Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан Бурковская Виктория Алексеевна

Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан
<
Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бурковская Виктория Алексеевна. Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.08.- Москва, 2000.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-12/48-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Общие вопросы ответственности за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан

1. Социально-правовая обусловленность установления уголовной ответственности за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан 15

2. Объект и объективная сторона организации объединения, посягающего на личность и права граждан 26

3. Субъект и субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 239 УК РФ 67

Глава 2. Специальные вопросы ответственности за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан

1. Совокупность организации объединения, посягающего на личность и права граждан с другими преступлениями 76

2. Уголовно-правовое значение использования специальных психологических познаний по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 239 УК РФ 94

Глава 3. Некоторые проблемы криминологии тоталитарного сектантства

1. Понятие тоталитарной секты 104

2. Социальная обусловленность возникновения и распространения современных тоталитарных сект 13 3

3. Психологические предпосылки распространения тоталитарных сект в России 146

Заключение 164

Список использованной литературы 167

Приложения 188

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Общемировой тенденцией, характерной и для России, является усиление проявлений религиозного экстремизма со стороны отдельных конфессиональных направлений и появление совершенно нового типа религиозности - тоталитарного сектантства.

Демократизация общественной жизни, произошедшая в 80-х гг., изменение законодательства, регулировавшего общественные отношения в сфере свободы совести (принятие в 1990 г. Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий»), создали социально-правовые основы как всплеска общей религиозности, так и появления тоталитарных сект1. Исследования показали, что деятельность указанных религиозных объединений зачастую сопровождается негативными последствиями, различного рода злоупотреблениями свободой совести и вероисповедания, которые отличает следующее: их совершение обусловлено религиозной доктриной, т.е. существует причинно-следственная связь между системой исповедуемых идей, требованиями, нормами и ценностями религиозной группы и поведением адептов. Более того, тоталитарный характер религиозной доктрины и организации религиозной группы создает благоприятные предпосылки для совершения противоправных деяний.

Таким образом, распространение на территории России тоталитарных сект, деятельность которых сопряжена с нарушениями прав и свобод человека и гражданина, определяет актуальность настоящего исследования.

Значительное изменение законодательной базы, обеспечивающей правомерную реализацию свободы совести и вероисповедания, привело к тому, что в правоприменительной практике органов прокуратуры, суда возникло немало трудностей, связанных с толкованием нормы об ответственности за организацию объединения, посягающего на личность и

1 Мы используем данный термин, поскольку он наиболее точно отражает специфические особенности таких религиозных объединений, хотя он и не является правовым.

2В данном случае термин группаупотребляется в психологическом смысле. права граждан, применением ее на различных стадиях уголовного процесса; установлением условий освобождения от уголовной ответственности.

Выбор темы диссертационного исследования определен и тем обстоятельством, что в условиях широкого распространения тоталитарных сект все большую актуальность приобретает проблема их выделения из всего спектра религиозных объединений, установления особых, свойственных только им форм и методов воздействия на своих адептов и вновь привлекаемых членов. В связи с этим особый интерес представляют научные исследования, связанные с разработкой правового, криминологического, психолого-правового подходов к проблеме нетрадиционных религиозных объединений в целом и тоталитарных сект как их разновидности.

Данные, полученные в ходе проведенного исследования, могут быть использованы при разработке мероприятий, направленных на совершенствование уголовного законодательства, политики в области государственно-церковных отношений, повышение эффективности общей и частной превенции и реабилитацию членов тоталитарных сект.

Степень разработанности проблемы

Теоретические проблемы развития и содержания института свободы совести в России исследовались в работах А.Б. Агапова, Ю.А. Бабинова, Г.Р. Гольст, Ю.А. Дмитриева, П.Н. Дозорцева, В.В. Клочкова, А.С. Ловинюкова, СВ. Познышева, А.В. Портнова.

Комплексному уголовно-правовому и социокультурному анализу развития и содержания института свободы совести посвящено диссертационное исследования Е.М. Шевкопляс.

В исследованиях Ф.М. Рудинского, М.А. Шапиро обсуждались гарантии обеспечения свободы совести, проведен сравнительный анализ соответствующего национального и международного законодательства.

Особенностям религиозного правосознания посвящены монографии Г.П. Лупарева и А.А. Могилевского.

Вместе с тем организация объединения, посягающего на личность и права граждан, как общественно-опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом, не подвергалось самостоятельному уголовно правовому исследованию, существуют лишь краткие комментарии к уголовному закону и небольшие параграфы в учебниках по уголовному праву.

В литературе не нашли достаточного освещения особенности элементов состава преступления, предусмотренного ст. 239 УК РФ; в частности, вопросы, связанные с определением таких признаков его объективной стороны, как: насилие, причинение вреда здоровью в плане уяснения его объема, побуждение к совершению противоправных деяний и их пропаганда, участие в деятельности религиозного или общественного объединения, посягающего на личность и права граждан.

Недостаточная изученность и разработанность теоретических и практических проблем уголовной ответственности за действия по созданию и руководству деятельностью религиозного или общественного объединения, посягающего на личность и права граждан или участию в нем, необходимость дальнейшего совершенствования соответствующего законодательства, а также практики его применения предопределили выбор темы диссертационного исследования.

Рассмотрению нетрадиционной для России религиозности посвящены работы психиатров Ф.В. Кондратьева, Ю.И. Полищука, установивших возможность существования причинно-следственной связи между деятельностью тоталитарных сект (Аум Синреке, Белое Братство) и возникновением психических расстройств у членов подобных объединений. В то же время Ю.С. Савенко считает, что нельзя говорить о наличии корреляционной связи между практиками Аум Синреке и вредом психическому здоровью.

Религиоведческий анализ специфических особенностей деятельности «Движения Объединения» содержится в исследованиях Т.Н. Кузнецовой.

Общественная опасность деятельности тоталитарных сект на территории России неоднократно отмечалась в работах представителей православной церкви А. Дворкина, А. Кураєва; юристов С.А. Лукьянова, Э.Г. Филимонова, А.И. Хвыля-Олинтер. Вместе с тем до сих пор отсутствует единое хотя бы в рамках одного подхода понятие данного явления. В литературе встречаются самые разные понятия: тоталитарная секта, деструктивный культ, новое религиозное движение и т.д. Значительно различается и содержание терминов, используемых для описания. Отсутствие комплексных криминологических, психолого-правовых исследований по проблеме нетрадиционных религиозных объединений в целом и тоталитарных сект как их разновидности обусловило актуальность настоящей работы.

Незначительное число отечественных работ, непосредственно затрагивающих данную проблему в уголовно-правовом, криминологическом аспекте, обусловило, с одной стороны, обращение к зарубежным источникам, а с другой - выбор мультидисциплинарного подхода для изучения феномена тоталитарного сектантства.

Цель и задачи исследования

Предлагаемая работа имеет своей целью комплексную уголовно-правовую характеристику сущности организации религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан; изучение причин и условий их возникновения.

Указанная цель определила постановку и разрешение следующих основных задач:

- проанализировать совокупность криминологически значимых социальных, психологических факторов, явившихся предпосылками распространения тоталитарных сект на территории России;

- выявить социально-правовые предпосылки установления уголовно-правового запрета на организацию объединения, посягающего на личность и права граждан;

- проанализировать признаки состава преступления, предусмотренного ст. 239 УК РФ;

- установить особенности квалификации при совокупности преступлений; - сформулировать предложения, направленные на совершенствование как практики применения ст. 239 УК РФ, так и законодательной регламентации признаков данного состава преступления;

- разработать понятие «тоталитарная секта» в рамках криминологии, которое позволило бы выделять данное явление из всего спектра религиозных объединений и способствовало бы выявлению пределов правового регулирования указанного явления;

- выявить существенные криминологические характеристики «тоталитарных сект»;

- оценить роль психологического воздействия в механизме генезиса преступного поведения;

- определить пределы и возможности использования специальных познаний в области психологии, при расследовании дел данной категории.

Объект и предмет исследования

Объектом настоящего исследования явились нетрадиционные религиозные объединения; уголовно-правовые и криминологически значимые аспекты их деятельности.

В качестве предмета исследования выступали закономерности возникновения, развития, функционирования нетрадиционных религиозных объединений.

Методология и методика исследования

Методологической основой диссертационного исследования явились основополагающие категории теории познания, общенаучный диалектический метод изучения социальных явлений.

В диссертации реализован системно-структурный подход к изучению преступной организации объединения, посягающего на личность и права граждан. Работа выполнена с использованием следующих методов: формально-юридического, историко-правового, сравнительно-правового, конкретно-социологического (интервью, беседы, опросы); изучения и обобщения материалов доследственных проверок, уголовных дел, экспертиз; монографического изучения личных документов; психологического анализа ситуаций; контент-анализа; герменевтики как метода истолкования текстов. Теоретической основой исследования явились научные положения уголовного права, криминологии, юридической психологии, философии, социологии религии, психологии религии, интерпретированные применительно к теме диссертации.

В своих выводах автор опирался на труды ученых, которые внесли значительный вклад в разработку общетеоретических проблем криминологии: А.И. Алексеева, Ю.М. Антоняна, А.Д. Бойкова, А.И. Долговой, М.И. Еникеева, В.Д. Ермакова, Г.Х. Ефремовой, К.Е. Игошева, И.И. Карпеца, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева, Г.М. Миньковского, А.Я. Сухарева, A.M. Яковлева.

Неотъемлемой составной частью теоретической базы исследования явились труды в области теории уголовного права таких авторов, как: Р.А. Базаров, Я.М. Брайнин, Б.С. Волков, Л.Д. Гаухман, В.К. Глистин, В.П. Дагель, П.А. Дубовец, Б.В. Здравомыслов, Е.К. Каиржанов, М.П. Карпушин, Г.Н. Киреев, Н.И. Коржанский, В.И. Курляндский, Р.А. Левертова, А.В. Наумов, Б.С. Никифоров, А.А. Пионтковский, А.И. Рарог, Н.В. Стерехов, В.И. Ткаченко, А.Н. Трайнин, Б.С. Утевский, П.А. Фефелов, И.Г. Филановский, Е.А. Фролов; 

- теории психологии, юридической и социальной психологии (Г.М. Андреева, Т.А. Бажан, В.А. Бакеев, Б.С. Братусь, В.А. Иванников, М.М. Коченов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, К.К. Платонов, А.Р. Ратинов, С.Л. Рубинштейн, Т.В. Сахнова, Ф.С. Сафуанов, О.Д. Ситковская, O.K. Тихомиров, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин и др.);

- религиоведения и социологии религии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, В.И. Гараджа, В.В. Клочков, Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков и др.)

Труды по политологии, истории, философии, социальной психологии, психологии религии, уголовному процессу явились составной частью основы настоящего исследования.

Нормативную базу настоящей работы составили Конституция РФ, конституционное, гражданское, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство РФ. Эмпирическую базу диссертационного исследования составили данные, полученные в результате анализа и обобщения материалов уголовных дел (7) и доследственных проверок, проводившихся в 1996-1999 гг. на территории РФ (20).

По специально разработанному классификатору проводилось изучение источников, распространяемых, издаваемых, читаемых членами религиозных объединений (130).

Анализировались экспертные заключения, содержащиеся в материалах уголовных дел, возбужденных по ст. 239 УК РФ (9).

Изучались и интерпретировались материалы дневников адептов религиозных объединений (20).

Комплексность применения методов исследования, сравнимость его результатов и эмпирическая база исследования обеспечивают достаточную достоверность выводов и предложений автора.

Научная новизна исследования

В диссертационном исследовании впервые системно, с учетом изменений в законодательстве, достижений теории уголовного права, юридической психологии проанализированы такие элементы состава преступления, предусмотренного ст. 239 УК РФ, как: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Автором предложено уточненное понимание таких признаков рассматриваемого состава, как: психическое насилие, психическое здоровье, участие, пропаганда.

Высказаны рекомендации по квалификации преступлений по ст. 239 УК РФ; по совокупности организации объединения, посягающего на личность и права граждан и иных преступлений;

- выделены обстоятельства, которые необходимо учитывать при индивидуализации наказания; показано уголовно-правовое значение использования специальных познаний в области психологии по делам данной категории;

- сформулированы предложения по совершенствованию уголовного законодательства и иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере реализации гражданами своего права на свободу совести и вероисповедания.

В рамках настоящего исследования предложен системный психолого-правовой, криминологический подход к проблеме тоталитарного сектантства, а также разработано понятие «тоталитарная секта»; показана взаимосвязь между религиозной идеей, формой ее организации, внутригрупповыми процессами и поведением адептов, которая является весьма значимой для понимания, криминологичексих, психолого-правовых особенностей деятельности как тоталитарных сект в целом, так и каждого их члена.

В научный оборот вводится система данных о психическом насилии, пропаганде, особенностях деятельности тоталитарных сект, накопленных в англо- и франкоязычной литературе.

Основные положения, выносимые на зашиту

1. Отличительной чертой организации объединения, посягающего на личность и права граждан, как уголовно-наказуемого деяния, помимо иных признаков является психическое насилие. Диссертант, исходя из характеристики психического насилия, как деяния, заключающегося в воздействии на личность помимо или против ее воли, выделяет его основные способы применительно к данному составу преступления: использование техник градуированного психологического воздействия; специальных лексических, грамматических, стилистических и логических средств подачи материала (угрозы, особая компоновка тем); приемов психологического воздействия.

2. Под «иным вредом здоровью» в контексте ст. 239 УК РФ следует понимать причинение вреда не только физическому, но и психическому здоровью. Диссертант предлагает отказаться от традиционной трактовки психического здоровья как отсутствия болезненных расстройств и, учитывая достижения современной психиатрии, рассматривать психическое здоровье как образование, состоящее из нескольких уровней: личностного здоровья, индивидуально-психологического здоровья, психофизиологического здоровья, и оценивать нарушения хотя бы на одном уровне как причинение вреда психическому здоровью.

И

3. В диспозиции ст. 239 УК РФ характер насилия не определен, поэтому необходимо говорить как о психическом, так и о физическом насилии. В рассматриваемой уголовно-правовой норме насилие фактически приравнено к иному вреду здоровью, в то время как на самом деле оно может не повлечь таких последствий. Кроме того, указанные признаки «перекрывают» друг друга, что затрудняет правильную квалификацию содеянного. В целях повышения эффективности правоприменения целесообразно исключить из диспозиции ст. 239 УК РФ «иной вред здоровью», оставив насилие, которое будет охватывать только насилие, не повлекшее причинения вреда здоровью. В случае причинения вреда совокупности преступлений, причиняющих конкретный вред здоровью.

4. Привлекать к ответственности по ч. 2 ст. 239 УК РФ следует только тех лиц, которые принимали непосредственное участие в совершении деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 239 УК РФ (применении насилия, причинении вреда здоровью граждан или в побуждении последних к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершению иных противоправных деяний). Лица, не совершавшие перечисленных деяний, не должны привлекаться к уголовной ответственности на основании только лишь одной принадлежности к религиозному объединению, посягающему на личность и права граждан. Учитывая изложенное, в диспозиции ч. 2 ст. 239 УК РФ признак «участие в деятельности» необходимо заменить указанием на участие в совершении деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 239 УК РФ, что позволит в процессе осуществления уголовного преследования обеспечить соблюдение прав личности.

5. Проведенное исследование позволило выработать следующие рекомендации, способствующие единообразному применению уголовного закона. Сравнительно-системный анализ ст. 239 УК РФ, диспозиций и санкций уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за преступления, посягающие на здоровье граждан, позволил прийти к выводу, что по ч. 1 ст. 239 УК РФ следует квалифицировать только причинение легкого вреда здоровью. Тяжкий и средней тяжести вред здоровью выходит за рамки данного состава преступления и требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ, ст. 112 УК РФ соответственно. Если причинение тяжкого вреда повлекло по неосторожности смерть потерпевшего, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 239 УК РФ и ч. 4 ст. 111 УК РФ.

6. Психологическое воздействие является характерной чертой деятельности тоталитарных сект; степень его значительно варьируется от побуждения до психического насилия. Учет этого обстоятельства чрезвычайно важен для правильного решения вопросов об индивидуализации ответственности и при назначении наказания, поскольку психологическое воздействие направлено на формирование у лица такого психического состояния, при котором оно либо вообще теряет способность к осознанно-волевому поведению (юридический критерий невменяемости), либо значительно ограничивается избирательность поведения (п. «е» ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 40 УК РФ).

7. Социальными предпосылками появления и распространения тоталитарных сект на территории России явились: системный кризис, охвативший российское общество и принявший хронический характер; присущие религии функции социальной интеграции и стабильности; сакрализации духовных ценностей; снижение доверия к традиционным религиозным институтам, особенно к тем концепциям сверхъестественного, которые они предлагают; пассивность традиционных религиозных институтов; либерализация общественной жизни и изменение российского законодательства.

8. Психологическими предпосылками появления и распространения тоталитарных сект в России следует считать: наличие актуализированной религиозной потребности как формы удовлетворения самых разнообразных стремлений: к безопасности, порядку, сопричастности, принадлежности, обретению идентичности и т.д.; специфический характер социально-психологических функций религии; совпадение психологического содержания доктрин тоталитарных сект с психологическим состоянием широких слоев населения и отдельного индивида; социально 13

психологическая дезадаптация индивида; определенный тип адаптации индивида к условиям социальной среды; авторитарный синдром личности. Выделенная совокупность причин и факторов сохраняет свое значение и на сегодняшний день, что позволяет прогнозировать дальнейшее развитие нетрадиционной религиозности в России и, как следствие - увеличение числа преступлений с ней связанных.

9. В научный оборот вводится понятие тоталитарной секты как закрытой религиозной группы, деятельность членов которой полностью подчинена реализации исключительно самоценной идеи. Криминогенность тоталитарных сект связана с такими факторами, как: закрытость группы от внешнего мира, полная подчиненность ее деятельности реализации воли лидера (основателя, руководителя), которая находит отражение в религиозной доктрине. Содержание религиозной доктрины, особенности групповой структуры оказывают значительное влияние на генезис преступного поведения адептов тоталитарных сект. Осуществление уголовного преследования, реализация мероприятий по предупреждению преступлений, совершаемых членами тоталитарных сект, реабилитации последних невозможно без учета контекста той религиозной доктрины, реализации которой они полностью подчиняют свою жизнь; специфики групповых норм, ценностей; личности лидера.

Теоретическое значение диссертационного исследования определяется отмеченной выше новизной полученных результатов. В диссертации предложено систематическое толкование ст. 239 УК РФ с использованием данных, накопленных в смежных отраслях знания. Результаты работы расширяют и дополняют имеющиеся в теории уголовного права, юридической психологии, представления о психическом насилии, психическом здоровье; уточняют и конкретизируют ряд положений криминологии, касающихся противоправного поведения адептов тоталитарных сект. 

Результаты диссертационного исследования вносят ряд новых положений в теорию судебно-психологической экспертизы, обосновывают возможности расширения ее компетенции с учетом особенностей диспозиции ст. 239 УК РФ.

Практическое значение диссертационного исследования заключаются в том, что основные положения, выводы и предложения диссертации могут быть использованы:

в законотворческой деятельности по совершенствованию действующего уголовного законодательства, при подготовке иных нормативных актов;

- в деятельности правоохранительных органов при расследовании преступлений, совершаемых религиозными объединениями;

- в организации специального учебного курса по актуальным проблемам криминологии, при подготовке социальных работников, школьных психологов, чтении лекций работникам правоохранительных органов;

- в деятельности правоохранительных органов, образовательных учреждений, специальных реабилитационных центров для профилактики социальных явлений, способствующих развитию нетрадиционной религиозности.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации изложены в научных публикациях, обсуждены на международной научно-практической конференции «Человек и общество: тенденции социальных изменений» (сентябрь 1997 г., Санкт-Петербург); международном научном конгрессе «Социология юных» (ноябрь 1997 г., Москва); всероссийской конференции «Актуальные проблемы сферы психологии и права» (май 1998 г., Калуга); конференции «Религиозные объединения и государство: перспективы взаимодействия» (февраль 1999 г., Москва). 

Социально-правовая обусловленность установления уголовной ответственности за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан

Конституция РФ провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и указала на то, что их признание и защита являются обязанностью государства (ст. 2).

Состав преступления, содержащийся в ст. 239 УК РФ, предусматривает ответственность за создание религиозного или общественного объединения, посягающего на личность и права граждан. Поскольку деятельность религиозных, а в некоторых случаях и общественных, объединений напрямую связана с реализацией свободы совести, то представляется необходимым разобраться в содержании этого понятия.

Свобода совести - категория, предполагающая системный подход. Свобода совести в этическом плане рассматривается как «право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей»3, в более узком смысле свобода совести определяется как «право каждого человека самостоятельно решать вопрос о том, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или отказываться от них»4.

Содержание понятия свободы совести менялось на протяжении человеческой истории. Как было отмечено В.В. Клочковым, понятие свободы совести актуализируется в определенных исторических условиях в непосредственной связи с религией. Так, например, христиане выступали под лозунгом свободы совести, которую понимали как свободу выбирать божество, только до тех пор пока христианство не стало государственной религией. После превращения христианства в государственную религию христиане изменили свое отношение к другим религиозным культам, добиваясь при помощи государства абсолютного господства над «душами» подданных империи, что повлекло к законодательному закреплению отрицания принципа веротерпимости5

В XVII веке Дж. Локк, рассматривал свободу совести, с одной стороны, как возможность самостоятельно, не боясь преследования со стороны господствующей церкви, определять свою принадлежность к тому или иному религиозному сообществу, а с другой - невмешательство церкви в гражданские дела6.

Позднее (XVIII - XIX вв.) в Европе сформировалось следующее понимание содержания свободы совести. К элементам данной свободы стали относить: допущение в государстве различных вероисповеданий и предоставление равных прав разным конфессиям; право граждан исповедовать любую религию, вступать в религиозные сообщества, выходить из них и переходить в другие; возможность пользоваться всеми гражданскими и политическими правами независимо от вероисповедальной принадлежности; свобода учреждать религиозные общества, коллективно отправлять церемонии культа7.

Необходимо отметить, что в литературе и в правовых актах два таких понятия, как: свобода совести и вероисповедания, очень часто смешиваются и не разделяются. Так, например, А.С. Ловинюков в работе «Административно-правовая охрана свободы совести» раскрывает содержание свободы совести через совокупность следующих прав: право исповедовать религию, право совершать религиозные обряды, право менять религию, право не исповедовать никакой религии, право на пропаганду религии, право вести атеистическую пропаганду, право на благотворительную деятельность, право на религиозное образование, равенство перед законом всех граждан независимо от отношения к религии.

Ф.М. Рудинский рассматривает понятие «свободы совести» через совокупность таких прав и свобод, как: право гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свобода отправления религиозных культов, свобода антирелигиозной пропаганды (право высказывать свои антирелигиозные чувства и распространять их в любой форме и любым способом). Выделяет следующие гарантии свободы совести в СССР: отделение церкви от государства, материальные гарантии, отделение школы от церкви9.

Позднее Ф.М. Рудинский, М.А. Шапиро отметили, что свобода совести, согласно ст. 18 Всеобщей декларации прав человека10, состоит из трех основных элементов: свободы мысли, свободы совести и свободы религии, где под свободой мысли понимается отсутствие государственной идеологии, навязываемой гражданину в качестве его юридической обязанности; под свободой совести - возможность беспрепятственного выбора мировоззрения в сфере духовной жизни, выражения религиозных и атеистических взглядов; под свободой религии - возможность совершения религиозных обрядов, богослужений, свободу церкви.

Объект и объективная сторона организации объединения, посягающего на личность и права граждан

Исследование показало, что применение ст. 239 УК РФ сопряжено с целым рядом сложностей, которые условно можно разделить на две большие группы: а) проблемы, связанные с уяснением содержания состава преступления и, как следствие, с установлением предмета доказывания; б) трудности в определении характера необходимых специальных познаний по делам данной категории. Как известно, уяснение состава преступления предполагает определение его конструкции, установление конкретных характеристик каждого признака, уяснение содержания отдельного признака28. Ст. 239 УК РФ предусматривает ответственность за создание, руководство и участие в деятельности религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей и совершения иных противоправных деяний; а также за пропаганду выше указанных деяний. Данная статья призвана обеспечить защиту прав и свобод граждан от преступлений при реализации конституционного права на свободу совести и вероисповедания, (ст. 28 Конституции РФ). Согласно ст. 8. УК РФ, основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим кодексом. В теории уголовного права состав преступления рассматривают как «совокупность признаков общественно опасного деяния, определяющих его, согласно уголовному закону, как преступное и уголовно наказуемое»29. При теоретическом анализе признаки состава преступления группируются по элементам состава. Всего в составе преступления выделяется четыре элемента: объект преступления, объективная сторона преступления, субъект преступления, субъективная сторона преступления. Объект преступления Объект преступления - одна из важных проблем теории уголовного права, разработке которой посвящено значительное число исследований. В теории уголовного права сформировалось две основные точки зрения на объект преступления. Ряд исследователей понимают под объектом преступления «охраняемые уголовным правом, общественные отношения, поддерживаемые государством, наиболее важные, типичные, т.е. представленные в обобщенном выражении, являющиеся социальной категорией, на которую, посягает преступление, в конечном счете, причинение вреда которым состоит в их нарушении»30. Эта позиция нашла отражение и в учебной литературе. Другая точка зрения была высказана в работах Б.С. Никифорова, Я.М. Брайнина, А.В. Наумова, Е.А. Фролова, Е.К. Каиржанова, Н.И. Коржанского. Данные авторы рассматривают объект преступления как «блага (интересы), на которые посягает преступное деяние и которые охраняются уголовным законом»31. В настоящем диссертационном исследовании мы будем придерживаться второй точки зрения. В литературе объекты преступления классифицируют по вертикали и по горизонтали. Под родовым (специальным) объектом преступления понимается «группа однородных благ и интересов, на которые посягает однородная группа преступлений»32. В основе деления Особенной части УК а разделы лежит именно родовой объект. Ст. 239 УК РФ включена законодателем в раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Таким образом, родовым объектом преступления, предусмотренного ст. 239 УК РФ, является общественная безопасность и общественный порядок. Е.А. Фролов в работе «Спорные вопросы учения об объекте преступления» высказал мнение о необходимости выделения внутри родового объекта, так называемого видового. Под видовым объектом понимается менее широкий круг охраняемых уголовным законом однородных благ и интересов33. В том случае, если раздел Особенной части УК подразделяется на главы, то в основу этого деления ложится видовой объект. Таким образом, видовым объектом преступления, предусмотренного ст. 239 УК РФ, является здоровье населения. В теории уголовного права велась активная дискуссия, посвященная понятию непосредственного объекта. Ряд авторов (В.К. Глистин, А.И. Рарог) рассматривает непосредственный объект как «общественное отношение с имманентными ему элементами»34. Б.С. Никифоров полагает, что непосредственным объектом являются «охраняемые уголовным законом условия нормального функционирования социального установления»35. Н.И. Коржанский рассматривал непосредственный объект как некоторую возможность определенного участника общественной жизни, реализация которой соответствует интересам общества.

Совокупность организации объединения, посягающего на личность и права граждан с другими преступлениями

Известно, что совокупность преступлений имеет место в тех случаях, когда все содеянное охватывается не менее чем двумя различными нормами УК РФ . В.Н. Кудрявцев отмечал, что совокупность преступлений возникает там и тогда, когда ни одна из норм Особенной части не охватывает содеянного. Также при совокупности содеянное посягает на объекты, охраняемые различными нормами УК140. Законодатель закрепил понятие совокупности в ст. 17 УК РФ. В практике встречается много случаев совокупности организации объединения, посягающего на личность и права граждан, с другими преступлениями (так, например, с преступлениями против жизни и здоровья). В предыдущей части работы, рассматривая элементы состава преступления, мы выделили те общественные блага и интересы, которые защищаются ст. 239 УК РФ, и отметили, что в качестве одного из непосредственных дополнительных объектов выступает здоровье населения. Возникает вопрос: какие преступления против здоровья требуют квалификации по совокупности преступлений, а какие охватываются диспозицией ч. 1. ст. 239 УК РФ? Для квалификации организации объединения, посягающего на личность и права граждан, по совокупности с другими преступлениями необходимо наличие причинно-следственной связи между доктриной религиозного объединения, его нормами, принятой практикой и поведением адепта. То обстоятельство, что человек является верующим, принадлежит к тому или иному религиозному объединению, не может являться основанием для квалификации содеянного по совокупности. Значимым для правильной квалификации является то, что адепт поступает так не в силу своего вольного толкования норм, идей данного религиозного объединения, а потому, что такое поведение является требуемым, обязательным, органично вытекающим из практики религиозной доктрины. Как уже отмечалось, ст. 239 УК РФ предусматривает ответственность за организацию, руководство и участие в деятельности религиозного объединения, если она сопряжена с причинением вреда здоровью граждан. Полагаем, что диспозицией ст. 239 УК РФ охватывается причинение только легкого вреда здоровью. Это означает, что причинение указанного вреда здоровью, находящееся в прямой причинно-следственной связи с деятельностью религиозного объединения, не требует дополнительной квалификации по ст. 115 УК РФ. Анализ дневников адептов и материалов уголовных дел показал, что побои, лишение пищи, причинение психических страданий путем оскорблений, унижения человеческого достоинства являются составной частью практики некоторых религиозных объединений (Ревнители Истинного Благочестия, Церковь Объединения141). Полагаем, что указание в диспозиции ст. 239 УК на насилие (психическое или физическое) включает признаки объективной стороны ст.ст.116, 117 УК РФ. Таким образом, в том случае, если побои, иные насильственные действия причинили физическую боль, но не повлекли последствий, указанных в ст. 115 (Умышленное причинение вреда здоровью), то квалификации по совокупности ст. 116 (Побои) и ст. 239 УК РФ не требуется. Аналогично решается вопрос о квалификации причинения физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, предусмотренных ст. 111 и 112 УК РФ по совокупности с организацией объединения, посягающего на личность и права граждан. Однако анализ материалов уголовных дел, доследственных проверок показал, что в результате реализации религиозной доктрины может причиняться тяжкий и средней тяжести вред здоровью. Так, члены «Церкви-общины Христиан Веры Евангельской» избивали детей розгами, шнурами от чайников, что повлекло последствия, предусмотренные ст. 111 УК РФ, которые были зафиксированы в актах судебно-медицинских экспертиз. Например, в акте судебно-медицинской экспертизы в отношении А., девочки 9 лет, указано, что систематические избиения привели к таким повреждениям половых органов, которые впоследствии могут привести к потере производительной функции. Такой вред расценивается как неопасный для жизни, но тяжкий по последствиям142. Проявление такой жестокости находилось в соответствии в религиозной доктриной данной группы (религиозное объединение) не было зарегистрировано. Так, детей избивали, начиная с двухлетнего возраста за такие грехи, как общение мальчиков с девочками, громкие возгласы. Другая распространенная в практике ситуация, влекущая за собой причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, - это отказ от медицинской помощи в связи с религиозными убеждениями, под давлением членов религиозного объединения.

Понятие тоталитарной секты

Прежде чем говорить о некоторых проблемах криминологии тоталитарного сектантства, думается, необходимо ответить на вопрос: «Почему проблему тоталитарного сектантства вообще можно рассматривать в рамках криминологии? И каков круг проблем, которые могут быть затронуты в рамках криминологии?»

В наших рассуждениях мы исходим из положения, что тоталитарные секты представляют собой совершенно самостоятельный тип организации религиозной идеи и есть «действительно нечто отличное от церкви и церквей» . Фактически распространение тоталитарных сект является своего рода социальным отклонением в духовной сфере, поскольку ему присущи все признаки социальных отклонений, выделенные В.Н. Кудрявцевым178. А именно: определенная массовость - около 6 млн. человек посещает подобные религиозные объединения; устойчивость - на территории РФ продолжают возникать все новые нетрадиционные религиозные объединения, открываться миссии уже существующих.

Появление и деятельность тоталитарных сект в России породили целый комплекс проблем, которые могут и должны быть рассмотрены в рамках криминологии, поскольку органично входят в предмет этой науки.

Прежде всего, это изучение преступности, сопряженной с деятельностью тоталитарных сект.

Деятельность тоталитарных сект зачастую сопровождается различного рода злоупотреблениями при реализации свободы совести, о чем подробно говорилось в предыдущих частях работы.

Тоталитарное сектантство как явление наносит ущерб обществу, государству, правам и свободам человека, что обусловливает его общественную опасность.

Особая общественная опасность тоталитарных сект связана с тем обстоятельством, что члены таких религиозных объединений реализуя, свое право на свободу совести и вероисповедания, применяют насилие, причиняют вред здоровью граждан, т.е. очень часто совершают преступления.

Другой комплекс проблем, которые подлежат исследованию в рамках криминологии - это особенности мотивации и механизма преступного поведения членов тоталитарных сект. Этот аспект проблемы уже затрагивался в литературе в работах Г.П. Лупарева, В.В. Клочкова179. Личность адепта тоталитарной секты как субъекта правоотношений также 177 Трельч Э. Церковь и секта // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 233. 178 Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения. М, 1989. С. 95. 179 Лупарев Г.П. Правосознание верующих и его особенности. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. юрид. наук. Алма-Ата, 1979. С. 49-51; Клочков В.В. Религия, г сударство, право. М., 1978. С. 99. . . представляет интерес для криминологии. Тоталитарная секта как особая криминальная группа - еще один аспект проблемы, который подлежит обсуждению в рамках криминологии.

Нетрадиционная религиозность растет более быстрыми темпами, чем возрождается традиционная. Данная тенденция была отмечена Д.Е. Фурманом, К. Каариайнен Причины и условия распространения тоталитарных сект, как явления, обладающего значительной потенциальной криминогенностью, также должны быть рассмотрены под углом криминологии.

Широкий пласт проблем представляет собой виктимология тоталитарного сектантства, поскольку в результате деятельности тоталитарных сект жертвой является как член данного объединения, так и его семья, близкие родственники. Отличительной чертой тоталитарных сект является то обстоятельство, что индивид зачастую одновременно является и жертвой и преступником.

В рамках криминологии могут быть рассмотрены вопросы, касающиеся специфических черт личности потенциального адепта, охарактеризовано его ближайшее окружение.

Виктимологическая проблематика тоталитарного сектантства, как представляется, может быть интересна криминологам для разработки эффективных мер по предупреждению виктимизации населения.

Анализ предмета криминологии, специфики феномена тоталитарного сектантства, позволяет сделать вывод о возможности формирования криминологии тоталитарного сектантства как частной научной теории в рамках криминологии.

Похожие диссертации на Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан