Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры Тарасов Леонид Викторович

Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры
<
Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тарасов Леонид Викторович. Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : М., 2005 192 c. РГБ ОД, 61:05-13/2413

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социокультурной анимации

1.1 ,Социокультурная анимация как самоорганизующаяся педагогическая система 17

1.2 . Психолого-педагогические основания анимационной деятельности 54

Глава 2 . Социокультурная анимация инвалидов в учреждении культуры 86

2.1. Социально-культурные технологии в системе социокультурной анимации инвалидов 87

2.2. Педагогическая технология социокультурной анимации средствами глубинного общения 114

2.3. Организационно-педагогическая модель формирования жизненной устойчивости инвалидов 127

Заключение 144

Список литературы 152

Приложение 1

Введение к работе

Актуальность исследования

Оказание помощи инвалидам является одной из приоритетных задач социальной политики государств во всем мире. Всемирная программа действий по отношению к инвалидам, выражаемая идеей «равных прав и возможностей», которая принята во всем мире, поддержана и Россией. Однако в современном российском обществе инвалиды являются одной из наиболее нуждающихся в поддержке социальных групп. До сих пор во многих городах не создана «доступная среда» для передвижения инвалидов, многие из них остаются за пределами интересов социальных институтов. Не создана система адаптации инвалидов к труду и интеграции их в общество. Инвалиды испытывают высокую степень социального, культурного и духовного отчуждения, они не имеют возможности полноценно общаться, работать, учиться, единственной отдушиной для них является творчество, но оно кардинально не меняет положения инвалида и часто звучит как призыв о спасении тонущего человека. Жизнь инвалидов зависит в основном от материального положения их семьи. Жизненное положение инвалидов в связи с этим является чрезвычайно неустойчивым, оно целиком зависит от внешних факторов, от той социальной микросреды, в которой они живут, и которая часто оставляет их в полной социальной и духовной изоляции.

Бесспорно, инвалиды нуждаются в социальной защите, в гуманитарной и медицинской помощи. Однако медико-социальный подход, преобладавший в социальной политике нашего государства в XX веке, показал свою неэффективность, так как не затрагивал духовную сферу личности, являющуюся стержнем ее жизненной устойчивости. Медико-социальный подход сформировал у многих инвалидов потребительскую установку к обществу, иждивенчество, нежелание и неумение трудиться, стремление снять с себя ответственность за организацию своей собственной жизни. В результате инвалиды имеют огромный психологический барьер при взаимодействии с социальной микросредой, барьер, состоящий из страхов, а также незнания как своих собственных сил, так и той общественной среды, с которой они общаются. Инвалид, как и любой здоровый человек, является личностью, имеющей и позитивные, и негативные стороны. Он, так же как и другие люди, имеет духовный потенциал, но в то же время подвержен духовным порокам общества.

В связи с этим чрезвычайно актуален социально-культурный подход, затрагивающий духовную сферу личности, в частности социокультурная анимация, которая оказывает на нее непосредственное педагогическое влияние. Социокультурная анимация ориентируется на реабилитацию духовного мира инвалидов, стремится вернуть им ощущение полноценной душевной жизни даже при ограниченных физических возможностях. Однако до сих пор эта социальная практика в нашей стране остается недостаточно изученной, отсутствует четкое понимание методологических и теоретических основ анимационной деятельности, нет технологий социокультурной анимации. В практике социально-культурной деятельности не разработано системы социокультурной анимации инвалидов.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена высокой степенью социального, культурного и духовного отчуждения инвалидов, потребностью инвалидов в формировании их жизненной устойчивости, а также недостаточной разработанностью организационных и педагогических аспектов анимационной деятельности. Степень научной разработанности проблемы Исследования по социокультурной анимации проводили во Франции с 60-х гг. XX века теоретики и практики анимационной работы П. Бенар, A.M. Гурдон, М. Кайрес, Р. Лабури, П. Лангран, Ж. Левегль, М. Леви-Котре, Э.Лембо, П. Мулинье, М. Симоно, М. Паризе, А. Тери и др.

Философские аспекты становления и развития личности отражены в трудах французских мыслителей XX века: А. Бергсона, А. Камю, Ж. Лак руа, Э. Левинаса, Ж.Ж. Маритена, Г. Марселя, М. Мерло-Понти, Э. Мунье, П. Рикера, Ж.П. Сартра и др., а также в трудах философов экзистенциального направления: Н. Аббаньяно, Н. Бердяева, М. Бубера, М. Хайдеггера и др. Процессы духовного развития человека рассматриваются в русской религиозной философии XIX - XX вв. в трудах: Вл. Соловьева, С. Аскольдо-ва, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, И.О. Лосского, Е.Н. и С.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка и др. А также в трудах отечественных философов XX века: Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, М.К. Ма-мардашвили, С.С. Хоружего и др.

Психологические аспекты становления и развития личности отражены в работах К.Г. Юнга, а также Р. Ассаджиоли, Л. Бинсвангера, Дж. Бьюд-жентала, У. Джемса, Дж. Кэмпбелла, А. Маслоу, Р. Мея, К. Наранхо, К. Роджерса, В. Франкла. В трудах отечественных психологов дореволюционной России: В.И. Введенского, Н.Я. Грота, В.В. Зеньковского, А.А. Ухтомского, Г.И. Челпанова, - и ученых советского периода: К.А. Абульха-новой-Славской, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

Педагогической основой социокультурной анимации во Франции стали идеи Ж.Ж. Руссо, а в XX веке Ж. Маритена, Э.Дюркгейма, Э. Шартье, А. Бине, Ж.П. Сартра, Ж. Шато и др. Процессы духовного пробуждения личности отражены в экзистенциальной педагогике О.Ф. Больнова, Е. Ве-нигера, Р. Гвардини, Ф. Гогартена, К. Левина, Е. Метцке, Е. Роттена, Э. Шпрангера, К. Ясперса. Среди отечественных педагогов основанием для нас являются труды К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого, СИ. Гессена, а также В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого и др.

Зарубежный опыт анимационной деятельности в нашей стране исследовали Г.С Вовк, Е.Б. Мамбеков, К. Чекалов, Е.П. Яценко, Н.Н. Ярошенко. Российский опыт культурно-досуговой деятельности, аналогичный французской анимации, освещали М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Т.Г. Ки селева и Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, В.В.Туев, В.М. Чижиков и др. Проблемами социокультурной реабилитации инвалидов занимались М.Н. Гуслова, О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздокова и др.

В целом социокультурная анимация как научное направление изучено недостаточно, а система социокультурной анимации инвалидов до сих пор не была разработана в отечественной науке, в частности система формирования жизненной устойчивости инвалидов. Таким образом, недостаточная разработанность проблемы и обусловила выбор темы нашего исследования.

Цель исследования — разработать организационно-педагогическую модель формирования жизненной устойчивости инвалидов в учреждении культуры.

Объект исследования — социокультурная анимация инвалидов в учреждении культуры.

Предмет исследования - процесс формирования жизненной устойчивости инвалидов средствами социокультурной анимации в учреждении культуры.

Гипотеза исследования основывается на том, что формирование жизненной устойчивости инвалидов в учреждении культуры возможно при условиях:

• использования анимационных технологий, направленных на актуализацию и реализацию духовных потребностей личности инвалидов, выявление личностного призвания;

• разработки психолого-педагогической системы социокультурной анимации инвалидов, направленной на развитие их интеллектуальной и эмоциональной сферы, а также развитие профессиональных навыков, умений и интеллектуальной творческой деятельности;

• создания особой организационно-педагогической модели социокультурной анимации инвалидов, представляющей собой рабочие места для инвалидов в рамках некоммерческой организации, на которых и осуществляется реализация их духовных потребностей. Задачи исследования:

о Определить теоретико-методологические аспекты социокуль турной анимации.

о Выявить психолого-педагогические основания социокультур ной анимации.

о Разработать и апробировать концепцию социокультурной ани мации инвалидов и анимационные технологии, направленные на преодоление социального, культурного и духовного отчуждения инвалидов.

о Создать организационно-педагогическую модель формирова ния жизненной устойчивости инвалидов. Методологическая основа исследования

Методология базируется на принципах объективности и комплексного анализа поставленных проблем, на принципе междисциплинарного синтеза. Используется системно-структурный подход, моделирование объектов, теория множеств. Используются философско-концептуальный и диалектический методы исследования, а также историко-культурный, гуманистический, феноменологический, экзистенциальный, синергетический подходы. Методологической основой исследования являются труды К.Г. Юнга об индивидуации как основе процесса становления личности; концепция всеединства С.Л. Франка; философские труды по диалектике творчества и по глубинному общению Г.С. Батищева; научные труды И. Пригожина по синергетике, и в частности по синергетике в гуманитарных науках СП. Кур-дюмова и Е.Н. Князевой. Теоретическая основа исследования

Теоретической основой исследования являются следующие концепции: социокультурной анимации как социально-культурной педагогики Н.Н. Ярошенко; анимационной модели социально-культурной деятельности во Франции Е.Б. Мамбекова; социологии досуга Ж. Дюмазедье; социо культурного менеджмента В.М. Чижикова; социально-культурной деятельности Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова; социально-культурных реабилитационных технологий Ю.С. Моздоковой; внешкольного образования СИ. Гессена; экзистенциальной педагогики О.Ф. Больнова; культурно-исторической психологии В.П. Зинченко и др. Методы исследования

Теоретические: анализ и синтез, индукция и дедукция, системно-структурный анализ, моделирование, сравнение, обобщение. Эмпирические: анкетирование, наблюдение (косвенное, включенное), анализ продуктов творческой деятельности, самооценка, экспертные оценки, научный эксперимент.

В процессе опытно-экспериментальной работы использовались следующие инновационные методы: организации плодотворного духовного общения Н.С. Арсеньева, коллективной импровизации М.Н. Эпштейна, экзистенциального анализа М.К. Мамардашвили, биоэнергетического оздоровления В.М. Бронникова, танцевально-двигательной терапии и др. Этапы исследования;

1 этап П999 - 2001 гг.) -теоретические и практические исследования проблемы отчуждения молодых инвалидов, определение путей его преодоления. Были изучены психолого-педагогические технологии, использующие средства культуры и искусства; изучен опыт организаций, работающих с инвалидами. Был проведен констатирующий эксперимент по определению степени социальной отчужденности инвалидов. Началась экспериментальная работа по разработке технологий социокультурной анимации молодых инвалидов и по разработке организационно-педагогической системы формирования жизненной устойчивости инвалидов. Изучались философские, психологические, педагогические труды по теме становления и развития личности, как отечественных ученых, так и зарубежных.

2 этап (2002 - 2004 гг.) - создание некоммерческой организации для проведения опытно-экспериментальной работы. Разработка программ и проектов по социокультурной анимации инвалидов, реализация проектов и анализ полученных результатов. Проведение преобразующего эксперимента по формированию жизненной устойчивости инвалидов. Разработка технологий социокультурной анимации инвалидов, а также организационно-педагогической модели формирования жизненной устойчивости инвалидов. Разработка и апробирование педагогической технологии анимации инвалидов средствами глубинного общения. Разработка методических рекомендаций для специалистов, работающих с инвалидами. Теоретические исследования по выявлению специфики социокультурной анимации как научного направления и социальной практики.

3 этап (2005г.) - теоретическое осмысление, проверка, обобщение и систематизация конечных результатов. Количественный и качественный анализ полученных данных. Уточнение и доработка теоретических выводов исследования социокультурной анимации: определение теоретико-методологических аспектов социокультурной анимации, выявление психолого-педагогических оснований анимации, уточнение концепции социокультурной анимации инвалидов, анимационных технологий и организационно-педагогической модели формирования жизненной устойчивости инвалидов. Внедрение результатов исследования в преподавательской деятельности Московского государственного университета культуры и искусств. База исследования

Исследование проходило на базе Общества инвалидов Железнодорожного р-на (г.Рязань) в 1999 - 2005 гг.; Государственного учреждения культуры «Городской социокультурный центр «Надежда» (г.Москва) в 2002 - 2005г.; Автономной некоммерческой организации «Центр социокультурной анимации «Одухотворение» (г.Москва) в 2002 - 2005 гг.; на базе Московского государственного университета культуры и искусств (в 2003 - 2005гг.). В исследовании принимали участие инвалиды с детства с сохранным интеллектом в возрасте 18-40 лет общей численностью 150 человек. Научная новизна исследования

Уточнено содержание понятий «анимация», «социокультурная анимация», «социокультурная анимация инвалидов», «жизненная устойчивость», «жизненная устойчивость инвалидов», определено отличие социокультурной анимации от социально-культурной деятельности и социально-культурной реабилитации.

Выявлены некоторые методологические и психолого-педагогические принципы социокультурной анимации, на основании которых она предстает самоорганизующейся педагогической системой, ориентированной на духовное развитие личности:

- принцип индивидуации, как источник и сверхзадача анимационной деятельности;

- принцип глубинного общения, как основа взаимодействия субъектов в социокультурной анимации;

- принцип экзистенциального анализа.

Разработаны концептуальные основы анимации инвалидов, а также анимационные технологии, в которых используются средства бального танца, культурно-досугового и глубинного общения.

Создана организационно-педагогическая модель формирования жизненной устойчивости инвалидов, основанная на самоорганизующихся процессах личности и социальной группы инвалидов и направленная на становление их духовного и материального благополучия. Она представляет собой систему анимационных технологий, актуализирующих духовные потребности личности, систему педагогических и психологических технологий, содействующих эмоционально-смысловому развитию личности, а также систему рабочих мест для инвалидов, на которых они могут реали-зовывать духовные потребности и обеспечивать свое материальное благополучие.

Теоретическая значимость результатов исследования

Выявление методологических и психолого-педагогических принципов анимационной деятельности позволило разработать организационно-педагогическую систему социокультурной анимации инвалидов, а также целый ряд анимационных технологий.

Разработка и апробирование анимационных технологий на практике подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что формирование жизненной устойчивости инвалидов в учреждении культуры возможно при использовании особой организационно-педагогической модели социокультурной анимации инвалидов, направленной на развитие их интеллектуальной и эмоциональной сферы, на актуализацию и реализацию духовных потребностей личности.

Создание и апробация организационно-педагогической модели фор-мирования жизненной устойчивости инвалидов позволили сформировать методические рекомендации для специалистов, работающих с инвалидами. Практическая значимость исследования

Предлагаемая система социокультурной анимации инвалидов в учреждении культуры дает возможность практикам эффективно осуществлять анимационную деятельность. Разработанные концепция социокультурной анимации инвалидов, анимационные педагогические технологии и организационно-педагогическая модель формирования жизненной устойчивости инвалидов используются в работе с инвалидами в Центре социокультурной анимации «Одухотворение» и в Государственном учреждении культуры «Городской социокультурный центр «Надежда». Педагогическая технология глубинного общения также используется в работе со студентами Московского государственного университета культуры и искусств по предмету «Тренинг личностного роста». Результаты научного исследования отражены в большом количестве научных статей.

Результаты наших исследований по социокультурной анимации отражены в «Атласе социально-культурных реабилитационных технологий»/ Сост. Моздокова Ю.С. - М.гМГУКИ, 2002, а также в «Сборнике лекций для слушателей курсов повышения квалификации специалистов, работающих с инвалидной категорией населения: Социокультурная реабилитация инвалидов»/ Сост. Моздокова Ю.С. - М.:МГУКИ, 2003. Для организаций, работающих с инвалидами, разработано методическое пособие: Тарасов Л.В. Социокультурная анимация молодых инвалидов - М: АНО ЦСА «Одухотворение»,2003. Разработана программа курса для студентов МГУКИ по специальности «Социально-культурная анимация». Некоторые результаты исследования освещены в учебном пособии профессора Ярошенко Н.Н. «Социально-культурная анимация». - Изд. 2-е. — М.: МГУКИ, 2005. Достоверность полученных результатов

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на теоретические источники в области философии, психологии, педагогики; комплексом взаимодополняющих и контролирующих методов исследования, адекватных объекту, предмету и цели исследования; репрезентативностью эмпирического материала; многолетней опытно-экспериментальной работой; опорой на данные теории, практики и организации социально-культурной деятельности.

Личное участие диссертанта состоит в непосредственной организации и проведении опытно-экспериментальной работы, подборе и разработке социально-культурных технологий и методик. Экспериментальная модель внедрена в практику социально-культурной деятельности, она реально функционирует в условиях современного российского общества, является жизнеустойчивой и востребованной учреждениями культуры. Апробация и внедрение результатов

Апробация и внедрение результатов научного исследования осуществлялись в течение всей опытно-экспериментальной работы. Разработанные технологии использовались в работе с инвалидами в Автономной некоммерческой организации «Центр социокультурной анимации «Одухотворение» (г. Москва), в Государственном учреждении культуры «Городской социокультурный центр «Надежда» (г.Москва), в Обществе инвалидов Железнодорожного р-на г. Рязани, в Муниципальном учреждении культуры «Дворец Молодежи» (г.Рязань), Региональной общественной организации инвалидов «Контакты-1» (г.Москва). Разработанные педагогические технологии и учебные программы используются в педагогической работе со студентами Московского государственного университета культуры и искусств. Положения, выносимые на защиту:

1. Социокультурная анимация - это самоорганизующаяся педагогическая система, субъектом которой являются общественные объединения аниматоров, имеющие целью актуализацию духовных потребностей населения. Источники ее самоорганизации находятся в духовных качествах аниматоров, а также в духовных потребностях аудитории, с которой работают аниматоры. В педагогическом процессе в пространстве досуга аниматор помогает аудитории обратиться к духовным ценностям бытия и утвердить эти ценности в повседневной жизни.

2. В основе социокультурной анимации лежит процесс индивидуации личности аниматора, являющийся источником его деятельности, а также сверхзадачей его педагогической деятельности с аудиторией. Содействие индивидуации осуществляется при взаимодействии аниматора и аудитории на уровне глубинного общения. В процессе социокультурной анимации актуализация и развитие духовных процессов аудитории осуществляется аниматором при помощи метода экзистенциального анализа. В результате содействия становлению и развитию личности на основе процесса индивидуации более эффективно протекает социализация и интеграция личности в общество, что является необходимым условием преодоления отчуждения личности.

3. Социокультурная анимация инвалидов осуществляется в процессе . эмоционально-смыслового развития личности каждого индивида, вследствие повышения его творческой активности, а также становления и развития личности путем вовлечения в предметную и рефлексивную деятельность с использованием средств культуры и искусства. Организуется инфраструктура реализации духовных потребностей личности: общения, деятельности, познания и творчества с использованием анимационных психолого-педагогических технологий, - актуализируются синергетические процессы развития личности. Особое место в этой системе принадлежит педагогической технологии социокультурной анимации инвалидов средствами глубинного общения, которая содействует становлению и развитию личности на основе индивидуации. Она актуализирует творческий потенциал, межличностное взаимодействие и духовное бессознательное индивида за счет создания особых психолого-педагогических условий межличностного общения.

4. Формирование жизненной устойчивости инвалидов осуществляется посредством создания организационно-педагогической модели социокультурной анимации, в результате которой личность инвалида из отчужденного и изолированного существования в педагогическом процессе социокультурной анимации, основанного на самоорганизации психологических механизмов личности и социальной группы, переходит в состояние личностного роста и подлинной интеграции с обществом. Преодоление потребительской установки и обеспечение духовного и материального благополучия инвалидов возможно при создании системы анимационных технологий, актуализирующих духовные потребности личности, системы педагогических и психологических технологий, содействующих эмоционально-смысловому развитию личности, а также системы рабочих мест для инвалидов, на которых они могут реализовывать духовные потребности и обес печивать свое материальное благополучие. Создание рабочих мест для инвалидов возможно в рамках некоммерческой организации при разработке психолого-педагогических программ; социально-культурных проектов, поддержанных грантами; при поддержке средств массовой информации и сети Интернет.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех приложений.

,Социокультурная анимация как самоорганизующаяся педагогическая система

Социокультурная анимация, зародившись во Франции, развивалась в течение целого столетия как сложное и противоречивое явление. До 60-х гг. XX века аниматоры отказывались от научного осмысления своей деятельности, от ее структуризации и типологизации. Р. Лабури, П. Бенар пишут о сложности разграничения пространства анимации, выделяют множество направлений анимационной деятельности и множество критериев, по которым можно ее рассматривать. Анимация - это «всеобщее социальное явление», пишут они, которое для своего анализа требует междисциплинарного подхода, применения разных и взаимодополняющих друг друга дисциплин, таких, как психология, история, социология, педагогика, экономика, философия, политология и т.д. Анимацию нельзя просто отнести к одной из множества профессиональных областей человеческой деятельности. Аниматоров обнаруживают не только в сфере культуры и искусства, но также в мире коммерции, труда, здравоохранения, юстиции и др.

Е.Б. Мамбеков пишет, что социокультурная анимация касается всего ансамбля повседневной жизни индивида — труда, гражданской и политической активности, отношений с окружающими, их культуры. «Расценивать социокультурную анимацию как простую рекреалогическую технику, значит свести ее к методологическим аспектам, которые она содержит», - пишет он.2 Среди российских теоретиков социально-культурной деятельности анимация также рассматривается с разных позиций. связывает ее с культурно-досуговой деятельностью, а М.А. Ариарский относит социокультурную анимацию к прикладной культурологии.1 Ее можно рассматривать как вид социально-культурной деятельности или как направление социокультурного менеджмента. Н.Н. Ярошенко считает, что она является одной из молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики и обозначает ее как «педагогику социально-культурной деятельности». Действительно, социокультурная анимация зародилась в Народном воспитании и использует методы активной педагогики.

Анимацию как социокультурное явление можно рассматривать в виде сложной социокультурной системы. В.М. Чижиков считает, что «социальное» и «культурное» неразрывно связано в таких системах. Социокультурная система - это деятельность социальных объектов, связанных со «второй», внебиологической природой человека, в процессе которой осуществляется развертывание, развитие и реализация социокультурных сущностных сил социальных объектов. Она представляет собой пространство с высоконасыщенной инфраструктурой социальных объектов и социальных отношений. Социокультурная система обостряет в человеке ощущение его коллективной сущности, сопринадлежности общему. В.М. Чижиков пишет, что ее можно считать своеобразным механизмом социально-культурных процессов общества, его социальной памяти.3

Культура имеет огромное значение в процессе социокультурной анимации. С точки зрения Л.С. Выготского4, развитие высших психических функций человека происходит в процессе интериоризации им культурных форм, которые создало человечество в процессе истории. Через восприятие знаковых форм происходит усвоение смысла и развитие эмоционально-смысловой сферы личности, а следовательно, и ее «оживление».

М.А. Ариарский считает, что социокультурная анимация является одним из направлений прикладной культурологии, полагая, что она целиком обусловливается культурным содержанием.1 Он выделяет основные этапы становления личности: хоминизация, социализация, инкультурация, индивидуализация. Под инкультурацией он понимает формирование у человека эстетического отношения к действительности и искусству, способности восприятия ценностей культуры, овладение умениями и навыками художественного творчества, внесение эстетического начала в быт и досуг. Вместе с тем М.А. Ариарский говорит и об индивидуализации как процессе самореализации творческих потенций, когда индивидуальность раскрывает свои культуросозидающие возможности, вносит в социально-культурную сферу свое «я», свою оригинальность и неповторимость. В связи с этим культурное развитие личности является ценным не только в связи с ее социализацией, но и в связи с ее духовным развитием, на которое, в первую очередь, и направлена социокультурная анимация.

Ю.А. Стрельцов отмечает высокий развивающий личность потенциал свободного времени, рассматривая его как сложную систему культуро-творческой, познавательной, коммуникативной деятельности. Он также рассматривает в тесной связи культурный и духовный аспекты развития личности.2

. Психолого-педагогические основания анимационной деятельности

Процессы духовного развития человека в XX веке стали предметом пристального изучения психологии и педагогики. Особое значение имеют в этом смысле труды Карла Густава Юнга. К.Г. Юнг испытал на себе большое влияние восточных духовных практик, таких, как буддизм и даосизм. Согласно концепции К.Г. Юнга, в основе становления личности лежит процесс индивидуации — выявление и реализация сущностных сил человека. Каждый человек, с его точки зрения, имеет предназначение в жизни. Оно не ограничено жизнью отдельного индивида, но имеет и культурный смысл, включающий в себя общечеловеческие проблемы. Следуя голосу своего предназначения, человек служит на благо всему человечеству, так как находит пути, с помощью которых коллективные проблемы общества получают свое разрешение.1 Голос «нутра», по Юнгу, это голос более полной жизни, более полного и объемного сознания, он доносит до человека то, чем страдает целое, то есть народ. Индивидуация - это более совершенное исполнение человеком своих коллективных предназначений, это реализация своего своеобразия. Она коренным образом отличается от индивидуализма, который, по Юнгу, заключается в подчеркивании своего «я». Понятие «самость», как наиболее глубинная субстанция человека, принимается им априори, так как ее невозможно доказать и отразить в научном определении, - эта категория превосходит возможности нашего мышления. Она отражает непостижимую сущность человека, «Бога в нас».

Процессы индивидуации отражены в мифах народов мира. Д. Кэм-пбелл пишет: «По всему населенному миру, во все времена и при любых обстоятельствах человеческое мифотворчество никогда не увядало; всякое порождение тела и духа есть плод вдохновения, черпаемого из живого источника. Не будет преувеличением сказать, что миф является чудесным каналом, через который неистощимые потоки энергии космоса оплодотво 1 Юнг К. Структура личности в процессе индивидуации. - М.,1996. - С.89. ряют человеческую культуру во всех ее проявлениях».1 Исследователи мифологической культуры в основании мифов видят символические формы выражения двух важнейших для человека события - сотворения мира и становления личности. Странствия и подвиги героя мифа, пишет Д. Кэм-пбелл, отражают процесс индивидуации - становление и развитие личности, достижение ею полноты и целостности бытия.

Процесс индивидуации - длительный и сложный процесс, который в мифах представлен как процесс инициации (посвящения), приобщения человека к духовной реальности. Дж. Кэмпбелл пишет, что основное завоевание героя в мифе - это «свобода жить», то есть существовать в соответствии со своим внутренним законом, не подпадая под зависимость чужих влияний. Он раскрывает психологическую природу героических мифов. Человек чувствует «зов к странствиям», что может означать призыв к высокому историческому свершению или к религиозному озарению. Судьба зовет личность и переносит центр его духовного тяготения за пределы его повседневного окружения, в область неизвестного. Ответив на зов и продолжая следовать ему, герой мифа обнаруживает на своей стороне все силы своего бессознательного. И насколько свершение героя совпадает с тем, к чему готово само общество, настолько он представляется несущимся на гребне огромной волны исторического процесса. Герой проходит путь испытаний, путь борьбы с «демонами» подсознания, он оказывается в стране своего внутреннего мира, который обладает неизвестными ему, загадочными и удивительными законами. Это начало длительного и опасного пути завоеваний своей «самости», это путь, усеянный множеством сомнительных побед. Когда он проходит решающее испытание и обретает свою «самость», то его задачей является вернуться в мир и принести с собой благо, которое он получил. Возвращение обратно в мир также является длительным и тяжелым путем, на котором личность пытается реализовать свою «самость» посредством деятельности в окружающем его мире. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. - М: РЕФЛ-бук:АСТ; Киев: Ваклер,1997. - 384с. Дж. Кэмпбелл выделяет в мифах три стадии инициации: уединение, испытания, возвращение. А. Тойнби говорит о двух этапах инициации: отрешенность и преображение. Он пишет, что «отрешенность» человека заключается в радикальном переносе его внимания с внешнего мира на внутренний - это погружение в духовный мир и познание своей сущности. Преображение - это возвращение в мир людей, но с новым сознанием, передача полученного знания другим.1 М. Элиаде подчеркивал, что доступ к духовной жизни всегда предполагает смерть для мирской жизни, за которой следует новое рождение.2 В.Я. Пропп отмечал похожую функцию героя в русских сказках. Древнейшей основой сказки является, по его мнению, цикл инициации — путешествие в «иной мир». В.Я. Пропп видит смысл путешествия в иной мир в приходе к духовному откровению. «Возвращение из путешествия» - это выражение в словах и делах узнанного «невыразимого» содержания с целью принесения блага людям.3 Эти три процесса можно охарактеризовать как отделение личности от группы, нахождение «на грани», восстановление личности в группе в новом качественном состоянии. А.Ф. Лосев считал, что в личности происходит «чудо соединения внешне-исторического плана жизни человека и плана «внут-ренно-замысленного, плана заданности, преднамеренности и цели его жизни».4

На основе многолетних практических исследований итальянский психиатр Р. Ассаджиоли определил кризисы, которые проходит личность в процессе духовного пробуждения:

Социально-культурные технологии в системе социокультурной анимации инвалидов

Проблема отчуждения молодых инвалидов с сохранным интеллектом имеет глубокие корни в самой личности инвалида, в социуме, который его окружает, и в социальных структурах общества. Социологические исследования взаимоотношений инвалидов и физически здоровых людей, проводившиеся в России в 1991 - 1993 гг., показали, что большинство физически здоровых людей не готово к тесному контакту с инвалидами, хотя и считают, что они не должны жить в изоляции. При тесном контакте между ними возникают негативные взаимоотношения. Исследователи сделали вывод, что идея «равных прав и возможностей» для инвалидов, провозглашенная Всемирной программой действий в отношении инвалидов, обществом не принята, а следовательно, даже выработка законодательных актов, гарантирующих эти возможности, не обеспечит воплощение прав инвалидов в жизнь. Т.А. Добровольская и Н.Б. Шаблина считают, что работа по изменению негативного отношения к инвалидам должна вестись на микроуровне: в организациях социальной защиты и здравоохранения, в семье, в школе. А инвалиды в свою очередь должны избавиться от обостренного чувства обособленности и неполноценности.1 Отчуждение выражается тем, что человек испытывает одиночество, ощущает недостаток общения, приносящего ему эмоциональное удовлетворение.2

На первом этапе в 1999 — 2001 гг. проводился констатирующий эксперимент. В 1999 — 2000 гг. были опрошены 50 молодых инвалидов с детства в Обществе инвалидов Железнодорожного района г. Рязани для изучения проблемы отчуждения инвалидов. Была разработана анкета, оценивающая социальное отчуждение инвалидов в обществе. Анализ анкетирования показал, что 100% инвалидов в большей или меньшей степени испытывают отчуждение от общества. Но одного анкетирования оказалось недостаточно для определения степени социального отчуждения, многие инвалиды психологически закрыты и относятся с недоверием к исследователям. В связи с этим не всегда можно получить адекватные данные за короткое время анкетирования. Поэтому основным методом исследования стало наблюдение. Диссертант в течение года проводил занятия для молодых инвалидов по танцевально-двигательной терапии и вел кружок общения. Занятия проходили три раза в неделю. На занятия приходили 20 человек. В процессе занятия использовался метод включенного наблюдения для изучения потребностей и стремлений молодых инвалидов. Была поставлена цель - изучение проблемы отчуждения инвалидов на микроуровне. Используя прямое и включенное наблюдение на занятиях, были сделаны выводы, которые позволили в дальнейшем найти пути преодоления отчуждения.1

Исследование, проведенное в Обществе инвалидов г. Рязани показало высокую степень отчуждения инвалидов в возрасте 18 — 40 лет. Среда инвалидов очень разнородна, помимо присущих всем людям индивидуальных отличий в характере и интересах, они имеют различный интеллект, разные физические заболевания, различные психологические комплексы, что затрудняет педагогическую работу с большой группой. Анализ их повседневной жизни показал, что многие имеют большое количество свободного времени, которое не занято ни досугом, ни обучением, ни трудом. Свободное незанятое время становится источником многих психологических проблем. Ощущение «ненужности» обществу разрушает мотива-ционную сферу личности. Общество инвалидов Железнодорожного р-на г.Рязани проводит ежегодные праздники, концертные программы для инвалидов, но в целом их повседневная жизнь остается неорганизованной. Инвалиды в возрасте 18 лет и старше после окончания школы или интерната часто остаются без перспективы дальнейшего трудоустройства или обучения. Это приводит к тому, что личность оказывается в социальном вакууме, ограничивается кругом семейного общения, контакты со сверстниками становятся или очень редкими, или малозначимыми.

Педагогическая технология социокультурной анимации средствами глубинного общения

Особое внимание нами было уделено разработке технологии плодотворного духовного общения для инвалидов. Мы обратились к теоретическим поискам опыта плодотворного общения и обнаружили его в трудах выдающегося, но малоизвестного в России русского философа Николая Сергеевича Арсеньева, который был вынужден эмигрировать из страны в 1922 году. Н.С. Арсеньев посвятил ряд своих философских работ анализу русской культурно-творческой традиции, в частности проанализировал опыт кружков русской культурно-творческой интеллигенции XIX — нач. XX века. Н.С. Арсеньев на основе анализа кружков русской интеллигенции выделил условия плодотворного духовного общения:

1. «Одним из основных свойств, основных даров русской куль турной и творческой традиции, является дар усиленного духовного общения, зажигания друг друга духовным огнем... в итоге получается больше, чем одна только первоначальная сумма слагаемых: ибо слагаемые сами растут в этом процессе «духовной встречи», - писал Н.С. Арсеньев.1 Подлинное духовное общение динамично и имеет воспитательный характер -воспитание самого себя и друг друга. Происходит не только зажигание духовного, но все большее его разгорание. 2. «Только там усиленное духовное и умственное общение развивается плодотворно и нормально, где соблюдается правильный ритм, правильное чередование между усиленной, одинокой, сосредоточенной работой и общением с другими, во время которого выносится на свет то, что выработано в одиночестве, и сообщается и воспринимается импульс для новой творческой работы» - пишет он. Общение в этом случае становится актом творческой соборности. 3. «Еще один фактор является решающим для плодотворного духовного и умственного общения: присутствие центральной личности, духовно оплодотворенной, исполненной внутренней духовной динамики», -пишет Н.С. Арсеньев. Для таких людей характерна захваченность неким высшим духовным содержанием. Он убедительно доказывает это на примере Д.Веневитинова, Н. Станкевича, А. Хомякова и др.3 Характерной чертой кружков русской культурно-творческой интеллигенции была особая атмосфера вдохновения в процессе общения и творческого подъема каждого из участников.

Принципы Н.С. Арсеньева позволили нам понять условия, при которых возможна организация духовного и плодотворного общения. Нами была сформулирована гипотеза опытно-экспериментальной работы по разработке технологии, которая заключалась в том, что плодотворность духовного общения зависит от степени творческой реализации каждого участника и его руководителя в повседневной жизни, а также правильного чередования творчества и общения. Целью этой стадии опытно-экспериментальной работы было воссоздание опыта кружков интеллигенции на основе принципов Н.С. Арсеньева в кружке общения инвалидов. Задачами эксперимента являлись: создание позитивной эмоциональной атмосферы среди участников в процессе общения; содействие творческой реализации каждого из участников, содействие формированию длительных и дружеских межличностных связей. Руководитель в процессе общения использовал энергию своей увлеченности, раскрывал свой эмоционально-смысловой мир. Для осуществления этого он сам постоянно занимался творческой деятельностью. Занятия проводились один раз в неделю, продолжительность занятия — 2 — 3 часа, количество участников — 6 — 7 человек. Глубинный характер опытно-экспериментальной работы определил небольшое количество участников экспериментальных групп.

Мы пришли к выводу, что в связи с тем, что общение предполагает значительную долю открытости, форма занятий должна быть закрытой. Содержание занятий должно быть эмоционально позитивным и касаться культуры в целом, а не проблем инвалидности. Вместе с этим возникло противоречие между спонтанностью общения и воспитательными целями руководителя. Это стало проблемой не только для участников, но и нравственной проблемой для руководителя группы. С одной стороны, ему необходимо было погружаться в спонтанное общение и быть равным участникам, не имея скрытой цели воспитания. С другой стороны, без разумного управления общением и без целей воспитания общение грозило скатиться до «пустозвонной кружковщины» (по выражению Н.С. Арсеньева).

Проведенный анализ показал, что спонтанность, неуправляемость, но в то же время плодотворность общения достижимы тогда, когда участники уже являются творчески развитыми людьми, внимательными к чувствам и мыслям других и требовательными к себе. Общение большинства людей при отсутствии перечисленных качеств постепенно теряет свою плодотворность и быстро заканчивается или вырождается в «пустозвонную кружковщину». В связи с этим руководитель должен иметь цели воспитания и развития личности участников общения, для того чтобы со временем стало возможно возникновение спонтанного, самоуправляемого духовного общения, где руководитель смог бы отказаться от педагогических целей, став равным другим участникам.

Похожие диссертации на Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры