Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организация взаимодействия учреждений культуры и туризма Курганова Светлана Анатольевна

Организация взаимодействия учреждений культуры и туризма
<
Организация взаимодействия учреждений культуры и туризма Организация взаимодействия учреждений культуры и туризма Организация взаимодействия учреждений культуры и туризма Организация взаимодействия учреждений культуры и туризма Организация взаимодействия учреждений культуры и туризма Организация взаимодействия учреждений культуры и туризма Организация взаимодействия учреждений культуры и туризма Организация взаимодействия учреждений культуры и туризма Организация взаимодействия учреждений культуры и туризма
>

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Курганова Светлана Анатольевна. Организация взаимодействия учреждений культуры и туризма : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Санкт-Петербург, 2002 171 c. РГБ ОД, 61:03-13/213-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Значение и содержание взаимодействия сферы культуры и туризма 14

1.1. Сфера культуры и её роль в организации туристской деятельности 14

1.2. Потенциал учреждений культуры и туризма как фактор формирования международного имиджа г. Санкт-Петербурга 38

Глава 2. Состояние и проблемы учреждений культуры в сфере туризма 65

2.1. Деятельность учреждений культуры в сфере туризма 65

2.2.Организация взаимодействия учреждений культуры и туризма 90

2.3. Программа по интеграции малых и средних учреждений культуры в туристский рынок г. Санкт-Петербурга 111

Заключение 119

Список литературы 125

Приложения 1-26 136-171

Введение к работе

Актуальность исследования. Туризм - один из важнейших импульсов современного развития культуры. Он стимулирует поиск и включение в активный потребительский оборот малоизвестных граней в национальном, историческом, художественном и ином своеобразии культуры, обогащая тем самым, как свой, так и культурный потенциал. Учет потребностей и мотиваций различных категорий туристов, способствует более полному использованию культурного потенциала различных территорий нашей страны. Делает великое культурное наследие различных регионов и, в частности, Санкт-Петербурга доступным большому сегменту посетителей, реализуя просветительную функцию туризма.

Во многих странах мира культурный туризм является высокодоходной, перспективной и выгодной отраслью экономики. Например, во Франции, Венгрии, Италии, Испании и Португалии, он считается одной из самых приоритетных сфер деятельности, обеспечивающих вклад в валовый национальный доход, в пределах 15-35%1.

По данным Всемирной Туристской Организации, рост мирового туризма в 2000 году составил 7,4 %. Эта цифра почти удваивает результаты 1999 года и является самым высоким показателем за предыдущее десятилетие. За прошлый год было осуществлено почти 50 млн. туристских международных поездок, общее количество прибытий международных туристов составило рекордную цифру в 698 миллионов. Доход от международного туризма также вырос до 476 миллиардов американских долларов, что на 4,5 % выше, чем в предыдущем году2.

Некоторые регионы России, культурные центры, например Санкт-Петербург, располагают широкими возможностями для генерации

1 Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. - М., 1996.-С.9.

2 Туристический бум 2000// .

содержательного и выгодного туристского продукта, способного привлечь гостей и туристов со всего мира, на основе именно своего культурно-исторического потенциала, сосредоточения объектов туристского интереса, составляющих национальное достояние страны. Так, согласно данным ВТО, Санкт-Петербург занимает 8-е место в мире по потенциальной туристической привлекательности3. Огромное количество туристов имеют желание посетить Санкт-Петербург, чтобы познакомиться с eft культурным наследием. Туризм имеет все основания стать приоритетным сектором экономики Северо-Западного региона и Санкт-Петербурга в частности, средством формирования имиджа города, мощным средством развития учреждений культуры региона, позволяющим им расширить возможности социально-культурной и культурно-просветительной деятельности.

Не стоит забывать и об интеллектуальной стороне процесса становления культурного туризма, его просветительного и воспитательного потенциала. Познание, интерес к другой, неизвестной культуре - вот основной мотив путешествия туристов. С помощью культурного туризма можно легко и ненавязчиво познакомить туриста, коим потенциально является любой человек, с иной культурой, что играет важную роль в повышении просветительного и образовательного уровня личности и конкретных социальных групп.

Основой для формирования и продвижения продукта культурного туризма в социальной среде являются взаимоотношения между туристскими фирмами и учреждениями культуры, их эффективное взаимодействие, приносящее пользу обеим сторонам. Однако в настоящий момент взаимоотношения этих организаций являются малоэффективными, так как, на наш взгляд, существуют проблемы организационно-информационного обеспечения их взаимодействия. Для создания дифференцированного и качественного туристского продукта, прежде

3 Туристический бум 2000// .

всего, необходима информация о потребностях, интересах и ожиданиях потенциальных потребителей, особенностях товарного предложения, конъюнктуры. Исследования, направленные на получение подобного рода информации только недавно стали проводиться в России и в Санкт-Петербурге, в частности. Однако результаты этих исследований не имели целенаправленных стратегических последствий для учреждений культуры, не стали достоянием профессиональной общественности.

Отмечается, что в сферу туристической деятельности интегрированы большей частью крупные учреждения культуры, тогда как малые и средние организации культуры сферы культуры города, ограничиваются минимальным участием. Результатом такой пассивности является недостаточная востребованность многих средних и малых учреждений культуры, по причине отсутствия информации о них, как у посредников между сферой культуры и туристскими фирмами, так и у самих потенциальных посетителей музеев. Большая часть культурного наследия остается не востребованной.

На сегодняшний день, назрела необходимость в разработке методически выстроенного механизма взаимодействия сфер культуры и туризма, позволяющего развивать возможности деятельности учреждений культуры на рынке туристского продукта в полном объеме и реализовать их просветительный и образовательный потенциал. Данный механизм должен обеспечить выход малых и средних учреждений культуры на массового потребителя, расширить их активную аудиторию.

Степень разработанности проблемы:

Проблематикой взаимодействия сфер культуры и туризма занимались различные исследователи, но акцент ставился или на сферу культуры или особое внимание уделялось сфере туризма. Данный факт объясняется тем, что долгое время сфера культуры не рассматривалась в контексте экономических проблем. Только в начале 90-х, с переходом культуры на новые методы хозяйствования, появились исследования,

6 посвященные вопросам управления, финансирования, методам экономических отношений в сфере культуры (работы А. Алейника, Г. Галуцкого, Н. Дроздовой, Ф. Рыбакова, М. Хайкина, Р. Энтони и других авторов).

Вопрос влияния сферы культуры на формирование имиджа региона также не был глубоко рассмотрен. Работ, посвященных этой проблеме относительно немного, и практически все они носят прикладной характер. Наиболее интересными представляются работы Ю. И. Блохина, Е.П. Кирюнина, СЕ. Корнеева, Дж. Тантоса4. Ряд исследований был посвящен региональной культурной политике, также связанной с проблемой формирования имиджа региона (Г.М. Бирженюк5).

Вопрос влияния сотрудничества сферы культуры и туризма на
формирование положительного имиджа г. Санкт-Петербурга, так или
иначе, затрагивался в последних публикациях в периодических изданиях и
в материалах различных сайтов в сети Интернет (М.Б. Биржаков, Е. И.
Богданов, Ю.В. Богданов, И.А. Добросердов, Т.А. Драгныш, С.Н.
Ковалев). Но обсуждение данной проблемы не заканчивалось конкретной
разработкой рекомендаций. Автор диссертации на основе анализа
литературы, практического опыта работы и проведённых исследований
предлагает рекомендации по организационно-информационному
обеспечению взаимодействия сферы культуры и туризма с учетом
Стратегического Плана Санкт-Петербурга, разработанного

Администрацией и общественностью г. Санкт-Петербурга, принятого 01.12.1997.

Формирование и продвижение привлекательного образа сферы культуры, региона в целом должно опираться на исследования

4 Блохин Ю.И. Концепция социально-экономической модели развития туризма в крупном туристском центре или регионе// Туристские фирмы, 1998.- № 17; Корнеев СЕ. Туризм и его роль в городской экономике// Туристские фирмы, 1998- № 15; Надиров А.Н. Роль городской администрации в поддержке туризма и туристской индустрии// Туристские фирмы, 1998,- № 15; Tantos. J. The role of tour operator's promotional material in the formation of destination image and consumer expectations: The case of the People's Republic of China// Journal Vacation Marketing, 1998.- № 4(3).

экономистов, социологов и других учёных значимости применения маркетинга в сфере культуры и туризма. Из отечественных работ, для диссертационного исследования особый интерес представляют: М.Г. Воронцовой, И.Н. Герчиковой, А.П. Дирович, О.И. Карпухина, В.Д Марковой, В.Е. Новаторова, Е.С. Рольбиной, Д.А. Свиридова, Г.Л. Тульчинского, Н.Г. Чаган. Из иностранных источников использованы публикации: Е. Берковитц, С. Витт, Я. Деккер, Э. Дихтль, Дж. Доннели, Б. Дэг, Г. Дэй, Ф. Котлер, С. Маккензи, Ф. Макклин, С. Раньярд.

Своевременным и актуальным является исследование Европейского Совета, подготовленное в 1997 году и посвященное роли культуры и искусства в социально-экономической интеграции стран Европы6.

В контексте изучения темы особый интерес представляли работы, посвященные теоретическим вопросам туризма, рассмотренные: Н.А. Кузьминой, Р. Мерхавым, Г.А. Папиряном К. Перье-Д'Итерен, Е.П. Пузаковой, Л.М. Таратиной, Ю.М. Чеботарь, А. Д. Чудновским, Ф.С. Шутен7.

Проблеме культурного туризма были посвящены исследования В. Андерсен, В. Э. Гордина, Г. А. Карповой, А. К. Лебедева, Р. А. Отунбаевой, Р. Теббинс, Е. Тернберг, Э. Эверитт.

Основной идеей работ по данной тематике является признание огромного потенциала культурного туризма как источника развития сферы культуры: экономического роста (дополнительные источники финансирования) и повышения эффективности культурно-просветительной деятельности. Доказаны возможности взаимодействия

5 Бирженюк Г.М. Методология и технологии региональной культурной политики: Автореф. дис ... докт.
Культурологии/ СПбГУКИ.- СПб., 1999.

6 In from the Margins. Report for the European Council- Strasbourg, 1997.- P. 278.

7 Кузьмина H. Альтернатива «нефтяной трубе»// Мир музея.- 2000.-№8-9; Мерхав Р., Киллбру А.
Воздействие туризма на наследие: его плюсы и минусы// Museum.-1999.- № 200; Папирян Г.А.
Международные экономические отношения: Экономика туризма. - M.J999; Перье-Д'Итерен К. Туризм и
сохранение исторического наследия: стремление к гармонии// Museum.-1999.- №200; Пузакова Е. П.,
Честникова В. А. Международный туристический бизнес. - М., 1997; Таратина Л.М. Введение в мировую
индустрию туризма.- СПб., 1997; Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. -М.,1997; Шутен Ф.
Преодолевая барьер между профессионалами и посетителями// Museum.-1999.- №200.

культурной и туристской политики и их экономического эффекта. Подчеркивается, что основополагающей формой конвергенции культуры и туризма остается культурный туризм, в его индустрию должны быть включены самые разнообразные учреждения культуры. На данный момент существует проблема минимальной задействованности малых и средних учреждений культуры в туристской индустрии.

Данная проблема предопределила цель исследования: научно -методическое обоснование механизма и технологии взаимодействия учреждений культуры и туристских фирм, способствующих развитию просветительного потенциала туризма.

Данная цель обусловливает необходимость постановки и решения взаимосвязанных задач исследования:

  1. Выявить значение сферы культуры как главного фактора просветительного потенциала туристской деятельности;

  2. Определить конкретное содержание деятельности учреждений культуры в организации туризма;

  3. Раскрыть сущность взаимодействия культурно-просветительных учреждений и туризма в формировании привлекательного имиджа региона;

  4. Разработать методические рекомендации по повышению педагогического (образовательного и просветительного) потенциала взаимодействия учреждений культуры и туризма.

Объектом исследования является деятельность учреждений и организаций сферы культуры и туризма в системе реализации просветительной функции туризма.

Предмет исследования - взаимодействие учреждений и организаций сферы культуры и туризма в системе реализации просветительной функции туризма.

Практическая база исследования:

Учреждения культуры г. Санкт-Петербурга;

Институт Культурных Программ г. Санкт-Петербурга;

Туристско-Информационный Центр г. Санкт-Петербурга;

Туристские фирмы г. Санкт-Петербурга. Использованные источники и материалы:

Монографии, статьи, законодательная база и научная документация, регулирующая деятельность учреждений культуры и туризма, проекты, программы и прочая плановая и отчетная документация, а так же материалы собственного исследования (опрос, интервью).

Гипотеза исследования:

Методически обоснованное организационное и информационное взаимодействие учреждений культуры и туризма позволит более эффективно реализовать просветительную функцию туризма, в том числе:

  1. Увеличить объем и повысить качество образовательной и просветительной информации, получаемой туристами в учреждениях культуры;

  2. Обеспечить малым и средним учреждениям культуры более активное их включение в сферу культурно-просветительного туризма;

  3. Расширить туристскую аудиторию, при условии включения специализированной просветительно-образовательной услуги в классическую программу пребывания туристов в г. Санкт-Петербурге.

Теоретическая и методологическая основа:

Междисциплинарный характер исследования потребовал обращения к достижениям в различных отраслях гуманитарного знания, учёта концептуальных идей культурологии, маркетинга, туризма, экономики. Автор опирается на понимание культуры как процесса создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих развитию личности и общества в целом. Важная

составляющая сущности культуры это процесс совершенствования и реализации культурного потенциала государства в целом и региона, в частности.

Теоретическую и мировоззренческую основу настоящего исследования составили: концепция досуга как фактора рекреации и явления культуры, разработанная М.А. Ариарским, А.П. Марковым, В.Е. Триодиным, Б.А. Титовым и др., идеи В. Андерсен, Р. Прентис, В.Э. Гордина, В.Д. Марковой, Э.В. Новаторова, Г.Л. Тульчинского по концепции маркетинга в сфере культуры и организационно-информационного обеспечения взаимодействия сфер культуры и туризма.

Цель исследования и характер решаемых задач обусловили необходимость комплексного подхода к использованию методов системного анализа, позволившего выявить генезис взаимодействия сфер культуры и туризма и определить тенденции усиления роли культурного туризма в экономике и формировании благоприятного имиджа региона.

Методы исследования. Цель исследования и характер решаемых задач предопределили необходимость использования методов анализа. В работе использован анализ теоретических источников и практической документации, метода включенного наблюдения и экспертных оценок. Был проведен опрос руководителей (директоров и заведующих отделами маркетинга) учреждений культуры и туристских фирм г. Санкт-Петербурга.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1 .Установлено, что методически выстроенное взаимодействие сфер культуры и туризма имеет определяющее значение для развития культурного туризма, одна из главных функций которого - просвещение;

2.Выявлена низкая социально-культурная результативность традиционного, стихийно сложившегося взаимодействия учреждений культуры и туристских организаций;

3. Определены основные условия повышения эффективности

11 взаимодействия учреждений культуры и туризма в осуществлении их культурно-просветительных функций;

4. Раскрыто конкретное содержание взаимодействия культурно-просветительных учреждений и туризма в формировании привлекательного имиджа региона;

Практическая значимость работы заключается в разработке программы по интеграции малых и средних учреждений культуры в сферу въездного туризма, позволяющей:

повысить педагогический (образовательный и просветительный) потенциал взаимодействия учреждений культуры и туризма;

увеличить объем и повысить качество образовательной и просветительной информации, получаемой туристами в учреждениях культуры;

обеспечить малым и средним учреждениям культуры более активное включение в сферу культурно-просветительного туризма, а также расширить их туристскую аудиторию.

Организация и методика исследования:

Исследование осуществлялось на протяжении трёх лет и в своём развитии зафиксировало 2 этапа.

На первом этапе изучалась теория вопроса о влиянии сферы культуры на организацию туристской деятельности, что позволило определить значение и содержание сферы культуры на рынке туристских услуг.

На втором этапе проводилось эмпирическое исследование с целью выявления форм и направлений деятельности учреждений культуры в туризме. Для получения эмпирических данных использовался метод экспертных оценок, что позволило обеспечить базу для разработки Программы интеграции малых и средних учреждений культуры г. Санкт-Петербурга в туристский рынок.

Итоги теоретико-эмпирического исследования по вопросам

организационно-информационного обеспечения взаимодействия

учреждений культуры и туристских организаций реализуются в положениях, которые выносятся на защиту:

1. Культурный туризм является единственным способом
конвергенции сфер культуры и туризма на современном этапе развития
культурно-просветительной деятельности в России. Социально-
педагогический потенциал сферы культуры не используется в полной мере
на рынке культурного туризма и вследствие этого недостаточно
реализуется просветительная функция туризма. Необходимо
интегрировать малые и средние учреждения культуры в туристский рынок
за счёт предложения дополнительной услуги в программу пребывания
иностранных туристов в г. Санкт-Петербурге.

2. Механизм взаимодействия сфер культуры и туризма,
представленный Программой по интеграции малых и средних учреждений
культуры в рынок въездного культурного туризма г. Санкт-Петербурга,
состоит из следующих этапов:

организация координационной группы при туристско-информационном центре г. Санкт-Петербурга;

проведение маркетинговых исследований потребностей иностранных туристов в культурном туризме;

расширение стандартной программы посещения иностранными туристами культурных достопримечательностей Санкт-Петербургского региона.

3. Рекомендации по включению специализированных
просветительно-образовательных услуг в программу пребывания
иностранных туристов в г. Санкт-Петербурге:

а) использование принципа событийного туризма;

б) расширение границ конгрессного (делового) туризма за счет
изучения проблематики конгресса, представленной сферой культуры;

в) знакомство с малыми и средними музеями, являющимися нередко

# із

уникальными (исторические, художественные и научно-просветительные

музеи);

г) долгосрочное сотрудничество с зарубежными учебными заведениями в контексте образовательного туризма на базе сферы культуры.

»

Сфера культуры и её роль в организации туристской деятельности

До самого последнего времени, за исключением краткого периода в начале 90-х годов, когда существовали Министерства культуры и туризма, вопросу взаимодействия сфер культуры и туризма не уделялось должного внимания. Организационно эти отрасли развивались практически независимо друг от друга, а их сотрудничество не рассматривалось как мощный фактор экономического развития отдельного региона и страны в целом.

Между тем, согласно специальному исследованию, организованному Советом Европы, сферы культуры и туризма - вместе и каждая в отдельности - могут выступать и выступают серьёзным фактором в развитии экономики.

По прогнозам экспертов Всемирной Туристической Организации, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, увеличивающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристских услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемого продукта. Дальнейшее развитие мирового туристского рынка все больше определяется новейшими информационными технологиями.

Люди имеют устойчивое желание преодолевать большие расстояния, чтобы насладиться тем, что они любят. «И в действительности, «домашнее искусство» (телевидение, видео и т.д.) предлагает альтернативу недостаточно высокого уровня, искусство это не живое» . Однако, как отмечает М.М. Маринин, «в профессиональной среде сегодня можно услышать критические и даже негативные суждения в отношении полезности для туризма чрезмерного распространения дисков с мультимедиа, касающихся показа художественных ценностей и обзоров достопримечательностей туристских центров. Часть пользователей, просмотрев такие музейные компьютерные энциклопедии, красиво и детально показанные ландшафты, уникальные природные явления на компьютере, удовлетворяются полученной информацией и отказывается от непосредственного посещения страны, центра и музея. Таким образом, широкая доступность ёмкой информации, способной удовлетворить познавательный интерес, может инициировать процесс уменьшения активности потоков культурно-познавательного туризма» .

Проводя анализ действенности такой информации применительно к российским условиям, М.М. Маринин прогнозирует на обозримое будущее «весьма слабое влияние электронных средств предоставления информации на уменьшение туристского интереса масс»10. Основная причина -отсутствие впечатления посещения музея. Таким образом, несмотря на распространение электронных средств представления информации, одной из тенденций развития современного рынка туристских услуг является рост так называемых «культурных туристов». Это, в свою очередь, стимулирует местные власти к сохранению имеющегося культурного наследия и оказанию помощи учреждениям данной сферы. Взаимодействие вышеуказанных сфер оказывает значительное положительное воздействие. Ведь влияние данного сотрудничества сфер культуры и туризма на экономику многофакторно и неоценимо.

Говоря о роли сферы культуры в организации туристской деятельности, следует рассмотреть экономическое значение культуры и искусства. Данный вопрос был подробно освещен на семинаре «Культурный менеджмент» в Екатеринбурге, 24-25 мая 2001 года. «Культура требует денег, никакого дохода она не приносит», — такие заявления часто звучали в политических кругах с начала 80-х годов, когда экономический спад, начавшись в Англии, постепенно распространялся по Европе, и в начале 90-х достиг Германии. Считалось, что на культуре надо экономить, потому что расходы на культуру являются «добровольными». В этой ситуации были проведены первые исследования по экономической роли искусства, задачей которых было оправдать существование искусства и наметить стратегию его защиты. Более активное участие граждан в принятии социальных решений, с одной стороны, и возникновение глобального рынка, с другой, актуализируют данные исследования. С середины восьмидесятых в Европе был предпринят целый ряд попыток определения экономической роли культуры: 1. 1984 год, Цюрих - «Экономическое значение цюрихских учреждений культуры»; 2. 1985 год, Амстердам - «Экономическое значение профессиональных искусств в Амстердаме»; 3. 1991-1992 годы Северный Рейн-Вестфалия - «Роль культуры в экономике»11. Последнее из вышеперечисленных исследований было подготовлено по заказу министерства экономики земли Северный Рейн-Вестфалия боннским независимым Центром культурных исследований совместно с Бюро городского культурного планирования и университетским Институтом экономики и культуры. Цель исследования состояла в следующем.

Потенциал учреждений культуры и туризма как фактор формирования международного имиджа г. Санкт-Петербурга

Правильно разработанный и организованный комплекс маркетинга культуры благотворно отразиться на имидже любого региона или города. Кирюнин А. Е. даёт следующее определение имиджа региона: «Имидж региона - это индивидуальный комплекс ассоциативных представлений»36. Об имидже Санкт-Петербурга стоит задуматься более глубоко, поскольку вариантов образа города на Неве существует множество.

В июне 1998 года в Вестнике Администрации Санкт-Петербурга вышла очень подробная статья о возможных перспективах развития города согласно тому или иному образу. Автором является председатель Научного совета Комитета по культуре, доктор философских наук Г.Л. Тульчинский.

В работе выделяется следующая общая характеристика типичных идентификаций города. - «Северная столица» - политический центр России. По мнению автора « объективно эта роль Санкт-Петербурга всё более утрачивается. Дело в сложности и неоднозначности реальных интеграционных процессов в пространстве бывшего Советского Союза. Очевидна не только несостоятельность претензий Петербурга на роль собирателя земель Северо-Запада России, но и практическая невозможность политической интеграции города хотя бы с Ленинградской областью». - «Окно в Европу» - центр международных экономических и транспортных связей России с западным миром. Но поскольку происходит быстрое развитие современных транспортных средств и коммуникаций, то Петербург претендует на образ центра информационных и коммерческих, торговых связей, как основы научного, делового, политического общения. - «Военно-морской форпост России» - исторически сложившаяся роль, приобретающая всё менее выраженный стратегический характер. - «Город-труженник» - промышленный центр. Но на данном этапе человек становиться сущностью понимания проблем развития общества, и на передний план выходит развитие гуманитарных исследований. - «Город- интеллигент» - центр образования и науки. - «Центр туризма» - «по сведениям ООН, в шкале популярности крупнейших международных туристских центров городу на Неве отводиться восьмое место, что выше Вены, Праги, Мюнхена, берлина, а число желающих его посетить превысило 30 миллионов человек»30. Очень сложно сейчас использовать огромный потенциал города для привлечения туристов в силу известных причин: недостатки инфраструктуры, криминальная ситуация, политическая нестабильность, неблагоприятная экология и т.д. устранение этих причин требует огромных затрат, и требуются соответственно поддержка государства и многочисленные инвестиции. - «Сокровищница мировой культуры» - такой образ так же имеет отношение и к туризму. Санкт-Петербург является культурным центром мирового значения. Особенное значение культура приобретает в её связи с туризмом, создаёт «душу города» . «Связь культуры и туризма естественна и многогранна. Культура формирует фундамент. Фундаментальная наука вошла в кризисное состояние, а прикладная концентрируется при современных производствах, размещённых зачастую в провинции. Поэтому перспективы этой идентификации, в лучшем случае, могут быть связаны с фундаментальной наукой (при условии её сохранения и поддержки) и образованием преимущественно гуманитарного профиля и сфере художественного творчества (музыка, изобразительные искусства, театр и т.д.).

Итак, туризм открывает доступ к ценностям культуры, и часть прибыли от этой высокорентабельной отрасли направляется опять-таки в сферу культуры. Поэтому особенно актуальным становиться разумное государственное регулирование культурных процессов. Важнейшим обстоятельством является то, что в нынешних условиях сферы культуры оказался главным приоритетом социально-экономическое развитие города. Культура впервые в истории Петербурга из вторичного феномена становиться центральным градообразующим комплексом. На этой основе возможен поиск новых функциональных образов Санкт-Петербурга, в том числе и являющихся синтезом и трансформацией традиционных идентификаций. Например, «Центр Балтики» и «Город-инноватор» .

Для окончательного выбора и формирования образа города необходимо гармонизировать городскую культуру с общими для большинства горожан ценностями и нормами. Отсюда возникает проблема интеграции культурного наследия и современной культурной жизни. Решить данный вопрос, представив культурные ценности как товар на рынке туристских услуг, невозможно. Необходимо рассматривать культуру более широко - как основу социально-экономического развития общества. Но несомненно, что создание привлекательного с точки зрения туристской индустрии образа города станет первым шагом решения проблемы.

Одним из направлений активного использования культурного потенциала в туризме является культурная международная связь. Санкт-Петербург продолжает занимать достойное место благодаря высокой репутации петербургской культуры. Среди постоянных партнёров Эдинбург, Стокгольм. «В городе активно действует ряд иностранных культурных представительств (Бюро Совета министров Северных стран, Британский Совет, Институт Гёте, Французский Институт, Институт Финляндии и др.).

Деятельность учреждений культуры в сфере туризма

Культурно-исторический потенциал Санкт-Петербурга не может не действовать на туристов как один из самых сильных стимулов. Верно организованная схема сотрудничества учреждений культуры и туристских предприятий помогла бы местному бюджету значительными финансовыми вложениями. Но в настоящий момент существует ряд проблем, тормозящих эффект взаимодействия сфер культуры и туризма. Для выяснения сложившейся ситуации в феврале 1999 года автором было предпринято исследование. Директора девяти туристских фирм г. Санкт-Петербурга, работающих на приём туристов, ответили на вопросы интервью (см. приложение 4). Данное количество туристских фирм составляет 50 % от общего числа фирм г. Санкт-Петербурга, занятых на рынке въездного туризма. Получены следующие результаты.

Основная масса туристов прибывает в Санкт-Петербург из США и стран Европы. Данный процесс имеет совершенно четкое объяснение. Один из факторов, влияющих на динамику туристических потоков, является благосостояние населения того или иного региона. Несомненен тот факт, что основная масса населения США и стран Европы имеет больше возможностей путешествовать, нежели представители других государств, например, некоторых азиатских или африканских.

Кроме этого наблюдается тенденция перехода от группового к индивидуальному туризму. Исключение составляет фирма «Эптон», принимающая до 50 туристов из Финляндии каждую неделю.

В ходе исследования выяснилось, что существует определенный набор экскурсий, являющийся стандартным и представляющийся любой фирмой. В него входит посещение следующих объектов культуры: 1. Исаакиевского Собор; 2. Эрмитаж; 3. Петропавловская крепость; 4. Мариинский театр; 5. Русский музей; 6. Дворцы пригородов: г. Пушкина, г. Петергофа, г. Павловска. Основными критериями именно такого предложения являются мировая известность и отсутствие языкового барьера при посещении данных учреждений культуры иностранными туристами. Наиболее востребованы в этом случае музейные экспозиции, музыка и театр (опера, балет).

С одной стороны, подобный набор услуг можно принять за признак конвейерного туризма, который предполагает «относительный примитивизм и однородность потребностей и мотивации туристов и, соответственно, обезличенно-конвейерный характер производимых услуг»60. Но с другой позиции, все вышеперечисленные экскурсии - это своеобразная золотая коллекция города, без знакомства с которой турист не может сказать, что он путешествовал по северной столице. Такой вывод имеет больше прав на существование, т.к. одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей произошёл переход от конвейерного к дифференцированному туризму. «Дифференцированный туризм отличают разнообразная парадигма потребностей и мотиваций туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен не столько широкий, сколько глубокий ассортимент услуг. Иными словами, туристская фирма предлагает не огромное количество туристского продукта, а ограниченное число видов, каждый из которых имеет большое число вариантов»61.

В отдельных фирмах предлагаются довольно оригинальные, отличные от вышеуказанного набора экскурсии. Например, фирма «Окдайл» приглашает туристов в путешествия до Москвы через Псков, Новгород и ряд других городов в старых паровозах, так называемая «ретропоездка» (см. приложение 10).

Независимо от устоявшегося перечня услуг, который, прежде всего, объясняется многолетним опытом если не самой фирмы, то фирмы-конкурента, любое туристское предприятие охотно идет навстречу пожеланиям туристов. Конкуренция на рынке является ярчайшим стимулом для этого. Если интурист не встретит понимания здесь, то в другой организации его поймут лучше. Среди пожеланий прибывших в г. Санкт-Петербург из-за границы было и посещение рыцарского замка, и осмотр экспозиции «Женщины в искусстве», которая была специально подготовлена для группы туристов методистами и научными сотрудниками Эрмитажа. Но все эти услуги попадают в ряд дополнительных или услуг по индивидуальному заказу (см. приложение 13).

Взаимодействие туристских предприятий и учреждений культуры также происходит в основной своей массе по уже сложившейся схеме. Заключаются договора на оказание услуг. Учреждения культуры предлагают скидки на групповые посещения. Были названы две причины подобного сотрудничества: оперативность и безналичный расчет, что в современных условиях обеспечивает эффективность деятельности (см. приложение 8). Еще одним плюсом является предложение со стороны учреждений культуры услуг гидов-переводчиков, поскольку не каждая фирма имеет в своем штате достаточное количество данных специалистов (см. приложение 9).

Программа по интеграции малых и средних учреждений культуры в туристский рынок г. Санкт-Петербурга

Одним из основных видов деятельности Центра является продвижение города на международном туристском рынке и привлечение дополнительных туристских потоков в город.

База данных обширна и включает информацию по всем возможным вопросам, связанным со сферой туризма (см. Приложение 23).

С базой данных может ознакомиться любой желающий. К услугам туристов в фойе Центра предоставлен компьютер. Самостоятельно или с помощью методиста посетитель ищет необходимые сведения. Это, своего рода, справка о турах, предоставляемых туристскими фирмами города. Здесь содержится информация о гостиницах, экскурсиях, ресторанах, клубах, театрах, привлекательных для туристов событиях, как Санкт-Петербурга, так и любой другой дестинации. Служба ориентирована на российских и зарубежных туристов. Сотрудники Центра владеют иностранными языками и помогут иностранному туристу подобрать желаемый тур.

Работа с туроператорами и турагентами строится по иному принципу. Все запрашиваемые туристской фирмой данные пересылаются ей в офис по факсу или на электронный адрес. Сотрудников туристских фирм интересует правовая информация, статистика и поиск потенциальных партнёров. На данный момент информационные услуги предоставляются бесплатно, но ситуация будет меняться.

Структура государственного учреждения «Городской туристско-информационный центр» состоит их следующих отделов: 1. Отдел технического и программного обеспечения информационных технологий; 2. Отдел маркетинга и продвижения туристских услуг; 3. Отдел информационно-сервисного обслуживания; 4. Отдел научно аналитических разработок и экскурсионной деятельности. Отдел технического и программного обеспечения информационных технологий занимается созданием, развитием и поддержанием компьютерно-технической структуры Центра. Организует исследования программного продукта фирм-производителей и ведёт разработку технических заданий с целью формирования специального программного обеспечения. Отдел маркетинга и продвижения туристских услуг организует комплексные исследования маркетинговых тенденций и рыночного потенциала. Ведётся постоянная деятельность в сфере рекламы, связей с общественностью и продвижения туристских услуг.

Вопросами реализации информационной базы Центра в Интернете с целью продвижения маркетинговой программы Администрации Санкт-Петербурга по привлечению туристов и информационного обеспечения жителей и гостей города занимается отдел информационно-сервисного обслуживания. Осуществляет услуги по бронированию гостиниц, ж\д и авиа билетов, страхованию, охране и прочим мероприятиям, нацеленным на улучшение системы сервисного обслуживания туристов в рамках городской программы развития инфраструктуры туризма в Санкт-Петербурге.

Научно аналитический отдел занимается вопросами, связанными с информационным и методическим обеспечением работы экскурсоводов и гидов-переводчиков, оказывает содействие учебным заведениям при осуществлении обменных программ по изучению языка, истории и культуры.

Туристско-информационный центр в будущем планирует оказывать не только информационные услуги. Отдел научно-аналитических разработок и экскурсионной деятельности будет заниматься организацией туристских поездок. В настоящий момент идет разработка по формированию маршрутов.

Любой желающий может обратиться в туристско-информационный центр. Общение строится на взаимной инициативе, но в центре существуют определённые приоритеты в поиске потенциальных партнёров. Это, прежде всего, образовательные учреждения, готовящие специалистов для работы в сфере туризма. Немалое значение Центр придает сотрудничеству с малыми музеями, которым достаточно сложно самостоятельно увеличивать потоки посетителей.

Являясь государственной организацией, туристско-информационный центр представляет Россию, в частности Санкт-Петербург, на международных туристских выставках. Осенью 2000 года подобное мероприятие проводилось в Лондоне. Центром были подготовлены рекламные проспекты по Санкт-Петербургу и перечень основных культурных и спортивных событий 2001 года. Аналогичная работа проводилась в Берлине, Хельсинки, Париже, Милане, Праге, в городах Прибалтики. Туристско-информационный центр принимал участие в 16 международных туристских выставках.

По мнению начальника отдела маркетинга Д.М. Геращенко подобные выставки и, конкретно участие в них, приносят половину успеха в деле продвижения города на международный туристский рынок. Основной момент здесь - знакомство с потенциальными клиентами и партнёрами. В качестве яркого примера господин Д.М. Геращенко привёл результаты работы в одной из крупнейших международных туристских выставок в Балтийском регионе, в г. Хельсинки. Представители туристско-информационного центра города Санкт-Петербурга встречались на выставке с коллегами из Хельсинки. Итог встречи - перспектива дальнейшего сотрудничества и информационного обмена между Санкт-Петербургским государственным учреждением «Городской туристско-информационный центр» и туристским офисом г. Хельсинки. Коллектив сотрудников туристско-информационного центра из Финляндии весной 2001 года посетил Санкт-петербургский центр. Был отмечен высокий уровень организации туристско-информационного центра Северо-Западного региона и большой объём работы, выполненный за короткий период функционирования (менее года). Летом 2001 года состоялся ответный визит российских специалистов. Коллектив туристско-информационного центра города Санкт-Петербурга и туристский офис г. Хельсинки подписали Протокол о намерениях. Начальники всех отделов Центра считают весьма полезным для эффективной деятельности вышеуказанного учреждения знакомство с работой аналога в Хельсинки.

Похожие диссертации на Организация взаимодействия учреждений культуры и туризма