Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогический потенциал культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи Иванова, Анна Владимировна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова, Анна Владимировна. Организационно-педагогический потенциал культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Иванова Анна Владимировна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т культуры и искусств].- Казань, 2013.- 245 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/817

Содержание к диссертации

Введение

І. Теоретическая проблема реализации организационно педагогического потенциала культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственнной культурыстуденческой молодежи 21

1.1. Структурно-функциональный анализ культурно-досуговой среды и ее организационно-педагогического потенциала в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи 21

1.2. Организационно-педагогические механизмы реализации педагогической системы формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи 59

1.3. Реализация основных компонентов организационно-деятельностной модели формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи 90

Выводы по I главе 125

ГЛАВА II. Организация опытно-экспериментального исследования по проверке эффективности организационно-педагогического потенциала культурно-досуговой среды в формировании духовно нравственной культуры студенческой молодежи 133

2,1. Анализ основных социокультурных тенденций организации культурно досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи 133

2.2 Опытно-экспериментальная проверка эффективности организационно педагогического потенциала культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи 160

Выводы по II главе 186

Заключение 190

Список литературы 202

Введение к работе

Актуальность исследования.

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние молодежи. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности, они определяются как устремленность личности к избранным целям, как ценностная характеристика сознания. Формирование духовно-нравственной культуры необходимо рассматривать как процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира.

Понятие «духовно-нравственная культура» в современных условиях получила несколько другую значимость. Это связано с несколькими причинами. Социально-экономические причины вызваны социальной и экономической нестабильностью российского общества на протяжении последних двух десятилетий, и следствие этого – обнищание значительной части населения; растущая безработица; трудности в трудоустройстве молодых людей. Социально-культурные причины: на сегодняшний день существует утеря нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений. Общественные причины: различия между поколениями существенно затрудняют усвоение базовых, незыблемых, имеющих вековую историю, социально-значимых ценностей и норм, нарушилась межпоколенная связь вследствие деформации и разности духовно-нравственных идеалов и ценностей, изменились духовно-нравственные представления о справедливости, профессионализме, доброте.

Современная молодежь направлена в своей жизнедеятельности на ценности карьеры, обогащения, корысти вследствие низкого материального достатка большей части населения. Многие молодые люди не знают значения понятий «доброта», «национальные идеалы», «справедливость», «мораль», «этика», не понимают значения межкультурного и межнационального взаимодействия, не знают основ толерантности.

Проблеме формирования духовно-нравственной культуры молодежи посвящены многие исследования: Р.К.Бикмухаметова, С.А. Гильманова, А.Я.Данилюка, Ю.В.Денисенко, Е.М. Зезека, Л.П. Илларионновой, Е.Е. Игнатьеой Е.В.Цыгановой, А.М.Канагатовой, С.С.Комиссаренко, А.М.Кондакова, Л.В. Ли, А.Б. Неробеевой, З.Г. Нигматова, Г.А.Омаровой, В.А.Тишкова, А.С. Франц, С.А. Хамматовой, В.Д. Ширшова, И.Э.Ярмакеева и др. Все они подчеркивают, что духовно-нравственная культура личности базируется на ценностно-смысловых установках, и характеризуется культурно-опосредованными смысловыми ориентациями. Нравственное развитие, по мнению авторов, предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения. Духовно- нравственная культура личности, связывается также со степенью гармонизации в ее сознании общечеловеческих ценностей, выступающих в виде норм поведения.

Культурно-досуговая среда и ее потенциал являлись предметом исследования следующих ученых: М.А. Ариарского, Л.А. Акимовой, О.А. Вахрамеевой, А.Д. Жаркова, Л.А. Ю.А.Клейберга, Е.М. Клюско, Т.Г. Киселевой, Р.Г. Салахутдинова , Т.А. Турбиной, В.В. Туева, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др. В их работах прослеживается главная мысль: культурно-досуговая среда по своему социальному назначению должна отвечать требованию формирования общественно-значимой личности на базе развития ее культурных потребностей и интересов, а также способствовать удовлетворению потребностей в самореализации духовных сил личности. Кроме этого, отмечается, что культурно-досуговая среда привлекательна для личности, так как предоставляет возможность проявить себя в качестве субъекта социально значимой деятельности, ощутить себя творцом, получить непосредственное признание результата своей деятельности.

В работе рассматривается специфика организации культурно-досуговой деятельности. В связи с этим были изучены социально-культурные и культурно-досуговые концепции ученых-исследователей, культурологов, социологов: Л.А. Акимовой, М.А. Ариарского, Г.А. Аванесовой, Е.И. Григорьевой, В.З. Дуликова, А.Д. Жаркова, С.Н. Иконниковой, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, В.Е. Новаторова, В.Т. Лисовского, Н.Ф. Максютина, Б.Г. Мосалева, В.М. Рябкова, Р.Г. Салахутдинова, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, Э.В. Соколова, В.Е. Триодина, Н.В. Шарковской, Д.В. Шамсутдиновой, Н.Н. Ярошенко и др. Исследователи характеризуют культурно-досуговую деятельность с различных сторон, представляя его как мощный стимул для творческого развития, расцвета способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности.

В работе использовались диссертационные исследования, посвященные формированию духовно-нравственной культуры: Боташевой Х.Ю. [2010 г.]; Власовой С.В. [2010г.]; Денисенко Ю.В. [2009г.]; Елисеевой А.В. [1996]; Зезека Е.М. [2011г.]; Илларионовой Л.П. [2002г.]; Игнатьевой Е.Е. [2011 г.]; Канагатовой А. М. [2010г.]; Кружковой Л.А. [2006 г.]; Кухтина А.А. [2004г.]; Ли Л.В. [2005г.]; Масленниковой В.Ш. [1982.г.]; Молчана Э.М. [2008 г.]; Неробеева А.Б. [2006 г.]; Нигматова З.Г. [1990г.]; Омаровой Г.А. [2010г]; Очировой Н.П. [2009 г.]; Татаркиной Н.И. [2006г]; Цыгановой Е.В. [2008г.]; Харсиевой Л. М. [2003г.]; Хамматовой С.А. [2006 г.]; [2005 г]. и др. Духовно-нравственное развитие личности, рассматриваемое в данных исследованиях, связано с формированием высших нравственных ценностей, системой гуманистических идеалов, нравственных норм, ориентирующих участников на конкретные способы реализации моральных императивов.

Несмотря на то, что существует потребность общества в формировании гармонично развитой личности, сегодня процесс формировании духовно-нравственной культуры молодежи в условиях культурно-досуговой среды не обеспечивается необходимым подкреплением на уровне методическом, культурологическом, социально-культурном, обеспечивающих развитие современной личности.

Соответственно, тема нашего исследования позволила обозначить следующую проблему исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование организационно-педагогического потенциала культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи.

Проблема исследования обозначила следующие противоречия исследования:

между возросшей в современных условиях значимостью формирования духовно-нравственной культуры молодежи и невысоким потенциалом современной молодежи к усвоению ценностей информационной культуры общества;

между значительным воспитательным потенциалом культурно-досуговой среды и слабой теоретико-методологической базой его использования в формировании духовно-нравственной культуры личности;

между потребностью в создании эффективных моделей формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи в условиях культурно-досуговой среды и недостаточностью их разработки, в условиях социально-культурной деятельности;

между необходимостью в формировании нового духовно-нравственного сознания молодежи, возросшей потребностью социально-культурной деятельности в использовании инновационных форм и приемов организации досуга молодежи и отсутствием действенных механизмов ее реализации в условиях культурно-досуговой среды.

Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и опытно-экспериментально проверить эффективность организационно-педагогического потенциала культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи.

Объектом исследования является процесс формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи.

Предметом исследования является организационно-педагогический потенциал культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи.

В исследовании выдвигается гипотеза о том, что эффективность организационно-педагогического потенциала культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи может быть существенно повышена, если:

будет разработано теоретико-методологическое основание актуализации и реализации духовно-нравственных ресурсов культурно-досуговой среды, смысловые и символические значения которой составляют роль ориентира в ценностных предпочтениях, формируют чувство духовного взаимодействия, сопричастности к миру, составляющих его людей и мотивируют поведение личности;

в организации досуга молодежи будет реализован действенный педагогический механизм организации культурно-досуговой среды, обеспечивающий формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в художественно-творческой, профессионально-ориентированной, социально- направленной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, в процессе саморазвития и самоактуализации;

в процессе организации культурно-досуговой деятельности молодежи будет применяться педагогически эффективная организационно-деятельностная модель формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи в условиях культурно-досуговой среды.

Проверка выдвинутой гипотезы потребовала решения ряда взаимосвязанных задач:

  1. Выявить специфику формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи с учетом современных социокультурных тенденций развития общества.

  2. Обосновать организационно-педагогический потенциал культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи.

  3. Разработать и апробировать организационно-деятельностную модель формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи в условиях культурно-досуговой среды.

  4. Экспериментально проверить эффективность организационно-педагогического потенциала культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на современные концепции духовно-нравственного развития личности; культурологические и социально-культурные исследования проблемы организации досуга молодежи; педагогические и методические исследования, связанные с выявлением организационно-педагогического потенциала развивающей среды; культурно-досуговые концепции, посвященные проектированию культурно-досуговой среды; применением комплекса современных методических диагностик; внедрением в эксперимент организационно-деятельностной модели; использованием современного педагогического арсенала по проведению и подготовке опытно-экспериментальной работы; проведением научных исследований в единстве с практической социально-культурной работой автора.

Теоретическая значимость исследования работы заключается в том, что уточнено понятие «духовно-нравственная культура»; выявлен и обоснован организационно-педагогический потенциал культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры молодежи; обоснованы результаты формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи; определены основные направления формирования духовно-нравственной культуры молодежи; выявлены функции духовно-нравственной культуры личности; обоснован процесс формирования духовно-нравственной культуры современной молодежи; раскрыто значение культурно-досуговой среды в развитии личности; выявлены организационно-педагогические механизмы педагогической системы формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи; разработана эффективная организационно-деятельностная модель формирования духовно-нравственной культуры молодежи в условиях культурно-досуговой среды; обоснованы социокультурные тенденции организации культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры молодежи.

Практическая значимость исследования:

разработана организационно-деятельностная модель, связанная с реализацией основных компонентов, реализующих ценностно-ориентированное социально-культурное пространство, обеспечивающее вовлечение молодежи в культурно-досуговую деятельность на базе развития их социальной активности, удовлетворения духовно-нравственных потребностей и интересов в области организации их свободного времени;

внедрены в практику разработанные методики организации досуга молодежи в условиях развития их ориентации на здоровый образ жизни с актуализацией основных направлений духовно-нравственного развития;

разработаны и применены на практике инновационные социально-культурные формы работы с молодежью, связанные с реализацией их досуговых интересов;

разработаны эффективные механизмы реализации педагогической системы формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи;

материалы данного исследования могут быть использованы организаторами различных образовательных учреждений, высших и средних учебных заведений, клубными объединениями, культурно-досуговыми учреждениями, Домами и Дворцами культуры, центрами молодежного досуга, в процессе повышения квалификации специалистов социокультурной деятельности по работе с молодежью.

Методологическую основу исследования составили:

исследования, посвященные духовно-нравственному развитию личности (Р.К.Бикмухаметов, С.А. Гильманов, А.Я.Данилюк, Ю.В.Денисенко, Е.М. Зезека, Л.П. Илларионнова, Е.Е. Игнатьева Е.В.Цыганова, А.М.Канагатова, С.С.Комиссаренко, А.М.Кондаков, Л.В. Ли, А.Б. Неробеева, З.Г. Нигматов, Г.А.Омарова, В.А.Тишков, А.С. Франц, С.А. Хамматова, В.Д. Ширшов, И.Э.Ярмакеев и др.);

исследования, посвященные социальному развитию личности (М.Г. Арсланов, Г.М. Бирженюк, Ю.Н.Дрешер, В.З.Дуликов, Р.С. Гарифуллина, Е.И. Григорьева, К.Т. Гиззатов, Р.Х. Гильмеева, А.Д. Жарков, А.П. Марков, В.Ш. Масленникова, Б.С.Сафаралиев, Л.Ю. Сироткин, П.П. Терехов, Н.Н.Ярошенко и др.);

исследования, посвященные культурно-досуговой деятельности (М.А. Ариарский, Г.А. Аванесова, Е.И. Григорьева, В.З. Дуликов, А.Д. Жарков, С.Н. Иконникова, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, В.Е. Новаторов, В.Т. Лисовский, Б.Г. Мосалев, Н.Ф. Максютин, В.М. Рябков, Р.Г. Салахутдинов, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, Э.В. Соколов, В.Е. Триодин, Н.В. Шарковская, Д.В. Шамсутдинова, Н.Н. Ярошенко и др.);

исследования, посвященные сфере молодежного досуга (Л.А.Акимова, П.Н. Беспаленко, Н.Д.Вавилина, Р.В.Ворович, Н.Г. Гончарова, А.Д.Жарков, А.Е.Захарченко, Е.В. Исмаилова, С.Н. Иконникова, К.В. Матис, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Н.Ф.Максютин, Г.В. Оленина, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, Б.А. Трегубов, А.В.Фатов и др.);

исследования, посвященные культурно-досуговой среде, как фактору формирования личности (М.А. Ариарский, О.А. Вахрамеева, А.Д. Жарков, Е.М. Клюско, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Ю.А. Клейберг, Р.Г. Салахутдинов, В.В. Туев, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.);

исследования, посвященные сущности моделирования как метода научного познания (Г.М. Бирженюк, Б.С. Гершунский, А.Н.Дахин, Ю.З. Кушнер, А.П. Марков, В.А. Сластенин, П.П. Терехов и др.).

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:

теоретический и структурно-функциональный анализ социально-культурной, психолого-педагогической, культурно-досуговой, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;

изучение и анализ передового педагогического опыта по развитию духовно-нравственной культуры молодежи;

социолого-педагогические измерения: наблюдения, анкетирование, интервьюирование, диагностирование, собеседование, самоанализ, самооценка, социометрические методы, анализ досуговой деятельности молодежи, диагностические беседы, дискуссии, педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования состоят в том, что в нем:

обоснован процесс формирования духовно-нравственной культуры современной молодежи как сложный поливариантный процесс, обеспечивающий формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций в социальной и культурно-досуговой деятельности, направленный на приобщение к общечеловеческим нормам и морали, национальным традициям, связанный с пониманием своей индивидуальности и формированием навыков взаимодействия с обществом, с окружающими на основе гуманотворческой идеологии;

выявлены основные направления культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры молодежи: научно-практическое обоснование приоритетов в удовлетворении ведущих культурных и досуговых потребностей региона; поддержание культурного и досугового потенциала на общественно необходимом уровне и установление законной ответственности социальных институтов за невосполнение и издержки в использовании ресурсов культуры в пределах функциональной специализации и полномочий; систематическое взаимодействие учреждений культурно-досуговой среды с разными типами трудовых, учебных и др. объединений; вовлечение молодежи в активную социокультурную деятельность; создание условий для реализации механизма коррекционно-воспитательной деятельности в досуговой среде;

выделены социокультурные тенденции организации культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры молодежи: последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности участника оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; реализация особенностей функционирования процесса формирования культурно-досуговой среды, направленной на формирование нравственного менталитета; реализация социокультурного проектирования, связанного с организацией культурно-досуговой деятельности молодежи; дифференциация способностей молодежи, интересов и потребностей, ее социализация, которые имеют положительную направленность; особенности культурно-досуговой работы с молодежью заключаются в ярко выраженном социальном характере; проблема свободного времени связана с добровольным выбором вида деятельности, особенно в молодежном возрасте, когда деятельность личности в свободное время становится значимой частью общей жизнедеятельности молодого человека, и выполняет роль регулятора в развитии интересов и способностей личности; актуализация приоритетных целей, которые выдвигает личность, при целенаправленной ориентации на духовно – нравственные ценности.

Экспериментальной базой исследования стал Казанский государственный университет культуры и искусств.

Первый этап (2009-2011) – поисковый: изучение и анализ социально-культурной, культурологической, социально-педагогической, психологической и социологической литературы; определение и формулировка цели, объекта, предмета, общей гипотезы и задач, плана и стратегии исследования; установление исходных позиций исследования; определение теоретико-методологических основ исследования, уточнение и конкретизация основных понятий, значимых показателей. На данном этапе разрабатывались организационно-педагогические механизмы реализации педагогической системы формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи.

Второй этап (2011-2012) – формирующий: накопление, систематизация и научный анализ накопленных данных, их теоретическая интерпретация. Проведение диагностики, количественно-качественный анализ и обобщение полученных результатов, формулировка первичных выводов, поиск путей решения проблем, выявленных по ходу исследования. На данном этапе было осуществлено обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности организационно-деятельностной модели формирования духовно-нравственной культуры молодежи в условиях культурно-досуговой среды.

Третий этап (2012-2013) – контрольный: систематизация и оформление результатов исследования. На данном этапе была осуществлена апробация и опытно-экспериментальная проверка эффективности организационно-педагогического потенциала культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры молодежи. Формулировка выводов и методических рекомендаций по итогам исследования, оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Духовно-нравственная культура – это сложное полипараметральное образование личности, стремящейся к самосовершенствованию и социальному взаимодействию, основанному на принципе единства свободы и ответственности, связанному с формированием устойчивых навыков и привычек нравственного поведения, умением делать нравственный выбор, обеспечивающим усвоение духовных ценностей, ориентированных на гуманистическое отношение к другим и миру и выражающих сформированную ценностно-смысловую сферу личности.

  2. Организационно-педагогический потенциал культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры молодежи:

организационное и ресурсное обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи;

проведение массовых мероприятий, акций, проектов, конкурсов, олимпиад, концертов, содержащих духовно-нравственные ценности;

проведение мероприятий патриотической и гражданской направленности;

реализация комплекса мер по вовлечению молодежи в систему социальной помощи, развитию милосердия и благотворительности, волонтерство;

формирование уважительного отношения молодежи к старшему поколению, развитие интереса к истории своей страны, края;

развитие форм и методов духовно-нравственного, патриотического воспитания молодежи на основе инновационных социально-культурных технологий;

содействие развитию активного нравственного и культурного сознания молодежи средствами науки, искусства, физической культуры и спорта.

  1. Организационно-деятельностная модель как совокупность структурных компонентов (целевого, содержательно-ориентационного, социально-культурного, функционально-культурного, досугово-ориентационного, корректировочно-оценочного), ценностно-смысловое содержание которых выражают специфические характеристики процесса формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи, обеспечивающихся методико-технологическим, социокультурным, культурно-досуговым и психолого-педагогическим сопровождением.

  2. Организационно-педагогические механизмы реализации педагогической системы формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи: психологический механизм – связан с социально-психологическим исследованием духовно-нравственных качеств студенческой молодежи, разработкой и реализацией вариативных моделей по развитию духовно-нравственного сознания и поведения, развития духовно-нравственного самосознания; национально-культурный механизм – формирование языковой культуры молодежи, их ценностного отношения к языку как средству общения в поликультурной среде, воспитание сознания своей причастности к распространению идей уважительного отношения к разным культурам и народам, воспитание культуры освоения татарских традиций; культурно-эстетический механизм – создание специально организуемой среды полиэтнических художественно-эстетических ценностей посредством «погружения» студенческой молодежи в мир освоения пространства художественной культуры во всем многообразии ее национальных и общечеловеческих корней с приоритетным вниманием к культурам народов, проживающих на территории Татарстана; социально-гражданский механизм – формирование у студенческой молодежи активной социально-гражданской позиции личности, ее грамотности в правовом поле, глубоко осознаваемой ответственности в ситуациях участия в общественно-политических акциях, воспитание культуры участия в молодежных объединениях и организациях и т.д.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы, на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств. Изучаемые вопросы обсуждались на научно-практических конференциях молодых ученых и студентов КазГУКИ (Казань, 2009-2013г.г.); на международной научно-практической конференции «Духовно-нравственный потенциал современного общества в подготовке специалистов социально-культурной сферы третьего тысячелетия» (Казань, 2011 г.), на VII Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития» (Волгоград, 2013 г.).

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Исследование содержит 9 схем, 14 таблиц, 9 гистограмм, 130 наименований литературных источников.

Объем диссертации составляет 203 страниц основного текста, 12 страниц библиографии, 30 страниц приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, цель, задачи, гипотеза, характеризуются методы и этапы исследования, раскрывается его научная новизна, достоверность и практическая значимость, пути апробации исследовательской работы и внедрения её результатов.

В заключении представлены выводы и определены перспективы дальнейшего исследования.

Приложения содержат анкеты, диагностики, методики духовно-нравственной культуры молодежи, отчеты о воспитательной работе с молодежью КазГУКИ.

Организационно-педагогические механизмы реализации педагогической системы формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи

Структурно-функциональный анализ культурно-досуговой среды и ее организационно-педагогического потенциала в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи

Формирование духовно-нравственной культуры студенческой молодежи связано со многими составляющими, обеспечивающими подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Основной целью духовно-нравственного формирования личности является развитие ценностных установок личности, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации, укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Структурно-функциональный анализ - это один из наиболее развитых и детально разработанных подходов в социогуманитарном знании XX в., задающий принципы исследования социокультурных явлений и процессов, на уровнях общества, социума и культуры, личности, любого социального "объекта" — группы, общности, института, организации, как системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение (функцию внутри этой целостности) [121].

Структурно-функциональный анализ занимает видное место в современной педагогической науке. Представители структурно-функционального анализа, рассматривают общество как целостный социальный организм, части которого функционально связаны друг с другом и со всем обществом. Важно понять эти связи и воздействовать на них таким образом, чтобы упрочить общество, обеспечить его равновесие и стабильное функционирование. Они анализируют общество с помощью таких понятий, как «система», «элементы», «структура», «функция», «гармония» и т.п. В рамках структурно-функционального анализа явлений общественной жизни исследуются как факторы, способствующие равновесию и стабильности общества, так и те, которые мешают этому. В ряду других ставятся вопросы о нормах и ценностях, способствующих функционированию общества, а также об отклонениях от них, характеризуемых как «дисфункции».

А.Д. Жарков отмечает, что структурно-функциональное исследование культурно-досуговой деятельности - один из методов, который достаточно подробно изучен и освещен в специальной научной литературе. В первую очередь он применяется по отношению к социальным системам, различным формам общественной жизни, к разряду которых и относится культурно-досуговая деятельность. Сущность, специфика и социальная природа культурно-досуговой деятельности заключаются в том, что она представляет собой систему профессиональной и общественной деятельности, стимулирующую духовное развитие, активность личности и социума в условиях досуга [36].

Основная проблематика нашего исследования ставит нас перед необходимостью анализа базовых категорий «духовность», «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственная культура», «кулыурно-досуговая среда», «организационно-педагогический потенциал культурно-досуговой среды». В нашем исследовании данные категории будут рассматриваться с позиции структурно-функционального анализа.

Так, С.А. Гильманов отмечает, что «духовность - поэтому не только показатель автономности и целостности личности, но и ее интегрированность в культуру. На психологическом уровне она проявляется в этических и эстетических характеристиках обоснования действий, способности переживать возвышенные чувства, вдохновение, в наполненности личностных смыслов и ценностей характеристиками добра, милосердия, красоты» [26, с.87]. Также и Бикмухаметов Р.К. выделяет следующие «признаки духовности, проявляемые в деятельности и в отношениях: -автономность как независимость от внешних влияний и самостоятельность; -свобода как внутренняя возможность проявлять и осуществлять волю, реализуя личностный смысл; -ответственность как внутренняя основа мотивации действий, регулируемая совестью (а не внешними регуляторами); -креативность как активно реализуемое стремление к преобразованию себя и мира к лучшему; -воля как качество, представляющее «самостного» целостного объекта в жизнедеятельности в целом и обеспечивающее жизненное творчество (и тем самым самотворчество, самоактуализацию, самореализацию); -целеустремленность в реализации своего личностного потенциала и достижении ожидаемых результатов; -«масштаб» личности — немелочность, высокие духовные устремления, отрыв от повседневных, рутинных ориентиров деятельности и поведения, реализующейся как сила и глубина влияния на людей» [17, с.60-61].

Реализация основных компонентов организационно-деятельностной модели формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи

В рамках реализации формирования духовно-нравственной культуры были организованы экскурсии в следующие культурно-досуговые учреждения: Театр кукол «Экият» г. Казань; Национальный музей РТ; Татарская государственная филармония им. Г. Тукая; Татарский государственный драматический театр им. Г. Камала. Творческие встречи с интересными людьми г. Казани: Шамиль Айдарович Нигмятзянов — владелец ночного клуба «Четыре комнаты»; Махмуд Аракаев - ведущий БИМ-радио, музыкальный редактор, конферансье, шоумен; Садыков Айдар Фарукович - конферансье, шоумен; Александр Prozet - профессиональный вокалист, профессиональный ведущий; представители компании по организации тим-билдинга «Тим-Офт», посещение выставки «Гений да Винчи».

Кроме этого, важными мероприятиями явились: участие в образовательном семинаре «Роль кураторов в организации деятельности волонтеров до и во время Игр», проведен конкурс эссе «100 - моих настольных книг» в рамках инициативы Президента России «Золотая сотня книг мировой классики»; проведена подготовка конференций, конкурсов, эссе и художественно-театральных постановок, посвященных 68-й годовщине Победы в ВОВ.; круглогодичная организация праздничных акций и мероприятий в Казанском Зооботсаде: «Новый год», «Масленица», «День птиц», «День Земли», именины животных; посещение абонементских концертов в ГБКЗ, оперного театра М. Джалиля, музеев города и республики, участие в многопрофильной школе актива «Академия» на базе Молодежного центра «Волга», участие в проведении Международного конкурса «Народные мелодии», систематическое посещение Дома ветеранов.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что культурно-досуговая работа ведется по многим направлениям, которые можно проследить по большому количеству мероприятий, в которых приняла участие наша молодежь на различных площадках города и республики. Рассмотрим теперь организационно-педагогические механизмы реализации педагогической системы формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи: -Психологический механизм — связан с социально-психологическим исследованием духовно-нравственных качеств студенческой молодежи, разработкой и реализацией вариативных моделей по развитию духовно-нравственного сознания и поведения, развития духовно—нравственного самосознания. -Национально-культурный механизм — формирование языковой культуры молодежи, их ценностного отношения к языку как средству общения в поликультурной среде, воспитание сознания своей причастности к распространению идей уважительного отношения к разным культурам и народам, воспитание культуры освоения татарских традиций. -Культурно-эстетический механизм — создание специально организуемой среды полиэтнических художественно-эстетических ценностей посредством «погружения» студенческой молодежи в мир освоения пространства художественной культуры во всем многообразии ее национальных и общечеловеческих корней с приоритетным вниманием к культурам народов, проживающих на территории Татарстан. -Социально-гражданский механизм — формирование у студенческой молодежи активной социально-гражданской позиции личности, ее грамотности в правовом поле, глубоко осознаваемой ответственности в ситуациях участия в общественно-политических акциях, воспитание культуры участия в молодежных объединениях и организациях и т.д.

Формой реализации механизмов является организация рефлексивно-смысловой активности молодежи, в ходе которой осуществляется самопознание и самооценка. Молодежь совместно с руководителями осуществляет поиск той ли иной личности актуальной и ценностно-опосредованной проблемы. Вместе с тем, для адекватного решения подобной проблемы необходимо предпринять специальные меры по формированию у молодежи ориентировочной системы рефлексивно-смысловой деятельности. Только на такой основе возможна эффективная дальнейшая организация активной рефлексивной деятельности студенческой молодежи по решению поставленной проблемы путем само диагностирования, самоанализа и самооценки.

Педагогический подход к изучению культурно-досуговой деятельности молодежи позволяет решать разнообразные по уровню проблемы, в том числе: -организационно-практического характера, способствующие оперативному анализу конкретной сложившейся ситуации; -научно-методического характера, раскрывающие целый ряд практических вопросов и предлагающие оптимальные варианты организационных, творческих и управленческих решений; -теоретико-методологического характера, объясняющие социальную природу культурно-досуговой деятельности и отдельных ее процессов, выявляющие закономерности творческой, просветительной и рекреативной деятельности в сфере досуга. Решение проблемы формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи в сфере досуга решается при реализации следующих важных аспектах: -Разработка теории, методологии и социальной практики духовно-нравственной культуры подрастающего поколения Татарстана. -Развитие современной системы непрерывного повышения квалификации в области социально-культурной деятельности и духовно-нравственной культуры. -Проведение массовых культурных мероприятий на федеральном и территориальном уровнях. -Организация центров духовно-нравственной культуры дополнительного образования.

Анализ основных социокультурных тенденций организации культурно досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи

Ценностно-преобразующий - средний уровень - качественный уровень ответственности, есть стремление приобщиться к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, своей культуры, развитая правовая культура, сформированная культура поведения, экологическая культура. Достаточно сформированный социально-культурный компонент: духовные, ценностно-смысловые и познавательные структуры личности выражаются в культурно-досуговой деятельности. В процессе творческой и социально-активной деятельности происходит активное становление самосознания личности, ее самоопределения. Однако слабо выраженное индивидуально-личностное развитие, мировоззрение до конца не сформированное по основным духовно-нравственным категориям, духовно-нравственные качества личности до конца не развиты. Высокая потребность в групповой принадлежности, стремление к интериоризации групповых ценностей, ориентация на моральные ценности, стремление к самоопределению.

Ценностно-смысловой - высокий уровень - развитые ценностные установки, сформированная система общечеловеческих ценностей, развитая ценностно-смысловая сфера личности, умение оценивать и выстраивать духовно-нравственные отношения. Сформированные ценностные ориентации отражают индивидуально-личностные позиции; высокий уровень развития социальных чувств, патриотизма, толерантности, гуманизма. Стремление к нравственному самосовершенствованию, целеустремленность в реализации своего личностного потенциала в достижении ожидаемых результатов, уважение к традициям современного общества, их многообразии; сформированное представление о нравственности семейных отношений. Стремление к самостоятельному анализу собственного поведения, развитие навыков самоанализа, размышлений и выводов.

В данной модели качество организации кулътурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодеэюи определяется следующими условиями:

1.Вовлечение молодежи в культурно-досуговую деятельность, обеспечивающую усвоение духовно-нравственных ценностей с учетом различных культурно-пространственных ситуаций и влияния этих ситуаций на их поведение.

2. Когда культурно-досуговая среда выступает в роли пространства для развития личности, где осуществляются переживания ценностного состояния.

3. Когда культурно-досуговая среда обеспечивает совокупность общественных, материальных и духовных признаков, инициируя активное участие молодежи в культурно-творческом процессе.

4. Когда обеспечивается ресурсоориентированность культурно-досуговой среды - материально-техническая, финансовая, информационная, организационная, нормативно-правовая, научно-методическая.

5. Организация условий по рациональному использованию досугового времени студенческой молодежи в интересах их позитивного воспитания, культурного развития и укрепления духовного здоровья. Итак, анализ основных методологических основ моделирования, позволил сделать следующие выводы:

1. Под организационно-деятелъностной моделью в данном исследовании понимается совокупность структурных компонентов (целевого, содержателъно-ориентационного, социально-культурного, функционально-культурного, досугово-ориентационного, корректировочно-оценочного), ценностно-смысловое содержание которых выражают специфические характеристики процесса формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи, обеспечивающихся методико-технологическим, социокультурным, кулътурно-досуговым и психолого-педагогическим сопровождением.

2.0рганизационно-деятельностная модель сформирована нами как педагогическая система, определяющая качество культурно-досуговои деятельности молодежи, обеспечивающая развитие личности по нескольким направлениям: интеллектуальном, нравственном, социальном, культурологическом, досуговом, художественно-творческом.

3. Данная модель ориентируется также на усвоение личностью национальной и мировой культуры, с позиции развития интеллекта, сознательного поиска смысла жизни, формирования умений управлять своей волей, эмоциями и чувствами. При этом предполагается, что накопление молодежью объективной и субъективной информации об окружающем мире, приведет к созданию алгоритмов анализа и синтеза поведенческих действий при определении добра и зла, а также адекватной самооценки.

4. Через приобщение студенческой молодежи к творчеству, к различным видам социально деятельности, через развитие образно эмоциональной сферы достигается взаимодействие личности с внешней средой через актуализацию духовно-нравственных потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы. Происходит развитие социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств.

5. Организационно — деятельностная модель ставит своей основной целью развитие у личности стремления к самореализации в условиях культурно-досуговои среды. Качество нашей модели обеспечивается, в первую очередь, формированием у молодежи адекватности самооценки, устойчивыми поведенческим формами в соответствии с принципами нравственности.

6. В основе обобщения результатов моделирования процесса формирования духовно-нравственной культуры, лежит реализация системы воспитания духовно-нравственной культуры как личностного культурно досугового развития молодежи, базирующегося на внедрении культурно 123 досуговых проектов и программ, осуществляемых поэтапно через использование социокультурных форм и технологий. Как показано в диссертации, включение участников в разнообразные виды деятельности сочетается с индивидуальной деятельностью, формами которой являются участие в различных мероприятиях, клубная деятельность, проектная деятельность и др. Индивидуально-дифференцированный подход обеспечивался за счет реализации систематической индивидуально-дифференцированной помощи молодежи, осуществляемая в форме теоретических консультаций, бесед, наблюдений за их деятельностью, диалогов, детализации содержания процесса формирования духовно-ситуативных и локально-модульных ситуаций (наглядное обобщение модели представлено на схеме 8).

Опытно-экспериментальная проверка эффективности организационно педагогического потенциала культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи

Конфликтный. Для конфликтного типа личности характерна завышенная самооценка. Конфликтному типу личности свойственно стремление к доминированию. Вследствие завышенных притязаний он часто создает конфликтные ситуации и является источником конфликтов и существенно усложняет жизнь себе и другим.

Подводя итог диагностики В.И. Андреева, необходимо отметить, что высокий уровень духовно-нравственных потребностей молодежи соответствует смыслу обозначенных 12-ти позиций. Одна из задач духовно-нравственного развития заключается в формировании жизнестойкости личности, которая выражается в объективном восприятии окружающей действительности, её способности к природной и общественной интеграции и к преодолению трудностей. В связи с этим можно говорить о высоком уровне толерантности, воспитании терпимости к чужому мнению и способу бытия, о пропаганде образцов нравственного поведения, о формировании общественного сознания.

Другая задача духовно-нравственного развития сводится к формированию у личности стремления к альтруизму, умения преобразовывать свое духовное начало во благо для людей. Это можно делать непосредственно самому или через других людей, проводя в их среде пропагандистско-просветительскую деятельность. Стремление получить духовное удовлетворение от альтруизма, приводит к увеличению и росту участия молодежи в благотворительных акциях в экспериментальных группах. Однако высок процент молодежи — с независимой направленностью, с эгоистической направленностью, что связано с попыткой получать удовольствия на материальной основе, стремлением удовлетворить индивидуальную потребность любой ценой (см. гистограмма№№6,7).

Распределение всех участников эксперимента на конечном этапе эксперимента позволило прийти к следующим результатам. Доля низкого уровня существенно понизилась в экспериментальных группах, доля же высокого уровня существенно повысилась. Результаты отражены графично и таблично: таблица №№14,15, гистограмма №№8,9.

Таким образом, мы пришли к выводу, что проведенный эксперимент позволил доказать, что эффективность организационно-педагогического потенциала культурно-досуговой среды в формировании духовно нравственной культуры студенческой молодежи может быть существенно повышена, если будет разработано теоретико-методологическое основание актуализации и реализации духовно-нравственных ресурсов культурно-досуговой среды, смысловые и символические составляющие которой составляют роль ориентира в ценностных предпочтениях, формируют чувство духовного взаимодействия, сопричастности к миру, составляющих его людей и мотивируют поведение личности; в организации досуга молодежи будет реализован организационно-педагогический потенциал культурно-досуговой среды, обеспечивающий формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в художественно-творческой, профессионально-ориентированной, социально- направленной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, в процессе саморазвития и самоактуализации; в процессе организации культурно-досуговой деятельности молодежи будет применяться педагогически эффективная организационно-деятельностная модель формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи.

Решение проблемы формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи достигается в развитии ценностных установок, в глубоком познании жизненного смысла, в обращении к подлинным духовно-нравственным идеалам, что формирует молодежь разносторонне, раскрывая перед ними разные стороны действительности.

Проведенный эксперимент подтвердил реализацию выдвинутой гипотезы, которая позволила путем включения студенческой молодежи в активную культурно-досуговую деятельность, целенаправленно формировать духовные и творческие потребности личности, обеспечивая общее повышение ее общей культуры.

Выдвинутые задачи исследования позволили по заключительным диагностическим срезам подтвердить эффективность разработанной организационно-деятельностной модели и условий ее реализации.

Итак, можно констатировать, что представленные данные результатов проведенного эксперимента по формированию духовно-нравственной культуры студенческой молодежи в процессе организации культурно-досуговой среды и реализации ее организационно-педагогического потенциала, сопоставленные с начальным срезом, позволяют утверждать о значимости проведенного нами эксперимента.

Доказано, что внедрение разработанной организационно-деятельностной модели и реализация выявленного организационно-педагогического потенциала с учетом применения социально-культурных механизмов, обеспечило существенное повышение уровней духовно-нравственной культуры студенческой молодежи в экспериментальных группах, формируя у личности молодого человека комплекс новообразований, определяющих дальнейшее его развитие.

Похожие диссертации на Организационно-педагогический потенциал культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи