Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические условия воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России : деятельностный подход Тарасова, Василиса Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тарасова, Василиса Александровна. Организационно-педагогические условия воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России : деятельностный подход : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Тарасова Василиса Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2012.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/722

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Для коренных народов Севера России национальные традиции являются одним из основных способов самоидентификации и его жизнеспособности в целом. В связи с этим воспитание молодежи на национальных традициях обретает особую актуальность не только как проблема воспитания молодого человека, но и как вопрос исторической перспективы для этих народов, ибо культура делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения – народом, нацией.

В современную эпоху, в контексте глобализационных процессов происходит трансформация и нивелирование традиционных культурных ценностей, становится необходимым активизация деятельности учреждений культуры по совершенствованию организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России. Именно в учреждениях культуры в ходе творческой деятельности в рамках различных коллективов, студий, ансамблей происходит эффективное воспитание молодежи, формируется ее осознание принадлежности к родной культуре, появляется мотивация к изучению народных традиций. Однако в реальности деятельность учреждений культуры с молодежью акцент все более смещается с воспитательных функций на функцию развлечения.

Усилившийся в последнее время научный интерес к изучению педагогического аспекта деятельности учреждений культуры и специфики их работы с разновозрастными группами населения также свидетельствует об актуальности данной проблемы.

Социально-культурная ситуация, сложившаяся в нашей стране в последние десятилетия прошлого века, повлияла на позитивные изменения: раскрепостилось сознание молодежи, резко возросла ее инициатива и самостоятельность. Нарушив сложившуюся систему вертикальных и горизонтальных взаимосвязей, коренные народы Севера России стали осуществлять самостоятельные пути развития и решения проблем культуры. Это активизировало культурные процессы на местах, дало свободу творческого самовыражения и возможность выбора приоритетов развития культуры и искусства. На этом фоне новый всплеск интереса к национальным традициям народов Севера России объясняется тем, что национальные традиции стали основным маркёром отличительности народов.

Республика Саха (Якутия) является одним из крупных регионов расселения и постоянного проживания коренных малочисленных народов Севера, на её территории проживают эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи. Важнейшей составной частью государственной национальной политики

Республики Саха (Якутия) является политика государственного протекционизма в отношении коренных малочисленных народов Севера и исчезающих этносов, в культурном положении которых наиболее остро отражаются проблемы, порожденные как историческим прошлым, так и трудностями адаптации к условиям рыночных преобразований. В период кардинального изменения общественного строя России, разрушения старой нормативной базы декларируется приоритет правовых норм. Основополагающими документами для этого служат Конституции Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). В области сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) приняты Законы «О языках в Республике Саха (Якутия)», «О государственной охране памятников истории и культуры Республики Саха (Якутия)» Республиканские целевые Программы: «Память Якутии на 2002-2006 гг.», «Культура Республики Саха (Якутия) (2001 -2005 гг.)» «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2009-2011 годы», «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012-2016 годы» по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса Олонхо на 2007-2015 годы, Указы Президента Республики Саха (Якутия) «О создании международного аудиовизуального фонда о народах Севера», «Об открытии Арктического государственного института культуры и искусств» Распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) «О поддержке развития народного творчества в Республике Саха (Якутия)» и многие другие нормативно-правовые акты.

Степень разработанности проблемы. Еще в XIX веке С.А. Рачинский, В.Я. Стошин, К.Д. Ушинский отмечали необходимость опоры воспитания на специфические национальные особенности личности, детерминированные этнически направленной культурной средой. Учитывать опыт народной педагогики призывали П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий. В исследованиях последних лет фундаментальное обоснование содержания и сущности этнопедагогики как науки осуществлено в работах Г.Н. Волкова. Педагогический потенциал традиционной народной культуры раскрывают в своих книгах и статьях М.M. Громыко, Т.А. Пигилова.

В этнографических, культурологических, философских исследованиях описаны природа и особенности традиций как элементов социального и культурного наследия: эволюционность, динамичность, противоречивость отдельных элементов, устойчивость, ценностная ориентированность и др. показаны их характер и механизмы функционирования в общественном сознании (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, В.Б. Власова, А.И. Лучанкин, Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов, И.В. Суханов и др.), роль в духовной жизни,

процессах становления и развития этноса (Ю.В. Бромлей, Э.В. Соколов, А.К. Уледов и др.).

В педагогических исследованиях обращение к традициям связано с рассмотрением проблем использования идей народной педагогики в образовании, этнопедагогике. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе школы обоснована в работах H.A. Константинова, Ф.Ф. Королева, Е.М. Медынского, В.А. Сухомлинского, М.Ф. Шабаева и др. Этнопедагогический потенциал национальных традиций представлен в работах Р.К. Габитовой, З.Б. Цаллаговой и др. Проблемы возрождения русских традиций в образовании исследуются Е.В. Бондаревской, В.В. Макаевым, Л.Л. Супруновой, В.К. Шаповаловым и др.

Технологии использования народных традиций в образовании представлены, в исследованиях З.З. Азашиковой, Н.П. Едыговой, Е.В. Кузнецовой, И.О. Поповой и др. Роль национальных традиций в процессе формирования национального самосознания рассмотрена Ю.С. Тюнниковым, Ф.Ф. Харисовым и др. в трудовом воспитании - Б. Апышевым и др. в военно-патриотическом воспитании - Н.Н. Михневым, в нравственном воспитании -В.Г. Балжиевым, Г.И. Батуриной, Ж.Г. Бешимовым, Ф.В. Даминдаровой и др. в духовно-нравственном воспитании - Р.С. Исрафиловым применительно к вопросам социальной регуляции поведения - О.И. Дреевым и др. Модели нравственного воспитания школьников на народных традициях обсуждаются в работе Г.И. Батуриной, К.Л. Лисовой, Г.Ф. Суворовой.

В приведенных исследованиях представлена педагогическая сущность национальных традиций и отсутствуют работы, анализирующие деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи на национальных традициях.

В работах А.И. Лучанкина, Г.В. Палаткиной, А.К. Уледова, Н.П. Юдиной представлены варианты структуры национальных традиций. Следует отметить, что в представленных вариантах слабо просматривается педагогическая направленность традиций, что затрудняет осмысление ее в качестве инструмента воспитания.

В исследованиях (прежде всего, философских, этнографических, социологических) представлены классификации национальных традиций по различным основаниям: по области проявления, субъекту общественных отношений, сфере и характеру деятельности субъекта, отношению к социальному прогрессу, видам общественных отношений и др. (Ф.В. Даминдарова, В.Д. Плахов и др.).

Этнокультурные особенности национальных традиций в контексте
педагогической практики народов Севера исследовали еще с XVIII века:
О.Н. Бетлинг, Н.А. Виташевский, В.М. Ионов, А.Ф. Миддендорф,

Э.К. Пекарский, В.Л. Серошевский, И.В. Худяков, Е.М. Ярославский и др. Об

этом пишут и известные писатели-фольклористы Якутии: А.Е. Кулаковский, П.А. Ойунский, чьи произведения носят научно-исследовательский и в то же время зрелищный характер настоящей действительности народных традиций.

Ценными и актуальными материалами по изучению традиций малочисленных народов Севера обладают работы этнографов Г.М. Василевич, А.В. Головнева, М.А. Жорницкой, Е.Н. Романовой, В.А. Туголукова, Д.А. Функа и др.

Большой интерес представляют труды авторов, изучающих процессы духовного развития народов Республики Саха (Якутия): М.Н. Борисова, У.А. Винокуровой, Ф.С. Донского, М.Е. Николаева, А.Г. Новикова, Ю.Д. Петрова, Б.Н. Попова, В.В. Федорова.

В педагогических исследованиях обращение к традициям связано с
рассмотрением проблем использования идей народной педагогики в
образовании, этнопедагогике (В.Ф. Афанасьев, М.И. Баишева,

А.А. Григорьева, А.В. Мордовская, Н.Д. Неустроев, А.П. Оконешникова, Г.С. Попова, И.С. Портнягин, Л.И. Федорова, К.С. Чиряев и др.).

Познание народной культуры народов Якутии нашло отражение в исследованиях А.С. Борисова, Е.П. Винокуровой, В.С. Никифоровой, К.Д. Уткина, Ю.И. Шейкина.

Значительный вклад в исследование досуга молодежи внесли
И.В. Бестужев-Лада, А.А. Гордон, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова,

Г.А. Пруденский, Э.В. Соколов, Б.А. Трушин. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (Т.И. Бакланова, А.И. Беляева, А.С. Каргин).

В научный анализ теории и практики социально-культурной деятельности
большой вклад внесли А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, А.А. Жаркова, А.С. Каргин,
Ю.Д. Красильников, В.Н. Нилов, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков,

Н.Н. Ярошенко и т.д.

Назревшая необходимость разработки организационно-педагогических условий в деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи на национальных традициях народов Севера России на основе деятельностного подхода, обусловили название темы диссертационного исследования: «Организационно-педагогические условия воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России: деятельностный подход».

Объект исследования - воспитание молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России.

Предмет исследования - процесс создания организационно-педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на

национальных традициях народов Севера России на основе деятельностного подхода.

Цель исследования - изучить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России на основе деятельностного подхода и определить технологические принципы их реализации в учреждениях культуры.

В соответствии с поставленной целью предполагается выполнение следующих задач:

- рассмотреть понятие «национальные традиции народов Севера России»

- теоретически обосновать социально-культурную сущность
национальных традиций народов Севера России и выявить их педагогическую
значимость в воспитании молодежи на основе деятельностного подхода

выявить педагогический потенциал организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России

раскрыть опытно-экспериментальным путем и внедрить технологию реализации организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России в учреждениях культуры

- изучить эффективность организационно-педагогических условий
воспитания молодежи в учреждениях культуры через приобщение к
национальным традициям народов Якутии в условиях учреждений культуры

- выработать практические рекомендации по внедрению организационно-
педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях
народов Севера России в учреждениях культуры на основе деятельностного
подхода.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что национальные
традиции оказывают прямое и опосредованное воздействие на деятельность
учреждений культуры по воспитанию молодежи наиболее эффективно при
создании оптимальных организационно-педагогических условий.

Эффективность данного процесса будет значительно выше, если специалисты овладеют научной концепцией профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры.

Методологическая основа исследования. Изучение технологии культурно-досуговой деятельности основано на идее взаимодействия ценностно смысловой сферы личности (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, М.С. Яницкий) и деятельностного подхода к деятельности учреждений культуры (А.Д. Жарков).

Теоретическую основу исследования составили: теория деятельности (А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, Н.Ф. Талызина) психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов), теория педагогического процесса как творчества (М.В. Аверьянов, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин), теория воспитательного воздействия (Г.А. Захаров, А.А. Кирсанов, И.М. Чередов). Теория культурно-досуговой деятельности базируется на идее взаимодействия ценностно-смысловой сферы личности (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, М.С. Яницкий). Фундаментальное обоснование содержания и сущности этнопедагогики как науки (Г.Н. Волков), педагогический потенциал традиционной народной культуры (М.M. Громыко, Т.А. Пигилова) составили теоретическую основу исследования.

Методы исследования. В соответствии с целями и задачами использовались теоретические методы: системный анализ проблемы, структурно-функциональное изучение, моделирование процесса воспитания молодежи с использованием национальных традиций коренных народов Севера России теоретическое обобщение результатов исследования эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование.

Эмпирическую базу исследования составили социологические данные и их последующая обработка в ходе социально-педагогического эксперимента. Комплексность исследования позволила выяснить состояние организационно-педагогической деятельности, где критерием является культурный уровень молодежи, посещающей учреждения культуры. Определить общие и частные характеристики обследуемого объекта в процессе воспитания на национальных традициях удалось в процессе социологического исследования и позволило выявить динамику воспитательного воздействия национальных традиций коренных народов Севера России на организационно-педагогическую деятельность в учреждениях культуры. Анализ педагогической и социально-культурной литературы позволил разработать и применить инновационные культурно-досуговые технологии к процессу воспитательного воздействия национальных традиций коренных народов Севера России.

Базы исследования. Экспериментом было охвачено 460 человек -учащиеся старших классов средних школ, студенты средних специальных и высших учебных заведений, работающая молодежь - посетителей и постоянных участников коллективов учреждений культуры Республики Саха (Якутия).

Экспериментальные базы исследования Абагинский центр духовности им. У.Г. Нохсорова Амгинского улуса - 220 человек, Культурный центр «Кундэ» с. Кеданда Вилюйского района Республики Саха (Якутия) - 60 человек, Якутский колледж культуры и искусств – 180 человек. Контрольные базы исследования: Дворец культуры «Кыталык» им. Н.И. Харитонова – Чуор

г. Нюрбы Республики Саха (Якутия) – 180 человек, Досуговый центр «Алгыс» г. Вилюйска Республики Саха (Якутия)– 230 человек, Арктический государственный институт искусств и культуры – 90 человек.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение трех лет в три этапа, с 2009 по 2012 годы.

На первом этапе (2009-2010) осуществлялись выбор и обоснование темы исследования, определялись его теоретико-методологическая основа, проблема, объект и предмет, что позволило сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования проводился анализ литературы по данной проблеме изучался и обобщался инновационный опыт работы ведущих исследователей проводился подбор методик изучения отношения молодежи к национальным традициям, ценностных ориентаций выявлялись критерии и показатели сформированности представлений о национальных традициях.

На втором этапе (2010-2011) был проведен социально-педагогический эксперимент, целью которого стало выяснение влияния оптимальных организационно-педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Севера России. Определены показатели эффективности авторских инновационных технологий, построенных на взаимодействии педагогических средств, форм и методов, обеспечивающих воспитание молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Севера России. Проводилась опытно-экспериментальная работа по разработке педагогических технологий реализации воспитательного потенциала организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях коренных народов Севера России. Дальнейшее исследование проходило на основе внедрения технологического процесса в деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи на основе деятельностного подхода.

Целью эксперимента стало внедрение научного подхода к целостному процессу воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Севера России на основе деятельностного подхода в оптимальных организационно-педагогических условиях. Разработанные автором диссертации педагогические технологии были направлены на выявление и устранение внутренних и внешних противоречий, препятствующих повышению эффективности процесса воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе деятельностного подхода в оптимальных организационно-педагогических условиях, как целостного технологического процесса (А.Д. Жарков). В ходе эксперимента происходила педагогическая регуляция процесса отбора национальных традиций, их соответствия воспитательным функциям, развитию самодеятельных, творческих начал у участников и их национальной идентификации. Общая цель расчленялась на

задачи, которые решались в ходе исследования. В эксперименте участвовало 460 человек.

Проверялись основные положения гипотезы, уточнялись содержание, структура представлений молодежи о национальных традициях в основной и контрольных группах. Проводился сбор материала о традициях в семейном воспитании, а также выявлялось мнение специалистов.

На третьем этапе (2011-2012) обрабатывались и обобщались результаты исследовательской работы формулировались и проверялись основные теоретические выводы и методические рекомендации по проблеме исследования осуществлялось оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в:

- историческом обосновании социально-культурного значения
национальных традиций коренных народов Севера России в воспитании
молодежи, научном обосновании организационно-педагогических условий и их
реализации в воспитательном процессе молодежи в учреждениях культуры на
основе деятельностного подхода

- раскрытии социально-культурной сущности национальных традиций,
которая заключается в передаче последующим поколениям опыта и традиций,
ценностных установок, ценностей, определенного мировоззрения, являющихся
важным педагогическим условием для совершенствования воспитания
молодежи в духе национальных традиций в учреждениях культуры на основе
деятельностного подхода

определении высокого педагогического потенциала национальных традиций народов Севера России, которая может служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания молодежи в современной социокультурной среде на основе деятельностного подхода

рассмотрении учреждений культуры как идеальной среды для формирования духовных и моральных устоев, культуры и традиций, где у молодежи формируется устойчивая мотивация к изучению национальной культуры, возрождению национальных традиций на основе деятельностного подхода

доказательстве использования разнообразных технологий деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи на национальных традициях коренных народов Севера России, в свободной творческой деятельности с помощью разнообразных средств (устное народное творчество художественная литература игра, декоративно-прикладное искусство, живопись музыка этнические мини-музеи и др.)

научном обосновании того, что одним из приоритетных направлений участия молодежи в деятельности учреждений культуры является создание

оптимальных организационно-педагогических условий воспитания в духе национальных традиций.

Теоретическая значимость исследования:

- раскрыты сущностные признаки национальных традиций коренных
народов Севера России как педагогического феномена, создающего условия для
дифференциации мировоззрения молодежи

обобщены современные отечественные концепции воспитания молодежи на национальных традициях, обоснована и уточнена связь воспитания молодежи на национальных традициях с социально-культурной деятельностью на основе деятельностного подхода в учреждениях культуры

выявлены теоретические подходы к созданию организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях коренных народов Севера России в современных учреждениях культуры на основе деятельностного подхода

рассмотрены специфика и содержание системы социально-культурных технологий воспитания молодежи на национальных традициях коренных народов Севера России в современных условиях

определены подходы к организационно-педагогическому механизму влияния национальных традиций коренных народов Севера России на воспитание молодежи в учреждениях культуры

- рассмотрены воспитательные функции национальных традиций
коренных народов Севера России в системе социально-культурных технологий
воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе деятельностного
подхода.

Практическая значимость исследования:

- выявление опытно-экспериментальным путем технологий реализации
организационно-педагогических условий воспитания молодежи на
национальных традициях коренных народов Севера России, которые могут
быть использованы в вузах культуры и искусств на кафедрах «Социально-
культурная деятельность», «Культурно-досуговая деятельность» и во всех
типах учреждений культуры

- научные результаты диссертационного исследования были
использованы при чтении дисциплины «Технология культурно-досуговых
программ» на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского
государственного университета культуры и искусств, на кафедре менеджмента
социально-культурной сферы в Арктическом государственном институте
искусств и культуры

- материалы, полученные в ходе исследования, были использованы при
подготовке ряда целевых программ во Дворце культуры «Кыталык»

им. Н.И. Харитонова – Чуор г. Нюрбы, в Досуговом центре «Алгыс» г. Вилюйска Республики Саха (Якутия).

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются его организацией, объектами, источниковой и эмпирической базами, реальной деятельностью в Досуговом центре «Алгыс» г. Вилюйска, во Дворце культуры «Кыталык» им. Н.И. Харитонова – Чуор г. Нюрбы Республики Саха (Якутия).

Достоверность исследования подтверждается репрезентативностью полученных результатов социологического опроса, интервью, бесед и др. методов и актами о внедрении результатов.

Апробация основных результатов исследования осуществлялась в следующих формах:

выступлениях автора на международных, российских, региональных конференциях: Международная научно-практическая конференция «Художественное образование в культурном пространстве Арктики» (г. Якутск, 26-27 ноября 2009 г.), Всероссийская научно-творческая конференция «Единое пространство культуры Евразии» (г. Якутск, 2-3 декабря 2011 г.), VII Рождественские образовательные чтения «Нравственно ориентированное образование: православные традиции и современность» (г. Якутск, 12-14 декабря 2011 г.)

публикациях статей и тезисов (см. список авторских публикаций с указанием объема в конце автореферата).

Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств 2 ноября 2011 г. (протокол № 9).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Непрерывное развитие общества, распространение достижений науки и техники заставляют национальные культуры реагировать на все изменения, которые постоянно меняют образ жизни, основные занятия, бытовые условия молодого человека. Появление массового производства, современных средств коммуникации вовлекают в сферу индустрии и потребления все большее количество молодых людей. В результате этих трансформаций изменяются образ традиционных занятий, условия жизни и быта. Происходит отказ от старых и появление новых национальных традиций коренных народов Севера России, исчезают традиционные ремесла и промыслы, которые приобретают статус «сувенирных», а традиционные предметы быта и обихода становятся музейными экспонатами.

  2. В условиях возрождения национальных традиций ценна роль народных, этнических представлений о том, каким должен быть молодой человек, способный быть носителем национальных традиций коренных народов

Севера России, его деятельность, моральные, гуманистические представления могут быть раскрыты в процессе воспитания молодежи в учреждениях культуры в оптимальных организационно-педагогических условиях на основе деятельностного подхода.

3. Национальные традиции коренных народов Севера России обладает
высоким педагогическим потенциалом и могут служить эффективным
средством духовно-нравственного воспитания молодежи в современной
социокультурной среде.

Идеальной средой для формирования духовных и моральных устоев, молодежи и развития национальных традиций являются учреждения культуры, где у молодежи формируется устойчивая мотивация к изучению и освоению национальной культуры на основе деятельностного подхода.

Деятельность учреждений культуры по сохранению национальных традиций в настоящее время становится действенным средством сохранения языка и уникальных, самобытных традиций, культурного разнообразия. Вместе с тем, важной составляющей национальных традиций коренных народов Севера России являются самобытные народные коллективы, функционирующие на основе деятельностного подхода.

4. Организационно-педагогическими условиями эффективной
реализации воспитания молодежи в учреждениях културы на национальных
традициях являются следующие:

- план на основе деятельностного подхода к конструированию
содержания процесса включения парциальных программ по приобщению
молодежи к национальной культуре в реализацию базовой комплексной
программы

- определение базовых направлений в работе с молодежью,
раскрывающих окружение предметами национального характера,
использование фольклора во всех его формах (сказания, песни, танцы и т.д.),
народные праздники и традиции, ознакомление молодежи с народным
декоративно-прикладным искусством, ее увлечение национальным
изобразительным искусством

- использование разнообразных технологий воспитания молодежи в
деятельности учреждений культуры по развитию устного народного
творчества художественной литературы игры народной игрушки,
декоративно-прикладного искусства, живописи музыки этнические мини-
музеев и др.

5. Приобщение молодежи к национальным традициям народов Севера
России не находит достаточного применения в широкой практике работы с
молодежью семьями, что разрывает историческую связь поколений. В
большинстве случаев использование в семейном воспитании национальных

традиций носит стихийный характер, лишь 21% родителей обсуждает национальные традиции коренных народов Севера России. Поэтому задача целенаправленного приобщения к национальным традициям коренных народов Севера России возлагается сегодня и на образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры. Именно социально-культурные институты - «государственные, общественные образования (центры, комплексы, учреждения и т.д.), имеющие общественную значимость, с четкой организационной структурой, достаточной временной устойчивостью» могут оказать реальную помощь в сохранении истинной народной культуры, национальных традиций, обрядов и обычаев коренного народа.

6. Создание целостной системы воспитания молодежи на национальных традициях коренных народов Севера России позволяет уделить все большее внимание исследованию проблем истории и теории этнопедагогики, изучение которой невозможно без осознания и осмысления того фактора, что каждая нация имеет свои особенности, характерные свойства, нравственные нормы, обычаи, обряды, образы жизни. У каждого народа сотни лет существует особенная, укоренившаяся в жизни культура, которая неизбежно оказывает воздействие на целостный технологический процесс, построенный на основе научной концепции А.Д. Жаркова.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертации на Организационно-педагогические условия воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России : деятельностный подход