Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ Топольская Евгения Анатольевна

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
<
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Топольская Евгения Анатольевна. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.05 / Топольская Евгения Анатольевна;[Место защиты: Московский государственный университет культуры и искусств].- Химки-6, 2014.- 400 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая «Методологические основания развития социально- культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования» 36

1. «Научная интерпретация понятия «социально-культурной рефлексии» 36

2. «Развитие социально-культурной рефлексии в контексте философского знания» 58

3. «Современные тенденции изучения социально-культурной рефлексии личности» 89

Основные выводы главы 110

Глава вторая «Теоретические подходы к развитию социально-культурной рефлексии» 113

1. «Развитие социально-культурной рефлексии личности как актуальная проблема психолого-педагогической науки 113

2. «Функции социально-культурной рефлексии» 136

3. «Педагогический потенциал развития социально-культурной рефлексии» 158

Основные выводы главы 188

Глава третья «Концептуальный подход к развитию социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования» 193

1. «Содержание педагогического процесса развития социально-культурной рефлексии в учреждениях образования и культуры» 193

2. «Сущностные составляющие процесса развития социально-культурной рефлексии в учреждениях образования и культуры» 216

3. «Стадиальный подход к развитию социально-культурной рефлексии личности» 242 Основные выводы главы 267

Глава четвертая «Технологические подходы реализации теоретико-методологических оснований социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования» 270

1. «Технологический компонент развития социально-культурной рефлексии личности» 273

2. «Моделирование - важнейший компонент развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования» .300

3. «Мониторинг – важнейший компонент динамического развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования» .324

Основные выводы главы 352

Заключение 355

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация общественного становления характеризуется значительными изменениями в политической, экономической, духовно-нравственной жизни России, создаваемыми условиями современного образования. Прежде всего это связано с появлением нового типа социальных отношений, определяемыми отказом от сложившихся стереотипов поведения и мышления, развитием активного, творчески преобразующего отношения к личностному и профессиональному развитию.

В связи с этим в государственных документах обосновывается осуществление глубоких изменений в содержании образования. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г., Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг. раскрыты цели модернизации российского образования, подчеркнута ее направленность на создание условий для раскрытия природного потенциала человека.

Это определяет многоаспектные задачи психолого-педагогической науки, связанные с выработкой новой образовательной парадигмы, включающей в себя как освоение традиционных духовных ценностей, так и активизацию способностей личности к самоактуализации в информационном обществе. Образование в этом случае становится частью общего культурного пространства, что предполагает активизацию познавательной самостоятельности личности, развитие рефлексивного сознания и ценностного отношения к окружающему миру, понимание значимости культуросозидающей деятельности.

Важнейшими факторами, побуждающими личность к определенному типу поведения, служат социальные установки, личностные диспозиции и мотивы, социальный опыт, аккумулирующие ее природные задатки. Профессия помогает личности адаптироваться к социуму, однако прежде личность призвана освоить смыслы и ценности культуры.

В процессе освоения смыслов и ценностей гуманитарной культуры формируется духовность личности, мировоззрение, понимание своего места и роли в обществе. Учреждения культуры и образования актуализируют способность самовыражения личности в мире культуры, ее осознанного выбора между созиданием и разрушением, насилием и терпимостью, добром и злом. Помочь в этом сознательном выборе могут учреждения культуры и образования, что позволит ввести личность в пространство культуры и образования. Тем самым культура и образование органически объединяется с гуманизацией, организуя интегративный комплекс, выступающий феноменологической структурно-содержательной основой идеальной модели теоретико-методологических оснований развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования.

В этом контексте возрастает внимание ученых к изучению проблемы развития у учащейся молодежи социально-культурной рефлексии, которая рас-

сматривается как существенный компонент интеллектуальной культуры (Н.Г. Алексеев), важнейший механизм саморегуляции и развития (Р. Адлер), необходимая составляющая социально-психологической компетентности (А.В. Филиппов). Исследователи отмечают, что потребность в рефлексивности становится универсальной.

На современном этапе развития нашего общества многие учащиеся молодые люди не способны адаптироваться к изменившимся политическим, экономическим и социальным реалиям, оказываются «лишними людьми» в динамичном мире.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что социально-культурная рефлексия есть совокупность способов адекватной оценки окружающей действительности и самооценки учащейся молодежи, базирующаяся на специфической интерпретации традиционных и современных ценностей и смыслов и воплощенная в комплексе взглядов, образов, мифов и символов, которые используются для адаптации к социокультурной ситуации.

В процессе рефлексивной деятельности происходит переосмысление, а затем и перестройка субъектом самосознания, и как следствие своего поведения, отношения к окружающему миру применительно к разным сферам человеческой деятельности.

Поэтому остро встает необходимость концепции развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования. Здесь большое значение имеет опора на теоретические положения о влиянии социально-культурной деятельности на современную учащуюся молодежь. Этот процесс требует разработки, методологически обосновывающей ведущие внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для развития социально-культурной рефлексии. При этом базовый комплекс развития (личностного и профессионального) в процессе социально-культурной деятельности понимается как способность личности самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности и социального поведения, т.е. готовности и способности к жизненному самоопределению и дальнейшей самоактуализации.

Особой значимостью в развитии социально-культурной рефлексии в этом контексте обладают выработка жизненной позиции, актуализация нравственных и эстетических идеалов, осмысление способов самоопределения в жизненной практике. Это обусловлено и необходимостью достаточно четко сформулировать требования по определению каждым учащимся молодым человеком индивидуального стиля жизни, развитию у них способности к культурному самоопределению как к стержневому свойству личности.

Спорность трактовок социально-культурной рефлексии направлена на развитие сознания современного молодого человека, переосмысление им культурных явлений и своего культурного опыта в поисках новых парадигм собственного культурного роста, существующей системы ценностей, норм и принципов, необходимых путей совершенствования образования.

Духовное возвышение, направляемое учреждениями культуры и образования на насыщение социально-культурной рефлексии смыслотворчеством и

жизнетворчеством, становится механизмом движения к идеалу, постоянному самосовершенствованию на основе самооткрытия и реализации личностного творческого потенциала личности.

Актуальность исследования заключается в необходимости разработки теоретико-методологических оснований развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования, отвечающих значимым требованиям общественного развития. Процесс развития социально-культурной рефлексии можно сориентировать на повышение уровня социальной адаптации личности в современном информационном обществе и активизацию способностей личности к разностороннему самосовершенствованию и самоактуализации на практике.

Степень научной разработанности проблемы Анализ научных работ, посвященных различным аспектам развития личности, позволяет заключить, что данная проблематика во многом соприкасается с изучением тех или иных аспектов рефлексии в целом. В то же время в современной философской и психолого-педагогической литературе отсутствуют работы, в которых были бы объединены в целостную систему исследования основных историко-философских концепций рефлексии, дан содержательный анализ феномена социально-культурной рефлексии, а также рассмотрена роль этого вида рефлексии в целостном становлении будущих специалистов в сфере культуры и искусства.

В результате изучения терминологии семантического поля «развитие рефлексии» выявлено, что исторически сложившимся значением слова «рефлексия» является «направленное и управляемое изменение». Соответственно, значение «отражение» появилось в результате более позднего развития языка.

Понятие «социально-культурная рефлексия» рассматривается прежде всего в философском, психологическом и педагогическом аспектах. Античные мыслители видели назначение рефлексии в способности разума направлять и приводить себя в единство в процессе взаимодействия с многообразием отдельных вещей. Так, в платоновском диалоге «Тимей» излагается учение о материи («chora»), которая является условием функционирования рефлексии, будучи «вместилищем» идей ума. Однако сама «хора» постигается в смутном не-рефлектируемом переходе между сном и явью, знание о ней получается в результате «незаконного рассуждения», т.е. в стихии творческого воображения. В платоновской концепции диалектики существенную системообразующую роль играет рефлексия.

В истории науки понятие рефлексии расширилось от первоначального значения, что было связано с одной из важнейших проблем философии Нового времени - проблемы обоснования источника знаний человека. Так, Рене Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, отвлекаясь от всего внешнего, телесного. Полученное в результате знание о самом себе - есть единственно достоверное знание, которое становится основанием для последующих размышлений о существовании Бога, о свойствах физического мира.

Дж. Локк рассматривал рефлексию как внутренний опыт, являющийся основным источником знаний, в отличие от опыта внешнего, основанного на восприятии окружающего мира органами чувств. Важно отметить, что именно от Локка идет традиция собственно научного изучения рефлексии. Локк впервые выделил рефлексию как особую психическую реальность. В учении Бенедикта Спинозы феномен рефлексии соотносится с вопросом о свободе.

Наиболее полно учение о рефлексии разработано в немецкой классической философии. И. Кант использует понятие «рефлексия» с целью разъяснить специфику работы сознания. Кроме этого, Кант употребляет понятие «рефлектирующая способность суждения» («Критика способности суждения»). В логике авторской концепции, особое значение приобретают выдвинутые И.Г. Фихте идеи о связи рефлексии с самосознанием. Философ считал, что путь от сознания к самосознанию есть путь духовного роста, путь действительного изменения человека. У Г.В. Гегеля эта обращенность познания на самого себя и одновременное «присвоение» истории объявляется объективным движением самого разума в его направленности на экспликацию оснований самого мышления.

Значение рефлексивных знаний особенно интенсивно развивается в философии Западной Европы в конце XIX - XX вв. В феноменологии Э. Гуссерля рефлексия трактуется как универсальный способ познания сознания, которое становится ясно постигаемым и анализируемым». Современная герменевтика (Г. Гадамер, П. Рикер, К. Ясперс) усматривает основную функцию рефлексии в интерпретации и обосновании смысла, определяя рефлексию как отношение между смыслом и «Я».

Философия экзистенциализма (Ж. Сартр, М. Хайдеггер) открывает в рефлексии новое содержание: она приобретает этическое свойство, становясь голосом совести человека и обретая контролирующую сознание функцию. Рефлексия побуждает человека оценить свою нравственную позицию, определить назначение своего бытия.

Во всех этих теориях содержатся позиции, которые легли в методологическое основание авторской концепции развития социально-культурной рефлексии. В первую очередь, это идеи о том, что рефлексия, как построение картины деятельности, дает сознанию личности материал, открытый наблюдению, критике и последующему изменению. Личность способна конструировать из существующих фактов новые представления и стратегии поведения.

В ходе разработки авторской концепции особенное внимание было обращено на исследования, затрагивающие проблематику влияния рефлексии на процессы самопознания, самосовершенствования, творческой активности. Согласно учению П. Тейяра де Шардена, рефлексия - это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением. Путем этой индивидуализации самого себя внутри себя живой элемент, до того распыленный и разделенный в смутном кругу восприятий и действий, впервые превращается в центр, в котором все представления и

опыт связываются и скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию.

Последствием подобного превращения является усиление импульса к совершенствованию: рефлексирующий человек в силу самого сосредоточивания на самом себе становится способным развиваться и активизировать деятельность внутренней жизни.

В отечественной философии идеи рефлексии традиционно рассматриваются в рамках гуманистической модели теории всеединства (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк). Согласно взглядам этих мыслителей, принцип рефлексии ложится в основание человеческого бытия, так как содержит ценностно-смысловые константы, которыми являются идеалы-смыслы, доминантами осмысленного личностного жизнестроительства.

В философских трудах представителей различных течений подтверждается, что рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека связана с внутренними преобразованиями личности, включая осмысление стереотипов мышления.

В психологическом аспекте рефлексия рассматривается в основном через сопоставление с личностной рефлексией.

Исследования в этой области ведутся с начала 60-х годов XX века Б.М. Кедровым, В.А. Лекторским, И.Б. Михайловым, С.Л. Рубинштейном и др.

Способность к рефлексии, как показывают ученые, выступает одной из главных характеристик творчества. Личность становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.

Учеными обосновывались системно-деятельностные детерминанты рефлексии личности (В. В. Давыдов), системная взаимосвязь рефлексии и способностей (В. П. Зинченко), социально рефлексивные детерминанты самосознания, создана концепция «социальных эстафет» (М.А. Розов), в которой особое место занимают явления рефлексивной симметрии, означающие преобразование одного акта деятельности в другой в результате изменения рефлексивной позиции субъекта и др.

В конце XIX - начале XX века проблемы рефлексии становятся особо актуальны. Это нашло подтверждение в трудах О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера, Ч. Хортона Кули, Дж. Г. Мида, П. Сорокина, О. Тоффлера.

Изучение педагогического потенциала социально-культурной рефлексии определяется и необходимостью развития готовности у молодежи к самореализации и самоактуализации в информационном обществе, к преодолению кризисов личностного и профессионального становления, гибкости сознания, открытого к перестройке смысловых структур профессиональной направленности, переориентации на новые цели, коррекции социально-культурной позиции.

Все это возможно лишь при опоре на хорошо развитую социально-культурную рефлексию, которая создает базис для постоянного управления собственным развитием» (А.С. Ахиезер).

Отсюда, социально-культурная рефлексия предполагает, выход в позицию «над» и «вне» и позволяет людям прогнозировать и проектировать свои действия, влиять на действия других. По мнению академика Г.Н. Филонова, рефлексия вносит имплицитные изменения в ориентации личности, направляет его на открытость собственных позиций, выявление их радикального или консервативного характера и т.д.

Следовательно, рефлексия выступает как фактор самоорганизации личности, ее гуманистической направленности в процессе диалоговых отношений и выработки конструктивных решений и такой тип рефлексии представляется важнейшим качеством в определении социально-культурной рефлексии.

В работах В.А. Лефевра сформулированы основы прикладных исследований рефлексии, описана формализованная модель рефлексивных структур, анализирующих, в том числе, конкретные субъекты со своими «субъектными мирами» в рамках социума.

В конце 80-х годов XX века Г.П. Щедровицкий обосновал нормативно-деятельностный и системно-структурный подходы к пониманию рефлексии. Он трактовал рефлексию как «смену позиций» и создал первую абстрактную модель рефлексии в целом, что позволило разработать тренинго-игровые технологии, которые развивали способность личности к самоорганизации, самопроектированию на основе социального взаимодействия и корпоративного творчества.

В целом, ученые занимаются проблемой рефлексии на стыке психологии, культурологии, социологии, что указывает на важнейшие составные части социально-культурной рефлексии заключающейся в способности личности управлять своими отношениями, своей культурой, изменением, углублением своей личности (Т.И. Заславская, С.Я. Матвеева и др.).

С точки зрения авторской концепции развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования, актуально, что в центре этого процесса находятся стремление личности к интериоризации духовных ценностей культуры.

Анализ проведенных учеными междисциплинарных исследований свидетельствует о значимости изучения влияния социально-культурной рефлексии на развитие личности в современных условиях, показывает значение разрабатываемых проблем сотворчества (Н.Г. Алексеев, И.С. Ладенко, И.Н. Семенов). Это направление характеризуется стремлением постичь специфику развития и реализации феноменов высшего уровня психики человека - его рефлексивно-инновационных возможностей (СЮ. Степанов), рефлексивно-творческого потенциала (Е.З. Кремер), творческой уникальности человека (Е.П. Варламова), жизнетворчества (А.С. Сухоруков), сотворчества (А. В. Овсянников) и др.

Принципиальные подходы к педагогическому изучению социально-культурной рефлексии сформулированы в работах Б. 3. Вульфова.

Теория и практика опоры на развитие рефлексивных механизмов гармонизации взаимодействия человека и социума, подготовки к нему нашли отражение в работах А. В. Мудрика, И.А. Липского, Л. Е. Никитиной и др.

Особенности формирования социально-культурной рефлексии и ее связь с задачами повышения эффективности воспитания личности раскрыты в работах М.А. Ариарского, Л.С. Жарковой, Ю.Д. Красильникова, Ю. А. Стрельцова и др.

Контент-анализ диссертационных исследований конца 1990-2000-х гг. показал, что проблематика развития рефлексии затрагивается в ряде психологических и философских исследований. Рассмотрены социально-психологические аспекты становления культуры рефлексии педагога в профессионально значимых жизненных ситуациях (Е.В. Корецкая, 2002); выявлены исторические типы рефлексии бытия игры в культуре (Л.Ю. Культенко, 2002), изучены структура, формы и функции социальной рефлексии (Е.М. Ковшов, 1999) и др.

Потенциал развития рефлексии изучен и в педагогическом аспекте: опи-саны педагогические условия формирования рефлексии на различных возрастных этапах становления личности (Л.Г. Бортникова, 2000; Н.И. Рослякова, 1999; Е.В. Сподаренко, 2008 и др.); разработана система теории и практики рефлексивного образования на основе феноменологического подхода (Г.П. Зве-нигородская, 2002) и т.д.

Особый интерес представляли для нашего исследования научные труды ученых, занимающихся теорией, методикой и организацией социально-культурной деятельности, а также теорией и методикой профессионального образования (Н.К. Бакланова, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, А.А. Жаркова, А.Г. Ка-закова, А.С. Каргин, А.А. Ласкин, Е.В. Моздокова, СМ. Оленев, B.C. Садовская, Е.Ю. Стрельцова, О.В. Стукалова, Т.В. Христидис, В.И. Черниченко, В.В. Чижиков, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.).

Таким образом, различные аспекты развития рефлексии и ее влияния на становление личности в современном обществе достаточно обстоятельно изу-чены психолого-педагогической наукой.

Однако в результате многолетних исследований, охватывающих большой объем деятельности учреждений культуры и образования было выявлено, что имеется существенное противоречие между объективной потребностью общества в воспитании личности с развитой социально-культурной рефлексией и от-сутствием системно обоснованных теоретико-методологических оснований реализации данного процесса на практике. Недостаточно исследованными в на-стоящее время являются также и проблемы адаптации личности в информационном поликультурном обществе, ее нравственного самоопределения, готовности к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации на основе освоения духовных ценностей культуры.

Следовательно, актуальность проблемы развития социально-культурной рефлексии обусловлена острой проблемой изучения педагогического потенциала этого процесса, влиянием рефлексирующего самосознания на профессиональное и личностное становление современной учащейся молодежи; недостаточной разработкой теоретико-методологических оснований разви-тия социально-культурной рефлексии в учреждениях культуры и образования; отсутствием исследований роли социально-культурной деятельности в этом

процессе, прогнозом возможности опоры на социально-культурную рефлексию в ходе преодоления деструктивных социальных и психологических явлений в молодежной среде.

Обосновывая значимость развития социально-культурной рефлексии в становлении личности современного молодого человека и отмечая ряд противоречий, имеющихся в данной области психолого-педагогической науки, мы определили тему исследования: «Теоретико-методологические основания развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования».

Целью исследования является разработка теоретико-методологических оснований развития социально-культурной рефлексии личности, обосновывающей содержание и условия эффективной деятельности и взаимодействия учреждений культуры и образования и реализации их на практике.

Объект исследования: личностное и профессиональное становление современной учащейся молодежи.

Предмет исследования - теоретико-методологические основания развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования.

Задачи исследования:

провести системный анализ философских, психологических и педагогических аспектов развития социально-культурной рефлексии личности, отраженных в научной литературе, а также существующих педагогических теорий этого процесса, выявив доминантные теоретико-методологические позиции, необходимые для обоснования авторской концепции;

разработать авторскую концепцию развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования, ее сущностные составляющие этого процесса;

выявить ключевые функции и факторы, обусловливающие педагогический потенциал и социально-культурную рефлексию личности в учреждениях культуры и образования;

раскрыть наиболее эффективные направления педагогической деятельности по развитию социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования;

- обосновать стадийный подход к процессу развития социально-
культурной рефлексии личности;

научно обосновать авторскую концепцию социально-культурной рефлексии личности как способа освоения общечеловеческих ценностей через активизацию творческих и эмоционально-ценностных начал личности;

выявить важнейшие условия развития социально-культурной рефлексии, направляющей молодежь на повышение уровня социальной адаптации в современном информационном обществе, самоактуализацию в культуротворче-ской деятельности;

раскрыть содержание педагогического процесса развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования;

- разработать специфические технологии и педагогические ситуации для
эффективной реализации разработанных концептуальных теоретико-
методологических позиций, направленных на актуализацию у молодежи нрав
ственных и эстетических идеалов;

- определить способы культурного самоопределения как стержневого
свойства личности, обеспечивающие устойчивое восприятие ценностных ори
ентации;

выявить критерии и уровни развития социально-культурной рефлексии; разработать мониторинг этого процесса для каждой из его стадий;

обосновать и экспериментально проверить дидактическое обеспечение реализации авторской концепции в педагогическом процессе в учреждениях культуры и образования;

разработать научно обоснованные рекомендации по внедрению в педагогическую практику технологий развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования будет наиболее эффективным, если:

- содержание и организация педагогического процесса в учреждениях
культуры и образования осуществляются на основе теоретико-
методологических позиций авторской концепции, направленной на актуализа
цию у молодежи нравственных и эстетических идеалов, освоение способов
культурного самоопределения как стержневого свойства личности, обретения
устойчивых ценностных ориентации и навыков адаптации в социально-
культурной ситуации информационного общества, преодоление негативных
явлений в становлении современной молодежи;

- продуктивно реализовать основные педагогические условия направления
развития социально-культурной рефлексии личности, включая педагогическую
организацию личностно и профессионально значимого диалога по поводу со
держания и форм массовой культуры на материале глубокого осмысления ду
ховных и эстетических ценностей, содержащихся в различных классических
текстах; формирование нравственно развитой личности на основе развития эм-
патийных способностей в диалоговом пространстве занятий; актуализацию
осознания значения социально-культурной деятельности как способа сохране
ния и развития общечеловеческих ценностей через приоритет творческих и
эмоционально-ценностных начал личности;

- в педагогическом процессе учреждений культуры и образования будет
внедрено дидактическое обеспечение развития социально-культурной рефлек
сии личности (проектно-деятельностные технологии, учебные программы
спецкурсов, тематические планы научно-практических семинаров и конферен
ций; циклы лекций, методические рекомендации по организации воспитатель
ной работы; проектно-деятельностные технологии развития социально-
культурной рефлексии личности и др.).

Методологическими основаниями авторской концепции являются:

философские идеи развития рефлексии (Платон, Дж. Локк, Р. Декарт, И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В. Гегель и др.);

труды отечественных мыслителей, посвященные проблемам духовного совершенствования на основе развития рефлексивного сознания (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и др.);

теоретические положения создания целостного педагогического процесса воспитания и образования (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и др.);

фундаментальные психолого-педагогические исследования по проблемам развития личности (А.Г. Асмолов, С.Л. Рубинштейн и др.);

педагогические теории о ведущей роли социально-культурных факторов в процессе воспитания (Н.Д.Никандров и др.);

научная концепция А.Д. Жаркова о социально-культурной деятельности как эффективном механизме становления культуросозидающей личности;

теоретические разработки в области развития системно-деятельностных детерминант рефлексии (В.В. Давыдов), идеи системной взаимосвязи рефлексии и способностей (В .П. Зинченко), теория «социальных эстафет» (М.А. Розов);

- основы прикладных исследований социально-культурной рефлексии
(В.А. Лефевр, Г.П. Щедровицкий и др.);

представления о роли социально-культурной рефлексии в развитии гуманистической направленности личности (Г.Н. Филонов и др.);

исследования в области повышения эффективности воспитания личности, раскрытые в работах М.А. Ариарского, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова и др.;

педагогические подходы к развитию социально-культурной рефлексии, сформулированные Б. 3. Вульфовым, А.В. Мудриком и др.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научных трудов в области педагогики, психологии, философии, культурологии и социологии; системное изучение факторов педагогического потенциала развития социально-культурной рефлексии в учреждениях образования и культуры; социологические методы (анкетирование, интервьюирование, письменные опросы, аналитическая диагностика); независимая экспертиза; экспериментально-практическая проверка внедрения диадактического обеспечения авторской концепции развития социально-культурной рефлексии (математическая статистика; моделирование; изучение и систематизация педагогической документации; обобщение передового педагогического опыта развития социально-культурной рефлексии, лонгитюдные исследования); ретроспективный анализ собственного опыта педагогического опыта.

Научная новизна исследования состоит в том, что в ходе обобщения и анализа исследовательских материалов, классификации полученных в процессе исследования данных, а также в результате многолетней педагогической деятельности выявлены теоретико-методологические основания авторской концепции развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования как новое направление в научной специальности по

педагогике: «теория, методика и организация социально-культурной деятельности».

Определено, что воспитание у учащейся молодежи качеств полноценного и самобытного участника жизни общества, обладающего высокой мотивацией к постоянному духовному совершенствованию, а также преодоление свойственных современному поколению деструктивных качеств потребительского отношения к культуре, негативизма, отсутствия четких ориентиров на самореализацию в коллективе, неустойчивости стратегии жизнестроительства, аддиктивно-го поведения наиболее продуктивно в процессе развития социально-культурной рефлексии.

Раскрыто содержание педагогического процесса развития социально-культурной рефлексии, направленного на выработку активной жизненной позиции на основе освоения ценностных ориентации, актуализацию нравственных и эстетических идеалов, осмысление способов личностного и профессионального становления, формирование стремления к культуросозидающей деятельности.

Выявлено, что важнейшим условием развития социально-культурной рефлексии в учреждениях культуры и образования является опора на усиление общественного значения социально-культурной деятельности, другими условиями эффективного развития социально-культурной рефлексии являются гибкое использование традиционных и инновационных методов обучения с учетом психологических особенностей личности; индивидуализация обучения.

Выяснено, что актуализация субъективной позиции личности осуществляется посредством инициирования рефлексивной позиции, стимулирования личностных достижений и включения в личностно-значимую деятельность поэтапной психолого-педагогической диагностики уровней социально-культурной рефлексии.

Конкретизировано определение социально-культурной рефлексии личности, которая трактуется как совокупность способов адекватной оценки окружающей действительности и самооценки молодежи, базирующаяся на специфической интерпретации традиционных и современных ценностей и смыслов и воплощенная в комплексе взглядов, образов, мифов и символов, которые используются для адаптации к социально-культурному пространству.

Научно обосновано, что сущностными составляющими развития социально-культурной рефлексии личности являются: комплексная синтетическая природа и особый статус в структуре психических процессов; позитивное влияние на процессы самопознания и осмысления связи с социумом, своих возможностей и их границ в процессе становления, на обогащение мотивов поведения и деятельности личности; направленность на децентрацию личности, ее выход за пределы собственного внутреннего мира в пространство свободного саморазвития.

Выявлены ключевые функции развития социально-культурной рефлексии личности: проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников социально-культурного процесса); организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в коллективной социально-

культурной деятельности); коммуникативная (как условие продуктивного общения участников социально-культурного процесса); смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия); мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников социально-культурного процесса на результат); коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

Доказано, что наиболее значимы среди них смыслотворческая и коммуникативная функции, обеспечивающие появление нового индивидуального смысла социально-культурной деятельности, расширяющего границы самосознания личности учащегося молодого человека.

Раскрыты факторы, обусловливающие педагогический потенциал развития социально-культурной рефлексии личности при реализации теоретико-методологических оснований в учреждениях культуры и образования:

оптимизирующего влияния этого качества личности на процессы самосознания, творческого самоизменения личности и раскрытия мотивации на самосовершенствование и созидательную культуротворческую деятельность;

активного взаимодействия с этим процессом возрастных психологических особенностей личности;

стимулирования личности к переосмыслению наиболее значимых культурных явлений и своего культурного опыта в поисках новых парадигм развития культуры и духовного самосовершенствования;

стадиальности развития социально-культурной рефлексии, которая определяет ее сложный и противоречивый характер, сочетающий смысложизнен-ные стратегии, психические изменения и активность таких процессов, как ин-териоризация ценностей, формирование и трансляция социально-культурного опыта, освоение навыков самореализации и самоактуализации, гармония личностного и профессионального становления;

глубокой укорененности развития социально-культурной рефлексии в разворачивании жизненного пути каждой личности, так как этот процесс взаимосвязан с самосознанием, раскрывает особенности духовного мира человека, влияет на способ организации умственной деятельности и представления внутреннего мира в ходе принятия решений.

Показано, как социально-культурная рефлексия имеет способность приобщать индивидуальное мышление и индивидуальную деятельность к социально-культурному пространству, выделены стадии развития социально-культурной рефлексии: стадия импульса, стадия сомнений и колебаний, стадия принятия решения, стадия преобразований самого себя и воздействия на других в новом качестве.

Подтверждено, что на четвертой стадии растущий человек в процессе развития социально-культурной рефлексии осознает цели социально-культурной деятельности как личностно значимые, побуждающие волю и мотивацию к достижению высшей точки жизни - самоактуализации, данная стадия не является завершающей, а раскрывает новые возможности самосовершенствования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что научно обоснованы теоретические позиции, направленные на актуализацию у учащейся молодежи нравственных и эстетических идеалов, освоение способов культурного самоопределения как стержневого свойства личности, обретения устойчивых ценностных ориентации и навыков адаптации в социально-культурной ситуации информационного общества, преодоление негативных явлений в становлении современной учащейся молодежи.

Теоретически обоснованы педагогические направления, повышающие эффективность разработанной авторской концепции диссертанта, построенной на основе педагогической организации личностно и профессионально значимого взаимодействия всех субъектов процесса на материале глубокого осмысления духовных и эстетических ценностей, содержащихся в различных классических текстах; формирование нравственно развитой личности на основе развития эмпатийных способностей в диалоговом пространстве занятий; актуализация осознания значения социально-культурной деятельности как способа сохранения и развития общечеловеческих ценностей через приоритет творческих и эмоционально-ценностных начал личности.

Разработана теория дидактического обеспечения развития социально-культурной рефлексии в педагогическом процессе учреждения образования и культуры, включающая: технологический компонент (технология реализации смыслотворческой функции, технология активизации коммуникативной функции социально-культурной рефлексии, деятельностная технология реализации проекта; цикл тренинговых занятий); моделирующий компонент (педагогическая модель развития культурного опыта учащейся молодежи в процессе подготовки и проведения «культурных событий»; программы спецкурсов, циклы лекций и др.); диагностический компонент (стадиальный психолого-педагогический мониторинг уровней развития социально-культурной рефлексии) личности молодого человека.

Определено, что разработанные технологии социально-культурной рефлексии предполагают реализацию определенных педагогических ситуаций, требующих самоопределения личности в социально-культурной деятельности, педагогическое обеспечение «самодвижения личности» в процессе проявлений ее творческой активности.

Теоретически обоснованы уровни и критерии развития социально-культурной рефлексии, позволяющие осуществлять мониторинг этого процесса на всех его стадиях.

Экспериментально доказано, что критериями высокого уровня развития социально-культурной рефлексии личности учащегося молодого человека являются: корреляция уровней созидательной культуротворческой деятельности и самооценки; высокий уровень ответственности в выстраивании социально-культурного поведения; готовность к реализации собственных целей с учетом интересов и потребностей участников процесса; позитивное отношение к миру и другим людям; уровень осознания социально-культурной деятельности как необходимой жизненной ценности. Средний уровень, который определяется как «достаточный», характеризуется следующими критериями: целостное по-

нимание значимости культурных ценностей, закономерностей формирования культурных традиций; позитивное восприятие содержания социокультурных норм и принципов; мировоззренческая сознательность; интеллектуальная и творческая активность в выработке аналитико-синтетических и рефлексивных навыков мышления; достаточный уровень владения исследовательскими умениями и навыками; стремление к самостоятельной выработке эстетических суждений, умозаключений, взглядов и убеждений. Начальный уровень раскрывается в таких критериях, как отсутствие понимания взаимосвязей и закономерностей в познаваемых фактах, объектах и явлениях окружающего мира; недостаточная мировоззренческая осознанность собственных поведенческих стратегий; низкий уровень анализа своей профессиональной деятельности, отсутствие или низкий уровень критической оценки окружающей действительности и понимания ценности самой человеческой жизни.

Выделены признаки деформации в процессе развития социально-культурной рефлексии, раскрывающие возможность для их педагогически направленной корректировки:

трудность принятия точки зрения другого человека;

нечувствительность мышления личности к проблемам, которые возникают в процессе реализации решения (низкая способность к синхронной рефлексии);

эгоцентризм мышления (личность проектирует и исполняет действия, не соотнося их рефлексивно с другими людьми, на которых они направлены);

стереотипность мышления (при принятии решения в конфликтной ситуации личность не способна отрефлексировать позиции всех участников данной ситуации и поэтому оказывается «в плену» стереотипов, оправдывая свое поведение, и т.д.).

Практическая значимость исследования заключается в создании комплекса педагогического обеспечения, способствующего эффективной реализации теоретико-методологических положений авторской концепции развития социально-культурной рефлексии личности в деятельности учреждений культуры и образования. Весь комплекс был апробирован на разных этапах эксперимента, в ходе которого в него были внесены необходимые коррективы. Комплекс включает технологический, моделирующий и мониторинговый компоненты. Представлены проектно-деятельностные технологии, направленные на оптимизацию развития социально-культурной рефлексии личности, педагогическая модель развития культурного опыта, создана система педагогических ситуаций развития социально-культурной рефлексии личности в процессе подготовки «культурного события» («Поиск позиции», «Пойми меня», «Переговоры», «Ценности моей жизни», «Пресс-клуб» и др.), разработан цикл тренинго-вых занятий, направленных на активизацию различных функций социально-культурной рефлексии (тренинг коммуникативной рефлексии и др.), апробирована программа спецкурса «Социально-культурная рефлексия в профессиональном становлении специалистов в сфере культуры и искусства» (72 часа) и ДР-

Эффективность образовательного процесса обеспечивается тем, что развитие социально-культурной рефлексии личности связано с наличием проблемной ситуации, требующей разрешения посредством активного изменения условий, в которых задана та или иная задача, для чего необходимы специальные технологии и традиции.

Научно обоснована и апробирована система стадиального мониторинга, выделены высокий, средний (достаточный) и начальный уровни, раскрыты по-уровневые критерии, описаны их проявления, выявлены признаки деформации в процессе развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования.

Результаты данного исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке педагогических проблем, связанных с профессиональным и личностным становлением современной учащейся молодежи во всех типах учреждений культуры и образования. Теоретические выводы и практические разработки, предложенные в диссертации, могут стать основой для создания ряда программ и учебных пособий для молодежи, студентов вузов культуры и искусств, а также педагогических вузов, в системе повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования.

Верификация результатов исследования подтверждается их широкой научной апробацией на международных, всероссийских, межрегиональных конференциях и научно-практических семинарах, на «круглых столах», а также успешным внедрением в практику работы ряда учреждений образования и культуры созданных в исследовании теоретико-методологических положений и их дидактического обеспечения.

Достоверность исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, широкой теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды в области философии, психологии, педагогики, культурологии, социологии, применением комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, достаточной выборкой испытуемых, актуальной и статистической значимостью разработанных технологий, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом. Достоверность исследования обеспечена также тем, что эксперимент проводился лично соискателем, о чем свидетельствуют акты о внедрении результатов диссертационного исследования.

Этапы исследования.

Поисковый этап (2010-2011 гг.) включал изучение и анализ философских, психолого-педагогических, культурологических, социологических трудов по проблеме развития рефлексии; разрабатывались исходные позиции исследования; обобщался педагогический опыт на различных уровнях. Результатом этого этапа явилось предположение о необходимости разработки авторской концепции развития социально-культурной рефлексии личности.

Опыты о-экспериментальный этап (2011-2014 гг.) включал поиски экспериментального обоснования исследования; обработку и осмысление данных констатирующего эксперимента, их психолого-педагогический анализ; уточне-

ниє сущностных составляющих развития социально-культурной рефлексии; выявление ключевых функций и факторов, обусловливающих педагогический потенциал этого процесса и его значимость для модернизации современного образования; изучение существующих педагогических подходов к профессиональному и личностному становлению, анализ научной концепции А.Д. Жаркова, ставшей фундаментом разработки теоретических позиций по развитию социально-культурной рефлексии. Проводились обобщение, систематизация результатов, разработка методических рекомендаций, обоснование значения социально-культурной деятельности как важнейшего условия развития социально-культурной рефлексии. Осуществлялась адаптация теоретико-методологических позиций и дидактического обеспечения их реализации в практике различных учреждений культуры и образования. На этом этапе была осуществлена практическая реализация разработанных педагогических направлений, обеспечивающих повышение эффективности развития социально-культурной рефлексии.

Особое внимание было уделено выявлению уровней и критериев этого процесса на основе психолого-педагогического наблюдения и педагогического эксперимента учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования, вошедших в экспериментальный и контрольный состав (всего в эксперименте было задействовано свыше 1000 человек); уточнены требования к организации педагогических ситуаций, проведению тренинговых занятий, осуществлению «культурных событий», внедрению проектно-деятельностных технологий и др.

В рамках формирующего эксперимента были проведены опросы и анкетирование, в работе которых принимали участие 55 специалистов учреждений культуры и педагогов кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств.

Результаты эксперимента зафиксированы в монографиях, в учебных программах спецкурсов и курсов по выбору. В ходе эксперимента была научно обоснована актуальность опоры в педагогическом процессе учреждений культуры и образования на авторскую концепцию, направленную на развитие социально-культурной рефлексии, что обеспечивает обретение устойчивых ценностных ориентации, создает условия для преодоления деструкции в профессиональном и личностном становлении молодежи (инфантилизация, аддиктивное поведение, потребительское отношение к культуре и др.).

Интентное педагогическое наблюдение за участниками экспериментальной группы позволило подтвердить первоначальное предположение о том, что специфика рефлексивных процессов при самоопределении у учащейся молодежи обусловлена духовным миром личности, ее способностью к осмыслению или переосмыслению собственного опыта, знаний о себе, чувств, оценок, мнений, отношений и т.д. В связи с этим развитие социально-культурной рефлексии личности может рассматриваться как путь к переосмыслению стереотипов собственного опыта и, в этом контексте, выступать одной из главных характеристик культуротворческой направленности личности.

В процессе эксперимента были успешно реализованы педагогические цели исследования, связанные с достижением высокого уровня развития социаль-

но-культурной рефлексии участников контрольных и экспериментальных групп.

Обобщающий этап (2014 г.) включал завершение эксперимента, анализ его результатов, обобщение, систематизацию и интерпретацию полученных данных по реализации теоретико-методологических положений в педагогический процесс учреждений культуры и образования, и письменное оформление текста диссертации.

Апробация исследования и внедрение его результатов осуществлялись в процессе реализации теоретико-методологических позиций авторской концеп-ции развития социально-культурной рефлексии в таких учреждениях образова-ния и культуры, как Московский государственный университет культуры и искусств и др. Контрольными базами опытно-экспериментальной работы стали учреждения образования и культуры г. Москвы и Московской области.

Основные результаты исследования апробировались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: « «Художественная культу-ра и образование. Юсовские чтения» (Москва, 2010), «Ценностные приоритеты образования XXI века в контексте межкультурных контактов» (Луганск, Ук-раина, 2010), Международном симпозиуме «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве», Международных конференциях «Образовательное пространство: вызовы XXI века» (Москва, 2012), «Художественное образование в пространстве современной культуры» (Бойнице, Слова-кия, 2013), II Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Инновация в образовании. Современная психология в обучении» (Москва, 2013 г.) и

ДР.

Опытно-экспериментальная база исследования включила в себя Московский государственный университет культуры и искусств, Орловский государст-венный институт искусств и культуры, Московский областной Дом искусств (МОДИ) «Кузьминки»; Муниципальное учреждение культуры «Дом культуры "Выстрел"»; Дворец творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова»; Дворец творчества детей и молодежи «Хорошево»; Дворец творчества детей, подростков и юношества «На Миуссах»; Дом детского творчества в Сокольни-ках; Городской центр народного творчества и досуга им. Лепсе; Центр культу-ры и досуга «Зеленоград»; Муниципальное учреждение культуры Дом культу-ры «Восход»; Муниципальное учреждение культуры Дом культуры «Купавна»; Муниципальное учреждение культуры Дом культуры «Чайка»; Муниципальное автономное учреждение культуры городского округа Котельники Московской области Дом культуры «Белая Дача»; а также ряд учреждений образования и культуры г. Химки Московской области, включая Автономное учреждение «Дворец культуры «Родина», Автономное учреждение дополнительного обра-зования детей «Центральная детская школа искусств», Муниципальное автономное учреждение «Культурно-досуговый центр «Химки», Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Химкинский драматический театр «Наш дом», Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Химкинская центра-лизованная библиотечная система», Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дом культуры «Контакт», Муниципальное бюджетное образова-

тельное учреждение дополнительного образования детей «Сходненская детская школа искусств», Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дом культуры», Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополни-тельного образования детей «Детская школа искусств им. А.Н. Верстовского», Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Химкинская картинная га-лерея им. С.Н. Горшина»

На защиту выносятся авторская концепция и следующие положения:

1. Актуальность разработки теоретико-методологических оснований раз
вития социально-культурной рефлексии личности диктуется появлением нового
типа социальных отношений, отказом от сложившихся стереотипов поведения
и мышления, развитием активного, творчески преобразующего отношения к
личностному и профессиональному развитию и самореализации учащейся мо
лодежи. Освоение качеств социально-культурной рефлексии личности взаимо
связано с оптимизацией процессов жизнестроительства личности, ее целостно
го становления в условиях поликультурного информационного общества.

2. Методологические основания развития социально-культурной рефлек-
сии личности направлены на актуализацию у учащейся молодежи нравствен
ных и эстетических идеалов, освоение способов культурного самоопределения
как стержневого свойства личности, обретения устойчивых ценностных ориен-
тации и навыков адаптации в социально-культурной ситуации информационно
го общества, преодоление негативных явлений в самосовершенствовании, са-
моразвитии, самоопределении, самообразовании.

Методологические основания базируются на определении понятия «соци-ально-культурная рефлексия личности», которая трактуется как совокупность способов адекватной оценки окружающей действительности и самооценки молодежи, базирующаяся на специфической интерпретации традиционных и современных ценностей и смыслов и воплощенная в комплексе взглядов, обра-зов, мифов и символов, которые используются для адаптации к социокультурному пространству. При этом в процессе рефлексивной деятельности личности происходит переосмысление, а затем и перестройка субъектом самосознания, и как следствие своего поведения, отношения к окружающему миру примени-тельно к разным сферам человеческой деятельности.

3. Теоретические основания развития социально-культурной рефлексии
личности у учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования обес
печивают полноценное и самобытное художественное творчество, обладающее
высокой мотивацией к постоянному духовному совершенствованию, а также
преодоление свойственных современному поколению деструктивных качеств
потребительского отношения к культуре, негативизма, отсутствия четких ори-
ентиров на самореализацию в коллективе, неустойчивости стратегии жизне
строительства, аддиктивного поведения наиболее продуктивно и эффективно.

Сущностными составляющими развития социально-культурной рефлек-сии личности являются: комплексная синтетическая природа и особый статус в структуре психических процессов; позитивное влияние на процессы самопознания и осмысления связи с социумом, своих возможностей и их границ в процессе становления, на обогащение мотивов поведения и деятельности лич-

ности; направленность на децентрацию личности, ее выход ее за пределы собственного внутреннего мира в пространство свободного саморазвития.

4. Содержание педагогического процесса развития социально-культурной
рефлексии личности в учреждениях образования и культуры направленно на
выработку активной жизненной позиции на основе освоения ценностных ори
ентации, актуализацию нравственных и эстетических идеалов, осмысление спо
собов личностного и профессионального становления, формирование стремле
ния к культуросозидающей деятельности.

В процессе развития социально-культурной рефлексии личности эффективно реализуется проектировочная, организаторская, коммуникативная, смыслотворческая, мотивационная, коррекционная педагогические функции.

  1. Теория стадиального подхода к развитию социально-культурной рефлексии личности обеспечивает процесс: от стадии импульса, через стадию сомнений и колебаний и стадию принятия решения к стадии преобразований самого себя и воздействия на других в новом качестве, на которой растущий учащийся молодой человек отчетливо осознает цели социально-культурной деятельности как личностно значимые, побуждающие мотивацию и веру к достижению высшей точки жизни - самоактуализации. Данная стадия не является завершающей, а раскрывает новые возможности самосовершенствования.

  2. Теория стадиальности развития социально-культурной рефлексии личности определяет ее сложный и противоречивый характер, сочетающий смыс-ложизненные стратегии, психические изменения и активность таких процессов, как интериоризация ценностей, формирование и трансляция социально-культурного опыта, освоение навыков самореализации и самоактуализации, гармония личностного и профессионального становления; является фундаментальным основанием развития социально-культурной рефлексии личности в разворачивании ее жизненного пути, так как этот процесс взаимосвязан с самосознанием, раскрывает особенности духовного мира учащегося молодого человека, влияет на способ мышления и культуру умственной деятельности.

  3. Педагогический потенциал процесса развития социально-культурной рефлексии личности обусловлен следующими факторами:

оптимизирующим влиянием этого качества личности на процессы самосознания, творческого самоизменения личности и раскрытия мотивации на самосовершенствование и созидательную культуротворческую деятельность;

активным взаимодействием с этим процессом возрастных психологических особенностей личности;

- стимулированием личности к переосмыслению наиболее значимых
культурных явлений и своего культурного опыта в поисках новых парадигм
развития культуры и духовного самосовершенствования.

8. Продуктивность развития социально-культурной рефлексии определя
ется внедрением в педагогический процесс учреждений образования и культу
ры, зависит от понимания ценности самой человеческой жизни. Реализация ав
торской концепции - педагогическая организация личностно и профессиональ
но значимого диалога на основе единого содержания и формы социально-

культурной деятельности за счет глубокого осмысления духовных и эстетических ценностей. Изучение технологии этого процесса можно рассматривать в ракурсе воспитания ответственности, развития эмпатийных способностей ак-туализации осознания значения социально-культурной деятельности как способа сохранения и развития общечеловеческих ценностей через приоритет творческих и эмоционально-ценностных начал личности.

9. Многокомпонентное дидактическое обеспечение развития социально-
культурной рефлексии личности в педагогическом процессе учреждения куль
туры и образования посредством технологий включает проектно-
деятельностный цикл тренинговых занятий и др.; моделирующий компонент -
педагогическую модель развития культурного опыта учащейся молодежи в
процессе подготовки и проведения «культурных событий»; программы спец-
курсов, циклы лекций и др.; диагностический компонент - стадиальный психо
лого-педагогический мониторинг уровней развития социально-культурной
рефлексии.

  1. Критериями уровня развития социально-культурной рефлексии являются: корреляция созидательной культуротворческой деятельности и самооценки; ответственности в выстраивании социально-культурного поведения; готовность к реализации собственных целей с учетом интересов и потребностей окружающих; позитивное отношение к миру и другим людям; осознания соци-ально-культурной деятельности как необходимой жизненной ценности, интерес к самопознанию и самоопределению, уважительное отношение к людям любой национальности.

  2. В процессе развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования моральные нормы и духовные ценности становятся не внешними регулятивами, исходящими от общества и выполняемыми «для других», а свободно выбираемыми, внутренне обусловленными правилами, которыми личность руководствуется в собственном профессиональном и жизненном поведении, переживая нравственную ответственность за его последствия. Наибольшая обеспеченность личностной включенности в процесс развития социально-культурной рефлексии достигается, когда в учреждении культуры и образования выстроен последовательный переход от освоения определенных знаний , умений и навыков к самореализации их в социально-культурной деятельности.

Структура диссертации определялась логикой исследования, его гипотезой, целью и задачами определения теоретико-методологических оснований развития социально-культурной рефлексии личности. Она включает в себя введение, четыре главы, заключение, список литературы, приложения. Текст диссертации содержит таблицы, схемы и рисунки, наглядно иллюстрирующие выводы исследования. В Приложении представлены материалы, раскрывающие особенности опытно-экспериментальной работы и материалы дидактического обеспечения реализации авторской концепции диссертации.

«Развитие социально-культурной рефлексии в контексте философского знания»

Согласно учению П. Тейяра де Шардена, рефлексия – это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением. Путем этой индивидуализации самого себя внутри себя живой элемент, до того распыленный и разделенный в смутном кругу восприятий и действий, впервые превращается в центр, в котором все представления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию.

Последствием подобного превращения является усиление импульса к совершенствованию: рефлексирующий человек в силу самого сосредоточивания на самом себе становится способным развиваться и активизировать деятельность внутренней жизни.

В отечественной философии идеи рефлексии традиционно рассматриваются в рамках гуманистической модели теории всеединства (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк). Согласно взглядам этих мыслителей, принцип рефлексии ложится в основание человеческого бытия, так как содержит ценностно-смысловые константы, которыми являются идеалы-смыслы, доминантами осмысленного личностного жизнестроительства.

В философских трудах представителей различных течений подтверждается, что рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека связана с внутренними преобразованиями личности, включая осмысление стереотипов мышления.

В психологическом аспекте рефлексия рассматривается в основном через сопоставление с личностной рефлексией.

Исследования в этой области ведутся с начала 60-х годов XX века Б.М. Кедровым, В.А. Лекторским, И.Б. Михайловым, С.Л. Рубинштейном и др.

Способность к рефлексии, как показывают ученые, выступает одной из главных характеристик творчества. Личность становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.

Учеными обосновывались системно-деятельностные детерминанты рефлексии личности (В. В. Давыдов), системная взаимосвязь рефлексии и способностей (В. П. Зинченко), социально рефлексивные детерминанты самосознания, создана концепция «социальных эстафет» (М.А. Розов), в которой особое место занимают явления рефлексивной симметрии, означающие преобразование одного акта деятельности в другой в результате изменения рефлексивной позиции субъекта и др.

В конце XIX - начале XX века проблемы рефлексии становятся особо актуальны. Это нашло подтверждение в трудах О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера, Ч. Хортона Кули, Дж. Г. Мида, П. Сорокина, О. Тоффлера.

Изучение педагогического потенциала социально-культурной рефлексии определяется и необходимостью развития готовности у молодежи к самореализации и самоактуализации в информационном обществе, к преодолению кризисов личностного и профессионального становления, гибкости сознания, открытого к перестройке смысловых структур профессиональной направленности, переориентации на новые цели, коррекции социально-культурной позиции.

Все это возможно лишь при опоре на хорошо развитую социально-культурную рефлексию, которая создает базис для постоянного управления собственным развитием» (А.С. Ахиезер).

Отсюда, социально-культурная рефлексия предполагает, выход в позицию «над» и «вне» и позволяет людям прогнозировать и проектировать свои действия, влиять на действия других. По мнению академика Г.Н. Филонова, рефлексия вносит имплицитные изменения в ориентации личности, направляет его на открытость собственных позиций, выявление их радикального или консервативного характера и т.д. Следовательно, рефлексия выступает как фактор самоорганизации личности, ее гуманистической направленности в процессе диалоговых отношений и выработки конструктивных решений и такой тип рефлексии представляется важнейшим качеством в определении социально-культурной рефлексии.

В работах В.А. Лефевра сформулированы основы прикладных исследований рефлексии, описана формализованная модель рефлексивных структур, анализирующих, в том числе, конкретные субъекты со своими «субъектными мирами» в рамках социума.

В конце 80-х годов XX века Г.П. Щедровицкий обосновал нормативно-деятельностный и системно-структурный подходы к пониманию рефлексии. Он трактовал рефлексию как «смену позиций» и создал первую абстрактную модель рефлексии в целом, что позволило разработать тренинго-игровые технологии, которые развивали способность личности к самоорганизации, самопроектированию на основе социального взаимодействия и корпоративного творчества.

В целом, ученые занимаются проблемой рефлексии на стыке психологии, культурологии, социологии, что указывает на важнейшие составные части социально-культурной рефлексии заключающейся в способности личности управлять своими отношениями, своей культурой, изменением, углублением своей личности (Т.И. Заславская, С.Я. Матвеева и др.).

С точки зрения авторской концепции развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования, актуально, что в центре этого процесса находятся стремление личности к интериоризации духовных ценностей культуры.

«Функции социально-культурной рефлексии»

Задачи исследования: - провести системный анализ философских, психологических и педагогических аспектов развития социально-культурной рефлексии личности, отраженных в научной литературе, а также существующих педагогических теорий этого процесса, выявив доминантные теоретико методологические позиции, необходимые для обоснования авторской концепции - разработать авторскую концепцию развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования, ее сущностные составляющие этого процесса - выявить ключевые функции и факторы, обусловливающие педагогический потенциал и социально-культурную рефлексию личности в учреждениях культуры и образования - раскрыть наиболее эффективные направления педагогической деятельности по развитию социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования - обосновать стадийный подход к процессу развития социально-культурной рефлексии личности - научно обосновать авторскую концепцию социально-культурной рефлексии личности как способа освоения общечеловеческих ценностей через активизацию творческих и эмоционально-ценностных начал личности - выявить важнейшие условия развития социально-культурной рефлексии, направляющей молодежь на повышение уровня социальной адаптации в современном информационном обществе, самоактуализацию в культуротворческой деятельности - раскрыть содержание педагогического процесса развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования - разработать специфические технологии и педагогические ситуации для эффективной реализации разработанных концептуальных теоретико-методологических позиций, направленных на актуализацию у молодежи нравственных и эстетических идеалов - определить способы культурного самоопределения как стержневого свойства личности, обеспечивающие устойчивое восприятие ценностных ориентаций - выявить критерии и уровни развития социально-культурной рефлексии разработать мониторинг этого процесса для каждой из его стадий - обосновать и экспериментально проверить дидактическое обеспечение реализации авторской концепции в педагогическом процессе в учреждениях культуры и образования - разработать научно обоснованные рекомендации по внедрению в педагогическую практику технологий развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования будет наиболее эффективным, если: - содержание и организация педагогического процесса в учреждениях культуры и образования осуществляются на основе теоретико методологических позиций авторской концепции, направленной на актуализацию у молодежи нравственных и эстетических идеалов, освоение способов культурного самоопределения как стержневого свойства личности, обретения устойчивых ценностных ориентаций и навыков адаптации в социально-культурной ситуации информационного общества, преодоление негативных явлений в становлении современной молодежи - продуктивно реализовать основные педагогические условия направления развития социально-культурной рефлексии личности, включая педагогическую организацию личностно и профессионально значимого диалога по поводу содержания и форм массовой культуры на материале глубокого осмысления духовных и эстетических ценностей, содержащихся в различных классических текстах формирование нравственно развитой личности на основе развития эмпатийных способностей в диалоговом пространстве занятий актуализацию осознания значения социально-культурной деятельности как способа сохранения и развития общечеловеческих ценностей через приоритет творческих и эмоционально-ценностных начал личности - в педагогическом процессе учреждений культуры и образования будет внедрено дидактическое обеспечение развития социально-культурной рефлексии личности (проектно-деятельностные технологии, учебные программы спецкурсов, тематические планы научно-практических семинаров и конференций циклы лекций, методические рекомендации по организации воспитательной работы проектно-деятельностные технологии развития социально-культурной рефлексии личности и др.). Методологическими основаниями авторской концепции являются: - философские идеи развития рефлексии (Платон, Дж. Локк, Р. Декарт, И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В. Гегель и др.) - труды отечественных мыслителей, посвященные проблемам духовного совершенствования на основе развития рефлексивного сознания (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и др.) - теоретические положения создания целостного педагогического процесса воспитания и образования (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и др.) - фундаментальные психолого-педагогические исследования по проблемам развития личности (А.Г. Асмолов, С.Л. Рубинштейн и др.) - педагогические теории о ведущей роли социально-культурных факторов в процессе воспитания (Н.Д.Никандров и др.) - научная концепция А.Д. Жаркова о социально-культурной деятельности как эффективном механизме становления культуросозидающей личности - теоретические разработки в области развития системно-деятельностных детерминант рефлексии (В.В. Давыдов), идеи системной взаимосвязи рефлексии и способностей (В.П. Зинченко), теория «социальных эстафет» (М.А. Розов) - основы прикладных исследований социально-культурной рефлексии (В.А. Лефевр, Г.П. Щедровицкий и др.) - представления о роли социально-культурной рефлексии в развитии гуманистической направленности личности (Г.Н. Филонов и др.) - исследования в области повышения эффективности воспитания личности, раскрытые в работах М.А. Ариарского, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова и др.

«Сущностные составляющие процесса развития социально-культурной рефлексии в учреждениях образования и культуры»

Взаимодействие развития социально-культурной рефлексии и коммуникативной культуры определяется направленностью на развитие самосознания личности, что проявляется в умении оценивать свое поведение, потребности, сильные и слабые стороны.

В этом контексте, социально-культурная рефлексия выступает как важнейшее условие профессионального роста, т.к. постоянный самоанализ, определение характера затруднений, коррекция и моделирование дальнейшей деятельности позволяют совершенствовать профессиональное становление. Осмысление человеком собственных действий, усвоение современных способов осуществления профессиональной деятельности и самостоятельный поиск в конкретной ситуации предполагает выработку собственной поведенческой стратегии личностного и профессионального совершенствования. За счет этого создается возможность успешно использовать свой потенциал в разносторонней социально-культурной деятельности.

В целом, коммуникативная культура, являющаяся частью развития социально-культурной рефлексии, понимается нами и как обогащение, совершенствование духовной жизни, и как высокая степень развития акта передачи другим приобщения к этой жизни, основанного на легко устанавливающемся взаимопонимании.

Таким образом, выстраивание процесса развития социально-культурной рефлексии позволяет решать обозначенные А.Д. Жарковым проблемы: «В реальной жизни социально-культурная деятельность проявляется стихийно, драматично и оптимистично…Социально-культурная деятельность изменяет человеческий взгляд на мир, придает человеческому сознанию новые масштабы, защищает достоинство личности, способствует его социальной адаптации и сопричастности…Пространство сознания масштабно углубляется и расширяется» 87 .

Такое духовное возвышение, направляемое социально-культурной рефлексией, становится движением к идеалу, постоянным самосовершенствованием на основе самооткрытия и реализации личностного творческого потенциала.

В данном случае мы снова опираемся на положение концепции А.Д. Жаркова о том, что социально-культурную деятельность необходимо развивать методами смыслотворчества и жизнетворчества .

В целом, можно заключить, что теоретическое обоснование развития социально-культурной рефлексии молодого поколения отвечает наиболее значимым требованиям современного образования, среди которых - создание условий для целостного развития личности. Процесс развития социально-культурной рефлексии ориентирован так же на повышение уровня социальной адаптации в современном информационном обществе и развитие способностей личности к разностороннему саморазвитию (образование в течение всей жизни).

Идеи, сформулированные в трудах А.Д. Жаркова, являются стержневыми при разработках педагогической концепции развития социально-культурной рефлексии будущих специалистов в сфере культуры и искусства в связи с глубоким обоснованием потенциала избранной профессии и аспектов ее влияния на личность.

Ученым методологически обоснованы ведущие внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для гармоничного существования человека в окружающей его среде: природной и социальной. При этом базовый комплекс развития (личностного и профессионального) в процессе социально-культурной деятельности понимается как способность человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности и социального поведения, т.е. готовности и способности к жизненному самоопределению и дальнейшей самоактуализации.

Особой значимостью в развития социально-культурной рефлексии в этом контексте обладают выработка жизненной позиции, актуализация нравственных и эстетических идеалов, осмысление способов самоопределения в жизненной практике. Это обусловлено и необходимостью достаточно четко сформулировать требования по определению каждым студентом индивидуального стиля жизни, развитию у них способности к культурному самоопределению как к стержневому свойству личности.

Профессор А.Д. Жарков акцентирует внимание на том, что в процессе развития личности огромную роль играет искусство как источник для выявления, формирования и развития чувственной сферы личности и ее способностей.

«Моделирование - важнейший компонент развития социально-культурной рефлексии личности в учреждениях культуры и образования»

Изучение структуры процесса развития социально-культурной рефлексии позволило определить такие его сущностные составляющие, как: комплексная синтетическая природа особый статус в структуре психических процессов позитивное влияние на процессы самопознания и осмысления связи с социумом, своих возможностей и их границ в процессе становления, на обогащение мотивов поведения и деятельности личности направленность на децентрацию личности, ее выход ее за пределы собственного внутреннего мира в пространство свободного саморазвития.

Эти сущностные составляющие, сформированные как качества личности позволяют растущему человеку быть более устойчивым к стрессам, развивать в себе способность к саморегуляции и самоанализу, критическому отношению к себе. При этом сам процесс развития носит постепенный, диалектический характер, может содержать линии прогресса и регресса (не случайно в исследованиях рефлексии ее понимание во многом связано с процессами переосмысления 215 , «не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа: «я» - физическое тело», «я» - биологический организм», «я» - социальное существо», «я» - субъект творчества» и др.), но и интеграции «я» в неповторимую целостность…» 216 ).

С развитием рефлексии связаны представления о формировании теоретического мышления и обращении личности к основаниям своих собственных действий 217 , о способностях к самоопределению, различению и координации позиции в групповой работе, подключению к совместному действию и инициированию сотрудничества, с появлением рефлексии связывает особый способ существования человека и его отношения к миру (С.Л. Рубинштейн 218 ), а также проблематика становления самосознания личности (В.В. Столин 219 ).

Как уже указывалось выше, в современной науке эта проблематика глубоко раскрыта в работах Г.П. Щедровицкого. Рассматривая системную организацию рефлексии, он выделяет: макроуровень - т.е. уровень самой системы, в котором она рассматривается как единое целое микроуровень - это уровень подсистем данной системы мегауровень — это уровень некоторой системы, в которую данная система входит как подсистема 220 . Концепция «кооперации деятельностей» Г.П. Щедровицкого рассматривает рефлексию именно как «выход» за рамки деятельности в случае невозможности ее осуществления.

Переходя в позицию новой деятельности, человек получает возможность строить новые смыслы, исходя из которых, он понимает и описывает прежнюю деятельность. Вторая деятельность «рефлексивно поглощает» первую как материал. Механизм поглощения позволяет строить системы кооперации деятельностей.

В целом, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что большинство современных исследователей приходят к мнению о влиянии рефлексии на становление человека как самоорганизующейся системы. Основным принципом такого подхода к человеку является принцип целостного восприятия человека – в его многоуровневости, открытости к взаимодействию с окружающим миром. В этом контексте рефлексивные механизмы оказываются эффективными инструментами осуществления такой целостности и взаимодействия всех выделенных сущностных составляющих.

К таким механизмам относятся: 1. Информационно-когнитивные модели освоения мира: приобретенные, интериоризованные личностью знания, таящиеся глубоко в сознании предположения, обобщения, понятия, образы, которые влияют на наше понимание мира и на выбираемые поведенческие стратегии.

В понятие «информационно-когнитивная модель освоения мира» в контексте авторской концепции вкладываются представления о том, что личности для более структурированного и целостного познания реальности необходимы особые методологические инструменты, способные, образно говоря, объяснить сам процесс познания, концептуализируя его основания. Любое явление может быть рассмотрено с неких определенных аспектов Построение информационно-когнитивной модели позволяет решать вопросы, связанные с развитием самой личности, что, следовательно, превращает процесс познания в динамичное взаимодействие человека с окружающим миром. Личность может применять выстроенную модель на различных уровнях, расширяя и обогащая ее в ходе своего личностного и профессионального развития.

Приведем следующий пример. В процессе развития социально-культурной рефлексии особое внимание уделяется освоению навыков построения продуктивного общения, что включает в себя и межличностное познание.

Похожие диссертации на ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ