Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга Медведенко Вера Васильевна

Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга
<
Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Медведенко Вера Васильевна. Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Медведенко Вера Васильевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. - Тамбов, 2008. - 182 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/721

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования культуры корпоративного досуга 16

1.1 Исторические особенности становления корпоративного досуга в России - 16

1.2 Сущность и специфика формирования корпоративного досуга 34

1.3 Корпоративный досуг персонала в структуре ценностей организационной культуры бизнес-предприятий

Глава 2. Празднично-игровые технологии как организационно-педагогический инструмент повышения культуры корпоратив ного досуга персонала коммерческих предприятий 87

2.1 Педагогический потенциал празднично-игровых технологий и-анимационных методов повышения культуры корпоративно го досуга персонала 87

2.2 Технология) организации корпоративных праздников для персонала как педагогической механизм повышения культуры корпоративного досуга сотрудников коммерческих турпредприятий 114

Заключение 149

Список литературы 155

Приложения 170

Введение к работе

Персонал бизнес-организации являясь сотрудниками, работающими по найму, вместе со своими работодателями — собственниками коммерческих предприятий, входит в бизнес-сообщество постольку, поскольку участвует в формировании корпоративной культуры и корпоративного досуга свой организации. Нормы корпоративной культуры и досуга бизнес-организаций влияют на культуру и корпоративный досуг бизнес-сообщества конкретной территории, других корпоративных групп, российского общества в целом.

Формой закрепления корпоративных ценностей являются корпоративные праздники. Именно корпоративные праздники для персонала при определенных условиях могут способствовать рекреации, интеграции персонала, что является одним из условий его успешной деятельности в конкурентной рыночной среде. Но данный потенциал праздничных форм на практике используется недостаточно.

Анализ практики показывает, что культура корпоративного досуга персонала современных бизнес-предприятий невысока. Корпоративный досуг вестернизирован, в его структуре немного локальных праздников для персонала. Персонал помимо своего желания чаще участвует в масштабных корпоративных праздниках, продвигающих имидж корпорации, где персоналу отводится роль «статистов», демонстрирующих не усвоенные ими ценности оргкультуры и досуг на суррогатной (алкогольной) основе. Это обостряет

4 проблему формирования культуры корпоративного досуга. Данная проблема актуальна и для персонала коммерческих туристских предприятий Алтайского края.

Персонал турфирм Алтайского края и Республики Алтай своим трудом, профессионализмом создает необходимые условия для развития сферы туризма. Стратегию развития туризма в России определяют «Программа развития туризма в Российской Федерации» (1996 г.) и «Концепция развития туризма в Российской Федерации» (2002 г.), главной целью которых является создание в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. На Алтае целевыми программами развития туризма являются «Концепция программы развития туризма в Алтайском крае «Алтайтуризм» и «Программа развития туризма в Республике Алтай на 2002-2006 гг. Республиканская целевая программа», где приоритетом является создание международного туристского комплекса и предприятий индустрии туризма.

Региональные предприятия в сфере турбизнеса - это небольшие по штату фирмы, где сотрудники выполняют большой объем работы и имеют напряженный график труда, вахтовый метод работы, что снижает необходимый уровень здоровья персонала, его культурного развития и развития организационной культуры предприятия, отрицательно, влияет на конкурентоспособность бизнес-предприятий на рынке туристских услуг. Все это свидетельствует о недостаточном количестве и культуре корпоративного досуга.

Решением данной проблемы в сфере СКД может стать использование проектно-технологического подхода к организации корпоративного досуга, который повысит культуру данного типа досуга, сформирует у персонала привычку и желание активно участвовать в корпоративных праздниках.

Все вышеизложенное определяет возрастание спроса и заказа со стороны бизнес-учреждений в адрес специалистов социально-культурной деятельности на организацию корпоративного досуга с оптимальным уровнем его куль-

5 туры. Это повышает научный интерес к изучению проблемы формирования культуры корпоративного досуга и его праздничных форм.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что существует значительное количество научных публикаций отечественных ученых, в разных аспектах раскрывающих теоретико-концептуальные основы досуга, аспекты истории и теории культурно-досуговой деятельности, в рамках которых изучается корпоративный досуг. Это работы Г.А. Аванесовой, Р.Н. Азаровой, Е.И. Григорьевой, Э.В. Соколова, А.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, Н.А. Хренова, Д.В. Шамсутдиновой и др. Игровые и анимационные технологии как активные способы вовлечения людей в досуговую деятельность освещены в работах Г.В. Олениной, В.Д: Пономарева, Э.В. Соколова, Н.Н. Ярошенко.

Особенности, структура, типология организационной культуры представлены в зарубежной научной традиции в трудах И. Оучи, С. Хайди, Г. Хофштеде, К. Шольца и др., в отечественной науке это работы ВЮ. Маслова, Е.Д. Малинина, Т.Н. Персиковой, В.А. Сггивака и др. Проблематика управления персоналом на современных бизнес-предприятиях отражена в исследованиях Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, В.П. Пугачева и др.

Роли и значению праздника в жизнедеятельности и культуре общества посвящены в разных аспектах исследования М.М. Бахтина, А.В. Бенифанда, К. Жигульского, Б.С. Ерасова, Л.Г. Ионина, А.И. Мазаева, Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова, теоретиков СКД, режиссеров массового праздника В.Н. Гагина, Д.М. Генкина, В.В. Панфилова, О.Л. Орлова и др. Значение праздника как социокультурного проекта и коммерческой акции раскрыты* в работах А.П. Маркова.

Метод театрализации и сценарные основы разработки праздничных форм представлены в работах Д.М. Генкина, А.А. Коновича, О.Л. Орлова, и др. Особенности организации специальных корпоративных событий, корпоративных праздников и бизнес-ритуалов отражены в работах Р.Н. Абрамова,

Э.В. Кондратьева, А.И. Моисеева, А.Е. Назимко, А.И. Ульяновского, А.В. Шумовича и др.

Специфика управления организациями и их социально-культурной дея
тельностью, в том числе и туристскими бизнес-предприятиями, развитие сфе
ры туризма на российском и региональном уровнях представлены в работах
Г.А. Аванесовой, И. Енджейчик, В.Н. Иванова, Т.Г. Киселевой,

Ю.Д. Красильникова, В.А. Квартальнова, А.П. Маркова, В.И. Патрушева, Г.Л. Тульчинского, Е.И. Холостовой, СЕ. Цыгановой и др.

Анализ научной литературы позволил определить противоречие между необходимостью формирования культуры корпоративного» досуга как значимого социокультурного явления и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории социально-культурной деятельности. Для разрешения выявленного противоречия выбрана тема исследования, проблема которого заключается в определении современных организационно-педагогических путей и способов формирования культуры корпоративного досуга такой со-словно-профессиональной группы, как персонал бизнес-организаций. Решение данной проблемы позволило определить объект, предмет, цель И' задачи исследования.

Объект исследования: культура корпоративного досуга как социально-культурное явление.

Предмет исследования: процесс формирования культуры корпоративного досуга персонала коммерческих предприятий на основе празднично-игровых технологий.

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать потенциал празднично-игровых технологий в процессе формирования культуры корпоративного досуга.

Гипотеза исследования. Формирование педагогически-целесообразного корпоративного досуга с оптимальным уровнем его культуры, зависит от комплекса условий, предполагающих:

- осмысление сущности и нравственно-педагогических противоречий
корпоративного досуга;

- рассмотрение персонала бизнес-организаций в качестве корпоративной
общности, формирующей оргкультуру, корпоративный досуг и его празднич
ные формы;

определение ценностного содержания современного корпоративного досуга и праздничных форм закрепления этих ценностей в структуре орпсультуры бизнес-предприятия;

определение педагогического влияния корпоративных праздников на культуру досуга персонала и оргкультуру бизнес-предпрятия;

повышение культуры организованного корпоративного досуга персонала коммерческих предприятий на основе внедрения технологии организации локальных праздничных корпоративных событий на региональных предприятиях туристского бизнеса.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть исторические основы становления культуры корпоративного досуга;

  2. выявить сущность и особенности корпоративного досуга как обоснование теоретической модели формирования его культуры;

  3. разработать и экспериментально апробировать модель формирования корпоративной культуры;

  1. рассмотреть типы и формы современного корпоративного досуга в структуре орпсультуры бизнес-предприятий, определить его ценностное содержание;

  1. выявить педагогический потенциал празднично-игровых технологий повышения культуры корпоративного досуга персонала бизнес-предприятий;

  2. экспериментально апробировать технологию организации корпоративных праздников для персонала как педагогический механизм повышения культуры корпоративного досуга сотрудников коммерческих турпредприятий;

7) разработать методические рекомендации по организации корпоративного досуга и его праздничных форм в коммерческих организациях, являющихся разновидностью бизнес-сообществ.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили:

на общефилософском уровне', социально-философский смысл понятия «формирование» как частного случая понятия «развитие» (В.Е. Кемеров,. Т.Х. Керимов); идеи празднично-игровой природы досуговой деятельности человека (М.М. Бахтин, Э:В. Соколов, И. Хейзинга, М.С. Каган);

на общенаучном уровне: идея циклического развития культуры, основанного на резкой смене досуговых ментальных традиций российского общества, идея об амбивалентности празднично-игрового досуга в истории российской культуры (Н.А. Хренов); механизм культурной инсценировки, распространяющий корпоративные праздники как новую досуговую традицию корпорации (Л.Г. Ионин);

на конкретно-научном уровне: принципы, теоретические модели про-ектно-технологического подхода в, ЄКД (Г.А. Аванесова, А.П: Марков, T.F. Киселева,.Ю:Д. Красильников, В1В: Туев); идея эмоциональной природы досуга,, его парадоксальности (Р.Н. Азарова, Г.А. Аванесова, Ю.А. Стрельцов, А.С. Орлов); педагогика организации массового праздника (Д.М. Генкин); содержание и роль бизнес-ритуалов (Р:Н. Абрамов, В.Н. Кондратьев, А.И. Ульяновский);

В диссертационной работе применены следующие методы исследования: теоретические (абстрагирование, моделирование); общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение,, аналогия); эмпирические (опрос экспертов, анкетирование, персонала, включенное и невключенное наблюдение, анализ документации, педагогический эксперимент);

Информационная база диссертационной работы представлена анализом муниципальных нормативных и программных документов, законов РФ, освещающих деятельность социально-культурных общностей разных форм их организационного устройства, в том числе касающихся состояния и развития

9 туризма, туристского бизнеса в России и регионе: «Программа развития туризма в Российской Федерации» (1996 г.),. «Концепция развития туризма в Российской Федерации» (2002 г.), «Концепция программы развития туризма в Алтайском крае «Алтайтуризм», «Программа развития туризма в Республике Алтай на 2002-2006 гг. Республиканская целевая программа».

Опытно-экспериментальная база исследования: 14 региональных предприятий турбизнеса разных типов (турагентство, туркомплекс, турфирма, турбаза); результы эмпирического исследования, выборка которого составила 281 человек.

Этапы исследования осуществлялись с 2003 по 2008 годы.

Первый этап (2003—2004) — поисково-аналитический: выявлено современное состояние проблемы, изучалась философская, социологическая, культурологическая, социально-педагогическая, экономическая литература и литература по социально-культурной деятельности коммерческих организаций, проблематике туризма и турбизнеса, систематизировался опыт режиссеров-практиков, организующих корпоративные праздники на муниципальном и региональном уровне. Были сформулированы предмет, объект, цели, задачи, гипотеза диссертации, определялись ее теоретические и методологические основания, основные понятия.

Второй этап(2004~2006) — опытно-экспериментальный: собирался материал, определялись базы, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, анализировались данные статистики, проводилось педагогическое исследование в условиях 14-ти турпредприятий с целью диагностики ситуации, а также замера эффективности воздействия корпоративного праздника на формирование культуры организованного корпоративного досуга, влияющей на уровень оргкультуры 4-х предприятий-турбизнеса, относящихся к разным типам их социально-экономического устройства.

Третий этап(200б~2008) — обобщающий: обрабатывались и систематизировались экспериментальные данные, уточнялись и формулировались тео-

10 ретические выводы и методические рекомендации, литературно оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования.

  1. определено, что исторические причины проблемы культуры корпоративного досуга связаны с эмоциональной природой и амбивалентностью влияния досуга на досуговое поведение корпоративных групп, что требует педагогических методов формирования культуры корпоративного досуга; определены исторически сложившиеся интеграционно-дифференцирующие функции корпоративного досуга и его праздничных форм;

  2. выявлено, что сущность корпоративного досуга заключается' в сбалансированных рекреативных, развлекательных, развивающих досуговых занятиях, которые одобряются обществом и ментальными традициями. Эти занятия интегрируют и позиционируют членов корпорации среди других со-словно-профессиональных страт, что является спецификой корпоративного досуга;

  1. установлено, что содержанием современного развивающего корпоративного досуга являются ценности культуры корпорации, оргкультуры коммерческой организации; особую значимость среди форм закрепления ценностей приобретают корпоративные праздники с элементами бизнес-ритуалов;

  2. обоснован педагогический потенциал празднично-игровых технологий повышения культуры корпоративного досуга персонала бизнес-предприятий, заключающейся в анимационных методах вовлечения и игровых методах управления поведением персонала в ходе праздников, спроектированных на основе пяти родовых методов технологизации;.

5) доказано, что педагогическим.механизмом повышения культуры
корпоративного досуга персонала коммерческого турпредприятия является
технология' организации цикла корпоративных локальных праздников для
сотрудников, содержание и форма которых отвечает сущности и специфике
корпоративного досуга;

6) разработаны методические рекомендации по организации корпоративного досуга и его праздничных форм в бизнес-организациях и на региональных коммерческих турпредприятиях, являющихся разновидностью бизнес-сообществ.

Теоретическая значимость исследования:

1) уточнено определение понятий «корпоративный досуг», «корпоративный праздник для персонала»;

2) предложена типологизация корпоративных праздников как «внешних» (имиджевых для корпорации) и «внутренних» (развивающих и оздо-равливающих персонал); дана классификация локальных корпоративных праздников для персонала, повышающих культуру корпоративного досуга (загородный семейный праздник; спартакиада; экстремальный турмаршрут с релаксационным блоком);

  1. разработана и апробирована теоретическая модель формирования культуры корпоративного досуга, выражающая сущность и специфику современного корпоративного досуга. В структуру модели педагогически целесообразного корпоративного досуга входит цель и исторические функции данного вида досуга, его принципы, мера количества и качества досуговой деятельности, педагогическое содержание организованных корпоративных досуговых занятий. В модель входят также проектно-технологические способы и оптимальные формы ее реализации. Таковыми являются цикл корпоративных праздничных событий и технология их проектной разработки.

  2. определены и проверены педагогические критерии репрезентативности педагогического эксперимента, позволяющие оценить: 1) параметры проектируемого корпоративного праздничного события, понимаемые как гармония рекреационного, развлекательного и развивающего блоков; 2) фиксирующие у членов корпорации степень их добровольной включенности в событие, вовлеченности (интереса), активности, удовлетворенности событием и своей ролью в нем. Дополнительным критерием является оценка динамики уровня оргкультуры бизнес-предприятий.

Практическая? значимость исследования заключается в разработке рекомендаций, адресованных руководителям бизнес-предприятий вообще и туристских коммерческих предприятий в частности, учреждениям культуры, дополнительного и высшего профессионального образования, способствующих укреплению взаимодействия государственных и коммерческих структур, формирующих свою корпоративную культуру, педагогически позитивный корпоративный досуг в социально-культурной среде конкретной местности.

Эти выводы могут быть использованы представителями государственной власти, управления культурой, органами местного самоуправления для определения роли социально ответственных корпораций в культурной политике, для развития инфраструктуры досуга определенной территории, куда входит корпоративный досуг, для формирования праздничного календаря территориального бизнес-сообщества и других сословно-профессиональных корпоративных групп.

Материалы диссертации могут быть использованы на обучающих семинарах, курсах повышения квалификации руководителей бизнес-предприятий, коммерческих турпредприятий, а также для обучения кадров специалистов- постановщиков специальных событий, корпоративных праздников в системе высшего и дополнительного образования.

Основные результаты исследования могут быть применены СМИ для освещения позитивного опыта досуговой деятельности корпораций как значимого элемента культуры и досуга общества.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологическими позициями, непротиворечивостью методологии и методов, адекватных цели, задачам, объекту, предмету исследования, репрезентативностью выборки и достоверностью статистических данных экспериментального исследования, корректным использованием методов математической статистики.

13 Положения, выносимые на защиту:

1 .Корпоративный досуг — это явление сложившееся, имеющее исторические корни, функции. Педагогически целесообразный корпоративный досуг с высоким уровнем культуры предстает как часть свободного времени корпоративных групп, необходимая и достаточная для сбалансированных рекреативных, развлекательных и развивающих досуговых занятий, для поддержания здоровья членов корпорации. Корпоративный досуг предполагает одобряемые обществом и ментальными традициями занятия, интеграцию и позиционирование членов корпорации среди других сословно-профессиональных страт. Члены корпорации включены в корпоративные досуговые события (праздники) на основе принципов добровольности, интереса, гедонизма и осознания достаточно высокого статуса своей социально-культурной роли. Но в реальной практике по причине амбивалентности досуга нарушаются основные принципы организации корпоративного досуга, проявляются негативные потребности персонала к проведению досуга на суррогатной (алкогольной) основе, что актуализирует проблему формирования его культуры.

2. Современный корпоративный досуг персонала коммерческих предприятий - относительно новое для России социокультурное явление, ввиду сложности своей природы, типологии, форм досуговых занятий, исторически сложившихся интегративно-дифференцирующих функций, подверженности влияниям зарубежной досуговой моды, оно требует применения адекватных проектно-технологических методов и операций его организации с учетом норм организационной культуры предприятия; потребностей персонала, ментальных досуговых традиций. Повышение культуры корпоративного досуга разворачивается как процесс технологических операций проектирования корпоративных праздников,на основе пяти родовых методов технологизации: сегментирования, проблематизации, категоризации, референтации, позиционирования.

3. Технология организации корпоративного праздника — это алгоритм
организационно-постановочных операций на основе анализа конкретной
ситуации, направленный на достижение педагогических целей организато
ров корпоративного праздника и досугово-рекреационных целей участни
ков этого праздника. Проектная разработка цикла локальных праздничных
событий, основанных на игре и корпоративном ритуале, является педагоги
ческим механизмом повышения культуры корпоративного досуга, посколь
ку обеспечивают интерес персонала к участию в этих праздниках, позво
ляют эффективно управлять его корпоративным поведением, обеспечивают
творческо-игровое развитие и снижение личностно-разрушающего досуго-
вого поведения персонала.

4. Игровое взаимодействие персонала является центральным
смысловым и технологическим ядром локального корпоративного
праздника; для организации такого праздника требуется применение
педагогических методов командных игр, анимации, театрализации,
перфоманса, застольных ритуалов, обеспечения неформального> лидерства
руководителей корпорации, включения в игровое взаимодействие
сотрудников духовно-мифологических этнических ценностей, а также
знаково-символических и идейно-смысловых элементов организационной
культуры корпорации.

5. Квалифицированно организованный корпоративный праздник для
персонала коммерческого туристского предприятия, отличающегося
небольшим штатом сотрудников, высокой интенсивностью труда,
несбалансированностью графика труда и отдыха, интегрирует
воспитательные и коммерческие цели бизнес-организации, касающиеся*
персонала, является педагогическим механизмом и адекватной локальной
формой интериоризации персоналом ценностей оргкультуры, что
позитивно влияет на повышение культуры досуга персонала, поскольку
обеспечивает гармонию рекреации, развлечения и развития, оптимизирует
социально-культурную роль персонала во внутренней среде бизнес-

15 предприятия. Это отвечает педагогическим критериям репрезентативности технологического процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры «Социально-культурной деятельности»; на курсах повышения квалификации работников культуры республики Алтай факультета дополнительного образования АлтГАКИ; на образовательных курсах «Менеджер по туризму», организованных турфирмой «Каро» с.Алтайское, а также на конференциях: международной научно-практической конференции «Россия — Германия»: диалог культур — взаимопонимание наций» (Барнаул, 2004); международного форума «Культурное наследие и современность» (Барнаул, 2005); межрегиональной научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность на пороге XXI века: история, теория, технологии» (Улан-Удэ, 1999); V межрегиональной научно-методической конференции «Актуальные задачи реализации учебно-научно-творческого потенциала Западно-Сибирского вузовского округа художественного образования» (Барнаул, 2005); научно-методической конференции АГИИК «Партнерство кафедр вузов искусств и культуры» (Барнаул, 2003); материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии повышения качества подготовки специалистов в сфере художественного образования и информационных ресурсов» (Барнаул, 2007 г).

Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования, имеющего теоретическое и прикладное значение, отражены в 9-ти публикациях автора.

Исторические особенности становления корпоративного досуга в России

Корпоративный досуг интересен тем, что это новое явление в постсоветской России. Термин «корпоративный досуг» (как досуг представителей одной определенной отрасли, конкретного вида бизнеса) употребляет М.А. Аванесова, обосновывая необходимость его организации в условиях социальной стратифицированное населения и дифференциации досуго-вых предпочтений различных социальных групп (в том числе и наемных работников корпораций) современной России [2, с. 90].

Широко используют термин «корпоративный досуг» специалисты по организации данного вида досуга, а также формированию корпоративной культуры и управлению специальными событиями бизнес-организаций (А.Е. Назимко, А.В. Шумович, В.В. Тарасенко и др.) [107; 192]. О «фирменном» досуге, т.е. досуге представителей частных фирм и корпораций упоминают Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников в учебнике «Социально-культурная деятельность», 2004 г.[65, с. 281-284].

Корпоративный досуг — это досуг представителей определенного сословия, профессии, корпоративной организации, о чем свидетельствует значение термина «корпорация». Корпорация — (лат. Corporation — объединение, сообщество) - 1) объединение, сообщество лиц, объединяемых общностью профессиональных или сословных интересов; 2) широко распространенная форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая сосредоточение функций управления предприятием в руках менеджеров (работающих по найму); то же, что акционерное общество [70, с. 208].

Таким образом, опираясь на смысл термина «корпорация», мы трактуем корпоративный досуг как досуг корпоративных общностей, куда относятся не только крупные сословно-профессиональные страты общества, но и трудовые коллективы, персонал различных организаций, включая коммерческие. Корпоративные общности понимаются как разновидности социально-культурных общностей, развивающих социально-культурную деятельность в обществе (Т.Г.Кйселева, Ю.Д.Красильников)[65, с.330-367].

Н.А. Хренов, используя идеи Н.Данилевского и К. Леонтьева, отслеживает смену досуговых ценностных ориентации представителей разных сословий в России и за рубежом на протяжении XVIII, XIX, начала XX веков на основе методологической идеи циклического развития культуры, циклы которой не всегда совпадают с хронологическими циклами истории, т.е: датами начала или конца столетия. Каждый новый культурный цикл начинается с отрицания обществом, распада прежних культурных ценностей, причем, в момент формирования новых высших духовных ценностей возвращаются в жизнь низшие ценности и формы досугового поведения, связанные с освобожденными инстинктами и низменными страстями [181, с. 413]. Затем, движение «ментального маятника», не сдерживаемого слаборазвитой срединной культурой, культурой среднего класса в России, совершает обратный ход, и многие резко отвергаемые ценности вновь возвращаются в культуру и социум [там же].

Другим методологическим посылом Н.А.Хренова является социокультурный подход к анализу общественных явлений; главным тезисом которого является мысль о том, что культура не является надстройкой над экономикой, напротив, развитие культурных потребностей и ценностей приводит к развитию экономики, усложнению и движению общества [153].

На Западе беспрецедентное развитие экономических функций эпохи капитализма было подготовлено влиянием протестантской этики, ставшей нравственной основой капитализма (М. Вебер), его идеалом «делового человека», что, по мнению Э. Дюркгейма, привело к тому, что главной ценностью объявлялся труд. Досуг был превращен в придаток труда, сводился к наиболее элементарным своим функциям: отдыху, рекреации, восстановлению нужных для успешного труда физических сил. Развившись до своих крайних форм, эта цивилизационная тенденция представляет для культуры опасность, человек оказывается в настоящем капкане (А. Швейцер), его духовная жизнь перестает развиваться, деградирует, а культура оказывается в состоянии застоя [181, с. 425].

Эти изменения понижают значение сакральных и повышает роль, мирских, профанных ценностей [181, с. 433]. И одной из таких ценностей становится развлечение человека;, как облегчение его от перенапряжения в системе капиталистического производства. Досуг не упраздняется, он даже увеличивается, но не столько для развития культуры, а для того, что с ней не совместимо [181, с. 437, 438].

Выражением антицивилизационной тенденции в-культуре всегда был праздник и такая его разновидность, как, цеховой праздник, праздник профессиональной корпорации. История корпоративных праздников, восходит к цеховым праздникам средневековья, хотя с течением времени праздник профессии и праздник корпорации перестали- быть тождественными:, поскольку праздник профессии подчеркивает значимость данной профессии, а праздник корпорации, фирмы,— продвигая ее имидж, далеко не всегда объединяет имидж фирмы с имиджем профессии.

Нынешние профессиональные праздники начинались во времена Средневековья как цеховые. Ю.ІЬ Крылова отмечает, что средневековые корпорации или цехи, объединяли шляпниц и оружейников, цветочниц и булочников, портных и торговцев. В корпорациях состояли поэты и аптекари, и даже студенты средневековых университетов входили,, согласно факультетам, в своеобразные братства, называемое «корпорациями». Каждая такая корпорация имела своих выборных руководителей, герб, устав и, разумеется, праздники. Корпоративные праздники имели свои:ритуалы, которые позволяли эффективно регулировать поведение членов корпорации и позиционировать ценности и статус корпорации на фоне других.корпоративных сообществ

Сущность и специфика формирования корпоративного досуга

Как мы уже отмечали, в параграфе 1.1, операциональным определением корпоративного досуга является, по-нашему мнению, следующее его определение: корпоративный досуг — это досуг определенного сословия, профессии, корпоративной организации. Об этом свидетельствует смысл термина «корпорация» [77, с. 208].

Втараграфе рассматривается в связи с этим анализ тенденций, природы досуга, его целевых направлений, классификаций и таких родовых форм до суга, как праздник и игра. Все это позволяет определить сущность и специ фику современного корпоративного досуга, являющегося частью досуга как социально-культурного явления. - - ... .

С середины 90-х годов XX века распространение рыночных отношений в нашей стране, развитие бизнеса в сфере культуры порождают новые требования в организации и содержательном наполнении досуговых занятий населения с учетом типового и видового разнообразия досуга в социально-культурной практике. Так, остро встали проблемы формирования финансовой основы организации досуга с использованием коммерческих технологий, необходимости учета культурно-рекреационных запросов и предпочтений разных групп социально стратифицированного населения в России в рамках основных тенденций развития досуга за рубежом и в России в конце XX -начале XXI веков.

Кратко эти тенденции можно выразить следующим образом: труд как первоочередная ценность оттеснен по-новому переосмысленной постиндустриальным обществом значимостью досуга: вместо человека работающего (homo faber) - человек играющий (homo ludens). Главной целью национальных доктрин досуга в высоко развитых странах провозглашается здоровье и развитие человека на основе его отдыха и развлечений, главными моделями культурной политики являются модели массового и элитарного досуга с инфраструктурой его как индустрии [10; с. 144-163], что порождает новую проблему - стандартизации досуга, его массового потребления, а это приводит к отчуждению человека от творческой сущности культуры и своей собственной созидательной творческой сущности.

В рамках тенденции вестернизации отечественного досуга (М.А. Ариарский, Л.А. Акимова) предпринимательская практика организации досуга населения в России, в частности бизнес-стратегии, смогли за последние десять лет совершить определенный прорыв в развитии развлекательно-игровых видов досуговой деятельности с более совершенными технологиями обслуживания. Частные фирмы и коммерческие центры, занятые коммерческими формами организации досуга, заметно потеснили, но не обесценили и не вытеснили усилия государственных учреждений культуры, которые развивают традиционно-народные, художественно-классические и современные массовые формы самодеятельного и любительского досуга часто на основе культурных формальных и неформальных движений [2, с. 52]. Рассматривая корпоративный досуг как социально-культурное явление, автор определяет его сущность и специфику, а для этого анализирует его природу, функции, обосновывает педагогическую проблему формирования культуры корпоративного досуга в современных условиях, определяет понятия: «досуг», «отдых», «рекреация», «развлечение, «игра», «праздник». По мнению Г.А. Аванесовой, Ю.А. Стрельцова, понятие «отдых», «рекреация», «досуг», «свободное время» не идентичные, но частично пересекающиеся, причем, наиболее широким понятием является отдых [2, с. 8-11; 158, с. 28].

Отдых, который делится на пассивный и активный, связан с реализацией физиологической и социальной потребностей человека в восстановлении сил, ликвидации утомления, релаксации, а также с актуализацией социальных и культурных ресурсов человека, их развитием. Физиологически необходимый, пассивный отдых, как правило, не связан с досугом, поскольку этот вид отдыха протекает во внерабочее (чаще всего ночное) время и является одной из первичных потребностей человека (наряду с едой, питьем, гигиеническими процедурами), создает условия для воспроизводства противоположной отдыху человеческой активности. Активный отдых может быть реализован через активные досуговые формы, где происходит актуализация, развитие социальных и культурных ресурсов человека. Занимаясь активным отдыхом в форме конкретных досуговых занятий (физкультурно- и психооздоровительных, связанных с разными видами творчества и любительства, общения и т.д.) человек использует для этой деятельности определенную часть своего чистого свободного времени, то есть время досуга.

Таким образом, досуг — это определенная часть свободного времени, оставшаяся, во-первых, от труда (поэтому оно и свободное), во-вторых, от необходимых временных затрат, связанных с воспроизводством человека в быту (домашнее хозяйство, покупки, семья, воспитание детей и т.д.). Поэтому, под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений [158, с. 5].

Понятие «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы, но не идентичны, поскольку досуг — только часть свободного времени, связанная с досуго-вой деятельностью, активностью, которая должна быть направлена на восстановление организма и развитие человека. Уточняя это различие, М.А. Аванесова отмечает, что когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Человек может потратить свободное время на домашнее хозяйство, на пассивный отдых, на собственное развитие, а может разрушать свое здоровье, нарушать общественный порядок и досуг окружающих [2, с. 8]. В связи с этим А.В. Соколов вводит понятие «досуговое поведение», которое в отличие от «досуговой деятельности» может быть не только позитивным, но деструктивным, разрушающим личность [152, с. 98-105].

Педагогический потенциал празднично-игровых технологий и-анимационных методов повышения культуры корпоративно го досуга персонала

Культура досуга современного человека, как было показано в первой главе, состоит в умелом управлении рекреацией и развитием личности, их гармоничном соотношении друг с другом. Эта позитивная цель реализуется через многие типы развлекательного досуга, а также через такие универсальные формы культуры и культурно-досуговой деятельности, как праздник и игра.

В первой главе мы показали сложную природу и жизнестроительные функции праздника, акцентируя мысль о том, что праздники могут нести не только идеологически-мировоззренческую функцию, но и функцию отдыха, развлекательности, т.е. приобретается ярко выраженный рекреационный характер, не требующий от людей серьезных интеллектуальных усилий, не порождающий сложных чувств, хотя острые переживания, радостные эмоции в этом случае очень важны [2, с. 71—72]. Эта же характеристика касается игр и состязаний на открытом воздухе. По нашему мнению, рекреативно-эмоциональная гедонистическая сущность важна и является преобладающей и в таком локальном празднике, как корпоративный праздник для персонала.

Анализ специальной литературы по проблеме корпоративных праздников показывает, что наряду с философским, культурологическим социологическим, социально-психологическим подходами к изучению феномена праздника, в современной гуманитарной теории и практике можно выделить управленческий подход к изучению корпоративных праздников. Внутри этого подхода следует дифференцировать, по нашему мнению, три разновидности трактовки корпоративного праздника: 1) как фактора формирования из пер сонала фирмы команды, на основе использования особого группообразующе-го эффекта корпоративного праздника [74;90;100]; 2) как фактора формирования благоприятного имиджа и сильной организационной культуры фирмы с целью ее позиционирования в ряду себе подобных организаций и обретения «своей ниши» на рынке, продвижения своего товара или услуг [1;105;113;132]; 3) как фактора организации «фирменного досуга» и членов корпорации, персонала, и досуга населения в микрорайоне, районе, городе и за их пределами [65; 124]. Наиболее важным для нас является подход к изучению праздника как фирменного досуга персонала предприятия [65, с. 339].

Следует отметить также, что управленческая парадигма исследования корпоративного праздника в России еще только складывается, поэтому и представлена она работами менеджеров по управлению фирмой или ее персоналом, корпоративной культурой организации, специалистов по связям с общественностью, но есть и достаточно глубокие теоретические работы по данной проблематике, например монография А.В. Ульяновского «Мифоди-зайн: коммерческие и социальные мифы», 2005 г., в которой особо исследуются бизнес-ритуалы [172].

Останавливаясь на проблеме дефиницирования корпоративного праздника, следует отметить, что в научной литературе не существует пока общепринятого академического определения корпоративного праздника, что, в свою очередь, ведет к крайне широкому диапазону трактовок понятия.

В данном исследовании корпоративный праздник - специальное мет . роприятие, инициированное и финансируемое компанией, организованное для персонала, посвященное знаменательному событию в. жизни компании либо общества, и являющееся средством поддержания организационной культуры и/или достижения коммерческих целей организации [124]. Представленное определение, являясь «рабочим», не претендует на единственно верное и отвечающее всем имеющимся характеристикам корпоративного праздника.

Корпоративные праздники сегодня имеют разные формы, но и по сей день, их главная задача осталась прежней — сплотить членов организации вокруг корпорации, и подчеркнуть ее состоятельность.

Вопрос об организации корпоративных праздников становится актуальным для учреждений, преследующих цель создания «фирменного досуга». Здесь необходимо остановиться на освещении вопроса о классификаїіии корпоративных праздников. Этот вопрос находится в стадии слабой научной его разработанности.

Мы опираемся на мнение менеджеров по постановке специальных праздничных событий крупнейших агентств России, занимающихся этой деятельностью профессионально. Это фирмы ЗАО1 «Телекомпания «Традиция», Арт-студио г.Санк-Петербург, Mirage entertainment group и Продюсер-ский центр «Victory Art» г.Москва, «Пир» г.Барнаул и т.д. [49; 73; 74]. Они отмечают, что корпоративные праздники можно разделить на две категории, во-первых, по их идеологической подоплеке, по задаче, которую они решают, и, во-вторых, по типу организации.

По идеологическим целям мероприятие может быть ориентировано: 1) на сотрудников (например, преобладают задачи «построения команды»); 2) на партнеров, клиентов, государственных чиновников (здесь преобладают «имиджевые» задачи: упомянутая выше «фиксация успеха», укрепление партнерских контактов с людьми, необходимых для развития фирмы). По типу организации праздничной программы и аудитории участников праздника корпоративные праздники можно условно разделить на: банкетные мероприятия («корпоративная вечеринка»); загородные, семейные праздники; праздники концептуального характера и презентации.

С точки зрения имиджевого, PR-подхода (PR, паблик рилейшенз — связи с общественностью) любая корпорация как социально-культурная общность, создает собственный имидж с помощью внешних и внутренних составляющих. Главная цель внутрифирменных специальных праздничных событий — установить общие взгляды на деятельность фирмы, усилить позитивный смысл диалога между руководителями и подчиненными и побудить всех работников к качественному выполнению своих ролей и соблюдению норм и обычаев (А.Н. Чу-миков [187], Е.М. Бортник, Э.М. Короткова, А.Ю. Никитаева) [25].

Технология) организации корпоративных праздников для персонала как педагогической механизм повышения культуры корпоративного досуга сотрудников коммерческих турпредприятий

Пять родовых методов (этапов) технологизации праздничных событий являются технологией в широком смысле этого слова. Технология организации конкретного корпоративного праздника - технология в узком значении этого слова.

Обоснование технологии организации корпоративных праздников, проведенных на 4-х типах региональных турпредприятий. Технология организации корпоративного праздника — это алгоритм организационно-постановочных операций на основе анализа конкретной ситуации на каждом турпредприятии, направленный на достижение педагогических целей организаторов корпоративного праздника и досугово-рекреационных целей участников этого праздника. Технология организации конкретного корпоративного праздника предполагает рассмотреть его как проект со своими структурными элементами.

В данную технологию входит: 1) анализ конкретной ситуации на основе метода «case study», определение проблемы, решаемой в ходе постановки корпоративного праздника; 2) предварительная концепция корпоративного праздника; 3) анализ педагогического и организационного процесса реализации праздничной программы; 4) результаты праздника.

Менеджеры санкт-петербургской компании «Арт-студио» определяют три направления в подготовке концепции корпоративных праздников: 1) использование «стереотипных», шаблонных сценариев таких праздников со стороны исполнителей заказа (режиссеров, технической группы, команды аниматоров праздника); 2) подход, когда стереотипный сценарий выдают за эксклюзивный без учета специфики фирмы, заказавшей праздник, и особенностей самого праздничного события; 3) креативный подход, максимально учитывающий конкретику (название, вид деятельности фирмы, цель праздника, место его проведения).

Учет конкретной ситуации — это подготовка корпоративных праздников на основе метода «case study». Кейс — это конкретная практическая ситуация, с учетом: 1) реальной проблемы фирмы, заказавшей праздник; 2) хронологии развития ситуации, фиксирующей ее временные рамки; 3) наличия в ситуации реальной задачи, требующей решения [145, с. 28-33].

Концепция праздника влияет на: 1) его дизайн; 2) форм-фактор (кого и как пригласить на праздник; 3) оформление интерьера; 4) образ ведущего 4) культурную программу, которая делится на: 1) выступление артистов (если их приглашение необходимо); б) конкурсно-игровую программу для участников праздника. В качестве результата это дает максимальную и естественную погруженность участников праздника в его образно-игровую атмосферу на основе свободного выбора участников праздника, их решения принимать или не принимать участие в игровой программе (или просто общаться между собой в ходе застольной беседы) [123, с. 13—14.]. Корпоративный праздник наиболее удачен, когда менеджеры фирмы, его заказавшие, ставят перед постановщиком праздника конкретные задачи, например, донести до сотрудни-ков основные события фирмы: а) отметить принятых на работу новых членов персонала; б) отметить выход фирмы на новый , более оптимальный уровень деятельности и т.д. [146, с. 35].

Данная технология была реализованного в ходе формирующего этапа педагогического эксперимента. План эксперимента (см. в Приложении 2. 1. Анализ ситуации (кейса). Агентство туристское «Охота».

«Охота» - туристическое агентство, пользующееся доверием у многих крупных предприятий и известных людей. Туристическое агентство работает по следующим направлениям: зарубежные поездки; отдых на море, отдых на Алтае (отели, кемпинги, турбазы); лечение на курорте Белокуриха (все санатории с программой, от одного дня). Пятилетний опыт работы позволил агентству занять не только лидирующие позиции по туриндустрии, но и создать туристский комплекс «Царская охота», где производятся туристические услуги, и организуется сфера дополнительных досугово-рекреационных услуг. Туркомплекс «Царская Охота» в Горном Алтае; зарубежные поездки; детские туры; экстрим-туры, активный отдых (сплавы, походы, пещеры); охота, рыбалка; развлекательные программы, организация праздников; продажа и бронирование авиабилетов; рекламные услуги; страхование. «Царская охота» имеет пять лет успешной работы на рынке туруслуг. По итогам 2003 года туркомплекс награжден Дипломом Министерства по туризму республики Алтай в номинации «Лидер туриндустрии» за развитие сферы дополнительных услуг. Сейчас это агентство, в структуре, которого работает более 100 человек, включая сезонных сотрудников. Головной офис: 656049 Россия, Алтайский край г. Барнаул, ул. Песчаная, 87а в офисе работает 15 человек. Туристическое агентство уделяет большое внимание поддержке социальных программ и проектов для клиентов и широкой общественности.

Организационная культура по итогам первого социологического замера определяется как средняя, но самая высокая по сравнению с остальными тремя типами исследуемых турпредприятий.

В агентстве сформированы миссия и ценности.

Миссия компании Удовлетворение потребности населения в качественных туристических услугах за счет профессионального отбора лучших предложений по отдыху, профессиональной работы команды единомышленников и постоянного внедрения новых программ, технологий, новшеств. Успешная работа — создание устойчивого стереотипа в сознании каждого человека: если отдохнуть, то с «Охотой». Последняя фраза (если отдохнуть, то с «Охотой») является слоганом агентства.

Ценности компании

Нам нравится наша работа. Мы любим людей и готовы дарить им приятные эмоции, настроение отдыха. Мы гордимся своими туристами, их успехами и достижениями. Мы стремимся оправдать взятые на себя обязательства и быть профессионалами своего дела.

87% от числа опрошенного персонала четко знают миссию и цели компании, 13% имеют смутные представления о них. В компании по итогам социологического замера обнаружено, что в оргкультуре есть свои ценности, традиции, мифы. Уровень их освоенности персоналом определяется в баллах, по 19, 17 и 20 баллов соответственно каждой обозначенной позиции, что также составляет самые высокие баллы из 4-х туристических предприятий, участвующих в эксперименте. Включенное наблюдение, беседы с экспертами - (топ-менеджерами предприятиями персоналом.показали, что это —.традиции и ритуалы, связанные с приемом новых членов коллектива (вручение памятных календариков с логотипом фирмы), совместными корпоративными праздниками (Новый год, 8 марта, день рождение фирмы «Охота»). Есть определенный стандарт требований к внешнему виду персонала, но кодекса поведения, зафиксированного на бумаге, в фирме нет.

Похожие диссертации на Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга