Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи Райкина Татьяна Анатольевна

Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи
<
Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Райкина Татьяна Анатольевна. Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.05 Барнаул, 2007 190 с. РГБ ОД, 61:07-13/1834

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социокультурной среды как ценностно-формирующего фактора

1. Сущность и роль социокультурной среды в формировании ценностных ориентации

2. Проблемы сущностной идентификации молодежи в современной социокультурной среде

3. Технологии социально-культурной деятельности в оптимизации социокультурной среды

Глава 2. Оптимизация социокультурной среды технологиями СКД с целью формирования гуманистических ценностей у студенческой молодежи

1. Анализ влияния социокультурной среды на формирование ценностных ориентации студенческой молодежи

2. Социально-педагогическое моделирование процесса совершен- ствования социокультурной среды в сфере досуга студентов

3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности социально-педагогической модели оптимизации социокультурной среды как фактора формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи

Заключение 152-156

Список литературы 157-181

Приложение 182-190

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что последние десятилетия со всей остротой обнаружили проблему кризиса российской культуры. В системе детерминант этого феномена специалисты: социологи, социальные педагоги, культурологи, философы усматривают, в частности, снижение уровня значимости для молодежи гуманистических ценностей: патриотизма, сострадания, альтруизма и прочее. Понимание объективных причин названного явления: становление рыночных отношений, убыстрение ритма жизни, связанного с повсеместным использованием сверхсложных машин, что затрудняет процессы коммуницирования в звеньях «человек - человек», «человек - природа», «человек - искусство» и т.д., не снимает тревоги за будущее России, где определяющими социально-культурными и нравственными установками были коллективизм, долг, чувство ответственности не только и не столько за себя, но, прежде всего, за отечество, за его будущее, его культуру.

Особую тревогу у интеллигенции сегодняшней России вызывает «нравственное лицо» студенчества - потенциальной интеллектуальной элиты российского общества. Становление студенческой когорты начала XXI века осуществлялось в условиях «дикого рынка», резкой смены ценностных ориентиров, разгула криминала, тотального падения нравов. В ситуации отказа от старых норм функционирования культуры объективно необходимы конструктивные эквиваленты потребностям нового общественного устройства, и одна из серьезных проблем сегодняшней России заключается в том, что декларируемые ценности не подкрепляются и не обеспечиваются в необходимом объеме на макроуровне социокультурной среды. В ходе ломки старых ценностных установок, традиций, зарождения новых тенденций в развитии общества, в стремлении деидеологизации и деполитизации жизнедеятельности вузовских коллективов были по сути ликвидированы студенческие обще-

ственные формирования, воспитательная работа студентов из задач высшей школы. Отсюда оказывается очевидной продуктивность социокультурной деятельности, локальных социально-культурных образований, способных выявить наиболее целесообразные формы восстановления значимости гуманистических ценностей студенческой молодежи, осуществить «коммуникативный коридор» их трансляции. Не случайно на рубеже XX - XXI веков всё большую роль в теории и практике социальной коммуникации и инкультура-ции молодежи начинает играть социально-культурная деятельность, во многом формирующая позитивную составляющую социокультурной среды. Именно последовательный, педагогически организованный процесс оптимизации социокультурной среды - сферы формирования гражданских и нравственных качеств студенческой молодежи - способен восстановить в правах те ценности, которые являются специфически человеческими и определяют, по выражению Д.С. Лихачева, качество гомосферы - области бытия человека и человечества. Актуальность проблемы оптимизации социокультурной среды как фактора формирования гуманистических ценностей современного российского студенчества, а также недостаточность её теоретической и практической разработанности, учитывающей специфику современного периода, дали основания для выбора темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема влияния социокультурной среды на формирование системы ценностей студенческой молодежи находится в центре внимания философской, культурологической, социокультурной, социологической, социально-педагогической научной мысли.

Так, на общей концепции диссертационного исследования сказались идеи общественных философов, в частности, версия аксиологии, изложенная в трудах Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского и других..

Определение структуры, типологии и природы ценностей содержится в исследованиях Е.В. Дыминой, В. Виндельбанда, А.Н. Максимова, М.С. Кагана, А. А. Ручка и других.

Взаимосвязь общества и личности с системой ценностей фундаментально осмыслена в работах О.Д. Дробницкого, К. Клакхона, В.П. Тугаринова, Б.А. Чагина и других.

Социологический аспект проблемы ценностей в динамике культуры, роли ценностей в социокультурном пространстве представлен в трудах М. Вебера, Ф.А. Знанецкого, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, Я. Щепанского и

ДРУГИХ.

Философско-культурологический анализ ценностей как культурофор-мирующих и культуростабилизирующих факторов содержится в научных изысканиях М.В. Богуславского, Б.С. Гершунского, Н.Д. Никандрова, Л.И. Новиковой, Э.А. Орловой, И.Н. Сиземской и других.

Социально-педагогические работы Л.П. Буевой, Т.Т. Ворониной, М.А. Мамардашвили, В. Франкла и других посвящены исследованию проблемы взаимосвязи и взаимозависимости состояния образования и воспитания с иерархией ценностей, постулируемых в качестве доминанты в конкретной социально-культурной ситуации.

Понятие и феномен «социокультурная среда» исследуется такими учеными, как М.Г. Вохрышева, В.З. Дуликов, Л.Н. Коган, Т.В. Кузнецова, В.И. Орлова, B.C. Садовская, Э.В. Соколов, В.И. Чижиков и другие.

Применительно к теории социально-культурной деятельности названное понятие специфицируется с уточнением его семантики А.Д. Жарковым, Ю.А. Стрельцовым, В.В.Туевым, В.М. Чижиковым и другими.

Проблема социокультурной среды в молодежной (студенческой) субкультуре и её влияние на формирование личности, ценностной сферы студенческой молодежи, а также проблема направленного социально-педагогического воздействия на элементы социокультурной среды посредством соответ-

ствующих технологий СКД рассмотрена в исследованиях СБ. Брижатовой, Т.Г. Киселёвой, Ю.Д. Красильникова, Г.В. Олениной, О.В. Первушиной, Т.Т. Фисюк и других.

Феномен «молодежная субкультура» исследован в трудах отечественных философов и социологов М.В. Бестужева-Лады, Э.В. Бутерса, М.А. Дре-мина, П.П. Павлова, Л.В. Сакурова, а также зарубежных ученых: С. Айзенштата, Ч. Бидуэла, Г. Шельского и других. Ими также рассмотрены социально-психологические особенности молодежных объединений.

Проблемы неформальных молодежных объединений и инициатив обстоятельно исследовались в работах Е.Г. Комарова, В.Т. Лисовского, В.А. Лу-кова, И.Ю. Сундеева, М.Н. Топалова, Д.И. Федельштейна, В.Н. Шкурина и других. Аспект соотношения молодежных инициатив и использования их в содержании деятельности культурно-досуговых учреждений России нового времени обстоятельно, с критической позиции представлен в трудах В.А. Бесединой, Н.А. Горбуновой, С.Н. Иконниковой, Э.В. Соколова, В.В. Туева и других.

Социально-психологические особенности становления личностных качеств студенческой молодежи проанализированы в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, З.Ф. Есарева, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и

ДРУГИХ.

Несмотря на значительный объём литературы по различным аспектам проблемы взаимовлияния социокультурной среды и системы ценностей молодежи, в теории социально-культурной деятельности нет работ обобщающего и прикладного характера. Не выявлены технологические этапы, принципы и методы организации социально-педагогического процесса направленного формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи путем оптимизации социокультурной среды. Требуют тщательной разработки программы организации социально и личностно значимого досуга

студенческой молодежи, которые были бы ориентированы на возвращение актуальности понятий «патриотизм», «альтруизм», «нравственность», «долг». Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между потребностями общества и личности в оптимальной социокультурной среде, способствующей формированию гуманистических ценностей студенческой молодежи, и недостаточной разработанностью социально-педагогического процесса, программирования культури о-досуговои деятельности по её совершенствованию.

Исследование осуществлялось в рамках комплексной темы Алтайской государственной академии культуры и искусств «Социально-культурная деятельность: история, теория, технологии». Базой исследования явились высшие учебные заведения г. Барнаула: Алтайский экономико-юридический институт, Алтайский государственный университет, Алтайская государственная академия культуры и искусств.

Объект исследования: социокультурная среда студенческой молодежи. Предмет исследования: социально-педагогический процесс оптимизации социокультурной среды студенческой молодежи.

Цель исследования: разработать социально-педагогическую модель культурно-досуговой деятельности по оптимизации социокультурной среды как фактора формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социокультурная среда может выступать фактором нейтрализации деструктивных элементов в поведении студенческой молодежи и вместе с тем актуализировать позитивные элементы - способствовать оптимизации гуманистических ценностных ориентации студенческой молодежи - при следующих социально-педагогических условиях: - разработка и внедрение в социокультурную практику педагогической

модели оптимизации социокультурной среды студенческой молодежи, основанной на социокультурных технологиях;

включение студенческой молодежи в деятельность социально-культурных объединений, обладающих развивающим потенциалом и создающих педагогические условия для общественно-полезной социально-инициативной деятельности; социальной адаптации студенческой молодежи; самореализации, самоактуализации;

использование интегративно-деятельностного подхода как способа включения студенческой молодежи в ценностно-ориентационную деятельность в активной, личностной форме проявления в культурно-досуговой среде.

Проверка выдвинутой гипотезы потребовала решения ряда взаимосвязанных задач:

  1. Раскрыть сущность и специфику феномена «социокультурная среда» в парадигме теории социально-культурной деятельности на основе научно-методологического анализа философской, культурологической, психолого-педагогической, социологической литературы.

  2. Выявить проблемы ценностной идентификации молодежи в современной социокультурной среде.

  3. Определить возможности культурно-досуговых технологий в социально-педагогическом процессе оптимизации социокультурной среды как фактора формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи, опираясь на анализ предшествующего опыта ретроспективных и инновационных методик работы со студенческой молодежью..

4. Выявить воспитательный потенциал форм социально-культурной
деятельности в процессе оптимизации социокультурной среды как важного
условия влияния на формирование ценностных ориентации студенческой
молодежи.

5. Разработать и апробировать концептуальную социально-педагогическую модель оптимизации социокультурной среды студенческой молодёжи. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют:

а) на общенаучном уровне - принципы системного, структурно-функ
ционального подходов к анализу социокультурных феноменов и процессов
технологизации духовно-культурного возрождения (М. Вебер, В.Н. Иванов,
В.И. Патрушев, П.А. Сорокин, В.П. Тугаринов, Б.А. Чагин и другие);

б) на конкретно-научном уровне - методы индуктивного, гипотетико-
дедуктивного, проблемно-логического анализа, теоретического моделирова
ния и концептуального синтезирования (Б.С. Гершунский, О.Д. Дробницкий,
М.С. Каган, Л.Н. Коган, Л.И. Новикова, Э.А. Орлова и другие); социально и
личностно ориентированный подход, метод педагогической эвристики (М.Г.
Вохрышева, В.З. Дуликов, Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников, Т.В. Кузне
цова, B.C. Садовская, А.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, В.В. Туев и другие).

Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использовался комплекс методов исследования: анализ философско-культурологической, социально-педагогической, социологической литературы отечественных и зарубежных авторов; эмпирические методы сбора и анализа информации: контент-анализ периодических изданий для студенческой молодежи, содержательный анализ TV-программ, системы организации студенческого досуга (в том числе форм, средств и методов воздействия на формирование ценностей); анкетирование студентов; сравнительный социально-педагогический анализ; педагогическое моделирование; моделирование ситуаций конструктивного досуга; экспертный опрос и согласование мнений экспертов по фокус-групповой технике; педагогические эксперименты (формирующий и контрольный).

Эмпирическую базу исследования представляют данные тестирования, анкетного опроса, фокус-групп, контент-анализа и результаты деятельности экспериментальных баз (Алтайский экономико-юридический институт, Ал-

тайский государственный университет, Алтайская государственная академия культуры и искусств). Число респондентов составило 425 человек - студентов I - III курсов.

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось с 2002 по 2007 год в три основных этапа.

Первый этап - поисковый (2002 - 2004 гг.) На данном этапе изучались теоретические исследования и практический опыт работы со студенческой молодёжью. Проанализирована специальная отечественная и зарубежная литература по проблемам формирования ценностей указанной социально-демографической группы. Изучалась литература по социально-культурной деятельности, философско-культурологического, социологического, социально-педагогического направления, посвященная феномену «социокультурная среда». Это позволило обосновать теоретико-методологическую базу исследования, сформулировать гипотезу, разработать методику исследования, сконструировать теоретическую социально-педагогическую модель процесса оптимизации социокультурной среды. Кроме того, на первом этапе осуществлялся анализ исходной позиции в оценке условий вузовской культурно-досуговой среды; коммуникативные отношения студентов с компонентами среды, а также предпочтения студентов к досуговой занятости.

Второй этап (2004-2005 гг.) - экспериментально-аналитический. На этом этапе продолжалось обоснование концепции исследования. Определялись средства, методы и приёмы педагогического воздействия на процесс оптимизации социокультурной среды; создания психолого-педагогических условий вовлечения студентов в активные формы культурно-досуговой деятельности, способствующие формированию гуманистических ценностей. Была проведена апробация инициативного клубного объединения как важного пути активизации культуротворческой субъектности студентов в сфере досуга, направленной на самоидентификацию студентов с гуманистическими ценностями. Разрабатывался вариант мыслительного эксперимента в

форме деловой игры. Он был ориентирован на креативное развитие студентов и, кроме того, позволял осуществить замер динамики изменений их ценностных ориентации на выходе опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (2006-2007 гг.) - обобщающий, в ходе которого были выявлены и сопоставлены изменения в социокультурных характеристиках представителей экспериментальных и контрольных групп студентов; систематизированы и интерпретированы результаты исследования. Завершено литературное оформление диссертации.

Научная новизна диссертации заключается в том, что:

уточнено определение феномена «социокультурная среда», который рассматривается как комплекс социальных и культурных факторов, вещественного, личностного и нормативного элементов в их диалектическом единстве и взаимодействии;

предложен авторский подход к анализу и решению проблемы формирования гуманистических ценностей студенческой молодёжи путём оптимизации социокультурной среды;

разработана и экспериментально проверена социально-педагогическая модель оптимизации социокультурной среды студенческой молодежи;

- доказана продуктивность системного использования социально-
культурных технологий в социально-педагогическом процессе, определен их
воспитательный потенциал в оптимизации ценностных ориентации студенче
ской молодежи, воздействующий на мировоззренческие представления и
установки, развивающий духовно-нравственную сферу личности, побуждаю
щий к социально-инициативной, общественно-целесообразной деятельности;

- выявлена положительная динамика формирования гуманистических
ценностей студенческой молодежи в условиях оптимизированной социо
культурной среды в результате целенаправленного педагогического воздей
ствия посредством социально-культурных технологий.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в диссертации на основе теоретического анализа более глубоко показана сущность и отличительные признаки социокультурной среды в парадигме социально-культурной деятельности, ее значение в формировании ценностных ориентации молодежи; обоснован и выявлен социально-педагогический потенциал социально-культурных технологий в оптимизации социокультурной среды, выступающий при целенаправленном педагогическом воздействии фактором формирования гуманистических ценностей студенческой молодёжи; а также с опорой на эмпирические исследования разработана концептуальная социально-педагогическая модель оптимизации социокультурной среды студенческой молодежи, подтверждена ее эффективность в ходе опытно-экспериментальной проверки в досуговых объединениях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нём теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, которые могут быть использованы:

в научно-исследовательских программах, направленных на разработку социально-культурных и культурно-досуговых проектов в социально-педагогической деятельности по реформированию и модернизации социокультурной среды студенческой молодёжи;

в организации воспитательной работы со студентами во внеучебное время;

при формировании инновационных культурно-досуговых образований студенческой молодёжи, ориентированных на выработку гуманистических ценностей в этой социально-демографической группе;

в процессе подготовки и переподготовки специалистов, работающих в сфере социально-культурной деятельности;

в содержании курсов: «Теория социально-культурной деятельности», «Технологические основы социокультурной деятельности»;

- в практической деятельности культурно-досуговых и социально-
культурных учреждений, молодежных центров.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, взаимосвязью теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, задачам, предмету и логике исследования; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы и её подтверждением; репрезентативностью материалов и корректным использованием математических методов обработки данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социокультурная среда имеет сложный противоречивый
аксиологический характер, в ней присутствуют глобальные и локальные,
традиционные и инновационные процессы функционирования ценностей
культуры, неоднозначные по своей направленности. На процесс ценностной
идентификации студенческой молодежи, наряду с позитивными,
существенное влияние оказывают негативные компоненты социокультурной
среды, обладающие в современной России качеством антиценностей,
особенно в сфере свободного времени.

  1. Концептуальная модель оптимизации социокультурной среды, представляющая собой социально-педагогический процесс, включающий прогно-стико-диагностический, проектно-технологический, результативно-аналитический и коррекционно-диагностический этапы, раскрывает возможности реализации аксиологического, воспитательного потенциала социально-культурной деятельности как фактора формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи.

  2. Целенаправленный социально-педагогический системный подход в организации социально-культурной деятельности с акцентом на социальный, аксиологический аспект воспитания в свободное от учебы время, способен актуализировать педагогические возможности досуговых составляющих социокультурной среды, что способствует формированию гуманистических ценностей студенчества.

4. Наполнение культурно-досуговой среды студентов позитивными, эмоционально привлекательными формами активной культуротворческой деятельности; предоставление возможности участия молодежи в социально значимых событиях; развитие студенческого самоуправления является значимым звеном самоидентификации среди категорий «добро и зло», «честь и достоинство», «право и долг»; существенным стимулом творческого, духовно-нравственного развития; гуманизация чувств и поступков.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования прошли компетентное обсуждение на заседаниях и методологических семинарах кафедры социокультурной деятельности АлтГАКИ (2002, 2003, 2007 гг.); на Международном симпозиуме (Белокури-ха-Барнаул, 2003 г.); на международной научно-практической конференции «Россия-Германия: диалог культур - взаимопонимание наций» (Барнаул, 2004 г.); на Всероссийской конференции «Проблемы выбора и развития общечеловеческих ценностей в современных социокультурных условиях» (Барнаул, 2005 г.); на региональной конференции «Социально-культурная деятельность в регионе: история, теория, практика» (Барнаул, 2006 г.); в выступлениях на заседаниях «круглого стола» по внеучебной воспитательной работе студентов, организованных Управлением по образованию и делам молодежи Алтайского края (Барнаул, 2004, 2006 гг.); на семинарах по воспитательной работе студенческой молодежи, заседании Совета факультета в Алтайском государственном университете, Алтайском экономико-юридическом институте (Барнаул, 2006 г.), в которых были внедрены в практику воспитательной работы в вузах, их культурно-досуговых центров (в организацию культурно-досуговой и социально-культурной деятельности студенческой молодежи) выводы диссертации.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, отражены в 7 публикациях автора.

Структура диссертации соответствует цели и задачам работы, отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.

Сущность и роль социокультурной среды в формировании ценностных ориентации

Категория «социокультурная среда» наряду с такими как «социально-культурная сфера»; «социально-культурное пространство»; «социально-культурные условия»; и другими, в основе которых находится понятие социально-культурной деятельности, является сравнительно «молодой» в научной лексике и имеет достаточно разнообразное толкование.

Т.В. Кузнецова обращает внимание на концепцию социокультурной среды как «гуманитарной системы», включающей в себя многие объекты, ведущими из которых выступают личность и культура в целом [118, с. 13.] Рассматривая воспитательный потенциал социокультурной среды, она справедливо подчеркивает, что на современного человека оказывает существенное воздействие не только его ближайшее окружение, культура семьи или социальной группы, к которой он принадлежит, но и вся атмосфера социума, а также способ существования в мировом сообществе.

В.З.Дуликов, рассматривая влияние социокультурной среды на формирование личности [196, с.95-104], отмечает, что социокультурная среда -явление многоуровневое и многогранное. По его мнению, «социокультурная среда - это составная часть общей среды обитания человека, включающая в себя совокупность условий как материальных, так и духовных, обеспечивающих процессы социализации личности (вхождение в социум, воспитание гражданина), удовлетворение его разнообразных запросов, интересов, повышения общекультурного и творческого потенциала». При этом он подчеркивает, что социокультурная среда - это только позитивная часть общей среды, это, прежде всего, та благоприятная обстановка, пространство, атмосфера, в которой действует личность. Но далее автор не избежал противоречия в определении социокультурной среды. Отвечая на вопрос - каким образом формируется среда обитания человека, в т.ч. и социокультурная среда, он утверждает, что среда формируется либо стихийно, либо планомерно, причём в двух направлениях - в позитивном и негативном смысле. Из этого посыла можно сделать вывод о том, что социокультурная среда выступает по отношению к личности не всегда и не во всем «как благоприятная обстановка» и «позитивное социокультурное окружение», и не всегда обеспечивает формирование позитивных качеств личности в процессе социализации.

М.Г. Вохрышева определяет понятие «социокультурная среда» как отражение комплекса различных факторов - социальных и культурных. Оно включает в себя состояние различных общественных институтов (семьи, школы, учреждений культуры, служб профессиональной подготовки и трудоустройства) и возможности социализации личности в рамках этих институциональных форм. В социокультурную среду включены также информационные потоки, циркулирующие в социуме, которые в любом обществе выполняют формирующую сознание и установки людей функции [51, с. 14]. При этом автор справедливо относит к числу важнейших факторов по отношению к культуре в институциональном её понимании систему социаль ных учреждений соответствующего ведомства; множество факторов внутри-культурного порядка, определяющих характер социокультурной среды: материально-техническую базу, кадры, цели деятельности, приоритеты, условия. Сущностную же основу функционирования и поддержания социокультурной среды составляет сложная иерархия ценностей, которая утверждается отчасти стихийно, а в определённой мере осознанно.

Близко по смысловому значению к социокультурной среде ряд авторов определяют содержание «социальная среда». Педагогический словарь [160, с. 140] определяет социальную среду как социальную зону ближайшего действия человека; сложную и неоднозначную систему условий развития личности, как противостоящей ей, так и изменяемой действиями и поступками самого человека. В понятие социальной среды включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро-) условий её жизнедеятельности, атмосферу её социального бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми; реальную действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В.Е. Кемеров под социальной средой понимает совокупность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, предметную и человеческую обстановку развития личности, её способностей, потребностей, интересов, сознания. [197, с. 422]

Во взаимосвязи с социокультурной средой рассматривается целый ряд других родственных, соподчиненных категорий, таких как «культурно-бытовая среда» (Г.М.Гусейнов, А.С.Ганиев, Р.Д. Джунгазиев, В.С.Садовская, С.Т.Танкаев и др.); «культурная среда» (Ю.В. Арутюнян, Ю.Б.Бархин, Л.П.Буева, С.Б.Брижатова, Ю.Р.Вишневский, М.Н.Зеленский, Л.Н.Коган, В.И.Орлова, Э.А.Орлова, О.В.Ромах, Э.В.Соколов и др.); «культурно-досуго-вая среда» (М.Г.Вохрышева, А.Д.Жарков, Т.В.Кузнецова, В.И.Чижиков и др.). По мнению В.И.Садовской культурно-бытовая среда -это сфера, в которой реализуется сущностная природа человека, направленная на удовлетворе ниє его жизненно-важных потребностей в жилище, питании, одежде, продолжении рода, воспитании детей и т.п. При этом имеется в виду, с одной стороны, наличие определённого уровня материальных основ, а с другой - условия, в которых проявляется индивидуальная культура личности. Культурно-бытовой средой обозначают реальность нашей жизни.[184, с. 32]

Как часть общей среды рассматривает культурно-досуговую среду В.И.Чижиков, ту часть, которая более всего соприкасается с душевным и духовным началом человека. [121, с.117] При этом учёный отмечает недостаточную теоретическую разработанность феномена культурно-досуговой среды и его значения в жизни человека, слишком широкое и неточное её толкование, что приводит к пониманию её как сопутствующей какому-либо процессу и как следствие - неосознанности в обществе и властных структурах её культуротворческой функции. Мы разделяем точку зрения автора, который подчеркивает и самостоятельность, и самоценность культурно-досуговой среды как системы, имеющей собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-досуговую среду он трактует как пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-историко-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культуроформирующие условия его развития.

Проблемы сущностной идентификации молодежи в современной социокультурной среде

Ценность - многомерное явление, природа которого определяется социально-историческими условиями. Методологически важным представляется анализ основных подходов системы аксиологического знания, а также проблем, возникающих на пути выбора и формирования ценностей молодёжи в современном российском обществе.

В философии и социологии к ценностям как феномену, указывающему на человеческое, социальное и культурное значение определённых объектов и явлений, отсылающих к миру должного, целевого, смыслового основания, задающих одну из возможных рамок социокультурной активности человека или социума, складывались различные подходы.

Аксиология как философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, конституировалась и конструировалась в своей предметной проблематике в специфических конкретно-исторических условиях. Пересмотр обоснования этики И.Кантом, противопоставившим ранее отождествляемому бытию с благом сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости), потребовал чёткого разграничения в определении ценностей должного и сущего. В послегегелевской философии с расщеплением понятия бытия на «актуализированное и реальное» и «желаемое и должное», аксиологическое значение развивается от проблем рефлексии над сложными отношениями с направленностью человеческой воли до осознания невозможности редукции понятия ценности «к благу» как экономической категории.

Последующая плюрализация способов философского познания породила многие разноаксиологические традиции, а также их взаимодополнительность и взаимопроникновение друг в дуга в процессе познания «различных миров».

Начиная со второй половины 19 века наряду с естественнонаучным знанием получило развитие особое социальное и гуманитарное (социологическое, психологическое, культурологическое и пр.) научное знание. Исходя из основного вопроса, поставленного изначально аксиологией и неоднократно переформировавшегося, об условиях возможности оценок, имеющих «абсолютное значение», их критериях и соотносимости разных систем ценностей между собой, вытекает задача современного социогуманитарного знания -анализа ценностей в общей структуре бытия с миром наличного бытия социума и его культуры, моделей и механизмов действия ценностей, обращенных к человеку или социуму на его реальное социальное поведение.

Важное методологическое значение имеет социологический анализ ценностей М.Вебера, критиковавшего крайности в понимании ценности, взятой самой по себе («чистой значимости») и «растворения ценности» в имманентном бытии. По М.Веберу поведение становится действием ценностно-рациональным только тогда, когда и поскольку оно связывается действующим индивидом с конкретным субъективным смыслом, который задаётся через соотнесение с ценностью, позволяющее артикулировать индивидуальные цели и норматировать сами ценности.

Научный интерес с точки зрения формирования общечеловеческих ценностей имеет аксиологическая линия от социологической теории Ф.А.Зна-нецкого через П.А.Сорокина к Т.Парсонсу, согласно которой ценности являются высшими принципами, обеспечивающими согласие (консенсус) в обществе и придающими значимость проявлениям конкретной эмпирической деятельности. В социокультурной проблематике современного российского общества духовного возрождения принципиальное значение имеет концепция теории ценностей как «теории творчества» А.Белого и религиозно-ориентированная версия аксиологии («богочеловечества», «софийности», «соборности»), изложенная в трудах В.С.Соловьева, Н.О.Лосского, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского и других.

Важные методологические положения аксиологии различных философских школ дают ключ к пониманию современного аксиологического образования и воспитания, характерной особенностью которого является поворот к анализу феноменов личности и индивидуальности, «человеческого в человеке», смыслов и оправдания человеческого бытия, его идеалов и императивов, содержания и роли культуры в социальном поведения человека.

По мнению Р.Г.Лотце, ценности обладают большой силой и способствуют созданию нового мира культуры. Рассматривая социальную природу ценностей, их типологию на уровне «идеальных типов» и как следствие эмпирических типологий, ценности определяются (Я.Щепаньский) как любой материальный или идеальный предмет, в отношении которых субъект занимает позицию оценки, приписывая им важную роль в своей жизни в качестве целей достижения. Ценности являются универсальной системообразующей и смыслообразующей философской категорией (Г.Риккерт), в рамках определённой системы ценностей решаются вопросы о назначении человека и смысле его жизни (В. Виндельбанд). Е.В.Дымина относит ценности к сфере переживаний человека, его отношения к объекту, обладающему способностью удовлетворять его конкретные потребности. При этом источником возникновения ценностей выступает социальный опыт, в процессе которого постепенно меняются и сами ценности, в результате чего формируется новая иерархия ценностей, соответствующая новому типу культуры. Этот закономерный процесс происходит, по утверждению автора, на основе диалога аксиологических систем.

В современных условиях развития глобальных кризисов на первый план выходит проблема формирования не узких «своих», а прежде всего общечеловеческих гуманистических ценностей, теряющих замкнутость и приобретающих универсальный характер, на основе чего может вырасти мир культурного многообразия. Это путь сближения культур на основе их диалога, путь, обеспечивающий выживание и совершенствование человечества. По утверждению А.Н.Максимова, ценностное отношение человека к действительности является первичным и реализуется через потребности субъекта, выраженные в его интересах. Подобную позицию мы находим у Н.З.Чавчава-дзе, А.А.Ручка.

Важный аспект рефлексивно-эмоциональной и регуляторной функции ценностей отмечает М.С.Каган. По его мнению, ценность - это внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, и потому она воспринимается им как его собственная духовная интенция [90]. М.С.Каган выделяет двухмерную роль ценностей в общественной и культурной жизни, что находит проявление как в отношениях субъекта к объекту, так и в межсубъектных отношениях. Ценности направляют, ориентируют и регулируют отношения людей, сплачивая одних и разъединяя других, обладающих иными ценностными ориентирами. На этой основе учёный подчеркивает стратегическую важность формирования определённой системы ценностей, входящей в мир молодого человека в процессе воспитания и образования. Конечной целью этого процесса он видит формирование способности у воспитанника к спонтанному управлению своим поведением на основе общезначимых для социума ценностей.

Анализ влияния социокультурной среды на формирование ценностных ориентации студенческой молодежи

В разрешении противоречия между личностью и обществом, между уровнем качественного содержания социокультурной среды, необходимого для формирования общественно значимых личностных характеристик студенческой молодёжи, и реальным состоянием социокультурного пространства одним из основных путей является социально-педагогический процесс гармонизации социокультурной среды. Инновационным методом в решении данной задачи в современных условиях всё больше утверждается технологизация социокультурного пространства как научного, интеллектуального, педагогического ресурса, позволяющего влиять на реальную действительность в прогнозируемом направлении. Социальные технологии позволяют на основе диагностики состояния объекта принимать оптимальные управленческие решения, активно влиять на социокультурные процессы и явления, изменяя их в заданном направлении, целенаправленно организовывать социально-педагогические процессы, получать прогнозируемый результат.

Под результатом процесса технологизации социокультурной среды мы понимаем степень изменения её качественных характеристик как системы, наполнения творческим содержанием, создания педагогических условий для свободного развития сущностных сил человека, вхождения его в ценности мировой и отечественной культуры. В конечном - итоге меру образованности, воспитанности, социализированное и гуманистичности личности, её включенности в творческую созидательную деятельность.

Применение социальных технологий в новое время обусловлено целым рядом причин. Основной из них является значительное ускорение всех социокультурных процессов в условиях глобализации социального пространства. Общество вступило в новое информационное состояние, усилилось взаимопроникновение и взаимовлияние культур. Социокультурная среда динамично наполняется новыми знаниями, ценностями, образцами социального поведения, которые обновляются неоднократно на протяжении жизни даже одного поколения. Поэтому уже недостаточно стало традиционных социально-педагогических моделей в поддержании гармоничного равновесия социокультурной среды как важного фактора передачи социального опыта, ценностей культуры новым поколениям молодёжи. Для российского общества это обстоятельство в значительной степени актуализируется проводимыми реформами во всех сферах общественной жизни, в основе которых лежит освоение «человеческого ресурса». Усложнение социальных связей, межличностных отношений, противоречивость и неоднозначность характера и динамики отношений человека и общества требуют применения инновационных технологий социально-педагогического воздействия на гармонизацию социокультурной среды как единой системы обеспечения целенаправленной деятельности всех субъектов социально-культурной деятельности в процессе формирования ценностных ориентации молодёжи. Выход, по мнению В.Н.Иванова, который мы разделяем, видится в том, чтобы включить в поиск разбалансированного социального пространства наукоемкие социальные технологии, которые заменяют рутинные и обеспечат передачу социальной информации на основе современных научных данных. «Смысл и значение любой технологии - оптимизировать управленческий процесс, сделать его рациональным, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата» [85, с.14].

Сущность социальных технологий в мировой и отечественной науке рассматривается с разнообразных позиций. В.Т.Афанасьев рассматривает социальные технологии как элемент механизма управления и средство перевода абстрактного языка науки на конкретный язык практики достижения поставленных целей. М.П.Марков видит в них способ реализации конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций. Н.М.Стефанов определяет сущность социальных технологий как деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности. А.С.Зайцев - как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели».

Анализ исследования сущности социальных технологий показывает широкий спектр их применения в различных сферах общественной жизни. Технология (от греческого искусство, мастерство, умение) - совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки, описание производственных процессов, инструкций по внедрению. С.И.Ожегов определяет технологию как «совокупность производственных процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства».

Первоначально получившая применение в сфере материального производства категория «технология» впоследствие всё больше укрепляется в гуманитарных науках, в социальной сфере, в том числе и в социально-культурной, включая всю интеллектуальную деятельность, в образовании, воспитании, художественном творчестве и т.д. Социальные технологии выступают необходимым элементом механизма управления как совокупность методов выявления и использовании потенциальных возможностей социокультурной среды, приёмов, способов, процедур воздействия на него в соответствии с поставленными целями. Целесообразным использование понятия «технология» в культурно-досуговой деятельности справедливо считает А.Д.Жарков, «поскольку оно отражает совокупность оснований профессиональной, информационной, социально-педагогической и инициативной системы» этой деятельности [74, с. 24]. Это положение в полной мере соответствует в целом социально-культурной деятельности. Педагогический аспект социально-культурной деятельности, - подчеркивает В.С.Садовская, - позволяет говорить о технологии моделирования социально-культурной деятельности. При этом, на наш взгляд, под моделированием автор очень точно понимает процесс систематизации способов, приёмов, средств социально-культурной деятельности с целью создания новых оригинальных условий включения личности и систем организации её социально-культурной деятельности [184, с. 164].

Вопрос технологии моделирования социально-культурной деятельности в современных сложных социокультурных условиях является принципиально важным и сложным. Его решение лежит в плоскости «ноу-хау», так как мало разработан в целом и применительно к конкретному объекту в условиях конкретной социокультурной среды. Педагогический процесс в социально-культурной деятельности направлен на развитие социокультурной активности личности и социальных общностей в условиях определённой социально-культурной среды разнообразными средствами социально-педагогической, просветительной, художественно-творческой и иных видов культурно-досу-говой деятельности.

Категория «социальное», отмечает Ю.Д.Красильников [98, с.40], в самом названии любой социально-культурной технологии указывает, что данная технология относится к классу гуманитарных. Она всегда неизбежно обращена к определенной социальной общности или к отдельно взятой личности и в качестве целевой установки предполагает достижение позитивных изменений в сфере их образа жизни, культуры, повседневного досуга. Гуманитарную технологию как человековедческую рассматривает В.В.Шепель. По его мнению, она представляет собой систему усилий по обеспечению процесса развертывания личностного потенциала людей, сбережения их здоровья, духовного возвышения, оптимизации межличностных и деловых отношений.

Социально-педагогическое моделирование процесса совершен- ствования социокультурной среды в сфере досуга студентов

Изучение качественного состояния сложного, многоуровнего системного феномена социокультурной среды, находящегося в постоянном динамическом развитии, сопряжено со значительными трудностями методологического и методического характера. Сложность этой проблемы очевидна и в силу того, что социокультурная среда имеет всепроникающий характер, но степень влияния её структурных элементов на личность неодинакова в силу объективных и субъективных причин. Поэтому при анализе качественного содержания её структурных элементов на макро- и микро- уровнях во взаимодействии с личностью, степень влияния их на формирование ценностных ориентации студенческой молодежи определила основной подход в данном исследовании.

Особое внимание уделено досуговой сфере студентов, как системе, зависящей от состояния всех компонентов социокультурной среды, но не адекватной ни одному из них и выступающей как определенный «срез» социокультурной среды. Именно в сфере досуга молодежь в свободном выборе вступает во взаимодействие с элементами социокультурной среды, стремится идентифицировать себя с той или иной субкультурой, определяя её ценностные ориентации как значимые для себя, максимально реализовать свои потенциальные возможности и способности в атмосфере функционирования ценностей социокультурной среды, гармоничной её собственной субкультуре.

Молодежь постоянно находится в сложных и противоречивых условиях социально-культурной среды, в том числе и в сфере досуга, перманентно испытывая на себе неодинаковую силу влияния её различных компонентов, в зависимости от степени референтности того или иного субъекта, чье мнение становится наиболее значимым в определении собственной мотивации в выборе ценностных предпочтений.

На уровне макросреды значительное влияние на формирование ценностных ориентации студенческой молодежи оказывает образовательная среда как подсистема социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся педагогических факторов, нормативно закрепленных в целевых установках государственных образовательных стандартов, предусматривающих наряду с образовательными и воспитательные цели, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных социально-педагогических условий развития личности.

Серьезным элементом социокультурной среды в современном обществе стали СМИ. Они играют важную роль в формировании общественного мнения, оценок людей и событий, тиражируют определенные стандарты сознания и поведения. Информационный бум, ставший реальностью жизни российского общества в последние пять лет, привел, с одной стороны, к включению студенчества в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов социокультурной среды, а с другой - стал одним из важнейших факторов формирования личностных характеристик молодого поколения, среди которых немалую роль играют этические представления о ценности.

Как показывают исследования [163, с.4], сегодня основными пользователями «всемирной паутины» - сети Интернет, через которую беспрепятственно распространяется наряду с рекреативной разнообразная продукция мировой массовой культуры, является студенчество. По степени влияния на процессы социализации, инкультурации и интерноризации молодежи СМИ занимают четвертое место после влияния семьи, окружения сверстников и учебного заведения. Материалы, размещаемые в средствах массовой коммуникации, погружают пользователей в определенное коммуникативное состояние, некие заданные смыслы.

Средства массовой информации, особенно электронные, в современных условиях в возрастающей степени выполняют досуговую и культуроформи-рующую функции. Причем результаты влияния электронных СМИ на качественные изменения ценностных предпочтений студентов, развитие их художественного потенциала далеко неодинаковы и в большей степени прямо противоположны, от позитивного до негативного. Время присутствия студентов в Интернете определяется как потребностью в какой-то информации (от научной до материалов для курсовой работы), так и желанием пообщаться, развлечься. Причем пользователей Интернета не более 20%. от общего числа респондентов. К признакам позитивного представления культуроформирующей функции СМИ могут быть отнесены разнообразие лексикона, широта и аргументированность ссылок при описании современной жизни, доброжелательность, способствующие развитию интеллекта и умению работать с информацией.

Вместе с тем анализ молодежных изданий (как будет показано ниже), телерадиопередач, Интернет-каналов показывает, что негативное исполнение культуроформирующей функции на данном уровне системы журналистики гораздо большее, а с учетом заполнения культурно-досуговой среды молодежи тем более. Прежде всего, в тематике телерадиопередач, молодежных печатных изданий преобладает развлекательно-рекреативная направленность, происходит так называемая «вестернизация» интересов молодежи, идёт активное использование западных стереотипов даже на языковом уровне.

Содержательная политика изданий для молодежи всё больше отходит от норм и ценностей «высокой культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры». Руководитель ВЦИОМ Ю.А.Левада считает, что рыночная ориентация прессы на то, что ждет, чего требует публика рождает её «стебность», бульварность и прочее и сильно противоречит её остаточной тенденции быть учителем аудитории, аналитиком. Современные коммерческие редакции представляют молодежной аудитории богатые возможности для развлечения, общения в прямом эфире, пренебрегая предоставлением возможности самообразования, развития духовности. С учетом возрастной психологии и интересов молодежи социокультурную среду заполняет высокий процент музыки, эмоционально и цветовыразительно окрашенные показы образцов массовой культуры, откровенная или завуалированная реклама, призывающая к легкой жизни с тендерными развлечениями.

Молодежные редакции с целью привлечения внимания аудитории, поиска с ней общего языка создают ситуацию диалога, общения, беря на себя как бы функцию создания своеобразных «клубов по интересам» с помощью современных технологий (сайты, чаты, форумы и т.д.). Подобные возможности развлечения в Интернете, молодежных радио- и телепередачах в современных социокультурных условиях часто имеют значение большее для досуга, нежели учреждения культуры.

Игры в сети Интернет, посещение персональных страниц любимых музыкальных групп или общение, знакомства, болтовня в чатах имеют большое значение в досуговой сфере студентов. Для них это не только средство информирования о культурно-досуговых мероприятиях: дискотеках, клубах, концертах и т. д., но и возможность посещать их виртуально, в пассивном режиме удовлетворять свои потребности в общении в особенной психологической атмосфере. В данной культурной ауре, когда текстовая информация сочетается со звуком и цветом, возможностью моментально в реальном времени осуществлять коммуникативные связи с оппонентами на любом пространстве, при этом анонимность, свойственная виртуальному общению, удовлетворяет «желание поэкспериментировать», позволяет быть раскованным, создает иллюзию легкости преодоления реальных проблем, изменения какой-либо ситуации по своему желанию в придуманном мире, притупляет чувство нравственной ответственности за свои действия и в реальной действительности, ведет к изменению ритма жизни.

Являясь активными субъектами социокультурной деятельности, СМИ позиционируют и утверждают некие смыслы и ценностные ориентации, стереотипы мышления и образцы поведения, рассчитанные на молодежную субкультуру, наполняя соответствующим аксиологическим содержанием социокультурную среду.

Похожие диссертации на Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи