Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание социальной активности молодежи в условиях поликультурного общества средствами социально-культурной деятельности Матис Константин Владимирович

Воспитание социальной активности молодежи в условиях поликультурного общества средствами социально-культурной деятельности
<
Воспитание социальной активности молодежи в условиях поликультурного общества средствами социально-культурной деятельности Воспитание социальной активности молодежи в условиях поликультурного общества средствами социально-культурной деятельности Воспитание социальной активности молодежи в условиях поликультурного общества средствами социально-культурной деятельности Воспитание социальной активности молодежи в условиях поликультурного общества средствами социально-культурной деятельности Воспитание социальной активности молодежи в условиях поликультурного общества средствами социально-культурной деятельности Воспитание социальной активности молодежи в условиях поликультурного общества средствами социально-культурной деятельности Воспитание социальной активности молодежи в условиях поликультурного общества средствами социально-культурной деятельности Воспитание социальной активности молодежи в условиях поликультурного общества средствами социально-культурной деятельности Воспитание социальной активности молодежи в условиях поликультурного общества средствами социально-культурной деятельности Воспитание социальной активности молодежи в условиях поликультурного общества средствами социально-культурной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Матис Константин Владимирович. Воспитание социальной активности молодежи в условиях поликультурного общества средствами социально-культурной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 Барнаул, 2007 253 с., Библиогр.: с. 172-193 РГБ ОД, 61:07-13/2895

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы организации социально-культурной деятельности молодежи региона 20

1.1. Сущность и роль со циалыю-культурной деятельности в процессе социализации молодежи в поликультурном обществе 20

1.2. Социально-педагогические условия формирования ценностных ориентации и приоритетов молодежи в полнкультурном регионе 44

1.3. Модель воспитания социальной активности молодежи средствами социально-культурной деятельности в поликультурном обществе 66

Выводы по первой главе 95

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию социальной активности молодежи средствами социокультурной деятельности в поликультурном регионе алтайского края 97

2.1. Технология воспитания социальной активности молодежи средствами социально-культурной деятельности и ее специфика в условиях поликультурного региона Алтайского края 97

2.2. Анализ результатов и интерпретация опытно-зкепериментальной работы 122

2.3. Пути повышения эффективности организации воспитания социальной активности молодежи в условиях поликулыурного региона средствами социально-культурной деятельности 153

Выводы по второй главе 165

Заключение 167

Список использованой литературы 172

Приложения 194

Введение к работе

Актуальность и разработанность проблемы. Развитие мира в современную эпоху отличается многообразием, противоречивостью и вместе с тем усилением взаимозависимости процессов и явлений. Этим определяется актуальность и востребованность развития культуры и в частности молодежной культуры, всех ее видов деятельности. Важность исследования общественно-педагогических условий воспитания социальной активности молодежи определяется рядом факторов: процессами, происходящими в мировом сообществе, изменениями социально-экономических и социально-культурных ориентации и обострением внимания к молодежной специфике в обществе; регионализацией социально- культурной деятельности как средства жизнеустройства региона, призванного выстроить систему взаимосвязей жизненных сил народа с различными социальными институтами; процессами, происходящими в самом обществе и среди молодежи и обнаруживающими, что молодежные образования остаются важными центрами социальной жизни и культуры.

Отличия в социальной и культурной деятельности, выраженные в сфере общения степенью толерантности, уровнем эмпагин и уважения к разной этпонационалыюй, культурной, религиозной и иной принадлежности людей, их правам на иные взгляды и убеждения, провозглашены и закреплены в документах многих международных организаций. Однако сохранение и развитие социально-культурной деятельности, официально декларируемых принципов возможно лишь при наличии соответствующих представлений, убеждений, поведенческих установок, поступков у молодых людей, которые содержат определенный потенциал социальной активности.

В начале третьего тысячелетия проблема жизнедеятельности людей в условиях растущих темпов развития общества, изменения и модернизации мира и окружающей человека среды, находится в центре внимания междупа-

4 родных правительственных и неправительственных, молодежных, общественных и социалыю-педагогических движении и организаций.

Вопросы направленного социально-педагогического воздействия на элементы социально-культурной среды с целью оптимизации ее влияния на формирование личности посредством технологий социально-культурной деятельности рассмотрены в исследованиях С. Б, Брижатовой, Т. Г, Киселевой, Ю. Д. Красильникова, О. В. Первушиной, Т. Т. Фисюк, В исследовании В. С. Библера "Школа диалога культур" освещается одна из перспективных концепций современной социально-культурной деятельности, основанная на диалоге различных исторических культур в XX в,; первоначальный опыт по-лнкультурного взаимодействия обобщается в работах педагогов-экспериментаторов В. В. Виноградова, Г. В. Разумовской и др.

Понятие и феномен социально-культурная среда представлено в работах М. Г. Вохрышевой, В, 3. Дуликова, Л. Н, Когана, Т, В. Кузнецовой, В, И. Орловой, В. С- Садовской, В. М. Чижикова, Н. Н. Ярошенко и др.

В работах Л. Н, Когана, В. И. Матиса, А. Я, Наина, Л. Н. Орлова, С. А. Рачинского, М Я. Руткевича. В. А, Сластёнина, В. Н. Филиппова, Ф. Р. Филиппова, 14. К. Шалаева содержатся значительный методологический, фактический и методический материал, концептуальные модели влияния образования на динамику социальной структуры, социальной деятельности, В эту же группу входят труды 10. В. Арутюнова, Л. М. Дробижевой, Р. Г, Гуровой и др.. в которых рассматривается влияние на потребности молодежи особенностей различных регионов, конфессиональной и этнической специфики. Социально-психологические особенности становления личностных качеств молодежи проанализированы в работах таких ученых как Б. Г. Анаьева, А, В. Дмитриева, 3. Ф. Есарева, В. Е. Клочко, И. С. Кон, О. М. Краснорядцева, В. Т. Лисовский.

Проблемы формирования профессионально-педагогической культуры учителя, от которых во многом зависит дальнейшая социально-культурная

деятельность учеников, отражены в работах А. Алимбекова, Ш. М. -X. Арса-лиева, Э. Р. Ашхаруа, Н. X. Байчекусва, Ф. Н. Гоноболина, М. И. Дьяченко,

A, Р. Ермептаевой, И, Ф. Исаева, В. А, Кругецкога, Т. Ф. Кряклииой, Н. В.
Кузьминой, В. И, Матиса, У. Л. Матназарова, А. В. Мудрика, В. А, Николае
ва, А, Н, Орлова, Н. Г. Руденко, В. В. Серикова, В. А, Сластёнина, Л, С, Спи
риной, Е. Н, Шнянова, А, И. Щербакова и др.

Наряду с традиционными подходами; деятельностным, личностным, ; системным, разрабатываются такие, как средовой (Ю. С- Мануйлов), амбивалентный (Л, И. Новикова), событийный (Д. В. Григорьев, К, В. Дрозд), аксиологический (М. Рокич, В. А- Сластёиип, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова), Анализ этих подходов позволяет заключить, что в воспитании соци&чьной активности они не исключают, а взаимодополняют друг друга. Основные положения нашего исследования базируются на аксиологическом подходе, имеющем цель введение молодого человека в мир ценностей, оказание ему помощи в выборе социально-значимой системы ценностных ориентации и смыслов.

Вторую группу образуют работы исследователей, занимающихся изучением структуры современной системы образования, разработкой различных инновационных проектов в сфере социально-культурной деятельности, учитывающих конфессиональную, национальную, региональную и местную специфику. Это работы С П. Беловоловой, В. С, Бпблера, Т. Ф. Кряклиной,

B. В. Мирошниченко, Л. С. ПодымовоЙ, Г. Н. Прозументовой, А. В. Сивола-
повэ. В, Н. Соболева, О. Г, Ултургашевой, Т. И. Шамовой и др.

Проблемы неформальных молодежных объединений и инициатив исследованы в работах Е. Г. Комарова, В. Т. Лисовского, В, А. Лукова, И. 10-Сундеева, М. Н. Топалова, В. Н. Шкурина и др.

Соотношение молодежных инициашв и использование их в содержании деятельности культурно-досуговых учреждений России и регионов пред-

ставлены в работах В. А. Бесединой, С, Б. БрижатовоЙ, Н. А. Горбуновой, С. Н. Иконниковой, Г. В, Олениной, Э. В. Соколова, В. В, Туева, Т. Т. Фисюк и др.

Социально-психологические особенности становления личностных качеств молодежи проанализированы в работах Б- Г. Ананьева, А. В. Дмитриевой» З, Ф, Есаревой, И. С. Кона и др.

Третью группу составляют работы, выполненные учеными, управленцами ц педагогами, анализирующими региональную социально-культурную практику, К этой группе относятся работы авторов из краевых и областных комитетов культуры и образования, в первую очередь Алтайского, Новосибирского, Омского, Томского, Хакасии, которые взялись за разработку проектов по сохранению и дальнейшему развитию социально-культурной деятельности в регионах. В работах С. Б, БрижатовоЙ, А. М, Демина, Т. Ф. Кряклиной, С. М. Малиновской, В. И. Матиса, Г, В. Олениной, О. В. Первушиной, Г. И. Петровой, Г, Н. Прозументовой Г. Ф. Севильгаева, О. Г, Ултур-гашевой рассматриваются не только этнопсихологические и этнопедагогиче-ские особенности народов Сибири и Севера, но и специфические особенности региональной и поселенческой социализации.

В той или иной степени проблемы, связанные с осциокультурной деятельностью, общением и социализацией, отражены в работах зарубежных исследователей [217-222]. В современной литературе ведутся научно-теоретические и опытно-практические разработки становления и развития социально-культурной деятельности (С. П. Беловолова, Е. П. Белозерцея, С. Б. Брижатова, A, JL Бугаева, Г. Н, Волков, Е. П. Жирков, В, И. Матис, Л, Н. Мукаев, А, Я. Пайн, В, Д. Шадриков и др.), в которых обосновывается необходимость сохранения it развития национальных, региональных и местных особенностей, ориентации па развитие, саморазвитие и социализацию личности как части этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социально-культурных условиях.

Важное значение для развития социально-культурной деятельности имеет проект ЮНЕСКО и Министерства образования и науки Российской Федерации "Развитие национальной школы1', включающий программы "Образование как фактор обеспечения стабильности общества путем воспитания детей в духе ненасилия, согласия и мира".

В различных регионах страны разрабатываются модели инновационных учебных заведений, осуществлен ряд попыток создания международных образовательных центров (Барнаул, Новосибирск, Томск), призванных учитывать национальную и региональную специфику в обучении. В Томске, например, создана лаборатория региональных проблем поликультурпого образования в Институте образования Сибири, Дальнего Востока и Севера Российской академии образования, в Барнауле - учебно-научный педагогический комплекс, этнологический центр, поликультурный научно-образовательный центр и регионально-экспериментальные площадки, активно разрабатывающие эту проблематику. Следует отметить ряд общественных организаций, также способствующих развитию инновационных проектов в сфере социально-культурной деятельности, внедрению их в пракгику: Немецкое молодежное объединение «ГОгендрнпг». Молодежный фонд Алтая, «Театр пластических этюдов «Креактив», Центр «Поддержка общественных инициатив», «Пилигрим-Т», и др.

Несмотря на значительный объем литературы по различным аспектам социально-культурной деятельности и проблемам социализации молодежи, в теории социально-культурной деятельности недостаточно работ обобщающего и прикладного характера, учитывающих конфессиональную, национальную и региональную специфику. Отсутствие четкого понимания места и роли социально-культурной деятельности, учитывающей специфику региона в происходящих в России современных социально-культурных процессах, необходимость теоретического осмысления общественно-педагогических условий такой деятельности, оценка практической значимости системных педа-

готических знаний в социальной адаптации и межкультурной интеграции выдвигают социальную и культурную деятельность в число актуальных исследовательских проблем современного социально-педагогического знания.

Различные общественные организации, учреждения образования и другие структуры осуществляют связь с различными социально-культурными институтами и процессами, пытаясь сохранить и развить молодежную куль* туру, традиции и обычаи. В работах ученых подчеркивается, что наряду с особенностями, которые обусловлены различными факторами (своеобразием целен, психологическими и педагогическими особенностями, традициями обучения, воспитания и т,д.), существуют некоторые общие методологические принципы анализа теоретических положений, общие философские основания и подходы к сохранению и развитию социально-культурной деятельности и ее влияние на воспитание социальной активности молодежи.

Следует признать, что только отдельные элементы социально-культурной деятельности нашли место в жизни, а целостной системы пока не создано. Проблема внедрения системных элементов часто отождествляется с распространением передового опыта. В результате на сегодняшний день наиболее разработанными оказались те области и сферы социально-культурной деятельности, которые связаны с основным и дополнительным образованием молодежи.

Значительно скромнее в науке представлены общепедагогический, социологический и философский анализы моделей и программ, направленных на сохранение и развитие молодежной культуры, способность к реализации потенциальных возможностей личности в сфере социально-культурной деятельности. Такие программы и модели включают общие основания, методологические принципы воспитания этих качеств, влияние различных факторов на выбор молодежью жизненного пути, роль школы в воспитании культуры межличностного общенігя, взаимосвязь школы с другими социальными институтами. Эти проблемы требуют специального и системного исследования.

9 Государственная молодежная политика в Алтайском крае имеет важное значение для социализации молодежи. В первую очередь это имеет место потому, что в Алтайском крае проживает более 140 национальностей, представители различных культур; этнических, поселенческих, тендерных и демографических. Все эти культуры составляют поликультурное сообщество со своими особенностями. Это обуславливает необходимость воспитания молодого поколения в полнкультурвых условиях на принципах толерантности, сотрудничества и взаимного уважения. Социально-культурная деятельность на территории поликультуриого региона имея свою специфику, ставит и свои особенные педагогические и социокультурные задачи, которые необходимо решать всем вместе. Примером здесь могут служить долгосрочная программа «Молодежь Барнаула», акции Молодежного парламента и студенческой гильдии Алтайского края, деятельность различных национально-культурных центров, общественных организаций и объединений. При этом региональные инициативы стремятся к консолидации и эти процессы требуют системного анализа и исследования.

Проблема исследования обусловлена возникшим к настоящему времени в теории и практике социально-культурной деятельности противоречием между потребностями общества в активной личности, участвующей в социально-культурной деятельности, как инструменте социализации, основанной на принципах толерантности, и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и социально-культурной практике.

Анализ выявленного противоречия привел к необходимости формулировки темы исследования «Воспитание социальной активности молодежи в условиях поли культурного общества средствами социально-культурной деятельности».

Обьскт исследования - социализация молодежи в условиях поликультурного общества.

Предмет исследования - процесс воспитания социальной активности молодежи в условиях поликультурного общества средствами социально-культурной деятельности.

Цель исследования - конструирование и реализация модели воспитания готовности молодежи к активному участию в социально-культурной деятельности в условиях поликультурного общества,

В процессе исследования выдвинута гипотеза:

формирование готовности молодежи к активному участию в социально-культурной деятельности в условиях поликультурного общества может быть успешным при определенных социально-педагогических условиях, включающих:

разработку и внедрение модели и технологии воспитания социальной активности молодежи в условиях поликультурного региона средствами социально-культурной деятельности;

принятие региональных молодежных программ, функционирующих в определенных социально-педагогических условиях, которые являются результатом согласованности и координации деятельности всех участников социально-культурного процесса: органов управления, корпуса работников культуры и самих участников социально-культурной деятельности.

Проблема, объеЕст, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

раскрыть сущность социально-педагогических условий и специфику формирования готовности молодежи к социально-культурной деятельности в поликультурном обществе;

определить возможности социально-культурных технологий при оптимизации социально-культурной среды как фактора социализации молодежи;

разработать и внедрить модель воспитания социальной активности молодежи в условиях Алтайского края средствами социально-культурной деятельности;

подготовить практические рекомендации, вытекающие из необходимости формирования готовности молодежи к сохранению и развитию социально-культурной деятельности для органов управления, работников культуры и общественности.

Методологическая основа исследовавши

Философский уровень методологии исследования составляют положення, разработанные современной наукой о едином, глобально-эволюциони-зирующем мире, все явления в котором представляют собой элементы целостной самоуправляющейся и саморазвивающейся системы, связаны друг с другом и с элементами других уровней через участие в процессе глобаїьной эволюции; основы социально-исторического детерминизма, рассматривающего социальную реальность как совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессах их совместной деятельности; системный структурно-функциональный подход к анализу социально-культурных феноменов и процессов технолоп пацни духов но-культурного возрождения (М. Вебер, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, 1L А. Сорокин, В, П. Тугаринов, Б, А, Чагин); положения функционализма, в основе теории культур которого лежит понимание культуры как целостного образования, состоящего из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, каждый из которых способствует сохранению единой системы (Э. ДюркгеЙм. Б. Малиновский, А. Радк-лмфф-Браук, Г. Спенсер, Р. Турнвальд) и культурного релятивизма, суть которого заключается в признании равнозначности и равноправии различных культур (Р. Бенедикт, Ф; Боас, А. Кребер, М. Мид, С. А. Токарев М. Херсковец).

Общенаучный уровень методологии. Для создания целостного представления о существе проблемы современная наука позволяет осуществить внутренне непротиворечивый синтез таких подходов, которые заложены в

идеях М. М. Бахтина "о культуре как диалоге", "внутренней речи" Л, С. Выготского и положениях философской "логики культуры1' В. С. Библера, поликультурном подходе к формированию личности В. В- Виноградова, В. И. Матися, Г\ Н. Прозументовой, Г. В. Разумовской. Важную роль в формировании авторского видения проблемы сыграли работы В, А. Сластёшта, под руководством которого разрабатываются принципиально новые научные направления подготовки учительских кадров, формирования социальной зрелости поколений.

На конкретнонаучпом уровне использовался поликультурный подход, анализирующий социальные явления, в том числе специфически социальные и культурные. Поликультурный подход фиксирует и концептуализирует субъективные проявления как последствия объективных социально-культурных процессов, отражающихся в определенных типах культуры, понимаемых и как степень усвоения общественных норм, и как сумма духовных богатств, накопленных человечеством, и как способ человеческой деятельности в различных поликультурных условиях (В. И. Матис, Г. Н. Прозу-ментова, Г. В. Разумовская); социально и личностно-ориентированный подход как метод педагогической эвристики (М. Г. Вохрышева, В. 3. Дуликов. Т. Г, Киселева, Ю. Д. Красильников, Т. В- Кузнецова, В. С, Садовская, А, В- Соколов, 10. А, Стрельцов, В. В, Туев и др.).

Методы исследования:

- теоретический междисциплинарный анализ и синтез при изучении и
обобщении научных источников, включая диссертации по темам, гранича
щим с проблемами исследования социально-культурной деятельности;

- сравнительный историко-педагогический анализ, позволивший вы
явить тенденции развития молодежного движения в условиях поликультур
ного общества на рубеже XX и XXI веков;

- социально-педагогическое моделирование при разработке программ и проектов воспитания активности молодежи в социально-культурной деятельности на Алтае;

- комплекс эмпирических методов исследования, включая мысленный эксперимент, педагогический мониторинг, анкетный опрос, фокус-группу, глубинные интервью, включенное наблюдение.

Эмпирической базой исследования являются обобщения, сделанные
в рамках: междисциплинарного и межпредметного подходов, а также данные
анкетных опросов, фокус-групп, глубинного интервью и результатов дея
тельности государственных культурных и образовательных учреждений,
призванных сохранять и развивать социально-культурную деятельность мо
лодежи на территории Алтайского края (Управление по образованию и делам
молодежи Алтайского края, Комитет по делам молодежи г. Барнаула, Алтай
ский краевой российско-немецкий дом, клубы и центры встреч), обществен-
ных организаций (Молодежный фонд Алтая, Этнологический центр по изу
чению и сохранению истории и культуры народов Алтая, Поли культурный
научно-образовательный центр), молодежных объединений (Немецкое моло
дежное объединение «Югепдринг», Центр поддержки добровольчества, Клуб
«Veneta», Молодежное объединение «Юши»), фолыаюрных ансамблей сел, а
также региональных молодежных программ, в рамках которых реализуются
социально-значимые молодежные инициативы Алтайского края («Молодежь
Барнаула», «Молодежный парламент», «Студенческая гильдия Алтайского
Ь края»)-

Для сравнения региональных и российских показателей были использованы результаты проводимых в стране и регионе опросов "Культурно-образовательные потребности национально-этнических групп населения России" (1993), «Образовательные возможности молодежи национальных меньшинств на Алтае» (1997, 2003), зафиксировавшие ряд противоречивых явлений в социально-культурной жизни школьников, учащихся колледжей и сту-

14 дентив университетов, указывающие на недостаточные знания в сфере межкультурного и межнационального общения.

Исследование проводилось с 2004 по 2007 гг, в три основных этапа:

Первый этап (2004-2005 гг.) - поисковый. На данном этапе изучалась и анализировалась специальная отечественная и зарубежная литература по проблеме; работы, освещающие общие и специальные вопросы методологии и теории социально-культурной деятельности в многонациональном обществе. Это позволило обосновать теоретико-методологические основы исследования, сформулировать гипотезу и разработать методику исследования-

Второй этап (2005-2006 п\) - экспериментально-аналитический. На этом этапе продолжалось обоснование концепции исследования, собирался основной материал с целью диагностики состояния социально-культурной деятельности в стране и регионе. Осуществлена корректировка рабочей гипотезы и общей программы исследования, произведена апробация основных положений рабочей гипотезы.

Третий этап (2006-2007 гг.) - завершающий. На основе полученных данных и их анализа выявлены и сформулированы социально-педагогические условия эффективной социально-культурной деятельности, завершен формирующий эксперимент. Результаты исследования, предлагаемые разнообразные организационно-деятельноетные формы и технологии внедрялись в практику на региональном и краевом уровнях. Теоретическое обобщение результатов исследования нашло системное отражение в ряде изданных печатных работ. Закончено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что полученные результаты содержат в себе решение важной научно-педагогической проблемы:

раскрыта и обоснована сущность социально-культурной деятельности молодежи в условиях поликультурного региона;

определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие социально-культурную деятельность молодежи в условиях поликуль-

турного региона (этапность в реализации модели и технологии, лнчностно-ориентированный подход, диагностическое обеспечение в процессе социально-культурной деятельности);

- показана эффективность использования особенностей социально-
культурных технологий в процессах социализации молодежи;

определено место конфессионального, поселенческого, регионального, этнического компонентов как факторов социально-культурной деятельно-сти молодежи в поликультурном регионе;

сконструирована поликультурная модель формирования готовности молодежи к социально-культурной деятельности в условиях поликультурного региона с использованием СКД-технлогий, включающая мотивациошю-ценностный, содержательный, деятельностный и рефлексивный компоненты.

Теоретическая значимость исследовании определяется тем, что его результаты позволяют обосновать основные положения и принципы форми-рования готовности молодежи к социально-культурной деятельности на уровне региона в условиях поликультурного общества; выявить социально-педагогические условия эффективного использования возможностей государственных учреждений, общественных организаций и конфессиональных групп в сохранении и развитии социальной, культурной, учебной деятельности, дсятельпоста во внеурочное время и учебно-исследовательской работе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содер
жащиеся в нем теоретические положения и выводы доведены до конкретных
і методических рекомендаций и могут быть использованы в практической дея-

тельности учреждений культуры, образования и социальной сферы (школах, лицеях, центрах творчества, клубах и т- д.); в научно-исследовательских программах, направленных на разработку социальных проектов по сохранению и развитию социально-культурной деятельности; в процессе подготовки и переподготовки специалистов, работающих в социально-культурной сфере; в содержании курсов "История образования", "Этиопедагогика", "Культура

межнационального общения", "Социология образования", "Социология национальных отношений", "Кз'льтурология"; в региональной системе управления культурой и образованием.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, а также использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его цели, задачам, логике и природе изучаемого явления.

Положения, выносимые на защиту

L Социально-культурная деятельность молодежи в условиях поликультурного общества является специфическим этносоциокультуриым и педагогическим феноменом, детерминированным социально-историческим типом общества, имеющим внутренние противоречия, обеспечивающим ее развитие и одновременно отражающим все проблемы системы российской духовной и политической жизни в нелом, в том числе и необходимость формирования готовности молодежи к социально-культурной деятельности в условиях многонационального региона для социализации личности и сохранения социальной стабильности.

  1. Совместное проживание и взаимодействие представителей различных конфессиональных, национальных и этнических ipynn обуславливает необходимость формирования системных знаний у молодежи и на их основе воспитания межкультурного, межнационального общения, благодаря которым удерживается самоидентификация и достигается гармония взаимоотношений в многонациональном регионе, обеспечивается эффективность социально-культурной деятельности.

  2. Мировоззренческий компонент является системообразующим фактором социально-культурной деятельности поликультурной модели, определяющим особенности и характер связи целевого, содержательного, методического, программного уровней обеспечения деятельности государственного учреждения культуры, общественной пли некоммерческой организации, ра-

17 бота которых направлена на активное участие в социально-культурной деятельности в качестве не простой "добавки1' к ней, а определяющей, в конечном счете как образ мира, так и образ жизни субъектов социально-культурного процесса.

4. Модель воспитания социальной активности молодежи средствами
СКД в условиях поликультурного общества опирается на прогнозируемые
теорией содержательные критерии поликультурной модели социокультурной
деятельности. Эта модель вполне закономерно становится преимуществен
ной и совпадает с основной тенденцией формирования личности и развития
социально-культурной сферы в регионе. Тенденция просматривается как в
новообразованиях, формирующихся в современной духовной жизни (поли
культурная модель, предполагающая учет конфессиональных, национальных,
региональных особенностей развития духовной жизни, и интернационализа-
цию социокультурного пространства региона), так и в противоречиях, возни
кающих в ней и в связи с ней (неподготовленность субъектов социокультур
ной деятельности к внедрению новшеств), К числу таких новообразований
относятся:

растущую открытость духовной жизни молодежи на Алтае как к культуре России, поли культурной но своему иеторико-социальному происхождению, так и к мировой культуре;

все большее проникновение в духовную жизнь молодежи Алтая принципа "диалога культур", расширяющего принцип билингвизма и поли-лингвизма;

психологизацию социально-культурной деятельности и все более заметное проникновение в нее личпостно-ориентированных подходов, учитывающих как задачи профессионализации, так и межкультурную компетентность,

5. Формирование готовности молодежи к сохранению и развитию со
циально-культурной деятельности содействует более быстрой социализации

и активному формированию социальной зрелости поколения, включенного в социально-культурные процессы общества и вступающего в самостоятельную жизнь.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования. Основные идеи и результаты исследования изложены п получили одобрение на международных (Барнаул 1997, 2001, 2005; Бийск, 1999; Москва, 2003), республиканских (Барнаул 1998; Новосибирск, 1999) и региональных (Барнаул, 1999, 2001; 2004; Красноярск, 2002; Тюмень, 1991; Новосибирск, 1998, 2005) научно-практических конференциях, методологических семинарах кафедры социологии и политологии, всеобщей истории Барнаульского государственного педагогического университета.

Материалы исследования внедрены в учебный процесс Барнаульского государственного педагогического университета через специальные курсы, тематику курсовых и дипломных работ, выпускных магистерских работ; в лицейских классах и школах №№60, 79, 112 г. Барнаула, вошедших в экспериментальную площадку, в деятельность Алтайского краевого Российско-немецкого Дома, Этнологического центра но изучению и сохранению истории и культуры народов Алтая, Молодежного фонда Алтая, «Креактива», клуба «Венета»,

Результаты исследования отражены в 6 публикациях общим объемом 2,1 п. л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, дается оценка современного состояния проблемы, степени ее разработанности; определяются цель, объект, предмет исследования, его гипотеза, задачи; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, описываются ме-

тодология и методы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту,

В первой главе «Теоретические и методологические основы организации социально-культурной деятельности молодежи региона» дается характеристика региона, как поликультурного общества, раскрываются теоретические и практические предпосылки формирования готовности молодежи к сохранению и развитию социально-культурной деятельности в отечественной^ зарубежной литературе. Обосновывается поликультурный подход как основа формирования готовности молодежи к сохранению и развитию социально-культурной деятельности в поликультурном регионе, сущностные характеристики социально-культурной деятельности, предлагается авторская модель формирования готовности молодежи к сохранению и развитию социально-культурной деятельности на территории Алтайского каря.

Во второй главе «Опьтю-эксперимеиталыш работа по воспитанию і

социальной активности молодежи средствами социокультурной деятельности
в поликультурном регионе алтайского края» выявляются социально-
педагогические условия формирования готовности молодежи к сохранению и
развитию социально-культурной деятельности на Алтае, анализируется со
временная социально-культурная ситуация и, исходя из авторской изоморф
ной модели предлагаются педагогические приемы и средства формирования
готовности молодежи к сохранению и развитию социально-культурной дея
тельности на территории Алтая.
» В заключении изложены общие выводы и перспективные направления

исследования, сформулированы практические рекомендации для органов управления..

В приложении описана организация и методика опытно-экспериментальной работы.

Сущность и роль со циалыю-культурной деятельности в процессе социализации молодежи в поликультурном обществе

Обоснование проблемы исследования предполагает анализ теоретических и эмпирических источников и делает необходимым разработку теоретических основ анализируемого явления, С точки зрения такого подхода анализ научных трудов по проблеме социализации личности позволяет в рамках диссертационной работы провести категориальный анализ, рассмотреть различные точки зрения на проблему и разделить их на три основных направления- адаптационное, гуманистическое и интеграционное.

Сторонники адаптационного направления (Э. Дюркгейм, Р. Мертон? Т. Парсонс и др.) приравнивают процесс социализации к адаптации- Так. Т. Парсонс и Р. Мертон рассматривали социализацию как «процесс полной интеграции личности в социальную систему путем приспособления или адаптации к ней» [93]. Конструктивным результатом подобной социализации является адаптация личности к социально типичным ситуациям или социальным группам. При этом уровень адаптированное личности имеет различные формы, Р. Мертон, например, выделяет пять форм персонального приспособления личности к социуму: конформность, инновация, ритуализм, ретризм и мятеж, которые основаны на определенной системе отношений к социально одобряемым целям и институциалнзированпым средствам [4], причем в данной типологии только конформизм относится к социально одобряемому поведению, а вес остальные - девнантньт

Адаптивное направление в исследовании социализации личности предполагает приспособление личности к актуальной для ее функционирования социальной ситуации. Интенсивные изменения социокультурной ситуации приводят к неспособности личности самостоятельно регулировать собственную жизнедеятельность. Появляется результат срыва адаптационного функционирования, который повторяется каждый раз, как только меняется ситуация. Это является свидетельством того, что адаптивное"направление в исследовании социализации личности, ориентированное па некий набор стабильных социальных, культурных норм или качеств личности, не эффективно в условиях постоянно меняющегося общества.

Адаптационное направление ориентировано на стабилизацию общества за счет культивирования личности-адаптанга, что неприемлемо для российского общества и никак не связано с идеей воспитания социально активной личности.

Второе направление сформулировано в русле гуманизма (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) и трактует процесс социализации как постоянное преодоление негативных влияний социальной среды, как борьбу за автономность и уникальность личности. Цель направления - социализация и самоактуализация личности. Общество, по мнению сторонников этого направления, лишь создает условия для реализации и роста потенций личности. Однако личность отклоняет социальные нормы, если считает это необходимым [82, С. 85]- Поэтому некоторые модели социального функционирования само актуализирующейся личности могут не только восприниматься обществом как девиации, но и провоцировать социальную нестабильность.

Гуманистическое направление в исследовании социализации личности предполагает некоторое противопоставление и даже антагонизм личности и общества. Популяризация данной модели в российской действительности кажется нецелесообразной, поскольку подобная расстановка акцептов не соответствует интересам российского общества.

Интеграционное направление исходит из базового положения, что социализации в равной степени присущи «тенденция как к типизации, так и к автономизацип личности, что обеспечивает взанмообновление общественной жизни, то есть социума, а с другой стороны - реализацию личностных потенций, задатков и способностей...» [179, с. 36]. Интеграционное направление социализации личности восходит к работам символических интерационистов (Дж. Мид и др.)? где социализация понимается как субъект-субъектный процесс, в основе которого лежит стремление найти баланс между ролевыми предписаниями (социальными требованиями) и собственными личностными определениями (субъективными возможностями). Развитие идей интегратив-ного направления позволяет представить процесс социализации как гармо-ничное сочетание адаптации и самоактуализации личности в социуме. Данные процессы рассматриваются как взаимодополняющие и взаимообусловленные. «Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в общество, благодаря усвоению им социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Однако в силу своей природной автономности личность сохраняет и развивает тенденции к независимости, свободе, і развитию индивидуальности» [93]. В интеграционном направлении, которое не противоречит и русской традиции, человек рассматривается как социальный, ответственный субъект социальной жизни. В отечественной науке и практике общие подходы воспитания в ходе «врастания ребенка в культуру» разрабатывались Л. С. Выготским, Л. И. Бо жович, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Эльконипым, другими исследователями. Раз нообразие точек зрения на решение этой проблемы у российских исследова ь гелей доказывает важность и сложность исследуемого вопроса и дает воз можность использования различных предлагаемых методов. Различие в подходах: и точках зрения подтверждает, что подрастающее поколение формируется не только в результате целенаправленной педагогической деятельности, но и под воздействием самой жизни, окружающей действительности, среды, Н. А. Добролюбов, например, видел два пути развития людей. Первый - «образование и воспитание, и второй - путь жизненных фактов, которые действугот на личность несравненно возбудительное, нежели самые громкие и высокие фразы о праве и чести» [60, с, 466]. В обоих случаях необходимо, во-первых, тесное сотрудничество общества и школы, а во-вторых, постоянно совершенствующиеся новые подходы, означающие решительный отказ от экстенсивных методов, приоритетное обращение к современным активным средствам, поддержка идей, способствующих созданию новой теоретической мысли, поиск оригинальных решений реализации современных требований. Следует отметить, что и первый, и второй путь учитывают не только социальные, но и индивидуально-психологические особенности человека.

Проблемы социализации в рамках предлагаемой темы требуют рассмотрения другой группы, включающей проблему социокультурной деятельности молодежи, воспитание социально-культурной активности, исследование поли культурного общества, социально-культурной среды и социокультурных условий, которые не так давно сошли в научный оборот и, являясь сравнительно «молодыми» в научной лексике, имеют достаточно разнообразное толкование. В этой связи возникает необходимость теоретической, эмпирической и операциональной интерпретации основных понятий, используемых Б нашем исследовании.

Модель воспитания социальной активности молодежи средствами социально-культурной деятельности в поликультурном обществе

В настоящее время довольно популярной становится точка зрения, что моделирование - это один из основных методов исследования. С помощью моделирования исследуются различные явления, процессы или системы объектов путем построения и изучения моделей. Созданные модели используются для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Так построение модели становится ступенью построения общей теории, т, к. она позволяет выявить то общее, что получает более строгую характеристику и обоснование в теории.

Понятие «моделирование» является гносеологической категорией, характеризующей один из важных путей познания. Возможность моделирования, т. е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал основана на том, что предлагаемая нами модель в определенном смысле отображает {воспроизводит, моделирует) какие-либо его стороны; для успешного моделирования этих сторон важно наличие соответствующих теорий или гипотез, которые, будучи достаточно обоснованными, указывали бы на рамки допустимых при моделировании упрощений.

Информационная модель, например, согласно А, А. Денисову и Д. Н. Колесникову, есть «организованная в соответствии с определенной системой правил и представляемая проектировщику с помощью средств отображения совокупность информации о состоянии и функционировании объекта воздействия и внешней среды» [57, с. 189]. В таком представлении отображаются наиболее существенные взаимосвязи подсистем и важнейшие функциональные параметры, причем логика отображения информации имеет большее значение, чем конструктивное оформление индикаторов. Поэтому информационные модели, как правило, обладают инвариантными свойствами и отвечают ряду требований. Выполнение этих требований обеспечивает наилучшие условия восприятия и оценки информации за минимальные отрезки времени. К наиболее общим можно отнести: - адекватность модели управляемой системе; - упорядоченность представляемой информации, ускоряющая смысловую оценку информации; - интегральное представление информации, обеспечивающее ее целостное восприятие; - избирательное отображение отдельных подсистем и критических параметров; - динамичность и адаптивность к изменяющимся условиям и ситуациям. Модель, создаваемая на основе понятий, выражающих сущность исследуемого явления, является средством категориального синтеза теоретического и эмпирического знания при построении теории, В этом случае наши действия, направленные на предмет исследования, формы работы, психические процессы, сами этапы исследования выступают как явления, рассматриваемые через призму абстрактного знания о сущности социокультурной деятельности в поликультурном обществе, готовности молодежи к сохранению и развитию такой деятельности и фиксируются в создаваемой нами модели как результат категориального синтеза. Наша структурно-функциональная модель представляет собой реализацию интеграционного направления в исследовании феномена социального генезиса личности. Теоретические основы конструирования интеграционной модели социализации личности представлены идеей воспитания поликультурной личности.

Поскольку при построении модели за основу нами взята цель воспитания активности молодежи средствами социокультурной деятельности в условиях поли культурного общества, которая включает ориентацию, отбор и продвижение к достижению цели: сущность социокультурной деятельности, возможность ее сохранения и развития в данном случае выражается в сформированное некоторых сторон культуры деятельности молодого человека, в основе которых будет лежать и профессиональная компетентность и готовность к осуществлению такой деятельности. Профессиональная компетентность {вначале культура, а затем и профессиональная зрелость) отражают уровень сформированное знаний, умений, навыков, психических качеств, а также их профессиональное использование. Все это образует модуль профессионализма и формирует профессиональную зрелость личности, осуществляющей социокультурную деятельность в условиях поликультурного общества. Профессиональное совершенствование в этом случае выступает производной от взаимодействия личностных (внутренних) характеристик и социокультурных (внешних).

Эти характеристики находят свое отражение и дальнейшее развитие в технологическом компоненте или блоке основной модели.

Предлагая один из возможных вариантов модели воспитания готовности молодежи к участию в социокультурной деятельности в поликультурном обществе, мы выделили целевой компонент, условия реализации цели, компоненты структуры (принципы и этапы проведения эксперимента), технологический компонент, включающий подготовку, средства, методы, формы и т. д,, а также готовность молодежи к участию в социокультурной деятельности в регионе и результативный компонент, исходя из того, что модель должна быть динамичной, г. е. непрерывно совершенствоваться с учетом роста требований Представленная модель носит полифункциональный характер, показывает, что мотивация воспитания активности молодежи средствами социокультурной деятельности в поликультурном обществе, как сложная система, имеет собственную струїсгуру, внутреннюю организацию и процессуальную динамику. Сам процесс воспитания активности выполняет образовательную, воспитательную, развивающую, организационную, интегрирующую и координирующую функции.

Образовательная функция воспитания активности молодежи средствами социокультурной деятельности в поликультурном обществе выражает направленность на овладение знаниями общечеловеческих и общегражданских ценностей, стремление сформировать культуру в сфере социальных знаний, навыков поведения социально и культурно активного гражданина, дать представление о сущности социокультурной деятельности, ее роли в сохранении истории и культуры народа, формировании соответствующих знаний, умений и навыков. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции предполагают изучение теории в сочетании с практическими занятиями. Она реализуется в ее направленности на овладение молодежью, участвующей в сохранении и развитии социокультурной деятельности в поликультурном обществе, системой понятий и формированием у нее умений и навыков, а также ценностно-нормативной системы.

Технология воспитания социальной активности молодежи средствами социально-культурной деятельности и ее специфика в условиях поликультурного региона Алтайского края

Описание технологии воспитания активности молодежи средствами социокультурной деятельности требует раскрытия понятия «педагогической (образовательной) технологии», «технологии воспитания», В современной литературе принято различать понятия «технология обучения» и «технология воспитания».

Понятие педагогической (образовательной) технологии неразрывно связано с понятием технологии производства и трактуется исследователями как «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Технология - это система научных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный творческий замысел, моделирование отдельных дидактических условий, средств и способов обучения» [127, с. 5], Г, К, Селевко определяет технологию как «систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированную во времени и в пространстве и приводящую к намеченным результатам» [168, с. 23]. Следуя Е. Ф. Широковой под технологией следует понимать сумму и систему научна обоснованных приемов и методов педагогического воспитательного воздействия на личность в процессе организации деятельности (КТД) и общения с целью формирования отношений к миру [215, с, 24". Технологическое решение предполагает четкое поэлементное описание операции, точную характеристику проецируемого гарантированного результата и, в итоге, определенный алгоритм решения, согласно которому специалист может работать, не опуская ни одной из операций, ибо каждая из них играет особую функцию, а вкупе они определяют целостный результат» [217, с. 17].

Под воспитательной технологией (технологией воспитания) понимается «комплекс увязанных между собой методов, форм и средств воспитания, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленный на создание продукта. В воспитании продукт есть заданные целью качества человека. Ни цели, ни продукт в состав технологии не входят, они лишь задают и венчают технологию. Поэтому технологией можно назвать все, что существует между целями и продуктами» [150, с. 484-485],

На основе анализа различных точек зрения и для обозначения собственных приоритетов в исследуемом феномене можно дать рабочее определение, предполагающее под технологией научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Главный смысл образовательной технологии - возможность ее воспроизводить для получения сходных результатов [50, с. 3].

Процесс создания и реализации воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их лежат отношения между участниками (субъектами) воспитательного процесса, и они требуют от личности некоторых особенных качеств толерантности, эмпатиии, чтобы каждый сам выбирал отношение к делу, которое предлагает социально-культурная деятельность, к личности соучастника или наставника. «Для воспитательной технологии так лее, как и для технологии обучения, характерна возможность воспроизведения воспитательной цепочки и ее пошаговый анализ» [206? с 154].

Теоретический анализ различных определений «технологии», «педагогической технологии», «технологии обучения» и «воспитательной технологии» позволил нам определить тип технологии воспитания активности молодежи средствами социокультурной деятельности. При этом мы опирались на следующие положения: - технология - это система форм, методов и средств обучения [169]; технология - это комплекс увязанных между собой методов, форм и средств воспитания, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленный на создание продукта [150].

для технологии характерны: определенный алгоритм решения [217]; точная характеристика проецируемого гарантированного результата и возможность достижения намеченных результатов» [168]; возможность воспроизведения для получения сходных результатов [50]

Технология воспитания активности молодежи средствами социокультурной деятельности сочетает в себе черты технологии воспитания и технологии обучения. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных методов, форм и средств воспитания и обучения, направленный на поэтапное достижение намеченного результата- формирование готовности молодежи к активному и осознанному участию в социокультурной деятельности (рис. 45).

Ключевыми элементами воспитательной технологии являются «общение с воспитанниками и организация деятельности» [217, с. 157-158]

После теоретического обоснования, раскрытия содержания и структуры структурно-функциональной модели необходимо дать представление об особенностях предлагаемых решений и описать алгоритм реализации разработанной структурно-функциональной модели. При этом следует иметь в виду, что воспитание активности вне стен учебных заведений или учреждений у молодежи, проживающей в поликультурном регионе, зависело от качества организованной работы во время досуга, различных акций, проектов, а также специально организуемых тренингов, диспутов, дискуссий, экспедиций и других форм, аттестации качества разработанных методик и самой организации этой работы.

Детальное изучение социокультурной ситуации в регионе с позиций системно-информационного и средо-функционального подхода, основанного на классических трудах отечественной научной психолого-педагогической школы Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина К, Д. Ушинского [5;8;195] и мношх других, закономерно привело к выводу о необходимости учёта и психологической теории установки Д. К Узнадзе [194], Создание саморегулирующейся мотивационной установки может обеспечить закономерную устойчивую активность в сфере социокультурной деятельности, а также послужит фундаментом сохранения и развития этой сферы жизни человека.

Организуя исследование, мы приняли за основу положение о понимании социокультурной деятельности как целостной и развивающейся психологической реальности. Задача проведения эксперимента на высоком качественном уровне объяснялась еще и тем, что складывающаяся в социокультурной сфере ситуация приобрела и приобретает все более профессионально-ценностный характер и направленность в соответствии с принципами и нормами нашего общества. Эта реальность в разной степени и под разным углом отражена в исследованиях [28; 201J В этом ключе социально-культурная деятельность определяется как динамический и непрерывный процесс, детерминируемый внутренней активностью личности молодого человека. В качестве объекта исследования на формирующем этапе эксперимента рассматриваются личностные характеристики молодых людей. Эти характеристики, преломляясь через призму социокультурной деятельности, в которой они так или иначе участвуют или не участвуют, проходят ряд количественных и качественных изменений и переходят на более высокий уровень направленности.

Пути повышения эффективности организации воспитания социальной активности молодежи в условиях поликулыурного региона средствами социально-культурной деятельности

Воспитание активности молодежи через социально-культурную деятельность в условиях поли культурного региона возможно при комплексном внедрении разработанной модели и с использованием наиболее эффективных форм и методов работы. Методологической основой внедрения данных рекомендаций служит учение о единстве теории и практики. Под внедрением нами понимается система мер, обеспечивающих обязательное использование полученных результатов исследования образовательными учреждениями и различными структурами, работающими с молодежью на всех уровнях.

Исследования показали, что при организации процесса воспитания активности молодежи следует придерживаться определенных принципов. К числу основных, на наш взгляд, можно отнести следующие: -ориентацию иа целостное, комплексное совершенствование воспитательного процесса с выделением главного ведущего звена, в принципе актуального или особо важного для данной системы и данного периода; -реализацию в определенной последовательности близких, средних и далеких перспектив внедрения и на этой основе непрерывное, последовательное повышение уровня требований к этому процессу; -сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы при организации внедрения; - внедрение достижений науки одновременно с соответствующим передовым опытом модераторов (наставников); -соединение процесса внедрения с организацией самообразования модераторов (наставников) и повышения их методической квалификации; -вариативный, дифференцированный подход к внедрению на основе более полного и точного учета особенностей конкретного коллектива, в котором осуществляется работа. Проведенный эксперимент показал, что процесс внедрения этих принципов имеет некоторые особенности. Во-первых, их эффективность повышается, если они используются во взаимосвязи и, во-вторых, выявленные принципы дают больший эффект, если используются всесторонне и во всех проводимых воспитательных, учебных и практических мероприятиях. Другая группа рекомендаций касается этапов проведения воспитательных и образовательных проектов. Внедрение предложений и указаний по использованию форм и методов предполагает последовательное применение следующих этапов: планирование, организацию, регулирование и коррегиро-вание действий по внедрению, контроль и анализ достигнутых результатов. Что касается планирования внедрения, то первоначально необходимо определить, какому уровню сформированности готовности молодежи к сохранению и развитию социокультурной деятельности соответствует каждый участник группы. Согласно структурно-функциональной интеграционной модели воспитания активности молодежи можно выделить четыре уровня и определить модель поведения для каждого из них. Оптимальный - самостоятельная организация социально-культурной деятельности, участие по собственной инициативе в разработке, организации и проведении различных форм социально-культурной деятельности. Допустимый - готовность к выполнению поручений по организации социально-культурной деятельности, готовность к самостоятельному проведению игр, простых форм тренингов, коллективных и групповых занятий по заданной теме. Критический - проявление активности в качестве участника социально культурной деятельности, присутствие на различных семинарах, форумах, акциях в качестве участника. Недопустимый - игнорирование СКД. При планировании культурно-досуговых программ необходимо учитывать, что важным элементом является высокий эмоциональный уровень их проведения. В связи с этим необходимо продумывать как на этапе общего планирования, так и на этапе планирования каждого мероприятия в отдельности элементы, доставляющие участникам положительные эмоции. Все это обеспечивает интерес к проводимым формам активности и вызывает желание участвовать в них в дальнейшем. Необходимо помнить, что именно добровольное и желаемое участие является одним из основополагающих принципов успешности проекта.

В ходе эксперимента было установлено, что наибольший эффект достигается при проведении цикла проектов в течении года с последующей корректировкой, внесением изменений в программу и повторением цикла. Этим достигается, во-первых, совершенствование работы по организации, во-вторых, при повторном проведении семинаров, акций через год, имея навыки, и зная недостатки, можно избежать проблем и что самое главное, проявить творчество и провести корректировку содержания. Циклическое проведение проектов дает возможность охватить наибольшую аудиторию, постоянно расширяя ее. Цикличность предполагает, что в результате каждая из групп участников выходит на новый уровень сформированное готовности к сохранению и развитию социокультурной деятельности, а значит, с началом нового цикла каждый участник может продолжить работу в группе в новом качестве, посещая семинары более высокого уровня. Вместе с тем молодежь, достигшая оптимального и допустимого уровня сформированное готовности, получает возможность применить на практике полученные знания и умения, а значит, продолжить развитие.

Создавая программу действий, важно учитывать, что каждый вид активности, в котором молодежь участвует, помимо своих основных задач, которые в свою очередь у каждого вида разные (получение новых знаний, развитие коммуникативных навыков, воспитание толерантности и т. д.), несет еще и скрытые, или «побочные эффекты», и одним из таких эффектов является привлечение новых участников и удержание старых. Причем, как покашвает практика, зачастую удержать участников бывает труднее, чем привлечь новых. Это объясняется тем, что на потенциальных участников оказывает влияние фактор новизны, и для того чтобы привлечь внимание молодежи к проекту, зачастую бывает достаточно эффектной презентации и анонсирования. Переходя из разряда потенциальных участников в активные, молодым людям необходимо не только получить то, что они ожидали, но и видеть перспективы, чего каждый из них может добиться в этой сфере.

Акции по привлечению молодежи, как правило, массовые однодневные, проходящие на высоком эмоциональном уровне. Ярким примером могут служить ежегодные акции «Зеленая Россия» и «Зеленая Планета», проводимые «Молодежным Фондом Алтая» совместно «Немецким молодежным объединением» и другими организациями-партнерами. Подобные акции, привлекая самую разную молодежь, в том числе из других молодежных организаций, общественных и национально-культурных, выполняют роль не только объединяющего фактора, но и служат примером межкультурной коммуникации.

Похожие диссертации на Воспитание социальной активности молодежи в условиях поликультурного общества средствами социально-культурной деятельности