Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Жиров Михаил Семенович

Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры
<
Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Жиров Михаил Семенович. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.05 : Москва, 2001 486 c. РГБ ОД, 71:02-13/157-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Региональные традиции народной художественной культуры в современной социокультурной среде 34

1.1 . Региональные программы сохранения и развития народной художественной культуры 34

1.2. Теоретические основы и практика развития этнохудожественного образования в регионах России 56

1.3.Научное обеспечение региональных моделей сохранения и развития традиций народной культуры і... 81

1 4. Методическое обеспечение развития региональных моделей народной художественной культуры 92

1.5.Народная художественная культура в деятельности учреждений культуры региона 108

1 6.. Материально-техническое и кадровое обеспечение развития народной художественной культуры на региональном уровне 120

Глава 2. Комплексное исследование локальных традиций народной художественной культуры как основа разработки региональной модели ее сохранения и развития (на материале Белгородской области) 134

2.1. К проблеме региональных особенностей традиционной художественной культуры Белгородчины 134

2.2.Виды народного искусства и формы его бытования в регионе 167

- Песенная традиция края 168

- Инструментальная музыка фольклорной традиции . 179

- Народная хореография края 191

- Устное народное творчество 202

- Народное декоративно-прикладное искусство 220

2.3.Обрядовая культура Белгородчины 226

- Праздники и обряды годового земледельческого круга 229

- Семейно-бытовые праздники и обряды края 284

2.4.Народная одежда Белгородчины 357

Глава 3. Основные компоненты региональной модели сохранения и развития традиционной народной художественной культуры 399

3.1. Административно-управленческие механизмы функционирования региональной модели народной художественной культуры 399

3.2. Роль и место учреждений культуры в целостной системе сохранения и развития народной художественной культуры 407

3.3. Взаимосвязь различных компонентов региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры 420

3.4. Преемственная модель этнохудожественного образования как компонент региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры в регионе 433

3.5.Эффективность функционирования региональной модели сохранения и развития традиций народной художественной культуры 460

Заключение 473

Библиографический список 480

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что в процессе реформирования российского общества едва ли не самым ощутимым достижением стало осознание значимости фундаментальных ценностей отечественной культуры, в том числе - традиционной народной художественной культуры.

Издревле народная художественная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности, несла в себе селективные и нормативно-эвристические функции.

Необходимость обращения к глубинным пластам народной художественной культуры в современных условиях, восстановления сложившихся веками ее социально-культурных функций детерминирована рядом тенденций:

созданием российской государственности на основе

национально-культурного многообразия, признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания условий для их изучения и сохранения в современном социуме;

тенденцией к восстановлению традиционной отечественной ценностно-нормативной системы общественной жизни;

ростом национального самосознания народов России и связанного с этим интереса к культурно-историческим и национально-культурным традициям различных этносов.

Проблемы сохранения и развития народной художественной культуры
в современных условиях становятся все более актуальными в

международном масштабе. ЮНЕСКО, авторитетная международная организации при ООН по вопросам образования, науки и культуры, выступила в поддержку традиционной народной культуры, направив в свои

региональные отделения документ названный «Рекомендация по сохранению фольклора».

В нашей стране, как и в других странах мира, в последние годы все более активно разрабатываются и внедряются новые подходы к сохранению и развитию традиционной художественной культуры. Один из них принятие Федеральной программы «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства», в которой народная художественная культура представлена как целостная система общечеловеческих ценностей, формирующих идентичность нации, единство Российского государства. Другим эффективным механизмом возрождения народной художественной культуры является создание целевых региональных межведомственных программ. Первые такие программы были созданы в конце 80- начале 90-х годов в Белгородской, Тверской, Нижегородской и других областях. В этих документах предусмотрен комплекс организационно-педагогических, научно-методических и административных мер по созданию коллекций народного искусства, поддержке самобытных видов народного творчества, их изучению, систематизации, хранению, а также по подготовке специалистов в области народной художественной культуры и широкому использованию учреждений образования и социально-культурной сферы в целях трансляции в современный социум лучших региональных и общероссийских традиций народной художественной культуры.

В Белгородском регионе, на материале которого в основном
выполнено данное исследование, при непосредственном участии автора
сложилась многоуровневая преемственная система сохранения и развития
традиций народной художественной культуры. В ее структуре широко
представлены как социально-культурные учреждения (например, культурно-
досуговый центр), так и учреждения образования (в том числе
образовательные школы, детский музыкально-эстетический центр, колледж
культуры и искусств, институт культуры). Деятельность этих

социальных институтов строится на основе единой комплексной программы и координационного плана.

Основное место в региональных системах сохранения и развития народной художественной культуры занимают в настоящее время вузы культуры и искусства, где осуществляется подготовка кадров по специальности «Народное художественное творчество», а также ведутся профильные научные исследования. Такая подготовка ведется в соответствии с «Национальной доктриной развития образования в Российской Федерации», в которой подчеркивается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.

Тем не менее в педагогической теории и практике сохраняется ряд
проблем, препятствующих полноценной реализации духовно-нравственного
потенциала традиций народной художественной культуры. Среди них -
недостаточная разработанность региональных аспектов народного
художественного творчества; отсутствие во многих регионах преемственных
учебных планов, программ, учебных и учебно-методических пособий для
этнохудожественного образования; недостаточная подготовка

педагогических кадров в области теории, истории и методики преподавания народной художественной культуры; слабая координация педагогической деятельности социально-культурных и образовательных учреждений и Другие.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости отработки целого ряда вопросов теоретико-методического и практического характера. Среди фундаментальных научных проблем современной педагогической науки следует выделить:

- анализ педагогического потенциала народной художественной культуры и условий его реализации в социально-культурной и образовательной сферах;

- выявление места народной художественной культуры в
региональных социально-культурных системах, соотношения регионального
и общероссийского уровней возрождения народной художественной
культуры в современной образовательной и культурной политике;

- разработка педагогических аспектов интеграции деятельности всех
различных социальных институтов, участвующих в сохранении и развитии
традиционной художественной культуры народов России.

При решении этих проблем необходимо изучение и обобщение опыта различных регионов России, а также результатов научных исследований.

Степень научной разработанности проблемы. Специального исследования, направленного на разработку региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры, до настоящего времени не проводилось.

Вместе с тем отдельные аспекты данной проблемы нашли отражение в ряде докторских диссертаций. Так, теоретико-методологические основы руководства развитием любительского художественного творчества с учетом локальных социально-культурных традиций разработаны в диссертации Т.И.Баклановой. В исследовании А.С.Каргина особое внимание уделяется проблемам исторической обусловленности развития народного творчества в конкретной социально-культурной ситуации.

Этнохудожественное образование как один из важнейших каналов трансляции в современный социум традиций народной художественной культуры явилось предметом целого ряда педагогических диссертаций, защищенных в последнее десятилетие в Московском государственном университете культуры и искусств в рамках комплексного межвузовского исследования «Преемственная система этнохудожественного образования», возглавляемого кафедрой теории и истории народной художественной культуры данного вуза. Так, в докторской диссертации М.И.Долженковой

рассмотрены механизмы разработки и внедрения региональных моделей этнохудожественного образования в России.

В докторской диссертации М.Е.Ержанова «Развитие этнокультурного
образования в Казахстане: теоретические основы и практика»
просматривается новый подход автора к решению проблемы непрерывного
этнокультурного образования в стране с учетом специфики культурно-
исторических и национально-культурных традиций казахского народа.
Исследование А.А.Жолтаевой «Традиционный казахский танец в системе
этнохудожественного образования» интересно с точки зрения

концептуального подхода к подготовке преподавателей казахского народного танца.

В кандидатской диссертации А.В.Нестеренко представлена преемственная модель этнохудожественного образования «Дошкольные учреждения - начальная школа», разработанная применительно к Московскому региону, а кандидатская диссертация Т.Н.Рулиной, посвященная приобщению старшеклассников к традициям народной культуры, выполнена на материалах Саратовской области. Проблеме развития этнохудожественого образования на основе местных традиций Белгородского региона было посвящено кандидатское исследование диссертанта.

Эти и другие исследования, выполненные под научным руководством Т.И.Баклановой, опираются на выдвинутую ею идею создания в России целостной многоуровневой открытой преемственной и вариативной образовательной этнохудожественной системы.

Педагогические исследования Т.И.Баклановой, Н.М.Сокольниковой и Л.А.Рапацкой в области воспитания и развития личности на основе традиций русской художественной культуры стали основой разработанных ими программ и учебников для дошкольных учреждений, средней школы и вузов.

Весомый вклад в развитие этнохудожественного образования в России на основе традиций народного декоративно-прикладного творчества внесли труды Т.Я.Шпикаловой, а также ее последователей.

Богатый педагогический потенциал традиций народной художественной культуры составил основу исследований Г.Н.Волкова, В.А.Николаева, В.А.Сластенина. Под руководством Г.Н.Волкова создана программа комплексного освоения чувашской народной педагогики в рамках довузовского педагогического образования в этнопедагогических классах. Результаты ее апробирования представлены в исследовании М.Г.Харитонова. Интегрированная программа подготовки учителя национальной русской школы разработана под руководством И.Ф.Гончарова в Санкт-Петербурге. Труды этого известного ученого вносят весомый вклад в разработку проблем развития русской национальной школы, в которой особое место призваны занять этнохудожественные дисциплины и организованная на их основе система художественно-творческой деятельности учащихся. Некоторыми авторами предпринимались попытки выйти на уровень теоретических обобщений опыта народной педагогики (Е.П.Белозерцев, Г.В.Лунина, Е.Л.Христова) и разработать научно-методические основы его использования в современной ситуации.

Обобщая опыт обучения западных учителей, Н.Н.Ильин сделал вывод, что освоение народных начал воспитания во многом обуславливает становление профессионализма учителей, способствует формированию у них любви к родине, своему народу, его культуре.

В отдельных трудах отмечается необходимость комплексного изучения традиционной педагогической культуры народа, излагаются варианты ее использования в современном педагогическом процессе (А.Г.Гмырин). Наиболее распространенной формой знакомства студентов с народной педагогикой является включение ее элементов в основные педагогические курсы. (Убайдулаев Г.У. 1983; Шоров И.А. 1985; Тажикова Б.Ш. 1987). В

ряде исследований разработаны отдельные оригинальные формы и приемы этнопедагогической подготовки учителя (М.М.Тхуго).

Исследование В.К.Шаповалова посвящено разработке теоретической модели национальной школы в Российском многонациональном государстве. Автор определяет ведущие тенденции реализации этнокультурной направленности содержания общего образования.

Исследования в области социально-культурной деятельности А.Д.Жаркова, Т.Г.Киселевой, Ю.А.Стрельцова, В.М.Чижикова и других ученых затрагивают различные аспекты повышения роли народного художественного творчества в деятельности культурно-досуговых учреждений, а также в социальной адаптации и реабилитации личности, в работе с инвалидами, в преодолении таких острых социальных проблем, как наркомания, подростковая преступность и т.д.

Возрастающее значение приобретает традиционная народная художественная культура в процессах социально-психологической реабилитации детей и подростков. Данной проблеме посвящена работа С.А.Ермоловой.

Несомненный интерес представляют исследования, посвященные проблеме взаимодействия и взаимосвязи социальных институтов воспитания и развития подрастающего поколения на основе русского фольклора (А.М.Баркова).

Существенный вклад в решение проблемы национально-культурного возрождения малочисленных народов России на основе этнокультурного образования и воспитания внесли работы этнографов, культурологов, этнопедагогов (А.В.Головнева, А.Н.Дубковой, В.В.Кобко и др.).

Несомненную ценность представляют исследования, посвященные выявлению отдельных компонентов народной художественной культуры ряда регионов России, их использованию в современной художественно-творческой деятельности в социально-культурных учреждениях. Среди них -

диссертации Д.И.Варламова, А.Ю.Любомудровой, А.И.Палилея, Г.А.Романовой, Л.В.Фибих.

Анализ научных источников показал, что до настоящего времени в них не были системно раскрыты основные виды народного художественного творчества Белгородчины, а также формы их бытования и сохранения в современной социально-культурной среде. В этнографических исследованиях Белгородский регион также оказался отраженным гораздо в меньшей степени, чем, например, регионы Сибири, Среднего и Южного Урала, Приамурья и др. Опыт Белгородского региона частично получил освещение лишь в кандидатской диссертации автора, посвященной проблеме развития региональных основ этнохудожественного образования.

Проведенный анализ научных источников дает основание утверждать,
что при наличии достаточно разработанной теоретической базы истории и
теории народной художественной культуры целый ряд вопросов в
методологии, теории и практике ее сохранения и развития на региональном
уровне еще не получил должной разработки. Наименее исследованными
оказались организационно-педагогические проблемы взаимосвязи и
взаимодействия различных социальных институтов в региональной системе
сохранения и развития традиционной художественной культуры. В
частности, недостаточно четко определены общие и специфические
функции различных компонентов данной системы, факторы ее
социокультурной динамики, связи между различными уровнями микро- и
макросреды. Решение этих проблем требует ряда комплексных

межпредметных исследований. Поэтому автор данной диссертации

ограничился исследованием лишь одной из этих фундаментальных проблем - становление теоретико-методологических основ и практики реализации педагогического потенциала народной художественной культуры в социально-культурной системе региона.

Цель исследования - разработка, теоретическое и экспериментальное обоснование региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных социально-культурных условиях.

В соответствии с данной целью в исследовании выдвинуты следующие задачи:

1. Осуществить анализ теории и практики сохранения и развития
народной художественной культуры в различных регионах России.

2. Раскрыть теоретико-методологические аспекты системного подхода
к сохранению и развитию традиций народной художественной культуры на
уровне региона.

3. Разработать организационно-педагогические условия интеграции
деятельности социально-культурных и образовательных учреждений по
сохранению и развитию традиций народной художественной культуры в
регионе.

4. Раскрыть структуру, сущность и содержание основных компонентов
региональной системы сохранения и развития традиций народной
художественной культуры.

5. Организовать апробацию данной системы и разработать научно-
методические рекомендации по ее дальнейшему внедрению.

Предмет исследования - процесс разработки и внедрения региональной системы сохранения и развития традиционной народной художественной культуры.

Объект исследования - педагогический потенциал народной художественной культуры как феномен социально-культурной деятельности.

В качестве ведущей гипотезы выдвинуто предположение о том, что сохранение и развитие традиционной народной художественной культуры на региональном уровне может быть решено на основе системного подхода, предполагающего взаимосвязь и взаимодействие различных социально-

культурных и образовательных учреждений, развивающих наиболее характерные для данного региона виды народного художественного творчества, формы их бытования, а также использующих как традиционные, так и современные способы распространения традиций в современной социально-культурной среде.

Создание и эффективное функционирование региональных систем может быть достигнуто при условиях:

- всестороннего анализа современного состояния теории и практики сохранения и развития народной художественной культуры в регионах России;

организации системных, комплексных исследований локальных традиций как основы региональных программ ее сохранения и развития;

взаимодействия всех компонентов региональной системы
возрождения традиционной народной художественной культуры в аспекте
административно-управленческих, законодательных, научных,

организационно-методических, кадровых проблем ее обеспечения.

Источниковую базу диссертации составили труды отечественных и
зарубежных философов, культурологов, этнологов, социологов, педагогов,
психологов, исторические документы, работы ученых прошлого и
настоящего, материалы музыкально-этнографических экспедиций автора за
период 1969-2001 гг. Теоретической основой анализа и осмысления

заявленных в диссертационном исследовании проблем стали публикации
ученых в области теории и истории народной художественной культуры,
этнокультурологии, этнопедагогики, этнохудожественного воспитания и
образования, организации самодеятельного народного творчества,

социально-культурной сферы. Кроме того, использовались законодательные, директивные, нормативные и программно-методические документы, мемуарная, энциклопедическая и справочная литература; диссертации и монографии по рассматриваемой и смежным с ней проблемам; материалы

конгрессов Международной академии информатизации, международных, всероссийских и зональных научно-практических конференций, публикации в научной и периодической печати. Большое внимание уделялось философским, этнологическим, педагогическим и социологическим исследованиям, имеющим отношение к теме диссертации.

В состав информационных источников, обеспечивающих выявление зарубежных и отечественных документальных потоков по теме исследования, вошли библиографические, реферативные, обзорно-аналитические издания и сборники трудов Государственного республиканского центра русского фольклора, Российской академии наук, НИИ культурологии Российской Федерации, института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, Министерства культуры Российской Федерации, Московского государственного университета культуры и искусств, ИНИОН РАН НИО «Информкультура» Российской государственной библиотеки, НИИВО Министерства образования Российской Федерации.

В диссертации использовались документы Российского

государственного исторического архива (РГИА), Центрального государственного архива Российской Федерации (ЦГА РФ), архива Министерства культуры Российской Федерации (АМК РФ), Государственного архива Белгородской области (ГАБО).

Теоретической и методологической основой исследования явились
философские идеи Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Н.О.Лосского,

В.С.Соловьева, П.А.Флоренского и других российских ученых о смысле художественного творчества, значимости культурно-исторического наследия для судьбы России, о национальном характере и национальных образах мира, а также концепция М.М. Бахтина о диалогичности и их взаимном «отзеркаливании» как одной из основ культурного самосознания народа.

Основополагающее значение для нашего исследования имели труды выдающихся русских педагогов - П.П.Блонского, В.И.Водовозова, К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, Л.Н.Толстого, С.Т.Шацкого и других.

Исследование опиралось также на труды таких известных специалистов по отечественной культуре и национальным культурным традициям, как П.Г.Богатырев, М.М. Бахтин, В.М.Василенко, Г.Д.Гачев, В.Е.Гусев, М.Забылин, Н.С.Кохановская, В.О. Ключевский, Е.Э.Линева, Н.М.Лопатин, А.Ф.Лосев, В.П.Прокунин, Б.А.Рыбаков, А.И.Соболевский, И.М.Снегирев, И.П.Сахаров.

Для наиболее полного понимания и обоснования концепции региональной системы сохранения и развития народной художественной культуры мы обратились к отечественным трудам, в которых рассматриваются исторические, социально-экономические, культурные аспекты развития этносов (Ю.В.Бромлей, Л.НХумилев, Ж.Т.Тощенко, С.А.Токарев, Т.И.Чаптыкова и др.), а также к работам зарубежных авторов по проблемам развития и взаимодействия цивилизаций, культур, этносов, наций (А.Геллнер, Э.Кассирер, Т.Парсонс, Б.Дж.Сингер, А.Тойнби, О.Шпенглер и

ДР-).

Теоретическими предпосылками обоснования региональной системы

сохранения и развития традиционной народной художественной культуры

явились фундаментальные исследования феномена культуры и процесса

деятельного социокультурного развития человека (труды А.И.Арнольдова,

В.С.Библера, Л.П.Буевой, Ю.Г.Волкова, Л.Н.Когана, Д.С.Лихачева, П.А.

Сорокина).

Методы и базы исследования. Для решения поставленных в

исследовании задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов,

дополняющих и взаимопроверяющих друг друга: методы теоретического

анализа (исторический, логический, сравнительно-сопоставительный,

ретроспективный, сравнительно- исторический, моделирование);

эмпирические методы: различные виды педагогического наблюдения, опросы, контент-анализ, анкетирование, беседа, изучение и обобщение опыта, результаты творческой деятельности обучающихся в преемственной многоуровневой модели этнохудожественного образования учреждений культуры и искусства, социальных институтов, обобщение независимых характеристик, сравнительный историко-логический анализ зарубежного опыта деятельности аналогичных структур, экспериментальные методы. При обработке экспериментальных данных использовались методы математической статистики.

Эмпирическая база исследования включала анализ состояния и перспективы развития региональных традиций народной художественной культуры Белгородской, Курской, Тверской областей. Было изучено более 600 научных источников, проанализированы целевые региональные программы «Сохранение, возрождение и стимулирование народного художественного творчества», отчеты о разработке целевой региональной программы, приложения к ним, более 500 различных видов учебных занятий, культурно-досуговых мероприятий, творческих показов, отчетов, смотров-конкурсов, фестивалей, телерадиопрограмм, этнографических выставок.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили

Белгородский государственный институт культуры, его структурные подразделения (детский музыкально-эстетический центр и колледж культуры и искусств); внешкольные, досуговые и образовательные учреждения: детские сады, средние школы №№4, 10, 40, 42, 46, гимназия для одаренных девочек (г.Шебекино), институт повышения квалификации и переподготовки кадров Белгородского государственного университета, центры детского творчества; социальные институты: службы социального обеспечения и защиты, управления культуры и образования; комитеты по делам молодежи, гостелерадио «Белгород»; областные музеи: краеведческий, художественный, народной культуры.

Экспериментальная работа осуществлялась в рамках многоуровневой преемственной модели этнокультурного образования по типу: «дошкольные - образовательные - специализированные детские учреждения - колледж культуры и искусств - вуз».

В эксперименте было задействовано более 3000 студентов, учащихся, детей, представителей творческой интеллигенции, работников сферы образования, культуры и искусства, народных мастеров и других носителей фольклорных традиций, участников творческих коллективов и объединений народной культуры, руководителей социально-досуговой сферы, административно- управленческого аппарата.

Такая исследовательская база позволила обеспечить

репрезентативность статистически достоверной выборки и расширить
границы использования теоретических выводов, практических

рекомендаций, содержащихся в диссертации.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Поскольку данная докторская диссертация развивает тему кандидатской диссертации автора, то начало работы над ней можно было бы отнести к 1991 году. Однако непосредственно работа над докторской диссертацией началась в 1996г.

Первый этап исследования (1996-1997гг.) - подготовительный. Он включал изучение философской, культурологической, педагогической, этнографической литературы, законодательных, директивных, нормативных, программно-методических документов по проблеме исследования, обработку и систематизацию теоретических источников. Разрабатывалась концепция исследования, формулировался научный аппарат, выстраивался инструментарий исследования.

Анализировалось состояние традиций народной художественной культуры в современной социокультурной среде. Разрабатывались концептуальные подходы к созданию теоретической модели региональной

системы сохранения и развития народной художественной культуры, критерии и показатели ее эффективности, механизмы взаимодействия и функционирования ее основных компонентов, методики диагностирования. Проводилась содержательная и организационная работа по подготовке непосредственных исполнителей и лиц, привлекаемых к опытно-экспериментальной работе.

На втором этапе исследования (1998 - 2000гг.) была проведена опытно- экспериментальная работа. В этот период было осуществлено комплексное исследование локальных традиций народной художественной культуры края, разработана и экспериментально апробирована теоретическая модель региональной системы сохранения и развития народной культуры.

Одновременно обосновывались, формулировались административно-управленческие механизмы ее функционирования, а также научно-методические, материально-технические и кадровые основы обеспечения данной модели.

Третий этап (2000 - 2001гг.) - обобщающий. На этом этапе обрабатывались, обобщались и внедрялись в практику результаты исследования; уточнялись теоретические выводы и практические рекомендации; апробировались полученные научные данные в монографии, учебных пособиях, лекциях, учебных программах, докладах на конференциях, научных публикациях, других формах учебно-методической, научной работы. Завершающий этап включал также оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем решена крупномасштабная проблема разработки и внедрения региональной системы сохранения и развития традиционной народной художественной культуры. В том числе:

Определены теоретико-методологические основы создания региональной системы сохранения и развития народной художественной культуры.

Дана системная характеристика традиционной народной художественной культуры Белгородчины в этнической, историко-стадиальной многослойности ее пластов, жанров, видов и форм бытования: песенно-инструментального, хореографического, обрядового фольклора, народной одежды, художественных промыслов и ремесел, устного поэтического творчества.

Раскрыты теоретико-методологические основы системного анализа традиционной художественной культуры региона, показана их основополагающая роль в разработке региональных проектов и программ сохранения и развития народной художественной культуры.

Разработаны организационно-педагогические условия сохранения и развития региональных традиций народной художественной культуры в современных условиях: интеграция образовательных и социально-культурных учреждений; создание преемственной системы этнохудожественного образования с учетом региональных традиций; целевая подготовка педагогических кадров художественно-образовательной деятельности; создание организационно-управленческих механизмов регуляции и стимулирования процессов сохранения и развития традиций народной художественной культуры в регионе.

На материале Белгородского и других регионов России выявлены новые
тенденции в сохранении и развитии народной художественной культуры,
ее роль и место в содержании деятельности социально-культурных и
образовательных учреждений: разработка новых учебных планов и
образовательных программ, раскрывающих региональные традиции
народной художественной культуры; развитие преемственности в
подготовке специалистов средней и высшей квалификаций в системе
«колледж-вуз»; более широкое использование традиций народной

художественной культуры в содержании культурно-досуговых и информационных программ и другие.

Определены основные компоненты региональной системы сохранения и
развития традиционной народной культуры: администрация региона,
центр народного творчества, социально-культурные и образовательные
учреждения, средства массовой информации, театры, библиотеки, музеи и
другие учреждения культуры, а также сфера социальной помощи и
защиты населения (детские дома, дома престарелых и другие).

Научно обоснована и экспериментально апробирована многоуровневая
преемственная структура образовательного комплекса «дошкольные -
образовательные - специализированные детские учреждения - колледж
культуры и искусств - вуз» как компонент региональной системы
сохранения и развития традиций народной художественной культуры, а
также педагогическая технология ее реализации в условиях российского
региона.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты нашли отражение в пяти программах новых учебных курсов для колледжей и вузов культуры, в трех учебных пособиях и других материалах, внедренных в региональную систему этнохудожественного образования в Белгородской области.

Разработанная автором региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры внедрена в Белгородской области, а ее отдельные элементы нашли практическое применение в ряде других регионов России ( Курской, Орловской областях). Результаты исследования могут быть использованы в деятельности органов управления культуры, искусства, образования и социальной сферы; в работе центров народного творчества, культурно-досуговых учреждений, а также в учебном процессе общеобразовательных школ, школ с этнокультурным компонентом, колледжей и институтов культуры.

В перспективе материалы исследования могут быть учтены при разработке новых концепций развития культуры и образования как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Достоверность и обоснованность полученных научных выводов и результатов обеспечиваются корректным применением системного подхода к проектированию региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры, эмпирическими данными, полученными в результате многолетней экспериментальной работы по внедрению данной системы; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, цели, предмету и задачам.

Апробация результатов исследования осуществлялась на
совместных заседаниях кафедр теории и истории народной художественной
культуры, народного хора Белгородского государственного института
культуры, культурологии и религиоведения Белгородского государственного
университета ; на кафедре теории и истории народной художественной
культуры МГУКИ, в практической деятельности структурных подразделений
Белгородского государственного института культуры; на международных,
республиканских, зональных и региональных научно-практических

конференциях (Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, Орел, Курск, Белгород и других).

Апробация проводилась также в процессе практической деятельности
автора в качестве заведующего районным отделом культуры, заместителя
директора областного научно-методического центра, директора

Белгородского государственного колледжа культуры и искусств, а затем -ректора Белгородского государственного института культуры. Материалы исследования были апробированы автором на заседаниях президиума УМО Министерства культуры Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов, членом которого он является с 1995 года.

Опытно-экспериментальная педагогическая деятельность диссертанта освещалась в центральной печати: журналах «Специалист», «Встреча», «Традиционная культура», на страницах местной печати, в передачах радио и телевидения.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Положение о социально-культурной значимости региональных систем сохранения и развития традиций народной художественной культуры.

В современных условиях, когда утрачены традиционные, прежде всего этнопедагогические, механизмы передачи многовекового опыта и знаний, основная роль в сохранении и развитии русского художественного наследия как всенародного достояния должна принадлежать региональным системам, основанным на:

восприятии народной художественной культуры как целостного этнокультурного явления, веками создаваемого и продолжающего жить благодаря таланту и творчеству всех социальных групп и слоев общества, каждый из которых имеет свою определенную точку отсчета включения в культурно-творческую деятельность. В соответствии с этим и рассматривать народную художественную культуру необходимо в этнической историко-стадиальной многослойности ее пластов как целостную систему: генезис и эволюция данного явления; сущность, назначение, структура и содержание, а также ее место в общей системе культуры в целом;

признании приоритетного внимания и поддержке традиционной русской художественной культуры как культуры коренного субэтноса (термин Л.Н.Гумилева);

- разработке целостной многоуровневой многоаспектной открытой и
вариативной образовательной этнохудожественной системы, охватывающей
дошкольные и внешкольные, образовательные, социальные, культурно-
досуговые учреждения, специализированные учебные заведения всех
уровней.

2. Положение о том, что комплексное исследование локальных
традиций народной художественной культуры способно обогатить не только
источниковедческую базу разработки региональной модели ее сохранения и
развития, но и стать важной основой более целостного осмысления
исторической, национально-культурной обусловленности региональной
специфики народной культуры во всем многообразии ее вековых
проявлений, жанров, видов и форм бытования: песенно-инструментального,
хореографического, обрядового фольклора, народной одежды,
художественных промыслов и ремесел, устного поэтического творчества,
ценностных философских, социально- культурных, психолого-
педагогических, общеэстетических ориентиров.

3. Теоретическая модель региональной системы сохранения и развития
традиций народной художественной культуры, включающая в себя сферу
культуры и искусства, образования, социальные институты, средства
массовой информации, радио, телевидение, определяется потребностью
людей в удовлетворении своих духовно-культурных и художественно-
творческих потребностей и интересов; формированием регионального
культурного ландшафта, сохранением национального (регионального)
культурного наследия, обеспечением социально-исторической и духовно-
генетической преемственности поколений.

Такой широкий подход направлен на выявление универсального педагогического потенциала народной художественной культуры, а также педагогических условий его использования как одного из средств выхода общества из духовно- нравственного кризиса, на преодоление серьезных национально-политических, экономических, социокультурных и межнациональных проблем современной общественной жизни.

4. Социально-культурные и этнопедагогические механизмы внедрения
модели региональной системы сохранения и развития традиций народной

художественной культуры в современную практику определяются реализацией региональной программы возрождения, предусматривающей:

создание правовых, экономических и социальных условий сохранения и развития национальной культуры;

подготовку профессиональных кадров для всех видов собирательской, научно-исследовательской, методической и практической деятельности в области традиционной культуры;

обеспечение фундаментальных исследований в области народной художественной культуры и формирование на этой основе фольклорно-этнографических фондов по всем ее видам;

социально-правовую защиту и охрану фондов, разнообразных видов народной художественной культуры и ее носителей;

профессиональную подготовку специалистов по народной художественной культуре для всех уровней этнохудожественного образования;

создание преемственной многоуровневой целостной этнохудожественной образовательной системы, охватывающей дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, вузовское и послевузовское образование в России, а также в русских диаспорах стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, научно-методическое обеспечение этой системы;

- распространение знаний по народной художественной культуре
средствами массовой информации, радио, телевидения, учреждений
социально-досуговой сферы, учреждений культуры, искусства и образования.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка библиографии и приложений.

Региональные программы сохранения и развития народной художественной культуры

В полярности и противоречивости взглядов, позиций, оценок, характерных для сегодняшней жизни российского общества, есть общие идеи и тенденции, объединяющие большинство россиян. И, может быть, главная из них - идея духовного возрождения России на основе традиционной народной культуры.

С учетом исторического характера настоящего положения общества и необходимости поиска направлений и методов преодоления сложившейся ситуации во всех сферах жизни это воспринимается как единственно верный и целесообразный путь. Почему возникает все большая и осознанная необходимость в этом? На чем она основана и чем обусловлена? Почему сегодня на рубеже веков и тысячелетий отказ от культурного наследия прошлого воспринимается как один из основополагающих факторов, ведущих к политическим, экономическим, экологическим, межэтническим, социально-культурным аномалиям и коллизиям, иными словами - к системному кризису общества? Эти далеко не праздные вопросы ставят перед наукой, теорией и практикой новые задачи.

Именно в таком контексте проблема возрождения традиционной народной культуры требует нового уровня ее понимания.

Однако, прежде чем говорить о фундаментальном значении народной художественной культуры как корневой основы всего «древа» культуры, органической части самой природы, сохраняющей во времени жизненные связи с окружающей средой, этнической общностью, с землей, формирующей жизненную силу в культуре каждого этноса, следует уточнить ключевые понятия, касающиеся нашей проблемы, поскольку в любой теоретической системе понятийно-терминологический аспект проблематики является ее опорным звеном.

Необходимость этого уточнения вызвана упрощенным, подчас произвольным толкованием самой сути понятий «культура», ее важнейшей структурной части «народная культура», («этническая культура», «национальная культура»), их основных пластов и подсистем «архаическая культура», «традиционная культура», «аутентичная культура», как на организационном, так и на фундаментальном уровнях современного общественного процесса в целом и художественного процесса в частности.

Художественная культура общества - объемное, полиэлементное образование, свидетельство чему - более 500 существующих определений ее (119; 14).

В этой связи правомерен вопрос: а возможно ли вообще дать универсальное определение, которое в полной мере устраивало бы всех? Вполне возможно, «что ответ на этот вопрос предопределен самим характером явления, выступающего как всеобщая духовная среда существования и жизнедеятельности человека. Художественная культура -часть более общего явления - культуры» (110; 25), которая в общепринятом понимании трактуется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. На наш взгляд, это определение представляется узким, односторонним, не учитывающим всей многообразности феномена культуры как эпицентра человеческого бытия, как жизнетворчества по преобразованию природы и общества, совершенствованию всех сущностных человеческих сил. Французский культуролог А.де Бенуа, определяя культуру, писал: «Культура - это специфика человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения как такового» (182; 203). Человек и культура неразрывны подобно растению и почве, на которой оно произрастает, ввиду чего и рассматривать культуру следует как специфически человеческий феномен - социальный и антропологический. Ибо культура, по меткому определению выдающегося российского ученого-культуролога А.И.Арнольдова, - «реальная сила, направленная на утверждение истинно человеческого в человеке.

Она - вторая Вселенная, создаваемая человечеством» (6; 7), ключ к пониманию исторического и жизненного опыта народов, творческих сил и способностей человека, материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями.

В этой связи более чем достаточно оснований говорить о народной культуре как глобальном творческом процессе, универсальность которого можно рассматривать в нескольких аспектах: - как основополагающем факторе выхода российского общества из духовно-нравственного кризиса, преодоления серьезных национально политических, экономических, социокультурных и межнациональных проблем современной России; - как естественную, «почвенную» среду для постоянного и безграничного духовного развития человека, интеллектуального потенциала общества, гармонизации человеческих отношений, направленных на объединение всех во имя блага каждого; - как основу для осознания себя частью своего народа, этноса, и одновременно человека мира с социологической, культурологической и социально-психологической точек зрения.

Теоретические основы и практика развития этнохудожественного образования в регионах России

Интересный опыт научно-исследовательской работы по изучению народной одежды различных регионов России и созданию собственных авторских моделей по народным мотивам накоплен творческой мастерской «Народный костюм», созданной в 1994 году на факультете изобразительных искусств и народных художественных ремесел Московского педагогического университета. Студенты обучаются по авторской экспериментальной программе, получая целостное представление о культуре народной одежды, осваивают художественный опыт прошлого и настоящего (58; 24-25).

Все вышесказанное свидетельствует об интеграции усилий всех заинтересованных организаций, ведомств и отдельных специалистов по системной разработке и реализации конкретных перспективных направлений приобщения детей, молодежи, взрослого населения к традициям народной культуры. В качестве одной из таких важнейших перспектив, мы вправе рассматривать Международный проект развития этнохудожественного образования «Русская художественная культура», представленный доктором педагогических наук, профессором Т.И.Баклановой на Международной научно - практической конференции 1994 году в г.Москве. Проект системы этнохудожественного образования направлен на объединение усилий дошкольных, школьных, внешкольных, культурно-досуговых учреждений, училищ и вузов культуры и искусства, поствузовского образования. «Необходимо подчеркнуть, что данный проект предусматривает рассмотрение русской художественной культуры не с позиций национально-культурной исключительности, а как одного из самобытных явлений в многонациональном мировом художественно-культурном пространстве» (167; 3).

Сегодня, спустя семь лет, можно уже говорить о положительном опыте в реализации данного проекта в российских городах: Архангельске, Вологде, Пензе, Белгороде, Твери, Владимире и др., образовательных учреждениях Москвы.

Актуальность эксперимента определяется прежде всего повышенным вниманием к проблемам приобщения детей к отечественному национально-культурному и культурно-историческому наследию, как источнику духовно-нравственного и художественного воспитания подрастающего поколения. На федеральном уровне эта тенденция проявилась в содержании государственных стандартов общего образования, в ряде направлений программы «Дети России», постановлениях Московского правительства «Об образовательных учреждениях с этнокультурным компонентом», «Московская программа национального образования».

«В столице развивается движение русских национальных школ, создаются учреждения дополнительного образования этнокультурного профиля, развиваются детские фольклорные центры и студии. Во многих из них накоплен интересный опыт преподавания истории русской традиционной культуры и различных видов народного художественного творчества. Педагогические находки этнопедагогов и руководителей детских фольклорных студий нуждаются в глубоком анализе, обобщении и распространении» (20; 2).

Вместе с тем, мы разделяем точку зрения ряда ученых (Т.И.Бакланова, Т.Я.Шпикалова) по поводу неотработанности ряда теоретико-методических проблем содержания этнокультурного образования. Среди них, рапространившийся в последнее время набор педагогических штампов и стереотипов в проведении календарных праздников, в репертуаре детских фольклорных коллективов, в освоении народных художественных промыслов и ремесел; различные формы копирования, информационные и репродуктивные методы, ориентированные лишь на внешние эффектные элементы архаичных форм народной жизни, без глубинного понимания их содержания, значений и смыслов.

Такие поверхностные, а порой и искажающие традицию подходы к этнокультурному образованию и творчеству не позволяют в полной мере реализовать духовно-нравственный потенциал традиций народной культуры. «Изучение и даже театрализация архаичных форм русской культуры имеет сегодня педагогический смысл лишь в контексте выявления их духовно-нравственного смысла, который может иметь позитивное значение для формирования личности и стереотипов поведения современных детей и подростков»(20; 3).

К проблеме региональных особенностей традиционной художественной культуры Белгородчины

Народная художественная культура Белгородчины — явление чрезвычайно сложное и многогранное, обладающее большим внутренним единством, и в то же время она глубоко индивидуальна и специфична в региональном аспекте ее рассмотрения. "Остается только подивиться, как своеобразны бывают вкусы в различных местностях и по этому поводу в сотый раз припомнить русскую пословицу: "Что город-то норов, что деревня-то обычай" (158; 68).

И, действительно, места традиционного бытования народной художественной культуры края имеют свое, особое своеобразие народных песен, инструментальной музыки, хореографической пластики, говора, обычаев, праздников, обрядов, одежды. Еще более явственнее обнаруживается это своеобразие в отдаленных друг от друга районах области.

Поэтому наряду с выявлением целостной этнографической зоны края, обозначенной этнографами, лингвистами, фольклористами (В.М.Щуров) термином "южнорусская", целесообразно выделить и ее главные региональные очаги: Белгородско-Курский, Белгородско-Воронежский, Белгородско-Оскольский, обусловленные этнографическими, природно-климатическими особенностями, социально-бытовым и хозяйственным укладом жизни коренного населения. Синтез этих факторов способствовал формированию стилевой общности и единства народной художественной культуры Белгородчины в целом и особого своеобразия каждого из трех обозначенных регионов области. (Приложение №1)

Разумеется, в ряду этих региональных особенностей имеют место и самостоятельные самобытные явления, заслуживающие специального изучения (двуххорное песнопение каноном в селе Фощеватово Волоконовского района, "пересек" - уникальный хореографический элемент, бытующий в районах Белгородско-Воронежского региона, "танки" - особая разновидность сезонных "карагодных" песен Белгородско-Курского региона и т.д.). Однако, в контексте обозначенной проблемы нас интересует региональная специфика традиционной художественной культуры края в ее целом, совокупности историко-социальных, административно территориальных, природно-климатических и хозяйственных факторов, из которых этнические, социальные и хозяйственные оказались наиболее устойчивыми и долговечными.

Эти утверждения сделаны нами на основе изучения и сопоставления государственных архивных материалов области, исследований собирателей, этнографов, историков, лингвистов, фольклористов (1), (39), (43), (92), (143), (149),(221),(229),(244),(227).

Большинство их фундаментальных работ составили теоретическую основу используемой автором методологии анализа фольклорных традиций края.

Так, уже в начале 50-х годов XIX века собиратель М.Стахович в предисловии к своему песенному собранию указывал на отличительные свойства южнорусских песен (репертуар, местный говор, характер, особенности исполнения). Причем, это своеобразие он напрямую связывал с историей и этнографией исследуемой территории (234).

Массу ценнейших замечаний о местных различиях в песенно-обрядовом фольклоре находим в сборнике Н.Лопатина и В.Прокунина "Русские народные песни". В частности, анализируя обрядовые песни, Н.Лопатин отмечает, что многие из них бытуют только в пределах одной округи или даже села, ввиду чего для их изучения целесообразно "... обрядовые песни располагать по селам, по волостям или даже по рекам и областям, более или менее сходным в этнографическом отношении" (136; 43-48). Нельзя не согласиться с утверждением, что "обрядовые песни должны издаваться с подробным этнографическим описанием обрядов, игр и обычаев села. Таким расположением сборника помимо того, что будет дана живая и образная картина народного быта, семейных преданий и обычаев, - будет дано ясное понятие о характере напевов известной местности в противоположность другой..." (136; 48) Как видим, собиратель акцентирует внимание на этнографическом и музыкально-стилевом свойствах данного явления. Другой собиратель прошлого столетия В.Мошков обращает внимание на свойство иного характера:"Одна из интереснейших и в то же время почти нетронутых наукой сторон русской народной песни - это ее сторона географическая" (158;65). Уроженка края, писательница Н.С.Кохановская, на основе анализа определенного типа южнорусских песен отмечает сословный фактор в их формировании (124).

Множество ценных, интересных замечаний и выводов, касающихся самых разных свойств проявлений местных традиций края, обрядов, говора, музыкального и хореографического фольклора, содержат фундаментальные исследования и работы собирателей, ученых-этнографов второй половины прошлого и текущего столетия: Е.Э.Линевой (134), К.В.Квитки (117; 244-257), А.В.Рудневой (215), (216), (217), А.А.Банина (24), И.И.Веретенникова (51), И.Н.Карачарова (113), А.С.Кошелева (123), В.М.Щурова (272), (274), (276), (277).

В знании региональных особенностей народной художественной культуры края заключены непреходящие ценности во всех областях ее проявления. Именно такие знания являются добротной основой, живыми образцами народных традиций, ибо только настоящее знание и широкое просвещение способны указать нам правильный путь к сохранению и развитию национальной культуры.

Вот почему изучение народной художественной культуры в региональном аспекте ее рассмотрения приобретает особое значение.

В этой связи нам надлежит уточнить реальное содержание категорий "региональное" и "локальное" применительно к исследуемой нами проблеме. Убедительными нам представляются рассуждения Б.Н.Путилова по этому поводу: "Традиционная культура в своем конкретном наполнении всегда региональна и локальна. Её естественная, нормальная жизнь повязана с жизнью определенного, ограниченного теми или иными рамками коллектива, включена в его деятельность, необходима ему и регулируется характерными для него социально-бытовыми нормами. Поскольку этнический коллектив занимает определенное исторически сложившееся пространство, обладающее своими географическими, природными и иными характеристиками, то его традиционная культура региональна как в историко-социальном, так и в пространственном отношении. Одно с другим, как правило, жестко связано" (201; 144).

К этому суждению, по мнению автора, следует добавить, что региональность теснейшим образом связана с цикличностью функционирования народной художественной культуры, которая в значительной степени зависит от того, к какому хозяйственно-культурному типу принадлежит этнический коллектив. Обусловленность народной художественной культуры, ее содержания, структуры, функций региональными и локальными факторами социоэтнического порядка несомненна.

Административно-управленческие механизмы функционирования региональной модели народной художественной культуры

Объектами социально-культурной политики представленной нами структуры оказываются все социальные общности, группы и индивиды региона, т.е. все население, являющееся одновременно и субъектом самоорганизующейся, саморазвивающейся система.

В настоящее время предпринимается масса попыток найти наиболее эффективные способы административно-управленческих механизмов функционирования региональных моделей народной художественной культуры. Современные исследования по проблемам менеджмента показывают, что система административно-управленческого механизма в области сохранения и развития традиций народной культуры не инвариантна, а всецело определяется социокультурной ситуацией в регионе, особенностями национальной культуры.

Анализ проблем управления в сфере народной культуры на региональном уровне своевременен и необходим, на наш взгляд, в связи с расширением культурного суверенитета регионов, способствующего сохранению и развитию территориальных и национально-этнических традиций.

Более того, субъектом актуализации призыва к возрождению и развитию традиций народной художественной культуры, представляющего в определенном смысле культурную политику, стал сам народ, все общество, что, безусловно, создает благоприятные предпосылки для развития национальной культуры, творческой активности населения.

Переориентация культурной политики на децентрализацию усиливает роль регионов, как основных ее субъектов и ведущих координаторов социокультурных процессов, что предполагает: - необходимость комплексного и межведомственного подхода к практическому решению проблем сохранения и развития народной художественной культуры, обеспечения всей совокупности организационно 392 правовых, научно-методических, материально-технических, кадровых мероприятий; - поиск путей и средств рационализации взаимосвязи субъекта и объекта управления в сфере народной художественной культуры; - изучение тенденций и процессов, обеспечивающих совершенствование административно-управленческих механизмов функционирования системы сохранения и развития народной культуры, адекватных социокультурной ситуации региона; - обеспечение взаимосвязи основных компонентов региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры на административно-управленческом уровне; - моделирование, проектирование и конструирование административно - управленческих механизмов функционирования региональной системы сохранения и развития народной художественной культуры. На основании вышеизложенного, можно предположить, что административно-управленческие механизмы функционирования региональной системы сохранения и развития народной художественной культуры - это деятельность субъекта по отношению к культуре, деятельность, направленная на регулирование процессов производства, хранение, потребление и распространение ценностей народной культуры посредством формирования и согласования социальных механизмов и создание условий активности населения в сфере народной культуры.

Проблема управления, регулирования и, тем более, саморегулирования применительно к народной художественной культуре не стала пока предметом целенаправленных исследований в науке. Чаще всего управление культурой рассматривается с точки зрения воздействия на систему учреждений культуры (87), (153), (177), (178), (236), (285; 5-17). Ряд исследователей пытается перенести эту проблему на культурные процессы и деятельность населения (121; 3-12), (156; 35-48). В последнее время в научной литературе появляются и призывы регулировать культуру (75), (76). При таком подходе управление культурными и социокультурными процессами в такой сложной структуре, как народная художественная культура, превращает его в манипулирование сознанием и деятельностью людей.

Согласно нашим исследованиям, сама суть понятия «административно-управленческий механизм» воспринимается большей частью специалистов культурно-досуговой сферы как синоним понятиям «указание», «подчинение», «исполнение», «дисциплина», так как включает в себя предписания, директивы, нормативные акты, имеющие обязательный характер для объекта.

Глубоко ошибочно, на наш взгляд, распространение этого понятия на саму культуру как систему знаний, ценностей, культурных норм, образцов жизнетворчества социальных групп, общностей, отдельных индивидов, ибо всякое административно-управленческое «вторжение» в неё есть ограничение творческой свободы.

В силу данного обстоятельства, мы разделяем точку зрения Л.И.Михайловой о том, что управление культурой предполагает лишь создание организационных, материальных, технологических условий для самоактуализации индивида, социальных групп, общностей в системе социокультурных институтов, учреждений, организаций (155; 157). При таком подходе их деятельность, обеспечивающая движение ценностей народной культуры, включая возрождение, сохранение, развитие и стимулирование, становится объектом административно-управленческого механизма, который необходимо рассматривать не как жесткий и властный регламентирующий процесс, идущий сверху вниз, а как целенаправленное взаимодействие всех сторон, каждая из которых выступает в роли субъекта и в роли объекта народной культуры одновременно.

Похожие диссертации на Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры