Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Маркин, Никита Игоревич

Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования
<
Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маркин, Никита Игоревич. Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Маркин Никита Игоревич; [Место защиты: Тамбовский государственный университет].- Орел, 2013.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/500

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования .

1.1. Основные научные подходы к проблеме этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора і g

1.2. Сущность и специфика этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях 2 дополнительного образования

1.3. Модель этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного о, образования

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования

2.1. Изучение уровня этнокультурной воспитанности у детей младшего школьного возраста 101

2.2 Реализация модели этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования

Заключение 129

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Процесс глобализации, масштабы которого сложно недооценивать, наиболее остро ставит перед нами вопросы межэтнического взаимодействия и взаимопроникновения культур разных народов. Особенно данная проблема актуальна в свете миграционных движений, происходящих как на территории стран Европейского сообщества, так и бывшего СССР. Культурное взаимовлияние народов с разными, а порой и полярными точками зрения на морально-нравственные нормы существования человеческого общества порождают проблемы межнационального и межконфессионального характера.

Многонациональный состав населения нашей Родины делает необходимым сохранение и передачу исторических и культурных ценностей всех народов России.

На данный момент этнокультурное воспитание подрастающего поколения происходит в крайне не благоприятной обстановке. Обесценивание социокультурных принципов сосуществования, доминирование материальных благ над духовным развитием личности, многократно усиленное единым информационным пространством, предлагающим усвоение культурных норм поведения с более низкими ценностными установками, способствует неблагоприятному вектору воспитания этнокультурных ценностей.

Однако освоение региональных этнокультурных особенностей носит интегрирующий характер лишь в случае их осуществления на основе лучших общенациональных традиций, являющихся неотъемлемой частью культуры России и не противоречащих идее создания целостного культурного пространства.

Обозначенные проблемы можно корректировать воспитанием этнокультурного сознания подрастающего поколения и общества в целом.

Именно от переосмысления данной проблемы во многом зависит возрождение и освоение национального достояния нашей Родины.

Важность обеспечения исторической преемственности поколений и развития принципов этнокультурного воспитания отражено в ряде законодательных актов Правительства РФ: Основы Законодательства РФ о культуре (2002 г.); Национальная доктрина образования в РФ (2000 г.); Концепция модернизации российского образования (2002 г.); федеральная целевая программа «Культура России» (2012-2018 гг.); Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации (на 2008-2015 гг.).

Задачи этнокультурного воспитания личности, особенно в свете формирующегося поликультурного общества, как наиболее важные, провозглашают такие авторитетные организации, как ООН и ЮНЕСКО. Международная комиссия по образованию в своем докладе говорит о механизмах воспитания этнокультурного самосознания подрастающего поколения. Одной из главных задач является помощь человеку в осознании важности своей принадлежности к определенной этнической группе, воспитание уважения к смежным культурам.

Проблема этнокультурного воспитания, ее специфика и понятия, несмотря на развитие изучающих его наук, остается недостаточно разработанной. Рассматриваемое нами понятие предполагает системный подход в процессе его изучения. Проявляющаяся структурная сложность и богатство внутренних взаимосвязей предполагают междисциплинарный характер этнокультурного воспитания.

Огромным потенциалом в этнокультурном воспитании младших школьников является фольклор – древний пласт культуры, представляющий собой неисчерпаемый источник воспитания и развития человека. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

Музыкальный фольклор – одна из важнейших областей народного творчества, вобравшая в себя многовековой коллективный опыт становления и развития полноценной человеческой личности, достойного члена общества, способного сохранять духовное наследие предков и передавать его потомкам. Музыкальный фольклор является важным средством нравственно-эстетического развития личности, наследования духовного опыта человечества, осуществления связи поколений.

Существующая в нашей стране сеть учреждений дополнительного образования является, по нашему мнению, оптимальным полем для воспитания у подрастающего поколения сознания определенной этнокультурной принадлежности. Специфика деятельности данных учреждений, заключенная в вариативности педагогических программ, а также в добровольности и осознанности посещения их учащимися, является основным фактором гуманизации воспитательного процесса.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема этнокультурного воспитания детей рассматривается в большом количестве научных публикаций и исследований.

Специфика духовной основы национальной идентичности подробно освящена в трудах таких известных культурологов, как Г.Д. Гачев, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев и др.

В педагогических исследованиях Н.Н. Блонского, И.А. Ильина,
П.Ф. Каптерева, В.В. Розанова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и других отмечается взаимосвязь развития культуры личности с духовным богатством представляемой ею народной культурой. Идея национального воспитания, развитие творческой активности ребенка, где основой выступают общечеловеческие ценности, тесно связана с вопросами духовного формирования развивающейся личности.

Теоретическое освещение интересующих нас исследований народной культуры и фольклора встречается в работах М.М. Бахтина, Т.Г. Бортниковой,
Ю.В. Бромлея, Г.В. Волкова, В.Е. Гусева, М.И. Долженковой, А.С. Каргина,
А.И. Лазарева и др.

Научные исследования Т.Н. Баклановой, С.А. Ермоловой, М.С. Жирова,
Т.Н. Петраковой, Л.А. Рапацкой, Т.К. Рулиной, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и других посвящены вопросам развития личности на основе этнокультурных ценностей.

Структурная сложность понятия этнокультурного воспитания предполагает обращение к трудам российских ученых, изучающих теорию народного искусства (И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, В.С. Воронова, И.П. Работнова,
Т.М. Рамзина, Т.С. Семенова, В.Г. Смолицкий и др.)

Особое значение для настоящего исследования имеют научные труды
В.И. Солодухина и Т.К. Солодухиной, посвященные изучению возрождения, сохранения и развития этнической культуры и ее самобытности как важнейшего фактора формирования личности современного человека.

Искусствоведческий аспект изучения детьми музыкального фольклора представлен в научных исследованиях Э.Е. Алексеева, B.C. Бахтина, Г.С. Виноградова, Б.Б. Ефименковой, О.И. Капицы, А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельникова, Г.М. Науменко, М.Ю. Новицкой и др.

Педагогический аспект обращения к детскому музыкальному фольклору освещен в трудах Н.Н. Гиляровой, М.Ю. Новицкой, JI.B. Шаминой и др. Проблема использования музыкального фольклора в контексте изучения и освоения младшими школьниками достаточно подробно рассматривается в исследованиях Л.С. Бабенко, С.С. Балашовой, Л.И. Боровикова, М.С. Колосова, Л.Л. Куприяновой и др.

Этнопедагогическая подготовка кадров и способы ее осуществления, в том числе и для учреждений системы дополнительного образования раскрываются как насущная проблема в работах Т.И. Березиной, В.А. Николаева, М.Г. Харитонова, В.К. Шаповалова и др.

При работе над диссертационным исследованием за основу были взяты труды в области теории и методики социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Е.И. Григорьевой, Л.В. Горевой, Л.С. Жарковой, Ю.Д. Красильникова, Е.Ю. Стрельцовой, В.Е. Триодина, Н.Н. Ярошенко и др.

Потенциал деятельности учреждений дополнительного образования по этнокультурному воспитанию детей освещен в трудах Л.А. Акимовой, Б.С. Ерасова, О.С. Газмана, Ю.В. Китова, В.Т. Лисовского, С.Т. Махлина, А.В. Мудрика,
Б.А. Трегубова и др.

Однако достижения в области этнокультурного воспитания детей предполагают необходимость дальнейшего решения ряда существующих проблем, наличие которых предоставляет нам возможность дальнейших исследований в данной сфере.

Исходя из этого, выявлены следующие противоречия между:

– значимостью сохранения этнокультурных традиций, с одной стороны, и тенденцией бездуховности, утраты морально-нравственных ценностей у современного подрастающего поколения – с другой;

– наличием богатого эмпирического опыта воспитательной работы учреждений системы дополнительного образования по этнокультурному воспитанию детей, с одной стороны, и недостаточностью научных подходов к решению этой проблемы – с другой;

– имеющимся потенциалом музыкального фольклора в этнокультурном воспитании детей в системе дополнительного образования, с одной стороны, и недостаточной разработанностью инновационных подходов к данной проблеме в учреждениях дополнительного образования – с другой.

В процессе решения данных противоречий была сформулирована научная проблема, адекватная теме диссертационного исследования: каков потенциал музыкального фольклора в этнокультурном воспитании детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования: этнокультурное воспитание детей.

Предмет исследования: музыкальный фольклор как средство этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Целью данного исследования является научное обоснование этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования, что потребовало определения задач диссертационного исследования:

  1. На основе анализа научно-педагогической литературы раскрыть сущность, содержание и специфику этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования.

  2. Научно обосновать оптимальные организационно-педагогические условия, способствующие наиболее эффективному этнокультурному воспитанию детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования.

  3. Спроектировать и внедрить в педагогический процесс учреждений дополнительного образования модель этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора.

  4. Разработать и апробировать педагогическую программу «Живая музыка» по этнокультурному воспитанию детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора.

  5. Разработать критериальный аппарат для оценки уровня этнокультурной воспитанности у детей младшего школьного возраста.

Основу диссертационного исследования составляет гипотеза, заключающаяся в предположении, что использование музыкального фольклора в качестве средства этнокультурного воспитания детей в учреждениях дополнительного образования позволит добиться наиболее эффективных результатов при следующих организационно-педагогических условиях:

– реализация возможностей музыкального фольклора в этнокультурном воспитании детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования;

– построение педагогической деятельности на основе модельного представления, содержащего совокупность взаимосвязанных и последовательных компонентов;

– организация в воспитательном процессе особой творческой среды, усиливающей стремление детей к познанию этнокультурных ценностей;

– реализация педагогической программы по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в соответствии со следующей структурой – от усвоения основ отечественной культуры к признанию и уважению мировых культурных традиций;

– осуществление педагогической поддержки и развития творческой активности воспитанников на основе использования технологий этнокультурного развития личности;

– применение личностно ориентированного подхода в этнокультурном воспитании детей;

– подготовка специалистов к реализации педагогической программы по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора;

– оценка педагогической деятельности с помощью разработанного критериального аппарата.

Методологической основой исследования являются: культурологический подход (А.И. Арнольдов, A. Дистервег, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, Е.Н. Шиянов и др.); аксиологический подход (И.В. Гильгенберг, Е.И. Головаха, А.В. Кирьякова,
А.А. Ручка, В.П. Тугаринов и др.); креативный подход (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); индивидуально-дифференцированный подход (Л.С. Выготский, А.В. Усова и др.); теория деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); музыкальная педагогика и фольклор (Н.М. Бачинская, Б.Б. Ефименкова, И.И. Земцовский, С.Г. Лазутин, Т.В. Попова, Г.М. Цыпин и др.).

Теоретической основой являются идеи отечественных философов
(Н.А. Бердяева, Л.Н. Гумилева и др.) об особенностях русской духовности; специфика проявления русской национальной культуры в контексте теории деятельности
(Л.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн), теории сознания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

Неотъемлемой составляющей теоретического фундамента данной диссертации являются положения социально-культурной деятельности, разработанные М.А. Ариарским, Т.И. Баклановой, Т.Г. Бортниковой, Е.И. Григорьевой,
М.И. Долженковой, А.Д. Жарковым, Б.А. Титовым, Н.Н. Ярошенко и др.

Особое значение для настоящего исследования имеют труды российских ученых, изучающих теорию народного искусства (И.Я. Богуславская, В.М. Василенко,
В.С. Воронова, И.П. Работнова, Т.М. Рамзина, Т.С. Семенова, В.Г. Смолицкий, В.И.Солодухина, Т.К.Солодухиной и др.); исследования Э.Е. Алексеева, B.C. Бахтина, Г.С. Виноградова, Б.Б. Ефименковой, О.И. Капицы, Л.Л.Куприяновой, А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельникова, Г.М. Науменко, М.Ю. Новицкой и других, в которых представлены различные аспекты изучения детьми музыкального фольклора.

Методы исследования включают в себя: теоретический анализ философской, социологической, культурологической, психологической и педагогической литературы; анкетирование; проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; математическую обработку данных.

Базы исследования: детская музыкальная школа № 1 им. В.С. Калинникова, детская школа искусств № 4 им. Д.Б. Кабалевского (г. Орел).

В экспериментальной работе принимали участие 72 человека – 64 человека – дети младшего школьного возраста (8-10 лет) – учащиеся музыкальных школ, педагоги данных учебных заведений в количестве 8 человек.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2008-2012 гг. и состояло из трех этапов.

Первый этап исследования (2008-2009 гг.) – изучение и анализ научной литературы, материалов всероссийских и международных научно-практических конференций по проблеме диссертационного исследования. Определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы. Данный этап позволил выявить организационно-педагогические условия, а также сущность, содержание и специфику этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования. На этом этапе была разработана модель этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования.

Второй этап (2009-2010 гг.) – подготовка и проведение констатирующего эксперимента, включающего в себя: определение опытно-экспериментальных баз исследования, разработку анкеты, проведение анкетирования, изучение различных подходов к проблеме этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в практике учреждений дополнительного образования.

Третий этап (2011-2012 гг.) – проведение формирующего и контрольного экспериментов, проверка эффективности разработанной программы этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования. Проанализированы итоги экспериментального исследования, а именно: проведена проверка предложенной гипотезы и возможности реализации в практической деятельности учреждений дополнительного образования сформулированных целей и задач; сделаны выводы, исходя из теоретических и практических результатов исследования. Сформулированы основные положения диссертационного исследования, описано практическое применение разработанной программы «Живая музыка».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– предложена педагогическая интерпретация сущности и специфики этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования;

– выявлены, обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования, позволяющие формировать у детей эмоционально-ценностное отношение к памятникам народной культуры, традициям, способствовать этнокультурной самореализации и самосознанию;

– разработана педагогическая модель этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования, включающая целевой, содержательно-процессуальный и диагностико-результативный блоки;

– разработан критериальный аппарат для оценки сформированности этнокультурных ценностей у детей младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты диссертационного исследования способствуют дальнейшему углубленному анализу, а также поиску новых форм и средств этнокультурного воспитания детей в учреждениях дополнительного образования, в частности, более подробно рассмотрен воспитательный потенциал применения музыкального фольклора.

Выявленные специфика и сущностная характеристика этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора органично дополняют теорию социально-культурной деятельности достоверной информацией о возможностях применения музыкального фольклора как наиболее действенного средства этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Предложенная модель этнокультурного воспитания детей в учреждениях дополнительного образования, представляющая собой совокупность взаимообусловленных компонентов, способствует эффективной организации педагогической деятельности, результатом которой будет повышение уровня этнокультурной воспитанности у детей.

Разработанный критериальный аппарат позволяет объективно выявить уровень сформированности этнокультурной воспитанности у детей младшего школьного возраста и определить эффективность проведенной педагогической работы по этнокультурному воспитанию.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе теоретической и экспериментальной части диссертационного исследования, позволяют сделать научно обоснованные выводы и рекомендации, способствующие наиболее эффективной организации этнокультурного воспитания детей в учреждениях дополнительного образования.

Разработана педагогическая программа «Живая музыка» по этнокультурному воспитанию детей в учреждениях дополнительного образования средствами музыкального фольклора, позволяющая детям на основе изучения лучших образцов отечественной и мировой культуры расширить кругозор с целью повышения уровня сформированности этнокультурной воспитанности и комфортного существования подрастающего поколения в условиях поликультурности общества. Авторская программа «Живая музыка» по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора может быть рекомендована для внедрения в деятельность учреждений дополнительного образования.

Обоснован диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за управлением процесса повышения уровня этнокультурной воспитанности у детей младшего школьного возраста с целью его прогнозирования и коррекции; экспериментально обоснована совокупность организационно-педагогических условий эффективности этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях системы дополнительного образования.

Выводы, полученные в ходе работы над диссертационным исследованием, могут служить ориентиром при разработке педагогических, социокультурных программ для детей младшего школьного возраста; при выработке вектора культурной политики региона; могут быть рекомендованы центрам по организации досуга; учреждениям системы переподготовки и повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность выводов и полученных результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, использованием системы методов, адекватных предмету и задачам исследования; комплексным подходом к опытно-экспериментальной работе; непротиворечивостью и преемственностью полученных в ходе диссертационного исследования результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Сущность этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования представляет собой целенаправленный педагогический процесс добровольного усвоения ребенком этнокультурного опыта на основе воспитательного потенциала фольклорной музыки с целью расширения кругозора ребенка через изучение лучших образцов отечественной и мировой культуры, позволяющего понимать, использовать и вариативно интерпретировать полученные знания и формировать основы социокультурного сознания индивида, способствующие комфортному существованию подрастающего поколения в специфических условиях поликультурности современного мира.

  2. Специфика этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования заключается в характерной вариативности педагогических программ, добровольности, целенаправленности и свободе выбора деятельности, воздействующей на сознание эмоциональной сферы воспитанников, способствующей повышению уровня творческой активности, развитию духовных сил, способностей, что позволяет формировать этнокультурные ценности у детей.

  3. Организационно-педагогические условия этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях системы дополнительного образования включающие: реализацию возможностей музыкального фольклора в процессе этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования; построение педагогической деятельности на основе модельного представления, содержащего совокупность взаимосвязанных и последовательных компонентов; организацию в воспитательном процессе особой творческой среды, усиливающей стремление детей к познанию этнокультурных ценностей; реализацию педагогической программы по воспитанию этнокультурных ценностей средствами музыкального фольклора; осуществление педагогической поддержки и развития творческой активности воспитанников на основе технологий этнокультурного развития личности; применение личностно ориентированного подхода в этнокультурном воспитании детей; подготовку специалистов к реализации педагогической программы по этнокультурному воспитанию средствами музыкального фольклора; оценку педагогической деятельности с помощью разработанного критериального аппарата.

  4. Педагогическая модель этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования, которая представляет собой научно-теоретическое структурирование педагогического процесса, включающее цель, задачи, принципы (дополнительности, непрерывности, преемственности, системности, параллельности, добровольности, индивидуального развития, творческого сотрудничества и др.), функции (ориентирующая, операционная, личностно ориентированная, духовная, адаптационная, коммуникативная, рефлексивная, прогностическая, теоретико-познавательная), разработанный диагностический инструментарий, направленный на изучение сформированности этнокультурной воспитанности детей, средства, формы и методы формирования этнокультурной воспитанности детей; взаимосвязанные и взаимообусловливающие виды музыкального фольклора, организационно-педагогические условия, определяющие эффективность формирования этнокультурного сознания ребенка.

  5. Авторская педагогическая программа «Живая музыка», способствующая эффективному этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора, которая построена в соответствии со следующей структурой: от усвоения основ отечественной культуры к признанию и уважению мировых культурных традиций и традиций народов совместного проживания и основана на знаниях и практическом опыте, приобретенном в процессе педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования. Она направлена на развитие творческой, активной позиции воспитуемого в процессе педагогической деятельности, успешную дальнейшую адаптацию к жизнедеятельности в условиях полиэтнического общества.

  6. Критериальный аппарат, включающий:

критерии: когнитивно-интеллектуальный (этническая осведомленность – знание истории, традиций, норм, правил поведения и общения своего народа, система личностных ценностных ориентаций, в соответствии с иерархией групповых ценностей, принятых в этническом сообществе, способность анализировать и обобщать национальный опыт и традиции, способность увидеть новое в стандартной этнокультурной ситуации; умение сравнивать этнокультурные традиции разных народов, видеть противоречия между ними, выявлять лучшие образцы национальной культуры и определять их соответствие условиям современной культуры); потребностно-мотивационный (положительное восприятие образа своего народа, восприятие этнокультурных ценностей, положительная этническая идентичность, ориентация на лучшие черты национального характера, интерес к этнической принадлежности); операционно-деятельностный (действия, направленные на сохранение традиций, норм и правил, сложившихся в национальной культуре, использование этих традиций в собственной жизнедеятельности, целостность восприятия этнокультурного пространства своего народа; способность действовать в соответствии с данными образцами);

показатели: наличие знаний о своей и мировой этнокультуре, осознанность восприятия этнического материала, систематизированность знаний, заинтересованность и умение их практического применения, использование дополнительных источников информации; сформированность мотивации к получению знаний, знание фольклорных инструментов, сформированность навыков музицирования, умение переносить теоретические знания в практическую деятельность; уровни сформированности этнокультурной воспитанности детей: (низкий, средний, высокий).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:

а) опубликование результатов исследования в печати (11 научных публикациях автора, объемом 2,9 п.л., в том числе в 3 статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для диссертационных исследований);

б) обсуждение основных положений исследования на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности Орловского государственного института искусств и культуры и на научно-практических конференциях и семинарах: Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и соискателей «Гуманитарные науки и образование: новые пути интеграции» (Орел, 2008 г.); Международная научно-практическая конференция «Культурная политика в условиях модернизации российского общества» (Москва, 2008 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультура и современность» (Белгород 2009 г.); Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и соискателей «Культура и личность в современном мире: проблемы изучения, развития, воспитания» (Орел, 2009 г.); Международная научно-практическая конференция «Художественное общее и дополнительное образование XXI века: Анализ состояния и стратегия повышения качества» (Екатеринбург, 2009 г.); Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и соискателей «Современные проблемы исследования социокультурной сферы» (Орел, 2010 г.); Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и соискателей «Непрерывное социокультурное образование в современном российском обществе: проблемы и перспективы развития» (Орел, 2011 г.); Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и соискателей «Мировоззренческое развитие личности в современном культурно-образовательном пространстве» (Орел, 2012 г.);

в) внедрение авторской педагогической программы «Живая музыка» по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в процесс учебно-воспитательной деятельности МБОУ ДОД «Орловская детская школа искусств имени Д.Б. Кабалевского».

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и ряда приложений.

Сущность и специфика этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях 2 дополнительного образования

В конце XIX века в кругах русских философов и просветителей, мечтающих о создании народной школы, где была бы представлена душа России, обсуждаются идеи патриотического, художественно-эстетического и национального воспитания детей.

Как большой знаток и любитель народного пения, и приверженец отечественного просвещения М.В.Ломоносов (1711-1765) указывал на воспитательные возможности фольклора и призывал учить детей «народным русским способом», «обыкновенным русским порядком», подчеркивал, что «сладострастные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают, и чувства высокие воспитывают»9.

Доказав, что изучение русского языка способствует формированию патриотизма, любви к Родине, уважению к национальной культуре, распространению грамотности, Ломоносов обратил внимание всех на состояние образования, характеризующееся его обособленностью от народной культуры и родного языка.

В своей работе «Рассуждение о любви к Отечеству» А.С. Шишков (1754-1841) обращает внимание на катастрофическое положение фундамента нации и культуры - русского языка и говорит, что «...народ приобретает всеобщее уважение к себе, когда оружием и мужеством хранит свои пределы, мудрыми поучениями и законами соблюдает доброту нравов. Когда любовь ко всему отечественному составляет в нём народную гордость, когда плодоносными ума своего изобретениями сам изобилует и украшается, но и другим своим сообщает. О таком народе можно сказать, что он просвещен...».

С утратой веры и нравственности связывает А.С. Шишков невнимание к родному языку и преклонение перед западной культурой. С горечью он говорит о русском мальчике, декламирующем наизусть французские стихи,

Говоря о том, что образование без учёта национальных особенностей приводит к отторжению подростков от традиционной народной культуры и засоряет школы иноземным влиянием, А.А. Бестужев-Марлинский писал: «Подрастающее поколение всасывало с молоком матери безнародность и удивление только чужому, росло на основе французской литературы, вовсе несходной с нравом русского народа и с духом русского языка»11.

В 30-50 годы XIX века с А.С. Шишкова и его приемников зародилось традиционалистское направление в русской педагогике. К нему принадлежал известный лингвист и этнограф В.В. Даль (1801-1872). Он выступал в Обществе любителей русской словесности, где говорил, что образование надо оценивать с точки зрения нравственности и соответствия национальным особенностям страны: «Всё, что сделано доселе со времен петровских - все это, как неудачная прививка, как прищепа разнородного семени должно усохнуть и отвалиться, дав простор дичку, коему надо вырасти на своём корню...»12.

В записке Николаю I «О народном воспитании» (1826) А.С.Пушкин (1799-1837) писал, что коренной недостаток русского образования в том, что «Россия слишком мало известна русским». Поэта тревожила «познавательная пустошь» соотечественников. Считая, что источник нравственности и духовности содержится в народной культуре, А.С. Пушкин в своих произведениях раскрывал своеобразие русской души, выделяя её сильные и слабые стороны с двумя её истинно патриотическими чувствами: «любви к родному пепелищу» и «любви к отеческим гробам», в которых обретает сердце пишу». Благодаря этим чувствам, человек познает смысл жизни, приобретает «самостояние», укрепляет связи с устоями народной жизни и традициями семейного круга («Моя родословная»), наполняет чувством любви к малой Родине, являющимся залогом любви к Отчизне.13

Опасность для будущего России А.С. Хомяков (1804-1860) и И.В. Киреевский (1806-1856) видели в отрыве образования от народной культуры и, отмечая недостатки русской действительности, боролись за сохранение всего лучшего, что было накоплено в культуре Древней Руси.

«Главенствующее в народной культуре духовное начало, - подмечал И.В. Киреевский, - что и обращенность к житейским правилам соборного бытия, составляют нравственную силу народного воспитания: «...русский человек уважает образованность там, где видит от неё несомненную пользу, но ... боится обманчивой стороны образованности и держится старины, ищет такого просвещения, о котором мог быть уверен, что оно действительно основывалось на его коренных убеждениях и вековых обычаях нравственности» 4.

Подчеркивая важность этнокультурных основ воспитания, А.С. Хомяков считал, что образование должно «укорениться на народности», иначе «обессиленный ум не даст плода в знании, убитое чувство глохнет и засыхает, а человек открывается, так сказать, от почвы, на которой вырос, и становится пришельцем в своей собственной земле».

В своих работах В.В. Розанов (1856-1919) сформулировал принципы образования на основе взаимосвязи с традиционной культурой, указывая на утрату русскости и патриотизма. В письме М.О. Гершензону он писал: «У нас совсем нет мечты своей родины... у греков она есть, была у римлян, у французов - «прекрасная Франция», у англичан - «старая Англия»; у немцев - «наш старый Фриц»... Только у прошедших русскую гимназию «проклятая Россия»...; у нас слово «Отечество» узнается одновременно со словами «проклятие»15.

Ввести русскую культуру в содержание образования советовал Розанов В.В.. «Дайте в школу русский строй, русский быт, русский дух!» - призывал он в статье «Важная комиссия»16. И хотя в его школьном проекте количество учебных часов на преподавание русской истории и литературы было увеличено, до конца его идеи реализованы не были .

О введении в образование традиционной народной культуры говорил и Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Он рекомендовал направить образование в России на «познание России: её истории, языков, народностей, обычаев, всех славянских наречий и даже отчасти византизма... Надо изучить и осознать законы русской жизни и русского развития, их особенности, которые «не подразумеваются русскими даже в том, что она должна быть на свете, она есть действительно, и что с условиями её развития слита, может быть вся русская будущность . Достоевский считал, что все беды русского народа от незнания родной культуры и призывал «стать русским», т.е. «стать самим собой» и «перестать презирать свой народ» .

Причину разобщения народа Ф.М. Достоевский видел в петровских реформах, разрушивших социальные группы, обособив дворянство как «образованный класс». Слово «почва» по Достоевскому имеет социально-философское значение: «почва» - это земля, то, на чём стоит человек; это народ со своими обычаями, культурой, традициями. По мнению Достоевского причина разобщенности народа и интеллигенции заключена в «почвенности»: «История вырыла между нами пропасть», и со временем разрыв становится всё глубже. Этот «разрыв с почвой» является трагедией интеллигенции, не знающей своих корней и отделенной от своей культуры.

Модель этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного о, образования

Программы дополнительного образования расширяют теоретические знания и представления школьников об особенностях, специфике, функциях и жанрах родной культуры и дополняются практическими формами народно-творческой деятельности, ведь растущий человек ждет от мира разнообразия и выбирает их среди тех возможностей, которые ему предоставляет естественное течение жизни. Это создает условия для углубления включенности ребенка в родную культуру и обогащения его личности .

В функциональном плане приобщение к народной художественной культуре в дополнительном образовании прослеживается через: образовательную функцию - освоение дополнительных образовательных программ, что обеспечивает получение школьниками новых знаний;

Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: Учебное пособие к курсу « Педагогика народного художественного творчества». Москва-Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2005. 191 с. - воспитательную функцию - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды; - креативно-развивающую функцию - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности; - компенсационную функцию - включение ребенка в новые направления деятельности, углубляющие и дополняющие основное образование, создающие эмоционально значимый для личности фон освоения содержания общего образования и предоставляющие ему определенные гарантии достижения успеха в избранных сферах творческой деятельности; - рекреационную функцию - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; - профориентационную функцию - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию . При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие; - функцию самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Таким образом, обширность педагогического потенциала дополнительного образования обеспечивает процесс этнохудожественного воспитания детей.

Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: Учебное пособие к курсу « Педагогика народного художественного творчества». Москва-Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2005. 191с. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения детьми этнокультурных знаний, что обуславливается центральными новообразованиями младшего школьного возраста: качественно новым уровнем произвольной регуляции поведения и деятельности, рефлексией, анализом, внутренним планом действий, развитием нового познавательного отношения к действительности; ориентацией на группу сверстников.

В исследованиях зарубежных и отечественных психологов отмечается, что ценность младшего школьного возраста связана: с интенсивно развивающейся способностью к овладению окружающей средой, инициативностью, стремлением активно действовать, пробовать силы в различных видах деятельности (Э. Эриксон); с переходом к конкретно-операционному мышлению, влекущему за собой перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми (Ж. Пиаже);

с включением в учебную деятельность, где развивается и реализуется потенциал ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего опыт действования в этом мире. Приоритет учебной деятельности не отодвигает на второй план игру, занятия спортом, искусством, музыкой, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Предрасположенность младших школьников к народному искусству характеризуется наибольшим благополучием в аффектно потребительской сфере, преобладанием положительных эмоций и личной активностью. Естественный, живой интерес детей к народной культуре в этом возрасте связан, с тем, что младшим школьникам близко и понятно народное искусство, которое своей эмоциональностью и яркостью находит отклик в чувствах детей, являясь важным условием формирования мироощущения и мировосприятия. Народное искусство совпадает конкретно-чувственной, образной наглядностью с конкретно - образным мышлением детей. Оно органично, без специальной обработки, входит в его духовный мир, захватывает внимание, возбуждает эмоции, которые в свою очередь развивают эстетическую потребность в повторных встречах с народным творчеством, пробуждая национальные чувства.

Этнокультурная основа образования в младшем школьном возрасте, в первую очередь, направлена на создание условий овладения ребенком средствами и способами познания и оценивания этнокультурного мира. Модель этнического мира формируется через сказочно-таинственные отношения человека с миром, представленные в произведениях народного художественного творчества, раскрывающих перед ребенком сложный мир ценностных взаимоотношений человека и природы. Переживаемые ребенком чувства позволяют идентифицировать себя с «культурными героями», дают возможность выбора быть собой и места в окружающем мире.

Любая национальная культура создает свой идеальный образ человека - целостной личности, характеризующейся изменяемостью и неизменяемостью, по которым в разные эпохи происходило отожествление. Народные идеалы - то неизменяемое ядро, на основе которого формируются духовно-нравственные качества личности и лучшие черты характера этноса. Народные образы-идеалы противостоят разрушающему воздействию на сознание детей идеалов, навязываемых СМИ и проповедывающих такие духовно-нравственные качества, как стыд, милосердие, добротолюбие, верность, скромность старомодными.

Благодаря устойчивости традиций в народном художественном творчестве сохраняются этноэстетические образы-идеалы. Такими образами в русских народных сказках являются герои: Добрый молодец, Красная девица, богатыри и др. Эти герои изображены на полотнах художников: В. Васнецова, И. Билибина, А. Шилова, М. Врубеля, К. Васильева, А.П. Рябушкина и др., а также в операх знаменитых композиторов: М.И. Глинки «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», М.П. Мусоргского

Изучение уровня этнокультурной воспитанности у детей младшего школьного возраста

Формы учебных занятий. Теоретические занятия: ознакомление с новым материалом включает в себя беседы и наглядно-практическую демонстрацию народных обычаев. Форма практических занятий включает в себя музыкальное оформление и непосредственное участие в народных праздниках, обрядах, обычаях, а также их театральное воплощение.

Помимо этого проводились мероприятия, направленные на удовлетворение потребностей в признании национальной самобытности и культурных ценностей. Например, проведение фольклорных концертов, праздников и театрализованных представлений, празднование памятных дат, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки.

Формы контроля. Учитывая специфическую форму организации данных занятий, целесообразно осуществлять контроль усвоения учебного материала в форме проверки выученных ролей и театрально-фольклорных постановок, исполнения музыкально-инструментальных композиций. Подведение итогов, как четвертных, так и итоговых происходит исключительно в зачетной, внеоценочной форме. При итоговой аттестации учитывается участие в концертах, народных обрядах и праздниках, городских фольклорных мероприятиях и фестивалях.

Ожидаемые результаты внедрения в практику учебного заведения системы дополнительного образования программы «Живая музыка»: учащиеся должны знать: - главные народные праздники - их специфические особенности, их календарные даты; - основные обряды народных праздников, частушки, пословицы, песни, шутки, дразнилки, скоморошины, поговорки и т.п.; учащиеся должны уметь: - играть на струнных, шумовых и духовых народных музыкальных инструментах; - исполнять песни, выполнять простейшие игровые и хороводные движения; - рассказывать о традициях родного края, народных приметах и календарных праздниках.

Проверка результатов происходила в конце каждой четверти и в конце учебного года (итоговая). Также показательными критериями оценки результативности проведенной работы следует считать частоту участия воспитанников в школьных и выездных концертах, конкурсах, фестивалях.

Особое внимание при реализации программы «Живая музыка» обращалось на взаимодействие субъектов процесса этнокультурного воспитания, а именно воспитанников, их наставников, товарищей, значимых взрослых (членов семьи, окружающих его педагогов и т.п.)

Главное место в системе субъект-субъектных отношений занимал педагог, который непосредственно подбирал дидактический материал, наиболее часто общался с учениками на индивидуальных занятиях, наставлял в соответствии с моральными и социокультурными установками. Именно он как никто другой был заинтересован в успешном результате воспитательной деятельности, и, в связи с этим, находил верный индивидуальный подход к ученику, разрабатывал структуру, прогнозировал результат работы, проектировал пути достижения целей.

Отношения, выделяемые академиком А.В. Петровским, являются основой воспитательного воздействия на ученика. Ученым выделяется три основных слоя взаимоотношений между данными субъектами педагогического процесса - поверхностный (на основе взаимной симпатии, нахождения неких «точек соприкосновения» на основе общих интересов), это взаимоотношения первого этапа воспитания, формирование доверительных отношений, комфортной эмоциональной обстановки; межличностные отношения - отношения основой которых являются общие цели и объединяющие коллектив ценности, чувство сопричастности к данному учебному заведению, классу, этнической группе; центрально-смысловой -суть его в отношении воспитанника к этнокультурным ценностям, смысловой и практической проекции их на процесс личной жизнедеятельности, эмоциональной отзывчивости на процесс творчества.

Необходимым компонентом для организации среды успешного этнокультурного воспитания являются родители. Они активно влияют на выстраивание отношений между учеником и педагогом, составление модели и долгосрочного плана обучения, помогают в организации свободного времяпрепровождения.

Особую роль при воспитании детей играют личностные качества наставника. По нашему мнению, наиболее важными в данном случае являются такие черты как доброжелательность, чуткость, справедливость, альтруизм, гуманность, активная жизненная позиция.

Согласно исследованиям педагогов и психологов (Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин и др.) ученики зачастую копируют и перенимают модель поведения своего наставника, принимают его нравственные и социокультурные установки, жизненную позицию и т.п. Мы можем наблюдать как при смене наставника, классного руководителя меняется и манера поведения учащихся его класса.

Субъект-субъектные отношения в этнокультурном воспитании детей в учреждениях дополнительного образования предполагают и включение в данную систему педагогов смежных специальностей, работающих в этом учебном заведении. При объединении усилий преподавателей для максимальной интеграции воспитательного потенциала эффект педагогической деятельности многократно увеличивается. Для успешной реализации требуется: доброжелательные отношения в педагогическом коллективе; активность педагогов для достижения контактов и организации воспитательной деятельности; обсуждение и принятие совместных целей и плана действий; взаимообогащение педагогов, стимулирующее воспитательный процесс учеников.

Реализация модели этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования

Существующая в нашей стране сеть учреждений дополнительного образования является, по нашему мнению, оптимальным полем для воспитания у подрастающего поколения сознания определенной этнокультурной принадлежности. Специфика деятельности данных учреждений, заключенная в вариативности педагогических программ, а также в добровольности и осознанности посещения их учащимися, является основным фактором гуманизации воспитательного процесса.

Основу диссертационного исследования составляет гипотеза, предполагающая, что использование музыкального фольклора в качестве средства этнокультурного воспитания детей в учреждениях дополнительного образования позволяет добиться наиболее эффективных результатов при следующих организационно-педагогических условиях: - реализация возможностей музыкального фольклора в этнокультурном воспитании детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования; - построение педагогической деятельности на основе модельного представления, содержащего совокупность взаимосвязанных и последовательных компонентов; - организация в воспитательном процессе особой творческой среды, І усиливающей стремление детей к познанию этнокультурных ценностей; реализация педагогической программы по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в соответствии со ч следующей структурой - от усвоения основ отечественной культуры к признанию и уважению мировых культурных традиций; - осуществление педагогической поддержки и развития творческой активности воспитанников на основе использования технологий этнокультурного развития личности; - применение личностно-ориентированного подхода в этнокультурном воспитании детей; - подготовку специалистов к реализации педагогической программы по этнокультурному воспитанию средствами музыкального фольклора; - оценка педагогической деятельности с помощью разработанного критериального аппарата.

Целью данного исследования является научное обоснование этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования, что потребовало определения задач диссертационного исследования:

Для решения первой задачи, связанной с определением сущности и специфики этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования, были проанализированы и обобщены основные теоретические подходы к этой проблеме.

На основе анализа вышеизложенного нами была определена сущность этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования, представляющая собой целенаправленный педагогический процесс добровольного усвоения ребенком этнокультурного опыта на основе воспитательного потенциала фольклорной музыки с целью расширения кругозора ребенка через изучение лучших образцов отечественной и мировой культуры, позволяющего понимать, использовать и вариативно интерпретировать полученные знания и формировать основы социокультурного сознания индивида, способствующие комфортному существованию подрастающего поколения в специфических условиях поликультурности современного мира.

Специфика этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях системы дополнительного образования заключается в характерной вариативности педагогических программ, добровольности, целенаправленности и свободе выбора деятельности, воздействующей на сознание и эмоциональную сферу воспитанников, способствующей повышению уровня творческой активности, развитию духовных сил, способностей, что позволяет формировать этнокультурные ценности у детей.

Решением следующей задачи было определение организационно-педагогических условий этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования.

Далее в соответствии со следующей задачей нами была разработана модель этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора будет способствовать эффективному проведению педагогической деятельности по решению данной проблемы в учреждениях дополнительного образования.

Следующая задача заключалась в том, чтобы разработать анкету и с ее помощью изучить уровень этнокультурной воспитанности детей младшего школьного возраста, затем разработать и апробировать педагогическую программу. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2009-2011 гг. Базами исследования являлись: детская музыкальная школа № 1 г. Орла, детская школа искусств № 4 им. Д.Б. Кабалевского (г. Орел). В экспериментальной работе принимали участие 72 человека - 64 человека - дети младшего школьного возраста (8-10 лет) - учащиеся музыкальных школ, педагоги данных учебных заведений в количестве 8 человек.

С помощью побалльной оценки определялся уровень сформированности этнокультурной воспитанности каждого ребенка.

Полученные данные позволили констатировать: большинство детей, участвующих в эксперименте, продемонстрировали недостаточный уровень сформированности этнокультурной воспитанности.

Данные, полученные в контрольной и экспериментальной группах, оказались достаточно сходными: в обеих группах: и в экспериментальной, и в контрольной; уровень этнокультурной воспитанности недостаточно высок.

Формирующий эксперимент проводился в 2010-2011 гг. и заключался в реализации потенциала музыкального фольклора в этнокультурном воспитании детей младшего школьного возраста.

На этапе формирующего эксперимента необходимо было осуществить разработку и апробацию педагогической программы по этнокультурному воспитанию детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора и реализацию разработанной нами теоретической модели.

Опытно-экспериментальной базой исследования для проведения формирующего этапа эксперимента являлась детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского (г. Орел).

В формирующем эксперименте принимали участие 28 человек - дети, с которыми в дальнейшем проводилась целенаправленная педагогическая работа, а другая группа детей (посещающие детскую музыкальную школу № 1 г. Орла) в количестве 36 человек являлась контрольной (целенаправленная педагогическая работа по авторской программе с ними не проводилась). В формирующем эксперименте также принимали участие 8 педагогов.

После реализации разработанной нами программы в течение 10 месяцев было проведено повторное экспериментальное изучение уровней этнокультурной воспитанности у детей с целью оценки результативности разработанной педагогической программы «Живая музыка».

Похожие диссертации на Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования