Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности Зацепина Мария Борисовна

Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности
<
Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зацепина Мария Борисовна. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.05 Москва, 2005 363 с. РГБ ОД, 71:06-13/33

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические и методологические предпосылки формирования основ культуры дошкольника 23

1.1. Концептуальный анализ философских, культурологических, социальных и психолого-педагогических предпосылок формирования культуры дошкольника 27

1.2. Детство как феномен культурного развития ребенка-дошкольника 45

1.3. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста для формирования их культуры 68

1.4. Концептуальная модель основ культуры ребенка, ее характеристика и структурные компоненты 89

Глава 2. Культурно-досуговая деятельность как средство формирования культуры ребенка 115

2.1. Свободное время ребенка, его структура и значение для организации культурно-досуговой деятельности детей 118

2.2. Культурно-досуговая деятельность в семье и ее влияние на формирование основ культуры дошкольника 138

2.3. Психолого-педагогические условия формирования культуры детей в дошкольных образовательных учреждениях 159

2.4. Воспитатель - доминирующий фактор формирования культуры ребенка в детском саду 180

Глава 3. Модель формирования основ культуры дошкольника средствами культурно-досуговой деятельности 204

3.1. Содержание, виды и формы культурно-досуговой деятельности дошкольников в детских образовательных учреждениях 205

3.2. Критерии и диагностика основ формирования культуры ребенка 233

3.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по воспитанию культуры детей 255

3.4. Основные направления профессиональной дополнительной подготовки педагогов по вопросам формирования культуры дошкольника 285

Выводы 302

Библиография 306

Приложения 332

Введение к работе

Культура охватывает всю творческую созидательную деятельность человека, совокупность знаний, умений, навыков; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении - искусстве, так и включающий все, что создано руками человека. В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных и экологических проблем воспитания. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны. В этот период чувства дошкольника отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребенка, и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей, выражают отношение ребенка к окружающему миру.

Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольнику сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. С позиций гуманистической образовательной парадигмы человек не воспитывается по частям, а развивается как система, и она отражается в его культурных потребностях и универсальных сущностных силах. Потребности ребенка формируются исторически в процессе антропогенеза, в ходе его культурно-деятельностного онтогенеза. Эти потребности охватывают нужды детей в том, без чего невозможен человеческий образ жизни.

При изучении проблем развития ребенка мы исходим из того, что это первоначальный этап становления личности, и для построения модели формирования основ культуры ребенка необходимо опираться на результаты педагогических и психологических исследований в области человека вообще. К настоящему времени в науке имеется значительный объем теоретических и прак тических знаний по вопросам «человека культуры», которые можно использовать для постановки и решения исследуемых нами проблем вхождения ребенка в культуру и содержательного использования им своего свободного времени.

Определенное влияние на использование свободного времени детей оказали философские и эстетические труды, высказывания педагогов, писателей и общественных деятелей прошлого: В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и других. Большое значение придается организации свободного времени в научных трудах отечественных педагогов: Н.А. Ветлугиной, Н.К. Крупской, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Н.П. Сакулиной, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого и др. Их исследования свидетельствуют, что социально значимое времяпрепровождение имеет большое значение для культурного развития ребенка в процессе разнообразных деятельностей, выбранных им самим.

Организация продуктивной культурно-досуговой деятельности, использование свободного времени тесно связаны с общей культурой, образованием и мастерством педагога, эстетическими наклонностями родителей; возможностью посещать музеи, театр, концерты, библиотеки; гулять по паркам и площадям. Проникновение культуры в дошкольное образование предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей; развитие их духовного потенциала, сущностных сил и художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка.

Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом. В условиях как дошкольного образовательного учреждения, так и семьи

составляющими культурно-досуговой деятельности являются игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств), художественно-творческая, включая исполнительскую. Культурно-досуговая деятельность - это праздники, отдых, развлечения, созерцание и т.п. Именно поэтому она может удовлетворить самые разнообразные интересы ребенка в свободное время, что позволяет рассматривать ее, как духовное пространство для расширения возможностей вхождения ребенка в культуру.

Обзор научных подходов к вопросам воспитания ребенка в пространстве культуры убеждает, что отечественной наукой накоплен определенный опыт, который коснулся отдельных аспектов обучения и развития детей в детском саду и семье, и лишь частично затрагивает проблемы нашего исследования. В последнее время в основном исследуются в теоретическом и методическом плане проблемы социальной адаптации ребенка к окружающей действительности; развития личности дошкольника в процессе игровой, трудовой, образовательной и художественно-эстетической деятельностей; формирования отдельных видов культуры, например, музыкальной и коммуникативной. Вместе с тем сохраняются негативные явления, характеризующиеся тем, что

• ведущими тенденциями системы дошкольного образования продолжают оставаться те, которые обеспечивают частичные изменения форм и методов организации образовательной и социокультурной деятельности детей, взаимодействия семьи и работников разных видов дошкольных образовательных учреждений;

• не в полной мере отработан механизм передачи ценностей духовной культуры ребенку в системе дошкольного образования;

• не разработаны в теоретическом и практическом плане пути преодоления имеющихся противоречий между «врастанием» ребенка в культуру и отсутствием системы мер по воспитанию целостности личности ребенка дошкольного возраста;

• наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды, не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни общества, влияющего на улучшение условий существования и качества жизнедеятельности детей.

В то же время специально не рассматривались в научных исследованиях проблемы воспитания основ культуры ребенка и организации в свободное время детей в дошкольных образовательных учреждениях культурно-досуговой деятельности, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных и эстетических проблем детства. Недостаточная разработанность обозначенных проблем и стремление определить пути разрешения вышеперечисленных противоречий обусловили выбор актуальности темы нашего исследования «Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности».

Цель исследования -разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования основ культуры ребенка (средствами культурно-досуговой деятельности), базу которой составляют культурные потребности детей.

Объект исследования - культурно-досуговая деятельность как фактор формирования культуры ребенка.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования основ культуры ребенка дошкольного возраста средствами культурно-досуговой деятельности.

Гипотеза исследования - процесс формирования основ культуры дошкольника будет более эффективным, если использовать средства культурно-досуговой деятельности:

- формирование основ культуры ребенка базируется на концепции, в которой заложен комплекс методологических подходов к детству как сензитив ному периоду воспитания культурных потребностей детей средствами развлечений, праздников, отдыха и т.д.;

- исходя из закономерностей развития ребенка дошкольного возраста,

будут определены компоненты основ его культуры и психолого-педагогические условия воспитания культурной личности дошкольника;

- организация культурно-досуговой деятельности будет строиться на интегративности ее видов и культурных потребностях детей, что обеспечит успешную адаптацию к современной жизни и активную позицию в продуктивной культурной деятельности;

— разработанные содержание культурно-досуговой деятельности и методические рекомендации по использованию свободного времени детей для каждой возрастной группы будут способствовать повышению эффективности всей воспитательно-образовательной работы детского сада;

— разработанные курсы дисциплин для дополнительной подготовки студентов по дошкольной педагогике и психологии в вопросах формирования основ культуры дошкольника будут способствовать повышению профессиональных знаний студентов и овладению ими новой специальностью.

Задачи исследования:

• на основе анализа научной и психолого-педагогической литературы охарактеризовать детство как феномен культурного развития ребенка-дошкольника;

• определить сущность, структуру и природу основ культуры ребенка, дать характеристику ее компонентов;

• исследовать структуру и содержание свободного времени ребенка в детском саду;

• определить концептуальные подходы к организации культурно-досуговой деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях и на их основе разработать программу повышения уровня этой деятельности;

• разработать модель формирования основ культуры ребенка, выявить и обосновать психолого-педагогические условия ее реализации;

• разработать курсы дисциплин по подготовке специалистов дошкольного образования с дополнительной специализацией по формированию основ культуры дошкольника средствами культурно-досуговой деятельности.

Состояние научной разработанности проблемы.

Особое значение придается организации свободного времени в научных работах отечественных ученых и педагогов Ю.П. Азарова, Н.А. Ветлугиной, Н.К. Крупской, Н.А. Метлова, В.А. Сухомлинского и др., где показывается, что досуг организуется взрослыми с целью создания комфортных условий в семье, детском саду или группе. М.В. Крулехт и М.В. Созинова рассматривают досуг как вид детской интегративной деятельности. В Программах воспитания и обучения детей в детском саду до 2004 года организация досуга детей рассматривалась в разделе музыкального воспитания, где ему придавалось второстепенное значение. Это снижало качество содержания развлечений и не способствовало осуществлению дифференцированного подхода к детям для использования свободного времени в социально значимых целях. Одновременно в научных трудах не было разработано понятие «культурно-досуговая деятельность» детей в детском саду, не рассматривалась эта деятельность в качестве основного фактора «врастания» ребенка в культуру, не изучались культурные потребности ребенка, возникающие в дошкольном возрасте при организации культурно-досуговой деятельности.

Методологическую основу исследования составляют принципы единства исторического и логического, системного подхода к рассмотрению и изучению научных идей, концепций и теорий:

• понятие «культура» в философии и культурологии, структурно-функциональный метод изучения культуры, деятельностная концепция: М.М. Бахтин, В.М. Борисов, В.Е. Давидович, Б.С. Ерасов, А.Б. Есин, М.С. Каган, Б.И. Коно-ненко, В.М. Межуев, А.И. Шендрик и др.;

• философские идеи о развитии личности, особенности духовной жизни ребенка, процессы врастания его в культуру: Г.С. Батищев, Л.П. Буева, А.И. Буров, Л.С. Выготский, Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.;

• педагогическое осмысление вопросов детства и его субкультуры, формирование культуры ребенка: О.С. Газман, Ж.О. Каневская, Л.С. Колмагорова, В.Т. Кудрявцев, А.С. Макаренко, М. Мид, В.И. Слободчиков, P.M. Чумичева, С.Н. Щеглова, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон;

• психологические теории развития личности ребенка, вопросы социально-личностной ориентации образования, изучение проблем ведущих видов деятельности дошкольников: Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л. А. Вен-гер, Н.Ф. Виноградова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.А.Козлова, А.Н. Леонтьев, Л.И. Лисина, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, В.И. Петрова, А.В. Петровский, Ж. Пиаже, С.Д. Рубинштейн, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др.;

• философские и педагогические концепции свободного времени и досуга как феномена культуры и образования: Н.А. Ветлугина, Г.А. Евтеева, А.Д. Жарков, Г.Е. Зборовский, С.Н. Иконникова, Н.К. Крупская, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Г.П. Орлова, Э.В. Соколов, В.А. Сухомлинский, В.М. Чижиков, С.А. Шмаков, В.А. Ядов;

• культурно-досуговая деятельность детей и подростков и современные педагогические теории по данной проблематике: М.И. Болотова, Н.И. Бочарова, А.Ф. Воловик, В.И. Кислицкий, Т.С. Комарова, Е.А. Леванова, Л.Н. Михеева, Т.М. Полевая, В.Т. Сергеев, Н.Н. Тихоненков;

• художественно-эстетическое воспитание детей и ознакомление их с искусством: Ю.Б. Алиев, А.В. Антонова, Л.Г. Арчажникова, В.В. Бабаева, А.И. Буров, Н.А. Ветлугина, А.Ю. Гончарук, Т.Н. Доронова, О.В. Дыбина, Т.С. Комарова, В.И. Петрова, Л.П. Печко, О.П. Радынова, Л. А. Рапацкая, Н.П. Сакули-на, Н.Б. Халезова, P.M. Чумичева, Т.Я. Шпикалова и др.;

• социально-культурная среда и зависимость между качеством проведения семейного досуга и уровнем педагогической культуры родителей: А.И. Афанасьев, И.В. Бестужев-Лада, В.Н. Вершинин, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Волков, Л.В. Загик, О. Л. Зверева, С. А. Козлова, Т.С. Комарова, И.С. Кон, Т. А. Куликова, А.В. Мудрик, С.Л. Новоселова, О.Ю. Филлипс, P.M. Чумичева и др.;

• подготовка педагогических кадров в области художественно-эстетического воспитания и совершенствование их профессиональной подготовки: А.В. Антонова, Л.Г. Арчажникова, В.П. Беспалько, А.Ю. Гончарук, И.Д. Зверев, И.П. Клемантович, Ю.Г. Круглов, Н.В. Кузьмина, Е.А. Леванова, И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров, Л.В. Поздняк, О.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Л.Г. Семушина и др.

Методы исследования. Нами использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов: теоретико-методологический анализ философ-ско-эстетической, социально-психологической и педагогической дошкольной литературы по изучаемой проблеме; теоретический анализ и синтез эмпирических данных; анкетирование, интервьюирование, наблюдения, беседы; изучение опыта использования свободного времени детей и организации культурно-досуговой деятельности; психолого-педагогический эксперимент. Также был использован комплекс конкретных методов по изучению педагогической деятельности; методологический анализ основных подходов и трактовок метода моделирования; системный анализ построения моделей развивающей деятельности и программ формирования основ культуры ребенка и др.

Концепция исследования. Культурно-досуговая деятельность рассматривается нами как приоритетное направление освоения ребенком многонациональной культуры страны, ее содержание наиболее полно раскрывается в процессе развлечений, праздника, отдыха, самостоятельной творческой работы с художественными материалами, что обеспечивает детям возможность развивать культурные потребности и расширять знания о видах искусства. В итоге это приводит к формированию основ культуры ребенка дошкольного возраста.

Мы основываемся на том положении, что именно в детстве закладываются культурные потребности, способствующие формированию основ культуры ребенка, которые выступают в качестве интегрального качества личности, и воспитываются не только в процессе обогащения его личного опыта в «зоне

ближайшего развития», но и через средства культурно-досуговой деятельности, где детская игра выступает ведущим компонентом воспитания детей.

Именно в ходе культурно-досуговой деятельности удовлетворяется в большей части детская потребность в общении. Через общение ребенок вступает в отношения с явлениями окружающего мира, со сверстниками, получает информацию, ее перерабатывает и использует в своей деятельности. В процессе этого воспитываются любознательность, человеколюбие, сострадание, доброжелательность и другие нравственные волевые качества, а также осваивает язык и развитие культуры речи. Все это показывает необходимость формирования коммуникативного компонента культуры дошкольника.

Одним из средств формирования общекультурного уровня дошкольника являются спортивные элементы культурно-досуговой деятельности, которые обеспечивают физическое развитие, умение восстанавливать работоспособность, вести здоровый образ жизни, что создает основания для формирования физического компонента культуры ребенка.

Существенным и основным элементом культурно-досуговой деятельности является игра. Феномен игры становится наиболее понятным, если рассматривать его как явление личностное: потребность ребенка в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлена особым видением окружающего мира и связана с жизненной силой культурных потребностей. Играя, ребенок начинает обретать себя, узнавать свои возможности и устремления. Умение играть — это всегда показатель культуры личности ребенка, а значит, необходимо развивать детский игровой компонент культуры.

Познавательная деятельность у детей направлена на овладение окружающим миром в повседневной жизни и на занятиях. Одним из основных путей совершенствования культуры познавательной деятельности является реализация педагогом личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и познания ребенком мира культуры через культурно-досуговую деятельность. В результате ребенок овладевает совокупностью знаний, умений и навыков в обла сти культуры и различных наук, тем самым подтверждается необходимость постоянного формирования познавательного компонента культуры.

Нравственность как базовое основание культуры является одним из самых важных и существенных факторов общественной жизни. При этом ее специфика заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями других людей, интересом и достоинством всего общества в целом. Нравственность - это ценностная основа культуры, направляющая детскую активность на познание рационального общения, норм, поступков и объективное отношение к окружающему миру. Содержательная сторона культурно-досуговой деятельности может выступать как средством формирования нравственной культуры, так и ее показателем.

В дошкольном детстве начинается процесс приобщения ребенка к трудовой деятельности человека. В этот период особенно важно привитие дошкольнику отношения к труду как первостепенной человеческой ценности, поэтому необходимо уже с этого возраста формировать у него культуру труда.

Овладевая системой отношений с миром природы, осваивая и впервые применяя в поведении правила и нормы взаимодействия с природными объектами, ребенок приобретает экологическую воспитанность личности. Наличие у ребенка определенных знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованием бережного отношения к природе, себе и окружающему миру, составляют основу его экологической культуры, отдельные аспекты которой формируются средствами культурно-досуговой деятельности.

Составляющей формирования духовных и творческих способностей ребенка является художественно-эстетическая деятельность, которая реализуется (по выбору ребенка) в разных видах культурно-досуговой деятельности. В силу этого у дошкольника происходит формирование художественно-эстетической культуры, которая является ведущим компонентом общей культуры человека.

Из вышеизложенного вытекает необходимость формирования у ребенка компонента художественно-эстетического.

Умение ребенка наполнить свое свободное время содержательной творческой деятельностью может быть сформировано только в процессе культурно-досуговой деятельности, когда ребенок руководствуется действенным мотивом именно в этой деятельности. Она продиктована его личными интересами и культурными потребностями, которые осуществляются при использовании свободного времени на основе досуговой культуры.

Как утверждают ученые, самоопределение является одним из базовых компонентов культуры личности, обращено в сферу его активности и проявляется в готовности и способности к жизнедеятельности, что открывает возможности для освоения культуры, достижения гармонии с окружающей действительностью с учетом собственных интересов. В данном случае роль детского образовательного учреждения состоит в создании благоприятных условий для осуществления процесса самоопределения. И наиболее полное формирование компонента культуры ребенка-дошкольника «Я-сам» происходит в процессе культурно-досуговой деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Детство является сложным развивающимся социальным феноменом, где происходит развитие ребенка в пространстве культуры, формирование его культурных потребностей, становление и совершенствование составляющих жизнедеятельность ребенка, расширение общения детей с искусством, развитие эмоционального мира и сенсорной культуры дошкольников в процессе организации их культурно-досуговой деятельности.

2. Культура ребенка - это интегральное качество личности, которое воспитывается в детстве и способствует потреблению духовных ценностей. Для формирования основ культуры дошкольника разработана модель, которая состоит

из следующих компонентов:

— коммуникативный - взаимодействие двух или более детей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижение общего ре зультата совместной деятельности; является один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка;

- физический - воспитание предпосылок здорового образа жизни способствует художественно-эстетическая целостность идеала русского человека, раскрывающаяся в народных этико-эстетических представлениях, проявляющихся в фольклоре и произведениях искусства;

- детский игровой. Игра—ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека»;

- познавательный - усваиваются общие способы действий, научные понятия, он изменяет психику ребенка, его поведение;

- нравственный - нравственность не имеет своей собственной индивидуальной сферы общественных отношений и своих социальных и иных институтов. Она пронизывает все составляющие культуры бытия ребенка и его индивидуальное сознание, выступая ядром духовных ценностей;

- трудовой. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, создания культуры и благополучия семьи. Тем самым у ребенка вырабатываются представления о том, что общество принимает, а что отторгает; какие трудовые нормы в нем признаются оправданными, а какие нет;

- экологический - определяется реальным вкладом в преодоление негативных явлений на природу, пресечение действий, приносящих ей ущерб; соблюдением законов об ее охране;

-художественно-эстетический. Эстетическая культура является компонентом разных видов деятельности, а художественная культура - продукт сознательной, целенаправленной, творческой деятельности;

- досуговый — содержанием являются процессы усвоения культурных ценностей, восстановление жизненных сил и здоровья детей, которые частично утрачиваются в процессе занятий в детских образовательных учреждениях и выполнения повседневных функций;

- «Я-сам» - формирование способностей личности ребенка для реализации самоопределения. Как утверждают ученые, такие способности обеспечивают определение места ребенка в пространстве культуры и социуме, а также осознание собственных интересов в семье.

3. Культурно-досуговая деятельность детей—это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения; важная сфера жизни детей; которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество. Культурно-досуговая деятельность имеет следующие виды в дошкольном образовательном учреждении:

- отдых - самостоятельные занятия физическими упражнениями, работа на территории детсада, спортивный отдых, игры со снегом, песком и водой; прогулки детей, непринужденная беседа с взрослым, игровая деятельность, просмотр иллюстраций в книжном уголке, прослушивание по желанию ребенка различных произведений, чтение книг, просмотр по желанию дошкольника фильмов и передач по ТВ;

- созерцание - природы, атмосферных явлений, звезд и планет Солнечной системы; растительного и животного миров, произведений искусства разных видов;

- развлечения - концерты, народные игры, познавательные вечера развлечений, спортивные, театрализованные представления, забавы, развлечения с использованием технических средств обучения;

- праздники - международные, государственно-гражданские, народные и фольклорные, православные; бытовые, семейные и специально организуемые;

- самообразование - игры, коллекционирование различных предметов, хобби; детское экспериментирование, самостоятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность, познавательные беседы, экскурсии, посещения;

— творчество — в разных виды культурно-досуговой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, семье, кружках и студиях при детских садах.

4. Педагогическая модель воспитания основ культуры ребенка предполагает руководство взрослого формированием умения рационально использовать свое свободное время и разнообразные виды культурно-досуговой деятельности, сочетающих в себе отдых, созерцание, развлечения, праздники, самообразование и творчество детей, в результате чего происходит самореализация и самоутверждение детей. При этом важное место занимают культурные потребности дошкольников.

Научная новизна исследования.

Организация культурно-досуговой деятельности не занимает в дошкольных образовательных учреждениях должного положения, носит по преимуществу, ситуативный характер—в виде развлечений и праздников. Причины этого видятся в отсутствии педагогической теории формирования основ культуры ребенка с адекватными формами и методами практической работы в детских садах.

Расширено понятийное содержание терминов «свободное время» и «культура досуга» в детском саду. Обобщены положения личности человека, где культура представлена с точки зрения деятельностного подхода. Даны собственные определения категорий «свободное время», «культурные потребности» ребенка, «культурно-досуговая деятельность» в дошкольных образовательных учреждениях. Обоснована новая категория «основы культуры ребенка-дошкольника».

С психолого-педагогической точки зрения рассмотрены вопросы культурного развития дошкольников в период детства, выделены основные аспекты культурно-досуговой деятельности, влияющие на процесс воспитания культурных потребностей детей в этот период.

В работе определена сущность свободного времени детей, основ культуры личности ребенка, введены и описаны ее компоненты: коммуникативный, физиче ский, детский игровой, познавательный, нравственный, трудовой, художественно-эстетический и другие. Выявлены виды и составляющие культурно-досуговой деятельности, которые включают игру, труд, творчество, познание и т.д. Они рассматриваются в единстве и целостности в качестве необходимого условия разработки педагогической системы организации культурно-досуговой деятельности. Предложена концептуальная модель культуры ребенка на базе учета детских предпочтений в рамках развивающей художественно-эстетической среды, позволяющей определить организационные и психолого-педагогические условия формирования основ культуры детей дошкольного возраста.

Опираясь на научные положения в области современных гуманитарных знаний, раскрыты процесс формирования культуры ребенка-дошкольника в качестве интегрированного фактора личностного развития ребенка; тенденции в создании психолого-педагогических условий для организации культурно-досуговой деятельности детей и формирования их культурных потребностей. Описаны механизмы взаимодействия воспитателя и родителей с детьми, дошкольника со сверстниками в социокультурной среде.

Определены подходы к дополнительному профессионально-педагогическому образованию специалистов в современных социокультурных условиях в области формирования основ культуры ребенка.

Теоретическое значение исследования.

Создана теоретическая концепция культурно-досуговой деятельности и определены дефиниции понятий «отдых», «созерцание», «праздники», «развлечения», «самообразование» применительно к детям дошкольного возраста. Обоснованы необходимость и возможность использования воспитательно-образовательных функций культурно-досуговой деятельности. Разработана концептуальная модель формирования основ культуры дошкольника, определены ее составляющие (детская субкультура, культурные потребности, культурно-досуговая деятельность, синтез искусств, включая народное; социокультурные мини-среды, зона ближайшего развития и компоненты основ культуры ребенка)

и каждому компоненту дана характеристика. Теоретически обосновываются пути формирования культуры личности средствами культурно-досуговои деятельности. В исследовании доказывается взаимосвязь воспитания культурных потребностей и формирования основ культуры детей.

Разработаны критерии, уровневые показатели и система диагностики основ культуры ребенка. Раскрыты и обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие целенаправленное формирование культуры личности ребенка в процессе культурно-досуговои деятельности.

Практическое значение работы.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью широкого использования полученных результатов и рекомендаций в работе по формированию основ культуры ребенка дошкольного возраста. Разработанная и экспериментально проверенная при исследовании инновационная технология организации культурно-досуговои деятельности строится на культурных потребностях детей и интеграции видов культурно-досуговои деятельности, служит основой для разработки новых организационно-педагогических решений и поисков в практике использования свободного времени дошкольников.

Особое значение приобретает диагностическая методика по выявлению уровней сформированности основ культуры и качественных оценок культурно-досуговои деятельности, которая может использоваться как научными работниками, так и педагогами-практиками.

Практическую ценность имеет содержащаяся в диссертации совокупность теоретических положений и выводов о сущности формирования культуры ребенка, программа и методические рекомендации по культурно-досуговои деятельности, где заложены идеи духовно-нравственного совершенствования, художественно-эстетического и творческого развития личности, которые находят использование в образовательной практике, а также применение в работе воспитателей, музыкальных руководителей, социальных работников от регионального уровня и до практиков, организаторов культурно-досуговои деятельности детей в системе дополнительного образования.

Разработаны и экспериментально проверены Программы подготовки специалиста дошкольного воспитания с дополнительной специализацией педагога дополнительного образования детей.

Достоверность результатов исследования обеспечивается их соответствием методологическим положениям педагогики и психологии, использованием методов теоретического и эмпирического исследования, положительными результатами экспериментальной работы; комплексным решением теоретических задач; использованием методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; подтверждением концептуальной непротиворечивости научных положений и выводов диссертации основным положениям современной дидактики дошкольного образования, а также многоуровневой базой исследования; методологическими подходами (культурологическими, системными, деятельностными) к раскрытию понятий отдых, созерцание, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Вся исследовательская работа по сбору, обработке, анализу и обобщению фактического материала проведена автором лично. Диссертация является самостоятельной и завершенной работой.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные идеи, положения и результаты исследования нашли отражение в монографии «Основы формирования общей культуры ребенка», в книгах «Культурно досуговая деятельность в детском саду», «Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников», «Народные праздники в детском саду» (в соавторстве), «Праздники и развлечения в детском саду» (в соавторстве), «Программа воспитания и обучения в детском саду, 2005 г.» и «Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду, 2005 г.» (авторский коллектив).

Материалы исследований систематически докладывались и обсуждались автором на научно-практических конференциях: международной - «Проблемы образования на рубеже XXI века: международный диалог» (Курск, 1996); Всероссийской - «Проблемы регионального образования и этнопедагогика» (Мурманск,

2003), 2-м межрегиональном научно-практическом семинаре-совещании -«Культура. Досуг. Дети» (Москва, 1996); межрегиональной - «Государственно-общественный характер управления образованием, как механизм формирования образования, духовно-нравственных ценностей» (Мурманск, 2004); посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии Ml И У — «Стратегия дошкольного образования в XXI веке: проблемы и перспективы» (Москва, 2001); на межвузовских конференциях и заседаниях кафедры эстетического воспитания МГОПУ им. М.А. Шолохова.

Организация и этапы исследования.

Работа выполнялась на кафедре эстетического воспитания Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова. База и организация исследования определялась программой экспериментальной работы, которая проводилась совместно с педагогическими коллективами дошкольных образовательных учреждений г. Одинцово и Одинцовского района Московской области: №34,35,54,70,84 и 85; Москвы: №988,1221,2357, Детского дома №1, Дома ребенка №25, Дворца творчества детей и молодежи «Марьино», Центра творческого развития и гуманитарного образования «Экономика - культура -образование». В исследовании приняло участие около 970 детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста; 419 родителей и 146 педагогов и воспитателей. Исследование проходило в четыре этапа.

Первый этап (1997-1999) - обобщалась практика использования свободного времени детей и организации культурно-досуговой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и в семьях; изучались отношения к данным процесса со стороны музыкальных руководителей, воспитателей и родителей, что позволило выявить многогранность и многоаспектность рассматриваемой проблемы. Осуществлялся сбор необходимых материалов, велась работа с первоисточниками, изучалась актуальность и разработанность выбранной темы диссертации. Проводился теоретический анализ научных трудов, концепций, парадигм и обобщение материалов смежных наук: культурология - философия,

культура-образование, социология - педагогика. Одновременно осуществлялся эвристический этап и констатирующая часть экспериментального исследования проблемы с осмыслением научных подходов к организации культурно-досуговой деятельности детей как в ДОУ, так и в семье. Анализ противоречий в системе дошкольного образования позволил определить проблему, разработать пути и сформулировать рабочую гипотезу исследования. На основе чего были подготовлены вопросники, методические рекомендации музыкальным руководителям, воспитателям и родителям.

Второй этап (2000-2001)-уточнялись основные концептуальные положения диссертации, предпринимались меры к реализации модели формирования основ культуры ребенка-дошкольника, апробации Программ курсов дисциплин со специализацией студентов по дополнительному образованию детей, продолжению эвристического этапа исследования; проводились контрольные срезы, анализ их результатов и осуществлялись корректировка разработанной модели и создание клубов родителей.

Третий этап (2002-2003) - происходило теоретическое осмысление результатов исследования; определение функциональной значимости модели формирования основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности; обобщение и анализ результатов эксперимента, подготовка монографии по теме исследования, оформление результатов работы в виде глав докторской диссертации.

Четвертый этап (2004-2005). На этом этапе проводилось уточнение концептуальных положений, обобщение теоретических и экспериментальных данных, формулировались выводы.

Структура и основное содержание диссертации. Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений.

Концептуальный анализ философских, культурологических, социальных и психолого-педагогических предпосылок формирования культуры дошкольника

Основы культуры личности ребенка (дошкольника) - это синтез трех самостоятельных и взаимодействующих понятий: «основа», «личность» и «культура». Энциклопедические словари, в том числе и СИ. Ожегов, дают трактовку понятия «основа» как исходные главные положения чего-либо. Философский словарь Дидье Жюлиа излагает понятие «личность», которая представляет собой структурированный комплекс врожденных (наследственность, конституция) и приобретенных (среда, образование и реакция на их влияние) положений, определяющих своеобразную адаптацию индивида к его окружению и состоящую из трех составляющих: индивидуальности, внутреннего мира (сознание) и автономности (свободы). Мы в нашем исследовании будем использовать понятия «основы культуры личности дошкольника» и «основы культуры ребенка» как равнозначные понятия

В процессе исторического развития, в особенности с начала нового времени, многие интерпретации личности выступают в философском обличье, -пишут авторы статьи «Личность» в краткой философской энциклопедии, обобщившей на русском языке достижения преимущественно западноевропейской философской мысли. И почти все они, как подчеркивается, сводятся к декартовскому дуализму тела и души и, значит, к религиозному (христианскому) его источнику - будь это дуализм между «Я» и «не Я» (И.Г. Фихте [344]), дуализм природы и духа (Г.В.Ф. Гегель [75]), воли и представления (А. Шопенгауэр [364]), сознательного и бессознательного (романтизм, психоанализ Н. Гартман [74]) или наличного бытия и существования (С. Кьеркегор, современный экзистенциализм [229]).

Личность, по мнению авторов названной статьи, - этический феномен. Подобно тому, как каждому субъекту принадлежит объект, так и каждой личности принадлежит «вторая личность»: всякому «я» принадлежит «ты». Под личностью Н. Гартман понимает человеческий индивидуум, поскольку он — как действующий, наделенный волей и стремлением, как представитель своих мыслей, взглядов, суждений, как существо с претензиями и правами, настроениями и оценками - предстает соединенным с другими такими же человеческими индивидами и узнает об их манере обращения, высказываниях, воле и стремлениях, встречается с их мыслями, взглядами, суждениями и занимает какую-то позицию по отношению к их претензиям, настроениям и ценностям».

И.Ф. Петров [278] подчеркивает, что личность-это общежитейский и научный термин, обозначающий в одном случае человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова), а в другом - устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Реальность личности многослойна, проявление ее свойств мыслится как социально детерминированные феномены. Личность - двойственный процесс: она духовна, а потому свободна сравнивать, выбирать, оценивать, осознавать ранее не познанное ею социально-культурное влияние и опять выбирать и оценивать. Она творит свою предметно-пространственную и социальную среды и саму себя. Только в обществе, в процессе общественного материального и духовного производства и обмена сущностными силами между людьми осуществляется становление и развитие личности, ее «возвышение» до принятых обществом образцов той или иной социальной действительности. Более того, сущностные силы человека должны опредметиться не только и не столько в природном субстрате, но и в другом человеке, который является конечным, истинным объектом деятельности.

Психолог А.В. Петровский [281 ] дает следующее определение личности: «Личность - это система взаимодействия индивида с окружающей средой, т.е. целостная и сложная структура межличностных связей и действий с различными сторонами объективной действительности, в которой отражается история ее жизненного опыта и развития, так как категорию деятельности представляли не просто как отношение личности к миру вещей, отделяемого от общения, а как ее противоречивое единство с «самоизменением» и «изменением других». В определении подчеркивается идея развития, а не заданности личности. Наверно, не случайно мы говорим о родившимся ребенке как о новой личности только начиная с некоторого момента, когда он активно проявляет свои начальные и при этом социально важные свойства характера.

Основываясь на положениях Л.С. Выготского [72], А.В. Петровского и А.Н. Леонтьева [231], можно отметить, что личность имеет еще ряд понятий: она может обозначать конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное и его социальных ролей -общее). И с другой стороны - личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающим его субъектом труда, познания и общения. Этот второй аспект понятия, по мнению Б.И. Кононенко [204], наиболее важен с точки зрения социологии и культурологии. Достижения культуры, как настоящего, так и прошлого могут стать достоянием индивидуальной культуры лишь вследствие активности со стороны самого человека. В итоге именно человек созидает и потребляет культурные ценности, с личности начинается и личностью завершается процесс культурного воспроизводства.

Как отмечает Б.С. Ерасов [105], свойства индивида не исчерпываются его социальной и культурной принадлежностью. Существует еще и внутренний мир личности, в котором объективные факторы находят различное преломление. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, а с другой - личность вносит в нормы, потребности и поведенческие образцы и ценности свои требования и интересы. Без обращения к личностным факторам мы не можем объяснить реального функционирования присущих культуре норм и ценностей, а заодно и тех отклонений от норм, которые неизбежно происходят в реальной жизни общества, в основном под влиянием неинституциональных организаций и объединений.

Детство как феномен культурного развития ребенка-дошкольника

Формирование кудьтурного человека, красивого внешне и внутренне, способного легко входить в общество, начинается с раннего детства, так как именно в детстве закладываются основы культуры личности ребенка. Чтобы составить целостное представление о развитии и культурном становлении современного ребенка необходимо проанализировать детство, особенности его функционирования как социокультурного явления, имеющего историческое происхождение и природу, с учетом окружающей пространственно-предметной социокультурной среды.

Детство -это тот период времени, который подвластен только ребенку, где он бесконечно расширяет горизонты окружающего мира, распахнутого ему; совершенствует собственную культуру бытия, ощущает волшебство реального мира; приобретает опыт быть свободным умственно, морально, духовно. Именно в этот жизненный отрезок гармонизируются отношения дошкольника с миром взрослых или наоборот происходит их деформация. Это тот период времени, когда адаптация ребенка к социальной реальности, человеческому общежитию требует научения жить в искусственном мире, создаваемом взрослыми; освоения его ценностей, принятия их в свой духовный мир, а это явно социальные и психолого-педагогические проблемы.

Человек не может существовать только во времени и пространстве. В системе производства люди создают материальный мир, иными словами, вещи, предметы, которые для ребенка предстают как часть взрослого мира, служащая для выполнения культурных потребностей, а также его желаний и устремлений. В этот период жизнь детей складывается как сумма или умножение разных влияний, среди которых воспитание не доминирует постоянно, так как ребенок живет своей внутренней жизнью, которая может им в полном объеме не осознаваться и оставаться также непонятной ни родителями, ни воспитателями. Поэтому и актуально изучение его личности как особого микро-культурного пространства в динамике, все более настоятельной становится проблема приобщения дошкольника к общечеловеческим и российским ценностям, формирование его гражданской позиции, усвоение им понятий и основ социокультурных и экологических норм и правил до поступления в школу.

Детство выступает особой субкультурой жизни человека, концентрирует в себе и человеческую мудрость, и детскую непосредственность, так как сегодняшнее детство - это завтрашнее общество взрослых. Субкультура обладает свойствами развивать и формировать ребенка. Для нее свойственны направленность на адаптацию, врастание в мир человеческой культуры и в то же время индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого. Она на протяжении определенного возрастного периода рождает собственную культуру бытия (жизни) ребенка: оригинальность детского видения, детского сознания, ощущения волшебства реального мира. Ее можно также рассматривать и как пространство, которое взаимосвязано с пространством культуры, поэтому каждому ребенку должны быть предоставлены равные возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности: «природа», «рукотворный мир», «общество» и «Я-сам», что имеет самое прямое отношение к воспитанию ребенка творческой личностью и формированию основ культуры дошкольника. А.В. Петровский [281] выделяет три этапа культурного развития ребенка до 7 лет: первый год, периоды до 3-х лет и до 7-ми, когда закладываются основы познавательных, волевых и эмоциональных способностей ребенка. Вместе с тем, по нашему мнению, это можно рассматривать и в качестве по этапной включенно сти в культуру, как форму самоопределения в ней, как ступени вхождения в культуру на новый уровень ее освоения. Вступая в общество взрослых, он усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена семьи, группы детского сада, сообщества сверстников, общности и, наконец, общества. В настоящее время необходима ориентация на воспитание стрессоустойчивости индивидуума к условиям изменяющейся социокультурной среды, способности к установлению социально значимых связей, сохранению нравственных качеств человека: гуманизма, позитивизма мышления и добропорядочности.

Жизнь и наше исследование подтверждают, что Л.С. Выготский [73] был прав, когда говорил, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры и соответствующих социальных связей. Процесс формирования личностных качеств дошкольника, его ценностных ориентации в значительной мере зависит от доминирующих в обществе социокультурных норм и ценностей. Говоря иными словами, детство признается ценностью культуры, ее достоянием и ценностно-аксиологическая сторона детства не вызывает сомнений. Культура, являясь человекотворным образованием, не передается по наследству, т.е. биологически, она проходит через каналы разнообразных социальных связей. Адаптация ребенка с окружающим миром взрослых есть залог его физического, психического и социального здоровья, которое является жизненно важным для бытия дошкольника, фундаментальным состоянием, позволяющим выполнять социокультурные функции соответствующие его возрасту. В нашем понимании, детство представляет собой процесс воспитания без принуждения, как процесс приобщения развивающейся личности к культуре жизни, а главной целью развития личности является наиболее полная реализация ребенком своих задатков и способностей.

В период детства начинает складываться тонкий и чувственный внутренний мир ребенка. Он представляет собой целостную и ценностную модель пространства культуры, отраженную в представлениях ребенка «Я-сам» и инди видуальных, самостоятельных, свободных культуросообразных способах жизнедеятельности и самовыражения, т.е. становление личности ребенка зависит не только от его внутреннего «я», оно во многом обусловлено особенностями культуры, в которой он общается. В ходе очеловечивания вступающего в жизнь ребенка осуществляется переход от осязательных ощущений младенца к самым возвышенным понятиям философа. Усваивая человеческое содержание, заключенное в предметности культуры, ребенок вбирает его в себя, усваивает его и присваивает, становясь тем самым культурным существом.

Свободное время ребенка, его структура и значение для организации культурно-досуговой деятельности детей

В процессе исследования вначале необходимо раскрыть содержание и дать определение понятий «свободное время» и «культурно-досуговая деятельность» детей, находящихся в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Изучая проблему ознакомления детей со временем, мы установили, что в дошкольном возрасте формируются знания о времени как об умении ориентироваться во временном пространстве (вчера, сегодня, завтра, послезавтра и т.д.) и физическом явлении. Однако ребенок не задумывается над тем, что его жизнь не будет вечной. Наверно, поэтому он не обладает умением правильно распределять свой жизненный потенциал для достижения поставленных целей.

Таким образом, по нашему мнению, сущность свободного времени дошкольника заключается в том, что оно: - удовлетворяет социальные и культурные потребности ребенка, развивает его физические, умственные и психические способности; - открывает возможности для всестороннего и гармонического развития личности в условиях пространственно-предметной развивающей социокультурной среды; - повышает образовательный и культурологический уровни, в результате чего в новом качестве вступает в процесс создания духовных ценностей; - находится в диалектическом единстве с «рабочим временем» и активно влияет на него.

Свободное время дошкольника становится подлинно свободным, когда оно используется наиболее достойным личности ребенка способом. Истинное понимание свободы означает свободу деятельности на основе познанной необходимости; деятельности, направленной на использование свободного времени в социально значимых целях, на достижение многомерного сотрудничества с природой, социально-экономическими процессами, а также на преобладание силы воли над своими делами и поступками. Свободное время, возможность свободного, самостоятельного выбора видов деятельности (в условиях детского сада под прямым или опосредованным контролем со стороны воспитателя) и форм поведения таят в себе перспективы, вытекающие из психического состояния ребенка. Личная свобода, независимость, ощущения себя хозяином положения, возможность действовать, сообразуясь с индивидуальными интересами и желаниями, создают у старшего дошкольника определенный настрой, окрыляя его; повышают творческие силы, помогают достижению высоких результатов, успешности в преодолении трудностей.

Исходя из данного теоретического определения свободного времени ребенка и с целью определения эффективности его использования, мы сделали хронометраж режима дня детского сада, организации жизни и воспитания дошкольников в нем и в семье, исходя из понимания культурного времяпрепровождения (таблица 3). Оказалось, что дети находятся в нем 720 минут, которые распределяются по-разному из-за местных условий.

Свободное время представляет ценность не само по себе, а интенсивностью его использования человеком для всестороннего развития своей личности. Люди по-разному относятся к своему свободному времени. Такой подход к использованию личностью свободного времени наиболее близко подводит к рассмотрению культуры свободного времени. Здесь можно выделить два аспекта: влияние на культуру личности и самого свободного времени. В первом случае использование свободного времени связано с духовной культурой. Хотя основной объем ее ценностей создается в рабочее время творческими людьми - инженерами, учеными, художниками в широком смысле слова, но их деятельность не укладывается в рамки рабочего времени. Кроме того, в непрофессиональном созидательном процессе практически участвуют все, и именно в свободное время. Кроме того, созданные продукты усваиваются людьми в свободное время и способствуют развитию личности, формированию ее культуры. Ценность и значимость позитивного использования своего свободного времени понимаются, к сожалению, далеко не каждым ребенком. Осознание этих ценностей приходит постепенно и не сразу, а подчас - никогда. Между тем осознание именно этих ценностей является одним из условий формирования духовности, оно помогает дошкольнику глубже осознать себя частью природы и общества в неразрывности с ними.

Со вторым аспектом культуры свободного времени необходимо разобраться более подробно. Культура свободного времени - чрезвычайно емкое и сложное понятие. Это особенность развития и освоения культуры, а также эффективность данного процесса с точки зрения развития культуры личности. Культура включает в себя совокупность определенной деятельности людей во времени, отношение человека к нему, умение соблюдать пропорции и рационально организовать его. Термин «культура свободного времени» указывает на определенный уровень использования времени, включая сюда не только величину и структуру, но содержание и сущность - знания, ценности, нормы, образцы жизнедеятельности.

Как было сказано выше, человек использует свободное время по своему усмотрению, развивая и совершенствуя себя или, деградируя, поэтому важно определить его критерии. Если в качестве одного из критериев взять активность индивида, а, исходя из сущности -творчество, то культуру свободного времени можно определить как проявление творческой активности, которая невозможна без развития человеческой свободы. Поэтому такой подход непосредственно связан с проблемой формирования основ культуры личности. Если критерий свободного времени - активность, а критерий сущности -творчество, то его содержание-всестороннее культурное развитие индивида. Их формами являются организационные структуры, обеспечивающие творческую сущность и содержание деятельности в соответствии с культурными потребностями и интересами личности. Такими структурами могут быть студия, кружок, любительское объединение, самодеятельный коллектив и другие, в которых ребенок проявляет активность по саморазвитию. В условиях дошкольного образовательного учреждения использование свободного времени детей происходит в стенах учреждения. Таким образом, при определении культуры свободного времени важно учитывать свободную культурно-досуговую деятельность как проявление собственной активности, творчества и развития личности в организованных или неорганизованных структурах, а также экономию времени, выражающую социальную эффективность его использования. Культура свободного времени - это качественный уровень его использования, проявляющийся в активной художественно-творческой деятельности, направленной на собственное культурное развитие личности, через освоение определенной системы знаний, ценностей, норм и образцов.

Содержание, виды и формы культурно-досуговой деятельности дошкольников в детских образовательных учреждениях

Социально-значимая культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых - работников детских учреждений, родителей, родственников. Такая деятельность детей осуществляется как в ДОУ и дома, так и в студиях (гостиных) в детских садах. И здесь важен новый подход с психолого-педагогических позиций, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение тенденции развития детей посредством игры в свободное время. Особая ценность культурно-досуговой деятельности заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, она может помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. В таком случае открывается уникальная возможность сделать акцент на развитии культуры новых поколений, требующей специального внимания и заботы со стороны педагогов, родителей, родственников и взрослых.

Культурное использование своего свободного времени никогда не нахо дится в разрыве как с творческой, нравственной, полноценной личностью ребенка, так и с обществом. Оно предполагает целенаправленную социально-культурную деятельность и эксперимент, создание атмосферы свободы при выполнении повседневных дел, плодотворный отдых и развлечения, включение в творчество, получение удовольствия и восстановление духовных и физических сил. Виды социально значимой деятельности детей дошкольного возраста многообразны, и их можно классифицировать, как мы ранее отмечали, следующим образом: отдых, созерцание, развлечения, праздники, самообразование и творчество. Сделаем анализ этих направлений использования свободного времени с психофизиологических и социально-педагогических позиций.

Отдых - состояние покоя, либо такого рода культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные (духовные) силы человека; включает в себя здоровье развивающие и здоровье сохраняющие физические упражнения. Во время отдыха перед ребенком не стоят какие-либо конкретные цели, поэтому, как правило, заполняется случайной, поверхностной деятельностью, лежанием, стоянием, сидением, детской болтовней и прочим. Умение детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом позволяет им ограничивать свои желания, ставить и достигать цели, а после сделанных усилий отдохнуть. Неторопливая деятельность в обстановке уюта и покоя позволяет расслабиться, освободить те психические механизмы, которые были заняты во время прогулки и во время пребывания в обществе сверстников. Для полноценного отдыха необходимо соблюдение тишины, уединение, отсутствие разных физических и моральных раздражителей, а также общество родных, хорошо знакомых взрослых или близких друзей.

В отдых мы включили занятия гимнасткой, самостоятельными физическими упражнениями, работу на садовом участке, на территории детского учреждения или в районе дома, где ребенок проживает; и т.д. В это время дети имеют возможность проявить самостоятельность, исполнить свое желание, а иногда и реализовать в данный момент возникшую культурную потребность. Ребенок видит прекрасное в окружающей его жизни и размышляет о своих поступках, ведет со взрослыми и товарищами разговоры на различные темы, которые не требуют больших интеллектуальных усилий, но развивают фантазию и воображение, и одновременно способствуют развитию речи и навыков общения с окружающими людьми.

Причем значение подвижных видов отдыха неуклонно возрастало. В последние годы увеличиваются не столько физические, сколько психические на грузки, эмоционально-волевые напряжения. Образ жизни, который ведут современные дошкольники, отличается малой подвижностью и далеко не во всем соответствует психофизиологическим механизмам, которые сформировались у человека в процессе его длительной эволюции. Следует подчеркнуть, что городская жизнь часто вызывает стрессовые состояния психики, которые требуют физической разрядки, движений. Результатом чего является повышенная нервозность.

Прогулки детей наполнены не только познавательной деятельностью, но и предоставляют возможность ребенку восстановить свои силы, получить положительный эмоциональный настрой. Это достигается тогда, когда воспитатель, учитель, один из родителей или родственников проводит подвижные игры и спортивный отдых: катание на санках, лыжах и велосипедах, скольжение по ледяным дорожкам, купание, игру в бадминтон и др., а также организует труд на участке: уход за огородом и цветниками, полив, рыхление земли и прополка растений.

Игровая деятельность отвечает потребностям детей, если она организуется индивидуально или небольшими группами. Дети играют с разными игрушками, строительным материалом и настольно-печатными играми; желающие могут посмотреть книги, иллюстрации в книжном уголке. Ребенок получает удовольствие в первую очередь от сюжетно-ролевых и строительных игр, прослушивания по своему выбору любимых сказок, песен, танцевальных мелодий, произведений вокальной и инструментальной музыки, предназначенных для слушания (восприятия); просмотра любимых диафильмов, мультфильмов и т.п.

Созерцание - один из видов культурно-досуговой деятельности - это свободное безотносительно к практическим целям наблюдение за объектом, предметом, явлением. В процессе созерцания возникает чувство восхищения, любование тем, на что обращен взгляд. Созерцание способствует развитию восприятия, формированию вкуса у ребенка, возникновению интереса и любознательности, наблюдательности к окружающему миру. В момент созерцания у ре бенка происходит переключение мыслей в связи какой-то планируемой деятельностью на то, что вдруг привлекло внимание. В это время происходит духовное постижение природного и вещного миров.

Похожие диссертации на Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности