Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-педагогические условия формирования творчества у воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тимофеева Галина Владимировна

Социально-педагогические условия формирования творчества у воспитателей дошкольных образовательных учреждений
<
Социально-педагогические условия формирования творчества у воспитателей дошкольных образовательных учреждений Социально-педагогические условия формирования творчества у воспитателей дошкольных образовательных учреждений Социально-педагогические условия формирования творчества у воспитателей дошкольных образовательных учреждений Социально-педагогические условия формирования творчества у воспитателей дошкольных образовательных учреждений Социально-педагогические условия формирования творчества у воспитателей дошкольных образовательных учреждений Социально-педагогические условия формирования творчества у воспитателей дошкольных образовательных учреждений Социально-педагогические условия формирования творчества у воспитателей дошкольных образовательных учреждений Социально-педагогические условия формирования творчества у воспитателей дошкольных образовательных учреждений Социально-педагогические условия формирования творчества у воспитателей дошкольных образовательных учреждений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тимофеева Галина Владимировна. Социально-педагогические условия формирования творчества у воспитателей дошкольных образовательных учреждений : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Москва, 2006 140 с. РГБ ОД, 61:06-13/1610

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методические основы формирования педагогического творчества у воспитателей дошкольного учреждения 12

1.1. Педагогическое творчество как философская и психолого-педагогическая характеристика профессиональной деятельности воспитателя детского учреждения 12

1.2. Основы управления формированием творчества педагогического коллектива в дошкольном учреждении 37

1.3. Социальная эколого-эстетическая среда дошкольного учреждения как фактор формирования педагогического творчества 53

Выводы по первой главе 60

Глава 2. Опытно-экспериментальное формирование педагогического творчества у воспитателей детского сада 62

2.1. Организация и условия проведения опытно-экспериментальной работы 62

2.2. Содержание формы и методы опытно-экспериментальной работы по формированию творчества у педагогов дошкольного образовательного учреждения 78

2.3. Оценка эффективности формирования педагогического творчествау воспитателей детского сада 105

Выводы по второй главе 110

Заключение 111

Библиография 114

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. В период глубоких социально-экономических изменений в России происходит переоценка всей системы общественных отношений. Существенные изменения претерпевает и система дошкольного образования (созданы учреждения разного вида, разработаны вариативные программы, развиваются учреждения дополнительного образования и другие).

Происходящие изменения предъявляют высокие требования к педагогам. Они должны обладать высокой профессиональной культурой, включающей педагогический такт, творческий подход к решению педагогических задач, умение взаимодействовать с детьми, сотрудниками детского сада и родителями. Об этом пишут многие педагоги, психологи: А.В. Антонова, К.Ю. Белая, А.А. Деркач, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Н.К. Крупская, И.Я. Лернер, А.С. Макаренко, Н.Д. Никандров, К.К. Платонов, Л.В. Поздняк, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и др.

Одним из важнейших показателей высокого профессионализма является педагогическое творчество. Оно имеет интегративный характер и, как отмечают специалисты, без него невозможна профессиональная педагогическая деятельность высокого уровня, и развивается оно по мере развития личности педагога и роста его профессионального опыта, мастерства.

Раскрывая структуру модели педагога-профессионала,

В.А. Сластенин среди таких необходимых ему качеств как отношение человека к миру, выделяет направленность, способности и особенности проявления креативности.

Творческий компонент в педагогической деятельности воспитателя, имеющего дело с детьми дошкольного возраста, которые тонко чувствуют

окружающую их атмосферу и ярко эмоционально реагируют на все происходящее, особенно важен. Известно, что эмоции ребенка неустойчивы, он быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое прямо противоположное предыдущему: от радости к глубокому огорчению и наоборот. Как правило, это требует быстрой и адекватной реакции воспитателя, творческого осмысления подхода к оценке ситуации и ее разрешению. Творческий подход к воспитательно-образовательной работе с детьми необходим постоянно, что определяется самим характером педагогической деятельности, часто требующей немедленной реакции и действия. Формируется такой подход в процессе повседневной педагогической деятельности. Вместе с тем возможность проявления педагогического творчества определяется целым рядом социально-педагогических условий. Прежде всего, требует управления этим процессом со стороны руководителя детского образовательного учреждения.

Руководителю всегда необходимо помнить, что он является центральной фигурой не только в организации профессиональной деятельности коллектива, но и в создании в учреждении тех условий, которые обеспечивают благоприятный психологический климат, хорошее настроение у сотрудников и детей, формирование у всех работников творческой активности. Доброжелательность, чуткость, тактичность, вежливость руководителя его творческое отношение к работе стимулируют проявление творческого подхода к деятельности и повышают эффективность работы коллектива.

Несмотря на необходимость, важность творческой составляющей в профессиональной педагогической деятельности воспитателя детского сада эта проблема разработана далеко недостаточно.

Налицо явное противоречие, заключающееся в необходимости организации и руководства целостным построением воспитательно-

образовательного процесса, требующего творческого подхода воспитателя к педагогической деятельности, направленной на осуществление всестороннего воспитания и развития детей недостаточной изученностью вопроса и не разработанностью проблемы управления формированием творчества педагогов дошкольного учреждения.

В связи с этим определена и тема исследования: «Социально-педагогические условия управления формированием педагогического творчества у воспитателей дошкольных образовательных учреждений».

Цель исследования: разработать целостную систему организации
социально-педагогических условий для управления формированием
профессионального педагогического творчества у воспитателей

дошкольного учреждения.

Объект исследования: педагогическое творчество воспитателя дошкольного учреждения.

Предмет исследования: социальные и педагогические условия управления формированием творчества воспитателя дошкольного учреждения.

Гипотеза исследования: эффективность управления формированием творческой деятельности педагогического коллектива будет успешно осуществляться, при создании социальных и педагогических условий:

Педагогические условия:

- выявление творческой индивидуальности каждого воспитателя и
оказание помощи в ее проявлении;

помощь воспитателю в осознании его творческой направленности;

обеспечение возможности повышения квалификации педагогических работников в дошкольном учреждении;

создание эмоционально благоприятной эколого-эстетической среды для творческой педагогической деятельности.

Социальные условия:

- управление творческим взаимодействием всех членов коллектива
дошкольного учреждения;

- изучение личностных качеств педагогов и учет их при расстановке
кадров, распределении общественных поручений между членами
коллектива;

- создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении;

забота о здоровье педагогов, обеспечение условий для его сохранения и укрепления;

организация и осуществление мер по созданию комфортной микросреды.

Цель, объект, предмет, гипотеза позволили определить задачи исследования.

Задачи исследования:

охарактеризовать содержание и сущность творчества воспитателя дошкольного учреждения в педагогическом процессе;

выделить и проанализировать особенности творческой эколого-эстетической образовательной среды в детском саду;

разработать социальные и педагогические условия деятельности управления учреждением дошкольного образования как фактор развития педагогического творчества и проверить их в эксперименте;

определить содержание и формы профессионального творческого взаимодействия сотрудников детского сада и проверить их эффективность;

выделить критерии сформированности творческой педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения.

Методологические основы исследования: Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические, культурологические положения, связанные с управлением педагогическим коллективом. Основой исследования являются положения отечественной педагогики о гуманитарно-творческом подходе к содержанию профес-

сионально-педагогической подготовки специалистов: А.В. Антонова, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Рапацкая, В.А. Сластенин, А.И. Савенков, Н.М. Сокольникова, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и другие; развитии творческого компонента в воспитательно-образовательной деятельности: М.А. Галагузова, А.Ю. Гончарук, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Э.И. Сокольникова, В.А. Сухомлинский; положение об интегрированных процессах в воспитательно-образовательной работе, обеспечивающих межпредметные связи и единое культурно-профессиональное творческое поле, развитие и саморазвитие личности, разработки вопросов управления образовательными учреждениями, учебно-воспитательным процессом: К.Ю. Белая, Е.Е. Вендров, Т.М. Давиденко, И.Д. Зверев, Т.С. Комарова, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, В.Н. Немов, М.М. Поташник, Р.Я. Спружа, П.И. Третьяков, А. Файоль, Л.И. Фалюшина, П.В. Худоминский, Т.Н. Шамова, Р.Х. Шакуров, И.К. Шклив.

Методы исследования: Аналитические: - теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме управления и творческого взаимодействия педагогического коллектива; экспериментальная работа с детьми в области интеграции искусства, и художественных видов деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Методы социологического исследования (анкетирование, тестирование, диагностирование, беседы с детьми, педагогами, родителями, моделирование педагогического процесса), использование активных методов в работе с детьми, статистическая обработка фактического материала.

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе федерального государственного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребенка - детского сада № 2» более 8-ми лет. В экспериментальной работе участвовало 16

воспитателей, 15 специалистов педагогов и 182 ребенка в возрасте от 3-х до 7-ми лет и их родители. Элементы управления были внедрены в систему работы государственного образовательного учреждения прогимназии № 1882 (14 воспитателей, 160 детей и их родители).

Научная новизна исследования: 1 .Разработана организационная модель управления формированием творческой педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, включающая организацию творческого взаимодействия педагогического коллектива, индивидуальный подход к каждому и др., которая позволяет стимулировать к объединению педагогический коллектив, и направлена на развитие творчества детей. 2.0пределены, обоснованы и экспериментально проверены социально-педагогические условия формирования педагогического творчества воспитателей ДОУ (создание эколого-эстетической среды, тематических зон, комнаты отдыха и др.).

3.Определены факторы творческой активности сотрудников (повышение профессиональной квалификации, создание условий для повышения профессионального мастерства и т.д.).

4.Разработаны критерии оценки формирования педагогического творчества.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована важная роль развития формирования творческой педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения в осуществлении воспитательно-образовательной работы в целом и в художественно-эстетическом воспитании детей, путем включения их в разные виды художественно-творческой деятельности. - Выделены и сформулированы педагогические и социальные условия развития творчества воспитателей, что способствует формированию художественного творчества у детей дошкольного возраста.

- Расширены представления о содержании и возможностях организации и
руководства воспитателями художественно-творческой деятельностью
детей, включающие разнообразные формы и методы работы и
использование интегрированных занятий.

- Разработаны критерии формирования педагогического творчества у
воспитателей дошкольных учреждений.

Практическая значимость исследования: заключалась в том, что разработанные и экспериментально проверенные условия, содержания и методы развития творчества у воспитателей и педагогов-специалистов дошкольного учреждения позволяют повысить качество воспитательно-образовательной работы с детьми.

Этапы исследования:

I ЭТАП (2001-2003 г.г.) -теоретико-поисковый, включал в себе изучение
и анализ научной, методической, психолого-педагогической, философской
литературы; определялись и формулировались цель, объект, предмет,
общая гипотеза и задачи исследования, дополнялся анализ и обобщение
теории управленческой деятельности, художественно-творческого
воспитания.

  1. ЭТАП (2003-2004 г.г.) - моделирующий, включал в себе разработку системы управления, социально-педагогических условий для творческой работы педагогов на основе интеграции, художественно-театрализованной деятельности с детьми; разрабатывалась система занятий, происходил отбор форм и методов работы.

  2. ЭТАП (2004-2005 г.г.) - опытно-экспериментальный, включая апробацию организационно-творческого механизма управления обусловливающего полноценное всестороннее развитие детей.

Анализ, обобщение и описание результатов исследования, и определение выводов. Написание текста диссертации и автореферата. Положения, выносимые на защиту:

1 .Педагогическое творчество работников детского сада может быть сформировано в процессе практической воспитательно-образовательной деятельности с детьми. Это требует продуманного управления со стороны руководителя учреждения, который определяет содержание управленческой деятельности, направленной на создание социально-педагогических условий для эффективной совместной педагогической деятельности, обеспечивающей всестороннее воспитание и развитие детей. 2.Важными условиями для успешного формирования творчества воспитателей и педагогов-специалистов дошкольного учреждения являются:

- создание эколого-эстетической среды, включающей разнообразные студии, тематические зоны, комнаты отдыха, зимний сад и др., обеспечивающие комфортные условия для педагогической деятельности и положительный эмоционально-психологический климат в учреждении;

постоянная работа по повышению квалификации педагогов в рамках учреждения (взаимопосещения, прохождение курсов, открытые занятия, тематические консультации и другие).

обогащение интеллектуально - эстетического уровня сотрудников учреждения;

совместная художественно-творческая деятельность взрослых и детей при руководящей роли взрослого;

организация совместной деятельности педагогов, направленная на формирование творчества детей (создание модели работы по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами театрализованной деятельности, подготовки художественных произведений с участием детей).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе проведения экспериментальной работы в федеральном государственном дошкольном образовательном учреждении «Центре

развития ребенка - детском саду № 2» Управления делами Президента Российской Федерации (УД П РФ). Ход и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры «Эстетического воспитания МГОПУ им. М.А. Шолохова, на конференциях Международной академии наук педагогического образования (июнь 2004г., январь 2005 г.).

Основные положения и результаты диссертационного исследования внедрялись в следующих формах:

разработка и проведение тематических занятий воспитателей с детьми;

создание парциальных программ по различным направлениям на основе опыта работы специалистов с детьми непрерывного образования, создание сценариев театрализованных постановок в разных возрастных группах;

публикаций по теме исследования;

методических объединений детских садов УД П РФ / 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 гг./;

выступление на международном мероприятии, посвященному празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы /2005г./;

- участие в экспозиции выставочного центра Третьяковской галереи /2003 г./, участие детей и педагогов в праздновании юбилея Третьяковской галереи / 2005г. /.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, заключения, библиографии, приложения.

Педагогическое творчество как философская и психолого-педагогическая характеристика профессиональной деятельности воспитателя детского учреждения

Становление и развитие личности ребенка в системе общественного воспитания и образования, особенно на этапе дошкольного детства во многом определяется педагогом. Это положение высказывали и развивали многие отечественные ученые-педагоги: К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский, С.А. Козлова, Л.Г. Семушина и др.

Определяя, значение учителя в формировании личности ребенка великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Воспитатель (преподавание есть только одно из средств воспитания), поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания». [181] Ушинский подчеркивал, что личность педагога ничем заменить невозможно, она определяет исход дела; никакие программы, никакие учебники не решают успех воспитания, он зависит от педагога.

Педагогика, по мысли К.Д. Ушинского включает в себя и науку и искусство. Значит деятельность педагога, воспитателя есть деятельность, основанная на педагогической теории и педагогическом творчестве -искусстве. Для того, чтобы личность педагога стала фактором формирования личности воспитанников, он должен быть профессионально грамотным творческим педагогом, членом педагогического коллектива, хранящим его традиции, разделяющим его взгляды, идеи, ценности. Он должен развивать и обогащать эти традиции. Подчеркивая значение коллектива в деятельности каждого его члена, А.С. Макаренко писал «Утверждая право отдельной личности, коллектив утверждает суверенитет коллектива». [124]

Н.Л. Толстой утверждал, что «воспитание детей есть только самосовершенствование воспитателей», подчеркивая тем самым, что педагогическая деятельность служит обогащению опыта воспитателя, его совершенствованию.

А.В. Луначарский, утверждая важность педагога в жизни ребенка, сравнивал учителя с грандиозным фильтром, через который проходит новая жизнь. «Для нас важно, - подчеркивал он, - чтобы педагог был универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного переживания маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил. В этом высокое дело педагога, и неоспоримо, что никакая другая профессия не ставит таких требований человеку. Педагог должен в себе осуществлять человеческий идеал» [120].

А.Н. Леонтьев отмечает, что личность формируется в процессе деятельности, в процессе развития отношения человека к миру, к обществу в широком смысле слова, в процессе усвоения общественно исторического опыта многих поколений людей. В формировании личности важную роль играет развитие психических процессов, названных выше. Так, направленность личности тесно связана с мировоззрением личности, ее убеждениями, идеалами. На формирование убеждений, идеалов, мировоззрения влияет много факторов и, прежде всего общество, в котором живет и трудится человек. Поэтому направленность личности, в которую включаются убеждения, идеалы, мировоззрения - являются социально обусловленными. Свойства личности и их составляющие определяют уровень управления, осуществляемый руководителем.

Большое внимание уделял личности педагога, его подготовке и постоянной работе педагога по повышению своего профессионального мастерства А.С. Макаренко, утверждая особое значение творчески работающего педагогического коллектива единомышленников. По мнению педагога и ученого, в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги не объединены в сплоченный творческий коллектив, то даже опытный и творческий педагог, оставаясь в одиночестве, не достигнет высоких результатов в работе с детьми.

В. А. Сухомлинский, отмечая роль педагога «влияния его собственной личности, индивидуальности на воспитание детей, писал: «Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога метод остается мертвой схемой. Ибо с того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с ним, кто его воспитывает, предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы, хочет видеть в нем свой идеал» [170].

Анализ исследований по проблеме подготовки воспитателя дошкольного учреждения (У.Ш. Ибрагимов, Л.А. Пенькова, Л.Г. Семушина и др.) позволил определить те умения и качества, которыми должен обладать педагог. Практически выделенные учеными умения совпадают. К ним относятся умения: развивающие, конструктивные, организаторские, коммуникативные, диагностико - прогностические (У.Ш. Ибрагимов). В исследовании Л.Г. Семушиной [157] осуществлен фундаментальный анализ деятельности воспитателя на основе которого ею определены профессиональные функции (роль, значение чего-нибудь; обязанность, по Толковому словарю русского языка СИ. Ожегова, Н.Ю. Шведова [140] ) педагога дошкольного учреждения: ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка; собственно педагогические функции, которые исключают осуществление воспитательно-образовательной работы в соответствии с программно-методическими требованиями и ее планирование; организационно-хозяйственные функции, которые предусматривают создание педагогических условий для успешного воспитания; функция самообразования.

Выделенные автором функции и качества педагога дошкольного профиля позволили автору создать теоретическую модель воспитателя детского учреждения и его подготовки, включая необходимые знания и педагогические умения (аналитические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные) направленные на оценку полученных результатов и определение педагогических задач.

Большое значение в педагогической деятельности имеют и личностные качества педагога. Рассматривая управление воспитательно-образовательным процессом в образовательном учреждении, известный ученый Т.И. Шамова подчеркивает нацеленность этого процесса на содействие развитию творчества, как педагога, так и ребенка. А для этого, с точки зрения ученого, необходимо, чтобы личность создавала себя саму, и организация социокультурной среды, открывающей возможности осуществления творчества. Отвечая на вопрос, каким должен быть воспитатель детского сада, Т.С. Комарова пишет: во-первых, он должен обладать личностными качествами необходимыми для работы, чтобы успешно работать с детьми; во-вторых, использовать профессиональное мастерство, для формирования всесторонне развитой личности, творческой, активной, обладающей высокими нравственными качествами.

Основы управления формированием творчества педагогического коллектива в дошкольном учреждении

Научные основы управления педагогическим коллективом в период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система дошкольного образования. Ее преобразование и развитие в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями и в первую очередь, - внедрение в практику дошкольного образовательного учреждения научно-педагогических достижений в области управления, его направленность на развитие педагогического творчества.

Управление в словаре русского языка СИ. Ожегова - дается такое определение управления «руководить, направлять деятельность кого - чего - ни будь» [140]. В Советском энциклопедическом словаре - управление трактуется, как .... «воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качеств, специфики, совершенствования и развитие».

В имеющейся управленческой литературе термины «управление» трактуется с трех позиций.

Согласно первой позиции, управление определяется как деятельность. Характеризуя эту позицию Т.И. Шамова и Т.М. Давыденко [200] в качестве примера приводят подход одного из основателей норм управления. А. Файоль, который рассматривал процесс управления, как деятельность по реализации целей организации. В качестве признаков этой специфической деятельности применительно к управлению образовательным процессом можно выделить следующие: функциональный состав (планирование, организация, контроль и руководство); - целевое назначение (организованность совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность их на достижение образовательных целей); - наличие субъектов образовательной деятельности.

Подобные определения являются важнейшими с точки зрения выделения управления как одного из видов социальной деятельности, имеющего в качестве своей цели получение, прежде всего, предметного результата.

Нам представляется, что А. Файоль выделил показатели, не учитывая их иерархии. Так «руководство» включает ранее названные показатели (планирование, организацию и контроль). Кроме того, мы считаем необходимым, включить и такой показатель как методы руководства. По мнению Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко, исследователи, представляющие вторую позицию, рассматривают управление как «воздействие» одной системы на другую, одного человека на другого или на группу людей. Для сторонников этой позиции управление - это целенаправленное воздействие человека на объект и изменение последнего в результате воздействия или процесс целенаправленных воздействий на другого человека, также приводит к изменению последнего.

Согласно третьей позиции, управление - это взаимодействие его субъектов. Под взаимодействием в философии понимается сложный многообразный процесс, в котором изменение субъектов происходит не просто взаимосвязано, а взаимообусловлено. Суть взаимодействия состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов. Кроме того взаимодействия — целостные; внутренне дифференцированная, само развивающая система. Такое толкование в большей степени соответствует реальной управленческой практике, так как, в силу того, что проявлениями взаимодействия являются общение и деятельность, оно содержит в себе указание на необходимость реализации, как субъектных отношений, так и субъект — субъектных отношений. В этом смысле взаимодействие выступает способом функционирования управления. Ученые подчеркивают, что от управления и выбора той или иной методологической основы зависит технология управления образовательным процессом на разных уровнях. Для этого также необходимо осмысливание насильственной и ненасильственной мировоззренческих систем. Нам импонирует предлагаемое Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко такое разделение управленческих систем. «Издавна, - пишут авторы, - в каждой культуре существовали, две альтернативы: - одна - ориентация на насилие; - другая - ориентация на ненасилие. Двум альтернативам соответствуют две ценностно-нормативные системы.

Первая из них базируется на подавлении, манипулированию поведением другого человека, на стремлении навязать ему свою волю и свое решение. Именно в такой системе развивалось представление о человеке как манипулированием, о котором нужно много знать и которым нужно уметь управлять.

Организация и условия проведения опытно-экспериментальной работы

Цель опытно-экспериментальной части исследования заключалось в том, чтобы проверить эффективность разработанной нами системы мер по организации творческой педагогической работы сотрудников, способствующих формированию художественно-творческих и развития общих способностей у детей.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе федерального государственного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребенка - детского сада № 2» Управления делами Президента Российской Федерации г. Москвы более 8 лет. В экспериментальную работу было включено 30 - педагогов: 16 -воспитателей, 14 - педагогов-специалистов и более 180 детей, дети всех -8-ми возрастных групп дошкольного учреждения. Задачи опытно-экспериментальной части исследования заключались в следующем: - проанализировать особенности и возможности творческой образова тельной деятельности в детском саду; - разработать социально-педагогические условия, направленные на формирование творчества педагогов и обеспечивающие содержание и формы профессионального творческого взаимодействия сотрудников детского сада и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе учреждения; - разработать критерии и определить уровни сформированности твор ческой педагогической деятельности воспитателей дошкольного учреждения.

Остановимся на тех условиях, которые мы считали необходимыми для создания благоприятного психологического климата и для формирования педагогического творчества и взаимодействия сотрудников учреждения:

Одним из важнейших условий мы считали создание в учреждении эстетической творческой среды, которая обеспечивала бы возможности творческой работы, расширяла информационную наполняемость, вариативность и целесообразную изменяемость обеспечивала бы психолого-педагогический комфорт работников. Организации среды в педагогическом учреждении придавали большое значение СТ. Шацкий, Г.Л. Рошаль, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Т.С. Комарова и др. Р.С. Немов рассматривал среду как совокупность внешних условий и факторов, в которых живет и развивается организм. Среда в дошкольном учреждении создается для детей и должна быть, направлена на осуществление разнообразных видов деятельности. Как подчеркивают исследователи важно не допускать перегруженность среды. «Перегруженность среды, - пишут Т.С. Комарова, О.Ю. Филлипс, - не позволяет детям сосредоточиться на чем-то, чем хотелось бы заняться, развивает рассеянность, притупляет взгляд, наблюдательность и вызывает нервные перегрузки и утомление. Такая среда оказывает на детей отрицательное влияние». [87]. «Для того, чтобы оно было положительным, - подчеркивают авторы, - предметно-пространственная среда должна быть эстетически организована «по законам красоты» и заключать в себе возможности осуществления детьми разнообразных игр, занятий, досуга и способствовать развитию детей. [87].

Предметно-пространственную среду данные авторы понимают более широко, включая не только внешнее оформление помещений, игрушки, детское творчество, но и взаимоотношения детей между собой и взрослыми, а также детей и взрослых. Эти отношения должны быть гуманистичными. Для этого среда должна быть профессионально направленной, обеспечивать всем необходимым педагогический процесс, ориентирована на руководство творческой деятельностью детей, и создавать комфортные условия для работы, обеспечивать благоприятный психологический климат; - среда в учреждении создавалась с учетом особенностей стилевого решения всех помещений, определяемые функциями и спецификой, той или иной деятельности детей в них; функциональное взаимодействие всех помещений. Наполнение конкретными предметами, отвечающими назначению конкретной студии, сочетающимися между собой по масштабу, стилю, назначению, месту в интерьере; - информативность среды помещений: комплексность, разнообразие материалов, обогащение предметной среды необходимыми материалами, игрушками, поделками детей, родителей, педагогов, произведениями народного декоративно-прикладного искусства, репродукциями произведений живописи; - вариативность и эпизодически изменяемая среда центров: создание особого колорита, что обеспечивается художественно-образным приемом, мобильностью компонентов. Изменение назначения творческой деятельности - отдых и релаксация, учет сезонных изменений. Насыщение центров произведениями детского творчества. Исходя, из выше перечисленного в результате исследования в дошкольном подразделении был создан художественно-эстетический центр.

Содержание формы и методы опытно-экспериментальной работы по формированию творчества у педагогов дошкольного образовательного учреждения

Основываясь на положении ученых [56,67,86] о том, что творчеству можно и нужно учить и что способствует этому осуществление реализации замыслов, направленных на творческое выполнение (будь то подготовка и проведение занятий, игры, театральное представление для детей, открытое мероприятие для коллег, выступление на педсовете). В связи с этим мы продумали систему коллективной работы на весь год по формированию педагогического творчества с целью совершенствования педагогического воспитательно-образовательного процесса с детьми.

Сентябрь - возвращение детей после летнего отдыха, приход новых детей. Организация педагогического процесса. Повторение усвоенного детьми в предыдущем году. Знакомство новых детей с дошкольным учреждением: групповыми помещениями, залами (музыкальным и физкультурным, изостудией, зимним садом и др.). Деятельность педагога в этот период требует от него такта, терпения, умения создать благоприятный психологический климат для всех детей. Особое внимание следует обратить на вновь пришедших детей, помочь им войти в жизнь группы. Попросить детей, давно посещающих дошкольное учреждение, быть внимательными к новым детям, по-доброму подсказывать им, что нужно делать, показывать в случае необходимости, как надо действовать.

Октябрь - открытые занятия для взаимного посещения, с целью повышения квалификации на местах. Осуществляются эти показы всеми воспитателями, педагогами и специалистами. Планы просмотра и обсуждения таких мероприятий обговариваются в коллективе.

Подготовка и проведение осенних досугов. От воспитателей требуется продуманное распределение действий между всеми детьми по подготовке и проведению этих эстетических явлений. Опираясь на знание индивидуальных особенностей детей, следует так включить каждого ребенка в процессе подготовки и проведения досуга, чтобы каждый чувствовал себя комфортно. Это, несомненно, требует от педагога творческого подхода к данному педагогическому процессу. - Ноябрь — Подготовка и проведение открытых занятий для родителей. Цель этой работы - показать родителям как осуществляется педагогический процесс. Проведения открытых занятий для родителей включает в себя: показ возможностей детей во время занятий (их работоспособность, усвоение материала детьми; индивидуальные особенности детей, проявляющиеся на занятии, уровень внимания, сосредоточенности, отношение к возникающим трудностям и другие) знакомство родителей с программой; показ уровня квалификации педагогов; их творческий подход к педагогической деятельности. И когда после таких занятий приходят родители и выражают свою благодарность за детей и за педагогов, которые с ними работают, то это для нас очень дорого; значит, работа с коллективом дает свои плоды.

С детьми подготовительных групп, изучающих английский язык, в конце ноября проводится карнавал на английском языке, куда тоже приглашаются родители. От творчества педагогического коллектива, других сотрудников детского сада зависит успех праздника, настроение детей, родителей коллектива взрослых, работающих в детском саду. - Декабрь - подготовка к новогоднему празднику коллектива педагогов и детей. Обсуждение общего плана праздника, распределение ответственных на определенные участки: подбор музыки, оформление зала, написание сценария, распределение ролей взрослых на празднике, продумывание костюмов, обсуждение последовательности действий всех участников, отбор сотрудников на закулисную работу и т.д. - Январь ( конец января ) - крупное театрализованное представление, осуществляемое ежегодно, ставшее традицией с участием детей всех групп, к этой постановке за пол года начинают готовиться костюмы, декорации, разрабатываются предметы, необходимые в использовании в постановке, с участием детей и родителей. Проводится целый блок тематических занятий по рисованию, лепке, аппликации, ознакомление с художественной литературой, развитию речи, экскурсии, направленные на постижение образов спектакля его глубокое осмысление. Это театрализованное действие показывается методическому объединению и потом повторяется на неделе театра.

Мы разработали схему-модель методических мероприятий, предшествующих к подготовке мюзикла «Кошкин дом», которая стала основой для подготовки проведения и других крупных творческих мероприятий. (См. Таб. Схема работы по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами театрализованной деятельности). - Февраль - подготовка и проведение празднования фольклорного праздника «Масленица» на воздухе. Здесь предполагается участие всех детей детского сада. Яркое, красочное, музыкальное действие завершается угощением блинами, сжиганием масленицы и катанием на лошадях. - Март - подготовка и проведение традиционно праздника в младших, средних и подготовительных группах, а в старших группах празднование 8 Марта проводится в бассейне, где представляется сказка на воде «Дюймовочка». - Март — в конце марта в нашем учреждении традиционно проводится «Неделя театра». Каждая возрастная группа готовит небольшое театрализованное представление. Показ театрализованных представлений продолжается всю неделю. Дети и родители посещают все спектакли. (Содержание театральной недели представлен в приложении). - Апрель - «1 апреля» - день юмора. К этому дню воспитатели продумывают и готовят юмористические сценки, ситуации, подбирают загадки, потешки. Они оформляют игровые комнаты, раздевалки, коридоры.

Похожие диссертации на Социально-педагогические условия формирования творчества у воспитателей дошкольных образовательных учреждений