Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Анализ художественных особенностей «Адабиёти шаб» («Литературы ночи») современной поэзии Ирана Мухаммадкозим Хакшинос

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухаммадкозим Хакшинос. Анализ художественных особенностей «Адабиёти шаб» («Литературы ночи») современной поэзии Ирана: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Мухаммадкозим Хакшинос;[Место защиты: Таджикском национальном университете].- Душанбе, 2012.- 21 с.

Введение к работе

Изображение удивительных картин природных явлений на протяжении многих веков находилось в центре внимания поэтов. Даже при беглом взгляде на литературу, созданную на этой основе, исследователь может убедиться в поэтичности картин природы. Истинную причину особого внимания к данной теме следует искать в той нерасторжимой связи, которая сложилась между человеком и природой. Человек постоянно ощущает на себе влияние природы, получая от нее заряд бодрости и сил. Классификация, упорядочение и описание явлений природы может привести к выводам, заслуживающим внимания. Однако из великого множества природных явлений в настоящем исследовании мы акцентировали свое внимание на категории времени «ночь», то есть ее описании в «литературе ночи».

Актуальность исследования. Данная диссертация посвящена рассмотрению характерных особенностей «литературы ночи», возникшей в пятидесятые годы под влиянием сложной социально-политической обстановки иранского общества. «Литература ночи», возникшая в иранской литературе указанного периода, главной целью ставила создание стихов протеста, в которых крамольные мысли скрывались бы под символическим «покровом ночи». Ночь, место и время, в которые она «опускалась» служили тем способом, посредством которого можно было выразить свое отношение к происходящим в обществе социально-политическим процессам. Таким образом, эту литературу можно назвать также литературой «сопротивления или противостояния». Данная литература до сих пор не получила своего всестороннего и глубокого исследования. Лишь некоторые статьи и замечания исследователей в журналах и газетах проливают свет на отдельные особенности изучаемого литературного процесса. В то же время, необходимо отметить, что произведения, созданные в определенный период истории иранского общества (50-ые и последующие годы) заслуживают отдельного монографического исследования, что и определяет актуальность и научную значимость темы нашего диссертационного исследования. Важность и значимость этой темы объясняется также и тем, что помогает глубже понять социально-политическую атмосферу изучаемого периода, определить влияние политических событий на литературу того времени.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является комплексное научное исследование настоящей проблемы.

В соответствии с поставленной целью в исследовании решались следующие задачи:

- исследовать и дать характеристику категории времени (ночь и ее проявления) в аспекте смыслового наполнения этого понятия в классической литературе;

- проанализировать и дать оценку изучаемой темы в произведениях поэтов - представителей хорасанского, иракского и индийского стилей;

- систематизировать многообразие, сходство и различия в стилистике и художественном творчестве поэтов, отобразивших картины ночи;

- проанализировать произведения выдающихся поэтов-классиков, посвященных теме ночи, с целью выявления скрытых в них целей и задач;

- рассмотреть понятие «ночь» в литературе периода Конституции (Машрута), выявить смысловую нагрузку понятия «ночь» как приёма сравнения;

- определение условий появления «литературы ночи» во взаимосвязи с культурой и социально-политической обстановкой того времени;

- рассмотрение с современной точки зрения произведений таких известных поэтов, воспевавших ночь, как Нимо Юшидж, Сухроб Сипехри, Сиявуш Касраи и др.;

- выявить на основе обширного художественного материала и завершенных исследований роль и место «литературы ночи» в современной поэзии Ирана.

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании впервые в истории востоковедения предпринята попытка рассмотрения и изучения литературного течения «литература ночи» с начала его возникновения до настоящего времени. Тема «литература ночи» в персидской поэзии впервые подвергается всестороннему анализу в плане отдельного монографического исследования. Научная новизна диссертации заключается еще и в том, что в ней впервые осуществляется полный анализ произведений иранских поэтов, приверженцев течения «литература ночи», аргументированно показывается плодотворное влияние национальных традиций и новаторство иранских поэтов, определяется место данного литературного течения в сокровищнице духовных ценностей иранского народа в XX и начале XXI вв.

В диссертации определяются особенности «литературы ночи», исследуются сюжеты, конфликты и противостояние национальных образов и характеров, творческие стили, в том числе формы нереалистического отражения действительности особенно романтический пафос в иранских романтических произведениях.

Из завершенных научных исследований на данную тему в первую очередь, можно назвать книги «Золото в меди» («Тилло дар мисс») - Ризы Барохани, «Новая поэзия от истоков до сегодняшнего дня» («Шеъри нав аз огоз то имруз») - Мухаммада Хукуки, статьи Хусрава Фаршиварда, Мухаммада Шафии Кадкани, Худои Шарифова, Умара Сафара, Таккии Пурномдорияна и др.

Необходимо подчеркнуть, что научно-теоретическую основу настоящего исследования составили работы таких известных ученых Ирана, как Шамс Лангруди и Саид Махмуд Зарфани.

Методология исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляет индивидуальный анализ творчества литераторов, исследования литературоведов, текстологов и иранистов различных школ и направлений. Автор в своих поисках руководствовался методологическими достижениями отечественных и зарубежных ученых. Исторический принцип исследования базировался на традиционной и новой методологии. Совмещение традиционной точки зрения, взгляда «изнутри», с позициями современного литературоведения обеспечивает необходимый историзм, позволяет более адекватно интерпретировать рассматриваемую проблему и делать важные теоретические выводы о характере развития «поэзии ночи» в целом. В работе также были применены методы сравнительно-исторического и сравнительно-типологического анализа.

Научная ценность работы. Работа представляет определенный интерес для ученых-литературоведов, занимающихся изучением истории литературы Ирана, выявлением и описанием литературной и политической обстановки исследуемого периода.

Помимо этого, результаты диссертации могут быть использованы при изучении истории современной персидской литературы, составлении учебников для филологических факультетов высших учебных заведений и общеобразовательных школ, написании диссертационных работ, чтении спецкурсов и проведении семинаров. Определенный интерес работа представляет и для таджикских писателей.

На защиту выносятся следующие положения:

. Рассмотрение категории времени (ночь) в творчестве поэтов хорасанского стиля.

. Выявление ассоциативно-символических образов ночи как особого индивидуального восприятия картин ночи.

. Сравнительный анализ образа ночи в творениях Фирдоуси и в творчестве других поэтов.

. Исследование картин ночи в творчестве поэтов иракского и индийского стилей.

. Выявление основ формования «литературы ночи» и роли поэтов этого направления в современной литературе Ирана.

. Выявление влияния и роли политических событий того времени на формирование и развитие «литературы ночи».

. Сравнительный анализ творчества поэтов «литературы ночи» с творениями поэтов-классиков, на основе сравнения их художественных и изобразительных средств.

Источники исследования. Основным источником и материалом диссертационного исследования послужили произведения выдающихся современных поэтов Нимо Юшиджа, Сухроба Сипехри, Фуруги Фаррухзод, Сиявуша Касрои и других последователей «новой поэзии» Ирана.

Наряду с этими источниками в диссертации, при необходимости, были использованы также стихи классиков и поэтов периода революции Машруте (конституции) Маликушшуаро Бахара, Эраджа Мирзо, Парвин Эхтисами, Арефа Казвини.

На основе подробного анализа творчества вышеназванных поэтов автор диссертации пришел к выводу, что «литература ночи» возникла именно в пятидесятые годы прошлого века, благодаря нововведениям поэтов школы Нимо. Исходя из этого тезиса, основной акцент в диссертации был сделан на творчество поэтов-новаторов.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры иранской филологии факультета языков Азии и Африки

( протокол №6, 20. 11. 2011г.) ТНУ.

По теме диссертации в научно-литературных журналах, областных и республиканских коллективных научных сборниках напечатаны четыре статьи, список которых приводится в конце автореферата.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав,

заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Анализ художественных особенностей «Адабиёти шаб» («Литературы ночи») современной поэзии Ирана