Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества Андреева Наталья Павловна

Реализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества
<
Реализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества Реализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества Реализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества Реализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества Реализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества Реализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества Реализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества Реализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества Реализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Андреева Наталья Павловна. Реализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : СПб., 2005 181 c. РГБ ОД, 61:05-13/1202

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально-педагогический потенциал фольклора 16

1.1. Педагогический потенциал фольклора как средства социализации и инкультурации личности 16

1.2. Возможности реализации фольклорного наследия в детской и подростковой педагогике досуга 29

1.3. Этнообразование и художественное воспитание в деятельности социально-культурных учреждений 46

Глава 2. Педагогические условия социокультурного развития личности в театральной самодеятельности 67

2.1. Театральное искусство как средство социальной интеграции личности детей и подростков 74

2.2. Характер и формы использования фольклора в художественно- педагогической практике 91

Глава 3. Специфика организации творческого процесса в театральном самодеятельном коллективе 110

3.1. Освоение фольклора в процессе самодеятельного театрального творчества 119

3.2. Педагогическая технология планирования, постановки и решения творческих задач 128

3.3. Детский фольклорный театр как центр социокультурного развития личности 134

Заключение 146

Список литературы 149

Приложения 162

Введение к работе

Одно из существенных противоречий сложившейся системы воспитания проявляется в недопустимом сужении рамок передачи новым поколениям национально-культурных традиций. И, в первую очередь, традиций фольклорного искусства. В условиях города у детей, подростков и молодежи практически нет возможности познакомиться с фольклорными традициями и, естественно, перенять их. В создавшейся ситуации важным каналом пропаганды национально-культурных традиций россиян и вовлечения подрастающего поколения в фольклорное творчество может стать театральная самодеятельность, в рамках которой фольклорные формы искусства станут его содержательной основой, а основы театральной педагогики К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда, А.А. Брянце-ва, Г.А. Вахтангова, М.О. Кнебель, Г.А. Товстоногова, З.Я. Корогодского и других мастеров русского театра наполнят методику вовлечения детей, подростков и молодежи в национальный фольклор.

Создание детского фольклорного театрального коллектива (самодеятельного объединения) позволит обеспечить культурную преемственность, самобытность, социокультурную идентичность детей и подростков в современном поликультурном пространстве.

Повышение интереса к культурно-историческому прошлому, необходимость поиска и апробации новых педагогических моделей социокультурного развития детей и подростков в современных условиях является определенной реакцией на распространение псевдокультурных ценностей и эталонов (отсутствие воспитательных этнографических программ на центральном телевидении, недостаток внимания к национально-региональному компоненту в образовательных программах и т.д.). В свою очередь процесс девальвации системы ценностей является важнейшим источником конфликтов в различных сферах социализации личности.

В научных публикациях в области социально-культурной деятельности освещаются различные аспекты традиционной народной культуры, рассматриваются различные методы, средства и формы народной педагогики, разработаны технологии реализации воспитательного потенциала фольклорного наследия. В связи с этим возникает необходимость содержательного анализа проблем функционирования учреждений культуры в современных условиях, конкретизации с учетом региональной специфики задач историко-культурного просвещения подрастающего поколения, характеристики общих и специфических особенностей самодеятельных фольклорных коллективов, в первую очередь детских и молодежных.

Необходимость обращения к историко-этнографическому, образовательному, воспитательному, художественному опыту населения определенного региона (с учетом факторов трансформации традиционного мировоззрения, специфики процессов урбанизации и миграции населения и др.) и его использования в культурно-досуговой деятельности также определяется потребностью социокультурной реакции на процесс глобализации, затрагивающий основы жизнедеятельности различных социальных групп.

Изучение истории, специфики и современных форм театрального самодеятельного творчества, выявление перспектив его развития в регионе, определение специфики функционирования в системе досуговой деятельности различных групп населения определяется, в свою очередь, потребностью находить такой коммуникативный образ историко-культурного материала, который мог бы заинтересовать современного зрителя и участника, был бы для него ярким, ин тригующим, динамичным, способным «развернуть» личность к общечеловеческим ценностям и стимулировать активное их восприятие.

Это, в свою очередь, ставит вопрос о необходимости поиска новых форм организации художественно-образного воздействия в популяризации традиционных культурных ценностей.

Театральное самодеятельное искусство обладает широким спектром выразительных возможностей. Имеющийся в этой области практический опыт остро нуждается в теоретическом осмыслении, прежде всего, с междисциплинарных позиций. Потребность в разработке комплексных методик, объединяющих социально-педагогические возможности фольклорного наследия с основами театральной системы воспитания актера, выражается в создании детского театрального фольклорного коллектива. В условиях работы социально-культурных учреждений детский фольклорный театр находит оптимальный уровень эмоционального воздействия на зрителя на основе историко-культурного материала. В такой ситуации участник детского и подросткового самодеятельного объединения выступает, с одной стороны, как объект воспитательного воздействия, с другой выполняет роль субъекта в системе межкультурной коммуникации.

Цель данного исследования состоит в выявлении, раскрытии и использовании педагогического потенциала фольклора в театральном самодеятельном творчестве.

Объектом исследования является детский театральный фольклорный коллектив (самодеятельное объединение).

Предметом исследования - процесс реализации воспитательного потенциала фольклора в детском театральном коллективе (самодеятельном объединении).

Гипотеза исследования исходит из предположения, что существенным фактором преодоления прерывности национально-культурных традиций и обеспечения передачи культурного наследия подрастающим поколениям может стать театральная самодеятельность, основанная на взаимодополняющем воздействии фольклорного искусства как содержательной основы самодеятельного творчества и педагогики российского театра как методики нравственно-эстетического воспитания детей, подростков и молодежи на непреходящих ценностях историко-культурного наследия россиян.

Цель обусловила постановку следующих задач исследования:

1. Определить условия социокультурного развития детей и подростков в театральном фольклорном коллективе (самодеятельном объединении).

2. Изучить воспитательный потенциал фольклорного и этнографического наследия и возможности его применения в детской и подростковой педагогике досуга.

3. Раскрыть роль детских и подростковых самодеятельных коллективов как центров сохранения, накопления и трансляции фольклорного наследия в регионе.

4. Выявить педагогические возможности самодеятельных театральных объединений как средства социокультурной интеграции личности детей и подростков.

5. Обобщить опыт реализации воспитательного потенциала фольклора в социально-педагогической практике.

6. Разработать педагогическую модель оптимизации деятельности детского фольклорного театра как центра социокультурного развития детей и подростков.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды в области культурологии, философии, истории, этнографии, социальной психологии, педагогики (М.А. Ариарский, С.Н. Артановский, М.М. Бахтин,

А.К. Байбурин, Ю.В. Бромлей, В.Е. Гусев, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Л.В. Петров, Э.В. Соколов).

Особый вклад в развитие любительского театра, в создание условий его органического перехода в профессиональное творчество внесли Б.Е. Захава, В.Э. Мейерхольд, А.Д. Попов, К.С. Станиславский и др. Создавая «режиссерский» театр, они обращали особое внимание на ансамблевость коллектива, стремились к созданию в нем истинно духовной атмосферы, совершенствуя вкусы исполнителей и публики, соединяя художественные достоинства спектаклей с их социальным звучанием. При этом они подчеркивали, что в момент игры на сцене актер воплощает художественные задачи всех участников постановки.

Специфика театра, как вида искусства, описана в трудах В.В..Ванслова, Н.М. Зоркой, М.С. Кагана, А.А. Михайловой, B.C. Шалимова, В.В. Цапеш, а также работ выдающихся режиссеров П. Брука, Ю.А. Завадского, М.А. Захарова, К.С. Станиславского, Г.А. Товстоногова, А.В. Эфроса, известных театральных художников, актеров, композиторов, драматургов.

Труды выдающихся ученых, таких как В.Г. Базанов, Н.А. Бердяев, Е.Я. Гинзбург, А.Я. Гуревич, И.И. Земцовский, А.С. Каргин, В.О. Ключевский, Ю.М. Соколов, А.В. Терещенко, Дж. Тойнби, A.M. Топоров, Н.А. Хренов, А.Д. Щвейцер, А.Л. Янов и др., определяют влияние исторически развивающейся культуры на развитие личности (Л.С. Выготский), а человек рассматривается как объектированная и превращенная форма культурогенеза (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Принцип народности, научно-обоснованный К.Д.Ушинским, как принцип национального воспитания в условиях демократизации общества обретает необычайную актуальность. Три принципиальные установки К.Д. Ушинского имеют для данной работы определяющее значение:

1) «народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»;

2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»;

3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое».

Автор опирался на исследования ученых в области народной культуры, этнографии и фольклора М.М. Бахтина, Ю.В. Бромлея, Г.Н. Волкова, В.Е. Гусева, А.И. Лазарева, B.C. Цукермана, в которых большое внимание уделяется вопросам национального возрождения, ибо никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики (Г.Н. Волков). Важными для изучения проблемы явились труды Л.М. Ивлевой, А.Ф. Некрыловой, И.М. Снегирева и др.

Определяющее значение для данного исследования имели труды по проблемам социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, С.Н. Артанов-ский, Т.Н. Бакланова, Г.М. Бирженюк, Г.П. Бутиков, Г.А. Евтеева. С.Н. Иконникова, А.Л Карамышев, А.С. Каргин, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, А.П. Марков, В.Н. Орлов, СТ. Махлина, В.В. Селиванов, Э.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, Б.А. Титов, П.С. Хейфец, Л.И. Шулунова, В.Ф. Чабанный и др.), раскрывающие сущность, природу и специфику детского творчества, обосновали принципы организации социально-культурного творчества, определили культурно-созидающий и рекреационно-развивающий потенциал досуга и педагогические условия его реализации. В процессе исследования автор обращался к работам ведущих музейных специалистов. Методология и методы исследования.

При проведении исследования мы опирались на принятую в культурологии концепцию, основанную на принципе антропоцентризма согласно которой, в центре исторических, духовных и любых других процессов всегда остается человек. Важное значение в работе имели положения, изложенные в трудах С.Н. Артановского, Г.С. Виноградова, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана, М. Мид, Л.В. Петрова, СТ. Махлиной, Э.В. Соколова.

Исследование строится на основе междисциплинарного подхода к анализу сущности детского творчества на основе концептуальных схем психологии, культурологии, социологии, истории и других гуманитарных наук. В процессе исследования автор обращался к работам ведущих специалистов по фольклору Л.М. Ивлевой, И.И. Земцовскому, А.С. Каргину, А.Ф. Некрыловой, A.M. Топорову, НА. Хренову, А.Л. Янову.

Методологическую основу исследования также составили отечественные и зарубежные работы по теории культуры, исторической культурологии, философии М.С. Кагана, В.А. Щученко и других, в которых разрабатываются принципы междисциплинарного и системного анализа социокультурных явлений.

Специфика объекта исследования, поставленные цель и задачи, а также новизна проблемы обусловили необходимость использования следующих методов: компаративного метода, позволившего осуществить сравнительно-исторический анализ фольклорного материала в определенном временном интервале (преимущественно вторая половина XIX века); экспертных оценок, включенного педагогического эксперимента, специальных театрально-педагогических методик, сравнительного анализа и программированного наблюдения, методов социологического опроса и интервью. В исследовании использовались методы театральной фольклористики и специальные театрально-педагогические методики.

В данном исследовании воспитательный потенциал фольклорного наследия рассматривается как система взаимодействия различных форм и видов творческой деятельности человека, как процесс освоения и созидания духовных ценностей, реализации способностей и талантов детей и подростков. Это позволяет рассматривать деятельность участников художественно-творческого объединения как самоценную; сверхнормативную активность личности детей и подростков как наиболее универсальный компонент их самореализации и индивидуализации.

Рассмотрение феномена креативности ребенка и подростка в этой теоретической перспективе определило проблематику данного исследования.

Эмпирическую базу исследования составляют вещественные, письменные, изобразительные (аудио и видео), лингвистические фольклорные материалы.

Необходимую группу материалов составляют музейные архивы, отечественная газетно-журнальная периодика, отчеты полевой практики, мемуарные, справочно-библиографические материалы. Следующую группу материалов представляют экспериментальные исследования автора в области театрального самодеятельного творчества на основе изучения детской и молодежной среды города Набережные Челны. Самую многочисленную группу составляют архивы видео, аудиозаписей собранных участниками творческих коллективов под руководством автора.

В экспериментальном исследовании на различных его этапах участвовали студенты отделения организации художественного творчества Высшей профсоюзной школы культуры Санкт-Петербурга (1989-1994), участники театра-студии фолк «СОБОР» г. Набережные Челны Республики Татарстан (1990-1998), студенты педагогического училища г. Набережные Челны, слушатели спецкурса «Фольклор и театр» факультета общественных профессий филиала Казанского педагогического университета в г. Набережные Челны, студенты факультета «Социальная педагогика» Московского Университета культуры и искусств (филиал в г. Набережные Челны), учащиеся спецкурса школы-гимназии № 35, учащиеся гимназии № 77, учащиеся художественной школы №2, сотрудники художественного отдела городского культурного центра «Эврика» (2000-2004), Дома фольклора, Дворца культуры «Энергетик» (2000-2005), Набережночелнинского училища искусств (2002-2004), музея истории города (1996-2000). Указанные учреждения явились организационной базой исследования.

Организация и методика исследования. Педагогическое исследование, осуществлявшееся на протяжении 10 лет, включало следующие этапы:

На первом, аналитическом этапе, была изучена теория вопроса на основании анализа выявленного массива научно-методических материалов. Это позволило определить степень научной разработанности проблемы, сформировать цель, задачи, рабочую гипотезу.

На втором этапе, диагностическом (организационно-методическом), было рассмотрено влияние социокультурной деятельности на художественно-творческое развитие детей, подростков и молодежи - участников художественного коллектива.

На третьем этапе, экспериментально-формирующем, на основании обобщения накопленного опыта и использовании методов социально-культурного проектирования были разработаны основные художественно-педагогические принципы технологии использования фольклорного материала в деятельности театрального коллектива, а также осуществлено организационно-методическое обоснование использования данной технологии в его работе.

Этнообразование и этнохудожественное воспитание в деятельности социально-культурных учреждений (институтов) является одним из основных факторов социального и художественного развития детей и подростков, что под тверждается исследованиями автора при изучении работы творческих коллективов, посвящающих свои занятия собиранию, изучению и трансляции фольклорного наследия. В этом помогают убедиться опросы, собеседования, изучение материалов этнографических экспедиций, дневников, полевых записей, результатов профессиональной экспертизы театральных репетиций, работы отдельных творческих лабораторий, практики организации и проведения фольклорных фестивалей разного уровня, связанных с апробацией различных методик и технологий вовлечения детей и подростков в художественное творчество.

Научная новизна исследования проявилось в том, что оно позволило раскрыть синергетический эффект органического соединения фольклорного искусства как содержательной основы театральной самодеятельности и педагогики русского театра как методики, обеспечивающей воспитание детей, подростков и молодежи на непреходящих ценностях историко-культурного наследия и, в первую очередь, фольклора россиян.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования теоретических положений диссертации при дальнейшей разработке педагогики самодеятельного творчества. Предлагаемые в работе организационно-функциональная модель детского фольклорного театра, методика и программа использования элементов аутентичного фольклора в самодеятельном творчестве позволяет реализовать педагогические условия художественно-творческого развития личности участников, определяет наиболее эффективные пути и средства освоения театральным коллективом фольклорного наследия во всем многообразии его компонентов.

На защиту выносятся следующие положения.

Театральная самодеятельность может стать существенным фактором историко-культурного и нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения благодаря синергетическому эффекту органического соедине ния фольклора как содержательной основы театральной самодеятельности и театральной педагогики как методики использования искусства театра в воспитании детей, подростков и молодежи на национально-культурных традициях народов России.

На защиту также выносятся:

-педагогическая адаптированная программа формирования детского и подросткового театрального самодеятельного коллектива опирающаяся на использование воспитательного потенциала фольклора и реализующая принципы формирования воспитательного и творческого потенциала самодеятельного коллектива на основе развития коммуникативных качеств участников и творческого воображения;

-методика организации творческого процесса в детском и подростковом театральном самодеятельном коллективе, включающая педагогические технологии планирования, постановки и решения творческих задач, индивидуально-творческой работы с участниками и ориентированная на реализацию потенциала детского фольклорного театра в целях социокультурного развития личности;

-организационно-функциональная модель детского фольклорного театра как системы социокультурного развития личности детей и подростков в современных условиях;

-условия реализации воспитательного потенциала фольклора как средства социокультурного развития личности в системе самодеятельного театрального детского и подросткового творчества, которые заключаются в следующем:

-в соответствии содержания педагогической деятельности по освоению, реализации и трансляции фольклорного наследия участниками театральной самодеятельности социально-психологическим особенностям восприятия и социокультурным ориентациям детей и подростков;

—в обеспечении условий самореализации личности детей и подростков — достижения соответствия предмета деятельности индивидуальным особенностям участников; завышенных социально-педагогических ожиданиях, обусловливающих условия творческого роста личности;

—в формировании ценностно-ориентированной системы распространения совокупного духовного опыта, освоение которого позволяет формировать социокультурный потенциал личности детей и подростков.

-формирование этнического самосознания личности детей и подростков в условиях культурно-досуговой деятельности выступает как действенный фактор социализации и инкультурации в информационном обществе. С одной стороны, сохранение этнокультурного потенциала обеспечивает культурную преемственность, самобытность, социокультурную идентичность, с другой, обусловливает интеграцию этнокультурных ценностей в социум. В данном контексте этнообразование и этнохудожественное воспитание в условиях театрального коллектива является одним из факторов социального и художественно-творческого развития детей и подростков.

Возможности применения аутентичного фольклора в театрально-педагогической практике работы с детьми и подростками заключаются в создании творческих условий реализации и трансляции фольклорного наследия в самодеятельном театральном коллективе; в качестве использования фольклора как синкретичной формы художественного воспитания, как системы стимулирования развития творческих способностей участников театрального коллектива.

Апробация работы. Выводы и рекомендации нашли практическое применение при обучении слушателей спецкурса «Фольклор и театр» в филиале Казанского Педагогического Университета и студентов филиала Московского Университета культуры и искусств в рамках курса «Народно-художественная культура». Сценарные разработки были воплощены в учреждениях культуры при создании фольклорных программ «Город мастеров», «Бабушкин сундук» и др. в 1991-2000 гг. Театр-студия фолк «Собор» с постановкой спектакля «Два мастера» по пьесе Ю. Елисеева стал лауреатом регионального фольклорного фестиваля (1993 г.). Фольклорные детские программы, созданные с учетом материалов данного исследования, на протяжении трех лет пополняли городскую театральную афишу («Балясы», «Каша из топора» и др.). Обобщенные материалы исследования стали предметом обсуждения на городских и региональных педагогических конференциях 2000—2004 гг. Доклад «Реализация фольклорного наследия в педагогике самодеятельного творчества» был заслушан на секции «Культура и фольклор» в рамках научной конференции славистов Института славяноведения Всероссийской Академии наук в 2003 г.

Педагогический потенциал фольклора как средства социализации и инкультурации личности

В современных условиях трансформации общества возрастает роль детского фольклорно-театрального коллектива в процессе освоения культурного наследия русского народа, духовно-нравственных ценностей. Существовавший кодекс христианства, кодекс писаных и неписаных моральных требований к личности воспитывал такие качества, как подвижничество, сознание греха, неприятие славы, осуждение накопительства, алчности, эгоизма, презрение к богатству и роскоши, обуздание страстей и соблазнов, укрощение гнева, сострадание, осуждение культа силы, отказ от материальных благ во имя духовных и т.д. Социально-педагогический потенциал фольклорного наследия при условии рационального его использования на практике позволит субъектам творческого процесса подняться на новые вершины своего культурного развития.

Анализ педагогических аспектов проблемы свидетельствует об объективной потребности в методике, позволяющей соединить профессиональное овладение всеми технологиями и аспектами театрального дела, используя элементы аутентичного фольклора, с педагогическими навыками обучения и воспитания членов самодеятельного театрального объединения. Интерес к использованию потенциала народной художественной культуры в творческом развитии личности не нов и носит объективный характер. Предоставляя подростку возможность войти в новое культурное пространство, предложив заниматься в этнографическом коллективе, необходимо анализировать его успехи или неуспехи, творческий рост, коммуникативные способности, поручать важные дела, доверять решение сложившихся проблем самостоятельно; помогать учащемуся расширять спектр своей деятельности в коллективе, постепенно достигать желаемых результатов в сфере художественного саморазвития личности эффективными путями.

В настоящее время средняя школа пытается возродить самобытность народного воспитания, приобщить детей к духовно-нравственным ценностям. Народы России всегда проявляли большую заботу о детях. Они бережно копили национальный опыт воспитания, отражающий ценностные устои, историю, жизнь, быт, представления, идеалы, духовные потребности народа. Так постепенно создавался золотой фонд русской народной культуры воспитания.

Народная педагогика, являясь обобщенным опытом народа, содержит различные составляющие: пословицы и поговорки используются преимущественно для нравственного назидания, загадки — для развития смекалки, сообразительности, интеллекта; обрядовые песни и танцы - для эстетического воспитания; сказки, сказы, былины, легенды — для развития общечеловеческих качеств, внутреннего мира человека.

В условиях начальной школы основными жанрами устного народного творчества для развития духовно-нравственного потенциала ребенка являются сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, былины.

Они погружают ребенка в доступные и близкие ему бытовые отношения, вводят в сложный мир человеческих взаимоотношений, где неизбежны отношения добра и зла, правды и кривды, любви и ненависти, учат не отступать от трудностей, бороться за справедливость. В преподавании младшим школьникам устного народного творчества необходимо на сцене изображать героев эпоса, действующих лиц сказочных историй, приучая детей к театрализации, диалогу, учить интонировать, гримироваться, двигаться на сцене, петь и танцевать. Подвижное, «живое» изучение фольклорного наследия погружает маленьких детей в волшебный мир театра, а театральное искусство становится для них в свою очередь магическим проводником в сказочный край устного народного творчества, воспитывая великодушие, милосердие, заботу, внимательность, отзывчивость - все, что можно назвать активным деланием добра, то, что выделяется в числе ведущих нравственных черт русского национального характера.

Театральное искусство способствует развитию творческого мышления как интегративной характеристики личности при решении познавательных задач.

Начиная работу в театральном коллективе, особое внимание необходимо уделить младшим возрастным группам. Осуществляя подготовку к спектаклям, необходимо проводить дополнительные специальные занятия. Например, упражнения по сценической речи, которые способствуют не только развитию памяти и навыков чтения, но и повышению любознательности и интереса к учебе, изменению отношения к урокам чтения, к литературным произведениям, проявлению взаимовыручки и взаимопонимания. Неталантливых детей не бывает, нужно только разглядеть в каждом его неповторимый талант, его индивидуальность. Особую поддержку и внимание мы должны оказывать детям, испытывающим трудности физического, лингвистического и социокультурного характера.

Практикой подтверждена гипотеза, содержащая пример успешного творческого развития и обучения ребенка, испытывающего определенные трудности, и это оказывает наибольшее воспитательное влияние на других детей, заставляя их осознавать следующее: активный, творческий человек, любящий жизнь, может добиться многого! Важно учить детей видеть значительное в истории, фольклоре, литературе, искусстве (включая местный материал).

Возможности реализации фольклорного наследия в детской и подростковой педагогике досуга

Формирование традиционной культуры связано с историей заселения и освоения земель, особенностями быта и хозяйствования населения. Татарстан в этом смысле достаточно интересен и своеобразен. На культуру региона в сегодняшнем ее представлении и на традиции в целом в разные периоды истории по-своему оказывали влияние три фактора.

Земли вдоль реки Камы и ее притоков, получившие название Прикамье, издавна были населены финно-угорскими и тюркскими племенами: коми, удмуртами, марийцами, манси, чувашами, татарами и башкирами. Русские на этих территориях стали появляться лишь с XIII века, вытесняя коренное население и осваивая новые земли. Первыми были новгородцы.

1. Регион расположен на стыке Европы и Азии, здесь проходили путь Ермака в Сибирь и торговые пути с Дальним Востоком и Китаем. С XVI в. начинается более полное освоение прикамских земель русскими, выходцами северных губерний и среднерусских земель. Основной состав переселенцев дали Се-веро-Двинский бассейн и Поволжье. Взаимодействуя, русское население соединяло традиции Севера и Юга, что выражалось во всех сферах жизни.

2. На территории республики в разное время жили представители дворянских родов и династий. С XVIII в. средний Урал благодаря имеющимся месторождениям железных и медных руд, водным и лесным ресурсам превратился в крупнейший металлургический регион России. Появился огромный пласт внутренних миграций населения. Поселения стали называться поселками, городками, слободками, острожками. Именно в это время наблюдается огромное влияние городской культуры, более полно сформировавшейся в центральных местностях России.

Сегодня Татарстан - развитая многонациональная республика, объявившая о полном равенстве русского и татарского языков и все народов республики.

Наиболее крупной коллективной работой казанских ученых-историков, этнографов, языковедов и искусствоведов 60-70 годов прошлого века явились исследования, в которых ученые говорили, что название татары «... есть не что иное, как прозвище, навязанное булгарам колониально-национальной политикой царизма и его идеологами».

Эти труды были запрещены брежневским руководством. В 1977 году Ф. Табеев (I секретарьТатарского обкома КПСС) попытался организовать торжественное празднование 800-летия Казани, как древнего булгарского города, но опять последовал запрет из Москвы и праздник не состоялся.

Как видим, и интеллигенция находилась целиком во власти партийного аппарата, который превращал деятелей искусства в прислужников номенклатурных вождей и подавлял опасное для Москвы развитие культуры и науки.

Массовое тиражирование западного образа жизни и моделей поведения приводит к стандартизации культурных запросов, отрицанию своеобразия, ослабляет идеологическое воздействие социально-педагогического потенциала фольклорного наследия России и ценности отечественной культуры, влечет за собой разрушение культурной индивидуальности на региональном уровне.

На фоне концептуальной неопределенности, резкого сокращения объемов государственного финансирования и недостаточного контроля со стороны государства стихийное развитие рынка культурных услуг привело к росту предложения достаточно сомнительных в идейно-художественном и нравственном отношении продуктов и услуг, тиражированию чуждых традиционной российской культуре образцов и ценностей и дальнейшему подрыву духовных оснований жизни общества. В структуре досуга преобладают пассивно-созерцательные типы времяпровождения на фоне существенного сокращения созидательно-творческих форм социально-культурной деятельности. На региональном уровне сегодня должна складываться стратегия развития культуры, учитывающая всю совокупность факторов, определяющих специфику территории, ее историко-культурный потенциал, характер и содержание социальных, социально-демографических, социально-культурных и иных проблем. В работах Г.М. Бирженюка6 говорится о создании «зон» духовного и интеллектуального роста, способных сберечь и расширить слой национальной и региональной духовной элиты, обеспечить преемственность духовно-нравственных традиций культуры региона; о расширении социальной базы культурной жизни, стимулирование и поддержка социально-культурных инициатив (объединений, клубов, организаций, ассоциаций, движений) и создание условий для общественной востребованности самодеятельной активности населения территории; о развитии инфраструктуры культуры как системы условий создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества, оптимизации досуга населения как пространства творческой самореализации и среды.

Театральное искусство как средство социальной интеграции личности детей и подростков

В. Шекспир в «Гамлете Принце датском» дает наставления актерам: «Не будьте также и слишком вялы, но пусть ваше собственное разумение будет вашим наставником; сообразуйте действие с речью, речь с действием; причем особенно наблюдайте, чтобы не переступать простоты природы; ибо все, что так преувеличено, противно назначению лицедейства, чья цель как прежде так и теперь была и есть - держать как бы зеркало перед природой: являть добродетели ее же черты, спеси - ее же облик, а всякому веку и сословию - его подобие и отпечаток. Если это переступить или же этого не достигнуть, то хотя невежду это и рассмешит, однако же ценитель будет огорчен; а его суждение, как вы и сами согласитесь, должно перевешивать целый театр прочих»25. Сообразуясь с советами великого драматурга и актера, руководитель детского театрального коллектива выстраивает педагогический процесс таким образом, чтобы участники и педагоги сформировали для себя и для зрителя новое культурно-образовательное пространство.

В таком случае театральное искусство выступает средством социальной интеграции личности детей и подростков в культурно-образовательном пространстве, дающее возможность молодому человеку участвовать в процессе социализации и инкультурации, самореализовываться и совершенствоваться. Культурно-образовательное пространство рассматривается как совокупность институциональных (систем образования, досуга), социальных и духовных факторов и условий, непосредственно окружающих ребенка в процессе его обучения.

По сути, оно представляет собой своеобразный социо-культурный институт, обеспечивающий индивиду выход за рамки семьи и школы, социальную мобильность и успешную социальную интеграцию. Культурно-образовательное пространство - это совокупность условий и возможностей личностного развития, определяемых: во-первых, деятельностью образовательных и культурно-досуговых учреждений; во-вторых, качеством социально-культурной среды жизнедеятельности человека (формируемой, в свою очередь, семьей, учреждениями культурно-досуговой сферы); это социокультурная среда (художественная, историческая, социально-психологическая, духовно-нравственная) и система учреждений, в совокупности обеспечивающие целостное развитие личности путем организации различных видов деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательной (творческой).

Структура культурно-образовательного пространства представляет собой сложную систему, элементами которой выступают профессиональное сообщество педагогов, семья, социальные общности (неформальные, территориальные, профессиональные).

В целях оптимизации культурно-образовательного пространства важнейшим объектом педагогического регулирования необходимо рассматривать среду жизнедеятельности человека.

Актуальность оптимизации культурно-образовательной среды обусловлена тем, что она (наряду с семейно-бытовой и общеидеологической атмосферой общества) является для ребенка основополагающей, определяя его ценности, нормы, идеалы, успешность в дальнейшем профессиональном и личностном становлении. Предметом культурно-образовательного процесса в таком случае выступают: а) ценностно-нормативный пласт личности и соответствующие духовные качества (образование, воспитание); б) процессуально-технологическая составляющая - умения и навыки в единстве с личностными способностями и задатками человека (обучение).

Воспитание в этой системе рассматривается как процесс управления развитием личности через включение человека в социум (в социально-культурные институты, социально-психологическую среду), в культуру (в различные виды культурной деятельности, способствующие инкультурации и самореализации личности), в самого себя. Результатом такого включения являются способности личности, ее ценности, идеалы, убеждения, навыки и умения действовать в различных сферах бытия.

Наиболее оптимальной формой реализации креативно-образовательного потенциала культуры, воплощения идеи целостного развивающего образовательно воспитательного пространства является культурно-образовательный комплекс, представляющий собой специально организованное социально-культурное и психолого-педагогическое пространство с разнообразием видов и форм деятельности, широкими внешними и внутренними связями, функциональной взаимодополняемостью всех структурных элементов. Системообразующими принципами деятельности комплекса являются интеграция, преемственность, вариативность, дифференциация, индивидуализация. Таким культурно-образовательным комплексом, в котором театральное искусство выступает как средство социальной интеграции личности участников становится театральный фольклорный коллектив.

Освоение фольклора в процессе самодеятельного театрального творчества

Сегодня как никогда, фольклор требует специфического структурно-функционального анализа, применяемого некоторыми антропологами и социологами к древним культурам. Специфика этого подхода заключается в социальной оправданности каждого обычая или обряда фольклорного плана, в значимости той роли, которую они играют в социальной организации.

Освоение фольклорного наследия предполагает собирательство, изучение, систематизацию, отбор, хранение документальных материалов. Первоначально записи велись в основном вручную и эта традиция, связанная не только с недостатком финансового обеспечения, сохранялась довольно длительное время.

Ручная запись была обусловлена еще и другим: многие информаторы не разрешали записывать на магнитофон ни свои рассказы, ни песни, ими исполняемые. Они опасливо относились ко всякого рода техническим аппаратам. В последнее время доступны видеозаписи. Но, тем не менее, до сих пор не каждый исполнитель разрешает записывать себя. Теперь многие просто отказываются разговаривать с теми, кто интересуется их прошлой жизнью, стариной. Иногда из опасения, что, то, что от них запишут, может быть каким-нибудь образом использовано против них. Несомненно, сказываются годы репрессий, когда сказанное «лишнее» слово могло сыграть роковую для судьбы человека роль. Сказывается и то, что старые люди не всегда верят в подлинность интереса к их прошлой жизни. Необходимо руководителю фольклорного.коллектива, занимающегося собиранием фольклорного наследия, пройти учебную фольклорную практику, предварительно прослушав курс теории и истории русского фольклора, получив консультации по методике организации беседы с информаторами, по методике организации правильной записи материалов.

Руководителю театрального фольклорного самодеятельного коллектива необходимо обладать специальными знаниями и умениями в области археологии или тесно сотрудничать со специалистами (историками, археологами). В окрестностях города Набережные Челны в настоящее время ведутся раскопки древних стоянок и поселений, изучается древняя культура Булгар. Под руководством ученых, преподавателей и студентов Казанского Университета участники экспедиции находили и идентифицировали предметы быта, части украшений и останки человека. Открытое в 1958 году Второе Тойгузинское городище раскапывается с мая 1995 года (поселение I века, памятник пьяноборской культуры, существовавшей на земле современного Татарстана еще в 3-2 вв. д. н. э.) близ нынешних рек Камы и Ик. Находки поражали детское воображение: наконечник из кости (хотя встречались и железные), стрела, на которой было вырезано изображение бегущего животного, силихронная бусинка голубого цвета, с нанесенным поверх ярко-желтым глазом, височные подвески, бляшки, крючки, шило и даже нож.

Под руководством ученых, обрабатывая найденный материал, участники экспедиции строят предположения: что же произошло с населением Камского района? Новая озеленская культура — новая история, однако, в III веке жителей Тайгузино ждало столкновение с гуннами.

Археологическая работа в регионе становится для участников фольклорного театрального коллектива основополагающим фактором осмысления истории, нахождения документальных подтверждений ее летописи, побуждает к написанию собственных выводов и исторических заключений на основе изученных и найденных материалов в их сравнительном аспекте и научном анализе с помощью руководителей научной экспедиции. Фрагменты таких сочинений могут стать набросками будущих сценариев для постановок живых страниц истории края в самодеятельном театре.

Собирательство устного народного творчества требует множественных экспедиций, творческих поездок, терпеливого отбора ярких образцов речи, анализа, здесь нужен особый подход к глубинным слоям материала, который позволил бы выявить связи между различными элементами языковой культуры. В регионе соседствуют по берегам рек целые «бусы» сел и деревень различных национальностей. В двух-трех километрах друг от друга расположены татарские, русские и чувашские деревни. Несмотря на большое количество межнациональных браков, сохранена и процветает этническая культура, наполненная особым самобытным колоритом общения, собственным укладом жизни, отраженным в обрядовой жизни жителей.

В процессе собирания материалов необходимо обращать внимание на особенности речевых процессов у носителей фольклора, - это и пожилой возраст, и состояние здоровья, а также различные способы звукоизвлечения у представителей той или иной национальности (например, у татар большое количество звуков произносится через нос). Способы звукоизвлечения (механизмы смыкания голосовых связок при фонации — открытая, прикрытая и смешанная манеры пения) и голосоведения (способы подсвязочного давления и дыхания в соответствии с динамикой звукового процесса, объемом надсвязочного пространства и механизмами звукорезонирования) являются основными механизмами технологии певческого процесса на которые необходимо обращать внимание при освоении фольклорного наследия.

Звукоизвлечение открытого типа применятся (применялось) в пении: исконном, культовом дохристианском от ранних эпох до современности, древнерусском церковном (до XVII века), христианском общинном (без клиросной певческой практики), древнерусском светском (искусство скоморохов), сторо-обрядческом (культовое и светское пение), академическом народно-хоровом, фольклорном (современный многоуровневый фольклоризм).

Прикрытый тип применяется: в культовом «партесном» пении; светском академическом сольном и хоровом пении (с XVIII века), включая исполнительство современных академических хоровых коллективов; пении аутентичных групп, у которых церковно-певческое влияние прикрытой манеры пения вытеснило открытую в исполнении фольклорного репертуара; в аутентичном исполнительстве отдельных певческих жанров - имитация инструментальных наигрышей, вокальные ауканья, сольные плачи.

Звукоизвлечение смешанного типа применяется: в храмовом исполни-тельстве-сочетание прикрытого клиросного хорового и открытого общинного хорового пения; в народно-хоровом, фольклорно-ансамблевом исполнительстве (аутентичный и фольклоризованные уровни) — сочетание открытого пения и подголосочнои культуры прикрытого типа звукоизвлечения; в исполнительстве произведений особого диапазона.

В открытой технике звучания выявлено три типа голосоведения (женское пение, технология которого наиболее близка природе детских голосов, как мальчиков, так и девочек):

Голосоведению типа «А» - пение в замкнутом акустическом пространстве (в помещении) - соответствует: средний и низкий регистры открытого диапазона голоса, средняя плотность подсвязочного давления, смешанный тип звукоре-зонирования в среднем регистре голоса; преобладание грудного звукорезониро-вания - на звуках низкого регистра, динамика — mezzo piano (р). Данный тип голосоведения применяется в пении колыбельных, лирических песен, внехрамо-вых праздничных величаний, обиходном пении крестьян 1910-1925 гг. рождения без практики клиросного «партесного» пения.

Тип «Б» - пение во время движения в замкнутом акустическом пространстве - соответствует: средний регистр открытого диапазона голоса, учащенное дыхание, плотное подсвязочное давление; смешанный тип звукорезонирования; динамика - mezzo forte (mj). Данный тип. голосоведения применяется в пении подвижных жанров фольклора: песни под пляску, музыкальные игры и хороводы.

Похожие диссертации на Реализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества