических
групп необходимо комплексное изучение негативных социальных отклоне
ний представителей различных этнических групп с момента воспитания лич
ности и их учет в организации борьбы с преступностью представителей раз
ных этнических групп.

2. Под этнической преступностью следует понимать совершение пре
ступлений представителями этнических групп в составе группы, объединен
ной на основе общности территории, экономических связей, литературного

10 языка, некоторых особенностей культуры и характера, наличия этнически родственных племен и народностей, отличающейся своей стройной структурой, а также отдельными представителями «этнической группы» в силу следования антиобщественным традициям и обычаям своего этноса, выражающим стереотип поведения представителей такой группы.

  1. Группы, занимающиеся преступной деятельностью, нельзя с полной уверенностью назвать этническими в буквальном смысле этого слова. В состав таких групп нередко входят лица других народностей, которых не объединяет общность территории. В таких случаях можно говорить об иноязычных преступных группах, либо считать термин «этническая группа» условным и брать его в кавычки.

  2. Изучение особенностей структурного построения и криминальной специализации преступных групп, организованных по этническому признаку, позволяют сделать вывод об их построении в зависимости от этнической принадлежности ее лидера, что свидетельствует об отличии способов конспирации внутри таких преступных формирований.

  3. В целом на преступность в стране в значительной мере оказывают негативное влияние три фактора, установленные нами в ходе исследования этнической преступности: во-первых, опасные тенденции этнической преступности групп, состоящих из представителей коренного населения Российской Федерации; во-вторых, рост доли особо тяжких преступлений в структуре преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп; в-третьих, объединение указанных факторов.

  4. Личностные характеристики представителей этнических групп совершивших преступления, соответствуют личности преступника, совершившего преступления при рецидиве.

  5. Человек - личность - представитель этнической группы: приобретает - развивает - трансформирует при совершении преступлений элементы субкультуры - части антиобщественной культуры своего этноса - микросреды, в которой родился, вырос и воспитывался, в элементы криминальной

субкультуры, в традиции совершения преступлений. Истоки этнической преступности нельзя свести к какой-либо одной причине, будь то пережитки прошлого или дефекты психологии представителей конкретной этнической группы. Причинный комплекс этнической преступности - это совокупность обстоятельств, не привносимых в общество откуда-то извне, а коренящихся в нем самом, в реально существующих общественных отношениях (включая историю его развития).

8. Результаты проведенных нами исследований указывают на необходи
мость изучения такого факультативного признака организованной группы, как
применение насилия, которое осуществляется не только в процессе преступной
деятельности, в отношении потерпевших, очевидцев, в том числе соучастников
преступной группы, но и в отношении всех участников уголовного процесса на
всех его стадиях. Криминальное насилие в отношении сотрудников дознания и
следствия, свидетелей и потерпевших в большей степени исходит именно от
представителей этнических групп — участников преступных групп, независимо
от формы соучастия, что указывает на необходимость проведения специальных
профилактических мер виктимологического характера, позволяющих вырабо
тать механизм поведения возможной жертвы в условиях угрозы нападения.
Применение насилия со стороны участников преступных групп, в особенности
образованных по этническому признаку, в первую очередь детерминировано
внутренними обстоятельствами (субкультурой, структурой группы и т.д.), во
вторую - внешними обстоятельствами, складывающимися в процессе их функ
ционирования, либо их совокупностью.

9. В целях дифференциации уголовной ответственности лиц, совер
шающих преступления в силу следования антиобщественным традициям и
обычаям этнической группы необходимо включение в перечень предусмотрен
ных в ст. 63 УК РФ обстоятельств, отягчающих наказание, пункт следующего
содержания: о) «совершение преступления в силу следования антиобществен
ным традициям и обычаям этнических групп».

12 10. Совершенствование деятельности правоохранительных органов для противодействия этнической преступности должно включать:

- изменение существующих форм статистической отчетности, для
учета особенностей личности этнического преступника;

- проведение системного мониторинга деятельности этнических групп с
привлечением этнологов и этнографов в целях предупреждения преступлений
представителями таких групп.

Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования обусловлены, во-первых, их взаимосвязью с положениями науки уголовного права, криминологии, уголовно-исполнительного права; во-вторых, схожестью результатов, полученных при использовании различных методов и источников информации; в-третьих, сопоставимостью определенных закономерностей, выявленных в ходе данного исследования и полученных другими авторами.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическое значение диссертации состоит в том, что полученные выводы и предложения вносят вклад в теорию криминологии, поскольку восполняют пробелы в теоретических положениях и вопросах практического предупреждения преступной деятельности представителей различных этнических групп. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе дальнейшего развития теоретических взглядов на систему предупреждения преступных проявлений со стороны представителей различных этнических групп.

Практическая значимость исследования сводится к тому, что выводы и предложения автора могут быть использованы при подготовке правовых актов и методических рекомендаций, регулирующих действия сотрудников правоохранительных органов по предупреждению совершения преступлений представителями различных этнических групп, совершенствованию системы учета особенностей личности этнического преступника; в учебном процессе в курсе преподавания уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии; в дальнейших научных исследованиях по различным отраслям права.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры уголовного права и криминологии Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Материалы и результаты исследования используются в учебном процессе Владимирского юридического института при преподавании курса криминологии и профилактики преступлений. Основные итоги исследования докладывались и обсуждались на заседании круглого стола «Проблемы квалификации преступлений и практика назначения судами наказания и его исполнения» (Владимир, 4 апреля 2002 г.), на Международной конференции «Криминологическая и правовая культура общества: проблемы формирования и влияния на правопорядок» (Москва, 26-27 сентября 2002 г.), на межведомственной научно-практической конференции «Терроризм, организованная преступность и этнические проблемы» (Москва, 13 ноября 2003 г.), на научно-практической конференции «Организованная преступность и криминологические проблемы миграции» (Таганрог, 1-2 июля 2004 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Криминологические и правовые проблемы борьбы с криминальным насилием» (Якутск, 25-26 августа 2004 г.), на Международной научно-практической конференции «Реформа уголовно-исполнительной системы России: состояние, проблемы, перспективы» (Рязань, 28-29 октября 2004 г.).

Выводы и предложения, сформулированные в диссертации, внедрены в деятельность подразделений Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, Научно-исследовательского института уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, Владимирского юридического института, что подтверждено соответствующими отзывами и актами о внедрении.

Сделанные автором в ходе работы над исследованием выводы нашли свое отражение в 10 публикациях.Структура и объем диссертации обусловлены целями и задачами, логикой исследования. Диссертация включает в себя введение, три главы, объединяющие восемь параграфов, заключение, библиографический список и приложения.

История развития учений об этнической преступности

Этнические различия многих народов, их быт, культура, обычаи всегда привлекали внимание ученых, заставляя задуматься о сущности этносов и их различиях. Еще древнегреческие ученые и мыслители пытались понять причины различия в жизни тех или иных народов. Так, первые научные попытки объяснить природу этих различий можно найти в трактате Гиппократа «О возду-хах, водах, местностях» (около 424 г. до н.э.). Он полагал, что основная причина, которая приводит к существенным различиям жизни народов, содержится в геоклиматических условиях среды их жизнедеятельности, т.е. климат, природ-ные факторы, географическое положение страны полностью определяют внешние условия жизни и отношения между людьми. Подчеркивая важное значение климатогеографических условий жизни, древние авторы не затрагивали тот фактор, что именно условия существования определяли экономический уклад, уровень развития языка, культуры, научных знаний1. Наука об этносах была призвана строго выполнить социальный заказ своего времени и выступить с теоретическим обоснованием таких понятий, как единство культуры народов, его духовно-психологической общности. Об этом речь идет в работах Ш. Монтескье, И. Фихте, И. Канта, И. Гердера, Г. Гегеля. И. Фихте выделяет этническую группу, именуемую им «нормальный народ», который без всякой науки или искусства находился в состоянии совершенно разумной культуры и в котором изначально существует неравенство как чистое отражение разума народа, и дикие, грубые племена . Ш. Монтескье в своих воззрениях придерживался принципов географической детерминации этнических особенностей у разных народов, утверждая, что национальный характер есть результат воздействия климатогеографических условий. В работе «О духе законов» он охарактеризовал национальные характеры северных и южных народов, сравнивая их добродетели и считая, что южане более порочны. В качестве промежуточной формы французский мыслитель приводит страны с умеренным климатом. Такое обоснование природы этнических различий в культуре, быте, социальных отношениях и процессах опирается, по его мнению, на ряд объективных фактов. Так, например Монтескье в книге четырнадцатой «О законах в их отношении к свойствам климата» рассуждает о национальном характере в зависимости от природного климата1. Далее Монтескье отмечает природные странности у китайцев, обусловленные природным климатом и свойствами почвы, не дающими уверенных средств к существованию. Поэтому одна из традиций у китайцев, зани-мающихся торговлей, - это обман . Существенный вклад в развитие исследований различных этносов внесла немецкая классическая философия конца XVIII - первой половины XIX вв. (И. Гердер, И. Канта, Г. Гегель). И. Гердер представлял взгляды немецких просветителей. Он отстаивал идеи единства развития этнических общностей, что приводит к признанию взаимосвязи культур и их преемственности. Существенное место в истории исследований этнических групп занимает наследие И. Канта. В работе «Антропология с прагматической точки зрения» Кант дает определения таким понятиям, как народ, нация, характер народа. Под словом «народ» он понимает объединенное в конкретном месте множество людей, которое составляет одно целое. Этому множеству или его части, которая ввиду общего происхождения признает себя объединенным в одно гражданское целое, он дает определение нации. Характер народа складывается на основе его отношения к другим культурам и их восприятия. Если признается только характер своего народа, то Кант определяет это как национализм. При этом Кант критикует Д. Юма, который утверждает, что каждый отдельный человек имеет свой характер, а нация такого характера не имеет, называя это презрением ко всему иноземному . По мнению Канта, климат и почва не влияют на характер нации, что доказали переселения народов2. Признавая влияние природных и социальных факторов на формирование характера народа, И. Кант отдавал предпочтение врожденным чертам далеких предков, что существенно ослабляет ценность его научного вклада в развитие проблем этносов . Важным этапом в развитии представлений о характере нации стали работы Г. Гегеля. Основным произведением, посвященным этому вопросу, является «Философия духа». В суждениях Гегеля о характере народа присутствуют существенные противоречия. С одной стороны, он признает, что характер народа - это плод социальных явлений, а с другой, считает, что национальный характер выступает как абсолютный дух. Новым этапом в развитии науки об этносах можно считать середину XVIII в. В это время начали бурно развиваться внутринациональные отношения и межнациональные связи. Совершенно иное направление в освещении особенностей национального характера прослеживается в трудах других представителей французского Просвещения. К.А. Гельвеций в работе «О человеке» выделил особый раздел «Об изменениях, происшедших в характерах народов, и о вызвавших их причинах», в котором проанализировал характерологические черты народа и причины, сформировавшие их. Национальный характер в его представлении - это способ видения и чувствования, т.е. это то, что свойственно только одному народу, и зависит он от социально-политической истории народа, форм правления им1. Научная концепция Гельвеция послужила основой развития знаний о феномене национального характера в дальнейших исследованиях, посвященных изучению проблем этносов. Он также сформулировал представление о некотором диапазоне социально-политических условий, характерных для той или иной нации, что, в свою очередь, и определяет национальный характер, быт, культуру, традиции. При этом различия в национальных группах происходят из-за различий в воспитании2. Первыми работами, в которых было сказано о влиянии и географических, и социальных факторов на формирование этнических и национальных особенностей культуры и характера народа, явились труды английского философа Д. Юма. Так, в работе «О национальных характерах» он указал на значимость физических и моральных (социальных) факторов в формировании национальных черт психологии характера. В основе формирования общности черт Д. Юм видел экономический фактор, подчеркивая, что в результате общения во время профессиональной деятельности возникают общие склонности, обычаи, привычки, аффекты, что и составляет духовность той или иной социально-профессиональной группы. Этническую общность он не считал неизменной, подчеркивая, что нравы одного народа значительно меняются с течением времени из-за изменений системы правлений, смешения с другими народами.

Особенности этнической преступности в системе современной преступности России

Сегодня правоохранительным органам России и других стран СНГ пока не удается адекватно противодействовать этнической преступности1. Для того чтобы удержать этот вид преступности на «социально терпимом уровне», необходимо правовое, информационное, интеллектуальное и организационное обеспечение, серьезная подготовка кадров по этому направлению борьбы, использование достижения социологии и криминологии, этнопсихологии и этнографии.

Борьба с групповой и организованной преступностью лиц различной этнической принадлежности представляет собой определенную проблему. Преступления, совершаемые этническими группами значительно, отличаются от общей преступности. Количественные показатели организованной преступности в России можно представить следующими данными: еще в 1990 г. в стране действовало 785 организованных преступных групп, в 1993-м их число возросло до 5,7 тыс., в 1994 г. - 6,1 тыс. криминальных группировок различной степени организованности. В данный период в стране действует около 100 тыс. организованных преступных групп, объединяющие более 40 тыс. активных участников, руководство которыми осуществляют 4,7 тыс. лидеров уголовной среды. Свыше 900 организованных преступных групп имели межрегиональные, более 300 - транснациональные связи. Среди них свыше 600 преступных групп сформированы по этническому признаку и на основе землячества.

По экспертным оценкам, сейчас эта цифра увеличилась более чем в два раза. Так, по данным ГИЦ МВД РФ, только иностранных граждан, привлеченных к уголовной ответственности в 2003 г. было 40570, что на 13,6 % больше, чем в 2002 г. Из них граждане государств-участников СНГ составляют 91,9 % - 37305 человек, что также превысило аналогичные показатели 2002 г. на 13,5 %. В 2004 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 48927 преступлений, что на 20,6 % больше, чем в 2003 г., в том числе гражданами государств-участников СНГ - 45098 преступлений (+20,9 %), их удельный вес составил 92,2 %. В отношении самих иностранных граждан и лиц без гражданства совершено 10300 преступлений, что меньше показателей 2003 г. на 1,4 %. Всего же в России, по данным Всероссийской переписи населения проживают представители 160 наций и народов, что больше показателей переписи 1989 г., в ходе которой были зарегистрированы 126 наций и народностей1.

А.И. Гуров указывает, что Россия сегодня стала базой, полигоном для организованной преступности. Приходится констатировать, что как в России не создана экономика, так не создана и русская мафия. Российская мафия интернациональна. Кроме группировок, которые возникли и «живут» в России, появились китайские, вьетнамские, афганские, прочие мафиозные структуры. Китайцы, афганцы, вьетнамцы, узбеки, таджики - все это наши братья. А из-за этого страдает имидж России2.

В Главном информационном центре МВД России, фиксируя преступность на современном этапе, под «этнической группой» понимают социальное объединение, обладающее чувством общего происхождения и общей культуры, базирующееся чаще всего на общности языка, территории, общем историческом опыте, наличии собственного отдельного наименования1.

Организованная преступность как система наиболее сложных и опаснейших видов уголовно наказуемых деяний имеет ряд существенных особенностей. Прежде всего для нее характерны наличие объединений лиц для систематического занятия преступной деятельностью, устойчивость преступных групп, отлаженная система связей их участников, распределение ролей, иерархическая система взаимоотношений между ними. В сравнительно простых организованных преступных формированиях отношения участников строятся по схеме «главарь и рядовые исполнители» (как правило, всего от 3 до 10 человек), причем роль каждого здесь, как правило, заранее определена. Типичными видами преступных занятий для таких групп являются кражи, мошенничество, грабежи, разбои и бандитизм .

Обычно организованные группы разделяют по количественному составу (группа, формирование, организация, сообщество). Кроме того, организованную преступную группу классифицируют по этническому признаку (преимущественному национальному составу): славянские, грузинские, чеченские, дагестанские, ингушские, армянские, азербайджанские, вьетнамские, китайские.

Мафия России и стран СНГ уже имеет свои филиалы не только в це-лом ряде стран: Германии, Польше, США и др., но и в различных регионах внутри страны, в частности, Владимирская область также не является исключением в этом плане.

Еще в 1998 г. в своем исследовании Ю.М. Золотов указал, что в настоящее время в России идет процесс формирования наркомафии. Особенность заключается в том, что в силу вполне понятных обстоятельств, она не может быть «русской мафией» в этническом смысле этого слова. Преступные группировки, действующие в различных регионах России, редко являются мононациональными по своему составу и, кроме того, вынуждены сотрудничать с теми структурами, которые действовали весьма активно на территории бывшего СССР -прежде всего с преступниками из Таджикистана, Казахстана, Грузии, Азербайджана. Именно последние являются в ряде регионов главной действующей силой на криминальном рынке наркотических веществ.

В.П. Ревин в своем исследовании также указывает на ряд объективных и субъективных факторов, способствующих резкой интенсификации незаконного оборота наркотиков в России, к которым относит, в частности: поиск международным наркобизнесом новых путей межгосударственной транспортировки наркотиков и формирование нелегально проживающих этнических общностей, состоящих из выходцев из стран интенсивного наркобизнеса (Кения, Нигерия, Афганистан) . Мы, в свою очередь, на основе проведенного нами исследования к таким странам можем добавить Таджикистан, Азербайджан.

Характеристика представителей разных этнических групп, совершивших преступления

Целью исследования, проведенного нами в конце 2003 - начале 2004 гг., являлось выяснение криминологической характеристики личности этнических преступников, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Владимирской области, в частности, изучение отличительных особенностей личности этнического преступника, специфики правовой подструктуры представителя этнических групп, уголовно-исполнительной характеристики, наиболее значимых интересов и ценностей для осужденных, - представителей этнических групп, особенностей поведения в условиях уголовно-исполнительной системы, типологии личности этнического преступника, особенностей психологической структуры личности этнического преступника, их отношения к назначенному наказанию и в конечном итоге возможность исправления в условиях учреждений УФСИН по Владимирской области.

Правильное соотношение между назначенным наказанием, тяжестью содеянного и особенностями личности осужденного может позволить сделать исправление осужденного более успешным. Напротив, наказание, хотя бы и назначенное в пределах санкции статьи, но без учета данных о личности осужденного и обстоятельств совершения преступления, может серьезно ухудшить этот процесс как в силу неоправданной мягкости или суровости приговора, так и потому, что был избран ненадлежащий вид режима отбывания наказания в виде лишения свободы или неправильно решены другие вопросы.

Важно, чтобы все сотрудники правоохранительных органов прониклись сознанием того, что установление социальных индивидуальных особенностей личности обвиняемого не затрудняет, а облегчает правильное разрешение дела по существу, помогает суду вынести законный и обоснованный приговор, который будет воспринят как справедливое решение и самим осужденным, и другими участниками процесса, и всеми гражданами.

Нами было исследовано 331 личное дело осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Владимирской области1. В выборку попали представители 27 национальных групп: армяне, азербайджанцы, башкиры, белорусы, бессарабы, венгры, грузины, греки, гагаузы, даргинцы, евреи, казахи, киргизы, лакцы, мари, молдаване, монголы, немцы, осетины, румыны, таджики, татары, туркмены, узбеки, украинцы, чеченцы, чуваши и 1 группа -представители народности цыган (прил. 10).

В качестве контрольной группы использованы результаты специальной переписи осужденных, содержащихся в исправительных колониях, 1999 г. , а также данные, полученные исследовательской группой Научно-исследовательского института УИС Министерства юстиции Российской Федерации3.

Кроме того, нами было изучено мнение экспертов, в число которых вошло 455 сотрудников уголовно-исполнительной системы4.

Опрос проводился с учетом возраста участников: группа с возрастным показателем от 18 до 24 лет - 11 %; от 25 до 29 лет - 41,6 %; от 30 до 49 лет -46,6 %; от 50 лет и старше - 0,4 %5. Образовательный уровень респондентов выглядит следующим образом: высшее юридическое образование - 17,8 %; иное высшее образование - 19 %; неоконченное высшее юридическое образование - 12,3 %; среднее юридическое образование - 11,9 %; среднее специальное - 25 %; общее среднее полное - 12,7 %, 1,3 % не указали свой образовательный уровень. Стаж участников опроса в сфере борьбы с преступностью составил: 1,3 % - до 1 года включительно; 8,5 % - от 1 года до 3 лет; 17 % - от 3 до 5 лет; 47,8 % - от 5 до 10 лет; 24,1 % - свыше 10 лет, 1,3 % не указали свой стаж в правоохранительных органах.

Русский писатель В.Ф. Тендряков образно сказал, что «национальность - это стереотип поведения», и действительно, в каждой нации и народности живут свои обычаи, традиции. При совершении преступлений люди соответствующей национальности, если они сформировались в рамках своих обычаев и традиций, демонстрируют такие варианты криминального поведения, которые им диктует контактная среда и которые особенно строго не осуждались бы близкими им лицами и не были бы чреваты изгнанием из соответствующей среды. Здесь многое зависит от того, где сформировался и живет человек: в своей этнической среде либо вне ее? В последнем случае существенно, является ли среда его жизнедеятельности этнически однородной (хотя бы она и состоит из лиц иной национальности) либо нет.

Этнический момент опосредуется всегда характером социальной среды, реальной либо референтной, характером деятельности человека, социальными позициями и ролями, многими другими обстоятельствами1.

Этническая структура личности - иерархически построенная совокупность черт личности представителя определенной национальной общности, отражающая ее внутреннее содержание и влияющая на действия, поступки и поведение человека. Эта структура сложна и многослойна. В ней выделяют следующие моменты: 1) духовный мир личности - особое сочетание потребностей и интересов, которые влияют на специфику восприятия, общения и взаимоотношений, национальное достоинство личности; 2) мировоззрение - реализует этническую специфику ценностных ориентации и мотиваций личности; 3) характер личности - представляет типологическую систему отношений человека, отражающую специфику проявления его волевых, интеллектуальных и эмоциональных качеств, под воздействием которых формируются обычаи, традиции, привычки и стереотипы поведения и действия личности;

Общеорганизационные вопросы противодействия преступности представителей разных этнических групп

Предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений согласно словарю В.И. Даля предохранять означает «отвратить вред или опасность загодя, когда она грозит, но еще не постигла делом»1. Это совокупность мер, направленных на выявление, ограничение или нейтрализацию факторов преступности, общественной опасности личности преступника, а также на устранение факторов возникновения и распространения отдельных видов и форм преступлений2. Распространенное определение индивидуальной профилактики гласит, что она представляет собой «выявление лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их антиобщественного, противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и оказание на них, а также на их окружение воспитательных и иных мер воздействия в целях предупреждения преступлений»3. По мнению некоторых авторов, это определение несколько сужает предмет и направленность индивидуальной профилактики. По нашему мнению, она должна начинаться с формирования личности, которой до преступления еще весьма далеко. По мнению В.Н. Кудрявцева, только глубинное проникновение в психические процессы, предшествующие преступлению, может быть на самом деле названо предупреждением (профилактикой) . Переходя к мерам предупреждения совершения преступлений и правонарушений представителями этнических групп необходимо отметить, что рассмотрение данного вопроса мы начнем со стадии формирования личности в семье - главном объекте профилактического воздействия. Роль семейного воспитания. Это, конечно, скорее педагогический, чем криминологический вопрос, но обе науки здесь тесно переплетаются и на некоторые наблюдения педагогов криминологам следует обратить внимание. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека, но если начать с исходной точки, то главная роль в этом процессе принадлежит семье, а уже затем школе и сверстникам. Только в г. Москве проживают более 2 млн детей и подростков, причем 2500 из них - из семей беженцев и вынужденных переселенцев. По данным Федеральной миграционной службы РФ, в 2003 г. из России были выдворены 616 несовершеннолетних подростка, из числа незаконных мигрантов, привлеченных к труду своими родителями1. Отсюда одно из направлений в индивидуальной предупредительной работе - это выявление правоохранительными органами таких лиц и постановка их на учет. Как известно, предупреждение преступлений сотрудниками правоохранительных органов осуществляется в соответствии с приказом МВД РФ «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» от 11 августа 1998 г. № 490 (с изменениями от 13 января 2003 г.). Учитывая положения, изложенные в приказе, соотнесем их с возможностями правоохранительных органов по предупреждению этнической преступности. Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются: - противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания и сокращения преступности, что в соответствии с изученными тенденциями этнической преступности позволяет организовать направления предупреждения преступных проявлений силами правоохранительных органов; - установление и пресечение фактов приготовления к преступлению и покушению на преступление, принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основе изучения установления и закрепления позиций представителей этнических групп на криминальных рынках, тенденций объединения их в организованные группы и преступные сообщества, личности этнического преступника необходимо своевременно выявлять подобных лиц, организованные формы их соучастия и принимать к ним меры уголовно-правового воздействия; - установление лиц, противоправные действия которых не содержат признаков преступления, но дают основания для принятия к ним мер профилактического воздействия, в том числе из числа неконтролируемых мигрантов, которые своими действиями или правовым положением создают условия для совершения преступлений. Полученными нами данными о незаинтересованности значительной части представителей этнических групп в получении образования и специальности, а также в официальном источнике заработка, при отсутствии региональных программ по социализации данных групп указывают на необходимость выработки специализированных программ на уровне органов местного самоуправления, направленных на предупреждение преступных проявлений данной социальной группой и включение их в процесс обучения и трудоустройства.

Похожие диссертации на Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп