Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческое взаимодействие в системе "особый" ребенок - родитель - педагог" Иванов Александр Аркадьевич

Творческое взаимодействие в системе
<
Творческое взаимодействие в системе Творческое взаимодействие в системе Творческое взаимодействие в системе Творческое взаимодействие в системе Творческое взаимодействие в системе Творческое взаимодействие в системе Творческое взаимодействие в системе Творческое взаимодействие в системе Творческое взаимодействие в системе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванов Александр Аркадьевич. Творческое взаимодействие в системе "особый" ребенок - родитель - педагог" : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 СПб., 2005 235 с. РГБ ОД, 61:06-13/2047

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты творческого взаимодействия в условиях социокультурной интеграции 16

1.1 Творческое взаимодействие при рассмотрении проблем семьи, имеющей «особого» ребенка 17

1.2 Сущностная характеристика творческого взаимодействия в контексте социокультурной интеграции 32

1.3 Социализация и творчество как основа для построения взаимодействия в системе ««особый» ребенок - родитель - педагог. Функции творческого взаимодействия 55

1.4 Специфика творческого взаимодействия «особого» ребенка с

социумом 66

Выводы по первой главе 73

Глава 2 Практика построения творческого взаимодействия «особого» ребенка - родителя - педагога - организации в процессе социокультурной интеграции 77

2.1 Программа экспериментального исследования проблемы творческого взаимодействия «особого» ребенка - родителя - педагога 78

2.2 Выявление и обеспечение условий реализации творческих возможностей «особого» ребенка в процессе социокультурной интеграции 95

2.3 Содержательная составляющая системы творческого взаимодействия «особых» детей - родителей - педагогов в процессе социокультурной интеграции 110

2.4 Методический аспект организации творческого взаимодействия в системе «особый» ребенок - педагог (Оценка эффективности экспериментального исследования) 134

Выводы по второй главе 154

заключение 162

библиографический список 175

приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Развитие общества во многом зависит от семьи, семейного воспитания, ее духовных ресурсов, нравственных ценностей. Будучи базовым социальным институтом, семья формирует духовный мир растущего человека, а воспитание в семье является важнейшей формой социализации личности. В современный период переустройства государства произошло сильнейшее дифференцирование семей. Каждая из типов семей требует пристального внимания к изучению ее проблем, перспектив, успешного включения в социум. В педагогической литературе имеется множество различных наработок по проблемам семейного воспитания. Вместе с тем, недостаточно решена проблема активного включения семей, имеющих «особых» детей, в процесс адаптации, социализации, интеграции в общество, в том числе, средствами искусства. Под категорией «особый» ребенок понимается ребенок, имеющий нарушения физического и/или психического развития, ограничивающие его конструктивную социализацию, а также его потенциальные возможности в общении, предметной деятельности, вхождения в социум.

Вопрос обеспечения условий творческого взаимодействия как педагогического средства организации соприкосновения «особых» детей, их родителей и общества в качестве равных партнеров остается до сих пор недостаточно разработанным. В связи с этим, становится актуальной разработка программ коррекционно-развивающего творческого взаимодействия семьи «особого» ребенка с социокультурным окружением.

Выстраивая систему взаимоотношений с родителями, опираясь на понимание семьи как стержня не только в развитии ребенка, но и всего общества (И.М. Марковская), на концепцию гуманизации воспитания, основанную на идее развития эмоциональной сферы родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий (Б.Г. Ананьев, X. Джайнотт, В.В. Медушевский, В.Г. Ражников и др.), мы предположили

5 возможность построения взаимодействия, положительно влияющего на процессы социализации.

В новой социальной ситуации России конца XX и начала XXI века появляются различные концепции, проекты, программы, обращенные к гуманизации отношений между обществом и категориями «особых» людей, к способам организации совместной жизнедеятельности обычных и «особых» людей, как условию их конструктивной социализации.

Диссертационное исследование посвящено созданию условий организации творческого взаимодействия и конструктивного коммуникативного опыта как важнейшего фактора социализации «особых» детей. Практика творческого взаимодействия позволяет накапливать опыт взаимопомощи и поддержки детей взрослыми (родителями и педагогами), стимулируя их духовные связи, духовные ориентации «Я» и «Ты».

Для достижения оптимально возможного развития и социализации «особого» ребенка предпринимается попытка моделирования процесса взаимодействия с семьей с целью ее вовлечения в социокультурное пространство, опираясь на основные положения гуманистической педагогики и психологии (В.А. Сухомлинский, К. Роджерс, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

В научно-педагогической и методической литературе имеется достаточное число методологических, теоретических, прикладных исследований по разным аспектам формирования личности в художественной деятельности. В исследованиях раскрываются фундаментальные вопросы психологии искусства (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.), художественно-эстетического воспитания (Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, Б.С. Юсов и др.), сущностных характеристик художественной деятельности (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.М. Цыпин и др.). Однако несмотря на большое число исследований, посвященных проблеме развития личности в художественных видах деятельности, в науке недостаточно полно раскрыт вопрос организации творческого взаимодействия родителей с «особыми»

детьми как условия формирования социальной адаптивности «особого» ребенка, его уверенности в себе, способности к саморазвитию, самостоятельности, социализации.

В настоящее время проблема социализации «особых» детей
!'' характеризуется рядом противоречий:

между необходимостью включения таких детей в условиях гуманизации

в полноценную жизнь общества и отсутствием системы, расширяющей

социализирующие возможности;

между возрастанием потребности применения эффективных способов,

направленных на решение проблем «особых» детей, их семей и

отсутствием системы педагогического включения на разрешение этой

проблемы;

между имеющимся большим резервом процесса творческого

взаимодействия родителей с «особыми» детьми и отсутствием

налаженной системы реализации этих резервов.

Необходимость разрешения обозначенных противоречий, выяснения условий, при которых возможно творческое взаимодействие «особого» ребенка - родителя - педагога» как социокультурной технологии разностороннего творческого развития и взаимодействия с обществом, освоения его социально-культурного опыта как фактора успешной социализации детей определила актуальность нашего исследования и привела к формулированию темы работы: «Творческое взаимодействие в системе ««особый» ребенок — родитель - педагог».

Цель исследования: выявление условий творческого взаимодействия в системе ««особый» ребенок - родитель - педагог» как средства социализации.

Объект исследования: процесс творческого взаимодействия ««особого» ребенка - родителя - педагога».

7 Предмет исследования: социально-педагогические условия организации творческого взаимодействия в системе ««особый» ребенок -родитель - педагог».

Гипотеза исследования: предполагается, что процесс творческого взаимодействия ««особого» ребенка - родителя - педагога» как части целостной социокультурной модели, будет обеспечивать успешность адаптации, социализации и интеграции такого ребенка в общество при реализации следующих условий:

творческое взаимодействие становится условием самореализации

«особого» ребенка, фактором обогащения личностно значимых

отношений и формирования уверенности в себе;

сформированы психологический и методический уровни готовности

родителей к участию в разнообразных формах сотворчества с

собственным ребенком в системе социальных отношений;

процесс осуществляется последовательно, комплексно и включает в

себя творческое взаимодействие с обычными детьми, педагогами,

специалистами учреждений образования и культуры.

Для достижения цели и проверки исходной гипотезы определены следующие задачи исследования:

  1. Выявить сущность, функции, специфику, условия построения процесса творческого взаимодействия ««особого» ребенка - родителя -педагога».

  2. Определить характер взаимодействия с учреждениями образования, культуры, общественными организациями при построении творческого взаимодействия.

  3. Разработать методику организации процесса творческого взаимодействия в системе ««особый» ребенок - родитель - педагог», а также проблемно-ориентированную социокультурную программу творческого взаимодействия.

8 4. Разработать модель процесса творческого взаимодействия в системе ««особый» ребенок - родитель - педагог» и апробировать её с целью проверки эффективности этой модели.

Источники исследования. Нормативно-правовая документация: Конвенция ООН о правах ребенка, Законы РФ: «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка», «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Философские, психолого-педагогические работы по проблемам совместной деятельности, творческого взаимодействия «особого» ребенка с окружающей средой, развития личности средствами культуры и искусства, внутрисемейных взаимоотношений, общения с ближайшим окружением и обществом.

Методологической базой нашего исследования являются:

теоретические положения по вопросу творческого взаимодействия субъектов культурно-образовательного процесса и периодизации психического развития в онтогенезе (Ю.А. Карпова, А.А. Макареня, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), развивающего обучения (В.А. Давыдов, Л.В. Занков), формирования перцептивных действий (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер), роли конкретных форм деятельности в восстановлении высших психических функций (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, Б.В. Зейгарники и др.); философские идеи онтологии творчества и психолого-педагогические положения о социальной природе и психической деятельности человека, социализации личности средствами культуры и искусства; методология педагогических исследований (Р. Атаханов, Н.В. Бордовская, A.M. Новиков, В.И. Гинецинский, В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, К.Д. Радина, А.С. Работова, А.П. Тряпицына, Д.И. Фельдштейн и др.).

9 Теоретическую основу исследования составили:

общетеоретические основы целостного развития личности, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Сластенин и др.);

исследования, посвященные процессу социализации личности (Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, Ю.Н. Галагузова, Л.Н. Коган, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.А. Никитин, С.А. Расчетина, Н.Н. Суртаева, B.C. Тарохтий и др.);

положения о семье как институте социализации личности (А.И. Антонов, К.Н. Вентцель, Р. Зидер П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Т.В. Лодкина, А.С. Макаренко, С. Минухин, В. Сатир, В.А. Сухомлинский, А.С. Спиваковская, А.Г. Харчев, Дж. Хейли, И.А. Хоменко, Э.Г. Эйдемиллер, М. Эриксон, Ч. Фишман, А.А. Фурутан и др.);

теоретические основы самореализации личности в творческой деятельности (А. Адлер, Д. Богоявленская, А. Маслоу, А.В. Мудрик, К. Роджерс, К.Г. Юнг и др.);

исследования социальной педагогики и психологии по вопросам затрудненного общения (Л.М. Акатов, Е.Д. Бреус, В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая и др.).

Базой исследования являлись: «ГАООРДИ» - Центр творческой реабилитации, Центр социальной защиты, «Сообщество» - Центр развития детей-инвалидов, «Анима» - Центр развития г. Санкт-Петербурга.

Методы исследования: теоретические - анализ философской, психолого-педагогической, социально-педагогической и специальной научной литературы по проблеме исследования, моделирование; эмпирические - педагогический эксперимент, анкетирование, включенное наблюдение, интервьюирование родителей и специалистов в рамках тренингов, информационно-практических семинаров; обработка данных на основе сравнительного количественного и качественного анализа результатов.

10 Основные этапы организации экспериментального исследования. Первый этап (1999-2003 гг.) - анализ проблем творческого взаимодействия с семьей, имеющей «особых» детей через изучение психолого-педагогической и социально-педагогической литературы; анкетирование, интервьюирование; анализ практического опыта специалистов; формулирование целей, задач и гипотезы исследования; разработка программы поэтапного решения обозначенной проблемы.

Второй этап (2003-2006 гг.) - конструирование методики и системы творческого взаимодействия ««особого» ребенка - родителей - педагогов» как фактора развития личности; разработка и апробация развивающих пособий для творческого взаимодействия в студийных и домашних условиях, а также программ творческих встреч и благотворительных акций, рефлексия полученных результатов, оформление текста диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования определяются теоретической и методологической проработанностью рассматриваемой проблемы, применением комплекса методов исследования, соответствующих избранному объекту, предмету, целям и задачам исследования, положительными результатами апробации системы творческого взаимодействия.

Научная новизна исследования состоит:

в разработке модели творческого взаимодействия ««особого» ребенка -

родителя - педагога» как важнейшего фактора формирования

культурных ценностей и потребностей семьи, а также «включения»

семьи в процесс адаптации, социализации и интеграции «особого»

ребенка в общество с помощью разносторонних связей с различными

учреждениями образования и культуры города;

в выявлении содержания сущности, специфики и обосновании функций

процесса творческого взаимодействия в системе ««особый» ребенок -

родитель - педагог»;

в разработке условий, методики организации процесса творческого взаимодействия в системе ««особый» ребенок - родитель - педагог»; в раскрытии характера взаимодействия с общественными организациями;

в разработке содержания и структуры социокультурной программы творческого взаимодействия ««особого» ребенка - родителя - педагога». Теоретическая значимость исследования состоит: в обогащении теоретических знаний социальной педагогики в области творческого взаимодействия за счет рассмотрения этого процесса в системе ««особый» ребенок - родитель - педагог» - общественные организации;

в обосновании функций процесса творческого взаимодействия в системе ««особый» ребенок - родитель - педагог» - общественные организации, создающего условия для эффективной адаптации, социализации и интеграции такого ребенка в общество; - . в доказательстве позитивного влияния творческого взаимодействия ««особого» ребенка - родителя - педагога»- общественных организаций на процесс социализации такого ребенка. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Творческое взаимодействие в системе ««особый» ребенок - родитель -педагог» выступает в качестве условия оказания психолого-педагогической помощи семье, актуализируя внутренние механизмы изменения собственного отношения к трудным жизненным обстоятельствам, что обеспечивает адаптивность, уверенность в себе (и детей, и взрослых), и, естественно, ведет к разумному соотношению их притязаний и реальных возможностей.

  2. Специфика творческого взаимодействия в системе ««особый» ребенок -родитель - педагог» проявляется: в определенной изолированности ребенка в силу его «особости», которая оставляет отпечаток на личностных характеристиках как ребенка, так и родителей; в добровольности включения в процесс взаимодействия родителей, «особого» ребенка, общественных

12 организаций обслуживающего социума (театры, музеи, выставки, дворцы и т.д.); в устремленности ребенка к поиску контактов, общению с внешним социумом; в принятии положения «особости» ребенка как данности и др.

  1. Условиями процесса творческого взаимодействия в системе ««особый» ребенок - родитель - педагог» - общественные организации, приводящими к позитивной динамике вхождения ребенка в социум, являются: гуманистический характер взаимодействия, изменение отношений к проблеме взаимодействия, взгляда на проблему положения «особости» ребенка и самого себя; наличие учреждений образования и культуры, готовых включаться в процесс творческого взаимодействия; смещение центра внимания родителей с болезни на творческое взаимодействие с собственным ребенком с целью научиться помогать себе и своему близкому, заботиться о других и ощущать заботу других о себе; сформированность готовности родителей к участию в разнообразных формах сотворчества с собственным ребенком: в учреждениях образования и культуры, в системе социальных отношений и др.

  2. Характер взаимодействия с общественными организациями проявляется в добровольности включения в процесс творческого взаимодействия, в спонсорской поддержке различных форм творческого взаимодействия (семинары, творческие встречи, благотворительные акции и др.), в предоставлении условий, адекватных личностным характеристикам «особых» детей.

  3. Основой творческого взаимодействия «особого» ребенка и родителя является совместная предметно-практическая деятельность, формирующая семейные интересы, потребности, ценности, моделирующая сопереживание как путь к эмоциональному сближению и взаимопониманию детей и взрослых, создающая условия для личностного процесса самоисцеления с помощью искусства, эстетотерапии, лечения красотой, компенсаторного развития социально-коллективной жизни.

  1. Методика процесса творческого взаимодействия является инструментом социокультурной интеграции «особого» ребенка, разрешения психологических, социальных, педагогических проблем и констатации степени ее эффективности (обусловленной заинтересованностью, интенсивностью и глубиной вовлечения родителей в данный процесс).

  2. Процесс творческого взаимодействия ««особый» ребенок - родитель -педагог» как открытая система, обеспечивающая разносторонние связи с различными учреждениями образования, культуры, общественными организациями, которая действует как социально-педагогическая система «включения» семьи в процесс социализации, создающая условия для коррекции личностных проблем «особого» ребенка посредством его развития средствами искусства.

  3. Функции процесса творческого взаимодействия ««особого» ребенка -родителя - педагога», создающего условия для эффективной адаптации, социализации и интеграции в общество (согласование самооценок и притязаний «особого» ребенка с его возможностями и реальностями социальной среды, формирование и развитие ценностных ориентации семьи, возвращение семьи к достойной социокультурной жизни через возможно более полную компенсацию ограничений ее жизнедеятельности, освоение социально-культурного опыта, системы умений, норм межличностного взаимодействия и правил поведения в обществе).

Практическая значимость исследования заключается в том, что экспериментально подтверждена идея использования процесса творческого взаимодействия в системе ««особый» ребенок - родитель - педагог» как условия успешной социализации детей. Создана серия методических пособий по проблеме творческого взаимодействия ребенка и родителя в студийных и домашних условиях. Разработана технология проведения презентаций, мастер-классов, тренингов; сформирован пакет программ организации массовых событий как основы творческого взаимодействия с «особым» ребенком в семье, студии, учреждениях и организациях различного вида,

14 использование которых способствует более успешной социализации ребенка. Разработана программа творческого взаимодействия в рамках коррекционно-развивающих студийных занятий, творческих встреч и благотворительных акций. Предложена социокультурная программа творческого взаимодействия как способа взаимообогащения и гуманизации отношений в обществе, включающая в себя: систему коррекционно-развивающих занятий, творческих встреч, благотворительных акций, различные формы популяризации творчества «особых» детей и др.

Рекомендации к использованию. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при подготовке социальных педагогов в средних специальных и высших педагогических учреждениях, в системе дошкольного и школьного дополнительного образования. Некоторые наработки могут быть использованы в системе повышения квалификации и в практической деятельности при работе с «особыми» детьми в различных центрах, объединениях.

Апробация и внедрение результатов исследования

осуществлялись: на факультете «Социальной работы» СПБАППО, на заседаниях кафедры социальной педагогики РГПУ им А.И. Герцена, кафедры дошкольной педагогики и психологии Тверского госуниверситета, на научно-практических конференциях факультета «Культуры семьи и детства» Санкт-Петербургского университета культуры и искусства; в процессе проведения презентаций, мастер-классов, семинаров-тренингов по творческому взаимодействию с «особыми» детьми и их родителями в районных НМЦ, Центрах медико-психолого-педагогической помощи Санкт-Петербурга; на семинарах и спецпрактикумах повышения квалификации работников учреждений образования и культуры Москвы, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Тверской, Мурманской областей; на Всероссийском фестивале «Дети и культура» (СПБ, 2003 г.); Всероссийском семинаре-совещании «Формирование ненасилия в обществе средствами образовательного процесса» (Тверь, 2004 г.); Всероссийской научно-

15 практической конференции «Формирование ненасилия в обществе средствами образовательного процесса» (В. Новгород, 2005 г.); III Всероссийском съезде тифлопедагогов «Модернизация политики в области образования лиц с нарушением зрения» (СПБ, 2004г.); Международном проекте «Кибоко (СПБ, 2002, 2004 гг.); Международном детском фестивале «Сказочный мир», посвященном 200-летию Г.Х.Андерсена (СПБ, 2005 г.); теоретические изыскания положены в основу спецкурса: «Практикум по творческому взаимодействию с «особыми» детьми» на факультете «Культуры семьи и детства» СПБ университета культуры и искусства.

Материалы диссертационного исследования обсуждались на конференциях разного уровня, в том числе: на Международной -«Социокультурные и социально-психологические аспекты интеграции в общество лиц с тяжелыми и множественными нарушениями» - Псков, 2003; на Межрегиональных - «Специфика образования взрослых в условиях социокультурного развития регионов» - Тюмень, 2004, 2005; на Межрегиональной, межотраслевой с участием ближнего и дальнего зарубежья -«Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе» - СПБ, 2005; на Региональной - «Научно-исследовательская деятельность как фактор развития региона» - Тобольск, 2005.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Творческое взаимодействие при рассмотрении проблем семьи, имеющей «особого» ребенка

На современном этапе происходят изменения на политическом, законодательном, программно-целевом, организационно-управленческом уровнях в реализации в РФ требований Конвенции о правах ребенка. В 1993 году была разработана Федеральная целевая программа «Дети России». Целью данной программы являлось создание условий для нормального развития детей, находящихся в особо сложных условиях, обеспечения их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ. В состав федеральной программы входит и целевая подпрограмма «Дети-инвалиды», предусматривающая дополнительные меры поддержки семей с детьми-инвалидами, устанавливающая государственные минимальные стандарты основных показателей качества жизни детей.

Понятие «особый» ребенок претерпевало ряд изменений, использовались термины проблемный ребенок, отличающийся, с затруднениями для общения в социуме, больной ребенок и т.д. В последнее время в теоретических дискуссиях в социальной педагогике все большее внимание обращают на термин «особый» ребенок.

Данный термин становится общепринятым и используется с гуманистической целью. Под категорией «особый» ребенок понимается ребенок, имеющий нарушения физического и/или психического развития, ограничивающие его конструктивную социализацию, потенциальные возможности в общении, предметной деятельности, вхождения в социум, ребенок, имеющий учебно-познавательные или иные характеристики, отличающие его от сверстников.

В широком смысле толкования к «особым» детям относят и детей высокой одаренности (вундеркиндов), которые вследствие раннего умственного развития, также имеют проблемы социализации и детей асоциального поведения, сирот, бездомных, склонных к бродяжничеству и т.д. В исследовании проблемы творческого взаимодействия мы рассматриваем первую категорию детей, для которых характерно: стремление к общению со сверстниками, к поиску контактов, общению с внешним социумом; они находятся в определенной изолированности в силу их «особости», которая оставляет отпечаток на личностных характеристиках (низкий уровень положительных эмоций, страх, обреченность, отчаяние, зависимость, низкий уровень самостоятельности и. т.д.) как ребенка, так и родителей. Для «особых» детей немаловажен также поиск средств, обеспечивающих абилитацию личности, расширяющих способность к адаптации и социализации в стремительно меняющихся условиях жизни.

Прочность государства определяется гарантированностью социальной стабильности, защищенности детей, стариков, инвалидов. В нашей стране последние полтора десятилетия, характеризующиеся экономическими и иными реформами, сопровождаются переменами подчас разрушительного характера, которые приводят к неблагополучию и распространению вредных невротических состояний. Этот социальный феномен, к сожалению, часто становится причиной неврозов как у родителей, так и у детей, особенно с проблемами в развитии.

В психолого-педагогической литературе неоднократно высказывалась точка зрения о том, что невроз тесно связан с проблемами своего времени, а его суть - разлад с самим собой, который нередко подводит родителей к совершению по отношению к детям неблагоприятных и конфликтных действий, отравляющих атмосферу и нарушающих душевное равновесие «особого» ребенка. Естественно, что угнетающая перспектива будущего, «заданность» круга общения, заставляющая неполноценных детей и их родителей остро чувствовать свою ненужность в обществе, накапливает душевную усталость, иногда провоцирующую у них нервно-психические отклонения. У «особых» детей наблюдается повышенная сензитивность, тревожность, чувство изолированности, потребности в защите, поэтому современные социальные условия диктуют необходимость повышения сопротивляемости к проблемам как у «особых» детей, так и у их родителей.

В ходе проводимого исследования с целью выявления проблем семей, имеющих «особых детей», нами систематически изучались внутрисемейные отношения. Это позволило установить, что исследуемые семьи разного типа характеризуются различным составом, социальным положением и жизненным опытом, что в сознании некоторых родителей «особого» ребенка нет должной ответственности за развитие собственного ребенка, дети и взрослые иногда отчуждены друг от друга в результате душевной несовместимости, что является или прямым источником неврозов у детей, или, как минимум, его важнейшей составной частью. Ребенок, по мнению К.Г. Юнга [184], имеет свой склад души, но в основном зависит от психологии родителей, комплекса их переживаний и нерешенные трудности в их отношениях значительно влияют на его здоровье.

Как показывает практика исследования, в современных условиях существует тенденция к снижению нравственно-эстетическиой культуры семей с «особыми» детьми, а у части родителей превалируют ожидания получения всего извне. Выявлено, что без истинного обновления родителей в собственной душе, в способности быть чуткой матерью или отцом, в их жизненной позиции не может быть никакого сообщества - это жизненная сущность, содержащая ростки дальнейшего развития межличностных отношений не только с собственным ребенком, но и обществом.

Чтобы добиться душевного равновесия в семьях с «особыми» детьми, воспитывающим взрослым необходима общественная поддержка, нужны психологическое понимание, поиск средств социальной взаимосвязи и вспомогательных сил для духовных перемен. Конструируя и организуя творческое взаимодействие «особых» детей и их родителей, мы предлагаем теплые человеческие отношения, в которых нет постоянно повторяемых «ты должен, ты обязан», а дополнительные усилия родителей и детей направлены на получение эстетического удовольствия.

Сущностная характеристика творческого взаимодействия в контексте социокультурной интеграции

Подчеркнем, что исследование проводилось не в искусственно созданных условиях лабораторного эксперимента, а в условиях действительных событий ежедневной жизни семей «особых» детей, где есть радость, боль, достижения, ошибки и раскрепощенность эмоциональных сил, огорчение, отчаяние. Главная задача нашей деятельности по организации творческого взаимодействия - помочь «особому» ребенку и его родителям жить более качественной жизнью, перестроить саму направленность духовного и душевного мира семьи, опираясь на теоретические наработки, имеющиеся в социальной педагогике и психологии.

В результате шестилетнего практического взаимодействия с семьями «особых» детей сложились определенные подходы к творческому взаимодействию, разработаны различные виды, способы, формы семейного и внесемейного взаимодействия, в которых мы опираемся, прежде всего, на добрую волю и эффективный (действенный, продуктивный) контакт с ребенком, родителями и ближайшим его окружением. Предполагаемые способы творческого взаимодействия созвучны идеям К. Роджерса [131], основывающимся на безусловно искреннем положительном отношении к «особому» ребенку, безоценочном позитивном его принятии, на эмпатии, понимании его чувств, конгруэнтности.

Основываясь в концептуальной модели творческого взаимодействия «особого» ребенка - родителя — педагога на идее воспитания личности через коллектив (А.С. Макаренко), с помощью создания духовной среды (В.А. Сухомлинский), через созидательную творческую деятельность взрослых и детей (И.П. Иванов), мы стремились определить перспективу развития творческих способностей конкретного «особого» ребенка. В ходе нашего исследования осуществлялось взаимодействие с позиций интересов ребенка, с целью создания условий для его саморазвития, достижения максимально возможного успеха и общественного признания внутри микросоциума, а также осуществление проектов, позволяющих публично демонстрировать творческие успехи «особых» детей и их родителей, через организацию выставок, концертов, издание семейных творческих сборников и т.д.

Триада: творческое взаимодействие - общение - взаимосвязь рассматривается как фундамент адаптации, социализации и интеграции «особого» ребенка в общество, в котором общение есть форма социального взаимодействия, переживаемая реальность (Л.П. Буева), то есть оно всегда личностно окрашено, происходит в форме диалога, который предполагает равенство сторон: и детей, и взрослых. Общение мы рассматриваем и как фактор духовного развития (А.В. Мудрик и др.), в котором путь к внутреннему миру «особого» ребенка и его родителей лежит через обмен творческими поисками и находками. Л.С. Выготский [48] , А.В. Запорожец, ЯЗ. Неверович и другие ученые придавали большое значение развитию эмоциональной отзывчивости у детей, сформированности у них эмоционального воображения. Общепризнанно, что эмоция отражает отношение индивидуума к миру в форме непосредственного переживания, составляя основу его мотивации, в тоже время, эмоционально-положительное общение с родителями в процессе совместной деятельности - это своего рода совместная «школа чувств». Хорошо известно также, что значительная роль в развитии и воспитании у ребенка эмоционального сопереживания и сочувствия принадлежит семье, поэтому родителям необходимо весь процесс творческого взаимодействия с ребенком сопровождать эмоционально позитивным, доброжелательным и понимающим общением.

Вместе с тем, A.M. Щетинина [178] отмечает, что нередко родители, обеспечивая детей всевозможно лучшими бытовыми условиями, заботясь об их здоровье, учебе, упускают из вида потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом, то есть в данном случае их родительская любовь оказывается весьма односторонней, потому как она лишена эмоций. Общепризнанно, что каждый человек испытывает естественную потребность в эмоциональном тепле и поддержке, поэтому не случайно, по мнению К.Г. Юнга [184], моральные законы имеют силу только в компактной человеческой группе, мораль не должна навязываться, а является функцией человеческой души. Общаясь друг с другом в ситуации душевного комфорта, дети и родители постепенно духовно становятся более стабильными.

В процессе творческого взаимодействия детей и родителей на занятиях акцентируется внимание в большей степени на создание возможности для самопрезентации, самораскрытия каждого члена семьи, на приобретение ими социальных и коммуникативных навыков, чем на усвоение знаний. Наблюдая за взаимодействием в семейной группе, легко понять: как ребенок и родитель реагируют друг на друга, как родители относятся к своему ребенку, как качественно меняется психологический климат в семье и задается более высокий уровень отношений. Для нас достижения ребенка в коррекции собственных проблем через развитие есть главное мерило достоинства его родителей.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что организация творческого взаимодействия «особого» ребенка - родителя — педагога строится на идее коррекции детских проблем через развитие и саморазвитие «особого» ребенка средствами искусства, на стимулировании его творческой активности и самостоятельности как источников развития. Понятно, что результат творческого взаимодействия возможен только при целостном, системном подходе к созданию развивающей среды и зависит также от частоты и насыщенности творческих контактов детей и родителей.

К сожалению, в современном мире человек живет в атмосфере чрезмерной эмоциональной напряженности, поэтому одной из задач социализации детей является оказание помощи родителям «особых» детей в создании ощущения мира в своей душе, гармонии с самим собой. В любой деятельности мы стремимся к снятию психоэмоционального напряжения между членами семьи, а также внутри микросоциума.

Современная гуманистическая педагогика активное внимание уделяет процессу социализации с учетом индивидуальных возможностей «особого» ребенка, обосновывая в качестве ведущих средств и условий его социализации создание сообщества детей и взрослых (Р.И. Богданова). В нашем экспериментальном коллективе творческое взаимодействие - это особая форма социального взаимодействия и социально-психологического общения: духовного, межличностного, практического, базирующегося на сотрудничестве и основанного на взаимопринятии, взаимопознании, взаимопонимании и взаимопомощи.

Программа экспериментального исследования проблемы творческого взаимодействия «особого» ребенка - родителя - педагога

В ходе рассмотрения и построения программы экспериментального исследования мы опирались на теоретические наработки в области методологии педагогических исследований, изложенные в работах Р. Атаханова, Н.В. Бордовской, A.M. Новикова, В.И. Гинецинского, В.И. Загвязинского, Н.И. Загузова, В.В. Краевского, О.Е. Лебедева, К.Д. Радиной, А.С. Работовой, А.П. Тряпицыной, Д.И. Фельдштейна и др.

В процессе исследования обозначенной проблемы была предложена программа, которая составляет основу методики построения творческого взаимодействия в системе «особый» ребенок - педагог.

В практической части предлагается программа экспериментального исследования, излагающая содержание, цели деятельности, систему специально организованных занятий и мероприятий по развивающему творческому взаимодействию с ребенком, методические пособия, которые могут использоваться в образовательных учреждениях, центрах, студиях и домашних условиях, а элементы системы могут быть задействованы специалистами самого широкого профиля.

В процессе исследования в течение шести лет нами разрабатывалась методика организации творческого взаимодействия с семьей «особого» ребенка с опорой на развитие интереса родителей к вопросам воспитания, приобщения к культурным ценностям, что, несомненно, влияет на улучшение качества жизни семей «особых» детей.

Ключевыми идеями методики являлись: поддержка ребенка в процессе социализации средствами творческого взаимодействия; коррекционно-развивающее творческое взаимодействие с «особым» ребенком в семье и экспериментальном коллективе; развитие его самостоятельности, способности сотрудничать с детьми и взрослыми; творческая самореализация «особого» ребенка, которая обеспечивает эмоциональное, духовное развитие и является первым шагом в его социальной адаптации и интеграции.

В эксперименте участвовали дети с множественными нарушениями развития, так называемыми сочетанными патологиями, в том числе и семьи со значительными психологическими проблемами, проблемами социального характера, физическими недостатками (отсутствие пальцев на конечностях, дефекты опорно-двигательной системы, левши, заболевания рук и др.), поэтому базовым для нас являлся поддерживающий характер деятельности при организации творческого взаимодействия в системе ««особый» ребенок -родитель — педагог». Ведущие направления исследовательского поиска: психолого-педагогическая поддержка членов семьи и коррекция проблем «особого» ребенка через его развитие средствами искусства, в том числе, в совместных занятиях с родителями.

В предлагаемой нами методике творческое взаимодействие использовалось для создания условий самовыражения детей и родителей, а также в ходе организации систематических контактов семьи в социокультурном пространстве.

Целью нашего исследования было создание социально-культурной среды в форме детско-взрослой общности, ориентированной на личность «особого» ребенка как ценности, на ее саморазвитие в эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сферах сознания. При построении методики организации творческого взаимодействия мы стремились компенсировать болезненно ощущаемую родителями «особых» детей утрату активных связей с обществом, приобретением «чувства общности» сначала в мини группе, затем в коллективе Центра, с последующим выходом на более широкие контакты в рамках наших социокультурных проектов.

В ходе исследования было установлено, что и сегодня не потерял своей актуальности призыв Сократа к человеку - познать себя, поэтому кроме рефлексии вовнутрь себя, в процессе внедрения разработанной нами методики мы помогали родителям «особого» ребенка заново построить мир семьи, в котором особое место занимает духовная культура, помогающая им удовлетворить потребности в самопознании и самосовершенствовании.

В этой связи мы опирались на подход, рассматриваемый Н.Н. Суртаевой [148], которая с позиции социально-педагогической антропологии определяет главные характерные особенности воспитания, осуществляемого в процессе творческого взаимодействия такие, как: осознанная постановка гуманистических целей; акцентирование на развитие человека; целостность и продуманность всех компонентов системы; высокие нравственные ориентиры и природосообразные ненасильственные методы воспитания.

Такой подход был положен в основу творческого взаимодействия при построении методики, нацеленной на поддержку «особых» детей и их родителей. В ходе исследования применялись социокультурные программы, ориентированные на семью «особого» ребенка, на установление принципиально новых отношений внутри семьи, которая пытается изменить свой образ жизни. К сожалению, пока удалось активно включить в процесс творческого взаимодействия небольшое количество семей, имеющих «особого» ребенка.

Выявление и обеспечение условий реализации творческих возможностей «особого» ребенка в процессе социокультурной интеграции

Основываясь на трактовке общественных наук, мы рассматриваем личность как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Близки нам положения гуманистической философии и психологической концепции личности, в которых любой человек представлен как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. В соответствии с этими положениями, развитие личности «особого» ребенка может быть представлено и как процесс, и как результат его вхождения в новую социокультурную среду, а также как основа его саморазвития и самовоспитания.

В известном смысле, взаимоотношения между индивидом - личностью -индивидуальностью можно выразить формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». А.А. Ухтомский был, несомненно, прав, говоря, что личность - это функциональный орган индивидуальности, состояние ее души и духа, основа коллектива и любой человеческой общности. Другими словами, индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать ею, реализуя её в социально значимой деятельности.

Довольно часто у личности проявляется способность быть свободной, открытой и готовой к любым новым поворотам своего жизненного пути. Как показывает практика, деятельность «особых» детей всегда опосредована взрослыми, направляется ими в соответствии с их представлениями о воспитании и их педагогическими умениями. Совершенно естественно, что в подобных условиях личность «особого» ребенка как бы лепится из опыта его самостоятельных поступков.

К примеру, для «особого» ребенка, имеющего проблемы с опорно-двигательным аппаратом, выйти из зрительного зала на сцену с букетом цветов для артиста - поступок. Естественно, что этот поступок является обязательно личностно-осмысленным, личностно-реализованным поведением, требующим подготовительной работы и направленным на формирование социально-личностных установок, базой которой служит морально-этическая сфера.

Шестилетний опыт работы с «особыми» детьми убеждает, что становление личности ребенка происходит в процессе освоения им духовных ценностей, социализации и вхождения в мир общественных отношений. Совершенно естественно, что характер деятельности - познавательной, коммуникативной, игровой, творческой - является главным основанием, побуждением детей к осуществлению поступков, которыми может быть и прочтение при всех своей сказки или рассказа (раздел «Мы рисуем музыку»), и вхождение в общий круг («Танцевальные переменки»), и сольное исполнение на синтезаторе (раздел «Элементарное музицирование»).

В свою очередь, воспитывающие взрослые должны постоянно помнить, что очень многое в воспитании «особого» ребенка основано на формировании у него притязаний в признании: «Ты молодец!» и не скупиться на стимулирующую похвалу. Что же касается детских или подростковых притязаний на признание со стороны взрослых и сверстников, то они, обретенные в творческом взаимодействии и общении с ними, становятся позитивным достижением социального развития, организующим их активную позицию к окружающим и самому себе.

Хорошо известно, что любому ребенку свойственны потребности в любви, уважении и признании; привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; в самоактуализации, то есть в реализации своих способностей, талантов и творческих потенций; в развитии. Для аномальных же детей процесс творческого взаимодействия с родителями является особой ценностью, дающей им возможность чувствовать себя комфортно в микросоциуме группы, быть принятым и понятым другими, самовыразиться в атмосфере поддержки позитивного образа «Я». Поэтому проблемы социализации или, в широком смысле, социальной адаптации «особого» ребенка предполагают создание благоприятного для его развития психологического климата, немаловажное значение, в создании которого имеют такие личностные качества педагогов и родителей как гибкость, креативность, коммуникабельность, чуткость.

В механизме образования цели развивающего творческого взаимодействия с «особым» ребенком, на наш взгляд, должны не только отражаться потребности и интересы, запросы и ожидания родителей, их устремления лучше социализировать своего ребенка, но и учитываться реальные возможности ребенка с проблемами. Поэтому, решая общие исследовательские задачи в организации творческого взаимодействия «особого» ребенка и его родителей, мы сосредоточили свое внимание на личностных, семейных, общественных задачах, которые образуют своеобразное коррекционно-развивающее социокультурное пространство, в котором и происходит творческое взаимодействие, а эпицентром этого взаимодействия является «особый» ребенок.

К сожалению, как показала практика, родители «особых» детей на уровне психики и сознания сегодня не готовы к роли «первой скрипки» в адаптации и социализации собственного ребенка, в создании условий для реализации его творческих возможностей. Убеждены, что социальная адаптивность «особого» ребенка во многом зависит от того, как работают с ним родители, от сформированности семейных традиций, правил взаимодействия, от частоты и интенсивности их совместного взаимодействия с социумом.

Конечно, в этом процессе очень важны энергетические, личностные вложения, как специалиста, так и родителя, особенно матери, как «архитектора» семьи. Следует иметь в виду, что именно мать дает ребенку первый пример человеческих отношений, отсюда задача матери, родителей и ближайшего окружения совместно со специалистами социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе.

Похожие диссертации на Творческое взаимодействие в системе "особый" ребенок - родитель - педагог"