Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Наказание по уголовному праву арабских стран Рамез Ахмед Элайди

Наказание по уголовному праву арабских стран
<
Наказание по уголовному праву арабских стран Наказание по уголовному праву арабских стран Наказание по уголовному праву арабских стран Наказание по уголовному праву арабских стран Наказание по уголовному праву арабских стран Наказание по уголовному праву арабских стран Наказание по уголовному праву арабских стран Наказание по уголовному праву арабских стран Наказание по уголовному праву арабских стран
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рамез Ахмед Элайди. Наказание по уголовному праву арабских стран : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 : Москва, 2002 161 c. РГБ ОД, 61:02-12/903-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Понятие и цели наказания .

1. Понятие наказания 14

2. Цели наказания 29

ГЛАВА II. Система и классификация наказаний по уголовному праву арабских стран ,

1. Понятие системы наказаний 51

2. Система и классификация наказаний по уголовному законодательству арабских странах 54

3. Классификация наказаний по шариату 67

ГЛАВА III Отдельные виды наказания и меры безопасности

1. Смертная казнь 74

2.Торесные наказания 90

3. Наказания, затрагивающие свободу 98

4 Имущественные наказания 774

.5 Лишение гражданских прав 126

6 Прочие наказания 128

7 Меры безопасности 131

Заключение 148

Список использованной литературы 153

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Учение о наказании по уголовному праву арабских стран в российской юридической литературе является слаборазработанным. Недостаточно развитым оно остается и в уголовно-правовой доктрине этих стран. А между тем наказание - один из двух, после преступления, важнейших институтов уголовного права. От того, как оно понимается, зависит решение многих связанных с ним вопросов - от форм реализации уголовной ответственности - до назначения наказания и его последствий.

В регулировании института наказания проявляется содержание и направленность уголовной политики того или иного арабского государства. Однако нередко достаточно проанализировать систему и виды наказаний, чтобы определить характер уголовной политики, который может быть светским, как в большинстве арабских стран, или религиозным, т.е. основанным на шариате, как, например, в Саудовской Аравии, Йемене, Судане и Мавритании.

Институт наказания тесно связан с социально-экономическими, политическими и культурными условиями развития общества, законодательными традициями и другими факторами.

Наказание, по-прежнему, является одним из основных средств борьбы с преступностью, которая в арабских, как и во многих других станах, обнаруживает тенденцию к росту, особенно убийств и в сфере экономики. Наказание выполняет важную предупредительную роль. Для большинства членов общества достаточно обнародования уголовного закона или приговора, для некоторых - требуется практическое применение наказания.

Уголовное законодательство арабских стран, в том числе в области института наказания, прошло сложный, путы своего развития, в значительной степени обусловленные историческими судьбами этих стран. Как правило, оно разрабатывались под влиянием уголовного права своих бывших метрополий - главным образом французского. Это, например, относится к уголовным кодексам Ближнего Востока - Ливана и Сирии. Уголовные кодексы Египта и Иордании также базируются на французской модели (УК 1310 г.) , хотя эти государства ранее были зависимыми от Великобритании странами.

В данной работе впервые в российской и арабской
юридической литературе проводится сравнительно-правовой анализ
института наказания по уголовному законодательству Ливана,
Сирии, Иордании, Египта и Палестины, а также по мусульманскому
(шариатскому) уголовному праву. В необходимых случаях, когда
надо показать особенности этого института, используется уголовное
законодательство Ирака, Объединенных Арабских Эмиратов и
Омана. Кроме того, рассматриваются меры безопасности и
исправительные меры, применяемые в отношении

несовершеннолетних.

Особое внимание уделяется в аспекте исследования УК Палестины - Родины автора диссертации. Несмотря на большие изменения, внесенные в него после издания в 1936 г. британскими, израильскими и палестинскими властями, можно сказать, что этот документ в значительной степени сохранил черты английского права.

Актуальность темы исследования, кроме всего прочего, обусловлена тем, что уголовное законодательство перечисленных стран по некоторым вопросам наказания нуждается в

совершенствовании. Оно( например, за исключением УК Омана, не содержит указания целей наказания - пробел, который позволяет судьям при назначении наказания руководствоваться различными соображениями, что нередко приводит к большим различиям в наказаниях за аналогичные преступления, совершенные при сходных обстоятельствах. Необходимо отметить, что на территории Палестины действует два уголовных кодекса, в секторе Газа - УК Палестины 1936 года, а на Западном берегу Иордана - УК Иордании 1980 года. Это позволяет говорить о дуализме уголовного законодательства в Палестине, который неблагоприятно сказывается на правоприменительной практике - на квалификации и вынесении приговоров за совершение сходных преступлений в разных регионах. Считаем, что на всей территории Палестины должен действовать УК 1936 г. Однако он требует существенной доработки, как в целом, так и в части, касающейся института наказания, требует уголовный кодекс Палестины, имея в виду, что в не столь отдаленной перспективе ее многострадальный народ в конце концов добьется независимости и уголовный кодекс официально станет основным нормативным актом независимого государства в области борьбы с преступностью.

Цель и задачи исследования.

Основная цель диссертационного исследования - всесторонний анализ института наказания по уголовному праву ряда арабских стран, испытавшему влияние континентальной (французской) и англо-саксонской правовых систем, а также по мусульманскому (шариатскому) уголовному праву, как комплексной проблемы.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- Провести сравнительно-правовой анализ действующего
законодательства о наказании указанных арабских стран, а также
соответствующих положений шариата;

Показать практику применения этих источников уголовного права, выявить ее основные тенденции;

проанализировать изложенные в арабской юридической литературе основные концепции и точки зрения по исследуемой проблематике;

показать основные недостатки законодательного регулирования института наказания вообще и по уголовному кодексу Палестины в особенности;

- разработать предложения по его совершенствованию.

Более конкретные задачи исследования:

раскрыть понятие наказания и показать его цели;

рассмотреть системы и классификации наказания; -проанализировать отдельные виды наказаний;

-рассмотреть иные меры уголовно-правового воздействия, предусмотренные законодательством арабских стран.

Методическая и теоретическая основы диссертации.

Методологической основой исследования данной проблемы явился диалектический метод познании. При работе над темой применялись также другие методы исследования: сравнительно-правовой, системный и логико-юридический.

Теоретическую базу исследования составили труды российских авторов по философии, истории, и конечно же по уголовному праву, а именно: Волкова Б. С., Гальперина И. М., Игнатова А. Н., Карпеца И. И., Козочкина И. Д., Крыловой Н. Е., Головановой Н. А., Наумова

А.В., Лихачева В. А., Пантелеева В. А., Решетникова Ф. М., Сюкияйнена Л, Р. и др.

В диссертации были использованы положения, содержащиеся в трудах арабских авторов как-то; Али Абд Ель Кадера Ель Кахуаджи, Рамсиса Банама, Аль Сайда Мустафа Аль Сайда, Джунди Абд Ель Малека, Изата Хасанена, Мустафы Мажди Харджа и других, а также западноевропейских исследователей - М. Анселя, Ч. Беккарриа., А. Кристи., Р. Шарля и др.

Работа написана на основе анализа уголовного законодательства ряда арабских стран и положений шариата с использованием материалов судебной практики этих стран.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту.

Диссертация представляет собой первое в российской и арабской юридической литературе комплексное сравнительно-правовое исследование проблемы наказания по уголовному праву Ливана, Сирии, Иордании, Египта, Палестины и других арабских стран, а также по шариату, составляющему основу уголовного права некоторых арабских стран.

Сравнительный метод анализа и системный подход к рассмотрению вопросов темы позволили автору выявить общие черты, характерные для уголовного права арабских стран в области института наказания и вместе с тем показать особенности и недостатки в его регулировании, вопросы, по которым возможно его дальнейшее совершенствование.

Автор не претендует на исчерпывающее освещение указанной проблемы. Но в диссертации предпринята попытка дать более или

менее полное представление о наказании по уголовному праву арабских стран, относящемуся к различным правовым системам.

В качестве основных положений, выносимых на защиту, предлагаются следующие:

  1. Институт наказания в том виде, в каком он действует в настоящее время в уголовном праве арабских стран - результат исторических и других условий их развития, а нередко и политических соображений, которыми руководствуются при решении тех или иных вопросов наказания. На содержание этого института в большинстве арабских стран, даже тех, которые ранее находились в зависимом от Великобритании положение например, Египта или Иордании, значительное влияние оказало "континентальное» (французское) уголовное право.

  2. В некоторых арабских станах (Саудовская Аравия, Йемен, Судан, Мавритания) наказание определяется на основе шариата -своде норм, зафиксированных прежде всего в Коране и сунне, т.к. они представляют собой идейно-теоретическую базу мусульманского права. Хотя в них содержится немного конкретных уголовно-правовых норм, в Коране, например, не более десяти. Большинство таких норм - результат доктринальнои разработки на основе иджмы (согласованного мнения авторитетных знатоков ислама (и кияса) суждения по аналогии). Отдельные «вкрапления» шариатских наказаний содержатся в уголовном законодательстве других арабских стран - светском по своему характеру.

  1. В уголовном законодательстве арабских стран отсутствует определение наказания и это, по мнению автора, одни из недостатков.

В работе предлагается следующая его дефиниция: наказания -это предусмотренное уголовным законом лишение или ограничение

прав и свобод лица, виновно совершившего преступное деяние, применяемое по приговору суда. По мусульманскому (шариатскому) праву наказание - это потусторонняя кара как следствие совершения религиозного греха, т.е. преступления.

4. Отсутствие в законодательстве целей наказания, что
характерно для уголовного права арабских стран, нередко в
правоприменительной практике приводит к разнобою в назначении
наказаний за сходные преступления. Большинство арабских ученых
считает основной целью наказания кару. По нашему мнению,
основными целями наказания являются общее и специальное
предупреждение (превенция). Однако наказание преследует и
другие цели — исправление (ресоциализацию) осужденных,
воздаяние (кару) за содеянное, восстановление нарушенного права в
том числе путем возмещения причиненного ущерба. Учет этих целей
имеет большое значение для эффективной борьбы с преступностью,
хотя следует признать, что определить их баланс в каком-либо
конкретном случае - подчас задача не из легких.

5. Центральный вопрос института наказания - его система, В
большинстве арабских стран, уголовное право которых испытало
влияние континентальной (французской) правовой системы, ее
построение связано с классификацией уголовно-наказуемых деяний
- делением на преступления, проступки и нарушения. Такой подход
позволяет реализовать в законодательстве принцип
дифференциации уголовной ответственности. Система наказаний в
арабских странах, как правило, включает в себя основные,
дополнительные и альтернативные наказания, а иногда и некоторые
другие.

Система наказаний по УК Палестины нуждается в совершенствовании - в более четком построении, включении в нее

таких наказании, как пожизненная и временная каторжная работа, пожизненное и временное тюремное заключение, зрест; конфискация.

О системе наказаний по мусульманскому праву можно говорить лишь применительно к преступлениям категории худуд и кисаа т.к. наказания за преступления категории тазир назначаются по усмотрению суда. Предусмотренные шариатом наказания можно классифицировать следующим образом: основные (например, смертная казнь путем забрасывания камнями - за прелюбодеяние или отсечение кисти руки - за кражу), альтернативные - те, которые могут заменять основные (например, дия - в случае убийства), дополнительные - те. которые должны быть исполнены после основного (например, ношение отсеченной руки на перевязи так, чтобы все видели, что вор наказан) и сопутствующие - те наказания, которые являются автоматическим следствием вынесения основного наказания (например, лишение отцеубийцы наследства или лишение лжесвидетеля (кадф) права быть свидетелем до конца жизни).

6. Уголовное право в арабских странах предусматривает такое наказание, как смертная казнь, причем во многих из них - за широкий круг уголовно-наказуемых деяний. В таких государствах, как Саудовская Аравия, Египет и Ирак она часто применяется на практике. Автор выступает за законодательное ограничение смертной казни - случаями умышленного /тяжкого/ убийства, а также за исключение ее из арсенала средств борьбы с политической преступностью.

Штраф, который может быть как основным, так и дополнительным наказанием, имеет достоинства, но также серьезные недостатки: часто не вызывает негативной реакции общества, его применением нарушаются некоторые основные

уголовно-правовые принципы - равенства всех (бедных и богатых) перед уголовным законом, личной ответственности виновного за совершенное деяние, т.к. нередко его близкие, особенно лица, находящиеся на иждивении, страдают больше, чем он сам. Поэтому предлагается его назначать в дневных ставках, как в Германии или в форме штрафодней как во Франции, т.е. с обязательным учетом его личного материального положения.

В Общей части уголовных кодексов отдельных арабских стран не указаны некоторые наказания, применение которых предусматривается в Особенной части. Это касается, например, УК Иордании - в отношении штрафа, как дополнительного наказания и специальной конфискации, и УК Палестины - также в отношении конфискации. Кроме того, УК Палестины не предусматривает наказания перечисленные в п, 5.

7. Представляется, что на лицо, отбывшее наказание, или лицами, имеющими криминальную репутацию в целях предупреждения совершения новых уголовно-наказуемых деяний на них в дальнейшем, могут быть возложены следующие меры как: прохождение курса основ правовых знаний, медицинское, психиатрическое или психологическое лечение, добросовестное отношение к выполнению подходящей работы или прохождение курса обучения или профессиональной подготовки, необходимого для выполнения подходящей работы, запрещение на общение со своими бывшими соучастниками или лицами, имеющими сомнительную репутацию - в течение пяти лет, а также на выезд из страны - на срок от двух до пяти лет - в зависимости от совершенного преступления. Эти меры могут быть возложены как в случае досрочного освобождения, так и в некоторых других случаях.

I I I

Научно-практическая значимость диссертации.

Научно-практическая значимость диссертации определяется ее
актуальностью, новизной, а также положениями и выводами,
содержащимися в ней. Они могут быть использованы в дальнейшей
теоретической разработке проблемы наказания, при

совершенствовании уголовного законодательства арабских стран, прежде всего Палестины, а также в учебном процессе - в ходе преподавания курса уголовного права как в вузах российских, так и зарубежных прежде всего в арабских, юридических вузах.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры уголовного права и процесса Российского Университета дружбы народов.

Положения диссертационного исследования были изложены в
выступлениях на научных конференциях, в частности на научной
конференции аспирантов юридического факультета РУДН. 25 января у
2002 г в научном сообщении на заседании кружка кафедры
уголовного права и процесса по теме «Наказание по уголовному
праву Иордании» (февраль 2000 г.), а также в публикациях, \.
указанных в конце данной работы. ?

По материалам исследования было сделано научное сообщение на заседании кафедры уголовного права и процесса 29. января. 2002 г. / протокол № 6/.

Понятие наказания

В уголовном законодательстве большинства арабских стран, как и в законодательстве многих развивающихся стран, вообще отсутствует определение понятия наказания. Однако некоторые арабские правоведы в своих трудах дают определение наказания и раскрывают его сущность. Наказание - это предусмотренное уголовным законом лишение или ограничение прав лица, виновно совершившего преступное деяние, применяемое по приговору суда, и считающееся главным средством борьбы с преступностью и влечет за собой судимость. Наказание - пишет Али Мухаммед Джафар - это кара, включающая в себя элемент страдания, его исполняют государственные органы по отношению к нарушителю закона; это также социальная реакция, которая принуждает нарушителя нести ответственность за его противозаконное поведение и лишает его определенных прав, соответствующих нарушению.1 Автор не совсем согласен с мнением Али Мухаммеда Джафара, так как он утверждает, что наказание лишает преступника отдельных прав. Отметим, что в случае смертной казни приговоренный лишается всех прав, и самое главное - права на жизнь. Поэтому следовало бы написать, что в случае осуждения преступник лишается некоторых или всех прав. Наказание является одним из способов уголовно-правового реагирования на факт совершения преступления со стороны общества и государства. Другими способами выступают принудительные меры медицинского и воспитательного характера. Наказание рассматривается как последний довод государства. Оно применяется соразмерно преступному деянию, когда иные средства воздействия на виновное лицо оказались либо заведомо могут оказаться неэффективными2. Наказание считается регулятором общественного порядка. Формулируя нормы уголовного права и предусматривая наказание за какое-либо преступление, законодатель должен исходить из соответствующих общественных, экономических, психологических, социально-культурных, исторических и других факторов. Законодатель должен знать, достигает ли своей цели применение данного наказания или нет. В отрицательном случае это означает, что применение этого наказания не эффективно в условиях, сложившихся в обществе, и его следует изменить. Уже на стадии подготовки законопроектов необходимо обратить внимание на реальные условия общественной жизни и прогнозировать достижимость поставленных целей и задач при применении соответствующих видов наказания. Наказание - это форма воздействия на лицо совершившее преступление, которое может быть использовано исключительно государством и его органами. От того, какой смысл вкладывается в это понятие, от того, как строится система наказаний, зависит сущность и направление уголовной политики государства. Наказание является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и выражающаяся в причинении ему определенных лишений, предусмотренных действующим уголовным правом.3 В этом определении можно выделить следующие моменты: а) наказание представляет собой государственное принуждение; б) наказание применяется к виновному лицу по приговору суда; в) назначается за нарушение установленных законом запретов; г) оно лишает преступника определенных прав; д) наказание заранее установлено в законе. Одним из признаков наказания также является судимость, которая присуща именно наказанию, а не другим государственного воздействия, например, гражданско - правового, административного или дисциплинарного, но поскольку судимость - это неблагоприятное последствие уже совершенно преступления, то в-7 определении наказания его указывать не обязательно. Наказание назначается только государственным судом и влечет за собой судимость виновного. Сирийский юрист Мухаммед Аль Фадель пишет, что наказание - это предусмотренная законом мера принуждения; применяемая от имени общества в отношении лица, вина которого в совершении данного преступления установлена4. Понятие наказания как меры означает, что каждый вид наказания имеет количественные границы и определенное содержание, т.е. представляет собой конкретный способ воздействия на осужденного, строго регламентированный уголовным законом. Суд не вправе выходить за пределы количественных и качественных характеристик наказания, установленных законом. «Незаконным признается лишение, либо ограничение прав и свобод осужденного, не предусмотренных уголовным законом и не входящих в уголовное наказание как меры., государственного принуждения». Арабские авторы считают, что при определении понятия наказания нельзя не говорить о его целях, поэтому в своих трудах уделяют им значительное место, данную точку зрения поддерживают и российские авторы.

Понятие системы наказаний

Система наказаний - без преувеличения важнейший аспект наказаний. Но прежде чем рассматривать его по уголовному праву арабских стран; необходимо хотя бы вкратце затронуть такие вопросы, как понятие системы наказания.

Философский энциклопедический словарь дает такое определение системы: это объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующее место.

Система наказаний представляет собой совокупность всех видов наказаний, предусмотренных уголовным законодательством, расположенных в определенном порядке в соответствии с различными критериями, например, в зависимости от их тяжести.

В российской юридической литературе отмечалось, что под системой наказаний понимается исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, установленных действующим уголовным законодательством и расположенных в определенном порядке с учетом их сравнительной тяжести.

Система наказаний - конструкция не чисто механическая, как это может показаться на первый взгляд. Она отражает уголовную политику и ценностные ориентации в обществе, которую проводит то или иное государство.

«Система наказаний - это целостное множество видов уголовных наказаний, структурированных по различным классификационным в вертикальной и горизонтальной иерархии подсистемам. Она имеет более высокий уровень обобщения и обладает новыми интегративными свойствами по сравнению с отдельными видами уголовных наказаний. Как и всякая система она подчиняется определенным принципам, присущим любой системе -принципам целостности, иерархичности и структурности».

Система уголовного законодательства вообще и та ее часть, которая касается наказаний, представляет собой динамическую модель, которая не остается константой, а адаптируется к условиям общества- Эта адаптация происходит как принудительным путем, то есть с помощью целенаправленного изменения кодекса законов верховной властью, так и естественным путем - с изменением реалий общества одни законы становятся неактуальными и, наоборот, другие выходят на первый план.

Система наказаний _ это установленный в уголовном законе исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке.

На всех стадиях развития человеческого общества (рабовладельческом, феодальном, капиталистическом) действовали и применялись разные системы уголовных наказаний, отражающие социальную, классовую сущность, систему господствующих отношений, закрепленных в праве.

Система и классификация наказаний по уголовному законодательству арабских странах

В странах бывших британских колониях сохраняются довольно простые системы наказаний, не связанные с классификацией преступления43. Системы наказаний в некоторых арабских странах испытали влияние различных правовых систем. Однако системы наказаний некоторых арабских стран испытали в этой области влияние не уголовного права своих бывших метрополий, а права других стран. Например, в УК Египта закреплена система наказаний на основании Французского права, хотя эта страна находилась в колониальной зависимости от Англии. То же самое можно сказать и в отношении Иордании. Исходя из анализа уголовных кодексов вышеуказанных арабских стран можно выделить следующие критерии классификации наказаний: 1. по тяжести уголовно - наказуемых деяний; 2. в зависимости от тех прав, которых лишается или в которых ограничивается осужденный; 3. мотивы общеуголовные и политические совершения деяния; 4. по срокам наказания; 5. связь наказаний между собой. В странах, бывших британскими колониями, на законодательство которых большое влияние оказала английская система права, система наказаний не связана с делением уголовно наказуемых деяний на преступления, проступки и нарушения, хотя анализ этого законодательства позволяет сделать вывод, что такая связь существует. В ст. 37 УК Палестины дается следующий перечень наказаний, которые суд может назначить за совершенные преступления: 1. смертная казнь; 2. заточение; 3. штраф; 4. выплата компенсации; 5. залог с обязательством под гарантией соблюдения общественного порядка и хорошего поведения; 6. помещение под контроль инспектора по поведению в соответствии с приказом. В соответствии со ст. 47 УК Палестины за проступки наказываются: 1. заточением на срок от одной недели до трех лет; 2. штрафом в размере 100 фунтов; 3. заточением и штрафом. Ст.5 УК Палестины содержит перечень наказаний за нарушения: 1. заточение сроком не более одной недели; 2. штраф в размере не более пяти фунтов. УК Палестины дает перечень наказаний за нарушения в ст. 5, за преступления _ в ст. 37 и за проступки _ в ст. 47, что говорит об отсутствии системного подхода при рассмотрении наказания и является большим недостатком, а также показывает слабость кодекса. Следует подчеркнуть, что в настоящее время денежной единицей в Палестине является "шекель". Каждые 400 шекелей равняются одному фунту, т.е. 80-ти долларам США, Множество пробелов в системе наказаний по УК Палестины и отсутствие многих известных видов наказаний является большим его недостатком. В УК Палестины отсутствуют многие основные и дополнительные наказания и также меры безопасности, которые закреплены в уголовном законодательстве других арабских государств. Разнообразие видов наказаний дает возможность суду индивидуализировать уголовную ответственность за одинаковые преступления, совершенные разными, способами, с учетом личности обвиняемого. Здесь надо отметить; что смертная казнь в Палестине не применялась, так как она была отменена израильским военным приказом № 359 от 27 декабря 1971 г. Однако 20.04.1994г. президент палестинской автономии Ясир Арафат принял декрет, в соответствии с которым на территории автономии действуют законы, которые были в силе до 05.06.1967г., т.е. до оккупации. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что с 20,04.1994 на территории автономии может применяться смертная казнь, которая применяется фактически. «Весьма сложной является система наказаний в тех развивающихся странах, которые следуют в своем построении за французской моделью. Там установлены три раздельные системы наказаний в зависимости от отнесения уголовно наказуемого деяния к категории преступления, проступка или нарушения, в совокупности образуется единая система наказаний».

Смертная казнь

Смертная казнь является одновременно самым суровым и самым древним наказанием, это высшая мера наказания. В арабских странах смертная казнь, как правило, назначается за совершение тяжких преступлений и широко применяется за государственные преступления и преступления против жизни. С возникновением государства и установлением рабовладельческого строя смертная казнь часто применялась для поддержания порядка и защиты существующей власти и назначалась только рабам. В период феодализма смертная казнь также была широко распространена, причем большое число смертных приговоров выносилось за совершение так называемых религиозных преступлений - колдовства и ереси и т.п. « С приходом к власти буржуазии число смертных казней не уменьшилось, а наоборот, увеличилось в связи с ростом преступности и ужесточением наказаний для защиты интересов господствующего класса. На VIII конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, который проходил в Гаване (Куба) в 1990 г., резолюция об отмене (смене) смертной казни не была принята, т.к. против нее голосовали представители мусульманских стран, по причине, что она якобы предначертана Всевышним и закреплена в Коране. В настоящее время по данным комиссии ООН по правам человека смертная казнь отменена в 76 странах, но сохраняется в 86, в частности в США, Китае, в мусульманских, в том числе в арабских странах. Еще в 20 странах она официально не отменена, но фактически не применяется в течение многих лет». Арабскому миру всегда была присуща смертная казнь как основное наказание, которое до сих пор сохранено в таких странах, как Сирия, Иордания, Египет, Ливан, Палестина и др. Смертная казнь считается самым старым наказанием, закрепленным законодательно. В прошлом смертная казнь приводилась в исполнение чрезвычайно жестокими способами, поэтому философы, писатели и юристы протестовали против таких казней, как неполезных для общества и негуманных. Государство вынуждено было отменить жестокие казни и заменить их быстрым и по возможности безболезненным лишением жизни. Мыслители эпохи просвещения считали, что, какое бы преступление ни было совершено, смертная казнь - слишком жестокая мера наказания, к тому же смертная казнь неполезна и не уменьшает рост преступности, поэтому было предложено заменить ее тюремным заключением. «До сих пор смертная казнь широко применяется, а тюремное заключение заменило ее лишь частично, например, с 1994г. смертная казнь была приведена в исполнение в отношении 2331 человека, и тогда же были приговорены к смертной казни 4032 человека в 75-ти государствах. В Судане был исполнен приговор к смертной казни Махмуду Мухаммеду Таха. которому было 76 лет, поскольку он, якобы, противостоял политике так называемого «отца мусульман» Эль Нумейри». Международное право запрещает приговаривать к смертный казни детей, не достигших 18 летнего возраста, беременных женщин, женщин достигших 55-ти лет и мужчин, достигших 60-ти лет. Это правило нарушается во многих странах, в частности в Иране, Пакистане, Саудовской Аравии, Йемене и США. В Штатах в 1990 г. был исполнен приговор к смертной казни в отношении детей, не достигших 13-ти лет в шести случаях. В большинстве арабских стран запрещается приведение приговора к смертной казни в исполнение по отношению к тем, кому не исполнилось 18 лет, а также к беременным женщинам. После родов этим женщинам дается два года на кормление ребенка и после этого приговор приводят в исполнение. «В 1962 году был опубликован доклад ООН о преступности в тех государствах, которые отменили смертную казнь. Также в 1988 году были опубликованы новые статистические данные, которые показывают, что в тех государствах, где была отменена смертная казнь, нет резких изменении в показателях роста преступности». Эффективное наказание- это то наказание, которое приводит к уменьшению роста преступности. Наказание в виде смертной казни не уменьшает рост преступности, но выполняет другие цели, такие как устрашение, общее предупреждение. Однако отменить ее полностью было бы неверным шагом, поэтому надо сохранить смертную казнь, но применять ее в редких случаях, за небольшое число преступлений. Вопрос смертной казни является спорным, по которому мыслители разделились в мнениях на два лагеря. Одни __ за продолжение применения смертной казни, а другие _ против, и каждая сторона приводит свои аргументы. «Сторонники смертной казни основываются на том, что преступники, приговоренные к смертной казни _ это те члены общества, которые приносят ему только вред. Поэтому от них надо избавляться путем смертной казни, кроме того, приговаривать к смертной казни можно только за тяжкие преступления, а именно за преступления против жизни. Также они обосновывают свою точку зрения тем, что наказание в виде смертной казни, является эффективным для всего общества, так как приводит к уменьшению роста преступности», Автор поддерживает точку зрения, суть которой состоит в том, что смертную казнь не надо полностью отменять, но нужно ограничить ее применение. Ее следует применять только за умышленное убийство и лишь после тщательного расследования безукоризненно честными правоохранительными органами. «Противники смертной казни считают, что государство

Похожие диссертации на Наказание по уголовному праву арабских стран