Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе Сабуцкая Светлана Васильевна

Формирование системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе
<
Формирование системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе Формирование системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе Формирование системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе Формирование системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе Формирование системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе Формирование системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе Формирование системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе Формирование системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе Формирование системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сабуцкая Светлана Васильевна. Формирование системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Кемерово, 2006 245 с. РГБ ОД, 61:07-13/487

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методическая работа как актуальное направление социально-культурной деятельности

1.1. Развитие теоретических взглядов и организационной структуры методического обеспечения социально-культурной деятельности 21

1.2. Современная методическая работа как система 55

1.3. Роль методических центров в развитии социально-культурной деятельности 88

Глава 2. Оптимизация процессов формирования системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе

2.1 . Опыт практической организации методической деятельности в социально-культурной сфере региона 117

2.2. Работа районных методических центров как основа совершенствования деятельности учреждений культуры 149

2.3. Инновационные технологии методического обеспечения социально-культурной деятельности 182

Заключение 208

Список литературы 213

Приложение

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Ни одна область человеческой деятельности, как известно, не может эффективно развиваться без методического обеспечения. Не является исключением и социально-культурная деятельность. Проблема методического обеспечения сама по себе - одна из наиболее сложных в системе социально-культурной деятельности, так как от ее решения зависит качество и эффективность деятельности социокультурных учреждений. Это тем более важно, что на одно из первых мест в период радикальных социальных трансформаций, переживаемый сегодня Россией, выходят вопросы, связанные с оптимизацией деятельности, функционирования и развития социально-культурных учреждений.

Острота проблем методического обеспечения деятельности учреждений культуры объясняется усиливающимися противоречиями между изменяющимися условиями, установками, назначением социально-культурной деятельности и ее практическим воплощением. Выражается это в поисках назначения социально-культурной деятельности в целом, кризисных явлениях в социальной сфере, малочисленности набора форм, используемых на практике, отсутствии государственного финансирования региональных научно-методических центров и методических кабинетов районных домов культуры и т.д.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что за короткий период, чуть более 10 лет, в развитии теоретических взглядов на традиционную деятельность учреждений культуры произошли значительные изменения. На смену понятию «культурно-просветительная работа» в научную лексику включено понятие «социально-культурная деятельность», более адекватное новым социальным явлениям и подходам, сфокусировавшее идеи традиционной науки и идеи инновационной, социально-ориентированной деятельности учреждений культуры.

Они не могли не сказаться и на развитии научных представлений о методическом обеспечении. Очень важным является осмысление, генерация и

4 анализ предыдущего опыта, выявление особенностей данного явления как самостоятельно действующей системы, вызванных потребностями и уровнем развития общественной практики.

Суть проблемной ситуации заключается в том, что, если в советское время методическое обеспечение играло важную роль как фактор повышения эффективности деятельности учреждений культуры, то с переменами, начавшимися в культурной и экономической жизни общества, отвергнувшими административно-командную систему в целом, роль методического обеспечения была без достаточных оснований отвернута. И в настоящее время методическое обеспечение, как фактор повышения эффективности социально-культурной деятельности, в практической жизни не всегда используется оптимально, роль его нередко недооценивается руководителями сферы культуры, органами местного самоуправления, а порой работниками социально-культурных учреждений и самими методистами. Методическая деятельность в учреждениях культуры часто подменяется сугубо административной, в обязанности методистов вменяется инспекторская работа, что приводит к дублированию управленческих служб и снижает эффективность методического обеспечения. К сожалению, приходится констатировать, что роль методистов нередко сводится лишь к поиску подходящего сценария или помощи в подготовке и проведении какой-либо отдельной программы.

Методисты часто не обладают четким представлением о своем труде как целостном процессе - его целях и задачах, средствах, методах, формах, технологии решения стоящих проблем, то есть они не воспринимают методическое обеспечение как стройную систему, все компоненты которой взаимосвязаны, выполняют совершенно определенные функции и представляют единое целое. Работа методических органов нередко ведется хаотично, бессистемно, непоследовательно, не используются новые технологии методического обеспечения, что отрицательно сказывается на эффективности реализации его воспитательных возможностей.

Изучение проблем методического обеспечения социально-культурной деятельности дает знание не только о его сущности, значении, функциях в прошлом, понимание его роли, места в современных условиях, но и конструировать его будущие перспективные модели. Необходимость исследования методического обеспечения социально-культурной деятельности как системы вытекает из острой потребности расширения теоретических представлений об этом уникальном явлении в современных условиях, с одной стороны, с другой, - позволит сделать достоянием практиков научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию методического обеспечения, повышению эффективности деятельности социально-культурных учреждений.

Степень разработанности проблемы. Конец 19-го столетия характеризуется появлением первых публикаций по внешкольному образованию, которые смело можно назвать предтечами современной теории и методики социально-культурной деятельности. Речь идет, прежде всего, о трудах В.П. Вахте-рова, И.И.Горбунова - Посадова, А.У.Зеленко, ЕЛ. Медынского, СО. Серо-полко, В.И. Чарнолуского, Н.В.Чехова и других русских педагогов, которые разработали оригинальную теоретико-методологическую концепцию, отстаивающую приоритет всестороннего развития личности. При этом теоретики акцентировали свободу внешкольного образования как особое условие для всестороннего развития личности. Источником свободы в деле внешкольного образования мыслилась частная инициатива. Анализ первоисточников позволяет утверждать, что частная инициатива - это своеобразная антитеза жесткой правительственной и церковной регламентации общественной жизни, а также уникальная возможность утверждения гуманистических ценностей в практике народного образования.

Методические находки русских педагогов сыграли свою роль в развитии отечественной педагогической мысли. Для нас это направление представляет особый научный и практический интерес, так как оно неразрывно

связано с методикой организации внешкольной деятельности в практическом смысле слова, с ее методическим обеспечением.

К середине 1920-х годов внешкольное образование постепенно было трансформировано в политико-просветительную работу, а к 1930-м годам понятие «внешкольное образование» вообще исчезло из педагогического лексикона. В 1920 -1930 годах тема теории и методики внешкольного образования занимает значительное место в работах Н.К. Крупской, А.Г. Кравченко, Е.Н. Медынского, В.А. Зеленко, В.А. Невского, обсуждается на различных совещаниях, организуемых Наркомпросом, Политпросветом и другими организациями. Проблема теории и методики внешкольного образования все больше сводилась к поиску ее нового, классового содержания и методов, соответствующих задачам политической пропаганды.

На протяжении всего советского периода в теории культурно-просветительной работы было актуальным выдвинутое Н.К.Крупской положение о трех основных направлениях в деятельности культпросветработника: первое - изучение трудящихся масс; второе - пропагандистско-воспитательная работа среди населения; третье - организация рабочих и крестьян на практическое решение культурно-политических задач. Эти направления Н.К.Крупской легли в основу теоретической, методической и преподавательской работы в области клубного дела.

Значительный вклад в развитие методики внешкольного образования внес А.Я. Закс. Многое из его теоретических работ может быть воспринято сегодня как живое свидетельство становления теории социально-культурного воспитания. Он предложил разнообразные формы переподготовки учителей. Труды его способствовали организации такой новой формы социально-культурной деятельности, как экскурсионная работа в РСФСР.

В трудах Л.С. Фрид, изданных в довоенный период, рассматриваются некоторые моменты методики дореволюционной внешкольной педагогики в связи с проблемой становления политико-просветительной работы в Советской России. Важным этапом осмысления теории и опыта внешкольного об-

разования в послевоенный период стала публикация педагогических сочинений Н.К.Крупской (1957-1960). Тексты и многочисленные комментарии, опубликованные в седьмом томе, подготовленные А.Г, Кравченко и Л.С. Фрид, до сих пор являются одним из важнейших источников по истории, теории и методике социально-культурной деятельности. Разработку этой проблемы продолжили в 1960-1970-е годы А.Я. Айзенберг, А.Л. Карамышев, А.Г. Кравченко, А.О. Пинт, Л.С. Фрид и др.

В конце 70-х - начале 80-х годов упор был сделан на изучение понятия «методика культурно-просветительной деятельности». В разработку этого понятия особый вклад внесли М.А. Ариарский, И.М. Болотников, Е.А. Владимиров, Д.М. Генкин, А.Н. Иезуитов, А.А. Конович, А.В. Сасыхов, С.Д. Со-ловейчук, Ю.А. Стрельцов, В,Е. Триодин, которые сделали принципиальный вывод о «ситуационном характере» методики культурно-просветительной деятельности, что должно учитываться при формировании инфраструктуры сети учреждений культуры, совокупности их методических структур, методического обеспечения, материально-технической базы, хозяйственного механизма.

К 1980-м годам теория социально-культурной деятельности, методического обеспечения обогатилась научными исследованиями, выполненными Л.В. Бузене, Н.И. Гугушвили, Е.М. Клюско, Ю.Д. Красильниковым, Е.В. Ли-товкиным, Г.Я. Никитиной, В.Е. Новаторовым, А.М.Савченко и др. Актуальные проблемы организации и управления культурно-просветительной работой, условия повышения эффективности воспитательного процесса во внешкольных учреждениях исследуют М.А. Ариарский, В.Г. Афанасьев, Л.А. Барселян, В.З. Дуликов, В.Е. Триодин, B.C. Цукерман.

Проблемам развития системы внешкольного воспитания, вопросам расширения и совершенствования форм, методов, средств работы с детьми и подростками, организации экскурсий, бесед, диспутов, клубов по интересам посвящены труды С.Г. Вершловского, Д.М. Генкина, Е.Г. Глуха, Г.А. Евтее-вой, И.Н.Ерошенкова, В.П. Ильина, А.В. Мудрик, Л.И. Новиковой,

8 Е.И. Смирновой и др. В работах Т.А. Кудриной, Б.Г. Мосалева, B.C. Томили-ной исследуются проблемы и пути совершенствования организации свободного времени сельского населения.

90-е годы характерны пристальным вниманием ученых к методической работе. Проблемы становления, развития, организации, методического обеспечения деятельности сельских культурных, культурно-спортивных комплексов, централизованных клубных систем, совершенствования форм работы в клубах по интересам находят отражение в трудах Е.А. Владимирова, И.И. Горбатовой, М.И. Даровской, Р.А. Еременко, И.Е.Калинина, Б.Г. Мосалева, В.Е. Триодина, В.В. Туева. Труды Б.А. Блинкова посвящены глубокому раскрытию опыта организации централизованной клубной системы в рамках промышленного предприятия, принципов организации, структуры, активного участия в решении производственных задач. Исследователи, глубоко изучавшие проблемы комплексирования культурного потенциала, отмечали, что формирование культурного комплекса связано не только с содержательной стороной дела, но и с методикой культурно-просветительной работы.

Ученый И.Н. Ерошенков анализирует цели, задачи, содержание, методику и организацию работы с детьми и подростками, подчеркивая, что клубная работа с ними является одной из частных методик в системе клубоведческих дисциплин. Проблемы организации и методики агитационно-пропагандистской работы клубов исследуют В.П. Дюгаев, Е.Я. Зазерский, Б.М. Клемантович, В.Т. Лисовский, В.Я. Суртаев. Выразительные средства клубной работы, сценарное мастерство, методика работы любительских объединений, специфика методических принципов режиссуры в самодеятельности - предмет исследования В. Водопьяновой, В.Н. Гагина, Д.М. Генкина, А.А. Коновича, Л.И. Футлик, А.И. Чечетина. Вопросы эффективности клубной работы, использования современной методики находят отражение в трудах С. Ангапова, A.M. Герштейна, В.Е. Новаторова.

Конец 90-х годов отмечен появлением научных трудов, в которых наиболее полно нашла отражение проблема методического обеспечения куль-

9 турно-просветительной работы. Так, учебное пособие под ред. Д.М. Генкина «Организация и методика художественно-массовой работы», написанное в соответствии с программой подготовки организаторов-методистов культурно-просветительной работы, содержит теоретический и методический материал по организации и проведению художественно-массовой работы в клубных учреждениях, парках культуры и отдыха, на стадионах.

И все же учебные пособия или монографии, раскрывающие ведущие вопросы методического руководства, пока отсутствовали. Первой попыткой систематизированного изложения курса в соответствии с учебной программой подготовки студентов по специальности «организатор-методист КПР» можно рассматривать учебное пособие «Методическое руководство культурно-просветительной работой» (Г.М. Бирженюк, Л.В. Бузене, Н.А. Горбунова). Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности становится предметом исследования С.Н. Громова, В.Е. Новаторова, В.М. Чижикова. Проблему переноса опыта в другую среду, методического поиска, рождающего новые формы любительского движения, деятельность методических центров исследуют Л.Я. Витебский, А.Д. Жарков, Б.Г. Мосалев, А.О. Пинт, Н.Ф. Плахотный и др.

Проблемы эффективности заняли значительное место в трудах исследователей культурно-просветительной работы Л.А. Акимовой, Н.И. Вавилова, В.Н. Гагина, В.З. Дуликова, М.Б. Клемантович, Н.Н. Королева, Т.А. Кудриной, И.С. Орловой, К.Б. Соколова. Сущность коллективов художественной самодеятельности, тенденции развития, резервы повышения эффективности, методику художественно-массовой работы исследуют Б.П. Богатов, Д.М. Генкин, А.А. Конович, Ю.Е. Соколовский. Вопросы о сущности, функциях, содержании технологических аспектов труда методистов, представлении о нем как целостном процессе хорошо разработаны в период с 1990 по 2000 годы в трудах А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Ю.Н. Стрельцова, В.М. Чижикова. Пути активизации инновационных процессов в культурно-досуговой деятельности, современные подходы к реализации новых форм и методов ис-

10 следуют Н.И. Вавилова, Д.М. Генкин, Н.А. Грибанова, Е.Л. Иванова, К.Н. Измайлов, И.Е. Калинин, А.А. Конович. Исследователи Н.И. Гендина, А.Я. Куклин, Н.А. Миненко посвящают свои работы проблемам структуры управления культурой села на современном этапе, организации досуга сельского населения.

В 1995 году в трудах Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова впервые была сформулирована идея нового, социально-ориентированного подхода к анализу традиционной деятельности учреждений культуры. Публикация «Основ социально-культурной деятельности» этих ученых можно считать новым этапом в развитии науки. В вузовскую лексику вводится понятие «социально-культурная деятельность». Первой попыткой экспликации понятия «социально-культурная деятельность», обоснования сохранения и использования богатого практического опыта (форм, методов, организации клубной работы), накопленного в советское время, явилась монография А.В. Соколова «Феномен социально-культурной деятельности» (2003 г.).

Особый интерес для данной работы представляют исследования А.Д. Жарковым проблем методического обеспечения, методики и технологии культурно-досуговой деятельности. Нам во многом импонирует научная позиция ученого, в частности, в формулировке понятий «методика», «технология» и др. Заслуга А.Д. Жаркова, по нашему мнению, - в разработке проблемы методического обеспечения как компонента технологии культурно-досуговой деятельности. Заметную роль в разработке представлений о сущности и специфике современных социально-культурных технологий сыграли исследования тамбовских ученых, появление учебного пособия «Современные технологии социально-культурной деятельности» под редакцией профессора Е.И. Григорьевой является заметным событием в науке и практике социально-культурной деятельности. Представляет интерес квалификация технологий, форм, средств и методов социально-культурной деятельности.

Исследование методики, опыта клубной работы с позиций сегодняшнего дня, вопросы эффективного развития социально-культурной практики значи-

тельное место занимают в трудах И.Е. Калинина, А.С. Ковальчук, И.Л. Ку-рочкина. Теоретические концепции формирования культурной среды средствами учреждений культуры находят отражение в научных трудах СБ. Брижатовой, Т.Г. Киселевой, СВ. Нестеровой, В.В. Савельева, В.И. Черниченко.

Исследования последних лет пытаются преодолеть недостатки предшественников, значительно расширить источниковедческую базу, сломать стереотипы «партийного подхода», найти новые методы исследования и выстроить принципиально иную концепцию истории культурного строительства в первые годы советской власти. Исторический анализ опыта внешкольного образования, политико-просветительной и культурно-просветительной работы, культурно-досуговой и социально-культурной деятельности в различных аспектах проведен Т.И. Баклановой, А.Д. Жарковым, А.С Каргиным, Т.Г. Киселевой, Е.М. Клюско, Е.В. Литовкиным, Г.Я. Никитиной, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцовым, Е.Ю. Стрельцовой, Б.К. Тебиевым и другими исследователями. Учебное пособие «Становление теории внешкольного образования (конец 19 века - первая треть 20-го века)» под ред.НЛ. Ярошенко представляет собой первую в отечественной педагогической литературе попытку создания антологии теории внешкольного образования. Потребность в таком учебном пособии достаточно высока. Одно из существенных препятствий, возникающих на пути освоения ценного теоретического наследия внешкольной педагогики - недоступность первоисточников.

Вопросы о сущности, функциях, содержании технологических аспектов труда методистов, на наш взгляд, довольно хорошо разработаны в научной литературе. Однако следует отметить, что теоретических работ концептуального, обобщающего характера о методическом обеспечении социально-культурной деятельности как о целостном процессе на сегодняшний день нет. Ни в одном научном источнике методическое обеспечение социально-культурной деятельности не представлено как система, не раскрывается сущность ее компонентов (субъект, цель, задачи, содержание, форма, средства,

12 методы, организация, ресурсное обеспечение, объект методического обеспечения), Требуют обобщения и инновационные технологии методического обеспечения, появившиеся в практике и обусловленные особенностями современной социально-культурной деятельности. Поэтому на сегодняшний день данный вопрос является актуальным и нуждается в серьезной разработке.

Одна и причин недостатков в области методического обеспечения социально-культурной деятельности, кроется, на наш взгляд, в слабой теоретической разработанности вопроса об этом явлении как системе, его роли в повышения эффективности социально-культурной деятельности и в слабой профессиональной подготовке методистов-практиков.

В ходе нашего исследования нами были изучены материалы по истории развития и становления теоретических основ и организационной структуры методического обеспечения культурно-просветительной работы, культурно-досуговой деятельности, технологии социально-культурной деятельности. Важным источником информации о современном состоянии методического обеспечения социально-культурной деятельности стали ежегодный аналитический обзор Министерства культуры о деятельности клубов, развитии народного творчества, материалы научно-практических конференций, опубликованных в сборниках и журнале «Клуб», публикации в журнале «Культурно-просветительная работа».

Большая работа проведена по изучению документов методических центров, которые явились главным источником для нашего исследования. Нами изучены устав, материалы из опыта работы Государственного Российского Дома народного творчества, который является творческой организацией, осуществляющей методическое обеспечение органов, учреждений культуры, самодеятельных коллективов, участников самодеятельности, реализующей научные концепции развития народного творчества.

Изучение уставов, документов, методической продукции Чувашского республиканского НМЦНТ, Курганского, Нижегородского, Псковского, Ле-

13 нинградского областных центров народного творчества позволило сделать вывод о том, что центры и дома народного творчества заслужили право на длительное существование не только потому, что разрабатывают методики для коллективов художественной самодеятельности, проводят всевозможные праздники, фестивали, способствуют развитию информационной деятельности, осуществлению международных проектов, а потому, что научились внимательно относиться ко всему новому, рождающемуся в культурной жизни общества.

Отчеты о работе, планы, буклеты, методические материалы Кемеровского областного, Алтайского краевого Центров народного творчества и досуга, Новокузнецкого, Кемеровского городских методических центров, Топкин-ского, Чебулинского, Ленинск-Кузнецкого, Промышленновского, Кемеровского, Мариинского, Тяжинского районных методических центров дали представление об особенностях методического обеспечения социально-культурной деятельности в Кемеровской области и Алтайском крае, индустриальных регионах страны.

В течение нескольких лет на базе Крапивинского РОМЦ шла экспериментальная работа по созданию эффективной модели методического обеспечения социально-культурной деятельности сельских учреждений культуры, осуществлению перехода на личностно-ориентированный подход в организации методической работы, внедрению системы непрерывного повышения квалификации работников культуры района, В работе представлены методика деятельности РОМЦ по различным направлениям методического обеспечения, инновационные технологии совершенствования социально-культурной практики.

Информацию для исследования дали непосредственное участие в проведении областной школы методистов и ведущих специалистов муниципальных органов управления культуры, организованной Кемеровским областным Центром народного творчества и досуга и областным учебно-

14 методическим Центром работников культуры и искусства, и анкетирование, проведенное среди ее участников.

Изучением научных основ, целей, задач, главных направлений, форм, средств и методов, технологии методического обеспечения социально-культурной деятельности, т.е. системы методического обеспечения в совокупности всех ее компонентов, опыта работы методических органов можно извлечь уроки для функционирования методической системы в современных условиях, выявить условия эффективной социально-культурной деятельности и избавиться от той однородности и застоя, который нередко проявляется и сегодня в методических и социально-культурных учреждениях.

Методические рекомендации по организации методического обеспечения социально-культурной деятельности в современных условиях могут явиться хорошим подспорьем в практической деятельности методических органов, повышении эффективности методического обеспечения социально-культурной деятельности и работы социально-культурных учреждений.

Анализ научной литературы и практики позволил определить противоречия:

  1. между возрастанием теоретической и практической значимости проблем методического обеспечения социально-культурной деятельности как системы в регионе и недостаточной их разработанностью;

  2. между уровнем теоретической разработки способов совершенствования методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе и состоянием практической работы методического обеспечения социально-культурной деятельности как системы в регионе методических служб в социально-культурной сфере.

Для разрешения данных противоречий выбрана тема исследования, проблема которого заключается в разработке и адаптации оптимальной организационной модели методического обеспечения социально-культурной деятельности в современных условиях как системы. Полагаем, что исследование методического обеспечения необходимо производить на основе историче-

15 ской и социокультурной преемственности, что предопределило структуру и содержание нашей работы.

Объектом исследования является система методического обеспечения социально-культурной деятельности.

Предметом исследования является процесс совершенствования системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе.

Цель диссертационного исследования - разработка системообразующих основ оптимальной модели методического обеспечения социально-культурной деятельности в современных условиях.

Исследование осуществлялось в рамках комплексной программы научно-исследовательской работы Кемеровского государственного университета культуры и искусств «Социально-культурное развитие региона».

В соответствии с целью исследования поставлены следующие теоретические и практические задачи:

исследовать историю возникновения и развития методического обеспечения социально-культурной деятельности в теоретическом и организационном аспектах;

изучить состояние современной методической работы в социокультурных учреждениях и ее влияние на эффективность социально-культурной деятельности;

проанализировать современную методическую работу как систему, компоненты которой (субъект, цель, задачи, содержание, форма, средства, методы, организация, ресурсное обеспечение, объект методического обеспечения) обеспечивают ее цельность и законченность;

определить роль методических центров различных уровней в развитии социально-культурной деятельности;

выявить особенности организации методического обеспечения социально-культурной деятельности в современном регионе;

- разработать и апробировать программу научно-организованного экспе
римента по созданию и развитию инновационного районного организацион
но-методического центра;

- обобщить и предложить методическим службам инновационные тех
нологии методического обеспечения социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования основана на том, что методическое обеспечение социально-культурной деятельности региона в современных условиях может быть эффективным, если оно формируется как система при условии:

знания исторического опыта методического обеспечения социально-культурной деятельности, тенденций его развития;

структурной целостности системы, выражающую количественный и качественный состав связей между ее компонентами (субъектом, целью, задачами, содержанием, формами, средствами, методами, организацией, ресурсным обеспечением, объектом методического обеспечения) и способ организации этих связей;

применения эффективных, проверенных опытом, а также инновационных технологий в методическом обеспечении современной социально-культурной деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

впервые методическое обеспечение социально-культурной деятельности рассматривается как система, компонентами которой являются субъект, цель, задачи, содержание, формы, средства, методы, организация, технология, ресурсное обеспечение, объект, и исследуется эффективность ее реализации на примере практической деятельности методических органов;

установлены этапы развития теоретических взглядов и становления организационной структуры методического обеспечения социально-культурной деятельности; в результате сравнения периодизации развития методического обеспечения в теоретическом и организационном аспектах выявлен различный характер их формирования;

выявлена роль методических центров различных уровней в развитии системы методического обеспечения социально-культурной деятельности, доказано, что они, являясь компонентами организационной структуры методического обеспечения, выполняют огромный объем работы, связанной с организационно-методической, аналитической, научно-исследовательской, учебной, издательской деятельностью;

на основе проведенного научно-организованного эксперимента по созданию и развитию инновационного организационно-методического центра на базе Крапивинского РОМЦ Кемеровской области разработаны концепция деятельности РОМЦ на 2006-2008 год, которая предполагает изменение подходов к содержанию методической деятельности, построение ее на принципах системности, сетевой организации и маркетинга, и эффективная авторская модель методического обеспечения социально-культурной деятельности по созданию единой сельской культурной среды.

Методологическую основу диссертационной работы составляют системно-структурный, деятельный подход, с позиций которых рассматривается методическое обеспечение, как одно из важнейших направлений социально-культурной деятельности. Основными методами работы являются метод классификации, сравнительно-исторический, анализ и синтез, концептуализация. Метод историзма использовался в рассмотрении этапов развития теоретических взглядов на методическое обеспечение и становления его организационной структуры.

Особое место в исследовании занимает анализ статистических данных, литературы, изданной методическими центрами, научно-методической документации. В процессе проведения социологических исследований автор использовал такие методы сбора социологической информации, как анкетный опрос, наблюдение, интервью, контент-анализ. Моделирование использовалось при построении модели инновационного РОМЦ, концепции деятельности РОМЦ и методического обеспечения социально-культурной деятельности по созданию единой культурной среды села, поселка.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в расширении представлений о методическом обеспечении социально-культурной деятельности как системе. Результаты работы позволяют полнее осознать сущность современной методической работы, необходимость системной деятельности, обновления ее форм и методов, перспективы развития методического обеспечения социально-культурной деятельности. Сформирована определенная теоретическая база для последующих социологических исследований в области развития методического обеспечения социально-культурной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные подходы, разработанные автором, могут быть использованы в организации методического обеспечения социально-культурной деятельности региона в современных условиях. Данные исследования апробированы в экспериментальной модели на базе методкабинета Крапивинского РОМЦ Кемеровской области. Осуществлен переход на личностно-ориентированный подход к организации методической работы. Создана эффективная система непрерывного повышения квалификации работников культуры района. Построена система создания и распространения эффективных технологий социально-культурной деятельности.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса теории и методики социально-культурной деятельности, подготовке специалистов-методистов, при разработке концепции социально-культурного развития региона, в качестве оказания методической помощи в организации деятельности методических органов и учреждений культуры на научной основе.

Организация исследования

Исследование и внедрение его результатов осуществлялось с 2002 по 2006 год по ряду направлений, имело 3 этапа на основе комплексного подхода к решению научно-исследовательских задач:

Первый этап (2002-2003 гг.) - сбор и теоретический анализ материалов по проблеме, изучение литературы, опыта работы методических органов. Разработка программы исследования, программы научно-организованного эксперимента на базе Крапивинского РОМЦ Кемеровской области.

Второй этап (2002-2005 гг.) - проведение социологического исследования с целью изучения состояния методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе, организация научно-организованного эксперимента по созданию инновационного РОМЦ, апробирование региональной модели методического обеспечения социально-культурной деятельности как системы.

Третий этап (2005-2006 гг.) - обработка и систематизация экспериментальных данных, разработка концепции деятельности РОМЦ на 2006-2008 годы, авторской модели методического обеспечения социально-культурной деятельности по созданию единой локальной сельской социально-культурной среды, уточнение и формулировка теоретических выводов и практических рекомендаций, литературное оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: применением комплекса методов, адекватных объекту и предмету исследования, его целям и задачам, длительностью и многоаспектностью опытно-экспериментальной деятельности; разнообразием источников информации; репрезентативностью эмпирического материала.

Апробация работы была проведена в ходе международной (г.Кемерово, 2004 г.), 2-х региональных научно-практических конференций (г.Кемерово, 2003, 2005 гг.); Кемеровской областной школы методистов и ведущих специалистов муниципальных органов управления культуры; выступления на конференции с участием глав местных администрации муниципального образования «Крапивинский район». Результаты исследований были опубликованы в региональном сборнике научных трудов «Культура как предмет комплексного исследования» (2003 г., 2004 г.), межрегиональном сборнике научных статей молодых ученых «Актуальные проблемы социокультурных

20 исследований» (2006 г.), журналах ВАК «Современные гуманитарные исследования» (2005 г.), «Вопросы гуманитарных наук» (2006 г.), в 12 номерах информационно-методического сборника «Вестник культуры» Крапивин-ского РОМЦ (2003 г.), редактором которого являлся автор исследования, а также в многочисленных методических пособиях и рекомендациях, подготовленных и изданных автором в течение 1994 - 2006 годов. Положения, выносимые на защиту

1. Методическое обеспечение как фактор повышения эффективности со
циально-культурной деятельности должно представлять собой систему, ком
поненты которой (субъект, цель, задачи, содержание, формы, средства, мето
ды, организация, технология, ресурсное обеспечение, объект) обеспечивают
ее целостность и законченность.

2. Формирование системы методического обеспечения социально-
культурной деятельности в регионе требует целенаправленной и комплекс
ной работы методических органов и их адаптации к современным социально-
экономическим условиям,

  1. Система методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе нуждается в обновлении содержания и подходов, материально-технической базы социально-культурной сферы, подготовки соответствующих высококвалифицированных кадров.

  2. Внедрение инновационной модели низовых методических органов (РОМЦ), имеющих долгосрочные концепции развития, их системная деятельность способствует укреплению системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе, совершенствованию деятельности учреждений культуры.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, 2-х глав, 6 параграфов, заключения, списка литературы из 108 наименований, 10 приложений, 5 схем, Ютаблиц.

Развитие теоретических взглядов и организационной структуры методического обеспечения социально-культурной деятельности

В разное время для обозначения методического обеспечения социально-культурной деятельности, как особого вида методического руководства, применялись различные термины: «организационно-методическая работа», «методическая помощь», «обобщение и внедрение передового опыта», «методическое руководство». При этом речь идет не просто о вытеснении одного термина другим, отражающим одно и то же содержание, а, по определению Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбуновой Н.А., об «определенных последовательных шагах в выявлении новых граней рассматриваемого явления, обогащении его функций, углублении понимания его сущности, границ и роли» [58, с.8] в общем процессе руководства социально-культурной деятельностью на разных уровнях.

Для того, чтобы рассмотреть современное состояние методического обеспечения социально - культурной деятельности, чрезвычайно важно проследить историю его становления и развития, выявить ключевые моменты, отражающие его специфику. «Шагнуть вперед можно лишь тогда, - утверждает В.Белов, - когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно».

История методического обеспечения социально-культурной деятельности неотделима от истории самой социально-культурной деятельности. Положение осложняется тем, что история социально-культурной деятельности -еще молодая формирующаяся наука. По утверждению исследователя Е.В. Литовкина, «пока преобладает тематический подход в изучении отдельных явлений истории социально-культурной деятельности (история самодеятельного художественного творчества, история самодеятельных театральных коллективов, история народных домов, история клубов и т.д.), что свойственно молодым формирующимся наукам. Недостаточно исследуются периоды (этапы), нет исследований, обобщающих всю историю социально-культурной деятельности в России от ее зарождения и до сегодняшнего дня, в которых раскрывались бы закономерности и динамика развития социально-культурной деятельности» [51, с.46]. Естественно, подобная тенденция прослеживается, на наш взгляд, и в изучении истории методического обеспечения социально-культурной деятельности.

Не вызывает сомнений, что каждое из этих направлений исследований (тематическое, отдельных периодов и общее изучение истории) имеет важное научное значение, поэтому полнота исторической изученности данной сферы может быть признана только при наличии достаточного количества исследований по всем этим трем направлениям.

Чтобы найти истоки методического обеспечения социально-культурной деятельности, определить периодизацию его становления и развития, необходимо остановиться на таком существенном вопросе, вызвавшем большие дискуссии в научном мире: как соотносятся понятия «культурно-просветительная работа», «культурно-досуговая деятельность» и «социально-культурная деятельность»? Существует ли между ними преемственность?

«Между современной профессиональной культурно-досуговой деятельностью и советской КПР,- утверждает А.В. Соколов, - существует историческая преемственность, так же как была преемственность между революционным внешкольным образованием и послереволюционным политпросветом. Сохраняет актуальность богатый практический опыт (формы, методы, организация клубной работы), накопленный в советское время» [88, с.136].

«Современная трактовка социально-культурной деятельности (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления как культурно-просветительная работа», -утверждают авторы учебного пособия «Современные технологии социально 23 культурной деятельности» под научной редакцией профессора Е.И. Григорьевой [87.С.6].

Многие видные ученые (Т.Д. Киселева, Ю.Г. Красильников, А.С. Ковальчук, Н.Ф. Максютин, В.В. Туев и др.) пришли к выводу о том, что, термин «социально-культурная деятельность» более адекватен новым социальным явлениям и подходам, чем «культурно-просветительная работа», «неза-идеологизирован», и более емок, чем термин «культурно-досуговая деятельность», однако между ними, несомненно, существует преемственность.

На основании вышеизложенного, мы вправе рассматривать историю развития методического обеспечения культурно-просветительной работы, культурно-досуговой деятельности как этапы в истории развития социально-культурной деятельности. Следовательно, в рамках рассмотрения проблем методического обеспечения социально-культурной деятельности мы можем использовать имеющийся значительный теоретический материал о методическом руководстве культурно-просветительной работой, методическом обеспечении культурно-досуговой деятельности, использовать все ценное, не потерявшее своей актуальности, что накоплено в предыдущие годы.

Одним из важных и непростых вопросов для истории методического обеспечения социально-культурной деятельности является определение факторов, которые обусловливают его развитие. Нам кажется, что правомерно выделять те же две группы факторов, которые определяет Е.В.Литовкин для развития социально-культурной деятельности [51, с.48].

Первую группу факторов развития составляют внешние, к которым относятся социально-экономические, общественно-политические и культурные условия функционирования социально-культурных учреждений. Как известно, государство и власть оказывают огромное влияние на все стороны жизни общества на протяжении всех периодов человечества, в том числе и на культуру и досуг. Особенно велика была роль партии и государства в советские годы. В годы советской власти эта группа факторов была доминирующей, поэтому не случайно многие исследователи периодизацию истории социаль 24 но-культурной сферы, истории методического обеспечения социально-культурной деятельности отождествляют с периодизацией истории страны.

Вторую группу развития составляют внутренние. К ним Е.В. Литовкин относит то, «что составляет «внутреннюю» систему социально-культурной деятельности и определяет логику ее развития. Это кадры и их уровень профессиональной подготовленности, потребности населения, материально-техническая база учреждений, финансирование, содержание, средства, формы и методы деятельности, технологии, посещаемость, удовлетворенность и участие населения в деятельности учреждений. Анализ этой группы факторов затрудняется тем, что по ним имеется недостаточная источниковедческая база.

Современная методическая работа как система

Методическое обеспечение социально-культурной деятельности - это системно организованная деятельность. В настоящем параграфе мы поставили задачу рассмотреть процесс методического обеспечения социально-культурной деятельности как определенную систему, состоящую из необходимых и взаимосвязанных элементов. Мы даем ее графическую схему, излагаем методическую суть каждого ее элемента и прилагаем возможные направления их функционирования. Таким образом, этот параграф носит характер теоретико-методического изложения сущности структуры и содержания системы методического обеспечения социально-культурной деятельности.

Методическое обеспечение социально-культурной деятельности как систему можно представить в виде схемы (см. стр.56). За ее основу нами взята схема ученого В.В.Туева «Социально-культурная деятельность как система» [101, с.5].

Субъектом методической деятельности является методист: он создает методические знания и рекомендации, систематизирует материал, вносит в него новые связи и отношения. Объектом же становятся не только потенциальные участники социально-культурной деятельности, но и сами работники социально-культурных учреждений, Это происходит потому, что воздействие методиста и его методической мысли на участников социокультурного процесса протекает опосредованно, через практиков социально-культурной деятельности, которые усваивают и переносят методические идеи в предметную практику.

В учреждениях культуры ежедневно решаются самые разнообразные задачи. Работники культуры выступают в качестве организаторов самых разных коллективов и групп людей, в то же время обеспечивают качество социально-культурной деятельности, осуществляют отбор и оптимальное использование методик, ведут поиск новых форм, средств деятельности.

Таким образом, работники культуры, являясь объектом методического обеспечения, одновременно являются субъектом по отношению к посетителям социально-культурных учреждений. Социальный работник (социальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимулирующего активность и самодеятельность каждого из участников социально-культурного мероприятия, досу-гового объединения.

Чтобы избежать ошибок при выработке рекомендаций, методических советов, пособий, рекомендуемого репертуара, сценариев, передового опыта форм и методов работы, выработать оптимальный подход в решении задач, четкую ориентировку, методист должен уметь вести аналитическую работу, владеть методами анализа. Умение выбрать такие средства, формы и методы работы, которые больше соответствуют местным условиям, отвечают уровню подготовки и творческого потенциала работников культуры, способны при наименьшей затрате сил дать наибольшие и прочные результаты все более требуется в современных условиях и специалистам социально-культурной сферы. Это требует внедрения в сферу деятельности учреждений культуры нового субъекта - истинного просветителя, передового общественного деятеля, способного организовать социокультурный процесс, направлять аудиторию на активное участие в преобразованиях общества.

Принципы взаимоотношений субъекта и объекта методического обеспечения специфичны, они носят рекомендательный, консультативный, совещательный характер. Реализуются субъектно-объектные отношения в виде рекомендаций, методических советов, пособий, методических писем, рекомендуемого репертуара, сценариев, передового опыта форм и методов работы.

Связи между субъектом и объектом методического обеспечения носят особый характер, определяющийся специальными стимулирующими методами: консультации, беседы, методические рекомендации, обсуждения, рецензирование, показ и т.п. В данном случае объект методического обеспечения имеет возможность и право выбора лучшей, по его мнению, методики, которая больше соответствует местным условиям, возможностям ее внедрения. Качество и эффективность методической деятельности во многом зависят от творчества субъекта, его активности, изобретательности и находчивости в выборе форм, методов и средств интеллектуального и эмоционального воздействия. Однако эти качества должны опираться на глубокие профессиональные знания.

Цель методического обеспечения социально-культурной деятельности Цель - это заранее намеченное задание, замысел. Конечная цель методического обеспечения - достижение наивысшего уровня работы всех социально-культурных учреждений, максимально высокого для данного этапа уровня практической методики организации социально-культурной деятельности. Реализация конечной цели, как известно, происходит последовательно с достижением близких и промежуточных целей. Такими целями могут быть: - вывести методическое обеспечение на уровень, при котором может обеспечиваться постоянное совершенствование практической деятельности социокультурных учреждений; - подвести практическую методику к уровню передовой теории и практики социально-культурной деятельности; - достигнуть выравнивания уровня работы социально-культурных учреждений за счет «подтягивания» отстающих до уровня средних и передовых.

Опыт практической организации методической деятельности в социально-культурной сфере региона

Каждый регион имеет свои особенности, свои культурные корни, собственное культурное прошлое, настоящее и индивидуальные пути развития. Методическое обеспечение социально-культурной деятельности в регионе также имеет свои особенности. Это ориентация на специфику региона, политику, социально-культурные программы; условия, созданные для функционирования методических органов, учреждений культуры; специфика уровня подготовки кадров методических центров, социально-культурных учреждений; состояние системы регионального, межрегионального обмена опытом работы и т.д.

Более конкретно специфика методического обеспечения деятельности учреждений культуры нами была исследована и обобщена на примере двух крупнейших и высокоразвитых регионов Сибири, какими являются Алтайский край и Кузбасс.

Традиционно имея мощную промышленность, огромные производственные фонды, Кузбасс заметно уступал многим республикам, краям и областям бывшего Союза и России по развитию социальной сферы, по обеспеченности населения области учреждениями образования, здравоохранения и культуры. Специфика развития Кузбасса в годы советских пятилеток заключается в гипертрофическом развитии индустриальной сферы и катастрофическом недоразвитии сферы социально-культурной. Только благодаря патриотическому долгу руководителей предприятий в городах и районах области были построены дворцы культуры, музыкальные школы, прекрасные здания театров [100, с.16-17].

Особенно широкий размах приобрело в 60-70-е годы инициативное строительство учреждений культуры на селе. За 10-летие в сельской местности было построено более трехсот клубов, Домов культуры, библиотек, детских музыкальных и художественных школ и школ искусств.

Сегодня сельская культура, в отличие от так называемой «светской», городской культуры, оказалась наиболее уязвимой и незащищенной. Социокультурная среда явно не способна удовлетворить все возрастающие духовные потребности селян, прежде всего - в активном досуге, общении, творчестве. За последние десятилетия требования к организации социально-культурной деятельности значительно изменились, они ориентируют на организацию различных форм любительства (в том числе техническое), развитие платных услуг населению. Разумеется, для этого необходимы соответствующие условия. Однако постоянное недофинансирование из бюджетов всех уровней крайне отрицательно сказалось на развитии материально-технической базы учреждений культуры. Строительство новых объектов социально-культурного назначения - редкое явление на селе.

Согласно проведенным социологическим исследованиям, на селе в силу нерегламентированности основных видов сельскохозяйственного труда, недостаточного развития бытового обслуживания, занятости в личном подсобном хозяйстве люди испытывают большой дефицит свободного времени. Оно составляет в день 1,5-2 часа. Величина свободного времени у молодых работников сельскохозяйственного производства примерно в полтора раза меньше, чем у работающей молодежи города [58, с.13]. Но не менее значимо и другое: чем и каким образом свободное время заполняется. Свыше двух третей сельской молодежи нигде не учится, 7% - не читает художественной литературы, 2,6% - газеты и журналы. Потребление культуры примерно в 3-4 раза преобладает над участием в создании культурных ценностей, активном освоении их. Причем установлено, что у сельских жителей доля пассивного досуга в пять раз выше, чем у горожан [25 с. 13].

Все это создает объективные трудности для деятельности сельских учреждений культуры в современный период. Необходимость жизни в новых условиях хозяйствования, крайне тяжелое состояние предприятий сельскохозяйственной сферы, нежелание молодых специалистов жить и работать в селе привели к вымыванию традиционных социально-культурных форм, к заметному ослаблению такого явления, как художественная самодеятельность. «Сельская культура держится на людях с большим стажем работы, и замены им нет», - констатируют специалисты Кемеровского областного центра народного творчества в «Информационно-аналитическом отчете о деятельности клубных учреждений Кемеровской области за 2005 год» [22, с.55]. Медленно идет рост профессиональной компетенции работников культуры (см. приложение 1). На одно клубное учреждение в селе приходится 0,7% работников со специальным образованием. Такими силами возрождать культуру села невозможно.

Однако в последние годы, несмотря на негативные факторы, в Кузбассе, как отмечается в «Концепции развития культуры и искусства Кемеровской области на 2001-2010 годы», наметилась тенденция возрастания интереса населения к деятельности социально- культурных учреждений. Подтверждением этому является увеличение количества посещений Дворцов культуры и клубов, музеев, парков, библиотек и т.д.

Работа районных методических центров как основа совершенствования деятельности учреждений культуры

Современная социально-экономическая ситуация в стране весьма осложнила жизнь сельских учреждений культуры. Между тем современное общество предъявляет к социально-культурным учреждениям все более и более высокие требования. Чтобы им соответствовать, работники культуры должны обладать высоким интеллектуальным уровнем и глубоким профессионализмом. Как сумеют сельские учреждения культуры адаптироваться в новой экономической ситуации, насколько успешно смогут выполнять свое предназначение - во многом это зависит от того, насколько сильна методическая служба.

Эффективность системы методического обеспечения, ее влияние на совершенствование деятельности сельских учреждений культуры мы показываем на примере инновационной, экспериментальной деятельности Крапи-винского районного организационно- методического центра Кемеровской области.

Крапивинский район Кемеровской области - сельскохозяйственный. Здесь нет развитого промышленного производства. Из 35 населенных пунктов 2 поселка городского типа - Крапивинский и Зеленогорский, остальные -большие и маленькие села, разбросанные на много километров друг от друга. Клубных учреждений в районе -30, библиотек -28, народных коллективов -8, киноустановок - 23, автоклубов - 4, детских музыкальных школ -2, школ искусств -1, музеев -1. Сеть учреждений культуры удается сохранить на протяжении многих лет. Среднее число жителей на одно клубное учреждение составляет 1,0 тыс. человек (в России - 2,68), на одну библиотеку - 1,07 (в России - 2,7).

С целью создания полноценного районного методического органа, который охватил бы своим влиянием все учреждения культуры района, чтобы методическая работа не замыкалась в узких рамках Районного Дома культуры, была бы более глубокой, целенаправленной, масштабной, в 1993 году был учрежден Районный организационно-методический центр, работающий непосредственно в контакте с отделом культуры. Автору диссертации было доверено возглавить этот центр. Революционный шаг по отделению методической службы от РДК, созданию отдельной структурной единицы в 1993 году еще невозможно было сделать. Создание РОМЦ было осуществлено номинально: по-прежнему методисты находились в штате районного Дома культуры, хотя осуществляли методическое руководство всеми учреждениями культуры района, в том числе и РДК, и работали вполне самостоятельно. Создание Районного методического центра способствовало повышению статуса и авторитета труда методистов, улучшению социально-культурной деятельности в районе.

В первые годы существования РОМЦ методисты путем проб и ошибок набирались опыта, осваивали на практике сущность методической деятельности, подбирали в свой штат творческие кадры.

К 2000 году в районе сложилась определенная система методического обеспечения социально-культурной деятельности. Определены его функциональные приоритеты: Создание благоприятных условий для развития творческой инициативы жителей района, комфортных условий для работы самодеятельных коллективов и мастеров прикладного творчества. Оказание практической организационно-методической помощи учреждениям культуры в организации социально-культурной деятельности. В штате Крапивинского РОМЦ 5 человек, каждый возглавляет определенный отдел. Отдел анализа и прогнозирования Его, как правило, возглавлял заведующий центром в целом. Функции отдела: Изучение социально-культурных процессов в сфере культуры на основе имеющегося опыта работы в регионе, районе. Содействие в распространении и реализации инновационных технологий социально-культурной деятельности. Организация исследовательской, методической и организационной работы, направленной на совершенствование деятельности РОМЦ, учреждений культуры района. Перспективное планирование, анализ, разработка комплексных программ развития сферы культуры района. Отдел художественной самодеятельности Методическое руководство творческими коллективами, рабо тающими в клубах и Домах культуры, кружками, любительскими объедине ниями, клубами по интересам. Изучение репертуара и исполнительского уровня коллективов художественной самодеятельности. Организация районных конкурсов и фестивалей, выдвижение лучших коллективов и исполнителей на областные мероприятия. Сбор полной информации о творческом потенциале в целом по району и по каждому учреждению культуры в отдельности: что было в прошлом, что имеется на сегодняшний день, какие перспективы есть на будущее. Организационно-методический отдел Разработка методик по творческой реабилитации инвалидов и пожилых людей, оказание методической помощи в социокультурной деятельности. Организационно-методическое обеспечение досуга семьи, всех возрастных и социальных групп населения: детей; подростков, молодежи, взрослых, одиноких людей, «трудных» подростков, детей из социально незащищенных, многодетных семей, одаренных детей, трудовых коллективов и т.д., и т.п. Проведение конкурсов, фестивалей и выставок семейного творчества.

Похожие диссертации на Формирование системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе