Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Критика буржуазных концепций "мира" теоретические основы, политическая сущность, социальная роль Мальков Виктор Иванович

Критика буржуазных концепций
<
Критика буржуазных концепций Критика буржуазных концепций Критика буржуазных концепций Критика буржуазных концепций Критика буржуазных концепций Критика буржуазных концепций Критика буржуазных концепций
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мальков Виктор Иванович. Критика буржуазных концепций "мира" теоретические основы, политическая сущность, социальная роль : теоретические основы, политическая сущность, социальная роль Ленинград, 1983 405 c. : ил РГБ ОД 71:85-9/60

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ .

ГЛАВА I. Классово-партийный принцип исследования проблемы войны и миш.

Анализ эволюции буржуазных представлений о мире» Гуманистические представления о мире в эпоху подъема капитализма»

Господство "философии войны" в эпоху империализма. Общий кризис капитализма и активизация идеологии милитаризма. Возникновение буржуазной "науки о мире". ГЛАВА Ш. Критика философско-ооциологических и социально-политических основ концепций буржуазных "исследователей мира".

I. Место "науки о мире" в системе взглядов буржуазной общественно-политической мысли.

2. Буржуазная политология л теория международных

отношений - одна из непосредственных методологических основ "науки о мире".

3. Предмет буржуазной "науки о мире". ГЛАВА 17. Критика буржуазных концепций миш. основывавшихся на "устранении" причин войн.

I. Несостоятельность монокаузального и мультикаузаль-ного изучения войны,

2, Утопизм буржуазных проектов мира. ГЛАВА У.- Критический анализ буржуазных концепций международного (всеобщего) мира.

I. Противоречивость концепций негативного и позитивного мира.

2. Абстрактность буржуазных проектов "планируемого мира".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сдисок литературы, использованной при написании диссертации.

Введение к работе

"Отстоять мир, - отмечалось в Отчетном докладе Щ КПСС ШТ съезду партии, - нет сейчас более важной задачи в международном плане для нашей партии, нашего народа, да и для всех народов планеты" *. В последующих документах нашей партии вновь и вновь подчеркивается, что вопрос о войне и мире сегодня стоит очень остро, возрастает угроза новой мировой войны. "Советский Союз, - отмечал Генеральный секретарь Щ КПСС Ю.Б.Андропов на торжественном заседании в Москве, посвященном 60-летию образования СССР, - будет делать все от него зависящее, чтобы обеспечить нынешнему и грядущему, поколениям спокойное мирное будущее. Это цель нашей партии, и от неё мы не отступим" 2.

Проблема войны и мира в настоящее время приняла особенно острый и глобальный характер. Силы войны, реакции, агрессии пытаются подорвать позитивные процессы, происходящие в современном мире. "Предпринимаются попытки, - отмечал toe. Ю.В.Аыдропов на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, - любой ценой повернуть развитие вспять. Конечно, такая политика не принесет империалистам успеха, но своим авантюризмом она крайне опасна для человечества" 3. При этом вопрос о войне и мире стоит очень остро, так как мир перекивает колоссальные прогрессивные перемены, которые обусловлены борьбой широких народных масс за национальное и социальное освобождение от гнета империализма. Империализм не хочет мириться с этой объективной тенденцией мирового развития.

  1. Материалы ШТ съезда КПСС- М.: Политиздат, 1981, с. 31.

  2. Андропов Ю*В. Шестьдесят лет'СССР.- М.: Политиздат, 1982,с»27.

  3. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. - М,; Политиздат, 1983, с. 24.

Не случайно американская администрация пытается ".-.изобразить освободительную борьбу народных масс как проявление "терроризма" *. Она поистине задалась целью достичь недостижимого - поставить барьер на пути прогрессивных изменений в мире, вернуть себе роль вершителей судеб народов,

Важным фактором обострения проблемы войны и мира является использование агрессивными силами достижений научно-технической революции для создания небывалых в прошлом средств массового поражения, обладающих колоссальной разрушительной силой. ШІ съезд КПСС отмечал: "Разрабатываются качественно новые виды оружия и в первую очередь оружия массового уничтожения. Такие виды, которые могут сделать контроль над ними, а значит и согласованное ограничение их делом исключительно трудным, а то и невозможным. Новый этап гонки вооружений подорвет международную стабильность, намного усилить опасность возникновения войны" ,

Первоочередного разрешения проблемы войны и мира в пользу последнего требуют многие жизненно важные, общечеловеческие задачи. "Достаточно упомянуть такие, например, проблемы, - отмечалось на ХХУІ съезде КПСС, - как открытие и использование новых источников энергии, обеспечение продовольствием растущего населения планеты, сохранение во всем её богатстве природы нашей земли, освоение высот космоса и глубин Мирового океана"3.

Проблему войны и мира обостряет также попытка монополистической буржуазии с помощью "психологической войны" навязать мировому общественному мнению овое понимание и решение главной

  1. Материалы ХХУІ съезда КПСС, с. 21.

  2. Там же, с. 26,

  3. Там же*

- б -

проблемы современности. Таким образом, не случайно этот вопрос в наогоящее время стал объектом острой идеологической борьбы. Безусловно, что резкое обострение идеологической борьбы требует обстоятельной критики прежде всего новых буржуазных и им подобных концепций войны и мира, вскрытия очевидной фальши их гносеологических, мировоззренческих и методологических основ»

В Постановлении Щ КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" отмечается, что ныне созданы "...благоприятные условия... для развертывания идеологического наступления против империализма и гегемонизма, милитаризма и реакции" 1. Учитывая непрекращащиеся идеологические фальсификации глашатаев войны и агрессии, КПСС требует "со всей решительностью разоблачать империалистических проповедников "холодной войны", обострения международной напряженности, гонки вооружений, грозящей поставить мир на грань военной катастрофы" . Эти же положения развил и июньский (1983 г.) Пленум Щ КПСС, который, приняв постановление "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии", потребовал: "...последовательно и настойчиво разоблачать врагов мира и прогресса, милитаристские планы империализма» в первую очередь американского, который является сегодня источником нависшей над человечеством угрозы мировой войны" 3.

Большую актуальность в наши дни приобретает критика воз-

10 дальнейшем улучшении идеологической,политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.- М.; Политиздат, 1979, с, 8,

  1. Там ке, с, 9.

  2. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года, с. 74.

- 6 "

нишей а распространяемой на Западе "Peace research " - "исследования о мире*1. Известно, что они возникли в конце 50-х -начале 60-х годов как специфическое течение внутри буржуазной общественно-политической мысли.

Вце в 1955 году в США вышла книга "На пути к науке о мире. Поворотный путь в судьбе человечества", написанная американским политологом Т. Лентцем . Б этой книге и в работах

других буржуазных авторов, о которых речь пойдет ниже, вво-

р дится понятие "паксология" Они утверждают, что ими создана или создается "наука о мире", которая имеет свой объект а предмет исследования с соответствующей материальной базой для ведения исследований проблем мира* По данным ШЕСКО в середине 60-х годов в странах Запада существовало 65 исследовательских центров подобного рода (8 международных в 57 национальных). Ныне общее число подобных учреждений на Западе превысило 300 . Крупнейшими среди них являются: Международный институт мира в Вене (МШ); Международная ассоциация по исследованию проблем мира (ШРА); Институт по исследованиям проблем мира в Тампере (ТАПРИ); Международный институт по исследованию проблем мира в Осло (ПРИО); Стокгольмский международный институт по исследованию проблем мира (СИПРИ) и др.

Буржуазные паксологи стержнем своих исследований сделали яоиок путей предотвращения войн и вооруженных конфликтов»-При атом они, разумеется, исходя из своих классовых позиций,

1 См.: Lentz '1'. "Towards a Science of Peace Turning Point in

Human Destiny". Й.Ї., 1955

  1. От латинского pax - мир и греческого logos - учение.

  2. См.: Общественность и проблемы войны и мира. - М.; "Международные отношения", 1978, с. 409.

аредставили мировому общественному мнению многочисленные проекты установления всеобщего мира.

Такие "исследователи мира", как У. Айзард, К, Болдуинг, Г. Бутуль, В. фон Бредов, Э. Буроп, Р. Байер, К.-Ф. фон Вайц-зеккер, Й. Галтунг, П. Денциг, Б.К. Дойч, Д. Зенгхаас, Г. Ка-це, Е.Кршпендорф, Р. Каррер, Т. Лентц, Р. Мейсер, А, Мичер-лях, Г. Мюрдаль, Н. Олкок, Г. Пихт, А, Раппопорт, Б. Ролинг, Ц. Ротблат, Э.-О. Сцемпель, Д. Фиттбергер, X. Фрикс, Г. Фукс, Г. Шенфельд и др., оставаясь на позициях буржуазного мировоззрения, не свободного от антикоммунистической направленности, все-таки внесли и вносят определенный вклад в критику империа-шзтической политики войны, милитаризма, в реализацию идеи лирного сосуществования в практику современных международных зтношений *.

Возникновение "науки о мире" порождено угрозой международного конфликта глобального характера, который мог бы при-ыть форму мировой войны с применением оружия массового пора-Кения. В связи с этим, естественно, определенная часть миро-зой общественности хотела бы, чтобы ученые выяснили: нельзя їй разработать научную основу путей поддержания международного- мира в предотвращения вооруженных конфликтов.

Исследования проблем мира в различных странах стали более штенсивными. Продолжают создаваться институты по исследованию іроблем мира, проводятся научные конференции, издаются много-шсленные журналы, посвященные этим проблемам,

В указанном специфическом течении буржуазной общесгвенно-

! См.: Носке Е./ Scheler W. Die Einheit von Sozialismus und Frie-den. Zu Philosophischen Problemen von Krieg und Frieden in der Gegenwart. Dietz-Verlag. Berlin, 1977, s. 61.

~ о **

политической мысли сложились два направления:

консервативное направление, ограничивавшееся, главным образов, изучением проблемы эффективности контроля и регулирования конфликтов;

критическое, более радикальное направление, включающее в себя разработку многочисленных проектов установления всеобщего мира на Земле .

Ученые, объединившиеся в целях разработки "науки о мире" и придерживающиеся различных политических и идеологических воззрений, осуждают политику агрессии и войн, выдвигают конкретные планы сокращения гонки вооружении, положительно оценивают принципы мирного сосуществования государств с различным социальным отроем» Многие буржуазные ученые, занимающиеся такими исследованиями, пытаются внести вклад в решение актуальных международных проблем. Известны их выступления против войны США во Вьетнаме, за мирное урегулирование конфликта на Ближнем и Среднем Востоке. Нельзя не воздать должное борьбе представителей этого течения буржуазной идеологии против дальнейшей гонки вооружений, разработки новых средств оружия массового поражения, в том числе и создания нейтронной бомбы. Сегодня мы слышим голоса тех "исследователей мира", которые выступают против решения блока НАТО о размещении в некоторых западно-европейских странах нового американского ракетно-ядерного оружия среднего радиуса действия, проиоков гегемо-нистской политики США на Ближнем и Среднем Востоке, в других районах планеты.

Благодаря своей исследовательской и активной пропаган-

I См.: Андреева И,С. Проблема мира в западно-европейской философии. - М.: "Мысль", 1975, о. 197.

дистокой деятельности, буржуазные "исследователи мира" оказывают серьезное влияние на общественное мнение, а их взгляды превращаются в один из существенных факторов, способствующих формированию отношения довольно широких кругов* главным образом интеллигенции, к международным проблемам, а также, в известной мере и к дальнейшему развитию антивоенного движения на Западе.

Все это вызывает пристальный интерес со стороны советской науки-, в том числе и марксистско-ленинского учения о войне и мире, к общественной и теоретической деятельности представителей буржуазной "науки о мире" *, к их рекомендациям в решении главной проблемы современности.

Поскольку речь идет о буржуазных исследователях проблем войны и мира, идеологическая активность которых растет, то необходима ыарксистоко-леншская оценка этого течения в буржуазной общественно-политической мысли»

7 неосведомленных людей может сложиться впечатление, что империалистическая буржуазия сознательно борется за мир, создает для этого специальные центры и институты по исследованию проблем мира, которые венчают оливковые ветви и гербы, выступайте, как известно, символом мира.

Однако это - внешняя сторона теории и практики империа- ' диетической буржуазии в современных условиях, которая харак-геризует?якобытеё "миролюбивые устремления". Надеть маску "миротворца" буржуазию заставляет новая объективная обстановка, прежде всего соотношение ооциально-классовых сил в пользу со-

I В диссертации будут рассмотрены не только концепции войны и мира "науки о мире", но и концепции других представителей буржуазной идеологии.

цналяэма, а также растущая его экономическая и военная мощь, мудрая политика вашей партии*

Вполне определенно можно сказать, что и "наука о мире" по своей основе не может не следовать общей линии политики империализма, только выражает она эту линию присущими ей средствами и методами; спекулируя на миролюбивых устремлениях всего прогрессивного человечества.^

Актуальность, глубина анализа и аргументированность критики этого направления общественно-политической мысли несомненны и обусловлены следующими факторами.

Во-первых, в условиях изменения в соотношении сил в мире в пользу социализма, когда правящие круги империалистических государств "вынуждены считаться о полной бесперспективностью и бессмысленностью раочетов на военную победу.над социализмом" , усиливается идейное противоборство двух систем. Ш съезд КПСС отмечал, что "проблемы идеологической борьбы все более выдвигаются на первый план..." » "идейное противоборство двух систем становится все более активным, ампериа-диетическая пропаганда более изощренной*' . На особо обострившийся характер идеологической борьбы указал и ХХУТ съезд КПСС. Отсюда следует, что буржуазные "исследования мира" не могут быть представлены ничем иным, как одной из изощренных форм буржуазного мировоззрения, ставящей своей целью извратить, исходя из своих классовых интересов5, суть главной проблемы современности*

  1. 0 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции* Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 г. - М*: Политиздат, 1977, с. 20,

  2. Материалы НУ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1976, с* 10*

  3. Там же, с. 74.

- II -

Исходя из этого положения отметим, что деятельность буржуазных научных центров по исследованию проблем мира является одним из средств острой идеологической борьбы на международной арене. Большая часть исследований в таких центрах ведется с чуждых нам идейно-политических позиций, что используется правящими кругами Запада в целях усиления своего влияния на общественное сознание широких народных масс. Следовательно, прежде всего необходимо вокрыть идейно-политические позиции "исследователей мира".

Во-вторых, извеотно, что идеи, овладев масоами, превращаются в материальную оилу. Буржуазная "наука о мире**, будучи ложной, поставляет общественному сознанию подобные идеи. Они являются материальной силой определенной части людей, . осознающих потребность в сохранении на Земле всеобщего мира.

Предметом исследования буржуазной "паксологии" является "мир", в котором заинтересовано все прогрессивное человечество. Она спекулирует на миролюбивых устремлениях людей, желающих жить в мире на протяжении хотя бы истории жизни своего поколения. Безусловно, что концепции и идеи буржуазной "науки о мире" овладевают массами, поскольку в какой-то степени выражают надежды и чаяния масс, воспринимающих их в качестве истинных; Система ложных идей достаточно доходчива, имеет целью спекулировать на трудностях, которые возникают в тех или иных странах Запада и на международной арене и связаны с решением главной проблемы современности. "Наука о мире" поэтому достаточно гибка и тщательно завуалирована. Б известном смысле она овладела тактикой "украденных лозунгов", стремится "приспособиться" к миролюбивой внешнеполитической деятельности Советского Союза и других социалистических страну

"Пакоологи11, умело спекулируя на объективных трудностях, которые исходят от интересов агрессивных сил империализма в решении главной проблемы современности, активно предлагают я навязывают массам свое решение этой проблемы, как единственного выхода из создавшегося положения. Поэтому крайне необходимо вскрыть трудности и противоречия, связанные с решением главной проблемы современности, и показать-, каким образом буржуазная "паксология" спекулирует на них, создает ложные идеи, овладевающие сознанием отдельной части людей. Как и всякие идеи, "наука о мире" имеет не только свои классовые, но и гносеологические корни.

В-третьих, известно, что значительные слои трудящихся капиталистических стран разделяют пацифистские идеи, которые отрицали и отрицают всякие войны, независимо от их социального характера. Империалистические круги, конечно, не являются сторонниками,мира, но иногда в силу оложившихся обстоятельств вынуждены ориентироваться в этом направлении.' США и другие страны НАТО стремятся воздействовать идеологическим обеспечением милитаристского курса, они пытаются представить свои военные приготовления если не привлекательными, то по меньшей мере такими» которые вызывали бы как можно меньше протестов со оторонн общественности. Более того, империализм вынужден приспосабливаться к настроениям мирового общественного мнения, в котором ныне вопросы войны и мира стали доминировать все больше и больше и в их разрешении в пользу мира заинтересовано все человечество; Он вынужден маскировать овою агрессивную сущность, иопользуя в стратегических целях миролюбивые фразы и лозунги буржуазного пацифизма, в том числе и концепции "исследователей мира".

-ІЗ -

Многие представители "науки о мире", осуждая войну, конфетные формы агрессии и конфликтов, в какой-то мере способствуют расширению движения в защиту мира. Однако надо отметить, ио концепции, объясняющие в духе буржуазной идеологии причині и пути устранения войн, проекты установления всеобщего мира, не могут не ослаблять их объективно положительного значе-шя. Данное направление исследований, как и вся буржуазная шука, создает лишь видимость проникновения в сущность проблемы. Оно не в состоянии дать научный ответ на вопрос о войне и йяре в нашу эпоху»

Заявления об упрочении мира и необходимости мирного разрешения конфликтов остаются лишь благими пожеланиями, так как этсутствует реальная программа их осуществления. Буржуазная "наука о мире" - спекуляция на пацифизме, на его общих и абстрактных идеях и лозунгах* Поэтому важно видеть те изменения в шцифистоких концепциях войны и мира, которые, несомненно, произошли под влиянием нового соотношения социально-классовых слл за международной арене, научно-технической революции и других факторов. Суть этих изменений и составляет содержание различного рода спекуляций "исследователей мира".

В-четвертых, поскольку одним из основных направлений исследования буржуазные паксологл берут анализ причин, источников войн и на необходимости их устранения строят различные гроекты мира, необходимо дать убедительную критику этим "научным взысканиям". Буржуазная идеология сегодня не в состояли дать ответы на вопросы; что такое война? Какие причины аежат в её основе?

Хотят этого или не хотят представители "науки о мире", ю реально своими концепциями причин войн они подвергают сом-

нению, а то и вовсе отрицают единственно верное научное положение марксизма-ленинизма о том, что причины войны окончательно исчезнут о ликвидацией шшериализыа как общественной системы* Они на деле "защищают" войну, её неизбежность в духе аг-рессивных милитаристских сил, мешают борьбе за мир, предотвращению новой мировой войны.

В-пятых, проекты мира, предлагаемые буржуазными "яаксо-логами", вызывают скептическое отношение к ним, так как они характеризуются кардинальными ошибками, носят абстрактный и утопический характер и выводы их практически невозможно использовать.

В предлагаемых проектах мира игнорируется марксистско-ленинская научная теория мира, основанная на анализе объективных законов общественного развития-; Поэтому так настоятельна критика утопических проектов мира буржуазной "науки о мире", не имеющей и не могущей иметь научной аргументации в поисках моделей мира, которые уже не только теоретически разработаны марксизмом-ленинизмом, но и воплотились в практику социалистического образа жизни. Мир - это естественное состояние жизни народов стран социализма,

В-шеотых. критика данного направления буржуазной идеологии необходима и потому, что в нашей военно-философской литературе оно обстоятельно и глубоко не рассматривалось. Совет-окне исследователи маркоиотоко-ленинского учения о войне и мире, научного коммунизма также не сделали предметом своего детального критического исследования буржуазную "науку о мире". "Идеологическая борьба с буржуазными и ревизионистскими концепциями войны и мира, - отмечают А.С. Миловидов и Е.А. Жданов, - требует от советских исследователей повышения

„ 15 -

внимания к разоблачению антимарксистских учений о мире", И данеє авторы констатируют: "Если в области критики буржуазных георий войны мы имеем ряд содержательных їрудов, то в области критики антинаучных концепций мира работа еще впереди" 1. Действительно, мы можем отметить лишь некоторые вопросы критики буржуазных концепций мира 2,

Однако именно последние годы характеризуются расширением и обострением идеологического противоборства по проблеме мира* Іозгому в современных условиях философско-социологический и социально-политический анализ этой проблемы особенно актуален, гак же как актуален её критический анализ,

  1. "Вопросы философии", 1980, № 10, с. 50, Если до недавнего времени в основном разрабатывались проблемы критики буржуазных концепций войны, то ныне появляются и первые (пока в основном в виде статей) работы по критике антимарксистских теорий мира. (Там же, с. 51),

  2. См.: Андреева И.О. Проблемы мира в западно-европейской философии; Бурлацкий Ф,М. философия мира,- "Вопросы философии",1982, Й IS; Замковой В.Й,, Семейко Л.С. Проблемы войны и мира в современной идеологичеокой борьбе, М,:"Знание", 1978; Мальков В.И, Социально-политический анализ буржуазной "науки о мире". М.; "Знание РСФСР",1982; Шеляг В.В. Мир или война. Критика буржуазной апологетики империалистической войны. М,:"Мысль",1978; Ясю-ков М.И. Мир и его противники (ХШ съезд КПСС: проблемы теории и практики). М.:"Мысль",IS82. Отдельные статьи имеются в материалах Всесоюзной научной конференции "Проблемы войны, мира и защиты завоеваний социализма в свете решений ХХУІ съезда КПСС", изложенные в одноименной книге под общей редакцией генерал-полковника Г.В. Средина. М.: БПА,Философское общество СССР, 1983.

Цанное обстоятельство предопределило следующий методологический подход к диссертационному исследованию*

Во-первых, дается критический анализ буржуазных концепций войны и мира по основным направлениям предмета исследования.

Во-вторых, ведется позитивная разработка проблем войны и мира в рамках предмета научного коммунизма.

По мнению диссертанта такой подход дает возможность не ограничивать рамки исследования только критячеоким анализом буржуазных концепций мира, а позволяет подойти к проблеме более оботоятельно с точки зрения её практического решения. Путем изучения несостоятельности, противоречивости, утопичности и абстрактности буржуазных представлений о главной проблеме современности ведется её позитивная разработка,- Образцом такого подхода к решению проблемы является фундаментальная работа Вій.1 Ленина Іїатерлализм и эмпириокритицизм".

В условиях обострения идеологической борьбы проблема войны и мира, как и другие социальные проблемы, исследуется с двух оторон. С одной стороны, критикуются и разоблачаются буржуазные фальсификации и спекуляции вокруг самого жгучего вопроса современности, о другой - дается позитивная разработка войны и мира*' Это не обособленные друг от друга проблемы, а единая проблема, вмещая два аспекта, две взаимосвязанные стороны. Позитивное рассмотрение проблемы войны и мира на базе марксистско-ленинского мировоззрения и методологии неотделимо от критики враждебных нападок и извращений, от борьбы против буржуазной идеологии^

Методологический подход к изучаемой проблеме осуществляется в диссертации по двум направлениям:

во-первых, анализируются работы советских авторов я ученых-марксистов, посвященные не только позитивному исследованию проблем войны и мира, но и критике названной проблемы. Основное внимание уделяется непосредственному анализу работ буржуазных авторов, в том числе и "паксологов",

во-вторых, определяются не только основные цели и задачи критического исследования буржуазных концепций войны и мира, но и разрабатываются конкретные, актуальные вопросы марксиот-эко^иенинского учения о войне и мире, которые противостоят буржуазным концепциям и доказывают их научную несостоятельность;

Что касается первого направления, то можно отметить оле-цующее:

І, В трудах классиков марксизма-ленинизма впервые осу-цествлена научная разработка учения о войне и мире, определена его прочная мировоззренческая и методологическая основа, юказаны сущность и содержание этих'общественно-исторических Евленйй, дана убедительная критика различных антинаучных концепций войны и мира.

В документах международного коммунистического и рабочего

движения, съездов и Пленумов ЦК КПСС, в трудах руководителей

партии и Советского государства постоянно находят глубокое

отражение актуальные проблемы борьбы за предотвращение новой

яировой войны, развиваются марксистско-ленинские идеи по

вопросам мира, .

2; В трудах советских ученых Г.А. Арбатова, О.Н. Быкова,

В.И. Гантмана, В.Б. Журкина, В.В. Загладиш, Н.Н. Иноземцева, Ї.Б. Константинова, Е.М. Примакова, Д.М. Проэктора, Т.Т. Тимофеева, С.П.Тихвинского, П.Н.Федосеева, И.Т.фролова, Г.Х.Шахназа-

юва и др. ставится я исследуется проблема войны и мира на излачных этапах развития современной эпохи, раскрывается аг-даооивная природа империализма, которая является источником юйн и конфликтов, показывается историческая роль социализма і борьбе за всеобщий мир. Авторы приходят к выгоду о тон, itо в ходе исторического развития все более возрастает вес з влияние тех сил, которые выступают против войны, за обес-іечение мира, отмечают, что главной силой, служащей ныне -гарантом мира и международной безопасности, является социа-шстическое содружество, его экономические успехи, полити-їеская сплоченность и военное могущество *

[ См.: Арбатов Г.А. Безопасность в ядерный век и политика Ба-оингтона.- М,: Политиздат, 1980; Йшов 0,Н, Проблемы военной разрядки.- М.: Политиздат, 1981; Гантман В.И., Микоян С.А, Ж: государство, политика, выборы.- М.: "Юридическая литература", 1969; Журкин Б.В., Кокошин А.А, 0 буржуазных прогнозах развития международных отношений.- М#: "Международные отношения", 1978; Журкин В.В. США и международно-полит иче о кие кризисы,-М,: "Наука-", 1975; Загладия В.В. Историческая миссия социалистического общества,- М,; Политиздат, 1981; Заглавия В.В., Фролов И,Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты.- М,: "Международные отношения", 1981; Иноземцев Н.Н. Ленинская теория империализма и современность,- М.: "Мысль", 1977; его же: Ленинский курс международной политики КПСС,- М.: "Мысль", 1978; Константинов Ф.В, Марксистско-ленинская философия и современность,- М,: "Наука", 1982; Примаков Е.М. Социалистическое содружество - главная сила в обеспечении мира и безопасности народов. В кн.: Великий Октябрь и современная

* 19 -

3. В работах воєнних исследователей широко представлены взгляда на проблему войны и мира в её комплексном изучении* В их основе лежит система взглядов, именуемая как "марксистско-ленинское учение о войне и армии". За последнее время ими ооздан ряд фундаментальных трудов *.

Продолжение: эпоха* Развитие социалистического общества на современном этапе.- М.: "Наука"» 1978; Проэктор Д.М., Халоша Б.М, Военно-политические о о юзы империализма: Основные особенности и тенденции развития в 70-х ~ начале 80-х годов.- М.: "Наука", 1982; Тимофеев Т.Т. Верность истории. Борьба классов и интернационализм. (Критика "критиков"). - М.: "Молодая гвардия", 1979; Его же: Рабочий класс в центре идейно-теоретического противоборства,- М.; "Наука", 1979; Тихвинский СП. История Китая и современность.- М,; "Наука", 1976; Федосеев П.Н. диалектика современной эпохи,- М.: "Наука", 1978; Его же: Марксизм в XX веке. Маркс, Энгельс, Ленин и современность.-М,: "Мысль", 1977; Шахназаров Г.Х. Современная буржуазная политическая наука: проблемы государства и демократии.- М.: Политиздат, 1982; Его же: Грядущий миропорядок: о тенденциях и перспективах международных отношений.- М.: Политиздат, 1981.

I См.: Методологические проблемы военной теории и практики,-М»: Воениздат, 1969; Философское наследие В.И, Ленина и проблемы современной войны.- М.: Воениздат, 1972; Война и армия. Философско**еопиологичеекий очерк.-М.: Воениздат, 1977; Философия и военная история.- М.: "Наука", 1979; Марксистско-ленинская философия и методологические проблемы военной теории и практики.- М.: Воениздат, 1982; КПСС и военное строительство,- М.: Воениздат, 1982 и др.

4; Неоценимое значение в этом плане имеют работы тех ученых, которые обратили особое внимание на проблему мира и внесли существенный вклад в разработку конкретных вопросов марксистско-ленинской концепции мира в современных условиях. Это: три подхода к понятию мира: империалистский, пацифистский и марксистско-ленинский , классовая сущность и содержание объективного социального явления "мир", понятие "социальный характер мира" 2, его деление на два родагсправедпи-

вый и несправедливый (демократический и империалистический). і уровни, формы и содержание мира, диалектика форм защиты мира 4; историко-философский анализ концепций мира 5; управле-

  1. См.: Средин Г.В. Ленинское учение о мире, войне, армии и современность.- "Вопросы философии", 1980, * 4,

  2. См,: Ваоов Н.И. Вопросы войны и мира в материалах ХХУ съезда КПСС»- М.: ША, 1977; Ермоленко Д.В. Социология и международные отношения.- Ш: "Международные отношения", 1977; Карабанов Н.В* К вопросу о марксистско-ленинской теории мира.-"Научшй коммунизм", 1978, № 2.

  3. См.: Тюшкевич С.А,, Козлов В.Г., Рыбкин Ё.И., Карабанов Н.В. Современные проблемы войны а мира. В кн.: "Методологические проблемы общественных наук".- М.: "Наука", 1979.

  4. См.: Мидовидов А.С, Жданов Е.А. Социадьно-философокие проблемы войны и мира.- "Вопросы философии", 1980, № 10; Они же: Миролюбие а гуманизм советской внешней политики.- "Политическое самообразование", 1981, 2.

  5. См.: Андреева И.С. Проблема мира в западно-европейской философии.

яие борьбой за мир , единство теории я практики в политичес-

....

кой стратегии мира , структур научных знаний о мире и др;

Многогранная проблема мира требует дальнейшего исследования всех её аспектов: политического содержания, социального шрактера и сущности мира; диалектики соотношения всеобщего и регионального мира; соотношения глобальной проблемы войны я лира с другими проблемами современности в др. Однако самой актуальной проблемой является дальнейшее развитие марксистско-ленинского учения о войне и мире. В решении этой проблемы большое место принаддекит исследованию пояятийно-категорваль-аого аппарата теории войны и мира. С учетом этого» в настоя-цей диссертации предпринята попытка ввести в теорию войны я лира ноше понятия и категории.

5. Большое значение в критическом анализе буржуазных
концепций мира имеют общие критические работы совет
ских авторов 4 и ученых-марксистов из дру-

[ См.: Бурлацкий Ф.М» Реальность планируемого мира*- "Дружба зародов", 1978, № 9; его же; Планирование всеобщего мира. Гтошая или реальность? - М.; CCA, 1979, I См.: Иноземцев Н,Н. Единство теории и практики в ленинской политике мира,- "Коммунист", 1975, й 18. 3 См.: Дмитриев А.П. Знания о войне и мире как элемент мировоззрения.- "Вопросы философии", 1978, № 5. 1 См.: Федосеев: П.Н. Критика современных новейших буржуазных

концепций, извращающих ленинскую политику мирного сосуществования,- "Вопросы философии", 1967, № I; Проблемы войны и мира, критика современных буржуазных социально-философских концепций, - М,: "Мысль", 1967; Пономарев Н.А, Проблема войны я мира в современных буржуазных общеетвенно-политическях учениях,- Л.:

[их стран *, посвященные проблемам войны н мира,

Іродолжение: ЕВИТКУ, 1967; Сирота Н.М. Критика антикоммунизма по проблемам войны, мира и революции,- М.: "Знание", 1973; Зшшев А.А, Идеологическая борьба по военным вопросам,- М,; Воениздат, 1974; Проблемы войны и мира и идеологическая борь-5а на современном этапе,- М,: ВИД, 1974; Шаба дБ. А. Проблемы войны и мира и критика идеологии милитаризма, В кн.: "Критика зовременных буржуазных концепций в курсе научного коммунизма",-Д.: "Высшая школа", 1974; Тимофеев Т.Т, Реализация программы яира и вопросы идеологической борьбы.- "Вопросы философии", 1976, & 10; Кондратков Т,М; Формирование научного понимания войны и критика его фальсификаторов,- М,: АПН, 1976; Шеляг В,В, Философские проблемы войны и мира в современной идеологической 5орьбе. В кн.: "Философия и идеологическая борьба на современном этапе.— М.:"3нание", 1974; Мальков В.И. Критика буржуазных теорий войны и мира.- I.: "Знание", 1982; Защита мира как афера идеологической борьбы, В кн.: "Методологические проблемы защиты мира и современность".- М.: Ю", 1979; На фронтах идеологических битв. Проблемы идеологической борьбы на современном этапе.-М.: Политиздат, 1979; ХХУ съезд КПСС об идеологическом противоборстве по вопросам войны и мира.-М.: Воениздат, 1980; Рыбкин Б,И. Критика буржуазных учений о причинах и роли войн в истории. - М.: "Наука", 1979; Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок.- М.: Политиздат, 1981; Хватков Г.Н, Антикоммунизм на службе реакции и войны,- Ц,: Воениздат, 1981; Стратегия мира против стратегия-конфронтации,- М.: Политиздат, 1982 и др.

I Хокке Е., Кисслинг Г., Шелер В. (ГДР). Война и мир как фи-

6. В.работе анализируются концепции буржуазных идеологов, в том числе и представителей "науки о мире" К. Болдуин-га *, К.-Ф,"фон Вайцзеккера 2, й. Галтунга 3, А. Глюксмана 4,

Продолжение: лософская проблема в современной классовой борьбе. Б кн.: "Методологические проблемы защиты мира и современность,- М.:КГГУ, 1979; Бонин Г. "Баланс на силите" в имено на мира или нещо друго? - "Армейски комунист", 1975, J6 9; Ирибаджаков Н. Стратегически проблемы на идеологяческа-та борьба в условията на мирно съществуване между социализма и капитализма. - "Ново время", София, 1971, J 4,*wiimar p. Sozio-okonomische Grundlagen. Kritiache Friedensforschung, In: Futurum, 1970, Heft 3; Hocke E./Scheler W. Die Einheit von Sozialismua und Frieden. Zu philosophisсдеп Problemen von Krieg und Frieden in der Gegenwart; Hager K. Die Politik der Partei und die Aufgaoen der markistisch-leninistischen Philosophi.. In: Heuea Deutschland (B), 1974, 17, April

  1. "Peace Research Society (Intern) Papers, vol.XIII, 1970;

  2. Kriegsfolgen und Kriegsverhutung/Hrsg. von Weizsacker C.F. von Hunchen: Hanser, 1971; Его же. Wege in der Gefahr. Eine Studie iiber Wirtsehaft, Gesellschaft und Kriegsverhutung. Munchen/Wien, Carl Hanser Verlag, 1976;

  3. Galtung J. Towards a definition of peace research and criteria for the Selection of institutions.-"Reports and Papers in the Social Sciences",TJHESCO, 1966,No.25; Его же. Violence, peace and peace research.-J-of peace research, Oslo, 1969,vol.6,Ifo.3

Его ЖЄ. Theorien des Priedena; in: Kritische Friedensforschung, Frankfurt/Mein, 1971;

4 Gluckman A. La Discour de la guerre. Paris, 1974;

Ю.Дедаияга , К.В.Дойчаf ВДивковица f Д.Зеягхааса , Р.Кабеля^, ТДенгца , А.Мичерлжха t ГЛДоргенгау, Г.Пихга ,

1 Dedxing J .Recent advances in peace and conflict research.:

A critical survey.-Beverly Hills (Gal); London:Sage publ.,1976;

  1. Deutsch K.U., Senghaas D.. Die Schrifte Zum Exieg.-Bonn,1970;

  2. Zsifkovits V, Der Friede als Wort: Zur Wertproblematik der Friedensforsdxung.-Munchen, Wein: 0l20g,1973; Его же , Der Friede als Idee und Wirklichkeit.- "Folitische Studien" , Mun-chen, 1972, No.205;

  3. Senghaas D.(Hreg) Zur Pathologie des Rustungswettlanfs. Freiburg,197G; Kritische Friedensforschung Hrsg. V.D.Senghaas. Frankfurt-Mein,1971; Его же , Rustung und Militarismus. Frankfurt-Stein, 1972; Его яе , Gewalt, Konflikt, Prieden; Essays Zur Friedensforschung.-Hamburg: Hoffman und Campe, 1974;

  4. Kabel Reiner, Friedensforschung. Bonnf 1971;

  5. Lentz T. Towards a Science of Peace- Turning Point in Human Destiny. New-York, 1955;

  6. Mitscherlich A. Agression und Anpassung in der Industriegesell-schaft-- Frankfurt am Mein, 1968;

  7. Is Peace Pussible? - "Social research"(Albany),1975,v.45»No.1;

  8. Там Ее,а (так яе см-: Forschung fur den Prieden: funf Jahrs Deutsche Gesellschaft fur Friedens-und Konfliktforschung. Eine Zwisch.enbilana/Eingel. Von Csempiel E.-O. u Delbruck J. -Boppard a. Rein, 1975;

_ 25 -

).-0. Сцемпеля \ Г.Р. Битца и Т. Германа 2, К. Бута и М.Рай-?а и др. Автор использовал также первоисточники ученых-іарксистов, посвященные критике буржуазной "науки о мире" .

Проанализированная литература по проблеме войны и мира [ает основание сделать вывод, что в целом советскими учеными і учеными-марксистами проведена фундаментальная исследова-ельская работа в осознании главной проблемы современности, !ё сущности и других аспектов, что теперь создалась возмож-[ость на этом фундаменте более глубоко осмыслить буржуазные юнцепции мира, их теоретические основы, политическую сущ-юсть и социальную роль.

Идеологическая борьба - это борьба за сознание и умо-[астроение народных масс. Опыт истории показывает, что даже южные идеи и теории о войне, когда реакционным классам и

I Czempiel Е.О. Frieden und Konflikt in der Gesellschaftslehre.

Bonn, 1974; > Peace and war/Ed. by Beitz Ch.R. a Herman Th. San Francisco:

Freeman, 1973; і American thinking about peace and war/Ed. by Booth K,,

Wright M.- Hussocks: The Harvester press: Hew York: Barnes

Uoble, 1978; [ Bonisch A. Steinke W. Burgerliche Friedensforschung. Probleme-

Wieder-Spruch. Tendenzen. Akademie- Verlag. Berlin, 1973;

Hocke"E/Scheler W. W.e Einheit von Sozialismus und Frieden.

Zu philosophisehen Problemen von Krieg und Frieden in der

Gegenwart; Welsch P. Objektivimmis und Utopismus "kritischer

Friedensforschung" in der BRD. -Dt. Ztscher. fur Philosophie,

В.,1981, Jg.29, lTo.3/4

партиям удается внедрить их в сознание масс, представляют собой серьезную силу» против которой надо вести решительную борьбу. Необходимо бороться также против ложных идей и теорий мира» которые обильно поставляются массам буржуазными идеологами*: В момент обострения агрессивной сущности империализма и возросшей активности народных масс в борьбе против поджигателей войны» за сохранение и упрочение всеобщего мира критический обэор буржуазных концепций мира становится наиважнейшим, ибо он предполагает внедрение в сознание народа марксистско-ленинской концепции мира.

Поэтому основная цель исследования: системный критический анализ буржуазных концепций мира» позволяющий вскдать их методологические основы, политическую сущность и социальную роль, а также дальнейшая разработка важнейших понятий и категорий, составляющих содержание теории войны и мира в современных условиях»

В соответствии с целевой установкой» в работе ставится ряд задач:

Анализ эволюции буржуазных представлений о войне и мире в зависимости от ооновннх этапов развития капиталистической общественно-экономической формации.

Обоснование закономерной зависимости появления в буржуазной идеологии самостоятельного течения ** "науки о мире", обусловленной процессом изменившегося соотношения сил на международной арене в пользу социализма, утверждением в международных отношениях принципов мирного сосуществования, разрядки международной напряженности, тактикой приспособления международного империализма к новой исторической обстановке,

Критика мировоззренческих, методологических основ

"науки о мире"» вытекающих как из известных философских, социологических, психологических и других школ и направлений, так и из сравнительно новых, исходящих из развития естественных и общественных наук в современных условиях, особенно буржуазной политологии и теории международных отношений,

Критика буржуазной "науки о мире" как самостоятельной отдельной науки, не имеющей не только обоснованного предмета исследования, но и научных понятий "войны" а "мира".

Критика различных буржуазных концепций сущности и причин войны в "науке о мире", являющихся методологической ооно-вой выдвижения различных проектов мира, ориентируящихся на "устранение" конкретных причин войны.

Критика буржуазных взглядов на сущность мира а проекты его установления представителями "науки о мире".

Рекомендации по дальнейшему усилению идеологического наступления против буржуазных концепций по проблеме войны и мира, воспитанию политической бдительности у советских людей, воинов Советских Вооруженных Сил.

Вместе о тем в диооертации даетоя позитивная разработка таких положений марксиотско-ленинокого ученая о войне а мире» как: классификация войны а мира в зависимости от политических отношений в современной эпохе, понятие "справедливого" и "несправедливого" мира, "планируемого" всеобщего мира, концепция оптимистической социалистической стратегии мира и др.

Исходной основой разоблачения буржуазных фальсификаций проблемы мира являются ленинские принципы критики буржуазной идеологии. В своей совокупности они образуют методологию исследования а критики буржуазных концепций мира во всех их фоірмах а проявлениях. Учитывая, что последние часто носят

фрагментарный, концептуально не оформленный характер, автор подвергает критике саму методологию буржуазных концепций мира, что, на наш взгляд, является необходимым условием эффективности борьбы с ними.

В работе "Материализм и эмпириокритицизм" В.й. Ленин сформулировал общие принципы научной критики основ буржуазной идеологии. Главным из них является классовый, партийный подход. Он позволяет раскрыть её социальные корни, классовую сущность, реакционную роль, сорвать с неё фальшивую маску объективности, надклассовое^, под которой скрывается её подлинное лицо *; Вместе с тем ленинские принципы требуют выявления гносеологических истоков буржуазной идеологии, разоблачения её паразитярования на сложных реальных процессах, проиоходящйх в общественно-политической жизни, в решении главной проблемы современности, противопоставления ей правильного, научного истолкования проблемы.

Практическая ценность исследования состоит в том, что оно направлено на решение задач идеологической борьбы. Критический разбор буржуазных концепций главной проблемы современности имеет огромное значение в воспитании советских людей и воинов Советских Вооруженных Сил в духе непримиримости к буржуазной идеологии и политической бдительности.

Чем сложнее и ответственнее задачи защиты завоеваний социализма, тем выше мировоззренческая роль марксистокочпенин-ского учения о войне и армии, о войне и мире. Анализ войны и мира с позиций марксизма-^ленинизма дает возможность осмыслить их идейно-теоретическое значение в формировании воина-патрио-

I См.: Кондратков Т.Р, Формирование научного понимания войны а критика его фальсификаторов., с. 5,

та а интернационалиста, мобилизации его физических и духовных возможностей на выполнение овоого воинского долга. Творческое развитие этого учения на основе своевременного в глубокого теоретического осмысления возникавших явлений и процессов мира и войны, обобщения опыта военного строительства с учетом изменяющихся условий и задач способствует аргументированному разоблачению лживых измышлений буржуазных я ревизионистских идеологов по вопросам войны и мира, поиску новых возможностей предотвращения новой мировой войны, повышения бдительности и готовности дать сокрушительный отпор любой попытке агрессии. Можно сказать, что никто не вправе претендовать на то, что он обладает основами научного мировоззрения, если не имеет научных знаний о том, что такое война и мир яо своей природе а сущности, каковы социальные типы войн й какую роль она играют в истории, что такое война в защиту социализма, каковы силы и средства, способные отстоять мир в современных условиях. Важно также звать а взгляда на эти вопросы нашего идейного противника, уметь разоблачать их; Ответы на них а составляют исторически обусловленный и необходимый элемент научного мировоззрения.

Кроме того, борьба против буржуазной идеологии по вопросам войны а мара непосредственно служит идеологической защите мира, наряду с его' политической, дипломатической, военной защитой *. Усиливающемуся в последнее время идеологическому нападению на мир посредством прославления войны, пропаганды концепций "вооруженного мира", "дозированного мира" противостоит организованная и всесторонняя, в том числе идеологичес-

I См.: Миловидов А., Жданов Ё. Миролюбие и гуманизм советской внешней политики., с. 56-57.

зо -

кая защита мира* В этой защите мира важно показать реакционную сувдость ярко выраженных милитаристских концепций мира, завуалированных теорий, служащих апологетике капитализма» маскировке его антинародной сути, как строя агрессии и войны.

- ЗІ -

Похожие диссертации на Критика буржуазных концепций "мира" теоретические основы, политическая сущность, социальная роль