Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности Сумин Юрий Михайлович

Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности
<
Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сумин Юрий Михайлович. Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 Санкт-Петербург, 2007 190 с., Библиогр.: с. 165-168 РГБ ОД, 61:07-13/2837

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Коммуникативная культура как фактор профессиональной деятельности продюсера

1.1. Сущность и природа коммуникативной культуры 10

1.2. Особенности коммуникативной деятельности продюсера 40

1.3. Коммуникативно-личностный потенциал социально-культурной деятельности продюсера 50

1.4. Социально-психологические трудности в продюсерских коммуникациях 80

Глава 2. Педагогика коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности 104

2.1. Современные условия формирования коммуникативной культуры продюсера 104

2.2. Учебно-методические и организационно-практические средства формирования коммуникативной культуры продюсера 113

2.3. Инновационные методики педагогики коммуникативной культуры 125

Заключение 158

Библиография 165

Приложения 169

Введение к работе

В начале XXI века динамичные и сложные процессы перехода к рыночной экономике обуславливают возрастание роли коммуникаций в социальной экономической, политической и других сферах деятельности. От успешности коммуникаций зависят процессы производства и потребления социально-культурного продукта. Повышение роли воздействия коммуникаций на все стороны жизни человека, наращивание интеграционно-коммуникативного потенциала общества становится основным условием его развития и обеспечения конкурентоспособности в сфере бизнеса, экономики, производства, предпринимательства и других областей. Профессиональная деятельность менеджера, журналиста, продюсера, режиссера, педагога и представителей других социально-значимых профессий не может осуществляться без коммуникаций. Их профессиональная успешность будет зависеть от уровня сформированное коммуникативной культуры. Коммуникации сопровождают профессиональную деятельность продюсера от стадии маркетинговых исследований по оценке продюсерской идеи проекта до реализации этой идеи в художественном продукте.

Ключевую роль в решении задач формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов играет система образования и целенаправленность высшей школы на разработку и внедрение интегрированных программ воспитания и развития коммуникативных компетенций. Сложившаяся система подготовки продюсеров строится на освоении основных теоретических знаний в области искусствоведения, культурологии, менеджмента, экономики, юриспруденции, а дисциплины призванные воспитывать коммуникативную культуру и развивать практические навыки бесконфликтного взаимодействия и управления производственно-творческими коллективами отсутствуют. Низкий уровень коммуникативной культуры начинающих продюсеров приводит к увеличению числа стрессов в процессе адаптации к новым производственным условиям, возникновению межличностных конфликтов, снижению уровня удовлетворенности социально-культурной деятельностью.

Актуальность данного диссертационного исследования определяется широким кругом проблем и рядом противоречий между: потребностью современной социально-культурной практики в продюсерах, умеющих активно взаимодействовать в различных формах коммуникации и нехваткой такого рода подготовленных специалистов; необходимостью повышения коммуникативной компетентности будущих продюсеров в процессе вузовской образовательной деятельности и отсутствием стройной системы, ориентированной на воспитание их коммуникативной культуры; наличием значительных ресурсов формирования коммуникативной компетентности в учебных программах подготовки продюсеров и отсутствием интегрированной системы дисциплин, ведущих к усовершенствованию последней; значительным научным фондом знаний по проблеме деловой коммуникации и дефицитом научно-обоснованных методик эффективного совершенствования коммуникативной компетентности будущих продюсеров.

Объект исследования: коммуникативная культура продюсера социально-культурной деятельности.

Предмет исследования: педагогический процесс формирования и развития коммуникативной культуры продюсера.

Цель диссертационного исследования: разработка модели оптимизации педагогического процесса по формированию коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности.

Основные задачи исследования:

  1. Раскрыть содержание коммуникативной культуры в социально-культурной деятельности.

  2. Охарактеризовать основные направления и структуру профессиональной деятельности продюсера.

3. Выявить проблемы формирования коммуникативной культуры
продюсера.

4. Проследить тенденции развития технологий формирования
коммуникативной культуры продюсера в социально-культурной деятельности и
выработать требования к коммуникативной компетентности продюсера.

5. Обосновать и апробировать модель формирования коммуникативной культуры в образовательной деятельности вуза.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика социальной коммуникации исследуется в предметах обществоведческих наук, изучающих различные грани коммуникативной деятельности, разновидности коммуникационных каналов и социально-коммуникационных институтов. В систему социально-коммуникационного знания можно объединить следующие науки: философию, психологию, педагогику, психоанализ, прикладную культурологию. Из состава обществоведческих наук к социально-коммуникативной системе можно отнести: лингвистику, литературоведение, искусствознание, журналистику. Довольно отчетливо выражена проблематика социальной коммуникации в социологии и социальной психологии, что является результатом бурного развития прикладной коммуникационной деятельности, востребованной политикой и бизнесом во второй половине двадцатого века. Рекламное дело, паблик рилейшнз, деловое общение, имиджмейкерство, сегодня нуждаются в социологическом, психологическом, а также педагогическом обосновании. Исследование социально-коммуникационных проблем представляют такие культуроведческие науки, как: социология культуры, семиотика, книговедение, теория массовой коммуникации.

Исследование формирования коммуникативных умений и способностей нашли свое отражение в работах отечественных философов, культурологов, педагогов и психологов (Л.П. Буева, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Соколов), в которых общение выделяется как вид человеческой деятельности. Рассматривая коммуникативную культуру, как элемент духовной культуры, такие исследователи, как М.С. Каган, Э.С. Маркарян, Э.В. Соколов, трактуют культуру, как специфический человеческий способ деятельности и вводят понятие «культуры общения». Понятия «общение», «коммуникация», рассматриваются с позиций деятельностного подхода, а именно деятельности в процессе социального взаимодействия. Рожденные социальной коммуникацией процессы социализации, инкультурации, воспитания, ведущие к развитию личности, исследуются в работах С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, А.В. Соколова,

Б.А. Титова.

Коммуникативное развитие личности определяют, как основную цель образовательной деятельности такие авторы, как А.А. Бодалев, А.В. Петровский Б.Д. Парыгин. Возможности целенаправленного формирования коммуникативных качеств исследуются Н.А. Березовиным, Л.К. Грицюк, М.С. Кобзевым, Д.И. Романовым.

Использование коммуникативно-воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в процессе формирования коммуникативной культуры личности рассматриваются в работах М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Н.Ф. Максютина, А.П. Маркова, А.П. Панфиловой, Ю.А. Стрельцова, А.А. Сукало, В.Я. Суртаева, П.П. Терехова, В.Е. Триодина, Г. Л. Тульчинского.

Несмотря на глубину вышеуказанных исследований, проблема формирования коммуникативной культуры будущего продюсера в системе высшего образования до настоящего времени изучена недостаточно. Практические курсы и тренинги не всегда используют возможности межпредметной интеграции и внедряются без учета профессионально-ориентированной специфики образования. Указанные выше исследования подробно характеризуют функции и содержание коммуникативной культуры личности, выявляют общие закономерности ее формирования, определяют интерактивные методики в развитии коммуникативной компетентности специалистов социально-культурной деятельности. Полученные в этих работах результаты могут послужить теоретической и эмпирической базой, которая позволяет рассмотреть процесс формирования коммуникативной культуры продюсеров в образовательном пространстве вуза.

Гипотеза исследования. Педагогический процесс профессионального становления продюсера социально-культурной деятельности в рамках образовательного пространства вуза будет эффективен если:

1. Профессиональная модель деятельности продюсера строится на основе единства владения административно-организационными навыками создания, сохранения и распространения культурных ценностей и

художественно-содержательными технологиями социально-культурной деятельности.

  1. Коммуникативная культура продюсера формируется интерактивными методами организации образовательного процесса, построенными на органичном синтезе педагогических, психологических, драматургических и режиссерских знаний.

  2. Мастерство профессиональных коммуникаций продюсера приобретает естественно-рефлекторные формы.

Методология исследования. Учитывая сложность рассматриваемого явления, лишь междисциплинарный подход может помочь прийти к адекватно полным выводам. Исследование основано на достижениях науки в различных отраслях социально-гуманитарных знаний и синтезе передовых педагогических технологий в формировании коммуникативной культуры, требующих корректировки образовательных программ. Обязательным условием корректировки образовательных моделей выступает единство и взаимодополняемость образования и культуры, что определяет трактовку практической социально-культурной деятельности, как важнейшего условия развития личности и совершенствования образовательного процесса. При этом, образование, как форма развития культуры и реализации ее творческого потенциала, обеспечивает развитие человеческой индивидуальности и подготовку личности к успешному существованию в социуме и культуре, что определило теоретическую базу научной работы.

Идеи и концепции, положенные в основу диссертационного исследования: положения теории развивающего обучения (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); обобщенные идеи, утверждающие духовные приоритеты в воспитании и обучении, идеи диалога, сотворчества, соучастия в педагогическом процессе (А Б. Добрович, Л.А. Петровская, А.П. Панфилова); положения социологии, культурологии, педагогики, о социокультурной и коммуникативной направленности профессии в системе деятельности «человек-человек»; концепция социокультурной деятельности, как важнейшего

резерва оптимизации воспитания коммуникативной культуры специалиста в период его вузовской подготовки.

Методология исследования исходила из системного анализа профессиональной деятельности продюсера, в рамках которой коммуникативная составляющая представляется как одна из базовых.

Предмет, цели, задачи диссертационного исследования определили
методы исследования: анализ научной и учебной педагогической,
психологической, культурологической, социологической, искусствоведческой
литературы по проблемам, связанным с профессиональной деятельностью
продюсера и формированием коммуникативной культурой личности; анализ
содержательных учебно-воспитательных процессов формирования

коммуникативной культуры в вузе.

Ведущими методами исследования, представленными поисково-констатирующим (диагностическим) и формирующим социально-педагогическим экспериментом, выступали:

прямое и опосредованное наблюдение;

профессиональная и общественная экспертная оценка;

изучение объективной документации.

Экспериментальной базой исследования стали факультет искусств, факультет режиссуры и продюсерского мастерства, факультет народно-исполнительского искусства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, факультет журналистики и массовых коммуникаций Европейского университета Молдовы.

Организация и методика исследования. Комплексное исследование осуществлялось в три этапа на протяжении десяти лет (1995-2005гг.).

На первом - диагностическом этапе (1995-2001гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись методологические подходы к исследованию проблемы, отбирался практический материал, проводилось предварительное обследование объекта исследования. В этот же период был разработан понятийный аппарат, сформулирована рабочая гипотеза, определены цели и задачи исследования, намечены пути и средства разработки

экспериментальных программ и выявлены организационно-педагогические условия ее реализации, проведен ряд эмпирических экспериментов.

На втором — аналитическом этапе (2001-2003гг.) осуществлялся анализ первых полученных результатов, проводились экспериментальные занятия на базе факультета искусств, где апробировались и адаптировались разработанные креативные методики по формированию коммуникативной культуры в программах курсов: «Воспитание коммуникативной культуры и псхогигиена общения», «Психология продюсерской деятельности», «Искусство деловых и общественных связей», «Коммуникативная культура продюсера». Было проведено исследование среди студентов факультета, позволяющее определить уровень развития их творческих способностей, характер мотивации, а также личностные особенности коммуникативной культуры. Разрабатывалась концепция диссертации и методический аппарат опытно-экспериментальной работы. Разработана и адаптирована программа, оптимизирующая процесс развития коммуникативной культуры будущих продюсеров.

На третьем - формирующем этапе (2003-2006гг.) осуществлен анализ данных опытно-экспериментальной работы, обобщены и систематизированы полученные результаты, дана оценка результатов развития коммуникативной культуры, проведена качественная и количественная обработка материалов, анализ и обобщение экспериментальных и теоретических результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций, подготовлена окончательная редакция текстов диссертационного исследования. В итоге была разработана и апробирована программа оптимального построения процесса формирования коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности, проанализирована ее педагогическая эффективность и перспектива внедрения.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Сущность и природа коммуникативной культуры

По общему признанию, коммуникации имеют важнейшее значение для успешной работы предприятий и учреждений любых форм собственности, в любой сфере деятельности. И малейший сбой во взаимодействии подразделений организации, между организацией и потребителем, между работниками самого предприятия приводит к снижению эффективности деятельности, а, следовательно, и к моральным и материальным потерям. Роль коммуникации очевидна как в работе малых предприятий или фирм, так и в крупных компаниях и корпорациях.

От коммуникативной компетенции зависит развитие предприятий и организаций как субъектов рыночных отношений, будущее людей, занятых трудовой деятельностью, что существенно влияет на благосостояние всего народа. «Специалисты в области менеджмента считают, что 63% английских, 73% американских, 85% японских руководителей выделяют коммуникацию как главное условие на пути достижения эффективности в работе их организаций. Причем сами руководители тратят на нее от 50 до 90% своего времени».1

Формирование коммуникативной компетентности будущих продюсеров, деятелей культуры и искусства будет способствовать не только повышению эффективности их творческой деятельности, но и поможет каждому студенту стать творцом своей собственной судьбы.

«Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях». Сначала это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с этическими нормами поведения, учреждениями культуры, клубами, театрами, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры объединяет убеждения, ценности, выразительные средства, применяемые в литературе и искусстве, которые являются едиными для какого-то общества, этноса, группы. Они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этого объединения.

Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации, адаптации поведения человека в обществе. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и развития общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное поведение так называемых «детей джунглей», которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. Общение необходимо для стимулирования развития способностей человека.

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но не исключает их полностью. Нормы и правила культуры определяют условия удовлетворения жизненных потребностей. Воспитывая коммуникативную культуру будущих специалистов социально-культурной деятельности необходимо задумываться и о связи ее с общей культурой, а, следовательно, о формировании этических и эстетических норм их деятельности.

Поскольку продюсер в процессе своей деятельности выполняет социальные задачи по созданию духовных ценностей, и его творческая работа постоянно связана с коммуникативным процессом как межличностного, так и социально-личностного взаимодействия, было бы целесообразно обратиться к определениям культуры, выдвигаемым социальной психологией.

«Культура: понятия, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению»3 - так определяет культуру американский психолог Д. Майерс. Поддерживая эволюционистическое направление психологии, учитывающее воздействие на человека окружающей среды, он утверждает, что «критериями естественного отбора для людей были не только величина мозгов и размер бицепсов, но также степень развития навыков социального общения». Рассматривая любые виды поведения, определяющиеся наличием эволюционированных генов, Д. Майерс ставит во главу угла адаптивность человека - способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Наметившиеся в двадцатом веке миграция и относительно свободное переселение народов перемешивает многие культуры, что требует внимания к различиям и сходству культур. Чтобы оценить значение культуры коммуникации, достаточно просто столкнуться с другой культурой. К сожалению, «мы настолько погружены в свою собственную культуру, что нам необходимо расстаться с ней, дабы осознать сам факт ее существования».5 В ситуациях неопределенности, когда культурные нормы не ясны, мы стараемся наблюдать за поведением окружающих и подстраивать под них свои действия.

Социально-психологические трудности в продюсерских коммуникациях

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает большую часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, политологов, а также специалистов практиков, стремящихся обобщить свой опыт. Общение пронизывает собой всю психическую деятельность человека. Развитие, как личности, так и любой общности, является продуктом их внутреннего и внешнего общения, результатом, прежде всего, их коммуникативной деятельности. Рассмотрение основных проблем, и, прежде всего барьеров, препятствующих развитию психологически комфортных отношений в сфере социально-культурной деятельности, является достаточно важным вопросом, с которого и необходимо начинать формирование коммуникативной культуры.

Смысл коммуникации не может быть объяснен только природой деятельности, характером личности, взаимодействием, способом подачи информации в отдельности, так как общение - это сложная система взаимозависимых связей, изучаемых различными социогуманитарными науками.

Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективному общению и блокирует его, при этом фактически ставится знак равенства между самим психологическим барьером и факторами его возникновения, отождествляются явления и причина его порождающие. На самом деле количество препятствий на пути к успешной коммуникации значительно больше.

В современной социальной психологии задача содержательного анализа затруднительного поведения наиболее последовательно решается Б.Д. Парыгиным. Постановка проблемы психологических барьеров осуществляется автором в русле разрабатываемой им идеи опосредованности психической деятельности человека, в соответствии с которой решается вопрос о природе и функциях психологических барьеров. Психологические барьеры понимаются Б.Д. Парыгиным как распространяющиеся не только на отношение человека к предмету труда, но и на всю систему его коммуникаций. В этом случае они выполняют две альтернативные по своему характеру функции: с одной стороны, система психологических барьеров способствует повышению уровня психологической защищенности личности по отношению к возрастающей психической напряженности, с другой стороны, нейтрализует такой мощный резервуар тонизации и стимуляции эмоциональной активности индивида, каким является сфера его непосредственного общения. «Есть основания утверждать, - отмечает Б.Д. Парыгин, - что по своей природе психологический барьер представляет собой устойчивую установку или психический настрой личности, фиксированный на достигнутом результате, который тормозит уже дальнейшую мобилизацию и использование духовного потенциала человека».69

В другом случае психологический барьер определяется посредством указания на его основные функции и причины его возникновения. В соответствии с этим под психологическим барьером понимают такие процессы, свойства или даже состояния человека в целом, которые консервируют скрытый эмоционально - интеллектуальный потенциал его активности. По определению В.Ф. Галыгина барьер - «это психологическое препятствие, мешающее оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды, вызванное либо особенностями ситуации, либо особенностями личности». При этом причины возникновения такого рода препятствий усматривается либо в особенностях сообщения, либо в особенностях личностных характеристик коммуниканта и реципиента.

В формировании обобщенного понятия о феномене затрудненности общения немаловажное значение приобретает представление о генезисе психологических барьеров. Обособление индивидов в пределах общности «мы» объясняется действием механизма противопоставления другой общности -«они», который и выступает в данном случае в качестве психологического барьера по отношению к какому-либо воздействию на эту общность извне. В соответствии с этим различаются барьеры нескольких видов. С одной стороны, выделяются барьеры, защищающие автономию личности, обособляющие личность в общности, обеспечивающие ей относительную независимость и индивидуальность. С другой стороны, выделяются барьеры, сохраняющие общность, ограждающие ее от внешних воздействий. Так если в первом случае психологическим барьером является внушительная сила коллективных представлений, ценностей, символов, норм и действий, то во втором - система ценностных ориентацией и предпочтений, которые личность выдвигает на пути унифицированного давления общности. А.А. Рояк понимает психологический барьер как своеобразный социально-психологический феномен, который проявляется как некоторый результат переживания личностью трудностей общения. Опираясь на точку зрения А.А.Леонтьева о существовании операциональной и мотивационной сторон деятельности, исследуя игровую деятельность ребенка, она выделяет по трудности два типа общения - мотивационное и операциональное. В соответствии с этим и решается вопрос о генезисе психологических барьеров.

Наблюдающаяся на первых этапах процесса общения актуализация отношений индивидов друг к другу, в понятиях социальной перцепции, обуславливает возможность зарождения трудностей общения связанных с эффектом первого впечатления, шаблонами, стереотипами, установками межличностного восприятия. Своеобразным психологическим барьером на пути беспрепятственного общения может являться механизм идентификации, действующий в ситуации межличностного восприятия. Но поскольку, духовное богатство, своеобразие и специфичность каждой личности имеют тенденцию к постоянному развитию и усложнению, постольку, ни одна личность со всей своей неповторимостью и уникальностью не может быть уподоблена во всем своем многообразии другой личности, столь же неповторимой и уникальной. Идентификация, осуществляемая через уподобление, из эффективного в прошлом средства превращается в шаблон, тормоз, психологический барьер межличностного общения.

Современные условия формирования коммуникативной культуры продюсера

Л.А. Петровская разделяет внешние, операциональные аспекты коммуникативной компетентности и внутренние, глубинные, затрагивающие личностно-смысловые образования. При этом внутренние играют ведущую роль по отношению к внешним., поведенческим аспектам.73 Основываясь на этом заключении в практических и тренинговых занятиях по формированию коммуникативной культуры целесообразно обратить внимание на четкое определение мотивационных аспектов поведения и привить студентам навыки постановки конкретных целей и задач перед началом общения.

Бесспорно, мотивационно-смысловые характеристики личности влияют на обращение участников общения друг с другом. Слабее исследовано влияние когнитивных особенностей восприятия на эмоционально-аффективную оценку объекта восприятия.

Как и всякое действие, коммуникативный акт включает в себя ориентировочную и инструментальную части. Первая предполагает анализ ситуации общения, построение адекватного представления о партнере. Эффективность ориентировочной части коммуникативного акта определяет и эффективность действия в целом, одним из проявлений неэффективности этой части коммуникации является субъективное ощущение непонимания партнера, невозможность создать его целостный образ и значит, правильно строить свои действия.

Инструментальную часть составляет умение адекватно выражать свои мысли, выбирать способ коммуникации в соответствии с особенностями партнера и обстановки общения, а это, в частности, должно опираться на понимание партнера и ситуации в целом.

Являясь следствием инструментальных трудностей, непонимание партнера отражается на формировании определенного отношения к нему. Факты свидетельствуют о том, что люди, общение с которыми затруднено на инструментальном уровнем, воспринимаются негативно.

Трудности продюсерских коммуникаций могут возникать также из-за принадлежности участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опыта, что накладывает отпечаток не только на имеющийся у них образ мира — природу, общества, человека, отношения к ним, но и на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях. Несходство жизненного опыта представителей разных возрастных групп выражается в характере переживаний и в различии поведенческих форм. Все это по-разному соотносится с мотивационно-потребностной сферой, которая в каждой возрастной группе отличается своей спецификой. Особое внимание надо обращать на зависимость между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов, свойств личности и такими специфическими для коммуникантов характеристиками, как их способности к эмпатии, децентрации, рефлексии, идентификации, к постижению другого человека с помощью интуиции.

Социально-психологические барьеры общения часто испытывают продюсеры, руководители, менеджеры и организаторы, в своей работе связанные с установлением и урегулированием межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений.

В деятельности продюсеров встречаются все типы трудностей, которые мы рассмотрели, но, тем не менее, есть возможность выделить специфику психологических барьеров, встречающихся в процессе управленческого и творческого труда продюсера и наметить пути их преодоления. В качестве ключевых выделяются три группы барьеров общения.

Первую группу составляют барьеры, связанные с процессом вхождения личности в группу. Они могут характеризоваться следующими личностными особенностями руководителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность. Для преодоления барьеров этой группы необходимо предусмотреть упражнения и тренинги, ориентированные на пробуждение мотивационной составляющей общения, формирование адекватного образа партнера, понимание его поведенческих особенностей.

Во вторую группу входят барьеры общения связанные с развитием отношений, протеканием групповых процессов, с группообразованием, с сохранением группового единства. Для руководителей характерно: стремление занять во взаимодействии позицию эксперта, судьи; негибкость ролевого поведения; неприятие помощи со стороны партнеров; стремление помогать партнеру без «запроса» с его стороны: центрация на содержание собственного «Я»; отношение к другому человеку в рамках «должного», а не реального. Иногда, при развитии групповых процессов возникает барьер псевдообщности: партнерам приписываются позиции, цели на основе переноса прежнего опыта взаимодействия, нормативных предписаний и т.п. В результате чего понятие «Мы» используется не как результат формирования психологической общности, а декларативно, в чем проявляется отсутствие отношения к партнерам и в целом к группе как к реальным субъектам. Преодоление этого вида барьеров будет осуществляться за счет организации групповых и мелкогрупповых практических занятий, способствующих активизации и установлению отношений в группе, преодолению индивидуально-личностных различий. Различного рода деловые игры, проходящие в виде производственных дискуссий, будут способствовать формированию гибкости ролевого поведения будущих продюсеров.

В третью группу включаются барьеры общения, связанные с отсутствием, несформированностыо средств групповой деятельности: неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности к аргументированию, неумение вести обсуждение, дискуссию и т.п. Групповая и мелкогрупповая формы организации занятий также могут быть характерны для формирования навыков целенаправленного, логичного, продуктивного внутригруппового действия, навыков тематических, аргументированных публичных выступлений и дискуссий.

К трудностям, имеющим социально-психологическое происхождение, относятся и возникающие между взаимодействующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью, членством во враждующих группировках или в группах, значительно различающихся по своей идеологической направленности.

Один из барьеров рассматриваемого вида может возникать из-за плохого владения специфическим языком, характерным для общности, с представителем которой приходится вступать в контакты. Имеется в виду, как разговорный язык, так и язык давно работающих вместе профессионалов, или язык, сложившийся в данной общности.

Многообразие различных подходов к определению барьеров общения позволяет не только достаточно широко рассмотреть трудности общения, но и наметить пути их преодоления в процессе формирования коммуникативной культуры продюсеров социально-культурной деятельности.

Так как одной из ролевых функций продюсера является воспитательная, а педагогический процесс всегда требует высокого уровня коммуникативной культуры, то целесообразно рассмотреть трудности общения, исследуемые педагогической психологией.. В педагогике давно утвердилось положение о том, что без требования нет воспитания. Но многие педагоги почему-то решили, что реализация этого тезиса предполагает обязательно авторитарный (субъект-объектный) стиль руководства учащимися. Наблюдения за деятельностью учителей, как правило, показывают, что они используют закрепившиеся в школе стихийные, заимствованные способы общения с детьми. Одним из негативных последствий использования такого стиля является «полоса отчуждения»,74 т.е. возникновение напряжения между учителем и учеником, неспособность учителя контролировать свои действия, поступки, оценки, отношения в ходе обучения в интересах действительно позитивного воспитания ученика.

Инновационные методики педагогики коммуникативной культуры

В нашем исследовании инновационными методиками педагогики коммуникативной культуры продюсера мы считаем внедрение в практику образовательного процесса актерских, режиссерских и драматургических приемов для моделирования ситуаций профессиональной деятельности, способствующих развитию коммуникативных компетенций. Групповые тренинговые занятия совмещаются с теоретическими лекциями, что способствует формированию и освоению основных понятий и определений драматургии, актерского мастерства и режиссуры, позволяющих участникам не только адекватно воспринимать задания, но и самостоятельно определять исходные данные упражнений.

Для детального обоснования использования драматургических параметров в исследовании необходимо уточнить наше представление о понятиях: «предлагаемые обстоятельства», «события», «действенные факты», «оценка», «задачи», «действия», «приспособления», сущность которых лежит в основе сценарного подхода к созданию деловых и ролевых игр при подготовке продюсера.

Профессиональную деятельность мы будем понимать как совокупность действий, направленных на решение производственных задач. Это значит, что для проектирования производственной ситуации необходимо, прежде всего, выявить условия действия, определив не только что? когда? и где? случилось, но и мотивы, цели и поступки участников происходящего. Стараясь отражать окружающую действительность наиболее реально, максимально приближенно к реальной жизни, театральное искусство выбирает основным средством выразительности действие. Для того чтобы выяснить суть происходящего в пьесе, понять ее тему и идею, продюсеру, режиссеру, актеру приходится подвергать анализу действенную природу диалогов и монологов литературного первоисточника. Методику этого анализа иногда называют действенным анализом. Такому же исследованию подвергаются и высказывания наших деловых партнеров или конкурентов в процессе профессионального делового общения. При формировании коммуникативной культуры продюсера, анализируя ситуации, функциональные роли и психологические преграды общения, возникающие в практической деятельности, будем использовать эту методику.

Поскольку действие является основой любой профессиональной деятельности, анализ ситуации необходимо начинать с условий его осуществления.

Под предлагаемыми обстоятельствами будем понимать условия, в которых развивается действие. Они включают: обстоятельства места, времени; события, явления, факты, предшествующие действию. Обстоятельства места обрисовывают подробности и дают характеристику места действия, отвечают на вопрос «Где?». Обстоятельства времени характеризуют эпоху, год, день, время до начала или после окончания значимых для коммуникантов событий и отвечают на вопрос «Когда?». События, явления, факты, предшествующие действию, выбираются только те, которые непосредственно влияют на поведение, они отвечают на вопрос «Что случилось?», «Что произошло до начала действия?».

Закон обострения предлагаемых обстоятельств заключается в том, что изначально заданные обстоятельства уточняются, дополняются, фантазируются так, чтобы действие было максимально активным. Он используется педагогом-тренером для выбора и создания сложных, обостренных производственных ситуаций, что вынуждает коммуникантов действовать активно и решать «здесь и сейчас» производственные проблемы, предложенные для рассмотрения, Для того чтобы студентам легче было разобраться во всем многообразии предложенных обстоятельств, из множества предлагаемых, педагог выбирает ведущее: то основное, которое будет определять цели, действие и приспособления в ролевой игре, которое мы называем ведущее предлагаемое обстоятельство. г В продюсерской практике важно учитывать предлагаемые обстоятельства. Понятие может быть использовано при определении места и времени проведения продюсерских проектов и организационных мероприятий. Выделяя ; предлагаемые обстоятельства проведения праздников, фестивалей и шоу ; программ, продюсер должен задумываться над тем, как соотносится интерьер, і художественное оформление, обстановка с темой, идеей и сверхзадачей проведения мероприятия. Время проведения продюсерского проекта будет влиять на эмоциональное состояние зрителя, и определять, насколько в этот день, час, зритель предрасположен к восприятию проблем, идей, представленных режиссером, продюсером, исполнителями. События, предшествующие проведению продюсером мероприятия, тоже будут влиять на подбор тематики проекта, на выбор жанра и оформление места проведения. Создание предлагаемых обстоятельств для коммуникативного тренинга закрепляет полученные студентами знания по предметам основы драматургии, режиссуры, актерского мастерства и совершенствует их профессиональные навыки. Для проверки освоения понятий «предлагаемые обстоятельства», «ведущее предлагаемое обстоятельство», «обострение предлагаемых обстоятельств» может быть использована следующая методика письменной работы. Методика создания и обострения предлагаемых обстоятельств. 1. Предлагаемые обстоятельства: - обстоятельства места; - обстоятельство времени; - события, явления, факты. 2. Характеристика действующего лица, функциональная роль. 3. Обострение предлагаемых обстоятельств: - по месту; - по времени. - события, явления, факты. 4. Ведущее предлагаемое обстоятельство. Далее выделим события в продюсерской практике. Вся жизнь человека полна неожиданностей, разной степени сложности. Трудности возникают в истолковании и оценке этих неожиданностей, которые имеют разную степень предсказуемости. Оценка этих неожиданностей зависит от предлагаемых обстоятельств, знаний, умений человека, его характера, интеллекта и определяется опытом. В режиссуре эти неожиданности подразделяются на два вида: события и действенные факты, те и другие влияют на поведение, а значит на ход деятельности в целом. Для действенного анализа и формулировки неожиданностей необходимо при рассмотрении ситуации ответить на вопросы: «Что случилось?», «Что произошло?».

Похожие диссертации на Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности