Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования Балашова, Юлия Станиславовна

Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования
<
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балашова, Юлия Станиславовна. Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Балашова Юлия Станиславовна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2013.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/500

Содержание к диссертации

Введение

Глава. Психолого-педагогические основы формирования творчества детей старшего дошкольного возраста

1.1. Формирование творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования 14

1.2. Возможности народного искусства бисероплетения как традиции и возрождения совместного семейного досуга 38

1.3. Влияние искусства бисероплетения на интеллектуальное и сенсомоторное развитие детей 53

2 Глава. Опытно-экспериментальная работа по формированию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения народному искусству бисероплетения

2.1. Исследование у детей уровня развития знаний о народном декоративно прикладном искусстве, сформированности творчества и ручной умелости 72

2.2. Содержание, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творчества детей старшего дошкольного возраста 82

Заключение 132

Список литературы 134

Введение к работе

Актуальность проблемы и темы исследования. На современном этапе уровень научного интереса к процессу формирования творческой личности возрастает. Творчество – одно из содержательных форм психической активности детей, которую ученые рассматривают как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, и как необходимый резерв для активного взаимоотношения с действительностью. Именно в дошкольный период у ребенка закладываются основы формирования личности, и осуществляется вовлечение его на данном этапе жизни в активную творческо-развивающую деятельность, что способствует развитию основных психологических процессов, сущностью которых является процесс взросления. В многочисленных исследованиях подчеркивается важность художественно-творческой деятельности, способствующей развитию ручной умелости, регуляции движения и микродвижения кистей рук, что является одним из показателей готовности ребенка к школе, а также уровня интеллектуального и сенсорного развития.

Исследования Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.П. Сакулиной и др. убедительно доказывает, что одними из факторов для развития высших психических функций у детей являются: усвоение сенсорных эталонов (системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственной ориентировки и т.д.), а также развитие мелкой (или ручной) моторики. Исследования Т.С. Комаровой, направленные на определение содержания ручной умелости применительно к дошкольникам, выявление возможности и способов ее формирования, показали, что компонентами этой умелости являются технические навыки и умения. Точность движений достигается путем упражнения и развития мелкой моторики рук, формирования зрительно-моторных координаций. Овладевая компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу движений, что положительно сказывается на формировании творчества у детей. Недостаточное сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте может привести к замедленному темпу формирования психических процессов, а в дальнейшем – к затруднениям в освоении учебной деятельности в школе.

Продуктивная деятельность, являясь одним из эффективных средств эстетического воспитания, несет в себе огромный потенциал для формирования художественно-творческих способностей детей, сенсомоторного развития, помогает ребенку познать духовный и материальный мир. Современное дошкольное образование должно быть ориентировано на создание благоприятных условий для развития творческой личности, что требует совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования.

Анализ современного состояния теории и практики эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и в системе дополнительного образования в общеобразовательных учебных заведениях показал, что приоритеты в детской продуктивной деятельности отданы таким видам, как рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Несколько меньше обращено внимания на декоративно-прикладные виды деятельности: вышивку, макраме, художественную керамику. И совсем редко используется один из древних декоративно-прикладных видов народного искусства – бисероплетение. На Руси им занимались не только взрослые, но и дети. Этот вид искусства был семейным промыслом и возможностью совместного времяпровождения (особенно в долгие зимние вечера), но постепенно, к концу XIX в., этот промысел стал угасать. В последние десятилетия XX и начало XXI вв. в обществе наблюдается рост интереса к народному искусству бисероплетения, но, к сожалению, имеющиеся исследования и практические наработки в этом виде деятельности чаще связывают с детьми школьного возраста. Ограниченность материалов по психолого-педагогическому анализу этой художественно-творческой деятельности не позволяет дать развернутого представления о ее значении в формировании личности дошкольника. Между тем бисероплетение выступает как объект умственной, трудовой деятельности детей, развивает сенсорную способность, тонкую моторику рук, способствует формированию понимания красоты творчества и эмоционально-познавательному развитию. Анализ опыта работы дошкольных образовательных учреждений, изучение программ, планов учебно-воспитательной работы, анкетирование педагогов, непосредственно работающих с детьми старшего дошкольного возраста, свидетельствует, что бисероплетение, как часть народной культуры, на занятиях не используется. Вместе с тем родители, воспитатели и дети проявляют интерес к этому виду народного искусства. Педагоги положительно отвечают на вопрос, хотели бы они использовать в своей практике работы искусство бисероплетения и обучить этому детей, но не знают, как это сделать с детьми дошкольного возраста. Обусловлено это отсутствием теоретического обоснования и методического обеспечения процесса ознакомления с искусством бисероплетения и формирования творчества у детей, а также отсутствием развивающей среды (в дошкольных учреждениях недостаточно организованы творческие мастерские, уголки рукотворного мира, музеи истории предметов). Это затрудняет организацию процесса ознакомления детей с бисероплетением и лишает их возможности овладения способами действий по присвоению опыта творчества доступными для них средствами.

Таким образом, возникает ряд противоречий, а именно:

искусство бисероплетения, которое издревле считается доступным не только взрослым, но и детям, не используется в практической деятельности с детьми дошкольного возраста;

несмотря на то, что общеизвестна ценность данного вида искусства, влияющего на формирование личности ребенка и его творчества, оно малодоступно из-за отсутствия научно обоснованной педагогической технологии для работы с детьми старшего дошкольного возраста;

искусство бисероплетения, являясь семейной народной традицией, которая нацелена на сближение поколений, на сотворчество, на проведение совместной досуговой деятельности не применяется в дошкольных организациях как форма работы по взаимодействию с семьей, как средство организации коллективной творческой деятельности.

Выявленные противоречия обозначили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия овладения детьми искусством бисероплетения. Актуальность проблемы обучения народному искусству бисероплетения, его значимость и влияние на развитие детей определили причину выбора направления нашего исследования и обусловили тему: «Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования».

Цель исследования – научное обоснование и практическая разработка содержания, форм и методов, способствующих формированию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования и проверка их в ходе экспериментальной работы.

Объект исследования – процесс формирования художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования – обучение искусству бисероплетения как психолого-педагогическое условие формирования художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование художественного творчества и развитие ручной умелости детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения народному искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования будет осуществляться более эффективно, если:

организовано целенаправленное вовлечение детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческую деятельность, основанную на приобщении детей к народному искусству бисероплетения, включающую расширение кругозора, обогащение эмоционально-чувственного опыта, развитие сенсомоторной сферы и позитивного отношения к искусству через многообразные формы и методы, используемые в традиционной педагогике;

созданы оптимальные психолого-педагогические условия (творческо-развивающая среда; педагогическое сопровождение семьи и организация совместной досуговой деятельности взрослых и детей), учитывающие возрастные и индивидуальные возможности детей 5–7 лет;

применяется система усложняющихся творческих заданий (в рамках разработанной автором технологии) в учебно-воспитательном процессе с осуществлением контроля уровня развития ручной умелости и художественного творчества;

организовано образовательное взаимодействие родителей и детей направленное на возрождение народной традиции организации совместного семейного досуга.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. Проанализировать философские и психолого-педагогические основы формирования творческой деятельности и сенсомоторного развития детей.

  2. Определить и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование художественного творчества и сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения с искусством бисероплетения.

  3. Выявить социально-педагогические возможности искусства бисероплетения как традиционного проведения совместного семейного досуга.

  4. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить образовательно-воспитательную технологию, направленную на формирование художественного творчества и ручной умелости детей в условиях дополнительного образования.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- труды по философии и психологии творчества (Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, А.Т. Шумилин и др.);

- исследования по теории народного искусства и его влияния на формирование личности человека, по методике и практике эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей (Н.С. Александрова, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, М.А. Некрасова, Н.П. Сакулина, О.А. Соломенникова, А.П. Усова, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая, Т.Я. Шпикалова и др.).

- психолого-педагогические исследования по проблеме сенсомоторного развития (Б.Г. Ананьев, М.М. Безруких, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина и др.).

- исследования по теории и методике дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, В.П. Голованов, М.Б. Зацепина, З.А. Каргина, О.Е. Лебедев, Ю.А. Стрельцов, А.П. Шаповалова и др.).

Методы исследования:

теоретические – изучение и анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, культурологической, научно-методической литературы по проблеме исследования; синтез, классификация, систематизация идей исследования;

эмпирические – наблюдение, изучение и анализ творческой деятельности детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях; обобщение педагогического опыта;

социологические – беседы с родителями, педагогами, анкетирование, опрос, наблюдение;

педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);

статистические – статистическая обработка результатов исследования.

База исследования. Эксперимент осуществлялся в дошкольном образовательном учреждении № 9 г. Дзержинский Московской области, в ГОУ Детский сад компенсирующего вида № 1504 и ЦРДОУ № 1768 г. Москвы. В исследовании приняли участие 108 детей 5–7 лет и 89 родителей.

Исследование проводилось с 2008 г. по 2012 г. в несколько этапов.

На первом этапе (2008–2009 гг.), проблемно-аналитическом, осуществлялось изучение философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее теоретический анализ и обобщение; отбирался и систематизировался материал по народному искусству бисероплетения, выявлялись исходные методологические положения для постановки и формулирования проблемы исследования, объекта, предмета, цели и задач, а также рабочей гипотезы.

На втором этапе (2009–2010 гг.), поисковом, осуществлялось моделирование процесса формирования творчества детей старшего дошкольного возраста средствами искусства бисероплетения в условиях дополнительного образования; разрабатывалось содержание образовательно-воспитательной технологии по развитию ручной умелости и формированию художественного творчества детей; определялась концепция исследования, ее опытно-экспериментальная проверка.

На третьем этапе (2010–2012 гг.), проводилась опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя проведение педагогического обследования детей (констатирующий этап), формирующего и контрольного этапов эксперимента. Их цель заключалась в апробации и оценке эффективности разработанных педагогических условий, направленных на формирование художественного творчества и развитие ручной умелости детей в процессе обучения народному искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования. Проводился анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Формулировались общие выводы по итогам экспериментального исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. Уточнены и дополнены научные положения о роли художественного творчества и ручной умелости детей старшего дошкольного возраста.

  2. Определены основные психолого-педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства бисероплетения в формировании творчества и сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.

  3. Определены и экспериментально подтверждены психолого-педагогические условия (создание творческой развивающей среды; организация педагогического взаимодействия детей и взрослых; наличие в образовательном процессе наглядных обучающих пособий; педагогическое сопровождение семьи направленное на проведение совместной досуговой деятельности взрослых и детей), способствующие активизации и эффективному формированию творчества детей старшего дошкольного возраста.

  4. Разработана и экспериментально проверена образовательно-воспитательная технология, направленная на развитие творчества детей средствами искусства бисероплетения в условиях дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

внесен вклад в теорию художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, заключающийся в обосновании значения народного искусства бисероплетения как одного из эффективных средств формирования сенсорного и творческого развития детей 5–7 лет в условиях дополнительного образования;

теоретически обосновано использование народного искусства бисероплетения как целенаправленного процесса развития художественно-творческой деятельности ребенка, выявлено и доказано, что занятия бисероплетением расширяют кругозор, обогащают эмоционально-чувственный опыт, способствуют развитию сенсомоторной сферы и позитивного отношения к искусству;

теоретически обоснованы оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию творчества и культуры дошкольника, учитывающие возрастные и индивидуальные возможности детей 5–7 лет.

Практическая значимость исследования:

разработана и научно обоснована образовательно-воспитательная технология обучения на основе народного искусства бисероплетения, направленная на формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста, основ их культуры в условиях дополнительного образования;

представлены научно-методические рекомендации по организационным формам работы, направленные на возрождение семейных народных традиций проведения совместной досуговой деятельности;

разработаны показатели уровней сформированности творчества и ручной умелости, позволяющие педагогам корректировать педагогическую деятельность, направленную на формирование творчества детей старшего дошкольного возраста.

Материалы исследования могут быть использованы педагогами в работе со старшими дошкольниками на занятиях по развитию художественно-творческих способностей, при организации свободного времени детей, а также могут найти применение в дальнейшей разработке решения проблемы развития творчества у детей в системе дополнительного образования, в учреждениях дошкольного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Декоративное прикладное искусство бисероплетения обладает огромным потенциалом в развитии ручной умелости и формировании художественного творчества детей старшего дошкольного возраста. Это, в свою очередь, стимулирует развитие психических процессов, обогащает эмоциональный опыт детей, способствует реализации творческой активности ребенка и тем самым способствует сенсомоторному и интеллектуальному развитию.

  2. Организация дополнительного образования детей в дошкольном образовательном учреждении способствует рациональному использованию досугового времени ребенка, содействует непосредственному общению и взаимодействию детей и взрослых, влияет на возрождение народной традиции проведения совместного семейного досуга.

  3. Процесс развития ручной умелости детей старшего дошкольного возраста и формирования художественного творчества средствами искусства бисероплетения является результативным при использовании комплекса психолого-педагогических условий (организация развивающей творческой среды; педагогическое взаимодействия между взрослыми и детьми; наличие в образовательном процессе наглядных обучающих пособий; педагогическое сопровождение семьи и организация совместной досуговой деятельности взрослых и детей) и использование авторской образовательно-воспитательной технологии (применение методов и приемов обучения ребенка в зависимости от его умений, степени его активности, целенаправленное воздействие педагога на развитие взаимодействия взрослого и ребенка) в условиях дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической базой исследования и теоретическим обоснованием проблемы, использованием взаимодополняющих методов исследования, подтверждающих их соответствие поставленным задачам, результатами математической обработки, сочетанием качественного и количественного анализа материала.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялось в ходе экспериментальной работы в дошкольных учреждениях МДОУ № 9 г. Дзержинского Московской обл., в ГОУ Детский сад компенсирующего вида № 1504 и ЦР ДОУ № 1768 г. Москвы. Изложение основных теоретических положений и выводов диссертации содержится в статьях, опубликованных в сборниках статей и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Возможности народного искусства бисероплетения как традиции и возрождения совместного семейного досуга

Определив исходные положения творчества, перейдем к рассмотрению вопроса о формировании творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Система дополнительного образования детей, сложившаяся на базе внешкольных учреждений, на современном этапе является необходимым компонентом общего образования. На протяжении всех лет реформирования российской системы образования отмечается значительная положительная динамика в организации познавательной досуговой деятельности с использованием программ дополнительного образования. Между тем проблема организации и использования свободного времени и подготовка детей к его разумному проведению становится все более актуальной. Это связано с целым рядом причин: диспропорцией между занятым и свободным временем, усилением отрицательного влияния негативных факторов воспитания, разнообразием интересов и потребностей, не находящих реализации в формальных сферах деятельности. Поэтому одной из важных задач дополнительного образования детей является преодоление противоречия между пониманием детьми своего свободного времени как отдыха и деятельностью учреждения дополнительного образования детей как организационно-педагогической структуры воспитания, имеющей свои педагогические цели. Педагогический процесс в дополнительном образовании детей организуется в условиях особой социальной сферы свободного времени.

К.Н. Вентцель считал, что одним из главных факторов пробуждения и развития творческой индивидуальности служит «благоприятная среда» -маленькое общество, состоящее из детей и воспитателей, построенное на принципах свободного воспитания [38]. В.А. Горский отмечал, что сфера детского образования - это особое пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляется развитие, освоение опыта, формирование творчества и мастерства, где складываются эмоционально-ценностные отношения между детьми и взрослыми, расширяются возможности для жизненного самоопределения детей [54]. Такой сферой можно считать дополнительное образование детей.

Обратимся к основным положениям о сущности и специфике дополнительного образования, которые представлены в исследованиях последних лет. Дополнительное образование в них рассматривается как особо ценный тип образования. В отличие от других типов образования, оно всеохватно по своему содержанию и представляет собой процесс и результат развития личности ребенка в образовательных сферах, опирающихся на психолого-педагогический потенциал свободного времени. Как подчеркивает ассоциация социальных педагогов, «нет ничего в мире живой и неживой природы, социальной действительности общественных отношений, что не могло бы стать содержанием дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Именно поэтому дополнительное образование рассматривается как пространство расширения возможностей развития личности» [61]. Таким образом, можно констатировать, что дополнительное образование в силу всеохватности своего содержания является самым широким путем личности в культуру через творчество.

Организация свободного времени главным образом определяется духовным и экономическим уровнями развития общества и семьи. Чем выше культура человека, тем больше он испытывает потребности в организации своего свободного времени и тем больше у него возможностей направлять его на творческую деятельность. Организация свободного времени в России - это культурная традиция, элемент культурного наследия, который передается из поколения в поколение. В настоящее время перед обществом стоит большая и сложная задача - возрождение традиций в использовании свободного времени детей. Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры. С древнейших времен люди выражали в произведениях свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме; задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь через формирование в ней чувства прекрасного. Народ искал свое собственные методы воспитания, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Сегодня, когда идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времен путей развития и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных ценностей. В отечественной системе организации свободного времени детей еще в 1920-е гг. известный социолог С.Г. Струмилин разработал принятую в своей основе сегодня модель досуга [177]. Это положило начало исследованиям в этой области. В конце 1950-х гг. XX в. досуговая деятельность становится самостоятельным объектом исследования. В последние годы развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоретическое обоснование. Важные положения были выдвинуты в работах В.В. Беловой, А.А. Гордона, О.Е. Лебедева, Т.Г. Киселевой, М.Б. Коваль, Б.Л. Парыгина, А.И. Щетинской и др. о возможности досуга «строить семью, семейную жизнь» [94, ПО, 205].

Теоретические основы и пути формирования личности в сфере досуга глубоко исследованы М.А. Ариарским, Г.М. Бирженюком, А.А. Коновичем, Н.А. Новиковой, Ю.А. Стрельцовым, В.Е. Триодиным, А.Д. Жарковым, Т.Г. Киселевой и др. Анализ психолого-педагогических проблем организации досуга, раскрывающий принципы детерминации развития личности системой общественных отношений, приведен в исследованиях Л.П. Буевой, Г.Л. Тульчинского, В.А. Ядова и др. В работах Л.В. Добринской, Л.С. Жарковой, Э.В. Соколова, В.М. Чижикова и др. раскрыты возможности досуговой деятельности.

На протяжении многих лет в педагогической теории и практике досуговая деятельность многими учеными рассматривалась как просветительская, внешкольная работа - как второстепенная. Новый взгляд на досуговую деятельность как на необходимый элемент образования и развития личности принадлежит В.А. Воловику, М.Б. Зацепиной, Н.Ф. Максютиным, Г.П. Орлову, Э.И. Сокольниковой и другими. В их работах дано научное обоснование досуговой деятельности, выделены ее принципы и содержание, определены направления, выявлены особенности. Перечисленные выше специалисты создали понятийный аппарат и разносторонне раскрыли понятия «свободное время», «досуг», «отдых». Наиболее популярной стала позиция Б.А. Гришина, М.Б. Зацепиной, Э.В. Соколова и др., в которой они рассматривают свободное время и досуг как синонимы.

Влияние искусства бисероплетения на интеллектуальное и сенсомоторное развитие детей

На первом этапе нашего исследования (пробно-поисковом), при выборе и дальнейшей разработке методики изучения формирования творчества детей старшего дошкольного возраста, были рассмотрены традиционные и современные методы исследования творчества, которые можно использовать для изучения творчества детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании уровня развития творчества детей в педагогической практике используются методики О.М. Дьяченко, Т.С. Комаровой, А.В. Запорожца и других ученых. В своей экспериментальной работе, при выборе и дальнейшей разработке методики изучения уровня развития творчества детей дошкольного возраста, мы руководствовались следующим: творчество -это сложный многогранный процесс, который включает в себя многие компоненты и во многом зависит от того, насколько развито восприятие, воображение, моторное развитие. Поэтому методика изучения должна отвечать требованиям надежности, точности, однозначности, а также должна соответствовать особенностям развития детей старшего дошкольного возраста. Для более глубокого и основательного анализа уровня развития творчества детей старшего дошкольного мы использовали педагогическую методику, предложенную авторским коллективом под руководством ТС. Комаровой. Данная методика, на наш взгляд, позволяет: во-первых, оценить уровень знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве, во-вторых, определить уровень развития творчества детей, выраженный в художественной деятельности, в-третьих, выявить уровень сформированности у детей ручной умелости. Для того чтобы получить исходный срез, выявить уровень развития творчества у детей старшего дошкольного возраста, был проведен констатирующий эксперимент. Он проводился на базе дошкольных образовательных учреждений: МДОУ № 9 г. Дзержинский Московской области, в ГОУ Детский сад компенсирующего вида № 1504, ЦРДОУ № 1762 г Москвы. Экспериментом было охвачено 108 детей в возрасте 5-7 лет и 89 родителей. Воспитанники доппсольных образовательных учреждений МДОУ № 9 г. Дзержинский Московской области и ГОУ Детский сад компенсирующего вида № 1504 г. Москвы вошли в экспериментальную группу, а воспитанники ЦРДОУ № 1762 г. Москвы - в контрольную. Эксперимент во всех учреждениях начинался с детьми старшего дошкольного возраста и продолжался с теми же детьми в подготовительной к школе группе.

Разрабатывая методику констатирующего эксперимента, мы определили для себя цель: изучить количественные и качественные показатели проявления творчества у детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий этап педагогического эксперимента включал проведение трех серий творческих заданий, предполагающих решение определенных педагогических задач: 1) выявить уровень знаний о народном декоративно-прикладном искусстве; 2) определить уровень сформированности художественного творчества у детей; 3) выявить уровень сформированности ручной умелости. Первая серия заданий была направлена на выявление знаний о народно-прикладном искусстве. Для более оперативного диагностирования детей мы отобрали следующие критерии сформированности знаний о народном декоративно-прикладном искусстве: - знания о народном декоративно-прикладном искусстве; - знание характерных особенностей народных промыслов. Диагностическое задание проводилось индивидуально. Детям были предложены для рассматривания предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские и филимоновские игрушки, городецкие изделия, хохломские изделия, гжельский фарфор, деревянные матрешки, богородские игрушки. Предметы были оформлены в виде выставки-продажи «Вернисаж». Ребенку предлагалось стать продавцом, а педагог брал на себя роль покупателя. Предлагалось ответить на вопросы: 1) Можете показать филимоновские и дымковские игрушки?; 2) Есть ли у вас гжельская посуда?; 3) Чем отличаются городецкие изделия от хохломских?; 4) А есть ли у вас на выставке матрешки?; 5) Что вы можете рассказать о богородских игрушках! После предъявления игрушек дымковских и филимоновских мастеров предлагалось сравнить их и выявить сходство и различия, выразить свое отношение к ним. Полученные результаты представлены в сводной таблице (см. Приложение №1). Оценка результатов осуществлялась следующим образом.

Высокий уровень (3 балла) - ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, с удовольствием вступает в игру; знает характерные особенности большинства народных промыслов; аргументирует выбор того или иного изделия; знает и в основном правильно называет народные промыслы; может дать эстетическую оценку изделий.

Средний уровень (2 балла) - проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру; иногда путается в названии народных промыслов; не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного народного промысла; в основном аргументирует свой выбор изделий народного декоративно-прикладного искусства; может дать эстетическую оценку изделий.

Уровень ниже среднего (1 балл) - проявляет слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступает в игру; путает и не всегда правильно называет народные промыслы; с трудом выделяет характерные особенности того или иного народного промысла; затрудняется аргументировать свой выбор изделий народного декоративно-прикладного искусства; затрудняется дать эстетическую оценку. Данные об уровне сформированное знаний о народном искусстве у детей старшего дошкольного возраста экспериментальных и контрольной групп представлены в графике (рис. 6).

Исследование у детей уровня развития знаний о народном декоративно прикладном искусстве, сформированности творчества и ручной умелости

Каждый из них представляет определенный интерес и используется для создания разных изделий. Многие технологические приемы сложны для детей старшего дошкольного возраста, поэтому мы применяли не все из них. В своей работе с детьми мы использовали такие технологические приемы, как низание и плетение.

Низание - самый распространенный способ нанизывания (продевания нити сквозь отверстия) бусин, бисера и стекляруса на основу (нитку, леску или проволоку) с иголкой или без нее. В старшем дошкольном возрасте иголку лучше не применять, в связи с повышенной травмоопасностью. Лучше всего использовать нить и лак для ногтей, который наносится на конец нити и высушивается. Благодаря этой процедуре конец нити становится твердым и легко продевается в отверстия бусин или бисера. Существует три вида низания. Низание в одну нить. Снизки - низание бусин 1, 2 и более цветов на один конец нити. Снизки - наиболее простой способ низания бисера в одну нить. В этом случае на нить нанизывались бусины или бисер одного цвета или разноцветные в определенном порядке. Каждую снизку можно использовать как самостоятельное украшение, а можно, используя несколько снизок, получить единое изделие или украшение. Все бусины в изделии могут быть одинакового размера, а могут сочетать некоторое количество бусинок меньшего размера с крупными бусинами, чередуя их по своему усмотрению.

Низание в две нити. Основным видом низания в две нити является низание «в крестик» - густая сетка с крестообразным расположением бисеринок. Низание «в крестик» может выполняться в одну нить и в две нити. Низание в две нити проще для понимания детей. Низание «в крестик» выполняется на нитках, на леске и на проволоке. Это зависит от конкретного изделия. Объяснение этого приема было построено на наблюдении: детям легче выполнять симметричные действия, особенно в начале обучения. Процесс обучения лучше всего вести фронтально. После усвоения детьми данного способа можно переходить к работе по раздаточным карточкам. В карточках могут быть предложены различные варианты цветового решения, взаимного расположения цветов. Степень сложности задания зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Индивидуальные карточки частично помогают решить проблему отстающих детей (пропуск занятий по болезни, неусидчивость, плохо развитое пространственное мышление и другие причины), а также детей, для которых задание оказывается слишком простым.

Параллельное низание на проволоке незаменимо при изготовлении листьев и лепестков. Параллельное низание на леске или меноните позволяет выполнить изделия, имеющие некоторый объём, - двусторонние браслеты, насекомые и другие. Получение объема достигается за счет упругости лески. При подтягивании нити один ряд образует некоторую выпуклость в одну сторону, следующий ряд - в другую сторону. Именно чередование выпуклости рядов и формирует объем.

Плетение - способ изготовления изделий из уже нанизанных на нитку или на проволоку бусинок или бисера. При этом способе процесс изготовления изделия выполняется руками путем переплетения заранее подготовленных снизок. Иголки в плетении не используются. Ткачество на станке в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы не использовали. Это объясняется трудностями по приобретению станков, хранению и размещению станков на столах, а также при работе на станках используются иглы. Довольно трудоемкие для детей старшего дошкольного возраста и техника вышивания бисером, и техника вязания бисером. Поэтому вышивание и вязание с использованием бисера на занятиях мы посчитали изучать нецелесообразным. Вышивание требует очень большого внимания со стороны педагога, а вязание предполагает наличие у детей навыков вязания нитками.

В построении системы обучения работы с бисером нами учитывались психофизиологические особенности детей, где основным являются преобладание чувственного (сенсорного) восприятия мира и стремление познавать мир через игру. Мы понимали, что в этом возрасте формируются представления о труде и его необходимости, воспитывается культура труда и формируется рациональное планирование работы. Поэтому в трудовом процессе мы вводили элементы занимательности и игры, такие как изготовление изделий для кукол или младших детей в семье, изготовление простых игрушек из бисера.

Во время работы с детьми мы учитывали следующие моменты: в силу своих возрастных особенностей дети старшего дошкольного возраста не могут и не должны выполнять упражнения по овладению тем или иным технологическим приемом. В результате для закрепления технологического приема мы подбирали 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия. Так, например, меняя цвет, величину бусин или бисера, детьми достигалась оригинальности изделия. Разный цвет, чередование их формы и величины делали детские работы неповторимыми. Также нами учитывалось, что дети этого возраста стремятся получить готовое изделие сразу, и им сложно ждать несколько дней. Учитывая эту особенность, особое внимание мы уделяли подбору изделий и величине материала, чтобы за 2-3 занятия у всех детей оно было готово. При подборе материала мы опирались и на то, что для детей старшего дошкольного возраста игра является главной движущее силой умственного и психического развития. Поэтому предлагали детям выполнить такие изделия, которые можно использовать в играх. Мы заметили, что в результате этого понимание технологических приемов происходит быстрее.

Учитывая непосредственное восприятие мира детьми, мы старались объяснять новый учебный материал конкретно, наглядно. Образцы, особенно увеличенные, показывали в разных положениях, при этом подчеркивали их особенности (форму, величину, цвет или цветовое сочетание, предмет в целом и соотношение его частей). Поэтому чем сложнее был изучаемый технологический прием, тем более занимательным и хорошо известным подбирался нами образец изделия. Например, параллельное низание как один из видов низания хорошо изучается при изготовлении насекомых (бабочек, пчел, мух и т.д.). Дети этого возраста стремятся подражать наглядному показу действий. Каждый технологический прием мы разделяли на конкретные действия, и каждое из этих действий неоднократно показывали на ряде занятий.

Содержание, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творчества детей старшего дошкольного возраста

На рабочем столе должны лежать только самые необходимые материалы, инструменты и приспособления. Кроме пакетиков и пеналов с материалами, на столе должны быть емкости для бисера, необходимого для работы. Можно использовать для этого подручные средства - коробочки, мыльницы, маленькие пластмассовые тарелочки с бортиками. Высота бортиков не должна превышать 2-2,5 см, иначе неудобно будет брать бисер. На дно этих коробочек нужно положить ворсистую ткань или тонкий поролон. Это предохранит бисер от рассыпания и скатывания. Кроме этого, на столах во время работы должны находиться ножницы длиной 135 мм с закругленными концами лезвий. Мы обращали внимание детей на то, что бисер и стеклярус в тарелочки или другие емкости следует насыпать щепоткой, т.е. захватывая его тремя пальцами. Небольшая лабораторная работа помогла детям понять и сознательно отнестись к требованиям по организации работы в целом и своего рабочего места. Во время этой работы мы показали на крупных демонстрационных бусинах способность бисера к катанию. Далее дали возможность детям рассмотреть свой бисер. Внутри коробочек дети катали бусинки и убеждались в том, что катанию способствует шаровидная форма бисера и цилиндрическая форма стекляруса. Таким образом, мы старались подвести детей к пониманию того, что с бисером надо обращаться осторожно. Далее мы рассказывали детям, что работа с мелкими предметами требует напряжения глазных мышц и поэтому необходимо делать упражнения для глаз. Мы разучили с детьми несколько упражнений (см. Приложение №5).

Оформлению детских работ мы уделяли также достаточно внимания. Работы детей размещались как в кабинете, где проводились занятия, так и часто были оформлены в виде выставки в холлах детского сада. При размещении и оформлении детских работ мы учитывали, что детям старшего дошкольного возраста, ввиду особенностей возрастного развития, хочется не только посмотреть на готовое изделие, но и потрогать его. Поэтому мы, учитывая хрупкость изделий из бисера, соблюдали осторожность в обращении с ними и оформляли изделия так, чтобы их можно было рассмотреть, не беря в руки. Для этого мы изготавливали рамочки разного размера с основой из ворсистой ткани контрастного с изделиями цвета. С обратной стороны рамки мы изготавливали подставки-упоры для возможности установки их на столе или на полке стеллажа. Для подставок под изделия также были использованы различные коробочки, обклеенные цветной бумагой. Каждое изделие маркировалось: указывалось название изделия, фамилия и имя ребенка.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что для формирования творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по бисероплетению необходимо создавать определенные наиболее подходящие педагогические условия. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусством бисероплетения возможно, если: - создавать условия для погружения детей в мир художественных образов с помощью беседы, диалогов, сказки, игры и игровых приемов; при этом игре и игровым ситуациям отдавать предпочтение; - вести ознакомление с художественным произведением от общего к частностям и опять к общему, что помогает увидеть детям целое в художественном произведении ранее частей, его составляющих, способствует выразительности, силе и новизне эстетического восприятия.

Основное достоинство работ детей в бисероплетении состоит в том, что, следуя образной выразительности и цветовому строю, обобщенности форм, дети становятся более раскованными в проявлении своей фантазии, воображения, следовательно, происходит формирование творчества детей. Поэтому все творчество детей старшего дошкольного возраста приобретает по преимуществу характер художественный, становится искусством в подлинном смысле слова.

Семейное воспитание детей в сравнении с общественным имеет более глубокие корни в истории общества. Однако на сегодняшний день вопросы, связанные с семейным и дошкольным воспитанием, не имеют однозначного ответа. Аксиомой стало положение о ведущей роли семьи в воспитании ребенка, однако многие родители, чувствуя, что не владеют методикой воспитания и обучения, обращаются за помощью к педагогам. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и образовательного учреждения в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами, детьми и родителями. Технология по ознакомлению и обучению детей с искусством бисероплетения предполагает такое взаимодействие и сотрудничество в виде приобщение родителей к данному виду кружковой деятельности.

Взаимодействие с родителями в данной технологии носит системный характер и складывается из различных форм работы. Центральное место в этом процессе мы отвели планированию работы педагогов с родителями. Составив план изучения семьи, мы получили возможность провести исследование семьи последовательно, системно, потратив при этом минимум времени и ограничив объем поступившей информации той частью, которая необходима для организации и проведения различных форм работы с родителями. Планирование нашей работы началось с определения ее цели - установление с родителями сотруднических отношений. В первую очередь мы определили для себя задачу изучить интересы и потребности семьи при помощи различных способов, позволяющих собирать, анализировать, обобщать данные, характеризующие семью. При изучении семей мы использовали совокупность методов - наблюдения, тесты, опросы. Во время проведения первых родительских собраний нами был проведен опрос родителей с целью изучения заинтересованности родителей в организации дополнительного образования в условия дошкольного образовательного учреждения.

Похожие диссертации на Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования