Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Антиутопический роман У. Голдинга "Повелитель мух": своеобразие жанра Кузнецова Алена Владимировна

Антиутопический роман У. Голдинга
<
Антиутопический роман У. Голдинга Антиутопический роман У. Голдинга Антиутопический роман У. Голдинга Антиутопический роман У. Голдинга Антиутопический роман У. Голдинга Антиутопический роман У. Голдинга Антиутопический роман У. Голдинга Антиутопический роман У. Голдинга Антиутопический роман У. Голдинга Антиутопический роман У. Голдинга
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 От «Утопии» Т. Мора к антиутопии У. Голдинга «Повелитель мух»: генезис и эволюция жанра антиутопии в английской литературе с, 18

1.1. «Утопия» Т. Мора как исходная модель для формирования жанров утопии и антиутопии с. 18

1.2. Эволюция жанров утопии и антиутопии в английской литературе XX века с. 48

ГЛАВА 2 Особенности антиутопического мира в романе У. Голдинга «Повелитель мух» с, 78

2.1 К «Мир детства» в романе У- Голдинга: по ту сторону цивилизации с, 78

2.2. Художественный мир романа «Повелитель мух» как отражение антиутопического сознания с, 130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 165

БИБЛИОГРАФИЯ с. 174

Введение к работе

Литературный жанр антиутопии сформировался в XX веке - в период бурных социально-политических и культурных катаклизмов. Становление жанра приходится, с одной стороны, на время мировых войн и тоталитарных режимов, с другой стороны, на период, отмеченный интенсивным развитием науки и техники. Выражаемая в различных социальных слоях настороженность по отношению к техническому прогрессу и росту промышленности, способствующим созданию потребительского деперсони-фицированного общества, сопровождается разочарованием в социалистической утопии, практически реализованной в СССР, и в демократическом государственном строе, обнаружившем свою неспособность быть подлинно гуманным.

Антиутопия XX века представлена литературами многих стран: самые известные романы-антиутопии принадлежат английским авторам О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932), Д. Оруэллу «1984» (1949); в России дань жанру отдал Е. Замятин («Мы», 1923), в Америке - Р. Брэдбери («451 по Фаренгейту», 1953). Особым типом антиутопического романа стала книга Уильяма Голдинга «Повелитель мух» (1954),

Одной из актуальных проблем современного литературоведения является создание типологии антиутопического романа XX века, в основу которой могут быть положены том числе и выявляемые специфические национальные разновидности последнего. Особый интерес представляет исследование разнообразных форм художественной условности, иносказания, отмечаемых в современном романе-антиутопии.

В произведениях антиутопической направленности выстраивается особый идейно-художественный универсум, в котором возможное выступает как данное, идея превращается в реальность, мечта человека - в дей-

ствительность. Как верно замечает ML Мид, «... мечты одного человека -это кошмары другого»1.

Для понимания специфики антиутопии прежде всего необходимо выявить архетипические признаки утопии. Отдельные темы, приемы, присущие жанру антиутопии, мы встречаем в мировой утопической литературе предшествующих эпох. Этим обусловлено наше обращение к истории жанра утопии, в частности, к произведению Томаса Мора (More Thomas) «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», давшему название всему жанру. Уже в рамках этого произведения отмечены некоторые негативные черты утопии, которые сегодня могут быть названы аптиутопическими. В ходе исторического развития общества, с одной стороны, и жанра утопии, с другой стороны, отмечается накопление негативных элементов в утопической литературе, что и приводит к их обособлению в рамках жанра антиутопии, ярким примером которого является роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» (William Golding "Lord of the Flies", 1954).

В качестве основных черт, характеризующих антиутопию как литературный жанр, отмечаются следующие: «Структурный стержень антиутопии - псевдокарнавал- Принципиальная разница между классическим карнавалом, описанным ММ Бахтиным, и псевдокарнавалом, порожденным тоталитарной эпохой, в том, что основа карнавала - амбивалентный смех (то есть смех, содержащий в себе как экзистенциальный страх, так и освобождение от страха посредством его осмеяния - А.К), основа псевдо-карнавала - абсолютный страх»2. Наиболее приемлемым в этой связи нам представляется понимание ''антиутопии'1 как пародии на жанр утопии либо на утопическую идею в целом3.

1 Mead М. Toward More Vivid Utopia / M. Mead II Katcb G.(red.). Utopia. P. 44.

2 Ланин Б.А. Антиутопия II Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред.
А.Н. Николгокииа. М., 2001. С. 38-39.

Там же, с, 38,

Вера в силу и непобедимость разума, руководствуясь которым человечество построит гармоничное общество, способное удовлетворить материальные потребности каждого и в конечном итоге осчастливить всех, превратилась в утопию. Социальная справедливость по-прежнему остается недостижимым идеалом, а неудачные социальные эксперименты лишь способствуют росту числа литературных произведений, диаметрально противоположных утопии, - росту литературы антиутопической, базирующейся на тех же основах, что и литература утопическая. Характеризуя жанровое своеобразие романа У, Голдинга, мы исходили из положения Ю. Тынянова о том, что «каждый термин теории литературы должен быть конкретным следствием конкретных фактов»4.

Жанр антиутопии получает различное толкование, что определяется сложностью его идентификации. Наряду с термином "антиутопия'1 в работах отечественных и зарубежных литературоведов встречаются такие обозначения, как: "дистопия" - искаженная, перевернутая утопия; "какотопия" - «страна зла»5; "роман-предупреждение11 - критика социальной действительности, жанр, к которому обращался в своем творчестве Г, Уэллс. Каждый из предлагаемых терминов связан с обозначением частных особенностей отдельных антиутопических произведений. Термин же "антиутопия", на наш взгляд, имеет наиболее общий характер, что позволяет объединить разнообразные антиутопические жанровые модификации. В своем исследовании мы будем использовать термин "антиутопия11 в качестве рабочего.

Истоки жанра антиутопии восходят к жанру утопии, и все они были четко обозначены Томасом Мором; его роман «Утопия» явился прологом последующего развития антиутопии в XX веке. Общим в утопии Т. Мора и антиутопии У. Голдинга является убеждение этих авторов в том, что счастье может быть реализовано принудительно. Правда, в оценке этого факта

Тынянов Ю.Н, Литературный факт // Тынянов ЮЛ, Поэтика. История литературы. Кшю. N1,1977.-С. 270. Новая философская энциклопедия; В 4 тт. Т, 4, М., 2001. _ С. 154,

6 они существенно расходятся. Так, утописты считают таким образом достигаемое счастье не только допустимым, но и необходимым; авторы же антиутопий, как правило, кладут на одну чашу весов общее счастье, а на другую - свободу личности; общее счастье достигается за счет ущемления личных свобод, а значит, его необходимость является сомнительной. Две жанровые модели - утопия и антиутопия - оказываются антитетичными друг другу.

В идеальном государстве Мора тщательным образом описаны мельчайшие подробности: топография острова, способы обработки почвы, виды напитков и форма оборонительных сооружений, политическое устройство общества, развлечения и строительство, семейная жизнь и организация питания, награждение заслуженных граждан, религия утопийцев, торговля, наука, военное искусство. Всё подчинено строгому распорядку и дисциплине- Нормой считается аскетизм, напротив, роскошь и бездеятельность строго осуждаются и подлежат суровому наказанию. Господство симметрии и принудительная гармонизация - типичные свойства утопического сознания. Взаимоотношения граждан основываются не на выборе, не на свободном волеизъявлении, а на внешнем принуждении и самопринуждении, и это выдается за естественные условия стабильного счастья.

Утопия Мора представляла собой страну счастья, возможного на земле, но основанного на принципах, радикально отличающихся от христианских представлений о рае. Заселена эта страна счастья людьми, организованными исключительно рационально, даже прагматически.

Текст «Утопии» изобилует аллюзиями, которые с равной степенью вероятности могут стать как ключом к разъяснению отдельных частей текста, так и источником их неверного толкования. Мор сознательно разрушает иллюзию реальности. Ирония над элементарной логикой в применении к предложенной автором «Утопии» дилемме является свидетельством

невозможности её разрешения, в противном случае предложенное описание придется признать бессмысленным и ошибочным.

Исходя из определения критериев литературного жанра утопии, «Утопию» Т. Мора можно назвать образцом жанра. Для утопии характерно выраженное стремление убедить читателя в правдивости сказанного, в утопии есть проводник, или рассказчик, и слушатель. Полностью вымышленным, призванным поощрять читателя к размышлению и спору, является в утопии место действия, не существующее или географически сомнительное, описанием которого обычно открывается утопическое сочинение. Характерны пространные рассуждения о природе, моральном долге, личности и религии.

Приемы, используемые авторами утопий и выступающие жанрооб-разующими признаками, следующие: замкнутость пространства, ограниченность места действия, дидактичность, акцентирование на общественном начале, а не на личном, обобщенность в структурировании реальности, претензии на научную обоснованность данного проекта,

В центре утопии - государственное устройство, в антиутопии - человек, этим устройством обезличенный. Направленная против тоталитарного государства в защиту человека, антиутопия анализирует искажения, которые претерпевает личность, подавленная технократией и тоталитарной властью. Деформация личности начинается с детства, с искажения человеческой природы.

В целом, анализ утопического и антиутопического текста позволяет выделить объединяющие их черты:

оригинальная экспозиция*, читателю с первых строк представлено описание природы острова или страны, после чего он погружается в повседневную действительность утопического или антиутопического государства; это необходимый художественный прием, поскольку он предполагает создание особого мира или реальности;

смешение различных стилей: в первой части «Утопии» Т. Мора автор рассказывает читателю о государстве, формах правления и жизни простых людей от первого лица, а во второй части представлено повествование от третьего лица, в роли которого выступает проводник - Рафаил Гитлодей, В антиутопии У, Голдинга «Повелитель мух» рассказчиками являются главные участники происходящего на острове; авторскую точку зрения на происходящее выявить трудно, что и привело к различным трактовкам и интерпретациям романа;

использование исторических фактов и культурных ассоциаций: утопия претендует на изображение реально существующего государство; антиутопия имеет глубокие корни в реальности;

парадоксальным является то, что в "идеальном" утопическом обществе жизнь является неприемлемой по моральным соображениям, а несовершенное, но реальное общество в антиутопии обладает рядом преимуществ,

В настоящее время жанр антиутопии является объектом рассмотре
ния в рамках различных научных дисциплин. В нашем исследовании учи
тываются философские и культурологические работы отечественных и за
рубежных исследователей: А.Ф. Лосева, Г. Маркузе, 3, Фрейда, Э. Фромма,
М Хайдеггера, Е. Шацкого, Наш подход базируется на идеях, которые бы
ли высказаны в работах отечественных литературоведов: A.M. Зверева,
М.М Зинде, В.В. Ивашевой, Б.А. Лапина, Н.П. Михальской,

B.C. Рабиновича, И.О. Шайтанова; в анализе также учитываются исследо
вания С.С Аверинцева, ЛЛ. Гинзбург, Ю.И. Кагарлицкого,
С JL Кошелева, В.А. Лукова, Б.А, Минц.

Роман породил на Западе целую литературно-критическую индустрию, полную разночтений и взаимоисключающих суждений, он и по сей день привлекает внимание зарубежных литературоведов. Необычайное разнообразие литературно-критических оценок и крайне противоречивое

представление о первом романе Голдинга объясняется различными методологическими и философскими позициями исследователей. Учитывая разные идеологические установки авторов-аналитиков, мы выделяем следующие принципиально разнящиеся подходы к трактовке романа:

роман трактуется как религиозное произведение, развивающее христианскую доктрину первородного греха и грехопадения (С, Хайнц, Ф. Кермуд);

как воплощение экзистенциалистской философии (Ф, Карл, Т, Бойл);

как иллюстрация к учениям 3- Фрейда и К, Юнга, ибо автора волнует вопрос о соотношении сознательного и бессознательного, индивидуального и коллективного в человеческом поведении (Е. Эпштейн, К. Розенфилд);

роман рассматривают в связи с индивидуальным мифотворчеством автора, связанным с античными традициями (Дж. Бейкер, Марк и Ян Гре-гор)6.

До сих пор «Повелитель мух» рассматривался в отечественном литературоведении как философско-аллегорический роман7, как фантастиче-ский роман , либо как роман-притча. В этих работах сделаны попытки показать сложность авторских взглядов, выявить законы жанра, а также рас-смотреть конкретные формы реалистических и модернистских тенденций.

6 Hyncs S. William Golding / S.Hynes II Critical Essays on William Golding. New York -London, Columbia univ, press, 1964, 48 p.; Kermode F. The Meaning of it all II Books and Bookmen. V, October 1959. 77 p,; Epstein E.L. Notes on Lord of the Flies II Lord of the Flies. N.Y. 1959, 250 p.; Rosenfield C. Men of a Smaller Growth: Л Psychological Analysis of William Golding's "Lord of the Flies". Literature and Psychology, XI (Autumn, 1961). NT. pp.83-101; Kinkead-Weekes, Mark, and Gregor Jan. William Golding: A critical study. London: Fabcr and Faber. 1967. 257p.; Baker, James R, William Golding: A Critical Study. New York. St.Martin's Press. 1965. 189 p.

Зииде M.M, Творчество Уильяма Голдинга. К проблеме философско-аллегорического романа: автореферат дис. ... канд. филол. наук. М., 1979; Минц Б.А, Роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» как образец английской философско-аллегорической прозы: дис. .., канд. филол. паук. Л., 1988.

8 Коителев C.JL Философская фантастика п современной английской литературе: (Романы ДжЛЧ\ Толкина, У. Голдинга и К.Уилсопа 50-х-бО-х гг.): автореф. дис. ... канд. филол, наук. Мм 1983,

Нередко исследователи творчества У, Голдинга ограничиваются констатацией факта противоречивости взглядов и творческого метода романиста, преувеличивая критический пафос в мировоззрении писателя как разоблачителя рационалистического начала в человеке,

Н,П. Михальская считает, что философской основой творчества Голдинга является экзистенциализм, хотя и проявляющийся не так открыто, как у Камю и Сартра . В диссертационной работе Б, Минц подробно рассматриваются причины глубокого пессимизма романов Голдинга, при этом исследователь говорит о влиянии на Голдинга экзистенциалистской философии и о натуралистическом методе, ибо во главу угла писателем ставится биологическая детерминированность человека10.

Как антиутопия роман Голдинга «Повелитель мух» в отечественном, да и в зарубежном, литературоведении еще не рассматривался. Тот факт, что роман написан в жанре антиутопии, лишь кратко упомянут в работе В.А. Лукова11; Н.П, Михальская и Г,В, Аникин относят данное произведение к жанру философско-аллегорического романа , они же определяют его форму как роман-предупреждение.

Новизна нашего исследования определяется большим количеством жанровых дефиниций. Сам Голдинг отвергал упрощенные интерпретации своего романа, предлагаемые представителями различных течений английского литературоведения, а также философами и психологами. Собственные взгляды на трактовку романа он высказывает в статьях «Подвижная мишень» («A Moving Target»), «Утопии и антиутопии», а также в интервью

9 Михальская Н.ГІ Зарубежная литература, XX век / Под общ. ред. ИЛ. Михальской.
М, 2003. -464 с.

10 Минц Б.А, Роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» как образец английской фи-
лософско-аллегоричсской прозы: автореф... канд. филол. наук, Л.,1988,

Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. М.,2003.-С.434. 12 Михальская H.FL, Аникин Г.Б, История английской литературы. М., 1998. - С490.

11 с Байлсом , Нам представляется целесообразным рассмотрение романа У, Голдинга «Повелитель мух» в рамках жанра антиутопии.

Актуальность нашего обращения к роману антиутопической направленности обусловлена тем, что антиутопия не стала объектом глубокого и системного анализа вследствие ряда объективных причин: произведения этого жанра стали доступны рядовому российскому читателю в 90-е годы XX века; основная масса критиков и литературоведов сосредоточила свое внимание на политической проблематике антиутопии, оставляя без внимания ее идейно-художественные особенности.

Объектом нашего исследования является роман У- Голдинга «Повелитель мух».

Предмет исследования - антиутопический мир, созданный У. Голдингом,

Цель работы заключается в выявлении специфических жанровых черт произведения У. Голдинга «Повелитель мух» как антиутопического романа.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда частных задач:

рассмотреть общие истоки утопии и антиутопии как литературных жанров;

проследить накопление в классической утопии (на материале «Утопии» Т. Мора) негативных характеристик, позже ставших жанрообразующи-ми признаками антиутопии;

проследить эволюцию и выявить основные тенденции развития жанра антиутопии в английской литературе XX века;

определить особенности изображения "мира детства" и детских образов в романе У. Голдинга;

13 Беседы Уильяма Голдинга, Сост., пер. с англ, и вступ. Левітдовой И. // Иностранная литература. 1973. № 10.

выявить особенности антиутопического мира в романе У, Голдинга «Повелитель мух» в целом и его пародийной составляющей в частности.

Научная новизна исследования определяется предпринятой попыткой более глубокого осмысления структуры антиутопии, ее природы и функции, что позволило уточнить уже имеющиеся в литературе определения жанра антиутопии в связи с романом, находящимся в центре нашего внимания.

Несмотря на достаточно широкое распространение жанра антиутопии, в литературоведении нет его исчерпывающего анализа. Труды А. Зверева, В.П- Шестакова, В, Чаликовои посвящены частным аспектам антиутопии (их авторы делают акцент на личности, на месте и роли человека в тоталитарном обществе14) и потому не дают целостного представления о её художественном мире. Основная же масса имеющейся критической литературы сводится к рецензиям и журнальным статьям общего характера, имеющим ярко выраженную идеологическую окраску.

Антиутопическое сознание так же естественно для человека, как и сознание утопическое- Авторы антиутопических произведений вступают в полемику с утопиями, и, пользуясь приемами сатиры, фантазии, гротеска, иронии, высмеивают идеализированное общественное устройство и порождаемые им человеческие качества.

Если утописты предлагали человечеству рецепт спасения от всех социальных и нравственных бед (Т. Мор «Утопия», 1516; Т. Каммпанелла «Город Солнца», 1602; Ф. Бэкон «Новая Атлантида», 1627 и др.), то антиутописты, как правило, предлагают читателю самому разобраться в том, как и чем расплачивается простой обыватель за всеобщее счастье (Дж,

Зверев А. Когда пробьет последний час природы; Антиутопия XX века // Вопросы литературы. 1989. №1. - С.26-69; Шестаков В. Социальная антиутопия Олдоса Хаксли - миф и реальность // Новый мир. 1969, Т.7. - С.230-247; Чаликова В.А. Крик еретика // Вопросы философии, 1991, №1. - С. 16-27.

Свифт «Путешествия Гулливера», 1726; Г, Уэллс «Остров доктора Моро», 1896). Основным жанровым признаком антиутопии является художественная репрезентация антиномии двух миров: реального — как злого и ужасающего, и альтернативного - идеального как благого, доброго. В антиутопических романах всегда присутствует проблема экзистенциального выбора, совершаемого главным героем произведения, ибо в любой антиутопии сохраняется установка на идеал. С обострением трагичности мироощущения европейского человека внутри жанра происходят неизбежные трансформации, и антиутопическая составляющая в первой половине XX века становится доминирующей.

«Повелитель мух» У. Голдинга - роман, характерный для эпохи ядерной угрозы; его отличает особое внимание к внутреннему миру человека в контексте кризиса цивилизации, к сложившейся ситуации нравственного выбора в условиях девальвации моральных ценностей- Роман занимает особое место среди множества мрачных, безысходных антиутопий, современных апокалипсических видений, романов - изоляций, антиробинзонад (Дж. Оруэлл «Скотный двор», О, Хаксли «О дивный новый мир»).

Антиутопический роман «Повелитель мух» построен по следующему принципу: читателя вводят в воображаемое общество и предлагают ему лично убедиться в том, какая кошмарная жизнь ожидала бы его, будь проекты утопистов реализованы на практике. Личность в антиутопическом обществе Голдинга практически разрушена. Эволюционирует несвобода человека.

Одним из жанрообразующих признаков является и то, что антиутопия — персоналистична, так как окружающий мир познается через чувства и мысли героя. Антиутопия приводит к заключению, что потребность человека к росту, творчеству, изменению является универсальной, она призвана способствовать историческому самопознанию. Регресс мира антиутопии приводит к деградации личности, отсутствию стремления к литера-

туре и искусству. Отсутствие культуры в целом ведет к саморазрушению личности через ее порабощение,

«Повелитель мух» наглядно демонстрирует социально-этические и политические формы проявления антиутопического конфликта. По мнению писателя, изначальная дисгармония человеческой природы, трагически усугубленная развитием цивилизации, порождает такие явления, как тоталитаризм. В романе представления о власти ассоциируются с подавлением и уничтожением инакомыслящих (охотники во главе с Джеком). Трагическая двойственность человеческой природы, приводит к слабости, обреченности, отсутствию взаимопонимания (Ральф, Хрюша, Саймон),

Одной из антиутопических черт романа Голдинга является то, что в нем противопоставлены два мира - тоталитарный и естественный. Свободный мир постепенно сужается, тоталитарный мир поглощает его в прогрессии.

В «Повелителе мух» Голдинг пародирует буржуазно-идиллическую литературу викторианской эпохи («Коралловый остров» P.M. Баллаптайна, 1858 ("The Coral Island", R.M. Ballantyne)15. Писатель отвергает идею исключительности нации, представление об англичанах как единственных миссионерах прогресса и христианской морали. Он не придерживается точки зрения о поступательности прогресса, игнорирующего сложность человеческой природы и делающего ставки либо на разумное изменение общества, либо на эволюцию науки и техники.

Постановка означенного круга задач послужила основанием ограничения исследуемого материала, В частности, вне пределов нашего внимания остались произведения Уильяма Голдинга, не менее значимые в художественном и мировоззренческом отношении - «Шпиль», «Наследники» и другие.

15 Беседы Уильяма Голдинга. Сост., пер. с англ. и вступ. Левидовой И* // Иностранная литература, 1973. № 10 - С.215.

В основу методологии исследования положен метод системного анализа, включающий в себя:

метод контекста в сочетании с литератур но-исторической реконструкцией;

типологический метод;

метод сравнительного анализа;

метод текстологического анализа.

Круг задач, решаемых в исследовании, определил структуру работы, которая состоит из Введения, двух глав - «От «Утопии» Г. Мора к антиутопии У. Голдинга: генезис и эволюция жанра антиутопии в английской литературе» и «Особенности антиутопического мира в романе У, Гопдшіга «Повелитель мух», Заключения и Библиографии.

Положения, выносимые па защиту. Проведенный историко-литературный анализ романа-антиутопии У. Голдинга «Повелитель мух», а также критический обзор литературоведческих работ, посвященных творчеству писателя, позволяет сформулировать ряд концептуально значимых положений:

1. В утопических произведениях эпохи Возрождения (Т. Мор «Утопия», Ф- Бэкон «Новая Атлантида») мы наблюдаем, кроме позитивных утопических элементов, накопление элементов негативных, ведущих к появлению в XX веке нового литературного жанра — антиутопии. Жанры утопии и антиутопии тесно связаны друг с другом, В «Утопии» Т. Мора реализована идея обобществления средств производства, господствует коммунистический труд и распределение по потребностям. Наряду с этим появляется такая антиутопическая черта, как отсутствие семьи, основанной на кровном родстве- Утопические труды Платона, Т. Мора, Ф. Бэкона и их многочисленных последователей послужили моделью для формирования жанра антиутопии, так как провозглашенный в них

16 идеал сопровождался отказом от традиционных гуманистических и демократических ценностей,

  1. Жанр утопии эволюционировал от описаний совершенного общественного строя, восходящих к легендам о «золотом веке», «земном рае» и «блаженных островах», обнаруженных мореплавателями в эпоху великих географических открытий XV - XVIII веков. Современный утопизм отличается от утопизма эпохи Возрождения, поскольку название этого жанра служит для обозначения всех сочинений, содержащих нереальные планы радикального переустройства общества. Возрождение жанра утопии происходит в XX веке, в период интенсивного пополнения собственно научных знаний о социуме, но при этом утопия утрачивает свою познавательную роль. Технический прогресс и социальные катак-лизмы становятся причиной рождения жанра антиутопии, роль которой определяется стремлением защитить традиционные гуманистические и демократические ценности от рационализированной технократической цивилизации. Исторически антиутопия восходит к сатирическим тради-циям Ф. Рабле и Дж. Свифта, а также к романам-предостережениям Дж, Лондона и Г, Уэллса. Яркими примерами антиутопий являются произведения О. Хаксли «О дивный новый мир» и Дж. Оруэлла «1984»,

  2. В антиутопическом романе «Повелитель мух» У, Голдинг ставит эксперимент, имеющий целью доказать, что человеку угрожает социальный и нравственный регресс в отрыве от цивилизации; автор пытается выявить условия, при которых разрушительные инстинкты обостряются- В рамках проведенного исследования доказывается, что общество несет на себе отпечаток человеческой натуры.

  3. Роман У. Голдинга «Повелитель мух» является отражением антиутопического сознания, К антиутопическим жанрообразующим признакам романа можно отнести обнаруживаемую негативную эволюцию художественного мира, в котором присутствует скудный материальный мир.

Бездуховность героев ведет к их деградации. Однополость, отсутствие семьи, незнание своих фамилий предполагает унификацию субъектов в антиутопическом обществе. Нежелание нести личную ответственность приводит к снятию чувства вины, эволюционирует личная несвобода. В романе противопоставляются тоталитарный и естественный миры, причем мир естественный постепенно поглощается миром тоталитарным.

«Утопия» Т. Мора как исходная модель для формирования жанров утопии и антиутопии

Утопическое сознание существовало в качестве особой мировоззренческой позиции задолго до появления самого термина утопия и литературного жанра как такового либо в форме мечты о «золотом веке», либо как философская идея о совершенном обществе. Важно подчеркнуть» что сами представления о «благословенном месте» по своему ценностному наполнению у разных субъектов могут быть довольно различными и даже диаметрально противоположными, причем как на индивидуальном уровне, так и на уровне общественного сознания. Эти представления могут носить как прогрессивный, так и реакционный характер. Кроме того, когда утопическими средствами обосновывается отрицание идеала, то возникает негативная утопия, или антиутопия.

Мировая утопическая литература достаточно обширна. Утопическая мысль за время своего исторического существования переживала периоды взлёта и падения, успехов и неудач. Утопические, как впрочем и антиутопические, тенденции в литературе и философской мысли зарождаются намного раньше эпохи Возрождения, Так, первые признаки утопии можно увидеть в книге Платона «Государство», Однако одновременно «Государство» Платона несет в себе и негативные моменты,

Платон противопоставляет утопию, или проект наилучшего государства, другим - не идеальным - формам государственного правления. Как и в олигархии, наилучшим государством руководят немногие, но этими немногими могут стать только лица, действительно способные управлять, благодаря природным задаткам и одаренности, а также вследствие долголетней предварительной подготовки. Позднее эта идея Платона найдет отражение в романе-антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир».

Основным принципом, определяющим идеальное государственное устройство, Платон считает справедливость. По его мнению, такое государство, во-первых, должно обладать силой и средствами защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения, во-вторых, оно должно обеспечивать всех членов общества материальными благами; в-третьих, на государство возлагается миссия руководства развитием духовной деятельности человека и творчеством.

Осуществление этих задач приравнивалось к осуществлению идеи блага как высшей "идеи", правящей миром. Многие философы справедливо считают утопическую идею Платона о возможности руководства со стороны государства духовной деятельностью личности и творчеством по сути своей антиутопичной. Позднее именно эта идея легла в основание одного из главных жанрообразующих признаков антиутопии.

Классовое расслоение общества определяется, по Платону, различием нравственных задатков, позволяющим выделить три разряда людей; (1) крестьяне, ремесленники, купцы; (2) стражи и (3) правители. Платон рассматривает различие нравственных задатков по аналогии с разделением хозяйственного труда, а в разделении труда он видит основу общественного и государственного устройства. Значение разделения труда в жизни государства Платон рассматривает с позиции потребителей: каждая вещь производится легче, лучше и в большем количестве при условии, если человек выполняет одно дело в полном соответствии со своей природой и в благоприятное время. Подобную картину мы встретим у О. Хаксли: низшие касты заняты выполнением лишь одного монотонного действия, чуждого творчеству, так как творческие люди умеют думать, а это вредно и опасно для верхушки власти в антиутопическом мире.

В совершенном государстве должны существовать многочисленные отрасли общественного труда: работники, добывающие средства питания, строители, портные, а также люди, изготавливающие инструменты. Работники составляют низший класс, над ними - стражники и высший класс, правители. Эта антиутопическая идея позже находит свое развитие у Ф. Рабле - в главе о Телемском аббатстве, где для обслуживания избранных, отличающихся красотой, статностью и обходительностью, создан город ремесленников. Ф. Рабле ставит под сомнение возможность счастья всех по единому образцу, ибо девиз «делай что хочешь» превращается в правило, где все делают то, чего хочет один,

В совершенном государстве Платона образование и воспитание также ставится в зависимость от нравственных задатков. Низший класс не нуждается в особом образовании. Для сословия стражей образование состоит в гимнастике и музыке для укрепления в их душе элемента, который питает выносливость и мужество. Для этого сословия Платон предлагает общность жен, мужей и детей, которая дополняется запретом на любую форму собственности: «Пусть же жены стражей снимают одежды, пусть принимают они участие в войне и в прочей защите государства и пусть не отвлекаются ничем другим»16. Идея общности имущества получит свое развитие и в антиутопическом мире Дж, Оруэлла,

Эволюция жанров утопии и антиутопии в английской литературе XX века

XX век ознаменовался бурным развитием утопической мысли- Интенсификация научно-технического прогресса и заметное влияние научных достижений на качество жизни породили у масс иллюзию возможности неограниченного совершенствования материальной стороны человеческого существования. Люди сочли вполне реальной мысль о преобразовании природы и общественного устройства по единому образцу совершенной машины, общественным сознанием овладела так называемая «научная эйфория».

Как уже отмечалось ранее, классическая утопия вплоть до первого десятилетия XX века описывала острова, города и страны, изобильные и цветущие. Утопия XX века и до настоящего времени принципиально игнорирует эти "природные" моменты.

Герберт Уэллс (Herbert Wells, 1866-1946), становится знаковой фигурой в утопической литературе XX века. В романе «Люди как боги» («Men Like Gods», 1923) он создает утопическую модель «идеального общества», подчиненного научно подтвержденной целесообразности. Опираясь на традицию Т. Мора, Уэллс противопоставляет несовершенному земному обществу, в котором царит «старая концепция социальной жизни государства как узаконенной внутри определенных рамок борьбы людей, стремящихся взять верх друг над другом» , подлинно научное общество - Утопию-Заглавие романа свидетельствует об опоре Уэллса на традицию, идущую от Мора. Однако история утопии, смоделированная Уэллсом, связана с историей человечества. Развитие науки и техники, приведшие к резкому росту качества материальной жизни, породило и ряд процессов, опасных для общества: истощение ресурсов и вооруженную борьбу за них, неконтролируемый рост рождаемости и так далее. В результате развития общество деградировало настолько, что оказалось «перед началом новой вереницы Темных Веков, подобных тем, которые предшествовали эпохе открытий»53. Интеллектуалы объединились, и через некоторое время Утопия превратилась в научное общество, где «решения в каждом конкретном случае принимаются теми, кто лучше других осведомлен в данном вопросе»5 . В мире Уэллса нет ни политики, ни частного богатства, ни полиции, ибо его мир показан в период расцвета, когда за общественную гармонию еще не нужно платить свободой отдельной личности.

В основу утопической модели XX века легла идея «творческой эволюции», элементы которой и проявились в романе Г- Уэллса «Люди как боги»: «...наука научилась управлять наследственностью, и чуть ли не каждый ныне живущий утопиец принадлежит к типу, который в недалеком прошлом именовался деятельным и творческим, В Утопии нет малоспособных людей, а слабоумные отсутствуют вовсе.., злобные и завистливые характеры уже в значительной степени исчезли»55.

«Творческая эволюция» в утопической модели в XX веке направлена на эволюцию внутреннего мира человека, на изменение его собственной природы, так как утопия этого периода бросала вызов человеку, преобразованному в заранее предопределенном, заданном направлении. Точкой отсчета в английской утопической литературе этого периода являлось счастье человека. Эта черта была свойственна и утопии эпохи Возрождения; однако наблюдается весьма существенное различие: утопии XX столетия отличаются тем, что английский гуманизм основывается на идее самоценности человека; человек перестает рассматриваться как средство для воплощения какого-то высшего замысла.

К «Мир детства» в романе У- Голдинга: по ту сторону цивилизации

Жанр антиутопии как литературное явление и как отражение определенного типа сознания можно назвать продуктом XX века. Как отмечает Дж, Кейтеб: «Антиутопизм... есть кристаллизация ряда идей, позиций, мнений, чувств, которые существовали в течение столетий». Развивая мысль о «кристаллизации», Кейтеб продолжает: «и не что иное, как развитие техники и естественных наук ответственны за эту кристаллизацию» . Кристаллизация антиутопии как жанра была инспирирована Первой мировой войной и Октябрьской социалистической революцией, а ее развитие -второй мировой войной, диктатурами Муссолини, Гитлера и Сталина, атомной бомбой, холодной войной и так далее-Английская утопия первых десятилетий XX века вписывалась в систему ценностей традиционного европейского гуманизма, истоками своими уходящего в эпоху Возрождения, где точкой отсчета было счастье человека. В основу сознания антиутопического легла все та же утопическая мысль о самоценности личности. Уже в названии жанра антиутопии фиксируется не просто ориентация на негативно окрашенное описание возможного будущего, но сознательная оппозиция утопии, а именно: рассмотрение общества, претендующего на совершенство, под иным углом зрения. Определяя базовые черты антиутопического жанра, мы опираемся на точку зрения ВТ, Браунинга88, по мнению которого, антиутопию характеризуют:

1) попытка спроецировать вызывающие наибольшее неприятие черты современного автору реально существующего общества на общество воображаемое;

2) удаленное - в пространстве или во времени - расположение антиутопического мира;

3) ощущение кошмара, возникающее в результате описания негативных черт, характерных для антиутопического общества.

Как уже отмечалось ранее, расцвет антиутопии приходится на XX век. И связано это как с расцветом в первые десятилетия XX века утопического сознания, в споре с которым рождалась антиутопия, так и с приходящимися на это время попытками воплощения утопии в жизнь, с приведением в движение тех социальных механизмов, благодаря которым массовое духовное порабощение на основе современных научных достижений стало реальностью.

XX век развеял мифы человека как о себе самом, так и о возможном новом «золотом веке», который возродится на базе научно-технического прогресса. Размышляя о страшных событиях середины века, Голдинг сопоставил то, что знал о Германии, с тем, что видел в Англии, и пришел к выводу, что нацистская Германия лишь «особого рода нарыв, особого рода болячка, от которой мы все страдаем. То, что творили нацисты, они творили потому, что какие-то заложенные в них возможности, склонности, пороки - называйте это как хотите - оказались высвобожденными, и они такие же люди, как и мы, но в иных обстоятельствах» Тема зла, неразрывно связанного с природой самого опасного из всех животных - человека, красной нитью проходит через все публичные выступления Голдинга, его статьи, книги. Проблема несовершенства человеческой природы, проявляющегося в самых различных сферах деятельности человека, и оставляющего свой отпечаток на плодах этой деятельности, становится одной из ведущих в творчестве Голдинга, По его глубокому убеждению, давно настало время открыть и во всеуслышание объявить, что западный мир поражен болезнью, а наиболее распространенные на Западе философские представления о природе общества и человека не способствуют ни диагностике болезни, ни ее кардинальному лечению. Выявление темных сторон человеческой души открывает возможности для нравственного прогресса. Именно поэтому Голдинг пишет роман-предупреждение, где показывает, как и какими средствами зло может захватить власть в мире,

Похожие диссертации на Антиутопический роман У. Голдинга "Повелитель мух": своеобразие жанра